Ваша удовлетворенность требованиями работы к вашему интеллекту?
12. Ваша удовлетворенность длительностью рабочего дня?
При оценивании данных этих анкет определялись следующие показатели -фактическое значение переменной (среднее значение) и разность между фактическими и идеальными значениями (среднее значение).
Полученные выводы распределяются по следующим категориям.
Молодые должностные лица наиболее удовлетворены:
- компетентностью непосредственного начальника;
- стилем руководства непосредственного начальника.
- Наименее удовлетворены молодые сотрудники такими составляющими:
- служебным (профессиональным) продвижением;
- уровнем зарплаты по сравнению с трудозатратами.
- Самыми важными для себя в работе молодые должностные лица считают:
- зарплату;
- возможность использовать свои способности и опыт;
- возможность служебного продвижения.
Одновременно с ответами на анкету «Удовлетворенность трудом» молодые люди заполняли опросник «Оценка удовлетворенности потребностей методом парных сравнений». В данной анкете оценивалась потребность в безопасности, материальные, социальные потребности, потребность в признании и потребность в самовыражении.
Данные этой анкеты подтверждают тезис А.Л.Свецицкого о больших индивидуальных различиях в потребностях личности.
САМОСОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Современные социально-экономические условия выдвинули перед системой профессионального образования кроме традиционной задачи (подготовки квалифицированного специалиста) новую проблему: формирование конкурентоспособной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся производственным условиям. Сегодня образованного человека отличает не только качественное выполнение своих профессиональных обязанностей, но и «толерантность, терпимость, умение понимать и принимать других людей, другие культуры; готовность к постоянному самообразованию и самосовершенствованию; социальное, психическое и физическое здоровье, способность выдержать темп и насыщенность современного образа жизни; духовная развитость, умение гармонизировать свои отношения с окружающей социальной и природной средой». Специалист на современном этапе характеризуется не только необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и развитым самосознанием.
Исходя из этого, экспертиза качества современного образования, основанная исключительно на соответствии когнитивным требованиям образовательных стандартов, будет являться неполной и недостаточной. Необходим экспертный анализ личностной направленности образовательного учреждения.
Существует целый ряд социологических и психолого-педагогических методик, которые позволяют оценить возможности становления и развития личностных качеств обучающихся. Экспертная оценка должна носить не «срезовый», а процессуальный характер, что позволит проанализировать, соответствуют ли результаты обучения каждого студента реализации его индивидуально-личностного потенциала. Возможности систематичных исследований субъектных характеристик обучающихся, на наш взгляд, еще недооценены педагогическим сообществом. Между тем, уделяя большее внимание развитию личностных качеств обучающихся, можно рассчитывать и на достижение весьма утилитарной цели - повышение успеваемости. Как показывают исследования, даже недостаток природных способностей «восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), и школьник/ студент добивается больших успехов». Формирование устойчивого положительного отношения к себе в будущей профессии (убежденность в собственной пригодности, в обладании достаточным творческим потенциалом, в том, что избранная специальность и есть призвание и т.п.) способствует повышению успеваемости. На удовлетворенность профессией в будущем влияет «правильность» выбора профессии, исходя из осознания своих профессиональных склонностей и с адекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Уже есть данные о том, что существует определенная взаимосвязь между профессиональными интересами и характерологическими особенностями личности. Кроме того, студенты всех уровней профессионального образования (и ссузов, и вузов) «ориентированы на творческий подход к будущей профессиональной деятельности, независимо от ее специфики и содержания».
Воспитание будущего специалиста невозможно без признания субъектности обучающегося, которая характеризуется природной активностью, проявляющейся в тенденции к автономии и независимости, стремлению создавать новые отношения, нормы, стандарты, «личностные смыслы» индивидуального опыта. Это позволит реализовывать личностные потенции, задатки, будет способствовать развитию самосознания будущего специалиста.
С изменением позиции обучающегося в образовательном процессе существенно меняется отношение к знаниям и приобретаемым навыкам как таковым. Они являются «не самоцелью, а средством, условием для реализации потребности человека «быть личностью» (А.В.Петровский), для «становления его субъектности», обогащения личностного субъектного опыта (И.С.Якиманская), для реализации «личностных функций» (В.В.Сериков), для становления индивида как человека культуры (Е.В.Бондаревская). Профессиональное образование, являясь значимым этапом в становлении специалиста, на основе знаний, умений и навыков формирует личность специалиста, его профессиональное самосознание. Результативность профессионального обучения будет определяться тем, насколько наставникам удалось подготовить воспитанников самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, с которыми они не сталкивались в собственной жизни (И.С.Кон).
Признавая необходимость данных условий, преподаватель выступает в роли помощника, инициатора активности студента в направлении развития его «самости», а учебная деятельность является неким прообразом трудовой деятельности. Создавая условия для порождения нового личностного опыта, наставник может обратить внимание воспитанника на те события, которые помогли бы ему приобрести новый личностный смысл Я. Каждый раз, когда личность сталкивается с проблемой преодоления различий между Я-реальным и Я-идеальным (как подструктурами самосознания), ей предстоит разрешить этот внутренний конфликт. В профессиональной деятельности он может найти свое выражение «как конфликт между профессиональными целями, мотивами и отношениями, выражающийся в столкновении различных деятельностей по выполнению производственных задач». Мы считаем, что профессиональное образование может обеспечить такое разнообразие и по предметному содержанию, и по формам обучения, и по условиям его получения (например, в среднем профессиональном образовании объемы практической и теоретической подготовки либо равны, либо объем теоретической подготовки несколько превышает объем практической и составляет около 60%).
Каждый преподаватель в своей работе, исходя из собственной философии и концепции преподавания, может способствовать возникновению чувства успешности у студента. Переживание этого состояния происходит тогда, когда молодой человек, преодолевая свое неумение, незнание, поверит в собственные силы. Молодой человек в процессе диалога с преподавателем должен научиться прислушиваться к себе и понимать, что наилучший ответ на свои вопросы он может получить только от самого себя.
Заключение
удовлетворенность мотивация ситуация молодежь
Исходя из вышесказанного, можно сделать предположение о том, что развитие самосознания молодого человека в системе профессионального образования влияет на качество подготовки будущего специалиста.
Здесь мы согласимся с Е.А.Климовым в том, что задача психологии «состоит в изучении факторов и закономерностей психической регуляции функционирования и формирования человека как субъекта труда, в создании информационных условий для практики формирования должной системы соответствующих психических регуляторов». Необходимость таких исследований связана не только с повышением качества подготовки специалистов в системе профессионального образования, но и, как показали последние статистические данные, с необходимостью выявления механизмов повышения качества жизни населения страны. Ведь «помимо получения дохода и средств к существованию труд представляет человеку условия для максимального раскрытия и использования своих навыков, возможностей и способностей, то есть дает возможность самореализации и полноценного самоощущения себя как личности, что является неотъемлемой частью представлений человека о высоком уровне качества жизни». Результаты социологических опросов показали, что значения комплексного показателя самореализации россиян в трудовой деятельности соответствуют категории «нежелательное качество».
Конкретное решение задачи по развитию самосознания будущего специалиста во многом зависит от совместных усилий преподавателя и психолога. Эта работа по своей сути направлена на оказание психолого-педагогической помощи личности студента в ее профессиональном самоопределении, что поможет ему осознанно подойти к планированию своей будущей профессиональной карьеры.
Список литературы
1.Бордовская, Н.Н. Педагогика: учебное пособие / Н.Н.Бордовская, А.А.Реан. - СПб.: Питер, 2009.
2.Буякас, Т.М. Инициальный путь развития личности: возможности психологической работы / Т.М. Буякас // Вопросы психологии. - 2009. - №3.
3.Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А.Климов. - М.: ЮНИТИ, 2010.
4.Любавская, Л.И. Методология и методика определения эффективности управления системами воспитания /Л.И.Любавская // Социальные, экономические и культурные проблемы устойчивого развития современной России: материалы международной научно-практической конференции, 23 - 24 марта 2008 г. - Новосибирск: Архивариус-Н, 2008.
5.Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н.Никитина, О.М.Железнякова, М.А.Петухов. - М.: Мастерство, 2002.
.Педагогика профессионального образования / под. ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2009.
.Пряжников, НС. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С.Пряжников, Е.Ю.Пряжникова. - М.: Академия, 2004.
.Роджерс, К. Клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии / К.Роджерс // Вопросы психологии. - 2009. - №2.
.Верещагина, Л.А. Психология потребностей и мотивация персонала / Л.А.Верещагина, П..Карелина.- Харьков: Гуманитарный центр, 2008.
.Джуэлл, Л. Индустриально-организационная психология /Л.Джуэлл.- СПб: Питер, 2011.
.3. Мельник, Ю. Как преодолеть мотивационный кризис на проблемном предприятии / Ю.Мельник, О.Мельник // Служба кадров. - 2009.
13.Кондаков, И.М. Использование иллюстраций в преподавании общей психологии / И.М.Кондаков // Журнал прикладной психологии. - 2009. - № 1.
14.Кошелева, О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI-XVIII вв.): учебное пособие по педагогической антропологии и истории детства / О.Е.Кошелева. - М.: Изд-во УРАО, 2009.
.Кузнецов О.Н. Достоевский о тайнах психического здоровья / О.Н.Кузнецов, В.И.Лебедев. - М.: Изд. Российского открытого ун-та, 2008.
.Леонтьев, А.А. Педагогика здравого смысла. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды / А.А.Леонтьев. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2009.