Философия и отношение к другим формам духовной культуры

  • Вид работы:
    Лекция
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,33 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философия и отношение к другим формам духовной культуры











Лекция

Философия и отношение к другим формам духовной культуры

Духовная культура - это различение духовной и материальной культуры. Цель духовного производства - возникновение духовных объектов. Они и являются целью духовной культуры. А в материальной культуре цель - материальный объект. Духовное производство - это процесс сознания и осмысления духовных объектов, норм, духовных ценностей, идей, теорий и т.д., которые существуют в нашей культуре объективно и собственно превращают человека в человека. Это самое духовное производство делится на ряд форм, где и осуществляется создание духовных объектов: наука, мораль, право, религия, искусство, идеология, политика, обыденное сознание и мифология.

В каждой из этих форм существует основное понятие, ценность и анти ценность, анти цели. Если говорить о наиболее ранних объектах духовной культуры, то это миф и религия. Религиозно-мифологические особенности сейчас получили определенные общественные формы: мировые религии. Но корни можно найти в первобытных слоях человеческой истории.

Человеческое мышление можно было разделить на 2 вида, это 2 вида мировоззрения. Мировоззрение - фундаментальная форма духовной культуры, которая дает понимание и объяснение мира в целом. Это значит, человек способен действовать в окружающем мире, как в освоенном пространстве. Для животных это нехарактерно. Они живут в пространстве, в котором взаимодействуют. А человек спрашивает, что находится за горизонтом. Характерная черта человека - воспринимать мир в целом. Раньше это называлось космосом. Эта функция отвечает на вопрос, что есть мир и какого место человека в нем. Ответ содержится во всех мифологиях мирах, и этот ответ связан с мифологическими существами. Исходно религиозное мировоззрение и делит мир на 2 составляющих: естественное и сверхъестественное. Это разделение возникло достаточно поздно. Это деление присутствует в мировых религиях, такими, как Христианство. Раньше разделение было не четким. Первое убеждение было вера в существование духов. Духи постепенно превращались в богов. Развитие человеческого общества повлияло на этот процесс.

Вера в бессмертие души - фундаментальная вера, присутствующая во всех религиях. Она воплощается в переселении душ, в переходе в другой мир, в объединение душ. Это говорит о том, что для сохранения души надо сохранить и тело тоже. Сохранение тела в единстве души.

В Христианстве до сих пор существует представление, что тело тоже должно сохраниться. Это из-за страшного суда, когда думают, что душа соединяется с телом. Поэтому нельзя сжигать тело, оно должно восстать на страшном суде. Корнями оно идет в первобытность, когда не существовало разделения между жизнью и смертью.

Как только появились захоронения, тогда и появилось мнение о бессмертии души. Считали, что человек умирал, но не совсем. Это была просто специфическая форма жизни. На тот момент появляется образ живого мертвеца, «зомби». Нельзя трогать могилы, потому что этот заснувший человек в другом состоянии будет недоволен и будет мстить. Веры в существование душ-предков, но есть и плохие души, а есть и нейтральные, их можно и задобрить, и разозлить. Для злых нужно носить обереги, и перед домом должны быть специальные орнаменты и «наличники». Но человек не всегда был дома, поэтому нужно носить мини наличники на себе. Второй способ - это носить одежду, лучше всего с вышивками. Последний способ - это использовать любые магические предметы, которые нужно разместить везде: кулоны, цепочки, кольца, тату. Человек живет в мире мифическом, наполненном существами. Есть несколько уровней небес, на которых находятся разные существа. В индуизме все ясно: сансара помогает тебе двигаться вверх и вниз, но ты можешь менять свою карму, но только определенным людям. Если ты родился на низком уровне, то ты не можешь подняться. Нельзя было жениться на женщине другой религии. Все должны были приезжать на лошади, чтобы сделать предложение. А Неприкасаемые, самые высокие, не могли приехать на лошади, они не могли смотреть на низшие слои. Если ты нарушаешь закон, то ты опускаешься на ступеньку в следующей жизни, если делаешь все, как надо, то поднимаешься на ступеньку в следующей жизни. Подобные религиозные убеждения очень устойчивы. И вот эта религия доказывает, что чем выше ты поднимаешься, тем выше ты к богу, чем ниже, тем ближе к уровню очень плохих животных.

А самый низкий уровень - это демон. В целом это модель любого мифологического сознания. Похожее есть и в древнегреческой мифологии. У богов были любимцы, обычные люди, и совсем низкие. Редко встречаются и полубоги. Во всех древнегреческих мифах отражается эта идея.

Идея в том, что все мы, и боги, и люди живем в одном мире. И контакт между богами и людьми налажен.

В нашей русской мифологии в каждом ручейке живет нимфа, водяной. Одухотворение природы присуще нашей языческой религии. Нельзя просто так срубить дерево, нельзя просто так убить дичь, а вдруг дух обидится. У народов Сибири еще в 20 веке существовал обряд извинения перед убитой дичью, например перед духом медведя. Его духа просили уйти в лес и не вредить людям. Очень важное значение для соединения между духами и богами имели жрецы, шаманы, полубоги. Связь богов и людей должна была овеществляться. Это должны были быть герои, такие как Ахиллес, ребенок полубог, получеловек. Вся конструкция мифологии держалась на этих героях. духовный культура сознание мировоззрение

Мы уже говорим о литературе. Из всех этих мифов рождается литература. Гомер это переходное звено между мифом и литературой. В 8 веке до н. э. появился первый читабельный текст, то есть литература.

Литературизированная мифология - Гомер. Литература - миф превращается в сказание, в историю. Миф - это история о возникновении чего-то несуществующего. Гай Юлий Цезарь вел свою родословную от богини Афродиты. И все люди считали, что они предки богов. А египтяне смеялись над ними и считали их варварами, так как египетская культура более древняя и развитая. Миф превращается в литературу, а герои превращаются в персонажей. Герой - полубог, и вследствие этого он сильный, смелый, храбрый, умный, то есть всё положительные, но самое главное это тот, кто может победить в той ситуации, в которой обычный человек победить не может. А литература - это обычный человек, которые совершает поступки благодаря силе его духа. Любой главный герой должен иметь хоть какие-то недостатки, но, несмотря на это должна быть толпа врагов, которая за ним гоняется, и все равно не справится с ним. Тогда появляются полноценные религиозные формы, когда божество отделено от нашего реального мира. Тогда появляется идея, что бог - это идеал. Они похожи на людей, они злятся, у них есть недостатки, но они идеальны и всесильны. В древних религиях не решался вопрос о добре и зле. Все, когда умирали, попадали в одно место, а не делились на две группы и попадали либо в рай, либо в ад. Тогда появляется нужда в более современной, справедливой религии, такой и стало Христианство.

Тогда прекратились контакты между богом и людьми. Никто не видел бога, а слышал только Моисей. Потому что человек был не совершенен, и он не мог выдерживать совершенство бога. Кроме Моисея и слышать бога никто не мог.

В то время пропало мифическое мировоззрение. Магия - это остатки мифического мировоззрения. Люди пытаются соединиться с духами с помощью ритуалов.

Похожие работы на - Философия и отношение к другим формам духовной культуры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!