Современная экономическая ситуация в РФ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1.
Положительные тенденции в российской экономике
.
Отрицательные тенденции в российской экономике
Список
использованной литературы
1. Положительные тенденции в
российской экономике
Старт проекта “Городской
автомобиль”, заключающего в себе разработку и реализацию первого российского
гибридного автомобиля, в конструкции которого
предполагается использование электрической трансмиссии с комбинированным
питанием от генератора, вращаемого газово-бензиновым роторно-лопастным
двигателем, и от ёмкостного накопителя энергии. По заявлениям разработчиков,
промышленное производство машин запланировано на сентябрь 2012 г., при этом
стоимость автомобиля составит 450 000 рублей.
Данный проект считается одним из самых
перспективных и многообещающим, что подтверждается уже проведенными успешными
испытаниями автомобиля и положительными отзывами, в первую очередь, среди
Интернет-аудитории. Кроме того, стоит отметить, что основным организатором и
идеологом проекта стал известный российский предприниматель М.Прохоров,
возглавляющий частный российский инвестиционный фонд Группа ОНЭКСИМ - ведущую
компанию России в части реализации, как венчурных проектов, так и
инвестирования средств в высоконадежные активы финансового и реального сектора
отечественной экономики. Предположительные затраты проекта до серийного
производства - 150 млн. евро или 6072, 88 млн. руб. В качестве основных
положительных эффектов для российской экономики на федеральном, региональном и
местном уровнях территориального деления можно выделить следующие:
. Новый автомобиль на 90% будет состоять из
комплектующих деталей отечественного производства, что должно создать
благоприятный эффект для повышения спроса на продукцию промышленного
производства начиная с добывающих и обрабатывающих отраслей (цветная
металлургия, химическое производство) и заканчивая производством машин,
оборудования и электрооборудования;
. стартовая мощность уже строящегося в поселке
Марьино Ленинградской области автомобильного завода должна составлять 10 - 20
тыс. автомобилей в год с последующим увеличением объема производства до 40 - 50
тыс. Также планируется последующее наращивание производительных мощностей за
счет строительства 5 новых сборочных площадок. В данном случае можно говорить о
социально-экономических последствиях реализации представленных планов, к
которым стоит отнести образование новых дополнительных рабочих мест и создание
или модернизацию уже существующих инфраструктурных комплексов в
предположительном районе производств;
. реализация дополнительной внебюджетной
поддержки существующих научно-технических разработок в области автомобиле- и
приборостроения, привлечение повышенного внимания к существующим проблемам
российской науки.
Хотя разработка и реализация данного проекта
носит характер частной инициативы, в её основе лежат объективные факторы,
продиктованные общими макроэкономическими тенденциями развития нашей экономики.
К подобным причинам можно отнести назревшие предпосылки к модернизации всей
экономической системы страны, главным образом по пути создания новых
конкурентоспособных отечественных производств, продукция которых могла бы
наравне конкурировать с ведущими иностранными производителями. Данный вопрос
приобретает особую принципиальность в свете продолжающейся стагнации российской
автомобильной промышленности. Однако стоит указать, что в качестве основного
экономического акселератора явилась общая стабилизация экономики страны по
сравнению с реформаторскими 90ми гг., а также постепенное налаживание и
совершенствование существующих внешнеторговых связей, вследствие чего в течение
последнего десятилетия российская экономика стала более привлекательна для
иностранных финансовых вложений как прямых, так и портфельных.
Распространение возможных эффектов от реализации
описываемого проекта описано выше в пунктах 1, 2 и 3.
Возможные риски данного проекта:
по причине “полного отсутствия у разработчиков
опыта проектирования и массового выпуска автомобилей такого уровня и класса”
существует возможность отклонения от намеченных целей в сроках и надлежащем
качестве будущей продукции в пределах среднесрочной перспективы;
продолжающееся падение мировой экономики,
имеющее выражение в падении совокупного потребительского спроса, в том числе и
российской в реальном выражении, может создать дополнительные трудности и преграды
при уже массовом производстве автомобиля на долгосрочной перспективе;
возможное вступление России в ВТО станет, по
всей видимости, сильным ударом для всей российской экономики, имеющей в своей
структуре массу нерентабельных и заведомо убыточных производств, в целом, и для
подобного амбициозного, но ещё не окрепшего проекта, как “Ё-мобиль”.
Преодоление предприятиями
нефтехимического комплекса г. Тольятти негативных последствий мирового
экономического кризиса 2008 г. на примере ООО “Тольяттикаучук”.
Согласно отчету о социально-экономическом
развитии городского округа Тольятти за 2010 г., благодаря целенаправленной
работе по техническому перевооружению и обновлению основных производственных
фондов данного предприятия удалось нарастить выпуск по большинству видов
продукции, в результате чего индекс химического производства 2010 г. составил
106,3% к соответствующему периоду прошлого года, в том числе в декабре - 119,4%
к уровню декабря 2009 г. Бесспорно, подобная тенденция носит исключительно
положительный характер, так как ООО “Тольяттикаучук” является основным
производителем каучуковой продукции в России, обладая четвертью его рынка, и
вторым в Европе по объему производства .
В качестве основных предпосылок подобных
результатов в отрасли, в целом, и на данном предприятии, в частности, явилась
происходящая сегодня переориентация федеральной бюджетной политики в сторону
реальной финансовой поддержки собственных производительных сил, главным
образом, в отраслях создающих продукт с наибольшей добавленной стоимостью; и с
другой стороны заинтересованность и потребность крупнейших иностранных экономик
в продукции российской химической промышленности, обладающей высокими
показателями качества и надежности.
К основным возможностям распространения данного
успеха можно отнести повышение синергетического эффекта в части образования
дополнительных доходов у контрагентов предприятия, представленных в данном
случае транспортными, нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими компаниями
России. Также вследствие активной внешнеторговой деятельности предприятия,
представленной экспортными операциями с такими странами как Китай, США, ФРГ и
прочие, по поставкам каучука, позволит привлечь дополнительную ликвидность, как
в бюджет, так и в частный сектор экономики.
Продвижение и развитие глобальной
навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, являющейся одной из двух
функционирующих спутниковых систем глобальной спутниковой навигации.
Данная навигационная система является
действительным шагом в сторону преодоления зависимости российской экономики и
государства в целом от доминирующей на сегодняшний день американской
навигационной системы NAVSTAR GPS. ГЛОНАСС является сферой прямых
государственных интересов и тесно связан с космической отраслью и
оборонно-промышленным комплексом страны. В настоящее время развитием проекта
ГЛОНАСС занимается Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и ОАО
“Российские космические системы”.
Российская система спутниковой навигации
представляет интерес не только для указанных выше отраслей, но также находит
всё большее применение и в частном пользовании для автолюбителей и
автотранспортных организаций.
Факторами успеха стал накопленный со времен
Советского союза опыт в области приборостроения и космических технологий, а
также созданная в тот же период материально-техническая и научная базы.
Экономический эффект от внедрения в широкое
пользование заключается в переориентации российского потребительского спроса с
западного аналога и переход на отечественную систему. Причем данный переход не
должен носить со стороны государства характер сугубо протекционистских мер. Всё
должно происходить в ключе реальной конкуренции без использования
административного ресурса и насаждения продукции, только потому, что она
разработана и произведена на базе отечественных технологий, то есть данный
переход должен носить естественный и добровольный характер.
Возможные риски внедрения системы и развития
успеха:
высокая зависимость проекта от бюджетных
средств, отсутствие частного капитала, а значит и диверсификации рисков;
техническое несовершенство устройства приема
может стать главным барьером на пути его активного внедрения в частное
потребление;
высокая доля коррупционной составляющей в части
распределения бюджетных средств, результатом чего может стать частичное
недофинансирование проекта, что непосредственно будет откладываться на качестве
производимых работ по дальнейшему внедрению системы.
2. Отрицательные тенденции в
российской экономике
экономика россия мировой кризис
Падение эффективности крупнейших
российских государственных компаний - ОАО “Газпром”, ОАО “РусГидро”, ОАО
“Роснефть”
Проводимая в последнее десятилетие экономическая
политика не в силах выдержать серьезной конструктивной критики, начиная
социальными реформами, выразившихся главным образом в монетизации льгот, и
заканчивая государственным управлением крупнейшими российскими компаниями.
Спектр проблем и диспропорций существующей системы достаточно широк и
многообразен, но в качестве основной и вездесущей проблемы на первый план
всегда выделяется устоявшаяся зависимость российской экономики от собственного
сырьевого сектора, а если ещё точнее - от мировой конъюнктуры цен на
энергоносители. Однако на самом деле подобные высказывания носят не совсем
точный характер. Понятно, что основные денежные потоки устремляются и оседают
именно в нефтяном секторе, но сама проблема зависимости состоит не в этом.
Причина в данном случае кроется в неспособности самой экономической системы к
дальнейшему эффективному перераспределению излишек средств в остальные сектора
национальной экономики. Подтверждением данного тезиса является работа М. Хазина
и О. Григорьева - одних из самых авторитетных и востребованных российских
экономистов, в области описания “модели просачивания”. Схема модели изображена
на рис.1.
Рис. 1 “Модель просачивания” российской
экономики
И одной из основных причин такой неспособности к
перераспределению является низкая эффективность деятельности указанных в
заголовке государственных компаний, так как именно на них возложена данная
функция. Что в длительной перспективе можно расценивать как абсолютный провал
всей экономической политики России.
Активным планом действия по преодолению
описанной выше негативной ситуации должно стать налаживание данных каналов и
связей, а также добросовестная приватизация данных компаний с минимизацией
влияния государственных институтов в данной сфере.
Нарастающий дефицит Пенсионного
фонда России
Данная проблема носит остро выраженный
социально-экономический характер, последствия которой скажутся на каждом
элементе существующей системы. Согласно заявлению министра финансов А.Кудрина,
“из федерального бюджета в этом году в Пенсионный фонд России (ПФР) будет
перечислено 1 трлн. 116 млрд. рублей”. Кроме того, дефицит будет расти и
впредь, что поставит под угрозу само существование пенсионной системы в нашей
стране.
В качестве основных причин подобного положения
дел выделяют: передачу 1 января 2010 г. из федерального бюджета базовой части
трудовой пенсии на финансирование ПФР; введение накопительного компонента (в
связи с чем определённый процент тарифа отвлекается на накопления, не
участвующие в текущем финансировании пенсий); наличие досрочных пенсий (33%
всех пенсионеров выходят на пенсию раньше пенсионного возраста).
повышение пенсионного возраста;
разработка и внедрение новых инструментов
инвестирования средств пенсионных накоплений;
продолжение дотирования ПФР за счет средств
федерального бюджета.
Низкая эффективность управления
средствами Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния
Накопленные за время благоприятной обстановки на
внешних сырьевых рынках денежные средства, выраженные в иностранной валюте, к
сожалению не сыграли видимого эффекта в процессе управления макроэкономическими
процессами в стране. Напротив, вместо направления этих средств на развитие
собственной экономики - в реальное производство, иностранная валюта была
вложена в низкодоходные инструменты западных эмитентов в целях максимизации
надежности и сохранности средств. Однако какой смысл хранить эти средства, если
они все равно не могут быть израсходованы внутри страны? Считается, что если бы
данные средства были направлены в реальный сектор, то это неминуемо вызвало
высокую инфляцию и прочие негативные факторы. И здесь стоит заметить то, что в
основе сегодняшних инфляционных процессов в нашей стране лежат немонетарные
причины, а точнее рост цен происходит в основном за счет роста тарифов
естественных монополий. Также считается, что эти средства составляют запас
прочности российской экономики или представляют из себя своеобразную “подушку
безопасности” на случай различных кризисных ситуаций. В этом случае также
необходимо уточнить, что если бы на протяжении докризисного 2008 г. происходило
равномерное, а самое главное обоснованное вкладывание упомянутых денежных
средств в собственное реальное производство, то есть в существующие
технологические цепочки по средствам банковской системы, а также создание новых
трансфертных связей и рабочих мест, результатом всего этого стала бы окрепшая и
самодостаточная национальная экономика.
Список использованной литературы
1.
Григорьев, О Борьба с “сырьевым проклятьем” / О.Григорьев, М.Хазин // Однако -
2010. № 4. - С. 18
.
Колесников, А. Как е-мобиль Михаила Прохорова нашел себе достойного
тест-драйвера / А. Колесников // Коммерсант - 2011. - № 57. - С. 5
.
Мясников, В. Премьер дал старт широкому внедрению ГЛОНАСС-технологий / В.
Колесников // Военное обозрение - 2010. - № 67. - С. 9
.
Фаляхов, Р. Пенсионеров ждет 2013 год / Р. Фаляхов // Финансы - 2010. - № 12. -
С. 23
5.
Веб-сайт Авто-ревю: [электронный ресурс] // Концёпт-кары / www.autoreview.ru
<http://www.autoreview.ru>
6.
Веб-сайт Сервер пресс-релизов: [электронный ресурс] // Более 1 млн. тонн
синтетического каучука производиться в России / pr.b2bsbn.ru