Женское ассоциативное поведение

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,37 Mb
  • Опубликовано:
    2011-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Женское ассоциативное поведение

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические подходы к исследованию ассоциаций в психологии

1.1 Психологические особенности мужчин и женщин

1.2 Психологические особенности вербального поведения женщин

1.3 Вербальные ассоциации. Ассоциативный эксперимент

Глава II. Организация, методы, методики и результаты экспериментального исследования психологического содержания женского ассоциативного поведения

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. Возникновение гендерных исследований в отечественной лингвистике относится к девяностым года XX века. Именно в этот период в российской научной литературе появился термин "гендер". На сегодняшний день нет однозначного определения этого понятия, однако большинство определений имеет общее пересечение.

Если "пол" - явление биологическое, то "гендер" - явление социальное. Так, И.И. Халеева подчеркивает "социально и культурно маркированную специфику пола (gender) [12, с.17].

Понятие "гендер" означает совокупность социальных и культурных ном, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин.

В современной психологической литературе, как правило, обсуждаются различия между мужчинами и женщинами только по таким характеристикам как пространственные, математические, вербальные способности и агрессивность. Что касается различий по другим психологическим особенностям личности, они не являются общепризнанными.

В исследовании коммуникативного поведения мужчин и женщин выделяются типичные стратегии и тактики, гендерно специфический выбор единиц лексикона, способы достижения успеха в коммуникации, предпочтения в выборе лексики, синтаксических конструкций, т.е. специфика мужского и женского говорения (А.В. Кириллина, М.В. Томская, Е.И. Горошко, Л.И. Гришаева, В.В. Потапов и другие). Теоретико-экспериментальные исследования выявили наличие определенных особенностей в женском и мужском вербальном поведении на фонетическом, морфологическом и синтаксическом уровнях, а также различия в области вербальных стереотипов в восприятии мужчин и женщин.

Данное исследование является продолжением исследований Е.И. Горошко в изучении особенностей мужских и женских ассоциаций. Новизна нашего исследований заключается в том, что нами предпринята попытка выделения семантической системы полученных ассоциаций по важнейшим аспектам человеческой деятельности и, таким образом, дифференциации мужского и женского вербального поведения. В этом состоит актуальность данного исследования.

Объектом исследования являются вербальные ассоциации студенческой молодежи Дагестана (женщины).

Предметом исследования является психологическое содержание женских вербальных ассоциаций.

Цель исследования - выявить специфические особенности женских вербальных ассоциаций.

Гипотеза исследования сводится к предположению о том, что психологическое содержание женского ассоциативного поведения имеет свои специфические особенности, продиктованные не столько половыми характеристиками, а особенностями гендерлекта.

Предмет, цель и гипотеза исследования определили конкретные задачи исследования:

-       провести теоретический анализ исследований, посвященных психологическим характеристикам женщин;

-       провести теоретический анализ исследований, посвященных изучению психологических и лингвистических особенностей мужской и женской речи;

-       провести исследование женского ассоциативного поведения с использованием свободного ассоциативного теста;

-       выявить специфические особенности женского ассоциативного поведения.

Теоретической основой исследования послужили работы отечественных авторов по гендерной проблематике: А.В. Кириллиной, Е.И. Горошко, М.В. Томской, В.В. Потапова, И.И. Халеевой и зарубежных ученых (О. Есперсена, Л. Хиршман, Н. Конклин, Р. Лейкофф).

Методы и методики исследования: В исследовании применялась продуктивная методика - свободный ассоциативный тест, а также метод беседы с испытуемыми, метод включенного наблюдения.

Эмпирическая база исследования: В экспериментальном исследовании принимали участие 30 студентов 2 курса ИИЯ ДГПУ (девушки).

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы 50 с.

Глава I. Теоретические подходы к исследованию ассоциаций в психологии


1.1 Психологические особенности мужчин и женщин


Гендерная психология - это область психологической науки. Сам термин "гендер" (социальный пол как продукт культуры) появился сравнительно недавно (в 1975 г.), но в науке и ранее существовали разработки, идеи, которые можно отнести к области психологии. Поскольку гендерные исследования стали проводиться сразу в нескольких науках, появилась реальная возможность привлекать работы и идеи философов, социологов, демографов, этнографов, которые в свою очередь обращаются к психологическим исследованиям.

В истории гендерной психологии Т.В. Бендас выделяет 5 этапов:

)        Разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца 19 века);

2)      Формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец 19 - начало 200 века);

)        "Фрейдовский период", связанный с именем З. Фрейда и психоанализом (начало 20 века - 1930 г. г.);

)        Начало широких экспериментальных исследований (с 1990 г. г. по настоящее время).

В античном периоде Платон Афинский (427-347 г. г. до н.э.) ввел понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов, рассматривал семейно-брачные отношения, подошел к идее равноправия полов.

Платон, Аристотель, обсуждая проблему брака, роли мужчины и женщины, подчеркивали их неравенство. Сквозными для мыслителей античности являются идеи о необходимости регулирования рождаемости для обеспечения нормальной жизни общества [3, с.11]. Различие норм поведения, разделение труда между мужчинами и женщинами, своеобразие полов, сравнение одного пола с другим, мысль о необходимости регулирования рождаемости - это проблемы, которые и сейчас актуальны для гендерной психологии.

Для нашего исследования важной является идея французского мыслителя Франсуа Мари Шарля Фурье (1772 - 1837), который высказал идеи об отражении общественного статуса женщин и мужчин в языке. Он обратил внимание на слова, которыми обозначают мужчин и женщин. Если в языке профессия или принадлежность к социальной группе называются только "мужскими" словами - это признак неравенства полов. Он предложил создать "нейтральный" язык - с равным количеством мужских и женских наименований (цезарь и цезарица, калиф и калифа, султан и султанша и т.д.) [3, с.13].

Интересна мысль немецкого романтика Фридриха Шлегеля (1772 - 1829) о целостной личности, которая соединяет в себе личностные характеристики и мужчины и женщины. Он советовал мужчинам развивать недостающие им женские качества (к примеру, эмоциональность), а женщинам - мужские (рациональность).

В конце 19 - начале 20 века во многих странах Запада набирает размах движение за освобождение женщин. В первой половине 19 века появляется понятие "феминизм", а в 1830 году появился другой термин - "эмансипированная женщина". Участниками этого общественного движения были и женщины и мужчины, которые выступали за предоставление женщинам равных прав с мужчинами: избирательных, экономических, на получение образования и сексуальных свобод. Это движение оказало стимулирующее влияние на развитие гендерной психологии, прежде всего тем, что привлекло внимание ученых к разработке проблем, которые раньше не считались предметом психологии.

В России в 1899 году вышли две книги П.Е. Астафьева "Понятие психического ритма как научное основание психологии полов" и "Психический мир женщины, его особенности, превосходство и недостатки". Он выделяет время как важный фактор психической жизни (быстрота смены психических актов и событий). По этому фактору различаются типы мужчин и женщин. Эти особенности психического ритма определяют половые различия, которые проявляются в следующих показателях [3, с.17].

Для женщин характерны следующие признаки:

. Большее развитие бессознательной сферы;

. Такие психические процессы, как рассеянное внимание, конкретное и практическое мышление, склонность к синтетическому мышлению, меньшая произвольность ассоциаций, слитность и эмоциональность представлений;

. Пассивность чувств, эмоциональность, неустойчивость настроения, жизнерадостность, ревность;

. Слабость воли и слабый контроль эмоций;

. Легкая возбудимость;

. В речи и общении - выразительность движений, мимики, голоса; разговорчивость и склонность к повторениям речи;

. Большее тщеславие (проявляется в кокетстве, любви к украшениям);

. Неспособность к оригинальному творчеству (этим объясняется отсутствие успехов в науке и искусстве, однако женщины могут быть хорошими популяризаторами науки и подражателями в искусстве);

. Податливость влиянию окружающих;

. Успехи в качестве актрис и певиц (объясняется эмоциональной выразительностью);

. Неспособность к политической деятельности.

Таким образом, призвание женщины заключается не в том, чтобы творить, а в том, чтобы быть надеждой общества - женственной женщиной.

Мужчинам, соответственно, свойственны противоположные характеристики: аналитическое мышление, способность к сосредоточению внимания, сильная воля, краткая речь и т.п.

В настоящее время в отечественной науке гендерная психология только начинает развиваться. Как отмечает Т.В. Бендас, проводятся исследования в различных областях: поло-ролевые стереотипы (В.С. Агеев), ролевая структура молодой семьи (Е.В. Антонюк), гендерная социализация (И.С. Клецина), психофизиология мужчины и женщины (Е.П. Ильин), самореализация одаренных женщин (Л.В. Попова), стереотипы женского поведения (О.В. Митина, В. Ф, Петренко) и другие. Таким образом, в основном разрабатывается психология половых и гендерных различий. Психология женщины представлена более скромно.

В фундаментальном труде Т.В. Бендас по разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины [3]. Автор анализирует индивидные характеристики мужчин и женщин: рост, вес, обмен веществ и ориентация на сбережение - трату энергии, питание и отношение к еде, телосложение, некоторые физиологические показатели), обсуждает проблемы гендерной демографии, психомоторики, психических познавательных процессов, интеллектуальных, речевых и эмоциональных характеристик, личностных особенностей, социального поведения, гендерных отношений.

В результате многолетних исследований были собраны интересные факты о половых различиях в моторике: мужчины имеют превосходство в освоении грубой моторики (движения ног), а женщины - в тонкой (движения рук); мужчины превосходят женщин в силе рук, женщины - в дифференцировке мышечных усилий. Двигательное созревание девочек происходит раньше, чем у мальчиков. Женщины хуже выполняют моторные тесты, связанные с определением пространственных отношений. Как отмечает Б.Г. Ананьев, половые различия в моторике являются проявлением более глобальных закономерностей: большей стабильности женского организма и женской психики, более широкого диапазона использования всех резервов организма и психики при столкновении со стрессом у женщин как показателя их лучшей адаптивности.

Одним из наиболее устойчивых половых различий является то, что у женщин зрительно-пространственная способность развита хуже [1, 3, 7]. Среди других модальностей наиболее изученными являются половые различия по зрительным ощущениям, восприятию и представлениям. Это связано с тем, что данная модальность широко изучена в психологии, а также с тем, что гендерные особенности проявляются здесь особенно ярко. По некоторым особенностям цветоощущения в раннем детстве обнаружены различия: мальчики лучше выделяют желтый и зеленый цвета, а девочки - красный и фиолетовый [3, с.170].

В школьном возрасте и юности превосходство мужского пола обнаружено по некоторым показателям восприятия пространства, а превосходство женского пола - по более раннему созреванию остроты зрения. В обонятельной чувствительности наблюдается превосходство женщин в любом возрасте и культуре, а по органическим ощущениям мужчины более точны, чем женщины.

Исследования половых различий по болевым ощущениям и обезболиванию начаты лишь в 1990-х годах. В целом сделан вывод о том, что процессы боли и обезболивания различны у мужчин и женщин: у мужчин большая болевая толерантность, а женщина более чувствительна. Установлена связь гормонального уровня с болевой чувствительностью [4, с.171].

Современные исследования внимания показали превосходство девочек в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности, устойчивости и объеме внимания, ориентацию девочек и женщин на быстроту, а мальчиков и мужчин - на точность работы (по показателям объема, устойчивости и распределения внимания), преимущество мужчин в работе с новыми, а женщин - со старыми шаблонными стимулами, а также превосходство женщин в "коммуникативном внимании" к мыслям и чувствам партнера [7, 10, 11, 15, 18, 20].

женщина ассоциативное поведение психология

Половые различия по памяти связаны с характером запоминания материала и возрастом испытуемых.

Не обнаружены половые различия по общему интеллекту. Эта закономерность прослеживается во всех возрастах, в разных культурах, у представителей всех рас у испытуемых, которые выросли в неблагоприятных условиях.

По математическим способностям наблюдается превосходство девочек в заданиях по нумерации и мальчиков - в области вычислений. У девочек обнаружена "математическая тревога", влияющая на низкую успеваемость по этому предмету.

Многолетние изучения гендерных различий в математических способностях свидетельствуют об устойчивой тенденции, выражающейся в сокращении различий в математических успехах мужчин и женщин. Если три десятилетия назад мужчины демонстрировали более значимые по сравнению с женщинами результаты в решении математических задач, то в последние годы эти различия едва заметны. Наиболее характерна эта тенденция для стран, где проблема гендерного равенства входит в сферу государственной политики. Создание одинаковых условий для развития способностей детей независимо от их половой принадлежности способствует стиранию гендерных различий в психологических характеристиках.

Большую эмоциональность демонстрируют женщины: у них более высокий уровень тревожности, большая значимость связи эмоций с межличностными отношениями, большая чувствительность к негативным жизненным событиям друзей и близких, чаще наблюдаются депрессии, отмечается большая яркость положительных эмоций, отсутствие застенчивости при демонстрации эмоциональных реакций, большее соответствие невербальной экспрессии эмоциональному состоянию и большая точность декодирования эмоциональных невербальных сигналов других. Для мальчиков и мужчин характерна эмоциональная сдержанность, но порой мужчины превосходят женщин по эмоциональности. В основном, это касается негативных эмоций, таких как гнев, презрение и отвращение. Можно говорить о существовании гендерно типичных "мужских" и "женских" эмоций: для мужчин это гнев, а для женщин - печаль и страх [3, с. 198].

Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий. Элен Маккоби и Кэтрин Джеклин в своем обзоре литературы по гендерным различиям сделали вывод, что агрессия - это единственный вид социального поведения, для которого существуют доказательства о половых различиях [3, 10].

С позиций психоаналитического подхода мужская агрессия выступает как компенсаторный механизм, помогающий растущему мальчику разрешить конфликт между идентификацией с матерью и другими лицами противоположного пола, воспитывающими его в детском возрасте, и необходимостью вступить в зрелый возраст в качестве мужчины, которые наиболее остро проявляется в период полового созревания. Мужчины более склонны прибегать к открытой физической агрессии.

Для женщины характерны различные формы проявления косвенной агрессии. Часто используется вербальная агрессия. Женщины рассматривают агрессию как средство выражения гнева и снятия стресса, а мужчины - как инструмент, модель поведения, к которой прибегают для получения социального и материального вознаграждения.

Женщины в большей мере ориентированы на партнерскую систему взаимодействий, а мужчины - на систему доминирования. Это объясняется тем, что существующие в обществе нормативные представления о мужественности ориентируют на проявление таких особенностей поведения как результат, напористость, целеустремленность, сила, выраженный волевой потенциал, уверенность в себе, умение добиться своих целей, настоять на своем, для чего допускается проявление агрессивности.

Традиционно представления о женственности поощряют проявлять в отношениях с другими людьми уступчивость, мягкость, деликатность, скромность, застенчивость, отзывчивость, умение понять и простить другого, жертвенность и заботливость. Таким образом, традиционные представления о мужественности - женственности побуждают мужчин проявлять доминантную позицию в межличностных отношениях, а женщин - зависимую. Карен Хорни подчеркивает, что в соответствии с разделением социальных ролей сформировался определенный взгляд на женщин, как на инфантильные создания, живущие эмоциями [26].

Не менее значимы данные ученых, полученные в областях, где между мужчинами и женщинами различий не наблюдается. Так, существуют убедительные данные о том, что мужчины и женщины между собой не различаются по таким психологическим характеристикам как социабельность, уровень самоуважения, мотивация достижения, творческие и аналитические способности, способность руководить [3, 11].

По мнению современных исследователей, работающих в области психологии пола и гендерной психологии, все перечисленные различия детерминированы не биологическими, а социокультурными факторами: они обусловлены дифференцированной социализацией и иерархически выстроенными социальными ролями мужчин и женщин как проявлением существующего в обществе гендерного порядка. В сфере таких особенностей личности как эмоциональные состояния, интересы и ориентации, психологические различия между мужчинами и женщинами хотя и существуют, но охватывают небольшую часть личностных проявлений.

Все выделенные различия в личностных особенностях мужчин и женщин как представителей больших социальных групп могут быть объединены понятиями "маскулинность" и "фемининность". Маскулинность обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам в отличие от женщин [10]. Это проявляется в том, что они физически сильнее и демонстрируют больше доминантных и агрессивных проявлений в поведении, чем женщины; они обладают более развитыми пространственными способностями. Их отношение к миру характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль, независимостью и ориентацией на профессиональные достижения.

Фемининность обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих женщинам. Это проявляется в следующем: у женщин лучше развиты вербальные способности, они демонстрируют в поведении больше дружелюбия и контактности, чем мужчины, они более эмпатичны и социально ориентированы, лучше осознают те связи, которые объединяют людей и делают их более доверительными; женщины в большей мере, чем мужчины, ориентированы на семейные роли.

Следует отметить, что маскулинные черты однозначно не отождествляются только с личностными особенностями мужчин, а фемининные - с личностными проявлениями женщин. Эти характеристики присущи и одному и другому полу, но в различной пропорции. В среднем, мужчина обладает более высокой степенью выраженности маскулинных характеристик, а женщина - фемининных свойств и качеств.

В традиционных обществах мужские и женские роли резко отличаются. Они, как правило, полярны. От женщины, в первую очередь, ожидается, что в системе ее ценностей приоритетными будут роли жены, матери, хозяйки, хранительницы домашнего очага. Все остальные роли должны быть второстепенными, и они не должны мешать исполнению главных социальных женских ролей.

Для мужчин главными ролями являются профессиональные роли. В системе общественных экспектаций от мужчины ожидаются успехи в публичной сфере. Данный порядок разделения гендерных ролей подчеркивает Э. Гидденс: "Первоочередной задачей, стоящей перед женщиной, является воспитание детей и ведение домашнего хозяйства, тогда как политическая и военная деятельность останется, как правило, прерогативой мужчины" [6, с.164].

Сторонники этой группы гендерных представлений считают, что для женщины, даже если она работает и имеет широкие интересы, семья является самым важным и дорогим в жизни. При этом они убеждены, что какие бы новые взгляды не возникли в обществе, женщина - прежде всего мать. Важнейшее ее предназначение - рождение и достойное воспитание детей. Забота о других членах семьи - главная среди всех других ее ролей. Эта роль не обедняет, а облагораживает женщину как личность. Женщины должны подчинять свои интересы интересам мужа. Истинный смысл любви для женщины заключается в том, чтобы войти в мир мужчины, стать его другом, раствориться в нем, даже жертвуя многим ради него. В немецком языке существует поговорка о четырех "К", отражающая стереотипное представление о социальной роли женщины. Переводится она следующим образом: "Кухня, церковь, ребенок, платье". Считается, что для выполнения традиционной роли женщина должна развивать способности умелой и рачительной хозяйки, а также быть чуткой, сострадательной и заботливой.

Мужчинам предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли. В то время, как мужчинам предписывается ориентированность на достижения, от женщин требуется ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.

Американская исследовательница антрополог Нэнси Рис, анализируя представления о мужчинах и женщинах, подчеркивает сущность андроцентрической культуры, в которой мужчины соотносятся с обществом, а женщины - с природой. Это отождествление породило ряд двойных оппозиций, таких как: жизнь женщины мотивирована биологически, а жизнь мужчины - социально; у женщин на первом плане тело, а у мужчин - мысль; женщины руководствуются страстями и инстинктами (материнскими, воспитательными), а мужчин направляет их рассудок и интеллект; место женщины - в кругу семьи, в то время как сфера мужчины - это общество, политика, бизнес [8, с.45].

Отличительной особенностью гендерных отношений в профессиональной сфере является неравенство статусов и позиций мужчин и женщин: мужчина во всем мире достоверно чаще занимают более высокие статусные позиции по сравнению с женщинами. Это обеспечивает мужчинам доступ к ресурсам и принятию ответственных решений. Данная практика ведет к тому, что женщины чаще мужчин оказываются в роли подчиненных, зависимых, руководимых. Потребности в профессиональном развитии, самореализации и продвижению по служебной лестнице у них удовлетворяются в меньшей степени, чем у мужчин. Сложившаяся система гендерных отношений способствует закреплению и проявлению в деловом взаимодействии у женщин таких качеств личности как пассивное подчинение, конформность, слабоволие, склонность уступать всегда и всем, неуверенность в себе, боязливость и послушание. Женщины, опасаясь показаться неженственными, боятся проявлять такие качества как независимость, автономность, логичность, ориентация на профессиональные достижения.

Изучая особенности мотивации достижений мужчин и женщин, психолог Мартина Хорнер предложила концепцию "Боязнь успеха". Эмпирические исследования показали, что для юношей характерен доминирующий тип мотивации - ориентация на успех, а у девушек доминирует мотивация избегания неудачи. Именно девушкам и женщинам свойствен феномен "боязнь успеха". Они не хотят приобретать те профессии и осваивать те сферы деятельности, где преобладают мужчины. Достижение успеха в этих сферах отождествляется с активностью и мужественностью, а девушки беспокоятся, что их будут считать маложенственными, т.е. они боятся социальных последствий успеха [3, 10].

Таким образом, гендерные стереотипы, ориентируя мужчин и женщин на разные жизненные стратегии, а также пути и способы самореализации, задают и определяют неравноценные социальные позиции для мужчин и женщин.

 

.2 Психологические особенности вербального поведения женщин


Как было отмечено ранее, наибольшее различие между мужчинами и женщинами обнаружено в перцептивных характеристиках, вербальных особенностях, мотивации достижения и некоторых других аспектах [1, 2, 3, 7, 8, 11].

За последние годы в связи с бурным развитием психолингвистики и появлением ряда глубоких исследований, посвященных гендерным различиям, появилась возможность определить основные характеристики мужского и женского вербального поведения. Обнаружены и описаны различия в фонетике, обусловленные половым диморфизмом (в основном, на примере английского языка), различия в организации "мужского" и "женского" словаря, различия в области морфологии, семантики и синтаксиса, различия в вербальных стереотипах и восприятии мужчин и женщин друг другом, особенности "мужского" и "женского" дискурса, а также особенности "мужских" и "женских" ассоциаций.

Наибольшее количество лингвистических исследований, начиная с работы О. Есперсена, посвящены различиям в организации мужского и женского словарного состава. Есперсен заметил, что по своему объему "женский" словарь относительно узок. Женщина пользуется как бы ядром словарь (устоявшимся слоем лексики), т.е. лексическими единицами с более высокой частотой встречаемости в речи, а мужчина более индивидуален в выборе слов, употребляет больше неологизмов, профессионализмов и архаичных форм слов.

В настоящее время гипотеза О. Есперсена о различной организации мужского и женского словаря подтверждена рядом исследований на материале нескольких различных языков.

Превосходство женщин в развитии речевых функций начинается с детского возраста. Поскольку мужчина и женщина принадлежат к различным социальным группам и выполняют различные социальные роли, то общество ждет от них определенных моделей речевого поведения. И действительно, существует гендерная дихотомия в речевом поведении. Мужской тип коммуникации - это менее гибкая, но более динамичная и менее ориентированная на собеседника коммуникация. Наиболее распространенный жанр коммуникации у мужчин - беседа-информация, а у женщин - частная беседа. Женщины чаще используют обратную связь, поддерживая ее словом "да", которое еще не означает согласия. Как раз это "да" сбивает мужчин, которые часто жалуются, что женщина в процессе беседы все время соглашалась, и вдруг в конце заявила противоположное. Женский тип коммуникации ориентирован на собеседника, на диалог, на подчиненную роль в общении, тогда как мужчина выбирает и меняет тему разговора.

Экспериментальные исследования мужского и женского словаря выявили, что большая часть слов, используемых женщиной, описывали их непосредственное окружение, их личные чувства и эмоции, психологические состояния, т.е. их лексика замкнута на внутреннем мире [6, 12, 28, 29].

Было выявлено, что женщины в большей степени используют престижные формы слов, новомодные иностранные заимствования, неологизмы в обычном (неофициальном) разговоре, но на официальном уровне она избегает использовать их в речи.

Одной из характерных черт женской речи является использование оценочных прилагательных. Горошко Е.И., Мартынюк А.П., Касимова И.А. в своих исследованиях выявили, что оценочность является одной из важных диагностических особенностей женской речи [6, 12, 28, 29].

По наблюдениям Л. Хиршман, женщины чаще, чем мужчины, используют слова с опустошенной семантикой (ужасно интересный, страшно красиво), сдвоенные формы прилагательных (teeny - weeny, titsy - bitsy - крохотный - маленький), слова с уменьшительными суффиксами (кошечка, ложечка, cutie - привлекательная молодая женщина, meanie - придира, жадина), слова с приставкой mini (miniskirt), модальные частицы, наречия, оканчивающиеся на - ly, а также наречия, выражающие значение приближения к чему-либо (около, рядом, nearly, about) [6, 12].

Наиболее сильны различия между мужской и женской речью проявляются в использовании модальных средств в языке. Было замечено, что женщины используют чаще модальные глаголы в прошедшем времени. Глагол "may" предпочитается женщинами, а глагол "can" - мужчинами. Глаголы "to be" и "to have" как модальные в два раза чаще употребляются женщинами. В женской речи значительно чаще присутствуют вводные слова и выражения, показывающие разную степень уверенности говорящего, а также ссылки на собственное или какое-либо другое мнение, а также для удостоверения в другом мнении (probably, possibly, certainly, I think, I suppose, You see, to seen, to my mind), находящиеся, как правило, в начале предложения. Джаннет Холли подсчитала, что женщина в 5 раз больше мужчин использует в свое речи конструкцию "You know" [12, с.11].

В силу более вежливого характера своей речи женщины используют средства так называемой двойной модальности (модальный глагол + наречие):

"I was just wondering if you could possibly do me a small favour" - "Не могли бы Вы оказать мне небольшую любезность",

или: "If you couldn’t mind…" - "Не возражаете ли Вы…".

В женской речи можно встретить и словосочетание "I think" + модальное наречие: "I think you just sort of talk it out".

Н. Конклин, американский психолог и лингвист, предполагает, что доминирование в женской речи модальных средств языка "можно объяснить за счет неуверенности, неопределенности и нерешительности женской речи в целом" [6, 12].

На основе выделенных как зарубежными (Н. Конклин, Л. Хиршман, Дж. Коэтс, О. Есперсен), так и отечественными (В.В. Потапов, Е.И. Горошко, А.В. Кириллина) исследователями гендерных признаков фонетико-фонологического, лексического и грамматического уровней женской речи Хизроева З.М. предложила модель анализа речевого поведения женщины, включающую три основных уровня (применительно к письму как виду речевой деятельности): лексический, грамматический и субъективно-тезаурусный.

Изучение женской речи проводилось на материале внутренней речи главной героини романа Сомерсета Моэма "Театр" Джулии Лэмберт. Исследование выявило, что в женской речи зафиксировано большое употребление аффективной лексики (awfully pretty, terrible nice), интенсификаторы, частицы, тропы (метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, фразеологизмы). Женщины больше мужчины сосредоточены на своем внутреннем мире, отсюда и больше слов, выражающих чувства, эмоции, употребление глаголов, выражающих эмоциональное состояние [28, 29].

На грамматическом уровне женская речь характеризуется меньшей сложностью, чем мужская речь. В мужской речи можно встретить сложный, запутанный синтаксис: придаточные предложения находятся чаще внутри придаточных, придаточное определительное чаще находится внутри придаточного причины и наоборот. Английский лингвист П. Смит утверждает, что мужчины, как правило, вводят одно предложение в другое, вкладывают их друг в друга.

Для женской речи также характерно использование хвостовых предложений для выражения согласия или несогласия с мнением собеседника или своей собственной эмоции. Эти вопросы являются типичной чертой английского синтаксиса ("You do love me, do you?") Мишель Палуди в своей работе "Женская психология", обсуждая стиль вербальной коммуникации женщин, приводит данные, полученные Робин Лэйкофф (Lakoff, 1975), Деборой Таннен (Tannen, 1994). Исследователи обращают внимание на ряд особенностей, характерных для стиля вербальной коммуникации женщин, а именно на использование женщинами разделительных вопросов и определителей. С точки зрения Линды Карли (Carli, 1999), женщине в целом труднее оказывать влияние на других людей, чем мужчине, особенно когда она компетентна и обладает властью. Карли утверждает, что гендерные различия во влиянии обусловлены гендерными различиями в обладании властью [20, с.222].

Робин Лэйкофф отмечает, что в паттернах женской речи значительно больше разделительных вопросов, определителей и длинных просьб, и все эти паттерны в разговорах с другими передают ощущение беспомощности. Это предположение нашло эмпирическое подтверждение: человек, который использует женские паттерны речи, воспринимается другими как некомпетентный и неубедительный, в отличие от человека, не применяющего такие паттерны, независимо от того, какого пола говорящий [20, 223].

Еще одна интерпретация состоит в том, что разделительные вопросы поддерживают разговор и подразумевают вежливую форму общения. Робин Лэйкофф предположила, что женщины чаще используют разделительные вопросы, когда говорят о личных чувствах. Поэтому неуверенное выражение чувств женщинами можно отчасти объяснить тем, что мужчины и женщины обладают неодинаковой властью.

Определители (qualifiers) - это слово или фраза, смягчающая смысл утверждения, например: "может быть, я и ошибаюсь, но мне кажется, что этот предмет не интересен", т.е. мы выразили свою мысль не прямо, а косвенно. По данным Карли и Вуд (Carli, 1999, Wood, 1994) женщины часто используют в речи определители.

Кроме разделительных вопросов и определителей многие женщины используют в речи длинные просьбы (long requests), экспрессивные выражения (fillers): ты знаешь, ах, ммм, сейчас подумаю, ну, да [10, с.223].

Ранее считалось, что женщины тратят на разговоры больше времени, чем мужчины. Данные экспериментов показывают совершенно обратное: мужчины говорят больше женщин. Время, потраченное на разговоры, можно интерпретировать как доказательство власти и доминирования [6, 10].

В настоящее время в гендерной психолоии популярны исследования дискурса (от лат. discursus - рассуждение, довод): речевых суждений и речевых паттерн - образцов речевого поведения, которые проявляются в вербальной и невербальной форме. Выяснилось, что в этом поведении существуют половые различия, а также, что поведение мужчин и женщин меняется в зависимости от того, с каким полом они взаимодействуют, и что большее значение имеет позиция партнера на переговорах (лидер или ведомый) [6, с.267].

В целом, мужчины на переговорах чаще используют директивные речевые паттерны, а женщины - паттерны поддержки. Но, как только состав группы меняется, т.е. в группе появляются представители противоположного пола, поведение меняется: женщины ведут себя директивно, а мужчины оказывают поддержку [25, с.273]. Необходимо уточнить, что к директивным формам относятся большая длительность речи, негативное успешное прерывание речи партнера, дублирование и выбор темы дискуссии; к поддерживающим формам - меньшая длительность речи, позитивное (успешное или неуспешное) прерывание речи партнера, звуковой фон, постановка вопросов, повторение, сомнение и отрицание, вводные слова, улыбки, смех и прикосновения.

 

.3 Вербальные ассоциации. Ассоциативный эксперимент


Большой исследовательский интерес вызывает у психологов изучение вербальных ассоциаций, вербального поведения мужчин и женщин. Исследователи предполагают, что по определенным параметрам "ассоциативная картина мира" женщины отличается от мужской, так как именно "ассоциации являют язык в его предречевой готовности, обнажая сокровенный, скрытый от прямого наблюдения способ "держание" языка в памяти его носителя, приоткрывая таинственную завесу над святая святых, над тем, как устроена языковая способность человека" [25, с. 191].

Ассоциация (от лат. association - соединение) - связь между психическими процессами, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого [25]. Понятие об ассоциациях сложилось в философских учениях древнего мира: Аристотель выдвинул идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации.

Психологи считают, что ассоциация - это связь между некими объектами или явлениями, основанная на нашем личном субъективном опыте. Опыт может совпадать с опытом той культуры, к которой мы принадлежим, но всегда является также и сугубо личным, укорененным в прошлом опыте отдельного человека.

Так, для любого человека европейской культуры черный цвет - это, прежде всего, цвет траура, тогда как в японской или индийской культуре в том же качестве выступает белый цвет. Очевидно, что здесь имеет место некая культурная условность, которую называют "символикой цвета".

Ярким примером глубоко личных ассоциаций является музыка. Одно и то же музыкальное произведение может вызвать у разных людей не просто разные чувства, но порой чувства с противоположным знаком [25].

Понятие ассоциации лежит в основе особого типа психологического эксперимента, который был предложен И.М. Сеченовым в 1872 году. И.М. Сеченов подчеркнул детерминированность характера ассоциаций прежним опытом субъекта, его установками.

Практически экспериментальное исследование ассоциаций начинается в последней четверти 19 века и связано с именами Ф. Гальтона, Г. Эббингауза, В. Вундта, З. Фрейда. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, использовал выявление ассоциаций как основной метод для интерпретации сновидений. Его ученик Карл Густав Юнг считал исследование ассоциаций главным инструментом психоанализа. В русле таких интересов были составлены первые списки ассоциаций, которые долго рассматривались как отправная точка для суждений о психической норме. Авторами этих списков были американцы А. Розанов и Х. Кент, а сам материал был впервые опубликован в 1910 году в "Американском журнале изучения психических заболеваний".

И.Н. Павлов, понимавший ассоциацию как условную связь, положил начало новому направлению в исследовании нервной деятельности животного и человека.

Психологи изучают ассоциации, предъявляя своим пациентам в качестве стимулов различные слова, изображения, цветообразы, и изучают полученные в качестве ответа свободные интерпретации увиденного или рассказы об эмоциях, которые вызывает предъявленный стимул. Известные психологические тесты, например, ТАТ или тест Люшера, построены именно на обращении к материалу наших ассоциаций.

Психолингвистика занимается более узким кругом ассоциативных процессов - она изучает только словесные ассоциации или, как нередко говорят, вербальные ассоциации. Обычно с целью изучения вербальных ассоциаций проводится ассоциативный эксперимент (далее сокращенно - АЭ).

Психолингвистика относит к вербальным ассоциациям и случаи, когда стимулом является не целое слово, а его часть (слог) или даже не являющееся слогом сочетание звуков или букв. Исследуя процессы, связанные с запоминанием вербального материала, немецкий психолог Г. Эббингауз (1913) пришел к выводу, что для постановки опытов с контролируемыми параметрами наилучшими стимулами являются неосмысленные буквосочетания. Эббингауз составил из букв немецкого алфавита 2300 легко произносимых неосмысленных буквосочетаний и в результате эксперимента, проведенного с использованием этих сочетаний, обнаружил, что некоторые стимулы запоминаются быстрее, чем другие. В связи с этим он указал на возможность существования еще одной характеристики неосмысленных буквосочетаний - их значения. Эббингауз полагал, что буквосочетание обладает тем большим значением, чем оно легче ассоциируется. Именно это свойство в дальнейшем было названо "ассоциативной силой" (АС) неосмысленных буквосочетаний.

Под АС неосмысленных буквосочетаний принято понимать степень трудности, с которой человек преобразует данный стимул в привычные для него единицы языкового кода - слова и словосочетания. Например, носители русского языка обычно легко связывают неосмысленное буквосочетание "ЗВО" со словом "звон", "ТБЛ" - "таблица" или "Тбилиси". Но преобразование сочетаний типа "ТУВ" иди "ОАУ" вызывает у них затруднение. Таким образом, сочетания "ЗВО" и "ТБЛ" обладает большей ассоциативной силой, чем "ТУВ" и "ОАУ".

Со временем ученые уделили много внимания тому, что происходит, если в качестве стимулов предъявлять не только структуры меньшие, чем слово, но и большие, чем слово. Например, предъявляя в качестве стимула словосочетание "есть кашу", мы можем сравнить частоту ответов типа "ложкой", "с маслом", "с молоком", "на завтрак". Соответственно, если предъявлять в качестве стимула сочетание "на завтрак", то, вероятно, среди прочих частых ответов, получить ответ "кашу" (именно в винительном падеже). Изучение подобных ассоциативных процессов Ю.Н. Караулов назвал "построением ассоциативной грамматики" [24]. Имеется в виду, что владение языком в том и состоит, что в психике носителя не записаны отдельно лексика и отдельно грамматика в виде правил лексической и грамматической сочетаемости, а что вся эта система функционирует совокупно, т.е. частота таких ассоциативных пар как "бабушка - старая", "бабушка - в платке", "бежать - быстро" демонстрирует актуализацию владения не только семантикой, но и грамматикой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ассоциативная связь определяется культурой во всем ее многообразии - всеми знаниями, опытом, в том числе чувственным опытом, но при этом таким опытом, в котором мы не отдаем себе отчета.

Общность ассоциаций фиксируют так называемые "словари ассоциативных норм". В них обычно в качестве заглавного слова даются слова-стимулы, а ответы на слово упорядочены по частоте встречаемости. В словаре даны отдельно ответы мужчин и женщин, указано общее число слов-ассоциаций, полученных в качестве ответов на данный стимул.

В психолингвистике внимание исследователей направлено на изучении массовых, а не индивидуальных ответов. "Ассоциативные нормы" и ассоциативные словари служат этому подтверждением. "Ассоциативные нормы" обычно используются психологами и психиатрами для оценки того, в какой мере ассоциативные ответы того или иного индивида или группы индивидов похожи или отличаются от среднеожидаемого.

Большой интерес представляет исследование особенностей ассоциаций у детей. Р.М. Фрумкина изучала увеличение, изменение и разнообразие ассоциаций у детей и выявила, что в более раннем возрасте у детей преобладают так называемые синтагматические ассоциации (т.е. связь между разными грамматическими категориями, например, между существительными и прилагательными или глаголами, или наречиями: "дерево - зеленое", "идем - медленно"). Так, ребенок на стимул "лампа" отвечает "горит", на стимул "стул" - "сижу". Ребенок как бы вспоминает кусочки известных ему фраз. С возрастом увеличивается число чисто парадигматических ассоциаций типа "лампа" - "свет", "стул" - "стол", т.е. связь в пределах одной грамматической категории (хороший - плохой, дождь грязь). Для взрослых носителей русского языка характерно преобладание парадигматических ассоциативных реакций - не менее 70%. Увеличение синтагматических реакций свидетельствует о недостаточности аналитических операций, о некотором инфантилизме мышления. Иногда это может быть следствием индивидуально-психологических особенностей вроде правосторонней асимметрии мозга (тип художника) [25, с.176-177].

Типы ассоциаций

Появляющиеся связи можно расклассифицировать по следующим типам связи:

. Род - вид / вид - род (стол - мебель, дерево - береза).

. Категориальность (стол - стул).

. Контраст (день - ночь).

. Целое - часть / часть - целое (дом - стена, корма - лодка).

. Свойство предмета (небо - голубое).

. Функция предмета (нож - резать, нож - острый).

. Предикативность (змея - ядовитая).

. Причинно-следственная зависимость (боль - слезы).

. Смежность пространственная (стена - картина) и временная (лето - осень).

. Идентичность: сходство (ива - плачущая женщина), синонимия (пещера - убежище).

. Речедвигательный штамп (обман - зрение).

. Созвучие (мышка - книжки).

. Законченность суждений (музыка - это прекрасно).

. Грамматический тип (тихий - тишина).

. Отрицание (щедрый - нещедрый).

Ассоциации могут сказать нам очень многое о тех неосознаваемых структурах, в которых мы мыслим окружающий нас мир. По выражению И.М. Сеченова: "Реальные связи между предметами и явлениями и, в частности, связи в пространстве и во времени, реальные отношения сходства и различия между ними и т.д. обусловливают отражение в сознании предметов и явлений действительности не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, группами и рядами. Отражение в сознании предметов и явлений действительности в форме закономерной связи нервно-психических явлений есть то, что мы называем ассоциацией" [25].

Немногочисленные теоретико-экспериментальные исследования вербального поведения женщин и, в частности, ассоциативного поведения (Горошко Е. И.) позволили нам предположить существование специфических особенностей женского вербального ассоциативного поведения в ситуации билингвизма Дагестана, которое мы ставим целью изучить посредством свободного ассоциативного теста.

Глава II. Организация, методы, методики и результаты экспериментального исследования психологического содержания женского ассоциативного поведения


1. В немногочисленных теоретических исследованиях в области гендерной лингвистики было установлено, что как внешние, так и внутренние (личностные) факторы влияют на ассоциативный процесс: социальное происхождение, возраст испытуемого, уровень и направленность образования, родной язык, владение другими иностранными языками, психофизиологическое состояние во время проведения эксперимента.

Наше экспериментальное исследование психологического содержания женского ассоциативного поведения было организовано с учетом однородности выборки (30 девушек второго курса ИИЯ ДГПУ в возрасте 18-19 лет).

В результате теоретического анализа гендерных особенностей женского поведения нами были выдвинуты предположения о том, что испытуемые девушки, в основном, будут проявлять гендерные стереотипы, свойственные женщинам определенной культуры.

Основным методом, использованным в нашем исследовании является метод свободного ассоциативного эксперимента. В исследовании также применялись количественно-качественный и сопоставительный методы, а также методы наблюдения и опроса.

Для проведения теста нами была подготовлена группа слов-стимулов, которые включали наиболее важные сферы человеческой жизни: семья, смысл жизни, родственники, учеба, работа, Общее количество - 50 единиц.

Каждое понятие включало по 10 стимульных слов:

.        Семья - отец, мать, брат, сестра, муж, жена, сын, дочь, невестка, золовка.

2.       Смысл жизни - цель, дети, благополучие, самореализация, здоровье, мир, общение, любопытство, познание.

.        Родственники - дядя, тетя, дедушка, бабушка, кузен, кузина, внук, внучка, свекровь, теща.

.        Учеба - институт, профессия, лекция, образование, интерес, диплом.

.        Работа - карьера, зарплата, коллектив, офис, заграница, фирма, дело, командировка, деловые встречи, переговоры.

Для установления ассоциативных зависимостей между стимулами и реакциями была составлена таблица №2. После выполнения ассоциативного эксперимента последовательно сравниваются между собой пары стимул-реакция по двум категориям: логическая и грамматическая реакции. Грамматические реакции делятся на синтагматические и парадигматические.

Таблица №2

Матрица ассоциативных реакций

Стимул

Логическая реакция

Грамматическая реакция


центральная

периферическая

синтагматич.

парадигматич.

1





2





3





4





5





50





Всего, %






Если такая связь есть (например, армия - солдат или болезнь - смертельная), то ставится любой опознавательный знак (типа галочки) в графу "центральная логическая реакция". Если же эта связь отсутствует, то галочку ставят в графе "периферическая логическая реакция" (например, армия - танец или болезнь - еда).

Увеличение периферических ассоциативных реакций свидетельствует о плохом знании языка, нарушении динамических особенностей - заторможенность, скачкообразность мыслительных процессов и т.п. Для взрослых носителей языка характерно преобладание центральных ассоциативных реакций - не менее 65 % от общего количества предъявленных стимулов.

С точки зрения грамматического критерия также можно выделить два варианта ответных реакций: синтагматические и парадигматические. Под синтагматическим вариантом связи между словом-стимулом и словом-реакцией понимается связь между разными грамматическими категориями, например между существительными и прилагательными или глаголами и наречиями (хороший - поступок, дождь - идет). Под парадигматическими реакциями испытуемых понимается связь в пределах одной грамматической категории (хороший - плохой, дождь - грязь).

Для взрослых носителей русского языка характерно преобладание парадигматических ассоциативных реакций - не менее 70%. Увеличение синтагматических связей свидетельствует о недостаточности аналитических операций, о некотором инфантилизме мышления.

На основании свободного ассоциативного эксперимента, сравнивая ответы-реакции разных испытуемых, мы пытались найти наиболее частые, общие ответы. Мы основывались на исследованиях К. Юнга, который сравнивал общность ассоциативных реакций у своих пациентов в клинике. Юнг установил, что родственники или представители одной и той же профессии (у него - адвокаты) чаще всего дают одинаковые реакции.

Социальные психологи, продолжая исследования К. Юнга, нашли, что чем чаще испытуемые дают одинаковые ассоциативные реакции, тем больше оснований говорить о таком социально-психологическом феномене, как "сплоченность". Очевидно, причину этого явления следует искать в одинаковой направленности сознания.

На основании полученных экспериментальных показателей мы также сделали попытку построить самостоятельные семантические микросистемы, которые оказываются очень удобными для формализации семантической структуры языка. Семантическая микросистема выстраивается на основе совпавших ответов.

Таким образом, основными целями использования свободного ассоциативного теста в нашем исследовании являются:

.        Выявление особенностей ассоциативных реакций у девушек по логическим (центральные и периферические) и грамматическим (синтагматические и парадигматические) реакциям.

2.       Выявление семантической микросистемы стимулов у девушек.

2. Обсуждение особенностей ассоциативных реакций у девушек.

Описание особенностей ассоциативных реакций девушек мы начнем с понятия "семья". Количественная представленность ассоциаций по теме "Семья" показана в таблице №3. По стимулу "отец" получено 34 ассоциации парадигматического характера. Как и для юношей, отец для девушек тоже главный, серьезный, строгий хозяин. Но важно отметить, что девушки более откровенны и эмоциональны, чем юноши, которые сдержаны в своей оценке.

Так, если в ассоциациях на стимульное слово "отец" у юношей не встречается ни одного слова-реакции с отрицательным коннотативным значением, то у девушек явно прослеживается оценочность, выражаемая такими словами-ассоциациями как "кретин", "предок", "подлец", "козел".

Таблица №3

Количественная представленность ассоциаций по теме "Семья" (305 ассоциаций)


Стимульные слова


отец

мать

брат

сестра

муж

жена

сын

дочь

невестка

золовка

Кол-во

34

31

33

30

36

31

28

26

27

29


Как нам представляется, в этих субъективно-оценочных ассоциациях проявляются какие-то обиды, семейные проблемы.

На стимул "Мать" получена 31 ассоциация (из которых 9 синтагматического характера), дающая оценку обожаемой матери. Мать для девушек - любящая, родная, самая дорогая, любимая, самая-самая, которая учит жизни, понимает и поддерживает. Она для девушек - дом, жизнь, тепло, кормилица, очаг, роднуля, которую они обожают.

Таким образом, ассоциации у девушек, связанные со стимульным словом "мать" эмоционально более ярко и открыто выражены, даже восторженны: "Боже! Обожаю!"

На стимул "Брат" получено 33 ассоциации. На этот же стимул у ребят было 32 ассоциации, но вновь реакции девушек отличаются своей эмоциональностью. В брате девушки видят опору, защитника, младшие братья вызывают у них умиление. Но и горячо любимые братья могут быть эгоистами и засранцами.

Отношение к сестре у девушек также более критично. Девушка относится к сестре как к близкому человеку, видит в ней подружку, готовую оказать поддержку и помощь. Но между ними могут иметь место ссоры, драки, непонимание. Сестра может быть и ангелом и лисой.

На стимул "муж" было получено 36 ассоциаций: 33 парадигматические и 3 синтагматические. Муж в представлении девушек - глава семьи, опора, стена, кормилец. Он должен быть шикарным, хорошим, смелым. Но девушки не исключают, что муж может быть предателем, изменником, болваном и что "муж - объелся груш". Таким образом, и здесь девушки проявляют эмоциональную пристрастную оценочность.

Какой же представляется жена в восприятии девушек? Тридцать одна ассоциация включает большое количество совпавших ассоциаций. Шесть испытуемых дали ассоциацию "хранительница очага" на стимул "жена".

Синтагматические реакции - верная, покорная, понимающая, подчиненная, хорошая, выносливая, любящая. Такой набор характеристик, предпочитаемых и принимаемых девушками-дагестанками, по нашему предположению является основой для благоразумного осуществления социальной роли, значимой для нее - роли хранительницы очага.

Эти данные еще раз подтверждают те сложные тонкие изменения, происходящие в сознании дагестанских девушек, которые желают быть подчиненной мужу, заниматься только семьей, отказавшись от независимости и равноправия с мужчиной.

И, как следствие, мы получили 28 ассоциаций на стимул "сын" и 26 ассоциаций на стимул "дочь". Если мечта о дочери вызывает у наших испытуемых девушек нежные чувства, то стимул "сын" вызывает целый каскад эмоций, и на первое место выходит ассоциация "гордость". Мы обратили внимание на то, что на стимул "дочь" испытуемые дали много ассоциаций "помощница": при всем том, что дочь - это нежность, лапочка, мечта, ее предназначение быть подмогой в доме.

В оценке стимула "невестка" девушки также откровенны и прямолинейны и даже несколько жестоки. Девушки допускают, что невестка может быть хорошей, милой, доброй, но она в доме мужа - гость, дичь, дура, жесть, бедолага, своя среди чужих, чужая среди своих, забывая о том, что каждой из них в какой-то момент придется отстаивать свое достоинство в чужой семье.

На стимул "золовка" получено 29 ассоциаций, и, в своем большинстве, они имеют резко отрицательную коннотацию: змея, кобра, ревнующая головка семьи, гадина, гроза. Из 29 ассоциаций 11 ассоциаций - змея.

Ассоциация "недопонимание" по отношению к золовке указывает на сложные процессы межличностного общения в создаваемых семьях, налаживания отношений между супругами и их родственниками.

Проведенный количественно-качественный анализ позволяет нам представить семантические микросистемы стимулов.

Микросистемы стимулов по теме "Семья" (девушки)



Анализ полученных ассоциаций у девушек выявил, что испытуемые используют в большом количестве эмоционально-оценочную лексику, большое количество бранной лексики (инвективы) типа кретин, предок, подлец, козел, засранец, дичь, драка, лиса, жесть, кобра, гадина, змея, змеиная головка, бедолага, скалка (для сравнения: у ребят-испытуемых выявлено всего 4 слова - сатана, змея, истерика, жаба).

. Переходим к описанию и интерпретации полученных экспериментальных данных по теме "Смысл жизни", представленный такими составляющими как цель, дети, благополучине, самореализация, здоровье, мир, общение, родные, познание, любовь.

Количественная представленность ассоциаций по теме "Смысл жизни" дана в таблице №4.

Как видно из таблицы, для девушек очень важно общение, наличие детей и хорошего здоровья (39, 36, 36). По полученным данным из 329 ассоциаций девушки использовали большое количество синтагматических ассоциаций типа родные, красивые, крепкий, главный, сложный, прекрасный, нежный, (т.е. атрибутивного типа), характеризуя детей, здоровье, мир.

Таблица №4

Количественная представленность ассоциаций по теме "Смысл жизни" (329 ассоциаций)


Стимульные слова


Цель

Дети

Благополучие

Самореализация

Здоровье

Мир

Общение

Родные

Любовь

Познание

ассоциации

28

36

34

28

36

31

39

29

28

34

Для девушек общение - это интимно-личностное общение, стремление самораскрытия и установления теплых, доверительных отношений. Семантическая структура девушек по теме "Смысл жизни" включает в себя: близкие, достаток, покой, жизнь, радость (к примеру, у ребят сильно выражена дальняя мотивация, перспектива, будущее, карьера).

И вновь девушки более эмоционально выражают свои мысли и чувства, используя такие слова как пупсики, предки, придурки и т.д.

. Переходим к описанию и обсуждению результатов, полученных по теме "Родственники" (см. таблицу №5). Из 300 ассоциаций у девушек мы выделили 60 синтагматических ассоциаций, которые дают оценку всего того, что попадает в поле сознания испытуемых. Сопоставление полученных структур позволяет выявить те доминанты, которые присутствуют в языковом сознании испытуемых и подчеркнуть их гендерные специфические особенности. Так, юноши ждут от дяди совета и помощи, а девушки - подарков. Тетя для ребят - советчица, помощница, а для девушек - носитель морали.

Таблица №5

Количественная представленность ассоциаций по теме "Родственники" (300 ассоциаций)


Стимульные слова


Дядя

Тетя

Дедушка

Бабушка

Кузен

Кузина

Внук

Внучка

Свекровь

Теща

Асоциации

32

32

29

30

29

28

33

28

33

26


В дедушке ребята подчеркивают, как самое существенное, мудрость, а девушки - доброту. А бабушка у них вызывает жалость.

Свекровь и теща вызывают у испытуемых, в основном, отрицательные эмоции, и, как следствие, используется много слов с отрицательной коннотацией: ребята - обещалки, ржачка, ржач, редька, напряги, аждаха, занудство; девушки - козел, подлость, предательница, "хахашки", жучка, змея, кошмар, ведьма, зло, зависть, монстр, аждаха.

По данной теме оказалось возможным выделить микросистемы стимульных слов:

Семантические микросистемы по теме "Родственники"

               

. Переходим к описанию результатов экспериментального исследования по самой важной сфере жизнедеятельности студента - учебной деятельности.

Как и в предыдущих анализах ассоциативных реакций приведем количественную характеристику полученных ассоциаций по теме "Учеба", которая отражена в таблице №6.

Таблица №6

Количественная характеристика ассоциаций по теме "Учеба" (347 ассоциаций)


Стимульные слова


институт

профессия

лекция

образование

интерес

диплом

квалификация

сессия

экзамен

факультет

ассоциации

43

32

31

34

28

31

32

45

40

31


Как видно из таблицы, можно выделить те стимулы, которые личностно значимы для студентов: институт, сессия, экзамен. Стимул "профессия", "квалификация" получили мало ассоциаций. Стимул "сессия" вызвал целый каскад отрицательных ассоциаций.

Учеба как важная составляющая взрослой жизни студента представлена довольно большим количеством ассоциаций как у парней, так и у девушек. Количественный анализ свидетельствует о том, что наибольшее количество ассоциаций получено по стимулу "сессия" - 42 у юношей и 45 у девушек; по стимулу "экзамен": у юношей 33 и у девушек - 40.

Эти стимулы вызывают у испытуемых (30 студенток) ассоциации с резко отрицательной оценкой. У девушек из 45 ассоциаций только 2 ассоциации положительные - немного ума, мужественность. В остальном сессия для них - бессонница, головная боль, морока, кошмар, мучения, стресс, страх, суета, ужас, каторга, расходы, депрессия, взятки, смерть, деньги, нервы, вес (у юношей, в отличие от девушек, отсутствует эмоционально-оценочный компонент: они раскрывают чисто прагматический аспект данного понятия. Для них сессия - экзамены, зачеты, вопросы, ответы, суета, ксерокс, подготовка, библиотека, трудности, проверка, проблемы, дисциплина, толпа, отчет, аттестация).

Сравнение ассоциаций по стимулу "экзамен" также выявило существенные различия. У девушек экзамен - нервы, бессонница, неудача, ужас, крики, стресс, переживание, муки, волнение, страх, зубрежка, слезы, неуверенность. Причем, доминантой выступает ассоциация "ужас". У ребят переживание по поводу экзамена намного сдержаннее. Они признаются, что волнуются, иногда бывает головная боль, но, в основном, экзамен они рассматривают чисто с процедурной стороны: сдача, несдача, тройки, шпаргалки, вопросы, ответы, оценка, подготовка, жвачка, суета, допрос, опрос. Можно отметить несколько ироническое отношение ребят к таким жизненным составляющим студенческой жизни, как "сессия" и "экзамен".

На этом фоне резко отрицательного отношения к сессии, экзаменам, девушки и ребята выявили единодушие к оценке такого важного компонента учебного процесса, как лекция. Доминантой и у ребят и у девушек в оценке лекции выступает ассоциация "скука". Эта ассоциация повторяется 7 раз.

Но если у девушек лекция вызывает скуку, сон, усталость, и для них лекция - это писанина, то для парней лекция - это мучение, сеанс гипноза. Таким образом, мы обнаружили тот стрессор (казалось бы, вполне нейтральный!), который вызывает у юношей скуку, утомление. Ребята проявляют больше нетерпения, чем девушки, когда им приходится долгое время выполнять скучную, монотонную работу. "Писанину целых полтора часа" они не выдерживают, а другие испытуемые откровенно признаются, что лекционная аудитория - это место для отдыха, аськи, семечек.

В связи с полученными результатами назревает (и давно назрела) проблема организации учебного процесса и, в частности, формы презентации учебного материала - лекции.

. Переходим к описанию особенностей ассоциаций по теме "Работа" (см. табл. №7).

Таблица №7

Количественная характеристика ассоциаций по теме "Работа" (349 ассоциаций)


Стимульные слова


карьера

зарплата

коллектив

офис

заграница

фирма

дело

встреча

переговоры

командировка

ассоциации

37

37

35

34

37

32

31

32

39

35


Как видно из таблицы №7, у девушек понятие "работа" вызвала 349 ассоциаций, что свидетельствует о том, что у девушек работа сулит материальные блага, но труд учителя низкооплачиваемый (мизер), денег не хватает (мало). Если ребята раскрывают сущностную характеристику работы, карьеры, зарплаты, то у девушек явно выражен оценочный характер (использование большого количества синтагматических ассоциаций типа высокая, личная, трудная, легкая, успешная, пробивная, материальная, заслуженная, маленькая и т.д.

В ассоциациях, связанных с темой "Работа", многократно повторяется слово "деньги", но их "кот наплакал", мало.

Сводная таблица ассоциативных реакций (девушки)


Стимульные слова

Семья

Отец

Мать

Брат

Сестра

Муж

Жена

Сын

Дочь

Невестка

Золовка

ассоциации

34

31

33

30

36

31

28

26

27

29

Смысл жизни

Цель

Дети

Благополучие

Самореализация

Здоровье

Мир

Общение

Родные

Любовь

Познание

ассоциации

28

36

34

28

36

31

39

29

28

34

Родственники

Дядя

Тетя

Дедушка

Бабушка

Кузен

Кузина

Внук

Внучка

Свекровь

Теща

ассоциации

32

32

29

30

29

28

33

28

33

26

Работа

Карьера

Зарплата

Коллектив

Офис

Заграница

Фирма

Дело

Встреча

Переговоры

Командировка

ассоциации

37

37

35

34

37

32

31

32

39

35

Учеба

Институт

Профессия

Лекция

Образование

Интерес

Диплом

Квалификация

Сессия

Экзамен

Факультет

ассоциации

43

32

31

34

28

31

32

45

40

31


Как мы можем судить по таблице №8, самое большое количество ассоциаций получено по темам "Учеба" и "Работа" (347 и 349) из общего количества полученных ассоциаций (1630) на 50 стимульных слов.

На стимул "институт", "сессия", "экзамен" получено самое большое количество ассоциаций - 43, 45, 40. Наиболее стрессогенной ситуацией для девушек является сессия с экзаменом.

Выводы:

Проведенное экспериментальное исследование психологического содержания женского ассоциативного поведения позволило сделать следующие выводы:

.        Психологическое содержание ассоциаций у девушек отражает гендерные особенности: гендерные стереотипы, личностные характеристики (мотивация, эмоциональность), жизненные ценности.

2.       Женская эмоциональность выразилась в использовании большого количества синтагматических ассоциаций. В нашем случае, атрибутивным типом реагирования ("мать" - любимая, родная, дорогая, бесценная, самая-самая и т.д.), использованием большого количества эмоционально-оценочной лексики, а также инвективов.

.        Выделенные семантические микросистемы по предложенным жизненно-важным темам позволили девушкам испытуемым озвучить для себя и для нас то, что для них важно и значимо, отрефлексировать это знание и перевести в область ясного осознания.

Заключение


В результате проведенного теоретико-экспериментального исследования психологического содержание женского ассоциативного поведения были сделаны следующие выводы:

.        Теоретические и экспериментальные исследования как зарубежных, так и отечественных психологов в области гендерной психологии и гендерной лингвистики позволили выделить основные психологические особенности женщины и сделать их предметом специального изучения: выявлены различия в физическом развитии и поведении, интеллектуальных способностях (вербальные способности) и уровня достижений у мужчин и у женщин. Убедительное доказательство только одного гендерного различия - агрессивности - получено Маккоби и Джеклин - мальчики агрессивнее девочек.

2.       Проведенное экспериментальное исследование женского ассоциативного поведения (параллельно в дипломной работе проводилось исследование мужского ассоциативного поведения) выявило, что женская ассоциативная картина мира имеет специфические чисто женские особенности: следование выработанным в обществе гендерных стереотипам (женщина - хранительница очага, жена, мать), ориентация на ближайшую цель, высокая эмоциональность.

.        Женское ассоциативное поведение характеризуется использованием большого количества синтагматических атрибутивных ассоциаций атрибутивного типа, демонстрирующих личностно-пристрастное отношение к обсуждаемому предмету или явлению.

.        Выделенные семантические микросистемы тех ассоциаций, которые девушки давали на предложенные слова, позволяют отрефлексировать те смутные образы, схемы, обрывки слов, фраз, которые Н.И. Жинкие называет УПК (универсально-предметный код) и перевести их в область сознания, осмыслить и оценить.

Список литературы


1.   Структура слова. - М., 1971, с.140-151. Анастази А. Дифференциальная психология. - М., "Апрель Пресс", 2001, 745 с.

2.       Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб, 2001.

.        Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие. - СПб, "Питер", 2008, 431 с.

.        Бакушева Е.М. Социолингвистический анализ речевого поведения мужчин и женщин (на материале французского языка). Дисс. канд. филол. наук. - М., 1995, 197 с.

.        Гальперин И.Р. Текст как предмет лингвистического исследования. - М., 1981.

.        Горошко Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения (психолингвистический анализ). Дисс. канд. филол. наук. - М., 1996, 176 с.

.        Егорова М.С. Психология индивидуальных различий.М., "Планета детей", 1997, 325 с.

.        Ильин Е.И. Дифференциальная психология мужчин и женщин. - СПб, "Питер", 2007, 544 с.

.        Исследование речевого мышления в психолингвистике. - М., 1985.

.        Кайл Роберт. Развитие ребенка. - СПб, "Прайм-Еврознак", 2006, 640 с.

.        Кон И.С. Психология половых различий. // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.

.        Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. - М., Институт социологии РАН, 1999, 189 с.

.        Либин А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М., "Смысл", 1999, 534 с.

.        Лила Н.Н. Развитие свойств внимания в процессе обучения учащихся начальных классов. АКД канд. психол. наук. - Киев, 1987.

.        Логинов А.А. Мужчина и женщина. - Минск, 1989, 219 с.

.        Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. - СПб, 1998, 132 с.

.        Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. - М., "Академия", 1999, 244 с.

.        Обозов Н.Н. Мужчина + женщина?! - СПб, 1995.

.        Овчинникова И.Г. Ассоциации и высказывание. - Пермь, 1994.

.        Палуди Мишель. Женская психология. Поведение, развитие, общение, сексуальность. - СПб, 2007, 384 с.

.        Практикум по общей прикладной и экспериментальной психологии. // Под ред.А. А. Крылова и С.А. Маничева. - СПб, 2000.

.        Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - М., 2006.

.        Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. // Психологический журнал, 1991, №5, т.12, с.3-16.

.        Русский ассоциативный словарь (РАС). Книга 1. Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть 1. Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов и др. - М., 1994.

.        Фрумкина В.М. Психолингвистика. - М., 2001, 315 с.

.        Хорни К. Женская психология. - СПб, 1993, 220 с.

.        Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб, "Питер Пресс", 1997, 608 с.

.        Хизроева З.М. Эмоционально-смысловая доминанта как основа психиатрического подхода к анализу художественного произведения. // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки, №4. - Махачкала, 2009, с.24-31.

.        Хизроева З.М. Гендерный аспект внутренней речи в романе С. Моэма "Театр". // Известия ДГПУ, Психолого-педагогические науки.1/6, 2009, с.34-42.

.        Щур Г.С. О типах лексических ассоциаций в языке. // Семантическая Семантическая структура слова. - М., 1971, с. 140-151.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!