Исторические подходы к регулированию экономики в России в период с 1896 г. до 1941 г.

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,38 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исторические подходы к регулированию экономики в России в период с 1896 г. до 1941 г.

Содержание

Введение

1. Государственные подходы к регулированию экономики в России в период с 1896 г. до 1941 г.

1.1 Государственное регулирование экономики в историческом разрезе

1.1.1 Деятельность С.Ю. Витте

1.1.2 Кризис 1901-1903 гг.

1.1.3 Столыпинские реформы

1.1.4 Решение аграрного вопроса в первые пятилетки Советской власти. Коллективизация

1.2 Основные моменты развития экономики России в период с 1896 г. до 1941 г.

1.2.1 Особенности развития экономики

1.2.2 Монополизация в России

1.2.3 Развитие промышленности

1.2.4 Сельское хозяйство

1.2.5 Финансы

Заключение

Список используемой литературы

Введение

На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего развития: капитализм стал мировой системой. Россия, вступившая на путь капиталистического развития позже стран запада, попала во вторую группу, куда входили такие страны как Япония, Турция, Германия, США. В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира. Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет.

Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством. Правительство верно оценило значение железных дорог для будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Дороги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустриальные города и земледельческие губернии - с морскими портами. регулирование экономика государственный реформа

Много других положительных моментов государственного регулирования было в то время, о чем более подробно описывается далее в данной работе.

1. Государственные подходы к регулированию экономики в России в период с 1896 г. до 1941 г.

1.1 Государственное регулирование экономики в историческом разрезе

К началу XX в. Россия оставалась едва ли не единственной европейской страной, где во всей незыблемости сохранялся абсолютизм. В Своде законов Российской империи торжественно провозглашалась обязанность полного послушания царю; власть его определялась как «самодержавная и неограниченная». [4]

Подобно тому, как политическая система Российской империи значительно отличалась от западной, свою специфику имело и развитие капитализма. Понимая, что развитие промышленности необходимо для поддержания должного уровня боеготовности армии, правительство с очень большим опасением смотрело на социальные последствия индустриализации - возрастание роли буржуазии и появление пролетариата. Соперничество с европейскими державами вынуждало русское самодержавие создавать широкую сеть железных дорог и финансировать тяжелую промышленность. Таким образом, железнодорожное строительство (только за период с 1861 по 1900 г. было построено и введено в эксплуатацию 51 600 км железных дорог, причем 22 тыс. из них были введены в эксплуатацию в течение одного десятилетия, с 1890 по 1900 г.) дало значительный импульс развитию всей экономики в целом и превратилось в движущую силу индустриализации России. Однако в течение трех десятилетий, последовавших за освобождением крестьян, рост промышленности оставался в целом относительно скромным (2,5 - 3 % в год). Экономическая отсталость страны являлась серьезным препятствием на пути индустриализации. [4]

.1.1 Деятельность С.Ю. Витте

На пути к реальным переменам стояли два основных препятствия: первое - слабость и неустойчивость внутреннего рынка, обусловленные крайне низкой покупательной способностью народных масс, в особенности крестьянства; второе - нестабильность финансового рынка и слабость банковской системы, что исключало возможность серьезных капиталовложений. Для преодоления этих препятствий требовалась значительная и последовательная помощь со стороны государства. Она приняла конкретные формы в 1880-е гг., а в полную меру проявилась в 1890-е гг. Продолжая дело, начатое его предшественниками Михаилом Х. Рейтерном, Николаем Х. Бунге и Иван А. Вышнеградским, Сергей Юльевич Витте, министр финансов с 1892 по 1901 гг., сумел убедить Николая II в необходимости проведения последовательной программы развития промышленности. Эта программа предполагала резкое усиление роли государства в экономике, значительную поддержку национальной промышленности (как казенной, так и, прежде всего, частной) и состояла из четырех основных пунктов:

) жесткая налоговая политика, которая, будучи весьма льготной для промышленности, требовала значительных жертв со стороны городского, а в особенности сельского населения. Тяжелое налоговое обложение крестьянства, постоянно растущие косвенные налоги на товары широкого потребления (в первую очередь государственная винная монополия - 1894 г.) и другие меры гарантировали в течение 12 лет бюджетные излишки и позволили высвободить необходимый капитал для вложения в промышленное производство и размещение государственных заказов на промышленных предприятиях (т.о. основными плательщиками налогов стали не предприниматели, а население);

) строгий протекционизм, который оградил начавшие развиваться секторы отечественной промышленности от иностранной конкуренции;

) денежная реформа (1897 г.), гарантировавшую стабильность финансовой системы и платежеспособность рубля. Была введена система единого обеспечения рубля золотом, его свободная конвертируемость, жесткая упорядоченность права эмиссии - в результате золотой рубль на рубеже веков превратился в одну из устойчивых европейских валют. Реформа также повлияла на расширение иностранных капиталовложений, чему в немалой мере способствовало развитие банковского дела, причем некоторые банки приобрели первостепенное значение (например, Русский банк для внешней торговли, Северный банк, Русско-Азиатский банк). [4]

) привлечение иностранного капитала. Оно производилось либо в виде непосредственных капиталовложений в предприятия (иностранные фирмы в России, смешанные предприятия, размещение русских ценных бумаг на европейских биржах, и т. д.), либо в виде государственных опционных займов, распространяемых на британском, немецком, бельгийском, но главным образом на французском рынках ценных бумаг. Доля иностранного капитала в акционерных обществах, по разным источникам, варьируется от 15 до 29 % от общего капитала. На самом деле более показательными представляются суммы капиталовложений по отраслям и странам за десятилетие с 1890 по 1900 г. Наибольшее количество иностранных инвестиций шло в угольную промышленность и металлургию, а среди иностранных инвесторов составляли большинство французы и бельгийцы, им принадлежало 58 % капиталовложений, в то время как немцы владели всего 24 %, а англичане - 15 %. К концу XIX в. приток иностранного капитала стал массовым явлением. [4]

В целом по инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия:

усиление роли государства в экономике:

введение единых тарифов на железных дорогах;

государственное регулирование внутренней и внешней торговли через I систему налогов;

сосредоточение большей части железных дорог в руках государства;

расширение государственного сектора в промышленности;

активизация деятельности Госбанка;

введение государственной монополии на торговлю спиртным; 2) укрепление частного предпринимательства:

гибкое налоговое законодательство;

борьба с дефицитом бюджета;

укрепление национальной валюты (денежная реформа 1897 г. отменила биметаллизм и ввела золотой эквивалент рубля);

умеренный протекционизм в отношении иностранных инвесторов. [1]

Промышленный взлет 1890-х гг. полностью преобразил многие области империи, вызвав развитие городских центров и возникновение новых крупных современных заводов. Он на тридцать лет вперед определил лицо промышленной карты России. [4]

Дальнейшему развитию страны мешал низкий уровень промышленного потребления сельского населения, и неразвитый потребительский рынок в городе. Развитие промышленности в значительной степени зависело от государственных заказов и недостаточно стимулировалось внутренним рынком. [4]

Реформа 1861 г. освободила крестьян лишь с юридической точки зрения, не дав им экономической независимости. Юридические меры подчинения исчезли, однако экономическая зависимость крестьян от помещика сохранилась и даже усилилась. Положение усугублялось отсталостью сельскохозяйственной техники. Обнищание крестьянского населения усугублялось усилением налогового гнета. Налоги, за счет которых в значительной мере шло развитие промышленности, ложились на крестьянство тяжелым бременем. В условиях падения цен на зерно (вдвое за 1851-1900 гг.) и роста цен на землю и арендной платы нужда в наличных деньгах для уплаты налогов вынуждала крестьянина продавать часть необходимой для собственного потребления сельскохозяйственной продукции. Расширение железнодорожной сети должно было активизировать товарообмен, что привело бы к значительному увеличению городского потребительского рынка. Однако большинство русских городов все еще было слишком слабо развито в экономическом отношении и, как следствие, бедно. Поэтому сельским производителям (кулакам) зачастую просто некому было продавать свою продукцию. [4]

1.1.2 Кризис 1901-1903 гг.

После экономического подъема 1895-1899 гг. произошел значительный спад производства, который распространился на Западную Европу и Соединенные Штаты. Рынок капиталовложений резко сократился, и кризис сильно ударил по экономике России, так как промышленные предприятия страны только-только встали на ноги и нуждались еще в значительных кредитах. Недавно построенные заводы вынуждены были в 1900-1901 гг. резко сократить производство, а то и вовсе остановить его. Российское правительство потеряло возможность получать иностранные займы, следствием чего стало немедленное сокращение государственных заказов (а ведь для некоторых отраслей промышленности государство являлось основным заказчиком!). Таким образом, кризис обнаружил хрупкость промышленных отраслей, базировавшихся на государственных заказах. Для предотвращения более масштабных потрясений правительство увеличило выдачу государственных кредитов промышленности, повысило таможенные тарифы и стимулировало экспорт, приняло решение размещать государственные заказы только на русских предприятиях (впрочем, это исполнялось далеко не всегда) и, наконец, было вынуждено выкупить акции ряда несостоятельных компаний для предотвращения обвала рынка ценных бумаг. Правительству удалось (особенно благодаря действиям Витте) минимизировать последствия кризиса, однако быстро выйти из него не удалось. Интересно отметить, что промышленность, работающая на текущее потребление (например, текстильная), почти не пострадала. [4]

Массовые увольнения вызвали волну безработицы, которая в свою очередь вызвала возвращение в деревню рабочих, недавно устроившихся в городе. Так волна кризиса докатилась и до деревни, которая и без того задыхалась от своих собственных проблем. 1901 г. оказался неурожайным, тогда как и предшествовавший год был весьма средним. Повсюду в деревне давало себя знать перенаселение. Упала и без того нищенская оплата труда батраков; усилилась задолженность крестьян-батраков. Даже крупные помещики почувствовали на себе последствия кризиса: мировые цены на зерно резко упали, что заметно повлияло на их доходы, так как внутренний рынок был весьма ограничен. Витте был смещен со своего поста (1903 г.). Помещики обвинили его в развале сельского хозяйства во имя подъема промышленности, которая не смогла устоять перед кризисом, пришедшим из-за границы. [4]

В 1902 г., впервые с 1861 г., поднялась целая волна беспорядков в деревне. Благодаря земским школам 20 - 25 % крестьян уже были грамотными, а значит, могли усваивать идеи, содержащиеся в революционных брошюрах. Развитие железнодорожной сети, работа на заводах и служба в армии способствовали расширению кругозора крестьян.

1.1.3 Столыпинские реформы

В эти же годы Россия вмешивается в борьбу за передел рынков сбыта. Война между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае, закончившаяся поражением России, четко показала неподготовленность русской армии и слабость экономики. [3]

С поражением в войне в стране нарастает революционная ситуация (1905-1907 года). России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин. [3]

В апреле 1906 года Столыпин назначается министром внутренних дел, а 24 августа 1906 года опубликовываеться правительственная программа, содержащая две части: репрессивную (методы борьбы с революцией, вплоть до создания военно-полевых судов) и реформистской, являющейся, по своей сути, аграрной реформой.

П.А. Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса. Новый курс представлял собой попытку царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией, сделав ставку на крестьянство.

Столыпину было доверено обеспечить сожительство неограниченной власти самодержавия с народным «представительством», то есть Думой.

Новый избирательный закон, обнародованный также 3 июня 1907 года, делал откровенную ставку на помещиков и крупную буржуазию. С этой целью закон резко увеличивал от курии землевладельцев, получивших 50 % мест. Очень ловкий ход был сделан правительством против кадетов в пользу октябристов: городская курия была разделена на два разряда на основе имущественного ценза.

ноября 1907 года, спустя две недели после начала работы третьей Думы, Столыпин выступил перед ней с правительственной декларацией. Первой и основной задачей правительства являются не «реформы», а борьба с революцией. [3]

Второй центральной задачей правительства Столыпин объявил проведение аграрного закона 9 ноября 1906 года, являющегося «коренной мыслью теперешнего правительства…». [3]

1.1.4 Решение аграрного вопроса в первые пятилетки Советской власти. Коллективизация

Споры между политическими группировками о путях решения земельного вопроса не прекращались и в канун октябрьского переворота 1917 г.

Одним из первых законов Советской власти был «Декрет о земле», в основу которого был положен крестьянский наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов. [3]

Сущность Декрета сводилась к отмене частной собственности на землю, ликвидацию помещичьего землевладения, национализации земли, передачи ее в распоряжение крестьянских организаций и к уравнительному землепользованию. После переворота 1917 года земельный вопрос был решен массой. Насильственными методами отнимали земли у помещиков, грабили поместья. Но все же уравнительного перераспределения нельзя было достигнуть.

Основной чертой хозяйственного строя, созданного коммунистической политикой до 1921 года, была национализация продуктов крестьянских хозяйств. С помощью вооруженных продовольственных отрядов и комитетов у крестьян отбирались все «излишки», убивая у крестьян охоту сеять и выращивать более того, что нужно собственной семье. [3]

По мере того как воздвигалось здание этой системы хозяйства, производственные силы России падали все более и более.

Глубочайший кризис охватил все стороны общественной жизни, промышленность, сельское хозяйство. Сократились посевные площади, понизились урожаи. Рвались традиционные связи между городом и деревней. Росло сопротивление крестьян продразверстке. Однако осознание большинством руководителей страны глубины кризиса еще не наступил. Для этого потребовалось потрясение восстаниями крестьян и восстанием военных матросов в Крондштате. В.И. Ленин понял пагубность коммунистической политики, и на съезде в марте 1921 года выступил с предложением отказаться от нее и перейти к новой экономической политике.

Он признал на этом съезде, что к перемене политики его толкает основное экономическое соображение - «увеличить количество продуктов. Если при коммунистической политике партия стремилась опереться на союз с беднейшем крестьянством, то при НЭПе она за говорила о союзе с середняком.

Главной задачей НЭПа, по мнению В.И. Ленина, явилась необходимость создания экономической смычки «между нашей социалистической работой по крупной промышленности и сельскому хозяйству и той работой, которой занят каждый крестьянин и которую он ведет так, как он может». Новая экономика, строящаяся на основе нового производства, распределения, частнокапиталистического производства и торговли, была ориентирована на смычку с крестьянской экономикой. Новая экономическая политика давала возможность выхода на: - экономические связи города и деревни; - кооперирование населения страны; - повсеместное внедрение хозрасчета, личной заинтересованности в результатах труда; - хозяйственную самостоятельность, которую дал деревне продналог; - борьбу с бюрократизмом, административно-командными замашками; - повышение культуры во всех сферах деятельности человека. [3]

Вместе с тем история развития мирового хозяйства показывает, исключительно большое значение имело и имеет в настоящее время развитие концессий. [2]

В начале 20-х годов XX века Российское правительство правильно оценило значение концессионных взаимоотношений и регламентировало их организационно-правовыми нормами.

Концессионные договоры начали функционировать в наиболее значимых и выгодных направлениях народного хозяйства России:

В период действия концессионной политики в России и в СССР с 1921 по 1934 годы было заключено 112 концессионных договоров с обществами и фирмами 20 стран, в том числе Германии, США, Англии, Японии, Швеции, Франции, Австрии. [2]

Российское государство, проводя политику государственного регулирования экономики, создавало режим благоприятствования для функционирования концессионных предприятий, в том числе:

·концессионное предприятие освобождалось от общего контроля со стороны государства.

·не допускалась ревизия его валютных операций;

·рыночные обороты и цены на готовую продукцию не лимитировались;

·предприятие могло беспошлинно ввозить машины, инструмент; материалы, которые не производились на национальной территории;

·для концессионных предприятий, специализирующихся на добыче золота и серебра 25% годовой их добычи разрешалось к вывозу за границу.

Для научных исследований, научных разработок и моделирования и, конечно, для практической реализации в современной практике и в будущие периоды большое значение имеет опыт государственного регулирования экономикой относительно внедрения и развития хозяйственного расчета в России и действия государства в период перехода и функционирования новой экономической политики (НЭП) в начале 20-х годов XX. [2]

Одной из наиболее важнейших особенностей социализма являлась возникшая впервые в истории развития цивилизации возможность планомерной организации всей экономической жизни на основе познания и сознательного использования обществом объективных экономических законов при ведущей роли государства в регулировании экономических процессов.

Важной составной частью теории управления экономикой через государственные институты была теория хозяйственного расчета. [2]

Объективности ради следует отметить, что В.И. Ленин признавал особую роль хозрасчета в использовании экономических интересов, в организации экономического стимулирования труда. Он указывал на то, что хозрасчет должен обеспечить безубыточность и прибыльность каждого госпредприятия. [2]

В начальный период становления хозяйственного расчета 20-е годы XX века одним из ключевых вопросов был вопрос о соотношении плана и хозрасчета, плана и стоимости и о предоставлении предприятиям ничем не ограниченной свободы действий или жесткой государственной регламентации.

С точки зрения и позиции государственного регулирования экономики необходимо было установить такую систему управления, которая сочетает единство хозяйственным целым и известную самостоятельность составных частей этого целого. Принималось во внимание и то, что хозрасчет имеет место и при капитализме, когда практически хозрасчетными являются отношения внутри капиталистического треста.

В обозначенный период своего развития Советское государство устанавливает такую схему своего вмешательства в экономику, когда сочетались в себе единство руководства всем хозяйственным целым, так и известная самостоятельность каждой отдельной хозяйственной единицы в текущий работе. [2]

Во время проведения новой экономической политики у зажиточного крестьянства появились некоторые перспективы. Но с приходом к власти И. В. Сталина вопрос о земле решается в пользу формального марксизма. Набиравший силу во второй половине 20-х гг. «большой скачок» в индустриализации повлек за собой крутой перелом политики в деревне - коллективизацию. [3]

Индустриализация требовала крупных капиталовложений. Их могли дать товарные хозяйства крепких крестьян, в том числе кулацкие. Кулак, по своей природе экономически свободный товаропроизводитель, не «вписывался» в рамки административного регламентирования экономики. В своем хозяйстве он использовал наемную силу, т.е. был эксплуататором, классовым врагом.

Речь Сталина на конференции аграрников-марксистов 27 декабря 1929 г., в которой он провозгласил лозунг - «ликвидация кулачества как класса на базе сплошной коллективизации», открыла первый этап создания жестко централизованной командно-мобилизационной системы сельскохозяйственного производства. Сердцевину механизма ее осуществления составил тезис об обострении классовой борьбы в ходе строительства социализма.

С самого начала создания колхозов советские и партийные органы стали бесцеремонно вмешиваться во внутрихозяйственные дела, подрывая тем самым основы кооперативного хозяйствования. Начался процесс огосударствления колхозов, регламентации деятельности подсобного хозяйства, а вместе с тем и процесс «раскрестьянивания» деревни. На протяжении 30-х годов был принят ряд документов, всячески ограничивающих права крестьян в сфере владения и распоряжения средствами производства. [3]

В конце 30-х годов за подписью Сталина и Молотова было принято постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов и совхозов от разбазаривания», которым запрещалась заготовка кормов для личного скота, изымались излишки из при усадебных земель, ликвидировались хутора (почти 690 тыс. хуторов) , полевая земля единоличников в хлопковых районах - поливных - была ограничена десятью сотыми гектара, в неполивных, а также в районах садово-огородных свекловичных - поло виной, во все остальных - гектаром. Если не хватало приусадебной земли колхозникам, ее прибавляли за счет единоличных наделов. Вследствие этого сокращалось поголовье скота. Все это вместе с тяжелыми налогами и штрафами обрекало единоличное хозяйство на полное исчезновение. Были огосударствлены МТС, действовавшие вначале как акционерные предприятия; еще в начале 1930-х гг. ликвидированы все неколхозные виды сельскохозяйственной кооперации. [3]

Неэквивалентный обмен между сельским хозяйством и государством искажал, уродовал систему расширенного воспроизводства в колхозах. Обязательная сдача продукции по низким ценам не могла обеспечить нормальное воспроизводство общественного хозяйства колхозов. После выполнения годовых обязательств по поставке продукции государству, сдаче зерна в порядке натуроплаты работ МТС и возврата ссуд колхозам разрешалось приступить к засыпке семенных фондов, образованию фуражных фондов, небольшой части (10-15%) страховых фондов. Создание других фондов (для оказания помощи инвалидам, семьям красноармейцев, на содержание детских яслей и др.) запрещалось. И лишь после этого остатки продукции разрешалось распределять между колхозниками по трудодням.

Отчуждение крестьян от средств производства и произведенного продукта приводило к негативным последствиям, что выражалось в огромных потерях. В ряде колхозов только в 1931 году потери исчислялись в размере 20-40% валового сбора; потери зерновых хлебов от несвоевременной уборки достигли 216 млн. пудов. Прокатившаяся в начале 1930 г. волна крестьянских восстаний обеспокоила руководство. 2 марта 1930 г. в «Правде» появляется статья И. В. Сталина «Головокружение от успехов». В ней вся вина за «перегибы» коллективизации была возложена на местное руководство.

В 1930-е годы сложился жесткий централизм в управлении колхозами. Производственные планы их заменялись разверсткой государственных зданий, диктуемых из центра. Организация производства была строго регламентирована и централизована.

В конечном счете поставленная Сталиным цель создать крупное сельскохозяйственное производство - была достигнута. [3]

Отчуждение крестьянина от земли, от результатов труда, сопровождавшееся к тому же массовыми репрессиями, сделало его безразличным, равнодушным исполнителем команд свыше. По существу, произошло разрушение всего жизненного уклада, духовных и нравственных ценностей, присущих именно крестьянству.

Потеря крестьянина, хозяина на земле - самое тяжкое наследство «великого перелома». [3]

1.2 Основные моменты развития экономики России в период с 1896 г. до 1941 г.

.2.1 Особенности развития экономики

В России железнодорожное строительство развернулось до промышленного переворота, явившись мощным стимулом, с одной стороны, индустриального развития страны, с другой - капиталистической эволюции всего народного хозяйства.

Система российского фабричного производства во многих отраслях промышленности складывалась без прохождения предшествующих стадий - ремесла и мануфактуры. [1]

В другой последовательности в России происходило и оформление кредитной системы. К началу XX в. эта система была представлена прежде всего крупными и крупнейшими акционерными коммерческими банками, а бурный рост средних и мелких кредитных учреждений приходился лишь на время предвоенного промышленного подъема.

Наблюдался быстрый рост различных форм экономической организации производства - мелкотоварной частнокапиталистической, акционерной, государственно-капиталистической, монополистической, а затем государственно-монополистической.

Для России был характерен не вывоз, а ввоз капитала.

Создалась высокая степень концентрации производства и рабочей силы.

Важная особенность капиталистической эволюции России состояла в том, что огромную роль в экономической жизни, становлении основных элементов новых отношений играло самодержавное государство. Вмешательство государства в хозяйственную жизнь выражалось:

·в создании казенных заводов (военное производство), которые были исключены из сферы свободной конкуренции;

·в государственном контроле за железнодорожным транспортом и строительством новых дорог (2/3 сети железных дорог принадлежало государству);

·в том, что государству принадлежала значительная часть земельных угодий;

·в существовании значительного государственного сектора в экономике;

·в установлении государством протекционистских тарифов, предоставлении государственных кредитов и заказов;

·в создании государством условий для привлечения иностранных инвестиций (в 1897 г. была проведена денежная реформа (Витте), ликвидировавшая биметаллизм и установившая золотое обеспечение рубля, его конвертируемость). [1]

Государство активно покровительствовало развитию отечественной промышленности, банковского дела, транспорта, связи. В страну стали поступать значительные иностранные инвестиции. Но на развитие российской экономики отрицательно влияли следующие факторы:

·многоукладный характер экономики - наряду с частнокапиталистическим, монополистическим и государственно-монополистическим сохранялись мелкотоварный (кустарная промышленность), полукрепостнический и натурально-патриархальный (община) уклады;

·неравномерность и глубокие диспропорции в развитии отдельных отраслей;

·зависимость от внешних рынков зерна и иностранных инвестиций, в результате чего Россия тяжело пережила кризисы 1898 - 1904 и 1907-1910 гг.;

·сочетание высоких темпов развития экономики с низкой производительностью труда (в 2-3 раза ниже, чем в Европе), отставанием в производстве продукции на пушу населения и технической вооруженности труда;

·российская буржуазия не имела доступа к власти и не была свободна в принятии решений, она так и не вышла из сословных рамок гильдейского купечества;

·наличие мощного бюрократического капитала, представлявшего собой громадное государственное хозяйство - колоссальный земельный и лесной фонды, шахты и металлургические заводы на Урале, Алтае, в Сибири, военные заводы, железные дороги, государственный банк, предприятия связи, которые принадлежали казне и управлялись не буржуазными, а феодально-бюрократическими методами. [1]

1.2.2 Монополизация в России

На рубеже XIX-XX вв. капитализм вступил в новую, монополистическую стадию. Образовывались мощные производственные и финансовые объединения (промышленные монополии и финансовые союзы). Постепенно происходило сращивание промышленного и финансового капитала, складывались промышленно-финансовые группы. Они заняли господствующее положение в экономике - регулировали объем производства и продаж, диктовали цены, делили мир на сферы влияния. Их интересам все более подчинялась внутренняя и внешняя политика капиталистических государств. Система монополистического капитализма, изменяясь и приспосабливаясь к новым историческим реалиям, сохранялась на протяжении всего XX в. [1]

Особый характер капитализма рубежа веков отмечали многие ученые и политики, в частности английский экономист Джон Гобсон. По его версии (а также по В.И. Ленину) характерными признаками империализма являются:

·создание в промышленности крупных объединений, предприятий - монополий (провести аналогию с современными ТНК - транснациональными корпорациями), диктующих свои правила игры на рынке;

·образование в результате слияния банковского капитала с промышленным нового, более маневренного и активного, увязывающего в единую систему банки, предприятия, связь, сферу услуг, типа капитала - финансового;

·вывоз капитала в другие страны начинает доминировать над товарным экспортом, что позволяет получать сверхприбыль за счет эксплуатации дешевой рабочей силы, дешевого сырья и низких цен на землю;

·экономический раздел мира между союзами монополий;

·политический, территориальный раздел мира между ведущими странами, колониальные войны. [1]

Монополии: крупные хозяйственные объединения, сосредоточившие в своих руках большую часть производства и сбыта товаров. Основные формы монополий:

Картель: участники сохраняют производственную самостоятельность, при этом совместно решают вопросы объема производства, сбыта продукции, прибыль распределяется согласно доле участия;

Синдикат: сохраняется производственная и юридическая самостоятельность предприятий, определяются объем производимой продукции, цены, условия продажи; централизован сбыт;

Трест: участники теряют производственную, а часто и юридическую состоятельность; чаще всею возникают в отраслях, производящих однородную продукцию;

Концерн: многоотраслевое объединение с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью

Процесс формирования монополистического капитализма был характерен и для России. Он затронул ее экономическую, социальную и политическую жизнь. Наряду с проявлением общих закономерностей в России имелись свои особенности монополистического капитализма. Это было обусловлено рядом факторов.

Во-первых, исторических - она перешла к капитализму позднее многих стран Европы. [1]

Во-вторых, экономико-географических - необъятная территория с различными природными условиями и ее неравномерным освоением.

В-третьих, социально-политических - сохранение самодержавия, помещичьего землевладения, сословного неравноправия, политического бесправия широких народных масс, национального угнетения.

В-четвертых, национальных - различный уровень экономического и социокультурного состояния многочисленных народов империи также предопределял своеобразие российского монополистического капитализма.

В процессе монополизации в России можно выделить четыре этапа:

-1890-е гг. - возникновение первых картелей на основе временных соглашений о совместных ценах и разделе рынков сбыта, усиление банков;

-1908 гг. - создание крупных синдикатов, банковских монополий, концентрация банков; 3. 1909-1913 гг. - создание синдикатов «по вертикали», объединявших предприятия по закупке сырья, по его производству и сбыту; возникновение трестов и концернов; сращивание промышленного «банковского капиталов, создание финансового капитала;

-1917 гг. - возникновение государственно-монополистического капитализма; сращивание финансового капитала, монополий с государственным аппаратом. [1]

1.2.3 Развитие промышленности

Кризис 1900-1903 гг. - падение цен, сокращение производства, массовая безработица.

- паровозостроительный синдикат «Продпаровоз»

- синдикаты «Продамет» и «Трубопродажа»

-1908 гг. - спад темпов промышленного производства (депрессия).

С 1909 промышленный подъем, связанный с ростом военных заказов, широким вложением финансовых (в том числе и иностранных) средств. Удельный вес отечественной продукции на мировом рынке вырос почти вдвое.

-е место в мире - добыча нефти

-е - машиностроение

-е - добыча угля, железной руды, выплавка стали

В то же время по производству электроэнергии Россия стояла на 15-м месте в мире, а некоторых отраслей (автомобиле- и самолетостроения) вообще не было. В производстве промышленных товаров на душу населения Россия отставала от ведущих капиталистических стран в 5-10 раз. [1]

1.2.4 Сельское хозяйство

Несмотря на ускоренное развитие промышленности, ведущим по удельному весу в экономике страны оставался аграрный сектор. 82% ее населения было занято в этой отрасли. Она занимала первое место в мире по объему производимой продукции: на ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, 25% мирового экспорта пшеницы. Особенности сельского хозяйства:

·зерновая специализация сельского хозяйства, приведшая к аграрному

·перенаселению и истощению земель;

·зависимость от цен на зерно на внешнем рынке в условиях усилившейся конкуренции со стороны США, Аргентины, Австралии;

·маломощность основной массы крестьянских хозяйств, прирост продукции отмечался только в помещичьих хозяйствах и хозяйствах зажиточных крестьян (не более 15-20% всех крестьян);

·месторасположение России - «зона рискованного земледелия», что при низкой технологии сельского хозяйства приводило к хроническим неурожаям и голоду;

·сохранение полукрепостнических и патриархальных пережитков в деревне Аграрный сектор был включен в процесс модернизации лишь частично. Именно проблемы сельского хозяйства стали главным стержнем экономической, социальной и политической жизни страны начала века.

Таким образом, Россия вступила на путь модернизации с отставанием от Западной Европы. Противоречия в развитии российской экономики были связаны именно с недостаточностью втягивания ее отдельных секторов в модернизацию. Серьезным тормозом на пути экономического развития являлись самодержавие и политическое засилье дворянства. [1]

1.2.5 Финансы

В условиях монополистического капитализма финансовая система России определялась государственной и частной формами банковского капитала. Главное место занимал Государственный банк, выполнявший две центральные функции: эмиссионную и кредитную. Он оказывал поддержку банковским монополиям, занимался государственным кредитованием промышленности и торговли. Дворянский земельный и Крестьянский поземельный государственные банки способствовали укреплению капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Вместе с тем своей кредитной политикой они поддерживали помещичье землевладение.

Заметную роль играла система акционерных коммерческих банков, принимавших активное участие в развитии кредитной системы.

В России шла концентрация и централизация капитала крупными акционерными банками (Русско-Азиатской, Петербургский международный, Российский для внешней торговли, Азовско-Донской). Они объединяли 47% всех активов. На их основе сложилась финансовая олигархия, тесно связанная с бюрократией и крупным дворянством. Она проникла во все сферы экономики, оказывала сильное влияние на социально-политическую жизнь страны. [1]

В конце XIX - начале XX в. государственная финансовая система находилась в тяжелом положении. Не помогло ни установление винной монополии в 1895 г., ни проведение денежной реформы 1897 г. На государственный бюджет непосильным бременем ложились расходы на содержание бюрократического и полицейского аппарата, огромной армии, ведение агрессивной внешней политики, подавление народных выступлений.

Сильный удар по государственным финансам нанес кризис 1900-1903 гг. Правительственная казна была фактически опустошена попытками спасти убыточные промышленные предприятия и поддержать разваливающуюся банковскую систему. После русско-японской войны 1904-1905 гг. и революции 1905-1907 гг. государственный долг России достиг 4 млрд. рублей. Правительство пыталось сократить дефицит бюджета за счет увеличения прямых и косвенных налогов, сокращения расходов на экономические, военные и культурные преобразования. Крупные правительственные иностранные займы временно поддерживали финансовую систему, однако годовые платежи по ним накануне первой мировой войны достигли огромной цифры в 405 млн. рублей. [1]

Заключение

В результате экономического развития в реформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XIX в., завершился к 1880-1890 гг.) окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией. [1]

Конец 80-х начало 90-х гг. - это очень значимый период в развитии экономики и государство играет в этом развитии главную роль. Законодательство регулирует, направляет экономику на определенный путь развития.

Как мы видим из истории эти пути к экономическому развитию были очень жесткими, пострадали обычные крестьяне, которых государство просто-напросто практически «эксплуатировало», не давая им взамен ничего, кроме насилия.

Можно только поражаться терпению русских людей, но, как мне кажется, именно это и делает Россию отставшей. Ведь, судя по истории, именно революции были самыми мощными толчками в развитии стран. До сих пор мы видим в разных странах бунты и мятежи, а в нашей стране тишина, но не от хорошей жизни, а именно от терпения.

Государственное регулирование экономики в России и на сегодняшний день осталось на том же уровне, что и в сто лет назад, и с точки зрения методов управления, и по отношению к согражданам.

Список используемой литературы:

1. Крижановский А.И. Экономическое развитие России в начале XX века. Конспект. Сайт: «Исторический сайт». Интернет-источник: www.historichka.ru

. Денисов А.П. Государственное регулирование экономикой. Учебное пособие / Филиал ГОУ ВПО ВВАГС в г. Рыбинске Ярославской области. - Рыбинск, 2007.

. Экономическое и политическое положение в России в конце 19 - начале 20 века. Материал сайта: «Мировая история. История государств». Рубрика: «Всемирная история». Интернет-источник: www.history-mir.ru

4. Дмитрий Алхазашвили. Россия на рубеже XIX - XX веков: экономика и внутренняя политика. Статья. Сайт: «Российская Империя. История государства Российского». Интернет-источник: www.rusempire.ru <http://www.rusempire.ru>

. Булатов А.С. Экономика: Учебник. Издание 3-е, переработанное и дополненное. М.- «ЮРИСТЬ», 1999. Интернет-источник: www.twirpx.com

. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. М. - «РАГС», 2005. Интернет-источник: www.2cat.twbbs.org

. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. Интернет-источник: www.2cat.twbbs.org

Похожие работы на - Исторические подходы к регулированию экономики в России в период с 1896 г. до 1941 г.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!