Исследование образовательных стандартов

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,78 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование образовательных стандартов

Содержание

Практическая работа № 32

Практическая работа № 410

Практическая работа № 514

Практическая работа № 618

2) План - конспект урока по правоведению посвященный 62 годовщине принятия ООН Всеобщей декларации прав человека20

Практическая работа 722

Практическая работа № 824

Практическая работа № 928

Практическая работа № 1029

Практическая работа № 1132

Практическая работа № 3

1.В целях социально - гуманитарного образования есть цели, которые можно отнести к области гражданско - правовому образования.

К ним можно отнести следующие:

социализация школьников;

воспитание внутренней свободы человека;

формирование навыков социальной практики;

глубокое усвоение основ социальных наук;

создание условий для развития и самоопределения личности, ее духовного роста;

помощь ребенку в обретении себя как личности, избежании маргинализации, полноценном участии экономической, социальной, политической и духовной жизни общества;

нравственное развитие личности;

создание условий для обучения ребенка самоидентификации себя в качестве полноправного участника созидатеельного развития общества;

формирование у учащихся позитивного правосознания - отношение к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод;

формирование понимания учащимися категорий «справедливости», «равенства», «свободы», «достоинства», «прав человека», «демократии» и выработка навыков их реализации в повседневной жизни;

формирование у учащихся рационального и эмоционального восприятия гражданско-правовых ситуаций;

формирование способности анализировать свои и чужие действия, искать формы их координации, быть терпимым к чужому мнению и отстаивать свою позицию.

В процессе гражданско-правового образования учащиеся, получают представление о следующих гражданских ценностях: самоопределение личности, уважение прав и свобод человека, уважение человеческого достоинства, уважение к институтам гражданского общества, уважение к нормам и правилам современной демократии, справедливость, равенство людей перед законом, общественное благо, уважение к национальным традициям и культуре, общечеловеческим ценностям, ценность политического многообразия, патриотизм, готовность к разумному компромиссу, толерантность, правдивости и др.

2.Объектами изучения правового образования является общество и человек, как и любой другой обществоведческой дисциплины, но правоведение рассматривает человека и государство через призму их поведения, которое должно укладываться в строгих рамках «правовых норм».

Обязательный минимум содержания линии «Политико - правовая сфера» - Получить научные представления по следующим вопросам: право как орудие, инструмент государства в поддержании его принудительной власти и как плод государственной деятельности; как социальная ценность, выработанная практикой человеческой цивилизации и несущая идею справедливости и гуманизма. Соотношение норм права и морали. Взаимосвязь права и государства. Отличие правовых норм от иных социальных норм. Нормы российского права. Закрепление в Конституции РФ общепризнанных стандартов прав человека. Основные принципы и механизмы правосудия. Методы защиты прав человека. Место граждан России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом. Условия и порядок их участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны.

Получить теоретические знания по следующим вопросам: происхождение государства и права. Функции, формы, основные признаки государства. Виды юридических норм и их структура. Правоотношение и его структура. Юридические факты (события и действия). Правоспособность и дееспособность. Физические и юридические лица. Естественные и неотчуждаемые права человека. Всеобщая декларация прав человека. Понятие закона. Конституция РФ и конституционные права и свободы человека и гражданина. Экономические, социальные и культурные права. Гражданские и политические права. Нарушение прав человека. Семейное право. Гражданское право. Право собственности. Трудовое право. Соотношение права и закона. Характерные черты норм права. Отрасли права. Сущность и основные принципы правового государства. Разделение властей. Законодательная, исполнительная и судебная власть. Институт президентства. Структура государственной власти Российской Федерации. Правосознание, правомерное и неправомерное поведение, их взаимосвязь с правовой культурой. Принцип презумпции невиновности в уголовном праве, принцип презумпции виновности в гражданском праве. Основные признаки и значение юридической ответственности. Признаки и виды правонарушений. Преступление как вид правонарушения; специфические признаки преступления. Уголовное наказание. Структура, основные задачи правоохранительных органов РФ. Назначение прокуратуры и адвокатуры. История становления и развития права.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать термины: Право. Мораль. Правовая норма. Императивные, диапозитивные нормы права. Разрешающая, обязывающая, запрещающая нормы права. Гипотеза, диспозиция, санкция. Правоотношение: объекты и субъекты. Юридический факт. Правоспособность и дееспособность. Закон. Конституция. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Административное право. Конституционное право. Отрасли права. Правосознание. Правопорядок и т.д.

Называть: Виды юридических норм по предмету правового регулирования, по форме выражения правового предписания. Основные права человека. Политические свободы. Отрасли права. Особенности гражданского права. Задачи трудового права. Особенности семейного права. Особенности конституционного права. Основные принципы правового государства. Описывать. Естественные, неотчуждаемые права человека. Конституцию как основной закон государства. Гражданский кодекс РФ. Семейный. Уголовный. Трудовой. Кодексы РФ. Закон «О защите прав потребителя» - как основные источники российского текущего законодательства. Структуру и задачи правоохранительных органов и их функции в обеспечении законности и правопорядка.

Сравнивать: Моральные и правовые нормы. Функции законодательной, исполнительной и судебной власти. Назначение адвокатуры и прокуратуры. Задачи органов внутренних дел и органов безопасности.

Объяснять с помощью примеров: Императивные, диспозитивные нормы права; разрешающие, обязывающие, запрещающие. Объекты и субъекты правоотношений и т.д.

3)

Вопросы для сравненияОбразовательный стандарт основного общего образования по правуОбразовательный стандарт среднего общего образования по правуБазовый уровень (Уровень А)Профильный уровень (Уровень В)1. Каковы цели изучения права?1.развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления. 2.воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 3.освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, государстве основных социальных ролях. 4.овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных типичных для подросткового возраста социальных ролях; 5.формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; содействие развитию компетентности в различных сферах жизни: экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношениях, отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях, семейно-бытовых отношениях.1. развитие основ правовой культуры учащихся. 2. освоение знаний о правовых принципах, нормах и институтах, 3. приобретение опыта применения способов познавательной, коммуникативной и практической деятельности. 4. овладение умениями применять полученные знания и освоенные способы деятельности для анализа социальных и правовых норм относительно конкретных условий. 5. развитие личности в период достижения полной правосубъектности, правосознания и основ правовой культуры. 6. воспитание гражданской ответственности, уважения к праву, приверженности демократическим правовым принципам, культуры поведения в рамках общепринятых норм и правил.1. освоение системы знаний о праве как науке. 2. приобретение опыта применения способов познавательной, коммуникативной и практической деятельности. 3. овладение умениями применять полученные знания и освоенные способы деятельности для решения типичных познавательных и практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе. 4. развитие личности в период достижения полной правосубъектности, правосознания и основ правовой культуры. 5. воспитание гражданской ответственности, уважения к праву, приверженности демократическим правовым принципам, культуры поведения в рамках общепринятых норм и правил.2. Какие компетентности формируются? 1.опыт получения социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысления представленных в них различных подходов и точек зрения; 2.опыт решения познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; 3.опыт критического осмысления различных трактовок общественных событий, умения отделять факты от их интерпретаций, формулировать на этой основе собственные оценочные суждения; 4. опыт наблюдения и оценки явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические знания; 5.опыт оценки собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности; 6.опыт участия в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, выполнения творческих работ по обществоведческой тематике; 7.опыт конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в реальной жизни и в моделируемых учебных задачах; 8.опыт совместной деятельности в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, городе.1. информационно-познавательная компетентность; 2. ценностно-ориентационная компетентность; 3. регулятивно-поведенческая компетентность; 4. коммуникативная компетентность1. информационно-познавательная компетентность; 2. ценностно-ориентационная компетентность; 3. регулятивно-поведенческая компетентность; 4. коммуникативная компетентность3. Какие элементы содержания правового образования выделяются?1.Человек и общество 2. Основные сферы жизни общества Демократическое правовое государство. Взаимная ответственность гражданина и государства. Правомерное поведение. Правовая защищенность личности. Правовая культура.Правовая компетентность. Юридические профессии. Правовая культура4. Каким образом изложены требования к правовой подготовке учащихся?В результате изучения права ученик должен: 1. знать 2. уметь 3. характеризовать 4. объяснять 5. сравнивать В результате изучения права ученик должен: 1. знать 2. уметь 3. характеризовать 4. объяснять 5. сравнивать В результате изучения права ученик должен: 1. знать 2. уметь 3. характеризовать 4. объяснять 5. сравнивать

Обязательность предъявления указанных в стандарте знаний относится не только к образовательному учреждению («школа обязана»), но и ко всем, кто обучает, к совокупному Учителю, т.е. и к авторам учебной литературы, и к учителям-предметникам.

Обязательный минимум не определяет, каким способом будут предъявлены ученику те или иные знания в реальном учебном процессе: через объяснение учителя, путем изучения текста учебника, привлечения документов, словарей, использования видеофильма и т.п. Стандарт означает, что российская школа гарантирует любому ученику возможность получить знания, фиксированные в обязательном минимуме. Определить способ решения этой задачи - дело учителя. Иными словами, методы и средства обучения не подлежат стандартизации. Это - поле творчества учителя.

Стандарт не связывает рук учителю также и в определении логики, последовательности изучения тех или иных содержательных вопросов, включенных в обязательный минимум. Они могут быть представлены в различных сочетаниях, подчинены единой системе предъявления. Понятно, что имеется в виду не беспорядочное их изучение, но подчинение тому замыслу, который изложен в той или иной программе, в данном разделе книги. При этом учитель имеет право менять последовательность раскрытия отдельных единиц знания, при условии, разумеется, что его собственный вариант логической структуры содержания будет иметь достаточные научные и педагогические обоснования.

Стандарт задает ориентиры для осознанного выбора. Естественно, учитель, знакомясь с программами и учебниками разных авторов и авторских коллективов, выберет тот вариант, который, с его точки зрения, наиболее соответствует обязательному минимуму, в котором обозначенные в стандарте единицы знания представлены полнее. Учебник, соответствующий требованиям стандарта, - главное условие выполнения школой своей обязанности перед детьми и их родителями дать учащимся полноценное образование.

Не имея права снижать планку предъявления знаний, установленную стандартом, авторы учебников и учитель вправе свободно включать в обучение дополнительные сведения. Эта возможность ограничивается лишь ресурсом времени, познавательными возможностями учеников и знаниями самого учителя. Привлечение дополнительного по отношению к стандарту материала - не только право учителя, но и педагогическая необходимость. Ведь только учитель, а не разработчики стандарта или авторы учебника, знает, на какой познавательный и практический опыт своих учеников можно опереться при изучении обществознания, какие примеры привлечь, какие интересы и потребности учащихся нужно учесть в практике обучения. Иными словами, вариативная часть учебного предмета - в руках учителя. Важно только, чтобы вариативная часть содержания не вытесняла инвариантную (те обязательную), а напротив, способствовала ее полноценному усвоению. И, конечно, важно, чтобы дополнительный материал не создавал перегрузки учащихся.

Обязательный минимум предписывает изучать все необходимые содержательные линии, поэтому каждая из них должна быть представлена в курсах обществознания. Оптимальной формой в данном случае является курс, интегрирующий все требуемые стандартом знания. Кроме интегративного курса, возможен и курс «модульный», т.е. включающий модули по каждой из шести содержательных линий. В этом случае из 68 часов, выделенных на курс в базисном учебном плане, на каждый модуль придется 10-12 часов. Учебников, соответствующих таким «порциям» времени, пока не существует. Каждый из одобренных Министерством образования РФ учебников по экономике, социологии, политологии, праву и т.д. рассчитывался, как правило, на весь тот объем времени, который имеется в базисном учебном плане на обществознание. Каждый такой учебник может стать основой курса по выбору или факультативного курса за счет часов вариативной части учебного плана. Но пока обеспечить выполнение требований стандарта может лишь один из интегральных курсов, который учитель выберет, соотнося его с обязательным минимумом содержания.

Итак, какова же мера свободы педагога? Какими возможностями располагает учитель?

Он свободен, во-первых, в выборе программы и учебника; во-вторых, в определении логики изучения учебного материала; в-третьих, в использовании дополнительного вариативного содержания; в-четвертых, в определении методов и средств предъявления курса учащимся; в-пятых, в возможности преподавания за счет школьного компонента курса одной из обществоведческих дисциплин - по собственному выбору или выбору учащихся; в-шестых, в решении вопроса о порядке изучения регионального комплекса.

Таким образом, стандарт обществоведческого образования содержанием отражает баланс интересов и компетенции государства, региона, школы, которые, в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, его склонностей, способностей, интересов.

Практическая работа № 4

Учебники: «Обществознание» 6 класс, под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Преподавание обществознания ведётся 1 час в неделю, всего 34 часа.

№Раздел курса Тема урокаКоличество часовТип Форма урокаОсновные вопросы темыОсновные понятия терминыПрограмма развития учащихся (З,У,Н)Межпредметные, внутрикурсовые связиСредства обученияДомашнее задание1Глава №1 Сущность и структура общества.Что такое общество?1Урок - объяснение нового материалаОсновные понятия человеческого общества, его признаки, устройство, сферы. Роль общества в жизни человека.Общество, страна, государство, политическая сфера, экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера.Сформировать у учащихся представления об основных понятиях человеческого общества; Особо обратить внимание учащихся на роль общества в жизни человека; Продолжить воспитание чувств коллективизма.ИсторияОбъяснение§ 1.2Происхождение и развитие человека.1Урок - объяснение нового материалаОсновные этапы развития человеческого общества. версии происхождения человека. Отличие человека от животных.Расы, цивилизация, «биосоциальное существо»Познакомить учащихся с основными этапами развития человеческого общества; Особо обратить внимание на роль труда в происхождении человека; Воспитывать у учащихся чувство уважения к труду.История, БиологияОбъяснение, Сравнение§ 23Исторические ступени развития человечества.1Урок - объяснение нового материалаДописьменные и письменные. Простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства Простые и сложные общества, общественно-экономическая формация, доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества, ускорение истории,Характеризовать основные этапы развития человечества.ИсторияРассказ, беседа§ 34Современное общество.1Урок - объяснение нового материалаСовременное производство. Средства транспорта и связи. Состав современного общества. Основные проблемыМировое сообщество, научно-техническая революция, урбанизация.Выявить общее и особенное в развитии современного общества. Рассказывать об отношении к труду в современном обществе;ИсторияРассказ, беседа, конспектирование§ 45Человечество как сумма поколений.1Урок - объяснение нового материалаПонятие человечества и поколения. Культурное наследие.Поколение, предки, современники, материальная и духовная культураПознакомить учащихся с понятием поколения и его значением для развития человеческого общества; Воспитывать уважение к истории и достижениям предков.История Рассказ, беседа, конспектирование§ 56Человек, общество, природа.1Урок - объяснение нового материалаПрирода как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.Природа, экология, охрана природыДать учащимся представление о роли природы для человеческого общества; Воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к природе.История, биология, географияРассказ, беседа, конспектирование§ 6 Повтор. § 1-57Общество и человек.Контрольно - обобщающий урок1Проверить, повторить и закрепить знания учащихся по теме. Учить навыкам написания эссе.

Практическая работа № 5

) Фрагмент урока обществознания в 11 классе по теме «Правовое государство и гражданское общество»

Программа по обществознанию для общеобразовательной школы (профильный уровень).

Учебник: Обществознание: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: профильный уровень/Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова .-М.:Просвещение,2008.-с.184-193, параграф 19

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо

Методические приемы: мозговая атака, кластер, работа с текстом, графические организаторы

Этапы урокаДействия учителяДействия учениковПриемы, процессыВЫЗОВ1.Объявление темы 2.Погружение в содержание темы, вопросы: а )что вам уже известно о правовом государстве, его признаках ? б) можете ли вы назвать примеры правовых государств в современном мире? в)является ли Россия правовым государством,как это определено Конституцией РФ? 3.Переход к новой теме-постановка цели : -разобраться в сущности понятий «правовое государство» и «гражданское общество», -ответить на вопрос как связаны между собой эти понятия и процессы, - в чем противоречивость развития правового государства в России 4.Распределение текстов: 1 группа - Б.А.Кистяковский 2 группа - И.Кант 3 группа - Т.Пейн 4 группа -материалы энциклопедии 5 группа-материалы научного издания 5.Разъяснение алгоритма работы ( с дублированием на доске): а)индивидуальное чтение текста - 8 мин.; б) обсуждение в группе - 7 мин.; в) графическая организация текста- 5 мин. г).представление результатов - 3 мин. 6.Выбор экспертов1.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!