Упрощенная система налогооблажения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    117,49 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Упрощенная система налогооблажения

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Понятие упрощенной системы налогообложения

. Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения и прекращения ее применения

. Объекты налогообложения

. Учет при упрощенной системе налогообложения

. Учет основных средств и нематериальных активов

. Переходный период

. Преимущества и недостатки упрощенной системы

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современной экономики все большее значение приобретает развитие малого бизнеса в стране. Опыт развитых стран показывает, что малое предпринимательство является основой рыночной экономики. Важнейшая роль малого бизнеса заключается в том, что он создает большое количество новых рабочих мест, поставляет на рынок необходимые товары и услуги, удовлетворяет потребности крупных предприятий, и выпускает специальные товары и услуги. На сегодняшний день в России насчитывается около 1 миллиона малых предприятий.

Для стимулирования развития малого бизнеса в России и роста эффективности экономики страны в целом федеральным законом № 222-ФЗ от 29 декабря 1995г. была введена в действие упрощенная система налогообложения. За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, уточнялись некоторые положения. Поэтому с 1 января 2003г. была введена в действие новая упрощенная система налогообложения, которая сочетала некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы и накопленный опыт за время ее применения. Основы действующей упрощенной системы налогообложения установлены главой 26.1 НК РФ, которая была введена в действие федеральным законом № 104-ФЗ от 24 июля 2002г. Ее цель заключается в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Упрощенная система применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе. Поэтому перед организациями и индивидуальными предпринимателями остро стоит вопрос о том, какую же систему налогообложения применять более выгодно.

Целью этой курсовой работы является рассмотрение особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства в России, работающих по упрощенной системе. В работе будут отражены основные положения и условия применения действующей упрощенной системы налогообложения, установленные законодательством, а также подробно рассмотрены все достоинства и недостатки данной системы.

1. ПОНЯТИЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Упрощенная система налогообложения - одна из наиболее популярных систем, поскольку налогоплательщик имеет возможность выбора объекта налогообложения, кроме того, он может вести бухгалтерский учет в минимальном объеме, что, безусловно, является существенным преимуществом. Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога. Единый налог рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период. Упрощенная система налогообложения может применяться как организациями, так и индивидуальными предпринимателями. Перейти на применение упрощенной системы налогообложения организации и предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий.

Применение организациями упрощенной системы налогообложения, предусмотренной главой 26.2 Налогового кодекса РФ, и предусматривает их освобождение от обязанности по уплате (Рисунок 1):

) налога на прибыль организаций;

) налога на имущество организаций;

) единого социального налога.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

) налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);

) налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);

) единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Рисунок 1 - Единый налог

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируется Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", а взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". При этом индивидуальный предприниматель уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование как в отношении, например, наемных рабочих, так и в отношении себя.

Иные налоги уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Необходимо отметить, что упрощенная система налогообложения дает дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов, а также упрощенную форму бухгалтерского учета.

2. ПОРЯДОК ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ

Налоговое законодательство не обязывает организации применять упрощенную систему. Переход к ней (при соблюдении всех необходимых условий) и возврат к общему режиму налогообложения осуществляется добровольно. Но при этом необходимо помнить, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе по своему усмотрению до окончания налогового периода, то есть календарного года, переходить на общий режим налогообложения.

Перейти же на упрощенную систему можно только с 1 января нового года. Для этого в период с 1 октября по 30 ноября предшествующего года предприятию нужно подать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Выбор объекта налогообложения осуществляется предприятием до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

Вновь созданная организация имеет право подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация может применять упрощенную систему с даты постановки ее на учет в налоговом органе.

Организация может представить в налоговые органы заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения лично, через уполномоченного представителя или послать по почте заказным письмом. При передаче заявление лично, датой подачи считается день его поступления в секретариат или в канцелярию инспекции. В случае отправки заявления по почте датой его подачи будет считаться день, указанный на почтовом штампе.

После получения заявления сотрудники налоговой инспекции должны решить, может ли организация или предприниматель применять упрощенную систему налогообложения или нет. Если решение будет положительным, то организация получит Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения (форма № 26.2-2). В случае отказа оформляется Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (форма № 26.2-3).

При переходе с упрощенной системы на иной режим налогообложения предприятие обязано сообщить об этом в налоговый орган в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода. Предприятие, перешедшее на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему не ранее чем через год после того, как оно утратило право на ее применение.

3. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Объектом налогообложения признаются:

. Доходы. Налоговая ставка - 6%, налоговой базой признается денежное выражение доходов.

. Доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговая ставка - 15%, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим предприятием. Объект налогообложения не может меняться в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.

Чтобы правильно выбрать объект налогообложения, необходимо иметь представление о том, как исчисляется единый налог при различных налоговых базах. Сначала рассмотрим подробнее вариант, при котором объектом налогообложения являются доходы.

Согласно статье 346.15 НК РФ организации при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;

внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Необходимо отметить, что при определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ; доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ, в порядке, установленном главой 25 НК; доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ, в порядке, установленном главой 23 НК РФ.

Индивидуальные предприниматели учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу. Налог исчисляется исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев, года с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. Сумма налога может быть уменьшена на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Сумма единого налога в этом случае определяется следующим образом:

определяется налоговая база (денежное выражение доходов);

определяется сумма исчисленного единого налога (умножается величина налоговой базы на ставку налога);

определяется сумма страхового взноса в пенсионный фонд;

если в данном периоде были оплаты больничных листов, то определяется сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности;

определяется сумма единого налога к уплате в бюджет, как разница между суммой исчисленного единого налога и вычетом - страховыми взносами в Пенсионный фонд и выплаченными пособиями работникам по временной нетрудоспособности, при этом вычет не может быть больше 50% от исчисленного единого налога.

Теперь рассмотрим вариант, когда объектом налогообложения является величина, равная доходам, уменьшенным на расходы. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Все расходы должны быть документально подтвержденными и экономически обоснованными. Согласно статье 346.16 НК РФ НК РФ "Порядок определения расходов" при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;

) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком;

) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

) материальные расходы;

) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности;

) расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

) суммы НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов;

) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика;

) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством РФ;

) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ;

) расходы на командировки, в том числе на:

найм жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

суточные в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;

оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов; при этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;

) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;

) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности;

) расходы на канцелярские товары;

) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

) расходы, связанные с приобретением права на использование компьютерных программ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям);

) расходы на рекламу;

) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ;

) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов);

) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;

) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

) расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

) расходы на проведение обязательной оценки в целях контроля над правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;

) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета объектов недвижимости (в том числе на земельные участки);

) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

) судебные расходы и арбитражные сборы;

) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности;

) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе;

) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей, стоимость которых выражена в иностранной валюте, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного Центральным банком РФ.

) расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники (с 1 января 2008 года);

) расходы по вывозу твердых бытовых отходов (с 1 января 2008 года).

В этом случае сумма единого налога определяется следующим образом:

определяется сумму доходов,

определяется величину расходов,

находится величину налогооблагаемой базы (разница между суммой доходов и расходов),

исчисляется сумму единого налога.

На первый взгляд первый вариант, когда объектом налогообложения являются доходы, кажется более предпочтительным, поскольку ставка налога в этом случае равна 6% в отличии от второго варианта, когда налоговая база определяется как разница между доходами и расходами и налоговая ставка равна 15%. Но стоит помнить, что расходы могут быть соизмеримы с доходами, и 15% от разницы могут оказаться меньше 6% от доходов.

С другой стороны, исчисляя единый налог в размере 6% от полученных доходов, налогоплательщик может уменьшить сумму налога на величину страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации, а также на величину уплаченных своим работникам сумм пособий по временной нетрудоспособности (но не более чем на 50%). Таким образом, уплатив в пенсионный фонд РФ достаточную сумму страховых взносов, можно снизить налоговой платеж в два раза. При втором варианте также выплачиваются страховые взносы в пенсионный фонд РФ пособия по временной нетрудоспособности, но при этом они учитываются как расходы при расчете налогооблагаемой базы. Поэтому следует уделять особое внимание выбору объекта налогообложения.

4. УЧЕТ ПРИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В соответствии со статьей 346.24 НК РФ организации и предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Полномочия по утверждению формы книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, с середины 2004 года переданы Министерству финансов Российской Федерации. Приказом Минфина России от 31.12.2008 года № 154н утверждена новая "Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" (Приложение № 1). Кроме формы Книги учета вышеназванным приказом утвержден также Порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета.

Все налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, ведение учета у организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих по упрощенной системе, сводится к ведению Книги учета. В ней в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.

Налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого налога.

Ведение Книги учета, а также документирование фактов предпринимательской деятельности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иностранном языке или языках народов Российской Федерации, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Книга учета доходов и расходов может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении Книги учета доходов и расходов в электронном виде налогоплательщики обязаны по окончании отчетного (налогового) периода вывести ее на бумажные носители.

Книга учета доходов и расходов открывается на один календарный год и должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице Книги учета доходов и расходов указывается число содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя и печатью, а также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью до начала ее ведения.

Исправление ошибок в Книге учета доходов и расходов должно быть обосновано и подтверждено подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя с указанием даты исправления и печатью.

Однако, несмотря на все привилегии упрощенного режима налогообложения, организациям и предпринимателям необходимо учитывать основные средства и нематериальные активы по правилам бухгалтерского учета. Во-первых, для учета основных средств необходимо выполнять требования ПБУ 06/01 "Учет основных средств", и Методических рекомендаций по учету основных средств. Для учета нематериальных активов необходимо выполнять требования ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов". Во-вторых, необходимо составлять первичные документы по учету этих объектов и, вести бухгалтерские регистры по учету основных средств и нематериальных активов.

Рассмотрим подробнее порядок учета основных средств и нематериальных активов.

5. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от ведения бухгалтерского учета согласно ст. 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете". Но это не относится к основным средствам, бухгалтерский учет которых ведется непрерывно: до перехода на упрощенную систему налогообложения, в период её применения и после возврата на общий режим налогообложения.

Правила бухгалтерского учета основных средств предусматривают:

выполнение требований ПБУ 6/01;

составление первичных учетных документов по основным средствам;

ведение бухгалтерских регистров по учету основных средств.

Кроме первоначальной стоимости основных средств и сумм начисленной амортизации, никаких других показателей отражать в бухгалтерском учете не нужно. Поэтому и проводки методом двойной записи не делают.

Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 06/01), утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах. По этим правилам предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, в целях бухгалтерского учета должны:

формировать первоначальную стоимость основных средств;

устанавливать срок их полезного использования;

начислять амортизацию одним из четырех способов (кроме объектов, перечисленных в пункте 17 ПБУ 06/01).

Необходимо обратить внимание на изменения в ПБУ 6/01, которые были внесены приказом Минфина России от 12 декабря 2005 г. № 147н. Согласно им, основные средства, стоимость которых не превышает 20 000 руб. можно учесть в составе материально-производственных запасов и списать сразу по мере отпуска в эксплуатацию.

Согласно пункту 15 ПБУ 06/01 предприятие может один раз в год проводить переоценку группы однородных объектов основных средств. Переоценка проводится по текущей стоимости путем индексации или прямого пересчета по рыночным ценам, которые необходимо подтвердить документально. После проведения переоценки основного средства его первоначальная стоимость изменяется в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от того, была произведена дооценка или же уценка основного средства (п. 14 ПБУ 06/01). При расчете единого налога результаты переоценки объектов основных средств не учитываются.

Предприятие, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, может провести модернизацию или реконструкцию основных средств. Модернизация и реконструкция предполагают улучшение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств. В бухгалтерском учете на стоимость работ по модернизации и реконструкции необходимо увеличить первоначальную стоимость основных средств (п. 14 ПБУ 06/01).

Таким образом, в бухгалтерском учете первоначальная стоимость основного средства может увеличиться в результате переоценки, модернизации или реконструкции.

При этом необходимо помнить следующее. Если остаточная стоимость всех основных средств предприятия, по данным бухгалтерского учета, превысит 100 млн руб., то предприятие потеряет право на применение упрощенной. Величина остаточной стоимости проверяется на конец каждого квартала. Если обнаружится превышение установленного лимита, то предприятие автоматически переводится на обычную систему налогообложения с начала этого квартала.

По тем основным средствам, которые предприятие приобрело до перехода на упрощенную систему, сохраняется порядок ведения бухгалтерского учета, который применялся в период общего режима налогообложения. Бухгалтер продолжает ежемесячно начислять амортизацию, исходя из первоначальной стоимости основного средства и установленного срока службы. Если же основное средство было приобретено в период применения упрощенной системы налогообложения, то начислять амортизацию в бухгалтерском учете предприятие будет с 1-го числа месяца, который следует за месяцем принятия этого объекта к учету. При этом первоначальная стоимость объекта и срок его полезного использования определяются в соответствии с ПБУ 06/01. При выбытии основного средства начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, который следует за месяцем списания основного средства с бухгалтерского учета.

Все хозяйственные операции, которые проводит организация, оформляются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Поступление основных средств в организацию оформляется актом, составленным по форме № ОС-1 "Акт о приемке-передаче объектов основных средств", № ОС-1а "Акт о приемке-передаче здания (сооружения)" или № ОС-1б "Акт о приемке-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)".

Для учета объектов основных средств предназначены Инвентарные карточки (формы № ОС-6 и ОС-6а). Малые предприятия могут использовать форму № ОС-6б "Инвентарная книга учета объектов основных средств". В этих формах указываются первоначальная стоимость основного средства, срок его полезного использования, а также сумма начисленной амортизации.

Внутренние перемещения основных средств оформляются накладной по форме № ОС-2, а передача отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств - по форме № ОС-3.

При выбытии основных средств бухгалтер должен оформить Акт о списании по форме:

• № ОС-4 - при списании одного объекта основных средств, кроме автотранспортных;

• № ОС-4а - при списании автотранспортных средств;

• № ОС-4б - при списании группы объектов основных средств.

Кроме учета основных средств организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, также обязаны учитывать и нематериальные активы по правилам бухгалтерского учета. Им необходимо выполнять требования ПБУ 14/2000, составлять первичные документы по учету нематериальных активов и вести бухгалтерские регистры по учету нематериальных активов.

Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2000) утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н. Согласно этому документу организация должна при поступлении нематериального актива определить его первоначальную стоимость, срок полезного использования, а также выбрать один из трех способов начисления амортизационных отчислений.

По нематериальным активам, которые предприятие приобрело до перехода на упрощенную систему, сохраняется тот порядок бухгалтерского учета, который применялся в период общего режима налогообложения. Если нематериальный актив был приобретен в период применения упрощенной системы, то начислять амортизацию в бухгалтерском учете предприятие будет с 1-го числа месяца, который следует за месяцем принятия этого объекта к учету, согласно п. 18 ПБУ 14/2000. При этом первоначальная стоимость объекта и срок его полезного использования определяются в соответствии с ПБУ 14/2000. При выбытии нематериального актива начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, который следует за месяцем списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 20 ПБУ 14/2000).

Для нематериальных активов предусмотрена только одна унифицированная форма - карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1). При поступлении и выбытии таких активов первичные документы можно составлять в произвольной форме, взяв за основу типовые бланки, предусмотренные для учета основных средств.

На основании первичных документов организации ведут бухгалтерские регистры. Никаких унифицированных форм для учета нематериальных активов не предусмотрено. Поэтому для обобщения данных первичного учета можно использовать журналы-ордера и специальные ведомости.

6. ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Организации и индивидуальные предприниматели, переходящие на упрощенную систему налогообложения, неизбежно сталкиваются с так называемым переходным периодом, который возникает при переходе с одного налогового режима на другой. Главной задачей переходного периода является точная классификация доходов и расходов, а также порядок принятия их в целях налогообложения. Если доходы или расходы учтены до перехода на новый налоговый режим, то после перехода они учитываться уже не будут. Особенностям переходного периода посвящена ст. 346.25 НК РФ.

Организации, применявшие общий режим налогообложения, при переходе на упрощенную систему должны выполнять следующие правила:

) на дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на упрощенную систему в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на упрощенную систему налогообложения;

) не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощенную систему, если по правилам учета указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

) не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на упрощенную систему налогообложения в оплату расходов организации, если до перехода на упрощенную систему налогообложения такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

) расходы, осуществленные организацией после перехода на упрощенную систему, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на упрощенную систему, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на упрощенную систему налогообложения;

Организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим выполняют следующие правила:

) признаются в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров в период применения упрощенной системы налогообложения, оплата которых не произведена до даты перехода на общий режим;

) признаются в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы товаров, которые не были оплачены налогоплательщиком до даты перехода на общий режим, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ.

7. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ

О преимуществах упрощенной системы налогообложения уже было достаточно сказано. Можно еще раз повторить, что несомненными достоинствами упрощенной системы являются:

снижение налогового бремени налогоплательщика,

упрощение учета, в том числе налогового,

упрощение налоговой отчетности,

относительно низкие ставки единого налога,

налогоплательщик сам выбирает объект налогообложения из двух возможных вариантов,

право переносить убытки прошлых налоговых периодов на будущие налоговые периоды.

Но не стоит забывать о недостатках этого режима. К ним можно отнести существующие жесткие ограничения, установленные Налоговым Кодексом РФ на применение упрощенной системы.

Не имеют права применять данную систему:

банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и нотариусы, занимающиеся частной практикой;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, добычей полезных ископаемых (кроме не числящихся на государственном балансе и установленных в п.2 ст.336 НК РФ), являющиеся участниками соглашений о разделе имущества;

переведенные на единый налог на вмененный доход в соответствии с гл. 26.3 НК РФ;

переведенные на сельскохозяйственный налог.

Кроме того, на упрощенную систему не имеют право переходить организации:

имеющие филиалы и представительства на территории РФ;

в которых доля участия сторонних организаций превышает 25%;

списочная численность работников которых за налоговый период превысила 100 человек;

в которых стоимость основных средств и нематериальных активов, определенных в соответствии с ФЗ "О бухгалтерском учете", превышает 10000 млн руб.

Также к недостаткам данной системы можно отнести легкость утраты права на ее применение. Для этого достаточно выйти за лимит годового дохода в 20 млн руб. или иметь остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов более чем в 100 млн руб.

Другим существенным недостатком является то, что малые предприятия, использующие упрощенную систему налогообложения, становятся невыгодными партнерами для других организаций. Случается это потому, что партнеры субъекта малого предпринимательства не могут получить к зачету налог на добавленную стоимость поскольку малое предприятие не является плательщиком данного налога.

Кроме того, налогоплательщики упрощенной системы должны отслеживать все изменения в налоговом законодательстве, так как введение нового налога или изменение названия налога означает автоматическое включение их в качестве его плательщиков. Решение дублировать учет хозяйственных операций по правилам бухгалтерского учета или возможное появление обязанности перехода на уплату единого налога на вменённый доход по одному или некоторым видам деятельности может повлечь за собой увеличение затрат на ведение учета.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Субъекты малого предпринимательства являются стабильным источником налоговых поступлений, важнейшим способом пополнения местных бюджетов, малое предпринимательство является необходимым и неотъемлемым субъектом рынка. Государством для развития малого бизнеса был установлен такой специальный налоговый режим, как упрощенная система налогообложения.

На принятие решения о целесообразности применения упрощенной системы влияют такие факторы как рентабельность, отраслевая принадлежность бизнеса, категория покупателей. Применение упрощенной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей является выгодным, как из-за экономии на налогах, так и из-за упрощения ведения бухгалтерского и налогового учета.

На основании всего выше сказанного можно сделать вывод, что упрощенная система налогообложения является льготным режимом налогообложения, который значительно упрощает работу субъектов малого предпринимательства и одновременно уменьшает их налоговое бремя. Это способствует развитию малого бизнеса, уровень которого определяет уровень развития экономики страны в целом.

упрощенный налогообложение учет индивидуальный предприниматель

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.         Налоговый кодекс РФ

2.      Касьянов А.В. "Все о малом предпринимательстве. Регистрация. Учет. Налоги", 2008г.

.        Фролова Т.А. "Бухучет и налогообложение для малых предприятий", 2009г.

.        Фролова Т.А. "Налогообложение предприятия", 2010г.

.        Скрипниченко В. "Налоги и налогообложение", 2007г.

.        Жидкова Е.Ю. "Налоги и налогообложение", 2009г.

.        Касьянова Г.Ю. "Упрощенная система налогообложения: практическое применение с учетом последних изменений", 2010г.

.        Феоктистов И.А. "Упрощенная система налогообложения", 2009г.

.        Филина Ф.Н. "Упрощенная система налогообложения: ответы на все спорные вопросы", 2008г.

Похожие работы на - Упрощенная система налогооблажения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!