Определение допусков основных видов соединений и решение размерных цепей
Курсовая
работа
по
дисциплине: Машиностроение
«Определение
допусков основных видов соединений и решение размерных цепей»
Содержание
допуск
соединение размерная цепь
Задание №1. Расчет предельных
размеров элементов гладкого цилиндрического соединения и калибров
Задание №2. Определение допусков и
предельных размеров шпоночного соединения
Задание №3. Определение допусков и
предельных размеров шлицевого соединения
Задание №4. Выбор посадки подшипника
качения на вал и в корпус
Задание №5. Определение предельных
размеров деталей резьбового соединения
Задание №6. Расчет сборочных
размерных цепей
Задание №1. Расчет предельных
размеров элементов гладкого цилиндрического соединения и калибров
Цель работы
1. Усвоить основные понятия и термины, а
также научиться определять предельные размеры, зазоры (натяги) и допуски.
2. Приобрести навыки пользования
стандартами для определения предельных отклонений.
. Научиться правильно оформлять чертежи с
обозначением посадок, допусков и предельных отклонений.
. Освоить методику расчета предельных
калибров для контроля гладких цилиндрических соединений.
Расчет гладкого цилиндрического
соединения
Исходные данные:
Ø80 - посадка с зазором в системе вала.
Ø80 - переходная посадка в системе
вала.
Ø80 - посадка с натягом в системе вала.
Расчет для посадки с натягом Ø80 в системе
вала
По ГОСТ 25347-82 определим
предельные отклонения отверстия и вала:
ES=-0,037 (мм)
|
es=0(мм)
|
EI=-0,091 (мм)
|
ei=-0,035 (мм)
|
Расчет для посадки с зазором Ø80 в системе
вала
По ГОСТ 25347-82 определим
предельные отклонения отверстия и вала:
ES=+0,126 (мм)es=0(мм)
|
|
EI=0,072 (мм)
|
ei=-0,035 (мм)
|
Расчет для переходной посадки Ø80 в системе
вала
1. По ГОСТ 25347-82 определим предельные
отклонения отверстия и вала:
ES=+0,027 (мм)es=0(мм)
|
|
EI=-0,027 (мм)
|
ei=-0,035 (мм)
|
2. Вычислим предельные размеры отверстия и
вала:
Dmax=D+ES=80+0,027=80,027 (мм)=D+EI=80-0,027=79,973
(мм);=D+es=80
(мм);=D+ei=80-0,035=79,965
(мм).
3. Определим величину допуска отверстия и
вала:
TD=Dmax-Dmin=80,027-79,973=0,054
(мм);
Td= dmax-
dmin=80-79,965=0,035
(мм).
4. Найдем величину наибольшего предельного
зазора, натяга и допуска посадки:
Smax= Dmax-
dmin=80,027-79,965=0,062
(мм);
Nmax= dmax-
Dmin=80-79,973=0,027
(мм);
T(S,N)=|
Smax |+| Nmax
|=0,062+0,027=0,089 (мм).
5. Так как посадка переходная, то определим
вероятность получения зазоров и натягов в соединении, а также вероятные их
величины.
Для заданной посадки Ø80 зазор может
быть в пределах от 0 до 62 мкм, натяг - от 0 до 27 мкм. Допуск посадки
составляет 89 мкм.
Считаем, что рассеивание размеров
отверстия и вала, а также зазоров (натягов) подчиняется закону нормального
распределения, и допуск деталей равен полю рассеивания, т.е. T=6σ.
Учитывая принятые условия, получим:
(мкм); (мкм).
Среднее квадратическое отклонение
для распределения зазоров и натягов в посадке:
(мкм).
Dm=( Dmax+ Dmin)/2=(80,027+79,973)/2=80
(мм);
dm=( dmax+ dmin)/2=(80+79,965)/2=79,983
(мм);
При средних значениях размеров
отверстия Dm и вала dm получаем
зазор S:= Dm-
dm=80-79,983=0,017 (мм)=17
(мкм).
Вычислим вероятность того, что
значения зазора находятся в пределах от 0 до 17 мкм, т.е. найдем площадь,
ограниченную линией симметрии кривой Гаусса и ординатой, расположенной в 17 мкм
от линии симметрии.
Вероятность получения зазора
определим с помощью интегральной функции вероятности Ф(z) - функции
Лапласа, где z - предел
интегрирования,
Пользуясь таблицей значений
интегралов Ф(z), находим
Ф(z)=
Ф(2,27)=0,4394.
Вероятность получения зазоров в
соединении: 0,5+0,4394=0.,9394 или 93,94%.
Вероятность получения натягов:
1-0,9394=0,0606 или 6,06%.
Вероятный зазор равен: -17+3
=-17+3·11=16 мкм.
Вероятный натяг равен: -17-3=-17-3·11=-50
мкм.
6. Вычислим предельные и исполнительные
размеры гладких рабочих калибров для контроля годности отверстия D=80
мм и допуском Js8, а также
вала d=80 мм и допуском h7.
6.1. По ГОСТ 24853-81 определим числовые
значения величин, необходимых для расчета калибров:
a) для калибр-пробки H=6
мкм; Z=8 мкм; Y=8
мкм;
b) для калибр-скобы H1=6
мкм; Z1=5 мкм; Y1=4
мкм.
6.2. В соответствии с вышеприведенными
формулами определяем предельные размеры калибров:
a) калибр-пробка:
ПРmax=Dmin+Z+H/2=79,973+0,008+0,003=79,984
(мм);
ПРmin=Dmin+Z-H/2=79,973+0,008-0,003=79,978
(мм);
ПРИЗН=Dmin-Y=79,973-0,008=79,965
(мм);
НЕmax=Dmax+H/2=80,027+0,003=80,03
(мм);
НЕmin=Dmax-H/2=80,027-0,003=80,024
(мм).
b) калибр-скоба:
ПРmax=dmax-Z1+H1/2=80-0,005+0,003=79,998
(мм);
ПРmin=dmax-Z1-H1/2=80-0,005-0,003=79,992
(мм);
ПРИЗН
=dmax+Y1=80+0,004=80,004 (мм);
НЕmax=dmin+H1/2=79,965+0,003=79,968
(мм);
НЕmin=dmin-H1/2=79,965-0,003=79,962
(мм).
6.3. Определим исполнительные размеры
калибров:
a) калибр-пробка:
ПРИСП =79,984-0,006
(мм);
НЕИСП =80,03-0,006
(мм).
b) калибр-скоба:
ПРИСП =79,992+0,006 (мм); НЕИСП =79,962+0,006
(мм).
Задание №2. Определение допусков и
предельных размеров шпоночного соединения
Цель работы
В соответствии с заданным типом шпоночного
соединения определить допуски и предельные размеры всех элементов соединения, а
также представить схему расположения полей допусков по ширине шпонки и
сборочный чертеж шпоночного соединения.
Расчет шпоночного соединения
Шпонка призматическая, исполнение В, соединение
свободное. Диаметр вала - 30 мм, длина шпонки - 50 мм.
1. Определим номинальные размеры элементов
шпоночного соединения по ГОСТ 23360-78: b=8
мм; h=7 мм; t1=4,0
мм; t2=3,3 мм; (d-t1)=26
мм; (d+t2)=33,3
мм.
2. Определим допуски непосадочных размеров
по ГОСТ 23360-78:
- высота шпонки h=7h11=7-0,090
мм;
- глубина паза вала t1=4,0+0,2
мм;
- глубина паза втулки t2=3,3+0,2
мм;
- (d-t1)=26-0,2
мм;
- (d+t2)=33,3+0,2
мм;
- длина шпонки l=50h14=50-0,74
мм;
- длина паза вала под шпонку l1=50H15=50+1,2
мм.
3. Определим допуски на посадочные размеры
элементов шпоночного соединения по ширине шпонки b
по ГОСТ 23360-78:
- ширина шпонки 8h9=8-0,036
мм;
- ширина паза вала 8H9=8+0,036
мм;
- ширина паза втулки 8D10=6 мм.
Задание №3. Определение допусков и
предельных размеров шлицевого соединения
Цель работы
Для прямобочного шлицевого соединения с заданным
числом зубьев, номинальными размерами и характером соединения выбрать способ
центрирования.
Определить допуски и предельные размеры всех
элементов соединения. Построить схему расположения полей допусков, посадок и
представить чертеж шлицевого соединения.
Расчет прямобочного шлицевого
соединения
1. Исходные данные: неподвижное шлицевое
соединение с номинальными размерами 8•36•42.
2. По ГОСТ 1139-80 находим размер b=7мм,
d1=33,5мм. В данном
случае целесообразно выбрать центрирование по наружному диаметру D.
Посадки выбираем по ГОСТ 1139-80:
- для размера D - ;
- для размера b - ;
- для размера d (не
центрирующий диаметр) - .
Обозначение шлицевого соединения:
D - 6•28•34•7.
3. По ГОСТ 25347-82 определим предельные
отклонения диаметров:
- отверстие 42H7=42+0,025;
- отверстие 36H11=36+0,160;
- вал 42f7=42;
- ширина впадины втулки 7F8=7;
- ширина зуба вала 7f8=7.
Задание №4. Выбор посадки подшипника
качения на вал и в корпус
Цель работы
В соответствии с исходными данными выбрать
посадки для соединения внутреннего кольца подшипника с валом и наружного кольца
с корпусом. Представить схемы расположения полей допусков деталей соединения, а
также чертежи посадочных поверхностей вала, корпуса и сборочного узла.
Выбор посадки подшипника качения
1. Исходные данные:
- условное обозначение подшипника -
317;
- класс точности - 6;
- радиальная нагрузка Fr=2000
Н.
Внутреннее кольцо испытывает местное нагружение,
наружное кольцо - циркуляционное. Режим работы - перегрузка до 150%.
. По условному обозначению подшипника
качения определим его основные размеры (ГОСТ 8338-75):
- диаметр отверстия внутреннего кольца
d=85 мм;
- диаметр наружного кольца D=180
мм;
- ширина подшипника B=41
мм;
- радиус закругления фаски r=4
мм;
- рабочая ширина посадочного места b=B-2·r=41-2·4=33
мм.
. По ГОСТ 520-89 определим предельные
отклонения на изготовление колец подшипника:
- для d=85
(внутреннее кольцо) ES=0;
EI=-15 мкм;
- для D=180
(наружное кольцо) es=0;
ei=-20 мкм.
. Выбираем посадку циркуляционно нагруженного
внутреннего кольца подшипника по интенсивности радиальной нагрузки PR
на посадочную поверхность вала, которую рассчитываем по формуле:
,
где k1 - при
перегрузке до 150% k1=1;
k2 - вал
сплошной, k2=1;
k3 -
подшипник однорядный без осевой нагрузки на опору, k3=1.
Тогда
кН/м.
Такой интенсивности радиальной
нагрузки соответствует допуск вала jS6.
Для наружного кольца подшипника,
испытывающего циркуляционное нагружение, по ГОСТ 3325-55 назначаем допуск
посадочной поверхности отверстия в корпусе H6.
5. Определим предельные отклонения размеров
вала и отверстия корпуса по ГОСТ 25347-82:
- для вала Ø85
jS6 es=+0,011
мм; ei=-0,011 мм;
- для отверстия корпуса Ø180
H6 ES=+0,025
мм; EI=0.
. По ГОСТ 520-89 определим шероховатость
поверхности посадочных мест вала и отверстия корпуса. Для посадочной
поверхности вала и отверстия корпуса Ra
- не более 1,25 мкм, для торцов заплечиков валов и отверстий корпусов Ra
- не более 2,5 мкм.
. Вычислим допуски формы (овальность и
конусообразность) посадочных мест вала и отверстия корпуса.
Для посадочной поверхности вала:
,5Td=0,5·0,022=0,011
мм,
для посадочной поверхности отверстия корпуса:
,5TD=0,5·0,025=0,0125
мм.
. По ГОСТ 520-89 определим допускаемое
торцовое биение заплечиков вала и отверстия корпуса.
- для заплечиков вала Δ=0,012
мм;
- для заплечиков отверстия корпуса Δ=0,030
мм.
Задание №5. Определение предельных
размеров деталей резьбового соединения
Цель работы
1. Усвоить основные параметры метрической
резьбы и их обозначения на чертеже.
2. Приобрести навыки пользования
стандартами для определения предельных диаметров болта и гайки и правильно
производить их расчет.
. Научиться оформлять чертежи с
обозначением полей допусков и посадок резьбового соединения.
Расчет предельных размеров деталей
резьбового соединения
1. Задано резьбовое соединение M24•1
- 6H/6h.
По ГОСТ24705-81 определим номинальные размеры основных элементов резьбового соединения:
- наружный диаметр болта и гайки d=D=24
мм;
- средний диаметр болта и гайки d2=D2=23,35
мм;
- внутренний диаметр болта и гайки d1=D1=23,918
мм;
- шаг резьбы P=1
мм;
- угол профиля резьбы α=60°.
2. Определим предельные отклонения
диаметров болта и гайки резьбы по ГОСТ16093-81.
Предельные отклонения болта при допуске 6h:
- для d2
, d, d1
верхнее отклонение es=0;
- для d2
нижнее отклонение ei=-125
мкм;
- для d
нижнее отклонение ei=-180
мкм;
- для d1
нижнее отклонение не регламентируется.
Предельные отклонения гайки при допуске 6H:
- для D2,
D, D1
нижнее отклонение EI=0;
- для D2
верхнее отклонение ES=+170
мкм;
- для D
верхнее отклонение не регламентируется;
- для D1
верхнее отклонение ES=+236
мкм.
3. Вычислим предельные размеры болта и
гайки:
dmax= d + es = 48+0=24 мм;=
d + ei = 24-0,180=23,820 мм;max=
d2 + es = 23,35+0=23,35 мм;min=
d2 + ei = 23,35-0,125=23,225 мм;max= d1 + es = 23,918+0=23,918 мм;1 min -
стандартом не регламентируется;
Dmax - стандартом не
регламентируется;
Dmin= D + EI = 24+0=24 мм;max=
D2 + ES = 24,35+0,170=23,520 мм;min= D2 + EI = 23,35+0=23,35 мм;max=
D1 + ES = 23,918+0,236=24,154 мм;min= D1 + EI = 23,918+0=23,918
мм.
4. Определим величины зазоров в соединении:
- по наружному диаметру:
Smin= Dmin - dmax= 24-24=0;
- по среднему диаметру:
Smax= D2 max - d2 min=
23,520-23,225=0,295(мм)
= 295(мкм);=
D2 min - d2 max= 23,35-23,35=0.
Задание №6. Расчет сборочных
размерных цепей
Цель работы
Выполнить расчет заданной размерной цепи
способом допусков одного квалитета двумя методами - максимума-минимума и
теоретико-вероятностным.
Расчет сборочной размерной цепи
Вал редуктора установлен на подшипниках качения
6-217. Предельные отклонения на изготовление подшипников качения по ширине
принимаем по ГОСТ 520-89 в зависимости от диаметра внутреннего кольца, который
в данном случае равен d=85
мм.
Имеем верхнее отклонение по ширине
колец подшипника, равное 0, и нижнее отклонение, равное -200 мкм. Тогда при
заданной ширине В=28 мм подшипника 6-217 звенья А4 и А8 имеют размер А4= А8= мм.
Остальные составляющие звенья размерной цепи имеют следующие номинальные
значения: А1=270 мм; А2=5 мм; А3=25 мм; А5=20 мм; А6=60 мм; А7=102 мм; А9=6 мм;
А10=8мм.
Замыкающее звено А0 имеет предельные
отклонения: верхнее ES(А0)=+680 мкм; нижнее EI(А0)=+060
мкм.
Предварительно рассчитаем следующие
данные:
а) номинальный размер замыкающего звена:
где - сумма номинальных размеров
увеличивающих звеньев;
- сумма номинальных размеров
уменьшающих звеньев.
(мм);
б) допуск замыкающего звена:
(мкм);
в) среднее отклонение поля допуска
замыкающего звена:
(мкм);
г) допуск на ширину колец подшипников
качения:
(мкм);
д) среднее отклонение поля допуска 4-го и
8-го звеньев:
(мкм).
Расчет размерной цепи методом
максимума-минимума
Решение первой задачи:
1. Рассчитаем допуск составляющих звеньев
размерной цепи по способу допусков одного квалитета. Определим единицу допуска
составляющих звеньев с учетом их номинального размера.
Рассчитаем среднее число единиц допуска
составляющих звеньев цепи с учетом известных допусков ТА4 и ТА8:
,
где m - общее
число звеньев размерной цепи, m=11;
q - число
звеньев цепи с известными допусками по условию задачи (звенья 4 и 8), q=2;
ij - единица
допуска составляющих звеньев.
По найденному значению аm выберем
ближайший квалитет. Для всех звеньев цепи, кроме А1, примем 7-й квалитет. Для
А1 (наиболее сложное звено) примем 8-й квалитет. Так как аm не равно
значению а по ГОСТ 25346-89, то одно из звеньев цепи необходимо выбрать в
качестве корректирующего. В данном случае за корректирующее примем звено А3,
простое в изготовлении.
Назначим допуск составляющих звеньев
с учетом их номинального размера и принятого квалитета по ГОСТ 25346-89 и
занесем в таблицу 1.
Определим допуск корректирующего
звена из условия:
,
где ТА3 - допуск корректирующего
звена.
Отсюда
(мкм)
2.
Определим предельные отклонения составляющих звеньев цепи.
Принимаем предельные отклонения составляющих
звеньев равными допуску на изготовление. Знак предельных отклонений назначаем
для увеличивающих (охватывающих) размеров - как для основного отверстия (знак
«+»), а для уменьшающих (охватываемых) размеров - как для основного вала (знак
«-»).
3. Рассчитаем координату середины поля
допуска составляющих звеньев.
Для этого определим среднее отклонение полей
допусков составляющих звеньев, кроме корректирующего. Для любого составляющего
звена цепи имеем:
.
Определим среднее отклонение поля
допуска корректирующего звена А3 из выражения:
.
В итоге получим (мкм).
По найденной величине ЕС(А3) и
допуску ТА3 рассчитаем предельные отклонения корректирующего звена:
(мкм)
(мкм)
Таблица 1. Сведения о расчете
размерной цепи методом максимума-минимума (способ допусков одного квалитета)
Номер звена ,
ммХарактер
действия
на
Первая
задача (проектная)
|
|
|
КвалитетИсполнительный
размер, мм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мкм
|
|
1
|
270
|
Ув.
|
3,23
|
8
|
81
|
40,5
|
0
|
-81
|
-40,5
|
270-0,081
|
2
|
5
|
Ув.
|
0,73
|
7
|
12
|
6
|
0
|
-12
|
-6
|
5-0,012
|
3
|
25
|
Ум.
|
1,31
|
7
|
14
|
7
|
-180
|
-194
|
-187
|
25
|
4
|
28
|
Ум.
|
-
|
11-12
|
200
|
100
|
0
|
-200
|
-100
|
28-0,200
|
5
|
20
|
Ум.
|
1,31
|
7
|
21
|
10,5
|
0
|
-21
|
-10,5
|
20-0,021
|
6
|
60
|
Ум.
|
1,86
|
7
|
30
|
15
|
0
|
-30
|
-15
|
60-0,030
|
7
|
102
|
Ум.
|
2,17
|
7
|
35
|
17,5
|
0
|
-35
|
-17,5
|
102-0,035
|
8
|
28
|
Ум.
|
-
|
11-12
|
200
|
100
|
0
|
-200
|
-100
|
28-0,200
|
9
|
6
|
Ув.
|
0,73
|
12
|
6
|
0
|
-12
|
-6
|
6-0,012
|
10
|
8
|
Ум.
|
0,9
|
7
|
15
|
7,5
|
+15
|
0
|
7,5
|
8
|
Решение второй задачи:
Проверим замыкающее звено размерной цепи по
следующим параметрам:
а) соответствие допуска замыкающего звена
допускам составляющих звеньев:
(мкм);
б) соответствие среднему отклонению поля
допуска замыкающего звена:
(мкм)
в) предельные отклонения замыкающего звена:
(мкм);
(мкм);
Проверочный расчет размерной цепи
показывает, что проектная задача решена верно.
Расчет размерной цепи
теоретико-вероятностным методом
Решение первой задачи:
Считаем, что рассеивание отклонений
размеров подчиняется закону нормального распределения, а границы их вероятного
рассеивания совпадают с границами полей допусков.
1. Установим допуск составляющих звеньев.
Для этого определим квадрат единицы допуска i2
составляющих звеньев с учетом их номинального размера, а затем рассчитаем среднее
число единиц допуска составляющих звеньев с учетом известных допусков ТА4 и
ТА8:
;
.
Установим по найденному значению аm ближайший
квалитет. В данном случае для всех звеньев цепи примем 9-й квалитет.
Корректирующим будет 3-е звено размерной цепи.
Назначим по ГОСТ 25346-89 допуск
составляющих звеньев размерной цепи с учетом их номинального размера и
принятого квалитета.
Определим допуск корректирующего
звена, исходя из условия:
;
;
Отсюда ТА3=25 (мкм).
2. Определим предельные отклонения
составляющих звеньев, которые принимаем равными допуску для охватывающих
размеров, как для основного отверстия (со знаком «+»), а для охватываемых
размеров - как для основного вала (со знаком «-»).
3. Рассчитаем среднее отклонение полей
допусков составляющих звеньев, которое определим по формуле:
.
Среднее отклонение поля допуска
корректирующего звена определим из условия:
.
Отсюда ЕС(А3)=-150 (мкм).
При известных ЕС(А6) и ТА6
рассчитаем предельные отклонения корректирующего звена:
(мкм);
(мкм);
Таблица 2
Сведения о расчете размерной цепи
теоретико-вероятностным методом (способ допусков одного квалитета)
Номер звена ,
ммХарактер
действия
на
Первая
задача (проектная)
|
|
|
КвалитетИсполнительный
размер, мм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мкм
|
|
1
|
270
|
Ув.
|
10,41
|
9
|
130
|
65
|
0
|
-130
|
-65
|
270-0,130
|
2
|
5
|
Ув.
|
0,53
|
9
|
30
|
15
|
0
|
-30
|
-15
|
5-0,030
|
3
|
25
|
Ум.
|
1,72
|
9
|
25
|
12,5
|
-137,5
|
-162,5
|
-150
|
25
|
4
|
28
|
Ум.
|
-
|
10-11
|
200
|
100
|
0
|
-200
|
-100
|
28-0,200
|
5
|
20
|
Ум.
|
1,72
|
9
|
52
|
26
|
0
|
-52
|
-26
|
20-0,026
|
6
|
60
|
Ум.
|
3,46
|
9
|
74
|
37
|
0
|
-74
|
-37
|
60-0,074
|
7
|
102
|
Ум.
|
4,71
|
10-11
|
140
|
70
|
0
|
-140
|
-70
|
102-0,140
|
8
|
28
|
Ум.
|
-
|
10-11
|
200
|
100
|
0
|
-200
|
-100
|
28-0,200
|
9
|
6
|
Ув.
|
0,53
|
9
|
30
|
15
|
0
|
-30
|
-15
|
6-0,030
|
10
|
8
|
Ум.
|
0,81
|
9
|
36
|
18
|
+36
|
0
|
+18
|
8
|
Решение второй задачи:
Проверим правильность расчета составляющих
размеров по следующим параметрам замыкающего звена:
а) допуск замыкающего звена:
б) среднее отклонение поля допуска
замыкающего звена:
в) предельные отклонения замыкающего звена:
Список литературы
1. Анурьев В.И. Справочник
конструктора-машиностроителя. В 3-х т. - М.: Машиностроение, 1978. Т. 1-3.
2. Мочалов В.Д.
Взаимозаменяемость и технические измерения. Метрология, стандартизация и
сертификация: учебное пособие/ В.Д.Мочалов, А.А. Погонин, А.Г. Схиртладзе. -
Белгород: Изд-во БГТУ, 2006. - 204с.
. Мягков В.Д. Допуски и
посадки: справочник: в 2 ч/В.Д. Мягков, М.А. Палей. - Л.: Машиностроение,
1982-1983.