Организация и методика проведения ревизии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,46 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация и методика проведения ревизии

Содержание

финансовый контроль учетный документация

Введение

. Организация контрольно-ревизионной работы

.1 Состояние контрольно-ревизионной работы и перспективы ее развития в условиях разных форм собственности

.2 Функции ревизионного аппарата государственной контрольно-ревизионной службы

.3 Ревизия как одна из форм финансового контроля, ее виды и характеристика

.4 Последовательность ревизионного процесса, его планирование и процедуры осуществления

.5 Организация и порядок проведения инвентаризаций

. Методика и техника проверки учетной документации во время ревизии

.1 Техника ревизионного исследования документов

.2 Приемы проверки документов по сути

.3 Криминалистическая экспертиза документов

.4 Способы проверки документов

Заключение

Список используемых источников

финансовый контроль ревизия учетный документация

Введение

Финансовый контроль является важнейшей функцией государственного управления. Финансовый контроль осуществляется за формированием и распределением валового внутреннего продукта (ВВП) по соответствующим фондам, за эффективным и целевым использованием средств. Он охватывает производственную и непроизводственную сферу. Цель финансового контроля - сохранение и рациональное использование народного достояния, природных богатств, всех видов ресурсов, сокращение и ликвидация разного рода непроизводительных расходов и потерь, пресечение фактов бесхозяйственности, злоупотреблений, отмывания доходов, полученных преступным путем.

Задачей финансового контроля является проверка соблюдения законов и нормативных правовых актов по вопросам финансов, бюджета, валюты, денежно-кредитных операций, выполнения финансовых обязательств перед государством, взаимных требований хозяйствующих субъектов по финансовым расчетам, своевременности и полноты расчетов работодателей со своими работниками, выплаты причитающихся гражданам компенсаций и по социальным льготам.

Финансовый контроль осуществляется различными методами, важнейшим из которых является ревизия.

Ревизия - это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизионном периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Проверка представляет единичное контрольное действие или последование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

Цель ревизии - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении финансовых и хозяйственных операций, их обоснованностью и достоверностью, целесообразностью и эффективностью.

Проведение ревизий и проверок Департаментом государственного финансового контроля Минфина РФ и контрольно-ревизионными управлениями Минфина РФ в субъектах Федерации регулируется Инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина РФ, утвержденной приказом Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н.

1. Организация контрольно-ревизионной работы

.1 Состояние контрольно-ревизионной работы и перспективы развития в условиях разных форм собственности

В условиях рыночной экономики роль контрольно-ревизионной работы значительно возрастает, поскольку борьба с экономической преступностью невозможна без участия профессионально и компетентно подготовленных работников государственной контрольно-ревизионной службы. При этом рынок требует достоверной учетной и отчетной информации о деятельности субъектов предпринимательской деятельности с разными формами собственности (государственных, частных, коммунальных и других предприятий, ассоциаций, концернов, акционерных и общих обществ и т. п.). Только объективная учетно-аналитическая информация о деятельности субъектов хозяйствование дает возможность проверить соответствие деятельности предприятий действующим законодательным и другим нормативно-правовым актам, которые ее регулируют.

Многообразие экономики и наличие разных форм собственности (государственной, частной, кооперативной, коллективной, смешанной) требуют использования разных организационных форм контрольно-ревизионной работы.

В условиях административно-командной системы хозяйствования функция финансово-хозяйственного контроля ограничивалась проверкой использования предприятиями предоставленных государством фондовых ресурсов. Нередко убытки предприятий от бесхозяйственности покрывались за счет средств государственного бюджета. Руководители предприятий не были заинтересованы в поиске источников создания товарных запасов, в рынках сбыта неконкурентоспособной продукции.

Рыночная экономика основывается на материальных интересах ее участников, она также оказывает содействие развитию и активизации контрольно-ревизионной работы.

Вместе с тем повышается ответственность предпринимательских структур за результаты деятельности, которая нацеливает предпринимателя на усиление предыдущего контроля за осуществлением хозяйственных операций.

Перестройка хозяйственного механизма предопределяет необходимость соответствующей перестройки контрольно-ревизионной работы, выдвигает к ней новые требования. Ревизии и проверки должны направляться на выявление недостатков и нарушений, обнаружение внутрихозяйственных резервов, на борьбу за экономию и бережливость.

Система контроля, которая существовала по сей день, была построена на основе административных методов управления, сориентирована на выполнение плана ревизий, проверок, обследований, что привело к формализму и снижению эффективности контрольно-ревизионной работы. Ревизии и проверки разных органов контроля (государственного, специализированного, вневедомственного) дублировали друг друга. Как следствие, практика организации контроля вступила в противоречие с принципами перестройки хозяйствования на основе развития демократии и самоуправления на производстве.

Для достижения положительных результатов ревизий и проверок следует усилить взаимодействие государственного контрольно-ревизионного аппарата с налоговыми, банковскими, финансовыми, статистическими, правоохранительными, специализированными и другими органами контроля. Вместе с тем следует повысить уровень координации всей системы контроля (согласования планов ревизий), создать координационного совета в отдельных регионах страны.

В настоящее время контрольно-ревизионные органы Министерства финансов Российской Федерации и Генеральная прокуратура Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности организации работы по борьбе с правонарушениями в сфере экономики взаимодействуют на постоянной основе по вопросам организации, проведения и реализации материалов ревизий (проверок), а также обмена информацией по укреплению законности в области финансовой, бюджетной и валютной политики Российской Федерации, разработки совместных методических рекомендаций, указаний при осуществлении контрольных функций, принятии совместных мер по единообразному применению финансового, бюджетного и валютного законодательства Российской Федерации (Положение Министерства финансов от 07 декабря 1999 г. № 89н «О порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)»).

Только четко организованная система контроля за производством и распределением общественного продукта, другими сферами общественной жизни дает возможность своевременно обнаружить и устранить факторы, которые создают преграды для эффективного ведения производства и достижения поставленной цели. Хорошо организованный контроль формирует у работников всех участков управления деловитость, компетентность и оперативность, являющиеся важным фактором решения задач экономического и социального развития общества.

1.2 Функции ревизионного аппарата государственной контрольно-ревизионной службы. Права, обязанности и ответственность ревизоров

В рыночных условиях хозяйствования, в период широкого использования автоматизированных систем управления и компьютеризации и при наличии разных форм собственности значительно повышается роль контроля, усиливаются функции и задачи государственной контрольно-ревизионной службы.

Государственный контроль осуществляется в форме ревизий и проверок. По результатам ревизии составляется акт, а проверки - справка или докладная записка. Контрольно-ревизионная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами органов регионального, краевого и местного самоуправления. Государственная контрольно-ревизионная служба действует при Министерстве финансов Российской Федерации и подчиняется нему.

Она координирует свою деятельность с местными Советами народных депутатов и органами исполнительной власти, финансовыми органами, государственной налоговой службой, другими контролирующими органами, органами прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности.

Основные функции государственной контрольно-ревизионной службы:

1)организуют работу контрольно-ревизионных подразделений по проведению ревизий и проверок, обобщают следствия документальных ревизий и проверок в случаях, предусмотренных законодательством, сообщают о них органам законодательной и исполнительной власти;

2)проводят ревизии и проверки финансовой деятельности, состояния хранения средств и материальных ценностей, достоверности учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах и других органах государственной исполнительной власти, в государственных фондах, в бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и организациях, которые получают средства из бюджета и из государственных валютных фондов;

)проводят ревизии и проверки правильности расходования государственных средств на удержание местных органов государственной исполнительной власти, учреждений и организаций, которые действуют за границей и финансируются за счет государственного бюджета;

)проводят ревизии и проверки полноты оприходования, правильности расходования и сохранение валютного средства;

)осуществляют контроль за устранением недостатков и нарушений, выявленных предыдущими ревизиями и проверками;

)разрабатывают инструктивные и прочие нормативные акты относительно проведения ревизий и проверок;

)осуществляют методическое руководство и контроль за деятельностью подчиненных контрольно-ревизионных подразделов, обобщают опыт проведения ревизий и проверок и распространяют его среди контрольно-ревизионных служб, разрабатывают предложения относительно усовершенствования контроля.

Кроме этого, органы контрольно-ревизионной службы рассматривают письма, заявления и жалобы граждан о фактах нарушения законодательства по финансовым вопросам.

Права, обязанности и ответственность ревизоров следующие.

Права:

ревизовать и проверять денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и прочие документы, которые подтверждают поступление и расходования средства и материальных ценностей, проводить проверки фактического наличия ценностей;

иметь беспрепятственный доступ на склады, в хранилища, производственные и другие помещения для их обследования;

привлекать на договорных началах квалифицированных специалистов для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных и ремонтных работ, контрольных запусков сырья и материалов, других проверок с оплатой за счет специально предусмотренных на эту цель средства;

требовать от руководителей объектов, которые ревизуются, проведения инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей, денег и расчетов, опечатывать кассы, составы, архивы, а в случае выявления подделок - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или реестры изъятых документов;

получать от банков необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средства;

получать от служебных и материально ответственных лиц письменные объяснения;

предъявлять руководителям, другим должностным лицам требования относительно устранения выявленных нарушений;

взимать в доход государства средства предприятий, полученные по незаконным соглашениям и с нарушением действующего законодательства;

накладывать на руководителей и других служебных лица административные взыскания;

применять к предприятиям финансовые санкции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Обязанности:

строго придерживаться Конституции Российской Федерации, Законов Российской Федерации;

в случаях выявления злоупотреблений и нарушений действующего законодательства передавать правоохранительным органам материалы ревизий и сообщать о выявленных злоупотреблениях и нарушении государственным органам.

При изъятии документов в связи с их подделкой ревизор обязан сообщить об этом правоохранительным органам. Изъятые документы сохраняются к окончанию ревизии или проверки. Ревизоры должны обеспечивать соблюдение коммерческой и служебной тайн.

Кроме того, ревизор обязан:

владеть комплексом способов и приемов контрольно-ревизионной работы;

объективно излагать выявленные факты нарушений и злоупотреблений;

предоставлять помощь работникам ревизуемого предприятия в устранении выявленных недостатков;

докладывать руководству подконтрольного предприятия о результатах ревизии;

проверять полноту и своевременность выполнения рекомендаций по результатам предыдущей ревизии.

Ревизор несет ответственность за:

своевременность, надлежащее качество ревизии;

объективность преподавания ее результатов;

полное или частичное утаивание выявленных нарушений и злоупотреблений или их занижения;

правильность и обоснованность выводов по результатам ревизии;

использования служебного положения в корыстных целях;

преждевременное разглашение материалов ревизии.

.3 Ревизия как одна из форм финансово-хозяйственного контроля, ее виды и характеристика

Ревизия (от лат. revisio - просмотр) - основная форма контроля.

Ревизия - форма документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности; способ документального выявления недостач, растрат, присвоений или краж средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений. Ревизия - это разносторонняя проверка деятельности предприятия для установления законности, целесообразности и эффективности действий. В словосочетании «контроль и ревизия» первое понятие является общим и абстрактным, а второе - отдельным и конкретным.

Если экономический контроль связан с общим регулированием общественных отношений, то ревизия выступает конкретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени. Ревизиям подлежат конкретные низовые участки народного хозяйства (организации, предприятия, учреждения) или органы хозяйственного управления после осуществления ими хозяйственных операций. Результаты ревизии объявляются и обсуждаются в коллективе субъекта хозяйствование, после чего обязательно применяются соответствующие мероприятия (принимаются решения), что дает возможность повсеместно обеспечить действенность ревизии.

В отличие от других форм контроля, ревизия имеет четкий правовой статус, который закрепляет границе ее распространения, сроки проведения, права и обязанности должностных лиц, порядок оформления и рассмотрения результатов. Ревизия является наиболее распространенной формой экономического контроля. А потому судебно-следственные органы из всех форм экономического контроля применяют как процессуальное средство выявления состава преступления только ревизии.

Основные причины необходимости ревизий:

низкое сознание отдельных работников относительно бережливости и сохранения общественной собственности;

не всегда эффективный предыдущий и текущий контроль со стороны руководителей, бухгалтеров и специалистов соответствующих областей деятельности;

недостатки в отборе кадров материально-ответственных лиц, некачественная инвентаризация, несовершенство системы материальной ответственности и т. п.

Поэтому во время ревизии вместе с проведением инвентаризаций ценностей и расчетов следует организовать предоставление отпусков с полной передачей ценностей тем материально-ответственным лицам, которые не пользовались ими больше года, и осуществить окончательный расчет с уволенными материально-ответственными лицами, за которыми числились непереданные ценности, ликвидировать отсталость в разнесении учетных данных по отдельным бухгалтерским счетам и т. п.

Ревизии исследуют финансово-хозяйственную деятельность предприятий и предпринимателей с целью выявления отрицательных явлений, их ликвидации и избежания в будущем. Ревизии активно влияют на выявление причин бесхозяйственности, нарушений законодательства и нормативных актов, оказывают содействие возмещению причиненных конкретными лицами убытков. С этой целью ревизоры используют законодательные и нормативные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность субъектов предпринимательской деятельности (баланс, отчет о финансовых результатах, отчете о движении денежных средств, отчет о собственном капитале).

Ревизия также изучает субъект предпринимательской деятельности в статике, ретроспективно, то есть после завершения хозяйственных процессов. Результаты ревизии основываются на документально достоверных доказательствах. Во время ревизии конкретно устанавливают размер убытков, потерь, недостатков, обосновывая это системой доказательств (первичными документами, данными инвентаризаций, объяснительными записками ответственных лиц и т. п.).

Ревизия проводится в соответствии с законодательством о предприятиях. При этом собственник (государство или консолидированный собственник) ставит перед ревизией цель установить, как назначенный им руководитель предприятия выполняет его задания в предпринимательской деятельности. Ревизия оказывает содействие повышению эффективности деятельности, но не выполняет прогнозной функции.

Ревизии различаются по таким признакам.

По признаку ревизующих органов ревизии бывают вневедомственные и внутриведомственные. Вневедомственные ревизии осуществляют органы других министерств или ведомств: Министерство экономики, Государственный комитет статистики, Антимонопольный комитет и т.п. Внутриведомственные ревизии назначаются распоряжением руководителя вышестоящей организации или учреждения.

По признаку полноты проверки различают ревизии полные и частичные. Полная ревизия охватывает проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности предприятия, частичная - лишь отдельные виды деятельности или хозяйственных операций (кассовые, расчетные, товарные, производственные и т. п.).

По организационному признаку ревизии бывают плановыми и внеплановыми. Ревизии, которые проводятся за определенный период времени (одних, два или три года) и охватывают проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности (полные ревизии), считаются плановыми и предполагаются в планах проведения ревизий. К внеплановым принадлежат ревизии, которые проводятся в отдельных случаях и по разным причинам (в случае выявления недостатков, при наличии сигналов о недостатках в работе, нарушениях и злоупотреблениях, с целью контроля за качеством ревизии и т.п.).

По кругу вопросов, которые подлежат проверке, ревизии бывают сквозные и тематические, комплексные и некомплексные.

Сквозные ревизии проводят для проверки взаимосвязанных хозрасчетных организаций и предприятий.

Тематические - это ревизии преимущественно по отдельному вопросу (теме). Они охватывают максимальное количество предприятий (проверка состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности).

Комплексные ревизии включают все виды контроля и охватывают производственную и хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, при этом осуществляются документальная ревизия, экономический анализ, проверку оперативной работы и т.п. Такие ревизии проводит бригада, которая состоит из ревизоров, бухгалтеров, экономистов, менеджеров и других специалистов.

Некомплексные ревизии проводятся в небольших по объему работы предприятиях, а также во время частичных ревизий с участием одного или двух ревизоров. Например, ревизия в детском учреждении, школе.

Перечисленные виды ревизий при умелой, рациональной их организации обеспечивают сохранение средства, предупреждения фактов злоупотреблений, повышение эффективности работы субъектов предпринимательской деятельности.

.4 Последовательность ревизионного процесса, его планирования и процедуры осуществления

Ревизионный процесс состоит из целого ряда последовательных этапов. Каждый из этапов имеет свое содержание, функциональное назначение и отделен по времени.

В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности есть такие этапы:

планирования ревизии;

подготовка к ревизии;

составления задачи (программы) проведения ревизии;

организация работы на месте (объекте) ревизии;

документальная и фактическая проверка;

систематизация материалов ревизии и составления акта, выводов и предложений;

согласования и обсуждения следствий ревизии на предприятии;

утверждения материалов ревизии;

контроль за выполнением решений, принятых по материалам ревизии.

Министерства, ведомства, концерны, ассоциации, акционерные производственные объединения, которые имеют в своем составе контрольно-ревизионный аппарат, составляют перспективные и текущие планы проведения ревизий и тематических проверок в подведомственных предприятиях, учреждениях и организациях.

Перспективные планы составляют преимущественно на пять лет, текущие - на следующий календарный год.

Планы ревизий в системе министерств и ведомств составляются контрольно-ревизионными управлениями (отделами) и утверждаются руководителями вышестоящих организаций. План проведения ревизий и проверок сохраняется у руководителя контрольно-ревизионного органа и не подлежит разглашению с целью обеспечения внезапности каждой ревизии или проверки. В планах указывается: на какую дату обревизованы предприятия, вид ревизии, затраты времени в днях, за который период может проводиться ревизия, время проведения, и делается отметка о выполнении. Срок проведения ревизий определяется в зависимости от объемов деятельности и особенностей предприятий, которые ревизуются. Объем ревизии может измеряться оборотом продукции, количеством предприятий и дел, которые подлежат ревизии. Продление установленного срока, в порядке исключения, допускается с разрешения органа, который назначил ревизию.

За каждым ревизором закрепляются объекты ревизии на следующий год с таким расчетом, чтобы не меньше 2/3 рабочего времени отводилось на ревизии, отчет и подготовку к следующей ревизии. Вместе с тем следует зарезервировать время для выполнения внеплановых ревизий (например, по требованию судейско-следственных органов).

При планировании комплексных ревизий следует решить ряд организационных вопросов. В связи с этим планированию ревизий должно предшествовать глубокое изучение подведомственных предприятий, которое даст возможность правильно установить последовательность и порядок проведения ревизий.

После утверждения планов ревизий начинается подготовка к проведению ревизии. Кроме того, проведению ревизии предшествует изучение имеющихся в организации, которая назначила ревизию, финансовых, банковских и других органах отчетных и статистических данных, материалов предыдущей ревизии и тематических проверок и другой текущей информации, которая характеризует хозяйственную деятельность и финансовое состояние предприятия, которое подлежит ревизии. Используются также данные анализа по материалам финансовой отчетности, акты предыдущих ревизий и т.п.

Ревизоры ознакомляются с Законами Российской Федерации по вопросам налогообложения, расчетно-платежной и финансовой дисциплины, работы и заработной платы, с другими нормативными актами, выясняют, как выполнен предложения по результатам предыдущей ревизии. Такое предыдущее изучение дает возможность ревизору заранее определить наиболее неблагополучные участки в работе этого предприятия, и таким образом, очертить основное направление работы во время ревизии.

Перед выездом на объект руководитель вышестоящей организации, от лица которой проводится ревизия, выдает ревизору (руководителю бригады) распоряжения на право проведения ревизии, в котором указываются название предприятия, которое подлежит ревизии, дата начала и окончания ревизии. Распоряжения регистрируется в журнале учета ревизий, который содержит почти все те же реквизиты, что и распоряжение.

На основании изучения данных о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и с учетом поставленных в распоряжении задач, руководитель ревизионной группы (ревизор) составляет программу ревизии. Программа включает перечень конкретных вопросов, которые подлежат проверке, период, за который может быть проведена ревизия, а также описание процедуры его осуществления.

Программа ревизии утверждается руководителем контрольно-ревизионного аппарата организации, которая назначила ревизию. Один экземпляр программы вручают руководителю ревизионной группы (ревизору), а второй остается в делах организации и служит для контроля выполнения.

Руководитель ревизионной бригады должен ознакомить всех членов бригады с содержанием программы и распределить задачи между ними. Затем члены бригады (ревизор) составляют рабочие планы проведения ревизии, которые утверждаются руководителем ревизионной группы (бригадиром).

Рабочий план включает перечень работ, которые подлежат выполнению во время ревизии, сроки их выполнения и способ проверки (сплошной, выборочный), срок окончания ревизии. Прибыв на объект, ревизор (руководитель ревизионной группы) вместе с руководством предприятия организовывают проведения внезапных инвентаризаций кассы, материальных ценностей. Руководитель ревизионной группы (ревизор) устанавливает связь с местными органами (государственной налоговой администрацией, банком, Пенсионным фондом, антимонопольным комитетом, инспекцией по делам защиты прав потребителей, прокуратурой и т.п.).

После окончания организационной работы на предприятии ревизор начинает документальную и фактическую проверки . На протяжении ревизии на отдельных листах бумаги (или в рабочей тетради или журнале) ревизор систематизирует материалы ревизии, регистрирует факты нарушений, злоупотреблений, группируя их за однородными признаками и соответственно структуре основного акта ревизии, то есть по его разделам.

Следствия ревизии оформляются актом. Акты ревизии делятся на основные и промежуточные.

Основной акт ревизии - это документ, где в обобщенном виде фиксируются выявленные нарушения и недостатки в деятельности предприятия, которое ревизуется. Основанием для включения фактов выявленных нарушений или недостатков в основной акт ревизии являются сведения нарушений, справки, промежуточные акты и т.п.

Промежуточные акты - это разовые документы, которые отображают результаты проверки отдельных участков или объектов проверки. За выявленными фактами нарушений от должностных лиц необходимо взять письменные объяснения.

АКТ

В соответствии с распоряжением Главы муниципального образования г. Невинномысска от « 25 « сентября 2010 года, контрольно-ревизионная группа в составе: Сёмушкина Павла Сергеевича, начальника отдела экономического развития, Пивнева Юрия Игоревича, старшего специалиста отдела экономического развития, Юдиной Ирины Васильевны, экономиста, Ильиной Валентины Петровны, главного бухгалтера, в соответствии с программой проведения ревизии, утвержденной руководителем ревизионной группы 01 октября 2010 года приступила к проведению плановой ревизии финансово-хозяйственной деятельности (ревизию расчетов по оплате труда, ревизию операций по счетам в банке,ревизию кассовых операций, инветаризацию материалов на складе и т.д.)_общества с ограниченной ответственностью «Фаворит», за период с 01 октября 2010 г. по 17 октября 2010 г.

Ревизия (проверка) должна была проводиться в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы в г. Невинномысске.

Общие сведения о проверяемой организации.

ООО «Фаворит» является обществом с ограниченной ответственностью, Устав зарегистрирован 12.04.2003 г., утвержден 20.04.2003 г.

Основными целями и видами деятельности ООО «Фаворит», в соответствии с Уставом является: производство и реализация корпусной мебели.

Имеются лицензии № 1135879-М от 15.02.2003 г. на производство и реализацию корпусной мебели.

Юридический адрес

, г. Невинномысск, ул. Гагарина, д. 155, офис 34, фактически размещается 357100, г. Невинномысск, ул. Пролетарская, корп. 2. ИНН 26041258640001 , зарегистрирован в Инспекции Министерства по налогам и сборам по городу Невинномысску.

Вышестоящей организацией является ОАО «Ростов-Уют».

Предыдущая ревизия финансово-хозяйственной деятельности проведена в 2009 году Инспекцией Министерства по налогам и сборам по г. Невинномысску за период с « 10 « июля 2009 г. по « 31 « июля 2009 г.

Согласно акта ревизии от « 01 « августа 2009 г., выявлены следующие факты нарушения финансовой дисциплины: не выявлено.

Распорядителями кредитов за проверяемый период являлись:

с правом первой подписи: с " 10" июля 2009 г. по " 31 " июля 2009 г.- генеральный директор ООО «Фаворит» Фирсов Николай Анатольевич, назначен на должность приказом генерального директора ОАО «Ростов-Уют» № 2411 от 22.07.2003 г.

Финансирование деятельности ООО «Фаворит» в проверяемом периоде осуществлялось из бюджета г. Невинномысска, доходов от предпринимательской деятельности.

Итого в ходе ревизии (проверки) установлено: недостача денежных средств в кассе в размере 856 рублей 00 коп., излишек материалов на складе: фурнитура мебельная в количестве 10 комплектов, ткань обивочная в количестве 5,3 м, брус деревянный Ф 12 мм в количестве 9 м.пог.

Предложения

1.Кассиру Малышевой Ю.Н. возместить сумму недостачи денежных средств в кассе в размере 856 рублей 00 коп.

2.Материалы: фурнитуру мебельная в количестве 10 комплектов, ткань обивочную в количестве 5,3 м, брус деревянный Ф 12 мм в количестве 9 м.пог. оприходовать на склад.

Таблица

Должность, руководителя ревизионной группы начальник отдела экономического развития _________________ Сёмушкин П.С. (подпись) (расшифровка подписи) «_____» ___________________ 2010 г. (дата подписания акта) Наименование должности руководителя проверяемого учреждения Генеральный директор ООО «Фаворит» _________________ Фирсов Н.А. (подпись) (расшифровка подписи) «_____» ___________________ 2010 г. (дата подписания акта)

Акт отпечатан в 2-х экземплярах:

экз. - в дело Администрации г. Невинномысска,

экз. - ООО «Фаворит»

Один экземпляр акта на 2 (двух) страницах получен:

Руководитель

Генеральный директор ООО «Фаворит» ______________ Фирсов Н.А.

"_____"____________________2010 г.

дата получения

Один экземпляр оформленного акта ревизии (проверки), подписанный руководителем ревизионной группы (исполнителем ревизии) вручается руководителю проверяемой организации (или лицу им уполномоченному) под роспись в получении с указанием даты получения. По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера проверяемой организации для ознакомления с актом ревизии (проверки) и его подписания руководителем ревизионной группы (исполнителем ревизии) может быть установлен срок до 5 рабочих дней. Факт вручения акта ревизии (проверки), просьба руководителя и согласование срока подписания его оформляются в письменном виде.

СОГЛАСОВАНИЕ СРОКА ПОДПИСАНИЯ АКТА РЕВИЗИИ (ПРОВЕРКИ)

Я, генеральный директор ООО «Фаворит» Фирсов Николай Анатольевич,

получил(а) акт ревизии Аппарата Главы г. Невинномысска и Администрации г. Невинномысска « 20 " октября 2010 г. для ознакомления и подписания.

Прошу установить срок для ознакомления и подписания акта до " 25 " октября 2010 г. включительно.

"СОГЛАСОВАНО"

Начальник отдела экономического развития Сёмушкин П.С.

Результаты ревизии обсуждаются на общих сборах коллектива предприятия, на которые принимаются соответствующие решения. Основная форма реализации результатов ревизии - это приказ по ее результатам. Он выдается как в том предприятии, где проводилась ревизия, так и в той организации, которая назначила ревизию.

Руководителем ревизионной группы оформляется справка о результатах ревизии (проверки) соответствующей формы. В справке напротив строк, по которым проставлены суммы нецелевых, незаконных расходов указывать номера страниц актов ревизий (проверок).

Последний этап ревизии - контроль за выполнением решений, принятых по материалам ревизии. Выполнения принятых решений по результатам ревизии контролируется путем получения информации от проверенного предприятия об устранение выявленных недостатков и нарушений во время проведения следующей плановой ревизии.

.5 Организация и порядок проведения инвентаризаций

Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливается, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязана проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (п.1 ст. 12 Закона).

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Перечень таких случаев содержит п.2 ст.12 названного Закона. Он гласит, что проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством РФ;

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформление ее результатов устанавливаются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом МФ РФ от 13.06.95 № 49

Для оформления инвентаризации имущества и финансовых обязательств необходимо применять формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежит имущество, не принадлежащее организации, но числящееся в бухгалтерском учете, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственным лицам.

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней производится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения в организациях ревизий и проверок учета использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 15.10.99 № 68н.

Основными задачами инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады). Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление ф. № ИНВ-22 т.д.) регистрируют в журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризаций ф. № ИНВ-23.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации (председатель комиссии), работники бухгалтерской службы, другие специалисты. В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей или денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «__» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации на определенную дату по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках запасов, товаров, денежных средств, другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного перерасчета, взвешивания, обмера.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неподтвержденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверки в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение массы (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

Проверка фактического наличия имущества проводится при обязательном участии материально ответственного лица.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально-ответственного лица принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи ф.№ ИНВ-5.

Эти описи составляются в двух экземплярах на основании фактических данных. Один экземпляр описи передается в бухгалтерию, второй - остается у материально ответственного лица.

До начала инвентаризации от материально ответственного лица берется расписка, которая включена в заголовочную часть инвентаризационной описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии описи должны храниться в ящике (сейфе) в закрытом помещении, где производится инвентаризация.

В случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и МОЛ обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.

Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом ф. № ИНВ-24 и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (ф. № ИНВ-25).



2. Методика и техника проверки учетной документации во время ревизии

.1 Техника ревизионного исследования документов

В финансово-хозяйственном контроле в условиях автоматизированной системы обработки информации (АСОИ) используется фактографическая информация как способ описания фактов. Эту информацию в системе учета группируют по соответствующим признакам и способам учета и она является отправным моментом относительно изучения контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий. С другой стороны, она является основанием для доказательств в конфликтно-ситуационных процессах.

С помощью фактографической информации можно определить эффективность деятельности субъектов хозяйствования, выполнения ими функциональных обязательств как перед государством, так и перед своими партнерами. Конечная цель контроля в этом отношении - выявление и устранение недостатков в финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности. При применении АСОИ на электронно-вычислительных машинах создаются условия для эффективного использования фактографической информации, в частности в изучении финансово-хозяйственного контроля.

Для поиска, группирования и преобразования информации, сгруппированной в автоматизированных банках данных (АБД), применяется диалоговый режим общения ревизора с ЭВМ. Достоверность данных ревизоры проверяют по проектной документации. Используя сводную информацию в машинограммах, ревизор определяет правильность корреспонденции счетов бухгалтерского финансового учета, доброкачественность первичных документов, соответствие форм машинограмм. Сгруппированные (синтезированные) данные бухгалтерского финансового учета и финансовой отчетности дают возможность обнаружить отклонение фактических показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий от нормативно-правовых актов, установить перерасходы материальных, трудовых и финансовых ресурсов вследствие бесхозяйственности.

С помощью сгруппированной в АБД первичной, планово-договорной и нормативно-справочной информации можно обнаружить причины перерасходов сырья, электроэнергии, топлива, заработной платы и непроизводительных затрат. Причем самые расчеты перерасходов по запросу ревизора выполняет ЭВМ и выдает их пользователю через алфавитно-цифровое печатающее устройство или через дисплей в диалоговом режиме.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, которые фиксируют факты осуществления хозяйственных операций. При этом первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции или непосредственно после ее окончания.

Для контроля и приведение в порядок обработки данных на основании первичных документов могут составляться сведенные учетные документы. Документы должны иметь такие обязательные реквизиты:

название;

дату и место составления;

название предприятия, от лица которого составлен документ;

содержание и объем хозяйственной операции, единицу его измерения;

должности лиц, ответственных за осуществление и оформление хозяйственной операции, их подписи.

Документ (от лат. documentum - свидетельство) имеет юридическое значение как доказательство законности осуществления операции и правильности записей в регистрах бухгалтерского учета.

Первичные документы проверяют по форме (полнота и правильность оформления и заполнения реквизитов), по смыслу (законность операции, логическая увязка с отдельными показателями) и с арифметической точки зрения (правильность цен, наценок, сделанных вычислений, таксировка, подсчетов). Экспертная проверка дополняет формальную и арифметическую и призвана обнаружить подделку в документе, дописывания текста, букв, цифр, зачеркивания, полное или частичное удаление написанного текста, цифровых записей, подделку подписей и т.п. Они могут быть выявлены путем внимательного осмотра документа. Подделанные документы могут иметь нарушенную структуру бумаги (потеря блеска), утончения пласта бумаги, расплывы чернил в штрихах заново выполненных операций, признака дописки (разные почерки), признаки травления, наличие пятен, ломкость (хрустящесть) бумаги.

Подделанным (фальшивым) является документ, реквизиты или содержание зафиксированной операции которого не соответствуют действительности. Составления подделанных документов содержит в себе признаки уголовного преступления. Подделанные документы бывают двух видов: бестоварные и безденежные.

Бестоварные - документы, которыми оформлено движение ценностей, тогда как они в действительности не поступали или израсходованные на другие потребности, или вообще остались без движения. Например, накладная на отпуск материальных ценностей из базы составленная, однако фактически они не были отпущены.

Безденежные - документы, которыми оформленные операции с денежными средствами, которые в действительности не имели места. Например, составлен расходный кассовый ордер на якобы выданные с кассы деньги, но фактически они не выплачены, а присвоенные кассиром.

На практике встречаются документы частично бестоварные и частично безденежные.

Например, к частично бестоварным документам можно отнести расходную накладную на отпуск кормов с состава животноводческой фермы на откорм телят, в которой рядом с фактически отпущенными кормами числятся и такие, которых недостает в амбаре и которые списаны по договоренности заведующего складом и заведующий фермы с целью утаивания недостатка кормов в амбаре.

Частично безденежной может быть платежная ведомость, выписанная под видом выплаты заработной платы, в которой одновременно на сумму действительно надлежащей оплаты работы дописанная сумма на оплату работы надуманных лиц, за счет чего списана украденная из кассы денежная наличность.

По качественным признакам документы делятся на доброкачественные и недоброкачественные.

Доброкачественным считается документ, который отвечает требованиям Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утвержден приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, с изменениями от 25 октября 2010 г. № 132н), составленный по утвержденной форме, в которой заполнены все необходимые реквизиты и в котором правильно отображена выполненная хозяйственная операция.

К недоброкачественным относят документы, которые не отвечают перечисленным требованиям, отражают осуществленную операцию в искаженном виде и содержат фальшивые факты: например, учетные письма, наряды, где указан завышенный объем выполненных строительно-монтажных работ и единичные расценки, тарифы, разряды и т.п. При этом документ, которого фактически нет, но он выдается за существующий, считается фиктивным (от лат. fictio - выдумка).

Нередко нарушения и злоупотребления кроются за внешне правильно оформленными документами (фиктивными квитанциями, расписками, актами). Если ревизор обнаружил признаки злоупотребления, он обязан сосредоточить свое внимание на их полном изобличении.

По смыслу операции, отображенной в документе, ревизор устанавливает ее законность и целесообразность. При этом операция считается законной, если ее содержание не противоречит действующему законодательству, директивам правительства, ведомственным инструкциям, постановлениям, положением.

Хозяйственная операция может быть законной, но нецелесообразной, и наоборот. Во время выявления незаконных и нецелесообразных операций ревизор должен старательно выучить их характер и выяснить, кто и по чьему распоряжению осуществил их, определить размер вреда или степень нарушений действующего законодательства или ведомственных указаний с тем, чтобы квалифицированно установить нарушение нормативных документов и законоположений.

В случаях установления фиктивных документов ревизоры изымают их, о чем немедленно следует сообщить правоохранительные органы. Вместо изъятых документов в делах организации, которая ревизуется, остаются копии изъятых документов, удостоверенные подписями ревизующего и главного бухгалтера. После завершения ревизии изъятые документы возвращают той организации, из которой они были взяты, если правоохранительные органы не вынесли решение об их изъятие.

Подделанными (фальсифицированными) являются документы, которые имеют подделанные подписи, резолюции, штампы и печати, замену текстов и сумм, подчистки, приписки, исправления и прочие приемы подделки с целью утаивания фактов растрат и краж ценностей, бесхозяйственности, незаконных и нецелесообразных операций, очковтирательства и т.п.

Хронологический и систематизированный порядок проверки документации. Проверка содержания операций и записей в бухгалтерском учете осуществляется в хронологическом или систематизированном порядке.

Хронологическая проверка предусматривает рассмотрение документов по датам (дням, месяцам), по порядку размещения документов в папках, по мемориальным ордерам, отчетам, сведенным накопительным ведомостям. Этот вид проверки малоэффективный, поскольку он распыляет внимание ревизоров на разнородные по экономическому содержанию хозяйственные операции, при этом нарушается процесс их планомерного и глубокого изучения.

Проверка документов в хронологической последовательности осуществляемых хозяйственных операций оправдывает себя в условиях применения мемориально-ордерной формы учета во время ревизии предприятий, которые выполняют незначительный объем работы.

В практике контрольно-ревизионной работы значительного распространения приобрела систематизированная проверка документов по экономически однородными хозяйственным операциям в разрезе отдельных участков. В особенности эффективна она при журнально-ордерной форме учета, когда экономически однородные первичные документы сгруппированы и подшиты по отдельным журналами-ордерами и счетами синтетического учета. Запись хозяйственных операций в журналах-ордерах по кредитовым признаком обеспечивает эффективную проверку списания хозяйственного средства предприятия и корреспонденции счетов. При этом одновременно объединяется наглядное обобщение однородных хозяйственных операций и процессов с детальной углубленной проверкой их по первичными документами. Систематизация однородных операций в журналах-ордерах оказывает содействие оперативному осуществлению взаимного контроля. Таким образом, систематизированная документальная проверка характеризуется объединением обобщенного изучения однородных операций с детальным их исследованием, выявлением взаимосвязей между операциями, первичными документами, учетными регистрами и отчетностью.

2.2 Приемы проверки документов по сути

После формальной проверки документов осуществляется их фактическая проверка - по сути, цель которой - убедиться, что операции действительно имели место. Такая проверка может осуществляться, например, путем вызова лиц, которые подписали документ, ради личного подтверждения ними подлинности своих подписей и фактов получения денег или ценностей (например, при проверке сомнительных ведомостей на выплату заработной платы или требований на получение материалов).

Фактическая проверка документов имеет большое значение во время ревизии выплат посторонним лицам (внештатным работникам) за счет средств на оплату работы. В этих случаях следует прежде всего убедиться, что указанная в наряде или трудовом соглашении робота действительно выполнялась. Кроме того, необходимо требовать представления выполненной работы в натуре, а если это невозможно, опросить лиц, которые подтвердили бы своей подписью на документах факт выполнения и принятия такой работы. Известно, что документом про фактическое выполнение работы может быть акт приема-сдачи выполненных работ, которая есть прибавлением к трудовому соглашению (договора). Однако в случае возникновения сомнений относительно достоверности или правильности документов, которые поступили от других организаций (например, счетов на материалы, купленные за наличный расчет), целесообразно сделать запрос тем организациям, от лица которых выписаны документы, которые подлежат проверке. Такой способ фактической проверки называется встречной проверкой документов, ее применяют также для сравнения первичных документов или учетных записей ревизованного объекта с одноименными данными тех организаций, с которыми ревизованная организация имеет хозяйственные связи. Например, в случае необходимости сравниваются разные экземпляры одних и одних и тех же счетов-фактур (товарно-транспортных накладных) у поставщиков и покупателей. Периодически проводятся встречные проверки данных складского и бухгалтерского учета на промышленном предприятии и заготовительном складе.

Разновидностью встречной проверки может быть сравнение записей в выписках из счета в банке ревизованной организации с одними и теми же выписками из счета в учреждении банка. Встречная проверка может осуществляться по внутренними и внешними документам, которые находятся в делах ревизованной организации, а также в тех организациях, которым отпускались или от которых принимались материальные ценности и с которыми проводились расчеты.

Сравнивая кассовые и прочие документы с выписками банка, можно проверить правильность оприходования и списания денежных средств.

Аналитическая (нормативная) проверка используется для установления законности хозяйственных операций путем сравнения с действующими нормами, лимитами, планами или сметами и определения экономии или перерасходов. Обнаружив незаконные хозяйственные операции, следует установить виновных лица и размеры материальных ущербов.

Юридическая проверка имеет целью определить соответствие отображенных в документах хозяйственных операций действующему законодательству. Хозяйственную операцию можно считать законной, если ее содержание не противоречит действующим законам, постановлениям, нормативным актам.

Сравнив суть хозяйственных операций с законами и нормативными актами, ревизор выявляет причины их нарушения и виновных лиц.

Экономическая проверка используется ревизором для определения целесообразности хозяйственных операций путем выяснения, какую экономическую выгоду, пользу они дают, были ли при этом составлены экономически обоснованные расчеты и которые конечные результаты.

Целесообразность операции или ее эффективность ревизор определяет проверкой соответствия его показателям плана, прогрессивной норме, уровню идентичных показателей передовых хозяйств или другим показателям, которые характеризуют экономическую эффективность или объективную необходимость ее выполнения.

Контрольные сравнения применяют в торговых предприятиях, в которых восстановление количественного учета невозможно, чтобы обнаружить по данным инвентаризационного описания завышенные остатки некоторых товаров. Возможны случаи, когда остатки товаров на конец отчетного периода превышают их поступления и остатки на начало периода (без учета реализации). В таком случае можно разоблачить неоприходованные товары и прочие злоупотребления.

.3 Криминалистическая экспертиза документов

Криминалистическая экспертиза документов может быть назначена следственными органами и судом. Она осуществляется в специальных лабораториях путем исследования доказательств с целью установления преступлений и предотвращения их в будущем. С помощью этого способа можно обнаружить подделанный (фальшивый) документ. Подделка документов выражается в дописках, зачеркиваниях, частичном или полном изъятии текстов путем подчистки, вымывания, вытравления, вырезания и вклеивания, в подделке почерков лиц.

Подчисткой называют механическое изъятие штрихов текста путем вытирания или соскребания острым предметом. Основные признаки подчистки: нарушения структуры верхнего пласта бумаги, уменьшения толщины бумаги в месте подчистки, расплыв чернильных штрихов, повреждения знаков, линовки. Эти признаки подчистки ревизор может обнаружить как путем обзора документов невооруженным глазом, так и с помощью перхоти.

Вытравлением называется изъятия штрихов документа путем химического разрушения или обесцвечивания чернила. Ревизор может установить признака вытравления путем внимательного обзора документа. Основные признаки вытравления: матовые пятна на бумаге, пожелтелые, локализованные участки белой бумаги, изменение цвета и расплывания штрихов.

Для установления подлинности и достоверности документа следует старательно осмотреть его для выявления исправлений дат, количества, цены, суммы, подтираний, подчисток, подделки подписей.

.4 Способы проверки документов

Проверку бухгалтерских документов и основанных на них записей в учетных регистрах аналитического учета осуществляют двумя способами: от записи к документу и от документа к записи.

При первом способе за основу берутся учетные регистры. Каждая запись в них, отображающую хозяйственную операцию, проверяют оправдательными документами. При втором способе, наоборот, за основу берется папка (дело) с оправдательными документами. Каждый документ в ней, которым оформлена хозяйственная операция, проверяют по соответствующим записям в учетных регистрах. Массовые хозяйственные операции, записанные в журналах, проверяют способом «от записи к документу».

Проверка может быть сплошной или выборочной. Сплошным порядком проверяют кассовые и банковские операции, расчеты с подотчетными лицами, вексельные операции, собственный капитал и обеспечения обязательств, доходы и финансовые результаты, затраты, неплановые потери, о чем отмечается в программе ревизии или рабочем плане ревизора (бригады ревизующих). Однако если выборочной проверкой выявлены серьезные нарушения или злоупотребление, то ревизия в этом участке деятельности проводится сплошным способом. Выборочно проводят проверку записей об оборотах и остатках в журналах-ордерах, ведомостях, разрабатываемых таблицах.

Заключение

Изучая состояние бухгалтерского финансового учета необходимо учитывать, что основным источником контроля является экономико-правовая структура финансов субъектов предпринимательской деятельности: пассив - откуда поступили деньги, и актив - куда они вложены (инвестированы). Детальному исследованию подлежат затраты и доходы, то есть данные управленческого учета по центрам ответственности. Таким образом, суть финансово-хозяйственного контроля состоит в регулировании процесса воспроизведения соответственно действующему законодательству.

В переходный период к рыночным отношениям особое значение приобретает не только проверка хозяйственных операций, но и профилактика правонарушений.

В рыночных условиях хозяйствования контроль является важным фактором эффективного управления производственными и коммерческими структурами, осуществляемого для получения максимального дохода и выполнения обязательств перед государством относительно уплаты налогов.

Соответственно законодательным, нормативно-инструкторским материалам контролирующие органы наделены широкими правами. Это дает им возможность добиться полноты и качества контроля. Они обладают правом не только исследовать документы, финансовую отчетность, а и проводить обследования, осуществлять контрольные обмеры выполненных работ, инвентаризации, анализировать технико-экономические показатели, строить заключения и вносить рекомендации относительно устранения выявленных отрицательных явлений и их предупреждения.

В рыночной среде контролю подлежит вся хозяйственно-финансовая деятельность предприятия, что побуждает предпринимателей ответственно относиться к выполнению своих обязанностей. С другой стороны, ликвидируются условия, которые порождают бесхозяйственность. Контроль в этом случае призванный проявлять подобные явления и оказывать содействие их ликвидации, реализуя при этом профилактическую функцию.

В условиях перехода к рынку и изменения системы налогообложения достоверность финансовой отчетности, определение финансовых результатов и подлежащих к уплате в бюджет платежей имеют особое значение.

Список используемых источников

1.Аудит: учебник / под ред. П. В. Черноморда, А. А. Каракова. - М.:Изд-во Рос. экон. акад., 2008.

2.Аудит: учебник / под ред. В. И. Подольского. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

3.Привезенцев В.А. Контроль и ревизия: учеб. пособие. - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

4.Астахов В.П. Бухгалтерский учет и валютный контроль во внешнеэкономической деятельности: Учебник. - М.: Приор, 2008.

5.Маренков Н. Л. Контроль и ревизия: учебно-методическое пособие. - М.: Экономико-финансовый институт; Ростов н/Д: Феникс, 2007.

6.Сотникова Л.В. Внутренний контроль: Учебник. - М.: Финстатинформ, 2009.

7.Федотова Е.С. Контроль и ревизия: учебно-методический комплекс. - М.: Экзамен, 2007.

Похожие работы на - Организация и методика проведения ревизии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!