Инфраструктура рыночной экономики в России

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,13 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инфраструктура рыночной экономики в России
















КУРСОВАЯ РАБОТА

Инфраструктура рыночной экономики в России











г.

План

Введение

. Понятие инфраструктуры рынка

. Формирование инфраструктуры рыночной экономики в России

.1 Формирование инфраструктуры региональных рынков

.2 Формирование торгово-посреднической инфраструктуры

.3 Внешнеэкономическая инфраструктура

.4 Финансово-кредитная инфраструктура

.5 Информационная и экономико-правовая инфраструктура

. Актуальные проблемы инфраструктуры рыночной экономики России

. Пути решения проблем формирования инфраструктуры

Заключение

Приложение

Введение

Рыночная инфраструктура представляет собой определенного рода систему, на основе которой может функционировать вся хозяйственная система в целом. Она имеет множество функциональных подсистем, развитие которых в отдельности обеспечивает развитие всей инфраструктуры рынка, а значит, и страны.

Цель: в данной курсовой работе будут рассмотрены проблемы и сложности, возникающие в процессе формирования инфраструктуры рынка в нашей стране.

Задача: проанализировав само понятие рыночной инфраструктуры, ее составляющие, процесс формирования инфраструктуры рынка, выявить проблемы и описать пути их решения.

1. Понятие инфраструктуры рынка

Важной методической проблемой является выявление и теоретическое обоснование особенностей формирования и развития рыночной инфраструктуры на уровне региона, страны с тем, чтобы учитывать их в анализе и прогнозировании экономического развития. Для этого следует обратиться к анализу экономической категории «рыночная инфраструктура», поскольку использование данного термина имеет принципиальное значение и определяется той функцией, которую выполняет рыночная инфраструктура в развитии экономики региона, являясь органической частью любой территориальной системы. Хотя исследования проблем развития рыночной инфраструктуры ведутся с начала ХХ века, само понятие «инфраструктура» (в переводе с англ. - основа, фундамент) впервые стало применяться в экономической литературе США и Западной Европы только с 40-х годов ХХ в.

В работах, посвященных проблемам исследования инфраструктуры, предлагались различные подходы к определению ее содержания. По предмету исследования можно выделить при три определения, представляющих подходы различных групп ученых и направлений:

. Инфраструктура - комплекс условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения.

. Инфраструктура - совокупность материальных институциональных и индивидуальных видов оборудования, имеющихся в распоряжении хозяйственных единиц, позволяющих при целесообразном размещении ресурсов обеспечивать полную интеграцию и высокий уровень хозяйственной деятельности.

. Инфраструктура - это совокупность отраслей, производящих услуги, необходимые для развития экономики и характеризующихся длительностью строительства и сроков службы объектов.

По признаку включения объектов следует выделить 3 подхода:

. Под инфраструктурой понимается вся система обслуживания производства и населения.

. Инфраструктура определяется как система обслуживания производства.

. К инфраструктуре относятся отрасли услуг, в которых происходит продолжение процесса производства в обращении.

При первом подходе инфраструктура включает вспомогательные, дополнительные отрасли, виды производств или виды деятельности, обслуживающие производство и население. В состав отраслей инфраструктуры в этом случае включаются научные исследования, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров для производства, информационное обеспечение, транспорт и связь, торговля и материально-техническое снабжение, природоохранная деятельность, производственно-технологическое управление, инженерные сооружения, ремонтные службы, а также сфера обслуживания населения. В качестве признака отнесения перечисленных отраслей к инфраструктурным при данном подходе используется то, что эти отрасли не имеют конечного продукта, но необходима для функционирования производства. Но наряду с перечисленными отраслями в состав инфраструктуры ряд авторов включают строительство дорог, портов, аэродромов, станций и т.д., хотя строительство представляет собой одну из ведущих отраслей производства, а не вспомогательный или дополнительный вид деятельности.

При втором подходе к инфраструктуре относятся прежде всего транспорт всех видов, связь, материально-техническое снабжение и складское хозяйство, а также отрасли, связанные с обслуживанием и управлением процессом производства.

При этом инфраструктура определяется как совокупность элементов производительных сил в виде отраслей, производств и видов деятельности, функциональное назначение которых состоит в создании общих условий, обеспечивающих эффективное развитие производства. Так, например, применительно к агробизнесу, в состав инфраструктуры включаются отрасли агросервиса, обслуживающие процесс производства продукции, и отрасли обращения, продукции, обеспечивающие бесперебойное продвижение производственной продукции до потребителя. К отраслям агросервиса при этом относятся сфера материально-технического обслуживания, агрохимическая служба, мелиорация, рекультивация, научное и информационное обеспечение, дородная система, система заготовок, хранения, сбыта продукции.

Недостатком данного подхода является то, что состав инфраструктуры определен по единственному признаку - созданию общих условий для производства, в результате понятие «инфраструктура»отождествляется с понятием «сфера услуг».

Анализ различных подходов к определению понятия инфраструктуры позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, в качестве признаков инфраструктуры выделяют создание общих условий для производства и обеспечения продолжения процесса производства в обращении. При этом следует учесть, что состав отраслей инфраструктуры характеризуется определенной гибкостью, зависит от уровня территориального образования, очередных задач, решаемых в том или ином периоде, масштаба созданного ранее потенциала, региональных особенностей.

Во-вторых, отличают понятие инфраструктуры как совокупности отраслей, обслуживающих основное производство, как сфер приложения общественного труда, от понятия экономического потенциала или материально-технической базы инфраструктуры, как совокупности материальны объектов, входящих в эти отрасли.

В-третьих, различают понятия «инфраструктура» и «сфера услуг». В первое понятие включают отрасли, создающие условия, необходимые для продвижения продукции от производства до конечного потребления, а во второе понятие - отрасли, обеспечивающие обслуживание производства и населения. Рассмотрение различных подходов к определению понятия «инфраструктура» позволяет перейти к выяснению сущности понятия «рыночная инфраструктура». В работах западных экономистов оно начало впервые употребляться в 70-х годах ХХ века в отношении развивающихся стран, прежде всего как необходимое упреждающее условие экономического развития частного капитала, а с конца 80-х годов это понятие стало широко использоваться при анализе процессов переходного периода в странах Восточной Европы, СНГ и России.

Существующие в экономической литературе определения понятия рынка могут быть объединены в следующие группы:

. Рынок - сфера товарного обмена.

. Рынок - система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта.

. Рынок - совокупность деловых операций и условий, определяющих производство и сбыт товара.

. Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей, товаров и их взаимодействие с производителями товаров.

. Рынок - экономический механизм, совокупность автоматических регуляторов непосредственно взаимодействия производителей и потребителей.

Эти определения, отражая различные аспекты многогранной категории рынка, взаимодополняют друг друга, но и характеризуют его как динамичную систему, развивающуюся в органичном единстве с воспроизводственным процессом.

В этой курсовой работе рынок будет рассмотрен как динамичная саморегулируемая система вступающих в определенные экономические отношения субъектов, обеспечивающую создание необходимых условий расширенного производства.

В современной экономической литературе существуют различные трактовки понятия «рыночная инфраструктура».

Можно выделить три группы определений понятия рыночной инфраструктуры.

В I гр. рыночная инфраструктура рассматривается как совокупность отраслей и сфер деятельности. Например, Р.С.Каренов определяет рыночную инфраструктуру как комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых сводится к доведению товаров от производства к потребителям.

Во II гр. рыночная инфраструктура определяется как комплекс предприятий, учреждений и организаций. Рыночная инфраструктура - каркас рынка, представляющих собой разветвленную и взаимосвязанную сеть предприятий и хозяйств для обслуживания процессов обмена и движения товара.

В II гр. под рыночной инфраструктурой понимается совокупность технических средств и оборудования, обеспечивающих рыночные процессы. Наиболее характерное для такой трактовки определение: Инфраструктура рынка - совокупность вспомогательных и обслуживающих подразделений и средств, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы.

По степени распространения сферы действия рыночной инфраструктуры в экономике можно выделить два основных подхода. С позиций первого подхода рыночная инфраструктура обеспечивает условия для всех субъектов экономики. Представители такого подхода определяют рыночную инфраструктуру как организационно-экономическую систему, на основе которой возможно функционирование экономически эффективной хозяйственной системы в целом. С точки зрения представителей второго подхода рыночная инфраструктура обслуживает только процессы товародвижения в экономике.

Анализ различных определений понятия рыночной инфраструктуры в отечественной экономической литературе позволяет говорить об отсутствии единого методологического подхода как к предмету, так и к объекту исследования. Во многом это объясняется характером специфических целей и задач, формируемых отдельными авторами в своих исследованиях.

Современный этап изучения проблем развития рыночной инфраструктуры позволяет перейти от узкоотраслевых эмпирических к комплексным теоретическим исследованиям.

Исходя из распространенного в экономической литературе определения рыночной инфраструктуры как совокупности общих условий функционирования бизнеса, обеспечивающих устойчивое развитие системы рынков, следует, что рыночная инфраструктура имеет непосредственное отношение к производительным силам общества, и может быть предметом изучения отраслевых экономических наук - экономики торговли, материально0технического снабжения и т.д.

Рассмотрение рыночной инфраструктуры лишь с точки зрения организационно-технических проблем уводит от главного - экономических отношений, в которые вступают между собой субъекты экономики страны в сфере обращения товаров и услуг.

Необходимо разделять, с одной стороны, материально-вещественное содержание рыночной инфраструктуры, ее экономический потенциал, который можно определить как систему материально-технических условий функционирования системы рынков (складские здания и сооружения, торговые сооружения, торговые площади, торгово-складское оборудование, здание и оборудование бирж, коммерческих центров и т.д.), и, с другой стороны, экономические отношения по поводу деятельности субъектов рынка, направленной на создание условий товарно-денежного обращения, носителем которых (отношений) является рыночная инфраструктура.

Следовательно, находясь в тесном взаимодействии со всей системой экономических отношений воспроизводственного процесса, рыночная инфраструктура выступает как необходимое условие для благоприятного развития всех хозяйственных субъектов региональных рынков. Развитие рыночной инфраструктуры вносит существенный вклад в ускорение развития производительных сил общества через повышение эффективности процессов товарного обращения в экономике и оказание комплекса рыночных услуг хозяйствующим субъектам, создающих благоприятные условия для развития бизнеса. Рыночная инфраструктура должна быть адекватна уровню развития производительных сил в обществе на каждом этапе его развития. Современная экономика требует наличия мощных торгово-складских комплексов, информационно коммерческих сетей, высокоэффективных средств финансово-кредитных расчетов и др. Особенно важную роль рыночная инфраструктура играет в размещении производительных сил и экономическом развитии регионов. Недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры в ряде районов Российской Федерации неизбежно приводит к снижению деловой активности слабому развитию региональных рынков, нарушению нормального воспроизводственного процесса в регионах.

Рыночная инфраструктура представляет собой каркас, на котором основывается система региональных рынков. Формирование развитой системы рыночной инфраструктуры является объективно необходимой предпосылкой эффективного функционирования всего регионального воспроизводственного процесса в условиях рыночной экономики. Рыночная инфраструктура объединяет сферы производства, обращения и потребления в единую последовательную цепочку, обеспечивает ускорение оборота материальных, финансовых и информационных потоков в экономике, способствуя повышению эффективности общественного развития.

Комплексное исследование проблем развития рыночной инфраструктуры с позиций ее взаимодействия с хозяйствующими субъектами в процессе регионального воспроизводства предполагает рассмотрение различных аспектов ее формирования и функционирования, что вызывает необходимость применения методологии системного подхода. Рыночная инфраструктура представляет собой сложную организационно-экономическую систему, основными звеньями которой являются отрасли оптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения, кредитования и страхования информационно и правового обслуживания и др. функционирующие в социально-экономической среде. Рыночная инфраструктура как организационно-экономическая система обладает внутренними взаимосвязями и взаимозависимостями входящих в ее состав элементов и находится в непосредственном взаимодействии с другими системами экономики региона, соединена с ними прямыми и обратными связями, изменяющимися во времени и пространстве.

инфраструктура рынок экономика

2. Формирование инфраструктуры рыночной экономики в России

.1 Формирование инфраструктуры системы региональных рынков

Устойчивое развитие экономики региона в многом зависит от развитости и надежности инфраструктуры. Период перехода к развитым рыночным отношениям связан с созданием новых элементов необходимой рыночной инфраструктуры. Рыночная инфраструктура страны должна обеспечить осуществление процессов экономического развития на основе сочетания экономических интересов хозяйствующих субъектов и непрерывности материально-вещественных и финансово-кредитных потоков и денежного оборота. Переход к рынку невозможен без создания адекватной системы инфраструктуры, поэтому наряду с осуществлением приватизации антимонопольного регулирования, совершенствованием законодательства и т.д. первостепенной задачей является инфраструктурное обеспечение региональных рынков.

Процесс формирования развитой системы рыночной инфраструктуры довольно длителен и связан с возможностями ресурсного обеспечения. Причем его осуществление объективно связано с конкретной территорией и во многом зависит от территориальной организации сферы обращения в каждом отдельном регионе или городе.

Например, анализ процессов развития рыночной инфраструктуры в Сибири показывает, что по степени подготовленности инфраструктуры к развитым рыночным отношениям ее можно классифицировать в следующие группы:

) инфраструктура, которая по своим технико-экономическим параметрам и характеру размещения отвечает требованиям современного рынка;

) инфраструктура, оставшаяся от планово-распределительной системы и требующая полной реконструкции с учетом современной технологии, организации рынка и коммерческой деятельности;

) новые виды инфраструктуры, создающиеся для обслуживания новых видов рыночных отношений - финансово-кредитная, информационная, внешнеэкономическая и др.

Все объекты рыночной инфраструктуры, будучи взаимосвязаны, должны составлять единое целое, чтобы гарантировать высокую эффективность функционирования социально-экономической среды как непременного условия развития экономики региона.

Экономический потенциал рыночной инфраструктуры включает складские помещения, торговые площади, торговое оборудование, специализированный транспорт, тарно-контейнерное хозяйство, погрузочно-разгрузочные средства и механизмы, здания и оборудование бирж, финансово-кредитных учреждений, средства обработки коммерческой информации, телекоммуникационные сети, здания и оборудование таможенных организаций, торговые терминалы и др. материально-технические объекты и средства, обеспечивающие функционирование рыночной инфраструктуры.

.2 Формирование торгово-посреднической инфраструктуры

Торгово-посредническая инфраструктура региона включает биржи, брокерские фирмы и конторы, ассоциации оптовой торговли, оптово-розничные предприятия, региональные коммерческие центры, посреднические торгово-закупочные организации и др.

Важная роль в формировании и развитии рыночной инфраструктуры принадлежит региональным товарным и фондовым биржам. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать их роль и значение в формировании региональных рынков, надо проанализировать предпосылки их образования, сформулировать черты и особенности функционирования бирж в России, обосновать основные функции бирж в условиях перехода к рыночной экономике. При формировании системы региональных бирж следует учитывать исторический опыт их развития не только в России, но и за рубежом. В 1913 году в России действовала 91 товарная биржа, в крупных городах биржи специализировались на определенных видах продукции. При крупных биржах существовали фондовые отделы. Биржевая деятельность находилась под государственным контролем, биржевые маклеры утверждались Министерством финансов. Новый этап в развитии бирж начался в 1922 г. с введением НЭПА и к 1924 году в СССР действовала 101 товарная биржа.

Прежде всего возникновение бирж вызвано объективными потребностями субъектов рыночной экономики, деятельность которых резко активизировалась в условиях экономической самостоятельности, а также разрушением вертикальных хозяйственных связей и потребностью производителей найти замену распределительной системе бывшего Госснаба.

Воссоздание товарных бирж в регионах России в 1991-1993 гг. в новых социально-экономических условиях происходило при:

·        дефиците товаров потребительского и производственного назначения;

·        высоком уровне монополизации производства и товарного обращения;

·        отсутствии развитой системы рыночной инфраструктуры;

·        отсутствие регулирующего биржевые торги;

·        недостаточном информационном обеспечении региональных рынков.

В 1995 г. в России действовало 95 товарных бирж и товарных отделов товарно-фондовых бирж.

В начальный период развития рыночных отношений (1991-1992 г.) на территории России функционировало свыше 100 товарно-сырьевых, товарных и товарно-фондовых бирж. В этот период биржи были только на стадии становления, поэтому их роль в развитии рынка не стоит переоценивать, так как в условиях дефицита товаров и монополизации производства и обращения, биржи становились местом формирования высокие «спекулятивных» цен. При этом они не располагали информационной базой для характеристики районов тяготения партнеров, а также количественными и качественными характеристиками размещения производства и потребления продукции.

Развитие бирж в регионах России происходило в следующих направлениях:

. создание новых бирж и их филиалов в городах России (процесс экстенсивный);

. создание брокерских фирм и контор;

. расширение поиска иностранных партнеров для развития торговых сделок;

. образование региональных союзов бирж.

Участие фондовых бирж в осуществлении процессов приватизации в России было недостаточным. В период начала приватизации в России было недостаточным. В период начала приватизации при многих товарных биржах были созданы фондовые отделы, которые осуществляли куплю-продажу ценных бумаг. В дальнейшем, с ростом масштабов приватизации, эти отделы развернули активную деятельность и многие из них трансформировались в специализированные фондовые биржи.

В отличие от развитых капиталистических государств товарные биржи в Росси представляют собой не просто организованные оптовые рынки, а являются многопрофильными коммерческими корпорациями, основанными на различных формах собственности и действующими в сфере обращения регионального воспроизводственного процесса.

.3 Внешнеэкономическая инфраструктура

Основными задачами развития внешнеэкономической инфраструктуры являются:

обслуживание внешнеторговых операций субъектов региональной экономики;

обеспечение валютно-финансовых расчетов с иностранными фирмами;

таможенное оформление экспорта и импорта товаров;

участие в процессе создания совместных предприятий и международных организаций в качестве консультанта;

содействие в размещении акций предприятий и банков региона среди иностранных инвесторов;

консультирование и посредническая деятельность по организации финансирования международных проектов по развитию экономики региона;

- консультирование и подготовка документации для открытия кредитных линий в международных банках;

консультирование и подготовка заявок на получение грантов для экономического развития региона и технической помощи от международных организаций.

Развитие внешнеэкономической инфраструктуры может стать главным фактором, обеспечивающим приток иностранных инвестиций. Деятельность в этом направлении предполагает тесное сотрудничество с комитетами и комиссиями законодательных и исполнительных органов власти областей и краев России а также с научными и общественными организациями при разработке заявок, проектов и обоснований в различные международные фонды и организации. Так, например, одним из перспективных сибирских проектов, имеющим реальные шансы ля получения грантов по линии ООН, ЕЭС и других международных организаций и фондов, является проект создания международного научно-экологического центра комплексного изучения ресурсов бассейна озера Байкал с соответствующим развитием комплекса инфраструктурных объектов (транспорта, связи, торгово-бытового, гостиничного обслуживания и т.д.).

Главной предпосылкой развития внешнеэкономической инфраструктуры является формированием внешнеэкономического потенциала региона. Род внешнеэкономическим потенциалом региона понимается совокупность природных, производственных, научно-технических и трудовых ресурсов региона, которые могут быть использованы в целях развития международных экономических связей с ближним и дальним зарубежьем.

Большие перспективы имеет развитие внешнеэкономических связей областей с приграничными районами соседних стран и в других формах (развитие рыночной инфраструктуры на основе совместных проектов, приграничный туризм, совместное использование рекреационных ресурсов, водных ресурсов, совместное решение экологических проблем и др.) Организацией этой деятельности и ее управлением занимаются комитеты по внешнеэкономическим связям.

Для развития внешнеэкономической деятельности, например, в регионах Сибири, в настоящее время создаются различные элементы рыночной инфраструктуры, преимущественно, в районах наибольшей активизации международных экономических связей. Областные органы управления и коммерческие структуры активно занимаются созданием инфраструктуры рыночной экономки, позволяющей обеспечивать выход на международные линии связи и снабжение участвующих во внешнеэкономических связях, предприятий необходимой информацией через сети «Интернет», и др. виды компьютерной связи, содействуют развитию дорожно-транспортных коммуникаций, примыкающих к этим предприятиям. Наряду с этим большое внимание должно уделяться налаживанию кооперации предприятий областей, производящих экспортную продукцию, с соответствующими заводами, выпускающими необходимые детали и комплектующие изделия.

С расширением внешнеэкономических связей регионов открываются большие возможности развития рынка продовольственных товаров. Например, для Сибири особенно актуальной является организация бесперебойного круглогодичного снабжения населения фруктами и овощами из Китая, Вьетнама, Кореи. Как показывают материалы выборочных обследований, главным ограничивающим фактором в осуществлении этой задачи является слабое развитие рыночной инфраструктуры, низкий уровень обеспеченности овоще- и фруктохранилищами, холодильниками, складами, сложности с транспортировкой, таможенными, погрузочно-разгрузочными операциям и т.д.

Для развития внешнеэкономических связей регионов и привлечения иностранных инвесторов необходимо активизировать деятельность внешнеэкономической инфраструктуры в области обслуживания внешнеторговых операций, которая включает валютное кредитование внешнеторговых организаций, валютное кредитование частных предпринимателей и малых торговых фирм под залог, операции с подорожными чеками, кредитными карточками VISA проведение операций по валютному арбитражу, консультирование по вопросам оформления заявок на получение международной технической помощи.

.4 Финансово-кредитная инфраструктура

Переход к рыночной экономике вызвал потребность в банке-партнере, экономически заинтересованном в улучшении функционирования обслуживаемых субъектов региональной экономики в банке, который, аккумулируя финансовые ресурсы предприятий, способствовал бы их эффективному использованию для развития предприятий, так и экономики в целом.

Главная задача коммерческих банков - стимулировать развитие субъектов рыночных отношений на основе внедрения прогрессивных форм кредитования, финансирования и расчетов, способствующих ускорению оборачиваемости оборотных средств, повышению рентабельности, укреплению расчетной дисциплины

В конце 80-х - начале 90- годов в экономике России сложились определенные предпосылки для создания системы коммерческих банков. Образование коммерческих банков в России началось с организации кооперативных банков, так как кооперативный сектор более подвижно реагирует на потребности субъектов рыка. Затем началось образование коммерческих банков, обслуживающих государственные предприятия, объединения, организации. Одновременно создавались межотраслевые коммерческие банки на основе денежных средств крупных предприятий. К настоящему времени сформировались основы системы коммерческих банков России. Распределены они по принципу «центр - периферия» (см. табл.).

Коммерческие банки можно подразделить по форме собственности на акционерные и банки, образованные на паевых началах; по целям и субъектам обслуживания - на универсальные и региональные, отраслевые и межотраслевые, инновационные банки, образованные для обслуживания межотраслевых государственных объединений, банки для обслуживания организаций и региональных органов управления.

Можно выделить и основные принципы функционирования коммерческих банков:

·        создание достаточной автономии для коммерческих банков, разграничение централизованного государственного ссудного фонда коммерческих банков;

·        конкуренция между банками (предоставление всем субъектам рыночных отношений свободы в выборе обслуживающего банка);

·        регулирование деятельности коммерческих банков со стороны Центробанка;

·        равноправное положение банков в части перетока денежных средств из централизованного ссудного фонда в ссудный фонд коммерческих банков.

.5 Информационная и экономико-правовая инфраструктура

Информационная инфраструктура включает центры по изучению спроса и емкости рынка, рекламные агентства, постоянно действующие оптовые ярмарки и аукционы, средства информатики связи. Совершенствование информационного обеспечения региональных рынков связано с научным обоснованием прогнозирования платежеспособного спроса, изучением его динамики и пространственно-временных характеристик. Для этого целесообразно создание специализированных служб по изучению спроса, которые позволят своевременно определять потребность в различных товарах.

Центр по изучению спроса осуществляет следующие виды деятельности:

разрабатывает анкеты по изучению спроса на новые изделия и совместно с предприятиями торговли изучает спрос населения на эти товары;

составляет отчеты по изучению конъюнктуры рынка по заказам заинтересованных предприятий;

проводит опросы торговых предприятий;

широко использует информационные материалы для изучения спроса и для взаимовыгодного обмена товарами;

участвует в ярмарках, выставках товаров изучает спрос и заключает договоры с ассоциациями и фирмами оптовой и розничной торговли

Важным элементом информационного сопровождения рынков выступает рекламная деятельность. В условиях перехода к рыночной экономике рекламная деятельность превращается из вспомогательного компонента системы сбыта в основной инструмент формирования спроса на товары и услуги.

Важные функции информационного обеспечения выполняют постоянно действующие оптовые ярмарки и аукционы. При переходе к рыночным отношениям деятельность оптовых ярмарок должна быть переориентирована на коммерческие функции. Основными функциями ярмарок должны стать: сбор и обработка информации о состоянии товарных рынков и намерениях промышленных и торговых партнеров; прогнозные оценки спроса и предложения.

Аукционы являются одной из форм рыночной продажи, осуществляемой по свободным ценам, формируемым в процессе конкуренции. Аукционы проводятся для продажи продукции и предприятиям, и фирмам. Специальная форма аукционной торговли - продажа населению продукции производственно-технического назначения. На такие аукционы поступает продукция предприятий, не требующаяся для нужд собственного производства, материалы, оборудование, вещевое и хозяйственное имущество, высвобождающееся в порядке конверсии на предприятиях оборонной промышленности и в воинских частях.

Материально-техническую основу обеспечения информационных потоков в сфере обращения составляют средства информатики и связи, включающие в себя сети телефонной, телексной электросвязи, компьютерные центры и сети, спутниковую связь, информационные службы и др.

Одна из особенностей информатики и связи как отрасли инфраструктуры - отсутствие непосредственной зависимости выпуска продукции отраслями материального производства от уровня ее развития. Прямую оценку эффективности использования информатики и связи для экономики дать сложно, поэтому средствам передачи информации между субъектами рыночной экономики уделяется мало внимания.

В результате народное хозяйство несет серьезный ущерб из-за потерь в сфере обращения.

В условиях, когда в экономике функционируют равноправные субъекты различных форм собственности, возникает необходимость в разрешении хозяйственных споров между субъектами рыночных отношений с различными экономическими интересами. В дореволюционной России эти функции выполняли коммерческие суды, которые разрешали такие споры.

В период НЭПа возник Госарбитраж, который выполнял функции коммерческих судов. Но по мере свертывания НЭПа он превратился в придаток командно-административной системы.

При переходе к рынку вновь возникла необходимость в независимых структурах, обеспечивающих разрешение экономических споров. Это привело к преобразованию единой системы органов Госарбитража в независимости арбитражные суды, которые действуют самостоятельно на уровне области, края, государства.

Биржевой арбитраж - орган в составе региональной биржи, основная задача которого заключается в разрешении споров, возникающих по биржевым сделкам биржевой торговли.

Арбитражные суды в условиях переходной экономики. имеют определенные особенности; так, закон, обязывающий заключать договоры в соответствии с госзаказом, влияет на характер разрешения споров. В условиях высокого уровня монополизации в ряде отраслей, при нарушении договоров, покупатели, находящиеся в зависимости от поставщиков, не обращаются в арбитражный суд, чтобы не испортить сложившихся отношений.

Важная роль в правовом обеспечении развития процессов принадлежит региональным правовым консультационным центрам, оказывающим субъектам рыночной экономики следующие услуги:

рекомендации по применению законодательства в конкретных сферах деятельности;

проверка соответствия требованиям законодательства проектов приказов, инструкций, распоряжений и др. документов;

подготовка предложений по определению прав и обязанностей структурных подразделений предприятий, ассоциаций, акционерных обществ, фирм и т.д.;

участие в разработке хозяйственных договоров, условий поставки и других документов, регулирующих отношения субъектов рыночной экономики;

консультации по рассмотрению претензий и хозяйственных споров;

подготовка информационных материалов по действующему законодательству;

проверка на соответствие требованиям законодательства проектов, решений общих собраний акционерных обществ, правления и т.д.;

участие в разработке уставов, положений для различных субъектов рыночной экономики;

подготовка учредительных документов;

регистрация учредительных документов в органах исполнительной власти;

консультации по ведению арбитражных процессов в арбитражных судах;

консультации относительно порядка производства расчетов с бюджетом и по налоговым льготам;

подготовка документов и консультации по ведению внешнеэкономической деятельности.

Функцию правового обслуживания субъектов рыночных отношений различных форм собственности также выполняют адвокатские конторы.

3. Актуальные проблемы инфраструктуры рыночной экономики России

Для переходного периода, особенно в его начальной стадии, для России характерно существенное отставание в развитии рыночной инфраструктуры, от возрастающих потребностей в ее услугах для развития всей системы рынков. Сопоставления показателей обеспеченности предприятиями и организациями рыночной инфраструктуры в России и США показывает, что уровень обеспеченности основными элементами рыночной инфраструктуры в России составляет от 6,7 до 25,2 % от уровня США. Исключение составляет лишь показатель обеспеченности биржевой инфраструктурой, который превышает соответствующий показатель по США на 72,7%, что можно объяснить бурным ростом численности бирж, брокерских и дилерских фирм и контор в 1991-1993 гг., выполнявших в период отсутствия четкого биржевого законодательства не свойственные им функции по оптовой торговле потребительскими и производственно-техническими товарами. Анализ показателей обеспеченности предприятиями оптовой торговли говорит об очень существенном (практически в 5,8 раз) отставании как по численности предприятий, так и их обеспеченности складскими помещениями и торгово-производственным оборудованием. При этом, обеспеченность объектами материально-технической базы оптовой и розничной торговли за 1991-1995 гг. в ряде регионов России также сократилась.

Уровень обеспеченности по коммерческим банкам в России в 48 раза ниже, чем в США, по небанковским финансово-кредитным институтам - в 15 раз, страховым компаниям - в 7,3 раза. Но дело не столько в количественной характеристике обеспеченности, сколько в очень существенном отставании по уровню и качеству оказываемых торгово-посреднических и кредитно-финансовых услуг субъектам рыночной экономики, что в настоящее время является одним из сдерживающих факторов перехода к развитым рыночным отношениям. Отсутствие нормальной рыночной среды, которую должны формировать предприятия и организации рыночной инфраструктуры, сдерживает развитие деловой активности во многих производственных отраслях экономики, не способствует развитию малого бизнеса, не стимулирует привлечение иностранного капитала.

При общем уровне развития рыночной инфраструктуры страны, характерна неравномерность и несбалансированность ее развития в каждом отдельном регионе, выражающаяся в различно степени развитости ее отдельных элементов, а также неравномерное развитие рыночной инфраструктуры по регионам страны.

Так, значительная часть кредитно-финансовой инфраструктуры сосредоточена в г.Москве, Ге плотность банковской сети составляет 8 единиц на 100 тыс. человек. В регионах Сибири плотность банковской сети всего 0,7-0,8. Обеспеченность торгово-складской инфраструктурой в районах Сибири в 1,6-3,6 раза ниже, чем в Московской области.

За чьи средства должна создаваться и развиваться рыночная инфраструктура: государственные или частные? В рыночной экономике создание инфраструктурных объектов чаще всего является прерогативой государства, ведь это традиционная форма государственного участия в рыночной экономике. Это означает, что источником финансирования создания и дальнейшего развития инфраструктуры рынка являются средства государственного бюджета. Причинами является то, что услугами инфраструктуры рынка пользуются все. не вкладывая собственных средств, можно бесплатно пользоваться определенной услугой. Частный капитал неохотно участвуют в создании объектов инфраструктуры из-за крупных первоначальных инвестиций, длительных сроках их окупаемости и из-за малой прибыльности этих инвестиций.

В связи с тем, что в новых условиях происходит изменение методологии управления экономикой на всех уровнях - народнохозяйственном, отраслевом, региональном, меняются требования к экономическому механизму регулирования воспроизводственного процесса при переходе к развитым рыночным отношениям. Необходима разработка новых теоретических и методологических моделей управления рыночными процессами как на общегосударственном уровне, так и на уровне субъектов федерации.

Круг инфраструктурных отраслей меняется, например, появление компьютеров, сотовых телефонов, космических кораблей «ломает» прежнее представление о приоритетных направлениях в инфраструктурном обеспечении. Теперь не пресловутая электроэнергетика и дороги решают все экономические проблемы, а информация. а все это - результат научно-технического прогресса. Следовательно, перечень отраслей и объектов инфраструктуры меняется он не может быть неизменным, жестко регламентированным для всех этапов экономического развития. И мы тому свидетели.

4. Пути решения проблем формирования и развития рыночной инфраструктуры

В настоящее время перед научными и практическими работниками встала задача поиска путей выхода из кризиса и анализа проблем, возникающих в процессе перехода к рынку как на уровне России в целом, так и на уровне ее административно-территориальных образований. Известно, что характер распространения рыночных отношений в системе хозяйственного механизма, а также территориальная организация рынков и рыночной инфраструктуры в условиях, например, Сибири имеют свою специфику, проявляющуюся в особых условиях снабжения этих районов энергоресурсами, машинами и оборудованием, товарами народного потребления. Поскольку незаинтересованность предприятий в условиях рынка вкладывать инвестиции в инфраструктурные объекты с длительными сроками окупаемости и жесткая финансово-кредитная полтика приводят к общему сокращению капиталовложений, значительная часть, забот по развитию рыночной инфраструктуры ложится на региональные органы управления. Без разработки концепции и программы развития рыночной инфраструктуры, а также создание внебюджетных фондов для ее финансирования за счет привлекаемых средств предприятий различных форм собственности, иностранных инвестиций, эту проблему решить невозможно.

Цель разработки такой программы состоит в том, чтобы на основе анализа современной ситуации и обобщения мнений специалистов обосновать направления развития основных элементов системы рыночной инфраструктуры и обеспечить их реализацию с акцентом на достижение устойчивого функционирования потребительского рынка.

При разработке программы можно выделить основные блоки:

Первый блок. Развитие рыночной инфраструктуры в системе экономики. Разработка этого блока связана с исследованием следующих направлений:

§  анализ структуры производства с точки зрения ее соответствия потребностям рынка и оценка уровня насыщения рынка товарами и услугами,

§  анализ условий экономического роста.

а) расширение производственно-технологических мощностей

б) привлечение новых производств в интересах повышения уровня социально-экономического развития:

в) стимулирование развития производств, обеспечивающих комплексное использование ресурсного потенциала

г) оценка возможности привлечения дополнительных финансовых источников для развития рыночной инфраструктуры, расширения ее экономического потенциала и его обновления с целью приведения его в соответствие с современными требованиями мирового рынка;

§  оценка развития конкурентной среды в инфраструктурной сфере:

а) характеристика уровня монополизации различных видов рыночной инфраструктуры;

б) анализ процесса разгосударствления и приватизации предприятий рыночной инфраструктуры и оценка результатов этого процесса;

§ оценка возможностей рыночной инфраструктуры в эффективном обслуживании межрегиональных и внешнеэкономических связей.

2. Второй блок. Развитие торгово-посреднической инфраструктуры:

§  анализ состояния материально-технической базы оптовой и розничной торговли, сферы рыночных услуг ;

§  анализ состояния материально-технической базы транспортной системы;

§  анализ состояния материально-технической базы связи, информационных служб, оценка их способности обеспечивать хозяйствующие субъекты коммерческой информацией;

§  финансово-кредитная сфера, уровень ее развития и роль в обеспечении финансовых потребностей сферы товарного обращения.

3. Третий блок. Развитие внешнеэкономической инфраструктуры.

Возможности использования внешнеэкономической инфраструктуры должны опираться на исследование следующих направлений:

§         анализ интересов в развитии внешнеэкономических связей;

§  анализ интересов государств ближнего и дальнего зарубежья в развитии экономических связей

§  анализ эффективности внешнеэкономических связей.

4. Четвертый блок. Прогнозирование спроса на потребительские товары и услуги.

Анализ тенденций, формирующихся на рынке потребительских товаров и услуг, включает:

§  прогноз денежных доходов населения и структуры расходов;

§  прогноз изменения цен на потребительские товары и услуги и определение условий, необходимых для их стабилизации;

§  прогноз распределения потребительских групп по уровню доходов и анализ предпочтений по различным доходным группам.

5. Пятый блок. Оценка влияния региональных органов власти на активизацию развития рыночной инфраструктуры:

§       координация деятельности предприятий рыночной инфраструктуры в целях усиления их кооперации для создания благоприятного предпринимательского климата в экономике и повышения конкурентных позиций

§  стимулирование предпринимательской деятельности в сфере рыночной инфраструктуры и ее малых форм;

§  непосредственное финансовое и организационное участие в формировании системы рыночной инфраструктуры;

§  координация деятельности областных, городских и районных органов власти в интересах развития региональных рынков и рыночной инфраструктуры.

6. Шестой блок. Совершенствование правовой основы развития рыночной инфраструктуры:

§  анализ действующего законодательства с позиций его соответствия современным требованиям рыночной инфраструктуры;

§  разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства в сфере развития рыночной инфраструктуры;

§  совершенствование областных и местных правовых положений и нормативов в сфере развития рыночной инфраструктуры;

§  приведение в соответствие областных и местных правовых положений и нормативов.

Седьмой блок. Государственное регулирование и материально-финансовая поддержка программы развития инфраструктуры,

§ исследование роли экономики и в формировании экономических связей, обеспечивающих развитие рыночной инфраструктуры;

§  материально-финансовая оценка ресурсов, необходимых для реализации программы развития рыночной инфраструктуры

§  воздействие реализации программы на процесс формирования и развития всей системы, региональных рынков.

8. Восьмой блок. Сбалансированность материально-вещественных и стоимостных потоков:

§  анализ инвестиционно-строительных возможностей в части строительства объектов рыночной инфраструктуры;

§  прогноз потребности в финансовых ресурсах и источников их формирования;

§  оценка возможностей финансово-кредитной базы в развитии рыночной инфраструктуры.

9. Девятый блок. Организационно-управленческая структура:

§ исследование проблем создания организационных структур (От дел координации рыночной инфраструктуры при Администрации области, его функции и взаимодействие с другими структурами управления и общественными негосударственными ассоциациями и союзами предпринимателей, коммерческих банков и др.).

Относительная самостоятельность различных типов рынков, с одной стороны, и их взаимная зависимость друг от друга, с другой, делают необходимым совместное рассмотрение системы мероприятий программы формирования и развития рыночной инфраструктуры и механизма ее реализации.

Разработка системы мероприятий развития рыночной инфраструктуры региональных рынков включает следующие элементы:

§  организационную структуру, осуществляющую регулирование процессов формирования и развития рыночной инфраструктуры;

§  необходимые финансовые и материальные источники, обеспечивающие деятельность рыночной системы;

§  методы воздействия, обеспечивающие нормальные условия деятельности рыночной системы и достижение социально-экономических целей развития

К наиболее важным мероприятиям реализации программы формирования и развития рыночной инфраструктуры могут быть отнесены следующие:

§  разработка новых форм регионального экономического механизма, позволяющих обеспечить формирование системы инфраструктуры региональных рынков;

§   создание механизма взаимодействия субъектов рыночных отношений: розничных, оптово-сбытовых, производственных, кредитных, финансовых и других организаций и на основе согласования их интересов с учетом различных форм собственности;

§  формирование конкурентной среды па основе научно обоснованных форм и методов разгосударствления предприятий сферы производства и обращения;

§  разработка форм и методов регионального регулирования, рыночной инфраструктуры

§  создание организационных структур, обеспечивающих взаимодействие торговли и промышленности, а также эффективные межрегиональные и внешнеэкономические связи;

§   развитие специализированной инфраструктуры различных типов региональных рынков, обеспечивающей быстрое продвижение товаров и высокую скорость обращения.

Заключение

Рассмотрев само понятие «рыночная инфраструктура», ее функциональные подсистемы, на основе экономической литературы проанализировав проблемы инфраструктуры рынка в курсовой работе были предложены пути решения проблем формирования рыночной инфраструктуры России.

Список литературы

1.           Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М.: Бек. 2006.

2.      Еряшшин П.Г. Основы экономической теории: Курс лекций. «МГМУ». М. 2009.

.        Черковец О. Россия на фоне глобализации мировой экономики. Экономист. 2008 №3.

.        Каренов Р.С. Терминология рыночной экономики и бизнеса. 1994.

.        Муфтиев Г.Г. Рынок средств производства в системе региональной экономики. 2006.

Похожие работы на - Инфраструктура рыночной экономики в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!