Формирование познавательной активности у учащихся специальных (коррекционных) начальных классов в процессе обучения математике

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    402,62 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование познавательной активности у учащихся специальных (коррекционных) начальных классов в процессе обучения математике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2


Гулакова Юлия ….

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Квалификационная работа

Специальность 050709 -

Преподавание в начальных классах

Курс IV, группа 4/4

Руководитель -

Мальцева Г. Г.,

кандидат педагогических наук, преподаватель





ЧЕЛЯБИНСК, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические аспекты формирования познавательной активности у младших школьников

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по исследованию формирования познавательной активности у учащихся специальных (коррекционных) начальных классов

.1 Задачи, этапы и методика проведения опытно-экспериментальной работы

.2 Содержание и организация работы по формированию познавательной активности младших школьников на уроках математики в специальных (коррекционных) классах

.3 Обработка и анализ статистических результатов опытно-экспериментальной работы

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе воспитания и становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего учебно-воспитательного процесса.

Вовлечение семьи в учебно-воспитательный процесс способствует разделению ответственности обеих сторон за результаты обучения и воспитания подрастающего поколения. Целью и семьи и школы является создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности усилий в развитии личности ребенка, мотиве его обучения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала.

В настоящий момент отношения между семьями и образовательными учреждениями обнаруживают проблемы, связанные с несовпадением взаимных ожиданий. Многие семьи не удовлетворены качеством школьного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищёнными, не формируют у детей способности к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны школа предъявляет серьёзные претензии к родителям детей с проблемами в обучении и поведении, как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимых условий для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.

В современном мире растёт понимание семьи как определяющей не только развитие личности ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Семья является главной и непосредственной составляющей из всех структур, влияющих на развитие, формирование и воспитание личности. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Ребёнок «впитывает» дух и быт родной семьи, все нравственные нормы, которые отражены в поведении окружающих.

Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие с родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. В свою очередь, семья должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ребёнка. И если содружество семьи и школы состоится, то обе стороны достигнут результата.

Актуальное значение приобретает взаимодействие семьи и школы в системе коррекционно-развивающего образования, главной целью которого является создание в условиях общеобразовательной школы среды, которая изначально исключила бы возможность негативного влияния на ребёнка, а учебную деятельность детей сделала бы деятельностью лечебной.

Реализация социальной функции коррекционно-развивающего образования диктует необходимость специального внимания к положению воспитания ребёнка в семье, к выстраиванию партнёрских отношений с нею в целях воспитания полноценного, социально адаптированного гражданина. Необходима помощь семье в преодолении тех недостатков в развитии детей, которые осложняют процесс их учения и социализации.

При этом помощь школы, как профессионально подготовленного субъекта воспитания, предполагает знание закономерностей жизнедеятельности семьи и связанных с ними особенностей воспитания детей.

Дидакты педагогики Ю.К. Бабанский, Н.К. Крупская, В.А. Сластёнин, К.Д. Ушинский определяют воспитание как целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Процесс взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся освещался в работах Ю.К. Бабанского, Т.В. Воликовой, И.В. Гребенникова, И.В. Лаптевой.

Изучением воспитания младших школьников с трудностями в обучении занимались учёные-педагоги Е.Р. Смирнова, В.В. Ткачева, А.А. Хилько, С.Г. Шевченко и другие, раскрывшие содержание и структуру данного понятия. Психологические аспекты проблемы освещались в работах Л.С. Выготского, А.А. Любленской, И.Ф.Марковской, М.Н.Фишман и других.

Исследования проблем семей, воспитывающих ребёнка с трудностями в обучении (Я.В. Крючева, С.Г. Шевченко и др.), указывают на необходимость разработки специальных мер, направленных на оказание помощи родителям, а в рамках коррекции предлагается консультирование их специалистами различных профилей.

Е.А Екжанова, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко исследовали вопросы, связанные с коррекционно-развивающим обучением и воспитанием детей с трудностями в обучении.

Формы и содержание работы с родителями, предложенные Т.Н. Волковской, ориентированы на их сотрудничество с коррекционными классами.

Разработкой путей создания системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка с трудностями в обучении, занимались современные учёные В.В.Ткачёва и Н.Г. Королевская.

Т.А. Власова, B.C. Лубовский, Г.Е. Сухарева и другие изучили причины задержки психического развития, раскрыли особенности познавательной и эмоциональной сфер личности учащихся с задержкой психического развития, определили их типы.

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, изучения опыта работы учителей начальной школы была определена и сформирована проблема исследования, которая заключается в выявлении эффективных форм организации взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении.

Коррекция недостатков развития детей предполагает объединение усилий семьи и школы. Учителя и родители являются партнёрами в воспитании учащихся. В своём союзе они руководствуются общей программой развития детей, опираясь при этом на сильные стороны семейного и школьного воспитания. Отношение партнёрства предполагает равенство сторон, взаимные доброжелательность и уважение. Совместная деятельность школы и семьи направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира.

Актуальность выявленной проблемы определили выбор темы: «Психолого-педагогические условия развития теоретического мышления младших школьников в процессе обучения математике».

Цель исследования - выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия наиболее эффективного развития теоретического мышления младших школьников на уроках математики.

Объект исследования - процесс обучения математике младших школьников.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия теоретического мышления младших школьников в процессе обучения математике.

Гипотеза исследования: развитие теоретического мышления младших школьников в процессе обучения математике будет наиболее эффективным, если создать необходимые психолого-педагогические условия:

- учтены социопсихологический аспект современной семьи и психолого-педагогическая характеристика детей с трудностями в обучении;

- использованы формы взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении.

Задачи исследования:

1.      Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

.        Изучить психологические особенности теоретического мышления младших школьников.

3.      Определить психолого-педагогические условия развития теоретического мышления младших школьников на уроках математики.

4.      Подобрать упражнения для коррекции мыслительной деятельности и провести коррекцию мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике.

5. Проверить в ходе опытно-экспериментальной работы эффективность психолого-педагогических условий развития теоретического мышления младших школьников на уроках математики.

С целью доказательства состоятельности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:

.        Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

.        Анкетирование.

.        Наблюдение.

.        Эвристическая беседа.

.        Диагностические методики.

.        Эксперимент.

.        Методы математической статистики.

.        Графическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы.

Практическая значимость квалификационной работы заключается в следующем:

разработан комплекс упражнений для диагностики мыслительной деятельности младших школьников;

подготовлены коррекционные упражнения, используемые на уроках математики в начальных классах;

выявлены уровни теоретического мышления учащихся в __ (экспериментальном) и в ___ (контрольном) классах МОУ СОШ №___ г. Челябинска;

разработаны методические рекомендации, необходимых для организации учителями начальных классов диагностических исследований по обозначенной проблеме

Структура квалификационной работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложения.

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - ВАЖНЕЙШАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении мы отмечаем следующее:

.        В обществе всегда присутствовало понимание того, что семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт, так как он не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей ребёнка.

.        Учителя и родители - партнёры в воспитании младших школьников с трудностями в обучении. В своём союзе они руководствуются общей программой воспитания детей, опираясь при этом на сильные стороны семейного и школьного воспитания. Отношения партнёрства предполагают равенство сторон, взаимные доброжелательность и уважение.

.        Выделяют четыре направления, по которым можно организовать взаимодействие семьи и школы: 1) Первое направление - формирование активной педагогической позиции родителей. 2) Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. 3) Взаимодействие социальной службы с семьями. 4) Четвёртое направление - вовлечение родителей в органы школьного самоуправления.

.        К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Дети указанной категории имеют негрубые (слабо выраженные) отклонения в функционировании центральной нервной системы, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка.

.        В практической работе с родителями, имеющих младших школьников с трудностями в обучении, учителями начальных классов используются как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия. Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между семьёй и школой, повысить эффективность процесса воспитания ребёнка с трудностями в обучении в семье и школе.

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Опытно-экспериментальная работа выполняет в педагогическом исследовании ряд функций. В ней аккумулируется фактический материал, изучение которого подводит к выделению эмпирических закономерностей, позволяет сформулировать научные предположения, которые затем обосновываются или опровергаются как с использованием методов теоретического исследования, так и в дальнейшей опытно-экспериментальной работе.

Кроме того, научные предположения (научная гипотеза), выведенные теоретически в педагогической науке, требуют испытания практикой. С этой целью проводится опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверяются, уточняются, корректируются положения выдвинутой гипотезы. Опытно-экспериментальная работа позволяет исследователю сформулировать окончательные выводы об истинности или ошибочности выдвинутой гипотезы. Опытно-экспериментальная работа способствует также поиску инноваций в образовательном процессе, их реализации в практике школьной жизни.

Перечисленные функции воплощены в нашем исследовании, что и определило цели, задачи, структуру, методы нашей опытно-экспериментальной работы.

.1 Особенности и уровни сформированности мышления младших школьников

В первой главе нами были рассмотрены теоретические аспекты взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении, уточнено значение ключевых понятий: семья, структура семьи, модели, дети с задержкой психического развития, направления и формы, по которым можно организовать взаимодействие семьи и школы.

Данные теоретические положения не являются исчерпывающими для реализации цели нашего исследования, так как необходимо их практическое подтверждение в условиях опытно-экспериментальной работы. Поэтому, исходя из цели и гипотезы исследования, мы рассмотрим в этом параграфе, каким образом использование форм взаимодействия семьи и школы отразится на эффективности и успешности процесса воспитания детей с трудностями в обучении.

С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе анализа психолого-педагогической литературы и подтверждения состоятельности выдвинутой гипотезы, нами было организована и проведена опытно-экспериментальная работа.

Задачи опытно-экспериментального исследования:

) определить условия проведения опытно-экспериментальной работы, выявить и теоретически обосновать критерии эффективности использования форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении;

) определить и апробировать методики для отслеживания результатов по выбранным критериям;

) экспериментально проверить эффективность использования форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении, обобщить полученные результаты, сделать выводы.

Целью нашей опытно-экспериментальной работы является экспериментальная проверка эффективности использования обозначенных в первой главе нашей квалификационной работы форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитании младших школьников с трудностями в обучении.

На основе выдвинутой нами гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 39 города Челябинска. Для этого были отобраны экспериментальная группа (ЭГ) из учащихся 3 «Б» класса и контрольная группа (КГ) из учащихся 3 «В» класса. Экспериментальный (ЭГ) и контрольный (КГ) классы одинаковы по составу. Возраст у детей экспериментального и контрольного классов примерно одинаков: 9-10 лет.

Перед началом проведения опытно-экспериментальной работы нами были проанализированы существующие формы взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении, определены дидактические требования к проведению эксперимента и математический аппарат для обработки результатов.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:

.        Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы (октябрь 2010 г.).

2.      Формирующий этап опытно-экспериментальной работы (январь-март 2011 г.).

3.      Итоговый этап опытно-экспериментальной работы (март-май 2011 г.).

Рассмотрев с теоретических и методических позиций вопрос об эффективных формах взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания детей с трудностями в обучении, мы считаем необходимым остановиться на проведении опытно-экспериментальной работы, на осмыслении полученных результатов и целесообразности учёта этих результатов в практике воспитания.

На констатирующем этапе мы разработали и провели анкетирование, которое позволяет судить об отношении родителей семей, воспитывающих младших школьников с трудностями в обучении, к необходимости установления и развития тесного взаимодействия со школой в вопросах воспитания их детей.

Для выявления семейных отношений взаимодействия родителей с ребёнком, мы использовали диагностическую методику, цель которой - определить уровни установленных взаимоотношений между детьми с трудностями в обучении и их родителями.

Порядок проведения. Родитель школьника, испытывающего трудности в обучении должен выбрать ответы на вопросы следующей анкеты:

Вопросы родителям

Варианты ответа

Баллы

1

Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимоотношение с детьми?

1)да 2) иногда, отчасти 3) нет

2 1 0

2

Говорят ли с вами дети «по душам», советуются с вами «по личным делам»?

1)да 2) иногда, отчасти 3) нет

2 1 0

3

Интересуются ли они Вашей работой?

1)да 2) иногда, отчасти 3) нет

2 1 0

4

Знаете ли Вы друзей Ваших детей?

1)да 2) иногда, отчасти 3) нет

2 1 0

5

Бывают ли они у Вас дома?

1)да 2) иногда, отчасти 3) нет

2 1 0

6

Участвуют ли дети вместе с Вами в хозяйственных делах?

1)да 2) иногда, отчасти 3) нет

2 1 0

7

Проверяете ли Вы, как они учат уроки?

1)да 2) иногда, отчасти 3) нет

2 1 0

8

Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

1)да 2) иногда, отчасти 3) нет

2 1 0

9

Предпочитают ли дети, чтобы Вы были с ними во время «детских праздников», или хотят проводить их без взрослых?

1)да 2) иногда, отчасти 3) нет

2 1 0

10

Обсуждаете ли с детьми прочитанные книги?

1)да 2) иногда, отчасти 3) нет

2 1 0

11

А телевизионные передачи и фильмы?

1)да 2) иногда, отчасти 3) нет

2 1 0

12

Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

1)да 2) иногда, отчасти 3) нет

2 1 0

13

Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

1)да 2) иногда, отчасти 3) нет

2 1 0

14

Проводите ли Вы с детьми вместе отпуск или нет?

1)да 2) иногда, отчасти 3) нет

2 1 0


Анализ суммарных показателей представленного количества вопросов анкеты позволил нам сконструировать шкалу определения уровней установленных взаимоотношений между детьми с трудностями в обучении и их родителями, представленную в таблице 1.

Таблица 1

Шкала определения уровней установленных взаимоотношений между детьми с трудностями в обучении и их родителями

Уровни

Критерии

Низкий

Менее 10 баллов - контакты с детьми явно недостаточны

Средний

От 10 до 20 баллов - отношения можно считать удовлетворительными, но недостаточно многосторонними

Высокий

Более 20 баллов - отношения с детьми в основном можно считать благополучными







Результаты анкетирования обработаны и представлены в таблице 2

Таблица 2

Уровни установленных взаимоотношений между родителями и их детьми экспериментальной и контрольной групп

Группа

Кол-во чело- век

Уровни установленных взаимоотношений между родителями и их детьми



низкий

средний

высокий



Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

ЭГ

16

5

31,25

8

50,0

3

18,75

КГ

16

6

37,5

8

50,0

2

12,5


Пользуясь данными таблицы 3, мы видим, что уровень взаимодействия родителей с ребёнком в семье у учащихся ЭГ и КГ приблизительно одинаков. Это наглядно проиллюстрировано в диаграмме 1.

 

Диаграмма 1. Данные уровней взаимодействия родителей с ребёнком в семье у учащихся ЭГ и КГ

Эти данные свидетельствуют о том, что сформированные нами группы предоставляют возможность для сравнения результатов, так как уровень взаимодействия родителей с ребенком в семье в каждой из них приблизительно одинаков.

Для оценки воспитательного потенциала родителей, воспитывающих детей, испытывающих затруднения в обучении, было проведено второе анкетирование, текст которой представлен в таблице 3.

Таблица 3

«Правильно ли Вы воспитываете своего ребёнка?»

Вопросы родителям

Варианты ответа

Баллы

1

Одинаковые ли у Вас с мужем (или женой) взгляды на воспитание детей?

1)да 2) иногда 3) нет

2 1 0

2

Считаете ли Вы, что терпение, настойчивость и последовательность - главные принципы в воспитании ребёнка?

1)да 2) иногда 3) нет

2 1 0

3

Часто ли Вы обращаетесь к ребёнку в форме просьбы, а не приказа?

1)да 2) иногда 3) нет

2 1 0

4

Вы заняты чем-то важным по дому или работе - ребёнок неожиданно предлагает Вам свою помощь. Примите ли Вы её охотно и без колебаний, хотя допускаете, что это сильно усложнит или задержит по времени Вашу работу?

1)да 2) иногда 3) нет

2 1 0

5

Считаете ли Вы, что внешняя среда влияет на воспитание и характер ребёнка не меньше, чем родители?

1)да 2) иногда 3) нет

2 1 0

6

Испытываете ли Вы чувство вины, когда отмахиваетесь от ребёнка фразами типа: «Оставь меня в покое», «Я слишком устала», «Я занят», «Не отвлекай меня».

1)да 2) иногда 3) нет

2 1 0

Интересны ли Вам книги, телепередачи и радиопередачи, публикации в газетах, журналах на тему воспитания детей?

1)да 2) иногда 3) нет

2 1 0

8

Считаете ли Вы, что если возникли проблемы в воспитании ребёнка, то нужно обратиться к детскому психологу?

1)да 2) иногда 3) нет

2 1 0


Анализ суммарных показателей представленного количества вопросов анкеты позволил нам сконструировать шкалу определения уровней оценки воспитательного потенциала по воспитанию в семье детей, испытывающих затруднения в обучении, которая представлена в таблице 4.

Таблица 4

Шкала определения уровней оценки воспитательного потенциала по воспитанию в семье детей, испытывающих затруднения в обучении

Уровни

Критерии

Низкий

Менее 6 баллов - у Вас недостаточные представления о воспитании: необходимо срочно браться за книги и восполнять серьёзные пробелы в Ваших познаниях о психологии ребёнка и о том, как с ним общаться

Средний

От 7 до 14 баллов - Вы все делаете правильно, но времени ребёнку уделяете явно недостаточно. Постарайтесь начать хотя бы с того, чтобы полностью посвятить детям выходные, а в течение недели как бы Вы ни уставали после рабочего дня, хотя бы полчаса провести с ребёнком. Ему не столь важна продолжительность общения с Вами, сколько интенсивность

Высокий

От 15 баллов и выше - Вы прекрасные родители и Ваши дети получают в достаточной мере и внимания, и необходимого контроля. Но не останавливайтесь на достигнутом - пределов совершенству нет, особенно в таком не простом деле, как воспитание детей

 










Результаты анкетирования обработаны и представлены в таблице 5

Таблица 5

Уровни оценки воспитательного потенциала в семье детей, испытывающих затруднения в обучении

Группа

Кол-во чело- век

Уровни оценки воспитательного потенциала в семье детей, испытывающих затруднения в обучении



низкий

средний

высокий



Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

ЭГ

16

5

31,25

9

56,25

2

12,5

КГ

16

4

25,0

9

56,25

3

18,75


Пользуясь этими данными, мы видим, что уровень оценки воспитательного потенциала в семье детей, испытывающих затруднения в обучении у учащихся ЭГ и КГ приблизительно одинаков. Это наглядно проиллюстрировано в диаграмме 2.

 

Диаграмма 2. Данные уровней оценки воспитательного потенциала в семье детей, испытывающих затруднения в обучении у учащихся ЭГ и КГ

Эти данные свидетельствуют о том, что сформированные нами группы предоставляют возможность для сравнения результатов, так как уровень оценки воспитательного потенциала в семье детей, испытывающих затруднения в обучении у учащихся приблизительно одинаков.

Для диагностики внутрисемейных отношений родителей и учащихся экспериментальной и контрольной групп мы использовали методику «Рисунок семьи». Считается, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминаются В. Хьюлс, А.И. Захаров, Н. Корман, Р. Борис, С. Кауфман и др.

Цель методики - выявить особенности восприятия ребёнком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.

Инструкция для проведения диагностики внутрисемейных отношений: «Нарисуй свою семью так, чтобы все члены семьи были заняты обычным делом». После выполнения задания детям индивидуально задаются вопросы, для того, чтобы получить уточняющую информацию.

1.Кто тут нарисован?

2.Где все находятся?

3.Что они делают?

4 . Кто самый счастливый? Почему?

. Кто самый несчастный? Почему?

Анализ рисунка по содержанию.

. Изображены все члены семьи. Такие рисунки свидетельствуют о том, что ребёнок растёт в нормальной гармоничной семье.

. Состав семьи уменьшен по сравнению с реальностью. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех её членов, которые для них эмоционально менее привлекательны или с которыми сложились конфликтные отношения. Часто отсутствуют братья и сестры, что свидетельствует о внутренней конкуренции. Ребёнок таким образом «монополизирует» недостающие любовь и внимание родителей. Иногда в рисунок включают изображения птиц, зверушек. Учитель уточняет: кто это? или кого напоминает? Часто дети называют имена братьев и сестер. В этом символическом изображении могут проявляться отрицательное отношение, ревность к другому члену семьи.

Большой интерес вызывают те рисунки, в которых ребёнок не изображает себя или вместо семьи рисует только себя.

Если вместо семьи ребёнок рисует только одного себя, большой величины, с большим количеством деталей одежды, можно говорить об определенной эгоцентрической установке автора рисунка. Отсутствие в рисунке самого ребёнка обычно свидетельствует о переживании им чувства отверженности, неприятия. Те же причины заставляют детей рисовать себя схематично, маленьких размеров.

Расположение членов семьи также несёт определённую информацию. По рисунку, где все члены семьи соединены руками или выполняют общую работу, можно сделать вывод о сплочённости, благополучии семейных отношений. Учителю необходимо обратить внимание на те рисунки, где часть семьи расположена одной группой, а одно или несколько лиц отдельно. Если обособлен сам ребёнок, можно думать о его отчуждённости, невключённости в семью. Информативным в рисунке также служит расстояние между членами семьи. Ребёнок помещает себя рядом с более близким ему человеком. Более неприятный ребенку член семьи изображается, как правило, на расстоянии.

Следует также обратить внимание на особенности нарисованных фигур:

) количество деталей тела. Хорошо прорисованная фигура свидетельствует о тёплых, эмоционально благоприятных отношениях. Если член семьи нарисован схематично, с пропуском существенных частей фигуры (рук, ног, головы), можно предполагать негативное отношение к этому члену семьи, агрессивные тенденции;

) величина фигур. Она может отражать реальные отношения между членами семьи. Большая фигура матери или бабушки может отражать доминирование в семейном сообществе. Если ребенок рисует себя, увеличивая свой размер относительно взрослых, можно думать об эгоцентрических тенденциях в формировании личности. Явное занижение своих размеров свидетельствует о переживании чувства своей незначительности, ненужности или потребности в дополнительной опеке, признании. Большие фигуры на всё пространство листа рисуют в большинстве случаев эмоционально уверенные в себе, склонные к верховодству дети. Очень маленькие фигурки, расположенные группкой, могут объясняться тревожностью, чувствами беспокойства, опасности;

) рисование отдельных частей тела. Если член семьи нарисован с удлинёнными руками, это символизирует агрессию, иногда рукоприкладство. Иногда ребенок рисует себя без рук. Это может быть связано с чувством бессилия, протестом против сверх опеки.

Обращают на себя внимание те рисунки, где дети не прорисовывают лица (отсутствуют глаза, рот, нос). Такие безликие рисунки свидетельствуют о нарушении в сфере общения, об отгороженности от членов семьи. Иногда лица штрихуются; такой рисунок может отражать конфликтные отношения, враждебность к данному лицу. Прорисовка открытого рта, зубов - показатель оральной агрессии. Учителю необходимо наблюдать процесс рисования. Как правило, дети, получив задание нарисовать семью, начинают рисунок с изображения людей. Но некоторые дети большее время уделяют рисованию фона - квартиры, природы. Иногда этим и ограничивается рисунок. Можно считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитой, при помощи которой ребёнок отодвигает от себя неприятное действие.

На основании особенностей изображения можно определить:

. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребёнок. Примитивность изображения или чёткость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность - те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки.

. Особенности состояния ребёнка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребёнка, степени напряжённости, скованности и т. п., тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряжённости и утомления.

. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребёнка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).

При интерпретации результатов авторы обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле (авторы считают, что это указывает на функционирование определённых защитных механизмов, - чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворённость существующей ситуацией).

Результаты проведённых анкет и методики «Рисунка семьи» позволяет нам для подтверждения гипотезы провести формирующий этап, где мы будем использовать раскрытые в параграфе 1.4 формы взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями обучении.

2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы. Коррекция мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики

На основе выдвинутой нами гипотезы с учётом результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы был разработан и проведён формирующий этап.

Цель формирующего этапа опытно-экспериментальной работы: организация экспериментального обучения, апробация выделенных форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания детей с трудностями в обучении.

В данном параграфе нами представлены формы взаимодействия семьи и школы, которые, на наш взгляд, будут эффективно влиять на процесс воспитания детей с трудностями в обучении. В ходе проведение формирующего этапа опытно-экспериментальной работы мы использовали следующие формы организации воспитательных мероприятий: родительское собрание, родительский лекторий, совместное спортивное мероприятие и внеклассное мероприятие.

В ходе формирующего эксперимента нами было проведено тематическое родительское собрание «Особенности семейного воспитания», на котором было использовано мультимедийное сопровождение.

Цель собрания: просвещение родителей в вопросах семейного воспитания детей с трудностями в обучении, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребёнка.

На родительском собрании были рассмотрены вопросы об особенностях воспитания детей с трудностями в обучении в их семьях; представлена информация для родителей, воспитывающих детей с трудностями в обучении, о типах воспитания, негативно влияющих на психику ребёнка; предложены пути организации внутрисемейных взаимоотношений, направленных на эффективность воспитания в семье младших школьников с трудностями в обучении.

Целью организованного и проведённого нами родительского лектория на тему «Условия успешного семейного воспитания младшего школьника» явилось просвещение родителей в вопросах успешности семейного воспитания младших школьников с трудностями в обучении, повышение их психолого-педагогической компетенции.

На родительском лектории были рассмотрены вопросы об успешности семейного воспитания младших школьников с трудностями в обучении; показана родителям важность и значимость семьи для младшего школьника с трудностями в обучении; родители были познакомлены с основными принципами воспитания в семье, ими было определено, какой принцип воспитания реализуется в их семье; была просмотрена и проанализирована детская методика «Рисунок семьи», направленная на выявление особенностей внутрисемейных отношений, благодаря которой родители задумались о внутрисемейных отношениях в своей семье; предложены условия для условия успешного семейного воспитания младшего школьника.

Целью внеклассного мероприятия «Моя семья - мои родные» было создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование семейных ценностей, развитие и реализации разносторонних способностей и интересов детей с трудностями в обучении в различных видах деятельности. На внеклассном мероприятии присутствовали родители, дедушки и бабушки младших школьников с трудностями в обучении. Класс был празднично украшен плакатами, которые дети сами изготовили, детскими рисунками на тему «Мои родные», плакатами с семейными фотографии, воздушными шарами. Родители и дети выучили частушки, которые на нашем мероприятии и спели. Мы попытались создать условия для взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении. В приложении 2 представлен текст внеклассного мероприятия.

Ниже представлен фрагмент спортивного праздника «Папа, мама, я - спортивная семья». Цели спортивного мероприятия заключались в следующем:

·        содействовать формированию классного коллектива, сплочению сообщества детей и родителей, укреплению взаимоотношений в семье;

·        вырабатывать стремление к здоровому образу жизни;

·        обеспечить оптимальный двигательный режим детей и взрослых в течение праздника;

·        предоставить детям возможность применять двигательные навыки и умения, приобретенные на физкультурных занятиях;

·        воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.

Подготовка:

1.      Из класса выбирается три команды по три человека (папа, мамаи их ребёнок).

2.      Каждая команда готовит домашнее задание:

а) название команды;

б) эмблема (большая для жюри и маленькая для участников);

в) девиз и приветствие.

Место проведения: спортивный зал МОУ СОШ №39

Ход праздника

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы сегодня пригласили вас на праздник «Папа, мама, я - спортивная семья!». Предлагаем захватить с собой терпение болельщика, умение соблюдать тишину, не мешая ведущим. Мы будем надеяться, что ваше присутствие в зале будет поддержкой для соревнующихся. Приветствуем наши команды!

(Команды под музыку спортивного марша входят в зал. Гости встречают их аплодисментами).

Чтец №1: Во Славу Российского спорта,

Да здравствуют старты надежд,

Ведущие к новым рекордам!

Чтец №2: И пусть мальчишки и девчонки,

Вся озорная детвора,

«Добро пожаловать игра!»

Чтец №3: Познаем мы на празднике все формулы побед.

Это стойкость и отвага, сила рук и зоркость глаз.

Это честь родного флага, окрыляющего нас!

Ведущий: Право поднять флаг соревнований предоставим нашим капитанам (под Гимн России).

Разрешите представить жюри соревнований:

1.      Главный судья - Адищева Марина Евгеньевна.

2.      Члены жюри: Фоминых Галина Евгеньевна, Булатова Ольга Николаевна, Кузнецова Елена Витальевна.

Ведущий: Предоставляем слово Марине Евгеньевне, чтобы она зачитала клятву судей:

«Обязуемся судить справедливо и честно,

Строго, соблюдая правила спортивных игр,

Не нарушая святых законов спортивной борьбы»

Все вместе: «Клянёмся, клянёмся, клянёмся!»

Ведущий: Давайте поближе познакомимся с нашими командами!

команда - «Ну, погоди!»;

команда - «Мячики»;

команда - «Крепыши».

Ведущий: участники тоже зачитают клятву:

(Один родитель из каждой команды зачитывают клятву команд).

«Клянёмся соблюдать правила спортивной борьбы,

Уважать в борьбе соперника, себя, судью, болельщика»

Все вместе: «Клянёмся, клянёмся, клянёмся!»

Чтец №1: Мы приветствуем команды ваши.

Захватите с собой строгость и смелость,

В игре покажите умелость!

Желаем вам защищать свою славу и честь,

И уметь эту славу сберечь!

Чтец №2: Только помните наш наказ:

Соблюдайте правило строго

Чтобы жюри не смогло у вас

Снять много штрафных очков.

Чтец №3: Желаем от души,

Чтоб результаты ваши были хороши!

Чтоб не знали сегодня усталости

И доставили всем много радости!

Ведущий: Внимание! Команды готовы! И им сейчас даем мы слово!

(Команды начинают свое самопредставление)

Ведущий: объявляется 1 конкурс: «Наша эмблема».

Капитаны команд предоставьте свои эмблемы на суд жюри.

(Капитаны приносят эмблемы к столу жюри)

Ведущий: объявляется 2 конкурс: «Приветствие».

Команда «Ну, погоди!»

а) Рапорт (сдает капитан команды, сделав шаг вперед)

Равняйсь! Смирно! Команда «Ну, Погоди!» к соревнованиям «Папа, мама, я - спортивная семья!» готова!

б) Наш девиз: «Пусть трудности будут у нас впереди, мы трудностям скажем: «Ну, погоди!»

в) Наше приветствие: «Внимание, на старт!

Кто в спортивных делах побеждает,

Тот всегда и везде,

И в суровой борьбе победит!»

Капитан команды: Петр Николаевич Иванов.

Команда «Мячики»

а) Рапорт (сдает капитан команды, сделав шаг вперед)

Равняйсь! Смирно! Команда «Мячики!» к соревнованиям «Папа, мама, я - спортивная семья!» готова!

б) Наш девиз: «Я веселый, звонкий мяч,

И сюда примчался вскачь,

Жёлтый, красный, голубой,

Не угонитесь за мной!»

в) Наше приветствие: «Вот и настало счастливое время,

Всюду скакалки, скамейки, мячи,

Вместе со всеми в спортивной колонне

Сегодня и папы и мамы и мы!»

Капитан команды: Кирилл Павлович Козлов.

Команда «Крепыши»

а) Рапорт (сдает капитан команды, сделав шаг вперед)

Равняйсь! Смирно! Команда «Крепыши» к соревнованиям «Папа, мама, я - спортивная семья!» готова!

б) Наш девиз: «Спорт, ребята, очень нужен,

Мы со спортом крепко дружим!»

в) Наше приветствие: «Спорт - Помощник!

Спорт - Здоровье!

Спорт - Игра!

«Крепышам» - Физкульт-ура!»

Капитан команды: Павел Максимович Орлов.

Ведущий: следующий 3 конкурс называется «Сильные, умелые, ловкие и смелые!»

а) папы - ведение баскетбольного мяча;

б) мамы - ведение воздушного шарика ракеткой от бадминтона;

в) дети - бег на четвереньках, ведя мяч головой.

Ведущий: продолжаем наше соревнование и объявляем следующий 6 конкурс «Не мимо, а в корзину!»

Метание мячей в корзину за 2 минуты выполняют папы и ребёнок по очереди. А мамы эту корзину будут держать.

Учитывается количество попаданий.

Ведущий: следующий конкурс «Вместе весело шагать!»

Бег в обруче: сначала пробегает капитан команды, возвращается и берет с собой маму, пробегают вдвоём, потом возвращаются за папой и пробегают втроём.

Ведущий: самое приятное - это награждение команд:

Отдохнули мы на славу,

Победили вы по праву.

Похвал достойны и награды,

И мы призы вручить вам рады!

Ведущий: Право опустить флаг соревнований предоставляется нашим победителям праздника!

Ведущий: Уважаемые родители, ребята, друзья! Вот и закончились наши состязания.

Ведущий: В мире нет рецептов лучше:

Будь со спортом неразлучен.

Проживёшь ты до 100 лет!

Вот тебе и весь секрет!

Ведущий: А сейчас под аплодисменты, давайте, проводим наших участников!

(Команды совершают круг почёта под спортивный марш и уходят из спортивного зала).

При обсуждении проведённого спортивного мероприятия на родительском комитете класса было отмечено, что и ученики, и их родители с интересом участвовали в данном мероприятии. Родители и их дети были на равноправными участниками в борьбе за победу в соревновании. Так же было отмечено, что такие мероприятия содействует формированию классного коллектива, сплочению и укреплению взаимоотношений в семье.

Таким образом, уже на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы наметилась позитивная тенденция в защиту выдвинутой нами гипотезы о том, что процесс взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников с трудностями в обучении будет более успешным.

Однако для подтверждения достоверности гипотезы мы встали перед необходимостью проведения итогового этапа опытно-экспериментальной работы.

2.3 Сравнительный анализ особенностей и уровней мышления младших школьников в результате эксперимента

Для оценки эффективности содержания опытно-экспериментальной работы по диагностике форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении необходимо было изучить, проанализировать и оценить результаты проведённой опытно-экспериментальной работы в динамике.

После формирующего этапа опытно-экспериментальной работы для получения достоверных результатов, достигнутых в ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, нами были проведены методики определения уровня установленных взаимоотношений между детьми с трудностями в обучении и их родителями (таблица 2), уровня оценки воспитательного потенциала в семье детей, испытывающих затруднения в обучении (таблица 5), «Рисунок семьи» для выявления особенностей восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.

Методика определения уровня установленных взаимоотношений между детьми с трудностями в обучении и их родителями. На контрольном этапе мы повторно провели анкетирование родителей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе.

Методика определения уровня оценки воспитательного потенциала в семье детей, испытывающих затруднения в обучении. На контрольном этапе мы повторно провели анкетирование родителей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе.

Методика «Рисунок семьи» для выявления особенностей восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи. На контрольном этапе мы повторно провели анкетирование младших школьников с трудностями в обучении экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе.

Сравнительные данные уровней установленных взаимоотношений между детьми с трудностями в обучении и их родителями на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы отражены в таблице 6.

Таблица 6

Сравнительные данные уровней установленных взаимоотношений между детьми с трудностями в обучении и их родителями на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

Группа

Кол-во чело- век

Уровни установленных взаимоотношений между детьми с трудностями в обучении и их родителями



низкий

средний

высокий



Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

ЭГ

16

3

18,75

7

43,75

6

37,5

КГ

16

5

31,25

8

50,0

3

18,75


Результаты, представленные в таблице 6, свидетельствуют о следующих изменениях в сравнении с данными констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы:

произошло снижение количества учащихся, находящихся на низком уровне в ЭГ на 2 человека, а в КГ-находящихся на низком уровне в ЭГ на 1 человека;

в ЭГ незначительное снижение категории учащихся среднего уровня, а в КГ - количество учащихся низкого уровня осталось без изменения;

возрастание отмечено в количественном составе учащихся высокого уровня: в ЭГ на 3 человека; в КГ - на 1 ученика.

Данные факты отображены в диаграмме 3.

Диаграмма 3

 

Сравнительные данные уровней оценки воспитательного потенциала в семье детей, испытывающих затруднения в обучении на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы отражены в таблице 7.

Таблица 7

Группа

Кол-во чело- век

Уровни оценки воспитательного потенциала в семье детей, испытывающих затруднения в обучении



низкий

средний

высокий



Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

ЭГ

16

2

12,5

10

62,5

4

25,0

КГ

16

3

18,75

10

62,5

3

18,75


Результаты, представленные в таблице 7, свидетельствуют о следующих изменениях в сравнении с данными констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы:

произошло снижение количества учащихся, находящихся на низком уровне в ЭГ на 2 человека, а в КГ - находящихся на низком уровне в ЭГ на 1 человека;

в ЭГ наблюдается увеличение категории учащихся, находящихся на среднем уровне на 1 ученика; в КГ - наблюдается увеличение категории учащихся, находящихся на среднем уровне на 1 ученика;

возрастание отмечено в количественном составе учащихся высокого уровня: в ЭГ на 2 человека; в КГ - количество учащихся низкого уровня осталось без изменения.

Данные факты отображены в диаграмме 4.

Диаграмма 4

 

Сравнительные данные результатов экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы представлены в диаграмме 5.

Диаграмма 5

Констатирующий этап: Контрольный этап:

 

На основании выполненной опытно-экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:

результаты формирующего этапа опытно-экспериментальной работы показали эффективность использования форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении. Наиболее значительные изменения произошли в экспериментальном классе (ЭГ);

использование форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении, способствовало повышению взаимодействия семьи и школы учащихся экспериментального класса.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Опытно-экспериментальная работа по эффективности форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении позволила сделать следующие выводы:

.        Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях учебно-воспитательного процесса с учащимися 3-х классов МОУ СОШ № 39 города Челябинска.

.        Результаты констатирующего этапа доказывает, что уровень взаимодействия семьи и школы у родителей ЭГ и КГ приблизительно одинаков.

3.      В ходе опытно-экспериментальной работы было отслежено, как использование форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении способствует эффективному взаимодействию.

.        Методика определения уровня установленных взаимоотношений между детьми с трудностями в обучении и их родителями, методика определения уровня оценки воспитательного потенциала в семье детей, испытывающих затруднения в обучении осуществлялись по трём уровням: низкому, среднему и высокому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время взаимодействие семьи и школы является актуальной проблемой. Над решением этой проблемы работают многие педагоги-методисты. Необходимость повышения эффективности обучения младших школьников с трудностями в обучении обозначено принципами и содержанием современного начального образования, но на практике недостаточно уделяется внимания использованию активных методов обучения как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении.

Поэтому наша опытно-экспериментальная работа посвящена:

актуальной проблеме взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении;

проблеме использования форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении.

В первой главе опытно-экспериментальной работы нами проведён анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении; уточнена и теоретически обоснована сущность понятий «семья», «семейное воспитание», «структура семьи», «младшие школьники с трудностями в обучении», «задержка психического развития»;

выявлены формы взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении.

Опытно-экспериментальная работа по использованию форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении.

Проведённая опытно-экспериментальная работа показала, что процесс воспитания младших школьников с трудностями в обучении будет более успешным, при использовании форм взаимодействия семьи и школы.

Используемые формы взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении экспериментально проверены, о чём свидетельствует достижение учащимися экспериментальной группы высоких результатов.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

.        Проблема использования форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении находится сегодня в ряду педагогических проблем, требующих изучения и решения.

2.      Для эффективности взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении целесообразным является использование форм взаимодействия: родительское собрание, родительский лекторий, совместное спортивное мероприятие и внеклассное мероприятие.

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволяет подтвердить правильность выбранного пути в использовании эффективных форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.      Азаров, Ю.А. Семейная педагогика [Текст] / Ю.А. Азаров. - М., 1982. - 345 с.

.        Бабанский, Ю.К. Собрание педагогических сочинений [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1975. - 185 с.

.        Баранова, О.П. Рисунок семьи [Текст] / О.П. Баранова // Школьный психолог. - 2001. - № 29. - С.17-20.

.        Блонский, П.П. Введение в научное исследование по педагогике [Текст] / П.П. Блонский. - М., 1999. - 276 с.

.        Бушелева, Б.В. Поговорим о воспитании [Текст] / Б.В. Бушелева. - М., 1988. - 435 с.

.        Варга, Д.А. Дела семейные [Текст] / Д.А. Варга. - М., 1986. - 160 с.

.        Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред.Т.А. Власовой. - М., 1984. - 207 с.

.        Воликова, Т.В. Учитель и семья [Текст] / Т.В. Воликова. - М., 1979. - 127 с.

.        Выгодский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выгодский. - М., 1983. - Т.5 - 287 с.

.        Гребенников, И.В. Школа и семья [Текст] / И. В. Гребенников. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

.        Делакова, И.К. Родители и учителя: сложности и перспективы отношений [Текст] / И.К. Делакова // Семья и школа. - 1982. - №8. - С. 10-11.

.        «Особая семья» - «особенный ребенок» [Текст]: книга для родителей детей с отклонениями в развитии /под ред. С.П. Евсеева. - М., Просвещение, 2003. - 229 с.

.        Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] / Е.А. Екжанова. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с.

.        Захаров, А.И. Психотерапия при нервных и психических заболеваниях [Текст] / А.И. Захаров. - М, 1973. - 187 с.

.        Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / О.Л. Зверева. - М.: Академия, 1998. - 158 с.

.        Иванов, М.А. Брак, семья, дети [Текст] / М.А. Иванов. - М., 1999. - 256 с.

.        Капралова, Р.М. Работа классного руководителя с родителями [Текст] / Р.М. Капралова. - М., 1980. - 253 с.

.        Каркина, С.Э. Проблемы семейного воспитания [Текст] / С.Э. Каркина. - М., 2000. - 239 с.

.        Ковалев, А.Г. Психология семейного воспитания [Текст] / А.Г. Ковалев. - М.: Просвещение, 1985. - 256 с.

.        Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 1997. - 127 с.

.        Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития [Текст] / сост.: Я.В. Крючева. - М., 2004. - 127 с.

.        Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений [Текст] / Т.А. Куликова. - М.: Академия, 1999. - 231 с.

.        Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / Г.Ф. Кумарина. - М.: Академия, 2001. - 300 с.

.        Лаптева, И.В. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе [Текст] / И.В. Лаптева. - М.: Педагогика, 1996. - 352 с.

.        Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей [Текст] / под ред. К.С. Лебединская. - М.: Педагогика, 1982. - 257 с.

.        Лесгафт, П.С. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П.С. Лесгафт. - М., 1991. - 257 с.

.        Луньков, А.И. Как помочь ребенку в школе и дома [Текст] / А.И. Луньков. - М., 1995. - 400 с.

.        Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика [Текст] / И.Ф. Марковская, - М., 1995. - 198 с.

.        Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 408 с.

.        Менчинская, Н.А. Развитие психики ребенка [Текст] / Н.А. Менчинская. - М., 1957. - 254 с.

.        Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика [Текст] / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. - М., 2007. - 144с.

.        Наумчик, В.Н. Педагогический словарь [Текст] / В.Н. Наумчик. - М.: Педагогика, 1999. - 237 с.

.        Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000. - 400 с.

.        Нигаев, А.Н. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Опыт словаря - справочника [Текст] /А.Н. Нигаев, О.Л. Алексеев - М., 1997. - 135 с.

.        Нолт, Д.Л. Революция в обучении [Текст] / Д.Л. Нолт. - М.: Знание, 1974. - 256 с.

.        Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / М.С. Певзнер. - М., 1973. - 327 с.

.        Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений [Текст] / И.П. Подласый. - М.:ВЛАДОС, 2002. - 309 с.

.        Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: Учебник для студентов педагогических училищ и колледжей [Текст] / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 255 с.

.        Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / под. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 640 с.

.        Пороцкая, Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Книга для воспитателя [Текст] / Т.И. Пороцкая. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

.        Рожков, М.И. Теория и методика воспитания [Текст] / М.И. Рожков. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 384 с.

.        Сатир, В.П. Как строить себя и свою семью [Текст] / В.П. Сатир. - М.: Просвещение, 1992. - 180 с.

.        Спиваковская, А.С. Как быть родителями [Текст] / А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 1989. - 236 с.

.        Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 1999. - 280 с.

.        Спок, Б.М. Разговор с матерью [Текст] / Б.М. Спок. - М., 2001.- 146 с.

.        Сухарева, Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста [Текст] / Г.Е. Сухарева. - М., 1974. - 286 с.

.        Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М., 1977. - 267 с.

.        Ткачева, В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии [Текст] / В.В. Ткачева // Дефектология. - 1998. - №4. - с.3.

.        Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Ульенкова. - М., 1994. - 238 с.

.        Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1968. - 557 с.

.        Фалькович, Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями [Текст] / Т.А. Фалькович. - М., 2005. - 240 с.

.        Фишман, М.Н. Функциональная специализация полушарий у детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью [Текст] / М.Н. Фишман. - М., 2006. - 160 с.

.        Хилько, А.А. Вопросы обучения и воспитания детей с трудностями в обучении [Текст] / А.А. Хилько. - М., 1964. - 256 с.

.        Методические рекомендации к организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с задержкой психического развития [Текст] / под. ред. С.Г. Шевченко. - М., 2004. - 325 с.

.        Щедровицкий, Г.П. Педагогика и логика [Текст] / Г.П. Щедровицкий. - М., 2003. - 336 с.

.        Щербань, Ю.Ю. Искусство воспитания в семье [Текст] / Ю.Ю. Щербань. - М., 1971. - 227 с.

.        Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2001. - 289 с.

.        Ялпаева, Н.В. Основы коррекционной педагогики [Текст] / Н.В. Ялпаева. - М.: Академия, 1999. - 280 с.

воспитание школьник математика мышление

Приложение 1

Практические советы для работы с родителями

Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов.

Следует отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этим рассмотрим некоторые правила и советы:

. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача - совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).

. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.

. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка.

. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично).

. Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.

. Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:

удалось избежать противостояния и конфронтации;

удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений;

удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;

обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.

Рассмотренные выше правила и советы, на наш взгляд, играют важнейшую роль педагога в просвещении родителей, установлении взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания детей с трудностями в обучении.

Приложение 2

Сценарий внеклассного мероприятия «Моя семья - моя родные»

Цель внеклассного мероприятия: создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование семейных ценностей, развитие и реализация разносторонних способностей и интересов детей с трудностью в обучении в различных видах деятельности.

Задачи:

.        Показать родителям важность и значимость семьи для младшего школьника с трудностями в обучении.

.        Воспитывать эстетические чувства, нравственные качества, любовь, уважение, заботу, чуткость к маме, папе, бабушке, дедушке.

Оборудование: плакаты, детские рисунки, портреты мам, пап, дедушек и бабушек, шары, плакат с семейными фотографиями, воздушные шары.

Предварительная подготовка:

.        Рисунки на тему «Мои родные».

.        Оформление плакатов.

.        Заучивание стихотворений, частушек.

.        Родители готовят рассказ о семейных традициях своей семьи.

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, дорогие мамы, папы, дедушки и бабушки! Добрый день, дорогие друзья! Позвольте именно так называть вас, невзирая на возраст, ведь сегодня здесь собралась одна большая семья. Семья - это наша пристань, крепость, которая защищает от всех невзгод. Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии «Моя семья - моя радость»! Наш вечер мы начинаем с пожелания счастья всем присутствующим на нашем вечере.

Дорогие, милые, для вас концерт радостный устроим мы сейчас.

Ученик 1.Все начинается с семьи…

Призывный крик ребёнка в колыбели…

Всё начинается с семьи…

Умение прощать, любить и ненавидеть….

Ученик 2.Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…

Всё начинается с семьи…

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

Ученик 3. И так всю жизнь!

Но только не сдаваться!

Всё начинается с семьи…

Ученик 4.Семья родная, словно бригантина,

Расправила, как крылья паруса.

Она плывёт по круговерти жизни,

Чтоб нам открыть простые чудеса!

Ученик 5.Семья нам открывает чудеса,

Которых мы пока ещё не знали.

А мы, набрав ветрами паруса,

Спешим открыть синеющие дали.

Учитель: Спасибо, ребята! На нашем празднике мы узнаем о традициях в наших семьях. Просим выйти представителя семьи и рассказать о традициях в Вашей семье.

Учитель: Спасибо!

Ученик 1: Дом, в котором мы живём, -

Это очень шумный дом.

После разных дел с утра

В нём всегда идет игра!

Ученик 2: Папа с мамой словно дети,

Сами ждут минуты эти.

Им на игры, право слово,

Не хватает выходного.

Ученик 3: А на празднике, друзья,

Нам без игр никак нельзя.

Больше страсти, больше смеха.

Пусть во всю идет потеха!

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь игра для взрослых под названием «Кто это?» (проводят дети).

1.      Брат жены. (Шурин)

2.      Сестра мужа. (Золовка)

.        Мать жены. (Тёща)

.        Мать мужа. (Свекровь)

.        Дочь брата или сестры. (Племянница)

.        Сестра отца или матери. (Тётя)

.        Сын моей матери. (Брат)

.        Брат мужа. (Деверь)

.        Сестра жены. (Свояченица)

.        Отец жены. (Тесть)

.        Отец мужа. (Свёкр)

.        Брат отца или матери. (Дядя)

.        Матери жены и мужа. (Сватьи)

.        Мой родитель. (Отец)

Учитель: Молодцы! Наши семьи не могли появиться без наших любимых бабушек.

Ученик 1. Я с бабушкой своею,

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях -

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

Мне всё приятно в ней,

Люблю всего сильней!

Учитель: А сейчас вашему вниманию представляется сценка, приготовленная нашими учениками.

Ученик 1. Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

Ученик 2. Да что ты, я ещё уроки не сделала…

Ученик 1. Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу окончила!

Ученик 2. Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.

Ученик 1. Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

Ученик 2. Правда? Это ты их так балуешь?

Ученик 1. Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

Ученик 2. О, действительно строго.

Ученик 1. Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.

Учитель: Спасибо, ребята! Продолжим слушать родителей о семейных традициях в ваших семьях.

Учитель: Спасибо!

Учитель: А сейчас ученики прочитают стихотворения про свою любимую мамочку.

Ученик 1. Много мам на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

Это мамочка моя!

Ученик 2. Скажет мне, откуда с неба

Снег зимой берётся.

Почему буханка хлеба,

Из муки печётся?

Почему собака лает?

Что во сне приснится?

Почему сосулька тает

И дрожат ресницы?

Почему на небе тучка,

А в лесу лужайка?

Я липучка - почемучка,

А она - всезнайка!

Ученик 3. Книжки вечером читает,

И всегда всё понимает,

Даже если я упряма

Знаю, любит меня мама!

Ученик 4. Кто открыл мне этот мир,

Не жалея своих сил?

И всегда оберегал?

Лучшая на свете мама.

Кто на свете всех милее

И теплом своим согреет,

Любит больше, чем себя?

Это мамочка моя!

Учитель: Спасибо, ребята! Не только взрослые могут воспитывать детей, но и дети могут воспитывать взрослых. Представляем вашему вниманию сценку, подготовленную нашими учениками, где главная героиня - бабушка.

Ученики: Антон тренируется, вот так сноровка!

Мяч он гоняет по комнате ловко.

Гол! И посуда рушится с полки.

Гол! - Зазвенели печально осколки.

Мама бранится. - Нет с тобой сладу!

Лучше пойди да побегай по саду…

Как за таким сорванцом углядеть?

Из-за тебя начала я седеть.

Антон отвечает: Меня не брани.

Лучше на бабушку нашу взгляни.

Верно была ты меня озорней -

Вовсе не слушалась мамы своей.

Ведь у неё - это ты виновата -

Волосы стали белее, чем вата.

Учитель: Спасибо! А сейчас ученики прочитают стихотворения про своего любимого деда.

Ученик 1. Мой дедуля дорогой,

Мы гордимся все тобой!

И скажу я по секрету:

Лучше нет на свете деда!

Буду я всегда стараться

На тебя во всём равняться!

Ученик 2. На работе его уважают,

Он начальник, сказать не боюсь.

Но с работы домой приезжает,

И начальником я становлюсь.

Ученик 3. Я к нему забираюсь на плечи,

Я его примеряю очки

И ещё об него каждый вечер

Тренирую свои кулачки.

Ученик 4. Ходит дедушка лёгкой походкой,

Всех быстрее съедает обед,

На лице ни усов, ни бородки…

Ну, какой же мой дедушка дед?!

Учитель: Спасибо! Молодцы! Продолжаем слушать о ваших семейных традициях. Вашему вниманию стихотворения про папу:

Ученик 1. По секрету старший брат

Мне сказать решил:

В прошлом папа наш солдат,

Родине служил.

Ученик 2. Просыпался на заре,

Чистил автомат,

Чтобы был на всей земле

Мир для всех ребят.

Ученик 3. Я почти не удивлён,

Я подозревал

И давно считал, что он -

Бывший генерал.

Ученик 4.У меня есть папа!

Спросите, какой он?

Самый сильный папа,

Самый лучший он!

Учитель: Спасибо! А теперь музыкальная пауза. Вашему вниманию представляются частушки про семью в исполнении родителей вместе со своими детьми.

Семья 1. Мы весёлые ребята,

Мы частушки вам споём.

Коль понравятся куплеты,

Мы ещё их пропоём.

Семья 2. Дорогие наши мамы,

Мы всегда гордимся вами,

Умными, спокойными.

Будем вас достойны мы.

Семья 3. Торты, бублики, ватрушки

Все мы любим от души.

Если любишь пироги,

Состряпать бабушку проси.

Семья 4. Папа пишет сочиненье,

Дед решает уравненье -

Все с уроками сидят.

Вот семейный наш подряд!

Семья 5. Наши папочки весёлые

Могут петь, стихи читать,

Ну а если надо будет,

Могут «Яблочко» сплясать.

Семья 6. Любит музыку мой папа,

От него не отстаю:

Он играет на гармони,

А я песенки пою.

Семья 7. Деда очень уважаю,

Смело вам могу сказать!

Очень трудные задачи

Будем вместе мы решать!

Семья 8. Мы частушки вам пропели,

Больше делать нечего.

Мы пойдём, а вы сидите

До другого вечера!

Учитель: Дорогие и любимые наши бабушки, дедушки, папы и мамы! Вот и подошла к концу программа. Думаем, вам было интересно! На сегодняшнем мероприятии мы постарались: создать условия для сотрудничества детей и их родителей. Мы думаем, что у нас получилось! Я попрошу вас высказать свои мнения по сегодняшнему мероприятию!

Ученики (все вместе): Желаем всего прекрасного:

И неба чистого, и солнца ясного.

Здоровья, счастья, бодрости навек,

Всего, чем жив и счастлив человек!

Похожие работы на - Формирование познавательной активности у учащихся специальных (коррекционных) начальных классов в процессе обучения математике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!