Типы семей и некоторые способы работы с ними

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,44 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Типы семей и некоторые способы работы с ними

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского

Институт психологии, педагогики и социальных наук

Факультет психологии

Кафедра теоретической и прикладной психологии






КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Типы семей и некоторые способы работы с ними











Чита - 2011

Оглавление

Введение

Глава I. Понятие семьи, супружеских взаимоотношений и особенности психологической помощи супругам

.1 Понятие семьи, ее функций, типы современных семей

.2 Супружеские взаимоотношения и особенности психологической помощи супругам

Глава II. Способы работы психолога с разными типами семей

.1 Специфика практической деятельности психолога в работе с разными типами семей

.2 Профессиональная подготовка психологов, работающих с разными типами семей

Заключение

Литература

Введение

В ряду многочисленных проблем современной психологической теории и практики одной из традиционных и неизменно актуальных является проблема работы психолога с различными типами семей.

Последнее десятилетие характеризуется масштабными изменениями в политическом, экономическом, социальном и культурном укладе жизни страны. Адаптация к новым макроусловиям сопровождается ростом психического напряжения. Стрессы, фрустрации, социальная и личностная нестабильность сформировали общественную потребность в психологической помощи населению и, прежде всего, семье как важнейшей социальной форме организации бытия индивида. Ответом на этот социальный запрос стало интенсивное развитие служб семьи, возникновение широкого круга учреждений и организаций, ставящих своей целью оказание психологической помощи семье.

Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Семья - содружество способствует индивидуальному развитию, которое осуществляется через раскрытие индивидуального своеобразия каждого из супругов. Муж и жена не безоговорочно подчиняют свои интересы интересам детей, в супружеские отношения проник эротизм, акцентируемый как ключевой момент новой семьи. В границах одного семейного типа возникают богатые и разнообразные отношения между полами и поколениями, создаются широкие возможности для самореализации каждого индивида.

Анализ состояния данной проблемы в теории и практике обусловили необходимость написания данной курсовой работы и определили актуальность ее темы: «Типы семей и некоторые способы работы с ними».

Цель исследования - изучить типы семей и основные способы работы с данными семьями психолога.

Задачи:

) рассмотреть понятие семьи, ее функции, а также различные типы современных семей;

) изучить понятие супружеские взаимоотношения и раскрыть особенности психологической помощи супругам;

) охарактеризовать специфику практической деятельности психолога в работе с разными типами семей;

) рассмотреть профессиональную подготовку психологов, работающих с разными типами семей.

Объект исследования - семья и супружеские взаимоотношения.

Предмет исследования - способы работы психолога с разными типами семей.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава I. Понятие семьи, супружеских взаимоотношений и особенности психологической помощи супругам

.1 Понятие семьи, ее функций, типы современных семей

Семья представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений.

С философской точки зрения, семья-это вид социальной общности, важнейшая форма организации личностного быта, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Социальная роль семьи определяется ее непосредственным участием в воспроизведении самого человека, в продлении человеческого рода.

Итак, семья - это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью.

Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности.

Слово брак происходит от русского слова брать. Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освещенные религией - церковными.

Брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития - от полигамии к единобрачию.

Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав входят супруги и их дети.

Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов. Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.

Основными функциями по отношению к обществу являются:

. Физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках одного государства.

. Воспитательная функция - передача знаний, умений, норм, навыков, ценностей.

. Производственно-хозяйственная. Приготовление пищи, уборка, стирка и т.д.

. Организация досуга, т. к. значительная часть времени используется для общения с семьей.

Функции семьи по отношению к человеку (по Сластенину):

. Супружеская функция;

. Родительская функция;

. Организация быта;

Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Это основная, но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:

. Воспитательная - социализация молодого поколения;

. Хозяйственно - бытовая поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

. Экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

. Социальный контроль - ответственность старших членов семьи за поведение младших членов в обществе;

. Духовное общение - духовное обогащение каждого члена семьи;

. Социально - статусная - семья занимает определенное социальное положение в обществе;

. Досуговая - организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

. Эмоциональная - осуществление психологической защиты каждого члена семьи.

Существует несколько типологий семей, и одна семья может входить в разные типы одновременно по разным показателям.

Разделение семей по структуре.

Основанием для разграничения семей на типы по структуре может служить наличие одной или нескольких брачных пар, их возраст, наличие и число детей у брачной пары, наличие в семье несовершеннолетних детей, число поколений в семье, наличие родственников по боковой линии. Средний размер семьи 3,23 человека.

Наиболее распространенный тип - нуклеарная семья (от лат. nucleus - ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей, Она может быть полной и неполной - с одним родителем с детьми.

Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки либо семья братьев и сестер), она называется расширенной, многопоколенной, крупной семьей.

Разделение семей по семейно-жизненному циклу.

1.По брачному состоянию или возрасту: жизненный путь каждого человека можно представить как добрачный, брачный (новобрачный, повторный, незарегистрированный брак), послебрачный (разведенные, одинокие, не вступившие в брак, вдовствующие).

2.По семейному циклу: молодая семья (с ребенком-первенцем, детьми до трех лет), семья среднего возраста, пожилых и престарелых.

Разделение семей по региональному признаку (городская, сельская).
В городах преобладают неполные семьи, национально смешанные. На селе больше многодетных многопоколенных семей, что связано с особенностями ведения домашнего хозяйства, жилищными условиями, этническим составом и т.д.
Кроме того, существуют деления семей по национальному признаку, по религиозной принадлежности.

Семьей с высоким доходом считается та, которая может позволить себе пользоваться платными услугами в социальной сфере. Уровень благосостояния благополучной семьи на 15-20% выше среднего; такая семья решает свои проблемы самостоятельно, без посторонней помощи.

Кризисной семьей считается та, которая находится за чертой бедности.
Особенно высоко число и доля таких семей с детьми до 16 лет.
Среди семей с детьми выше число семей, находящихся как в крайней бедности (их среднедушевой доход до 0,5% прожиточного минимума), так и в постоянной бедности (со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума в течение всего года) - маргинальные семьи.

В категорию бедности попадают семьи с большой иждивенческой нагрузкой: многодетные, неполные, с детьми-инвалидами, а также семьи безработных, мигрантов, работников бюджетной сферы, которым длительно задерживают выплату заработной платы.

Специалисты отмечают, что главная причина бедности на сегодняшний день заложена в системе распределительных отношений, тогда как состав семьи, наличие иждивенцев лишь усугубляют эту проблему.

К разряду маргинальных семей, как правило, относятся семьи, члены которых страдают болезнями, алкоголизмом, находятся в тюремном заключении. Эти семьи, создающие прослойку деклассированных иждивенцев,- питательная среда для развития и роста преступности, хулиганства; они требуют особого внимания социальных работников.

Семья социального риска. К этой категории относятся семьи, социальное функционирование которых затруднено. Это прежде всего семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т.е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. В эту группу необходимо включить также семьи, где родители уклоняются от уплаты алиментов; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы и проживающих в депрессивных регионах; семьи безработных; семьи малообеспеченные, с низким прожиточным минимумом; родители-учащиеся или студенты; семьи с недееспособными родителями.

В группу с асоциальным поведением относят семьи с родителями, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, родителями или детьми-правонарушителями.

Неблагополучные семьи. К этой категории относятся семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации. В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений.

Конфликтная семья (до 60% распространения) - это семья, где преобладает конфронтационный стиль отношений, где есть разводящиеся, разведенные родители, живущие под одной крышей, где часты семейные скандалы и т.д.

·Аморальная семья - криминальная группа, где нарушаются права ребенка.

Две следующие категории семей объединяют дефекты воспитания в семье:

педагогически несостоятельная семья - с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; нежеланием эти ошибки видеть и исправлять, сознательным настраиванием ребенка на неприятие им социальных норм, социальной морали, нравственности;

асоциальная семья, где с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общепринятым нормам, воспринимают навыки противоправного и девиантного поведения, что приводит к бродяжничеству, хулиганству, пьянству, наркомании и т.д.

В дисгармоничных семьях равновесие во взаимоотношениях используется только для того, чтобы избежать изменения, развития и появления связанных с этим возможных тревог и потерь. Равновесие престает быть формой адаптации семьи к задачам оптимального выполнения внешних и внутренних функций. Семейные узы оказываются лишь способом сохранения некоторого равновесия, на деле препятствующего развитию личности членов семьи и их взаимоотношений.

Выделяют следующие типы дисфункциональных семей:

1.Несбалансированные семейные структуры (например, проблемные типы семьи по Д. Олсону).

2.Структуры, несущие в себе аутсайдеров, то есть людей с низким социометрическим статусом. Например, один из детей рассматривается родителями как нелюбимый.

.Структура, стабилизирующаяся на основе дисфункции одного из ее членов. Такие структуры поляризованы по принципу: "здоровые члены семьи" - "больной" член семьи.

.Коалиции через поколения, которые помогают членам семьи, чувствующим слабость, справиться с теми, кто кажется им сильнее. Коалиция позволяет ее членам совладать с низким самоуважением, уменьшить тревогу и контролировать третью сторону. Например, когда один из родителей (мать) образует коалицию с ребенком против другого (отца); когда бабушка (дедушка) образует коалицию с ребенком против родителей и так далее.

.Скрытая коалиция, когда ее наличие не признается членами семьи. Обычно она возникает на основе совместного секрета через идентификацию двух членов семьи и часто выражается в подкреплении симптоматического поведения.

.Перевернутая иерархия, когда по каким-либо причинам статус ребенка в семье становится больше, чем статус одного или обоих родителей.

Таким образом, выделяются разные типы семей.

В заключение можно сказать, что в настоящее время идет разрушение ценностей семьи, брака, материнства. Социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все больше количество семей доходит до нищеты. Поэтому общество, государство должно изменить свое отношение к семье как социальному институту, чтобы ее сохранить.

1.2 Супружеские взаимоотношения и особенности психологической помощи супругам

Семья и брак, как малые социальные группы, объединены на основе взаимных интересов, потребностей, желаний, намерении. Взаимодействие и взаимоотношения супругов вытекают из необходимости координировать и согласовывать разнообразные материальные и духовные потребности: отдых, досуг, домашний труд и самообслуживание, уход за детьми и их воспитание. Естественно, что столь многообразная деятельность супругов требует того или иного уровня взаимопонимания между ними, примерно одинаковой оценки ситуаций, возникающих в семье, в быту, понимания целей и задач семейной кооперации.

По сравнению с другими видами малых групп семья представляет собой группу особо близких людей, связанных родственными или кровнородственными связями, объединенных общим бюджетом, общим ведением домашнего хозяйства. В этом отношении семья напоминает естественную «коммуну», члены которой взаимозависимы. Совместные действия, деятельность, совместная жизнь требуют высокой координации и кооперации, максимально возможного тождества индивидуальных целей и задач супружеской пары. Индивидуальные цели здесь должны полностью сливаться в групповые цели. Любое групповое действие складывается из частных вкладов лиц, составляющих ту или иную группу. То же самое происходит и в браке. Эти частные вклады не только взаимодополняются, они прежде всего оцениваются каждым партнером. В свою очередь эта оценка следует из индивидуальных представлений мужа и жены о взаимных правах и обязанностях. C одной стороны, эти представления оформились под влиянием общественного мнения, которое сконцентрировано в неписаных нормах брачно-семейных отношений, представляющих обобщенные представления о взаимных обязанностях членов семьи. Нормы задают индивиду обязательное, должное поведение. Например, мать и отец должны любить своих детей, заботиться о их здоровье, опекать их, давать соответствующее образование, отвечать за их моральное поведение и т. д. Какая-то часть социальных норм, касающихся брачно-семейных отношений, закреплена в семейном праве определенными юридическими актами. Однако значительная часть социальных норм представляет собой сферу общественного мнения и психологии, регулируемой традициями, обычаями, нравами, стереотипами и стандартами принятого в данном обществе поведения. Многие брачно-семейные нормы настолько вошли в жизнь и поведение миллионов людей, что они считаются само собой разумеющимися. Это касается сексуальных взаимоотношений между брачными партнерами, взаимная забота друг о друге, взаимная материально-финансовая поддержка и т. д.

Семейная жизнь удачна, если супруги пришли к соглашению относительно взаимных прав и обязанностей. Каждый из супругов имеет свое определенное представление о том, какие права и обязанности должны быть у «жены», «мужа», что такое «хороший муж», что такое «хорошая хозяйка». Обязанности - это то, что ожидает, а часто и требует другой брачный партнер. Таким образом, права и обязанности есть содержание брачных ролей, вытекающее из взаимодействия двух «Я» в такой малой группе, какой является семья. Благодаря таким установившимся ролям семейная кооперация значительно облегчается и становится успешной.

Эффективность супружеского сотрудничества и кооперации во многом зависит от того, в какой мере между супругами существует согласие, которое основывается на одинаковой оценке различных жизненных ситуаций, на учете взаимных интересов, на понимании душевных переживаний другого брачного партнера.

Достаточно сложное приспособление двух «Я» в брачной жизни становится возможным благодаря тому, что один из партнеров может предвидеть заранее, как поступит другой при решении многих проблем, возникающих в брачной и семейной жизни. Естественно, в семье ряд обязанностей, таких, как домашний труд, самообслуживание, совместное удовлетворение потребностей, повторяются, поэтому ожидаемые вклады в совместную кооперацию мужа или жены становятся устойчивыми.

Как и в любой малой группе, в браке каждый из супругов преследует свои собственные интересы, однако он вынужден максимально учитывать интересы другого партнера. Пожалуй, учет интересов в браке наиболее максимальный по сравнению с другими видами групп. \Семейный быт и домашний труд-сфера весьма разнообразная. Здесь и уход за детьми, их воспитание, закупка продуктов, приготовление пищи, посещение предприятий бытового обслуживания, поликлиник, стирка, уборка комнат, отдых, досуг и т. д. Все это требует не мало времени и трудовых усилий. Не случайно сферу домашнего труда называют «второй рабочей сменой». Именно из всех этих обстоятельств у супругов образуется ярко выраженная потребность во взаимопомощи и сотрудничестве и прежде всего именно в сфере домашнего труда.

Ни в какой другой области люди не совершают столько ошибок, как во взаимоотношениях с близкими людьми: женой, собственным ребенком, матерью, отцом, ближайшим другом. Обилие подобных ошибок характерно в первую очередь для молодежи, внутренний мир которой еще недостаточно подготовлен к пониманию людей. Поэтому нужна большая подготовительная, разъяснительно-воспитательная работа, касающаяся проблем человеческих взаимоотношений, так как брачные отношения несут в себе все недостатки и ошибки прошлого воспитания, дурные привычки и склонности.

Иногда осведомленность о слабостях и недостатках друг друга в какой-то мере является достаточно опасной, если ею неосторожно пользоваться, злоупотреблять, пытаясь унизить честь и достоинство брачного партнера. По-видимому, это самое уязвимое звено в супружеских отношениях, именно на этой почве возникают взаимная неприязнь, раздражение, отчуждение друг от друга.

Таким образом, есть все основания полагать, что неустойчивость молодых брачных союзов очень часто кроется в области первоначального вхождения в психологический мир друг друга. К сожалению, искусство налаживания человеческих взаимоотношений еще не приобрело права гражданства в современной психологической науке. Поэтому о нем в брачно-семейных консультациях и в лекционной пропаганде сами специалисты по проблемам брака и семьи могут сказать весьма немногое.

Итак, психолог, работающий в семейно-брачной консультации, должен стать достаточно хорошим специалистом по части психологического диагноза конкретных трудностей во взаимоотношениях между супругами, между родителями и их детьми. Они должны по собранным данным воссоздать картину развития отношений между членами данной семьи и, более того, найти способы, приемы, методы «лечения», воздействия, перестройки сложившейся системы отношений.

Одна из задач психологии брачно-семейных отношений, по-видимому, будет состоять в перестройке личности и устранении вредных отрицательных психологических факторов, а также в том, «...чтобы помочь личности самостоятельно разрешить сложную для нее ситуацию, чтобы облегчить достижение эмоциональной зрелости, которая сделает возможным самостоятельное принятие решений и ответственность за их реализацию».

Психологическая помощь семье будет состоять в том, чтобы изменить целый ряд сложившихся, закрепленных в сознании установок одного или обоих брачных партнеров, и внушить целый ряд новых способов реагирования как на жизненные ситуации, так и на другого партнера по брачному союзу. Супругам часто нужно помочь осознать природу и сущность конфликтных ситуаций, подсказать возможные способы и приемы их благоприятного разрешения. Конечно, есть множество реальных жизненных проблем, которые практически неразрешимы. В подобном случае задача будет состоять в том, чтобы по-новому их психологически воспринять, смягчив их неприятные стороны.

В заключении первой главы курсовой работы можно отметить, что одной из практических задач психологии семейно-брачных отношений является повышение степени психологической совместимости молодежи путем развития в ней черт, качеств и свойств альтруизма, эмпатии, терпимости, демократизма, умения поступиться своими интересами.

Для целей практики работ семейно-брачных консультаций, психотерапевтических и сексологических кабинетов, для лечения различных видов неврозов и психозов особое значение приобретает создание методики диагноза семейных взаимоотношений, а также прогноза развития этих отношений.

Глава II. Способы работы психолога с разными типами семей

.1 Специфика практической деятельности психолога в работе с разными типами семей

В последнее десятилетие наметилась тенденция расширительно использовать термин "психологическое консультирование" как синоним психологического сопровождения клиента (личности или семьи) в сложные периоды жизни. В зависимости от жизненной ситуации человека или семьи (как коллективного клиента) целями консультирования могут стать те или иные изменения самосознания (формирование продуктивного отношения к жизни, принятие ее во всех проявлениях, не исключая страдания; обретение веры в свои силы и желания преодолевать трудности, восстановление распавшейся связи между членами семьи, формирование у членов семьи ответственность друг за друга и др.), поведенческие изменения (формирование способов продуктивного взаимодействия членов семьи друг с другом и с внешним миром).

Психологическое консультирование семьи должно быть направлено на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейное "Мы", гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами

Существует множество концепций семейного консультирования: от модификаций фрейдовской психоаналитической модели до позитивной семейной терапии Н. Пезешкиана. Однако в последнее время практики отдают предпочтение интегративным подходам, таким как системный и структурный.

Основоположники системного подхода (М. Боуэн, С. Минухин, В.Сатир, К. Витакер и др.) рассматривают семью не просто как объединение индивидуальностей, связанных узами родства, а как целостную систему, где никто не страдает в одиночку: семейные конфликты и кризисы оказывают деструктивное влияние на всех. Поскольку семья - это система, то не так важно, какой из ее элементов изменяется. На практике изменения в поведении любого из членов семьи влияют на нее и другие входящие в нее подсистемы (других членов семьи) и одновременно испытывает воздействие с их стороны.

Оказывая помощь семье в трудные периоды жизни, - считают в этих направлениях, - не имеет смысла заниматься выявлением психоаналитических причин конфликта: гораздо важнее путем конкретных целенаправленных действий изменить отношения между ее членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов.

Автор теории семейных систем М. Боуэн утверждает, что члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, т.к. такое поведение приводит к внутрисемейной дисфункциональности. Это сближает его с системными терапевтами. Но есть и различия: Боуэн рассматривает все человеческие эмоции и поведение как продукт эволюции. Причем не индивидуальной, уникальной, а связанной со всеми формами жизни. Он разработал восемь тесно связанных между собой концепций, среди которых концепции дифференцировки собственного "Я", эмоциональных треугольников, семейных проекций и др. По его мнению, механизм внутрисемейных отношений аналогичен механизму функционирования всех других живых систем. Не случайно его концепция дифференцировки собственного "Я" так напоминает существующие в науке представления о дифференцировке клетки. Терапевты этой школы считают, что дифференцировка собственного "Я", в ходе сеансов семейной психотерапии ведет к успокоению семьи клиента, что способствует ответственному принятию решений и ослаблению симптомов семейной дисфункции. Роль консультанта в этой системе семейного консультирования приближается к позиции тренера: он обучает членов семьи дифференцироваться в семейном общении, осмысливать имеющиеся у них способы взаимодействия в семье и осваивать более продуктивные. При этом психологу предписывается не подходить к семье с готовыми предписаниями и рекомендациями, а вести совместный поиск. Трудно не согласиться с его положением: совместный поиск позволяет членам семьи освоить продуктивные способы выхода из проблемных ситуаций, развивает у них чувство субъекности и уверенности в своих силах, что после ослабления негативной симптоматики приводит к устойчивым переменам в жизни семьи.

Боуэн широко использует в своей теории и практике семейной терапии представления о жизненном цикле семьи, а также считает необходимым учитывать национальные особенности клиентов.

Другой вариант работы с семьей, завоевавший широкую популярность в мире, - структурная семейная терапия.

В основе этого подхода лежат три аксиомы:

* Осуществляя психологическую помощь, необходимо принимать в расчет всю семью. Каждый из членов семьи должен рассматривается как ее подсистема.

* Терапия семьи изменяет ее структуру и приводит к изменению поведения каждого из членов семейной системы.

* Работая с семьей, психолог присоединяется к ней, в результате возникает терапевтическая система, делающая возможными семейные изменения.

Семья предстает как дифференцированное целое, подсистемы которого составляют отдельные члены семьи или несколько ее членов. Каждая подсистема (родительская, супружеская, детская) имеет специфические функции и предъявляет к своим членам определенные требования. При этом для каждой подсистемы необходима определенная степень свободы и автономии. К примеру, для адаптации супругов друг к другу необходима определенная свобода от влияния детей и внесемейного окружения. Поэтому важное значение приобретает проблема границ между семейными подсистемами.

С. Минухин выделяет два типа нарушения границ: п е р в ы й - их спутанность, нечеткость, размытость; в т о р о й - излишняя закрытость, приводящая к разобщенности членов семьи. Один из этих типов нарушения границ можно найти в любой неблагополучной семье. Так, выраженная размытость границ между матерью и ребенком, приводит к отчуждению отца. В результате в семье начинают функционировать две автономные подсистемы: "мать-ребенок (дети)" и "отец". У детей в этом случае тормозится развитие компетентности в общении со сверстниками, а у родителей существует угроза развода. А вот у семьи с разобщающими границами, наоборот, нарушена способность к формированию семейного Мы. Члены семьи настолько разобщены, что не могут удовлетворить в семье важнейшую из человеческих потребностей - потребность в доверии, тепле и поддержке.

Спутанная семья реагирует на любые изменения быстро и интенсивно, ее члены как бы заражают друг друга своим настроением. А вот в безучастной семье преобладает отчуждение, которое ребенок ощущает как холод, безлюбость и может охарактеризовать свою семью так: "У нас никому ни до кого нет дела".

Описанная классификация и подход к психологической помощи направлены, в первую очередь, на осознание и преодоление неадекватной близости членов семьи, доходящей до симбиотической взаимозависимости и помогает каждому осознать и отстроить границы между собой и другими.

Роль психолога в системе структурной семейной терапии понимается так: ему предписывается присоединиться к семье, на время как бы стать одним из ее членов. "Терапевтическое воздействие на семью, - прямо пишет он, - является необходимой частью семейной диагностики. Терапевт не может наблюдать семью и ставить диагноз со стороны". "Вхождение" психолога в семейную систему вызывает "мини-кризис", имеющий важное значение: жесткие ригидные связи и отношения ослабляются и это дает семье шанс изменить состояние своих "границ", расширить их, а значит и изменить свою структуру.

Выделяют семь категорий действий психолога по переструктурированию семьи: это актуализация семейных моделей взаимодействия; установление или разметка границ; эскалация стресса; поручение заданий; использование симптомов; стимуляция определенного настроения; поддержка, обучение или руководство.

Не менее распространен еще один из вариантов системного подхода - стратегическая семейная терапия, где основная работа психолога направлена на формирование у членов семьи ответственности друг за друга.

Иногда в рамки стратегического направления включают и вариант системной семейной терапии, разработанный в Миланской школе. Однако здесь в центре работы - выявление и преобразование тех бессознательных "правил игры", которые поддерживают семейное неблагополучие. "Семейные игры" (впервые они описаны в транзактном анализе Эрика Берна) основаны на ошибочном представлении членов семьи о том, что возможно осуществлять односторонний контроль над межличностными отношениями в семье, манипулируя другими членами семьи. Работа психолога сначала направлена на выявление тех реакций членов семьи, которые приводят к "зацеплениям", делающим семью нездоровой (диагностика), затем - на помощь в осмыслении зацеплений и игр и выработке продуктивные способов взаимодействия.

Еще один конструкт, используемый для анализа супружеских взаимодействий - представление о том, что в основе семейных конфликтов лежит бессознательная борьба супругов за власть и влияние, конкуренция и соперничество друг с другом (в российском варианте это можно выразить пословицей-вопросом: "Кто в доме хозяин?"). Работа консультанта в этой модели психотерапии сфокусирована на установлении баланса между супругами, когда выигрыши или проигрыши одного будут компенсироваться выигрышами или проигрышами другого.

В психологическом консультировании выделяются три основных компонента:

* Диагностический - систематическое отслеживание динамики развития человека или семьи, обратившейся за помощью; сбор и накопление информации и минимальные и достаточные диагностические процедуры. На основе совместного исследования психолог и клиент определяют ориентиры совместной работы (цели и задачи), распределяют ответственность, выявляются пределы необходимой и достаточной поддержки.

Консультант при таком подходе осуществляют необходимую и достаточную поддержку, сопровождая клиента в его пути к изменениям, оказывая на каждом этапе необходимую и достаточную помощь, гибко изменяя ее форму и меру в соответствии с наличным состоянием и зоной ближайшего развития. Семья сама и только сама может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие семейное неблагополучие. И никто не может сделать этого за членов семьи, как не может самый лучший учитель понять за своего ученика объясняемый материал. Психолог может лишь создать условия для изменений и стимулировать этот процесс: организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы он вел к росту и совершенствованию семьи или, по крайней мере, не шел патологическим либо социально неприемлемым путем (алкоголизм, невротизация, психопатизация, самоубийство, преступление и т.п.). Таким образом, цель максимально учитывает особенности клиента и его жизненной ситуации.

* Основной этап консультирования - отбор и применение средств, позволяющих создать условия, стимулирующие позитивные изменения в семейных отношениях и способствующие овладению способов продуктивного взаимодействия. На этом этапе консультант осмысливает результаты диагностики (совместного исследования, отслеживания) и на основе продумывают, какие условия необходимы и достаточны для позитивного развития семьи и личности, обретения членами семьи продуктивных отношений к себе, другим, миру в целом и гибкости, способности успешно взаимодействовать между собой и с социумом, адаптироваться в нем. Затем они разрабатывают и реализуют гибкие индивидуальные и групповые программы социально-психологической поддержки семьи, ее развития, ориентированные на конкретную семью и конкретных детей и взрослых и учитывающие их особенностями и потребности. Предусматривается также создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи взрослым и детям, имеющим особенно сложные проблемы.

Таблица 1

Задачи психолога при работе с проблемными семьями

Типы проблемных семей:Задачи психологаСемьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, - холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта· Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться. · Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней. · Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее. · Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем.Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми· Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. · Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. · Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. · Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми· Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. · Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. · Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. · Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей· Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. · Пробудить интерес к самообразованию. · Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют· Изменить жизненную ориентацию родителей. · Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира. · При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими· Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. · Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. · Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку - главное средство в воспитании

Третий компонент - анализ промежуточных и конечных результатов совместной работы и внесение на их основе изменений в программу консультирования-сопровождения. Психологическое консультирование - пролонгированный, многостадийный процесс. Его процессуальный анализ предполагает выделение динамики, которая состоит из стадий, ступеней и шагов, причем следует различать динамику отдельной встречи (консультации или тренинга) и динамику всего процесса консультирования. Для осмысления динамики можно воспользоваться метафорой совместного путешествия от наличной ситуации к желаемому будущему. Тогда консультирование предстанет как помощь клиенту в решении трех основных задач:

) определить "место, на котором в момент обращения находится семья" (В чем состоит проблема? В чем сущность семейного неблагополучия и его причины?).

) помочь клиенту (семье) туда перебраться ("Как это сделать?").

Процесс решения первой задачи соответствует диагностическому компоненту сопровождения; третьей - можно назвать преобразованием или реабилитацией. Для второй задачи готового термина еще нет; она решается в ходе соглашения между клиентом и психологом. Условно этот этап можно назвать "ответственным решением", или "выбором пути".

Именно эта трехчленная модель имплицидно присутствует в большинстве интегративных подходов к консультированию.

Конечно, на начальном этапе освоения профессии консультанту необходимы в качестве ориентира более простые и мобильные схемы. По содержанию возможно выделить три общих стадии процесса сопровождения:

* осознание не только внешних, но и внутренних причин кризиса (жизненных затруднений);

* реконструкция семейного или личного мифа, развитие ценностного отношения;

* овладение необходимыми жизненными стратегиями и тактиками поведения.

Таким образом, при работе с каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация. Но главное в кризисной ситуации - помочь членам каждой семьи принять жизнь во всех ее проявлениях (не исключая страдания), пройти через жизненные трудности, и, переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию.

.2 Профессиональная подготовка психологов, работающих с разными типами семей

Новое осмысление содержания профконсультационной помощи вызвано резко изменившейся (и постоянно меняющейся) ситуацией в психологии, образовании, экономике и в стране в целом.

Проблема отечественной практической психологии состоит не только в разобщенности психологов и отсутствии единого формализованного перечня принципов, регулирующих профессиональную деятельность, но и в том, что в нашей стране еще нет детально разработанных процедур выдачи лицензий на осуществление частной психологической практики, а также не определены форма и содержание государственного контроля в этой сфере.

Это приводит к тому, что в практической психологии в сфере психологического воздействия и коррекции встречаются не только непрофессионалы и дилетанты, но и просто шарлатаны, занимающиеся псевдопсихологией и практиками, не имеющими научного обоснования. В большинстве случаев деятельность подобных специалистов имеет негативные и даже опасные последствия. Изменить сложившуюся в практической психологии ситуацию может Кодекс этических и профессиональных принципов, который должен быть принят всеми специалистами-психологами.

Надо отметить, что попытки сформулировать основные этические и профессиональные принципы работы практического психолога неоднократно осуществлялись в отечественной психологии. Достаточно назвать работы И.В. Дубровиной, В.В. Столина, Ю.Е. Алешиной, Г.В. Бурменской, О.А.Карабановой, А Г. Лидерса и др. Каждый из авторов указывает на некие специфические функции и принципы деятельности психолога-практика в отдельных областях и направлениях психологической службы.

Так, в работах В.В. Столина были сформулированы наиболее общие принципы деятельности психолога, работающего в сфере семейного консультирования:

. Принцип анализа подтекста.

. Принцип стереоскопического диагноза.

. Принцип отказа от конкретных рекомендаций.

. Принцип системности.

. Принцип уважения личности клиента.

. Принцип профессиональной мотивированности консультанта.

В дальнейшем, опираясь на специфику собственного опыта, психологи обобщали и дополняли этот перечень, детализируя некоторые из обозначенных принципов.

Ю.Е. Алешина в работе Индивидуальное и семейное психологическое консультирование предлагает перечень основных принципов индивидуального и семейного консультирования. Выделим некоторые этические требования, следование которым является наиболее важным в работе психолога-консультанта:

. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

. Ориентация на нормы и ценности клиента.

. Запрет давать советы.

. Анонимность.

. Разграничение личных и профессиональных отношений.

. Включенность клиента в процесс консультирования.

Принципы деятельности практического психолога образования наиболее полно сформулированы в концепции членов творческого коллектива под руководством И. В. Дубровиной. По их мнению, психолог обязан соблюдать следующие требования:

1. Руководствоваться Законом Российской Федерации Об образовании, законодательством Российской Федерации, международными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства образования РФ и региональных департаментов образования, Положением о психологической службе образования.

. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.

. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.

. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.

. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, индивидуализированного подхода к ним. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям или заменяющим их лицам в решении их проблем как воспитателей. При обсуждении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом Не навреди!, т.е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, родителей, педагогов или третьих лиц.

. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению.

. Информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учебно-воспитательных учреждений о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 7 настоящего документа.

. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме.

В учебнике Этика и психология семейной жизни , вышедшем под редакцией Ребенникова И.В, кратко сформулированы 10 основных соответствующих международным профессионально-этических стандартов психодиагностической работы психологов:

) ответственность;

) компетентность;

) этическая и юридическая правомочность;

) квалифицированная пропаганда психологии;

) конфиденциальность;

) благополучие клиента;

) профессиональная кооперация;

) информирование клиента о целях обследования;

) морально-позитивный эффект исследования;

) гражданственность и патриотизм.

Обобщая представленные принципы работы практического психолога, важно выделить именно те, реализация которых является обязательной для психолога-профессионала. Непременным содержанием Этического кодекса психологов выступает ряд наиболее важных требований и принципов, имеющих универсальный характер, соблюдение которых является залогом эффективной деятельности практического психолога во всех областях и направлениях его профессиональной практики. Среди этих принципов важно выделить следующие:

Уважение фундаментальных прав и достоинства человека.

Забота о благополучии клиента.

Компетентность.

Честность.

Запрет на двойные отношения.

Ответственность.

Прикладная психология сегодня включает самые разнообразные сферы применения. Широкое внедрение психологии в практику закономерно привело к развитию таких областей, как:

психологическая служба в школе;

психология управления;

психология чрезвычайных ситуаций;

индивидуальное и семейное консультирование;

профориентация и профотбор.

В настоящее время в России подготовка специалистов для работы с разными типами семей стала реальностью. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, добрачное консультирование, решение детско-родительских проблем, совместное консультирование детей и родителей, психологическая помощь семьям в предразводный и послеразводный периоды, индивидуальное консультирование.

Психологическое консультирование разных типов семей осуществляется при непосредственном контакте психолога с людьми и представляет собой индивидуальную беседу, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями, возникающими в межличностных отношениях, с переживанием одиночества и поиском привязанностей, с эмоциональными последствиями супружеских конфликтов.

Эффективность процесса консультирования во многом будет зависеть от того, насколько максимально включенным в беседу будет чувствовать себя клиент, насколько ярко и эмоционально он будет переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, психолог-консультант должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, чтобы ему было интересно все, что обсуждается. Только в этом случае возможен взаимный поиск путей решения сложных житейских проблем. Хотя важнейшим показателем эффективности психологического консультирования считается удовлетворенность клиента, ситуация облегчения эмоционального состояния не является прямой целью консультанта: успех во многом зависит от того, как будет выслушивать психолог клиента.

Действительной проблемой многих людей является то, что им не с кем поговорить о вещах, вызывающих у них тревогу и беспокойство. То, что консультант внимательно их выслушает, необычайно важно и само по себе может привести к положительным изменениям. И все же позитивным результатом консультативной беседы является готовность клиента принять на себя ответственность за происходящее с ним.

Таким образом, чтобы блокировать отрицательные моменты в развитии семей разных типов, чтобы помочь семье, необходима тщательно выверенная и логически выстроенная система семейной политики. Необходима профессиональная подготовка квалифицированных специалистов для работы с разными типами семей.

семья супружеский психолог

Заключение

В настоящее время общественность единодушна в отношении необходимости укрепления семьи, но само понимание того, что такое прочная семья, благополучная семья, не остается неизменным. Оно отражает объективные тенденции семейной эволюции, социально-экономические особенности общества и особенности семейной идеологии. В одном случае упрочение семьи означает усложнение и даже фактическое запрещение разводов, нетерпимость к новым, нетрадиционным формам организации семейных отношений, запрещение абортов. В другом - это предоставление максимальных возможностей выбора стиля семейной жизни, обеспечение реального равенства, предоставление женщинам возможности работать, приобретать профессиональную квалификацию и т.д.

В профессиональной подготовке специалистов для работы с семьей необходимо учитывать современные изменения и требования общества. Сегодня семья может не выполнять свою социализирующую, социокультурную функцию в силу очень низкого культурного уровня или нарушения каких-то жизненно важных внутрисемейных связей. Основы неблагополучия могут быть различны: материальная необеспеченность, алкоголизм, наркомания, преступность, отчуждение, «нелюбовь» и т.д. В этих условиях члены семей в наибольшей степени нуждаются в специальной помощи - материальной, правовой, социально-психологической и медицинской.

В наши дни задачи специалистов, работающих с семьей, стали шире и включают в себя не только помощь семье в кризисных ситуациях, но и работу с молодежью по подготовке их к созданию семьи. Молодые люди должны не из случайных обрывочных сведений, почерпнутых из обыденных суждений, знать о специфике семейных взаимоотношений, в том числе и об их психологическом содержании.

Психология должна взять на себя функции организации психологической помощи одиноким людям, всякая консультация в этой области должна обязательно включать в себя профессиональное обучение общению. Важнейшей формой прикладных социально-психологических исследований должны стать исследования, выясняющие формы и структуру семейных конфликтов, способы их разрешения.

В настоящее время в России подготовка специалистов для работы с разными типами семей стала реальностью. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, добрачное консультирование, решение детско-родительских проблем, совместное консультирование детей и родителей, психологическая помощь семьям в предразводный и послеразводный периоды, индивидуальное консультирование.

При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация. Но если говорить об общей задаче консультирования семьи, то главное в кризисной ситуации - помочь принять жизнь во всех ее проявлениях, пройти через жизненные трудности, и, переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию.

Таким образом, подготовка квалифицированных специалистов для работы с семьей является очень важной задачей в современном обществе, и необходимость включения социального психолога в штат сотрудников семейной консультации очевидна.

Литература

1.Аккерман Н. Роль семьи в современном обществе // Хрестоматия: Семейная психотерапия. - СПб.: Питер, 2008.- 512с.

2.Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 2005. -№5, С.47-49.

3.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Наука, 2004.-367с.

4.Василев К. Любовь. - М.: Прогресс, 1999. - 112 с.

.Василев С. Психология любви. - М.: Интерпринт, 1999. - 208 с.

6.Воспитание детей в неполной семье // Под ред. Ершовой А.Н. - М.: Прогресс, 2009. -357с.

7.Голод С.И., Клещин А.А. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование. С-Пб. Филиал ИС РосАН, 2009. -370с.

.Димитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. 2006. №2.- С.45-48.

.Дружинин В.Н. Современный психологический словарь. - М: Просвещение, 2009.-680с.

.Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник московского университета, серия 14, психология. 2006. №1. С.42

.Заикина Г.А. Либерализация половой морали и семья // Становление брачно-семейных отношений. М.: ИСИ АН РФ, 2007.- 358с.

.Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Инфра, 2006. - 210 с.

.Леванов Е.Е. Семейное воспитание: состояние и проблемы // Социс. 2009. №1. С.116.

.Немчинов Г. Изучение и прогнозирование развития службы семьи //Научно-методический журнал. 2001. №7. С.13-16.

.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособ. / Под ред. Силяева. - М.: Академия, 2008.

.Семья / Под ред. И.С. Андреевой, А.В. Гулыга. - М.: Политиздат, 1990.

.Сысенко В.А. Устойчивость брака. - М.: Финансы и статистика, 1981.

.Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. -М.: Наука, 2005.-468с.

. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, 2004.-398с.

.Этика и психология семейной жизни // Под редакцией Ребенникова И.В. -М.: Просвещение, 2007.-479с.

Похожие работы на - Типы семей и некоторые способы работы с ними

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!