Универсальные функции социально-политического мифа

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,83 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Универсальные функции социально-политического мифа

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского

Специальность 09.00.03 - социальная философия и философия истории






АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО МИФА


Ставицкий Андрей Владимирович










Симферополь - 2003

Диссертацией является рукопись

Работа выполнена в Таврическом национальном университете имени В. И. Вернадского Министерства образования и науки Украины

Научный руководитель: доктор политических наук, доцент Юрченко Сергей Васильевич Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, профессор кафедры новой и новейшей истории зарубежных стран

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Кальной Игорь Иванович, Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, заведующий кафедры социальной философии, г. Симферополь

кандидат философских наук, профессор Тупчиенко Леонид Сидорович, и. о. заведующего кафедры истории и политологии Национального авиационного университета, г. Киев

Ведущая организация Институт философии им. Г.С. Сковороды НАН Украины, отдел социальной философии, г. Киев

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таврического национального университета им. В.И. Вернадского по адресу: 95007, г. Симферополь, ул. В.И. Вернадского, 4.

Ученый секретарь специализированного ученого совета Креминский А.И.

Аннотация

Ставицкий А.В. Универсальные функции социально-политического мифа. - Рукопись. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.03. - социальная философия и философия истории. Таврический национальный университет им. В.И Вернадского, Симферополь, 2003. [c.18]

Диссертация является исследованием социально-политического мифа через анализ его универсальных функций. В ней рассмотрены степень изученности темы, научные достижения современной философской мысли, затрагивающие тему данного исследования; определены основные подходы в изучении мифа и отмечены основные выводы, которых придерживаются представители тех или иных изучающих миф наук; выделены наиболее типичные заблуждения, связанные с изучением современного мифа; выявлен круг основных проблем исследования и намечены перспективы их возможного решения.

Научная новизна данного исследования заключается в рассмотрении специфики и особенностей современного мифа, отличающих его от мифа архаичного; в систематизации и анализе функций социально-политического мифа, позволяющих выявить принципы структурного деления функций, выстраивания их внутренней иерархии. Благодаря этому, в диссертации дана общая характеристика всех основных функций мифа, определены общие критерии их систематизации; осуществлено разделение функций мифа на основные группы и дана их краткая характеристика; проанализированы универсальные функции мифа, их основные особенности и предложена их возможная классификация.

Основное место в диссертации отведено анализу универсальных функций современного социально-политического мифа, охватывающих всю совокупность представлений, проявляющихся в рамках мировоззренческой сферы, позволяя определить характер функций и степень последствий воздействия мифа на общество и личность. Функции мифа приводят в одну систему всю совокупность имеющихся знаний, научных и интуитивных представлений, интеллектуальных умений и навыков, лежащих в основе психофизической и социальной деятельности каждого человека, давая обоснование тех или иных его поступков на протяжении всей жизни. Они способствуют социализации личности, определяя смысл и целесообразность духовной работы каждого, подчиненной главной цели общества на данный исторический момент; определяют формирование человеческого сознания и формируют целые культуры и цивилизации.

Функции мифа позволяют осуществлять специфическое осмысление духовного и практического опыта человека, формируя сознание, построенное на неком утвердившемся во времени и закрепленном в пространстве смысловом порядке, цельность которого является залогом единства духовной общности и стабильности социальной системы, ее эффективности и защищенности; понять духовный смысл бытия и место человека в нем, помогающие выстроить определенные отношения с миром, средой, социумом, окружающими людьми и ориентироваться в жизни, поступая в соответствии с выработанными принципами и [c.19] идеалами. Они позволяют моделировать взгляды на прошлое и будущее людей, их отношение к окружающему миру, формируя стереотипы психологических реакций и форм социального поведения, создавая такие образы будущего, которые смогли бы расположить, очаровать, сплотить, объединить, связать и увлечь людей во имя их будущего. В результате их действия мифические представления о мире и обществе формируются в единую, органически цельную систему, гармонизирующую общественные отношения, осуществляющую усвоение "порядка культуры", а через него - и порядка общества и власти, объединяющую мир и человека в одно целое.

Универсальные функции помогают познавать мир средствами мифа, позволяя мифу отражать окружающую реальность в свойственных ему формах, персонифицируя вещи, процессы, явления, воспринимая их в "мистических" отношениях, в духовной (психической) связи с миром, в активном диалоге познаваемого с познающим. Так, через них миф выступает как отражение глубинных переживаний, символики реальности, психического единства всего материального; как отражение-память, связывающее нас с прошлым, когда мир, одухотворенный нашим заинтересованным восприятием нас же и отражает, делая мир человекомерным. Он превращает предмет в образ, обладающий конкретными свойствами, и вместе с тем, воплощающий в себе целый мир и соединенный с миром; образ, ведущий с человеком безмолвный, но важный для него диалог, где миф предстает как жизнь, отраженная в себе самой.

Исследование механизма функционирования мифа позволяет определить роль социально-политического мифа в современном обществе через анализ его универсальных функций; исследовать миф, как эффективное орудие идеологической, психологической и информационной борьбы, роль которого, по мере развития информационных технологий, быстро и неуклонно возрастает.

Ключевые слова: социально-политический миф, функции мифа, мифология власти, мифологизация.

Анотація

Ставицький А.В. Універсальні функції соціально-політичного міфу. - Рукопис. Дисертація на здобуття ученого ступеня кандидата філософських наук за фахом 09.00.03. - соціальна філософія і філософія історії. Таврійський національний університет ім. В. І Вернадського, Сімферополь, 2003.

Дисертація є дослідженням сучасного міфу, здійсненим через аналіз його універсальних функцій. У ній закладені основи класифікації і загальної структури функцій сучасного міфу; проведені структурна [c.20] систематизація і детальний аналіз універсальних функцій соціально-політичного міфу, що охоплюють усю сукупність уявлень, що виявляються в рамках світоглядної сфери, дана їхня якісна характеристика; визначені характер і ступінь наслідків впливу міфу на суспільство та особистість.

Дослідження проблеми функціонування міфу, його впливу на суспільство дозволяє краще зрозуміти міф, його соціальну, психологічну, мовну природу; визначити роль соціально-політичного міфу в сучасному суспільстві через аналіз його універсальних функцій; досліджувати міф, як ефективне знаряддя ідеологічної, психологічної та інформаційної боротьби, роль якого, у міру розвитку інформаційних технологій, швидко і неухильно зростає.

Ключові слова: соціально-політичний міф, функції міфу, міфологія влади, міфологізація.

Summary

A.V. Universal functions of socio-political myth. - Manuscript.thesis for the candidate of the Philosophy sciences in specialty 09.00.03. - social philosophy and philosophy of history. Tavrichesky National University honored to V. I. Vernadsky, Simferopol, 2003.thesis is a research of modern myth realized through analyses of its universal functions. The thesis includes classification principles and general structure essentials of modern myth. The thesis provides structural systematization and detailed analysis of socio-political myth universal functions. The functions cover the whole ideas of the world ideology. The thesis gives the quality characteristics of the universal functions of modern myth; reveals the degree and nature of the influence of myth consequences on human beings.research of myth existence its influence on society allows to understand the myth, to understand its social, psychological and linguistic nature. The research gives an opportunity to define the role of socio-political myth in modern sociaty trough analyses of its universal functions; to investigate the myth as effective means of ideological, psychological and informational struggle. The role of myth is increasing constantly while informational technology is developing.

Key words: socio-political myth, functions of myth, symbol, mythology of power, mythologization.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Интенсивный процесс усиления глобальной информатизации, который мы наблюдаем в последние годы, настоятельно требует изучать ее социальную роль и механизмы воздействия на общественное сознание. Современный социально-политический миф - один из важнейших механизмов влияния на сознание общества, и поэтому он становится важным фактором не только национальной политики, но и национальной безопасности.

Постановка проблемы современного мифа и его функционирования в обществе требует расширительного толкования мифа, так как традиционное представление о мифе как продукте фантазии древних народов не может существенно помочь в исследовании мифа современного. Согласно ему, миф не сводим к сказаниям о богах и героях, так как присущ человеку и его сознанию на всех этапах развития общества, составляя основу и сущность любой культуры, представляя не до-логическое, незрелое понимание мира, а иной аспект отражения реальности; один из способов (наряду с наукой и религией) ее познания и переживания, охватывающий всю чувственно воспринимаемую и в образно-символических формах отражаемую и творимую реальность. Миф - это особый "язык", в терминах которого человек с древнейших времен моделировал, классифицировал и интерпретировал себя, общество, мир. Он является способом духовной самоорганизации; представляет собой осмысленное знание культуры, вплетенное в структуру жизненных ценностей и переживаний, не только дающее определенное объяснение действительности, но и придающее жизни человека некий высший смысл. В той степени, в какой современный миф затрагивает различные аспекты развития общества, власти, политической культуры, проблемы их взаимоотношения, проявляется его социально-политическая сущность.

Изменение отношения к мифу вызвало повышенный интерес науки к современной социальной и политической мифологии, к причинам, основам, источникам, механизму возникновения и функционирования мифов, подтвердив, что они переполняют наше общество. Вопреки общепринятому мнению мифы в современном обществе живут, функционируют, трансформируются, перетекая из одной формы в другую, а их влияние на общественное сознание во многих случаях оказывается решающим. И игнорировать этот факт не могут сейчас ни наука, ни общество, ни власть.

Особую роль в изменении понимания роли мифа в обществе сыграла начавшаяся во второй половине ХХ века т. н. "информационная волна", когда по мере развития и распространения информационных технологий становилось все очевиднее, что информационные факторы все более [c.2] влияют на развитие современного мира, определяя качество и жизнеспособность общества, его управляемость и безопасность; что власть держится на общественном мнении, а общественное мнение живет мифами, формирующими духовную и интеллектуальную среду общества, его информационно-символическое поле. И тот, кто контролирует это поле, кто формирует мифы, тот контролирует умы и души людей, а, следовательно, правит миром.

Разумеется, мир информации отнюдь не сводится к сумме мифов. И в политическом сознании общества, и в идеологии, и в сфере ценностей можно говорить лишь о мифологической составляющей, выделить которую, впрочем, из других факторов бывает довольно трудно. И в каждом конкретном случае это требует специального исследования.

В Украине интерес к современному мифу возник недавно и становится заметным по мере распространения в Советском Союзе "перестройки" и "гласности", когда стал осуществляться курс на "демократизацию" политической власти, приведший к развалу СССР и образованию новых независимых государств.

В странах Западной Европы и в США важность изучения современных мифов поняли раньше, о чем свидетельствует факт появления большого количества исследований в области психологии масс, public relations, нейро-лингвистического программирования. Особое развитие при этом получили прикладные исследования, где в первую очередь учитываются и разрабатываются суггестивные основы мифа, его способность внушать, кодировать, регулировать, направлять. Отмечается его способность "виртуализировать" политиков, партии, ценности и идеалы, "демократические" и "тоталитарные" режимы.

Существующая ситуация потребовала определить иные приоритеты власти, формы и механизмы информационного воздействия и взаимодействия, построенные не на прямом давлении и открытом принуждении, а на знании и использовании скрытых, нередко неосознанных желаний и мотивов людей, на технологиях манипулирования информацией и политического "обольщения". Ведь чтобы управлять массами, необходимо знать мифы, по которым масса живет и действует, знать их свойства и роль в обществе; знать, как они воздействуют на общество, как функционируют в нем, уметь контролировать их, формировать и использовать в интересах человека, общества, государства.

Особую роль играют мифы в решении проблем национальной безопасности, на первое место в которых выходят не войны за территории и материальные ресурсы, а проблема контроля внутреннего и внешнего информационного пространства. Поскольку основная борьба перемещается в область информационных отношений и ресурсов, когда победителю совсем не обязательно захватывать новые территории или [c.3] уничтожать внутреннюю оппозицию, а достаточно регулировать информационные потоки и контролировать информационное пространство, особую роль начинают играть психологические, идеологические и информационные войны, как внутри страны, так и за ее пределами. Так борьба за сферы влияния (главная причина всех известных нам войн) была постепенно перенесена в информационную сферу, достаточно ясно показав, что тот правит миром, кто контролирует информационное пространство и творит его мифы.

Все это указывает на актуальность исследования социально-политического мифа, механизма его формирования и функционирования.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Исследование проводилось в соответствии с комплексной темой кафедры философии Таврического национального университета имени В.И. Вернадского "Философские основания современной социокультурной парадигмы" (номер государственной регистрации темы № 0100U001117).

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является изучение специфики и природы современного социально-политического мифа, его свойств, роли и места в социальной, политической и духовной жизни общества, его воздействия на формирование общественного сознания.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть основные подходы в исследовании мифа;
  • систематизировать функции современного мифа, позволяющие воссоздать миф через систему его функционирования;
  • выделить и осуществить анализ универсальных функций социально-политического мифа, их качественную характеристику, характер и степень последствий воздействия этих функций на общество и человека;
  • осуществить анализ свойств мифа через исследование его универсальных функций и раскрыть сущность мифа как современного социокультурного феномена.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является современный социально-политический миф, а предметом - его универсальные функции как способ воздействия мифа на общество, людей и их мировоззрение.

Методология исследования. В работе применялись методы, выработанные отраслями гуманитарного знания, к которым относятся:

  • системный подход, позволяющий рассматривать миф как целостную, сложно организованную, саморегулирующуюся систему, находящуюся в постоянном взаимодействии с обществом и человеком;
  • исторический метод, требующий изучения всех явлений жизни в последовательном временном развитии и выявляющий связи прошлого, [c.4] настоящего и будущего, рассматривающий миф в развитии, как явление историческое;
  • сравнительный метод, основанный на сопоставлении однотипных явлений для выделения их общих черт и специфики, позволяющий плодотворно использовать опыт других для нахождения оптимальных путей достижения поставленных при исследовании мифа задач;
  • интервальный подход, обеспечивающий рассмотрение современного мифа, как многомерного феномена, имеющего разные смысловые уровни и измерения;
  • структурно-функциональный метод, рассматривающий общество как систему, обладающую сложной структурой, каждый элемент которой действует согласно программе, заданной самой структурой, выполняя свои особые функции, удовлетворяющие определенные потребности и ожидания системы.

Научная новизна полученных результатов. Научная новизна данного исследования заключается в систематизации и анализе функций социально-политического мифа, позволяющих выявить принципы структурного деления функций, выстраивания их внутренней иерархии.

В результате проведенного исследования:

  • впервые в социологической литературе показана специфика и особенности современного мифа (в отличие от его классической, архаичной формы), который построен на определенно толкуемых фактах, по-своему логичен и "проверяется" эмпирически, опираясь на научные теории своего времени, выраженные в определенной идеологической доктрине, сохраняя полную видимость правдоподобия;
  • предложена основа классификации и общей структуры функций современного мифа, позволяющая разделить их на три основных группы: функции универсальные, социально-политические и прикладные, используемые для непосредственного воздействия на сознание;
  • проведена структурная систематизация и детальный анализ общих, универсальных функций современного социально-политического мифа, охватывающих всю совокупность представлений, проявляющихся в рамках мировоззренческой сферы, дана их качественная характеристика;
  • определен характер функций и степень последствий воздействия мифа на общество и личность.

Теоретическое и практическое значение полученных результатов. Исследование проблемы функционирования мифа, его воздействия на общество, имеет как теоретическое, так и практическое значение, поскольку позволяет:

  • [c.5] понять миф в интеграции социальных, психологических, языковых факторов, как следствие психо-социальных мотиваций поведения людей;
  • определить роль социально-политического мифа в современном обществе через анализ его универсальных функций;
  • исследовать миф, как эффективное орудие идеологической, психологической и информационной борьбы, роль которого, по мере развития информационных технологий, быстро и неуклонно возрастает.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы:

  • при чтении лекций по социальной философии, философии культуры, политологии, социологии, культурологии, психологии, истории;
  • при анализе политической деятельности партий, государственных и общественных структур, идеологических и научных учреждений, средств массовой информации;
  • при разработке отдельных проблем национальной безопасности.

Личный вклад соискателя. Основные положения и результаты диссертационной работы получены автором самостоятельно. В написанной совместно с Никифоровым А.Р., Омельчуком Д.В. и Юрченко С.В. учебном пособии [9] автору принадлежит обобщающий анализ по второму, третьему, шестому, восьмому и десятому тематическим разделам.

Апробация исследования. Основные положения данного научного исследования отчасти отражены в выступлениях автора на международных научных конференциях "Проблемы духовности в конце ХХ века" (Севастополь, сентябрь 1999 г.); "Ялта 1945-2000: Проблемы международной безопасности на пороге нового столетия" (г. Ялта, февраль 2000 г.); "Человек: дух, душа, тело" (г. Сумы, сентябрь 2000 г.), "Ломоносовские чтения" (Севастополь, Черноморский филиал МГУ, апрель 2002 г., апрель 2003 г.).

Отдельные положения работы были освещены на научных конференциях "Культура в профессиональной деятельности современного специалиста" (Севастополь, май 2000 г.), "Лазаревские чтения" по теме: "Причерноморье: история, экология, культура" (Севастополь, октябрь 2002 г.), а также в ходе преподавательской деятельности.

Материалы исследования легли в основу спецкурсов "Социально-политический миф и его функции" и "Современная политическая мифология как социокультурный феномен", подготовленных для чтения в Севастопольском филиале Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Отдельные положения данной диссертации [c.6] использовались автором при подготовке к учебному пособию по новейшей истории для 10-х классов (1999 г.).

Диссертация обсуждалась на методологических семинарах и заседаниях кафедры философии Таврического национального университета имени В.И. Вернадского.

Публикации. По теме диссертации сделано девять публикаций, четыре из которых вышли в изданиях, утвержденных ВАК Украины.

Структура диссертации. Диссертация состоит из вступления, четырех разделов и заключения, а также приложения и списка использованных источников. Объем диссертации составляет 180 страниц. Список использованных источников насчитывает 275 наименований.

социальный политический миф общество

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы; обозначены объект, предмет, цели, задачи, методы исследования, его новизна, практическое значение; даны сведения об апробации результатов, о структуре диссертации и публикациях автора по теме.

Первый раздел "Социально-политический миф как объект научного исследования. Историография проблемы" посвящен историографическому анализу проблемы изучения мифа.

В нем рассмотрены степень изученности темы, научные достижения современной философской мысли, затрагивающие тему данного исследования; определены основные подходы в изучении мифа и отмечены основные выводы, которых придерживаются представители тех или иных изучающих миф наук; выделены наиболее типичные заблуждения, связанные с изучением современного мифа; выявлен круг основных проблем исследования и намечены перспективы их возможного решения.

Будучи объектом постоянного интереса со стороны науки и общества, миф привлекал внимание ученых издавна. Проблемам мифа посвящены работы философов, культурологов, социологов, политологов, антропологов, этнологов, психологов, лингвистов, семиологов, историков. В них миф рассматривается, как продукт фантазии доисторических народов (М. Мюллер), поэтическая метафора первобытного образа мышления (Я. Гримм), примитивная попытка объяснить естественный мир (Дж. Фрэзер), воспитатель человечества (Г. Гегель), выражение жизненного инстинкта (А. Бергсон), общенародной мудрости (Ф. Ницше) и иррациональной воли (М. Элиаде); социальный феномен (Э.Дюркгейм), регулятор жизни архаичного коллектива (Б. Малиновский); коллективное сновидение (З. Фрейд), проявление архетипических побуждений, [c. 7] скрывающихся в глубинах человеческой психики (К. Юнг); синкретическая колыбель человечества (Е.М. Мелетинский), упакованная в образах и метафорах многотысячелетняя традиция (М.К. Мамардашвили); способ духовной самоорганизации (А.Ф. Лосев), особый тип рациональности (К. Хюбнер) и пр.

За каждым из этих определений стоят исследования в рамках разных философских парадигм, которые можно условно разделить на ряд подходов. К ним относятся: историко-культурный подход (Дж. Кемпбелл, С.С. Аверинцев, Ф.К. Кессиди, Е.М. Мелетинский и др.), разрабатывающий понятие мифа применительно к древним и традиционным обществам; философско-культурологический подход (А.Ф. Лосев, К. Хейзинга, М.К. Мамардашвили, К. Хюбнер, П.С. Гуревич и др.), рассматривающий миф как закономерное явление культуры; психоаналитический подход (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, В. Франкл, С. Гроф и др.), занимающийся разработкой проблемы неразрывной связи и активного взаимодействия между мифом и сознанием, исследованием бессознательных основ мифологической символики; символический подход (Э. Кассирер, П. Рикер и др.), исследующий миф как одну из своеобразных символических форм отражения действительности; лингвистический подход (А.А. Потебня, Э. Бенвенист, Л. Ельмслев, Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон и др.), изучающий миф как языковый феномен сознания; семиологический подход (К. Леви-Строс, Р. Барт, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман и др.), рассматривающий миф как особую знаковую систему, наделяющую происходящее особой значимостью.

Значительное распространение в свете современной истории получил социально-философский подход, в рамках которого проводятся исследования по антропологии мифа (А.М. Лобок, Ю.С. Осаченко и др.); общей теории политической мифологии (И.И. Кравченко, В.Г. Ибрагимова, А.А. Мишучков); советской мифологии (М.С. Восленский, Г.В. Осипов, А.И. Щербинин и др.); отдельным аспектам изучения мифа (С. Антоненко, О. Еремеева и др.); использованию мифов в психологических, идеологических и информационных войнах (Г.Г. Почепцов, В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин и др.).

О разнообразии взглядов и подходов к современному мифу свидетельствует, в частности, сборник статей "Мифы и мифология в современной России", изданный в Москве (2000 г.), в котором были опубликованы исследования по теории мифа (С. Неклюдов, А. Топорков), мифам массового сознания (Е. Левкиевская, М. Хагемейстер) и мифологии власти (А. Левандовский, Т. Филиппова, С. Антоненко).

Особым вниманием сейчас пользуются исследования в области прикладных аспектов мифологии: систем коммуникативного воздействия, [c.8] имиджмента, паблик рилейшнз, нейро-лингвистического программирования и т. п.

Наиболее типичными заблуждениями в исследовании мифа являются утверждения, что миф:

  • прост, наивен, понятен, так как осмыслен и освоен;
  • способ примитивного, неразвитого, до-логического восприятия, часть первобытного сознания, свидетельство "детского" уровня восприятия;
  • следствие "болезни" человека, общества, его языка;
  • вреден, так как лжив и уводит людей от реальности, являясь средством манипуляции сознания;
  • изжил себя и вытесняется рациональным и научным мышлением.

Иной позиции придерживаются сторонники "расширительного [c.9] толкования" мифа, считающие, что миф присущ человеку и его сознанию на всех этапах развития общества, составляя основу и сущность любой культуры, представляя не до-логическое, незрелое понимание мира, а другой аспект отражения реальности; один из способов (наряду с наукой и религией) ее познания и переживания. В их представлении миф - чувственно воспринимаемая и в образно-символических формах отражаемая и творимая реальность; способ духовной самоорганизации общества; особый язык описания, в терминах которого человек с древнейших времен моделировал, классифицировал и интерпретировал себя, общество, мир. Для них миф - осмысленное знание культуры, вплетенное в структуру его жизненных ценностей и переживаний, не только дающее определенное объяснение действительности, но придающее жизни человека некий высший смысл.

В заключительной части раздела дан краткий анализ современного мифа через сравнение его с мифом традиционным. В числе основных признаков, объединяющих мифы архаичные и современные, можно назвать следующие. Во-первых, они по-своему объясняют окружающий мир, создавая особый символически окрашенный воображаемый образ реальности, обращенный в прошлое, настоящее и будущее, воплощающий мечты и надежды людей, их самые потаенные мотивы и желания, закрепляющий господствующие в обществе предрассудки и иллюзии. Во-вторых, они оправдывают и, следовательно, узаконивают существование той общности, той культуры, которая этот миф исповедует, наделяя их существование чрезвычайно важным для них смыслом. В третьих, они являются организующей силой общества, способом его духовной самоорганизации, определяя отношения в обществе (коллективе) и поведение людей, реализуясь в общественных отношениях, укрепляя социальные связи, воплощаясь в ценностях и идеалах, закрепляясь в нормах и ритуалах, определяя основные параметры человеческого бытия, отличного от других сообществ и культур. Таким образом, они придают осмысленность всему человеческому существованию, гармонизируя и упорядочивая его, культивируя свое видение мира, свои ценности и идеалы, свои варианты социального поведения и решения назревших проблем.

При этом, в отличие от архаичных, современные мифы построены на определенно толкуемых фактах, по-своему логичны и "проверяются" эмпирически. Они опираются не только на научные теории своего времени, но на весь "опыт" культуры, выраженные в определенной идеологической доктрине, сохраняя полную видимость правдоподобия и наукообразия для тех, кто их принимает и ими живет. Они функционируют в обществе как сложная саморазвивающаяся знаково-символическая система, включающая в себя всю совокупность [c.10] работающих на нее мифов (социально-политических, экономических, национальных, культурных, бытовых), составляющих одно целое, построенных в определенной заданности и в соответствии с определенной иерархией.

Во втором разделе "Мировоззренческая функция социально-политического мифа и ее составляющие" дана общая характеристика всех основных функций мифа, определены общие критерии их систематизации; осуществлено разделение функций мифа на основные группы и дана их краткая характеристика; проанализированы универсальные функции мифа, их основные особенности и предложена их возможная классификация; выделена и всесторонне рассмотрена первая из универсальных функций мифа (мировоззренческая функция) и ее составляющие, на базе которой строится функционирование остальных.

При анализе функций современного мифа и проведении их систематизации отмечено, что по функциональному применению миф многообразен и универсален. Он не функционирует в одной строго определенной плоскости, реализуя свои возможности сразу на всех уровнях и во всех областях жизни общества и государства. И поскольку его социальное назначение многофункционально, на практике речь должна идти о взаимопереплетении функций мифа и их пучковом, целенаправленном взаимодействии. Поэтому предложенное их деление довольно условно.

Согласно предложенной классификации все функции мифа можно разделить на три основных группы: функции универсальные, задача которых - познание, отражение образно-символически воспринимаемой реальности и формирование сознания; функции ролевые, социально-политические, занимающиеся сохранением или изменением, разрушением и преобразованием в обществе мифических представлений; функции прикладные (инструментальные), используемые для непосредственного воздействия на сознание.

Особую роль среди них играют универсальные функции, которые приводят в одну систему всю совокупность имеющихся знаний, научных и интуитивных представлений, интеллектуальных умений и навыков, лежащих в основе психофизической и социальной деятельности каждого человека, давая ему обоснование тех или иных его поступков на протяжении всей жизни; способствуют социализации личности, определяя смысл и целесообразность духовной работы каждого, подчиненной главной цели общества на данный исторический момент; определяют формирование человеческого сознания, формируют целые культуры и цивилизации.

Далее была рассмотрена мировоззренческая функция, основная задача которой состоит в том, чтобы формировать определенную систему [c.11] взглядов на мир, природу, общество, человека, составляющую основу мировоззрения каждого человека, закрепленную в господствующей в обществе т. н. мифологической картине мира; осуществлять мифологическое осмысление духовного и практического опыта, формируя сознание, построенное на неком утвердившемся во времени и закрепленном в пространстве смысловом порядке, цельность которого является залогом единства духовной общности и стабильности социальной системы, ее эффективности и защищенности; понять духовный смысл бытия и место человека в нем, позволяющие выстроить определенные отношения с миром, средой, социумом, окружающими людьми и ориентироваться в жизни, поступая в соответствии с выработанными принципами и идеалами; придать человеческому мировоззрению космический характер и размах.

В свою очередь следует отметить, что мировоззренческая функция не исчерпывается только этим и в определенных условиях начинает работать как функция символизации, позволяющая решать проблему наполнения мира значимым смыслом, когда все, что для человека и общества важно и значимо, должно быть осмысленно в соответствии с предыдущим духовным и социальным опытом, пропущено через человека и "измерено" им, освящено его отношением, его желаниями, чувствами, и через это отношение наполнено жизнью, то есть, одухотворено. С их помощью мифы определяют символическое значение любого события, явления, социального поведения, включая символические аспекты чувств, действий, мыслей, ситуаций, активизируя особый пророческий смысл символов, позволяющий формировать символическую картину мира, построенную на символическом искажении реальности, где знак той или иной ситуации для массового сознания важнее, чем сама ситуация.

Кроме этого мировоззренческая функция может проявить себя как функция социального моделирования, основные задачи которой заключаются в том, чтобы моделировать взгляды на прошлое и будущее людей, их отношение к окружающему миру, формируя стереотипы психологических реакций и форм социального поведения, создавая такие образы прошлого, настоящего, будущего, которые смогли бы расположить, очаровать, сплотить, объединить, связать и увлечь людей во имя их будущего. С ее помощью мифы позволяют формировать общую для членов общества модель поведения, включающую в себя определенные важные для них ценности и нормы, а также модели поведения различных социальных и возрастных групп; сливать, сплавлять, соединять чувственно-символический коллективный опыт социальных групп, народов, сообществ, всего человечества с эмоциональным настроением масс, создавая в обществе эмоциональный консенсус, являющийся важнейшим условием его развития и управляемости.

[c.12] В третьем разделе "Эпистемологическая функция мифа" проанализирована функция, отвечающая за процесс познания мира, общества, человека средствами мифа. К ним относятся функция познания и различные формы мифического отражения социальной реальности человеческим сознанием.

В данном разделе рассмотрена одна из основных функций мифа, помогающая человеку познавать мир, общество, вещи, процессы, явления, людей, воспринимая их персонифицировано, в "мистических" отношениях, в духовной (психической) связи с миром, в диалоге с познающим, где вещи и явления "действуют" и "говорят". Естественно, в данном случае речь не идет о строго научном познании, но в жизни человек, как правило, использует те формы познания, которые строятся на диалектическом взаимодействии рационального и иррационального, логического и вне-логического, подсознательно раскрытого и сознательно выстроенного, интуитивно оформленного и логически продуманного, позволяющем найти и понять прочувствованный и выстраданный человеком символический смысл бытия.

При этом следует оговорить, что, будучи включенным в процесс познания, миф способен отражать реальность, но в свойственных ему формах. Удовлетворяя желание человека отражаться в разных "зеркалах" - истории, политике, искусстве - он выступает как организованная система образов, отражающая мир в присущих ему формах, где правдоподобность отражения заложена не только, и даже не столько, в правдивости образа, сколько в желании видеть мир именно таким. Происходит это потому, что любое восприятие так или иначе подчинено поиску смысла, но каким он будет, зависит уже от чувств, настроений и мотиваций воспринимающего, от господствующей традиции и подсознательных влечений. Так в мифах мир реальный трансформируется в мир символический, но неизбежные при этом искажения позволяют увидеть проявления вещей в их символических связях со всем миром и помогают понять или создать правду жизни, где главное - не правда факта, а правда мыслей, чувств, смысла.

В заключение раздела рассматриваются проблемы персонификации мифом вещей и явлений, где миф выступает способом фетишизации действительности, отражения ее как мыслящей сущности, способной думать, чувствовать, переживать, выстраивать некие отношения с человеком, вести диалог с ним. Так в мифе обычные вещи, неживые объекты, природные и социальные явления "взаимодействуют" с человеком и его подсознанием, создавая повторяющиеся символические ситуации и насыщая мир той энергией, без которой он, возможно, не смог бы существовать. А мифы, через вещи и явления, с их помощью, "говорят" с людьми, с обществом, ставят перед ними сложные, важные, значимые для них вопросы и намечают желанный для них ответ. Так миф, [c.13] посредством ритуала, искусства и языка, мистифицирует и сакрализирует действительность, придавая ей карнавальное измерение мифа, и тем превращает "объективность" в одну из форм воображаемого, когда невозможное - не есть немыслимое, а все мыслимое - мысленно возможно.

Так, через эти функции миф выступает как отражение глубинных переживаний, символики реальности, психического единства всего материального; как отражение-память, связывающее нас с прошлым, когда мир, одухотворенный нашим заинтересованным восприятием нас же и отражает, концентрируя энергию чувственного восприятия и делая мир человекомерным; выступает как средство свободной интерпретации, где ограничения возможны лишь вследствие определенных социальных установок. Он превращает предмет в образ, обладающий конкретными свойствами, и, вместе с тем, воплощающий в себе целый мир и соединенный с миром; образ, ведущий с человеком безмолвный, но важный для него диалог, где миф предстает как жизнь, отраженная в себе самой.

В четвертом разделе "Функция усвоения и передачи представлений массового сознания" дается характеристика функции, способствующей формированию человеческих представлений о мире и обществе в единую, органически цельную систему, позволяющую объединить мир и человека, их свойства и помыслы в одно целое.

Особо важным является рассмотрение этой функции с точки зрения ее способности к организации бытующих в обществе мифов в единую цельную, иерархически выверенную систему в соответствии с ее логикой, обусловленной не столько формальными законами мышления, сколько традицией, помноженной на особенности восприятия и языка. Благодаря ей происходит упорядочение тех кодов, посредством которых идет возникновение и развитие смыслов, осуществляется перевод их в стереотипные формулы, гармонизирующие общественные отношения, помогающие усвоению "порядка культуры", а через него - и порядка общества и власти.

Далее анализируется способность мифа посредством данной функции к рационализации и мифического и иррационального, благодаря чему миф позволяет не только отразить, но и объяснить окружающую реальность, в той или иной степени рационализировав ее. И так, как каждую, полученную значимую информацию, человек должен подвергнуть логическому анализу, миф удовлетворяет его потребность в рационализации, используя те средства, которые ему, казалось бы, абсолютно не свойственны и отличают не миф, а науку. При этом рационализация выступает не только как способ логического объяснения, но как механизм упорядочения, подчинения и принуждения мыслей и деятельности, связывания себя законами сознательной жизни, [c.14] построенной на неоспоримости логически выверенных и проверенных практикой выводов. Такая рационализация дает человеку опору при осмыслении социальной жизни и делает миф чрезвычайно стойким убеждением.

В заключение раздела рассмотрена способность мифа производить своеобразную психологическую настройку человека на соответствующую ему эпоху, социальную, этническую или религиозную группу, идентификация с определенной эпохой, сообществом, средой, властью.

Настраивая на общепринятое, эта функция позволяют отделять чужих и сплачивать своих; оказывает помощь человеку в определении своего места в жизни и обществе; помогает ему обосноваться в обществе, пустить корни в этом мире; определяет "систему координат", "точки отсчета", исторические, культурные, нравственные, социальные "опоры", относительно которых оцениваются современные и минувшие исторические события, функционирование социальных систем, действия организаций и поведение людей. Благодаря ей человек подсознательно уже готов принять или отбросить те или иные идеи, лозунги, процессы, факты, в зависимости от того, насколько они соответствуют или противоречат тому, что ему уже внушила социальная среда, давая нравственную оценку происходящему, определяя и культивируя главные ценности и идеалы, предлагая нормы бытия, выявляя высшие жизненные цели, сверяясь с которыми общество и человек будут жить. И поскольку, установки эти идут от общества, от социума, от среды, их усвоение и соблюдение помогает человеку в данном обществе выживать.

В Выводах диссертации подведены общие итоги проведенного исследования, которые помогают разобраться в сущности современного социального мифа и его основных свойствах; функциональной роли мифа и его влиянии на формирование взглядов человека и его социальное поведение.

Роль социально-политического мифа для человека и общества уникальна, универсальна, незаменима и, по мере демократизации и усиления роли в жизни общества информации, становится во многом решающей, так как именно в рамках мифа идет формирование человеческого сознания, происходит социализация личности и общество обретает свое особое "лицо". Но главная заслуга его в том, что он обеспечивает функцию духовной самоорганизации общества, гармонизируя отношения, выявляя и усваивая социальные ценности и приоритеты, соединяя разум и подсознание, логику и чувства, воплощая их в особом психофизическом состоянии единства с миром, делающим мир человекомерным.

[c.15] Миф - тип социального кодирования, форма и способ человеческого переживания, являющийся типичным и, следовательно, повторяющимся; модель и, отчасти, оправдание всего, что человек в своей жизни делает; определенный образец поведения. Он - особый тип знания, охватывающий мировоззрение во всей совокупности природных, культурных, человеческих измерений и формирующих т. н. мифологическую картину мира, одухотворенную личными чувствами и переживаниями и воплощающую жизнь во всем ее богатстве, глубине, насыщенности и многообразии, порождающий особую смысловую реальность, чтобы придать смысл высшим ценностям и причастить ими через сопричастность. Он - способ освоения культурного пространства в рамках определенной социальной системы; способ духовного освоения мира, его символизации; важнейшая составляющая человеческого мироустройства, обеспечивающая особый смысловой порядок, способ означивания, открывающий игру смыслов, порождаемых культурой, и формирующий Текст культуры: многомерное символическое пространство, в котором слышно многоголосье мыслей, образов, знаков, скрытых и явных цитат, отсылающих к тысячам культурных источников, прячущихся в прошлом, оживших или до времени забытых; способ социального моделирования, формирующего модели реальности, объединяющего людей прошлым и будущим; результат своеобразной "игры" культуры, свободной игры культурных кодов множества структур, погруженных в культуру и человека, за которыми стоит скрытый опыт веков, выступающий залогом единства духовной общности и стабильности.

К универсальным функциям социально-политического мифа относятся мировоззренческая и эпистемологическая функции, а также функция усвоения и передачи представлений массового сознания, которые рассмотрены автором в комплексе с учетом максимально возможных форм их проявлений.

Благодаря универсальным функциям миф прерывает искусственную раздробленность знания, открывая и расширяя духовные и психические пределы, давая знание не конкретных фактов, но смыслов, чувств, переживаний; правду духовного опыта, одухотворенного знания, образно воплощенного всеединства; формирует ощущение целостности и единства в чувстве и переживании; указывает на мир в его целостности через одну из его частей, используя способность символов обогащаться в ходе человеческой истории; формирует мифологическую картину мира, духовную и социальную среду, наполняя человека той информацией, которая позволяет чувствовать себя естественно и комфортно; соотносится со средой, мотивами и желаниями; обращается не просто к бодрствующему сознанию, но ко всей психологической жизни, превращая [c.16] личный опыт в духовный акт, обеспечивающий открытость духу и доступ ко всеобщему; культивирует и насаждает привычные в обществе духовные, этические и эстетические ценности и идеалы; строится и функционирует как законченная система значений, высекая из жизни "искру пережитого"; обеспечивает воспроизводство значимых для человека духовных сущностей в конкретных и понятных для него формах, соединяя их в духовности, традиции и социальной интуиции; стимулирует и регулирует диалог культур и эпох, обеспечивает связь времен и пространств, формируя ощущение сопричастности.

Универсальные функции позволяют мифу сформировать определенную систему взглядов на мир, природу, общество, человека; привести в одну систему всю совокупность имеющихся знаний, построенную на синтезе научных и интуитивных представлений, социальных и интеллектуальных умений и навыков, лежащих в основе психофизической и социальной деятельности людей, позволяющих найти обоснование их взглядов и поступков на протяжении всей их жизни; не просто воспринимать мир, но переживать его; понять духовный смысл бытия и место человека в нем; выстроить определенные отношения с миром, средой, социумом, окружающими людьми; ориентироваться в жизни, поступая в соответствии с общепринятыми нормами, выработанными принципами и идеалами; создать среду, благоприятную для формирования определенных образов и идей; усвоить морально-этические и социальные принципы и приоритеты и руководствоваться ими в своей жизни; обеспечить ту долю иррациональности и творческого излишества, которые делают нашу жизнь насыщенной и плодотворной.

Так, независимо от их социальной направленности, мифы формируют круг социальных желаний и политических интересов; воспитывают, обучают, "ставят" мысль и восприятие в обществе, определяя, о чем и как будут думать люди, какая информация будет решающей в формировании их мировоззрения; формируют и контролируют информационное пространство, влияя на судьбы войны и мира, способствуя возрождению или упадку общества, нации, ее культуры; формируют общественное мнение, определяя отношение людей к самым важным проблемам, регулируя отношения в обществе, и через это становятся важным фактором не только национальной политики, но и национальной безопасности.

Основные положения и выводы диссертации изложены в публикациях:

  1. Ставицкий А.В. Некоторые проблемы политической мифологии в международных отношениях второй половины ХХ века // Вестник СевГТУ. Вып. 17: Философия и политология: Сб. науч. тр.; Севастоп. Гос. техн. ун-т. - Севастополь, 1999. - С. 99-113. [c.17]
  2. Ставицький А.В. Деякi проблеми соцiальноï мiфотворчостi // Мультиверсум. Фiлософський альманах: Зб. наук. праць / Гол. ред. В. В. Лях. - Вип. 22. - К.: Украïнский центр духовноï культури, 2001. - С. 166-176.
  3. Ставицкий А.В. Наука и миф: некоторые проблемы взаимоотношения // Культура народов Причерноморья. - Симферополь, №33, октябрь 2002. - С. 200-205.
  4. Ставицкий А.В. Социально-политический миф и проблема отношения к нему в современной науке // Культура народов Причерноморья. - Симферополь, №35, декабрь 2002. - С. 135-140.
  5. Ставицкий А.В. Роль социальной мифологии в процессе социального прогнозирования будущего Украины // Людина: дух, душа, тiло. Матерiали Мiжнародноï науково-теоретичноï конференцiï. - Наукове видання. - Суми: «Собор», 2000. - С.132-134.
  6. Ставицкий А.В. Мифологизация причин холодной войны (Концепция универсализма против концепции баланса интересов) // Ялта 1945-2000: Проблемы международной безопасности на пороге нового столетия. Междунар. науч. симпозиум (4-7 февр. 2000 г., Ялта): Материалы / Под ред. В.П. Казарина. - Симферополь: Крымский Архив, 2001. - С. 189-196.
  7. Ставицкий А.В. Некоторые аспекты политической мифологии в условиях генезиса политической культуры в Украине и странах СНГ // Культура в профессиональной деятельности современного специалиста: Материалы научно-практической конференции. - Севастополь: Рибэст, 2001. - С. 48-52.
  8. Ставицкий А.В. Миф архаичный и современный (опыт сравнительного анализа) // Материалы международной научной конференции "Ломоносовские чтения 2003 года" / Под ред. В.А. Иванова, В.И. Кузищина, А.Н. Новичихиной, В.А. Трифонова. - Севастополь: НПЦ ЭКОСИ - Гидрофизика, 2003. - С. 124-126.
  9. Никифоров А.Р., Омельчук Д.В., Ставицкий А.В., Юрченко С.В. Всемирная история 1918 - 1945. - Севастополь: "Ахтиар", 1998. - С. 90-92, 126-128, 213-215, 243-245, 317-322.

Похожие работы на - Универсальные функции социально-политического мифа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!