Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья школьников
Содержание
Введение
Глава 1 Волейбол как средство оздоровительной работы с детьми
.1 Проблемы состояния здоровья детей и подростков
.2 Характеристика волейбола как оздоровительного фактора
.3 Методика занятий волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья
Глава 2 Организация и методы исследования
.1 Организация исследования
.2 Методы исследования
Глава 3 Экспериментальное обоснование использования занятий волейболом как средства сохранения и укрепления здоровья школьников
.1 Характеристика исследуемого контингента
.2 Организация занятий волейболом в МОУ СОШ № 14 г.Североуральска
.3 Результаты поискового эксперимента
.4 Обсуждение результатов основного эксперимента
Выводы
Библиографический список
Введение
Актуальность работы. Ценность здоровья человека, здорового образа жизни становится одной из приоритетных ценностей цивилизованного общества. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности. Здоровье нового подрастающего поколения - особая боль и забота нашего общества. Социологические опросы свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей постоянно находится в центре внимания общественности. По данным Минздрава России только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми , 80% школьников хронически больны , 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают различными нервно-психологическими расстройствами (В.Ф.Базарный, 1999).
Идет деградация молодых поколений России: вместо акселерации наступает децелерация (за последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых)
Ежегодно до 300 тысяч юношей (около 35%) неспособны нести воинскую службу по медицинским показаниям. Сегодня эта трагедия уже «перекинулась» на репродуктивные возможности народа, на психическое и телесное развитие и здоровье младенцев. Согласно данным директора Научного Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН академика А.Баранова, из каждой тысячи новорожденных младенцев 800 - 900 уже имеют врожденные пороки развития. А в школу они приходят еще более ослабленными (Л. Татарникова, 2001).
Противостоять этому можно только одним способом: сохраняя и укрепляя психические и физические потенциалы, воспитывая телесное и духовно-нравственное здоровье наших сегодняшних мальчиков и девочек.
Укрепление здоровья включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Считается, что выполнение данной функции осуществляется путем систематического вовлечения учащихся в двигательную деятельность, заполнения свободного времени учащихся занятиями, физическими упражнениями, что относится к одному из средств отвлечения от вредных привычек и тем самым является профилактической мерой.
Анализ литературы позволяет утверждать, что имеется достаточно большое количество средств физического воспитания, используемых в оздоровлении детей школьного возраста.
Волейбол - один из самых распространенных и доступных видов спорта, являющийся отличным средством приобщения молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к активному отдыху (Долинская А.В. 1993).
Высокий уровень развития современного волейбола, как вида спорта, делает его одним из эффективных средств всестороннего развития личности. Известно, что современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим качествам человека.
Разнообразие двигательных навыков и игровых действий, отличающихся не только по интенсивности усилий, по их координационной структуре, способствует развитию всех физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости в гармоничных сочетаниях. Способность волейболиста быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации, выбирать из богатого арсенала разнообразных технических средств наиболее рациональные, быстро переходить от одних действий к другим приводит к развитию высокой подвижности нервных процессов. Помимо этого игра в волейбол способствует развитию опорно-двигательного аппарата, укрепляет дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и другие системы организма.
Высказанные противоречия послужили основой для определения проблемы нашего исследования и выбора темы выпускной квалификационной работы: «Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья школьников».
Цель нашего исследования - показать пути сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях малых городов с использованием занятий волейболом как видом спорта.
Объект исследования - процесс формирования здорового образа жизни.
Предмет исследования - сохранение и укрепление здоровья школьников во время занятий волейболом в условиях г. Североуральска.
Задачи:
1.Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2.Выявить влияние занятий волейболом на здоровье школьников.
.Экспериментально обосновать влияние занятий волейболом на организм детей 12-14 лет, как средства повышения двигательной активности.
Рабочая гипотеза. Предпринимая исследование, мы исходим из гипотезы о том, что регулярные занятия волейболом способствуют не только повышению двигательной активности школьников, но и являются мощным стимулом приобщения их к здоровому образу жизни, активным и регулярным занятиям физическими упражнениями.
Практическое значение нашей исследовательской работы состоит в том, что ее результаты дают материал для практического решения вопросов физического воспитания школьников в условиях города Североуральска, приобщению их к регулярным занятиям физическими упражнениями и поиска новых эффективных путей физкультурно-спортивной работы с детьми.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Определить оздоровительную направленность занятий волейболом как средства здорового образа жизни школьников.
2.Обосновать методику организации занятий волейболом среди школьников в условиях малых городов.
Глава 1 Волейбол как средство оздоровительной работы с детьми
1.1 Проблемы состояния здоровья детей и подростков
волейбол школьник здоровье
Здоровье как категория бытия является во всем мире важнейшим приоритетом в жизни (А.В. Вехов, 2001). Если о других ценностях бытия (образование, быт, материальное благополучие и пр.) люди вынуждены заботиться, то отношение к здоровью формируется как элемент национальной культуры. К сожалению, в нашей стране здоровье воспринимается как нечто данное, а при нарушении здоровья ответственность за его восстановление принято возлагать на других.
В современной научной (философской, психологической, социологической) и публицистической литературе зачастую наше общество описывается как духовно, душевно, психологически, нравственно нездоровое. В этом плане на образование, как на единственную целостную и сохранившуюся государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих задач сохранение психологического, физического и нравственного здоровья подрастающего населения страны.
В. Халиков и Г. Халикова (2001) отмечают, что состояние здоровья детей и подростков по официальным данным продолжает ухудшаться. Показатель общей заболеваемости детей в возрасте 12 лет в 1998 году по сравнению с 1996 увеличился на 14,3%. Рост заболеваемости отмечается по всем классам болезней. Особенно выросли показатели заболеваемости и болезни детей тяжелыми формами психологических расстройств.
По данным исследований за прошедшее десятилетие в полтора раза увеличилось число школьников с дефицитом массы тела, частота выявленных функциональных нарушений и хронических болезней выросла почти на 20 %. Более чем у 25% школьников-подростков отмечается задержка полового созревания.
Е.Ямбург (2001) считает, что психические нагрузки ослабляют детский организм и приводят к целому букету заболеваний. Стрессы подстерегают ребенка на каждом шагу: замечание учителя по поводу одежды, вызов к доске, сдача зачета, соблюдение правил поведения, общение со сверстниками. Нет отдушины, нет места, где можно было бы спрятаться, уединиться для отдыха в процессе учебного дня.
Я.С. Вайнбаум (1993) считает, что влияние физического воспитания на здоровье учащихся требует тщательного анализа, так как при всех благих намерениях результаты деятельности учителей по оздоровлению учащихся отнюдь не всегда удовлетворяют общество.
Укрепление здоровья занимающихся включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Считается, что выполнение
данной функции осуществляется путем систематического вовлечения учащихся в двигательную деятельность, проведения физических возможностей организма, заполнения свободного времени учащихся занятиями физическими упражнениями, что относится к одному из средств отвлечения их от вредных привычек и тем самым является профилактической оздоровительной мерой. Перечисленного выше явно недостаточно для заметного улучшения состояния здоровья детей.
Так, И.Е.Оранский (1999) подчеркивает, что здоровье - одна из важнейших человеческих ценностей. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности.
По определению ЮНЕСКО понятие «здоровье», в самых общих чертах, это психическое, физическое и социальное благополучие. Здоровье нового подрастающего поколения - особая боль и забота нашего общества.
Социологические опросы свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей постоянно находится в центре внимания общественности. В последние годы эта проблема вызывает тревогу и является «точкой напряженности» в общественном мнении.
Перечень неблагоприятных воздействий на здоровье учащихся велик. (Горячев В., 2001). Сколько еще отрицательных влияний вне школы: сложные экологические условия, плохая профилактическая работа медицинских учреждений, неблагоприятная наследственность, недостаточно калорийное питание.
Он также отмечает, что в существующих условиях вряд ли можно надеяться на оздоровление детей или укрепить их здоровье только за счет физкультурных мероприятий. Ведь получается, что, принимая существующий режим жизнедеятельности детей в школе, мы сначала вредим их здоровью, допуская учебные и физические перегрузки на уроках и дома, ломая непосильными для детей требованиями их психику, а потом пытаемся их оздоровить, выводя на прогулки или заставляя бегать. При этом иногда бывает трудно разобраться: двигательная активность приносит пользу или больше вредит занимающимся? Имеются в виду не физические перегрузки или несоответствие физических упражнений возрасту и полу, а практика принуждения учащихся к занятиям, установление взрослыми режима работы, который кажется им удобным для детей.
В результате, считает В. Горячев (2001), обеспечиваем вроде бы физическую разрядку, но, обязывая, заставляя детей, угнетаем их психически. Принуждение деформирует личность, а свобода выбора средств удовлетворения потребностей - фактор ее индивидуального гармоничного развития и воспитания.
Сегодня большинство детей уже рождаются ослабленными, а в школу они приходят еще более ослабленными, чем были в момент рождения - с массой недугов и болячек (Л.Татарников, 2001). Система школьного воспитания (главным образом - начальная школа), в свою очередь продолжает разрушение их здоровья. Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают наиболее разрушительное воздействие на здоровье детей?
Корень зла, как считает профессор В.Ф.Базарный (1999), в сложившейся системе обучения. В ней преобладают инструктивно-программирующие
методики, формально-логическое построение оторванного от реальной живой жизни учебного процесса на закрепощающей детский организм основе, в режиме постоянного сидения, «близорукого» и узкоформального зрения.
Как утверждает Л. Татарникова (2001), существует пять факторов, разрушающих здоровье детей. Первый - это их поза во время учебного процесса. Второй фактор - это продолжительное воздействие на детей сенсорно-обедненной природными стимулами учебной среды - закрытых помещений, ограниченных пространств, заполненных однообразными, искусственно созданными элементами и лишающих детей живых чувственных впечатлений. Третий фактор - вербальный (словесно-информационный) принцип построения учебного процесса. Четвертый фактор - это лежащие в основе учебного процесса методики, предполагающие дробное, поэлементное овладение учебными знаниями, умениями и навыками, а значит - разрушающие целостность мировосприятия, миропонимания и мироотношения детей. Пятый фактор - это чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального» развития в ущерб чувственному, эмоциально-образному. Раннее, начиная уже с детского сада, обучение детей чтению, счету, компьютеру приводит к «шизоидной интоксикации» сознания. Реальный образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным (виртуальным) миром букв, цифр, символов, слов, что ведет к расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального, к распаду важнейшей психической функции - воображения.
То, что школа подрывает телесное, психическое и духовно-нравственное здоровье детей, было известно почти 200 лет назад. Одним из первых, кто забил тревогу, был И.Г. Песталоцци. Еще в 1805 году он оповестил мир о том, что при традиционных «книжных» формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья. Такое открытие было сделано в эпоху, когда родители и сами еще были биологически здоровыми и детей рождали здоровыми, когда они ели экологически чистую пищу и пили чистую воду, дышали чистым воздухом, когда не было «сексопатологического» и психозомбирующего телевидения. Но великого педагога не услышали, хотя он был не единственным, кто говорил и писал об этом. И школа продолжала раскручивать свой убийственный конвейер вплоть до нашего времени.
Вдобавок ко всем вышеназванным причинам целый ряд разрушающих факторов и условий (как показали исследования Л.П.Уфимцевой, Э.Я. Оладо, Т.В.Горячевой, В.А.Гурова, М.А.Ненашевой, 1999) был привнесен в нашу систему образования в последние десятилетия, которые можно назвать временем его «перманентного ползучего реформирования». К ним относятся следующие «инновации»:
1.Замена ростомерных парт с наклонной поверхностью на горизонтальные столы, что еще больше усилило статическую напряженность детей во время учебного процесса и изменило нормальный угол восприятия ими печатных и собственноручных текстов. В свою очередь это вызывает избыточное напряжение вегетативных процессов, в том числе глаз и усугубляет действие факторов, приводящих к ранней потере зрения и ухудшению осанки.
2.Замена в начале обучения природосообразного, совершенствовавшегося веками каллиграфического импульсно-нажимного письма перьевой ручкой, основанного на ритме произвольных пластических усилий и расслаблений, на безотрывное письмо с постоянным напряжением шариковой. Новая система письма негативно сказалась не только на качестве почерка, который является отражением глубинных стереотипов психомоторной конституции человека, но и на учебно-познавательных способностях детей. Возросла невнимательность, утомляемость, неуравновешенность и даже агрессия, что было отмечено в ряде исследований и зафиксировано еще в официальном документе Министерства Просвещения от 19.01.1983 года.
.Замена физиологически оправданного электролампового освещения, в котором инерционность нагретой спирали сглаживает колебания переменного тока, на высокочастотное люминесцентное, резко увеличивает поток жесткого излучения на детей, которое сбивает и заглушает их внутренние (эндогенные) ритмы - биоритмы внутри- и межклеточного взаимодействия, электрические ритмы головного мозга. Кроме того, жесткое излучение глубоко вмешивается в информационно- генетическую структуру жизни, меняя ее фундаментальные видовые признаки.
.Резкое ограничение в учебно-воспитательном процессе деятельностно-трудовых и конструктивно-рукотворческих принципов обучения - вплоть до полного изгнания из школ трудового воспитания. Школа выпускает безруких, безволевых людей, не умеющих продуктивно трудиться и ценить свой и чужой труд, а потому - нравственно ущербных.
.Отмена природосообразного раздельного школьного обучения мальчиков и девочек в середине 50-х годов и введение совместного обучения и воспитания.
.Замена шестидневной учебной недели на пятидневную, приведшая к возрастанию напряженности детей.
.Наконец, это возникшие в эпоху НТР и автоматически внедренные в школу скоростные технико-информационные установки, которые просто не способна выдержать психика изначально ослабленных и незрелых во многих отношениях детей, приходящих в современную школу. Именно благодаря этим установкам и произошло ускорение и тем самым наглядное проявление той эволюционной трагедии, которая готовилась школой в течение нескольких веков. И во второй половине ХХ века эта трагедия приняла уже обвальный характер. Самое поразительное во всех этих нововведениях то, что они внедрялись без сколько-нибудь серьезных медико-гигиенических и психофизиологических исследований и без анализа их возможных последствий для развития и здоровья детей.
Л. Татарникова (2001) утверждает, что в итоге совокупностей действия всех описанных выше условий и факторов школьной жизни у детей возникают неврозы, психосоматические и вегетативные расстройства внутренних органов (сердца, органов дыхания, ЖКТ), нарушение осанки и болезни опорно-двигательной системы, ухудшения зрения, расстройства психики и иммунной системы, деградации детородных функций. Ко всему этому добавляются неблагополучие и трагедии семейного плана, ухудшение экологической среды, несбалансированное питание, ранние вредные привычки и т.д. Как результат - катастрофическое ухудшение физического, психического и духовно-нравственного здоровья школьников.
Л.Д. Назаренко (2002) считает, что игровая деятельность обусловлена самой природой человека. Она обеспечивает потребность в постоянной тренировке организма. Главной особенностью игровой деятельности является возможность развития и совершенствования человека, а также создание условий для общения и взаимодействия с людьми различного возраста и интересов. Игра объединяет и сверстников, и людей разных поколений. Другой важной особенностью игры является многообразие двигательных действий, оказывающих всестороннее влияние не только на все группы мышц, органы и физиологические системы, но и на морально-волевые качества. Необходимость подчиняться установленным правилам игры оказывает большое воздействие на психику человека.
Педагогическое начало, содержащееся в игровых действиях, отмечает Л.Д. Назаренко (2002), широко используется в дошкольных, школьных и других учебных заведениях как важный инструмент формирования личности. Принцип мощного воспитательного воздействия игры заложен в школьной программе по физической культуре, где от первого до выпускного класса большую часть учебного материала занимают подвижные и спортивные игры, а ведущим методом обучения является игровой.
Л.Д. Назаренко (2002) также отмечает, что игры, как элементарные, так и технически сложные, регламентирующие деятельность играющих специальными правилами, несут в себе принцип состязательности. Соревнование не только с соперниками, но и с самим собой позволяет человеку повышать уровень физических возможностей, морально-волевых и нравственных качеств, совершенствовать свою социальную природу.
Таким образом, утверждает автор, игровая деятельность, по сравнению с другими видами физической активности, является универсальным средством и методом совершенствования.
Игра - постоянный спутник человека в течение всей его жизни (Э.К. Ахмеров, 1985). Включая элементы бытовой и трудовой деятельности, она как бы моделирует ситуации, возникающие в неожиданный момент. Эта особенность позволяет заранее внутренне подготовиться и сориентироваться в любой непредвиденной жизненной ситуации и обстоятельствах. Моделируя все виды двигательных действий, игра содержит в себе черты, сближающие ее
с профессиональной, бытовой, общественной деятельностью человека.
По мнению Э.К. Ахмерова (1985), каждая игра имеет определенную цель, стремясь к достижению которой ее участники имеют возможность творчески проявить свои природные задатки, способности, свое внутреннее «я». В процессе игры, представляющей широкие возможности для самореализации, формируются все стороны души человека: ум, сердце и воля. Так же как любая другая деятельность, имеющая свои закономерности, игра проводится по своим
собственным правилам. Одна и та же игра сохраняет свою привлекательность, так как проходит каждый раз в разных условиях, с разным составом команды, в разное время дня, при смене погоды, места проведения и т.д. Возможность импровизации при определенной свободе действий способствует снятию психической напряженности и закомплексованности, раскрепощенности человека, благодаря чему игра существенно влияет на формирование активной позиции.
Автор считает, что игровую деятельность отличает заложенный в ее основе мощный заряд положительных эмоций, который ребенок может свободно выплескивать в достаточно больших психических и физических нагрузках.
Важными особенностями игры являются постоянная смена различных видов деятельности, напряжения и расслабления, необходимость строгого подчинения установленным правилам и проявления творческих способностей для оптимального решения поставленной задачи.
Велика роль общения в процессе игры (А.В.Долинская, 1994). Во многих видах игровой деятельности ее участники могут обмениваться информацией, репликами, получать указания или подсказки, не противоречащие установленным правилам, благодаря чему развиваются и совершенствуются познавательные способности. Получаемая при этом информация имеет самый разнообразный характер, способствуя развитию пытливости ума, стремлению пополнить и расширить свой кругозор. Игры являются любимым видом двигательной активности народов всех стран.
Л.Д. Назаренко (2002) считает, что в процессе игровой деятельности создаются оптимальные условия для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Многообразие игр позволяет выделить три основные группы: подвижные, спортивные, народные.
Спортивные игры, отмечает автор, в отличие от подвижных и народных, характеризуются более строгими правилами. Они требуют специальной, физической, технической, тактической и морально-волевой подготовки.
Каждая спортивная игра имеет специальную экипировку. Площадки соответствуют единым международным стандартам. Для каждой игры установлены правила, за соблюдением которых следят специально назначенные судьи.
Волейбол - одна из широко распространенных игр, пользующихся успехом у людей всех возрастов (Л.Д. Назаренко, 2002). Эта игра является универсальной.
Особенность игры в волейбол связана с необходимостью поддерживать мяч в воздухе и, передавая его друг другу, обеспечить наиболее удобное положение, при котором нападающий может выполнить эффективный прием и забить соперникам штрафное очко. Достоинством волейбола является не выполнение удара с особой силой, а применение обманного движения в самый неожиданный момент. Это дает возможность самодозирования нагрузки, что позволяет игре быть доступной для людей всех возрастов.
В то же время, продолжает автор, двигательные действия волейболиста достаточно многообразны, включают в себя различные короткие пробежки, скачки, прыжки, прием мяча у самого пола. Это требует таких специфических движений, как падение с перекатом на спину, падение в сторону и вперед, на бедро, с перекатом на грудь. Таким образом, овладение элементарными акробатическими упражнениями является важной частью физической и психологической подготовки волейболиста.
Ведущими двигательно-координационными качествами, характерными для этой игры, является ловкость, подвижность, точность движений, гибкость. В то же время хорошо подготовленные игроки обладают высоким уровнем специфической прыгучести. Игроку нужно выпрыгнуть как можно выше без заметной предварительной подготовки, сделать энергичный замах рукой, после которого логично ждать мощного удара по мячу, но игрок зачастую одним пальцем направляет его в другую сторону и мягко приземляется, погасив скорость (Л.Д. Назаренко, 2002).
Таким образом, считает автор, для волейбола характерны контрастные движения: очень высокие выпрыгивания в сочетании с перекатами и падениями на пол; сокрушающие удары по мячу и чуть заметные касания его одним пальцем, а также необходимость длительного «разыгрывания» мяча (передача друг другу) до тех пор, пока не наступит момент провести неожиданный эффективный прием.
Игра в волейбол требует укрепления и развития мелких мышечных групп. Неправильное положение кистей может привести к травмированию пальцев. Поэтому опытные игроки овладевают способами приема и передачи мяча основанием кисти, основанием соединенных вместе кистей и предплечьями.
По мнению специалистов (Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, 2002), в волейболе сочетаются высокий динамизм и замедленный темп, остановки, паузы, резкие мощные выпрыгивания, требующие высокого мышечного напряжения. Постоянная смена характера деятельности, изменчивость ситуации и условий игры, неожиданность приемов делают игру высоко эмоциональной, обеспечивающей способность к многократному переживанию различных стрессов, что имеет важное значение для тренировки психических процессов.
Они отмечают, что эта игра, воздействуя разнохарактерными нагрузками на мышцы ног, заставляя включать в игровую деятельность акробатические элементы, способствует укреплению позвоночника, мышц туловища, а многообразные способы приема, подачи и пробивания мяча эффективно развивают верхний плечевой пояс. Все это делает волейбол универсальной игрой, комплексно воздействующей на все функции и системы организма.
Существуют различные разновидности этой игры: дворовый волейбол, пляжный волейбол и др. (Л.Д. Назаренко, 2002). С использованием различных передач мяча проводятся многие подвижные игры, эстафеты. Все это ставит волейбол в число самых популярных и распространенных игр, используемых для решения разнообразных задач физического воспитания.
Волейбол включен в содержание школьной программы по физической культуре, что подчеркивает не только его большую оздоровительную направленность, но и важное прикладное значение. В процессе систематических занятий волейболом развивается способность к самоконтролю за психофизиологическим состоянием, так как только в состоянии уравновешенности можно адекватно оценить действия партнеров и соперников, быстро уловить их суть, отличить обманные движения от истинных (Л.Д. Назаренко, 2002).
Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. (1979) утверждают, что, комплексно воздействуя на весь организм, волейбол обеспечивает его разностороннее развитие, прирост практически всех двигательно-координационных качеств, отдавая предпочтение скоростно-силовым: прыгучести, гибкости, ловкости, точности.
Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание (Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г., 1979). Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного периферического зрения, точности и ориентировки в пространстве.
Также Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г.(1979) отмечают, что игра в волейбол развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышенное мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
В процессе игровой деятельности занимающиеся проявляют положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, желание победить.
Волейбол, как составная часть программы по физической культуре в школе, является одним из средств решения основных задач физического воспитания: укрепления здоровья школьников, формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, воспитания основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости) (В.М. Ивенских, 1999)
Занятия волейболом способствуют решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания.
При построении системы многолетней подготовки волейболистов важно четко определить ее составные части, установить связи и взаимоотношения между ними (Ю.Д. Железняк, 1988). Можно выделить три составные части системы подготовки волейболистов: подготовку волейболистов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и подготовку в сфере массовой физкультурно-спортивной работы.
Еще к вышесказанному Ю.Н. Клещев и А.Г. Айриянц (1985) добавляют следующие достоинства волейбола - сравнительная простота оборудования мест для игры и правил ее ведения, большая зрелищность. Велико и эстетическое воздействие волейбола на человека. Оно не ограничивается тем, что в процессе занятий волейболом спортсмен достигает гармонического развития тела, красоты и выразительности движений. Глубокое наслаждение доставляют слаженность действий в выполнении тактичных комбинаций, сама спортивная борьба и радость победы.
Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности (Назаренко Л.Д., 2002).
Осуществление намеченной в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" (1991) программы в области развития физической культуры требует дальнейшего улучшения работы школ и внешкольных учреждений, повышения качества учебно-воспитательного процесса в спортивных секциях и кружках.
1.3 Методика занятий волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья
На занятиях в спортивных кружках, отмечает С.М. Зверев (1993), решаются следующие основные задачи:
-укрепление здоровья, закаливание организма, содействие правильному физическому развитию школьников;
-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям;
-подготовка разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов;
-воспитание привычки к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений.
В волейбольном кружке могут заниматься дети в возрасте от десяти до шестнадцати лет (А.В. Долинская, 1994).
Программа кружка предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на четыре года обучения.
В соответствии с годами обучения, отличает А.В. Долинская (1994), занимающиеся в кружке, в зависимости от возраста, делятся на четыре учебные группы: группы начальной подготовки первого года обучения (10 - 11 лет) и второго года обучения (12 - 13 лет); учебно-тренировочные группы первого года обучения (14 - 15 лет) и второго года обучения (16 - 17 лет).
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
По словам А.В. Долинской (1994), задачи кружка заключаются в содействии физическому развитию детей и подростков, в сохранении и укреплении здоровья.
Непосредственными условиями выполнения этих задач является многолетняя, целенаправленная подготовка учащихся: привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, сохранение и укрепление здоровья, подготовка физкультурных организаторов (инструкторов и судей) по волейболу для школьных коллективов физкультуры, помощников в детских лагерях отдыха.
Основной принцип работы кружка по волейболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.
А.В. Долинская (1994) утверждает, что основой подготовки занимающихся в кружке волейболом является универсальность в овладении технико-тактическими приемами игры, процесс формирования здорового образа жизни.
В связи с этим для групп начальной подготовки первого и второго годов обучения ставятся следующие задачи: укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию; укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие быстроты, гибкости, ловкости (соответственно группам здоровья); обучение основам техники перемещений и стоек, подачи мяча, приема и передачи мяча, нападающего удара; начальное обучение простейшим тактическим действиям в нападении и защите; привитие интереса к соревнованиям; выполнение нормативных требований по видам подготовки.
Основной задачей работы в учебно-тренировочных группах является дальнейшая технико-тактическая подготовка юных волейболистов, а также знакомство с игровой специализацией по функциям игроков.
Глава 2 Организация и методы исследования
2.1 Организация исследования
Исследование проводилось на основе естественного педагогического эксперимента в МОУ СОШ №14 г.Североуральска Свердловской области со 26.10.2009г. по 17.01.2010г.
Планирование учебного материала осуществлялось на основе учебной программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ Министерства образования РФ (1993)
Мы исходили из двухразовых тренировочных занятий в неделю по девяносто минут.
Тренировочные занятия строились в соответствии с графиком учебного процесса и рабочей программы.
Тренировочные занятия проводились по общепринятой методике А.В. Долинской (1994).
Для определения эффективности занятий волейболом были сформированы две группы юношей: первая - учащиеся 6"Б" класса, посещающие только уроки физической культуры, вторая - учащиеся 6-х классов, которые посещали секционные занятия. В каждой группе по десять человек.
Исследования осуществлялись в двухэтапном педагогическом эксперименте.
Первый этап (26.10.09. - 26.12.09.): анализ литературы, определение физического развития и двигательной подготовленности участников эксперимента, определение методики занятий волейболом во внеурочное время, организационные вопросы.
Второй этап (26.12.09. - 17.01.10.): педагогические наблюдения на урочных и секционных занятиях, анкетирование и тестирование участников эксперимента, обработка и анализ полученных результатов.
2.2 Методы исследования
Поставленные задачи в исследовании требовали разнообразных методов, по которым можно всесторонне судить о состоянии данной проблемы, об изменениях в физическом развитии, становлении двигательных навыков, развитии физических качеств.
Решение поставленных в работе задач, осуществлялось следующими методами:
1.Метод теоретического анализа и обобщения литературы:
-анализ научно-методической литературы;
-анализ школьной программы;
-анализ медицинских карт учащихся.
2.Методы педагогического обследования:
-анкетирование;
-педагогические контрольные испытания.
3.Экспериментальные методы:
-поисковый эксперимент;
-констатирующий эксперимент.
4.Метод математической обработки материала.
В процессе исследования изучалась литература по данной проблеме. Анализу подвергалась литература по основам теории и методике физического воспитания. Кроме этого изучалась литература по физиологии спорта. Была изучена специальная методическая литература, имеющая отношение к теме исследования и позволяющая определить основные тенденции в развитии теории и практики спортивной подготовки юных волейболистов.
Информация, полученная в результате изучения литературы, ее критический анализ и обобщение помогли дать ответ на интересующие вопросы по теме исследования:
-организация тренировочного процесса, его содержание и направленность;
-место и значение занятий волейболом и их влияние на сохранение и укрепление здоровья.
Глубокое ознакомление с педагогической, физиологической и специальной литературой обеспечило выбор направления исследования.
Педагогические наблюдения проводились непосредственно в условиях тренировочных занятий и в условиях школьного урока физической культуры. Это позволило оценить структуру и содержание учебно-тренировочных занятий и урока физической культуры.
Анкетирование позволило конкретизировать исследуемую проблему и определить полную картину по использованию занятий волейболом для сохранения и укрепления здоровья. В анкете предлагались следующие вопросы:
1.На твой взгляд, влияют ли занятия волейболом на здоровье человека?
2.Нравятся ли тебе занятия волейболом?
.Чем нравятся занятия волейболом?
.Поднимается ли тонус, улучшается ли настроение после занятий?
.Как ты считаешь, может ли измениться твое здоровье и как, вследствие занятий волейболом?
.Делишься ли ты впечатлениями о занятиях со своими родителями, друзьями и одноклассниками?
Педагогические контрольные испытания позволили оценить уровень физической подготовленности участников эксперимента.
С целью выявления наиболее эффективных изменений физических качеств у занимающихся, нами были использованы контрольные испытания на быстроту, выносливость, силовые, координационные и скоростно-силовые способности.
Требования к тестам физической подготовленности были следующие: доступность, простота, объективность в оценке, разносторонность и интерес, которые они вызывают у школьников.
В наших исследованиях исходные и конечные измерения проводились в одинаковых для всех условиях, в дни и часы урочных и секционных занятий, в условиях спортивного зала и школьного стадиона.
Организация и проведение тестов осуществлялись по общепринятой методике (В.И. Лях, 1998; Б.А. Ашмарин, 1978): контрольным испытанием на быстроту был бег на 30 м, выносливость - 6-минутный бег, силу - подтягивание на высокой перекладине, координацию - челночный бег 3×10 м, скоростно-силовые способности - прыжок в длину с места.
Метод математической обработки материала.
Полученные результаты обрабатывались и анализировались по общепринятой методике (П.К. Петров, 2002) с определением основных параметров
Л - лучший результат
Х - худший результат
Р - разница между лучшим и худшим результатами
К - коэффициент
М - средняя арифметическая величина
δ - стандартное отклонение
m - ошибка средней арифметической величины
Глава 3 Экспериментальное обоснование использования занятий волейболом как средства сохранения и укрепления здоровья школьников
3.1 Характеристика исследуемого контингента
На первом этапе исследования испытуемые контрольной и экспериментальной групп были подвергнуты медицинскому обследованию. Все они отнесены к основной медицинской группе. В контрольной группе юноши, посещающие только урочные занятия, в экспериментальной - посещающие урочные занятия и секционные.
Обе группы, участвующих в эксперименте, практически не отличались друг от друга, о чем свидетельствуют показатели физического развития (таблица 1.).
Таблица 1. Показатели физического развития юношей 12 - 13 лет, контрольная и экспериментальная группы
ГруппаПоказателиЛХРМδМ ± mКонтрольнаяВес (кг)30502040,56,540,5 ± 2,2Рост (см)159140191526,2152 ± 2,1ЭкспериментальнаяВес (кг)30441438,74,538,7 ± 1,5Рост (см)160143171525,5152 ± 1,8
Так, анализ медицинских карт позволяет отметить, что средний показатель роста у мальчиков контрольной группы составил 152 ± 2,1 см, в экспериментальной - 152 ± 1,8 см.
Что касается показателей массы тела, то они составили в контрольной группе 40,5 ± 2,2 кг, в экспериментальной - 38,7 ± 1,5 кг.
Анализ показал, что нет существенной разницы в физическом развитии этих детей.
В таблице 2 представлены результаты двигательной подготовленности.
Таблица 2. Показатели двигательной подготовленности юношей 12 - 13 лет, контрольной и экспериментальной групп
ГруппаТестЛХРМδМ ± mКонтрольнаяБег 30 м, с4,75,71,05,20,35,2±0,16-минутный бег, м13501050300123097,41230±32,5Подтягивание на выс перекладине, количество раз10375,22,35,2±0,8Челночный бег 3×10 м, с8,29,10,98,70,38,7±0,1Прыжок в длину с места, см2051505517617,9176±5,9Эксперимен-тальнаяБег 30 м, с4,75,81,15,20,45,2±0,16-минутный бег, м13501100250122581,21225±27,1Подтягивание на выс перекладине, количество раз11295,32,95,3±0,9Челночный бег 3×10 м, с8,39,00,78,70,28,7±0,1Прыжок в длину с места, см2041564817715,6177±5,2
Они позволяют считать, что уровень развития физических качеств юношей 12 - 13 лет средний (В.И. Лях, 1998), нет значительных различий в показателях.
Так, в беге на 30 м средний показатель быстроты в контрольной и экспериментальной группах одинаков - 5,2±0,1 с.
Определяя выносливость, мы увидели незначительную разницу: в контрольной группе 1230±32,5 м, в экспериментальной - 1225±27,1 м.
Нет существенных различий и в других тестах: средний показатель силовых способностей в контрольной группе - 5,2±0,8 раз, в экспериментальной - 5,3±0,9 раз; средний показатель координации в контрольной и экспериментальной группах одинаков; средний показатель скоростно-силовых способностей в контрольной группе - 176±5,9 см, в экспериментальной - 177±5,2 см.
3.2 Организация занятий волейболом в МОУ СОШ № 14 г.Североуральска
Урочная форма.
Уроки физической культуры проводятся по программе физического воспитания учащихся 1 - 11 классов общеобразовательной школы (Иванов А.А., 1998) с учетом базисных и выбранных разделов школой для углубленного прохождения при двух уроках в неделю (68 часов в год).
В разделе "Волейбол" программа для седьмых классов предполагает: перемещения в стойке игрока вправо, влево, вперед, назад; передачи и приемы мяча двумя руками сверху и снизу на месте через сетку и с перемещениями вправо, влево, вперед, назад; верхняя прямая и боковая подачи с расстояния 5 - 6 м; учебные игры с переходом игроков по зонам и с заданиями.
Таблица 3. Учебно-тематический план распределения учебного времени на разделы программы для седьмых классов с учетом оснащенности МОУ СОШ №14 г. Североуральска спортивным оборудованием и инвентарем.
Разделы программыБазисный (основной) вариант7 классВолейбол Легкая атлетика Баскетбол Основы знаний36 часов 16 часов 16 часов в процессе каждого урока
План-конспект урока по волейболу для учащихся 7 класса.
Задачи урока:
1.Совершенствовать перемещения, правила игры;
2.Обучить нижней прямой подаче мяча;
.Развивать координационные, силовые, скоростно-силовые способности;
.Воспитывать упорство и добросовестность.
Время: 40 минут.
Место: спортивный зал.
Инвентарь: волейбольная сетка, волейбольные мячи, гимнастические скамейки, набивные мячи.
Таблица 4. План-конспект урока по волейболу.
Части урокаСодержание урокаДозировкаОрганизационно-методические указания1234I.Подготовительная часть10´Построение. Рапорт. Сообщение задач урока. Равномерный бег с сочетанием ходьбы. Общеразвивающие упражнения с набивным мячом (1 кг): 1. Бросок мяча над собой за голову, поворот кругом, ловля мяча; 2. Бросок мяча вверх через голову из-за спины двумя руками, ловля мяча; 3. Подбросить мяч вверх, сделать глубокий присед, выпрямиться и поймать мяч2´ 3´ 5´ 1´30´´ 1´30´´ 2´В одну шеренгу. По сигналу. Обратить внимание на соблюдение техники безопасности при выполнении упражнений с набивным мячом.II.Основная часть28´Челночный бег 3×10 м. Прыжки через скамейку с напрыгиванием (за 30´´). Перемещение приставными шагами (за 30´´): - Влево - вправо; - Вперед - назад (в левосторонней и правосторонней стойке). Верхняя и нижняя передачи в парах через волейбольную сетку. Нижняя прямая передача в парах через волейбольную сетку. Игра в волейбол по упрощенным правилам.6´ 2´ 2´ 6´ 6´ 6´Выполняют по четыре человека. Толчком двумя ногами напрыгивание, приземление на две ноги, поворот и продолжение прыжков; упражнение выполняют в парах: один ученик прыгает, другой считает. Обратить внимание на быструю работу ног, не теряя качества исполнения перемещений приставными шагами. Обратить внимание на работу ног при передаче и приеме мяча. Следить за работой рук. Класс разделить на четыре команды. Играют на двух площадках III.Заключительная часть.2´Построение. Подведение итогов. Домашнее задание: прыжки через скакалку 3×60 раз; сгибание и разгибание рук в упоре лежа 3×10 раз.30´´ 1´ 30´´ Между сериями отдых 30´´. Выполнять ежедневно.
Секционные занятия.
Второй год обучения в группах начальной подготовки является логическим продолжением первого. По-прежнему основное внимание сосредотачивается на физической и технической подготовке, усиливается внимание к индивидуальной тактической и интегральной подготовке. По сравнению с первым годом несколько уменьшается время, отводимое на занятия общей и специальной физической подготовкой, и увеличивается количество часов на тактическую и интегральную подготовку (таблица 5). Расширяется арсенал изучаемых технических приемов и тактических действий.
Таблица 5. Тематический план занятий групп начальной подготовки второго года обучения (12 - 13 лет).
Количество часовВсегоТеоретические занятияПрактические занятияСведения о строении и функциях организма Влияние физических упражнений на организм занимающихся Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль Правила игры в волейбол Места занятий и инвентарь Общая и специальная физическая подготовка Основы техники и тактики игры Контрольные игры и соревнования Контрольные испытания Итого:1 1 1 1 1 42 83 10 4 1441 1 1 1 1 1 1 1 - 8- - - - - 41 82 9 4 136
Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом.
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом с учетом его специфических особенностей. Режим дня и питания с учетом занятий спортом. Предупреждение спортивных травм на занятиях волейболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю.
Правила игры в волейбол. Состав команды, замена игроков, костюм игрока. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии и жеста.
Места занятий, инвентарь. Инвентарь для игры в волейбол. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий.
Общая и специальная физическая подготовка. Значение общей и специальной физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно-технического мастерства.
Основы техники и тактики игры. Характеристика основных приемов техники: перемещения, стойки, передачи, подачи, нападающие удары. Значение технической подготовки для роста спортивного мастерства. Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия.
Практические занятия. Общая физическая подготовка. (Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости; совершенствование навыков естественных видов движений).
Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятия о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.
Гимнастические упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы. Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с набивными мячами, гантелями (бег, прыжки, приседания).
Легкоатлетические упражнения. Бег: бег с ускорением до 40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Эстафетный бег. Прыжки в высоту способом "перекидным". Прыжки в длину с места, с разбега способом "согнув ноги".
Метание. Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность. Метание гранаты с места.
Спортивные игры. Баскетбол - ловля, передачи и ведение мяча, броски мяча в корзину. Индивидуальные тактические действия. Простейшие групповые взаимодействия.
Подвижные игры. "Гонка мячей", "Салки" ("Пятнашки"), "Невод", "Метко - в цель", "Подвижная цель", "Эстафета с бегом", "Мяч - среднему", "Эстафета баскетболистов", "Встречная эстафета".
Ходьба на лыжах. Основные способы передвижения, поворотов, спусков, подъемов и торможений.
Передвижения на скорость до 1 км. Эстафеты на лыжах.
Специальная физическая подготовка. Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойки волейболиста(лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (Общий пробег за одну попытку 20 - 30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно - спиной. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой от 2 до 5 кг), с поясом - отягощением.
Подвижные игры: "День и ночь" (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), "Вызов", "Вызов номеров", "Попробуй унеси", различные варианты игры "Салки". Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх, то же, с набивным мячом (или двумя) в руках (до 5 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица - быстрое разгибание ноги.
Многократные броски набивного мяча (массой 1 - 2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1 - 1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и так далее (выполняются ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены.
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же, с отягощением. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также увеличивается постепенно. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота - 40 - 80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и тому подобное). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но прыжки с разбега в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных и волейбольных мячей, укрепленных на разной высоте.
Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев - на месте и в сочетании с различными перемещениями.
Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах. Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками. Многократные передачи баскетбольного мяча. Упражнения для кистей рук с гантелями, кистевыми эспандерами. Многократные броски волейбольного мяча в стену.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Упражнения с набивными мячами, волейбольными мячами (совершенствование ударного движения по мячу на резиновых амортизаторах). Подачи с силой у тренировочной сетки (в сетку).
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз - стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку). Броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча массой 1 кг "крюком" в прыжке - в парах и через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота - 1,5 - 2 м) или на полу (расстояние - от 5 до 10 м). Метание выполняется с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же, через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу у тренировочной сетки. Удары выполняются правой и левой рукой с максимальной силой.
Практические занятия. Техника нападения. Перемещения и стойки. Стартовая стойка (исходное положение): низкая. Скачок вперед. Сочетание стоек и перемещений.
Действия с мячом. Передачи мяча: верхняя передача в парах, тройках; передача в стену с изменением высоты передачи или расстояния до стены; передача мяча в стену в сочетании с перемещениями; передача на точность с собственного подбрасывания.
Нападающие удары: прямой нападающий удар сильнейшей рукой (броски теннисного мяча через сетку); удары по мячу с собственного подбрасывания, с подбрасывания партнера.
Техника защиты. Действия без мяча: скачок вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.
Действия с мячом: прием мяча снизу двумя руками (отбивание мяча снизу двумя руками в парах, с различными заданиями; многократное подбивание мяча снизу над собой); прием снизу - с подачи; одиночное блокирование (стоя на подставке в зонах 4, 2, 3).
Тактическая подготовка. Тактика нападения. Индивидуальные действия. Выбор способа отбивания мяча через сетку (стоя на площадке): передачей сверху двумя руками, кулаком, снизу. Чередование нижних подач в дальнюю и ближнюю к сетке половины площадки. Подача (нижняя) на точность в зоны (по заданию).
Групповые действия: взаимодействия игрока зоны 3 с игроком зоны 4, игрока зоны 3 с игроком зоны 2 (при второй передаче).
Командные действия: система игры со второй передачи игрока передней линии.
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме мяча, посланного противником через сетку. При блокировании (выход в зону удара). При страховке партнера, принимающего мяч с подачи, передачи. При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху двумя руками или снизу).
Групповые действия. Взаимодействия игроков внутри линии при приеме мяча от нижней подачи и передачи. Игроков задней линии: игрока зоны 1 с игроком зоны 6; игрока зоны 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроком зон 5 и 1. Игроков передней линии: игроки зоны 3 с игроком зон 4 и 2. Игроков зон 5, 1 и 6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (при обманных действиях).
Командные действия. Расположение игроков при приеме мяча от противника, "углом вперед".
План-конспект секционного занятия (комбинированное по физической, технической и тактической подготовке)
Задачи:
1.Совершенствовать технику передачи и приема мяча сверху двумя руками.
2.Обучить выбору места при второй передаче стоя спиной по направлению (индивидуальная тактика).
.Развивать скоростно-силовые качества. Быстроту реакции и ответных действий.
Время: 90 мин.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: набивные мячи, волейбольные мячи.
Таблица 6. План-конспект секционного занятия.
Части занятияСодержаниеДозировкаОрганизационно-методические указания1234IПодготовительная часть23´1. Построение 2. Сообщение задач 3. Ходьба а) обыкновенная б) в полуприседе в) в приседе с поворотом на 360º 4. Перемещения (в одном направлении) приставными шагами вперед, правым и левым боком вперед 5. Бег 6. Общеразвивающие упражнения: а) наклоны туловища б) круговые движения тулови-щем в) круговые движения в тазобедренном суставе г) приседания д) смена положений - из положения стоя в упор присев, упор лежа и наоборот е) перекаты в стороны ж) сгибание и разгибание рук из упора лежа з) поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине. 7. Эстафета 1´ 30´´ 30´´ 1´ 1´ 2´ 2´ 8´ 8 раз 8 раз 8 раз 30 раз 8 раз 8 раз 30 раз 30 раз 7´В одну шеренгу Во время ходьбы сжимать и разжимать пальцы, круги руками. По сигналу - ускорение, смена способа перемещения, остановки, приседания, прыжки. У лицевой линии - поворот на 360º и ускорение к сетке, у сетки остановка и снова ускорение после поворота на 360º до лицевой линии на другой стороне площадки. Влево, вправо, вперед, назад В среднем темпе Больше амплитуда движений При вставании быстрое выпрямление ног. Руки вперед, вверх. На четыре счета. Пятки не отрывать от пола Руки прижимать к туловищу. Ноги согнуты в коленных суставах. На расстоянии 3 м от стартовой линии лежат два набивных мяча, контрольная линия на расстоянии 9 м от стартовой. По сигналу первые в колонне бегут. Берут один мяч и пере-носят его к контрольной линии, кладут его там, возвращаются за вторым мячом и переносят его туда же, затем бегут к стартовой линии, делая на этом отрезке поворот не 360º. После пересе-чения линии второй игрок бежит к набивным мячам и поочередно переносит их на 3-х метровую линию и так далее. Побеждает команда, раньше других закончившая бег.IIОсновная часть63´1. Упражнения с набивными мячами: а) броски двумя руками от груди в парах б) соревнование - кто раньше выполнит 40 передач в) броски над собой, поворот на 180º и ловля г) то же, но бросок партнеру, стоя к нему спиной д) три игрока в зонах 4,3,2; из зоны 4 бросок мяча в зону 4 е) то же, но в зоне 4 три игрока ж) то же, но три игрока располагаются в зоне 6 з) броски мяча через сетку во встречных колоннах и) эстафета прыжками с набивными мячами (по два мяча весом 1 кг) 2. Совершенствование техники передачи и приема мяча сверху двумя руками: а) передачи в парах, изменяя высоту передачи и расстояние б) в парах, после передачи выполнить задания в) встречная передача мяча с переходом из колонны в колонну г) передачи в тройках за голову д) прием мяча сверху двумя руками (на задней линии мячи броском направляют через сетку партнеры) е) то же, но мяч направляется нижней подачей ж) прием мяча сверху двумя руками от удара одной рукой з) "кто быстрее", в парах 50 передач мяча сверху двумя руками на расстоянии 5 м 3. Обучение выбору места при второй передаче из зоны 3 в зону 2 стоя к ней спиной: (игроки располагаются в зонах 4, 3, 2 у сетки и вдоль лицевых линий; передачи игроку зоны 3 посылают из зоны 4 различной высоты и в сторону от него). 4. Учебная игра16´ 1´30´´ 2´ 1´30´´ 1´30´´ 2´ 2´ 2´ 1´30´´ 2´ 24´ 3´ 3´ 3´ 3´ 3´ 3´ 3´ 13´ 10´ 2 попытки. После броска игрок идет в ту зону, куда он бросил мяч. Из зоны 6 бросают в различные точки, у сетки и по расстоянию от сетки игрок в зоне 3 должен выбрать место, своевременно выйти под мяч, поймать у лица и, выпрямляя ноги и руки, бросить мяч в зону 2 высоко и не далее 1 м от сетки. Смена мест в своей колонне. Расстояние 12 м: 6 м - на одной ноге, 6 м 0 на другой; то же в обратную сторону. Сесть, встать, прыжок вверх, прыжок с поворотом на 180º и после приземления - снова поворот. Соревнование - какая команда дольше будет "держать" мяч в воздухе. (см. упражнение с набивными мячами) Побеждает игрок, раньше закончивший задание На двух сторонах площадки. Игрок зоны 3 должен стремиться выполнить стабильную передачу "на удар" в зону 2, из зоны 2 мяч посылается передачей игроку зоны 4. Затем игрок зоны 4 постепенно удаляется от сетки, приближаясь к 5-й и 6-й зонам. После определен-ного количества передач игроки и подгруппы меняются местами. Игрок в зоне 3 должен научиться определять по характеру первой пере-дачи возможно ли вы-полнить передачу назад. Если это невозможно - выполнить передачу игроку в зону 4. Группа делится на две команды, которые распо-лагаются по обе стороны сетки следующим обра-зом: по одному в зонах 4, 3, 2, остальные в зоне 6. Из зоны 6 мяч передачей направляется в зону 3, оттуда в зону 2 (стоя спиной к ней), из зоны 2 в зону 4, в зоне 4 игрок выполняет передачу над собой, поворачивается лицом к зоне 6 и выполняет туда переда-чу. После передачи игрок переходит в ту зону, куда он послал мяч. Команды соревну-ются, кто дольше не потеряет мяч или за определенное время сделает меньше ошибок.IIIЗаключительная часть4´1. Упражнения на расслабление 2. Дыхательные упражнения 3. Построение 4. Подведение итогов, замечания1´ 1´ 30´´ 1´30´´Следить за расслаблением мышц. Следить за дыханием. В одну шеренгу.
3.3 Результаты поискового эксперимента
Динамика ЧСС на уроке волейбола в контрольной группе представлена в таблице 7 и отображена в графике (рис. 1).
Таблица 7. Динамика ЧСС на уроке волейбола (контрольная группа)
Время измеренийПульсХарактер физических упражненийза 10 сза 1 мин3-я минута урока17102Равномерный бег6-я минута урока19114Броски набивного мяча9-я минута урока23138Броски набивного мяча12-я минута урока22132Перемещения15-я минута урока22132Передачи мяча18-я минута урока21126Передачи мяча21-я минута урока21126Нижняя прямая подача24-я минута урока20120Нижняя прямая подача27-я минута урока22132Челночный бег 3×10 м30-я минута урока23138Прыжки через скамейку33-я минута урока21126Учебная игра36-я минута урока19114Учебная игра40-я минута урока18108Построение
Для сравнения в таблице 8 представлена динамика ЧСС на секционном занятии в экспериментальной группе.
Таблица 8. Динамика ЧСС на секционном занятии волейболом (экспериментальная группа).
Время измеренийПульсХарактер физических упражненийза 10 сза 1 мин6-я минута 20120Бег с заданиями12-я минута 22132Общеразвивающие упражнения18-я минута 26156Эстафета24-я минута 25150Эстафета30-я минута 23138Упражнения с набивными мячами36-я минута 21126Упражнения с набивными мячами42-я минута 19114Передачи мяча48-я минута 18108Передачи мяча54-я минута 19114Прием мяча60-я минута 23138Прием мяча с заданием66-я минута 26156Тактические действия72-я минута 24144Тактические действия78-я минута 22132Учебная игра84-я минута 20120Учебная игра90-я минута 1696Построение
Как можно увидеть из рис. 1 и рис. 2 наиболее высокий показатель ЧСС в контрольной группе приходится на отметку 138 ударов в минуту, в экспериментальной группе - 156 ударов в минуту; наиболее низкий показатель ЧСС в контрольной группе - 84 удара в минуту, в экспериментальной группе - 78 ударов в минуту.
Анализ пульсовых кривых, полученных на уроке волейбола в контрольной группе и на секционном занятии в экспериментальной группе, позволяет говорить о более высокой двигательной активности и реакции организма учащихся экспериментальной группы.
3.4 Обсуждение результатов основного эксперимента
В табл. 9 приведены показатели двигательной подготовленности учащихся после проведенного эксперимента.
Таблица 9.
Показатели двигательной подготовленности юношей 12 - 13 лет, контрольной и экспериментальной групп, после эксперимента.
ГруппаТестЛХРМδМ ± mКонтрольнаяБег 30 м, с4,65,61,05,00,35,0±0,16-минутный бег, м14001150250126081,21260±27,1Подтягивание на выс перекладине, количество раз11566,81,96,8±0,6Челночный бег 3×10 м, с8,19,00,98,60,38,6±0,1Прыжок в длину с места, см20616046181,614,9181,6±4,9ЭкспериментальнаяБег 30 м, с4,54,80,34,70,094,7±0,036-минутный бег, м15001300200140064,91400±21,6Подтягивание на выс перекладине, количество раз13768,11,98,1±0,6Челночный бег 3×10 м, с8,08,50,58,30,28,3±0,05Прыжок в длину с места, см20717532198,710,4198,7±3,5
Анализ данных таблицы показал, что существенно изменились показатели двигательной подготовленности.
Сравнительный анализ показателей табл. 2 и табл. 5 средней арифметической величины, ошибки средней арифметической величины, прироста результатов двигательной подготовленности юношей 12-13 лет до и после проведения эксперимента приведены в табл. 10.
Таблица 10. Сравнительный анализ показателей двигательной подготовленности юношей 12-13 лет.
ТестКонтрольная группаЭкспериментальная группаМ ± mприрост показ., %М ± mприрост показ., %до эксп.после эксп.до эксп.после эксп.Бег 30 м, с5,2±0,15,0±0,145,2±0,14,7±0,03116-минутный бег, м1230±32,51260±27,121225±27,11400±21,614Подтягивание на высокой перекладине, количество раз5,2±0,86,8±0,6315,3±0,98,1±0,678Челночный бег 3×10 м, с8,7±0,18,6±0,118,7±0,18,3±0,055Прыжок в длину с места, см176±5,9181,6±4,93177±5,2198,7±3,512
По данным таблицы можно сделать следующие выводы: прирост результатов двигательной подготовленности учащихся контрольной группы в среднем составил 8 %, экспериментальной группы - 24%.
По данным медицинских карт, взятых после проведения эксперимента, результаты следующие: в экспериментальной группе заболеваемость острыми респираторно-вирусными инфекциями снизилась на 30%, в контрольной - на 5%.
В экспериментальной группе было проведено анкетирование учащихся. Результаты анкетирования показали, что у детей достаточно высокое осознание необходимости занятий физической культурой и спортом для сохранения и укрепления своего здоровья. Учащиеся считают, что именно занятия волейболом способствуют этому.
Выводы
На основании проведенной работы с учащимися школы, анализа литературы и произведенных расчетов можно сделать следующие выводы:
2.Анализ литературы позволяет утверждать, что у детей школьного возраста имеются проблемы со здоровьем в связи с большой учебной нагрузкой, уменьшением двигательной активности в 1,5 - 2 раза, недостаточной организации физкультурно-оздоровительной работы и других факторов.
.Анализ литературы позволяет утверждать, что волейбол как средство и вид спорта в физическом воспитании может быть использован в оздоровительной работе.
.Анализ литературы и практический опыт работы позволяют утверждать, что занятия волейболом могут существенно влиять на двигательную активность школьников. Так, по нашим исследованиям, двигательная активность школьников возросла в 1,2 раза.
.Проведенное исследование показало увеличение показателей двигательной подготовленности у школьников экспериментальной группы по сравнению с контрольной. В беге на 30 м она возросла в экспериментальной группе на 11%, в контрольной - 4%; увеличение общей выносливости в экспериментальной группе составило 14%, в контрольной - 2%; повышение в скоростно-силовых показателях в экспериментальной группе составило 12%, в контрольной - 3%.
.Проведенное исследование позволяет утверждать, что в условиях малых городов занятия волейболом могут служить средством сохранения и укрепления здоровья.
Библиографический список
1.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - 2-е изд., перераб. и доп. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987 - 176 с.
2.Ахмеров Э.К. Волейбол для начинающих. - Минск: Полымя, 1985 - 78 с.
.Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в ФВ. М., ФиС, 1978.
.Вайнбаум Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников / Физическая культура в школе, 1993 - 64 с.
.Вехов А. Здоровье и школа / Образование и здоровье: Дайджест психолого-педагогической литературы - Екатеринбург: ГОУ "Центр"Учебная книга", 2001 - 68 с.
.Волейбол: Сб. статей / Сост.: Ю.Н. Клещев - М.: Физкультура и спорт, 1983 - 93 с.
.Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Ю.Н. Клещева, А.Г. Айриянца. - 3-е изд., испр., доп. - М.: ФиС, 270 с.
.Волейбол. Учебник для физ. ин-тов. Изд. 2-е, доп. Под ред. А.Г. Айриянца. М., "Физкультура и спорт", 1976 - 230 с.
.Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека (возрастные особенности с основами школьной гигиены). Изд. 2-е, перераб. и доп. Учеб. пособие для пед. ин-тов. М., "Высш. школа", 1974.
.Горячев В. Здоровье - категория педагогическая / Образование и здоровье: Дайджест психолого-педагогической литературы - Екатеринбург: ГОУ "Центр "Учебная книга", 2001 - 68 с.
.Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991 - 239 с.
.Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1989 - 128 с.
.Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 1988 - 192 с.
.Иванов А.А. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. Екатеринбург, 1998 - 52 с.
.Ивенских В.М. Волейбол: Методические рекомендации. - г. Новая Ляля, 1999 - 40 с.
.Ивойлов А.В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1981 - 152 с.
.Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. - М.: ФиС, 1979 - 231 с.
.Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1998 - 272 с.
.Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977.
.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991 - 543 с.
.Министерство просвещения СССР. - Программы для внешкольных учреждений. Спортивные кружки и секции. - Издание третье, переработанное и дополненное - М. "Просвещение" 1986.
.Московский комитет образования. Центр организационно-методического обеспечения физического воспитания. - Урок физической культуры в современной школе. - Издательство Советский спорт, М. 2002.
.Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 - 240 с.
.Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. И.Б. Кормана, Авт. - сост. Г.И. Погадаев, Предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. - М.: Физкультура и спорт, 1998 - 496 с.
.Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988 - 288 с.
.Оранский И.Е. Будьте здоровы! - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1999 - 288 с.
.Пименов М.П. Волейбол: специальные упражнения. - Киев, 1993 - 188 с.
.Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 - 608 с.
.Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Издательский центр "Академия", 2002 - 520 с.
.Татарникова Л. Гуманная школа - путь формирования здорового образа жизни ребенка / Образование и здоровье: Дайджест психолого-педагогической литературы - Екатеринбург: ГОУ "Центр"Учебная книга", 2001 - 68 с.
.Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и пед. уч-щ. / Под ред. Б.М. Шияна. - М.: Просвещение, 1988 - 224 с.
.Физиология человека. Физкультура и спорт, 1975.
.Физическая культура. 1-11 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений / Авт. - сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004 - 96 с.
.Фомин Н.А. Филин В.П. Основы юношеского спорта. М., ФиС, 1980.
.Халиков В., Халикова Г. Здоровье подрастающего поколения - фактор национальной безопасности / Образование и здоровье: Дайджест психолого-педагогической литературы - Екатеринбург: ГОУ "Центр"Учебная книга", 2001 - 68 с.
.Ямбург Е. Школа для всех / Образование и здоровье: Дайджест психолого-педагогической литературы - Екатеринбург: ГОУ "Центр"Учебная книга", 2001 - 68 с.