Организация учета поступления основных средств

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,63 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация учета поступления основных средств

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета основных средств

.1 Понятие, классификация и оценка основных средств

1.2Документальное оформление поступления основных средств

1.3Синтетический и аналитический учет основных средств

Глава 2. Организация бухгалтерского учета поступления основных средств

2.1Приобретение основных средств за плату

2.2Безвозмездное поступления основных средств (по договору дарения)

.3Поступления основных средств в качестве вклада уставный капитал

.4Поступления основных средств по договору мены

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

В период формирование рыночных отношений в стране особо актуальным стал вопрос о постановке учета на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, в том числе учета основных средств и их налогообложения

Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях развития экономики, высокой степени изношенности основных средств важное значение приобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечению инвестиций и обновлению основного капитала.

Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно - техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.

На протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества; ветхости или нецелесообразности дальнейшего применения. Одним из показателей эффективного применения основных фондов является увеличение: времени их работы (путем сокращения простоев); коэффициента сменности; производительности (на базе внедрения новой техники и технологии); фондоотдачи (т. е. увеличения выпуска продукции, объема выполняемых работ и услуг на каждый рубль основных фондов). Предприятия имеют право владения, пользования и распоряжения основными средствами: безвозмездно передавать или продавать другим предприятиям, обменивать, сдавать в аренду, принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, списывать с баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того, полностью ли они амортизированы или нет.

Цель работы - показать организацию учета поступления основных средств.

Для достижения этой цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

рассмотреть понятия, классификацию и оценку основных средств;

изучить документальное оформления поступления основных средств;

рассмотреть синтетический и аналитический учет поступления основных средств;

изучить учет поступления основных средств.

Объектом исследования в данной работе является организация учет поступления основных средств; предметом - методика отражения бухгалтерского учета поступления основных средств.

Курсовая работа выполнена с использованием нормативно-правовых актов: положений, указаний.

Данная курсовая работа имеет следующую структуру работы:

в ведение описана актуальность темы;

первая глава посвящена теоретическим аспекта поступления основных средств;

во второй главе представлена организация бухгалтерского учета поступления основных средств;

в заключений представлены выводы о проделанной работе.

1.Теоретические основы бухгалтерского учета основных средств

1.1Понятие, классификация и оценка основных средств

Основные средства - это материально-техническая база любого производства, любой предпринимательской деятельности. В нее входят средства труда, которые длительно сохраняют свою натурально-вещественную форму и, изнашиваясь, постепенно в виде амортизации пере носят свою стоимость на себестоимость готовой продукции. Конкретно основные средства выступают в форме зданий, сооружений, передаточных устройств, машин и оборудования, приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств, рабочего и продуктивного скота, многолетних насаждений, внутрихозяйственных дорог.

Порядок бухгалтерского учета организациями объектов основных средств регулируется ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания). В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этих основных средств;

организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

Итак, если имущество соответствует перечисленным выше критериям, то оно признается основным средством. Но бухгалтер, прежде чем поставить объект на счет 01, должен проверить, соответствует ли имущество лимиту. Дело в том, что в бухучете активы стоимостью в пределах зафиксированного в учетной политике лимита (но не более 20 тыс. руб. за единицу) могут отражаться в составе материально-производственных запасов (МПЗ).

Как видите, в учете таких активов есть вариантность. Они могут:
учитываться как материально-производственные запасы, либо включаться в состав основных средств.
Выбранный способ должен быть закреплен в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Если организация не установила лимита при принятии объектов к бухучету в качестве ОС, то независимо от стоимости они учитываются на счете 01 и подлежат амортизации.

Основные средства классифицируются по разным признакам: по составу и назначению, по направленности использования, по степени использования, по принадлежности и другим.

По составу и назначению основные средства подразделяются на следующие группы:

земельные участки;

объекты природопользования;

здания;

сооружения;

машины и оборудование;

транспортные средства;

производственный и хозяйственный инвентарь;

рабочий и продуктивный скот;

многолетние насаждения;

другие виды основных средств;

Необходимым условием правильного учета основных средств является единый принцип их оценки. Существует три вида оценки основных средств:

первоначальная, которая складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию;

восстановительная - стоимость приобретения или строительства объекта исходя из действующих цен на момент переоценки;

остаточная стоимость - это расчетная величина, определяемая как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и износом. По остаточной стоимости отражаются основные средства в балансе.

Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. В бухгалтерском учете порядок ее определения зависит от способа приобретения имущества.

Таблица 1

Способы поступления основных средств

Вариант ПоступленияПервоначальная стоимость12Приобретение, изготовление, сооружениеСумма фактических затрат на приобретение (за исключением НДС и иных возмещаемых налогов), которая включает: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику; 1. суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта; 2. таможенные пошлины; 3. вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; 4. затраты на сборку, монтаж и доведение объекта до состояния, пригодного к использованию; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств. В частности, начисленные до принятия объекта к бухгалтерскому учетупроценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этого объекта.Приобретение по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствамиСтоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче предприятием. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно предприятие определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче предприятием, стоимость полученных предприятием основных средств, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств. Затраты по доставке указанных объектов основных средств как затраты капитального характера относятся предприятиями-получателями на увеличение первоначальной стоимости объекта.По договору дарения (безвозмездно)Текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Рыночная стоимость определяется на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету, то есть на дату перехода права собственности на объект основных средств к получателю согласно условиям договора, которая может отличаться от даты его оприходования. Затраты по доставке и приведение объектов основных средств в состояние, пригодное для использования, полученных по договорам дарения и в иных случаях безвозмездного получения, учитываются как затраты капитального характера и включаются в первоначальную стоимость.В качестве вклада в уставный капиталДенежная оценка, согласованная учредителями, если иное не предусмотрено законодательством РФ

В первоначальную стоимость ОС включаются фактические затраты на доставку этих объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования. Данная норма касается всех основных средств - как приобретенных (сооруженных), так и полученных безвозмездно или внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации. Необходимо отметить, что в первоначальную стоимость основных средств включаются и расходы по оплате процентов по кредитам банков по полной ставке, определенной в кредитном договоре.

Первоначальная стоимость земельных участков и объектов природопользования складывается из расходов по их приобретению, включая затраты по улучшению их качественного состояния. Затраты предприятия по строительству на приобретённых земельных участках различных сооружений учитываются отдельно от стоимости этих участков и являются самостоятельными объектами учёта.

В налоговом учете первоначальная стоимость определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Налоговым кодексом. В первоначальную стоимость объекта не включаются:

расходы, не учитываемые для целей налогообложения, а также

внереализационные расходы;

- прочие расходы, особый порядок признания которых в уменьшение прибыли установлен отдельными положениями главы 25 НК РФ <#"justify">- шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;

седьмая группа - свыше 15 лет до 20 лет включительно;

девятая группа - свыше 25 лет до 30 лет включительно;

десятая группа - свыше 30 лет.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизированных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций изготовителей.

.2 Документальное оформление поступления основных средств

Все осуществляемые организацией хозяйственные операции должныоформляться первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Унифицированные документы по учету ОС утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7. Их должны применять организации всех форм собственности, которые ведут свою деятельность на территории Российской Федерации (исключение составляют кредитные и бюджетные учреждения).

Включение объектов в состав основных средств и учет их ввода в эксплуатацию сопровождается следующими документами:

актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)(форма№ОС-1);

актом о приеме-передаче здания (сооружения) (форма № ОС-1а);

актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1б).

Остановимся подробнее на заполнении акта по форме № ОС1. Он составляется в количестве не менее двух экземпляров. К нему должна быть приложена техническая документация, относящаяся к данному объекту ОС. Реквизит с грифом «УТВЕРЖДАЮ» заполняют обе организации (получатель и сдатчик) при передаче объекта с баланса на баланс с целью включения его в состав основных средств или их выбытия из состава основных средств (операция приема-передачи объектов).Акт о приеме-передаче объекта основных средств состоит из трех разделов:

первый раздел оформляется на основании данных передающей стороны. Для объектов ОС, бывших в эксплуатации, в нем указываются дата ввода в эксплуатацию, фактический срок полезного использования, сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость объекта;

второй раздел заполняет организация - получатель основного средства. В своем экземпляре она указывает первоначальную стоимость объекта, срок полезного использования, установленный организацией, способ начисления амортизации, норму амортизационных отчислений;

третий раздел содержит краткую характеристику объекта ОС.

В случае покупки основного средства через сеть оптовой или розничной торговли форму № ОС1 заполняет только организация-получатель (покупатель). При этом реквизиты организации-сдатчика (продавца), то есть левый блок с грифом «УТВЕРЖДАЮ» (в том числе «Подпись руководителя», «М. П.» и «Дата»), остаются пустыми. Ведь продаваемый объект не числится у продавца в составе основных средств, а является товаром. Значит, нет бухгалтерской операции приема-передачи, а есть договор купли-продажи. Для контроля за наличием основных средств по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам их нахождения и источникам приобретения аналитический учет ведется в инвентарных карточках (форма № ОС6). Открывается она для каждого инвентарного объекта. В карточке отражаются прием, перемещение объектов ОС внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также выбытие или списание.

Для оформления и учета перемещения основных средств внутри организации из одного структурного подразделения в другое применяется накладная на внутреннее перемещение объектов (форма № ОС2). Она выписывается передающим подразделением в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. В случае производственной необходимости компания может на основании унифицированных форм разработать свои собственные. При этом необходимо помнить:

удаление каких-либо реквизитов из унифицированных форм не допускается. То есть все реквизиты, утвержденные Госкомстатом России, должны остаться;

в самостоятельно разработанные формы могут быть добавлены любые дополнительные реквизиты;

все изменения, вносимые в унифицированные формы, должны оформляться соответствующим организационно-распорядительным документом организации. Самым правильным в этом случае будет закрепить изменения приложением к приказу об учетной политике организации для целей ведения бухгалтерского учета.

Для целей налогообложения организация вправе самостоятельно выбрать вариант формирования регистров налогового учета:

принять регистры бухучета в качестве налоговых, дополнив их необходимыми реквизитами;

сформировать самостоятельные регистры налогового учета.

Если в организации учет ОС ведется таким образом, что данные бухгалтерского и налогового учета полностью совпадают, у налогоплательщика нет необходимости вести отдельные регистры налогового учета основных средств.

Если же специфика деятельности компании приводит к тому, что данные бухгалтерского и налогового учета амортизируемого имущества расходятся, то нужно разработать специальные регистры для налогового учета ОС. В них должна найти свое отражение как минимум следующая информация:

наименование объекта , его инвентарный номер;

дата приобритения;

дата включения в состав амортизируемого имущества;

первоначальная стоимость;

изменение первоначальной стоимости;

изменение срока полезного использования;

способ начисления амортизации;

использование специальных коэффициентов;

направление использования объекта (необходимо для решения вопроса о включении амортизации в состав прямых либо косвенных расходов);

приостановление начисления амортизации;

дата выбытия.

Порядок налогового учета ОС с подробным описанием используемых регистров следует закрепить в приказе об учетной политике организации для целей налогообложения.

.4 Синтетический и аналитический учет поступления основных средств

Аналитический учет основных средств в организации ведется в бухгалтерии по классификационным группам, а внутри групп - по инвентарным объектам и местам нахождения объектов у лиц, ответственных за их сохранность.

Согласно п.6 ПБУ 6/01 единицей учета основных средств является инвентарный объект. Им признается:

объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Это может быть один или несколько предметов одного или разного назначения, которые имеют общие приспособления и принадлежности, общее управление и смонтированы на одном фундаменте. То есть каждый предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Часто встречается ситуация, когда один объект ОС имеет составные части с различным сроком полезного использования. В этом случае отдельные части можно учитывать как самостоятельные инвентарные объекты, если их срок службы существенно отличается. Однако понятия существенности ПБУ 6/01 не дает. Поэтому организация должна самостоятельно определить, какие отклонения по срокам полезного использования основных средств считаются существенными, и отразить принятое решение в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Например, отдельные части объекта попадают в разные амортизационные группы в соответствии с Классификацией основных средств или порог существенности равен 5% и т. д.

Для того чтобы правильно организовать бухгалтерский учет, каждому инвентарному объекту ОС нужно присвоить соответствующий инвентарный номер. Он должен быть обозначен на металлическом жетоне, прикрепляемом к объекту, нанесен краской или иным способом. Инвентарный номер необходим и для контроля за сохранностью основных средств.

Если у объекта несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как отдельные инвентарные объекты, каждой такой части присваивается отдельный инвентарный номер. Если части имеют общий срок службы, то объект числится под одним инвентарным номером.

Инвентарный номер сохраняется за объектом основных средств на весь период его нахождения в организации.

По выбывшим основным средствам инвентарные номера могут присваиваться вновь поступившим объектам не ранее, чем через пять лет.

Если на предприятии имеются арендуемые основные средства, за ними могут сохраняться инвентарные номера, присвоенные арендодателями.

Инвентарные номера указываются во всех первичных документах по движению основных средств и в регистрах аналитического учета.

Синтетический учет операций по поступлению основных средств.

Синтетический учет основных средств ведется на счете 01 «Основные средства», к которому открываются соответствующие субсчета по видам основных средств.

Существует следующие способы поступления основных средств в организацию:

Приобретение за плату;

в результате строительства объектов;

безвозмездно (по договору дарения);

как вклад в уставный (складочный) капитал организации;

по договору мены;

по договору простого товарищества;

в результате аренды отдельных объектов.

Поступление внеоборотных активов в организацию (в том числе основных средств) отражается на счете 08 «вложения во внеоборотные активы» по субсчетам:

-1 «приобретение земельных участков»;

-2 «приобретение объектов природопользования»;

-3 «строительство объектов основных средств»;

-4 «приобретение объектов основных средств »;

-5 «приобретение материальных активов»;

-6 «перевод молодняка животных в основное стадо»;

-7 «приобретение взрослых животных»

2. Организация бухгалтерского учета поступления основных средств

.1 Приобретение основных средств за плату

Основные средства, не требующие монтажа, полученные от поставщиков за плату (в том числе и бывшие в эксплуатации) при акцепте счета-фактуры поставщика отражаются так:

Таблица 2

Отражения хозяйственных операции поступления основных средств

Содержание хозяйственной операцииОснование/первичные документыОтражение в учетеДт счетаКт счетаОтражено поступление объектаТоварная накладная0860Отражен НДС по приобретенному основному средствуТоварная накладная, счет-фактура1960Отражены услуги сторонних организаций, связанные с приобретением объекта, в сумме, не включающей НДСАкт приема-сдачи выполненных работ, услуг0860, 76Отражен НДС на основании первичных документов и счета-фактурыСчет-фактура1960, 76Отражены собственные затраты организации, связанные с приобретением объекта и доведением его до пригодного к использованию состоянияЗаказ-наряд, табель учета рабочего времени и расчет заработной платы и др.0810, 23, 69, 70 ...Невозмещаемый НДС списан на увеличение суммы фактических затрат на приобретение объектаБухгалтерская справка0819Объект основных средств принят к учетуАкт о приеме-передаче ф. ОС-1)0108Перечислены денежные средстваПлатежное поручение60, 7651Предъявлен к возмещению из бюджета НДССчет-фактура6819

Все затраты, связанные с поступлением основных средств, учитываются по дебету счета 08 с кредита различных счетов в зависимости от произведенных затрат. Сюда можно отнести расходы по транспортировке, погрузке, разгрузке, оплате информационных и консультационных услуг по приобретению основных средств, таможенные и иные платежи, суммы процентов по кредитам и займам, полученным для приобретения отдельных объектов основных средств и т.д. Таким образом, на счете 08 калькулируется первоначальная стоимость основных средств.

При приобретении основных средств через подотчетных лиц, в первоначальную стоимость данных объектов могут быть отнесены расходы по командированию работника (оплаты проезда, проживания, суточные и т.д.), если он имеет непосредственное отношение к приобретению основных средств.

В данном случае при направлении работника в командировку цель его поездки должна быть обязательно отражена в командировочном удостоверении. Все первичные документы, подтверждающие расходы по приобретению основных средств, прилагаются к авансовому отчету командированного лица. При выдаче аванса на командировку в бухгалтерском учете будет произведена запись:

Таблица 3

Отражения хозяйственных операций

ДебетКредитСодержание хозяйственных операцийПервичные документы7150,Выданы под отчет денежные средства, "Расходный кассовый ордер"08,71Произведены подотчетными лицами расходы по приобретению: - основных средств"Авансовый отчет", 19-371Отражен на основании счетов-фактур поставщиков НДС по приобретенным основным средствамСчет-фактура0108оприходован объектов основных средств на сумму первоначальной стоимости"Авансовый отчет",Если при приобретении основных средств в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, приходно-кассовых ордерах, актах выполненных работ и т.д.) и в расчетных (поручениях, требованиях-поручениях, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива), подтверждающих стоимость их покупки, не выделены суммы НДС, то расчетным путем их не определяют и к налоговому вычету не относят.

По объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемым, допускается принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету 01 «Основные средства» и начислять амортизацию в общем порядке.

Если предприятие приобретает оборудование, требующее монтажа, то все расходы, связанные с этим, учитываются по Дебету счета 07 «оборудование к установке». Данный счет могут вести только предприятия - застройщики, а также организации, осуществляющие строительство хозяйственным способом. Приобретение оборудования для монтажа отражается следующими записями:

Таблица 4

Отражение хозяйственных операций

Содержание хозяйственной операцииОснование/первичные документыОтражение в учетеДт счетаКт счетаОтражено поступление оборудования, требующего монтажаТоварная накладная0760Отражен НДС по поступившему оборудованиюТоварная накладная, счет-фактура1960Оборудование сдано в монтажАкт о приеме-передаче оборудования в монтаж Ф. ОС-150807На счете 07 «оборудование к установке» оборудование будет числиться до тех пор, пока его не передадут в монтаж.

Все расходы, связанные с монтажом оборудования учитываются на счете 08 «вложения во внеоборотные активы»:

Дебет 08 «вложения во внеоборотные активы»

Кредит 23 «вспомогательные производства», 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 70 «расчеты с персоналом по оплате труда»,69 «расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и т.д.

.2 Безвозмездное поступления основных средств (по договору дарения)

Безвозмездно получить основные средства организация может лишь в двух случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ).

В первом случае организация получает основное средство по договору дарения. В соответствии со статьей 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность.

В том случае, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда, договор дарения должен быть совершен в письменной форме. Эта норма установлена пунктом 2 статьи 574 ГК РФ.

Договор дарения недвижимого имущества на основании пункта 3 статьи 574 ГК РФ подлежит государственной регистрации.

По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность.

Другим случаем безвозмездного получения основного средства является пожертвование. На основании статьи 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты, благотворительным, научным и учебным учреждениям, а также другим субъектам гражданского права.

Одним из условий пожертвования имущества юридическим лицам является использование этого имущества по определенному назначению. Юридическое лицо, принявшее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию такого имущества.

Если по каким-либо обстоятельствам использование имущества по назначению становится невозможным, оно может быть использовано по другому назначению только с согласия лица, это имущество пожертвовавшего.

Бухгалтерский учет.

В соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01 имущество со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, предназначенное для производственного процесса, принимается к учету в качестве объекта основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), в соответствии с пунктом 10 ПБУ 6/01 признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

На основании пункта 12 ПБУ 6/01 в первоначальную стоимость объектов основных средств, полученных безвозмездно, включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Согласно пункту 8 ПБУ 9/99 активы, полученные организацией безвозмездно, являются внереализационными доходами. На основании Плана счетов рыночная стоимость безвозмездно полученных основных средств отражается по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств». По мере признания в отчетном периоде внереализационных доходов, в данном случае по мере начисления амортизации по безвозмездно полученному имуществу, в бухгалтерском учете производится запись по дебету счета 98, субсчет 98-2 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».

Амортизация по объектам основных средств начисляется одним из способов, указанных в пункте 18 ПБУ 6/01, и в соответствии с учетной политикой организации. Суммы начисленной амортизации отражаются согласно Плану счетов по кредиту счета 02 «Износ основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу).

основной средство уставной капитал

Таблица 5

Отражения хозяйственных операций

Содержание хозяйственной операцииОснование/первичные документыОтражение в учетеДт счетаКт счетаОтражена рыночная стоимость поступившего объекта основных средствДоговор, информация о рыночной стоимости0898Отражены прочие расходы по доставке, доведению объекта до состояния, пригодного к использованиюНакладные, акты выполненных работ0860, 76С месяца, следующего за месяцем принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету одновременно с начислением амортизации отражается частичное списание рыночной стоимости объекта даренияБухгалтерская справка-расчет9891

Налоговый учет

В целях налогового учета в соответствии с пунктом 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) доходы организации в виде безвозмездно полученного имущества признаются внереализационными доходами, при этом оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, но не ниже остаточной стоимости полученного имущества. Рыночные цены должны быть подтверждены получателем имущества документально или путем проведения независимой оценки.

В соответствии с пунктом 11 статьи 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках.

Независимая оценка рыночной цены основного средства, получаемого безвозмездно, может быть произведена оценщиком, имеющим лицензию на осуществление оценочной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 271 НК РФ датой получения внереализационного дохода признается дата подписания сторонами акта приема-передачи безвозмездно полученного имущества, то есть в целях исчисления налога на прибыль организация признает внереализационный доход единовременно при получении этого дохода. В целях же бухгалтерского учета внереализационный доход будет признаваться по мере начисления амортизации, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода этого объекта в эксплуатацию. Таким образом, возникает разница между суммой дохода, признаваемой в целях бухгалтерского и налогового учета, а, следовательно, между величиной бухгалтерской прибыли и прибыли налогооблагаемой.

В соответствии с пунктом 8 ПБУ 18/02 доходы и расходы, которые формируют бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль в другом или других отчетных периодах, представляют собой временные разницы.

В данном случае возникнут вычитаемые временные разницы, которые образуют отложенный налог на прибыль, который приводит к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или следующих отчетных периодах. Вычитаемые временные разницы приводят к тому, что в данном отчетном периоде налог, рассчитанный на бухгалтерскую прибыль, будет меньше налога на прибыль, рассчитанного в налоговом учете.Согласно пункту 14 ПБУ 18/02 та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем или в последующих отчетных периодах, признается отложенным налоговым активом. Отложенные налоговые активы появляются только тогда, когда возникают вычитаемые временные разницы, и они есть не что иное, как произведение вычитаемых временных разниц на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации на определенную дату.

Отложенный налоговый актив согласно пункту 17 ПБУ 18/02 должен отражаться в бухгалтерском учете записью:

Дебет 09 «Отложенные налоговые активы»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

В следующем или следующих отчетных периодах, когда будет происходить уменьшение суммы вычитаемых временных разниц, соответственно будет уменьшаться и сумма отложенного налогового обязательства. Суммы, на которые уменьшаются отложенные налоговые активы, должны быть отражены по кредиту счета учета отложенных налоговых активов в корреспонденции с дебетом счета расчетов по налога и сборам, то есть:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

Кредит 09 «Отложенные налоговые активы».

В бухгалтерском балансе отложенные налоговые активы согласно пункту 23 ПБУ 18/02 следует отражать в активе баланса в 1 разделе как внеоборотные активы.

При безвозмездном получении объектов основных средств их первоначальная стоимость формируется согласно пункту 8 статьи 250 НК РФ как сумма дохода, признанного налогоплательщиком в составе внереализационных доходов, и расходов налогоплательщика, связанных с доведением этого объекта до состояния, пригодного к эксплуатации.

Начисление амортизации производится одним из способов, предусмотренных пунктом 1 статьи 259 НК РФ, либо линейным, либо нелинейным. Сумма амортизации определяется налогоплательщиком ежемесячно. Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект основных средств выбыл из состава амортизируемого имущества либо когда произошло полное списание его стоимости.

.3 Поступление основных средств в качестве вклада в уставный капитал

Бухгалтерский учет

Внесение основных средств в качестве вклада в уставный капитал является одним из способов поступления основных средств на вновь созданные организации, а также в том случае, когда организация увеличивает свой капитал.

Увеличение уставного капитала общества в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» допускается только после его полной оплаты и может осуществляться за счет дополнительных вкладов участников общества.

В том случае, если основное средство вносится в счет вклада в уставный капитал акционерного общества, в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости передаваемого основного средства должен привлекаться независимый оценщик. Величина денежной оценки, произведенная учредителями акционерного общества и советом директоров, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.

Если основное средство вносится в счет вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, то согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых участниками общества и принимаемыми в общество третьими лицами, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым единогласно.

Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком. Номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком.

В случае внесения в уставный капитал общества неденежных вкладов участники общества и независимый оценщик в течение трех лет, с момента государственной регистрации общества, или соответствующих изменений в уставе общества, солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов.

Уставом общества могут быть установлены виды имущества, которое не может быть вкладом в уставный капитал общества.

В соответствии с пунктом 9 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями, если законодательством Российской Федерации не предусмотрен иной порядок. Как правило, денежная оценка основных средств, согласованная учредителями, указана в учредительных документах.

В первоначальную стоимость основных средств, полученных в счет вклада в уставный капитал, включаются фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования. Если организация несет дополнительные расходы по доставке и установке основного средства, то оценка, согласованная учредителями, будет отличаться от первоначальной стоимости основного средства, определенной в соответствии с ПБУ 6/01, по которой оно будет принято к бухгалтерскому учету.

Планом счетов для обобщения информации о расчетах с учредителями организации по вкладам в ее уставный (складочный) капитал предназначен счет 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал». Получение вкладов от учредителей отражается по кредиту счета 75, субсчет 75-1, в корреспонденции с дебетом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Порядок учета НДС

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) передача основных средств в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ не признается объектом налогообложения НДС. Поэтому у организаций - налогоплательщиков, получивших основные средства в качестве вклада в уставный капитал, суммы НДС по полученным основным средствам к вычету не принимаются.

Таблица 6

Содержание хозяйственных операций

ДебетКредитСодержание хозяйственных операцийПервичные документы123408-475-1Отражено поступление объектов основных средств, внесенных в уставный капитал, в денежной оценке, согласованной учредителями (участниками) организации.Учредительные документы08-475-1Отражено поступление объектов основных средств, внесенных в уставный капитал, в денежной оценке, согласованной учредителями (участниками) организации.Учредительные документы08-460, 76Отражены расходы на их доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны к использованию.Договора на оказание услуг, Акт приемки-сдачи выполненных работ19-160, 76На основании счетов-фактур поставщиков отражен НДС по расходам на доставку основных средств и доведение их до состояния, в котором они пригодны к использованию.Счет-фактура0108-4Принят к учету объект основных средств.№ ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)"6819-1Предъявлен к вычету оплаченный НДС по расходам на доставку и доведение основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию, после принятия к учету объектов основных средств.Счет-фактура


Один из вариантов, по которому производятся операции обмена имущества, - заключение договора мены. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой (статья 567 ГК РФ). К договору мены применяются правила о купле-продаже, если это не противоречит существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Если в договоре мены не предусмотрены особые условия, то на основании статьи <#"justify">1.Учет в случае, когда стоимость передаваемых и получаемых ценностей договором не определена

ООО « № 1 в соответствии с заключенным договором мены передает материалы в обмен на объект основных средств. Стоимость материалов и основных средств по условиям Учетная стоимость материалов - 50 000 руб. Обычная цена реализации материалов - 70 800 руб. Расходы по установке основного средства - 4000 руб.

Таблица 7

Отражения хозяйственных операций

Содержание операцийДебетКредитСумма (руб.)Бухгалтерские записи по передаче материаловОтражена передача материалов по договору мены6291-170 800Начислен НДС91-26811 800Списана балансовая стоимость переданных материалов91-21050 000Отражен финансовый результат от передачи материалов91-291-9000Бухгалтерские записи по оприходованию основного средстваОтражена стоимость основного средства, полученного по договору мены086059 000Отражен НДС, предъявленный поставщиком196011 800Отражены затраты по установке основного средства0870, 694000Введено в эксплуатацию основное средство010863 000Зачтена взаимная задолженность сторон по договору мены606270 800Предъявлен к возмещению НДС по основному средству681911 800

2.Учет в случае, когда стоимость передаваемых и получаемых ценностей определена договором

ООО «Альянс» в соответствии с заключенным договором мены передает материалы в обмен на объект основных средств. Учетная стоимость материалов - 50 000 руб. Обычная цена реализации материалов - 70 800 руб. Расходы по установке основного средства - 000 руб. Стоимость передаваемых материалов и получаемого основного средства договором определена и составляет 84 000 руб. с учетом НДС.

Таблица 8

Содержание хозяйственных операций

Содержание операцийДебетКредитСумма (руб.)Бухгалтерские записи по передаче материаловОтражена передача материалов по договору мены6291-184 000Начислен НДС91-26814 000Списана балансовая стоимость переданных материалов91-21050 000Отражен финансовый результат от передачи материалов91-291-920 000Бухгалтерские записи по оприходованию основного средстваОтражена стоимость основного средства, полученного по договору мены086070 000Отражен НДС, предъявленный поставщиком196014 000Отражены затраты по установке основного средства0870, 694000Введено в эксплуатацию основное средство010874 000Зачтена взаимная задолженность сторон по договору мены606284 000Предъявлен к возмещению НДС по основному средству681914 000

Затраты по доставке и доведению полученных по обмену основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования, относятся на счет по учету капитальных вложений - по лицевому счету принимаемого объекта. Эти затраты увеличивают стоимость полученных по обмену основных средств.

Ввод их в эксплуатацию осуществляется в общеустановленном порядке.

Заключение

В современной рыночной экономике значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователей.

В связи с расширением прав предприятий в области постановки и ведения бухгалтерского учета перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учета различных объектов: основных средств, процессов производства и реализации, расчетов, капитальных и финансовых вложений и др.

Данная курсовая работа рассматривает вопросы, связанные с организацией учета поступления основных средств. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

для учета основных средств, вследствие их разнообразия по составу и назначению необходима классификация. Наиболее значимой является типовая классификация, на основании которой установлены нормы амортизаций, в соответствие с ней ведется учет основных фондов, составляется отчетность о наличии и движении основных средств;

независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия, учет основных средств организуется в бухгалтерий в разрезе инвентарных объектов, каждому из которых присваивается инвентарный номер;

основные средства могут оцениваться как в натуральных, так и стоимостных показателях. Последние является базой для составления баланса и годовой отчетности и могут быть следующих видов: первоначальная, восстановительная и остаточная стоимость;

синтетический учет основных средств ведется на счете 01 «Основные средства», к которому открываются соответствующие субсчета по видам основныхсредств;

существует следующие способы поступления основных средств в организацию:

Приобретение за плату;

в результате строительства объектов;

безвозмездно (по договору дарения);

как вклад в уставный (складочный) капитал организации;

по договору мены;

по договору простого товарищества;

в результате аренды отдельных объектов.

Список использованных источников и литературы

1. Нормативно-правовые акты

1Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный Закон от 26 января 1996 г. №14-ФЗ ( в ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

2Налоговый Кодекс Российской Федераций. Часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 177-ФЗ( в ред. от 27 декабря 2009 г.) // Собрание законодательства РФ 2000 № 32.

3Об акционерных обществах: Федеральный Закон от 26 декабря 1995г. № 208ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009 г.) // Российская газета. 1995. 29 декабря.

4О бухгалтерском учете: Федеральный Закон от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ (в ред. От 23.ноября 2009г.) // Собрание законодательства РФ 1996 №48.

5Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный Закон от 08 февраля 1998г. № 14-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

6Об оценочной деятельности Российской Федераций:. Федеральный Закон от 29 июль 1998г. № 135-Фз (в ред. 27 декабря 2008 г.) // Собрание Законодательства РФ 1998.

7О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы: Постановления Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 г. № 1 (в ред. От 24 февраля 2009 г.)// Российская газета 2002. 09 января.

8Положения по бухгалтерскому учету Доходы организации ПБУ 9/99: Приказ Минфина РФ от 06 мая 1999 г. № 32н.9 (в ред. от 27ноября 2006 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.1999. N 26.

9Положение по бухгалтерского учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01:Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н (в ред. от 27ноября 2006 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 20.

10Положение по бухгалтерского учету «Учетная политика организации» ПБУ1/2008: Приказ Минфина от 6 октября 2008 г. № 106н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008 . №44.

11Об утверждении Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в российской Федерации: Приказ Минфина от 29 июля 1998 г. (в ред. от 26марта 2007 г.) // Российская газета. 1998. 31 октября.

12Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. от 18 августа 2000 г.) // Экономика и жизнь. 2000. N 46.

13Об утверждений Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств: Приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 4.

14О формах бухгалтерской отчетности организаций. Приказ Минфина РФ от 27 июля 2003 г. (в ред. от 18 сентября 2006 г.) // Финансовая газета № 33 2003 г.

15Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. (в ред. от 14 апреля 1998 г.) // М., ИПК Издательство 1995.

16Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств: Постановление Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. № 7 // Вестник Управления ценообразования и сметного нормирования 2003. вып. 2.

17О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации № ОС-1 и ОС-4А, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7: Письмо Росстата от 31.марта 2005 г. № 01-02-09/205 // Вестник Управления ценообразования и сметного нормирования. 2003. выпуск 2.

18О принятии к бухгалтерскому учету приобретенного имущества организации: Письмо Минфина РФ от 19 февраля 2004 г. № 16-00-14/40. (Документ не опубликован).

2. Список литературы

1.Верещагин С.А., Созонов С.Б. Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет. - М.: Информцентр ХХI века, 2005. 288 с.

2.Документооборот: основные средства / Под ред. Г.Ю. Касьяновой. - М.: Информцентр ХХI века, 2005. 320 с.

3.Талалаева Ю. Н. Основные средства. Порядок формирования первоначальной стоимости // Консультант бухгалтера. №4. апрель 2005.

.Крутякова Т. Поступление основных средств в счет вклада в уставный капитал: различия в бухгалтерском и налоговом учете // Новая бухгалтерия №3(9), сентябрь 2005.

Похожие работы на - Организация учета поступления основных средств

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!