Способы формирования цены

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,07 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Способы формирования цены

Содержание

Введение

. Цена: понятие, функции, виды и методика формирования

.1 Понятие цены, её функции и классификация

.2 Этапы, принципы и методы формирования цен

.3 Факторы, влияющие на формирование цены

.4 Себестоимость продукции, её калькулирование

.5 Виды и методы калькулирования

. Формирование отпускных цен в промышленной организации

.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации

.2 Формирование цен и оценка организации контроля за соблюдением дисциплины цен

. Основные направления совершенствования ценообразования в ОАО «Коминтерн»

Заключение

Список использованных источников

Введение

Цены существуют несколько тысячелетий. Первые упоминания о регулируемых ценах относятся к древней Ассирии за 1700 лет до н.э.: они были установлены царем Шамшиадатом I на зерно, масло, шерсть.

Цена - это денежное выражение стоимости товара. В ней собраны практически все экономические отношения в обществе.

Цены являются активным инструментом формирования структуры производства, оказывают решающее воздействие на движение общественного продукта, способствуют повышению эффективности производства, влияют на распределение и использование рабочей силы, определяют жизненный уровень населения.

Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику в условиях рынка.

Формирование цен, отвечающих требованиям рыночной экономики, связано с аккумулированием современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, налогового и таможенного законодательств.

Перед всеми фирмами, организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателем, иначе их невозможно будет удачно продать на рынке. Поэтому фирма или организация должна выбрать правильную ценовую политику, т.к. это составляет основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности.

На решение руководства предприятия в области ценообразования оказывают влияние многие внешние и внутренние факторы. Маркетинговые цели и издержки фирмы служат лишь примерными ориентирами для определения цены. Прежде чем установить окончательную цену, фирма учитывает степень государственного регулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности населения. Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений, она сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

Предприятия, стремящееся проводить грамотную ценовую политику, прежде всего должны решить ряд задач: получение максимальной прибыли; завоевание рынка сбыта; снижение затрат; борьба с конкурирующими товарами; рост объема производства и продаж.

Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности фирмы. Рынок диктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности. Все это определяет актуальность выбранной темы работы.

Главная цель, которая поставлена в курсовой работе - исследование способов формирования цены. В задачи данной работы входит: теоретическое обоснование ценовой политики предприятия, анализ основных форм и методов ценообразования. Этому и посвящено изучение данной темы.

Предметом исследования данной работы является процесс формирования цены.

Объектом исследования является ценовая политика ОАО «Коминтерн».

В данной работе были использованы: научная, учебно-методическая литература, нормативно-правовые источники, статистические и бухгалтерские отчётности организации:

Статистическая отчётность:

Форма 1-т (пром) «Отчёт по труду» (годовая);

Форма 1-ф (ОС) «Отчёт о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов» (годовая);

Форма 5-з «Отчёт о затратах на производство продукции (работ, услуг)» (квартальная);

Форма 1-п «Отчёт о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера» (месячная);

Форма 1-У «Основные сведения о выпуске товаров и услуг по видам экономической деятельности» (годовая);

Форма 1-п (натура) «отчёт о производстве продукции в натуральном выражении» (годовая).

Бухгалтерская отчётность:

Бухгалтерский баланс форма№1;

Приложение к балансу.

Объём курсовой работы составляет 27 страниц, имеется 1 таблица, количество литературных источников - 15, количество приложений составляет 17.

1. Цена: понятие, функции, виды и методика формирования

.1 Понятие цены, её функции и классификация

Цена - это сумма денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена - сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, созданию, распределению и использованию внутреннего валового продукта (ВВП) и национального дохода.

В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения. Товар или цена проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги - равновесие между спросом и предложением. В рыночной экономике цены образуют часть системы саморегулирования.

Сущность цены, прежде всего, проявляется в её функциях:

Функция сбалансированности спроса и предложения - установление соответствия между объёмом произведённого и предложенного для продажи товара и величиной спроса на него на рынке. В этом смысле цена выполняет регулирующую функцию и выступает инструментом регулирования экономических интересов предприятия, их собственников, наёмных работников и государства, а также экономических процессов, которые уравновешивают спрос и предложение;

Измерительная - позволяет определить количество денег, которые продавец должен получить за товар, а покупатель уплатить. Цена даёт возможность деньгам как платёжному средству обрести материально-количественную определённость в акте купли-продажи;

Учётно-информационная - отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции, а также уровень прибыли, оценивает затраты и результаты производства, доводит до всех участников рынка сведения о складывающейся конъюнктуре рынка по конкурентному товару;

Стимулирующая - определяется тем, что цена выступает весьма эффективным экономическим инструментом мотивации развития производства, роста прибыли и потребления продукции. Эта функция предопределяет эффективность производства и его конкурентоспособность на основе стимулирования заинтересованности предприятий в активации инновационно-инвестиционной деятельности и внедрения новых технологий.

Распределительная - обеспечивает распределение ограниченных ресурсов между альтернативными производствами в соответствии со стоимостью ресурсов и ценами на готовую продукцию. Цены являются основой перераспределения вновь созданной стоимости (чистого дохода) между различными отраслями и секторами национальной экономики, социальными группами, т.к. в составе цены предусматривается ряд налогов, поступающих в бюджет государства и региона для решения социальных задач.

В экономической литературе в систему цен включают их классификацию по видам, разновидностям и типам установления.

Традиционно цены делятся на такие виды, как отпускные, розничные, закупочные, тарифы.

Оптовая (отпускная) цена - это цена, используемая в расчётах со всеми покупателями, кроме населения. Она устанавливается на товар, произведённый в результате переработки, обработки и иной трансформации сырья (материалов) в Республике Беларусь, а также на импортированный товар и применяется в расчётах между субъектами хозяйствования на территории Республики Беларусь.

ОЦ = ОЦ без НДС + ОН + НДС, (1)

где ОЦ - оптовая цена;

ОЦ без НДС - отпускная цена без НДС;

ОН - оптовая надбавка;

НДС - налог на добавленную стоимость.

Розничная цена - это фиксированная или свободная цена, используемая в расчётах с населением. Она отражает цену реализации товара из розничной торговой сети гражданам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также субъектам хозяйствования в случаях, разрешённых законодательством.

РЦ = ОЦ без НДС + ОН + ТН + НДС, (2)

где РЦ - розничная цена;

ТН - торговая надбавка.

Закупочная цена - это цена на производимую сельскохозяйственную продукцию, применяемая в расчётах между субъектами хозяйствования.

Тариф - денежная оценка стоимости единицы услуги (работы).

Цены классифицируются также:

по типу установления:

регулируемые (фиксированные и предельные) - это цены, устанавливаемые соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемые субъектами ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учётом установленных этими органами определённых ограничений;

свободные - это цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Она формируется в соответствии с установленным порядком.

в зависимости от стадии товародвижения:

отпускная цена изготовителя - это цена, по которой предприятие-изготовитель реализует произведённую продукцию другим предприятиям или оптово-сбытовым организациям обычно крупными партиями;

розничная цена - это цена, по которой розничные торговые организации реализуют товары населению или мелкооптовым потребителям.

в зависимости от размеров включаемых транспортных расходов:

Франко - склад изготовителя (все расходы по транспортировке оплачивает покупатель сверх цены);

Франко - станция отправления (поставщик оплачивает расходы по доставке продукции до станции отправления, взвешиванию и сдаче груза к отправке; эти расходы включаются в отпускную цену);

Франко-вагон - станция отправления (по сравнению с предыдущим видом франкировки поставщик несёт также расходы по погрузке продукции в вагон; эти расходы включаются в цену);

Франко-вагон - станция назначения (поставщик оплачивает все расходы по доставке продукции до станции назначения);

Франко - станция назначения (поставщик оплачивает все расходы по доставке продукции до станции назначения и расходы по выгрузке продукции из вагона);

Франко - склад потребителя (поставщик несёт все расходы по доставке продукции до покупателя).

Модель формирования цены с учётом франкировки:

на обычный товар:

ОЦ с НДС = С + П + ТР + НДС, (3)

где ОЦ с НДС - отпускная цена с НДС;

С - себестоимость;

П - прибыль;

ТР - транспортные расходы.

на подакцизный товар:

ОЦ с НДС = С + П +А + ТР + НДС, (4)

где А - акциз.

в зависимости от рынка, на который поставляется продукция:

цена внутреннего рынка;

цена на импортируемый товар;

цена для внешнего рынка на экспортируемый товар.

Классификация цен даёт ответ на вопрос о составе цены, её составных элементов. В зависимости от вида цены состав элементов меняется. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены. Зная структуру цены товара, можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль, торговые надбавки (скидки), косвенные налоги и другие составляющие. На основе анализа структуры цены определяются резервы снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, выбирается соответствующий данному моменту и цели развития предприятия метод ценообразования.

1.2 Этапы, принципы и методы формирования цен

Процесс ценообразования на предприятии предполагает следующие этапы:

постановка целей и задач ценообразования;

определение спроса;

оценка издержек производства;

анализ цен и качества товаров конкурентов;

выбор метода ценообразования;

расчёт исходной цены;

учёт дополнительных факторов;

установление окончательной цены, регистрация цены на новые товары в соответственном порядке.

В ходе осуществления своей деятельности субъекты ценообразования должны соблюдать принципы ценообразования. В Республике Беларусь ими являются:

определение основ государственной политики в области ценообразования;

сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);

установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем нормально работающим субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением при необходимости государственных субсидий и других мер государственной поддержки;

государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании, формированием и применением цен (тарифов).

Различают следующие методы формирования цен:

Затратный метод:

Метод, основанный на определении полных издержек - произведение совокупных издержек (постоянные плюс переменные) на единицу продукции и некой прибыли, определяется через норму рентабельности. Формула цены (Ц) имеет вид

Ц = С* (1 + НР), (5)

где С - себестоимость единицы продукции;

НР - норма рентабельности, которая определяется исходя из внутренней рентабельности предприятия, среднеотраслевых норм, указаний вышестоящих организаций или регулирующих органов.

Главное преимущество данного метода - простота и удобство. Его недостатки - не учитывается спрос на товар, конкуренция на рынке; размер цены зависит от способа распределения постоянных издержек по продуктам, при этом формируется представление, сто цена должна покрывать все затраты. Такие цены не стимулируют рациональное использование ресурсов и достижение высоких конечных результатов.

Метод учёта рентабельности инвестиций - разновидность метода полных издержек. Цена определяется исходя из полных затрат на единицу продукции и нормы рентабельности, рассчитанной на основе стоимости заёмных средств. Преимущество - учитывает платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара; позволяет принять решение о величине объёма производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой. Недостаток - использование при инвестировании процентных ставок, которые в условиях инфляции не являются постоянными и изменяются во времени.

Метод целевого ценообразования - предполагает расчёт цен, который осуществляется на основе анализа безубыточности и обеспечение целевой прибыли и основывается на сопоставлении издержек с ожидаемыми поступлениями доходов при различных объёмах продаж. Преимущество - обеспечивает покрытие издержек, обосновывает целевой размер прибыли. Недостатки - при установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке; размер прибыли обосновывается объёмами продаж, которые, в свою очередь, зависят от цены.

Рыночные методы

включают учёт качества товара, спроса и уровня конкуренции. Основополагающий фактор формирования цены - уровень спроса, покупательское восприятие товара.

Метод ощущаемой ценности товара потребителем - потребитель самостоятельно оценивает товар (услуги), его преимущества по сравнению с аналогичными товарами на рынке, уровень и качество послепродажного обслуживания товара товаропроизводителем, определяет соотношение между оценкой полезности товара и его ценой и выбирает наиболее оптимальный товар с точки зрения его цены и качества. Учитывается, что приобретение дорогостоящего товара может быть целесообразно, если цена компенсируется экономией на эксплуатационных затратах. Разновидностью этого метода является метод престижности цен, суть которого состоит в том, что товары роскоши не могут быть легкодоступными, т.е с низкой ценой, иначе они теряют ценность в глазах престижных покупателей.

Метод текущей цены - предполагает, что товаропроизводитель ориентируется на средние сложившиеся цены. Этот метод применяется для однородных товаров на рынке с высокой степенью конкуренции, где возможности влияния на цены ограничены. Если сложно спрогнозировать издержки и реакцию конкурентов, то при формировании цен применяется стратегия следования за лидером.

Метод состязательности - его суть состоит в конкурентном ценообразовании в ходе биржевых, тендерных и аукционных торгов. При этом ориентация на ценовые предложения конкурентов дополняется контролем над уровнем прибыли.

Метод стимулирования сбыта - предполагает учёт эластичности спроса, использование ценовых скидок и психологического ценообразования с целью максимизации продаж. Суть метода - применение системы специальных скидок, размер которых зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателем и от конъюнктуры рынка в момент заключения сделки.

Нормативно-параметрические методы

предполагает учёт уровня потребительских свойств продукции и затрат на единицу параметра. Используется для товаров дополняющих или расширяющих существующий параметрический ряд.

Метод удельных показателей - используется для определения цен группы продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия. Таким образом, этот метод игнорирует все другие потребительские свойства изделия, не в полной мере учитывает спрос и предложение, а также альтернативные способы использования товара.

Метод корреляционно-регрессивного анализа - применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции.

Балловый метод - основан на экспертных оценках значимости параметров изделий для потребителей, где каждому параметру присваивается определённое число баллов, суммирование которых даёт оценку технико-экономического уровня изделия. При этом определяется базовая удельная цена на балл, которая умножается на значение суммы баллов нового изделия. Методу присуща высокая субъективность расчёта цены.

Аграрный метод - предполагает формирование цены в виде суммы отдельных конструктивных частей изделия, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.

Метод экспертной оценки потребительской ценности товара и цены на него - предполагает определение цены на основе анализа результатов суждений группы экспертов о возможной цене с учётом спроса и колебаний конъюнктуры рынка.

В целом анализ положительных и отрицательных сторон существующих методов ценообразования показывает, что идеального метода нет. А поэтому необходимо комплексно использовать существующие методы определения цен в соответствии с ценовой политикой и стратегией ценообразования, с учётом конкретного этапа жизненного цикла товара и других факторов.

1.3 Факторы, влияющие на формирование цены

Цели организации. При определении ценовой политики любой компании в первую очередь необходимо определить, каких целей она хочет достичь. Например, если основная цель компании - обеспечение выживаемости на рынке - то компания вынуждена устанавливать низкие цены в надежде на благоприятную реакцию потребителей. До тех пор, пока цены покрывают издержки, компании, попавшие в трудное положение, могут еще какое-то время продержаться. Но если, например, цель компании максимизировать прибыль, то, очевидно, компания назначит за свои товары (услуги) высокие цены. Так как в этом случае текущие финансовые показатели для нее важнее долгосрочных.

Жизненный цикл товара. Новый товар, особенно наукоемкий, на стадии запуска, пока он является новинкой, может и должен стоить дорого. А если товар в закате, то стоить он будет дешевле. Ярким примером могут служить сотовые телефоны. Новые модели стоят дорого, но уже через полгода эти же модели стоят в два - три раза дешевле.

Позиционирование. То, как тот или иной товар позиционируется на рынке, очень сильно влияет на цену этого товара. Если, например, вы позиционируете свой товар как общедоступный, вам нет смысла назначать за него высокую цену, т.к. в этом случае ваш целевой сегмент не сможет позволить себе приобрести этот товар. И наоборот, если вы позиционируете свой товар в классе "Премиум" или "Люкс", цена должна быть высокой, т.к. иначе сегмент, на который вы нацелены в этом случае, не воспримет этот товар, как предназначенный для него.

Затраты. Затраты (издержки) определяют минимальную цену за товар (услуги). Любая компания стремиться назначить цену, достаточную для того, чтобы покрыть все издержки по производству, распределению и сбыту, включая норму прибыли.

Потребительский спрос. Общеизвестно, что спрос определяет цену. Но верно и то, что цена, в свою очередь, влияет на уровень спроса на товар. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости. Однако, в случае престижных товаров, ситуация может быть противоположной. Потребители могут посчитать цену показателем более высокого качества или большей желательности товара.

Ценность товара. В этом случае компания считает, что основным фактором ценообразования являются не издержки, а ценность товара, то есть восприятие товара покупателем. И если цена будет установлена выше признаваемой ценности товара, продажи будут ниже, чем могли быть. А если цена будет назначена значительно ниже воспринимаемой ценности, то товар будет прекрасно идти на рынке, но доход он будет приносить значительно меньший, чем при цене, повышенной до уровня, соответствующего воспринимаемой ценности.

Психологические соображения. Многие потребители смотрят на цену, как на показатель качества. И часто компаниям удается увеличивать сбыт своей продукции повышением цены на свои товары, и эти товары считаются престижными.

1.4 Себестоимость продукции, её калькулирование

Для предприятий основным по значимости элементом в составе цены товара является его себестоимость. В соответствии с наиболее общим определением себестоимость - это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции.

Практика учета затрат и себестоимости в значительной степени базируется на теории разграничения затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Объясняется это тем, что на предприятиях, работающих в рыночных условиях, часто возникают ситуации, связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей. Подобные колебания влекут за собой изменения в объемах продаж. Это, в свою очередь, существенно влияет на уровень себестоимости продукции и, как следствие, на финансовые результаты.

К переменным относят затраты, величина которых изменяется c изменением степени загрузки производственных мощностей (объема выпуска). Сюда включают затраты на сырье и основные материалы, заработную плату основных производственных рабочих, затраты на топливо и энергию для технологических целей.

К постоянным затратам принято относить такие, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей (объема выпуска). Это, например, амортизация, арендная плата, проценты по кредитам. Следует отметить важнейшую особенность постоянных затрат - с ростом объема производства они уменьшаются в расчете на единицу продукции. Именно поэтому при увеличении загрузки производственных мощностей и росте объемов продаж себестоимость отдельного изделия снижается, что приводит в конечном итоге к росту массы прибыли предприятия.

Общие или полные затраты на выпуск продукции, включаемые в себестоимость, традиционно служили в нашей стране базой при формировании цен на продукцию предприятий.

В зависимости от полноты включения затрат выделяют производственную и полную себестоимости. В производственную себестоимость включаются цеховая себестоимость (затраты по производству продукции конкретного цеха) и общехозяйственные расходы. Общехозяйственные расходы - это затраты на содержание административно-управленческого персонала организации, охрану труда, соблюдение техники безопасности и т.п. В полную себестоимость включаются производственная себестоимость и коммерческие расходы.

В расшифровке статей затрат должны выделятся материальные затраты (перечень сырья, материалов, комплектующих, необходимых для производства товаров, их количество, цена, стоимость), трудовые затраты (перечень производимых операций, разряд работ, утверждённые нормы времени и тарифные ставки), накладные расходы (перечень расходов с указанием порядка их определения), коммерческие расходы (перечень расходов с указанием порядка их определения).

Статьи затрат могут изменяться в соответствии с отраслевыми особенностями состава затрат.

Плановая калькуляция составляется на каждый вид выпускаемой продукции в белорусских рублях. Плановые калькуляции составляются с использованием норм расхода сырья, материалов, норм времени и расценок по оплате труда, установленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению, налогов и отчислений по действующему законодательству.

В типовую калькуляцию входят следующие элементы:

Основное и вспомогательное сырьё;

Возвратные отходы (высчитываются);

Транспортно-заготовительные расходы;

Топливо и энергия на технологические цели;

Расходы на оплату труда производственных рабочих;

Отчисления на социальные нужды;

Общепроизводственные расходы;

Общехозяйственные расходы (отчисления в инновационный фонд; на подготовку кадров);

Итого производственная себестоимость;

Коммерческие расходы (расходы на реализацию);

Итого полная себестоимость;

Прибыль (исходя из планового процента рентабельности от полной себестоимости);

Акциз;

Цена с НДС;

Степень детализации калькуляции зависит от конкретных условий деятельности, однако она должна быть удобной для корректировки в случае изменения тех или иных составляющих (стоимости сырья, транспортных тарифов, минимальной заработной платы и ставки первого разряда, переоценки стоимости основных средств и т.п.).

1.5 Виды и методы калькулирования

Виды калькуляции:

Нормативная калькуляция - рассчитывается на основе экономически обоснованных норм и нормативов на определённую дату;

Плановая калькуляция - может быть выше или ниже нормативной, т.к. в плановом периоде нормы расхода труда могут быть выше или ниже тех, которые были учтены в предыдущем периоде на стадии разработки нормативной калькуляции;

Фактическая или отчётная калькуляция - это калькуляция, которая сложилась в отчётном периоде.

Методы калькулирования:

Метод прямого счёта или простой метод - при этом себестоимость единицы продукции определяется путём деления всей себестоимости на количество изделий; применяется на предприятиях, выпускающих однородную продукцию;

Расчетно-аналитический метод - основан на нормативном расчёте однородных затрат и косвенном распределении комплексных затрат;

Нормативный метод - основан на нормах и нормативах и применяется для составления калькуляции новых видов продукции.

Метод исключения затрат - основывается на выделении основного и побочного сырья из общих затрат исключается стоимость второстепенной продукции и оставшуюся часть относят на издержки по основной продукции;

Коэффициентный метод - затраты распределяются пропорционально (при помощи удельного веса);

Сортовой метод - определяется себестоимость продукции отдельных сортов и применяется в пищевой, легкой и текстильной продукции.

2. Формирование отпускных цен в промышленной организации

Цены служат средством установления определенных отношений между организацией и покупателями и помогают созданию о ней определенных представлений, что может оказать влияние на ее последующее развитие. Они определяют рентабельность и прибыльность и, следовательно, жизнеспособность организации, являются существенным элементом, определяющим финансовую стабильность организации, и сильнейшим орудием в борьбе с конкурентами. Это особенно актуально в нынешних условиях, когда вследствие снижения покупательской способности, уменьшения нормы прибыли для успешной деятельности любого предприятия наибольшее значение приобретают последовательная реализация эффективной ценовой стратегии и правильная методика установления цены. Рассмотрим процесс ценообразования на конкретном примере.

2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации

Объектом исследования данной работы является ОАО «Коминтерн».

Организационно-правовая форма: открытое акционерное общество (ОАО).

Учредители: концерн «Беллегпром» (юридическое лицо).

Адрес предприятия: 246711, г. Гомель, ул. Интернацианальная, 5.

Профиль предприятия: пошив верхней одежды.

Режим работы предприятия: 5-дневная рабочая неделя в 2 смены по 8 часов.

Число календарных дней в году - 365, праздничных - 15дн/год, выходных - 104дн/год, число дней планового ремонта - 10дн/год.

Количество предпраздничных дней (сокращение смены на 1 час) - 9дн/год.

Фонд рабочего времени:

Фрв = 365 - (15 + 104 + 10 ) = 236 дн/год

Фрв = 236 дн/год * 8 час/см * 2 см - 9 дн/год * 1 час * 2 см = 3758 час/год.

Основные показатели деятельности ОАО «Коминтерн» отражены в таблице.

Таблица 1 - Основные показатели деятельности ОАО «Коминтерн»

Показатели2007г2008гДинамика, %Отклонение, (+,-)Объём выпуска продукции: - в действующих ценах, млн. р. - в сопоставимых ценах, млн. р.12056 5360613064 59488108,36 110,97+ 1008 + 5882Среднесписочная численность работников, чел.14681499102,11+ 31Выручка от реализации, млн. р.3045134482113,24+ 4031Себестоимость, млн. р.2184626313120,45+ 4467Прибыль от реализации, млн. р.5391451683,77- 875Производительность труда: - в действующих ценах, млн. р. - сопоставимых ценах, млн. р.8,21 36,528,72 39,69106,21 108,68+ 0,51 + 3,17Рентабельность производства, %16,6015,35--- 1,25Рентабельность продукции, %24,6817,16--- 7,52

Производительность труда рассчитывается по формуле:

ПТ = Объём выпуска продукции/Среднесписочная численность работников (6)

Рентабельность производства рассчитывается по формуле:

Чистая прибыль *100% (7)

R = Сумма осн. произв. фондов и материальных оборот. средств

Рентабельность продукции рассчитывается по формуле:

= Прибыль от реализации/ Себестоимость продукции *100% (8)

Динамика рассчитывается по формуле:

Данные отчётного периода *100% (9)

Динамика = Данные прошлого периода

Отклонение рассчитывается по формуле:

Отклонение = Данные отчёт. периода - Данные прошл. периода (10)

Выводы: по промышленной организации ОАО «Коминтерн» в отчётном году по сравнению с прошлым объём выпуска продукции в действующих ценах увеличился на 8, 36%, что в сумме составило 1008 млн. р. и объём выпуска продукции в сопоставимых ценах увеличился на 10,97%, что в сумме составило 5882 млн. р.; среднесписочная численность работников в отчётном году по сравнению с прошлым увеличилась на 2,11%, что составило 31 человек; выручка от реализации - увеличилась на 13,24%, что в сумме составило 4031 млн. р.; себестоимость продукции - увеличилась на 20,45%, что в сумме составило 4467 млн. р.; прибыль от реализации в отчётном году по сравнению с прошлым снизилась на 16,23%, что в сумме составило 875 млн. р.; производительность труда в действующих ценах в отчётном году по сравнению с прошлым увеличилась на 6,21%, что в сумме составило 510 тыс. р., также увеличилась производительность труда в сопоставимых ценах увеличился на 8,68%, что в сумме составило 3,17 млн.р.; рентабельность производства в отчётном году по сравнению с прошлым годом снизилась на 1,25%, также снизилась рентабельность продукции - на 7,52%. На фоне общего увеличения показателей, снижение прибыли, рентабельности производства и рентабельности продукции является отрицательным моментом в деятельности ОАО «Коминтерн».

2.2 Формирование цен и оценка организации контроля за соблюдением дисциплины цен

ОАО «Коминтерн» при определении уровня отпускных цен и тарифов, руководствуется Инструкцией №183 от 10.09.2008, утверждённой постановлением Министерства экономики Республики Беларусь (приложение №1) и обязано обосновывать цены и тарифы экономическими расчётами.

Плановая калькуляция составляется на каждый вид выпускаемой продукции в белорусских рублях. Плановые калькуляции составляются с использованием норм расхода сырья, материалов, норм времени и расценок по оплате труда, установленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению, налогов и отчислений.

Так на предприятии ОАО «Коминтерн» калькуляционные карты плановой цены единицы продукции содержат 27 элементов:

сырьё, материалы;

вспомогательные материалы;

фурнитура;

итого материалов (затрат);

транспортно-заготовительные расходы;

возвратные отходы (вычитаются);

уценка маломерных остатков;

итого материальных затрат;

стоимость газа;

стоимость электроэнергии;

всего материальных затрат;

сдельная заработная плата;

основная заработная плата;

отчисления на обязательное страхование;

отчисления в соцстрах;

общепроизводственные расходы;

общехозяйственные расходы;

проценты за кредит;

затраты на обработку;

производственная себестоимость;

отчисления в инновационный фонд;

коммерческие расходы;

полная себестоимость;

прибыль (в %);

оптовая цена;

оптовая цена без НДС;

оптовая цена без НДС с округлением.

В зависимости от вида изделия расходуется разное количество материалов, в зависимости от сложности изделия рассчитывается заработная плата производственным рабочим, включаемая в себестоимость изделия.

На предприятии ОАО «Коминтерн» плановая оптовая цена без НДС с округлением, на пример, на костюм мужской по калькуляционной карте составляет 142 тыс. р., на костюм для мальчиков - 103 тыс. р., на брюки мужские модели 287 - 44 тыс. р.

Наглядный пример калькуляционной карты костюма мужского - приложение №2, костюма для мальчиков - приложение №3, брюк мужских модели 287 - приложение №4.

В целом на предприятии ОАО «Коминтерн» за 2008 год было произведено продукции на сумму 59488 млн. р. (приложение №5), а в 2007 году - на сумму 53606 млн. р. (приложение №6).

В натуральном выражении пошив изделий из всех видов тканей (без меховых) в 2008г составил - 475 тыс. шт., а в 2007 - 457 тыс. шт.; костюмов: в 2008 - 393 тыс. шт., а в 2007 - 380 тыс. шт.; пиджаков: в 2008 - 12 тыс. шт., а в 2007 - 17 тыс. шт.; брюк: в 2008 - 69 тыс. шт., а в 2007 - 60 тыс. шт. (приложение №7 и №8).

В 2008 году объём производства продукции в текущих ценах за вычетом начисленных налогов и сборов из выручки составил 31966 млн. р., при этом затраты на производство продукции составили 29906 млн. р., в том числе:

материальные затраты - 9342 млн. р.;

расходы на оплату труда - 11406 млн. р.;

отчисления на социальные нужды - 4132 млн. р.;

амортизация основных средств и непроизводственных активов - 884 млн. р.;

прочие затраты - 1142 млн. р. (приложение №9).

В 2007 году объём производства продукции в текущих ценах за вычетом начисленных налогов и сборов из выручки составил 26671 млн. р., при этом затраты на производство продукции составили 21344 млн. р., в том числе:

материальные затраты - 7628 млн. р.;

расходы на оплату труда - 8880 млн. р.;

отчисления на социальные нужды - 3294 млн. р.;

амортизация основных средств и непроизводственных активов - 656 млн. р.;

прочие затраты - 886 млн. р. (приложение №10).

Следует также учитывать, что в 2008 году первоначальная стоимость основных средств увеличилась на 3969 млн. р. (26246 - 22277, приложение №11 и №12 соответственно), а остаточная стоимость увеличилась на 2257 млн. р. (11375 - 9118), что в свою очередь привело к увеличению себестоимости и соответственно отпускной цены на товар.

Производственные фонды предприятия включают в себя все средства труда, которые участвуют в процессе пошива верхней одежды (в нашем случае костюма мужского - приложение №2) непосредственно или косвенно. Перечень Зданий, оборудования и транспортных средств, составляющих активы предприятия, с указанием их стоимости приведены в бухгалтерском балансе (приложение №13), более подробно в приложении к бухгалтерскому балансу (приложение №14).

Расчет заработной платы производиться на основе месячных показателей. Руководители, специалисты и служащие получают заработную плату в виде оклада. Заработная плата рабочих рассчитывается на предприятии по сдельной форме оплаты труда на единицу продукции. Заработная плата вспомогательных рабочих определяется повременной формой оплаты труда, исходя из квалификационного разряда и часовой тарифной ставки. По результатам работы, работникам может выплачиваться дополнительная премия в качестве материального поощрения на усмотрение директора.

На статью «Дополнительная заработная плата» относятся выплаты за непроработанное на производстве время: оплата отпусков, выплаты за выслугу лет, за выполнение государственных обязанностей и т.д. Дополнительная заработная плата определяется по нормативу (проценту) к основной.

В данном случае, поскольку заработная плата персонала определялась на основе месячного заработка исходя из современных условий, в расчете фонда оплаты труда уже учтена как основная, так и дополнительная заработная плата.

Отчисления на социальные нужды производятся предприятием в государственные фонды Республики Беларусь и составляют 34,6 % от фонда оплаты труда.

По промышленной организации ОАО «Коминтерн» имеются «Отчёт по труду» за 2008 год (приложение №15) и «Отчёт по труду» за 2007 год (приложение №16).

Величина амортизационных отчислений рассчитывается путем умножения балансовой стоимости на норму амортизации (в процентах, определяется нормативно по справочникам) и деления на 100. Отношение годовых амортизационных отчислений (в рублях) к балансовой стоимости основных фондов, выраженное в процентах, называется нормой амортизации. Балансовая стоимость - та, по которой основные фонды числятся в бухгалтерском балансе. Балансовая стоимость оборудования берется с учетом переоценки.

Общецеховые, или так называемые общепроизводственные расходы, включают затраты по содержанию помещений, а также затраты связанные с организацией, обслуживанием и управлением производством.

Они являются условно-постоянными затратами, т.к. они напрямую не зависят от объема выпуска продукции. Примером тому может служить арендная плата или заработная плата директора. Эти выплаты будут производиться в полном размере даже при значительном снижении производства продукции.

На практике в большинстве случаев рассчитывается смета общецеховых расходов и делится на заработную плату основных производственных рабочих. Таким образом, находится процент накладных общецеховых расходов для отнесения их стоимости на единицу готовой продукции. Если объем производства будет падать, то пропорционально уменьшится и заработная плата основных рабочих. В этом случае отношение суммы общецеховых расходов и заработной платы основных рабочих будет больше, чем в первом случае.

Такие расходы как: расходы на рекламу (в том числе в печатных изданиях, телевизионная реклама, радиореклама, реклама на щитах и световых экранах); расходы на оформление буклетов своей продукции; расходы на проведение маркетинговых исследований и поиск новых покупателей; расходы на создание собственных торговых точек; оплата услуг юриста, нотариуса при заключении договоров и др. Коммерческие расходы считаются в процентном выражении от производственной себестоимости.

Доход характеризует конечный результат деятельности предприятия, исчисляемый путем исключения из выручки (без НДС) всех затрат на производство и реализацию продукции, вошедших в полную себестоимость кроме затрат на оплату труда всего персонала предприятия. Для ОАО «Коминтерн» в 2008 году доход составил 5109 млн. р., а в 2007году - 5721 млн.р. (приложение №17).

Рентабельность характеризует эффективность работы предприятия за определенный период времени (в данном случае - год) и измеряется в процентах. В данной работе рассчитываем рентабельность производства - 15,35% и рентабельность продукции - 17,16%.

Можно сделать вывод, что предприятие довольно эффективное, поскольку разница в рентабельности в 1,81% (17,16% - 15,35%) является небольшим отклонением и себестоимость товара определяется как «оптимальная».

Процесс ценообразования - это не только самостоятельная деятельность предприятия, но и процесс, регулируемый законодательными актами Республики Беларусь.

На предприятии ОАО «Коминтерн» контроль за соблюдением дисциплины цен осуществляет экономист по ценам, в составе планово-экономического отдела предприятия. Также цены контролируются государственными органами контроля за соблюдением дисциплины цен и тарифов.

К числу основных нормативных документов, регулирующих деятельность предприятия в сфере ценообразования относятся:

Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-3 «О ценообразовании» (в ред. Законов Республики Беларусь от 15.07.2008 №397-3). Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 11 мая 1999 г. №2/30;

Инструкция №183 «О порядке и применении цен и тарифов» от 10.09.2008, утверждённая постановлением Министерства экономики Республики Беларусь.

Указы Президента РБ и другие нормативно-правовые акты.

Следует отметить, что на предприятии ОАО «Коминтерн» определены основы политики в области ценообразования, разграничены полномочия по установлению и регулированию цен (тарифов), установлены цены на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем предприятию покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли. Всё это говорит о том, что на предприятии соблюдается законодательство о ценообразовании, формировании и применении цен.

3. Основные направления совершенствования ценообразования в организации

цена формирование себестоимость калькулирование

Ценообразование - это комплексный процесс, в котором необходимо учитывать большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты.

В зависимости от применяемой рыночной стратегии избирается конкретная форма осуществления ценовой политики или соответствующая комбинация таких форм. Вот некоторые из них:

добиться такого уровня цен, верхний предел которого обеспечивал бы фирме максимальную прибыль;

обеспечить фирме «нормальную прибыль» (возмещение издержек производства плюс средняя норма прибыли);

вести политику «ценовой» конкуренции;

осуществлять политику «неценовой» конкуренции;

устанавливать цены на уровне «лидера» или цен конкурентов;

обеспечивать «престижные» цены, особо подчеркивая высокое качество товара;

поддерживать с помощью цен определенный процент прибыли на авансированный капитал;

регулировать цены, обеспечивающие стабильность объемов и номенклатуры продукции;

добиваться стабильности цен и прибыли путем маневрирования факторами производства;

устанавливать цены с целью вытеснения конкурентов с внутреннего или мирового рынка;

устанавливать низкие цены с целью проникновения на рынок.

Стратегический подход фирмы к проблеме ценообразования частично зависит от этапов жизненного цикла товара. Особенно большие требования предъявляет этап выдвижения на рынок. Рассмотрим некоторые стратегические решения в направлении ценообразования.

Для совершенствования ценообразования предприятие должно принимать определённые меры. При этом оно должно снижать цену на товар и повышать качество товара.

В любом случае повышение качества сопровождается увеличением издержек производства, а значит, и ростом цен продукцию. Для успеха в конкурентной борьбе руководству предприятия предстоит выработать стратегию, направленную на постоянное снижение цен на традиционные для данного сегмента рынка изделия и услуги. Поэтому в условиях современного рынка предприятие должно одновременно решать две на первый взгляд взаимоисключающие задачи: обеспечивать постоянный рост качества и повышение потребительских свойств уже имеющихся на рынке изделий и постоянно снижать цены на них.

Установлению низкой цены благоприятствуют следующие условия: рынок очень чувствителен к ценам, и низкая цена способствует его расширению; с ростом объемов производства его издержки, а также и издержки по распределению товара сокращаются; низкая цена непривлекательна для существующих и потенциальных конкурентов.

От того, какой из подходов совершенствования ценообразования выбрало руководство предприятия, зависит не только его конкурентоспособность на рынке, но и возможность обеспечения рентабельности производства при снижении уровня цен, а значит, и долговременная устойчивость финансового положения предприятия.

Обычно фирма вынуждена строить свою политику с учётом существования конкурентов. И этот факт может довольно заметно модифицировать результаты, полученные на основе учета только полезности товара и затрат на его производство. Даже самые, казалось бы, очевидные шаги, если они предпринимаются без учета завтрашних ответных шагов конкурентов и покупателей, могут оказаться весьма неудачными.

Прогноз конкурентоспособности является поисковым и заключается в определении вероятного описания возможного состояния в будущем.

Первое стратегическое правило ценообразования может быть сформулировано следующим образом:

Никогда не следует принимать ценовое решение лишь для привлечения еще одного покупателя или обеспечения немедленного роста продаж. Такое решение должно всегда подчиняться задаче обеспечения фирме возможности прибыльно вести дела в длительной перспективе.

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, хочется отметить следующее.

Выбранная мною тема является весьма актуальной, т.к. в условиях рыночной экономики цена является одним из важнейших экономических рычагов в повышении эффективности производства. Это объясняется тем, что от уровня цены зависит величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность предприятия и его продукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных решений.

По результатам исследования первой главы удалось выяснить, что цена является денежным выражением стоимости товара, она влияет на характеристики товара, методы его продвижения и каналы распространения, равно как и все эти факторы влияют на цену.

Себестоимость - одна из составляющих цены, включает в себя затраты на производство продукции. При определении затрат составляется калькуляционная карта на единицу продукции, с помощью которой в дальнейшем формируется отпускная цена.

Предприятие не просто устанавливает единую цену, а скорее создает целую систему ценообразования, которая охватывает цены на различные товары и ассортимент.

Цена должна обеспечивать производителю возмещение затрат с определенной прибыльностью, а потребителю - экономическую выгоду от пользования этим товаром.

Процесс формирования ценовой политики, предполагает постановку целей и задач ценообразования, оценку спроса, издержек производства и цен конкурентов. Определения метода ценообразования, исходя из ценовой политики предприятия.

Во второй главе была дана характеристика основных показателей деятельности ОАО «Коминтерн», из которой следует, что рентабельность производства и рентабельность продукции в отчётном году, им является 2008 год, по сравнению с прошлым снизились, а это в свою очередь является отрицательным моментом в деятельности предприятия.

Также во второй главе было изучено калькулирование себестоимости единицы продукции на примере промышленного предприятия ОАО «Коминтерн», соотношение затрат на производство продукции к объёму производства, также был проведен практический анализ формирования цены, изучены факторы, составляющие её основу. Так, при установлении цены определяющими факторами выступают: себестоимость товара, удовлетворяющие предприятие размеры прибыли, цены конкурентов.

В заключение можно сказать, что в основе ценовой политики любого предприятия лежит правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовой стратегии, которые составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого коммерческого предприятия в жестких условиях рыночных отношений.

Список использованных источников

1.Головачев А.С. Экономика предприятия: учебное пособие. В 2 ч./ А.С. Головачев. - Мн.: Выш. шк., 2008.

2.Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - Мн.: Высш. шк., 2004

.Емельянова Т.В. Ценообразование. - Мн.: Выш. шк., 2008.

.Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-3 «О ценообразовании» (в ред. Законов Республики Беларусь от 15.07.2008 №397-3). Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 11 мая 1999 г. №2/30.

.Инструкция №183 «О порядке и применении цен и тарифов» от 10.09.2008, утверждённая постановлением Министерства экономики Республики Беларусь.

.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Учебный экономический словарь. - М.: Рольф, 2000.

.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Мн.: Новое знание, 2001.

.Экономика, организация и планирование промышленного производства: учебное пособие/ Т.В. Карпей. - Мн.: Дизайн Про, 2003.

.Экономика предприятия: учебное пособие / А.А. Калинка, О.Л. Румас. - Мн.: Ураджай, 2001.

.Экономика предприятия: учебное пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др., под общ. ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. - Мн.: Новое знание, 2003.

.Экономика предприятия: учебник для вузов /под ред. Раичкого К.А. - М.: Дашков и Ко, 2002.

.Экономика торгового предприятия: учебное пособие /под ред. С.Н. Лебедевой. - Мн.: Новое знание, 2001.

.Экономика предприятия: учебное пособие /Л.Н. Нехорошева. - Мн.: Выш. шк., 2005.

.Экономика предприятия: учебное пособие /под ред. В.Я. Хрипача. - Мн.: Экономпресс,2006.

.Якушкин Е.А. Основы экономики: учебное пособие/ Е.А. Якушкин. - Мн.: РИПО, 2007.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!