Эффективность муниципального управления

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    125,41 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эффективность муниципального управления













Тема

Эффективность муниципального управления

Аннотация

В настоящее время повышение эффективности муниципального управления - одна из основных задач, стоящих как перед органами местного управления, так и перед Россией в целом. Эта проблема очень актуальна, поскольку уровень жизни и благосостояния общества напрямую зависит от того, насколько эффективно муниципальное управление.

Данная работа состоит из двух частей. В аналитической части рассмотрены общетеоретические аспекты эффективности муниципального управления, ее основные показатели и критерии оценки, а так же методы повышения данной эффективности. В конструктивной части разработаны концепция, алгоритм и модель повышения эффективности муниципального управления в городе Шумиха.

Введение

В настоящее время повышение эффективности муниципального управления - одна из основных задач, стоящих как перед органами местного самоуправления, так и перед Россией в целом. Эта проблема очень актуальна, поскольку уровень жизни и благосостояния общества напрямую зависит от того, насколько эффективно муниципальное управление. В связи с этим, анализ методов повышения эффективности муниципального управления является необходимым условием для построения модели эффективного муниципального управления. Также необходимо знать все тонкости и особенности показателей и критериев оценки деятельности органов местного самоуправления, чтобы правильно и адекватно оценить состояние муниципального управления в современных условиях.

Объектом исследования является эффективность муниципального управления. В качестве предмета исследования выделяются подходы, методы, модели повышения эффективности муниципального управления.

Целью работы является: разработка модели повышения эффективности муниципального управления в г. Шумиха.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

-     Определить содержание понятия эффективности муниципального управления;

-          Проанализировать существующие показатели и критерии оценки эффективности муниципального управления;

-          Изучить методы повышения эффективности муниципального управления;

-          Выявить главную концепцию модели повышения эффективности муниципального управления;

-          Составить алгоритм разработки этой модели;

-          Представить модель повышения эффективности муниципального управления.

Работа написана на основании изучения учебных пособий, анализа монографий, статей периодических изданий и Интернет-ресурсов.

1. Теоретические и методологические аспекты разработки модели повышения эффективности муниципального управления


1.1 Содержание понятия эффективности муниципального управления


Муниципальное управление представляет собой деятельность органов местного самоуправления, направленную на реализацию общественных интересов, осуществляемую в определенных законом формах, посредством, использования ресурсов муниципального хозяйства[6,38].

Под эффективностью муниципального управления понимают результативность деятельности органов местного самоуправления, которая отражается в различных показателях как муниципального образования в целом, так и собственно управленческой деятельности муниципальных органов и должностных лиц, которые имеют количественные и качественные характеристики.

Муниципальное управление призвано создать условия для обеспечения самодостаточности личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса, посредством имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местного бюджета, имущественных прав муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством, решая вопросы местного значения.

Чтобы местному самоуправлению быть успешным, достичь поставленных целей, органы местного самоуправления должны так организовать управление, чтобы оно было эффективным и результативным.

Ядром управления является управленческое решение, и как бы оно ни было обосновано с точки зрения теории и практики, оно представляет собой лишь определенные идеи, мысли, формализованные в муниципальном правовом акте. Успешное решение то, которое реализуется результативно и эффективно.

Эффективность решения можно определить как превышение положительных (желательных) последствий над отрицательными (нежелательными) последствиями при допустимых затратах.

Если бы лицо, принимающее решение, не было ограничено в средствах, то при выборе решения оно руководствовалось бы тем, которое предполагает достижение наивысшего уровня эффекта - независимо от затрат на его достижение.

Эффект (лат. effectus) - это действие, эффективный (лат. effectivus) - значит производительный, действенный. Результат труда человека в процессе производства материальных благ или оказания услуг определяется как его эффект. Применительно к управлению «эффект» представляет действенность управления, то есть способность субъекта управления реально воздействовать на объект управления для достижения поставленных целей (результат управления) в новых, изменившихся условиях[24,47].

Эффект характеризует скорее возможное умножение усилий, используемых средств бюджета за счет вовлечения их в решение проблем, входящих в перечень вопросов местного значения, на основе новых возможностей. Эффект более ориентирован на будущее (для его достижения в широких масштабах нужны глубокие изменения в органах власти, наращивание потенциала либо его перегруппировка в пользу отдельных элементов), эффективность характеризует функционирование органов власти.

Цель управленческой деятельности - получение большего эффекта с наименьшими затратами. Поэтому необходимо полученный результат сравнить с теми затратами, с помощью которых он получен, т.е. отнести эффект к затратам, сопоставить одну абсолютную величину - эффект, с другой абсолютной величиной - затраты.

Эффективность - это отношение результатов деятельности (эффекта) организации (человека) к затратам на достижение этих результатов (ресурсам)[13,9]. Эффективность рассматривается так же как способность приносить эффект, оказывать действие.

Под эффективностью применительно к управлению понимается количественно определенное влияние «нового» управления на результаты деятельности органа власти, отнесенного к затратам на получение этого результата. В данном контексте можно рассматривать эффективность как определенную оценку правильности и неправильности принятого решения по отношению к полученному результату.

Анализируя эффективность управления, следует:

во-первых, выяснить, действительно ли полученный результат возник как следствие управления, а не действия каких-либо сторонних сил, проявления саморегулятивного механизма управляемых объектов. Нередко, оценивая итоги работы промышленности, фиксируется данный факт как некое завоевание органов государственной власти и органов местного самоуправления, в реальной же действительности это есть результат в большей степени таланта топ-менеджеров акционерных обществ, нежели органов власти;

во-вторых, понять источники результата управления. Является ли это следствием результата деятельности руководителей, их организаторского и иного таланта, или это следствие муниципальных правовых актов, в содержании которых зафиксированы условия, способствующие развитию личности, домашнего хозяйства, бизнеса и т.п. Это важно, поскольку может быть основанием для последующих действий, формирования, накопления и использования положительного опыта;

в-третьих, установить взаимозависимость между целями, задачами, технологиями реализации решений, реально полученными результатами. Важность данного тезиса заключается в том, что технология управления носит последовательный характер и ошибки, появившиеся на любом из этапов, влияют на результаты, и в зависимости от условий внешней среды их влияние осуществляется в разной прогрессии своего воздействия;

в-четвертых, установить потенциал, которым обладает орган власти, и как он был использован. Например, высокий потенциал, которым располагает орган власти, территория, и низкая эффективность управления, сводящая на нет потенциал органа власти, территории[10,59].

Орган власти не существует в замкнутом пространстве. Соприкасаясь с внешней средой, он обязан быть не только внутренне, но и внешне эффективным. В этом заключается его успешное функционирование. Оценка эффективности управления в органах власти - явление достаточно сложное, и связано это с тем, что субъект управления представляет собой совокупность «субъектов управления», каждый из которых выполняет строго определенные функции. В органах местного самоуправления в качестве элементов совокупного субъекта управления выступают: представительный орган, глава муниципального образования, глава местной администрации, контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, эффективность муниципального управления - это результат управления, точнее, «вмешательства» в ключевые процессы, предполагающий изменение формы, свойств, характера, условий, обеспечивающих формирование и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на его достижение.

1.2 Показатели и критерии оценки эффективности муниципального управления


В условиях, когда у местных органов власти нет возможности существенно увеличить доходную часть бюджета, а непосредственное сокращение расходов с социальной точки зрения неприемлемо, для муниципалитетов остается возможность сокращения расходов за счет повышения эффективности деятельности. Это сложный путь, требующий много усилий и внимания, результаты часто проявляются не сразу, эффект может носить краткосрочный характер. Однако это важнейшее направление работы местных органов власти, требующее постоянного контроля.

Информация об эффективности деятельности позволяет муниципальным служащим, представительным органам власти, обществу держать под контролем работу муниципальных служб, оценивать результаты того, как используются общественные средства. Если эффективность оценивается в динамике, то пользователь информации может следить за улучшением или ухудшением положения дел и их текущим состоянием. Оценив эффективность конкретного вида деятельности, руководитель муниципальной службы поймет, на что необходимо обратить внимание и как действовать, а затем те же оценки покажут, улучшаются ли результаты благодаря выбранным мерам.

Необходимость отчитываться за эффективность деятельности служит и для мотивации, особенно если контрольные показатели устанавливаются заранее и фактически достигнутые результаты сверяются с ними. Это требует особенно осторожного подхода к выбору показателей эффективности деятельности. Использование некорректного показателя может привести к тому, что исполнители будут пытаться путем искусственных манипуляций создавать видимость увеличения производительности работы, хотя на самом деле эффективность может оставаться на том же уровне или даже ухудшиться. Существует множество характеристик эффективности. В общем виде все показатели измерения эффективности могут быть разделены на технические и экономические.

Техническая эффективность обычно определяется с точки зрения достижения целей деятельности. Такой подход, позволяет формулировать критерии эффективности и ставить цели по их достижению. Понятие технической эффективности для муниципалитетов предполагает, что критерии оценки должны отражать степень соответствия деятельности муниципальных служб потребностям населения.

При подобном подходе техническая эффективность оценивается путем изучения общественного мнения, которое показывает, насколько удовлетворены муниципальными услугами обслуживаемые слои населения и население в целом. Кроме того, необходимо путем опросов оценивать побочные негативные для общества последствия, т.е. не возникают ли в связи с деятельностью муниципальных служб новые запросы или проблемы. Для сравнительной оценки и анализа важно, чтобы показатели технической эффективности были разделены по районам, типам строений, демографическим признакам обслуживаемого населения (пол, возраст, национальность, доход), характеристикам обслуживаемых юридических лиц и т.п. Это облегчает анализ потребностей и помогает планировать работу в соответствии с нуждами населения.

Использование только количественных технических показателей может привести к неверным заключениям, если они не отражают качества работы. Основной способ решения проблемы - вместе с количественными показателями технической производительности приводить соответствующие качественные показатели, показывающие качество услуг, например, число допущенных ошибок. Необходимо использовать контроль качества, гарантирующий, что каждая единица продукции соответствует существующим стандартам и нормам. Для контроля качества иногда требуется дополнительная информация, которую можно получать путем выборочных проверок. Одновременное использование показателей количественной и качественной оценки позволяет проанализировать, не происходит ли рост эффективности за счет снижения качества работы.

Важная качественная характеристика технической эффективности многих услуг - оперативность, отражающая время реагирования на срочный вызов или запрос, соответствие установленному графику или срокам выполнения работы по удовлетворению запроса. Оперативность неотложных служб - милиции, пожарных, скорой медицинской помощи обычно оценивается в минутах с момента вызова или сообщения до прибытия на место. Кроме среднего времени реагирования может применяться еще один критерий - процент случаев, когда помощь была оказана в течение определяемого внутренним нормативом времени.

Помимо различных количественных и качественных критериев, техническая эффективность часто зависит от конечного результата деятельности по оказанию услуг.

Наиболее распространенный способ оценки эффективности деятельности муниципальных служб заключается в сопоставлении данных по объему полученной продукции к численности работающих и затратам. По отдельным работам могут дополнительно представляться данные по качественным характеристикам услуг, в частности, по их оперативности, эффективности.

Оценка результата является наиболее сложным делом в анализе производительности, провести ее в государственном секторе гораздо труднее, чем в частном. Поскольку многие муниципальные службы не производят товары, результат их деятельности бывает сложно выявить и количественно определить.

Существенную сложность представляет и то, что оценка результата муниципальных служб должна содержать и показатель качественного воздействия на население, пользующееся услугами.

Выбирая критерии оценки результата деятельности муниципальных служб, необходимо определить конечные, с точки зрения службы, единицы. Выделяемые единицы должны отвечать следующим требованиям:

относительно простой и достоверный учет;

достаточная однородность;

незначительно изменяться со временем;

возможность отражения качественных характеристик;

отражать основные выполняемые службой работы[19,325].

Показатели экономической эффективности муниципальных служб измеряются как соотношение ресурсов, затраченных на деятельность государственных служб, к объему оказанных услуг. Затраты можно оценивать в денежных единицах, в затраченном рабочем времени, затраченном бензине и т.п.

Различие в уровне показателей экономической эффективности многих служб может быть вызвано не хорошей или плохой работой, а разной по сложности рабочей нагрузкой. Для более точной оценки можно рассчитывать общий показатель экономической эффективности, одновременно подсчитывая процент работ, выполненных на каждом из уровней сложности. Определив, какие финансовые расходы или какой уровень затрат рабочего времени требуются на каждом уровне сложности, можно определить весовые коэффициенты для каждой единицы работы в зависимости от относительного уровня сложности и доли определенного вида работы в общем объеме затрат рабочего времени. Затем нужно проводить регулярные расчеты показателя экономической эффективности, взвешивая его не по какой-то абстрактной усредненной сложности, а по эмпирически установленным показателям.

Все планируемые действия по повышению эффективности должны проверяться на соответствие критерию того, можно ли с их помощью получить большие результаты с меньшими затратами. При этом затраты на мероприятия по повышению эффективности не должны превышать ожидаемый положительный эффект.

Возможно повышение уровня показателей экономической эффективности при одновременном сохранении или улучшении показателей технической эффективности.

Используемые критерии эффективности должны не только отражать степень достижения поставленных целей, но и учитывать случаи, когда деятельность государственных служб вызывает новые проблемы и требования или отрицательно влияет на состояние общества. Очень важно выявлять, не вызывает ли деятельность органов правопорядка жалоб на излишнюю грубость, жестокость, не вызывает ли неправильно организованная уборка дорог увеличение числа дорожно-транспортных происшествий. Основным показателем того, в чем нуждается общество, какие потребности надо удовлетворять, и в какой степени, учитывая нехватку ресурсов, является мнение населения.

Таким образом, при грамотном использовании совокупность показателей технической и экономической эффективности может дать полное и достоверное описание деятельности муниципальных служб и оперативно фиксировать все изменения в уровне производительности различных служб. Полученные данные могут использоваться как для нужд повышения эффективности управления, так и для различных отчетов о проделанной работе перед обществом. Выбор конкретных показателей, которые должны включаться в систему постоянного мониторинга потребностей населения, зависит в первую очередь от целей и задач, поставленных перед системой.

1.3 Методы повышения эффективности муниципального управления


Многие технологии современного менеджмента способны существенно повысить эффективность муниципального управления. В современном мире внешние условия функционирования любой организации быстро изменяются, экономическая среда становится все в большей степени конкурентной. В связи с этим многие организации частного и общественного сектора вынуждены применять новые методы управления.

Большинство современных технологий менеджмента можно использовать не только в коммерческой сфере, но и в государственном и муниципальном управлении. Новые условия развития общества приводят к тому, что многие методы и приемы менеджмента, доказавшие свою результативность в коммерческом секторе, постепенно переносятся в практику муниципального управления. В результате различия между менеджментом коммерческих и государственных организаций уменьшаются. Большинство подходов, конкретных приемов и технологий успешного менеджмента актуальны сегодня не только для коммерческих фирм, но и для органов государственного управления. В последнее время во всем мире отмечается изменение модели менеджмента в государственной службе в целом и в муниципальном управлении в частности. Эти изменения в определенной степени совпадают с изменениями менеджмента в коммерческих организациях.

Сфера государственного управления сильно отличается от сферы частного бизнеса. Потребители муниципальных услуг не всегда имеют возможность выбора. Здесь, как правило, проявляется монополизм (снабжение электроэнергией и теплом), объем услуг может подвергаться рационированию (медицинское обслуживание), некоторые функции имеют социальную определенность (тюрьмы, суды), здесь не проявляются в полной мере рыночные механизмы и закономерности. Механизм рынка в основном предполагает индивидуальный выбор, в то время как в общественных товарах и услугах преобладает общественный и групповой выбор. Услуги общественного сектора не продаются по конкурентным ценам. Они в лучшем случае предоставляются по ценам, которые устанавливаются по критериям, далеким от рыночных. Иногда они оказываются на бесплатной основе, и издержки на их производство покрываются из налогов. Широко распространено субсидирование этих услуг. Часто организация общественного сектора предоставляет множество услуг, при этом издержки на их производство трудно разделить в соответствии с каждым видом этих услуг. В связи с этим не все приемы и технологии управления коммерческой фирмой в их неизменном виде могут применяться в государственной сфере. Это применение нуждается в соответствующей адаптации, которая должна быть тем большей, чем сильнее отличается содержание деятельности той или иной организации от содержания деятельности частной фирмы.

В то же время многие аспекты деятельности муниципальных и частных организаций оказываются сходными. Так, например, многие муниципальные организации вынуждены при всем уменьшающемся финансировании выполнять все более сложные и объемные задачи. С этим же сталкиваются коммерческие фирмы, когда они вынуждены под давлением конкуренции повышать эффективность собственной деятельности.

В настоящее время происходит перенос последних достижений современного менеджмента из практики корпораций в практику деятельности правительственных учреждений, сотрудники этих учреждений во все большей мере озабочены экономией затрат, повышением эффективности, они все больше учитывают изменяющиеся параметры внешнего окружения и изменяющиеся запросы потребителей услуг правительственных структур. Все больший акцент делается на групповую работу и методы коллективной выработки управленческих решений.

В практику работы учреждений муниципального управления проникает технология создания команд, то есть гибких временных творческих групп, ориентированных на создание нового или совершенствование старого «продукта». Создание инновационного потенциала в рамках государственного учреждения становится залогом его успешной деятельности.

Новые подходы к муниципальному управлению предусматривают постоянное обучение и повышение квалификации, тщательный отбор персонала, предоставление гарантий занятости. Адаптивность организации достигается с помощью относительной стабильности коллектива, обладающего общими ценностями и общим видением. В процессе становления новой модели управления меняется и роль персонала. Инвестиции в человеческий капитал приобретают такую же важность, как и инвестиции в основные фонды. Обязательным становится непрерывное обучение персонала и прежде всего технике решения проблем.

В практику управления городом проникают методы количественной оценки результатов, в частности, оценки эффективности (отношения результата к затратам), результативности (отношения фактического результата к планируемому) и экономии (отношения планируемых затрат к фактическим).

В процессе формирования новой модели менеджмента в муниципальном управлении видоизменяются процедуры контроля. На место тотального бюрократического контроля приходит контроль со стороны населения, потребителей услуг регионального управления, который осуществляется как непосредственно, так и при помощи общественных организаций и средств массовой информации. Контроль в условиях децентрализации управления становится более тщательным и всеобъемлющим (чем больше децентрализация, тем более тщательным должен быть контроль). Контроль приближается к непосредственным исполнителям и в значительной мере начинает осуществляться ими самими.

Смещаются и другие акценты, в частности, центр тяжести переносится с измерения затрат на измерение результатов. Традиционные подходы в муниципальном управлении постоянно концентрируют внимание на вопросе о том, сколько потрачено государственных средств, при этом измерение реального результата остается в тени. Новые подходы менеджмента в муниципальном управлении основное внимание переносят на постановку целей и задач, выработку инструментов их достижения, измерение и мониторинг результатов, оценку эффективности.

Повышение эффективности деятельности любой организации лежит в основе движения вперед, в основе любого реформирования и реструктуризации. Концепция повышения эффективности деятельности, столь понятная в рамках коммерческой организации, не всегда в полном объеме может применяться к деятельности организации общественного сектора.

Одним из новых методов повышения эффективности в муниципальном управлении сегодня стал бенчмаркинг. Не только руководители коммерческих фирм, но и управляющие организациями общественного сектора, а также государственные служащие многих странах мира стали использовать бенчмаркинг как инструмент оценки выполненной работы в целях передачи передового опыта управления из других успешно действующих организаций.

Бенчмаркинг есть систематический процесс выявления лучших организаций и оценки их продукции и методов производства с целью использования передового опыта этих организаций[16,159].

В основе бенчмаркинга лежит концепция непрерывного совершенствования деятельности, которое предусматривает непрерывный цикл планирования, координации, мотивации и оценки действий с целью устойчивого улучшения деятельности организации.

Основное содержание бенчмаркинга состоит не столько в том, чтобы определить, насколько другие организации оказались успешнее, сколько выявить факторы и методы работы, которые позволили достичь более высоких результатов. Можно выделять конкурентный и функциональный бенчмаркинг. Конкурентный бенчмаркинг рассматривает изделия, услуги, и процессы работы прямых конкурентов организации. Функциональный бенчмаркинг рассматривает изделия, услуги, и процессы работы организаций, не являющихся прямыми конкурентами данной организации.

Таким образом, широкое распространение бенчмаркинга во всем мире свидетельствует о его высокой эффективности. В связи с этим эта технология менеджмента заслуживает того, чтобы на системной основе внедрять ее в практику деятельности отечественного государственного и муниципального управления.

Еще одним инструментом повышения эффективности в муниципальном управлении можно считать использование контроллинга, как функционально обособленного направления экономической работы, представляющего собой систему современного и эффективного управления, интегрирующую функции управления в единое целое и обеспечивающую принятие оперативных и стратегических решений с учетом условий внешней среды.

Появление контроллинга является следствием повышения нестабильности внешней среды, динамичность которой потребовала: смещения акцента с контроля прошлого на анализ будущего; необходимости отслеживания изменений, происходящих в среде управления; увеличения скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости; изменения способов координации органов местного самоуправления, структурных подразделений администрации муниципального образования; построения специальной системы информационного обеспечения управления.

Основная цель контроллинга - ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед органами местного самоуправления, что предопределяет определение качественных и количественных измерителей целей, по которым можно оценить степень их достижения[2,308].

Функции контроллинга определяются поставленными перед органами местного самоуправления целями и включают те их виды, которые обеспечивают достижение этих целей.

Система контроллинга включает: формулирование целей и выработку рекомендаций для принятия решений, планов; информационную систему, мониторинг среды управления, управленческий учет (чего нет сегодня в органах власти ни государственных, ни местного самоуправления), контроль; анализ планов, результатов и отклонений от норм управления (функционирования).

Контроллинг опирается на систему бюджетов, позволяющую руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития и избежать кризисной ситуации.

В рамках системы контроллинга информация аккумулируется и анализируется не по администрации муниципального образования в целом, а по центрам ответственности, в качестве которых выступают ее структурные подразделения.

Также немаловажную роль в повышении эффективности муниципального управления играет информационный аспект, обеспечивая его рациональность и эффективность. Информационное обеспечение является базой, на которой строится управленческая деятельность. Информацию здесь следует рассматривать как некую совокупность различных сообщений, сведений, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях и т.д. Эти сведения, будучи собранными, систематизированными и преобразованными в пригодную для использования форму, играют в управлении исключительную роль. Информация, циркулирующая в органах местного самоуправления, разнородна и разнообразна. Она может относиться к внешнеполитической, экономической, социально-политической и экологической обстановке. Информация этих видов имеет самостоятельную ценность для соответствующих муниципальных управленческих структур, когда они выступают как органы, принимающие решения в пределах своей компетенции. Кроме того, она служит в качестве основы для нормативных документов.

Главная цель муниципального управления состоит в том, чтобы на базе собранных исходных данных получить вторичную, обработанную информацию, которая служит основой для принятия управленческих решений. Достижение этой цели складывается из решения ряда частных задач, таких, как сбор первичной информации, ее хранение, распределение между структурными подразделениями органа управления и их работниками, подготовка к переработке, собственно переработка, предоставление органу управления в переработанном виде, обеспечение прямых и обратных связей в ее циркуляции.

Таким образом, широкое распространение современных технологий менеджмента во всем мире свидетельствует об их высокой эффективности. В связи с этим они заслуживают того, чтобы на системной основе внедрять их в практику деятельности отечественного государственного и муниципального управления. Необходимо преодолеть искусственные границы, разграничивающие менеджмент в частном и общественном секторе, менеджмент в коммерческих и государственных организациях. Для этого необходимо более широко освещать достижения современного менеджмента в рамках программ обучения и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Одновременно целесообразно на постоянной и системной основе вырабатывать рекомендации для местных органов власти и распространять передовой опыт управления на всех уровнях государственного управления, в том числе на муниципальном уровне.

муниципальный управление ситуационный центр

2. Разработка модели повышения эффективности муниципального управления в г. Шумиха


2.1 Концепция модели повышения эффективности муниципального управления


Для руководства города управление осуществляется через информацию, которая поступает от служащих в виде всевозможных записок, справок и т. п. При этом подходе стабильность объекта по большей части зависит от опыта и искусства его руководства. Видно, что на федеральном уровне эффективно управлять не получается. Руководство г. Шумиха осуществляется гораздо успешнее, но даже неспециалисту видно, что дается это с большим напряжением.

С позиций сложности управления Шумиха является отдельным государством среднего размера. Управление таким сверхсерьезным «механизмом» сложнее, чем, например управление корпорацией «Дженерал Электрик», а там только к стратегическому планированию привлекались более двухсот сотрудников, каждый из которых являлся специалистом высочайшего класса. На решение сиюминутных проблем города и на проработку его перспектив мобилизованы сегодня тысячи служащих. Но период реализации относительно простых способов наведения порядка в системе, который можно и нужно осуществлять с помощью жесткой чиновничьей вертикали, не может длиться долго. Даже успешно реформированная чиновничья управленческая вертикаль, хорошо справившаяся с крупными вопросами города, действует куда менее эффективно в вопросах касающихся отдельного жителя. Каждый чиновник, даже истинно преданный городу, понимает задачи по-своему, у каждого индивидуальный метод pa6oты и, как говорят, управленцы, свои коэффициент запаздывания принятия управленческих решений и оценки их последствий.

Чтобы эффективно управлять сложными территориальными и хозяйственными объектами (будь то страна, город, производственное предприятие или коммерческая компания), сегодня необходимо применять современные достижения управленческой науки. Устойчивость хозяйственного объекта определяется не только наличием отлаженной системы управления внутри, но и умением осуществлять мониторинг внешней среды, прогнозировать ее изменения, а самое главное - быстро под них подстраиваться. И в этом может помочь новый мощный инструмент управления - ситуационный центр, позволяющий улучшить управляемость объекта, повысить его среднесрочную и долгосрочную стабильность, снизить нагрузку на первых лиц, принципиально усовершенствовать управленческий процесс.

Власти города Шумиха демонстрируют явное стремление именно к эффективному управлению. Мэр города своевременно мобилизовал на эти цели три стратегических резерва: быстро ввел основы рыночного хозяйствования в городе, на сто процентов использовав положение Шумихи; не дал разгромить чиновничий корпус и использовал его для создания новой управленческой вертикали; сумел расположить к себе культурную и информационную элиту и с ее помощью, а также за счет собственного открытого поведения установил доверительные отношения с горожанами.

Таким образом, на этом фоне самым логичным и правильным должен быть следующий шаг, решающий проблемы эффективного управления городом и научного долгосрочного планирования на основе использования современных компьютерных технологий. Компьютер давно используется для управления крупными проектами.

2.2 Алгоритм разработки модели


Для организации ситуационного центра на базе такого сложного объекта, которым является город Шумиха, необходимо осуществить ряд этапов.

На первом этапе нужно спроектировать экономическую схему города Шумиха «вчера» и «сегодня» и смоделировать схему «завтра». Суть данного этапа - определить и формализовать общее видение мэра города.

На втором этапе это общее видение переводится в «системы и процедуры» - конкретные процессы, закрепленные за конкретными исполнителями. Кроме того, необходимо внедрить базовую корпоративную информационную систему, которая будет поддерживать прописанные на бумаге процессы. В противном случае разработанная схема вскоре устареет. До кризиса крупные предприятия решали эту проблему с помощью внедрения корпоративных информационных систем класса SAP и BAAN, но изменение курса доллара сделало их практически недоступными даже для крупного российского потребителя. Однако за счет продолжающейся на Западе технологической революции в Россию начинают поступать западные высококачественные программные продукты, доступные по цене не только для крупных, но и для средних российских компаний, например, английская корпоративная информационная система МАХ.

На третьем этапе, после того как появится адекватная информационная система, в которой будет достоверная информация о городе Шумиха, есть все необходимое для создания ситуационного центра.

Ситуационный центр действительно является «прорывной технологией». Но за последние 10 лет эта технология стала привычной и доступной по стоимости не только государствам, регионам и крупным корпорациям, но даже муниципалитетам и средним компаниям. Наиболее продвинутым российским производителям сегодня понятно даже, в каком направлении развивать систему управления после пуска ситуационного центра. В этом контексте создание ситуационного центра становится не конечной целью, а хотя и важным, но промежуточным звеном в цепи преобразований системы управления организации. Но, не освоив текущий уровень - технологию ситуационного центра, - нельзя перейти на следующий[14,14].

Ситуационный центр представляет собой кибернетически организованный комплекс рабочих мест для высших должностных лиц. Основное отличие ситуационного центра от традиционных систем автоматизации управления (АСУ) состоит в следующем: в процессе проведения производственно-управленческого совещания, в режиме реального времени можно просчитывать и анализировать последствия любых управленческих решений (Табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ традиционной АСУ и ситуационного центра

Традиционная АСУ

Ситуационный центр

Осуществляет автоматизированный контроль текущей деятельности объекта управления

Прогнозирует будущие состояния объекта управления и моделирует последствия управленческих решений

Предполагает, что все виды воздействия окружающего мира на объект управления детерминированы на интервале времени (окружающий мир статичен, «правила игры» постоянны)

Решает управленческие задачи с учетом быстро меняющихся реалий и при постоянном изменении типов взаимодействия с внешним миром

Ограничена постоянством вида целевых функций и критериев оценки деятельности управляемого объекта

Решает управленческие задачи при изменяющихся целевых функциях и критериях объекта

Принципиально не задается постановкой задачи об обратном воздействии самого объекта управления на окружающий мир

Предполагает следующую постановку задачи объект управления своими действиями в той или иной степени изменяет окружающий мир


Решения принимаются с учетом не только мнений руководителей подразделений и представлений первого лица, но и на основе объективной внутренней и внешней информации. Текущая информация поступает на совещании в виде электронных сводок, подготовленных на основе данных бухгалтерской финансовой, планово-экономической и других служб. Тем самым за время совещания разрабатывается и обосновывается лучший вариант решения в конкретной ситуации. Управление больше не осуществляется исключительно на основе интуиции или метода проб и ошибок. Производственные совещания приобретают принципиально новое качество в процессе управления.

Кроме того, ситуационный центр синхронизирует подсистему внутреннего управления с подсистемой, отвечающей за взаимодействие с внешним миром. В результате объект управления обретает возможность функционирования в «автопилотном» режиме. Однако этот режим предполагает, что высший менеджмент работает как одна команда, для которой ситуационный центр является основным рабочим инструментом (то есть на управляемом объекте сформирована новая культура корпоративного управления). Ситуационный центр создается как комплекс модулей. Примерный набор этих модулей приведен в таблице 2.

Таблица 2 Комплекс модулей и задач ситуационного центра

Модуль

Задачи

Мониторинг деятельности хозяйственного объекта

Обеспечение любых информационных срезов по состоянию объекта управления; агрегирование, сортировка и фильтрация информации; экспресс-анализ хозяйственно-экономической информации

Бизнес-планирование и имитационное моделирование

Сортировка управленческих задач, выбор необходимой подпрограммы, решение задачи и визуальное представление решения

Выбор оптимального управленческого решения и осуществление обратной связи

Выработка управленческих решений, доведение принятых решений до ответственных исполнителей и контроль качества исполнения

Внешний мониторинг и контроль

Постоянный контроль изменений во внешнем мире, поиск информации, включая использование возможностей официальной статистики, глобальных информационных агенгств и сети Интернет

Синхронизация

Синхронизация внутренних решений с изменениями во внешнем мире


Мировым лидером среди разработчиков ситуационных центров на Западе является компания Silicon Graphics, Inc. (SG1). Компания приступила к созданию ситуационных центров в начале 90-х годов. Начало разработки подобного продукта в SG1 объясняют необходимостью отхода от традиционных способов обработки данных, когда при лице, принимающем решение, создается группа экспертов, ответственных за отбор и препарирование информации. При таком подходе в большинстве случаев результирующее решение фактически принимается упомянутой группой экспертов, соответствующим образом подготавливающих входную информацию для формального принятия решения первым лицом города. В случае некомпетентности, тенденциозности, лоббистских интересов экспертов процесс принятия решения и его результат будут очевидным образом искажены.

Предлагаемое компанией SG1 построение процесса принятия стратегических решений базируется на следующих двух основных принципах:

1.  Признание полномасштабной компетентности первого лица в принятии стратегических решений в своей сфере ответственности.

2.      Возможность оперативного доступа первого лица в сжатые сроки времени ко всей информации, относящейся к вопросу, требующему решения[17,18].

Для реализации этих принципов требуются большие объемы и высокая интенсивность поступления входной информации, что делает абсолютно необходимым использование современных средств, обеспечивающих высокие возможности приема, воспроизведения и восприятия информации. Наиболее перспективный путь достижения этих возможностей связан с построением ситуационных центров для лиц, принимающих решения.

Можно выделить три основных класса ситуационных центров:

К первому классу относятся ситуационные центры для анализа и управления кризисными ситуациями. При этом основное назначение подобных центров заключается в предотвращении кризиса за счет своевременного предоставления лицам, принимающим решения, не только всей исчерпывающей информации по текущему состоянию контролируемых объектов, но и прогнозов возможных сценариев развития событий. В случае же, если кризиса избежать не удалось, такие ситуационные центры становятся, по сути, оперативными штабами по управлению процессами ликвидации кризиса.

Хотя большинство таких кризисных ситуационных центров ориентированы на решение задач безопасности, в том числе военные конфликты, борьбу с терроризмом и т.д., подобные центры также активно создаются для борьбы с локальными кризисами в крупных мегаполисах.

Второй класс ситуационных центров, часто называемых центрами виртуальной реальности (Realyty Centre), служит для воссоздания разрабатываемых (и еще не существующих в реальности) объектов. Это могут быть виртуальные модели новых самолетов, автомобилей, нефтяных платформ или любых других сложных объектов, натурное моделирование которых либо очень дорого и долговременно либо вообще невозможно.

Подобные центры виртуальной реальности эксплуатируются большинством крупнейших производителей автомобилей и самолетов (Boing, Ford, Renault, Dassault и прочие).

Этот класс ситуационных центров нашел широкое применение в решении задач городского планирования и архитектуры. Объектами виртуального моделирования в этом случае выступают не только планируемые к строительству здания и сооружения, но и вся окружающая его существующая городская постройка.

Третий класс ситуационных центров можно обобщенно назвать центрами мониторинга и принятия стратегических решений (Decision Support Centre). К этому классу относятся многие из созданных в последнее время ситуационных центров для самых разнообразных применений.

Уникальные визуальные возможности центра позволяют в реальном масштабе времени отслеживать тысячи отдельных показателей и параметров фондового и финансовых рынков. Более того, центр позволяет значительно упростить не только анализ показателей рынка, но и понизить риск от проведения даже самых сложных и масштабных фондовых операции.

Все определяется лишь объемом информационного мониторинга и количеством контролируемых параметров.

Возвращаясь опять же к ситуационным центрам мониторинга и управления городским хозяйством, важно отметить, что разработанная в последние годы концепция так называемого виртуального города не только позволяет на качественно ином уровне решать вопросы информационного обеспечения городского правительства, но и закладывает основу построения так называемых One Call Centre.

Современные One Call Centre представляют собой специализированные информационные центры, в которых собирается и хранится комплексная информация о всех важнейших инфраструктурных элементах города: зданиях, сооружениях, подземных и инженерных коммуникациях, транспорте, дорогах и т.д.

Наличие таких One Call Centre позволяет не только проводить всесторонний анализ и планирование всевозможных изменений комплексной инфраструктуры городского хозяйства, но и служит целям единого и всестороннего повседневного контроля за возникновением критических точек в жизнедеятельности города (аварии, нарушение транспортных потоков, неполадки в системе инженерного жизнеобеспечения города и т. д.).


2.3 Модель повышения эффективности муниципального управления в г. Шумиха


В основе системы ситуационного центра лежит хранилище данных г. Шумиха. Сведения в него через конвертор поступают из источников как внешней, так и внутренней информации. На следующем уровне выполняются обобщение и анализ данных о деятельности Администрации города Шумиха. Затем вступают в действие модули прогнозирования и ситуационного моделирования. В итоге при помощи различных средств визуализации все результаты анализа выводятся на компьютерный экран мэра города в максимально удобном для восприятия виде - в виде графиков, цветовых символов, многомерных образов, отражающих реальную ситуацию (Рис.1).

Рис.1 Организационная структура ситуационного центра

Средства визуализации и поддержки проведения коллегиальных встреч являются наиболее характерными отличительными особенностями ситуационного центра. После того как «сырые» данные становятся пригодными для принятия решений, возникают задачи их адекватного отображения и поддержки необходимых сценариев проведения совещаний, обеспечивающих выработку согласованного коллективного решения.

Главная задача программно-аппаратных средств визуализации заключается в отображении разнородной информации и обеспечении удобного и оперативного управления. Типовой комплекс ситуационного центра состоит из зала совещаний и помещений аналитической и технической групп, обеспечивающих экспертную и технологическую поддержку проведения встреч и собраний (Рис. 2).

Рис. 2 Вариант комплекса средств визуализации ситуационного центра

Средства отображения обычно включают в себя экран коллективного пользования, реализующий единое информационное поле для лиц, принимающих решение и обеспечивающих его подготовку; специальные интерактивные экраны, сочетающие возможности отображения информации и ее ввода специальным маркером, а также плазменные или LCD-мониторы, объединенные в единый блок для предварительной эмуляции отображаемой информации. Экран коллективного пользования может представлять собой наращиваемую видеостену, имеющую большую информационную емкость и позволяющую отображать информацию от множества источников, проекционную установку или светодиодный дисплей.

В ситуационном центре обычно предусматривается оборудование для членов коллегии, которые включают интерактивный дисплей для управления информацией с рабочего места, средства аудио- и видеоконференцсвязи, передающие изображение и звук по каналам телекоммуникационной связи (в том числе и для связи с группой аналитиков), различные устройства звукоусиления и пр.

Трибуна докладчика оборудуется средствами, позволяющими наиболее удобно и наглядно представить необходимую информацию. Она включает документ-камеру для ввода и последующего отображения графических и прочих документов, интерфейс со встроенным коммутатором для подключения мобильных компьютеров и интерактивный дисплей. Для проведения коллегиальных встреч, поддержки оперативных запросов к группе аналитиков, выдачи информации «по требованию» большое значения имеет интегрированная система управления комплексом, обеспечивающая оперативное переключение множества устройств (коммутаторов, источников и пр.) с одного рабочего места - оператора системы управления. Все это оборудование подключается к локальной вычислительной сети ситуационного центра с использованием специальных контроллеров системы управления, графических контроллеров видеостен, блоков конферецсвязи и прочих коммуникационных устройств.

Для проведения коллегиальной встречи (исходя из ее регламента) должен обеспечиваться требуемый режим обновления информации, необходимые средства ее экспресс-анализа (из имеющихся в составе ситуационных центров), а также подготовленные типовые проекты решений, позволяющие повысить эффективность и сократить время принятия решения. На первом этапе создания ситуационного центра, когда конкретные требования по виду представления информации зачастую отсутствуют, можно использовать относительно недорогое решение, позволяющее тем не менее постепенно наращивать мощность и масштабировать функции ситуационного центра. Оно включает интерактивную доску обратной проекции, позволяющую оперативно вносить коррективы в презентационный материал, средства поддержки трибуны докладчика, к которым относится и интерактивный дисплей, а также портативную документ-камеру для отображения текстовых документов.

В ходе подготовки и проведения коллегиальных встреч, когда необходима поддержка экспертов-аналитиков, можно оборудовать отдельную комнату, оснащенную интерактивной доской (прямой проекции) и несколькими компьютерами, на которых можно в оперативном режиме подготовить аналитические материалы или отчет в ходе заседания коллегии. Для связи всех участников коллегии между собой и с группой аналитиков-экспертов на первом этапе часто достаточно средств аудиоконференции. Для проведения встречи должно быть выделено специальное место оператора технической поддержки, реализующего определенный сценарий визуализации подготовленных материалов.

В результате внедрения ситуационного центра в г. Шумиха можно выделить следующие положительные моменты:

повышение эффективности работы муниципальных служащих;

повышение скорости доступа к знаниям;

повышение уровня доверия в муниципальном управлении и формирование команды;

накопление опыта решения проблем и построение внутренней технологии решения проблем;

повышение инвестиционного рейтинга муниципального образования.

Таким образом, введение в практику в г. Шумиха ситуационных центров должно быть признано весьма продуктивным. А все вышеперечисленное является неотъемлемыми элементами эффективного муниципального управления.

Заключение


Из изложенного материала можно сделать следующие выводы:

Муниципальное управление представляет собой деятельность органов местного самоуправления, направленную на реализацию общественных интересов, осуществляемую в определенных законом формах, посредством, использования ресурсов муниципального хозяйства. Под эффективностью муниципального управления понимают результативность деятельности органов местного самоуправления, которая отражается в различных показателях как муниципального образования в целом, так и собственно управленческой деятельности муниципальных органов и должностных лиц, которые имеют количественные и качественные характеристики.

В общем виде все показатели измерения эффективности могут быть разделены на технические и экономические. Техническая эффективность обычно определяется с точки зрения достижения целей деятельности. Понятие технической эффективности для муниципалитетов предполагает, что критерии оценки должны отражать степень соответствия деятельности муниципальных служб потребностям населения. При подобном подходе техническая эффективность оценивается путем изучения общественного мнения, которое показывает, насколько удовлетворены муниципальными услугами обслуживаемые слои населения и население в целом. Экономическая эффективность - количественная оценка отношения эффекта к затратам в конкретных условиях: экономия, получаемая за счет оптимизации и рационализации деятельности. Показатели экономической эффективности муниципальных служб измеряются как соотношение ресурсов, затраченных на деятельность государственных служб, к объему оказанных услуг. При грамотном использовании совокупность показателей технической и экономической эффективности может дать полное и достоверное описание деятельности муниципальных служб и оперативно фиксировать все изменения в уровне производительности различных служб.

Новые условия развития общества привели к тому, что многие методы и приемы менеджмента, доказавшие свою результативность в коммерческом секторе, постепенно переносятся в практику муниципального управления. Одним из новых методов повышения эффективности в муниципальном управлении сегодня является бенчмаркинг. Бенчмаркинг есть систематический процесс выявления лучших организаций и оценки их продукции и методов производства с целью использования передового опыта этих организаций. В основе бенчмаркинга лежит концепция непрерывного совершенствования деятельности, которое предусматривает непрерывный цикл планирования, координации, мотивации и оценки действий с целью устойчивого улучшения деятельности организации. Еще одним инструментом повышения эффективности в муниципальном управлении можно считать использование контроллинга, как функционально обособленного направления экономической работы, представляющего собой систему современного и эффективного управления, интегрирующую функции управления в единое целое и обеспечивающую принятие оперативных и стратегических решений с учетом условий внешней среды. Также немаловажную роль в повышении эффективности муниципального управления играет информационный аспект, обеспечивая его рациональность и эффективность. Информационное обеспечение является базой, на которой строится управленческая деятельность. Информацию здесь следует рассматривать как некую совокупность различных сообщений, сведений, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях.

Чтобы эффективно управлять сложными территориальными и хозяйственными объектами, необходимо применять современные достижения управленческой науки. Устойчивость хозяйственного объекта определяется не только наличием отлаженной системы управления внутри, но и умением осуществлять мониторинг внешней среды, прогнозировать ее изменения, а самое главное - быстро под них подстраиваться. И в этом может помочь новый мощный инструмент управления - ситуационный центр, позволяющий улучшить управляемость объекта, повысить его среднесрочную и долгосрочную стабильность, снизить нагрузку на первых лиц, принципиально усовершенствовать управленческий процесс.

Для того чтобы организовать ситуационный центр на базе такого сложного объекта, которым является город Шумиха, необходимо осуществить ряд этапов. На первом этапе нужно определить и формализовать общее видение управляющего городом. На втором этапе это общее видение переводится в «системы и процедуры» - конкретные процессы, закрепленные за конкретными исполнителями. Кроме того, необходимо внедрить базовую корпоративную информационную систему. На третьем этапе, после того как появится адекватная информационная система, в которой будет достоверная информация о городе, есть все необходимое для создания ситуационного центра. Ситуационный центр представляет собой кибернетически организованный комплекс рабочих мест для высших должностных лиц. Основное отличие ситуационного центра от традиционных систем автоматизации управления (АСУ) состоит в следующем: в процессе проведения производственно-управленческого совещания, в режиме реального времени можно просчитывать и анализировать последствия любых управленческих решений.

В основе системы ситуационного центра лежит хранилище данных компании. Сведения в него через конвертор поступают из источников как внешней, так и внутренней информации. На следующем уровне выполняются обобщение и анализ данных о деятельности организации. Затем вступают в действие модули прогнозирования и ситуационного моделирования. В итоге при помощи различных средств визуализации все результаты анализа выводятся на компьютерный экран руководителя в максимально удобном для восприятия виде - в виде графиков, цветовых символов, многомерных образов, отражающих реальную ситуацию в компании.

Таким образом, в результате внедрения ситуационного центра в муниципальное управление можно выделить следующие положительные моменты: повышение эффективности работы муниципальных служащих; повышение скорости доступа к знаниям; накопление опыта решения проблем и построение внутренней технологии решения проблем; повышение инвестиционного рейтинга муниципального образования. Все это является неотъемлемыми элементами эффективного муниципального управления.

Список использованной литературы


1.    Анисимов А.П. Организация и планирование работы муниципалитета. М.2008. С. 345.

2.      Васильев А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. Н.Новгород. 2005. С. 550.

.        Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика. 2008. С. 175.

.        Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Мельников С.Б., Патрушев В.И. Основы современного управления. М.: ИНФРА-М. 2006. С. 198.

.        Гричук А.Г. К вопросу об эффективности муниципального управления Чиновник. 2004. №3. С. 15-19.

.        Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика города. М.: Финансы и статистика. 2006. С. 514.

.        Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. М.: МГУ. 2006. С. 387.

.        Занодворов В.С. Экономика города. М.: ИКЦ Академия. 2007. С.184.

.        Золотов В. Стратегия управления - основа устойчивого развития города Консультант директора. 2009. №8. С. 4-21.

.        Киреева Е.Ю. Муниципальная служба: проблемы теории и практики. М. 2008. С. 456.

.        Лола А. Принципы управления крупнейшим городом Проблемы теории и практики управления. 2006. №2. С. 6-13.

.        Мокрый В. С., Сапожников А. А., Сёмкина О. С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ. М.: КноРус. 2008. С. 347.

.        Муниципальный менеджмент / под ред. В. В. Иванов, А. Н. Коробова М.: ИНФРА-М. 2008. С. 717.

.        Николаев И.Г. Методические походы к разработке и реализации стратегий развития региона // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. №3. С. 10-16.

.        Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М. 2006. С. 928.

.        Резер С. М. Эффективное муниципальное управление. М.: Наука. 2009. С. 397.

.        Русинов Ф., Синько И. Муниципальное управление и корпоративный менеджмент // Консультант директора. 2007. №3. С. 12-16.

.        Саак А. Э. Информационные технологии управления / А.Э. Саак, Е.В. Пахомов, В.Н. Тюшняков. СПб.: Питер. 2005. С. 318.

.        Система муниципального управления / Под ред. В. Б. Зотова. СПб.: Питер. 2005. С. 490.

.        Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление: Учеб. пособие / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов. М.: Экмос. 2008. С. 303.

.        Экономика предприятия (фирмы): учеб.пособие для вузов / Под ред. А.С. Пелиха. М.: Март. 2006. С. 238.

.        Экономика предприятия: учебник / под ред. У.И. Волкова. М.: ИНФРА-М. 2005. С. 487.

.        Эффективность государственного управления: Общ. ред.: С.А. Батчикова, С. Ю. Глазьева. М. 2010. С.842.

.        Эффективность управления / Общ. ред.: С.А. Батчикова, С. Ю. Глазьева. М. 2008. С. 442.

.        Якобсон Л.И. Экономические методы управления. М. Экономика. 2005. С. 356.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!