Правовые системы в римском праве

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,21 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые системы в римском праве

Содержание

Введение

1. Jus civile. Цивильное право

2. Jus gentium. Право народов

3. Jus naturale. Естественное право

Заключение

Список использованных источников

Введение

римское право античный

Говоря о формировании и развитии римского права как целостной и единой правовой системы, можно прежде всего выделить две эпохи: Первая эпоха - это становление и развитие римского права в рамках государственности Древнего Рима и в связи с общей античной культурой (VIII в. до P.X. - V в.). Вторая эпоха - это эпоха восприятия (рецепции) другими народами той античной традиции римского права, которая сформировалась в предыдущую эпоху и которую принято именовать классическим римским правом. Вторую эпоху можно считывать начавшейся с VI в. и продолжающейся по настоящее время.

В зависимости от стадии развития римского права можно выделить в нем различные правовые системы, которые и анализируются в данной работе.

1. Jus civile. Цивильное право

Древнейшее римское право называлось квиритским по имени древнейшего племени квиритов (Jus Quiritium). Это название оставило свой след в древнейших сделках, в формальных оборотах языка, особенно там, где дело шло о праве собственника на вещи (Dominium ex jure Quiritium - собственность по квиритскому праву). Эта система права позднее получила название - цивильного права (Jus civile), подчеркивающее строго национальный характер римских граждан, право государства - города (Civitas).

Развитие цивильного права совершалось следующими двумя путями: во-первых, путем практического толкования законов XII таблиц (interpretatio) и во-вторых, путем дальнейшего развития законодательства.

На основе законов XII таблиц развивается в дальнейшем национально-римская система норм, применяемая только к римским гражданам (cives Romani), в форме обыкновенного гражданского процесса (legis actiones).

Легисакционный процесс (от legis actio - действовать по закону) - древнейшая форма римского гражданского процесса, предусмотренная Законами XII таблиц. Он был сугубо формальным и торжественным.

Процесс делился на 2 стадии: in ius и in iudicio.

На стадии In ius судебные функции осуществлял магистрат (в древние времена консул, позже претор). Ответчик уже на этой стадии мог признать иск, в таком случае процесс автоматически заканчивался победой истца. Если иск не был признан, магистрат призывал свидетелей подтвердить факт спора (litis contestatio), после чего процесс приобретал необратимый характер и должен был завершиться принятием решения по делу. С этого момента начинало действовать правило: нельзя подать второй иск по одному и тому же поводу. После этого магистрат формулировал предварительные правовые выводы по существу дела для судьи, которому оно передавалось.

На стадии in iudicio дело принимал судья (арбитр), избираемый сторонами. Он рассматривал доказательства по делу и выносил решение.

Легисакционный процесс не предполагал обжалования принятого судебного решения.

. С использованием присяги (если предметом иска является вещь) - legis actio sacramento,

. Посредством просьбы о назначении судьи - по стипуляции.

. Посредством истребования обогащения (если предметом иска являются деньги).

. Посредством наложения руки.

В таком случае, если истец выигрывал, ответчика можно было забрать в кабалу.

. Путем захвата долга.

В таком случае истец завладевал вещью ответчика и использовал ее как залог (форму обеспечения иска). Такая формула подачи иска использовалась только по наиболее важным искам (например, о священных вещах).

Легисакционный римский гражданский процесс являлся довольно чистым образцом состязательного (обвинительного) процесса.

Первое (и еще довольно значительное) время после издания законов XII таблиц развитие права совершается почти исключительно путем interpretatio. Всякий, даже очень совершенный с редакционной стороны, современный закон при своем применении к конкретным случаям и к конкретным вопросам жизни нуждается в детальном истолковании своего истинного смысла. Если роль толкования велика и в современной юридической жизни, то еще большее актуальной она была в ранние эпохи. Лицам, в руках которых находилось применение этих законов, приходилось сплошь и рядом производить очень сложную умственную работу, чтобы подвести тот или другой конкретный случай под то или иное постановление XII таблиц, выраженное по большей части неполно и казуистично.

Лицами, в руках которых сосредоточивалось в древнейшее время знание и толкование права, были понтифики. Накоплявшаяся в течение многих поколений интерпретационная традиция отлагалась постепенно в понтификальных записях - commen-tarii pontificum, которые являлись, таким образом, зародышем юридической литературы. Но эти комментарии, равно как и другие дела коллегии, были закрыты для непосвященных.

Рядом с развитием цивильного права путем interpretatio идет и прямая законодательная деятельность народа. Нормальным органом законодательной власти в этом периоде являются, как известно, народные собрания; поэтому и нормальной формой закона является lex, то есть постановление комиций, а со времени - и plebiscitum (плебисцит - выражение воли народа). При этом инициатива закона могла исходить только от магистрата.

Таким образом, в объективном смысле цивильное право есть совокупность норм, изданных законодательной властью и абсолютно обязательных как для граждан, так и для магистратов, и притом обязательных навсегда - до отмены. В субъективном смысле цивильное право есть непосредственное властное отношение к вещи или лицу.

. Jus gentium. Право народов

В республиканский период римской истории римское частное право развивалось в виде параллельных систем Jus civile и Jus gentium. С течением времени Jus civile и Jus gentium стали сближаться. При практическом применении обе системы находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Более значительным было влияние Jus gentium на Jus cuvile ввиду того, что первой системе, впитывавшей в себя нормы более развитых народностей, не был в такой степени свойствен формализм, характерный для исконного цивильного права, и она больше отвечала потребностям хозяйственной жизни страны. Имело место и обратное влияние: некоторые нормы цивильного права проникали в систему Jus gentium (например, по законам XII таблиц нормы о краже не распространялись на чужестранцев - перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам).

Цивильное право применялось только к римским гражданам. Не входившие в римскую общину считались врагами и не пользовались защитой. С развитием производства и обмена, с расширением торгового оборота, стало необходимым признать основные частные права (право собственности, право заключения договоров и т.д.) и за не римлянами. На этой почве сложилась система права, получившая название Jus gentium (право народов).

Основным принципом древнего римского, как и всякого вообще древнего, права было правило, что только римский гражданин, только civis Romanus может быть поэтому членом гражданского общества и субъектом прав. Всякий не гражданин, всякий иностранец, принципиально рассматривался как hostis, как враг, стоящий вне правового общения, могущий быть захваченным в плен и, таким образом, быть превращенным в раба. Известную защиту он мог приобрести себе только обходным путем в виде клиентела. Это исключение иностранцев от правового общения касалось не только прав политических, но и прав гражданских.

Из этого правила относительно иностранцев в древнем Риме было только одно исключение - в пользу latini, то есть жителей латинских общин, входивших вместе с римлянами в состав латинского союза. Все latini имели без различия гражданства полное jus commercii, то есть полную имущественную правоспособность наравне с римскими гражданами.

Все другие чужестранцы, кроме латинян, назывались в республиканском Риме, как было уже указано ранеe, перегринами. Развитие мирных сношений между римлянами и иностранцами заставило римлян отступиться от старого воззрения, что чужестранец - hostis. Lex Julia 90 г. и lex Plautia Papiria 89 г. уничтожили перегринов в Италии, а закон Каракаллы 212 г. везде в империи.

Закон Каракаллы даровал civitas только подданным Римской империи. Вследствие этого все не подданные (варвары - германцы, славяне и т.д.) и в праве Юстиниана считаются за перегринов.gentium имеет у римских юристов еще и иной смысл. Уже самое происхождение Jus gentium должно было наводить римских юристов на мысль, что существует некоторое общее для всех народов право, состоящее из правил, признаваемых одинаково всеми, например, родство, почитание родителей, реакция против причиненного зла и т. д. Совокупность этих общепризнаваемых норм они также называли Jus gentium, независимо от их реального действия.

В итоге исторического развития система Jus gentium включила в себя разные элементы. К понятию народов относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак и права торговли. Затем к нему относилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений и имевшее общий характер благодаря племенному родству и тесным экономическим связям членов латинского союза, например, свободные от формализма сделки обмена. Наконец, с распространением римского господства на провинции право народов заимствовало торговые институты различных частей империи.


3. Jus naturale. Естественное право

Средневековые схоласты возводили свою концепцию естественного права к Аристотелю и римским теоретикам права. Аристотель, говоря о справедливости, отличал «естественно справедливое» от «институционально справедливого» (Этика, V, 7). Но в этом фрагменте термин «естественный» следует понимать в чрезвычайно узком смысле. Аристотель говорит здесь только о тех формах поведения, которые вызваны жизненными необходимостями, общими у человека и других животных. В других же местах он употребляет этот термин в гораздо более широком смысле, - практически во всех бытующих значениях, не различая их и, конечно, не давая точных определений.

Надо сказать, что «естественное» в широком смысле у Аристотеля также ассоциируется со «справедливым»: пример, оказавший влияние на многие поколения ученых. Правда, Аристотель не был здесь до конца последовательным: иногда он одобрял и то, что не считал естественным, хотя никогда не осуждал ничего, чему присваивал этот эпитет. Не слишком склонные к философствованию римляне просто приняли Аристотелево определение. Так, Гай (Instit. 1, 2) утверждал, что естественное право (Jus naturale) «есть то, чему природа научила всех животных» (quod natura omnia animalia doccuit), то же самое утверждал и Ульпиан. Они воспринимали это «естественное право» как наилучший из возможных источников законов и правовых норм. Но здесь необходимо ценное добавление. Некоторые римские литераторы, например Цицерон, стали употреблять термин Jus naturale, говоря о том, что носило официальное название Jus gentium. Причина заключалась в том, что последнее, воплощавшее в себе правила справедливости, казалось более «естественным», чем формалистичное гражданское право. Ульпиан считал в некоторых отношениях и право собственности основанным на естественном праве, утверждая, что: «Право собственности над некоторыми вещами мы приобретаем по праву народов, которое в силу естественного разума одинаково соблюдаются между всеми людьми».

В этом определении, как право народов, так и естественный разум в качестве его естественного источника, совершенно освобождаются от принадлежности к правовой системе какого-либо государства и возводятся до степени порядка, соблюдаемого всем человечеством.

Заключение

Среди основных систем римского права выделяются национальное право - Jus civile и так называемое право народов - Jus gentium.

Цивильное право распространялось только на правоотношения, обоими участниками которых были римские граждане (квириты). Однако со временем, когда Рим стал мировой империей, появилась необходимость в правовой системе, регулирующей отношения римских граждан с лицами, не обладающими статусом гражданства и последних между собой. Так возникло право народов (Jus gentium). Ключевую роль в его создании сыграл претор перегринов (эта римская магистратура была учреждена в 242 г. до н.э.).

Право народов во многом строилось на заимствованиях правовых конструкций у других наций (финикийцев, греков, египтян и др.). Вместе с тем надо отметить, что римское право народов распространялось, разумеется, не на всех не римлян, а на тех, кто находился под юрисдикцией Рима (римских подданных).gentium было более прогрессивным, чем Jus civile, оно было проникнуто коммерческим духом. В дальнейшем эти правовые системы начали сближаться. Различие между квиритским правом утратило смысл в 212 г., когда император Каракалла предоставил права гражданства и право народов всем свободным римским подданным.

Восприятие цивильным правом основного содержания права народов имело своим следствием возникновение универсальной правовой системы - римского классического права, вобравшего в себя все нормы, наиболее соответствовавшие функционированию общества развитого товаропроизводства и товарооборота.

Указанное выше понимание права народов было римлянами еще расширено и сблизилось с возникшим в конце республики представлением о Jus naturale. Jus naturale во многом совершенно освобождается от принадлежности к правовой системе какого-либо государства и возводится до степени порядка, соблюдаемого всем человечеством.

Список использованных источников

1.Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997.

2.Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). М., 1984.

.Дрожжин В. Правосудие в Древнем Риме // Российская Юстиция. 1994. № 10.

4.Новицкий И.Б. Римское право. М., 1996.

5.Основы римского частного права. /Кофанов Л.Л., отв. ред. Нижний Новгород 2000.

.Покровский И.А. История римского права. СПб., 1998.

7.Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. М., 1991.

Похожие работы на - Правовые системы в римском праве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!