История развития денежных систем

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    172,86 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История развития денежных систем

Оглавление

денежный система кредитный бумажный

Введение

. Понятие, элементы, типы денежной системы

. Система металлического обращения и её развитие

. Система обращения неразменных кредитных и бумажных денег

. Состояние денежной системы России на современном этапе и перспективы её развития

Заключение

Библиографический список

Введение

Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закреплённая законодательством данной страны. Это важнейшая часть экономики любого государства.

На протяжении истории человечества менялись не только внешний облик денег и их внутренне содержание, но постоянно происходили изменения и в денежных системах в целом. Они имеют длительную историю и основные этапы их развития в целом связаны с изменением форм денег.

Представление о содержании, типах и элементах денежной системы вытекает из исторического анализа процесса эволюции денег. В процессе развития идёт постепенный переход от товарных денег к металлическим, от металлических - к бумажным. В настоящее время бумажные деньги претерпевают качественное изменение в направлении к виртуальным формам выражения.

Товарные (скот, шкуры животных и т.п.) и металлические деньги имели естественную товарную основу. Товарные, металлические и бумажные деньги можно определить как вещественные по природе. Записи на счетах, электронные деньги предстают в невещественной форме. Их развитие совпадает с общим процессом умножения всех форм интеллектуальной собственности. Появление новых типов денежных систем, увеличение многообразия составляющих их элементов, умножение проблем защиты денежных единиц, процессы международной интеграции и глобализации приводят к их масштабному обновлению. Вместе с тем каждое суверенное государство самостоятельно принимает решение об организации национальной денежной системы.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что деньги и денежные системы очень сильно связаны с нашей жизнью, они составляют её часть и играют огромную роль как в жизни общества в целом, так и в жизни отдельного взятого человека в частности.

Данная работа предназначена для полного освещения требуемой тематики в соответствии с содержанием. Большое внимание уделяется теории, но наряду с ней в работе используются таблицы.

Цель работы: досконально изучить материал по заданной теме, углубить знания о денежных системах и систематизировать их в единую структуру, а также преподать их в понятном, удобном для восприятия виде.

Задачи: собрать текстовый и иллюстративный (в т.ч. табличный) материал, освоить основные приёмы написания курсовых работ и выполнить дополнительные пояснения, в т.ч. рассмотреть элементы, составляющие денежные системы, их типы и состояние денежной системы нашей страны в настоящее время.

Основой для написания курсовой работы послужили указанные в библиографическом списке литературные и картографические источники и данные с официального сайта Центрального банка Российской Федерации.

Объектом исследования являются типы денежных систем и конкретно денежная система России в нынешнем состоянии.

Основное содержание представленной курсовой работы состоит из четырёх частей, содержащих главные результаты исследования.

В первой части работы рассматриваются понятие денежной системы, элементы, из которых она состоит и типы.

Во второй более подробно раскрывается система металлического обращения и её развитие.

В третьей части курсовой освещена следующая по развитию за системой металлического обращения система обращения неразменных кредитных и бумажных денег.

Ну а в четвёртой части данной работы рассматривается состояние денежной системы России в настоящее время.

1. Понятие, элементы, типы денежной системы

Национальная денежная система - неотъемлемый атрибут экономики любого цивилизованного государства. Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически, закреплённая традициями и регулируемая действующим национальным законодательством. По существу, она предусматривает формирование единого целого из разнообразных элементов денежного обращения. Денежные системы государств возникают и эволюционируют по мере развития видов и форм денег. Денежные системы сформировались в Европе в XVI-XVII в. в период укрепления государственной власти и формирования национальных рынков, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. Объективную необходимость в единой, стабильной и эластичной денежной системе обусловили феодальная раздробленность, в т.ч. в монетном деле, которая препятствовала образованию национального рынка; товарно-денежные отношения периода капитализма и свободной конкуренции, которые требовали устойчивости денежной системы, относительного постоянства стоимости денежной единицы. По мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического способа производства происходят существенные изменения в денежной системе.

Развитие денежной системы проходит в 2 этапа: когда денежный товар - всеобщий эквивалент (золото) - непосредственно обращался и выполнял функции денег, когда падает роль золота как денежного товара, и в обращении функционируют кредитные деньги.

Законодательство каждой страны определяет основные элементы национальной денежной системы:

·        принципы организации денежной системы;

·        денежная единица или её наименование;

·        масштаб цен;

·        порядок обеспечения денежных знаков;

·        виды государственных денежных знаков;

·        структура денежной массы, находящейся в обращении;

·        порядок прогнозного планирования;

·        механизм денежно-кредитного регулирования;

·        порядок установления валютного курса;

·        порядок кассовой дисциплины.

Принципы организации денежной системы - это основополагающий элемент денежной системы. Под ними подразумеваются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему. Различают следующие принципы организации денежной системы.

Принцип централизованного управления денежной системой характерен для административно-распределительной модели экономики. Он реализуется с помощью директивных актов правительства, которые обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами.

Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.

Реализация принципа централизованного управления национальной денежной системой позволяет на основе потребностей развития ставить общие цели и принимать выгодные для экономики страны в целом решения.

Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т.е. ориентиры, к которым надо стремиться. Планы денежного оборота подготавливаются как совокупность общих оценок на базе научных представлений о состоянии и перспективах национальной экономики или отдельных её секторов в будущем. Создание достоверного макроэкономического прогноза - одна из важнейших и самых сложных задач управления. Такие прогнозные планы не имеют директивного характера, а для их реализации не создаются социальные органы административного управления. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остаётся директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.

Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы с одной стороны не допускать инфляцию; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

При определённых условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное обеспечение оборота платёжными средствами и др.) устойчивость денежного оборота может быть нарушена, и возникает платёжный кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств и др.

Принцип кредитного характера денежной эмиссии - появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот поступать не должны.

Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.

Принцип неподчинённости центрального банка правительству и подотчётности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддерживание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнёт «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена.

Принцип неподчинённости правительству Центрального банка и его подотчётности парламенту страны связан с принципом государственного строительства, состоящим в разделении властей. Он выражается в том, что Центральный банк страны является структурой, контролируемой парламентом, законодательным органом власти, административно не подчинён исполнительной власти, т.е. правительству или какому-либо иному органу, общественному совету и пр. Только в этом случае Центральный банк способен выполнять функцию поддержания устойчивого курса национальной валюты, соответствующего тенденциям в развитии экономики страны. Если независимость на практике не обеспечивается, правительство получает возможность осуществлять бесконтрольную эмиссию денежных знаков, денежное обращение подвергается угрозе кризиса и разрешения.

В то же время центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому центральный банк систематически должен отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством.

Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определённое обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации)). Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того, использование данного принципа заставляет правительство изыскивать другие источники поступления средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе денежного эффекта достигнуть не удаётся.

Принцип надзора и контроля за денежным оборотом - государство через банковскую финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов. Принцип надзора и контроля за денежным оборотом - неотъемлемая функция системы государственного управления.

Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки. Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны пронизывает все законодательные акты, относящиеся к денежному обращению внутри государства.

Принципы построения денежной системы отражаются в других элементах денежной системы или во всей их совокупности и влияют на них.

Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров. Основная денежная единица, как правило, имеет десятичное деление на более мелкие виды денежных знаков (1 рубль = 100 копейкам, 1 фунт стерлингов = 100 пенсам, 1 франк = 100 сантимам, 1 доллар = 100 центам, 1 марка = 100 пфенингам и т.д.). Подзаконными актами или решениями центральных банков регламентируются виды крупнокупюрных денежных знаков.

Наименование денежной единицы. Этот элемент денежной системы, как правило, складывается исторически, однако в некоторых случаях (например, в период революций) государство может установить новое наименование денежной единицы. Так, во Франции, когда к власти пришёл Бонапарт, который стал императором Наполеоном I, было установлено такое наименование денежной единицы, как «наполеондор». В России в период с 1922 по 1947 г. существовали 2 наименования денежной единицы: «рубль» и «червонец». После денежной реформы 1947 г. и вплоть до настоящего времени в России сохранилось единое наименование денежной единицы - «рубль», что было закреплено в принятом Парламентом страны Законе «О денежной системе РФ» и в последующем Законе «О центральном банке РФ».

Масштаб цен - это средство выражения стоимости в денежных единицах, своего рода техническая функция денег. При металлическом обращении, когда денежный товар - металл - выполнял все функции денег, масштаб цен представлял собой весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы или её кратных частей. Государства фиксировали масштабы цен в законодательном порядке. Первоначально весовое содержание монет совпадало с масштабом цен, что нашло отражение в названии некоторых денежных единиц (например, фунт стерлингов представлял собой фунт серебра).

Однако в ходе исторического развития масштаб цен постепенно обособлялся от весового содержания монет. Это было связано с порчей монет (уменьшением веса или пробы монеты при сохранении её прежней номинальной стоимости, которое предпринималось государством в условиях металлического денежного обращения в целях получения дохода в государственную казну), их снашиванием, переходом к чеканке монет из более дешёвых металлов вместо дорогих (в частности, медных вместо серебряных). С прекращением размена кредитных денег на золото официальный масштаб цен утратил свой экономический смысл. Официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц в результате валютной реформы 1976-1978 гг. (Ямайское соглашение) были отменены. В настоящее время масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.

Порядок обеспечения денежных знаков. Государственным законодательством (законы «О Центральном банке РФ», «О банках и банковской деятельности») устанавливается, что в качестве обеспечения могут служить товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства, банков и других организаций и т.д. Использование других видов обеспечения или нарушения основных правил оформления банками обеспечения не должны допускаться.

Виды денежных знаков (законные платёжные средства). Поскольку в настоящее время ни в одной стране мира нет системы металлического обращения, то основными видами денежных знаков являются кредитные банковские билеты (банкноты), а также государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета, являющиеся законными платёжными средствами в стране.

Банкноты (банковские билеты) - это законное платёжное средство, выпускаемое в обращение центральными банками. Их появление в конце XVII в. было обусловлено развитием рыночных отношений и, в частности, кредитных операций. Центральные банки выпускали банкноты на основе учёта (покупки) частных коммерческих векселей, которые служили их обеспечением.

Банкноты выпускаются строго определённого достоинства:

·        в США обращаются банкноты в 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100 долларов;

·        в Великобритании обращаются банкноты в 1, 5, 10, 20 фунтов стерлингов;

·        во Франции обращаются банкноты в 10, 50, 100, 500 франков и т.д.

На ряду с векселями обеспечением банкнот являлось золото, находившееся в распоряжении центрального банка. Двойное обеспечение придавало «классическим» банкнотам высокую устойчивость и надёжность. Выпущенные банкноты регулярно возвращались в центральный банк при наступлении срока платежа по учётному векселю, а также при предъявлении их владельцами к размену на золото, т.к. в период золотого стандарта проводился свободный размен банкнот на драгоценные металлы. После мирового кризиса 1929-1933 гг. размен банкнот на золото был окончательно прекращён, и сегодня ни в одной стране банкноты не размениваются на благородный металл.

Казначейские билеты - бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государственным казначейством: министерством финансов или специальным финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетного дефицита. В отличие от банковских билетов казначейские билеты никогда не обеспечивались драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами практически стёрлась.

Разменная монета - слиток металла, имеющий установленное законом содержание и форму. Монеты чеканятся, как правило, казначейством, причём стоимость металла монеты соответствует лишь части номинала (разменной монеты). Монеты служат в качестве разменных денег и позволяют совершать любые мелкие сделки (покупки).

Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков. В экономически развитых странах центральный банк обладает монопольным правом эмиссии банковских билетов, составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска наличных денег (около 10 %) приходится на казначейство, которое эмитируют в основном различные монеты и мелкокупюрные бумажно-денежные знаки - казначейские билеты.

Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производится через расчётно-кассовые центры центрального банка. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчётно-кассовые центры.

В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95 % осуществляется в форме безналичных расчётов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом уже не за счёт эмиссии банкнот, а благодаря депозитно-чековой эмиссии, т.е. в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков.

В связи с тем, что денежная политика тесно связана с кредитной, государство осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики. Во многих промышленно развитых странах с 70-х гг. было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита на предстоящий период, которых придерживаются в своей политике центральные банки. В США с 1975 г. Федеральная резервная система (ФРС) периодически отчитывается перед Конгрессом о планируемых темпах роста или сокращении денежной массы в обращении на предстоящие 12 месяцев. ФРС регулярно публикует целевые ориентиры и темпы прироста денежных средств.

Структура денежной массы, находящейся в обращении, включает ряд параметров: соотношение между наличными и безналичными деньгами, между объёмами эмитированных купюр разного достоинства. От структуры денежной массы зависит удобство расчётов.

Порядок прогнозного планирования определяет цели и задачи прогнозного планирования, организации и учреждения, составляющих планы, систему самих прогнозных планов денежного обращения, методику их составления и совокупность рассчитываемых параметров и показателей. Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой, во-первых, совокупность способов, методов, инструментов воздействия государства на денежно-кредитную сферу экономики, во-вторых, включает задачи, объекты и институты денежно-кредитного регулирования, в-третьих, права, обязанности и ответственность органов, его осуществляющих.

Порядок установления валютного курса или котировка валют. Это означает отношение валюты данной страны, выраженной в валютах других стран, например, 1 доллар = 30 руб. До перестройки в России использовался порядок установления валютного курса, исходя из золотого содержания различных валют. Однако, поскольку в настоящее время ни в одной стране золотое содержание денежной единицы не фиксируется, сейчас используется способ котировки, учитывающий колебания покупательной способности национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Наиболее популярный способ котировки основан на «корзинке» валют, при котором национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзинку».

Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве. Он отражает набор общих правил, форм первичных классовых документов, форм отчётности, которыми должны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением этого порядка возлагается на коммерческие банки, осуществляющие кассовое обслуживание хозяйств.

Относительно самостоятельной частью денежной системы является национальная валютная система.

Развитие денежной культуры привело к тому, что на сегодняшний день можно говорить о денежной системе региона планеты и даже мировой денежной системе. Причиной тому стали серьёзные интеграционные процессы, проходящие в денежном обращении на протяжении второй половины XX в. Ещё в 1969 г. Международный валютный фонд (МВФ) объявил об эмиссии SDR (special drawing rights - специальные права заимствования, или СДР).

Введение специальных прав заимствования означало переход от национальных валют к коллективным. Первоначально СДР неофициально называли бумажным золотом, т.к. с их помощью поддерживалась стабильность на международном валютном рынке. Предполагалось, что с течением времени СДР вытеснят из международных расчётов доллар США. В 1970 г. курс СДР к доллару США составлял 1:1. В 1976 г. курс СДР начали рассчитывать на основе корзины из 16 валют, а с 1981 г. - из пяти валют. Но действительность не подтвердила ожиданий. Коллективная валюта МВФ не смогла вытеснить доллар из международных расчётов, оставшись и по большей части счётным инструментом.

Другая попытка внедрения коллективного платёжно-расчётного средства была предпринята в Европе. Ещё в 1979 г. Европейский союз учредил искусственную денежную единицу - ЭКЮ (ECU - european currency unit). Курс данной валюты основывался на корзине валют стран-участников Европейского союза. С 1977 г. в Европе начались мероприятия по введению в обращение новой коллективной валюты - евро. В отличие от ЭКЮ и СДР данная денежная единица не только участвует в безналичных расчётах, но с 2002 г. вытеснила из обращения национальные денежные носители ряда европейских стран.

Таким образом, можно говорить о международном характере денежной системы, т.к. присутствуют все формальные компоненты: во-первых, сама денежная единица (СДР, ЭКЮ, евро); во-вторых, эмиссионный центр (МВФ для СДР, Объединённый центральный банк Европы во Франкфурте-на-Майне для евро); в-третьих, целый спектр кредитно-расчётных институтов проводят операции с данными валютами, в т.ч. и российские (с 1 Января 1999 г. курс евро официально устанавливается Центральным банком РФ).

Денежные системы находятся в постоянном развитии, что приводит к изменению типов денежных систем. В зависимости от того, в какой форме функционируют деньги: как товар - всеобщий эквивалент или как мера стоимости, различают 2 типа денежных систем:

·        системы металлического обращения, при которых денежный товар (благородные металлы) непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги разменны на металл;

·        системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами.

Принципиальные различия в формах построения денежных систем заключаются в системах металлического обращения, при которых денежный товар функционирует в форме монет и системах обращения кредитных и бумажных денег, при которых обращаются банкноты, чеки, векселя и казначейские билеты.

Первоначально в обращении находились исключительно полноценные деньги - золотые и серебряные монеты (рис. 1.1.). Позднее наряду с ними стали обращаться и неполноценные денежные знаки. По мере развития кредита и банков в обращение поступили банковские (кредитные) билеты, а впоследствии и бумажные деньги в виде казначейских билетов, выпускаемых государством.

Рис. 1.1. Типы денежных систем

. Система металлического обращения и её развитие

В металлических денежных системах доминирующей формой денег были монеты. Первая денежная монетная система встречается в Вавилоне - «Вавилонская система». Она основывалась на весовом достоинстве металлических денежных знаков, имевших форму штемпелеванных слитков. В любой монетной системе обращаются монеты 2 видов: основные и вспомогательные. Основная монета - полноценная, к ней обычно применяется правило открытой чеканки. Открытая чеканка - это чеканка полноценных монет из благородного металла в соответствии с установленным государством его содержанием в монете, она может осуществляться любым экономическим агентом. Вспомогательная монета всегда неполноценна и выпускается по правилам закрытой чеканки. Она является разменной, биллонной монетой и с принудительным курсом относительно основной. Закрытая чеканка -право выпуска монеты принадлежит исключительно государству.

В зависимости от того, из какого металла чеканится основная монета, выделяют следующие виды металлических денежных систем, основанных:

на медном стандарте;

на серебряном стандарте;

на золотом стандарте.

В финансовой практике в основном использовались только эти 3 металла, хотя согласно историческим документам в Древней Спарте монеты чеканились из железа. Вид металла, используемый для изготовления монет, определялся богатством народа и развитием средств труда. С течением времени одни металлы заменялись другими, на смену менее благородным приходили более благородные.

В зависимости от металла, принятого в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различают биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм и монометаллизм характеризуют разновидности металлического денежного обращения. В период становления денежных систем, до введения государственного регулирования вопросов эмиссии денег, процесс выпуска денег в обращение был в достаточной мере хаотичным. Население пользовалось монетами из различных металлов, находящихся в параллельном обращении. Так постепенно сложился тип денежной системы, именуемый биметаллизм.

Биметаллизм - денежная система, при которой за двумя благородными металлами - обычно золотом и серебром - законодательно закрепляется роль всеобщего эквивалента, а монеты из этих металлов чеканятся и обращаются на равных основаниях. Существовали 3 разновидности биметаллизма:

·        система параллельной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливались стихийно на рынке в соответствии с рыночной ценой металла. Но при стихийном колебании рыночных цен на золото и серебро один из металлов оказывался оцененным ниже его фактической рыночной стоимости, другой - выше;

·        система двойной валюты, когда такое соотношение определяло государство в зависимости от различных факторов (спрос на металлы, экономическая и политическая ситуация в стране и мире). Чеканка золотых и серебряных монет и приём их населением производились по этому соотношению;

·        система «хромающей» валюты, при которой золотые и серебряные монеты являлись законным платёжным средством, но не равных основаниях, поскольку чеканка монет из серебра производилась в закрытом порядке в отличие от свободной чеканки золотых монет (фактически это система двойной валюты, «хромающая» на серебряную ногу, т.е. золото имело более свободное обращение, чем серебро). Серебряные монеты стали знаком золота. Такая система была переходной от биметаллизма к монометаллизму и в дальнейшем уступила место монометаллической денежной системе, основанной на золотом стандарте в его классической форме.

Биметаллическая денежная система возникла ещё в недрах феодализма. Биметаллизм был широко распространён в XV-XVII вв. в эпоху первоначального накопления капитала, а в ряде стран Западной Европы и в XIX в. В 1865 г. Франция, Бельгия, Швейцария и Италия попытались сохранить биметаллизм при помощи международного соглашения - так называемого Латинского монетного союза (1865-1878 гг.). В заключённой монетной конвенции была предусмотрена свободная чеканка монет из обоих металлов достоинством от 5 франков и выше с установлением законного ценностного соотношения между золотом и серебром 1:15,5 (одна весовая единица золота приравнивалась к 15,5 единицам серебра). Однако развитие рынка привело к росту цен на золото, что вызвало изменение рыночного паритета его цены к серебру до уровня 1:22.

Существование биметаллических денежных систем исторически было связано со значительными количествами добываемого серебра в Америке и Европе. Однако биметаллическая денежная система была противоречива и неустойчива. При использовании двух металлов в качестве денег возникала трудность установления стоимостного соотношения между золотом и серебром. Биметаллическая денежная система не соответствовала потребностям развитого капиталистического хозяйства, т.к. использование в качестве меры стоимости одновременно двух металлов - золота и серебра - противоречит природе этой функции денег. Всеобщей мерой стоимости может служить только один товар. В результате удешевления производства серебра в конце XIX в. и его обесценения золотые монеты стали уходить из обращения в сокровище. В этом проявилось действие закона Коперника-Грешема: «плохие деньги вытесняют из обращения хорошие».

Монометаллизм - денежная система, при которой один денежный металл является всеобщим эквивалентом и одновременно в обращении присутствуют другие знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, разменная монета), разменные на золото. Развитые металлические денежные системы исторически учреждались на основе меди, серебра, золота.

Медный монометаллизм существовал в Древнем Риме в III-II вв. до н.э. В Российской империи медные монеты были денежным материалом достаточно длительное время, что порождало значительные проблемы при платежах. Например, в 1748 г. Елизавета Петровна наградила М.В. Ломоносова за поздравительную оду двумя тысячами рублей. Вес медных денег составил 1800 кг. Награду в виде мешков с медными деньгами доставили на квартиру М.В. Ломоносова на двух подводах в сопровождении вооружённой охраны.

Серебряный монометаллизм существовал в России в 1843-1852 гг., в Индии - в 1852-1893 гг., в Голландии - в 1847-1875 гг. В царской России система серебряного монометаллизма была введена в результате денежной реформы 1839-1843 гг. Денежной единицей стал серебряный рубль с содержанием в 4 золотника 21 доли чистого серебра. Были выпущены в обращение и кредитные билеты, обращавшиеся наравне с серебряной монетой и свободно разменивавшиеся на серебро. Однако эта реформа в условиях разлагающегося крепостничества при дефиците государственного бюджета и внешнеторгового баланса не могла на длительный период существенно упорядочить денежное обращение. Крымская война 1853-1856 гг. потребовала большой дополнительной эмиссии кредитных денег, и они фактически превратились в бумажные деньги.

Исторический переход от серебряного монометаллизма к золотому совершался в разных странах в течение длительного периода времени и характеризовался господством биметаллических денежных систем.

Широкое и достаточно быстрое распространение золотого стандарта было обусловлено формированием мирового рынка и резким обесценением серебра вследствие его демонетизации в ряде стран.

В Российской империи к введению золотого стандарта готовились долго и тщательно в течение двух десятилетий. Золотой рубль не был и не мог быть введён «вдруг», незаметно и контрабандно, одним человеком, сколь бы угодно высокий пост он ни занимал. Фактически подготовительные меры для реформы начали проводиться при министрах финансов М.Х. Рейтерне и С.А. Грейге, были продолжены при Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградском, завершены при С.Ю. Витте.

Недостаточно задумать реформу в министерском кабинете, она должна быть поддержана иными согласованными действиями, в т.ч. Государственным банком.

Введение золотого монометаллизма во всех странах было связано с: 1) ликвидацией дефицита государственного бюджета; 2) постепенным наращиванием золотого запаса в стране; 3) либерализацией купли-продажи золота; 4) стабилизационной денежной реформой. Всё это вызывало дополнительные усилия по развитию экспорта и золотодобывающей промышленности.

В Российской империи стремление к увеличению золотого запаса стало отчётливо наблюдаться с 1877 г. В частности, были значительно повышены таможенные тарифы, т.е. введены «золотые пошлины». Они уплачивались по прежним ставкам, но золотом, что фактически повышало их на 50 % и способствовало притоку золота в государственную казну. Политика протекционизма, неоднократное повышение таможенных пошлин в 1880-1890-х гг. положительно сказались на развитии отечественного промышленного производства, увеличили приток иностранных инвестиций, создали предпосылки для проведения денежной реформы. Реально устойчивые предпосылки для дополнения золотого запаса страны сложились только в конце 1880-х гг.

Таблица 2.1.Золотой запас Государственного банка, млн. руб.

Дата

Золотой фонд

Увеличение за год

На 01.01.1887 г. На 01.01.1888 г. На 01.01.1889 г. На 01.01.1890 г. На 01.01.1891 г. На 01.01.1892 г. На 01.01.1893 г. На 01.01.1894 г. На 01.01.1895 г. На 01.01.1896 г. На 01.01.1897 г.

382,0 389,9 429,9 475,2 575,3 642,2 851,8 894,8 911,9 963,8 1095,5

- 7,9 40,0 45,3 100,1 66,9 209,6 43,0 17,1 51,9 131,7


Таким образом, к моменту законодательного оформления золотого стандарта золотой запас был увеличен в 2,9 раза.

Золотой стандарт вводился поэтапно. В 1893 г. были запрещены сделки на разность по покупке и продаже золотой валюты и усилен надзор за биржами. В 1895 г. было признано необходимым приучать население к золотому обращению. В частности, всем кассам правительственных учреждений разрешалось принимать золотую монету во все платежи и взносы. С 1 Января 1896 г. в качестве пробной меры устанавливался фиксированный курс из расчёта 7 руб. 50 коп. кредитных денег за полуимпериал. А с 3 Января 1897 г. было принято решение чеканить золотую монету с надписью на империалах - «15 руб.», на полуимпериалах - «7 руб. 50 коп.», с сохранением ранее принятого масштаба в отношении пробы, веса и размеров монеты. Указом от 29 Августа 1897 г. изменён порядок выпуска и способ обеспечения кредитных билетов.

Кредитные билеты обеспечивались:

не менее чем на половину, если общая сумма эмиссии не превышала 600 млн. руб.;

- полностью, если сумма эмиссии составляла более 600 млн. руб.

Все названные меры означали, что золотой стандарт закрепился в хозяйственной жизни и получил законодательное оформление.

Монометаллические денежные системы всегда включают: а) полноценные монеты, определяемые видом металла, и б) неполноценные деньги. Например, при золотом монометаллизме к полноценным монетам относятся золотые, к неполноценным - серебряные и медные, а также бумажные и кредитные деньги.

Впервые золотой монометаллизм (стандарт) как тип денежной системы сложился в Великобритании в конце XVIII в. и был законодательно закреплён в 1816 г. В большинстве других государств он был введён в последней трети XIX в.: в Германии - в 1871-1873 гг., в Швеции, Норвегии и Дании - в 1873 г., во Франции - 1876-1878 гг., в Австрии - в 1892 г., в России и Японии - 1897 г., в США - в 1900 г.

В зависимости от характера размена знаков стоимости на золото различаются 3 разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт и золотодевизный (золотовалютный) стандарт.

До первой мировой войны золотой монометаллизм существовал в мире в форме золотомонетного стандарта, который характеризуется следующими чертами:

·        во внутреннем обращении страны находятся золотые монеты, золото выполняет все функции денег;

·        разрешается свободная чеканка золотых монет для частных лиц (обычно на монетном дворе страны);

·        находящиеся в обращении кредитные деньги (банкноты, металлическая разменная монета) свободно и неограниченно размениваются на золотые монеты по номиналу (например, в России 5-рублёвый кредитный билет обменивался на 5 рублей золотом). Порядок свободного размена инструментов обращения на золотые монеты периодически нарушался (например, на рубеже XVIII-XIX вв. во время наполеоновских войн Банк Англии прекращал размен банкнот на золото, то же случилось и в Америке в период Гражданской войны 1861-1865 гг., когда в обиход вошло понятие «инфляция»);

·        допускаются свободный вывоз и ввоз золота и иностранной валюты и функционирования свободных рынков золота.

Всё это обеспечивало относительную устойчивость и эластичность денежной системы. Излишние по сравнению с требованиями закона денежного обращения золотые монеты уходили из обращения в сокровище. При расширении потребности хозяйственного оборота в деньгах золото поступало из сокровища в обращение. Поэтому золотомонетный стандарт в наибольшей степени соответствовал требованиям народного хозяйства, способствовал развитию производства, кредитной системы, международной торговли и кредита, перемещению капитала. Вместе с тем функционирование золотомонетного стандарта требовало наличия золотых запасов у центральных эмиссионных банков, которые служили резервным фондом внутреннего обращения, обеспечивали размен банкнот на золото, являлись резервом мировых денег.

В годы Первой мировой войны рост бюджетных дефицитов, покрытие их займами и растущим выпуском денег привели к росту денежной массы в обращении, значительно превышающей по своему объёму золотые запасы эмиссионных банков, что ставило под угрозу свободный размен неполноценных денег на золотые монеты. В этот период золотомонетный стандарт прекратил своё существование в воевавших странах, а затем и в большинстве других (кроме США, где он продержался до 1933г.). Был прекращён размен банкнот на золото, запрещён вывоз его за границу, золотые монеты ушли из обращения в сокровище. По окончании Первой мировой войны, в условиях развития общего кризиса капитализма, ни одно капиталистическое государство не смогло стабилизировать свою валюту на основе восстановления золотомонетного стандарта.

В ходе денежных реформ (1924-1929 гг.) возврат к золотому стандарту был произведён в двух урезанных формах - золотослиткового и золотодевизного стандартов.

Золотослитковый стандарт применялся в странах, обладавших значительным золотым запасом (Франция и Великобритания). При золотослитковом стандарте в отличие от золотомонетного, в обращении отсутствуют золотые монеты и свободная их чеканка, обмен банкнот производится на золотые слитки. В Великобритании цена стандартного слитка в 12,4 кг равнялась 1700 ф. ст., во Франции цена слитка весом 12,7 кг - 21,5 тыс. франков. В результате золото оказалось вытесненным из обращения в крупный оптовый и международный оборот. Такой подход способствовал концентрации золотых запасов в государственных центральных эмиссионных банках.

Более того, в большинстве стран обмен неполноценных денег на золото не был восстановлен даже в такой усечённой форме, а применялся обмен кредитных денег на иностранную валюту, так называемый золотовалютный или золотодевизный стандарт.

Хотя золотослитковый и золотодевизный стандарты представляли собой форму «урезанного» золотомонетного стандарта, однако именно благодаря им после первой мировой войны экономически развитым странам удалось быстро восстановить устойчивость своих денежных систем, сконцентрировать в центральных банках национальные запасы золота и валютных резервов, повысить регулирующую роль государства в организации денежного обращения, а также сократить издержки обращения, связанные с обслуживанием денежного оборота. Но «урезанные» формы золотого стандарта (золотослитковый и золотодевизный) просуществовали недолго.

Все виды золотого стандарта обеспечивали достаточно устойчивое функционирование денежного обращения. Однако каждый вид денежной системы имеет свои исторические границы. На смену металлическим системам после кризиса 1920-1930 гг. приходят системы бумажного денежного обращения. Знаки стоимости - банкноты, чеки, векселя, казначейские билеты - вытеснили золото из обращения. Оно осело в центральных банках, тезаврировалось у частных владельцев. К основным причинам перехода можно отнести следующие:

·            монополизацию экономики;

·        сдерживание экономического роста размерами добычи золота и отсутствие необходимой эластичности денежного обращения; ограниченность контроля и воздействия со стороны государства на денежное обращение.

3. Система обращения неразменных кредитных и бумажных денег

Денежные системы, основанные на обращении неразменных бумажных денег, существуют в настоящее время в подавляющем большинстве стран. Очевидные преимущества таких систем, связанные в первую очередь с удобством и экономичностью обращающихся денег, способствовали их повсеместному распространению. Следует отметить, что данный тип денежной системы не является неким застывшим образованием. Он постоянно меняется, возникают новые формы денег, изменяется их роль, трансформируются другие элементы денежной системы.

Как только внутренняя стоимость металлических денег отделяется от их номинала, появляются неразменные денежные знаки, начинается формирование фидуциарных денежных систем.

Фидуциарные (от лат. fides - вера) денежные системы - это такие системы, в которых денежные знаки не являются представителями общественного материального богатства, в частности, не размениваются на золото. Они сформировались вместе с переходом от металлического к бумажному денежному обращению. Они могут строиться на металлической, бумажной, электронной основе. К настоящему времени можно выделить 3 вида фидуциарных денежных систем: 1) переходные, сочетающие металлическое и бумажное обращение; 2) полный фидуциарный стандарт; 3) электронно-бумажные денежные системы.

Система неразменных денег - это тип денежной системы, при которой денежные носители не имеют непосредственной связи с металлами. Денежная система, основанная на эмиссии неразменных денежных знаков, предполагает высокий уровень доверия населения к этим деньгам. Доверие является залогом стабильности денежного обращения, полноты выполнения национальными платёжными средствами всех своих функций.

В современном мире неразменные денежные знаки чаще всего предстают в виде обращающихся кредитных обязательств. Это связано с тем, что рыночный характер организации национальных экономик предполагает адекватный порядок денежного обращения. В такой денежной системе предполагается обязательное разграничение функций эмиссии денег в обращение: наличные денежные знаки выпускаются центральным банком страны, а безналичные орудия обращения - корпоративным сектором экономики. При этом следует иметь в виду, что безналичные деньги эмитируются в первую очередь коммерческими банками и иными лицензированными центральным банком финансовыми институтами, а прочие участники расчётов могут выпускать различные расчётные суррогаты (что характерно для кризисных экономик).

Другая особенность оборота кредитных обязательств - тесная связь налично-денежного и безналичного денежного оборотов. Между этими частями денежной массы не может устанавливаться никаких законодательных различий, при этом государство, и прежде всего центральный банк, должны обеспечивать приоритет расчётам на безналичной основе. Такой подход в сочетании с серьёзным государственным контролем, приводимым посредством денежно-кредитной, налоговой политики, позволяет стабилизировать денежное обращение в условиях рыночного хозяйства.

С 30-х гг. в мире начинают функционировать денежные системы, построенные на обороте неразменных кредитных денег. Это прежде всего связано с действием общего экономического закона экономии общественного труда. Эволюция денежных систем приводит к созданию всё более экономичных денежных систем, где издержки денежного оборота постоянно снижаются, следовательно, снижаются и затраты общественного труда.

Образовавшиеся в период и после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. валютные блоки обеспечили сохранение в развивающихся странах денежных систем, зависимых от метрополий, которые контролировали эмиссионные институты и их операции. Размеры эмиссии обусловливались состоянием платёжных балансов, а не потребностями хозяйства. Во время и после второй мировой войны на базе довоенных валютных блоков были созданы валютные зоны, характерными чертами которых являются: поддержание твёрдого курса валют по отношению к основной валюте; хранение национальных валют в банках страны-гегемона; льготный порядок валютных расчётов внутри зоны.

Существование переходных фидуциарных денежных систем в разных странах мира ограничено рамками XX в. Их исторический предел - начало 1970-х гг.

Для переходных денежных систем характерным явлением становится лаж (франц. I’agio от итал. I’aggio). Он представляет собой превышение рыночной ценой денежного металла, выраженной в бумажных денежных знаках, номинала бумажных денежных знаков, представляющих данное количество денежного металла. Обычно его исчисляют в процентах. Например, в 1817 г. за 1 руб. серебром давали 3,84 коп. ассигнациями. В 1916 г. 10-рублёвые империалы продавались по 16-17 руб. и, таким образом, лаж на золото составлял 60-70 %.

В результате появления лажа формируется двойная система цен на товары: в бумажных знаках и в металлических деньгах.

В России (Советском Союзе) полный фидуциарный стандарт внутри страны фактически сложился ещё в 1930-е гг. Он был закреплён ликвидацией свободной торговли товарами, осуществлявшейся Всесоюзным объединением «Торгсин»; прекращением обращения иностранной валюты с 1 Февраля 1936 г.

В начале 80-х гг. в большинстве малых государств, в т.ч. островных, были созданы национальные денежные системы, обеспечение устойчивости которых является важнейшим условием нормального развития национальных экономик.

Расширение международного обмена, формирование мировых и региональных финансовых рынков привели к возникновению особых форм денег - международных и региональных, которые выступают как мера стоимости, средство обращения и платежа, накопления на мировых и региональных рынках. Иными словами, международные и региональные деньги выполняют такие же функции, как и национальные деньги, но на международном (наднациональном) уровне.

Для всех денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков характерно:

·        вытеснение золота как из внутреннего, так и внешнего оборотов и оседание его в золотых резервах (в основном в банкам); золото при этом по-прежнему выполняет функцию сокровища;

·        выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных операций банков;

·        развитие безналичного денежного оборота и сокращение налично-денежного оборота (в среднем в мировой экономике соотношение между наличным и безналичным оборотами составляет 1:3);

·        создание и развитие механизмов денежно-кредитного регулирования денежного оборота со стороны государства.

Данные обстоятельства вносят свою специфику в механизм функционирования современных денежных систем. Это подтверждает, что денежные системы, как и деньги, не являются застывшими образованиями, а находятся в постоянном развитии.

В условиях современного капитализма банкноты сохраняют кредитную природу - они предназначены для кредитования экономики, государства, выпускаются под прирост официальных золотовалютных резервов, но подчиняются закономерностям бумажно-денежного обращения.

Следует иметь в виду, что состояние денежной системы определяется процессами развития капиталистического воспроизводства, на которое она воздействует, сдерживая или ускоряя его. Влияние денежной системы на экономику усиливается с развитием государственно-монополистического капитализма.

Существуют две разновидности денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков: свойственная централизованной, административно-распределительной системе экономике и свойственная странам с рыночной экономикой.

Денежная система административно-распределительного типа экономики имеет следующие характерные черты:

·        сосредоточение денежного оборота (как безналичного, так и наличного) в едином государственном банке;

·        законодательное разграничение денежного оборота на безналичный и наличный обороты. При этом безналичный оборот, как правило, обслуживает распределение средств производства, а наличный - распределение предметов потребления и услуг;

·        обязательность хранения денежных средств предприятий на счетах в государственном банке. Лимитирование (установление предельной суммы) остатка наличных средств в кассах предприятий;

·        нормирование государством расходов предприятий из получаемой ими выручки наличными деньгами;

·        прямое директивное планирование денежного оборота и его составных элементов как составной части общей системы государственного планирования;

·        централизованное директивное управление денежной системой;

·        относительная самостоятельность безналичного и налично-денежного оборотов;

·        выпуск денег в хозяйственный оборот в соответствии с выполнением государственного плана экономического развития;

·        сочетание товарного и золотого обеспечения денежных знаков при приоритете товарного;

·        законодательное установление масштаба цен и валютного курса национальной денежной единицы;

·        монополия государственного банка на привлечение сбережений населения.

Такого типа денежные системы существовали в странах социалистического лагеря до его распада.

В большинстве стран современного мира используется вторая разновидность денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков. Эта разновидность свойственна странам с рыночной экономикой. Характерные черты такого типа денежной системы следующие:

·        децентрализация денежного оборота между разными банками;

·        разделение функции выпуска безналичных и наличных денежных знаков между разными звеньями банковской системы. Выпуск наличных денег осуществляют центральные государственные банки, выпуск безналичных денег - коммерческие банки, находящиеся в разных формах собственности;

·        отсутствие законодательного разграничения между безналичными и наличными платёжными оборотами;

·        создание и развитие механизма государственного денежно-кредитного регулирования;

·        централизованное управление денежной системой через аппарат государственного центрального банка;

·        прогнозное планирование денежного оборота;

·        тесная взаимосвязь безналичного и наличного денежных оборотов при приоритете безналичного оборота;

·        активный контроль за денежными средствами со стороны налоговых органов;

·        наделение Центрального банка страны относительной самостоятельностью по отношению к решениям правительства;

·        обеспечение денежных знаков активами банковской системы (золото, драгоценные металлы, товарно-материальные ценности, ценные бумаги);

·        выпуск денежных знаков в хозяйственный оборот в соответствии с государственными концепциями денежно-кредитной политики;

·        система рыночного установления валютного курса на основе «корзины» валют.

С дальнейшим усилением глобализации хозяйственной жизни и развитием компьютеризации национальные деньги всё больше вытесняются из денежного оборота коллективными валютами (например, евро).

В денежном обороте всё большая роль отводится электронным деньгам. Их распространение в мире имеет большие преимущества: экономит огромные ресурсы (исключается печатание денег, их защита, транспортировка); способствует декриминализации денежных отношений (электронные деньги всегда выступают как именные деньги); позволяет осуществлять тотальный контроль за всеми денежными операциями, отслеживая и предотвращая уклонение от налогов, факты взяточничества и пр.

В настоящее время большая часть денег представлена не материальными знаками, а записями в расчётных книгах банков (существующих в виде электронных баз данных), называемыми «деньгами безналичных расчётов» или «банковскими деньгами». Банковские деньги удобнее бумажных, т.к. позволяют вести платежи на расстоянии без транспортировки денежных знаков. При этом фиксируются все операции с деньгами, что облегчает ведение и контроль счетов. Деньги каждого из банков служат средством обращения во всех сферах экономики, поскольку в любой момент могут быть обращены в другие банковские деньги или банкноты центрального банка.

Современная рыночная экономика способствует проникновению капиталов одних развитых государств в национальное хозяйство других, нередко стран-партнёров или стран-конкурентов. При этом тесные экономические связи хозяйственной системы, усиливают взаимозависимость различных отраслей хозяйства.

4. Состояние денежной системы России на современном этапе и перспективы её развития

Денежная система РФ после распада СССР функционирует в соответствии с Федеральным законом «О денежной системе РФ» от 25 сентября 1992 г. и Федеральным законом «О Центральном банке (Банк России, ЦБ РФ)» от 10 Июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. от 10 Января 2003 г.), определившими правовые основы.

Современное устройство денежной системы РФ является результатом ряда денежных реформ, проведённых в 1990-е гг.

С момента объявления независимости в 1991 г. до середины 1993 г. в РФ и ряде других стран, образовавших Союз Независимых Государств, обращались денежные знаки бывшего СССР. В результате денежной реформы 1993 г. их хождение на территории страны было прекращено. Со времени денежной реформы 1998 г. установлено настоящее устройство денежной системы РФ.

18 Сентября 1997 г. Правительство РФ приняло постановление об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и монет. С 1 Января 1998 г. Банк России ввёл в обращение банкноты и монеты образца 1997 г.:

·            банкноты достоинством 5; 10; 50; 100; 500 руб.;

·        монеты достоинством 1; 5; 10; 50 коп. и 1; 2; 5 руб.

С 1 Января 2001 г. в обращение введена банкнота достоинством 1000 руб. С 31 Июля 2006 г. в обращение введена банкнота достоинством 5000 руб. С учётом нового масштаба цен 1000 руб. в деньгах старого образца была приравнена к 1 руб. новых денег образца 1997 г. На этом основании пересматривались цены на товары, работы и услуги. Изменение нарицательной стоимости денежных знаков при одновременном соответствующем изменении масштаба цен рассматривается в теории денег как деноминация, т.е. одна из форм денежной реформы, когда путём «зачёркивания нулей» укрупняют масштаб цен. Однако деноминацию рубля с 1 Января 1998 г. нельзя считать денежной реформой, т.к. в стране не были решены многие экономические проблемы, гарантирующие устойчивость денежного обращения. Это подтвердилось событиями II половины 1998 г., когда произошёл резкий рост цен и снижение валютного курса рубля. Целью проводимой деноминации было решение следующих технических задач: упорядочение денежного обращения, облегчение учёта и расчётов в стране, возвращение к привычному масштабу цен.

Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «О Центральном банке РФ(Банке России)»от 10 Июля 2002 г:

официальной денежной единицей в стране является рубль. 1 рубль делится на 100 копеек. Банком России эмитируются: а) монеты 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2, 5, 10 руб.; б) купюры достоинством 5, 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 руб;

·        исключительным правом эмиссии наличных денег, организацией их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России, он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране;

·        соотношение между рублём и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено, а курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ на основании биржевых валютных торгов и публикуется в официальных правительственных изданиях;

·        образцы банкнот и монет утверждаются Банком России;

·        на территории России функционируют наличные и безналичные деньги.

Законом «О денежной системе РФ» от 25 Сентября 1992 г. запрещён выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчёркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения.

Банкноты и металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приёму по их нарицательной стоимости на всей территории РФ во все виды платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для перевода.

Платежи на территории России осуществляются в виде наличных и безналичных расчётов. Формы безналичных расчётов определяются правилами, устанавливаемыми ЦБ в соответствии с законодательными актами РФ.

Кроме наличных денег, определяется условная единица - долговой рубль (дор.). Долговой рубль (дор) - это единица номинала целевого долгового обязательства РФ по гарантированным сбережениям граждан. Она выражается в валюте РФ через долговую стоимость, устанавливаемую на основе необходимого социального набора, включающего минимальный набор продуктов, непродовольственных товаров и услуг.

Закон разделил полномочия правительства и ЦБ в области изготовления денежных знаков. В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возможны следующие обязательства:

·        прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

·        установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;

·        определение признаков платёжеспособности денежных знаков и порядка замены повреждённых банкнот и монет, а также их уничтожения;

·        разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.

Центральный банк регулирует величину и темпы роста денежной массы. По сути дела, монополия Центрального России охватывает сегодня весь спектр вопросов, связанных как с эмиссией денег, так и с организацией их обращения на территории России.

В соответствии с законодательством РФ все коммерческие банки России обязаны в своей повседневной деятельности руководствоваться требованиями Центрального банка, реализуя на практике разработанные им общие положения государственной стратегии денежно-кредитного регулирования.

Требованиям Центрального банка в области регулирования налично-денежного обращения обязаны подчиняться не только коммерческие банки, но и любые другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории России. Реализация подобных требований осуществляется через периодическое издание различных подзаконных актов, например таких, как «Порядок ведения кассовых операций в РФ».

Регулирование обращения безналичных рублей также осуществляется Центральным банком. С этой целью разработано «Положение об организации безналичных расчётов на территории РФ», обязательное для исполнения всеми хозяйствующими субъектами, работающими в России.

В ходе своей повседневной деятельности Центральный банк занимается постоянным отслеживанием денежной массы, обращающейся на территории России.

Регулирование денежного обращения (поддержание денежного равновесия в сфере денежного обращения), возлагаемое на ЦБ, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Порядок выработки и условия реализации единой государственной денежно-кредитной политики, а также инструменты регулирования Центральным банком денежной массы в обращении, отражены в Федеральном законе о Центральном банке РФ.

Такими инструментами и методами, в частности, являются:

·        процентные ставки по операциям Банка России - процентная политика используется для воздействия на рыночные процентные ставки по кредитным операциям, стимулируя рост или сокращение кредитных вложений. Процентные ставки определяются главным образом количеством денег в обращении и эффективностью посреднической деятельностью банковской системы и финансовых рынков;

·        нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам кредитных организаций. Обязательные резервы выполняют не только социальную функцию, гарантируя вкладчиков от полного разорения в случае краха банка, но и служат для ЦБ источником дополнительных финансовых ресурсов, регулирующим наличие денежной массы в обращении;

·        операции на открытом рынке - изменение предложения ссудного капитала в стране путём скупки или продажи ценных бумаг Центральным банком, вливания финансовых средств в экономику или изъятия ликвидных средств;

·        учётная политика - учёт и переучёт коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, транспортных, торговых и других предприятий. Центральный банк выдаёт кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учётную ставку. Как правило, учётная ставка Центрального банка направлена на лимитирование переучёта векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объём выдаваемых ссуд;

·        валютное регулирование - связано с куплей-продажей Банком России иностранной валюты. Эти операции на валютном рынке позволяют ЦБ воздействовать на курс рубля в иностранной валюте и на денежную массу в обращении;

·        прямые количественные ограничения применяются наряду с экономическими методами регулирования; сюда входят установление лимитов на рефинансирование банков, на проведение банками отдельных банковских операций. Банк России может устанавливать также ориентиры одного или нескольких показателей изменения денежной массы.

Следует отметить, что денежно-кредитную политику страны следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учётной политики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок.

Денежная эмиссия и организация наличного денежного обращения наряду с осуществлением денежно-кредитной политики является одной из важнейших функций Центрального банка РФ, влияющей на национальную экономику.

Именно благодаря эмиссии Центральный банк РФ может осуществлять эмиссионное регулирование - регулирование выпуска и изъятия денег из обращения, исходя из потребностей экономики и общества. Эмиссия наличных денег - очень ответственная функция, возложенная на Центральный банк РФ. Именно здесь должна в полной мере проявляться его независимость, т.к. политические условия подталкивают любое государство решить свои проблемы за счет печатания денег. Поэтому весьма важно монопольное право Центрального банка РФ на эмиссию. Эмиссия должна осуществляться с учётом социально-экономической ситуации в стране.

В России действуют следующие принципы эмиссии наличных денег:

·        принцип необязательности обеспечения (не устанавливается официальное соотношение между рублём и золотом или другими драгоценными металлами);

·        принцип монополии и уникальности (эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории России осуществляются исключительно Центральным банком России);

·        принцип безусловной обязательности (рубль является единственным законным платёжным средством на территории России);

·        принцип неограниченной обмениваемости (не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена; при обмене банкнот и монеты на денежные знаки нового образца срок их изъятия из обращения не может быть менее 1 года и более 5 лет);

·        принцип правового регулирования (решение о выпуске денег в обращение и изъятии их из обращения принимает Совет директоров Банка России).

Эмиссию наличных денег проводят ЦБ РФ и его расчётно-кассовые центры (РКЦ). Они открываются в различных регионах страны и выполняют расчётно-кассовое обслуживание расположенных в этих регионах коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в расчётно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение, в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совершают движения, являются резервом.

В оборотную кассу расчётно-кассового центра постоянно поступают наличные деньги от коммерческих банков, но и из неё постоянно выдаются наличные деньги. Таким образом, деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении. Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу расчётно-кассового центра превышает сумму выдач денег из неё, то деньги изымаются из обращения. При этом они переводятся из оборотной кассы РКЦ в её резервный фонд.

Расчётно-кассовые кассовые центры обязаны выдавать коммерческим банкам бесплатно наличные деньги в пределах их свободных резервов. Поэтому, если у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастёт потребность в наличных деньгах, а поступления денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастёт, то РКЦ вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого он на основе разрешения управления Центрального банка РФ переведёт наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией, хотя в целом по стране эмиссии наличных денег может и не произойти.

При осуществлении эмиссии одним РКЦ другой РКЦ может в то же время дополнительно изъять аналогичную сумму наличных денег, поэтому общая масса денег в обращении может и не измениться. Сведениями о том, произошла или не произошла в данный день эмиссия, располагает только Правление Центрального банка, где составляется ежедневный эмиссионный баланс.

Деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступят в операционные кассы коммерческих банков, откуда будут выданы клиентам этих банков, т.е. поступят или в кассы предприятий, или непосредственно населению. При этом деньги списываются со счетов клиентов до востребования.

Следовательно, наличные деньги трансформируются из безналичных денег, находящихся на депозитных счетах, и представляют собой составную часть денежной массы, созданной коммерческими банками, в результате действия механизма банковского мультипликатора. В России на долю наличных денег приходится 1/3 всей денежной массы.

Таблица 4.1. Денежная масса (национальное определение) (млрд. руб.)

Дата

Денежная масса М2

Темпы прироста денежной массы к предыдущему месяцу, %


Всего

В том числе




Наличные деньги (М0)

Безналичные средства


01.12.2006

7 974,4

2 450,7

5 523,7

3,0

01.01.2007

8 970,7

2 785,2

6 185,6

12,5

01.12.2007

11 756,0

3 373,4

8 382,6

3,3

01.01.2008

12 869,0

3 702,2

9 166,7

9,5

01.12.2008

12 839,2

3 793,1

-2,5

10.01.2009

12 975,9

3 794,8

9 181,1

1,1

01.12.2009

13 713,3

3 600,1

10 113,2

2,5

01.01.2010

15 267,6

4 038,1

11 229,5

11,3


Эмитированные в обращение банкноты Центрального банка обеспечиваются совокупностью обязательств перед ним самим. Как видно из табл. 4.2., основной статьей активов Банка России являются средства и ценные бумаги в иностранной валюте, размещённые у нерезидентов (к началу 2010 г. они составляли 80,3 %). Вместе с первой статьёй активов они образуют совокупность золотовалютных резервов государства. В целом по состоянию на начало 2010 г. доля наличных денег в обращении составляла 30 % от всех пассивов главного банка страны (сократившись с 37,4 % в 2007 г.).

Современная Россия пытается развивать свою экономику на принципах свободного рыночного хозяйствования. Это, кроме всего прочего, предполагает большую самостоятельность деятельности всех хозяйствующих субъектов, что, в свою очередь, обуславливает сложность точного учёта всех обращающихся в рамках национальной экономической системы денежных средств.

Высокие темпы инфляции не позволяют достаточно точно провести прогнозные расчёты, связанные с определением денежной массы, необходимой для обращения, и, соответственно, снижают возможность её эффективного регулирования.

Таблица 4.2.Баланс Банка России, млн. руб.

Статьи баланса

На 01.01.2007

На 01.01.2008

На 01.01.2009

На 01.02.2010

АКТИВЫ, всего 1. Драгоценные металлы 2. Средства и ценные бумаги в иностранной валюте, размещённые у нерезидентов 3. Кредиты и депозиты 4. Ценные бумаги 5. Прочие активы ПАССИВЫ, всего 1. Наличные деньги в обращении 2. Средства на счетах в Банке России В т.ч.: Правительства РФ кредитных организаций - резидентов 3. Средства в расчётах 4. Прочие пассивы 5. Капитал

8 203 867 64 303    7 744 466 7 514 279 789 107 795 8 203 867 3 066 355  4 787 552  3 317 090 959 115 31 014 195 593 84 156

12 436 681 346 523    11 511 619 37 109 441 948 99 482 12 436 681 4 124 302  7 608 963  5 119 493 1 298 842 20 847 195 953 462 051

16 963 714 450 332    12 091 074 3 871 335 441 019 109 954 16 963 714 4 378 238  10 237 559  7 093 937 2 010 099 16 119 319 165 1 902 352

15 419 959 764 646    12 383 329 1 705 755 465 936 100 293 15 419 959 4 629 863  7 979 724  4 980 193 1 731 339 8 396 168 319 2 099 113


Современное состояние национальной денежной системы любой страны является результатом длительного исторического развития общества. Денежная система России в полной мере отражает тот путь, который прошло в своём развитии наше государство. Главное, что следует отметить при характеристике денежной системы России, - жёсткий централизм управления этой системой. Объясняется это прежде всего тем, что Россия, в сущности, всегда была унитарным государством с ярко выраженной ориентацией экономической политики на столицу. В таких государствах, как США, изначально развивающихся на федеративных принципах, денежная система меньше подвергается процессам централизации, в большей степени отвечает требованиям среднего бизнеса.

Однако в принципе вопрос о том, какая денежная система более предпочтительна - жёстко централизованная или достаточно свободная от влияния центра, - не актуален. В каждом государстве национальная денежная система отражает исторически сложившиеся закономерности денежного обращения, и перенесения чужого опыта, так сказать, в чистом виде может крайне негативно отразиться на национальной денежно-кредитной и финансовой системах.

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Денежная система - это исторически сложившаяся и закреплённая законодательством форма организации денежного обращения в стране. Она состоит из следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег, порядка их обеспечения, структуры денежной массы, эмиссионной системы, порядка прогнозного планирования, механизма денежно-кредитного регулирования, порядка установления валютного курса, принципов организации денежной системы. В зависимости от того, в какой форме функционируют деньги: как товар - всеобщий эквивалент или как мера стоимости, различают 2 типа денежных систем: металлического обращения и обращения неразменных кредитных и бумажных денег.

Денежные системы находятся в постоянном развитии, что приводит к изменению типов денежных систем. В зависимости от металла, принятого в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различают биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм - денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за двумя металлами: золотом и серебром, монеты из них функционируют на равных основаниях. Существовали 3 разновидности биметаллизма:

) система параллельной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно на рынке;

) система двойной валюты, когда это соотношение устанавливалось государством;

) система «хромающей» валюты, при которой золотые серебряные монеты служат законными платёжными средствами, но не на равных основаниях, т.к. чеканка серебряных монет производилась в закрытом порядке в отличие от свободной чеканки золотых монет. В этом случае серебряные монеты выступали знаком золота.

Монометаллизм - денежная система, при которой один денежный металл является всеобщим эквивалентом и одновременно в обращении присутствуют другие знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, разменная монета), разменные на золото. Существовало 3 разновидности золотого монометаллизма:

) при золотомонетном стандарте золото выполняло все функции денег, в обращении находились как золотая монета, так и знаки золота, производилась свободная чеканка золотых монет с фиксированным содержанием золота, золотые монеты свободно менялись на знаки золота по нарицательной стоимости;

) золотослитковый стандарт характерен тем, что банкноты обмениваются на золотые слитки, но только при предъявлении определённой их суммы;

) особенностью золотодевизного стандарта было то, что банкноты обменивались на девизы, т.е. иностранную валюту, разменную на золото. Важная роль золотодевизного стандарта заключалась в том, что он закрепил валютную зависимость одних стран от других, что явилось основой для создания в последующем системы международных валютных договоров и систем валютного регулирования, обеспечивающих относительную устойчивость свободно конвертируемых валют.

С 30-х гг. XX в. в мире начинают функционировать денежные системы, построенные на обороте неразменных кредитных и бумажных денег. Люди стремились к облегчению своих расчётов, и именно с этой целью был принят новый тип денежной системы, для которой характерно:

·        вытеснение золота как из внутреннего, так и внешнего оборотов и оседание его в золотых резервах;

·        выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных операций банков;

·        развитие безналичного денежного оборота и сокращение налично-денежного оборота;

·        создание и развитие механизмов денежно-кредитного регулирования денежного оборота со стороны государства.

В денежном обороте всё большая роль отводится электронным деньгам. Их распространение в мире имеет большие преимущества: экономит огромные ресурсы (исключается печатание денег, их защита, транспортировка); способствует декриминализации денежных отношений (электронные деньги всегда выступают как именные деньги); позволяет осуществлять тотальный контроль за всеми денежными операциями, отслеживая и предотвращая уклонение от налогов, факты взяточничества и пр. Это позволяет значительно повысить долю безналичного оборота в совокупном денежном обороте, ускорить расчёты, обеспечить лучший контроль и контроль банков и налоговых органов за денежным оборотом, добиться существенной экономии издержек обращения.

В России официальной денежной единицей является рубль, и это положение закреплено в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)». Денежная система нашей страны относится к рыночному типу. В России активно внедряется электронные деньги, позволяющие вести расчёты безналичными платежами.

Денежно-кредитное регулирование экономики Центральный банк проводит путём использования общепринятых в рыночной экономике методов: изменения процентных ставок, резервных требований и проведения операций на открытом рынке.

Эмиссию наличных денег проводят ЦБ РФ и его расчётно-кассовые центры (РКЦ). Денежная эмиссия и организация наличного денежного обращения наряду с осуществлением денежно-кредитной политики является одной из важнейших функций Центрального банка РФ, влияющей на национальную экономику.

Анализируя структуру денежной массы России за последние 5 лет, можно сделать вывод, что количество безналичных денег превышает количество наличных в 3 раза. И это не может не радовать, т.к. излишнее количество наличных денег может привести к обесцениванию.

Библиографический список

1. Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой : Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 620 с.

. Воронин В.П., Федосова С.П. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие. - М.: Юрайт - Издат, 2006.

. Общая теория денег и кредита: Учебник/ Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003

. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 345 с.

. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/А.Ю. Казак, М.С. Марамыгин, Е.Н. Прокофьева, Е.Г. Шатковская, О.А. Солодова, Т.Д. Сиколенко; под ред. проф. А.Ю. Казака, проф. М.С. Марамыгина. - М.: Экономистъ, 2007. - 656 с.

. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Г.Е. Алпатов, Ю.В. Базулин и др.; Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 624 с.

. Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Финансы и статистика, 2008. - 544 с.

. Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина. - 6-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2007. - 560 с.

. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб./Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2004.

. Свиридов О.Ю.

Деньги, кредит, банки. Серия «Учебники, учебные пособия», - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 476 с.

. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. - Мн.: Мисанта, 2005. - 512 с.

. Челноков Вячеслав Алексеевич

Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (080105) «Финансы и кредит» / В.А. Челноков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 447 с.

. Щегорцов В.А., Таран В.А. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.А. Щегорцова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 383 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!