Граффити как субкультура

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,38 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Граффити как субкультура

Государственное Образовательное учреждение

Начального Профессионального Образования

Профессиональное училище № 80









Контрольная работа

на тему: Граффити как субкультура













Электросталь 2010

Введение

Нередко, гуляя по улице, на здании, гараже или заборе можно заметить нечто яркое, громадное, непонятное. Ты остановишься, пытаясь разобраться, фантазируешь и ломаешь голову. Наконец, перед тобой вырисовываются буквы, но разобрать - какие, невозможно. Эти буквы, как большая задача, которую нужно непременно решить, не зная ни формул, ни ход решения. Эта задача носит название - граффити.

На вопрос о том, что такое субкультура граффити, люди часто отвечают, что это вандализм, но они ошибаются, поскольку граффити - это способ самовыражения, которой даёт обществу красивые оформления, дизайн, а молодёжи в частности, граффити даёт способность показать себя, развить свои художественные качества.

История граффити

Граффити происходит и от греческого слова "Graphein" означающий "писать", и от итальянского слова "Graffito" - "царапать", а история этого термина переносит нас к доисторическому человеку, рисующему на стене пещеры. Это явление, по видимому, было вызвано человеческой жаждой общения - "Граффити представляет собой страсть человека к общению".

Граффити стало стихией изменившей внешний вид улиц в конце 20 века, и упоминание этого слова вызывает в воображении человека множество различных образов. "Граффити - это искусство или вандализм? следствие упадка или его причина?". Сфера отношения к граффити широка и спорна. Необходимо отметить, что многие райтеры называют свои работы скорее "райтингом (письмом)", чем "граффити".

Перенесемся в Нью-Йорк начала 1960-х, когда молодой Julio с 204 street (район города неизвестен), начал писать свой "tag" (nickname; псевдоним) Julio 204 в метро. К 1968 году его тэгом были подписаны все части города. Но само явление писать граффити обрело популярность, когда молодой 17 летний грек Demitrios из Washington Heights - района Manhattan-а ставил тэг "Taki 183" по всему Нью-Йорку, в особенности в подземке. В 1971 репортер из "New York Times" с целью узнать смысл этого послания нашел Taki и взял у него интервью. Статья "Taki 183 spawns pen pals" стала первой из рода статей, посвященных граффити.

В течение последующего года и после выхода упомянутой статьи феномен самовыражения молодежи посредством расписывания подземки возрос до такой степени, что это стало целым движением, и впоследствии его стали назвать "хип хоп граффити".

История граффити достоверна до этой точки, и была рассказана много раз в различных публикациях. Однако, по мере развития граффити и становления более популярной культурой, повествование становится более запутанным и неоднозначным.

Во времена зарождения граффити райтеры и поезда имели почти духовную связь друг с другом. Подземка была связующей системой для граффити, она была иконой для граффити райтеров, которые стремились, чтобы их работы увидела и публика и другие райтеры.

Райтеры создали "альтернативную систему общения для ребят, которые, так или иначе, имели доступ к широким проспектам уличной информации".

У райтеров были линии метро, которые они предпочитали в зависимости от поверхности поездов и их маршрутов. Лучшие райтеры города всегда поглядывали на 5 и 2 номер Lexington Avenue Express, как на вагоны высшего сорта для своих работ, которые объезжали обширные территории города. Это помогало быть признанными и стать известными. Опасность находящегося под напряжением "3-го рельса", вероятность быть арестованным и другие неприятности лишь добавляли адреналина и желания сделать "бросок" ('getting up').

Граффити также писали и на стенах, зданиях и т.д., но подземка имела такую огромную притягательность, что была вне конкуренции - "Визуальная доступность, огромное количество посетителей и связь с другими такими же парнями по городу". Подземка также подчеркивала направленность и движение - чего сложно достичь на стенах, она вносила жизнь в исходно неподвижные буквы.

Существует 7 фундаментальных форм граффити и, хотя существует множество, больше тысячи различных стилей, формы однозначно определяются среди граффити райтеров. Формы характеризуются сложностью, расположением и своими размерами. Иерархический порядок граффити форм представлен ниже:

TAGS (тэги) - уже упоминавшиеся тэги являются nickname-ом райтера, росписью псевдонима и простейшей формой граффити. Тэги используются для того, чтобы имя райтера было "на виду", чем их больше, тем больше "слава" райтера. Хотя большинство тэгов выглядят похоже, для знающего человека, тэг как отпечаток пальца - единственная в своем роде смесь всех элементов райтера.

THROW-UPS (фроу-апс) - "набросок" - более развитая форма тэга, которая обычно быстро наносится на поверхности поездов, стен и т.д. с помощью баллона. Райтеры обычно используют bubble letters (буквы-пузыри) для того, чтобы набросать имя из 2-3 букв. Обычно используются два цвета, один для outline (контура), а другой для fill-in (заполнения). Эта форма является наиболее быстрым способом создания больших кусков работ.

PIECES (писес) - куски, картины - это термин, используемый для шедевров (masterpieces). Куски считаются наиболее выдающейся формой граффити. В кусках обычно используется большее число букв, чем в набросках и они выполнены более тщательно. Super Кool 223 - это ему приписывается создание первого masterpiece в 1972, при помощи технологии 'fat cap' (насадок, дающих широкую линию (от 3см)). Super Kool понял, что, заменив "родную" насадку на широкую, снятую с баллона с пеной для волос, он сможет покрыть большую поверхность быстро и без проблем. Эти технические инновации способствовали превращению граффити в более широко известную форму искусства.

Когда часть вагона подземки покрыли куском работы более длинным, чем сам вагон и покрывающим окна, зародились еще несколько форм:

TOP TO BOTTOMS (сверху донизу) - это определение относится к кускам, которые покрывают часть вагона с верху донизу, но не по всей длине вагона.

END TO ENDS (от края до края) - судя из названия - работа, покрывающая вагон от одного конца до другого, но не полностью по высоте.

WHOLE CARS (целый вагон) - это полностью закрашенный вагон метро - сверху донизу и от края до края (включая окна). Первый "целый вагон" сделал в 1973 Flint 707, это было вдвойне потрясающе, поскольку кусок был выполнен в 3-D. "Целый вагон" - довольно большая поверхность, это 20 футов в длину и 12 в высоту, около 20 баллонов краски и восемь или более часов работы. Так что эта работа зачастую выполнялась группой райтеров или "crew". Все те, кто делали часть куска, были поделены между собой в соответствии с опытом и положением в команде. Дизайн (конструкция - контур и цвета) планировался райтерами заранее в "black books" (тетради с набросками). Райтеры сделавшие "целый вагон" были почитаемы среди других райтеров, особенно когда вагон был выполнен в хорошем стиле. В середине 1970-х "целые вагоны" действительно стали граффити шедеврами, включающие в себя: карикатуры, фоны, послания (некоторые содержали социальную критику, например кусок Lee "Stop the Bomb" в 1972), различные действия (сценки) и хорошо известные мультипликационные персонажи взятые из американской поп культуры. Андеграундный комический художник Vaughn Bode (1941-1975), заметно повлиял на большое количество райтеров, которые использовали его персонажей в своих кусках.

WHOLE TRAINS (целый поезд) - незадолго до создания первого "целого поезда" - "the freedom train" ("поезд свободы"), который создали 4 июля 1976 года Caine, Mad 103 и Flame One, "целый вагон" считался наивысшей достижимой формой граффити. Жизнь "поезда свободы" была очень коротка - появилось регулярное обслуживание поездов и он был перекрашен уже на следующий день.

Однако, целые поезда были редкостью, в основном райтеры в поисках своей славы делали по два вагона (известными под названием "worms" - черви).

Кэпсы (сменные насадки на баллон с краской).Caps дают очень четкую линию. При наличии определенных навыков с помощью этих насадок можно добиться и очень тонкой линии. Caps, название которых говорит само за себя (fat - «толстый», англ.), дают толстую линию. Существуют кепы, линия разбрызгивания у которых достигает ширины ладони.

Для создания законченного рисунка не всегда подходят кепы, которыми снабжает баллоны производитель: граффитисты в большинстве случаев используют краски, предназначенные для покраски автомобилей, а не рисования на стенах. Из этой ситуации существует два выхода. Вы можете использовать самодельные и покупные сменные насадки.

Покупные (skinny, fat, outline, inline и др.) насадки плохи лишь тем, что их невозможно достать в России. Самодельные кепы изготавливаются граффитистами собственноручно. Но лучше использовать skinny - лини будут получаться не такими тонкими, зато четкими.

Всё, что необходимо для занятий граффити, можно найти в единственном российском специализированном Graffiti Market <http://graffitimarket.ru> - это интернет-магазин для любителей и профессионалов искусства граффити, предлагающий специальные аэрозольные краски для граффити и graffiti аксессуары от мировых фирм-производителей.

Граффити - особый вид искусства, выполняемый быстро, на больших поверхностях. Какие попало краски для этого не подходят - нужны аэрозольные краски <http://graffitimarket.ru/mtn/kraska_mtn/kraska_mtn_94> и специальные маркеры <http://graffitimarket.ru/on_the_run>. С их помощью создаются знаменитые буквы-пузыри, а также все разновидности graffiti: от простейших TAGS (простых надписей) до PIECES (широкомасштабных картин).

Серьёзный райтер всегда использует только качественные граффити-краски <http://graffitimarket.ru/montana/kraska_montana/kraska_montana_black_new> и расходные материалы, совершенствует технику, изучает профессиональную литературу, журналы, повышает мастерство. Иначе можно получить обидное в среде профи-райтеров прозвище «toy» («игрушка»).Market <http://graffitimarket.ru> начал работу в 1998 году, и уже больше десяти лет активно предлагает профессиональные аэрозольные граффити-краски, а также маркеры, респираторы, скетчбуки для граффити, книги, журналы и вообще всё, что нужно для энтузиаста этого искусства. Граффити-маркет на сегодня - три крупных магазина <http://graffitimarket.ru/montana/kraska_montana/kraska_montana_black_new> для ценителей graffiti в Москве и Санкт-Петербурге, а также удобный интернет-магазин, позволяющий приобрести краски и аксессуары для граффити, в какой бы глубинке вы ни жили.Market предлагает аэрозольные краски для граффити лучших мировых производителей: MONTANA <http://graffitimarket.ru/montana/kraska_montana>, MOLOTOW <http://graffitimarket.ru/molotow/kraska_molotow>, Sabotaz80 <http://graffitimarket.ru/sabotaz_80>, KRYLON <http://graffitimarket.ru/krylon/indooroutdoor_paint>, <http://graffitimarket.ru/mtn/kraska_mtn>, MOTIP <http://graffitimarket.ru/motip>, ABRO <http://graffitimarket.ru/abro/kraska_abro>/ SABOTAGE <http://graffitimarket.ru/abro/kraska_abro_sabotage>.

В магазине также есть всё, что нужно энтузиасту граффити, любые аксессуары - от скетчбуков <http://graffitimarket.ru/aksessuary/sketchbuki>до респираторов <http://graffitimarket.ru/aksessuary/respiratory_i_sredstva_zaschity>:

Маркеры фирм Krink <http://graffitimarket.ru/krink>, Molotow <http://graffitimarket.ru/molotow/marker_molotow>, Montana <http://graffitimarket.ru/montana/marker_montana>, Edding <http://graffitimarket.ru/edding>, Joystick <http://graffitimarket.ru/joystick>, On The Run <http://graffitimarket.ru/on_the_run/marker_otr>, Junobo <http://graffitimarket.ru/junobo/marker_junobo_mop_2_oz>;

Заправка для маркеров фирм Molotow, Stealth Ink, On The Run, Mr.Black, Grog, Corio, Edding;

Рюкзаки, сумки Code Red <http://graffitimarket.ru/aksessuary/sumki_i_ryukzaki> специально для тех, кто занимается граффити;

Респираторы и другие средства защиты <http://graffitimarket.ru/aksessuary/respiratory_i_sredstva_zaschity> при нанесении graffiti;

Книги <http://graffitimarket.ru/literatura>, пособия по искусству графити;

Журналы <http://graffitimarket.ru/literatura>, посвящённые профессиональному граффити.

Удобство интернет-магазина Graffiti Market уже оценили десятки тысяч поклонников этого современного искусства! Среди достоинств интернет-магазина - удобство выбора, чёткие описания. Возможность легко сравнить товары разных фирм, а также три вида доставки, из которых можно выбрать самый удобный.

Стили

Из-за того, что все больше и больше молодежи начинали ставить свои тэги, появилась необходимость развивать уникальный стиль, различные размеры и цвета которые остаются и развиваются от одной работы к другой. Vulcan описывает это так: "Самое важное - это стиль! Он определяет тебя".(Writing From The Style Underground 5).

В середине 1970-х, выразительные стили написания букв стали главным объектом райтеров - это стало особенно уместным после того, как райтер из Филадельфии Top Cat 126 прибыл в Manhattan, неся с собой свой особый стиль написания букв, который он перенял у другого райтера, легендарного Cornbread. В последствии, много райтеров Manhattan-а переняли этот стиль "длинных, тонких, тесно упакованных букв стоящих на маленьких платформах ... имеющих также прозвище 'Broadway Elegant'" (castleman 5).

Другие районы Нью-Йорка также развивали свои собственные стили, которые могли сказать наметанному глазу райтера о районе города автора той или иной работы.

Другие райтеры предпочитали создавать свой собственный стиль, давая им тщательно продуманные имена. Если Super Kool 223 создавал свой кусок как новую форму граффити, то Phase II сломал рамки формы (ограничивающие ее для других стилей) своими "bubble letters" (которые он называл "softie letters"(мягкие буквы)) и другими как "Phasemagorical phantastic" (со звездами), "bubble cloud" (с облаками) и т.д. II говорит в своей постоянной колонке в "Guide to Reality": "Для нас это было спортом, со своими правилами и уставом, где все регулировалось теми, кто умел создавать и вносить новое" (Phase II).

Началась война стилей среди райтеров, это был период времени, взбудораживший мир граффити, это было жестокое соревнование, поток идей в стремительно развивающуюся граффити сцену. Райтеры были очень критичны к каждой чужой работе. Оригинальность, движение букв, техника спреинга, четкость контуров и использование деталей - неотъемлемые части при создании "burner" ("зажигающего" куска).

Стили и техники, используемые райтерами включали wildstyle (дикий стиль - почти нечитаемый стиль с переплетающимися буквами и с определенным направлением), 3D, fading (плавно меняющиеся цвета), сломанные буквы, готические и компьютерные (Kase 2) шрифты и новые модификации старых стилей, как например 3-D с тенями. wildstyle - был зачастую неразборчив для людей далеких от граффити. Это прибавляло интерес к граффити. Dondi, один из первых райтеров, говорит что он использует wildstyle когда пишет для других райтеров, когда он пишет на публику то использует прямые буквы. Оригинальные идеи всегда были целью райтеров, никто не хотел прославлять себя "biting" (художественным плагиатом). Между райтерами случались конфликты, когда один обвинял другого в плагиате. Райтеры также намеренно делали свои работы поверх чужих, что являлось актом презрения в граффити сообществе. Это часто приводило к стычкам между райтерами и командами. Райтеры ложили свои работы поверх других по нескольким причинам: призыв к соревнованию, ограниченное пространство для работы, месть за другие деяния. Большинство новичков часто хотят получить признание у более известных и продвинутых райтеров, от которых они учатся всем аспектам граффити - от райтинга в депо до создания собственного стиля. Взаимоотношения учитель/ученик довольно обычны в мире граффити. Для новичка лучший способ чему либо научится - изучить ключевые аспекты всей истории искусства граффити, от простого к сложному. Зачинатели граффити, такие как Taki 183, Phase II, Stayhigh 149, Blade, Seen, Lee, Bama, Kase 2 и другие чтимы и уважаемы среди современных райтеров, и выглядят в их глазах иногда даже несколько мифически. Истории о них, их сверстниках, и их достижениях составляют основу граффити фольклора.

Как стать известным художником

Слава может прийти к райтеру несколькими путями - райтер может получить широкую известность с помощью средств массовой информации (интервью, фотографии в газетах, работы в клипах и т.д.). Taki 183 был первым, кто достиг славы таким путем.

Райтеры, которые достигли славы называются Королями. Они могут быть "King of Style"; "King of the Insides"; "King of the Line" и др. Слава все время меняется, меняется соответственно и король. Хотя стиль, цвет, размер и форма немаловажны, сам процесс работы с поверхностями стоит на первом месте.

Чтобы познакомиться с этим видом современного искусства, не нужно посещать музеи и художественные галереи. Жители Нью-Йорка, Чикаго и Лондона уже сталкиваются с ним на улицах и в подземках. Теперь граффити осваивает Москву. Европейской столицей граффити-арта является Лондон. Тут в отличие от Нью-Йорка, где основной бомбежке спрейщиков подвергалась подземка, все картины изначально рисовали на заборах и фасадах домов. Вообще европейцы в отличие от американцев намного либеральнее подошли к граффити. К примеру, в Париже и ряде других евро-столиц искусство граффити, по сути, легализовано. У истоков появления граффити-арта в основном стояли хип-хоперы, среди которых одинаково часто встречались как черные, так и белые ребята.

Сегодня граффитчиков можно условно разделить на две категории. Первые превыше всего ставят художественную ценность рисунка, вторые подходят к искусству граффити как к средству выражения своих идей. Например, радикально настроенные панк- и хардкор группировки являются авторами лозунгов вроде Punk not Dead, Straight Age или Go Vegan. Если с первым заявлением о вечной жизни панков все понятно, то про остальные надписи можно сказать следующее. Go Vegan - излюбленный слоган суровых молодых людей, слушающих тяжелую музыку, но при этом имеющие нежные сердца. Эти ребята не могут даже помыслить о том, чтобы есть пищу животного происхождения. Они - вегетарианцы. Чуть менее задвинутые на сохранении флоры и фауны персонажи предпочитают слоганы типа Straight Age. Они пропагандируют здоровый образ жизни, уважают музыку таких групп, как Sick Of It All или War Zone. Говорят, стрейтэнджеров можно встретить и в России на хард-коровых клубных концертах групп XXX, Б-67.

Граффитчики (за исключением завернутых на определенной идее) находят особое удовольствие в том, чтобы зашифровать свое сообщение, придумать страшно неудобоваримый шрифт, чтобы написать очень простое слово, которое сумеют прочесть только свои. Такая головоломка, шифровка. Хотя на самом деле - просто обманка. Зачем шифровать то, что знают все? Например, слова hip-hop или unity. Смысл граффити не столько в том, чтобы написать что-нибудь очень важное, передать информацию, сводку информбюро. Смысл этого занятия в том, чтобы граффитить запретные стены, творить там, где нельзя, и бороться за свободу рисовать где угодно. Неважно что: название crew, твою кличку, прыгающего скейтбордиста или сложную абстрактную картину. Если не считать за street-art надпись "Наша цель - коммунизм" или "Обгоним и перегоним", то можно сказать, что в России первые серьезные граффити начали появляться в середине девяностых. Как и во всем мире, они стали делом рук радикально настроенных панков и хип-хоперов.

Сегодня в Москве существует множество "крю" занимающихся граффити-артом, наиболее известные из которых Da Boogie Crew, Bee Crew, Ice Crew, BFG Crew. Они представляют собой группы людей, объединенных общей идеей и пристрастиями. Причем, как правило, в crew существует своего рода разделение труда: одна часть рисует граффити, другая - катается на скейте, третья - играет музыку. Причем туда входят также просто сочувствующие бездельники, многочисленные друзья и фэны. Как и в любой компании, у любого crew есть своя внутренняя мода, свои неписаные законы, свои телеги. Наряду со всевозможными crew существуют свободные спрейщики, не входящие в какие-либо группировки. Их граффити, как правило, являются самыми интересными, потому что эти "вольные стрелки" не зациклены на какой-то одной идее, фразе, рисунке. Особенно крутыми считаются те спрейщики, которые разработали свой собственный, узнаваемый стиль рисунка.

Иногда граффитисты выполняют коммерческие работы - расписывают магазины ("Маска" на "Красных воротах"), клубы ("Гетто" в Новокосино), уличные стены. Впрочем, редко кому удаётся прожить только на это, поэтому все где-то работают, и уличная живопись остаётся для большинства хобби. Против коммерциализации выступают и многие "старые" художники, считающие, что граффити, родившись как crime art - противозаконное искусство - не имеет права вступать с законом в деловые отношения. Но многие новые команды, не считаясь с идеологией, целиком переходят на заказные работы.

По нашему законодательству незаконно нанесенный рисунок в местах общественного скопления может расцениваться как хулиганство. Несмотря на это, серьезных прецедентов, касающихся спрейщиков, в Москве пока не было. Рисуют спрейщики чаще всего летом, когда ночи длинные и светлые. До трех утра ищут хорошие места, после трех - творят. Иногда за один раз не успевают. Для того чтобы сделать большое хорошее граффити, иногда требуется два-три дня. Дабы избежать столкновения с милицией, да и просто с "правильными" горожанами, граффитчики часто работают со своими ребятами из crew.

Существуют бесконечное множество стилей граффити. Самый простой стиль граффити называется tagging (дословно с английского "вешать ярлык"). С этого самого тагинга в свое время все и началось. По большому счету надпись "Здесь был Леонид" - тоже граффити, выполненное в стиле тагинг. Со временем сам графический рисунок усложнился, спрейщики начинали активно использовать разные цвета и придавать рисункам объем. Новую формулу граффити назвали throw up (в переводе "выделять, оттенять"). Сейчас модно рисовать замороченные граффити, которые невозможно прочитать, так называемый wild style. Крутыми и, пожалуй, самыми сложными, являются изображения людей, например портрет погибшего друга или любимой девушки: Найти граффити на русском очень сложно, оригинальные высказывания - фактически нереально, признания в любви - невозможно.

Что ни говори, между "неофициальными" надписями типа "куплю-продам", обнаруженными при раскопках на стенах римского форума (вот они - итальянские корни) и современным искусством граффити "дистанция огромного размера". Дистанция не столько даже временная, сколько стилистическая. Да и "царапать" среди серьезных мастеров нынче как-тo не принято: наждачная бумага или скажем, сверло с алмазным наконечником уместны в руках вандала, но не художника. И все же граффити pодом именно оттуда - из выведенных неумелой рукой надписей типа: "Здесь был Киса, Фуфел, Килрой…" Или лорд Байрон. Да-да, тот самый. Так что, если вдруг доведется кому, к примеру, попасть в Шильонский замок, то знайте: вам непременно покажут, на какой именно колонне мрачного каземата оставил свой автограф мятежный гений. Конечно, не все надписи были столь бесхитростными. Попадались среди них и проникновенные посвящения, и магические формулы. В течение многих столетий безымянные авторы изливали на стенах душу, признавались в вечной любви даме сердца и кляли последними словами неугодных правителей. Иной раз граффити становилось даже источником вдохновения. Слово "рок" (в смысле, "судьба"), начертанное по-гречески на стене Собора Парижской богоматери, подвигло Виктора Гюго на написание знаменитого романа. До 70-х годов нынешнего столетия граффито воспринималось как исключительно словесная форма самовыражения. Специалистов волновало Что и зачем пишут люди на стенах?" (название одного капитального "граффитоведческого" труда). Вопрос "как" ученые умы занимал мало по той простой причине, что сами граффитисты на "как" внимания практически не обращали. "И слова пророков написаны на стенах подземки" - поется в известной песне Саймона и Гарфанкела конца 60-х годов. Но новые пророки Нью-Йоркских улиц были еще и художниками, они говорили не одним словом, но и цветом, и линией тоже. Граффити, каким мы знаем его сегодня, зародилось в Нью-Йорке как часть хип-хоп-культуры. Отсюда, кстати, и обилие хип-хоповских словечек в слэнге нынешних граффитистов, а люди, желающие заполучить граффити-сувенир, давно усвоили, куда надо держать путь. В "шопы", торгующие хип-хоповской всячиной, хотя исконное граффити, то есть произведение: а) масштабное, б) индивидуальное и в) сотворенное не ради денег, а для души, там попадается куда реже растиражированного ширпотреба.

Родоначальники жанра использовали самые обычные маркеры и аэрозоли, которые нередко "заимствовали" у зазевавшихся продавцов в магазине. Немало рабочих инструментов изготавливалось собственноручно. В ход шло буквально все: от специальных составов для подкраски обуви до штемпельной краски. В качестве корпуса для "начинки" обычно использовался отслуживший свое баллончик из-под дезодоранта. Есть, конечно, среди граффитистов и "чистые" художники, черпающие вдохновение буквально во всем: от библейских сюжетов до комиксов и телепостановок. Ведь граффити - это множество направлений и течений. От считающихся ныне уже немодными "надувных" букв мастеров "старой школы" до невероятно изощренного, требующего немалого мастерства и сноровки "wild style", в котором причудливые письмена сплетаются по прихоти автора в невероятно сложные узоры. Не говоря уж об индивидуальной манере. "Wild style" Именно так назывался и "граффити"- фильм (1982 г.) независимого кинорежисёра Чарли Ахерна, главный герой которого "расписывал" поезда в Южном Бронксе. Лента, по отзывам критики, получшась "интересной социологически, но наивной драматургическим. Дни года спустя вышла более достоверная вариация на ту же тему режиссера Стэни Латана под названием "Beat Street", ставшая культовым хип-хоповским фильмом. "Стиль,- замечает Генри Чэлфант, автор книги "Subway Art", считающейся своего рода Библией среди граффитистов, для всякого "писателя" - понятие вполне конкретное. Определяется оно прежде всего формой самих букв и тем, как они соединяются". А техническое мастерство и индивидуальный стиль достигаются бесконечными часами упорнейших тренировок. "Не существует легких способов для освоения сложного стиля, и время, которое ты тратишь на учебу, не заменишь ничем,- пишет Чэлфант. - Лучшая учеба здесь - это повторение. Ты должен еще раз пройти всю историю искусства граффити. От простого к сложному". Как, впрочем, и "черновикм, куда заносятся и где потом бесконечно шлифуются все новые идеи. Символично название одного документального фильма, посвященного граффити, - "Война стилей". На заре современного уличного искусства основное средство в этой войне было простым и незамысловатым: поверх работы конкурента наносилась собственная картинка или надпись. Иногда - за неимением времени, средств или таланта - поступали еще проще: неугодное граффити жирно перечеркивали крест накрест. Одно время в Нью-Йорке была даже команда ТСО, то есть "the cross outs" (англ. "cross out" - "вычеркивать"), которая, судя по названию, решила объявить войну всем без исключения. Сейчас подобная манера считается ребячеством, непростительным для настоящего мастера. Есть два более цивилизованных способа выяснения отношений. В одном случае конфликтующие стороны должны за определенное время (от нескольких часов до дня) "заполнить" часть стены. Выигрывает тот, чья работа будет признана лучшей. При другой форме разрешения спора решающим оказывается не качество, а количество. Творцам отводится определенный участок в городе. Оговаривается время - обычно где-то от недели до месяца. Кто сумеет "освоить" большую площадь, провозглашается победителем. И в том, и в другом случае в качестве арбитра приглашается третий граффитист или "команда". О вознаграждении договариваются заранее. Чаще всего проигравший расплачивается с победителем красками и прочими материалами. Иногда он лишается права писать свое имя или подвергается физическому наказанию - почти символическому. Ритуал здесь важнее собственно насилия. Еще одно напоминание об извечном споре "кто - кого? - названия-аббревиатуры команд (состоящие, как правило, из трех букв), которые нередко заканчиваются "К" - "kings". Это могут быть короли определенного стиля или жанра, городского района или линии метро и т.д.

Былая непримиримая борьба с властями и друг с другом наложила свой отпечаток и на "писательский" стиль. К примеру, так называемые "blockbusters" - огромные, "квадратные" буквы, слегка наклоненные вперед или назад и исполняющиеся обычно в двух цветах - вполне подходящее оружие, будь то борьба с чужим граффити или девственно чистым вагоном муниципальной подземки. Делай - раз! Делай - два! И вот вам, пожалуйста: максимальный результат за минимальное время. К тому же огромные буквы как нельзя лучше соответствовали самой сути граффити эпохи первоначального накопления опыта - читай: "тэггинга". Чье имя больше - тот и круче. История граффити как искусства, как стиля началась с того самого момента, когда "первописатели" вдруг осознали одну очень простую вещь: вывести свое имя "увесистыми" буквами может, в принципе, любой, это всего лишь вопрос времени, но не мастерства и индивидуальности. Сколько существует граффити, столько оно подвергается гонениям. Стоящие на страже закона и порядка твердят одно: роспись муниципального имущества - при всей (эстетической) ценности этой самой росписи - представляет серьезную угрозу обществу. Нотациями дело не ограничивается. Немало американских граффитистов поплатились за свое творчество внушительными штрафами, кое-кто угодил за решетку. Во многих мегаполисах граффитистам в свое время отвели так называемые "законные стены и дворы". Но официально разрешенных площадей на всех желающих не хватает. Власти Лос-Анджелеса, в конце концов, постановили, что неплохо бы провозгласить и "зоны нетерпимости", их примеру собираются последовать и в некоторых других городах. В борьбе лос-анджелесская полиция полагается не только на чудо-технику. Несколько лет назад переодетые "копы", под видом британской съемочной группы, делающей фильм уличном искусстве, арендовали студию и расклеили всюду объявления, приглашающие граффтистов поучаствовать в съемках. Откликнулось более шестидесяти человек, снабдившие полицейских подробнейшей информацией о своих излюбленных "объектах" и поставщиках краски, также образцами собственных творений. Представители штата Нью-Гэмпшир недавно выступили в Конгрессе с предложением наказывать уличенных в граффити "битьем деревянной палкою по голому заду". Но пока битье вроде бы оставлено. До неопределенных времен. В Филадельфии решили навалиться на крамольников всем миром. Составлен список десяти "самых опасных" граффитистов. В кампанию активно включились и фирмы-производители всевозможных красителей, обеспокоенные тем, что незаконное уличное искусство подрывает их престиж. Престиж самого граффити в Америке заметно портят две вещи. Во-первых, хип-хоп в целом, а значит, и граффити - там воспринимается как часть "гангстерской культуры". Во-вторых, по подсчетам самих граффитистов, примерно к десятой части уличных художеств в буквальном смысле приложили руку "крутые" парни, которые таким образом "метят" свою территорию - каковой цели вполне соответствуют и малохудожественные средства. Началось все в Южной Калифорнии. Оттуда же пришло и словечко "tagbanger" (производное от "tagger" и "gangbanger" - так на слэнге обзывают участников "групповухи"). Придумали его сами граффитисты, вознамерившиеся отделить таким образом "овец от козлищ". Но ни официальные власти, ни собственные родители в подобные тонкости вникать не желают (так что юные таланты ни тех, ни других в свои дела особо стараются не посвящать). В этом же, как считают граффитисты, кроется и ответ на часто задаваемый им вопрос: а почему среди уличных художников практически не видно девушек?

Отчасти из-за бесконечных гонений многие нью-йоркские подземщики в свое время перебрались в Европу. Уникальную эволюцию претерпело завезенное из-за океана граффити в Великобритании, где оно стало заметной частью поп-культуры. В то время как британские полицейские представляют себе типичного уличного художника как "потерянного" подростка из малоимущей семьи, которому ничего в этой жизни не светит, все больше этих самых подростков находят себя в рекламе, компьютерном дизайне, музыке. Оно и понятно: чисто стилистическая разница между "легальным" и уличным граффити неуловима. А посему что такое хорошо (а значит, расценивается как искусство) и что такое плохо (и, стало быть, преследуется по закону против вандализма), определяется, исходя из совсем иных критериев. И не все попавшиеся под тяжелую руку закона отделываются курьезными наказаниями, вроде запрета приближаться к любому железнодорожному мосту или появляться в лондонской подземке. Один граффитист из Шеффилда недавно получил пять лет тюрьмы. Но, как заметил один его земляк и соратник, это вряд ли кого остановит. Европа за последние годы заметно "ограффитилась". Уже говорят об итальянском и французском граффити. Вовсю красятся некогда братские Польша и Чехия. В Берлине дело поставлено на широкую ногу. Там есть даже специальный граффити-салон, куда могут обратиться и потенциальные заказчики, и художники с образцами своего творчества. А всякий проезжающий по территории Финляндии или Швеции может прямо из окна вагона полюбоваться на работы местных граффитистов, украшающих скупой скандинавский пейзаж. "Существует масса возможностей приложения твоего стиля,- говорит Чу, британский мастер граффити, нашедший себя в дизайне компьютерных игр. - Главное, чтоб он был сделан искренне и со вкусом".

История отечественного граффити

ИСТОРИЯ НАШЕГО (тогда еще советского) граффити началась в 1985 году - одновременно с модой на брейк-данс. Что вполне закономерно, ведь и то и другое - часть культуры хип-хоп. "В середине 80-х,- вспоминает один из основоположников российского граффити, калининградец Макс-Навигатор, - по стране волной прокатились break-фестивали. Началось все с Прибалтики: Шауляй, Паланга, Огре. И потом лет пять в разных городах СССР - от Калининграда до Горького и Донецка - продолжались грандиозные молодежные шоу". Первые граффитисты оформляли фестивальные декорации, которые - при всей их незрелости - потрясали воображение публики не меньше, чем головокружительные пируэты танцоров. "Через знакомых моряков, бывавших в Америке, - говорит Макс,- мы буквально по клочку выцарапывали все, что имело хоть какое-то отношение к нашему увлечению". Он был просто шокирован, когда в первый раз увидел на фотографиях разрисованные поезда нью-йоркской подземки. Не меньший шок поджидал его в Риге при виде "живого" граффити, выполненного Крысом. "В тот момент я многое для себя решил. Рисовать бросился тут же, "одолжив" в рижском магазине десяток баллончиков с аэрозольной эмалью (спасибо Латвбытхиму - он единственный в стране помогал нам краской в аэрозоли)". Довольно скоро яркие рисунки появились на улицах Калининграда и Питера. В северной столице граффити тогда активно занимались Баскет и Бармалей (Баскет со временем перебрался в Москву, сейчас он дизайнер - по отзывам специалистов, дизайнер высококлассный). Спустя почти десять лет "раскачалась", наконец, и Москва. То, что в Риге и Калининграде граффити прижилось почти сразу же (не в пример в Москве), - не только огромная личная заслуга Крыса, популяризировавшего хип-хоп на Балтийском побережье. Есть тут и иная причина, куда более прозаичная. Необходимая для настенной росписи краска аэрозоль в Прибалтике стоит намного дешевле, чем в "континентальной" России. (Не забывайте, что для граффитиста немаловажно не только количество исходного материала, но и его качество и цветовое разнообразие.) "В Калининграде баллон хорошей краски обойдется вам в доллар, в Москве - в пятерку, а хватит его на метр- от силы полтора - росписи", - делится невеселыми подсчетами Матрас, один из немногих "серьезных" столичных граффитистов (слушателям Станции 106,8 Матрас и его Da Boogie Crew хорошо знакомы по программе "Фристайл"). Еще один больной вопрос - взаимоотношения с городскими властями. Разрисовывать ночные клубы или делать декорации для видеоклипов - это, конечно, неплохо. Но место всякого настоящего мастера граффити - прежде всего, на улице. Макс в свое время сделал ход конем: он пришел в родную калининградскую мэрию с кипой фотографий. На одних были его собственные работы, на других - стены домов с выведенными на них общеизвестными ругательствами. В мэрии схватились за голову и срочно отвели Навигатору несколько мест в городе, чтобы хоть как-то облагородить "визуальную среду". Так что Максу, по его собственному признанию, куда больше проблем доставляют простые сограждане. "Раз какая-то бабуська разглядела в моей букве "К" свастику и полгода ходила по инстанциям с требованием уничтожить рисунок. Или иногда тинейджеры считают, что мои работы "недоделаны" и пытаются подкрасить их". Ну, так то Калининград, вздыхают московские граффитисты. В столичную мэрию поди достучись! Тут другой масштаб и другой менталитет. Хотя индустриальной Москве, как верно замечают приезжие мастера, "явно не хватает свежих, ярких граффити, которые радовали бы глаз и грели душу". В последнее время наше граффити заметно помолодело. Рядом с тридцатилетними художниками "первого призыва", которым практически до всего приходилось доходить собственным умом, все чаще можно увидеть начинающих, которые моложе их ровно в два раза. Правда, при этом, по мнению Матраса, на всю Россию отыщется лишь три-чтыре человека, которые очень активно занимаются граффити, еще человек 15-20 "встают к стенке" время от времени. Для большинства же это просто дань моде, которая, как и всякая иная мода, преходяща. Но, по словам "стариков", мода - модой, а все же многие наши молодые граффитисты рисуют "даже поинтересней художников из соседней, уже изрядно "подкрашенной" Польши".

Личное творчество

Я начал заниматься граффити два года назад. Начал из-за того, что мой друг уже давно занимался этим, он меня брал с собой, когда ходил рисовать, я наблюдал за ним, как он это делает. Меня это очень заинтересовало, и я попробовал сам этим заняться. Сначала я попробовал нарисовать скетч (набросок, эскиз) на бумаге. Я долго пытался, но ничего не получалось, буквы были кривыми, я расстроился из-за этого. Но друг мне сказал, что "не нужно прыгать выше своей головы". Сначала я не понял его, но позже я понял, что все умения приходят со временем, главное - это развиваться и не стоять на одном месте. У меня всё же получилось сделать такой скетч, который мне понравился и я захотел его нарисовать на стене, но у меня не было краски. Я нашел специальный магазин с краской для граффити и поехал туда. Купил краски и пошел в спокойное тихое малолюдное место с хорошей поверхностью. Я начал рисовать на стене и буквы совсем не получались такими, какие они были в скетче (рисунок на бумаге). Но из-за этого я не расстроился и продолжал дальше делать попытки. Со временем у меня всё получалось. Я развивал свои художественные способности и у меня получалось то, что мне нравилось, нравились пропорции букв, сами шрифты. Я понял простую истину: что не стоит пытаться делать того, что сначала не получится. Всему своё время, но главное это пытаться самосовершенствоваться в том, чем занимаешься, развиваться и не останавливаться на одном месте. На рисунках показана динамика развития меня как художника-райтера.

Вандализм

Как вы думаете, сколько на свете существует средств и способов самовыражения? В эпоху технологического прогресса их просто не счесть. Возможности человека стали практически безграничны. Однако, несмотря на это, люди не перестали рисовать на стенах. Только вот далеко не все воспринимают разрисованные стены, как способ самовыражения. Для них это скорее хулиганство, чем творчество. Многие называют это вандализмом.

И все-таки, почему люди берут в руки баллон с краской и идут рисовать? Причин тут много: это может быть и негативная реакция, а может быть всплеск положительных эмоций, может быть протест, а может быть и творческие мотивы.

Дать четкое определение, что же такое граффити, очень трудно, но большинство исследователей сошлись на том, что это средство коммуникации, основной характеристикой которого является публичный и неофициальный характер. Это своеобразная альтернатива традиционным способам выражать свое мнение. Конечно, на центральной улице города вряд ли увидишь разрисованные стены, а вот других районах, как правило, в маргинальных, граффити встречается на каждом шагу. Если вы хотите оценить рисунки на стенах, пройдите по подземному переходу или сходите на вокзал - это наиболее распространенные места для граффити.

Граффити - самое свободное (если так можно выразиться) из средств самовыражения. Пиши, рисуй о чем хочешь, не боясь нарушить какие-либо нормы и правила, здесь нет никаких табу и запретов. В общем, полная свобода творчества. И такое творчество чаще всего мы видим на улице (стены зданий, гаражей, подземных переходов, таксофонные кабинки, асфальтовое покрытие во дворах и т.д.); транспорт тоже используют для рисования, и, конечно, нельзя забывать про подъезды и лестницы. Если говорить о крупных городах, то там есть так называемые галереи граффити, то есть стены, полностью изрисованные краской. Возникают такие галереи по разным причинам. Но в основном, это места сбора «неформальной» молодежи. Например, В Питере есть несколько таких мест. Это Ротонда, подъезд дома, в котором живет Б.Б. Гребенщиков, стены двора дома № 10 по Пушкинской улице. Еще один яркий пример - бетонная ограда и подножия виадука у станции метро "Ладожская". Благодаря граффити вся молодежь теперь знает это место, которое предназначено именно для подобных рисунков.

От места, на котором расположен рисунок, зависит и выбор способа, каким он будет нарисован. В большинстве своем граффити рисуют маркером или краской. Но тут все зависит от возможностей того, кто рисует. Например, в Москве и Питере спреем рисуют намного меньше, чем в Берлине, Париже или Нью-Йорке. Эти города признаны так называемыми столицами граффити, и разрисованные стены там вполне органично вписываются в городской пейзаж и не вызывают негативной реакции общественности.

Есть еще один предполагаемый критерий, по которому люди выбирают место для рисунка. Люди рисуют не на "своем" пространстве. Все постройки, все стены и заборы, подземные переходы, общественный транспорт воспринимаются, как собственность города и "своими" объектами для авторов рисунков не являются. И возможно, у граффитистов есть желание (осознанное оно или нет) каким либо образом сделать это пространство своим. А граффити - очень удобный способ сделать это. В какой-то степени это похоже на животный инстинкт. Вспомните, как многие животные метят территорию различными способами. И здесь граффити, возможно, является своеобразной меткой. А как же тогда объяснить тот факт, что подростки буквально изрисовывают свои собственные дома и подъезды? Здесь действует тот же самый принцип. Если это не частный дом, построенный моими родителями, а городская постройка - это не мое, а городское, это собственность другого, "взрослого мира", чужое пространство. Такое же отношение, например, у школьников к своим учебникам, выданным в библиотеке. Это не мое - значит рисовать в этой книжке можно. А вот что касается своей комнаты или своей квартиры, то встретить там граффити - большая редкость.

Популярность граффити среди молодежи неуклонно растет. Да и общество относится к настенным рисункам более лояльно. Люди перестали так активно обсуждать уличные рисунки, да и осуждать граффитистов тоже перестали. Это явление больше не считается зазорным или асоциальным. Люди попросту привыкли к разноцветным городским стенам и подъездам.

Граффити несет в себе и определенную преемственность. Те, кто в этом деле новички, стремятся научиться чему-нибудь у более опытных художников, профессионалов в своем деле. Им хочется получить высокую оценку своим работам от этих людей. Логично, не правда ли? Можно даже сказать, что без таких отношений (учитель - ученик) искусство граффити могло бы кануть в лету.

Любой художник стремится не только к самовыражению, но и к признанию, к славе. Ну, как говорится, плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Достичь заветной цели можно разными способами. Самый простой - это, конечно, СМИ. Фотографии работ, интервью, присутствие работ в клипах и т.д. несомненно, принесут автору граффити широкую известность. Taki 183 был первым, кто получил популярность таким образом. А те, которые взяли эту высоту, теперь называются Королями. Но слава не вечна, и через какое-то время эти Короли сменяются. Возможно, для молодежи культура граффити этим и привлекательна. Хотя действительно привлекательным становится сам процесс создания шедевра на стене. А стиль, цвет, форма рисунка - те средства, с помощью которых граффитчик выражает свое собственное я.

История современного граффити началась в 1970е годы, годы изобретений. Это искусство дошло и до нас, но за прошедшие годы оно потеряло значение ярко выраженного протеста. Граффити утратило роль альтернативного варианта общепринятой культуры, оно органично вписалось в нее. Язык граффити становится универсальным, так как все больше людей его понимают и принимают. Рисунки на стенах перестали приравнивать к хулиганству. И уж конечно, вандализмом, это никак назвать нельзя. У человека современного намного больше способов творческого самовыражения, чем у человека пещерного, но тяга к настенной живописи так и не прошла. И правда, что может быть проще, чем написать на заборе матерное слово, например, или "Здесь были Ося и Киса"?

Подобные незамысловатые надписи или картинки, наверное, так и не вышли бы за пределы отдельно взятого забора или двора, если бы уличная культура не стала явлением массовым.

Залогом популярности граффити стал простор для фантазии и творческой самореализации при минимальном наборе требуемых средств. Некоторые произведения спрей-арта теперь выставляются в музеях, являются модным элементом дизайна и рекламы, словом, уже никого не удивляют. Такие граффити принято называть искусством.

Может быть, где-то и есть настоящие шедевры современной настенной живописи (что-то же все-таки выставляют в музеях), Как-то не заметно в написанных нечитабельным шрифтом фразах и запутанных рисунках особой эстетики, скорее наоборот - непонятные каракули еще больше портят и без того невзрачные фасады жилых домов или гаражей.

При этом уличные художники не гнушаются использовать в качестве холста и памятники архитектуры. А говорят, что у приверженцев граффити есть свой кодекс чести.

Большая советская энциклопедия (1971) определяет вандализм как "бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей". В социально-психологических и социологических исследованиях понятие "вандализм" имеет более широкое значение. Говоря о вандализме, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парков и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков. Как констатируют многие исследователи (А. Гольдштейн, Дж. Говард и др.), вандализм - преимущественно мужской феномен.

Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Вандализм занимает заметное место в структуре криминальной активности подростков 13-17 лет. Несмотря на это современное граффити является весьма оригинальной формой девиантного поведения среди подростков и молодёжи и вполне может претендовать на звание искусства. При правильном подходе любые формы девиантного поведения поддаются коррекции. Коррекционно-воспитательная деятельность в данном случае должна быть направлена, главным образом, на разрушение определённых установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе.

Несмотря на разнообразие существующих концепций и классификаций, все исследователи сходятся на определении граффити как средства коммуникации. В качестве основополагающих черт граффити в этом отношении называют публичный и неофициальный характер явления. Как неофициальная форма массовой коммуникации, граффити находится за рамками социальных институтов и цензуры, является своего рода альтернативой официальному дискурсу. В связи с этим отмечается, что места, где чаще всего можно встретить граффити, это, как правило, маргинальные зоны городского пространства, скрытые за парадным фасадом города. Местами скопления граффити являются подземные переходы, бетонные барьеры автотрасс, территория железнодорожных вокзалов и т. п. Отмечается также, что граффити легко нарушают культурные табу и социальные условности, в них десакрализованы и снижены темы смерти, любви и секса, декларируется приверженность девиантному образу жизни, снимается запрет на открытое выражение агрессии. Некоторые ученые настаивают на том, что содержание граффити это, как правило, вызов миру общепринятого, что граффити аккумулируют вытесненные из доминирующей культуры нормы и ценности.

Можно выделить следующие основные зоны распространения граффити в современных российских городах: улица (стены зданий, подземных переходов, гаражей, таксофонные кабинки, припаркованные автомобили, асфальтовое покрытие во дворах и т.д.); транспорт; подъезды и лестницы (включая двери квартир, почтовые ящики и т.д.); интерьеры публичных (чаще всего учебных) учреждении.

Кроме того, в больших городах существуют так называемые "стены" своего рода галереи граффити, места скопления рисунков и надписей. Причины их возникновения могут быть различными. Еще в 1980-е годы в Петербурге таких "специальных" мест было несколько (например, Ротонда, подъезд дома, в котором живет Б.Б. Гребенщиков, стены двора дома № 10 по Пушкинской улице), но все они оформились как граффитийные локусы лишь постольку, поскольку были основными местами сборищ "неформальной" молодежи. В 1990-х годах появляется, по сути, первая специальная "стена" бетонная ограда и подножие виадука близ станции метро "Ладожская" теперь известная всей петербургской молодежи и функционирующая именно как поле для уличных надписей и рисунков

Выбор орудия письма во многом предопределяется тем, в каком месте делается надпись. Так, большинство наших уличных граффити выполнено маркером, реже краской. Играет роль и уровень "технической оснащенности" пишущих. Следует отметить, что в России, в частности в Москве и Петербурге, граффити нового поколения, выполненных спреем, значительно меньше, нежели в таких столицах граффити, как Берлин, Париж или Нью-Йорк, где экзотическая настенная каллиграфия граффитоманов уже стала естественной частью городского пейзажа. Но стоит лишь свернуть в один из питерских дворов-колодцев и присмотреться, можно заметить, что стены покрыты паутиной надписей, сделанных мелом или маркером, предшественниками эпохи спрея.

В последнее время писание в публичных местах перестало активно обсуждаться и осуждаться в обществе и считаться чем-то зазорным и маркирующим поведение человека как анти, или асоциальное. К нему привыкли, граффити начинают постепенно приобретать статус социально нейтрального явления и восприниматься как почти неотъемлемый элемент общегородского экстерьера. Граффити становится массовым культурным явлением. И приобретает все большую и большую популярность среди молодежи.

Как бороться с вандализмом?

Чтобы граффити было эстетически развивающий субкультурой, а не элементом вандализма, обществу в целом и государству в частности необходимо создавать для творческой молодёжи взаимовыгодные и благоприятные условия. Выделить для опытных и начинающий райтеров места (стены зданий, заводские заборы т.д.), где они могут творить и общаться друг с другом. При этом городские улицы и здания преобразятся и будут выглядеть намного эстетичней.

Вывод

граффити стиль самовыражение райтер

В процессе исследования, выяснилось, что граффити как субкультура даёт человеку многое. Например: даёт возможность реализовать и показать свои художественные способности, научится самовыражению, показать свои мысли на стене. Ещё граффити это то, чем некоторые люди зарабатывают деньги, создавая новые дизайны, придумывают интересные интерьеры для оформления помещений и фасадов домов. Граффити - это движение, которое развивается потому, что людям это интересно и они этим занимаются не смотря на некоторые сложности (проблемы с законом, материальные трудности, отсутствие площадок для творчества, государственной поддержки и понимания со стороны общества). Это молодёжное движение нужно развивать дальше, придумывая новые стили, новые формы, открывая райтерам новые возможности!

Источники

1. <http://graphitic.ru/>

. <http://ru.wikipedia.org/wiki/>

. <http://www.streetlife.ru/graffity/history/>

. <http://graffitimarket.ru/articles/>

. <http://prm.ru/perm/2009-05-20/34136>

. <http://www.graffiti.su/graffitipsychology/>

. <http://www.graffiti.calligraphy-mvk.ru/>

. <http://triads.my1.ru/forum/4-16-1>

. <http://graffitimarket.ru/>

. Личный архив рисунков

Похожие работы на - Граффити как субкультура

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!