Сравнительный исследование экономических моделей и систем

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,66 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительный исследование экономических моделей и систем














Контрольная работа

Сравнительный анализ экономических моделей и систем

Оглавление

Введение

Глава 1. Что такое «командный капитализм» применительно к странам ЮВА

Глава 2. Причина возникновения концепции «индийского социализма»?

Глава 3. Краткая характеристика экономической системы Индии до начала реформ 80-х. и направления ее перестройки

Глава 4. Основные этапы и содержание российских модернизаций. Причина их незавершенности

Глава 5. Характерные черты советской экономической системы и причины ее кризиса

Заключение

Список использованных источников и литературы

введение

Актуальность данной работы обусловлена сходством в развитии экономических отношений между Россией и некоторыми азиатскими странами. Россия поддерживает экономические отношения со многими странами ЮВА: импортирует из Японии рыбопродукты, автомобили, бытовую электронику, а экспортирует лес, продукцию химической промышленности; С Китаем мы успешно торгуем нефтью, лесом, закупая у них продукцию лёгкой промышленности; также развивается торговля и с другими странами ЮВА. С некоторыми из них у России сложились дружеские отношения. Россия поддерживала Индию в её национально-освободительной борьбе, строительству экономики, обучала специалистов.

Также для России актуально на сегодняшний день изучать опыт "промышленных революций" некоторых стран ЮВА - "японского экономического чуда", "сингапурского экономического чуда", опыт Китая. Но надо также учитывать и чужие ошибки, чтобы не делать их самим. Тем более, что для России актуальна проблема модернизации экономики.

В этой работе я попытаюсь исследовать опыт развития стран ЮВА, в частности Индии, советский период России и попробую разобраться в причинах пробуксовки программ модернизации экономики на современном этапе.

Глава 1. Что такое «командный капитализм» применительно к странам ЮВА

Чистый капитализм (рыночная экономика) - это экономическая система, отличительными признаками которой являются частная собственность, свободная конкуренция и ценообразование на рынках на основе законов спроса и предложения, приоритет личного корыстного интереса (стремление максимизировать свой доход), минимальный уровень экономической власти отдельных субъектов (невозможность кардинально повлиять на рыночную ситуацию), минимальная степень государственного вмешательства в экономику. Лучше всего данный тип экономической системы описан А. Смитом, который провозгласил закон "невидимой руки", то есть саморегуляции рыночного механизма, когда стремление извлечь собственную выгоду одновременно приводит к обеспечению интересов всего общества.

Однако, рыночный механизм не безгрешен. Поэтому вмешательство государства в экономические процессы необходимо. Такое вмешательство происходит во всех странах, как развитых, так и развивающихся. Суть вопроса в степени такого вмешательства. Одно дело, когда государство с помощью ввозных пошлин; введение, отмены или изменения налогов; субсидирования тех или иных отраслей промышленности или других рычагов направляет развитие экономики страны. И совсем другое дело, когда напрямую, с помощью указаний и директив руководит экономикой страны. В Советском Союзе уже действовала модель административно-командной экономики, которая благополучно изжила себя. Однако, в некоторых странах ещё существуют экономические модели, подобные советской. Некоторые из них находятся в юго-восточной Азии (ЮВА). Это объясняется, во-первых, близостью границ с бывшим Советским Союзом, а также тем, что в своё время Советский Союз оказывал военную помощь некоторым из этих стран. А, во-вторых, такие страны как Китай и, тем более, Япония долгое время были закрыты для Запада. И в Китае, и в Японии до начала 20-го века сохранялось феодальное устройство общества. В странах ЮВА, как у большинства восточных народов, культивируется клановость в отношениях. Зачастую решения принимаются не с точки зрения экономической выгоды, а носят оттенок корпоративной, национальной солидарности. или учитывают принадлежность к определённой фамилии или клану. Так, например, в Индии общество состоит из каст, которые выстроены в определённую иерархию. Человек из высшей касты, например, брахманов, не может даже прикоснуться к человеку низшей касты, иначе его понизят в ранге до этой низшей касты.

Более наглядный пример можно привести из истории Японии. Иностранцы не могли попасть на территорию Японии до 19-го века, поэтому там долго не менялся сложившийся веками уклад жизни. Страной управляли фамильные кланы - дзайбацу. После изменения экономического строя некоторые формы управления государством остались на вооружении новых чиновников. Так создатель корпорации "Мицубиси" имел родственника в правительстве Японии. Это помогло компании получать государственные заказы. Правда, после того, как чиновника-родственника из правительства уволили, госзаказы перетекли в другую компанию, родственную уже новому чиновнику.

Таким образом, послевоенный период в Японии сформировалась уникальная экономическая система, скрепленная типично азиатскими неформальными связями - отношениями среди представителей как деловых кругов, так и деловых кругов и государства. Поэтому экономическую систему Японии очень сложно оценивать, опираясь лишь на количественные данные. Формально роль государства незначительна, и государственный бюджет Японии перераспределяет всего треть ВВП. С этой точки зрения экономика Японии относится к одной из самых либеральных в мире. Однако только некоторые азиатские страны (например, Южная Корея или Китай) могут поспорить с Японией по степени жесткости и эффективности воздействия правительства на экономику. Японское правительство разрабатывает стратегические планы развития экономики в целом, а уже на их основе крупные компании формируют свои собственные планы. Японское правительство выступает представителем бизнеса на внешних рынках, защищая его всеми возможными способами, а бизнес выполняет указания правительства. Отступников жестоко наказывают в назидание остальным. В результате всю японскую промышленную систему часто называют «корпорация Япония». Формально в Японии после войны ликвидированы крупные холдинги. Однако реальностью являются крупнейшие в мире финансово-промышленные группы (кейрецу), сцементированные именно неформальными связями и разветвленной и запутанной системой участий. Формально независимые компании, входящие в кейрецу (финансовые, торговые, промышленные, сервисные), выступают по отношению к не членам группы единым фронтом. Формально Япония имеет независимый и современный центральный банк, но реально ставки процента и норму обязательных резервов в этой стране определяет министерство финансов. Не только японская экономика столь своеобразна, много общего с ней имеет, например, экономика Южной Кореи. А также сходство можно найти и в подходах к рыночным отношениям в Китае.

глава 2. причина возникновения концепции «индийского социализма»

До середины XX века Индия была колонией Великобритании в течение двух столетий. Народ Индии был порабощён, а страна являлась сырьевым придатком Англии. Соответственно, в этот период социально-экономическое положение в Индии определялось извне. Великобритании было выгодно, чтобы Индия оставалась экономически отсталой и духовно разобщена. С одной стороны нищим, придавленным тяжёлым физическим трудом крестьянам трудно было организовать сопротивление хорошо подготовленным, сытым и обмундированным, вооружённым английским войскам. Поэтому национально-освободительное движение длилось долго. Основным идеологом этой борьбы стал Джавахарлал Неру.

Джавахарлал Неру родился в обеспеченной семье брахманов. Получил хорошее воспитание, учился в престижных учебных заведениях Англии. Там он изучал естественные науки: химию, геологию, ботанику, а также увлекался литературу, историю, экономику и политику. Дж. Неру становится частым посетителем обществ индийцев в Кембридже, в которых обсуждались острые политические проблемы. После окончания Кембриджа в 1910 году по настоянию отца он приступил к изучению юриспруденции и в 1912 году получил право на адвокатскую практику. После приезда в Индию Дж. Неру поступил на службу в Верховный суд и сразу вступил в Индийский Национальный Конгресс (ИНК). Так началась его борьба за освобождение Индии.

Отец Дж. Неру, Мотилал Неру, придерживался в ИНК умеренных взглядов, с чем был не согласен Дж. Неру. Из-за расхождения во взглядах размолвка Дж. Неру произошла и с Махатмой Ганди, которого Неру считал своим учителем. Неру считал, что взгляды Махатмы слишком религиозны, слишком утопичны, что нужно действовать более активно. Ганди же возводил ненасилие в абсолют. Всё это происходило на фоне социалистических революций (1917 года - в России; 1925 года - в Китае) и нарастания социалистического движения в Европе и США. Эти настроения не могли не отразиться на индийском обществе, тем более что обучение отпрыски многих богатых семей проходили в Европе. С начала 20-х годов в Индии появляются подпольные коммунистические группы, организовывающие террор против колониальных властей. Сторонники коммунистического движения появляются и в ИНК, и примыкают к группе Неру. В ИНК происходит раскол на два лагеря сторонников Неру и Ганди.

В ноябре 1927 года семейство Джавахарлала Неру предприняло поездку в Советский Союз на празднование 10-й годовщины Октябрьской революции. Эта поездка стимулировала интерес Неру к идеям социализма. Несмотря на знакомство его с произведениями Маркса и некоторыми работами Ленина, он так и не стал социалистом в его советском и марксистском понимании. Поездка в СССР вызвала прилив энергии и участия в политической борьбе за независимость Индии. Он окончательно определил для себя конечные цели освободительного движения. После возвращения в Индию Неру написал так называемую "Конституцию Неру". В 1929 году Неру был избран президентом Конгресса.

С этого момента радикальные взгляды Неру стали преобладающими в национально-освободительном движении. В Индии с подачи Конгресса прошли три компании гражданского неповиновения. Каждая компания ставила для общества конкретные цели. Если первая компания призывала к самоотречению и отказу от насилия, то последующие ставили более радикальные задачи, что привлекало всё более широкие массы. От локальных террористических актов движение переходило в массовым выступлениям пролетариата и крестьянского населения. Народ рассматривал революционеров как национальных героев, своей деятельностью они способствовали перерастанию массовых ненасильственных выступлений в вооруженные восстания. Репрессивная деятельность англичан и попытки наладить диалог с руководством ИНК привели к прекращению Ганди кампании гражданского неповиновения. Пакт был осужден патриотами, в то время как Конгресс его добрил. Таким образом, симпатии народа всё более склонялись в сторону социалистических идей. Англичане пытались погасить эти настроения. Для этого они создали для изучения возможности дальнейших изменений в системе управления колонией "комиссию Саймона". По результатам комиссии англичане изложили основные черты нового закона об управлении Индией. "Белая книга" состояла из двух частей: "Федеральной схемы" и "Провинциальной автономии", предлагая, таким образом, провинциям автономию и создание провинциальных правительств. Будучи уступкой имущим классам Индии, сделанной под влиянием мощного антиимпериалистического движения, проект не содержал решения вопроса о будущем статусе Индии. Все эти послабления существовали лишь для высших каст Индии. Простой народ по прежнему оставался обездоленным. Естественно, ему были близки крайне левые настроения.

Таким образом, к началу второй мировой войны в Индии сложилась следующая ситуация: Великобритания усиливала экономический гнёт, выкачивая ресурсы страны; массовое промышленное производство приводило к снижению спроса на продукцию ремесленников и их разорению; снижение цен на сельскохозяйственную продукцию и рост на другие товары приводили к обнищанию крестьян, составлявших большинство населения; индийские мусульмане в обмен на лояльность просили у англичан западную часть страны - Пакистан. Естественно, что индийский народ объединила общая идея борьбы с врагом. А в качестве врага индийцы видели империализм, который олицетворяла для них Великобритания. К тому времени в качестве идеологического противника империализма сформировался социализм. В России и Китае уже свершились социалистические революции. Во всём мире социалистические идеи были тогда очень популярны. Даже в заокеанском оплоте империализма США социалистические идеи разделяли многие, вплоть до президента.

Однако, идейный лидер, Джавахарлал Неру, понимал, что Индия не сможет построить социализм, подобный российскому. Он постарался взять лучшее из социалистических идей для своей страны.

глава 3. краткая характеристика экономической системы Индии до начала реформ 80-х. и направления ее перестройки

До реформ 80-х годов Индия являлась аграрной страной. Крестьянское население составляло примерно 90 % населения. Промышленность до середины 20-го века находилась в зачаточном состоянии. Да и те немногие предприятия были построены англичанами, так как Индия на протяжении двух веков была английской колонией. В основном среди населения хорошо были развиты ремёсла по обработке кожи, металлов и дерева. Индия находиться на полуострове Индостан с преобладающим тропическим климатом и субтропиками в горных районах. Это позволяет развивать определённые сельскохозяйственные культуры. Среди них главную роль, конечно, занимает рис. Выращиванию риса способствует то, что Индостан глубоко вдаётся в Индийский океан, и на полуострове выпадают обильные осадки, а тёплый тропический климат позволяет получать по два урожая в год. Также очень известен в мире Индийский чай, который занимает второе по значимости место для Индии. Ранее Индия также славилась экспортом всевозможных специй, но когда другие страны научились их выращивать, монополия на экспорт была разрушена. В Индии хорошо было развито животноводство. Скот использовали и в питание, и как транспорт, и пахали на нём землю. В Индии была принята кастовая система общества. У высших каст (священников, землевладельцев, воинов) была сосредоточена почти вся земля, а низшие касты, составлявшие большинство, были ремесленниками или обрабатывали землю. Англичанам, оккупировавшим Индию почти два столетия, выгодно было поддерживать такое положение вещей, так как для них Индия была сырьевым придатком, долгие годы обеспечивавшая их почти бесплатным чаем, специями и полезными ископаемыми. В целом Индия до начала реформ 80-х годов была отсталой аграрной страной.

Этому также способствовала внутриполитическая обстановка в стране. В начале 20-го века в Индии господствовало политическое течение - гандизм. Его основатель - Махатма Ганди - отрицал насилие и боролся за так называемое "своё правление" - сварадж. В том числе гандизм подразумевал самодостаточность, то есть каждое хозяйство, село должно было само себя всем обеспечивать. Основным методом борьбы за сварадж Ганди считал мирное сопротивление колонизаторам (сатьяграха), предусматривавшее ненасильственное несотрудничество, гражданское неповиновение, прекращение деловой активности (хартал), бойкот английских товаров и возвращение к традиционным формам производственной деятельности. Таким образом, в 20 -30-х годах ХХ в. индийскому обществу были присущи идеализация патриархального уклада жизни, негативное отношение к развитию крупной промышленности, росту современного города.

С 20-х годов прошлого века стал набирать силу другой индийский политический деятель - Джавахарлал Неру. Его точка зрения кардинально отличалась от воззрений Ганди. После Второй мировой войны Индия обрела независимость. Джавахарлала Неру избрали главой страны, и он стал претворять свои взгляды в жизнь. Программа планирования и индустриализации хозяйства, создания тяжелой промышленности и базовых отраслей на основе государственного сектора составляла одно из главных направлений экономического развития. Индия пошла по пути развития рыночных отношений, частной собственности и парламентаризма. Основу курса Неру составляла концепция «смешанной экономики», при которой параллельно осуществлялось развитие частного и государственного секторов.Неру считал, что выйти из состояния глубокой экономической отсталости возможно лишь на основе целенаправленных инвестиций в государственный сектор и создания современной тяжелой промышленности, энергетики, транспорта.

Реализация этих проектов осуществлялось на базе централизованной государственной экономики. Неру считал тяжелую промышленность главным двигателем роста и модернизации страны. Он занялся созданием гигантских плотин, крупных сталелитейных заводов, комплексов по тяжелой инженерии и других подобных объектов. В этом строительстве Советский Союз оказывал Индии большую поддержку финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами.

Вместе с развитием государственный сектор экономики поражали традиционные болезни - коррупция и бюрократия. Однако, при всем несовершенстве государственного сектора, в годы первых пятилетних планов неуклонно увеличивался средний ежегодный прирост продукции и в годы третьей пятилетки он был наиболее высоким и составлял 7,8%. В целом, к середине 60-х годов объем промышленного производства вырос в 2,5 раза. Индия в эти годы вышла в разряд индустриально-аграрных стран.

В аграрных преобразованиях ставилась задача преодоления отсталости в техническом оснащении, в агрономии, и в организации сельскохозяйственного производства. Неру предполагал сделать это в двух главных направлениях. Во-первых, произвести перераспределение земельных наделов за счет ликвидации посредников между государством и земледельцем. Во-вторых, создать сеть кооперативной сельской экономики, базирующейся на традиционной деревенской общине. Но 70 % земель находилась в собственности 2-х % населения. Законодательными ограничениями и путём выкупа земель Индия перераспределила земельные ресурсы, создав и крупных землевладельцев, и малые хозяйства, и наёмных крестьян. Экономические изменения, вызванные реформами, расчищали путь развитию капиталистических отношений в сельской глубинке Индии. Долговременный застой индийской деревни сменился достаточно быстрым подъемом сельского хозяйства.

Таким образом, комбинируя преимущества социалистического и капиталистического принципов хозяйствования, Индия в короткие сроки из глубоко отсталой аграрной страны сумела подняться до промышленно-аграрной с динамично развивающейся экономикой. И её ещё ждали новые реформы, которые были проведены в 80-х годах ХХ века.

глава 4. Основные этапы и содержание российских модернизаций. причина их незавершенности

Закат советской эпохи был охарактеризован застоем в промышленности, сельском хозяйстве и других сферах деятельности. Вместе с распадом СССР исчез и Госплан. Некоторое время предприятия ещё выпускали по инерции свою старую продукцию, но, в скором времени, убедились в её невостребованности. Востребованная продукция также не могла выпускаться из-за отсутствия нормальных товарно-денежных отношений. Отсутствие денежных средств на счетах предприятий привело к применению натурального обмена в стране - так называемому бартеру, когда расчёт производился продукцией фирмы. Для нормализации товарно-денежных отношений нужна была реформа финансов. Но для неё отсутствовала нормативно-правовая база, так как появились новые формы собственности и, соответственно, новые правовые отношения.

Первой реформой новой России была законодательная. Эта реформа была призвана закрепить за гражданами новые формы собственности, в том числе частную собственность. Государство не могло больше эффективно управлять промышленностью и сельским хозяйством, поэтому нужно было передать предприятия в собственность их работников или других частных лиц. С этой целью в стране была проведена приватизация, то есть денационализация промышленности и сельского хозяйства. Приватизация должна была сделать граждан собственниками своих предприятий и поднять их жизненный уровень. Однако в результате использования административного ресурса, многочисленных махинаций и других нарушений законов или отсутствия таковых фабрики и заводы оказались в руках малой части населения. Около пяти процентов населения быстро обогатились и стали обладателями 70-и процентами всех средств производства в стране. Итоги той приватизации до сих пор будоражат общество, считающего несправедливым такое перераспределение богатств, и в этом незавершённость реформы.

Модернизация законодательной реформы была необходима потому, что законодательные нормы и принципы, использовавшиеся при командно-административной системе и в отсутствие частной собственности, были не применимы в новых условиях хозяйствования. Процесс реформирования законодательства начался сразу после распада СССР и продолжается по сей день, так как жизнь не стоит на месте. Возникает необходимость урегулирования новых видов отношений, заполнить пробелы в старых законах. Отчасти дело продвигается, но нельзя сказать, что успешно. У нас часто получается так, что принимается новый закон, но не прописан механизм его исполнения и надзора за исполнением. И ещё проблема в том, что законы у нас пишут и принимают люди поразительно не компетентные, или люди, которые заинтересованы в плохих законах. Самый последний пример - "Закон о полиции". Проект закона впервые вынесли на всеобщее обсуждение, и его завалили шквалом критики. Граждане нашли более 10 000 противоречий действующим нормам и даже Конституции. Это показательно, и говорит о степени проработки вносимых законопроектов. А если бы Президент не вынес законопроект на всеобщее обсуждение, то мы, как обычно, потом долго испытывали бы на себе его недостатки.

Конечно, основная модернизация должна произойти в промышленности. Используемое оборудование устарело и физически и морально. Ещё больше устарели технологические подходы. Зачастую используются госты 50-ей давности. Правительство трубит о развёртывании программ по модернизации. Но пока всё сводится к запрету использования ламп накаливания и обязывания собственников жилых помещений по установке приборов учёта. На деле никакой модернизации не производится, так как на неё не выделяются деньги. Ведь частные компании не заставить модернизировать производство с помощью лозунгов и призывов. А государственные учреждения финансируются из госбюджета, который денег на модернизацию не выделяет. Так, например, в школах и детских садах большая часть оборудования закупается на средства родителей. То есть модернизация дважды за наш счёт. Муниципальные предприятия (МУПы) практически не обновляют свой технопарк. Ведь все видят на каких "новых" автобусах мы ездим. Или вот город приобрёл в лизинг новый асфальтовый завод, который ни разу не запускали, и уже идёт поиск покупателей для него.

Основная причина буксования российских модернизаций в том, что люди, отвечающие за претворение их в жизнь, не понимают как практически это сделать. И ещё у нас в стране крайне неэффективно расходуются средства. Вообще это целый комплекс проблем. Нельзя сказать, что если решить ту или иную проблему, то сразу заработают программы по модернизации. Нет, если потянуть за одну проблему, то за ней потянется вторая, третья. По-моему, прежде всего, нужно изменить "программы" в наших головах. Нужно начинать мыслить по другому. Я думаю, что должно смениться ещё одно поколение, прийти новые руководители, тогда мы сдвинемся с места. И начинать нужно снизу, а не сверху. Нельзя просто дать команду, и все зашагают в нужном направлении. Такие инициативы нужно чем-то подкреплять, а у нас только лозунги.

глава 5. Характерные черты советской экономической системы и причины ее кризиса

С 1917 года российская, а с 1922 по 1991 год советская экономика развивалась не однородно и поступательно. В ходе своего развития экономика переживала разные периоды. Вначале, после окончания Первой моровой и Гражданской войн стране предстояло восстанавливать свою экономику практически из руин. Чисто экономическими методами это сделать было невозможно. Поэтому государство применяло также силовые, насильственные шаги. Так период с 1917 по 1921 года характеризуется продразвёрсткой, продовольственной диктатурой и политикой военного коммунизма и продналогом.

В условиях тяжёлой затяжной войны трудоспособные мужчины воевали и обеспечивать страну продовольствием становилось всё сложнее. Соответственно объём валовой сельхозпродукции падал, цены на продовольствие росли и государственные закупки продовольствия были разорительны. Поэтому правительство ввело продразвёрстку - систему государственных мероприятий, направленных на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции. Вводилась госмонополия на хлеб, предполагавшая передачу всего объёма произведенного хлеба за вычетом установленных норм потребления на личные и хозяйственные нужды. В заготовительную кампанию 1919-20 хозяйственного года продразвёрстка также распространилась на картофель, мясо, а к концу 1920 - почти все сельхозпродукты. Эти мероприятия - часть политики военного коммунизма.

Политика силового отъёма почти всего произведённого продовольствия (причём крестьяне не могли уклониться от работы и должны были произвести норму под угрозой уголовной ответственности), естественно, не вызывала восторга у населения. В народе росли протестные настроения. Тут и там возникали локальные восстания крестьян. Вдобавок ко всему неурожай 1920 года и отсутствие запасов продовольствия как у государства, так и у народа привели к продовольственному кризису. Крестьяне, возмущённые действиями продотрядов, не только отказывались сдавать хлеб, но и поднялись на вооружённую борьбу. Восстания охватили Тамбовщину, Украину, Дон, Кубань, Поволжье и Сибирь. Волнения перекинулись на армию.

Под давлением этих причин, а также ввиду неэффективности продразвёрстки, правительство разработало новую политику НЭП - Новая Экономическая Политика. В её рамках продразвёрстка заменялась продналогом (бремя снижалось в 2-2,5 раза), проводилась денежная реформа, в промышленности и сельском хозяйстве распространились товарно-денежные отношения. НЭП продолжался до 1928 года.

С 1928 года в стране вводится система пятилетнего планирования. Планировалось развитие всех отраслей промышленности до плановых показателей, которые корректировались каждые пять лет. Основной упор делался на индустриализацию страны. Начало индустриализации положил план ГОЭЛРО. Этот план предусматривал электрификацию страны - строительство гидроэлектростанций, опережающее развитие электроэнергетики, привязанное к планам развития территорий. Индустриализация предусматривала строительство 1500 промышленных сооружений: металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке и Челябинске, Новокузнецке, Норильске, а также Уралмаш, тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, Харькове, Уралвагонзавод, ГАЗ, ЗИС (современный ЗИЛ) и другие.

Однако средств на строительство у государства не хватало. Поэтому в конце 20-х годов был произведён постыдный отъём денежных накоплений, золота и драгоценностей у населения. Также государство не считало зазорным втихую распродавать из музеев культурные ценности страны, в первую очередь царские и церковные. На вырученные средства было построено множество заводов, например, ЧТЗ (челябинский тракторный) и других сооружений, например, ДнепроГЭС. Везде использовался рабский труд заключённых.

В 30-е, 40-е годы также активно проводилась политика коллективизации. Суть её состояла в создании сельскохозяйственных общин (колхозов). В колхозы загоняли народ насильно, искусственно создавая невыносимые условия одиночного хозяйствования. Так легче было контролировать занятость населения, выработку продукции и планирование.

Однако такая политика не привела к положительным результатам. В колхозах личная ответственность была подменена коллективной, а система учёта рабочего времени в форме трудодней уничтожила заинтересованность людей в результате. В промышленности положительного тоже было мало. Индустриализация велась преимущественно экстенсивными методами: экономический рост обеспечивался увеличением нормы валового накопления в основной капитал, нормы сбережений (за счет падения нормы потребления), уровня занятости и эксплуатации природных ресурсов.

Вторая мировая война отбросила страну далеко назад. Поэтому индустриализацию пришлось проводить заново. СССР отказался от помощи западных стран, менее пострадавших в войне, и США денежными займами. Наоборот СССР взвалил на себя бремя помощи странам, попавшим под наше управление в ходе раздела сфер влияния. В этих странах СССР насильно строил социалистическое общество. Естественно, страна после войны была сильно ограничена в средствах, а народ, потерявший всё в ходе войны, не мог дать требуемого. Но взять денег кроме как у народа страна нигде больше не могла. Поэтому население несколько раз было обмануто государством с помощью гособлигаций и денежных реформ.

В СССР была практически замкнутая система хозяйствования. Так как ресурсы любой системы ограничены и рано или поздно закончатся, то закончится и существование системы. Вливаний извне страна не получала, а внутренние источники иссякли. При командно-административной системе экономика не может развиваться. Цены в СССР назначались, исходя из социальной справедливости, а не из издержек производства. Большинство советских продуктов было неконкурентоспособно на внешних рынках. Основным их потребителем были советские люди. Но пятилетние планы предусматривали ежегодное увеличение выпуска всей номенклатуры продуктов без учёта спроса на неё. Склады предприятий были затарены невостребованными товарами. Возник кризис перепроизводства.

Управленческий аппарат командно-административной системы не способен эффективно регулировать свою численность и расходы на своё содержание. Расходы на госаппарат, партийный аппарат, взятки и коррупцию подтачивали экономику страны.

Но основой расходов в СССР была статья на вооружение и содержание армии. Военные расходы составляли до половины бюджета. Плюс к этому финансовая и военная помощь дружественным странам. К этому нас обязывала "холодная война" с Западом и гонка вооружений с США.

Неверные экономические решения, предпринимаемые руководством страны в последние годы существования, окончательно привели к развалу экономики. Последние гвозди в этот "гроб" забили горбачёвская демонополизация государства на производство алкоголя и энергетический кризис 1987 года. Хотя Горбачёв не отменял госмонополию, но он ввёл сухой закон, а демонополизация случилась по факту. Выросло производство самогона, а пополнение бюджета за счёт "пьяных денег" упало. И, наконец, нефтяной кризис 1987 года перекрыл подпитку бюджета извне. Без денежного наполнения неэффективная система управления долго просуществовать не могла. Страна стала активно кредитоваться на Западе, госдолг неимоверно вырос. В конце концов этот пузырь лопнул.

заключение

командный капитализм индийская экономическая система

В этой работе я рассмотрел вопросы, связанные с историей развития Индии, других стран ЮВА, а также проблемы экономики Советского Союза и современной России. Мне кажется, что все эти вопросы взаимосвязаны. С одной стороны, некоторые страны ЮВА копируют определённые черты Советского Союза, повторяют наши ошибки. С другой стороны, Россия, считая себя европейской страной, имеет много общих черт с экономическими отношениями в странах ЮВА. Вместе с тем, Россия старается быть непохожа ни на азиатские страны, ни на европейские, и найти какой-то свой путь развития.

Считаю, что темы мною раскрыты достаточно полно и цель работы достигнута.


.История экономики: Учебник /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. - М: ИНФРА-М, 2002. - 384 с. - (Серия «Высшее образование»).

2."Общество социалистического образца" и традиции Индии. Джавахарлал Неру [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа <http://www.istmira.com/istoriya-azii-i-afriki/531-obshhestvo-socialisticheskogo-obrazca-i-tradicii.html>, свободный.

.Общая теория экономических систем [Электронный ресурс]: статья / Вячеслав Антонов - Режим доступа: http://deadbeef.narod.ru/work/docs/eko/03.htm#01 <http://deadbeef.narod.ru/work/docs/eko/03.htm>, свободный.

.Подъём национально-освободительного движения [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: <http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st050.shtml>, свободный.

.Страны Азии и Африки в новейшее время (1918 - 1945 гг.): пособие / авт.-сост. А.Г. Устюгова. - Гродно : ГрГУ, 2006. - 262 с.

.Тревожная смена курса в России в сторону командного капитализма [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: <http://inosmi.ru/inrussia/20041115/214635.html>, свободный.

Похожие работы на - Сравнительный исследование экономических моделей и систем

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!