Связь между личностными свойствами и профессиональными планами и притязаниями студентов различных форм обучения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    200,74 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Связь между личностными свойствами и профессиональными планами и притязаниями студентов различных форм обучения

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Профессиональное самоопределение и профессиональные планы студентов

1.1 Понятие профессионального самоопределения в научной литературе

1.2 Этапы становления личности как профессионала

1.3 Данные профессиональных планов и притязаний молодежи 90-х годов

Глава 2. Влияние свойств личности на профессиональное самоопределение и развитие личности

2.1 Личностные свойства и различные подходы их классификации

2.2 Методики диагностики свойств личности

2.3 Личностные характеристики как фактор профессионального становления

2.4 Мотивация достижения как одна из сфер личностных свойств

Глава 3. Эмпирическое исследование влияния свойств личности на профессиональные планы и ожидания у студентов-психологов различных форм обучения

3.1 Результаты анкетного опроса о профессиональных планах студентов психологов

3.2 Связь профессиональных планов и профессиональных притязаний студентов психологов с их способностями, мотивацией достижения и чертами личности

3.3 Рекомендации для работников вузов и кадровых служб по работе с выпускниками

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

В настоящее время ситуацию на рынке труда в нашей стране можно характеризовать некой неопределенностью, повышенной конкурентностью.

Многие учатся не на те профессии, на которых потом будет работать. Множество юристов, экономистов для которых не хватает мест на рынке труда. В силу этих представлений, которые не могут не отразиться на профессиональных планах и ожиданиях выпускников вузов.

Можно сказать, что сейчас времена нестабильной современности, как говорит один из современных социологов Зигмунт Бауман. В такой ситуации сложно не только реализовать профессиональные планы, но даже вообще планировать бывает практически не возможно. Следовательно, очень интересно исследовать то, как же оценивают свою профессиональную перспективу выпускники вузов.

Существуют ли вообще у молодежи профессиональные планы? И нужно ли их строить? Если они есть, то, какие и как личностные особенности влияю на профессиональные притязания студентов? Как они видят свое будущее, каковы ожидания от своего профессионального будущего? Верят ли они в возможность реализации своих планов?

Существует расхожее мнение, что молодежь не адекватна к рынку труда в построении своих будущих представлений о заработке, о своей должности.

Попыткой ответа на этот комплекс вопросов является наше исследование. При рассмотрении профессиональных планов нужно учитывать многие факторы, влияющие на них, такие как: социальные переменные (общество, различные СМИ и т.д.), экономические данные и внутренние психологические факторы, а именно свойства личности человека.

Изучение образа профессии находится на стыке нескольких научных проблем, в силу чего она в той или иной мере затрагивалась в рамках различных исследований, прежде всего в работах, посвященных процессу профессионального становления (выбора профессии, профессионального самоопределения) (П.Р. Атутов, А.А. Вайсбург, С.А. Войтович, В.С. Гончаров, М.И. Дьяченко, Е.А. Климов, Н.И. Крылов, М.И. Петруша, В.А. Пономаренко, Е.Ю. Пряжникова, Н. С Пряжников, Н.В. Самоукина, А.П. Сейтешев, В.В. Чебышева, Е.А. Шумилин) и профессионального развития (роль представлений о профессии в формировании профессионального мастерства) (К.А. Абульханова-Славская, Л.В. Блинов, Н.Д. Боровикова, Н.В. Галкина, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин). С проблематикой образа профессии тесно соприкасаются исследования, направленные на изучение профессионального самосознания (Я-профессиональное) (А.А. Деркач, А.Н. Иноземцева, О.В. Москаленко, С.Ф. Мурашко, А.А. Сорокин, С.Г. Спевакова).

В определенной степени проблема образа профессии затрагивалась в исследованиях, посвященных проблеме имиджа (проблема престижа профессий, знание о типичных представителях профессий) (Л.И. Анцыферова, Н.Ф. Гейжан, И.В. Зотова, Е.Б. Перелыгина, А.И. Рабицкий, В.Ф. Черноволенко, В.С. Штуков).

Объектом исследования является: профессиональные планы и ожидания.

Предмет исследования: связь личностных свойств с профессиональными планами и ожиданиями студентов различных форм обучения.

Проблема исследования: связь личных свойств (мотивация достижения и личностных способностей и черт личности) с профессиональными планами и притязаниями студентов различных форм обучения.

Целью работы исследовать связь между личностными свойствами и профессиональными планами и притязаниями студентов различных форм обучения.

Задачи исследования:

профессиональный свойство личность студент

1)      провести анализ научной литературы по теме влияние личностных особенностей на профессиональные планы и притязания студентов;

2)      провести анкетный опрос выявляющего планы и притязания студентов;

)        исследовать личностные особенности студентов разных форм обучения;

)        оценить связь личностных свойств с профессиональными планами и притязаниями студентов.

)        разработать рекомендации по данному исследованию для специалистов центров занятости молодежи, так и для самих выпускников вузов.

Гипотеза исследования: профессиональные планы и притязания связаны с личностными свойствами студентов.

-       студенты разных форм обучения отличаются между собой по своим планам и притязаниям;

-       студенты различных фор отличаются между собой по своим личностным свойствам.

Методы и методики исследования:

) анализ научно-методической литературы,

) тестирование (тест интеллектуальных способностей Р. Амтхауэра, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, тест-опросник "Мотивация достижения успеха/Мотивация избегания неудач" Т. Элерса),

) анкетный опрос (анкета "Профессиональные планы и ожидания"),

) математической статистики (коэффициенты корреляции Стьюдента и Пирсона).

Экспериментальной базой исследования явились студенты, обучающиеся на специальности психология, очной, заочной и вечерней форм обучения вузов Сибирской Академии Государственной Службы и Московского Филиала Государственного Педагогического Университета в количестве 80 человек.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 60 источников и 8 приложений.

В первой главе "Профессиональное самоопределение и профессиональные планы студентов" описывается понятия профессиональное самоопределение, раскрываются профессиональные этапы становления личности, приведены данные о профессиональных планах студентов 90-хогодов.

Во второй главе "Влияние свойств личности на профессиональное самоопределение и развитие личности" раскрыто понятие личностных свойств, описаны подходы изучения структуры личностных свойств, так же говорится о методах диагностики личностных свойств.

В третьей главе "Экспериментальное исследование влияния свойств личности на профессиональные планы и притязания студентов - психологов различных форм обучения" дается общая характеристика выборки исследования, анализ, описание и интерпретация результатов исследования.

Практическая значимость заключается в разработке инструментария для выявления профессиональных планов и ожиданий современных студентов. Данное исследование может послужить для разработки обучающих и личностных тренинговых программ с целью формирования адекватных профессиональных планов и ожиданий. Кроме того, обобщенный анализ данных по профессиональным планам и личностным качествам может быть использован работниками служб занятости молодежи, кадровых агентств, при приеме на работу выпускников вузов.

Глава 1. Профессиональное самоопределение и профессиональные планы студентов


1.1 Понятие профессионального самоопределения в научной литературе

Профессиональное самоопределение - осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворённости выбранной профессией.

Профессиональное самоопределение - процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности - кем стать, к какой социальной группе принадлежать, и с кем работать. Кроме того, профессиональное самоопределение, важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа "Я", предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни.

Рассмотрим некоторые направления, теории профессионального развития личности, в которых обсуждается сущность и детерминация профессиональных планов и притязаний студентов.

Психодинамическое направление, имея своей теоретической основой работы З. Фрейда, обращается к решению вопросов детерминации профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии, исходя из признания определяющего влияния на всю последующую судьбу человека его раннего детского опыта.З. Фрейд считает, что профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение человека обусловлены рядом факторов:

) структурой складывающихся в раннем детстве потребностей;

) опытом ранней детской сексуальности;

) сублимацией как общественно-полезного смещения энергии основных влечений человека и как процесса защиты от заболеваний из-за фрустрации основных потребностей;

) проявлением комплекса маскулинности (З. Фрейд, К. Хорни), "зависти к материнству" (К. Хорни), комплекса неполноценности (А. Адлер).

В психоаналитеческой теории З. Фрейда вопросы профессионального развития личности связываются с проявлением структуры бессознательных потребностей и мотивов, складывающихся в раннем детском возрасте.

Сценарная теория американского психотерапевта Э. Берна, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве [57, с.123].

В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни.

Сценарная теория обращает внимание на то, что человек, руководствующийся неосознанно сценарием, не является субъектом выбора профессии. Каждый человек включает в себе три психологические позиции: Ребенка, Взрослого и Родителя. Общая схема сценарного построения выбора профессии и карьеры человека такова: решающее (мотивирующее) воздействие при построении карьерного или профессионального плана индивида исходит от Ребенка родителя противоположного пола. Взрослое состояние Я родителя того же пола дает человеку образцы, программу поведения.

По мнению Д. Сьюпера, индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер можно рассматривать как попытки человека осуществлять Я-концепцию. Я-концепция представлена всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Те характеристики, которые являются общими как для его общей Я-концепции, так и для его профессиональной Я-концепции, образуют словарь понятий, который может быть использован для предсказания профессионального выбора. Так, например, если субъект думает о себе как об активном, общительном, деловом и ярком человеке, и если он думает о юристах в таких же понятиях, он может стать юристом. Если тот же человек может думать об ученом как о спокойном, необщительном, пассивном и умном, но только одна из этих профессиональных характеристик заключается в его собственной Я-концепции, то он будет избегать профессии ученого [57, с.140].

Методологические основы психологического подхода к проблеме изучения самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема профессионального самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: "Тезис, согласно которому внешние причины действую через внутренние условия так, что эффект действия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)" [43, с 9].

В психологических исследованиях профессионального самоопределения существует два подхода. Первый рассматривает самоопределение как естественный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий как личностное новообразование старшего школьного возраста. Так, Сигитас Петрович Крягжде отмечает, что на начальном этапе профессионального самоопределения оно носит двойственный характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга, профессиональной школы - социальный выбор. Если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то девушка (юноша) пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. Профессиональное самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой юношеского возраста, как устремленность в будущее; с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Второй подход рассматривает самоопределение как искусственно организуемый процесс, который встроен в определенную практику - профориентацию - и только в этом контексте приобретает свою осмысленность и ценность. Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профессиональном консультировании Климова Екатерина Александровна  <#"524644.files/image001.gif">

где: Х1 Х2 - среднее в первой и второй группе

S12 и S22 - дисперсии в 1-ой и 2-ой групп

n1 n2 - кол-во человек в 1-ой и 2-ой группе

Формула для вычисления коэффициента линейной корреляции К. Пирсона


где: x y - среднее в первой и второй группе

xi - значения, принимаемые переменной X

yi - значения, принимаемые переменной Y

Формула для вычисления критерия ч2


где: N и M - соответственно число элементов в первой и второй выборке [17, с 307].

 

Таблица 1. - Средние значения по данным анкеты между тремя разными группами по уровню и времени достижения желаемой заработной платы (очники, заочники и вечерники)

 Какой зароботок в среднем за месяц был бы достаточным для вас? (тыс. руб)  Какова вероятность, что вы этого достигнете?  Как вы думаете, в каком возрасте вы сможете получать такой заработок (лет)  Разница м/у реальным возрастом и предполагаемым возрастом достижения желаемого заработка (лет)   Дневная ф/o 77, 73 78,62 27,36 7,09  Вечерняя ф/o 106, 32 67,16 31,36 5,43  Заочная ф/o 36, 71 78,53 28,08 4,29  


По таблице 1 мы можем сказать, что дневная группа видит достижения желаемого заработка гораздо раньше, чем две остальных группы.

Рис.1. Разница возраста между группами в достижении желаемого заработка.

Причем отличия в средних значениях возраста достижения желаемого заработка достигает уровня значимости р=0,06 для групп дневников в сравнении с другими группами, т.е. у дневников данный возраст значительно ниже.

В таблице 2 мы видим разницу испытуемых в достижении желаемого заработка между реальным возрастом и желаемым возрастом.

Рис.2. Разница м/у рельным возрастом и желаемым возрастом в достижении желаемого заработка.

Таблица 2. - "Разница между реальным возрастом и предполагаемым возрастом в достижении желаемого признания и уважения" (лет)

Дневная ф/о

7,68

Вечерняя ф/о

4

Заочная ф/о

6,06


Таблица 3. - Различия по уровню помощи (родителей, родственников, друзей) в достижении желаемой заработной платы (%)


Дневное отд-е

Не дневное отд-е

рассчитываю на значительную помощь

4,5

2,0

на некоторую помощь

54,5

60,8

на помощь не рассчитываю

40,9

37,3


По таблице 3 явных отличай не выявлено.

 

Таблица 4. - Показатели желаемой должности, учитывая будущую профессию, квалификацию, деловые качества между группами дневной формы обучения и не дневной формой обучения.


Дневное отд-е

Не дневное отд-е

рядовой работник

4,5

2,0

 руководитель небольшого коллектива

40,9

43,1

 руководитель крупного подразделения на предприятии, в учреждении

27,3

19,6

руководитель предприятия, топ-менеджер

22,7

21,6

 руководитель более высоких звеньев управления

4,5

13,7


По таблице 4 можно сказать, что процент студентов не дневной группы, которые бы хотели занимать пост "руководителя более высоких звеньев" больше, чем у дневной формы обучения

 

Таблица 5 - Средние значения по данным анкеты между тремя разными группами по времени достижения желаемой должности (очники, заочники и вечерники)

Форма обучения

Возраст достижения желаемой должности (лет)

Дневная

29,3

Вечерняя

32,9

заочная

31,1


По таблице 5 значимых отличий, нет, возраст в достижении желаемой должности примерно одинаков.

 

Таблица 6 - Различия по уровню помощи (родителей, родственников, друзей) в достижении желаемой должности (%)


Дневное отд-е

Не дневное отд-е

рассчитываю на значительную помощь

0

5,9

на некоторую помощь

38,1

43,1

на помощь не рассчитываю

61,9

51,0


По таблице 6 видно, что больший процент студентов не дневной группы "на помощь на рассчитывают".

 

Таблица 7 - Показатели данных о том на чьё признание и уважение считывают студенты, которое было бы для них достаточным в будущем (%)


Дневное отд-е

Не дневное отд-е

только свое собственное

4,5

5,9

семьи, близких, друзей

54,5

64,7

большого круга знакомых

22,7

19,6

широкое общественное признание

13,6

7,8

всеобщий почет и уважение, признание потомков

4,5

2,0


По таблице 7 видно, что студенты дневной формы обучения хотят добиться широкого, общественного признания, а у студентов не дневной группы больший их процент хотят достичь уважения и признания семьи.

 

Таблица 8 - таблица значений достижения желаемого уважения и признания, оценка возможности его достижения (%)

Дневная

76,6

Вечерняя

82,7

Заочная

86,9


По таблице 8 можно сказать, что студенты не дневной группы видят это более реальным, нежели студенты дневной формы обучения, возможно это зависит от результатов таблицы 7.

 

Таблица 9 - Показатель возраста в котором студенты предполагают достичь желаемого признания и уважения?

Дневная

27,95

Вечерняя

33,24

заочная

30,94


По таблице 9 можно сказать, что студенты дневной формы обучения видят возраст для достижения желаемого уважения более ранний.

 

Таблица 10 - Различия по уровню помощи (родителей, родственников, друзей) в достижении желаемого признания и уважения (%)


Дневное отд-е

Не дневное отд-е

рассчитываю на значительную помощь

4,5

5,8

на некоторую помощь

45,5

42,3

на помощь не рассчитываю

50

51,9


По таблице 10 явных отличай не выявлено.

 

Таблица 11 - Данные по тому кем бы студенты после выпуска из вуза предпочли бы работать (в %)


Дневное отд-е

Не дневное отд-е

фрилансером, "свободным художником"

22,7

21,2

в организации, но без особого подчинения к/л

31,8

30,8

в организации с умеренной субординацией и средним контролем

40,9

38,5

в организации со строгой субординацией и жестким контролем

4,5

9,6


По таблице 11 выявлены отличая, что студентов не дневной формы обучения желающих работать в организации со строгой субординацией больше, чем у студентов дневной формы обучения.

 

Таблица 12 - Процент студентов, которые в дальнейшем собираются работать по специальности, полученной в вузе.


Дневное отд-е

Не дневное отд-е

непременно

9,1

11,5

скорее да, чем, нет

36,4

28,8

как получится

27,3

30,8

скорее нет, чем да

18,2

25,0

в самом крайнем случае

9,1

3,8


По таблице 12 явных отличий нет.

 

Таблица 13 - Процент студентов, которые при осуществлении своих планов готовы работать во вредных для здоровья условиях производства


Дневное отд-е

Не дневное отд-е

Скорее, нет

63,6

71,2

Трудно сказать

36,4

17,3

Скорее, да

0,0

11,5


Рис.3. Процент студентов, которые бы при осуществлении своих планов согласились работать в условиях вредных для здоровья.

Ряд 1-дневная форма обучения, ряд 2-не дневная форма обучения.

-скорее, нет, 2-трудно сказать, 3-скорее, да.

Как можно заметить по таблице студенты дневного отделения отличаются от студентов обучающихся на других формах обучения в своих предпочтениях по работе во вредных условиях (р=0,07)

 

Таблица 14 - Процент студентов, которые для осуществления своих планов согласились бы выполнять однообразную, монотонную работу.


Дневное отд-е

Не дневное отд-е

Скорее, нет

54,5

23,5

Трудно сказать

18,2

33,3

Скорее, да

27,3

43,1

Скорее, да

 0,0

11,5


Рис.4. Процент студентов, которые для осуществления своих планов согласились бы выполнять однообразную, монотонную работу

Как можно заметить по таблице студенты дневного отделения отличаются от студентов обучающихся на других формах обучения в своих предпочтениях по выполнению однообразной работы (р=0,03)

По остальным условиям труда значимых различий в предпочтениях между дневным и не дневным отделением не обнаружено.

Подводя общие итоги наших данных по анкете "профессиональных планов и ожиданий" мы можем сделать следующие выводы:

Что студенты очной формы обучения возраст в достижении желаемого заработка указывают гораздо более ранний, чем студенты не дневной формы обучения см. Таблицу 1.

Студенты очной формы обучения указывают более ранний срок достижения желаемого признания и уважения нежели не дневная группа см. Таблицу 2.

Так же малый процент студентов очной формы обучения желали бы работать во вредных для здоровья условиях труда и в условиях выполнения монотонной работы, возможно это связанно с тем, что они мало знакомы с рынком труда на практике, студенты не дневной формы более старше и возможно уже имели опыт работы, возможно по этому получились такие результаты см Таблицу 13,14.

Так же мы можем сказать, что студенты очной формы обучения хотят достичь уважения и признания большого круга знакомых и получить широкое общественное признание, студенты же не дневной формы обучения, больший процент, хотят признания от семьи, близких друзей см. Таблицу7.

Мы видим, что профессиональные планы студентов не дневной формы обучения более приближенны к реалиям жизни нежели дневной формы обучения.

Профессиональные планы отличаются студентов дневной формы обучения и не дневной, это подтверждает данное исследования.

Тем самым мы подтверждаем свою гипотезу, что профессиональные планы и притязания студентов различных форм обучения различаются между собой.

3.2 Связь профессиональных планов и профессиональных притязаний студентов психологов с их способностями, мотивацией достижения и чертами личности

 

В предыдущем параграфе мы выявили профессиональные планы и ожидания студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения.

Сейчас мы из будем сравнивать со свойствами личности студентов.

 

Таблица 15. - Коэффициенты линейной корреляции между показателями анкеты (профессиональных планов и притязаний студентов) и личностными свойствами (ТСИ Р. Амтхауэра, 16 PF Р. Кеттелла, Т. Элерса "Мотивация к успеху" и "Мотивация к избеганию неудач")


Какой заработок в среднем за месяц был бы достаточным для вас?

Какова вероятность, что вы достигнете этого заработка?

Как вы думаете, в каком возрасте вы сможете получать такой заработок?

Какова вероятность, что вы достигните желаемой должности?

Как вы думаете, в каком возрасте вы этого достигнете?

Какова вероятность, что вы достигнете желаемого признания и уважения?

Как вы думаете, в каком возрасте вы этого достигнете?

Избегание неудачи

-0,01

-0,21

-0,13

-0,21

-0,18

-0,10

-0,22

Мотив успеха

0,14

0,10

0,32

0,06

0,29

0,07

0,42

IQ

0,13

0,12

0,08

-0,10

0,31

-0,10

0,17

A

0,06

0,00

-0,11

0,10

-0,03

0,27

-0,04

B

0,35

0,03

0,12

0,23

0,17

0,06

0,36

C

0,13

0,06

0,00

0,02

-0,04

0,38

0,08

E

-0,34

-0, 19

0,16

0,00

0,13

-0,30

F

0,08

0,13

-0,03

0,18

-0,05

0,40

-0,21

G

0,28

0,26

0,26

0,13

0,16

0, 19

0,34

H

-0,02

0,09

0,04

0,32

-0,01

0,42

0,34

I

0,12

0,09

-0,06

0,33

-0,29

-0,04

0,14

L

-0,01

0,16

-0,05

0,25

-0,12

-0,15

-0,03

M

0,06

-0,18

-0,34

-0,06

-0,34

-0,43

-0,35

N

0,07

-0,07

0,08

0,03

0,12

-0,06

0,11

O

-0,03

-0,06

-0,01

-0,05

0,02

0,00

-0,08

Q1

0,14

0,12

-0,03

-0,13

0,14

0, 20

0,13

Q2

-0,07

0,01

-0,23

-0,18

-0,12

-0,27

-0,07

Q3

0,02

0,15

-0,11

0,09

-0,15

-0,11

-0,04

Q4

0,12

0,06

0,06

0,06

0,06

-0,24

-0,01

F1

-0,08

0,09

0,09

0,15

0,12

0,52

0,09

F2

0,04

0,00

0,02

-0,02

0,08

-0,30

-0,07

 

Примечание: 0,29 - р<0,01; 0,22 - р<0,05

Как видно из таблицы нами обнаружено очень много статистически значимых корреляционных связей между показателями профессиональных планов и притязаний с личностными свойствами, в объединенной выборке в целом.

Избегании неудач, т.е. стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми в соотношении с возрастом получения желаемого уважения и признания выглядит таким образом [49,134с].:

·        чем выше значение по шкале избегание неудач, тем меньше возраст в котором респонденты надеются достичь желаемого уважения и признания (р<0,05).

Оценивая связь мотивации достижения успеха, т.е. потребность человека добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми, с профессиональными планами и ожиданиями человека [49,134]: чем выше значения по шкале мотивации успеха, тем более в старшем возрасте, как они думают, получат желаемый заработок (р<0,01), чем выше значения по шкале мотивация успеха, тем более в старшем возрасте они достигнут желаемой должности (р<0,05) и так же, чем выше значения по шкале мотивация успеха, тем в более старшем возрасте они достигнут желаемого признания и уважения (р<0,01)

Рис.5. Значения мотивации достижения мотивации успеха и мотивации избегания неудач.

Ряд 1-мотив избегания неудачи, ряд 2-мотив достижения успеха.

Если брать в сравнении уровень IQ (показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомленности) и данные по профессиональным планам [7, с.128]: Чем выше уровень умственного развития, тем больше возраст достижения желаемой должности (р<0,01).

Говоря о факторе F1-фактор (экстраверсия-интроверсия) и профессиональных планов, мы видим, что чем выше значения по уровню экстраверсии, тем более вероятным они оценивают достижение желаемого признания и уважения (р<0,01).

Так же рассмотрим фактор F2 (уровень тревожности) с профессиональными планами мы обнаружили: чем выше уровень тревожности, тем менее вероятным они оценивают достижение желаемого признания и уважения (р<0,01).

График оказателя IQ трёх групп различных форм обучения.

Рис.5. Показатель умственного развития трех разных групп.

Мы можем по ней наблюдать что уровень умственного развития самый высокий у студентов очной формы обучения.

График способностей по Амтхауэру.

Рис.6. График способностей по Амтхауэру трёх групп.

. LS- (дополнение предложений): возникновение рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления.

. GE- (исключение слова): чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, проявляется повышенная реактивность, которая у взрослых относится к вербальному плану.

. AN- (аналогии): способность комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетворенность приблизительными решениями

. KL- (обобщение): способность к абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.

. ME- (арифметические задачи): практическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы.

. RA- (числовые ряды): теоретическое, индуктивное мышление, вычислительные способности, стремление к упорядоченности, соразмерности отношений, определенному темпу и ритму.

. ZR- (пространственное воображение): умение решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышление.

. FS- (пространственное обобщение): умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения. Развитое аналитико - синтетическое мышление, конструктивность теоретических и практических способностей.

. WU- (память, мнемические способности): высокая способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению. Хорошая сосредоточенность внимания [5, с.250-276].

По оценки данного теста мы можем сделать следующие выводы:

)        что способность комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетворенность приблизительными решениями у студентов очной формы обучения гораздо выше, чем у студентов других форм обучения;

2)      так же способность к абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей у студентов дневной формы более выше. Чем у студентов заочной формы обучения;

)        а вот шкала практического мышления, способность быстро решать формализуемые проблемы более выражена у студентов не дневной формы обучения;

)        также мы видим преимущество студентов дневной формы обучения в умение решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышление над не студентами не дневной форы обучения.

 

3.3 Рекомендации для работников вузов и кадровых служб по работе с выпускниками


Для того, чтобы формирование образа профессионального будущего не носило стихийный характер, а было целенаправленным, управляемым процессом, нами выделены следующие условия, которые, на наш взгляд, просто необходимы для правильного формирования профессионального будущего молодых специалистов, обучающихся в высших ВУЗах. Ниже приведены наши рекомендации, способствующие правильному формированию профессиональных планов и притязаний у молодых специалистов - выпускников высших учебных заведений.

Во-первых необходимо создание профессионально-педагогической среды в учебных учреждениях как основы профессионального развития личности и развития образа профессии у студентов вузов (организационно-методическая база, особенности организации учебно-воспитательного процесса, особенности взаимоотношений субъектов, требования к преподавателю);

Во-вторых, необходимо воспитание готовности у молодежи к личностно-профессиональному развитию, развитию профессионального самосознания, самосовершенствованию (формировать готовить молодых специалистов к реалиям трудового рынка, заработку, условиям труда и т. д);

В-третьих, необходимо, чтобы со стороны общества была востребованность в специалистах, обладающих способностью к саморазвитию, а именно: самопознанию, самоосуществлению, самопониманию, самоактуализации и самореализации в современном социуме;

В-четвертых, необходимо активное включение близкого социального окружения в процесс личностно-профессионального развития студентов;

Также необходима диагностика и оценка индивидуальной динамики личностно-профессионального развития молодого человека;

Далее, необходима гуманитаризация учебно-профессиональной подготовки молодежи, использование образовательных программ, способствующих широкому применению индивидуального подхода;

Необходимо систематическое включение учащихся в коллективные формы учебно-трудовой взаимодействия и производительной деятельности, позволяющие организовать сотрудничество, общение, взаимопомощь, способствующие развитию общественной направленности, мотивационной готовности к труду, познавательной активности и воспитанию творческого мышления;

А также необходимо формирование общетрудовых умений, составляющих основу саморегуляции, высокой культуры трудовой деятельности и профессионально важных качеств личности;

Также необходимо предоставление студентам максимально возможной самостоятельности, активности, инициативы, организация реального участия молодежи в целостном процессе обучения.

Все выше перечисленное, на наш взгляд, в полной мере способствует адекватному и правильному развитию образа профессионального будущего.

Заключение


Данная работа была посвящена проблеме влияния личностных свойств молодого специалиста на образ профессионального будущего. На настоящий момент эта тема достаточно актуальна, но, к сожалению, мало изучена и разработана. Одним из основных понятий данной работы стало понятие "видение профессионального будущего студентов", психологическое содержание которого мы постарались раскрыть в нашей работе.

Под видением профессионального будущего личности понимается отражение в сознании профессиональной деятельности, выраженной совокупностью знаний и представлений о будущей профессии и о себе как субъекте профессиональной деятельности, закономерный и индивидуальный результат процесса профессионального и личностного развития на этапе обучения в вузе, продукт профессионального самосознания и основное содержание профессиональной Я-концепции.

В рамках данной работы была предпринята попытка обобщить различные подходы к пониманию профессионального самоопределения, а также описать такие личностные свойства, как мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудач, уровень и структуру интеллекта, которые оказывают непосредственное влияние на формирование профессионального будущего.

В рамках данной работы была выдвинута гипотеза о том, профессиональные планы и притязания связаны с личностными свойствами студентов.

-       студенты разных форм обучения отличаются между собой по своим планам и притязаниям;

-       студенты различных фор отличаются между собой по своим личностным свойствам.

Для проверки данного предположения было разработано и проведено исследование, состоявшее из нескольких самостоятельных этапов. В рамках проведенного исследования нами были подобраны методы и методики формирования выборки.

Результаты проведенного исследования позволили нам подтвердить гипотезу о том, что на формирование профессиональных планов и притязаний молодого специалиста оказывают непосредственное влияние такие факторы как мотивационная направленность, уровень и структура интеллекта, уровень тревожности и экстраверсии.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что на основании его результатов возможна оптимизация процесса формирования правильного профессионального будущего молодых специалистов.

Исходя из результатов, полученных в ходе анкетного опроса можно подтвердить одну из гипотез нашего исследования: "студенты разных форм обучения отличаются между собой по своим планам и притязаниям".

Результаты научной работы, на наш взгляд, будут полезны и актуальны как преподавателям ВУЗов, так и работодателям. Зная определенные закономерности формирования профессиональных планов и притязаний студентов, а также те личностные свойства, которые влияют на формирования профессиональных планов можно придать этому процессу целенаправленный характер и избежать непоправимых ошибок и больших денежных затрат.

Список литературы


1.      Абдулина, О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки/ О.А. Абдулина. // Высшее образование в России. - М.: Прогресс, 2010. - 257с.

2.      Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие / Г.С. Абрамова. - М.: Наука, 1999. - 243 с.

.        Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека/ Б.Г. Ананьев // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Дом "БАХРАХ", 1999. - 94с.

.        Ананьев Б.Г. Структура личности/ Б.Г. Ананьев // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. Сост. Куликов А.В. - СПб.: Наука, 2000. - 95 с.

.        Блейхер, В.М. Психологическая диагностика интеллекта и личности / В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук. - Киев: Выща школа, 1998. - 350 с.

.        Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения/ А.А. Бодалев. - М.: Наука, 1998 - 168 с.

.        Бурлачук А.Ф. Психодиагностика личности/ А.Ф. Бурлачук. - Киев: Выща школа, 1989-273с

.        Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Г. Роршаха) / Л.Ф. Бурлачук. - Киев: Выща школа, 1989 - 231с

.        Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь, Ключевые понятия, термины, актуальная лексика/ С.М. Вишнякова. - М.: Прогресс, 1999 - 538 с.

.        Гайда В.К. Психологическое тестирование: учебное пособие/ В.К. Гайда, В.П. Захаров - М.: ЛГУ, 1982 - 287с

.        Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. / Научная логика // В.В. Гегель - М.: Вече, 1974 - 574 с.

.        Гендер и профессиональное самоопределение. /Общественные науки и современность Журнал. - Регион - 2007. № 1-3.

.        Гуревич К.М. Психологическая диагностика/ Учебное пособие // К.М. Гурьевич - М.: Новый Акрополь, 1997 - 370с.

.        Гусинский Э.Н. Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования/ Э.Н. Гусинский - М.: Вече, 2000 - 71с.

.        Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология/ И.В. Дубровина, Под ред. А.В. Петровского - М: Просвещение, 1973 - 263с.

.        Елисеев О.П. Практикум по психологии личности/ О.П. Елисеев - СПб.: Речь, 2003 - 370с

.        Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов/ О.Ю. Ермолаев - МПСИ, 2003 - 336с

.        Зеер Т.В. Профессиональное становление личности инженера-педагога/ Т.В. Зеер - Урал: Наука, 1988 - 89 с.

.        Зеер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности/ Э.Ф. Зеер, Э. Э Сыманюк // Психологический журнал. - М.: Прогресс, 1997, № 6. - 44с.

.        Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин. - СПб: Невская Лавра, 2004 - 154с

.        Климов Е.А. Как выбирать профессию/ Е. А Климов. - М.: Вече, 1984 - 123с

.        Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 - 204с

.        Кон И.С. Психология юношеского возраста/ И.С. Кон. - М.: Наука, 1984 - 145с

.        Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы/ Т.В. Кудрявцев // Вопросы психологии. - М: Наука., 1981, № 2 - 69с.

.        Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие/ К.М. Левитан. - Саратов, 1991 - 135 с.

.        Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание личность/ А.Н. Леонтьев. - М.: Прогресс, 1975 - 70с.

.        Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность/А.Н. Леонтьев // Психология личности. Тексты под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: МГУ, 1982 - 63с.

28.    Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов; рекомендовано методсоветом по направлению / А.Г. Маклаков. - СПб.: Невская Лавра, 2010. - 583 с.

.        Малышев А.А. Психология личности и малой группы: Учебно-методическое пособие/ А.А. Малышев. - Ужгород: Инпроф ЛТД, 1977 - 447с.

.        Мейли Р. Факторный анализ личности/ Р. Мейли // Психология индивидуальных различий. - М.: Наука, 1982 - 244с.

.        Мельников В.М. Введение в экспериментальную психологию личности/ В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. - М.: Просвещение, 1995 - 267с.

.        Методика самооценка личности/под ред. М.В. Гамезо, И.А. Домашенко // Контрольные работы по психологии, М.: Вече, 1984 - 33с.

.        Немов Р.С. Психология.: В 3 кн. Кн.2: Психология образования/ Р.С. Немов. - М.: Владос, 1995. - 604 с.

.        Немов Р.С. Психология: книга 1/ Р.С. Немов. - М.: Владос, 1955. - 336с.

.        Никандров В. В Вербально-коммуникативные методы в психологии (беседа и опрос) / В.В. Никандоров. - М.: Вече Речь, 2002 - 312с.

.        Новикова С. С Методика составления анкеты/ C. C. Новикова. - М.: МПА, 1993 - 58 с.

.        Общая психодиагностика /Под ред.А. А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: МГУ, 1988 - 230с.

.        Общая психология/ Учеб. для студентов пед. ин-тов // Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986 - 324с.

.        Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1987 - 247 с.

.        Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика/ Под ред.В. В. Столина, А.Г. Шмелева. - М.: МГУ, 1984 - 256с

.        Психология и педагогика/ Под ред. : К.А. Абульханова - Славская, Н.В. Василина, Л.Г. Лаптев, В.А. Сластенин. - М: Наука, 1988 - 305 с.

.        Психология формирования и развития личности / Под ред. : Л.И. Анциферова. М.: Новый АКрополь, 1981 - 239 с.

.        Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/ Ф. Райс. - Санкт - Петербург: Мастера психологии, 2000. - 320с.

.        Розанова В.А. Психология управления/ В.А. Розанова - М.: Владос, 1999 - 106с.

.        Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности/С.Л. Рубинштейн // Психология личности/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: МГУ, 1982 - 325с.

.        Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - М.: Прогресс, 1973 - 424 с.

.        Сикорский И.А. Вопросы нервно-психической медицины/ И.А. Сикорский. - М.: Владос, 1904, - 157с

.        Словарь-справочник по психологической диагностике / под ред. Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М.; С.Б. Крымский. - Киев: Наук. думка, 1989 - 116с.

.        Справочник по проективным методикам / Под ред. Бернарда И. Марштейна. - Лондон: "Нью-Йорк", 1965 - 365с.

.        Столяренко Л.Д. Общая психология/ Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 - 200с.

.        Столяренко Л.Д. Основы психологии/ Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 - 167с.

.        Столяренко Л.Д. Педагогическая психология/ Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 - 245с.

.        Теория личности З. Фрейда/ под ред.Д.Я. Райгородского // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Дом "БАХРАХ", 1999 - 235с.

.        Теория личности К. Юнга/ под ред.Д.Я. Райгородского // Психология личности Т.1. Хрестоматия. - Самара: Дом "БАХРАХ", 1999 - 127с.

.        Философия/ под ред.В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - М.: Русское слово, 1996 - 213с.

.        Фонарев А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации/ А.Р. Фонарев // Вопросы психологии. - М.: Прогресс № 6 2004 - 83с.

.        Френкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Френкин. - СПб.: Питер, 2003 - 650 с.

.        Хрестоматия по истории психологии/ Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. М.: МГУ, 1980 - 195с.

.        Шванцара Й. Диагностика психического развития/ Й. Шванцара. - Прага: Авиценум, 1978 - 168с.

60.    Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля/ И.Л. Аристова. - М.: Тидот двгу, 2003 - 104с.

Приложения

 

Приложение 1

 

Анкета "Профессиональные планы и притязания"

1. Какой заработок в среднем за месяц был бы достаточным для вас? _________тыс. руб. какова вероятность того, что вы этого достигнете _______ (от 0 до 100%)

Как вы думаете, в каком возрасте вы сможете получать такой заработок? _________ лет

В какой мере при осуществлении этих планов вы рассчитываете на помощь родителей, родственников, друзей, знакомых?

1. рассчитываю на значительную помощь 2. на некоторую помощь 3. на помощь не рассчитываю

2. Какую должность Вы считаете для себя достаточной, учитывая Вашу будущую профессию, квалификацию, деловые качества?

рядовой работник

руководитель небольшого коллектива (бригадир, зав. группой, линейный менеджер и т.п.)

руководитель крупного подразделения на предприятии, в учреждении (начальник цеха, зав. отделом, менеджер среднего звена и т.п.)

руководитель предприятия (учреждения, института, топ-менеджер и т.п.)

руководитель более высоких звеньев управления

КАКОВА ВЕРОЯТНОСТЬ ТОГО, ЧТО ВЫ ЭТОГО ДОСТИГНЕТЕ _______ (ОТ 0 ДО 100%)

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ВЫ ЭТОГО ДОСТИГНЕТЕ? _________ лет

В КАКОЙ МЕРЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭТИХ ПланОВ ВЫ РАССЧИТЫВАЕТЕ НА ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ, РОДСТВЕННИКОВ, ДРУЗЕЙ, ЗНАКОМЫХ?

1. рассчитываю на значительную помощь 2. на некоторую помощь 3. на помощь не рассчитываю

3. Чье признание и уважение Вы считаете для себя достаточным в будущем?

только свое собственное

семьи, близких, друзей

большого круга знакомых

широкое общественное признание

всеобщий почет и уважение, признание потомков

КАКОВА ВЕРОЯТНОСТЬ ТОГО, ЧТО ВЫ ЭТОГО ДОСТИГНЕТЕ _______ (ОТ 0 ДО 100%)

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ВЫ ЭТОГО ДОСТИГНЕТЕ? _________ лет

В КАКОЙ МЕРЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭТИХ ПланОВ ВЫ РАССЧИТЫВАЕТЕ НА ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ, РОДСТВЕННИКОВ, ДРУЗЕЙ, ЗНАКОМЫХ?

1. рассчитываю на значительную помощь 2. на некоторую помощь 3. на помощь не рассчитываю

4. ВЫ ПРЕДПОЧЛИ БЫ РАБОТАТЬ:

. фрилансером, "свободным художником"

. в организации, но без особого подчинения к/л

. в организации с умеренной субординацией и средним контролем

. в организации со строгой субординацией и жестким контролем

. СОБИРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ РАБОТАТЬ ПО ПОЛУЧАЕМОЙ В ВУЗЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ?

непременно

скорее да, чем, нет

как получится

скорее нет, чем да

в самом крайнем случае

. НАПИШИТЕ ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ В ВАШЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ:

______________________________________________________

. НАПИШИТЕ КАКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ ВЫ ВИДИТЕ ДЛЯ СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ?

_______________________________________________________

. ПРЕДПОЛАГАЕТЕ ЛИ ВЫ В СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ ИМЕТЬ ИЛИ ДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВЕЩИ (ЕСЛИ ДА, ТО УКАЖИТЕ, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ВЫ УЖЕ СМОЖЕТЕ ИХ ПРИОБРЕСТИ ИЛИ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ?

Вещи

Возраст, в котором сможете приобрести (если не планируете, то укажите - "нет", если уже есть,, то укажите - "есть")

Квартира (если, да, то укажите, сколько в ней должно быть комнат) ____________комнат


Автомобиль (если да, то укажите его примерную стоимость) ___________________тыс. долл.


Загородный дом (если да, то укажите, сколько в нем должно быть ________этажей и _________ комнат


Отдыхать на фешенебельных мировых курортах (если да, то укажите сколько раз в год) _____раз в год.


Что-то еще (укажите что)


. В какой мере при осуществлении планов п.8 Вы можете рассчитывать на помощь родителей, друзей, родственников, знакомых?

1. рассчитываю на значительную помощь 2. на некоторую помощь 3. на помощь не рассчитываю

10. ЕСЛИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАШИХ ПланОВ ПОНАДОБИТЬСЯ, ТО СОГЛАСИТЕСЬ ЛИ ВЫ: (в каждой строке справа обведите цифру, которая соответствует выбранному варианту ответа)


Скорее, нет

Трудно сказать

Скорее, да

Работать в условиях длительного пребывания в замкнутом, оторванном от других людей коллективе?...................................

1

2

3

Работать во вредных для здоровья условиях производства?...............

1

2

3

Выполнять работу, которая требует частой разлуки с семьей?..............

1

2

3

Выполнять работу, связанную с частой переменой места жительства?..........

1

2

3

Выполнять физически тяжелую работу?.......................

1

2

3

Выполнять грязную работу?............................

1

2

3

Работать в условиях сурового климата?.......................

1

2

3

Согласитесь ли Вы выполнять однообразную, монотонную работу?...........

1

2

3

Работать с необходимостью постоянно укладываться в сжатые сроки?..........

1

2

3

Выполнять работу интересную, но на которой трудно рассчитывать на высокую материальную обеспеченность?..........................

1

2

3

Выполнять работу с повышенной ответственностью?.................

1

2

3

Выполнять работу, связанную с опасностью для жизни?................

1

2

3

Работать дополнительно для приработка?......................

1

2

3

Выполнять работу, которая требует, чтобы Вы постоянно жертвовали своим свободным временем, отдыхом, досугом? ………………………………………............

1

2

3

. УКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В КАКОЙ МЕРЕ ВЫ УДОВЛЕТВОРЕНЫ СЛЕДУЮЩИМИ СТОРОНАМИ СВОЕЙ ЖИЗНИ (ответ давать по каждой строке справа):


Вполне доволен

Скорее доволен, чем не доволен

Трудно сказать, доволен или нет

Скорее, не доволен, чем доволен

Совсем не доволен

5

4

3

2

1

Своей учебой……………………………………….

5

4

3

2

1

Состоянием здоровья……………………………….

5

4

3

2

1

Своей материальной обеспеченностью…....

5

4

3

2

1

Тем, как Вы проводите, свободное время....

5

4

3

2

1

Самим собой, своими качествами и способностями………………………………………

5

4

3

2

1

Тем, как складывается Ваша жизнь в целом………………………………………....

5

4

3

2

1


Приложение 2

 

Мотивация к избеганию неудач

Инструкция: "Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и подчеркните его".

Бланк методики:

1

2

3

1. Смелый

бдительный

предприимчивый

2. Кроткий

робкий

упрямый

3. Осторожный

решительный

пессимистичный

4. Непостоянный

бесцеремонный

внимательный

5. Неумный

трусливый

недумающий

6. Ловкий

бойкий

предусмотрительный

7. Хладнокровный

колеблющийся

удалой

8. Стремительный

легкомысленный

боязливый

9. Незадумывающийся

жеманный

непредусмотрительный

10. Оптимистичный

добросовестный

чуткий

11. Меланхоличный

сомневающийся

неустойчивый

12. Трусливый

небрежный

взволнованный

13. Опрометчивый

тихий

боязливый

14. Внимательный

неблагоразумный

смелый

15. Рассудительный

быстрый

мужественный

16. Предприимчивый

осторожный

предусмотрительный

17. Взволнованный

рассеянный

робкий

18. Малодушный

неосторожный

бесцеремонный

19. Пугливый

нерешительный

нервный

20. Исполнительный

преданный

авантюрный

21. Предусмотрительный

бойкий

отчаянный

22. Укрощенный

безразличный

небрежный

23. Осторожный

беззаботный

терпеливый

24. Разумный

заботливый

храбрый

25. Предвидящий

неустрашимый

добросовестный

26. Поспешный

пугливый

беззаботный

27. Рассеянный

опрометчивый

пессимистичный

28. Осмотрительный

рассудительный

предприимчивый

29. Тихий

неорганизованный

боязливый

30. Оптимистичный

бдительный

беззаботный


Инструкция:

"Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте "да" или "нет".

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.


2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.


3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.


4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.


5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.


6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.


7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.


8. Я более доброжелателен, чем другие.


9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.


10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.


11. Усердие - это не основная моя черта.


12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.


13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.


14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.


15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.


16. Препятствия делают мои решения более твердыми.


17. У меня легко вызвать честолюбивые помыслы.


18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.


19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.


20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.


21. Нужно полагаться только на самого себя.


22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.


23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.


24. Я менее честолюбив, чем многие другие.


25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.


26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.


27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.


28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.


29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, 'чем другим.


30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.


31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.


32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.


33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.


34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.


35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.


36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.


37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.


38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.


39. Я завидую людям, которые не загружены работой.


40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.


41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я могу пойти на крайние меры.


 

Приложение 3

 

Сырые значения по опроснику Элерса у студентов дневной формы обучения

Мотив. Успеха

Мотив избег. неудачи

1

13

21

2

16

16

3

14

17

4

14

14

5

15

17

6

15

17

7

9

23

8

19

17

9

10

12

10

16

14

11

10

18

12

15

20

13

4

21

14

15

16

15

18

15

16

18

22

17

13

20

18

23

8

19

18

12

20

15

20

21

14

11

22

16

11



Приложение 4

 

Сырые значения по опроснику Элерса у студентов вечерней формы обучения

Мотивация успеха

Мотивация избегания неудачи

1

15

16

2

20

17

3

11

24

4

16

14

5

15

13

6

22

14

7

24

19

8

11

19

9

15

27

10

20

18

11

15

16

12

12

17

13

17

18

14

9

17

15

19

21

16

18

21

17

14

20

18

17

22

19

14

18

20

21

19

21

10

24

22

6

18

23

15

17

24

16

21

25

13

14



Приложение 5

 

Сырые значения по опроснику Элерса у студентов заочной формы обучения

Мотив. Успеха

Мотив избег. неудачи

1

19

18

2

18

15

3

16

17

4

19

5

12

16

6

16

22

7

12

24

8

24

23

9

12

12

10

15

22

11

13

20

12

24

15

13

20

26

14

17

15

15

18

18

16

14

18

17

19

20

18

20

16

19

21

12

20

15

19

21

16

16

22

20

19

23

17

17

24

18

21

25

19

23

26

6

13

27

15

15

28

14

19

29

10

19

30

6

11

31

13

21



Приложение 6

 

Сырые значения, полученные из теста структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра у студентов очной формы обучения.

LS

GE

AN

KL

ME

RA

ZR

FS

WU

IQ

1

14

15

16

19

18

6

10

12

6

116

2

15

12

13

14

16

6

11

10

12

109

3

12

13

12

14

18

6

8

13

11

107

4

15

16

14

9

15

3

14

7

4

97

5

15

11

5

10

16

5

12

8

6

88

6

12

13

11

11

15

6

14

10

10

102

7

13

14

15

19

18

17

17

13

11

137

8

14

15

16

19

18

6

10

12

6

116

9

12

13

12

15

13

7

11

11

8

102

10

17

15

12

9

17

10

19

16

15

130

11

12

12

9

12

19

8

10

12

6

100

12

17

12

12

14

20

9

9

12

9

114

13

14

13

13

13

15

4

11

11

10

104

14

13

15

8

13

14

7

13

7

6

96

15

13

17

12

16

20

9

17

14

12

130

16

11

13

9

11

20

7

11

9

9

100



Приложение 7

Сырые значения, полученные из теста структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра у студентов заочной и вечерней форм обучения.

LS

GE

AN

KL

ME

RA

ZR

FS

WU

IQ

1

13

16

10

10

20

9

17

17

10

122

2

9

12

6

11

19

3

13

4

3

80

3

10

12

6

6

18

3

7

6

6

74

4

13

12

9

10

17

3

10

13

10

97

5

15

8

3

7

19

9

8

12

11

92

6

16

15

14

12

20

6

15

8

10

116

17

12

11

10

20

5

13

9

7

104

8

13

16

19

18

20

11

14

11

6

128

9

6

12

6

3

18

3

3

9

6

66

10

12

12

8

10

20

10

10

11

12

105

11

15

14

7

8

20

7

13

13

8

105

12

18

17

14

19

16

9

12

13

9

127

13

15

12

16

15

20

9

7

6

5

105

14

12

11

5

10

20

10

12

11

5

96

15

9

14

7

10

19

9

10

12

6

96

16

13

12

5

13

19

3

6

8

3

82

17

9

4

4

12

19

8

9

14

11

90

18

11

12

7

11

16

4

10

7

9

87

19

15

12

12

11

20

9

11

14

9

113

20

9

12

6

9

19

3

8

3

9

78

21

10

11

7

11

16

4

5

11

7

82

22

15

13

15

13

19

4

9

13

8

109

23

14

15

8

8

19

9

10

6

5

94

24

7

12

4

10

19

4

9

9

9

83

25

16

13

13

8

16

5

8

13

7

99

26

10

13

8

9

18

4

7

11

9

89

27

16

12

14

15

20

7

11

9

6

110

28

17

16

13

14

20

5

13

12

7

117

29

12

16

10

14

18

8

8

8

6

100

30

13

10

8

14

19

8

12

12

7

103

31

10

16

8

16

17

4

14

10

11

106

32

15

11

10

12

17

2

10

10

6

93

33

18

14

4

12

18

10

11

10

10

107

34

13

12

7

14

11

3

8

13

11

92

35

14

14

12

16

15

6

11

12

12

112

36

16

14

9

16

12

6

11

11

5

100

37

13

10

10

10

20

10

11

8

9

101

38

13

9

7

4

2

3

1

10

6



Приложение 8

 

Сырые значения по Кеттеллу дневной формы обучения

AA

DB

CC

EE

FF

GG

HH

II

LL

MM

NN

OO

QQ1

QQ2

QQ3

QQ4

FF1

FF2

1

7

10

5

2

7

8

6

8

6

6

7

7

10

5

2

7

8

6

2

9

1

6

7

10

3

10

9

8

3

5

9

1

6

7

10

3

10

3

9

4

4

4

8

2

9

10

8

4

2

9

4

4

4

8

2

9

4

9

7

6

7

5

4

10

7

7

3

7

9

7

6

7

5

4

10

5



















6

9

4

7

7

6

1

3

10

5

2

6

9

4

7

7

6

1

3

7

9

5

6

7

7

4

9

4

10

5

6

9

5

6

7

7

4

9

8

7

9

6

4

5

8

8

6

8

4

7

7

9

6

4

5

8

8

9

2

5

2

7

4

3

4

8

8

9

7

2

5

2

7

4

3

4

10

6

5

7

7

5

4

7

6

6

3

8

6

5

7

7

5

4

7

11

9

7

4

5

5

4

8

9

9

9

6

9

7

4

5

5

4

8

12

7

4

6

5

6

7

7

7

10

5

8

7

4

6

5

6

7

7

13

9

6

5

7

7

3

6

4

8

2

7

9

6

5

7

7

3

6

14

10

7

8

7

6

7

10

10

3

7

9

10

7

8

7

6

7

10

15

2

8

6

5

6

2

3

10

9

8

4

2

8

6

5

6

2

3

16

5

4

8

5

4

7

4

7

6

6

8

5

4

8

5

4

7

4

17

10

6

6

4

6

4

8

10

7

6

8

10

6

6

4

6

4

8

18

2

1

3

3

5

4

2

10

8

7

4

2

1

3

3

5

4

2

19

3

6

8

4

3

3

6

10

8

5

3

6

8

5

4

3

3

20

7

4

6

4

6

2

5

6

6

6

3

7

4

6

4

6

2

5

21

5

2

7

5

4

3

5

4

5

8

8

5

2

7

5

4

3

5

22

5

2

2

5

2

4

3

5

6

7

6

5

2

2

5

2

4

3

Сырые значения по Кеттеллу не дневной формы (вечерней и заочной)

7

3

7

6

8

6

10

6

6

6

4

3

6

3

7

1

10

2

2

4

4

5

5

4

4

5

8

2

1

10

6

3

7

6

6

8



















5

7

7

7

8

3

6

4

5

7

6

4

7

5

4


9


5

5

8

3

8

2

5

6

5

4

4

8

6

3

4

5

9

5

7

8

6

5

4

6

8

9

6

6

4

7

7

4

6

6

10

7

5

4

9

3

7

6

7

3

4

6

6

3

6

6

3


9


4

7

7

6

8

6

7

1

6

4

8

7

6

5

3

6

9

6

2

8

5

5

3

6

6

7

4

2

7

8

5

5

4


6


7

9

9

9

8

3

10

4

10

6

6

3

9

4

4

2

10

3

6

6

6

3

2

5

3

6

5

4

8

8

5

6

7


6


6

5

6

6

5

6

4

6

2

4

10

5

5

4

5


9


5

6

7

8

10

4

7

7

7

3

4

6

6

1

6

5

10

5

6

4

8

6

8

5

6

5

3

4

7

9

7

6

8


10


7

4

9

6

4

4

7

6

4

7

6

5

7

4

4

3

10

3

9

6

5

7

9

8

8

4

5

2

6

7

5

1

6


10


2

3

7

6

3

5

2

4

3

6

8

9

8

10

6


3


2

3

7

6

3

3

6

3

5

6

10

4

6

5

9

5

7

7

3

9

3

5

9

7

5

4

1

7

4

7

2

10


10


5

6

9

6

8

3

9

5

5

7

9

3

7

3

3

4

10

3

6

1

8

3

10

1

7

6

3

7

4

3

4

3

5

2

10

1

8

4

4

4

4

4

5

6

7

1

6

6

4

5

6


9


7

8

10

8

9

5

9

6

6

4

6

3

7

3

3


10


8

6

9

7

9

3

5

4

7

6

3

3

7

10

2


10


5

3

5

5

6

4

7

4

4

7

6

7

7

5

5

6

9

4



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!