Законы денежного обращения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,20 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Законы денежного обращения














Законы денежного обращения

Содержание

Введение

Законы денежного обращения

Денежный оборот и денежная эмиссия

Денежная система Российской Федерации

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

Введение

Тема курсовой работы актуальна потому, что деньги являются информационной институцией. Но вид носителя во многом определяет характер и возможности использования информации. Три типа денег характеризуются тремя видами носителей информации - металл, бумага, электронные носитель (всякого рода случайные и местные носители - раковины, меха, бусы и т.д.). В соответствии с этими тремя типами носителей информации и лежит главное разделение видов денег на металлические, бумажные и электронные, которые сумела изобрести человеческая цивилизация. Парадигма денег как ценностного правового обязательства как раз и придает различным видам денег их историческую равнозначность. Значение проблем денежного обращения возрастает на переломных этапах исторического развития, о чем свидетельствует опыт современной России.

Современная денежно-кредитная политика России имеет небольшой период становления и соответственно опыт достижения поставленных целей. Сложности ее реализации связаны с неразвитостью денежно-кредитных и финансовых отношений рыночного типа, а также тяжелым состоянием экономики.

Стабилизация денежного обращения является важной предпосылкой нормализации экономического положения, обеспечения на рынке и создания условий для экономического роста. Расстройство же денежных отношений, значительная инфляция ведут к подрыву рыночных механизмов, падению производства, угрозе разрушения социально-экономической системы. Изучение особенностей этих процессов особенно актуально для экономики сегодняшней России. Товарно-денежные отношения требуют определенного количества денег для обращения. Денежное обращение - это непрерывное движение денег. Денежное обращение является важным составным элементом экономического механизма, а его устойчивость - необходимым условием общехозяйственной сбалансированности. Длительное нарушение устойчивости денежного обращения негативно влияет на развитие экономики, затрагивая в той или иной степени практически все экономические процессы.

Устойчивость денежного обращения проявляется в относительной стабильности покупательной способности денег, что выражается в постоянстве или росте количества пользующихся спросом товаров и услуг, которые можно приобрести на денежную единицу.

Для поддержания устойчивости денежной единицы очень важно правильно определить оптимальный объем денежной массы в обращении, то есть обеспечить соответствие денежного предложения обоснованной потребности общественного хозяйства в деньгах. Динамика денежной массы прямо или косвенно влияет на достижение основных целей развития национальной экономики - экономического роста, высокого уровня занятости, стабильности цен, сбалансированности платежного баланса и т.д.

Количество денег, необходимых для обращения, определяется общим законом денежного обращения, который действует в любых типах денежных систем и требует обязательного сбалансирования денежной и товарной масс. Однако формы денег, эмиссионный механизм, а также условия формирования спроса на деньги в процессе экономического развития претерпевали значительные изменения, что оказывало существенное воздействие на механизм реализации этого требования.

Обращение современных денег более эластично по условиям расширения, то есть более гибко реагирует на рост спроса на деньги со стороны экономических агентов. В то же время выпуск неразменных банкнот осуществляется главным образом взамен государственных обязательств (под обеспечение государственных ценных бумаг) и определяется потребностями государства в финансировании своих расходов. В результате утрачивается непосредственная взаимосвязь банкнотной эмиссии с динамикой воспроизводственного процесса. Это лишает современное денежное обращение внутреннего регулятора устойчивости. По условиям расширения оно эластично по отношению к спросу всех экономических агентов, включая государство, но мало эластично по отношению к потребностям товарного оборота: в современных денежных системах отсутствует автоматическая взаимосвязь между темпами роста денежной и товарной масс.

По условиям сжатия обращение современных денег также мало эластично, так как они не разменные на золото. Будучи выпущены в оборот, они находятся там длительное время и подвергаются инфляционному обесценению.

Таким образом, обращение неразменных кредитных и бумажных денег характеризуется отсутствием необходимой эластичности и хронической неустойчивостью. Прекращает действовать механизм автоматического стихийного реагирования денежного обращения на изменения в производстве и возникает необходимость в применении методов государственного регулирования для поддержания устойчивости денег.

1. Законы денежного обращения

Для нормального функционирования товарно-денежных отношений в каждой стране требуется определенное количество денег. Необходимое количество денег для обращения определяется законом денежного обращения. Этот закон был открыт К. Марксом, установившем то самое необходимое количество денег, требующееся стране для нормального функционирования рыночных отношений. Его можно описать формулой:

Д = (Ц - В + П - ВП) / С.о. , (1)

где Д - количество денежных единиц, необходимый в данный период для обращения;

Ц - сумма цен товаров, подлежащих реализации;

В - сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;

П - сумма цен товаров, проданных в прошлые годы, платежи по которым поступили;

ВП - сумма взаимопогашенных платежей;

С.о. - скорость оборота денежной единицы.

Из этой формулы можно сделать вывод, что количество денег необходимое для соблюдения функциональности денег прежде всего зависит от трех факторов. Прямо пропорционально - от количества проданных на рынке товаров и услуг и от уровня цен и тарифов. И обратно пропорционально - от скорости обращения денег.

Все эти факторы можно установить исходя из условий производства. Развитие общественного разделения труда приводит к увеличению объема продаж товаров и услуг на рынке, что в свою очередь снижает стоимость товаров и услуг. Исходя из этого формулу (1) можем представить в упрощенной форме:

Д = (М * Ц) / С.о. , (2)

где М - масса реализуемых товаров;

Ц - средняя цена товара;

С.о. - средняя скорость оборота денежной массы.

Преобразовав формулу (2) получим уравнение обмена:

Д * С.о. = М * Ц. (3)

Смысл уравнения обмена заключается в том, что произведение количества денег на скорость обращения денежной массы равно произведению уровня цен на товарную массу. Нарушение этого равенства означает обесценивание денег и, как следствие кризис в экономике страны. При этом равенство (3) будет выглядеть следующим образом:

Д * С.о. > M * Ц.

Количество знаков стоимости, в условиях отсутствия золотого стандарта, приравнивалось с оценочным количеством золотух денег, требуемых в обращении. В условиях утраты золотом своих денежных функций, т.е. его демонетизации, закон денежного обращения претерпел некоторые изменения. Мерой стоимости товаров и услуг становится денежный капитал, измеряющий стоимости в процессе производства, т.е. товара к товару. При этом к инфляции в стране может привести эмиссия денежной массы без учета реальной стоимости проданных товаров и оказанных услуг, вызывая излишки. Главное и необходимое условие поддержания в стране стабильности денежной единицы - это выравнивание потребности хозяйствующих субъектов в деньгах и их фактическое наличие в обороте. Исходя из выше изложенного, мы можем сделать вывод, что закон денежного обращения - это объективный экономический закон, объясняющий необходимость использования части национального дохода для увеличения и качественного улучшения производственного процесса, положительного прироста национального богатства страны.

Объем денежной массы, являясь наиболее значимым количественным показателем движения денег, представляет собой общую сумму покупательных, накопительных и платежных средств, участвующих в экономических связях как среди частных отношений хозяйствующих субъектов, так и между хозяйствующими субъектами и государством.

Состав и структура денежной массы в ходи истории изменялась в зависимости от уровня развития товарно-денежных отношений. Так, например, в начале ХХ века структуру денежной массы можно представить как:

золотые монеты - 40 %;

банкноты и другие кредитные деньги - 50 %;

остатки на счетах в кредитных учреждениях - 10 %.

В период перед Первой мировой войной структура изменяется, выглядя соответственно - 15, 22, 67%. В процессе эволюции деньги стали заменять неразменными кредитными деньгами как в наличной, так и в безналичной денежной форме, что в конечном итоге привело к полному исчезновению золотых денег из системы товарно-денежных отношений.

Для удобства изучения статистики изменения денежной массы, а также видов денег и денежных средств, отличающихся друг от друга степенью ликвидности, начали использовать показатели структуры денежной массы или денежные агрегаты. При этом в разных странах состав денежных агрегатов различен. Можем выделить наиболее часто используемые агрегаты, такие как М0, М1, М2, М3, М 4.

Агрегат М0 представляет собой наличные деньги - монеты и бумажные деньги (банкноты и казначейские билеты).

Агрегат М1 характеризует объем наличных денег в обращении, а также вкладов до востребования и чеков. Он обслуживает операции по реализации ВВП, по распределению и перераспределению национального дохода, накоплению и потреблении, т.е. финансовые высоколиквидные активы.

Агрегат М2 - образуется путем сложения агрегата М1 и наиболее распространенных видов срочных вкладов (срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках, краткосрочные государственные ценные бумаги).

Агрегат М3 - образуется с учетом агрегата М2 и некоторых видов крупных срочных вкладов и срочных соглашений об обратном выпуске, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке (депозитные сертификаты, облигации госзаймов).

Агрегат М4 равен сумме агрегата М3 и различных форм депозитов в кредитных учреждениях.

Денежные агрегаты можно представить как иерархическую систему, где каждый последующий агрегат включает в себя предыдущий. При этом между собой агрегаты отличаются не только по составу, но и по степени ликвидности, которая уменьшается от агрегата М0 до агрегата М4.

Закон денежного обращения говорит нам о том, что количество денег, необходимое для нормального функционирования экономики, должно быть равно сумме цен реализуемых товаров, деленное на скорость их обращения. Следовательно, в случае, когда количество выпущенных денег будет равно теоретическому количеству золотых денег, никаких отрицательных явлений не должно возникнуть. Если же эмиссия денег не ограничена, то это моментально приводит к нарушению закона денежного обращения. При появляется излишняя денежная масса и обесценивание денег, т.е. инфляция.

Можно сделать вывод, что поддержание стабильности денежного обращения зависит от двух взаимосвязанных факторов: потребности хозяйствующих субъектов в деньгах и их реальном количестве в обороте.

Деньги связывают весь процесс обращения товара воедино, заменяя собою товар и, тем самум, доводя его до потребителя. Денежное обращение - постоянное монотонное повторение одного и того же процесса. Деньги, как покупательное средство, постоянно находятся на стороне покупателя.

В тоже время товар - на стороне продавца. Находясь в постоянном процессе обмена (товар-деньги-товар) деньги постоянно перемещаются от покупателя к продавцу, в тоже время, превращая продавца в покупателя и продолжая свое движение. Таким образом, деньги реализуют функцию средства обращения.

Когда появляются кредитные деньги, происходит практически необеспеченная эмиссия, т.е. количество денег может быть сколь угодно велико. В этом случае неизбежно появление инфляции. В этом случае необходимо отслеживать ту часть денежных обязательств, которые могут быть взаимно погашены без дополнительной эмиссии. На первый взгляд может показаться, что для выполнения деньгами функции средства платежа необходимо их дополнительное количество. Это не совсем так. Дело в том, что часть товаров продается в кредит и оплачивается в пределах определенного периода. В результате на соответствующую величину уменьшается нужное количество денежных единиц. Кроме того значительная часть долговых обязательств погашается не наличными, а их взаимным зачетом. Следует также учитывать сумму платежей за товары, проданные в кредит ранее расчетного периода. Основными параметрами, определяющими массу денег, необходимых для обращения, являются товарная масса, которая пребывает в обращении, уровень цен товаров и скорость обращения денег, причем увеличение скорости обращения денежной единицы равноценно уменьшению денежной массы.

Когда функционировали полноценные деньги, в обращении находилось только нужное количество денежных единиц. Роль резерва, регулирующего их количество, стихийно играла часть денег, выполняющая функцию средства накопления богатства (сбережения, сокровищ). Если потребность в деньгах снижается, часть их «выпадает» из обращения, превращаясь в сбережения; если наоборот, потребность обращения в деньгах растет, то дополнительное их количество поступает в обращение из сбережений.

Однако в обращении, кроме полноценных денег, находятся бумажно-кредитные деньги, подчиненные закону обращения бумажных денег. Суть этого специфического закона состоит в том, что количество денег в сфере обращения должна равняться количеству золотых денег, нужных для нормального функционирования товарооборота.

Из выше сказанного следует очень важный принцип денежного обращения, гласящий, что равновесие в экономике, сбалансированность спроса и предложения обеспечиваются товарной массой, которая оценивается суммой покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственное обращение и принадлежащих государству, фирмам и отдельным лицам. В денежной массе различают активные деньги, находящиеся в наличном и безналичном обращении, и пассивные (накопления, резервы, остатки на счетах), которые только потенциально могут использоваться в соглашениях. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть меньше одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.

Закон денежного обращения гласит: количество денег в обращении прямо пропорционально сумме цен товарной массы и обратно пропорционально скорости обращения денег.

Из этой формулы видно, что чем больше созданный в стране национальный продукт, тем больше денег должно находиться в обращении. С увеличением физического объема количества произведенных товаров приходится наращивать и денежную массу.

Если в стране нарушается закон денежного обращения и появляется избыточное количество денег, то происходит обесценивание денег, которое сопровождается ростом товарных цен без всякого улучшения качества продукции. В этом проявляется феномен инфляции (от лат. inflatio - вздутие).

Современные деньги представляют по сути номинальный (существующий только по названию, на бумаге) знак стоимости, никак не соответствующий затратам на изготовление. Следовательно, стоимость денег - это их покупательная способность, т.е. количество товаров, которое можно купить на денежную единицу. При прочих равных условиях чем больше денег находится в обращении, тем меньше их стоимость, и наоборот.

Сегодня эмиссия (от лат. emissio - выпуск) бумажных денег не связана с золотом, она регулируется центральным банком и определяется национальным объемом производства.

. Денежный оборот и денежная эмиссия

Денежный оборот, являясь в экономике не самым сложным процессом, все же трактуется не однозначно. Трактовка зависит от того, какие критерии были заложены в процессе анализа. Таким образом, денежный оборот - это:

техническое движение денег;

проявление сущности и функций денег в процессе их обращения;

кругооборот наличных и безналичных денег;

сумма платежей и их кругооборот за определенный отрезок времени.

При этом, денежным оборотом считают не просто движение денег. Необходимым условие денежного оборота является процесс движения денежных знаков от одного хозяйствующего субъекта к другому, т.е. деньги только в этом случае будут выполнять свою основную функцию средства обращения.

Непрерывно повторяющийся кругооборот денежных средств и товаров для получения прибыли и есть оборот. Исходя из всего выше сказанного можно считать наиболее полным следующее определение: «денежный оборот - это процесс кругооборота денег в наличной и безналичной формах, выполняющих функции обращения и платежа»1.

Налично-денежное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения и выполнения ими функций средства платежа и средства обращения.

Платежный оборот - это денежный оборот страны, в котором деньги функционируют как средство платежа.

Безналичный денежный оборот - часть совокупного денежного оборота без использования наличных денег, осуществляемая путем перечисления платежей по банковским счетам. Организация денежных расчетов с использованием безналичных перечислений гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку позволяет экономить наличные деньги, сокращать издержки обращения, ускорять расчеты, осуществлять контроль за операциями предприятий, соблюдением ими налоговой, платежной и расчетной дисциплины.

Денежный оборот представляет совокупность всех платежей в наличной и безналичной формах, находящихся в непрерывном движении. Он включает товарный оборот, нетоварный оборот и перераспределительные операции, распределяясь по нескольким денежным потокам: товарным, трудовым, финансовым и кредитным.

Функцию меры стоимости деньги, находящиеся в движении не выполняют. Это функцию деньги выполняют в начале своего движения, при установлении цены на товар. Это функция оказывает влияние на массу денег, входящих в денежный оборот, следовательно и на величину денежного оборота. Товарный оборот на рынке сначала устанавливается цена на товары, а потом деньги совершают свое обращение, переходя из рук покупателя в руки не продавца.

В условиях металлического обращения денежный оборот, как и товарный оборот, выступает стоимостным оборотом, поскольку металлическая монета (золотая или серебряная) имела собственную стоимость, соответствующую указанному на ней номиналу, поэтому движение стоимости денег происходило одновременно с движением стоимости товаров. Стоимостной оборот объединял как денежный, так и товарный обороты.

Современный денежный оборот стоимостным не является, поскольку стоимость денежного знака как наличного, так и безналичного настолько ничтожна по сравнению с номиналом, что его можно пренебречь. Отсюда стоимостным можно считать только товарный оборот.

Структуру денежного оборота можно определить по разным признакам. Из них наиболее распространенным является классификация денежного оборота в зависимости от формы функционирующих в нем денег. По этому признаку денежный оборот подразделяется на безналичный и налично-денежный обороты. Однако, несмотря на всю важность такой классификации, она не отражает экономического содержания отдельных частей денежного оборота. Поэтому наряду с данным признаком классификации денежного оборота следует использовать и другой признак - характер отношений, которые обслуживает та или иная части денежного оборота.

Взаимосвязь безналичного и налично-денежного оборотов является двусторонней. Это значит, что движение денег должно происходить постоянно в двух направлениях: из сферы безналичного оборота в сферу налично-денежного оборота и обратно. Если процесс превращения денег безналичного оборота в наличные деньги движется нормально, но нет обратного движения наличных денег, то двусторонняя связь нарушается, и в обращении появляются излишне наличные деньги.

Превращение наличных денег в денежные средства безналичного оборота происходит в результате использования наличных денег для покупки товаров, оплаты услуг, платежей нетоварного характера. Наличные деньги переходят в сферу безналичного оборота при поступлении выручки предприятий торговли, транспортного и бытового обслуживания, зрелищных услуг и т.п.; уплате налогов населением; погашении ссуд на индивидуальное жилищное строительство; оплате путевок и т.д.

Особо значимым каналом поступления наличных денег в сферу безналичного оборота являются вклады населения в банки, приобретение ими ценных бумаг. Нахождение средств в безналичном обороте более экономично (ускоряются расчеты, экономятся издержки обращения и т.д.).

В зависимости от особенностей платежа выделяются движение денег, опосредствующее товарный и нетоварный оборот. Товарный оборот связан главным образом с процессов производства и реализации продукции, оказанием услуг, выполнением работ. Нетоварный - с выполнением финансовых обязательств и осуществлением других платежей нетоварного характера.

Структура денежного оборота в зависимости от субъектов, между которыми осуществляется движение денег складывается с учетом каналов денежного оборота. Это может быть межбанковский оборот (между банками); банковский оборот, где один из участников оборота банк, а его партнерами выступают юридические и физические лица; межхозяйственный оборот между юридическими лицами; оборот домашнего хозяйства между физическими лицами и др.

Функциональная структура денежного оборота включает в себя денежные обороты звеньев народного хозяйства - сферы материального производства, непроизводственной сферы, населения, финансово-кредитной системы.

К основным принципам денежного оборота можно отнести:

предприятия, предприниматели, физические лица самостоятельно выбирают банк для расчетно-кассового обслуживания;

все предприятия (объединения), организации, учреждения обязаны хранить денежные средства на счетах в банках. Установлен единый порядок открытия банками всех видов счетов и он обязателен для исполнения всеми банками, иными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами;

регулирование порядка осуществления расчетов и платежей;

в небанковском обороте обращаются общегосударственные денежные знаки;

формирование объективно необходимого количества денежных средств по структурным звеньям и в целом по хозяйству. Важным фактором такого формирования является потребность субъектов хозяйствования в денежных средствах (наличной, безналичной формах), их желание расходовать или хранить деньги.

Понятие денежный оборот нельзя отождествлять с понятием платежный оборот. Платежный оборот - совокупность платежей с использованием денег в качестве платежного средства. Он охватывает все платежи путем перечислений, т.е. весь безналичный денежный оборот. Это определяется тем, что при перечислении по счетам денежные средства всегда выступают как средство платежа, так как перечисления осуществляются в процессе кредитных операций. Наличный денежный оборот входит в платежный оборот не полностью, а в той его части, в которой наличные деньги функционируют как средство платежа. Например, выплата зарплаты, оплата финансовых обязательств, погашение банковских ссуд частными лицами.

Таким образом, платежный оборот - это часть денежного оборота, и денежный оборот - не всегда платежный.

На величину денежного оборота влияют следующие факторы;

стоимость общественного продукта и других элементов;

в какой мере производимая продукция вступает в обращение;

концентрация предприятий, их специализация;

изменения в функционировании денег как средства обращения и средства платежа.

В настоящее время сложилась определенная система организации денежного оборота. Она предусматривает:

обязательное хранение денежных средств предприятий, организаций, учреждений, за исключением небольших сумм, в банках;

проведение через банки основной массы денежных расчетов в наличной и безналичной форме;

расходование наличных денежных средств предусматривается в основном на оплату труда и некоторых товарных закупок;

ограничение кассовой наличности для предприятий, организаций, учреждений;

банки обеспечивают ведение счетов предприятий, организаций, проведение по ним безналичных и наличных денежных расчетов с соответствующим контролем, а также прием и хранение денежных сбережений населения, их выдачу по первому требованию в наличной форме либо использование для проведения безналичных расчетов;

во внутрибанковском обороте применяются только расчетные документы установленной формы, а во внебанковском - государственные денежные знаки.

Налично-денежный оборот осуществляется во взаимоотношениях государства с населением, между отдельными гражданами общества, группами населения, между предприятиями и организациями.

Безналично-денежный оборот. Его преимущественное развитие объясняется объективными причинами и сознательно проводимыми государством мероприятиями, цель которых - создание рациональной системы денежных расчетов и экономия общественных издержек обращения.

Эмиссию денег надо вести не столько под прирост валютных резервов, сколько под спрос на деньги со стороны производственной сферы, то есть под залог векселей платежеспособных предприятий, эмитируемых на срок от одного до пяти лет. Главным каналом денежного предложения нужно сделать рефинансирование коммерческих банков, а основным регулятором - ставку процента (рефинансирования).

При двухуровневой банковской системе эмиссия безналичных денег осуществляется коммерческими банками, а эмиссия наличных денег - Центральным банком, т.к. он имеет монопольное право на выпуск банковских билетов. При этом первичной является безналичная эмиссия, т.к. эмитируемые наличные деньги сначала отражаются в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков, т.е. выступают в безналичной форме.

В настоящее время безналичные расчеты в экономически развитых странах составляют более 95% всего денежного оборота. Поэтому увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии наличных денег, а благодаря безналичной эмиссии.

В России же соотношение между количеством наличных и безналичных денег в обращении совсем другое: наличные деньги составляют до 40% денежной массы. Это значит, что в отличие от экономически развитых стран, влияние наличной эмиссии на денежную систему России все еще очень велико.

Главная цель эмиссии безналичных денег в оборот (эмиссия наличных денег не является самостоятельной, а выступает как следствие безналичной эмиссии) - обеспечение дополнительной потребности предприятий в оборотных средствах. Для этого коммерческие банки должны предоставить предприятиям дополнительные кредиты. Для выдачи этих кредитов банкам необходимо привлечь дополнительные ресурсы. Эти ресурсы образуются в результате безналичной эмиссии.

В двухуровневой банковской системе механизм безналичной эмиссии действует на основе банковского мультипликатора. Банковский мультипликатор представляет собой число, характеризующее процесс увеличения количества денег на депозитных счетах в коммерческих банках в процессе их движения от одного коммерческого банка к другому.

Механизм банковского мультипликатора действует только при существовании двух или более уровней банковской системы. Первый уровень этой системы - Центральный банк - управляет механизмом мультипликации, а второй - коммерческие банки - заставляет его действовать , причем действовать автоматически.

Механизм действия банковского мультипликатора связан с понятиями нормы обязательных банковских резервов и свободного резерва.

Как уже упоминалось, монополия на эмиссию наличных денег принадлежит Центральному банку. Он прогнозирует величину эмиссии и распределяет ее по отдельным регионам страны.

Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализовано. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков в деньгах, требующая их дополнительного выпуска в оборот постоянно меняется, т.к. зависит от потребности в деньгах их клиентов (юридических и физических лиц). Очевидно, что своевременная доставка денег из центра в такой ситуации вряд ли возможна. Это особенно актуально для России: в связи с огромными расстояниями доставка денег заняла бы довольно много времени, и к моменту их поступления в пункт назначения потребность в деньгах там уже изменилась бы. Следовательно, в данном регионе образуется либо излишек, либо недостаток наличных денег, вследствие чего возникнут различные проблемы в экономике.

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором, как уже отмечалось, увеличивается общая масса наличных денег. На основе кассовых оборотов банков и составляемой аналитической отчетности Банк России прогнозирует размер предполагаемой эмиссии, а также регионы ее проведения." В осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк России, но и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти деньги не относятся к находящимся в обращении, поскольку не совершают движения, не накапливаются, не служат средством платежа и являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от банков. Эти деньги находятся в постоянном движении, в обращении. Если сумма поступлений наличных денег на счете банков превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета банка в пределе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности, перемещая ее из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ с разрешения Центрального банка. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. Правление ЦБ РФ составляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где прошла эмиссия наличных денег, а где - их изъятие. Осуществляемая в рамках единой государственной денежно-кредитной политики денежная эмиссия должна выполняться на основе единых требований, стандартов, форм, методов и инструментов.

Различные формы регулирования, применяемые единым субъектом - Российской Федерацией с использованием установленных федеральным законодательством инструментов и методов, в рамках единой сферы общественных отношений - сферы денег и кредита для стимулирования либо ограничения инвестирования денежных средств в экономику страны (или в определенные отрасли экономики), кредитования, страхования субъектов экономических отношений, являются денежно-кредитным регулированием.

В отличие от Конституции России, сложившиеся за годы реформ в России законодательство, банковская практика и практика денежно-кредитного регулирования не исключают, а предполагают осуществление кредитными организациями безналичной денежной эмиссии, в том числе в процессе банковского кредитования.

В современных условиях при проведении налично-денежной эмиссии отказались от разделения кассового и денежно-кредитного планирования. Сейчас перешли к анализу и прогнозированию состояния денежного обращения по денежным параметрам. Прогнозирование потребности хозяйственного оборота в денежных средствах осуществляется путем установления контрольных цифр минимальных и максимальных границ прироста денежной массы.

ЦБ РФ использует экономико-математические модели функций спроса и предложения денег и дает оценку оптимальной на данном этапе емкости совокупного денежного оборота и потенциального предложения денег. Плановые показатели лимитов по объему выпуска наличных денег в обращение отдельно не устанавливаются.

ЦБ РФ при осуществлении эмиссионных операций исходит из потребностей хозяйственного оборота и государства. ЦБ должен увязывать эмиссию банкнот с процессом производства и обмена товаров и услуг. Фактически это означает, что новые выпуски наличных денег могут осуществляться либо в целях замены физически износившихся, либо под рост национального богатства.

Денежная система Российской Федерации

денежный обращение система эмиссия

Денежная система Российской Федерации относится сегодня к денежной системе рыночного типа. В Российской федерации официальной денежной единицей (национальной валютой) является рубль. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими ценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организации и изъятия их из обращения на территории нашей страны принадлежит Центральному банку Российской Федерации (Банку России).

Платежи на территории России осуществляются в виде наличных и безналичных расчетов (платежные поручения, векселя, чеки).

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания коммерческих банков и организаций в главных территориальных управлениях Банка России, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных билетов и монет (запасы не выпущенных в обращение билетов и монет).

Основные параметры денежной системы РФ определены в Федеральном законе от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России) (в ред. От 10 января 2003г.)2. Согласно данному Закону официальной денежной единицей РФ является рубль, который ровняется 100 копейкам. В Законе: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается». Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию их обращения в народном хозяйстве.

По действующему законодательству в России существуют два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Центральный банк РФ осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения. В его систему входит центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры и пр. В настоящее время в России функционируют 1333 расчетных кассовых центра и других учреждений, осуществляющих расчетное обслуживание 2208 кредитных организаций, 6045 филиалов этих организаций, а также счетов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, органов федерального казначейства и других юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Сфера денежного обращения подлежит регулированию и жесткой регламентации со стороны государства, основные аспекты которых закреплены законодательно ("Порядок ведения кассовых операций"). Согласно этому порядку банковская система является не только организатором налично-денежного обращения, но и контролером данного процесса.

Денежный оборот в России, так же, как и в других странах, для обслуживания платежей используются не только наличные деньги, но и безналичные расчеты, которые в настоящее время являются преобладающими. Совокупность всех платежей в наличной и безналичных формах, при которых деньги выполняют функции средства обращения, средства платежа и накопления, за определенный период времени составляет денежный оборот страны. Последний опосредует товарный и нетоварный обороты, а также перераспределительные операции.

Выбор тех или иных форм безналичных расчетов зависит от уровня экономического развития страны. Самой распространенной формой безналичных расчетов в России в настоящее время являются платежные поручения: с их помощью ведутся расчеты с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с органами страхового и пенсионного фонда, при налоговых и иных платежах.

Недостаточно распространена аккредитивная форма расчетов, ее удельный вес невелик. Согласно законам Российской Федерации при расчетах как физическими, так и юридическими лицами могут применяться чеки, но не допускаются расчеты чеками между физическими лицами.

Законом предусмотрен общий срок прохождения безналичных расчетов: не более двух операционных дней в пределах субъекта РФ и пяти дней в пределах РФ. С целью регулирования экономики ЦБ РФ привлекает следующие инструменты: ставки учетного процента; нормы обязательных резервов кредитных учреждений; операции на открытом рынке; осуществляет регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений. Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц, на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры (РКЦ) при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет.

Объективная потребность в резервных фондах обусловлена необходимостью: удовлетворения нужд экономики в наличных деньгах; обновления денежной массы в обращении в связи с приходом в негодность отдельных банкнот; поддержания обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и регионам; сокращения расходов на перевозки и хранение денежных знаков.

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения - документа, дающего право ЦБ РФ подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

Согласно экономическому содержанию понятия денежного оборота можно выделить его составляющие и построить взаимосвязанную, внутренне субординированную структуру денежного оборота (приложение А). Значительное расширение сферы налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства и Центрального банка РФ на обращение наличных денег, их перевозку, хранение, замену ветхих купюр на новые, появлению «черного нала» и недопоступлению налоговых платежей в бюджет. По состоянию на 1 января 2010г. в обращении находилось наличных денежных знаков на сумму 735513,5 млн. руб. В общей сумме наличных денег банкноты составили 99,1%, монеты - 0,9%.

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций, а также предприятий, организаций и учреждений в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет. В 1992 г. созданы также региональные запасные фонды денежных билетов и монет в отдельных главных территориальных управлениях Центрального банка.

Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, поскольку они включаются в общую массу денег, находящуюся в обращении. Если количество денег в оборотной кассе превышает установленный лимит, то излишние деньги передаются из оборотной кассы в резервные фонды. Отметим, что на самом деле не все платежи проходят через Центробанк. Часть платежей является внутрибанковской, некоторая часть использует корсчета других банков, а также клиринговые палаты.

Но даже с учетом этого результат все равно представляется просто катастрофическим. Денежная система России принципиально не способна обеспечить даже существующий товарооборот. Причем не только не способна, но и прямо душит его, а с ним и самое производство.

Без преувеличения можно сказать - более страшного душителя экономики нет. Даже налоговая система не столь разрушительна для экономики страны, как ее денежная система. И орган, призванный соблюдать интересы страны, ее Центральный банк. стал ее злейшим врагом и уничтожителем.

Резервные фонды денежных билетов и монет - это запасы не выпущенных в обращение билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Образование резервных фондов позволяет удовлетворять потребности народного хозяйства в наличных деньгах, оперативно обновлять денежную ассу в обращении, поддерживать необходимый покупюрный состав, сокращать затраты на перевозку и хранение денежных знаков. В банках такие фонды не создаются - у них имеются операционные кассы.

Достаточно высокая зависимость российской экономики, включая государственный бюджет, от часто меняющихся внешнеэкономических условий предопределяет использование Банком России в настоящее время режима управляемого плавающего валютного курса.

Этот режим вполне адекватен экономической ситуации, поскольку позволяет снижать негативное влияние фактора нестабильности мировых цен на денежно-кредитную политику при меньшем вмешательстве Банка России в работу внутреннего валютного рынка. Сильный платежный баланс создает условия для укрепления в 2003г. валютного курса рубля не только в реальном, но и в номинальном выражении. Однако Банк России предпринял ряд шагов, для того чтобы этот процесс не носил резкого или искусственного характера.

Банк России считает целесообразным сохранять преемственность в основных принципах формулирования и реализации денежно-кредитной политики в кратко- и среднесрочной перспективе. Это прежде всего касается последовательного снижения инфляции, создания тем самым благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Поэтому главной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, является устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.

Деньги, денежная система, которой управляет Банк, является столь мощным инструментом, определяющим все состояние экономической, социальной, а зачастую и политической сферы общества, что сводить задачу только к сугубо денежной проблематике является принципиально ошибочным. Эта принципиально ошибочная парадигма определяет буквально всю глубоко ошибочную и разрушительную политику Центрального банка. Можно иметь стабильную денежную систему при полностью разрушенной экономике, причем разрушенной именно с целью ее стабилизации. О том, как влияет денежно-кредитная политика Центрального банка страны на все стороны жизни государства, можно прочитать в любой книжке по банковскому делу. Хорошо известно, как серьезно все центральные банки мира относятся к экономическим и социальным последствиям любых своих даже технических и самых малозначительных на первый взгляд, решений.

Можно прямо сказать, что решения центральных банков зачастую влияют на общественную жизнь намного сильнее и непосредственнее, чем любые законодательные акты, чем решения президентов и правительств. Фактически центральные банки в современном мире являются наиболее мощными регуляторами жизни и существования в современных государствах.

Заключение

Итак, в данной курсовой работе были рассмотрены теоретические аспекты денежной эмиссии, механизм ее осуществления и способы влияния государства на денежную массу, проиллюстрированные примером из российской экономики.

На основании анализа этих данных в работе уже были сделаны некоторые выводы. Подведем теперь общий итог.

Денежная эмиссия по определению влечет за собой изменение количества денег в обращении. В разумных пределах это изменение не представляет опасности для экономики, но при чрезмерных или недостаточных темпах эмиссии возникает ряд проблем. Среди них - распространение в расчетах между хозяйствующими субъектами бартера и денежных суррогатов, а также накопление неплатежей - вопросы, рассмотренные в данной работе. Государство в этом случае может и должно повлиять на сложившуюся ситуацию, используя различные инструменты денежно-кредитного регулирования, учитывая, однако, при этом возможные побочные эффекты.

Проанализировав рассмотренные проблемы, можно сделать следующие выводы.

Изменение количества денег в обращении находится в компетенции не только государства в лице Центрального банка, но и системы коммерческих банков. Но намечает тенденции в динамике денежной массы только государство. Это позволяет ему контролировать денежный рынок и создавать на нем ту ситуацию, которая требуется в данный момент времени.

В случае инфляции целесообразно применять жесткую денежно-кредитную политику, направленную на снижение количества денег в обращении. Однако при чрезмерном ужесточении монетарной политики может появиться целый комплекс отрицательных результатов ( которые, впрочем, не влияют на основную цель этой политики). Особенно склонна к появлению различных проблем в денежной сфере переходная экономика, поэтому проводить монетарную политику в таких условиях надо с особой осторожностью.

Сейчас эта проблема актуальна и для России, что наглядно показано на примере. Монетарная политика государства в данный момент может развиваться в двух направлениях: либо она ужесточится, либо продолжит смягчаться. В первом случае повторится ситуация 1995-1998 гг. с уходом денег из значительной части хозяйственного оборота и будет продолжаться торможение роста производства. Очевидно. что второй вариант гораздо более предпочтителен. Хотя в этом случае и возможно легкое усиление инфляции, в целом результат такой политики будет положительным: будет происходить расширение кредитных операций и ускорение темпов экономического роста.

Несомненно, именно такую монетарную политику нужно проводить сейчас в России. При опасениях относительно возникновения инфляции следует начать увеличивать эмиссию денег низкими темпами, наблюдая за происходящими при этом процессами. Таким образом, можно будет определить необходимое сейчас в обращении количество денег эмпирическим путем.

Глоссарий

№ п/пПонятиеОпределение1Денежный агрегат показатель количества денег или финансовых активов, классифицируемых как денежная масса 2Денежная масса в обращении количественная характеристика движения денег на определенную дату и за определенный период.3Закон денежного обращения закон, определяющий количество денег, необходимых для обращения, равное сумме цен товаров, деленной на число оборотов одноименных денежных единиц.4Скорость обращения денег число, показывающее, сколько раз в году денежная единица, находящаяся в обращении, расходуется на приобретение товаров и услуг.5Денежные агрегатывиды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности, то есть возможностью быстрого превращения в наличные деньги, показатели структуры денежной массы. 6Мультипликаторэкономический показатель, величина которого характеризует степень, в которой увеличение инвестиционного спроса или самих инвестиций порождает изменение объема выпуска продукции и потребительского спроса на эту продукцию (а следовательно, и дохода). Численно мультипликатор (М) больше единицы и равен отношению: М = 1/ПСП, где ПСП - предельная склонность потребителя к потреблению данной продукции, товара; либо отношению равновесного ВНП к изменению объема инвестиций. 7Рефинансированиепогашение, возмещение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов, главным образом, заменой краткосрочных обязательств долгосрочными ценными бумагами, или обязательств, по которым истекает срок погашения, другими, новыми облигациями. 8Эмиссиявыпуск в обращение ценных бумаг, денежных знаков во всех формах. Эмиссия денег означает не только печатание денежных знаков, но и увеличение всей массы наличных и безналичных денег в обращении. 9Резервный фондчасть собственного капитала компании, образуемая за счет ежегодных отчислений от прибыли, представляющая резерв денежных средств. Резервный фонд служит для социального развития предприятия, покрытия потерь, а также для выплаты дивидендов и пополнения капитала в случаях недостаточности получаемой прибыли. 10Бумажные деньгиденежные знаки, отпечатанные на специальной бумаге, которым государство придает роль и силу официальных денег. Бумажные деньги являются, по существу, декретными (условными) деньгами, так как их подлинная стоимость, измеряемая затратами на изготовление бумажного знака, банкноты, намного ниже указанного на знаке номинала. Бумажные деньги используются благодаря их дешевизне и удобству обращения с такими деньгами. В процессе исторического развития бумажные деньги заменили в обращении металлические. Печатаются на специальной бумаге, имеют несколько степеней защиты от подделки. 11Инфляцияобесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. 12Аккредитивденежный документ, содержащий поручение о выплате определенной суммы денег физическому или юридическому лицу в соответствии с условиями, указанными в документе. Денежные аккредитивы являются именными. Они позволяют получить указанную в аккредитиве сумму полностью или частями в течение определенного периода времени 13Денежно-кредитная политикапроводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов.

Список использованных источников

1Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс: учебное пособие / кол. авт.; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - 320 с.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №28. Ст. 2790; 2003. № 2. Ст. 157.

Деньги, кредит, банки. Учебник/Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. - М.: Высшее образование, 2009. - 392 с.

Теория общественного богатства. Основания микро- и макроэкономики: Учебник / А.В. Сорокин. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - 587 с. - (Высшее образование).

Канке В.А. Философия Экономической науки: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 384 с. - (Высшее образование).

Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика: учеб. пособие: в 2 ч. / Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева и др.; под общ. ред. Д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова и д-ра экон. наук, проф. Н.С. Косова. - Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. Техн. Ун-та, 2009. - Ч. 2. - 204 с.

Мировая экономика: учебник / В. М. Кудров. - М.: Юстицинформ, 2009. - 512 с. - (Серия «Образование»).

Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 604 с. - (Высшее образование)

Иванов В.В. Деньги. Кредит. Банки: Учебник., Изд-во Проспект, 2003. - 624 с

Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для студентов вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 639 с.

Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие / Греков И. Е., Збинякова Е. А. - Орел: ОрелГТУ, 2008. - 217 с.

Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / под ред. Е. Ф. Жукова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 431 с.

Деньги. Кредит. Финансы: учебное пособие / С.В. Галицкая. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2008. - 736 с. - (Высшее экономическое образование).

Похожие работы на - Законы денежного обращения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!