Организационно-экономический механизм создания новых рабочих мест в условиях реструктуризации угольной отрасли

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,81 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организационно-экономический механизм создания новых рабочих мест в условиях реструктуризации угольной отрасли

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики и организации горной промышленности





Курсовой проект по

ЭКОНОМИКЕ ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Тема

Организационно-экономический механизм создания новых рабочих мест в условиях реструктуризации угольной отрасли

Выполнил

Студент 4 курса

Группы XXX

Иванов Иван.

Руководитель:

Никифорова И. Г

Прокопьевск 2010 г.

Введение

Актуальность работы. Опыт и динамика реализации программы реструктуризации угольной промышленности России, в частности, процесса закрытия убыточных и неперспективных организаций отрасли в 24 угледобывающих регионах и 79 крупных шахтерских поселениях (локальных углепромышленных территориях) выявили широкий спектр проблем и социально-экономических последствий, возникновение которых прогнозировалось, но в значительно меньших объемах.

При структурных преобразованиях угольной отрасли на локальных территориях протекали два процесса большой социальной значимости: сокращение занятости при ликвидации рабочих мест на особо убыточных и неперспективных угольных предприятиях и создание новых рабочих мест для трудоустройства высвобожденных работников в других секторах экономики. Последний процесс на различных этапах реструктуризации осуществлялся в рамках отраслевой программы диверсификации угольного производства и «Программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» (ПМР), финансируемых с долевым участием средств государственной поддержки угольной промышленности.

В связи с этим должны быть разработаны научно обоснованные методы и инструменты компенсации негативных социальных последствий реструктуризации отрасли. Поэтому актуальной научной задачей является разработка организационно-экономического механизма создания новых рабочих мест, который обеспечит долговременную занятость высвобожденных работников в условиях структурной перестройки отрасли и диверсификации экономики бывших шахтерских городов и поселков.

Цель работы состоит в разработке организационно-экономического механизма создания новых рабочих мест на локальных углепромышленных территориях в условиях реструктуризации угольной отрасли.

Основная идея исследования - создание конкурентоспособных новых рабочих мест для обеспечения долговременной занятости высвобожденных работников угольной отрасли.

Объект исследования - процесс создания новых рабочих мест на локальных углепромышленных территориях, обусловленный ликвидацией неперспективных и особо убыточных угольных предприятий при реструктуризации отрасли.

Предметом исследования являются методы и инструменты регулирования процесса создания новых рабочих мест на локальных углепромышленных территориях в ходе реструктуризации угольной отрасли.

Практическое значение работы состоит в повышении эффективности управления процессом создания новых долговременных и конкурентоспособных рабочих мест на основе предложенного организационно-экономического механизма за счет рационального распределения средств государственной поддержки на федеральном уровне, научно обоснованного отбора инвестиционных проектов на муниципальном уровне и социально-экономического мониторинга результативности создания новых рабочих мест для трудоустройства работников, высвобождаемых в ходе реструктуризации угольной промышленности.

1.     Социально-экономические проблемы, вызванные в связи с реструктуризации угольной отрасли

.1 Краткое описание динамики реализации программы реструктуризации угольной промышленности России

Структурная, технологическая и экономическая реструктуризация производства на углепромышленной территории инициировала, по существу, реформирование социально-экономической обстановки на данной территории, включая изменение уровня занятости ее населения и требуемой специализации рабочей силы, размеров и источников доходов, отношений собственности на средства производства и т.д. Это обстоятельство обусловило необходимость формирования программных комплексов конкретных мер, реализуемых в процессе реструктуризации угольной отрасли в виде «Программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» (ПМР), ориентированных на снижение социальной напряженности при ликвидации организаций с массовым высвобождением работников и финансируемых с участием средств федерального бюджета. Именно через формирование и реализацию ПМР был достигнут переход от чисто отраслевого подхода к реструктуризации угольной промышленности к территориально-отраслевому, учитывающему значимость социально-экономических последствий реформирования не только для работников отрасли, но и в целом для населения углепромышленных территорий.

В период 1998-2004 гг. ПМР с долевым участием средств государственной поддержки на реструктуризацию угольной отрасли были ориентированы исключительно на обеспечение занятости высвобождаемых работников отрасли и населения углепромышленных территорий в целом, и реализовывались по следующим направлениям:

оказание предувольнительных консультационных услуг работникам шахт и разрезов, подразделений ВГСЧ в связи с ликвидацией или сокращением штатов, а также работникам ликвидируемых угледобывающих компаний и шахтостроительных организаций;

профессиональное консультирование и переобучение высвобождаемых и высвобожденных работников;

организация общественных работ;

поддержка малого бизнеса;

содействие созданию новых рабочих мест;

содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и Кизеловском угольном бассейне, с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам.

Конкретное содержание этих мер, реализованных в данный период в рамках ПМР, их соотношение и организационно-экономические механизмы постоянно совершенствовались в целях максимально возможного снижения отрицательных последствий структурных преобразований, предупреждения социальной напряженности на углепромышленных территориях, где на протяжении многих лет занятость населения ориентировалась преимущественно на добычу угля, а организации отрасли играли градообразующую роль.

В период 2005-2007 гг. реализация ПМР осуществлялась за счет субвенций из федерального бюджета по направлениям, связанным, в основном, с выполнением социально ориентированных мероприятий, включенных в проекты ликвидации организаций отрасли, а также с завершением мероприятий по созданию новых рабочих мест в соответствии с «Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах»:

снос ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах не пригодным для проживания по критериям безопасности;

содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого;

содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности;

реконструкция и замена пострадавших в связи с ликвидацией угольных (сланцевых) шахт и разрезов объектов социальной инфраструктуры, предоставлявших основные коммунальные услуги населению шахтерских городов и поселков;

завершение мероприятий по созданию новых рабочих мест;

эксплуатация природоохранных объектов, переданных ликвидируемыми организациями угольной промышленности в муниципальную собственность.

.2 Направления снижения напряженности на рынках труда углепромышленных территорий

Интенсивный рост безработицы требует неотложного принятия мер по всесторонне скоординированному выводу экономики углепромышленных территорий на приемлемо сбалансированный (по предложению и спросу) рынок труда, с тем, чтобы не занятое в силу различных причин экономически активное население муниципальных образований имело бы достаточный спрос на свою рабочую силу. Как уже отмечалось, многие из таких мер уже эффективно использовались в процессе реструктуризации угольной промышленности, когда при ликвидации особо убыточных и неперспективных предприятий в отдельных муниципальных образованиях только официально зарегистрированная безработица достигла 15-20% и более.

Как показывает опыт, основные целевые результаты программ по созданию новых рабочих мест в муниципальных образованиях обычно достигаются путем диверсификации экономики этих образований, ориентированной на производство конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся платежеспособным спросом. В зависимости от природно-хозяйственной и социально-экономической специфики каждой конкретной углепромышленной территории могут альтернативно рассматриваться различные направления диверсификации ее экономики с целью повышения занятости населения и комплексного развития территориальной жизнедеятельности. В частности, одним из актуальных направлений может быть создание и развитие производства импортозамещающей продукции промышленного и аграрного профиля. В этом случае наряду с уменьшением связанных с безработицей экономических и социальных ущербов одновременно вносится определенный вклад в преодоление сложившейся в стране ситуации, при которой отечественный рынок забит китайским ширпотребом (нередко сомнительного качества), импортным продовольствием и другими иностранными товарами, многие из которых можно успешно производить даже в лучшем качестве и дешевле на отечественных малых и средних предприятиях, используя при этом местные природные ресурсы (в том числе земельные на углепромышленных территориях с развитой инфраструктурой), свободные рабочие руки и вторичное промышленное сырье с применением современных технологий и оборудования. Безусловно, здесь нужна поддержка государства и непосредственное участие бизнеса, особенно крупного, ответственного за судьбу своей страны, и полученные в ней капиталы и высокое благополучие.

Наиболее актуальны те направления диверсификации, которые могут обеспечить не только дополнительную занятость свободных трудовых ресурсов и прямой целевой результат в сферах своей производственной деятельности, но и мультипликативно стимулировать развитие сопряженных отраслей экономики. Например, такое направление успешно реализуется в нашей, Кемеровской, области путем активизации строительства жилья, что позволяет одновременно решать существующую жилищную проблему и поддерживать производство в смежных отраслях промышленности, обеспечивающих материальную базу строительства. При этом через ввод и реализацию нового жилья в области дополнительно вовлекаются в финансовый оборот личные средства населения, отложенные для приобретения жилья.

Наряду с диверсификацией экономики углепромышленных территорий, в том числе на основе развития малого и среднего предпринимательства, с целью повышения занятости населения должны быть также мобилизованы имеющиеся резервы трудоустройства высвобожденных работников и в самой угольной промышленности. Например, с целью снижения уровня безработицы в отрасли следует практически решать уже длительное время обсуждаемый вопрос о сокращении импорта низкокачественных высокозольных экибастузских углей (в 2008 г. импорт Россией этих углей составил около 28 млн. т), которые могут быть замещены имеющимися сейчас в избытке кузнецкими энергетическими углями лучшего качества, что позволит обеспечить в регионе значительное количество новых рабочих мест для высвобожденных работников.

При интенсивном росте безработицы в шахтерских городах и поселках одновременно с созданием новых постоянных рабочих мест во многих случаях целесообразна дополнительная организация общественных работ по улучшению состояния социальной инфраструктуры, включая ремонт дорог и объектов социально-культурного назначения, социальному обслуживанию населения и т.д. Эти работы позволяют хотя бы временно обеспечить занятость высвобожденных работников, стоящих на учете в службе занятости, и тем самым в определенной мере локализовать рост социальной напряженности в муниципальных образованиях. При этом привлечение безработных к общественным работам при оплате труда выше пособия по безработице является предпочтительным по сравнению с выдачей пособий, как с позиций интересов личности, так и общества, поскольку денежные средства выплачиваются не безвозмездно, а за определенную общественно полезную работу. Организация общественных работ осуществляется на муниципальном уровне, и в принципе она уже достаточно хорошо отработана. Оплата труда занятых на этих работах производится за счет средств, направляемых на финансирование программ обеспечения занятости населения углепромышленных муниципальных образований.

При соответствующей материальной, организационной и иной поддержке часть высвобожденных работников может продолжить свою трудовую деятельность в сфере малого предпринимательства и самозанятости. Следует также по мере необходимости и реальных финансовых и других возможностей в рамках антикризисных программ ускорить переезд безработных по их желанию для трудоустройства в другие местности, в том числе с изменением характера занятости с целью освоения земельного фонда сельхозназначения на бывших углепромышленных участках после их рекультивации.

Рассматривая вопросы преодоления безработицы на углепромышленных территориях, следует отметить, что в практике используются различные способы решения этой проблемы. В одних случаях реализуется комплексный подход к обеспечению занятости, суть которого состоит в том, что организации оптимизируют свой штат (сокращают избыточную рабочую силу) без потери количества и качества пользующейся спросом производимой продукции (работ) и одновременно совместно с государственными и муниципальными органами корпоративно решают вопросы обеспечения полноценной занятости высвобожденных работников. Это нормальный экономически и социально приемлемый путь снижения напряженности на рынке труда. Однако нередко поддерживается и другой, более простой, но менее продуктивный в социально-экономическом отношении подход к сдерживанию роста безработицы, при котором в организациях сохраняются избыточные в данный момент трудовые ресурсы (в отдельных крупных угольных компаниях до 1 5 % и более от среднесписочной численности), например, путем неполной занятости работников в различных ее формах (установление неполного рабочего времени, в простое по вине администрации, предоставление отпусков без сохранения заработной платы и т. п.). В последнем случае имеет место псевдозанятость с элементами скрытой безработицы и низким уровнем использования потенциала трудовых возможностей работников, официально числящихся занятыми. Конечно, как временную меру это можно понять и объяснить стремлением администрации предприятий не потерять сложившегося квалифицированного коллектива до ожидаемых лучших времен, а также гуманным желанием оставить работникам хотя бы урезанный источник доходов для существования. Однако это не лучшее решение проблемы обеспечения занятости. Людям надо создавать возможность трудиться полноценно в личном и общественном отношении.

реструктуризация угольный отрасль

2. Создание новых рабочих мест в условиях реструктуризации угольной отрасли

.1 Реализация программ местного развития по обеспечению занятости на углепромышленных территориях (в1998-2007гг)

В целом на реализацию мероприятий ПМР по обеспечению занятости в 1998 - 2007 гг. было направлено из средств федерального бюджета 8129,4 млн. руб. (в текущих ценах каждого года), что позволило оказать предувольнительные консультации для 63,6тыс. чел., осуществить профессиональное переобучение 8,4тыс. чел., организовать общественные работы для 25,6 тыс. чел., финансово поддержать организацию малого бизнеса б тыс. чел., содействовать созданию 41,2тыс. новых рабочих мест и переселению 9,2 тыс. семей из неперспективных шахтерских городов и поселков в другие районы страны (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Распределение бюджетных средств по годам и направлениям финансирования ПМР, связанным с обеспечением занятости, за период 1998-2007 гг. (в текущих ценах)

В том числе по направлениям

Период

Всего, млн. руб.

Предувольнительные консультации

Профессиональное переобучение

Общественные работы

Поддержка малого бизнеса

Создание новых рабочих мест

Содействие переселению

1998 г.

293

1,9

10,3

120

16,8

12,7

1999 г.

828,6

1,7

14,6

143,4

91,2

265,9

311,8

2000 г.

938,4

2,3

5,8

138,4

77,1

402,9

311,9

2001г.

1024,5

0,3

3,2

87,2

71,6

493,4

368,9

2002 г.

1087,4

0

3

113,5

15,7

616,2

338,9

2003 г.

1055,4

0

1,8

130,3

13

502

408,3

2004 г.

786,3

0

0,5

98,1

9,9

217,4

460,4

2005 г.

799,5

0

0

0

0

239,1

560,4

2006 г.

659,1

0

0

0

0

158,7

500,4

2007 г.

657,2

0

0

0

64,6

592,6

Итого

8129,4

6,2

39,2

830,9

295,3

3091,6

38 66,3


Наиболее ресурсоемкими из этих направлений являются содействие переселению граждан и содействие созданию новых рабочих мест (включая поддержку малого бизнеса), на долю которых приходится соответственно 47,6 и 41,7% от объема бюджетных средств, выделенных на ПМР в период 1998-2007 гг. (см. табл. 1).

В процессе ликвидации убыточных шахт и разрезов на углепромышленных территориях имели место два противоположно направленных процесса. С одной стороны, сокращение рабочих мест и высвобождение работников с предприятий угольной отрасли, с другой - в рамках реализации ПМР осуществлялось создание новых рабочих мест, в сфере малого и среднего бизнеса в секторах экономики, альтернативных угольной промышленности.

За период 1998-2007 гг. было реализовано в различных секторах экономики углепромышленных территорий России 1586 отобранных на конкурсной основе проектов по созданию новых рабочих мест (табл. 2.2).

Таблица 2.2 Распределение инвестиционных проектов, реализованных в секторах экономики углепромышленных территорий, финансируемых с долевым участием средств федерального бюджета на реализацию ПМР за период 1998-2007 гг

Секторы экономики

Количество проектов

Удельный вес, %

Количество рабочих мест

Пищевая промышленность

298

18,8

6 174

Услуги населению

206

13

2 637

Промышленность строительных материалов

192

12,1

6 583

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

143

9,0

4 275





Другие секторы

119

7,5

2 999

Химическая и нефтехимическая промышленность

111

7

4 609

Легкая промышленность

109

6,9

4 788

Машиностроение и металлообработка

88

5,5

2 669

Сельское хозяйство

88

5,5

2 339

Транспортные услуги

69

4,4

1 390

Услуги и средства связи

39

2,5

481

Торговля и общественное питание

36

2,3

465

Медицинская промышленность

32

2

794

25

1,6

591

Полиграфическая промышленность

19

1,2

259

Электротехническая промышленность

12

0,8

181

Итого:

1586

100

41 234


При этом предпочтение отдавалось проектам с относительно короткими сроками окупаемости первоначальных затрат и минимальными инвестиционными рисками, использующим местные сырьевые ресурсы и существующие здания и сооружения комплексов поверхности ликвидируемых предприятий угольной промышленности. Наибольшее по удельному весу количество проектов осуществлено в пищевой промышленности - 18,8%, в сфере оказания услуг населению - 13,0%, в промышленности строительных материалов - 12,1 %. В результате было дополнительно создано 41,2тыс. новых рабочих мест. Более 60% из них приходится на Кемеровскую, Ростовскую и Тульскую области. Характерной особенностью создаваемых в рамках реализации ПМР средних и малых предприятий является их ориентация на производство пользующихся спросом различных товаров и услуг промышленного и бытового назначения при сравнительно коротких сроках окупаемости вложенных средств.

При создании новых рабочих мест использовался механизм совместного государственного и негосударственного инвестирования проектов, при котором в общей стоимости реализуемых проектов, как правило, преобладал удельный вес частных инвестиций (в среднем - около 55%).

Схема функционирования механизма реинвестирования (см. рис. 2.1) состоит в следующем:

Исполнители проектов ПМР

                                          2-сторонние договоры

 ................................................................................................................................



                                  

Исполнители проектов муниципальных программ реинвестирования средств на воспроизводство рабочих мест

Рис.2.1 Схема функционирования организационно-экономического механизма реинвестирования средств на воспроизводство рабочих мест на углепромышленных территориях

при заключении соответствующих двухсторонних договоров между органом местного самоуправления муниципального образования (МО) и исполнителем проекта последний обязуется возвратить (возместить) полученные финансовые средства в специально созданную структуру - Муниципальный фонд местного развития, или в аналогичную (Агентство местного развития, Фонд поддержки малого предпринимательства); при этом сроки возврата средств определяются в каждом конкретном случае в соответствии с проектом и оформляются в виде графика возврата, являющегося неотъемлемой частью двухстороннего договора, заключенного между исполнителем конкретного проекта и органом местного самоуправления;

- после ввода в эксплуатацию мощностей и получения прибыли от хозяйственной деятельности, организации (исполнители проектов), получавшие средства федерального бюджета на создание новых рабочих мест, могут принимать участие в долевом финансировании проектов по содействию созданию рабочих мест в рамках муниципальной программы реинвестирования.

Аккумулируемые таким образом финансовые средства позволили в углепромышленных муниципальных образованиях сформировать и финансировать программы реинвестирования, которые являются, по сути, продолжением программ местного развития, финансируемых с участием средств федерального бюджета.

Муниципальные программы реинвестирования средств в проекты по созданию новых рабочих мест за счет финансирования из местных бюджетов и внебюджетных источников формируются и утверждаются органом местного самоуправления шахтерского города (поселка). В программе указываются инициаторы проектов, их организационно-правовая форма, наименования проектов, их технико-экономические и финансовые показатели: объем намечаемой к выпуску продукции (услуг), сроки реализации проекта, количество создаваемых новых рабочих мест, объемы и источники финансирования. Организацию работ по техническому сопровождению проектов по созданию новых рабочих мест в рамках муниципальных программ реинвестирования осуществляют органы местного самоуправления, которые обеспечивают контроль за их реализацией.

В целом мероприятия программ местного развития по обеспечению занятости населения позволили стабилизировать социально-экономическую обстановку в углепромышленных регионах, муниципальных образованиях и коллективах организаций угольной отрасли.

В заключение следует отметить, что сегодня актуальной задачей является разработка новых организационно-экономических механизмов финансирования программ обеспечения занятости населения углепромышленных муниципальных образований в условиях прекращения с 2008 г. государственной поддержки мероприятий по созданию новых рабочих мест. В этой связи необходимо, прежде всего, добиться полной легитимности механизма реинвестирования средств в муниципальные программы по созданию новых рабочих мест за счет долевого участия в них организаций (исполнителей проектов, получавших ранее средства из федерального бюджета). Муниципальные программы реинвестирования в ближайшем будущем должны стать альтернативой ПМР и важнейшим компонентом стратегических планов развития территорий.

.2. Организационно-экономический механизм создания новых рабочих мест

Проблема трудоустройства высвобожденных шахтеров путем создания для них новых рабочих мест на протяжении 1995 - 1997 гг. решалась в рамках отраслевых программ диверсификации угольного производства со второго полугодия 1996 г. и до 1998 г. - в рамках реализации "пилотных проектов" программ местного развития, а с 1998 г. и по настоящее время при реализации "Программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков" (ПМР).

В отличие от экономически развитых угледобывающих стран механизмы создания новых рабочих мест на основе диверсификации основного производства предприятий угольной промышленности в условиях реструктуризации угольной отрасли России не получили должного развития по следующим основным причинам:

во-первых, в отечественной практике этот процесс, в основном на первоначальном этапе реструктуризации, инициировали не угольные предприятия и компании, а государственные органы (компания "Росуголь"), на которых лежала ответственность за социальные последствия закрытия угольных предприятий;

во-вторых, в условиях ограниченного бюджетного финансирования мероприятия по созданию новых рабочих мест финансировались из средств государственной поддержки по остаточному принципу после всех социальных выплат (включая погашение долгов по заработной плате);

в-третьих, начиная со второго полугодия 1996 г. Мировым банком реконструкции и развития был предложен территориально-отраслевой программный механизм создания новых рабочих мест (взамен механизма диверсификации), когда получателями средств государственной поддержки вместо угольных компаний и предприятий стали органы исполнительной власти субъектов углепромышленных регионов, а затем органы местного самоуправления шахтерских городов и поселков.

Развитие механизмов создания новых рабочих мест должно осуществляться с учетом обобщения мирового опыта эффективного решения проблем занятости в социально-неблагополучных горно-промышленных регионах на основе:

обеспечения координации целей и инструментов реализации федеральной, региональной и местной политики занятости населения;

концентрации усилий на осуществлении комплексной структурной модернизации производственного потенциала территории;

регулирования процесса приспособления рынка труда к структурным изменениям в экономике территории;

государственных и иных финансовых инструментов реализации целевых местных программ, действующих на согласованной основе и имеющих долгосрочный, целевой, селективный характер.

Учитывая, что действующий механизм создания новых рабочих мест формировался эмпирическим путем в условиях противоречивых тенденций структурной перестройки, смены приоритетов ее проведения и сокращения средств государственной поддержки, на заключительном этапе реструктуризации стало очевидно, что резервы существующего механизма близки к исчерпанию.

В связи с этим должны быть разработаны научно обоснованные методы и инструменты компенсации негативных социальных последствий реструктуризации отрасли. Поэтому актуальной научной задачей является разработка организационно-экономического механизма создания новых рабочих мест, который обеспечит долговременную занятость высвобожденных работников в условиях структурной перестройки отрасли и диверсификации экономики бывших шахтерских городов и поселков

Под организационно-экономическим механизмом создания новых рабочих мест понимается совокупность организационных, ресурсных, правовых, методических и других составляющих его элементов, форм их взаимодействия, а также последовательность реализации в условиях реструктуризации угольной промышленности (рис. 2.2).















Рис.2.2 Структура организационно-экономического механизма создания новых рабочих мест

реструктуризация отрасль рабочее место

Реализация предложенного организационно-экономического механизма предусматривает 5 этапов, охватывающих все основные функции управления (планирование, организация и контроль), при создании новых рабочих мест. Каждый из этапов подразделяется на ряд подэтапов, на каждом из которых решается конкретная задача на определенном иерархическом уровне управления (рис. 2.3).

Первые три этапа организационно-экономического механизма создания новых рабочих мест реализуются на основе первичной информации, поступающей от предприятий угольной отрасли, территориальных органов управления и служб занятости населения.








Рис.2.3 Этапы реализации организационно-экономического механизма создания новых рабочих мест

Первый этап "Определение потребности в новых рабочих местах для трудоустройства работников угольной отрасли" включает два подэтапа:

I-1. Анализ и оценка занятости на предприятиях угольной отрасли;

I-2. Анализ состояния локальных рынков труда (по углепромышленным муниципальным образованиям).

Анализ и оценка занятости на предприятиях угольной отрасли выполняется администрацией этих предприятий, и на их основе определяется численность работников, требующих трудоустройства на новые рабочие места.

Анализ состояния локальных рынков труда выполняют органы местного самоуправления и территориальные органы занятости населения: уточняется общая численность населения, определяются трудовые ресурсы в целом и доля работников угольной отрасли, анализируются уровень зарегистрированной безработицы, напряженность на локальных рынках труда и др.

На втором этапе ("Определение потребности в финансовых ресурсах для создания новых рабочих мест") на основании общей численности работников угольной отрасли, нуждающихся в трудоустройстве, производится предварительный расчет общей потребности в финансовых ресурсах на создание новых рабочих мест, включая долевое участие за счет средств государственной поддержки, который представляется в Минэнерго России (ГУ "Соцуголь") для последующего расчета контрольных цифр и их распределения между получателями - органами местного самоуправления углепромышленных муниципальных образований (подэтап III-1 этапа III - "Распределение средств государственной поддержки между получателями на федеральном уровне").

Далее реализуется подэтап III-2, на котором в ГУ "Соцуголь", в соответствии с бюджетной росписью, определяются окончательные лимиты финансирования для получателей средств государственной поддержки (корректировка контрольных цифр), с целью формирования сводного плана-графика финансирования.

Научно обоснованное и рациональное распределение предоставляемых государством бюджетных финансовых средств между получателями является одной из важнейших составляющих системы управления на федеральном уровне, напрямую влияющей на эффективное использование государственных средств при последующей реализации на муниципальном уровне программ создания новых рабочих мест.

До настоящего времени контрольные цифры средств государственной поддержки и их распределение между получателями (органами местного самоуправления) определялись практически пропорционально высвобождаемым трудовым ресурсам с ликвидируемых организаций угольной промышленности и не учитывали многие особенности получателей этих средств (ситуацию на локальных рынках труда, наличие перспективных инвестиционных проектов, возможности исполнителей проектов по освоению средств и др.).

Авторами разработана методика рационального распределения средств государственной поддержки на федеральном уровне, включающая определение рейтинга социально-экономического состояния углепромышленных территорий и оптимизационную экономико-математическую модель, которая учитывает не только потребность в средствах, но и потенциальные возможности получателей средств государственной поддержки по надежной и эффективной реализации проектов.

Интегральный критерий Кинт приоритетности выделения средств государственной поддержки для локальных углепромышленных территорий, применяемый в экономико-математической модели, следует определять как взвешенную сумму полученных частных показателей Кi с учетом их весовых коэффициентов, определяющих уровень предпочтения (вес, значимость)

                                                                    (2.1)

Относительные веса (аi) частных показателей (Кi) зависят от складывающейся социально-экономической ситуации в муниципальном образовании и определяются экспертным путем в ходе мониторинга социально-экономических последствий реструктуризации угольной отрасли для углепромышленных территорий и их населения.

Нами рассматриваются две основные группы факторов приоритетности выделения средств государственной поддержки: состояние локальных рынков труда и инвестиционная активность получателей этих средств.

Первая группа факторов характеризует остроту потребности в финансовых ресурсах для стабилизации ситуации на локальных рынках труда, а вторая - надежность и эффективность использования выделенных средств государственной поддержки.

Оценка состояния локальных рынков труда производится на начало планируемого периода на основе двух частных показателей, определяющих уровень официально зарегистрированной безработицы (К1) и напряженность на локальном рынке труда (К2), и характеризует первоочередность вложения средств государственной поддержки из-за худшей ситуации на рынке труда.

Оценка инвестиционной активности получателей средств государственной поддержки производится на основе следующих четырех частных показателей: фактического уровня освоения средств государственной поддержки при реализации программ создания новых рабочих мест (К3); фактического уровня привлечения исполнителями инвестиционных проектов программ собственных (заемных) средств (К4); наличия перспективного "портфеля инвестиционных проектов" (К5); уровень достижения проектного количества рабочих мест (К6) - и характеризует эффективность использования средств государственной поддержки в целом.

Для каждого муниципального образования (получателя средств) все вышеперечисленные показатели, с учетом своей специфики (граничных значений), оцениваются экспертами по разработанной 10-балльной системе.

После распределения средств государственной поддержки между муниципальными образованиями информация о выделенных лимитах средств передается получателям средств (органам местного самоуправления), где непосредственно осуществляются работы по созданию новых рабочих мест (этап IV- "Отбор инвестиционных проектов и организация их финансирования на муниципальном уровне").

Отбор инвестиционных проектов осуществляется с учетом достижения основной цели - создание наибольшего количества рабочих мест с максимальной результативностью (подэтап IV-1) - и включает следующие основные процедуры:

определение технико-экономических показателей проектов и условий их реализации;

обоснование критериев и оценку их относительного веса, то есть установление системы приоритетов для последующего ранжирования проектов;

расчет комплексного критерия и последующее ранжирование проектов.

На основе рангов проектов с учетом выделенных средств государственной поддержки и возможного привлечения финансовых ресурсов из других источников отбираются проекты для инвестирования.

Окончательный отбор проектов осуществляется при формировании программы создания новых рабочих мест и схем инвестирования проектов (подэтап IV -2).

Важнейшей составной частью социально-экономического мониторинга последствий реструктуризации угольной отрасли является, мониторинг результативности создания новых рабочих мест, осуществляемый на пятом, завершающем этапе реализации организационно-экономического механизма создания новых рабочих мест.

Завершающий этап организационно-экономического механизма состоит из следующих подэтапов: диагностика процесса создания новых рабочих мест (подэтап V -1), анализ и оценка динамики реализации проектов создания новых рабочих мест (подэтап V-2) и оценка состояния и перспектив развития предприятий, созданных для обеспечения новыми рабочими местами высвобожденных работников угольных предприятий (подэтап -З).

В ходе выполнения первого подэтапа создается информационная база социально-экономического мониторинга, которая представляет собой систематизированные статистические и социологические данные за время реализации мер по реструктуризации угольной отрасли в разрезе основных направлений мониторинга, нормативно-справочные материалы, сведенные в соответствующие регистры и базы данных. Информационными источниками мониторинга являются данные государственной статистической отчетности, материалы социологических опросов, данные исполнительных органов государственной власти, уполномоченных реализовать программу реструктуризации угольной отрасли.

Для контроля за эффективностью использования средств государственной поддержки проводятся анализ и оценка динамики реализации проектов создания новых рабочих мест и перспективность функционирования создаваемых предприятий (подэтап V-3). Для этого разработана методика комплексной оценки состояния и перспективности развития предприятий, созданных для обеспечения новыми рабочими местами высвобожденных работников угольной отрасли.

Методика базируется на анализе хозяйственной деятельности и факторной экспертной оценке финансового, производственного, маркетингового, социально-экономического и инвестиционного потенциалов созданных предприятий.

В общем виде последовательность процедур при проведении экспертизы и отбора инвестиционных проектов представлена на рис. 2.4.











Рис.2.4 Процедура экспертной оценки перспективности развития предприятий, созданных в рамках программ местного развития

Экспертиза и ранжирование предприятий проводится на основании данных опросных листов и бухгалтерской отчетности с использованием анкетного опроса экспертов.

На основании анкетных экспертных опросов определяется вес (значимость) каждого потенциала (группы факторов) и пяти выделенных факторов в каждой группе, а также дается оценка каждого фактора по трехбалльной шкале (-1, 0, +1).

Значимость каждого потенциала и факторов его составляющих определялась двенадцатью привлеченными экспертами - специалистами ГУ Соцуголь, ЦНИЭИуголь, МГГУ, представителями муниципальных образований, занимающихся планированием и организацией реализации инвестиционных проектов предприятий, предназначенных для создания новых рабочих мест.

Перечень факторов, характеризующих каждый потенциал, и оценка их значимости по десятибалльной шкале, а также результаты обработки опроса и оценка согласованности мнений экспертов приведены в приложение 1.

Для экспертной оценки каждого фактора были разработаны специальные анкеты опроса экспертов, с помощью которых оценивался каждый фактор (критерий).

Оценка согласованности мнений экспертов при балльной оценке каждого фактора производилась на основе коэффициента вариации. При этом значение коэффициента изменяется от 0,07 до 0,28, а среднее значение коэффициента вариации - 0,13, что свидетельствует о высокой согласованности мнений экспертов.

Согласованность мнений экспертов по оценке взаимосвязи факторов производится на основе определения коэффициента конкордации и использовании распределения х2.

При этом коэффициент конкордации по финансовому потенциалу составил 0,24, по производственному - 0,24, по маркетинговому - 0,5, по социально-экономическому - 0,26, по инвестиционному - 0,279, при оценке потенциалов - 0,31, а значение х2 соответственно: 12,9; 13,38; 28,12; 13,72; 15,38; 17,2, что при 11 степенях свободы соответствует для большинства показателей десятипроцентному уровню значимости и показывает высокий уровень согласованности мнений экспертов.

В соответствии с разработанными правилами, критериями и анкетами эксперт дает свою оценку в баллах по каждому показателю жизнедеятельности предприятия.

На основании полученных оценок (d) каждого фактора (f) определенных потенциалов (i)-dfj с учетом экспертной оценки значимости каждого фактора (Кfj) и потенциала в целом (Кi) - определяется итоговый рейтинг созданных предприятий (производств):

                                                                            (2.2.)

По комплексному критерию может быть произведено ранжирование предприятий, а система критериев, оценивающих различные потенциалы предприятия, позволяет определить "узкие" места и намечать мероприятия по их ликвидации.

Кроме того, выявляются секторы экономики, в которые наиболее эффективно осуществляется вложение средств (инвестиций) для создания новых рабочих мест.

При этом методические положения социально-экономического мониторинга результативности создания новых рабочих мест, являющиеся важнейшей составной частью предложенного организационно-экономического механизма, могут быть использованы не только применительно к условиям реструктуризации угольной отрасли, но и при структурных преобразованиях любой другой базовой отрасли промышленности. Данные методические положения также могут быть применены при организации мониторинга в социально-экономических системах микроуровня в индустриальных регионах любой специализации.

Заключение

Что касается уже начавшегося роста безработицы трудоспособного населения на углепромышленных территориях, то он, как известно, определяется вынужденным увольнением работников в связи со спадом производства, вызванным уменьшением платежеспособного внешнего и внутреннего рыночного спроса на уголь. При этом сокращение численности персонала в структурообразующем угольном производстве мультипликативно генерирует снижение занятости в смежных и других отраслях экономики территорий и соответственно усиление и без того высокой напряженности на территориальных рынках труда.

Относительно высокая безработица негативно проявляется как в общеэкономическом отношении на каждой конкретной территории, так и персонифицированно применительно к каждому по каким-либо причинам безработному.

В целом, констатируя высокий уровень безработицы на многих углепромышленных территориях относительно среднего его значения по стране, следует иметь в виду, что во многом это является переходящим следствием проведенной в период с 1994г. крупномасштабной реструктуризации угольной отрасли, при которой была прекращена работа 203 убыточных и неперспективных угледобывающих предприятий с сокращением численности занятых в отрасли на 630.тыс. человек. Естественно, такое массовое высвобождение в основном узкоспециализированной рабочей силы глубоко и надолго с учетом спада экономики страны в 1990-е гг. дестабилизировало рынок труда на углепромышленных территориях и обусловило высокий трудно преодолеваемый уровень безработицы.

С целью снижения уровня сложившейся в прошлом безработицы при высвобождении работников в ходе реструктуризации угольного производства и предотвращения ее роста в последующем периоде (в 1998-2008 гг.) был осуществлен при активном участии государства комплекс мер по обеспечению занятости населения углепромышленных территорий на основе формирования и реализации программ местного развития.

Так же мною в данной работе был разработан организационно экономический механизм создания новых рабочих мест, который обеспечит долговременную занятость высвобожденных работников в условиях структурной перестройки отрасли и диверсификации экономики бывших шахтерских городов и поселков.

Кроме того, положения социально-экономического мониторинга результативности создания новых рабочих мест, являющиеся важнейшей составной частью предложенного организационно-экономического механизма, могут быть использованы не только применительно к условиям реструктуризации угольной отрасли, но и при структурных преобразованиях любой другой базовой отрасли промышленности. Данные методические положения также могут быть применены при организации мониторинга в социально-экономических системах микроуровня в индустриальных регионах любой специализации.

Похожие работы на - Организационно-экономический механизм создания новых рабочих мест в условиях реструктуризации угольной отрасли

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!