Характеристика толерантности у специалистов из разных сфер деятельности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    829,67 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика толерантности у специалистов из разных сфер деятельности

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В г. МИНСКЕ











Курсовая работа

ХАРАКТЕРИСТИКА ТОЛЕРАНТНОСТИ У СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ РАЗНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность «Психология»

Курс 2, группа 01

СОЛОВЬЁВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

Научный руководитель:

ассистент кафедры психологии Горбат И.В.



Минск 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

. Теоретическое исследование толерантности у специалистов из разных сфер деятельности

.1 Понятие толерантности в психологии

.2 Основные подходы к проблеме изучения толерантности

.3 Особенности толерантности специалистов из разных сфер деятельности

. Эмпирическое исследование толерантности у специалистов из разных сфер деятельности

.1 Организация и методика исследования

.2 Анализ результатов исследования толерантности у специалистов из разных сфер деятельности

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «толерантность», получившее в XXI веке широчайшее распространение, означает готовность лояльно относиться и позволять существовать мировоззрению, образу мыслей, чувствам, культуре, вероисповеданиям, поведению и прочим особенностям людей, которые не совпадают с собственными, не разделяются и не поддерживаются человеком, но не вредят окружающим. Толерантность признается сегодня актуальнейшей проблемой сосуществования людей во всём мире и в нашей стране в частности.

Вопросами профессиональной толерантности и проблемами толерантности специалистов разных из сфер деятельности в сфере психологии занимались Г.Л. Бардиер, С.К Бондырева, М.В. Кибакин, Г.С. Кожухарь, О.Е. Радченко, Н.В. Самсонова, Л.Ф. Суржикова, Е.С. Сухих, И.Ю. Устинов и др. В то же время следует отметить, что толерантность представителей разных сфер деятельности до сих пор исследована недостаточно, и посему представляет достаточный научный интерес.

Принято считать, что уровень общей и профессиональной коммуникативной толерантности представителей любых профессий в нашей республике достаточно высок. Исключением являются только специалисты силовых структур, поскольку в силу своей профессии они обладают правом и обязанностью на нормативно определенное применение вооруженного насилия в целях защиты интересов личности, общества и государства.

Исследование влияния профессий на толерантность личности позволит выявить как динамику толерантности общества в целом, так и наиболее уязвимые к интолерантности сферы деятельности, труд в которых, возможно, требует регулярной психокоррекционной работы психологов. Это позволит увеличить производительность труда в данных сферах деятельности, а также избежать возможных конфликтов, возникающих по причине проявления различного рода интолерантности в профессиональной деятельности.

Актуальность исследования: толерантность как психологическая категория до сих пор остается недостаточно раскрытой. Психология толерантности, предложенная Г.Л. Бардиер в качестве отдельной ветви социальной психологии, только переживает период становления. Недостаточно охарактеризована структура толерантности, её сущностные характеристики и компоненты. Концепции психологии толерантности многообразны и не всегда согласованны, а область профессиональной толерантности до сих пор остаётся практически неисследованной.

Цель исследования: изучить характеристику толерантности специалистов из разных сфер деятельности.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы толерантности в психологии.

. Эмпирически исследовать толерантность специалистов из разных сфер деятельности.

. Проанализировать результаты исследования и дать характеристику толерантности специалистов из разных сфер деятельности.

Объект исследования: толерантность.

Предмет исследования: толерантность специалистов из разных сфер деятельности.

Гипотеза исследования: общая коммуникативная толерантность специалистов из разных сфер деятельности превалирует над интолерантностью.

Методологическая основа исследования:

- личностный и деятельностный подходы (представители - А.Г. Ковалёв, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов), одним из важнейших положений которых является соответствие нервно-психических свойств человека требованиям деятельности;

концепция социальной психологии толерантности Г.Л. Бардиер, рассматривающая толерантность как самостоятельную психологическую категорию в структуре социальной психологии и систематизирующая эту категорию с точки зрения отдельных её характеристик;

подходы к исследованию толерантности А.Г. Асмолова, Л.Г. Почебут, Г.У. Солдатовой и Л.А. Шайгеровой, теоретически обосновывающие особенности практического применения методов исследования толерантности.

Методы и методики исследования: в процессе исследования были использованы следующие методы:

. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

. Метод тестов.

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (ОКТ) В.В. Бойко.

Научная новизна исследования: обобщение полученных данных и практических выводах о характеристике различных аспектов толерантности личности в свете профессиональных различий.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения различных аспектов толерантности и в практической деятельности психологов.

Эмпирическая база исследования: в/ч № 53890, «Европейская электротехническая компания» и гостиница РУП «Белстройцентр». Общий объем выборки составил 30 человек в возрасте 30 - 35 лет, из них 15 мужчин и 15 женщин.

Структура и объём работы: введение, общая характеристика работы, две главы (теоретическая и эмпирическая), выводы, заключение, список использованных источников и приложение. Полный объём работы составляет 40 страниц; количество приложений - 3; количество использованных источников - 30.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ РАЗНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1 Понятие толерантности

Понятие «толерантность» появилось ещё в I-III вв. н.э. в древнеримском обществе. В переводе с латинского tolerantia означает «терпение» [11, с.594]. О.Д.Агапов уточняет: «Понятие толерантности в античности в первую очередь означает претерпевание страданий» [1, с.14]. Выявляя истоки возникновения толерантности, О.Д.Агапов писал, что римляне, прибегая к союзам с пограничными племенами, все чаще шли на уступки местным властям. И вчерашние провинциалы стали осознавать, что именно на них держится империя. Они стали требовать уважения к своему этническому своеобразию, своим верованиям: «Фактически, они требуют от вчерашних господ толерантности, требуют её взамен службы на продолжение дела империи» [1, с.13].

Проблемам толерантности личности посвящены исследования как зарубежных психологов (Т.Адерно, Г.Айзенка, С.Баднера, Дж.Келли, Р.Кеттела, К.Лоренца, Г.Олпорта, К.Поппера, Б.Э.Риэрдон, К.Роджерса и др.), так и отечественных учёных (А.Г.Асмолова, Г.Л.Бардиер, В.В.Бойко, С.К.Бондыревой, И.Б.Гриншпуна, Е.Ю.Клепцовой, Е.Г.Луковицкой, М.С.Миримановой, А.А.Реан, Н.М.Лебедевой, Л.Г.Почебут, Т.Г.Стефаненко, Е.С.Сухих, А.Н.Татарко, Е.И.Шлягиной, Л.А.Шайгеровой и др.)

Огромный вклад в формирование понятия толерантности, отмечает Г.Л.Бардиер, внесли философы, соотнесшие её основу - терпимость - с рядом других понятий: «Категориальное наполнение понятия толерантности может включать: духовное и социальное сплочение людей (Сократ); принцип в отношениях (Платон); равноценное существование (Аристотель); социальное значение, социальные отношения, социальная ситуация (философы Средневековья); право, суеверия, предрассудки, фанатизм (Вольтер); принципы, направленность, позитивность, терпимость относительно всех мнений, мудрость любого строя мысли (О.Конт); согласие, общегуманистические требования, ценности и нормы, разнообразие взглядов (Лейбниц); доброта, сравнительное себялюбие, парадигма «свой-чужой» (Кант); самобытность, собственная сущность, сущность других людей, самопознание, осознание равноценности всех (русские философы - Н.С.Трубецкой, И.А.Ильин, Н.А.Бердяев); великодушие, терпимость, но не терпеливость (В.Соловьев); противоречие оппозиций «универсальные ценности - самобытные культуры», тенденции глобализации и сохранения национальной самобытности, посредничество (современные философы-мультикультуралисты)» [4, с.17].

Декларация принципов толерантности, подписанная в 1995 г. в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, конкретизировала современное понятие толерантности: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [8, с.1]. Это подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям; это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Это отказ от насилия и принуждения, догматизма и абсолютизации истины; это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка. Проявление толерантности не означает, однако, потворства или терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям: «Каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим» [8, с.1].

Подытоживая сказанное выше, А.Г. Асмолов, Г.У.Солдатова и Л.А. Шайгерова выражают мнение: «Суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому означает вред для всех и для самого себя» [3, с.8].

Данной трактовке, отмечают А.Г. Асмолов, Г.У.Солдатова и Л.А. Шайгерова, соответствуют определения толерантности в разных языках мира: «В английском языке толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим», в персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению»» [3, с.9].

В русском языке термин «толерантность» употребляется в двух смыслах. В сфере биологии и медицины он означает способность организма переносить неблагоприятное влияние какого-либо фактора среды в результате снижения чувствительности к его воздействию, а также ослабление иммунологического ответа организма на определённый антиген. Второе значение данного термина имеет синоним «терпимость», означающий способность и умение мириться с существованием чего-либо или кого-либо; принимать его, быть снисходительным к нему, считаться с чужим мнением [11].

Г.Л.Бардиер дополняет социально-психологический смысл данного понятия: «Термин толерантность, как правило, применяется в ситуациях, когда чей-то образ чувств, мыслей или действий оценивается как отличающийся от ожидаемо-привычного, выглядит угрожающим и вызывает неодобрение. Толерантность подразумевает возможность преследовать (наказывать), но сознательное решение не делать этого. Обычно данный термин применяется к ненасильственному поведению и употребляется в связи с проблемами религии <#"524724.files/image001.gif">

Рисунок 2.3.1. Баланс общей коммуникативной толерантности и интолерантности у специалистов разных сфер деятельности.

Как видно из рисунка 2.3.1, общая коммуникативная толерантность у специалистов из разных сфер деятельности преобладает над интолерантностью, что подтверждает выдвинутую гипотезу.

Максимальное количество набранных респондентами баллов приведено в табл. 2.2, что позволяет выявить средние границы их толерантности.

Таблица 2.2. Максимальные баллы, набранные респондентами

Баллы

10 -20

20 - 30

30 -40

40 -50

50 -60

60 -70

70 -80

80 -90

90 -100

Количество респондентов

1

не выявлено

4

3

6

6

6

4

1

% от общего количества испытуемых

3,33

не выявлено

13,33

10

20

20

20

13,33

3,33


Как следует из табл. 2.2, 18 испытуемых (60%) набрали от 50 до 80 баллов; по 4 испытуемых (13,33%) набрали от 30 до 40 баллов и от 80 до 90 баллов. Баллы 3 испытуемых находились в диапазоне 40-50; по 1 респонденту набрало менее 20 и более 90 баллов. Таким образом, границы толерантности испытуемых колебались от 30 до 80 баллов; уровень от 50 до 80 баллов можно считать средним диапазоном толерантности специалистов из разных сфер деятельности.

Приведённый ниже график отражает процентное соотношение толерантности и интолерантности по каждому из респондентов.

Толерантность            Интолерантность

Рисунок 2.3.2. График процентного соотношения толерантности / интолерантности по общим баллам респондентов

Как видно из рисунка 2.3.2, средние границы диапазона толерантности составляют от 41% до 63%. При этом наименьший выказанный уровень интолерантности равнялся 26 баллам (19,24%); наивысшее же числовое значение интолерантности было равно 91 баллу (67,41%).

Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволило выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности специалистов, что отражено в табл. 2.3.

Таблица 2.3. Распределение средних результатов по отдельным шкалам

Шкала

Баллы

Процентное соотношение

Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека

7,5

50%

Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей

6,37

42, 47%

Категоричность или консерватизм в оценках других людей

7,13

47,53%

Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров

7,6

50,67%

Стремление переделать, перевоспитать партнеров

5,87

39,13%

Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»

7,7

51,33%

Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности

7,43

49,53%

Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми

5,57

37,13 %

Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других

6,67

44,47 %


Как следует из табл. 2.3, шкалами с явным преобладанием толерантности являются шкала № 2 «Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей» (толерантность составляет 8,63 балла и преобладает над интолерантностью на 2,26 балла (15%); шкала № 5 «Стремление переделать, перевоспитать партнеров» (толерантность равна 9,13 балла, что на 3,26 балла (21,73%) выше интолерантности); шкала № 8 «Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми» (уровень толерантности равняется 9,43 балла, преобладая над интолерантностью на 3,86 балла (25,73%)) и шкала № 9 «Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других (толерантность представлена 8,33 баллами, с преобладанием над интолерантностью в 1,66 балла (11,07%). Областей же с незначительным преобладанием интолерантности всего две: шкала № 4 «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров», где толерантность равна 7,4 балла, что на 0,2 балла (1,33%) ниже интолерантности и шкала № 6 «Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»», в которой толерантность составляет 7,3 балла, что на 0,4 балла (2,67%) ниже, чем показатели интолерантности.

На рисунке 2.3.3. «Распределение средних баллов по шкалам» графически представлено соотношение толерантности и интолерантности, выказанных специалистами, в соответствии со средним значением набранных ими баллов по девяти шкалам методики.

Толерантность             Интолерантность

Рисунок 2.3.3. Распределение средних баллов по шкалам.

Как видно из рисунка 2.3.3., наибольшая терпимость была выражена по отношению к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми (62,87%). Наименьшая толерантность специалистов из разных сфер деятельности выразилась в стремлении подогнать партнера под себя, сделать его «удобным» (48,67%).

Таким образом, проведённое исследование выявило, что специалисты, работающие в разных сферах деятельности, обладают общей коммуникативной толерантностью выше среднего уровня (54,2%), следствием чего является также достаточная их толерантность в профессиональных отношениях. Выдвинутая гипотеза подтвердилась: общая коммуникативная толерантность специалистов из разных сфер деятельности превалирует над интолерантностью на 8,4%.

У специалистов разных сфер деятельности низко выражено стремление использовать себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей и стремление переделать, перевоспитать партнеров. Специалисты достаточно хорошо умеют приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других людей и достаточно терпимы к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому окружающими. Небольшая степень интолерантности всё же присутствует, выражаясь в неумении скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров и в стремлении подогнать партнера под себя, сделать его «удобным».

В результате эмпирического исследования толерантности и сравнительного анализа её характеристик у специалистов из разных сфер деятельности можно сделать следующие выводы:

. Диагностика общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко исследует качественные и количественные характеристики толерантности через её противоположность - интолерантность. Она представляется одной из наиболее полных и развёрнутых в имеющемся арсенале способов и средств изучения толерантности и позволяет решить поставленные задачи одним из самых простых и удобных способов, поскольку уровень общей коммуникативной толерантности отражает отношение к людям в целом, обусловленное жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья.

. Процесс эмпирического исследования включал инструктирование респондентов, заполнение ими бланков методики, составление сводной таблицы эмпирических данных на основании заполненных бланков диагностики ОКТ, а также последующую обработку эмпирических данных, проведение необходимых расчётов и анализ полученных результатов.

. Исследование проводилось анонимно, респонденты были уверены в соблюдении конфиденциальности при диагностики толерантности. Цели, задачи исследования и названия диагностических шкал испытуемым не сообщались с целью исключения подгонки ответов под «желательные», социально одобряемые стандарты.

. Проведённое исследование показало, что у специалистов разных сфер деятельности толерантность преобладает над интолерантностью на 8,4%, что подтвердило выдвинутую гипотезу. Средний диапазон толерантности составил 50-80%.

. Основными характеристиками толерантности специалистов из разных сфер деятельности явились отсутствие стремления использовать себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей; отсутствие стремления переделать, перевоспитать партнеров, умение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других людей и терпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому окружающими.

. Толерантность незначительно преобладает или равнозначна с интолерантностью в отношении таких характеристик, как неприятие или непонимание индивидуальности другого человека, категоричность или консерватизм в оценках других людей и неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности.

. Проявляемая специалистами интолерантность выражается в большинстве случаев в неумении скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров и в стремлении подогнать партнера под себя, сделать его «удобным» для общения и совместной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведённому теоретическому и практическому исследованию толерантности у специалистов из разных сфер деятельности, следует сказать, что в психологии термин толерантность означает способность индивида к самосохранению и саморегуляции при раздражающих воздействиях среды с целью успешной адаптации и способность к неагрессивному поведению на основе открытости, доброжелательности и позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром.

Существующие различия между людьми (или группами, к которым они принадлежат) могут восприниматься либо со спокойным интересом, либо как психологическая угроза (дискомфорт, диссонанс, давление) и направляют социально-психологическую активность людей соответственно либо на снижение значимости этих различий (толерантность), либо на их усиление (интолерантность).

Межличностная толерантность заключается в способности личности без противодействия воспринимать отличающиеся от её собственных культуру, образ жизни, поведение и какие-либо иные особенности других людей, если это непосредственно или в видимой перспективе не угрожает её здоровью или жизни. Суть межличностной толерантности состоит в уважении и признании права другого воспринимать и мыслить иначе, а также готовности понимать и учитывать другие точки зрения. Следовательно, толерантность проявляется в настроенности на диалог, на равноправное общение.

К числу факторов, влияющих на уровень толерантности в больших социальных группах, относится, помимо региона проживания и ступени социализации, на которой находятся представители группы, также их профессиональная занятость. Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с собирательными типами людей, с которыми специалистам приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами и пр.).

Толерантность специалистов обусловлена наличием положительного образа их профессиональной группы и способностью принятия всего многообразия существующего общества. Потому профессиональная коммуникативная толерантность специалистов в первую очередь обусловлена их общей коммуникативной толерантностью, отражающей отношение к людям в целом, обусловленное жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами и состоянием психического здоровья.

Исследование показало, что наиболее ярко выраженными характеристиками толерантности специалистов из разных сфер деятельности являются отсутствие стремления использовать себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей; отсутствие стремления переделать, перевоспитать партнеров, умение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других людей и терпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому окружающими. Менее толерантными оказались специалисты из разных сфер деятельности по отношению к приятию или пониманию индивидуальности другого человека и умению прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности. Были выявлена также некоторая их категоричность и консерватизм при оценках других людей. Интолерантность у специалистов из разных сфер деятельности выражается в большинстве случаев неумением скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров и стремлением подогнать партнера под себя, сделать его «удобным» для общения и совместной деятельности.

Проведённое исследование подтвердило выдвинутую ранее гипотезу и показало, что у специалистов разных сфер деятельности толерантность преобладает над интолерантностью на 8,4%, составляя 54,2 %.

Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения различных аспектов толерантности и в практической деятельности психологов.

толерантность психология терпимость поведение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агапов, О.Д. Толерантность как социальная форма: от претерпевания к труду жизни / О.Д. Агапов // Теория и практика толерантности: этнокультурные и межконфессиональные аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижнекамск, 5 декабря 2008 г. / отв. ред. О.Д. Агапов. - Казань: Познание, 2009. - С.12-17.

. Алексеева, Е.В. Психологические основы толерантности учителя / Е.В. Алексеева, С.Л. Братченко // Монологи об учителе. - СПб.: СПбАППО, 2003. - № 3. - С. 165-172.

. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность»/ А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А.Шайгерова // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - 2001. - Вып. 1-2. - С. 8-18.

. Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности: автореф. дис… д-ра психол. наук: 19.00.05 / Г.Л. Бардиер; СПбГУ. - С.-Пб., 2007. - 120 с.

. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других/ В.В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996. - 472с.

. Бондырева, С.К. Толерантность: введение в проблему/ С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 240 с.

. Гриншпун, И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности: к вопросу о толерантности как психическом явлении/ И.Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч. метод. ст. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - С. 31 - 40.

. Декларация принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - 2001. - Вып. 1-2. - С. 5-8.

. Кибакин, М. В. Социальная терпимость российских военнослужащих: методология исследования, состояние, механизм формирования: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.08 / М.В. Кибакин; РГБ - М., 2004. - 439 c.

. Кожухарь, Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении / Г.С. Кожухарь // Вопросы психологии. - 2006. - №2. - С. 3-12.

. Комлев, Н.Г. Словарь иностранных слов / Н.Г. Комлев. - М.: ЭКСМО, 2006. - 672с.

. Кузнецова, Ю. В. Структурные компоненты толерантности / Ю. В. Кузнецова // Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. - 2006. - № 8 (21). - С. 188-193.

. Почебут, Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности / Л. Г. Почебут. - С.-Пб.: СПбГУ, (2007). - 281с.

. Радченко, О.Е. Толерантность как императив профессиональной деятельности специалиста по социальной работе / О.Е. Радченко // Социальная работа: история, теория, практика. - 2007. - № 6. - С. 74-82.

. Сабиров, А.Г. Толерантность как свойство русского человека / А.Г. Сабиров // Теория и практика толерантности: этнокультурные и межконфессиональные аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижнекамск, 5 декабря 2008 г. / отв. ред. О.Д. Агапов. - Казань: Познание, 2009. - С. 3-5.

. Садыкова, Н.У. Феномен толерантности в системе межэтнических отношений / Н.У. Садыкова // Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. - 2006. - № 8 (21). - С. 109-113.

. Самсонова, Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: монография / Н.В. Самсонова. - Калининград: КГУ, 2002. - 308 с.

. Солдатова, Г.У. Может ли другой стать другим? Тренинг по профилактике ксенофобии / Г.У. Солдатова, А.В. Макарчук. - М.: Генезис, 2006. - 256 с.

. Солдатова, Г.У. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова. - Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - 112 с.

. Солдатова, Г.У. Психодиагностика толерантности личности / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова. - М.: Смысл, 2007. - 172 с.

. Солдатова, Г.У. Практическая психология толерантности, или Как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души / Г.У. Солдатова // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - 2003. - Вып. 6. - С. 60-78.

. Солдатова, Г.У. Толерантность - норма жизни в мире разнообразия / Г.У. Солдатова // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 132-135.

. Солдатова, Г.У. Толерантность и интолерантность - две грани межэтнического взаимодействия / Г.У. Солдатова // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - 2001. - Вып. 1-2. - С. 90-100.

. Суржикова, Л. Ф. Формирование этнической толерантности специалистов по социальной работе в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.Ф. Суржикова; РГСУ. - Москва, 2009. - 22с.

. Сухих, Е.С. Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности: автореф. дис. … канд. психол. Наук: 19.00.01 / Е.С. Сухих; Кубанский гос. технолог. ун-т. - Краснодар, 2006 - 143с.

. Сухих, Е.С. Толерантность: психологическое содержание и личностные факторы / Е.С. Сухих // Человек. Сообщество. Управление: научно-информационный журнал. - 2005. - № 4. - С. 66-77.

. Толерантность против ксенофобий: международный и российский опыт противодействия этнической интолерантности ксенофобий / под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. - М.: Институт социологии РАН, 2005. - 112с.

. Устинов, И. Ю. Дефиниционный анализ понятия культура толерантности военного специалиста / И.Ю. Устинов // Вестник Военного авиационного инженерного университета. - Воронеж, 2010. - № 2. - с. 45-52.

. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учебное пособие / В.Н. Гуров [и др.] - М.: Пед. общество России, 2004. - 240с.

. Цой, Л.Н. Конфликтное содержание коммуникации// Мир психологии: научно-методичнский журнал. - 2000. - № 2. - С. 36-43.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Бланк для ответов, использовавшийся при проведении исследования

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где:  0 - совсем неверно,

- верно в некоторой степени,

- верно в значительной степени,

- верно в высшей степени.

№ п/п

Утверждения

Баллы

1.

Медлительные люди обычно действуют мне на нервы


2.

Меня раздражают суетливые, непоседливые люди


3.

Шумные детские игры я переношу с трудом


4.

Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно


5.

Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня


6.

Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник


7.

Меня раздражают любители поговорить


8.

Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде (самолете), начатый по его инициативе


9.

Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры


10.

Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня


11.

Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды)


12.

Так называемые “новые русские” обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством


13.

Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно мне несимпатичны


14.

Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу


15.

Терпеть не могу деловых партнеров с низким интеллектуальным или профессиональным уровнем


16.

Считаю, что на грубость надо отвечать тем же


17.

Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен


18.

Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем


19.

Мне неприятны самоуверенные люди


20.

Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте


21.

Я имею привычку поучать окружающих


22.

Невоспитанные люди возмущают меня


23.

Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо


24.

Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания


25.

Я люблю командовать близкими


26.

Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах


27.

Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка


28.

Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня


29.

Я проявляю нетерпение, когда мне возражают


30.

Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется


31.

Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам


32.

Меня часто упрекают в ворчливости


33.

Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю


34.

Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки


35.

Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь


36.

Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку


37.

Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях


38.

Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь


39.

Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)


40.

Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей


41.

Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам


42.

Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер


43.

Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе


44.

Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми


45.

Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав


Приложение 2

Сводная таблица первичных эмпирических данных диагностики ОКТ

Шкала

Вопрос

ж

ж

ж

ж

ж

м

м

м

м

м

ж

ж

ж

ж

ж

1

1

0

2

2

3

3

2

0

3

2

1

1

0

0

0

1


2

1

3

1

1

3

1

1

2

2

1

1

0

1

1

1


3

0

3

0

2

3

1

0

2

1

1

0

3

3

0


4

0

0

0

1

0

0

2

0

1

0

2

1

1

3

2


5

3

3

1

1

2

1

1

2

2

1

0

0

0

0

0


Итого

4

11

4

8

11

5

4

9

8

4

5

1

5

7

4

2

6

1

3

2

3

3

2

0

3

3

0

1

0

1

1

1


7

0

3

0

3

3

1

2

2

1

0

0

0

0

0

1


8

3

2

0

3

3

2

1

3

3

0

2

0

0

0

0


9

1

1

0

1

2

1

0

0

1

0

1

1

2

0

2


10

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

2


Итого

6

9

2

11

11

6

3

8

8

0

4

1

4

2

6

3

11

0

0

1

0

0

0

1

0

1

1

2

1

2

2

1


12

1

0

3

3

0

1

2

0

2

0

3

2

3

3

2


13

0

0

3

0

0

1

0

3

2

0

0

0

1

0

0


14

0

3

3

1

0

2

0

3

3

1

1

1

3

3

1


15

1

3

1

2

3

2

1

2

2

3

1

1

2

1

3


Итого

2

6

11

6

3

6

4

8

10

5

7

5

11

9

7

4

16

0

2

0

0

3

1

0

3

2

2

3

0

0

0

2


17

1

0

1

1

2

2

0

2

1

0

0

2

1

1

2


18

1

2

2

3

0

2

1

3

3

3

1

0

3

2

1


19

1

0

1

2

2

1

1

1

3

0

1

0

2

2

1


20

1

3

1

0

2

2

0

3

1

1

2

0

0

2

2


Итого

4

7

5

6

9

8

2

12

10

6

7

2

6

7

8

5

21

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

0

2

2


22

2

1

3

3

2

3

1

2

3

1

2

2

3

3

1


23

1

1

0

1

2

1

0

1

2

2

0

1

0

2

2


24

0

0

0

1

1

2

1

2

0

1

0

0

0

0

1


25

1

0

0

0

0

1

1

2

1

0

0

1

1

2

0


Итого

4

3

3

6

8

8

4

7

7

5

3

5

4

9

6

6

26

0

3

0

2

3

3

0

1

2

2

1

0

0

0

2

 


27

1

1

0

2

1

2

0

1

3

0

3

0

0

1

0

 


28

2

1

1

2

2

1

1

2

1

1

2

1

3

3

2

 


29

1

1

0

2

2

1

1

1

1

0

2

0

1

0

1

 


30

1

1

2

3

2

2

1

1

2

1

1

1

3

3

1

 


Итого

5

7

3

11

10

9

3

6

9

4

9

2

7

7

6

 

7

31

2

3

3

3

2

1

0

0

3

3

2

3

3

3

2

 


32

0

1

0

3

0

2

0

2

1

1

2

0

0

0

1

 


33

2

3

3

3

3

3

1

0

1

1

3

2

3

3

2

 


34

1

0

0

3

1

1

0

0

1

0

0

3

2

3

2

 


35

2

0

3

1

1

0

0

0

2

0

0

2

2

1

2

 


Итого

7

7

9

13

7

7

1

2

8

5

7

10

10

10

9

 

8

36

0

0

1

1

1

0

1

1

1

0

1

0

0

0

2

 


37

0

2

2

1

3

1

1

1

2

3

2

0

0

0

3

 


38

0

0

0

1

0

2

1

1

2

1

0

0

0

0

2

 


39

0

0

0

1

1

2

0

2

1

0

1

0

3

0

2

 


40

0

1

0

0

1

0

1

1

1

0

0

0

1

0

 


Итого

2

2

4

4

5

6

3

6

7

5

4

0

3

1

9

 

9

41

0

0

1

0

2

1

0

1

0

1

1

2

2

3

2

 


42

1

1

1

1

2

2

1

0

1

3

2

1

3

2

3

 


43

0

0

1

2

2

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

 


44

1

2

0

3

3

1

1

3

2

3

2

1

3

2

3

 


45

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

3

3

0

2

2

 


Итого

3

3

3

6

9

4

2

4

4

8

8

7

8

9

11

 

Шкала

Вопрос

м

м

ж

м

м

м

ж

м

м

м

ж

ж

м

ж

м

 

1

1

2

1

0

2

3

2

2

2

1

1

1

1

3

3

1

 


2

1

2

2

1

0

1

3

2

2

2

1

2

2

2

2

 


3

0

1

2

0

0

1

3

3

3

1

2

1

2

3

1

 


4

3

3

2

1

1

2

2

3

1

1

3

2

3

2

2

 


5

2

3

0

3

2

3

1

3

2

2

2

3

3

1

1

 


Итого

8

10

6

7

6

9

11

13

9

7

9

9

13

11

7

 

2

6

3

2

1

1

3

2

1

1

1

2

1

2

2

3

2

 


7

0

1

0

0

0

1

1

0

1

1

2

3

1

3

2

 


8

2

1

0

0

0

2

3

1

3

3

1

1

3

2

2

 


9

2

1

1

2

0

2

2

0

0

2

3

2

2

1

3

 


10

0

2

0

2

0

1

2

3

1

2

2

1

1

2

1

 


Итого

7

7

2

5

3

8

9

5

6

10

9

9

9

11

10

 

3

11

2

2

1

0

0

0

0

1

2

1

0

2

3

2

 


12

3

2

2

0

2

1

0

1

3

2

3

2

3

3

1

 


13

3

1

0

1

0

3

1

1

0

1

2

3

3

3

2

 


14

3

1

1

0

0

2

1

2

0

1

1

2

1

2

1

 


15

2

2

1

2

3

1

3

1

1

3

1

1

2

2

1

 


Итого

13

8

5

3

5

7

5

6

6

8

9

8

11

13

7

 

4

16

3

2

0

2

2

3

3

1

1

1

2

2

1

3

1

 


17

2

1

0

1

0

2

2

2

2

2

3

2

1

3

2

 


18

2

2

0

0

1

3

2

0

0

2

3

2

2

2

2

 


19

3

3

0

0

1

3

2

0

1

2

3

2

3

3

3

 


20

3

1

0

3

3

1

3

0

3

1

1

2

2

1

1

 


Итого

13

9

0

6

7

12

12

3

7

8

12

10

9

12

9

 

5

21

0

1

1

0

3

1

0

2

3

1

2

1

2

2

1

 


22

2

1

2

1

3

1

1

0

0

1

2

1

1

2

2

 


23

0

0

1

2

2

1

0

2

1

0

2

2

1

1

2

 


24

0

1

0

1

2

2

0

1

0

1

2

1

3

1

1

 


25

0

0

0

3

2

2

1

3

0

2

1

3

1

2

1

 


Итого

2

3

4

7

12

7

2

8

4

5

9

8

8

8

7

 

6

26

2

2

0

3

1

3

3

3

1

3

3

3

0

3

 


27

2

2

3

0

1

3

1

0

3

2

3

2

1

3

 


28

3

1

1

2

1

2

2

3

1

2

1

1

3

1

 


29

2

2

0

1

1

1

0

1

0

1

2

2

2

2

 


30

2

3

1

3

1

3

1

2

2

2

2

2

1

 


Итого

11

10

5

9

5

12

7

9

7

10

11

10

8

10

 

7

31

3

2

1

1

2

3

3

0

2

1

1

3

1

2

 


32

0

0

1

1

1

2

0

1

0

1

1

1

3

2

 


33

1

1

3

0

2

3

2

0

2

2

3

1

3

2

 


34

0

0

0

0

2

3

2

0

3

1

2

2

1

2

 


35

0

0

0

0

2

3

1

0

0

3

2

3

2

1

 


Итого

4

3

5

2

9

14

8

1

7

8

9

10

10

9

 

8

36

2

1

0

2

1

2

2

3

2

1

3

2

1

2

 


37

3

2

0

3

0

1

3

3

0

2

2

1

2

1

 


38

2

0

0

2

0

2

3

2

1

2

1

1

3

1

 


39

2

3

0

3

0

1

1

1

1

1

1

2

3

2

 


40

1

2

0

2

0

3

0

2

1

1

2

3

1

2

 


Итого

10

8

0

12

1

9

9

11

5

7

9

9

10

8

 

9

41

3

3

1

0

1

3

0

0

2

0

3

1

2

2

 


42

2

0

2

1

3

1

2

0

1

1

3

2

1

1

 


43

0

3

3

0

1

1

2

0

0

0

0

2

3

2

 


44

2

2

3

0

3

1

3

3

1

2

1

2

2

3

 


45

2

1

0

1

3

2

1

1

2

2

0

2

1

1

 


Итого

9

9

9

2

11

8

8

4

6

5

7

9

9

9

 

Приложение 3

Таблица расчёта средних баллов по шкалам


Шкала

Респондент

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего

1

4

6

2

4

4

5

7

2

3

37

2

11

9

6

7

3

7

7

2

3

55

3

4

2

11

5

3

3

9

4

3

44

4

8

11

6

6

6

11

13

4

6

71

5

11

3

9

8

10

7

5

9

73

6

5

6

6

8

8

9

7

6

4

59

7

4

3

4

2

4

3

1

3

2

26

8

9

8

8

12

7

6

2

6

4

62

9

8

8

10

10

7

9

8

7

4

71

10

4

0

5

6

5

4

5

5

8

42

11

5

4

7

7

3

9

7

4

8

54

12

1

1

5

2

5

2

10

0

7

33

13

5

4

11

6

4

7

10

3

8

58

14

7

2

9

7

9

7

10

1

9

61

15

4

6

7

8

6

6

9

9

11

66

16

8

7

13

13

2

11

4

10

9

77

17

10

7

8

9

3

10

3

8

9

67

18

6

2

5

0

4

5

5

0

9

36

19

7

5

3

6

7

9

2

2

2

43

20

6

3

5

7

12

5

9

1

11

59

21

9

8

7

12

7

12

14

9

8

86

22

11

9

5

12

2

7

8

9

8

71

23

13

5

6

3

8

9

1

11

4

60

24

9

6

6

7

4

7

7

5

6

57

25

7

10

8

8

5

10

8

7

5

68

26

9

9

9

12

9

11

9

9

7

84

27

9

9

8

10

8

10

10

9

9

82

28

13

9

11

9

8

8

10

10

9

87

29

11

11

13

12

8

10

9

8

9

91

30

7

10

7

9

7

9

12

8

6

75

Итого

225

191

214

228

176

231

223

167

200

1855

Средний балл

7,5

6,37

7,13

7,6

5,87

7,7

7,43

5,57

6,67

61,83


Похожие работы на - Характеристика толерантности у специалистов из разных сфер деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!