Международная торговля и место России в ней

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    54,56 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международная торговля и место России в ней















Курсовая работа

Международная торговля и место России в этом процессе

Введение

Внешняя торговля занимает важное место в процессе экономического развития государства. С одной стороны, присутствие импортных товаров на внутреннем рынке страны создает для отечественных товаров необходимую конкурентную среду, которая способствует повышению качества отечественных товаров, организации отечественного производства на уровне современных достижений науки и техники. С другой стороны, если страна не располагает необходимыми финансовыми ресурсами для обновления производства, то импортные товары могут полностью вытеснить отечественную продукцию и привести к сокращению производства на отечественных предприятиях. Кроме того, экспорт из страны товаров и услуг положительно сказывается на ее экономическом развитии и приносит доходы бюджету.

В этой связи государство не может устраниться от контроля и регулирования в этой области экономических отношений, то есть от проведения государственной внешнеторговой политики.

Появление сначала ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), а затем и Всемирной торговой организации (ВТО) знаменовало собой и завершило процесс перехода государств с двустороннего на многостороннее регулирование международной торговли. Нет сомнения, что таким же путем идет развитие глобальной финансовой и инвестиционной систем.

Перспективы и проблемы участия России в ВТО выходят за рамки самой Организации, поскольку ВТО - одна из структур глобального управления миром. По сути, ВТО превращается в своего рода мировое «министерство торговли»,

Со вступлением в ВТО у нашей страны появляется возможность извлечь выгоды из решений и правопорядка внутри ВТО, заложить интересы России в право ВТО и в организационные мероприятия внутри Организации, ослабить негативное воздействие от них на внешнюю торговлю России и ее экономику.

Если учесть, что ВТО - один из механизмов глобализации, через эту Организацию можно оказать стимулирующее или, наоборот, сдерживающее влияние на отдельные стороны процесса глобализации. Вместе с тем, предстоящее вступление и участие России во Всемирной торговой организации (ВТО) не только открывает новые возможности, но и несет определенные риски для российской экономики. Важно предвидеть и своевременно нейтрализовать эти риски, что также должно повысить эффективность членства России в ВТО.

Целью курсовой работы: является рассмотрение место и роли России во внешней торговле.

Для того чтобы достичь цели необходимо решить следующие задачи:

необходимо рассмотреть Государственные органы и основные принципы регулирования внешней торговли;

проанализировать место и роль России в мировой торговле и основные инструменты регулирования;

рассмотреть институциональную инфраструктуру ВТО.

1. Государственные органы и основные принципы регулирования внешней торговли

регулирование импорт экспорт торговля

Регулирование и контроль в сфере внешней торговли на общегосударственном уровне осуществляют федеральные органы власти и управления, Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой внешнеэкономической политики, представляет соответствующие программы деятельности, принимает решения по основным направлениям внешнеторговой политики, а также принимает в пределах своей компетенции решение о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации.

Непосредственную реализацию задач государственной внешней торговли, а также разработку и принятие мер в данной области осуществляют специализированные органы исполнительной власти на федеральном уровне, внешнеэкономический аппарат местных органов власти, а также зарубежный торговый аппарат.

Одним из ключевых внешнеэкономических ведомств, осуществляющих регулирование во внешней торговле и - контроль за соблюдением государственных интересов в данной сфере, являлось Министерство внешних экономических связей и торговли (МВЭС). В соответствии с новой структурой исполнительной власти МВЭС, в сентябре 1998 г., было преобразовано в Министерство торговли. В его функции входит координация целого ряда направлений внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. №1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [10] функции, выполняемые ранее бывшим Министерством внешних экономических связей и торговли, перешли к вновь образованному Министерству торговли.

Основные функции Минторга России: разработка и реализация предложений по повышению эффективности ВЭС РФ и конкурентоспособности российских экспортных товаров на мировых рынках, механизму государственного регулирования и в целом по государственной программе развития внешних экономических связей и основных принципов внешнеэкономической политики, участие в осуществлении экспортного контроля, оперативное нетарифное регулирование ВЭС, участие в работе по привлечению государственных, банковских и коммерческих кредитов, подготовка и проведение переговоров по дальнейшей интеграции России в мировое хозяйство.

Аппарат уполномоченных Минторга на местах осуществляет содействие развитию экспортного потенциала, государственный контроль и регулирование внешних экономических связей в регионах, обеспечивает необходимые условия для выхода участников внешнеэкономической деятельности на внешний рынок.

Важную роль в представлении государственных интересов во
Внешнеэкономической области и обеспечении их защиты играет зарубежный аппарат внешнеэкономического регулирования, представленный торговыми представительствами России и аппаратом торговых советников при посольствах РФ. Они содействуют проведению эффективной внешнеэкономической политики в странах пребывания, осуществляют контроль в рамках своей компетенции за соблюдением государственных интересов российскими участниками ВЭС и координацию их деятельности, обеспечивают защиту в странах пребывания интересов российских предприятий.

Министерство экономики Российской Федерации как ведущий орган федеральной исполнительной власти по разработке и проведению единой социально-экономической политики занимает важное место в регулировании внешней торговли. Оно с участием заинтересованных министерств и ведомств принимает непосредственное участие в согласовании вопросов экономического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами и торгово-экономическими союзами; разрабатывает вопросы инвестиционной и кредитной политики, представляет предложения по использованию кредитов; рассматривает ресурсные возможности осуществления внешнеэкономических операций по важнейшим группам товаров и услуг.

На Государственный таможенный комитет (ГТК) возложены функции осуществления таможенного регулирования и контроля. В систему ГТК наряду с центральным аппаратом входят региональные и специализированные таможенные управления, таможни и таможенные посты. ГТК формирует и представляет в виде своих официальных публикаций данные по внешнеторговой статистике, подготавливаемые на основе грузовых таможенных деклараций. Наряду с этим ГТК оказывает содействие развитию около таможенной инфраструктуры, в частности сети таможенных брокеров и таможенных складов.

Министерство финансов совместно с Министерством экономики и Минторгом разрабатывает предложения об объемах и направлениях использования централизованных поступлений и расходов торгового и неторгового характера. По поручению правительства осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями, проводит с представителями этих организаций переговоры и консультации по вопросам финансовой политики.

В соответствии с законодательством Центральный банк является ключевым звеном валютного регулирования страны, который определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты, издает нормативные акты, обязательные к исполнению валютными резидентами и нерезидентами, устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям.

Среди организаций, содействующих развитию внешнеторговой деятельности, ведущее место принадлежит Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ, которая, являясь негосударственной некоммерческой общественной организацией, созданной российскими предприятиями, призвана содействовать всем формам их предпринимательской деятельности в России и за рубежом. Система ТПП РФ включает республиканские и региональные организации, при ней действует ряд объединений: «Совинцентр» и «Внешэкономсервис» (оказание услуг российским и иностранным предпринимателям по установлению деловых контактов, предоставление агентских и посреднических услуг); «Экспоцентр» (организация выставок российских товаров за рубежом и иностранных товаров в России, участие в международных выставках); «Союзпатент» (содействие предприятиям в патентовании своих изобретений за границей); «Союзэкспертиза» (экспертиза экспортных и импортных товаров) и др. При ТПП РФ действуют Арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия.

По мере активизации предпринимательской деятельности российских предприятий в регионах происходит нормативно-правовое упорядочение внешнеэкономической деятельности с разграничением полномочий между федеративными и региональными органами. Администрации регионов направляют свою деятельность на расширение деловых контактов с зарубежными организациями и фирмами участников внешней торговли, расположенных на их территории, развитие экспортной базы и рационализацию импорта, повышение инвестиционной привлекательности, в частности посредством установления гарантий со стороны администраций области для иностранных инвестиций и кредитов. Они получили возможность вступать в договорные отношения с зарубежными партнерами по внешнеэкономическим сделкам при наличии валютных средств; принимать участие в создании на совместной основе с зарубежными партнерами организаций, связанных с обеспечением социальной и производственных сфер современным оборудованием. Местные органы власти непосредственно занимаются организацией и поддержанием приграничной и прибрежной торговли.

Накопленный опыт  в реализации общегосударственной внешнеэкономической политики, обеспечившей переход от административных в основном к экономическим мерам регулирования, дал возможность подготовить с использованием мировой практики Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», вступивший в силу с 1 июня 1996 г. [5] В нем изложены основные принципы регулирования внешнеторговой деятельности, проведено разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в данной области, перечислены основные функции федеральных исполнительных и законодательных органов, ответственных за регулирование ВЭД, определены основы таможенно-тарифного и административного регулирования, экспортно-импортного валютного контроля, важнейшие формы содействия развитию внешнеторговой деятельности.

Основными принципами регулирования внешней торговли являются:

) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности;

) единство таможенной территории Российской Федерации;

) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Расширение числа участников экспортно-импортных операции существенно обострило проблему валютного регулирования и контроля, потребовало обеспечения необходимой правовой базы для деятельности государства в данной области. Базисным документом, определяющим основные принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, порядок и сферы применения валютных ценностей российскими предприятиями, организациями и гражданами, является Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 г. (ред. от 26.07.06 г.) [6].

2. Место и роль России в мировой торговле

 

.1 Государственное регулирование экспорта товаров и услуг


В соответствии с ныне действующим в сфере внешней торговли законодательством экспорт товаров из России освобожден от каких-либо количественных или тарифных, ограничительных мер. Существующие ограничительные меры распространяются лишь на относительно небольшую группу товаров, экспорт которых осуществляется с использованием элементов государственного регулирования.

К категориям товаров, экспорт которых требует специального разрешения, хотя и не подпадает под количественные ограничения, относятся: оружие; товары и технологии двойного назначения, экспорт которых осуществляется особым порядком по соображениям национальной безопасности; специфические товары, экспорт которых может при определенных условиях нанести ущерб национальным интересам. Данные категории товаров экспортируются лишь с разрешения министерств или ведомств, курирующих соответствующую отрасль.

Министерство природных ресурсов России осуществляет экспортный контроль по вывозу редких животных и растений, а также совместно с Министерством здравоохранения экспорт сырья растительного и животного происхождения. Для экспорта товаров двойного назначения требуется разрешение Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю. В случае если на экспортный товар распространяются ограничения, право на вывоз должно подтверждаться экспортной лицензией. Лицензии выдаются компетентными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, в первую очередь Минторгом РФ.

Действовавшая в течение определенного времени система квотирования экспорта была отменена Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. №1007, за исключением тех случаев, когда оно необходимо для выполнения международных обязательств России. Это - экспорт карбамида кремния, нитрата аммония, некоторых групп текстильной продукции, стального проката, трансформаторной стали, квота на ввоз которых устанавливается ЕС.

Выдаваемые по ранее названным группам товаров лицензии или разрешения на осуществление экспортных операций делятся на генеральные и разовые. Генеральная лицензия выдается на один календарный год для осуществления государственных нужд, причем эти операции могут осуществляться по одной или нескольким сделкам. Разовые лицензии оформляются по каждой конкретной сделке с максимальным сроком до одного года.

В условиях, когда в большинстве сырьевых отраслей достигнуты предельные значения экспортной квоты, при неустойчивости хозяйственной конъюнктуры на мировых рынках при сохраняющейся низкой конкурентоспособности готовой продукции, росте цен основной акцент экономических реформ в стране переносится в сферу структурных преобразований и все более важной задачей во внешнеэкономической области становится поддержка отечественного товаропроизводителя. В настоящее время она осуществляется по трем основным направлениям: стимулирование промышленного экспорта, обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров на внешний рынок, защита внутреннего рынка.

В связи с серьезными ограничениями, накладываемыми на финансовую поддержку экспортеров в рамках бюджетов, все большее значение приобретают меры торгово-политического характера, проводимые, в частности, через двусторонние межправительственные комиссии по-торгово-экономическому сотрудничеству, торговые представительства России за рубежом, которые в своей деятельности ориентированы на продвижение российских товаров на зарубежные рынки и привлечение иностранных инвестиций, а также на содействие осуществлению региональных программ развития внешнеэкономической деятельности за счет собственных ресурсов регионов и привлекаемых инвестиций.

Необходимой составляющей складывающейся инфраструктуры поддержки экспорта следует назвать создаваемую на федеральном уровне систему внешнеторговой информации. Одним из приоритетных направлений в данной области становится создание и объединение информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, торговых представительств за рубежом и заинтересованных организаций в регионах (прежде всего местных администраций и аппаратов уполномоченных Минторга).

Наряду с этим составным элементом государственной поддержки экспорта является создание благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, С этой целью ведется работа по противодействию дискриминации российских экспортеров на внешнем рынке, устранению барьеров на пути российских товаров.

На начало 1998 г. ограничительные меры по отношению к России использовали 18 торговых партнеров (ЕС, США, Канада, Турция и др.) По оценке бывшего МВЭС, минимальный прямой ущерб от различных ограничений (а их сейчас более 50) составляет порядка 500 млн. дол. В целях обеспечения благоприятных условий для деловой активности за предшествующий период было урегулировано 7 торговых споров (без применения ограничительных мер), в 11 случаях ограничения были минимизированы. Подписаны соглашения с США и ЕС, обеспечивающие соблюдение интересов российских производителей по ряду видов металлопродукции.

На решение задачи защиты российских экспортеров, расширения доступа российских товаров на внешние рынки направлена работа по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это должно, прежде всего, обеспечить улучшение условии торговли для отечественных товаров и услуг, позволить преодолеть сохраняющиеся элементы дискриминации по отношению к России со стороны западных государств, не признающих за нашей страной статуса страны с рыночной экономикой, использовать механизмы международной правовой базы для защиты интересов национальных предпринимателей за рубежом.

Вместе с тем в ходе процесса вхождения в ВТО России предстоит принять на себя многие обязательства по обеспечению доступа на внутренний рынок иностранных товаров, услуг и капитала, а также касающиеся дисциплины поведения и разрешения коммерческих споров. При этом надо иметь в виду, что отношения между членами ВТО строятся на принципе взаимности и несоблюдение взятых обязательств может повлечь ответные меры.

 

.2 Государственное регулирование импортных операций


Осуществление импортных операций в России участниками ВЭД, так же как и экспортных, полностью либерализовано. Исключением являются отдельные группы товаров, подлежащих лицензированию и квотированию.

Основным инструментом регулирования импорта в Россию является таможенный тариф. Это систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы при ввозе товаров, т.е. таможенных пошлин.

Порядок формирования и применения таможенного тарифа в Российской Федерации устанавливается Законом РФ «О таможенном тарифе» №5003-1 от 21.05.1993 г. (ред. от 10.11.2006 г.). [7]

В настоящее время в таможенном тарифе применяется несколько видов пошлин, которые связаны со способом их установления. В первую очередь это адвалорные пошлины, где плата устанавливается в процентном отношении к стоимости товара. Вместе с этим используются и специфические ставки пошлин, размер которых выражается в виде определенной стоимостной величины, взимаемой с объема или количества товара. Применяются также комбинированные ставки, когда одновременно устанавливаются и адвалорная, и специфическая пошлины по отношению к одному товару.

При установлении ставок таможенных пошлин ведущим является режим наиболее благоприятствуемой нации, т.е. наличие в двусторонних договорах и соглашениях Российской Федерации статьи, где говорится, что каждая из сторон предоставляет другой такой же режим в отношении тарифов и льгот, как и предоставляемый нации наибольшего благоприятствования, с которой торгует каждая из стран. В российской правовой практике по отношению к нерезидентам может применяться и национальный режим, например: при определении условий иностранных прямых инвестиций, спасении граждан и грузов при авариях и др.

В этой связи базисные ставки таможенных пошлин, указанные во второй колонке российского таможенного тарифа, - это ставки для товаров, происходящих из стран, с которыми у России заключены соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Первая колонка содержит преференциальные пошлины, предоставляемые ряду развивающихся стран, которые устанавливаются в половинном размере к базисным. В отношении товаров из стран, с которыми у России подобных соглашений нет, в третьей колонке указаны пошлины, взимаемые по двойной стайке. С товаров из стран СНГ, а также наименее развитых стран ввозные пошлины не устанавливаются вовсе.

Выступая инструментом торговой политики и государственного регулирования рынка товаров Российской Федерации при его взаимодействии с мировым рынком, импортный тариф преследует в первую очередь следующие цели:

·   рационализация товарной структуры импорта;

·   формирование условий для прогрессивных изменений структуры национального производства и потребления;

·   защита российского рынка от недобросовестной иностранной конкуренции;

·   создание условий для эффективной интеграции России в мировую экономику, включая присоединение к международным организациям;

·   улучшение структуры платежного баланса.

Таким образом, российский тариф основан на принципах построении импортных тарифов, применяемых в большинстве стран. Это, во-первых, эскалация тарифа, т.е. повышение ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции. Во-вторых, эффективный тариф - установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития собственных производств, с высокой долей вновь созданной стоимости.

Формирование таможенного тарифа, отвечающего приведенным выше требованиям, возможно на основе развитой потоварной классификации.

Для условий России применяется в качестве основы дли определения тарифа Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД СНГ), построенная па базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (первые шесть знаков цифрового кода ТН ВЭД СНГ) и Комбинированной номенклатуры Европейского Союза (следующие восемь знаков цифрового кода ТН ВЭД СНГ), С 1 января 1997 г. РФ присоединилась к «Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров» от 14 июня 1983 г.

Помимо этого, на развитие отечественного таможенного тарифа в ближайшее время существенное воздействие окажут факторы, связанные с процессом вступления России в ВТО, Важным и ответственным условием членства в этой организации является соглашение о тарифных уступках на основе сохранения эффективной тарифной защиты национальной экономики на среднесрочную перспективу. В рамках этого соглашения значительная часть товарных позиций таможенного тарифа приобретает статус так называемых связанных позиций.

Необходимо особо отметить, что переговоры по присоединению РФ к ВТО ведутся весьма интенсивно. Присоединение к ВТО будет способствовать ликвидации искусственных и дискриминационных ограничений для экспорта РФ. В свою очередь, РФ и впредь будет следовать либерализации своего внешнеторгового режима и приведения национального законодательства в соответствие с положениями и правилами ВТО.

В регулировании импорта из России все более активно будет использоваться механизм защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Введение подобных мер будет исходить из результатов объективно проведенных расследований с участием всех заинтересованных сторон. Ряд таких расследований уже проведен. Но они не привели к введению каких-либо ограничительных мер в отношении импорта.

В перспективе эволюция таможенного тарифа будет проходить в сторону снижения общего уровня ставок. В рамках этой эволюции предполагается проведение как минимум двух масштабных корректировок ставок таможенных пошлин как следствия структурных преобразований национальной экономики, включающих реформирование отраслей с относительно низкой капиталоемкостью, повышение конкурентоспособности отраслей нетрадиционного для страны экспорта готовых изделий (предположительно этот период будет равен 4-7 годам); создание современной структуры экономики, на основе которой будет определена стратегическая роль России в системе мирохозяйственных связей (свыше 10 лет).

Правительством будут приниматься решения о повышении таможенных пошлин за 180 дней до их официального вступления в силу.

Для начисления и уплаты импортной пошлины необходимо определить таможенную стоимость товара (в%), от которой устанавливается сумма платежей. Ныне действующий порядок предусматривает шесть методов платежей:

Ø  по цене сделки с ввозимым товаром;

Ø  по цене сделки с идентичными товарами;

Ø  по цене сделки с однородными товарами; метод вычитания стоимости; метод сложения стоимости; резервный метод.

Основным является первый метод, при котором таможенная стоимость определяется как цена сделки с дополнительными выплатами расходов, ранее не учтенных в цене (расходы по доставке товара до места ввоза и т.д.). Второй и третий методы предполагают, что таможенная стоимость определяется исходя из цены единицы товара, по которой реализуются однородные или идентичные товары при ввозе в Россию. Метод вычитания стоимости предполагает вычитание из таможенной стоимости, рассчитанной вторым и третьим методами импортных пошлин, налогов и иных платежей; метод сложения стоимости - путем сложения стоимости издержек производства, обычных затрат на продажу подобных товаров и прибыли экспортера. При резервном методе таможенная стоимость оценивается исходя из мировой практики установления цен на одну и ту же группу товаров.

Импортная пошлина взимается до или в момент оформления таможенной декларации и уплачивается в рублях или в свободно конвертируемой валюте по желанию импортера. Иностранная валюта при этом пересчитывается в рубли по курсу, котируемому Центральным банком на день принятия к оформлению грузовой таможенной декларации. Для подтверждения производимой оплаты импортер прилагает к таможенной декларации платежный документ с соответствующей пометкой уполномоченного банка.

Наряду с оплатой таможенных пошлин при импорте товаров, как правило, должны уплачиваться налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы (по подакцизным товарам), сбор за таможенное оформление.

Налог на добавленную стоимость уплачивается обычно в тех размерах, что и по товарам российского производства (в настоящее время - 18%). От уплаты НДС освобождаются товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи, товары, ввозимые в качестве вклада в уставный капитал, и ряд других позиций. Базой для налогообложения при исчислении НДС является величина, включающая таможенную стоимость, таможенную пошлину и сумму акциза, в то время как при исчислении акциза - только таможенная стоимость товара.

Для начала таможенного оформления товара лицо, ввозящее товары, или перевозчик обязаны уведомить таможенные органы о намерении перевести их через таможенную границу Российской Федерации. Дата подачи, уведомления о намерении считается датой начала оформления. Таможня, расположенная в пункте пропуска на границе (таможня отправления), регистрирует уведомление и определяет, когда и куда товар должен быть доставлен для дальнейшего оформления (таможня назначения). Перевозчик должен доставить товар и документы на него в таможню назначения в установленный срок без изменения состояния товара.

Таможня отправления направляет товар в таможню назначения при условии:

·   составления внутреннего транзитного документа (на базе НТД); предъявления счета-фактуры;

·   предъявления гарантийного обязательства получателя об уплате таможенных пошлин, налогов и сборов в случае непредставления товаров в таможню назначения.

По прибытии товаров в таможню назначения подается краткая декларация. Заявитель в установленные таможней сроки предъявляет следующие основные документы:

Ø  грузовую таможенную декларацию;

Ø  паспорт сделки для импортного валютного контроля;

Ø  для лицензируемых товаров - лицензию;

Ø  для товаров, подлежащих контролю различных государственных органов, - разрешение этих органов.

Предъявляя товар для таможенного оформления, импортер также должен представить документы об уплате сбора за таможенное оформление, импортной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза. При определенных условиях таможня может предоставлять отсрочку уплаты пошлин и налога на срок не более 60 дней.

Среди представляемых документов следует отметить в первую очередь важность грузовой таможенной декларации. Она соответствует образцам, используемым в международной практике, и состоит из четырех листов. Первый лист декларации остается в таможне, второй направляется в ГТК, третий - банку, осуществляющему расчеты по таможенным платежам, четвертый - государственному статистическому органу Российской Федерации.

Пример таможенного оформления грузов ОАО «Востокэлторг».

ОАО «Востокэлторг» заключило контракт на импорт японских видеомагнитофонов в количестве 1000 шт. Произведена оплата видеомагнитофонов по контракту с валютного счета импортера, открытого в его банке «Лига».

«Востокэлторгом» соблюдены установленные правила о ввозе товара на таможенную территорию в течение 180 дней со дня оплаты счета-фактуры иностранного поставщика.

Заблаговременно до представления импортируемых товаров к таможенному оформлению компанией подготовлен пакет документов по организации и грузу, заполнена грузовая таможенная декларация (ГТД) и произведена оплата всей суммы таможенных пошлин (по ставке 20%) и сборов, акцизов и НДС.

Немедленно после извещения о прибытии груза в контейнерах в порт Находку представитель компании-декларанта предъявил таможне порта наряду с ранее полученными транспортными и коммерческими документами грузовую таможенную декларацию, паспорт сделки для импортного валютного контроля (ПСи), а также платежные документы, подтверждающие уплату всех таможенных платежей. Таможенные органы проверили соответствие данных, содержащихся в ПСи, сведениям, заявленным в ГТД, условиям контракта и информации из других имеющихся в распоряжении документов. Поскольку такие расхождения отсутствовали, с таможней были согласованы время и место таможенного досмотра, где осуществлены снятие пломб- с контейнеров и проверка партии видеомагнитофонов по количеству, торговой марке и основным данным в соответствии со счетом-фактурой. После этого компания получила груз и свое распоряжение для последующей реализации в сети своих магазинов. В настоящее время в России в соответствии с Законом «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» действует ряд количественных ограничений с целью защиты внутреннего рынка. Они распространяются на импорт отдельных видов спирта и алкоголя, сахара, некоторых текстильных товаров.

Используется система санитарных, экологических и технических ограничений. Особый порядок, продиктованный соображениями охраны жизни и здоровья населения, действует в России в отношении импорта лекарственных средств. Ввоз лекарств осуществляется на основе лицензий Министерства здравоохранения России.

Являясь членом Базельской конвенции о трансграничных перевозках опасных отходов, Монреальского протокола об озоно разрушающих веществах, РФ соблюдает международные правила о лицензировании специфических товаров - химических средств защиты растений (лицензия Министерства сельского хозяйства и продовольствия), промышленных отходов (лицензия Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов). В рамках Вассенаарских договоренностей, ряда других международных режимов выполняются вес необходимые требования и правила в отношении импорта чувствительных товаров и товаров двойного назначения. Выдаваемые указанными министерствами разрешения являются основанием для последующей выдачи экспортной лицензии.

В связи с тем, что ввозимые на территорию РФ товары должны обязательно соответствовать устанавливаемым для них требованиям безопасности, существенное воздействие на состояние импортной торговли оказывают так называемые технические меры регулирования (стандарты, санитарные и фитосанитарные, экологические и ветеринарные нормы, требования к сертификации, упаковке и маркировке и т.д.).

Общее руководство этим комплексом мер осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации, сертификации и метрологии (Госстандарт), который действует на основе Закона РФ «О Гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998 г. №113-ФЗ (ред. от 02.02.2006 г.) [8], «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. №2300-1 (ред. от 25.11.2006 г.) [9] и ряда других законодательных и нормативных актов.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» обязательной сертификации подлежат товары и услуги, от качества которых зависят здоровье и жизнь человека, состояние окружающей среды. В отношении других групп товаров действует система добровольной сертификации на основе соглашений покупателя и продавца.

Список товаров, подлежащих обязательной сертификации (т.е. определению их соответствия действующим российским стандартам и регламентам), устанавливает Правительство Российской Федерации. Ныне действующий перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1013 (ред. 17.12.2005 г.), с изменениями и дополнениями с 01.01.2007 г. Он действует в равной степени в отношении как российских, так и иностранных товаров.

В частности, что касается товаров, ввозимых из-за рубежа, то для того, чтобы начать процедуру таможенного оформления, импортер должен получить в Госстандарте или его территориальных органах (центрах стандартизации и метрологии) сертификат соответствия.

В зависимости от вида товара такой сертификат выдается:

·   для промышленной продукции - на основании проверок, испытания и контроля качества продукции, выполненных собственно в системе Госстандарту или в аккредитованных при нем лабораториях и фирмах;

·   для пищевкусовых товаров, лекарственных средств и г.п. - на основании заключений;

·   Департаменту санитарии и эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения (Госсанэпиднадзор),

·   Департаменту ветеринарного контроля Министерства сельского хозяйства и продовольствия;

·   Государственной инспекции карантина растении при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия.

При ввозе товаров в Россию сертификат должен быть в обязательном порядке предъявлен при следующих таможенных режимах:

·   выпуск товаров для свободного обращения;

·   реимпорт;

·   переработка под таможенным контролем;

·   переработка вне таможенной территории (при ввозе продуктов переработки). При этом наличие сертификата и знака соответствия должно предусматриваться в контракте на поставку данных товаров в Россию.

В настоящее время Российская сторона активно работает над проведением национальных технических мер регулирования в соответствии с Соглашениями ВТО о технических барьерах в торговле (ТВТ) и о санитарных и фитосанитарных мерах (СПС). Начата работа по созданию при Госстандарте информационного центра по распространению информации о принятых и разрабатываемых стандартах и регламентах.

 

2.3 Роль и перспективы развития России в мировой торговле


Выход национального хозяйства России из кризисного состояния, формирование условий стабильного экономического и социального развития, особенно в перспективе, правомерно связывают с опорой прежде всего на внутренние факторы роста, более последовательным и эффективным их использованием в сочетании с внешними факторами. Соблюдение этого требования предполагает рациональное улучшение структуры экономики, диверсификацию экспорта, при последовательном существенном уменьшении в нем доли сырьевых товаров, энергоносителей, повышая в нем удельный вес продукции высокой степени обработки, новых технологий, инновационных решений.

В последние годы, особенно с 2002-2003-го наметились относительно высокие, опережающие по сравнению со среднегодовыми в мире и в экономически развитых странах (≈3-4%) темпы прироста российского ВВП - 5,8-7%, также более высокими были и темпы прироста внешней торговли страны - 12-15%, по сравнению со среднемировыми - 7-8% за 1996-2005 годы.

Это, с учетом предпринимаемых мер по концентрации усилий в структурообразующих отраслях промышленности (авиационной, автомобильной, судостроительной), усилению инновационных начал и внедрению нанотехнологий, в известной мере обнадеживает и позволяет сделать прогнозную оценку развития макроэкономических показателей России в сравнении с мировыми макроэкономическими индикаторами - ВВП, мировой и внешней торговли на предстоящий период 2006-2015 годов.

Предварительные фактические данные статистики за 2006 год уже имеются. Объем суммарного ВВП стран мира составил (в текущих ценах) - 48,7 трлн. долл., а России, соответственно, - 925,4 млрд. долл.; (24,5 трлн. руб.), мировая торговля товарами, услугами достигла 25,4 трлн. долл., а российская внешняя торговля - 468,4 млрд. долл. Относительный показатель удельного веса России в мировом ВВП обозначился, таким образом, на уровне ≈2%, а ее доля в мировой торговле - 1,8% в том числе по экспорту - 2,4%, а по импорту - 1,3%. Среднемировое соотношение объема мировой торговли и суммарного ВВП достигло 52,2%, а внешней торговли и ВВП России - 50,6%.

Исходя из стартовых макроэкономических данных 2006 года, приведенных выше, попытаемся дать прогнозную оценку их развития и состояния к концу этапа - на 2015 год в сравнении с общемировыми, опираясь на фактический тренд грядущего десятилетия с определенными поправками, о которых будет кратко сказано ниже.

Предположим при этом, что существенных сдвигов в динамике соответствующих показателей мировой экономики не произойдет.

В экономике России в годы прогнозного периода (2006-2015 годы) необходимы существенные и масштабные изменения структурного характера, которые неизбежно отразятся на макроэкономических результатах, показателях их динамики. Это курс на модернизацию, обновление обрабатывающей промышленности (особенно отраслей машиностроения), формированияе нового полноценного индустриального комплекса. Потребуются массивные масштабные затраты в соответствующие отрасли и производства, инфраструктуру, отдача от которых маловероятна в пределах обозначенного срока. Существенные вложения необходимы для восстановления и развития на новой основе сельского хозяйства, включая его жизненно-социальную структуру. В многомиллиардных расходах нуждается жилищно-коммунальная сфера - ремонт ветхого и аварийного фонда, переселение проживающих там граждан. Безотлагательные решения и меры обусловлены в части подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов практически для всех сфер производственной деятельности, основных научно-практических направлений. Благоприятная внешнеэкономическая ситуация, характеризующаяся высоким и повышенным уровнем экспортных цен на основные товары российского вывоза (энергоносители, черные и цветные металлы, минеральные удобрения и т.п.), как можно предположить, будет способствовать, во всяком случае в первые три-шесть лет прогнозного периода, созданию условий устойчивого финансирования, названных и других необходимых мер. Некоторое ухудшение мирохозяйственной конъюнктуры, ее благоприятствующих факторов возможно и вероятно в 2011-2015 годах.

Хотя прогнозируется дальнейшее повышение цен на энергоносители (нефть и газ) и другие сырьевые товары, их экспорт мало возможен, скорее всего они будут удерживаться, что более вероятно, на сложившемся уровне и иногда несколько снижаться. Однако снижение цен не удастся компенсировать увеличением объема продаж, поскольку в настоящее время прирост валютной выручки от экспорта за счет повышения цен и от увеличения реального объема реализации соотносится практически в России 9:1 (2006-2007 годы).

Исходя из представленных посылок, сделана приводимая ниже прогнозная оценка макроэкономических показателей развития России в сопоставлении с мировым хозяйством в указанные годы. Нами были сделаны двухвариантные расчеты динамики (по темпам прироста) по четырем макроэкономическим показателям (I - суммарный ВВП мира, II - ВВП России, III - оборот мировой торговли, IV - внешняя торговля РФ в разбивке на два этапа (2006-2010-й и 2011-2015-й годы). При этом параметры прироста на втором этапе несколько ниже, чем на первом, и для мировой, и для российской экономики, что обусловлено вероятностью уменьшения темпов прироста экспортных цен и некоторого их снижения в отдельные годы, что обусловливается масштабными сдвигами в хозяйственной структуре ведущих стран, постепенным формированием обновленного состава экспорта. Во внешней торговле, особенно экспорте, вРоссии возникнут и будут усиливать воздействие на экономику диверсификация производства и экспорта. В то же время их использование будет замедляться нехваткой квалифицированных рабочих и специалистов, подготовка и подключение которых требуют значительного (15-20 лет) времени, неудовлетворительной инфраструктурой, дорожно-транспортным обеспечением, явно слабыми темпами структурной перестройки экономики, необоснованно заниженным объемом инвестиций - их доля в России около 18% ВВП, то есть значительно меньше, чем в ведущих странах мира (в США - 22-25%, в Китае - свыше 40%, в основных странах ЕС - 20-25% и т.д.).

Исходя из этого и учитывая, что те или иные факторы будут действовать в разной мере, а некоторые трудности удастся преодолеть, мы сделали многовариантные расчеты, предполагая дифференциацию темпов прироста макроэкономических показателей как в прогнозируемом периоде, так и на его этапах. В качестве основного на весь период прогноза принят вариант темпов прироста мирового ВВП (I) - 3,3% и ВВП России (II) - 6,0; мировой торговли (III) - 7,5; внешней торговли России (IV) - 11%. При этом на первом этапе (2006-2010 годы) они предположительно будут на 1-3 процентопункта выше, а на втором - ниже. Во втором варианте темпы прироста приняты на 2-3 процентопункта выше и дифференцируются по этапам в соответствующих пределах. Тем самым абсолютные величины рассматриваемых макропоказателей обозначаются на разных уровнях. По принятой в качестве средней величины они сложатся на следующем уровне: мировой ВВП - 65,2 трлн. долл., ВВП России -1,56 трлн. долл., мировая торговля - 48,7, внешняя торговля России -1,2 трлн. долл., то есть возрастут соответственно примерно в 1,3; 1,7; 1,9 и 2,6 раза. Приводимые расчетные данные выводят нас на следующие сравнительные по отношению к общемировым показатели к 2016 году: доля внешней торговли в ВВП - 76,9 при среднемировом - 74,7. Есть определенные и достаточные подвижки позитивного характера, не обеспечиваемые пока качественными сдвигами в национальной экономике России. Но это обнадеживающий признак.

А как представляется дальнейшая ситуация в более долгосрочном плане - в 2016-2030 годах. Если принять избранную схему и на этот прогнозный срок, вариантность ощутимо увеличивается: при дифференциации возможных темпов прироста естественно результативные абсолютные величины расходятся и довольно существенно, что затрудняет оценки. Поэтому нами избран усредненный вариант, в котором среднегодовые темпы прироста макроэкономических показателей предполагаются на несколько более низком уровне, чем в предшествующий период. Это может быть аргументировано вступлением мирового сообщества и экономики России в масштабную перестройку структурного характера, формированием новой ситуации на мировом рынке энергоносителей, особенно нефти, в связи с широким внедрением их заменителей (органическое топливо, электродвигатели) в автотранспорте, ужесточением ресурсосбережения, массовым внедрением информационных технологий, радикальными сдвигами в решении экологических проблем, защитой окружающей среды, природопользованием, крупными затратами на обновление основного капитала. Параметры темпов прироста в этих условиях, видимо, будут складываться на уровне следующих значений: совокупный ВВП мира - примерно 3,1, ВВП России - 5,8; мировая торговля - 7,3, внешняя торговля России - 9,8.

Исходя из расчетных базисных данных на 2015 год, приведенных выше, абсолютные макроиндикаторы по названным позициям ориентировочно составят (трлн. долл.): 103,1; 3,6; 140,1 и 4,88. В этом случае доля России в мировом ВВП поднимается до 3,6%, соотношение мировой торговли и мирового ВВП достигнет 1,4 раза; а удельный вес внешней торговли России в мировой - 3,5%. Внешнеторговый оборот РФ превысит объем ВВП в 1,35 раза. Последнее характеризует активное участие страны в международной производственной кооперации.

Оцениваемые тенденции и возможности сдвигов в соотношениях сравнительных макроэкономических показателей могли бы быть реалистичнее и ощутимо существеннее при более последовательном преодолении негативных факторов и трудностей в экономике России, которые упоминались в контексте рассмотрения вероятной динамики основных индикаторов хозяйственного положения и развития.

Место России в мировой экономике по предложенному сценарию изменяется и зримо возрастет, хотя бы потому, что ее экономический потенциал серьезно выше, чем у большинства ведущих стран Запада. Это потребует энергичных мер и достаточного времени.

Решение всего этого круга вопросов и в ближайшее время, и на более отдаленную перспективу требует серьезных усилий и затрат, последовательной и четкой, открытой экономической политики, нацеленной на безусловное повышение уровня жизни и социальной комфортности россиян, решение всего комплекса связанных с этим задач. Лишь при таком условии даже наши скромные прогнозные оценки оправдаются.

Рисунок 1 - Динамика экспорта и импорта Российской Федерации с 2009-2010 гг.

регулирование импорт экспорт торговля

В I квартале 2011 г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 178,6 млрд. долларов США (129,4% к I кварталу 2010 г.), в том числе экспорт - 114,1 млрд. долларов (123,7%), импорт - 64,5 млрд. долларов (141,1%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 49,6 млрд. долларов США (в I квартале 2010 г. - 46,5 млрд. долларов). Внешнеторговый оборот России по методологии платежного баланса1) в марте 2011 г. составил (в фактически действовавших ценах) 71,0 млрд. долларов США (2018,1 млрд. рублей), в том числе экспорт - 44,1 млрд. долларов (1255,1 млрд. рублей), импорт - 26,8 млрд. долларов (763,0 млрд. рублей).

 

 

3. Россия в ВТО

 

3.1 Институциональная инфраструктура ВТО


После присоединения к ВТО Россия получает возможность участвовать во всех органах ВТО и принимать участие в принятии решений в рамках Организации. Российские представители будут участвовать в работе Конференции ВТО, Генерального совета, в специализированных советах, в комитетах и др. Сотрудники из России должны появиться и в Секретариате ВТО. Важно, чтобы Россия имела в ВТО соответствующее представительство, а его работники могли участвовать в работе всех органов ВТО (порядки 2 тысяч заседаний в год). Все это позволит использовать отдельные тактические и технические возможности для продвижения интересов как страны в целом, так и некоторых отраслей и крупных операторов в отдельности.

Участие в Конференции министров ВТО позволит, среди прочего, принимать участие в избрании Генерального директора ВТО, участвовать в рабочих группах, формируемых для переговоров о вступлении в ВТО других государств, и, соответственно, выдвигать условия по открытию ими рынков для российских товаров и услуг, затягивая или ускоряя процесс присоединения государств к ВТО.

В рамках Генерального совета перед Россией открываются возможности влиять своим голосом и соответствующим блокированием с другими государствами-участниками на принимаемые решения, в том числе по вопросам освобождения государств-участников от обязательств по любому соглашению пакета ВТО.

Генеральный совет управляет работой Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами и Совета по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, а также ряда комитетов. Участие представителей России в работе этих органов ВТО усилит позицию нашей страны по всем вопросам деятельности Организации,

В рамках ВТО предусмотрено принятие решений путем голосования, но пока сохраняется принцип консенсуса; голосование проводится, только если не удается придти к консенсусу (параграф 1 статьи IX Соглашения об учреждении ВТО). Требование консенсуса позволяет развитым странам сохранять контроль над принятием решений в условиях противостояния между развитыми и развивающимися государствами,

Риски, которые могут встретиться на этом направлении, связаны в основном с качеством российских кадров. Проблема подбора и подготовки / переподготовки кадров высококвалифицированных специалистов по всем аспектам деятельности Организации становится важнейшей.

Не исключено, что России по тем или иным обстоятельствам (нехватка финансовых средств, интриги западных партнеров) не удастся обеспечить достойное и необходимое представительство в отдельных органах ВТО, что будет сужать возможности дипломатического, тактического маневра во внутренней жизни Организации. В любом случае Россия окажется перед лицом конфликта или конфликтов, которые существуют или еще возникнут в отношениях между развитыми и развивающимися государствами в рамках ВТО, и возможно, зачастую придется делать тяжелый выбор.

Орган по разрешению споров (ОРС) создаст для каждого спора специальную группу экспертов, которая рассматривает спор и готовит доклад с рекомендациями в адрес спорящих сторон. ОРС разрешает рименение контрмер.

Постепенно складывается корпус прецедентов. ВТО - первая и единственная, «почти универсальная», международная организация, которая юридически, с процессуальными деталями, регламентирует применение санкций за нарушение правил Организации. При этом имеется возможность пересмотра решения в так называемом Апелляционном органе ВТО.

В рамках ОРС формируются будущие процессуальные нормы международного торгового права, а сам Орган является, по сути, прообразом будущего «международного торгового суда». В настоящее время сильное влияние на эти процессы оказывают западные государства и правовой менталитет англосаксонской правовой семьи (США). Участие России в данном процессе позволяет влиять па правоприменительную практику в ВТО, а также возбуждать дела против государств-членов ВТО.

Указанный механизм разрешения споров «включается» заинтересованными государствами-членами ВТО, как правило, по «сигналу» национальных операторов - отечественных экспортеров / импортеров и производителей товаров / услуг. Это означает, что и в России должна существовать отлаженная система «передачи сигналов», множество отраслевых ассоциаций производителей, которые будут взаимодействовать с соответствующими органами государственной власти.

Риски для России на этом направлении связаны с тем, что следует ожидать в возбуждении аналогичных дел со стороны государств - членов ВТО (прежде всего США и европейских стран) против России. Есть опасность, что создание в России системы «передачи сигналов» об опасности для национальных производителей затянется, и «включать» защитные процедуры спора вовремя не будет удаваться.

В качестве Органа по проведению обзоров торговой политики Генеральный совет периодически рассматривает доклады о мерах, принятых государствами-участниками ВТО во внешнеэкономической сфере. Один из докладов по каждой стране готовится правительством страны-участницы, другой - Секретариатом ВТО.

Государства обязаны извещать Секретариат обо всех мерах, имеющих отношение к функционированию или изменению внешнеторгового режима, а именно: таможенных тарифах, нетарифных мерах, правилах таможенной оценки товаров, технических стандартах, антидемпинговых расследованиях, экспортных пошлинах, субсидировании экспорта и производства/ производителей и др.

Риски заключаются в том, что внутренний внешнеторговый правовой режим оказывается под надзором (контролем) ВТО - Организации, которая сама, в свою очередь, находится под контролем западных государств и осуществляет глобальную стратегию преимущественно в их интересах. Возникает проблема защиты информации.

3.3    Режим исключений


Россия, как и другие страны, будучи в ВТО, получает возможность активно использовать режим исключений, которые предусмотрены соглашениями «пакета ВТО». Следует изучить возможность и целесообразность того, чтобы при присоединении к ВТО сделать, на основании статьи XIII ГАТТ, заявление о неприменении норм права ВТО к отдельным государствам. В последующем возврат торговых отношений с этими странами в русло правил ВТО можно было бы обусловить дополнительными требованиями.

Правовой режим ВТО позволяет использовать и другие исключения, которые «встроены» в содержание соглашений. Так, например, только в тексте ГАТТ существуют следующие, в частности, исключения: в ст. XI - исключения из правила об отмене количественных ограничений; в ст. XII - исключение на случай неравновесия платежного баланса; в ст. XIX - временное исключение из обязательств по таможенным уступкам в пользу принятия мер, защищающих национальную промышленность; в ст. XX - общие исключения из режима ГАТТ; в ст. XXI - исключения из режима ГАТТ по соображениям безопасности; в ст. XXIV - исключения из-под действия принципа наибольшего благоприятствования в пользу зон свободной торговли и таможенных союзов; в ст. XXV - временное освобождение в исключительных обстоятельствах от обязательств по ГАТТ; в ст. XXXV - неприменение ГАТТ между двумя государствами-участниками, если они не вели переговоры по тарифным уступкам и др.

Этот инструментарий позволяет при необходимости гибко подходить к применению отдельных положений ВТО, достаточно эффективно защищать российские государственные интересы. Главное - научиться пользоваться этими исключениями.

Риски заключаются в том, что и против России могут быть использованы отдельные положения об исключениях из правил ВТО. При этом следует следить за балансом в исключениях, которые государства применяют в отношении друг друга.

3.4    Интеграционные объединения


Право ВТО не только не закрывает, а в ряде случаев даже регламентирует процесс создания некоторых форм интеграционных объединений между государствами-членами Организации, а именно зон свободной торговли и таможенных союзов (ст. XXIV ГАТТ).

Данный вопрос приобретает геостратегический характер и должен рассматриваться в контексте предстоящей эволюции глобального мироустройства. Экономическая интеграция в рамках определенного круга государств имеет свою логику развития, которая хорошо просматривается на модели Европейского союза.

«Интеграционная воронка» начинается с более простых форм и ведет ко все более сложным. Сначала, как правило, образовывается зона свободной торговли, (каждое государство-участник сохраняет свои таможенные тарифы в торговле с третьими странами); затем - таможенный союз (государствами-участниками вводится единый таможенный тариф по отношению к третьим странам).

Следующими формами интеграционного объединения являются также:

· общий рынок; страны-участницы отменяют в торговле между собой не только таможенные (тарифные) барьеры, но и нетарифные;

· платежный союз; страны-участницы создают согласованный расчетно-платежный механизм для обслуживания взаимной торговли;

· экономический союз; страны-участницы обеспечивают свободное перемещение не только товаров / услуг, но и инвестиций, рабочей силы, финансов; появляются механизмы единой внешнеэкономической политики; усиливается наднациональный компонент (метод) регулирования;

· валютный союз; страны-участницы создают согласованный механизм курсового обращения валют для обслуживания всего спектра экономики, вводят единую валюту;

· единое экономическое пространство; создается соответствующая политическая и правовая надстройка, получает закрепление тенденции на конфедеративное устройство;

· политический союз (конфедерация с тенденцией на федерализацию); осуществляется передача все новых и новых суверенных полномочий общим органам интеграционного объединения; интеграционное объединение становится (может стать) субъектом МП.

При экономической интеграции государства-участники в ускоренном порядке: понижают административно-экономические границы на пути товаров, финансов, инвестиций, рабочей силы; унифицируют внутренние правовые режимы для наиболее благоприятного взаимодействии частных лиц и движения указанных факторов производства. Государства передают значительную и существенную часть своей компетенции в пользу органов экономической интеграции, то есть усиливают метод наднационального регулирования и, соответственно, управляемость всем процессом интеграции,

Интеграционные объединения - это механизмы, с помощью которого будет идти поиск баланса интересов различных цивилизационных центров вплоть до образования общих глобальных структур управления миропорядком и / или до реконструкции некоторых из уже созданных структур. Право интеграции находится на переднем крае становления и развития Глобального нрава и Глобальной правовой системы. России следует активнее применять инструментарий в форме зон свободной торговли и таможенных, союзов, в том числе не обязательно со странами, граничащими с Россией (например, с отдельными латиноамериканскими, африканскими и азиатскими странами, в частности с Вьетнамом). На разных этапах интеграционного объединения находятся различные группы государств мира. На повестке дня создание зон свободной торговли между ЕС и США, между ЕС и Россией, между Россией и странами СНГ. Постепенно мир идет к глобальной зоне свободной торговли.

Риски заключаются в подборе партнеров для инициируемых Россией интеграционных объединений, в возможности остаться за пределами важных для России объединений.

 


3.5 Таможенно-тарифные уступки


В рамках ВТО в качестве главной реализуется идеология общего снижения ставок таможенных пошлин всеми государствами-участниками (в перспективе - до нуля). Это ведет к изменению отдельных функций государств-участников и, в частности, ставит вопрос о функциях и компетенции таможенных служб.

В ходе многосторонних торговых переговоров в рамках ВГО государства согласовывают на основе взаимных уступок уровни тарифных ставок, что закрепляется перечнями / списками (они затем прилагаются к тексту ГАТТ). После этого повышать ставки по товарам, указанным в списках, нельзя, они считаются «замороженными», или «связанными». Если возникает необходимость повышения ставки, государство должно предложить партнерам равноценную уступку по другому товару (т.е. соответствующее снижение или замораживание тарифной станки).

Своеобразный обмен уступками позволит России более справедливо выстроить свои отношения со многими внешнеторговыми партнерами, но в то же время и от России потребует готовности к снижению или связыванию тарифных ставок, в том числе по чувствительным товарным позициям.

Будучи членом ВТО, Россия в силу статьи XXVIII ГАТТ получит возможность каждые три года пересматривать на определенных, условиях взятые на себя обязательства по таможенно-тарифному обложению импортируемых товаров из отдельных стран ВТО, если такой импорт будет вызывать озабоченность. Можно предположить, что пересмотра потребуют позиции таможенного тарифа, касающиеся импорта сельскохозяйственной продукции, в близкой перспективе машиностроительной продукции, каких-то групп товаров ширпотреба.

Целый ряд положений в праве ВТО позволяет России использовать относительно новые механизмы для ограничения «нежелательного импорта». К таким нормам можно отнести статью XIX ГАТТ, предусматривающую введение государствами - членами ВТО так называемых защитных мер в случае импорта товаров, который наносит ущерб национальному производителю.

Риски заключаются в том, чтобы обеспечить соразмерность и сопоставимость уступок по ставкам таможенных тарифов со стороны России и ее партнеров. Кроме того, номенклатура экспортируемых товаров российского происхождения заведомо уже, чем номенклатура импорта из других стран, что объективно сужает для нашей страны возможности «размена» ставками таможенных пошлин с западными государствами-партнерами.Преждевременное снижение ставок таможенного тарифа по некоторым позициям может негативно сказаться на соответствующих предприятиях и отраслях экономики России. Не исключено, что на внутреннем коррупционном рынке могут появиться новые позиции - плата за «включение» защитных мер или за отказ от их включения. На этом «рынке» могут появиться иностранцы.

 

.6 Отношения с государствами-членами ВТО


Членство России в ВТО связано с возможностями, которые открываются в отношениях с государствами-членами ВТО. По итогам переговоров о присоединении России к ВТО должен быть подписан протокол о присоединении с множеством приложений, фиксирующих обязательства страны в том, что касается: национального законодательства и его корректировки, максимального уровня тарифов на те или иные импортируемые товары, группы товаров, снижения / связывания тарифных ставок, объемов государственной поддержки сельскохозяйственного производства и.экспорта, условий доступа на рынки услуг и др. При ратификации протокола должны быть предусмотрены меры по его реализации и зафиксированных в нем обязательств. Детали должны быть предусмотрены в постановлении правительства или серии постановлений.

После присоединения России к ВТО ненужными становятся многие положения двусторонних торговых договоров России с Другими странами-членами ВТО, (Россия имеет торговые договоры более чем со 120 государствами).

В связи с этим встает задача ревизии всей системы торговых договоров на предмет их полного или частичного аннулирования. При этом не следует отменять их без особой необходимости: параллельное сосуществование двусторонних договоров и многосторонних соглашений пакета ВТО добавляет устойчивости международным торговым отношениям России с ее партнерами. Кроме того, в двусторонних торговых договорах России зачастую содержатся положения, выходящие за предмет ведения ВТО. Следует изучить возможность российского влияния через двусторонние торговые договоры на развитие международной торговой системы.

Политико-правовую проблему представляет собой практика признания того или иного государства рыночным (Россия па сегодняшний день признана государством с рыночной экономикой со стороны, как США, так и ЕС). Совершенно очевидно, что данная практика использовалась и используется для воздействия на суверенные решения государств, не являющихся членами ВТО, с целью выторговывания дополнительных уступок и дискриминационного подхода к товарам и услугам других государств.

Важно определиться, следует ли придерживаться этой практики и, соответственно, использовать данный механизм в отношении других государств либо «летать на защиту» дискриминируемых государств и открыто отказаться от подобной практики. Данная дилемма, носит не только практический и политический характер, но и в определенной мере направляет развитие международного права в глобальной торговой системе. Утвердившаяся практика, по сути, равнозначна закреплению исключения из принципа равноправия государств в международной торговой системе.

Возможные риски связаны с противостоянием России и отдельных государств-членов ВТО и групп государств (западных стран) в том, что касается развития международной торговой системы и се правового обеспечения. Кроме того, России следует быстрее осваивать предусмотренный правом ВТО инструментарий по защите национальных рынков.

 

.7 Международное торговое право


Под эгидой ВТО, по сути, формируется «глобальное торговое право» - международно-правовые нормы, которые активно воздействуют на внутреннее право государств-участников Организации. Право ВТО требует от государств унификации внутреннего законодательства. Теперь внутреннее право государств должно «подстраиваться» под нормы права ВТО (международного торгового права). Можно говорить о примате права ВТО над внутренним правом.

Право ВТО находится на переднем крае формирования Глобального права и Глобальной правовой системы. Под Глобальным правом понимается новое качественное единство внутреннего права государств и международного права - единства, которое рождается уже сегодня (пока в отдельных сферах международных отношений). Проблема заключается в том, что Глобальное право (и, соответственно, право ВТО) со всеми его принципами формируется под управляемым воздействием западных стран. Право ВТО пока не вполне соответствует принципу справедливости, моральным ценностям и общечеловеческому правосознанию.

Одновременно развивается и другая тенденция - фрагментация международной торговли: торговые потоки внутри крупных транснациональных корпораций (ТНК), а также между ТНК движутся вне правил ВТО. Получается, что, с одной стороны, западные страны направляют развитие международного торгового права, а с другой стороны, ТНК западных стран создают для себя льготное (внеконкурентное) пространство, расширяя его.

В то же время правом ВТО (ст. XVII ГАТТ) государственные предприятия поставлены, некоторым образом, в особый правовой режим: им напрямую адресовано требование при купле-продаже по импорту / экспорту руководствоваться принципом недискриминации и коммерческими соображениями. Соответственно, если такие предприятия будут «уличены» в некоммерческих соображениях, могут последовать согласованные контрмеры. Информация о государственных торговых предприятиях должна предоставляться в специальную Рабочую группу, действующую в рамках Совета по торговле товарами.

Подобный правовой режим для государственных торговых предприятий может стать проблемой для России (как и для ряда других государств), в свете формирования в стране крупных государственных холдингов и финансово-промышленных групп с сильным государственным участием.

Воздействие права ВТО на внутреннюю правовую систему повлечет ряд следствий.

Во-первых, нормы права ВТО войдут в качестве составной и приоритетной части в правовую систему России (ст. 15 Конституции).

Во-вторых, придется внести изменения и дополнения в российское законодательство, уточнить имеющиеся законы, принятые с учетом правил ВТО, и принять новые.

В России уже имеются нормативные акты, касающиеся, в частности, вопросов таможенной стоимости, правил происхождения товаров, импортного лицензирования, предотгрузочной инспекции, применения антидемпинговых мер, субсидий и компенсационных пошлин, технических стандартов, закупок для государственных нужд, торговли сельскохозяйственными и текстильными товарами, защитных мер и др. Вместе с тем, все эти и многие другие, сопредельные, вопросы потребуют детализации.

Следует также иметь в виду, что право ВТО допускает существование в государствах-членах Организации государственной монополии на внешнюю торговлю, как отдельными товарами, так и по широкому ряду товаров (алкоголь, табак, соль и др.).

В-третьих, потребуется более жесткая координация между федеральной и региональной частями внешнеторгового законодательства России, поскольку в праве ВТО прямо предусмотрено, что государство-участник (если оно является федеративным) должно обеспечить соответствие требованиям Организации нормативных актов субъектов федерации.

В-четвертых, совершенствование внутреннего правового режима должно затронуть и ведомственное нормативное регулирование (по линии министерств и ведомств). Очевидно, что следует найти более оптимальный баланс между законодательным и ведомственным регулированием.

Преобладающая часть норм внешнеторгового регулирования должна быть выведена в законы.        Возможно, целесообразно было бы принять нечто вроде Внешнеторгового кодекса, что позволит делать внешнеторговый режим более прозрачным и понятым для производителей и импортеров / экспортеров.

Риски заключаются в том, что государственные интересы России могут не найти отражение в достаточной степени в международном торговом праве и наша страна не сможет в достаточной мере влиять на формирование норм и принципов международного торгового права.

3.8 Расширение сферы регулирования


Система ВТО расширила поле своего регулирования, и этот процесс продолжится в обозримой перспективе. Под «режим ВТО» подтянута, в частности, торговля сельскохозяйственными товарами, одеждой, текстилем, некоторые аспекты инвестиционных мер, прав на интеллектуальную собственность и др.

Так, совершенно новую эру жизни и новые возможности открывает перед государствами-участниками Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). В соответствии с ним придется либерализовать, с соответствующими исключениями, доступ в страну порядка 160 видов услуг и носителей услуг (информационных, образовательных, туристических, транспортных, строительных, страховых и др.). В особом правовом режиме окажутся финансовые, профессиональные и некоторые другие виды услуг. Нет сомнения, что уже в ближайшем будущем выявится области, которые следовало бы в большей степени закрыть от присутствия иностранных услуг и поставщиков услуг. ГАТС позволяет найти для этого необходимые основания.

В сферу регулирования ВТО рано или поздно будут включены в связи с международной торговлей вопросы защиты окружающей среды (экологические стандарты, технологии, ограничения импорта); обеспечения правил честной конкуренции; осуществления международной торговли по электронным каналам; стандартов труда; прямых иностранных инвестиций, деловой ограничительной практики и др.

Развивающиеся страны сопротивляются расширению сферы деятельности ВТО. Налицо столкновение групповых интересов по вопросу стратегического развития Организации.

Риски заключаются в системном отставании России и российской экономики от экономики западных стран. Более развитая на Западе сфера услуг, система электронного обеспечения торговли сами по себе являются конкурентными преимуществами этих государств. Россия объективно не заинтересована в ускорении процесса расширения сферы действия ВТО, как и в искусственном и управляемом ускорении процесса глобализации в целом.

 

.9 Прогнозные модели эволюции ВТО


Прогноз возможной эволюции ВТО и всей ее системы в первые десятилетия XXI века должен опираться на ряд долгосрочных факторов и тенденций, которые заложены уже сегодня в действующую модель.

Один из сценариев эволюции ВТО в предстоящие годы заключается в консервативном накоплении второстепенных изменений в системе и праве Организации («консервативный сценарий»).

Этот вариант развития модели ВТО предполагает, что никаких серьезных трансформаций как внутри ВТО, так и в ее воздействии на международную торговую систему не предвидится. Противостоящие силы будут блокировать все важные решения, чреватые существенным изменением баланса сил. Если удастся начать (продолжить) очередные многосторонние торговые переговоры, то, скорее всего, они приобретут вялотекущий характер и потребуют не менее десяти лет для выработки решений. При этом решения вряд ли будут носить прорывной характер.

Возможно незначительное расширение сферы действия ВТО (например, за счет проблематики экологических стандартов). Увеличится аппарат Секретариата и бюджет ВТО. Произойдут некоторые видоизменения в функциях, компетенции и структуре отдельных органов ВТО. Стороны регулярно будут обвинять друг друга в нарушении правил ВТО. Время от времени в Органе по разрешению споров будут рассматриваться крупные и «громкие» дела, но в целом это будет работой отлаженного (хотя и не безупречного) механизма.

Все предусмотренные в Соглашениях и прочих решениях меры, имеющие сроки, будут реализовываться медленно, с опозданиями.

Второй сценарий среднесрочной эволюции ВТО проистекает из вероятной перспективы, что очередные многосторонние переговоры в рамках ВТО в обозримом будущем начать (продолжить) не удастся («сценарий перегруппировки сил»).

В этом случае западные страны, и, прежде всего США, центр своей активности в международной торговой системе перенесут за пределы ВТО - на двусторонний и / или групповой уровень либо в отдельные международные организации, которые находятся под более полным контролем (например, к ОЭСР). При таком повороте событий западные страны за 5-7 лет выработают в переговорах между собой новые, максимально «продвинутые», глобальные правила международной торговли (при сохранения правил ВТО). Затем эти правила будут навязываться системе ВТО пакетом либо будут сосуществовать «рядом» с правилами ВТО, пока другие члены Организации волей или неволей не будут вынуждены их принять по одному или группами.

Система ВТО на весь период «перегруппировки сил» останется в замороженном состоянии. Интерес к ней на некоторое время угаснет. Переговоры о присоединении новых членов к ВТО перейдут в латентное состояние. Изменений в функциях, компетенции и структуре органов ВТО не произойдет.

На некоторые, в том числе значительные, нарушения правил ВТО со стороны крупных партнеров западные страны во время переговоров между собой особого внимания обращать не будут. Орган по разрешению споров будет использоваться в основном второстепенными странами для взаимных разбирательств либо для предъявления претензий развитым странам, но без особого успеха. Аппарат Секретариата ВТО и ее бюджет существенно не изменятся.

Третий сценарий эволюции ВТО связан с активным использованием самой Организации и ее внутренних ресурсов для обновления и совершенствования всей системы («сценарий активного обновления»). В рамках данного развития событий многосторонние торговые переговоры под эгидой ВТО будут разблокированы и пройдут в интенсивном режиме - за 5-7 лет. Завершатся они 20-30 новыми соглашениями по всему спектру деятельности ВТО, а также охватят новые вопросы, включая проблематику экологических и трудовых стандартов.

При этом произойдет перегруппировка функций, компетенции органов ВТО. Орган по разрешению споров станет самостоятельной структурой, процедуры которой еще больше приблизятся к судебным; возможно, произойдет изменение названия, например, на «Международный торговый суд». Значительно увеличится численность аппарата ВТО и ее бюджет.

Для России наиболее приемлемым вариантом развития событий является «консервативный вариант». При нем Российскому государству будет проще вписаться в контекст внутренней жизни ВТО и в перипетии глобализации, согласовывать собственные планы развития с очередными этапами глобализации. Менее желательным является «сценарий активного обновления» ВТО. В этом случае Россия, скорее всего, останется в положении государств, вынужденных принимать этот сценарий де-факто. Возможности определять содержание сценария и его реализацию не будут соответствовать нашим претензиям.

«Сценарий перегруппировки сил» представляется крайне нежелательным для России. Он, по существу, оставит Россию за бортом процесса принятия важнейших стратегических решений, касающихся основных направлений развития глобальной торговой системы. При этом экономическая глобализация получит новый мощный импульс к развитию, ускоряющий и углубляющий отрыв российской экономики от экономик ведущих западных стран на пути к постиндустриальному мироустройству.

Заключение


За годы рыночных реформ в России был создан либерализованный торговый режим, осуществляемый на основе принятых в мире рыночных принципов. В настоящее время участником внешнеторговой деятельности может быть любое российское юридическое или физическое лицо, получившее статус индивидуального частного предпринимателя.

Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотрены в статье 12 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» №164 ФЗ от 08.12.2003 г. (ред. от 02.02.2006 г.), и заключаются в следующем:

1)  таможенно-тарифного регулирования;

2)  нетарифного регулирования;

3)      запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) мер экономического и административного характера, способствующих
развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим
Федеральным законом.

Указанные меры осуществлялись параллельно с мерами по защите отечественного производителя, во внешнеэкономическом плане работа велась по трем основным направлениям - стимулирование промышленного экспорта, обеспечение благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки, защита внутреннего рынка и экономической безопасности страны. В импортных операциях таможенный тариф становится основным инструментом торговой политики и государственного регулирования. Одновременно с этим совершенствуются методы таможенного контроля, механизмы применения технических и санитарных требований и стандартов на российском рынке, дополнительные тарифные меры з случае недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных фирм.

Следует отметить, что в сфере регулирования внешнеторговой деятельности в РФ происходит определенное усиление контрольных функций государства как ключевого органа валютного контроля. С введением в действие совместных документов Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета с начала 1994 - стала действовать система таможенно-банковского валютного контроля

над экспортными, а с начала 1996 г., - над импортными операциями. Введение данной системы позволило объединить основные субъекты и звенья внешнеэкономической деятельности: предприятия - экспортеры и импортеры, уполномоченные банки как агенты валютного контроля, таможенные органы. Происходит расширение функций Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю в деле проведения единой общегосударственной политики в области организации и надзора за соблюдением российского внешнеэкономического законодательства.

Необходимо также отметить, что Всемирная торговая организация является сегодня ядром глобальной торговой системы и международного торгового права.

Присоединившись к ВТО, Россия, с одной стороны, окажется в едином унифицированном правовом пространстве, обеспечивающем международно-правовую защиту от дискриминационного отношения к российским товарам и услугам, но, с другой стороны, ее внутренний внешнеэкономический правовой режим встанет «под надзор» этой Организации (точно так же, как, например, валютный режим оказался «под надзором» Международного валютного фонда после вступления в него).

В этом видится объективная логика глобализации. Важно, чтобы в эту логику были вплетены стратегические государственные интересы России.

Следует признать, что развитие глобальной экономической (и, соответственно, торговой) системы опережает возможности управлять ею, в том числе через механизм ВТО. ВТО не успевает угнаться за реальными изменениями в мировой экономике и международной торговле.

Вместе с тем, ясно, что роль и место России во всех этих процессах, скорее всего, будет определяться не столько участием в дипломатических интригах в ВТО и вокруг ВТО (хотя и они чрезвычайно важны), сколько реальными успехами внутренней экономики и ее структурной перестройки.

Список использованных источников

1. Акиндинова Н.В., Миронов В.В., Петроневич М.В., Пухов С.Г., Смирнов С.В. Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и перспективы развития // Вопросы экономики, 2009, №9. С. 71-92.

2. Барковский А.Н. Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации до 2025 г. // Проблемы прогнозирования. - 2004. - №5. - С. 130-144

3. Вечканов Г.С. Экономическая теория. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009.

. Волчкова Н. Новая теория международной торговли и новая экономическая география // Вопросы экономики. - 2009. - №1. - С. 68-83

. Гурова И.П. Диверсификация российского экспорта /И.П. Гурова, Е.В. Зыкова, Е.Б. Склярова // ЭКО. - 2007. - №9. - с. 29-42

. Гусев М. Прогноз развития внешней торговли на 2008-2015 гг. /М. Гусев, А. Широв // Общество и экономика. - 2008. - №8. - С. 119-132

. Газета «Аргументы и факты. Деловая среда». - №17, 2008.

. Журнал «Эксперт». - №24, 2007.

9. Дьякова В.И. Современное состояние, проблемы и перспективы таможенного дела. - Владивосток: ВФ РТА, 2007.

. Зимеикова Р.И. Россия: интеграция в мировую экономику. - Москва: Финансы и статистика, 2008.

. Корчагин К.Л. Современная экономика России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

. Корчагин Ю.А. Инвестиционная стратегия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

. Михайлушкин А.И. Международная экономика. - Москва: Высшая школа, 2006.

. Материалы конференции Таможенная деятельность и обеспечение экономической безопасности государства. - Ростов-на-Дону: РИО РТА, 2007.

15. Тезисы докладов научно-практической конференции Роль и место таможенной службы России в развитии экономики и обеспечении экономической безопасности в условиях глобализации внешней торговли. - Москва: РИО РТА, 2007.

. П. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. - Москва: Экономика, 2008.

. Лисовик Я.Д. Конкурентная Россия в мире «конкурентной либерализации». - М.: Экономика, 2007

. Мировая экономика: Учебник / под ред. А.С. Булатова, - М.: Юристъ, 2003.

. Оболенский В. Внешняя торговля России: темпы сверхвысокие, товарное наполнение прежнее // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №1. С. 76-87

. Паньков В. Свобода торговли между Россией и ЕС: за и против // Россия в глобальной политике. - 2007. - Т.5, №1. - С. 78-88

. www.gks.ru - официальный сайт госкомстата России


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!