Учет на предприятии

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,39 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет на предприятии

Введение

В период с 16.01.2011 по 12.02.2011 г. Я проходила практику на предприятии ГП «Племптицезавод «Белорусский» находящееся по адресу: Минская обл., Минский р-н, п/о Вишневка, д. Комсомолец.

Коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятия «Племптицезавод «Белорусский» является приемником Белорусской зональной опытной станции по птицеводству (БелЗОСП), созданной в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства СССР от 12 февраля 1968 года №39.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 января 1992 года №9 БелЗОСП вошла в состав Академии аграрных наук Республики Беларусь.

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ от 1996 года №165 предприятие передано в ведение РО «Белптицепром».

В 1999 году к предприятию присоединён колхоз «Лошанский», в 2001 году - отделение «Комсомолец» и «Вяча» Логойского района бывшей птицефабрики «Дубовляны», в октябре 2002 г. - совхоз «Роговский», в 2004 г. - отд. «Аксаковщина» бывшего «Биоцентра».

По состоянию на 1 января 2011 г. общая численность работающих составила 813 человек, из них 158 - молодежь.

Общая земельная площадь составляет 7270 га, из них с/х угодий - 6093 га, пашня - 4463 га.

Поголовье КРС - 2224 гол., в т.ч. дойных коров - 1005 гол.

Поголовье птицы - 384,2 тыс. гол.

Площадь, занимаемая предприятием, составляет 392 га. Основные здания и сооружения на территории предприятия следующие:

птичники;

цыплятники;

инкубаторий;

цех сортировки яиц;

цех углубленной переработки мяса птицы;

газовая котельная;

зоолаборатория;

столовая.

На отдельной территории, принадлежащей птицефабрике, находятся следующие подразделения:

цех убоя птицы;

цех производства яичного меланжа;

ремстройучасток;

ветлаборатория;

склад-холодильник готовой продукции;

аммиачная компрессорная;

животноводческие фермы;

заправочные;

ремонтные мастерские.

ГП «Племптицезавод «Белорусский» частично самостоятельно удовлетворяет потребности в сырье и материалах, в частности зерна и травяной муки, которые являются неотъемлемой частью комбикорма.

На территории фабрики находятся газовая и мазутная котельные, которые обеспечивают теплом, горячей водой и паром все производственные помещения, подразделения и бытовые помещения, электроцех.

ГП «Племптиезавод «Белорусский» является предприятием племенного - яичного направления, поэтому основным направлением и целью работы предприятия является производство и реализация племенной продукции.

Кроме того, предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

производство и реализация мяса птицы;

производство и реализация яичного меланжа;

производство и реализация полуфабрикатов, колбас и консервов из мяса птицы;

производство и реализация травяной муки;

производство мяса КРС;

производство молока;

выращивание зерновых культур.

ГП «Племптицезавод «Белорусский» частично самостоятельно удовлетворяет потребности в сырье и материалах, в частности зерна и травяной муки, которые являются неотъемлемой частью комбикорма.

1. Структура и функции организации

.1Организационная форма, структура организации

Птицефабрика имеет закрытый цикл производства, заключающийся в самостоятельной инкубации яиц, получении суточного молодняка, выращивании деловой молодки, производстве яиц, мяса птицы и его переработки, переработки некондиционных яиц в яичный меланж и реализации через собственную сеть фирменной торговли полученной продукции.

Площадь, занимаемая предприятием, составляет 392 га. Основные здания и сооружения на территории предприятия следующие:

птичники;

цыплятники;

инкубаторий;

цех сортировки яиц;

цех углубленной переработки мяса птицы;

газовая котельная;

зоолаборатория;

столовая.

На отдельной территории, принадлежащей птицефабрике, находятся следующие подразделения:

цех убоя птицы;

цех производства яичного меланжа;

ремстройучасток;

ветлаборатория;

склад-холодильник готовой продукции;

аммиачная компрессорная;

животноводческие фермы;

заправочные;

ремонтные мастерские.

В 1999 году к предприятию был присоединён убыточный колхоз «Лошанский». В 2001 году произошло очередное укрупнение нашего хозяйства путём присоединения отделений «Комсомолец» и «Вяча» Логойского района бывшей птицефабрики «Дубовляны». В октябре 2002 г. присоединен совхоз «Роговский». Общая численность работающих достигла 1120 человек

Государственное предприятие «Племптицезавод «Белорусский» ведёт свою производственную деятельность на территории г. Заславля, землях Лошанского Папернянского и Роговского с/советов Минского района, с/совета «Беларучи» Логойского района. На территории хозяйства расположено 42 населённых пункта. Расстояние от конторы до крайней фермы КРС 52 км.

Общая земельная площадь составляет 7270 га, из них сельскохозяйственные угодья - 6436 га, пашни - 4934 га, за вычетом полей для посадки картофеля и овощей населению на площади 36 га. Пастбища и сенокосы занимают 1502 га - 23,3% от сельскохозяйственных угодий в структуре посевных площадей. Распаханность составляет 76,6%.

В настоящее время в хозяйстве приходится пастбищ 1,15 га на 1 корову, кроме того, отводятся бобово-злаковые (клевер, тимофеевка, райграс пастбищный, ежа сборная), многолетние травы на выпас. Их площадь составляет 200 га. Балл пашни 29,8; сельхозугодий - 28,8.

1.2 Виды деятельности, виды выпускаемой продукции

Основные направления деятельности предприятия:

  • селекционно-генетическая работа с птицей яичного и мясного направления продуктивности; разработка современной технологии производства, рационального кормления и содержания высокопродуктивных линий и гибридов птицы, обеспечение племенной продукцией птицеводческих хозяйств РБ, её реализация;
  • разработка научных, экономических и технологических предложений и основных направлений развития птицеводства в зоне деятельности предприятия;
  • организация селекционно-генетической работы по выведению и совершенствованию линий и создание межлинейных кроссов для производства высокопродуктивной птицы, продажа племенным птицеводческим предприятиям отселекционированных кроссов сочетающихся линий после их апробации и утверждения;
  • разработка методических указаний по поддержанию и совершенствованию исходных линий и кроссов, рецептуры полнорационных комбикормов, белково-витаминно-минеральных добавок, премиксов для племенных хозяйств, энерго- и ресурсосберегающих технологий производства яиц и мяса птицы;
  • изучение, пропаганда и организация внедрений отечественных и зарубежных достижений и передового опыта, подготовка предложений по их использованию на птицеводческих предприятиях, проведение выставок, семинаров, курсов повышения квалификации, подготовка рекомендаций, оказание услуг учебно-консультативного характера;
  • совершенствование производственной деятельности на основе освоения новых технологий, организации труда, высокопроизводительного использования основных средств организации воспроизводства птицы, КРС, лошадей для собственных нужд и реализации произведённой продукции другим потребителям.

ГП «Племптицезавод «Белорусский» является предприятием племенного - яичного направления, поэтому основным целью работы предприятия является производство и реализация племенной продукции.

производство и реализация мяса птицы;

производство и реализация яичного меланжа;

производство и реализация полуфабрикатов, колбас и консервов из мяса птицы;

производство и реализация травяной муки;

производство мяса КРС;

производство молока;

выращивание зерновых культур.

Племенная продукция используется для воспроизводства собственного поголовья птицы и для продажи другим хозяйствам. Товарное яйцо, мясо птицы, молоко, мясо КРС реализуется населению через торговую сеть, другим предприятиям, а также в счет госзакупок.

Племенная продукция пользуется спросом, т.к. ГП «Племптицезавод «Белорусский» единственное в РБ предприятие, в котором работают более 40 научных сотрудников, доктора и кандидаты наук по усовершенствованию существующих кроссов птицы и созданию новых. Рынком сбыта племенной продукции являются РБ и страны СНГ. Остальная продукция входит в разряд продуктов первой необходимости и проблем с рынком сбыта нет.

Мощность имеющихся инкубаториев составляет 8000 тыс. яиц. Для выращивания делового молодняка птицы имеется 11 цыплятников единовременной вместимостью 235 тыс. птицемест. ГП «Племптицезавод «Белорусский» располагает для содержания взрослой птицы -33 птичника вместимостью 300 тыс. птицемест. На большинстве птичниках технологическое оборудование служит уже более 10-15 лет, а на некоторых срок службы уже перешагнул 20 лет.

Среди перерабатывающих цехов наибольший удельный вес в общей производственной продукции занимает цех убоя птицы. В цехе убоя птицы ежегодно реализуется на мясо свыше 300 тыс. голов птицы. В настоящее время цех работает периодически.

ГП «Племптицезавод «Белорусский» частично самостоятельно удовлетворяет потребности в сырье и материалах, в частности зерна и травяной муки, которые являются неотъемлемой частью комбикорма.

На территории фабрики находятся газовая и мазутная котельные, которые обеспечивают теплом, горячей водой и паром все производственные помещения, подразделения и бытовые помещения, электроцех.

Для исследования химического состава и определения качества полученных комбикормов, определения нормативных параметров светового режима и определения микроклимата, а также для проведения санветэкспертизы мяса птицы и прочей продукции имеются две лаборатории (зооветлаборатория и ветлаборатория).

.3 Оценка финансового состояния организации

Конечный финансовый результат в течении года формируется из:

финансового результата от реализации продукции;

финансовый результат от реализации и прочего выбытия основных средств, принадлежащих организации, производственных запасов и иных активов (счет 90);

операционных и внереализационных доходов и расходов (счет 91,92) и др.

Информация о формировании конечного финансового результата деятельности предприятия в отчетном году обобщаются на активно-пассивном счете 99 «Прибыль и убытки».

На ГП «Племптицезавод «Белорусский» выручка от реализации продукции за 2010 год составила - 37993 млн. руб..

По сравнению с прошлым годом выручка уменьшилась на 941 млн. руб.

Себестоимость реализованной продукции за 2010 составила - 42920 млн. руб.

По сравнению с прошлым годом себестоимость увеличилась на 5367 млн. руб.

В результате у нас получился убыток от реализации продукции на сумму - 9172 млн. руб.

Операционные расходы у нас тоже выше, чем доходы за 2010 год и получили убыток на сумму 1717 млн. руб.

Внереализационные доходы на ГП «Племптицезавод «Белорусский» превышают внереализационные расходы на сумму 10889 млн. руб.

ГП «Племптицезавод Белорусский» за 2010 год не получил ни прибыли ни убытков, но за счет фонда накопления и фонда потребления финансовый результат деятельности предприятия равен - чистая прибыль 3505 млн. руб.

Фонда потребления, наконец, 2010 года уменьшился по сравнению с началом года на сумму - 497 млн. руб.

2. Структура и функции бухгалтерской службы

.1 Структура бухгалтерской службы

Бухгалтерский учет на предприятии ГП «Племптицезавод Белорусский» осуществляется бухгалтерией предприятия в строгом соответствии с действующим законодательством («Положение по ведению Бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РБ приказом Минфина и плана счетов с применением компьютерной обработки»).

Положение о бухгалтерии:

  • бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется главному бухгалтеру. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя предприятия.
  • Бухгалтерия в своей деятельности строго руководствуется законом «О бухгалтерском учете», «Положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности в РБ» и другими нормативными документами. Бухгалтерия не должна принимать к исполнению документы, противоречащие законодательству.
  • В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных финансово-хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя предприятия.

Задачи бухгалтерии:

  • Формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия, и ее имущественном положении.
  • Обеспечение информацией руководителей предприятия с целью правильного осуществления предприятием хозяйственных операций.
  • Обеспечение учета наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
  • Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятия и выявление внутрихозяйственных ресурсов обеспечения его финансовой устойчивости.

В бухгалтерии ГП «Племптицезавод Белорусский» существуют свои функции и обязанности, вот некоторые из них:

  • организация учета уставного капитала, расчетов по выделенному имуществу;
  • организация учета расчетов с персоналом, социальному страхованию, удержанию из заработной платы;
  • организация учета финансовых результатов, прибыли, учета собственных средств предприятия, и т.д.

На данном предприятии вся бухгалтерия делится на три отдела:

  • расчетный отдел;
  • материальный отдел;
  • общий отдел;

В каждом отделе работают по пять человек. Каждый работник бухгалтерии имеет свои обязанности и функции, согласно положениям по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РБ.

.2 Учетная политика организации

Законом «О бухгалтерском учёте в РБ» предусмотрено, что с самого начала своей работы и затем в начале каждого календарного года предприятие заявляет в налоговые органы и органы, ведающие его регистрацией, так называемую учётную политику на текущий год.

Учётная политика предприятия - это выбор самим предприятием определённых и конкретных методик, формы и техники ведения бухгалтерского учёта исходя из установленных правил и особенностей деятельности предприятия.

При формировании учётной политики предполагаются имущественная независимость и непрерывность деятельности предприятия, а также последовательность применения выбранной учётной политики. При создании учётной политики руководитель и бухгалтер опираются на Положение «Учётная политика предприятия» - отдельный нормативный документ, в котором указаны все те особенности, что влияют на деятельность предприятия и учёт на нём.

Существенными способами ведения бухгалтерского учёта, принятыми при формировании учётной политики предприятия и подлежащими раскрытию в составе бухгалтерской отчётности, являются:

  • Способ погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов (как учитывается неизбежный в процессе производства износ зданий, оборудования и машин);
  • Метод оценки производственных запасов, товаров и незавершённого производства и готовой продукции (как при постоянно меняющихся ценах на сырьё и другие производственные расходы рассчитывается стоимость продукции на всех этапах её создания);
  • Методика учёта прибыли от реализации продукции (как посчитать доход или прибыль от производственных или торговых операций).

Руководитель предприятия издаёт приказ об учётной политике, где объявляет, каким образом в течении года будет решаться вышеперечисленный набор учётных проблем предприятия. В нём конкретно отражены все параметры финансово-экономической деятельности предприятия, которые используются непосредственно в его работе: как разделить так называемые основные средства (те материальные ценности, которые стоят дорого и служат долго) и средства в обороте (служащие недолго и стоящие недорого), как учитывать неизбежный износ зданий, оборудования и машин, как считать стоимость готовой продукции и т.д.

Менять учётную политику предприятие может только в особых случаях, которые также указаны в документе «Положение по учётной политике предприятия».

3. Бухгалтерский учет организации

3.1 Учет внеоборотных активов

птицефабрика бухгалтерский учетный внеоборотный

К основным средствам относятся объекты, сроком службы не менее 1 года.

Для осуществления уставной деятельности на балансе предприятия ГП «Племптицезавод Белорусский» имеются: здания, транспорт, магазины, оборудование, мастерские. На 1.01.2011 год балансовая стоимость основных средств составила - 66579 млн.

На протяжении длительного периода использования, основные средства поступают в организацию и передаются в эксплуатацию, изнашиваются в результате эксплуатации, подвергаются ремонту, в результате которого восстанавливаются их физические качества, перемещаются внутри организации, выбывают из нее, вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего использования реализуются, передаются безвозмездно и т.п.

Основные средства любого предприятия разнообразны по составу и назначению. С целью систематизации и учета необходима классификация их по видам, назначению или характеру участия в процессе производства продукции, работ, услуг. В зависимости от назначения в производственно-хозяйственной деятельности основные средства подразделяются на промышленно-производственные, другие производственные, непроизводственные и жилищные.

Основные средства непроизводственного и другого производственного назначения непосредственно не участвуют в процессе производства, но обслуживают культурно-бытовые нужды работников предприятия, к ним относятся: столовая, участок озеленения, ЖЭУ, мед. пункт.

Необходимое условие правильного учета основных средств - единый принцип их оценки. Различают три оценки основных средств: первоначальную, восстановительную и остаточную.

Первоначальная стоимость складывается к моменту вступления объекта в эксплуатацию. По первоначальной стоимости объект учитывается в течении периода нахождения в организации в составе основных средств на синтетическом счете 01 «Основные средства».

Восстановительную стоимость объекты основных средств получают в момент их переоценки. В результате переоценки первоначальная стоимость заменяется восстановительной с отражением на счете 01 «Основные средства».

Остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной (восстановительной) стоимостью объекта и суммой начисленного износа по нему. Таким образом, рассчитывается показатель статьи актива баланса «Основные средства».

Для обеспечения контроля за сохранностью основных средств, каждому инвентарному объекту присваивается соответствующий номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств.

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.

Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт приемки-передачи основных средств. Так на ГП «Племптицезавод Белорусский» был составлен акт о приемке-передаче от 30.12.2011 г. (приложение БА).

В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, балансовую стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию предприятия.

Поступившее оборудование оформляется актом о приемке оборудования, а сдача его в монтаж - актом установки. На ГП «Племптицезавод Белорусский» была составлена инвентаризационная опись основных средствза декабрь 2011 года.

На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.

Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах - для сдающей и принимающей основные средства организации.

Внутреннее перемещение основных средств со склада в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств (приложения БГ). Она должна содержась фамилии, имена, отчества и должности сдатчика и получателя; основание для перемещения основных средств; название, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния объекта; подписи сдатчика и получателя и некоторые другие данные. Накладную выписывает в двух экземплярах работник цеха (отдела) - сдатчика. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.

Операции по ликвидации всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств (приложения БД), а списанием грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа - актом на списание автотранспортных средств. ГП «Племптицезавод Белорусский» выписало акт о списании групп основных средств, 26 декабря 2011 г. были списаны следующие объекты по причине изношенности и морального устарения (приложения БЕ).

В актах о ликвидации основных средств указывают техническое состояние и причину ликвидации объекта, первоначальную стоимость, сумму износа, затраты по ликвидации, стоимость материальных, полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от ликвидации, превышение выручки над расходами по ликвидации или расходов над суммой выручки.

Инвентарные карточки (книги) заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.), которые передают затем под расписку в соответствующий отдел предприятия.

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:

«Амортизация основных средств» (пассивный);

Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.

Оприходование основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд), оформляется следующей бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 01 «Основные средства»;

Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями».

Основные средства, приобретенные за плату у других предприятий и лиц, а также созданные на самом предприятии, отражают по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

При реализации основных средств их продажную стоимость отражают по дебету счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением.

Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений:

линейный способ;

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего его срока полезного использования.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Определение срока полезного использования. объекта основных средств при его отсутствии в технических условиях или не установлении в централизованном порядке производится исходя из:

ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, и т.д.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев их нахождения на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации, и основных средств, переведенных по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3 месяцев.

По объектам основных средств, полученных по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам амортизация не начисляется.

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ, услуг) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 от годовой суммы.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

Начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания.

При решении вопроса о введении ускоренной амортизации следует иметь в виду, что начисленная сумма износа влияет на величину себестоимости продукции, на прибыль и на сумму льгот по налогу на прибыль по капитальным вложениям.

Расчет сумм амортизации организации производят ежемесячно в размере 1/12 от годовой нормы. К сумме амортизации, начисленной в прошлом месяце, прибавляют сумму амортизации со стоимости поступивших основных средств за прошлый месяц и вычитают сумму амортизации со стоимости основных средств, выбывших в прошлом месяце.

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений на ГП «Племптицезавод Белорусский» определяется линейным способом исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта (приложение БЖ).

Для учета основных средств используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». К этому счету могут быть открыты два субсчета:

-1 «Амортизация собственных основных средств»;

-2 «Амортизация имущества, сданного в лизинг».

Начисленную сумму по собственным и долгосрочно арендуемым основным средствам производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и других счетов) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

По основным средствам, сданным в текущую аренду, сумма отражается по дебету счета 80 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 02, а по основным средствам непроизводственного назначения - по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» или счета 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредиту счета 02.

Сумма амортизации по полностью амортизированным основным средствам не начисляется.

При выбытии собственных основных средств сумму амортизации по ним списывают в дебет счета 02 «Амортизация основных средств».

Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств.

Накопление и использование амортизационного фонда в бухгалтерском учете не отражается. В составе выручки от реализации продукции (работ, услуг) амортизационные отчисления зачисляют на расчетный счет или другие счета предприятия и списывают с этих счетов на финансирование капитальных вложений в основные средства.

По объему и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный и текущий ремонты основных средств. Они отличаются сложностью, объемом и сроками выполнения. Ремонты основных средств могут осуществляться хозяйственным способом, т.е. силами самой организации, или подрядным способом (силами сторонних организаций).

В обоих случаях на каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов. В ней указывают: работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей, сметную стоимость ремонта в постатейном разрезе.

Если капитальный ремонт выполняется хозяйственным способом, то на основании ведомости дефектов в отделе главного механика выписывают наряды-заказы. Первый экземпляр наряда-заказа передается цеху-производителю ремонта, второй - в бухгалтерию для ведения аналитического учета по данному заказу, а третий остается в отделе главного механика для контроля за сроками выполнения заказа. На основании ведомости дефектов и наряда-заказа выписываются документы на получение со склада необходимых запасных частей и материалов, рабочие наряды на изготовление, монтаж и реставрацию отдельных деталей и узлов.

Расходы по ремонту основных средств относят на затраты продукции того периода, в котором они возникли могут относить прямо на счета издержек производства и обращения (счет 20 «Основные производства» и др.). Фактические расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту основных средств, организации кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов (счета 10 «Материалы, 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.). На счетах издержек производства и обращения расходы по ремонту основных средств будут отражаться по соответствующим элементам затрат (материальные затраты, расходы на оплату труда и др.).

3.2 Учет денежных средств

Предприятие, имея хозяйственные связи с поставщиками, покупателями и своими работниками, а также с государством (бюджетом и внебюджетными фондами), должно иметь с ними и расчетные отношения. В основном расчеты между организациями всех видов осуществляются безналичным образом, то есть с помощью открытия счетов в банках. Именно банки, таким образом, являются посредниками в расчетных операциях.

3.2.1 Учет кассовых операций

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. При получении денег в банке со своего расчетного счета руководство предприятия должно указывать цель расходования этих денег. Наличные деньги, полученные предприятием в банках, расходуются конкретно только на цели, указанные в чеке.

Выдача наличных денег подотчетным лицам (завхозам, командированным работникам и т.д.) производится из касс предприятия, но при временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятия или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

Прием наличных денег кассами предприятия производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата. Приходный ордер выдается при внесении денег в кассу покупателями продукции предприятия, пользователями услуг, которые оказывает предприятие и в иных подобных случаях (приложение ВА). Работники предприятия вносят деньги в кассу при покупке путевок, возврате остатка аванса по командировке и т.д. Так за 1 августа 2011 года на ГП «Племптицезавод Белорусский» по приходному кассовому ордеру №0402674 было внесено населением в кассу предприятия 9000 рублей, подписанных главным бухгалтером Лепницкой Н.К., и принятых кассиром Ковальчук А.В. (приложение ВА). Приходный ордер был выдан при внесении денег в кассу населением за оказанные предприятием услуги.

Выдача денег из касс предприятия производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлением на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Расписка в получении денег с указанием прописью суммы пишется получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой. При этом запись суммы производится с заглавной буквы во избежании в дальнейшем исправлений.

Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными. В тех случаях, когда на прилагаемые к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна.

В централизованной бухгалтерии на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляется на каждой платежной (или расчетно-платежной) ведомости. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявление документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан.

На ГП «Племптицезавод Белорусский» 10 августа 2011 года за июнь 2011 года была выдана детское пособие до 3-х лет Зеньчик А.Е. МС 2229290 Минского района 16.04.2011 года по приходному ордеру №1780.

При ведении кассовой книги и хранении денег должны соблюдаться определенные правила:

  • Все поступления и выдача наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
  • Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью.
  • Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
  • Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира.
  • Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге.
  • Подчистки и не оговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего.

Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (приложения ВВ).

Для учета кассовых операций в бухгалтерском учете применяется счет 50 «Касса». Счет активный, наличие средств на начало месяца показывается в начальном сальдо счета 50, поступления средств в кассу проводятся по дебету этого счета, а расход средств из кассы - по кредиту счета 50. Все связанные со счетом 50 счета, обеспечивающие поступления или расход наличных средств, отражают свое состояние по части, обратной той, что используем счет 50.

В конце месяца по счету проводится расчет оборотов по дебету и кредиту и выводится конечное сальдо, которое для следующего месяца станет начальным.

С кассой работает много счетов, поэтому возникает необходимость собрать всю информацию о состоянии наличных расчетов в учетных регистрах.

Затем в конце каждого месяца заполняется Кассовая книга по счету 50 «Касса».

3.2.2 Учет операций по расчетному счету

Когда предприятие организуется заново или реорганизуется, оно обязано открыть расчетный счет в любом банке (по своему выбору) и сообщить номер этого счета и реквизиты банка регистрирующим предприятие органам. Так ГП «Племптицезавод Белорусский» имеет счет в банках ОАО «Белагропромбанк» На расчетный счет предприятия поступают выручка за проданную продукцию, ссуды банка, дебиторская задолженность (возврат долгов от наших должников), авансы всех видов, наличные деньги из кассы при оплате наличными и т.п. Это, так сказать, доходная часть расчетного счета, то есть дебет расчетных счетов. (приложения ГА).

С расчетного счета производятся все виды безналичных платежей, выдаются суммы на выплату заработной платы, на оплату командировочных и хозяйственных расходов и т.д. Все банковские операции оформляются стандартными первичными документами.

Платежное поручение используется для перевода (т.е. списания) указанной в его бланке суммы со счета предприятия на расчетный счет получателя платежа. Это действительно поручение банку о перечислении сумм поставщикам, финансовым органам и другим организациям.

Бухгалтер печатает платежное поручение в нескольких экземплярах «под копирку», в нем указываются:

  • Реквизиты плательщика и его банка;
  • Реквизиты получателя и его банка;
  • Сумма прописью и цифрами;
  • Назначение платежа (за что он производится - номер договора или его формулировка).

Форма платежного поручения является стандартной и имеет в своей расшифровке всю необходимую информацию (под каждой строкой есть подсказка о том, что нужно внести в эту строку). При этом нужно знать код своей организации по классификатору кодов и все реквизиты получателя и плательщика.

Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтер ведет на счете 51 «Расчетный счет».

Это активный счет, по дебету которого отражаются остатки свободных денежных средств на начало месяца (начальное сальдо счета), поступления на счет предприятия средств от покупателей и заказчиков, полученные ссуды и наличные средства, переданные из кассы.

По кредиту этого счета отражаются все выплаты с расчетного счета (погашение кредитов, оплата приобретений, выплата в бюджет и внебюджетные фонды и т.д.).

В конце каждого месяц по счету 51 «Расчетный счет» подсчитываются итоги и записываются в Главную книгу по счету 51.

3.3 Учет и документальное оформление производственных запасов

В отличие от внеоборотных активов, которые длительное время используются в производственно-хозяйственной деятельности, оборотные активы включают в себя имущество организации, которое предполагается использовать или обратить в денежные средства в течении 12 месяцев. В состав оборотных активов входят товарно-материальные ценности, которые составляют группу материально-производственных запасов.

  • материалы;
  • малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
  • готовая продукция;
  • товары;

На данном предприятии учет ведется по следующей схеме: если срок эксплуатации предмета более одного года, то этот предмет относится на основные средства, если предметы используются менее одно года, то это производственные запасы. Эти предметы списываются с кредита счета №10 на дебет счета №25.

При документальном оформлении операций, связанных с движением предметов, срок эксплуатации которых менее одного года, используются следующие типовые документы:

  • Товарная накладная;
  • Отчет о движении материалов;
  • Акт сдачи - приемки работ.
  • Акт на списания материальных ценностей.

Похожие работы на - Учет на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!