Основы работы в системах Turbo Pascal и Visual C++6.0

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,32 Mb
  • Опубликовано:
    2012-03-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы работы в системах Turbo Pascal и Visual C++6.0

МОСКОВСКИЙЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТИТУТ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Кафедра “Информатика и программное обеспечение вычислительных систем”







Дисциплина “Информатика”

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Основы работы в системах Turbo Pascal и Visual C++ 6.0

Разработали:

доц. Голова С.Ю.

доц. Кемарская Е.Б.






МОСКВА - 2006 г.

Лабораторная работа

Основы программирования в системах Turbo Pascal и VISUAL C++6.0

Цель работы: 1) получить первые навыки работы в среде системы Turbo Pascal и системы VISUAL C++6.0; 2) на учиться создавать, редактировать и выполнять простые программы, написанные на языке Pascal и языке C++.

Теоретические сведения

Основные этапы решения задач на компьютере

Для решения любой задачи с помощью компьютера необходимо выполнить 6 этапов.

Рассмотрим эти этапы на конкретном примере.

Задача: вычислить площадь круга при заданном радиусе.

I этап - математическая постановка задачи. Формула вычисления площади круга имеет вид: , где R - радиус круга, π - константа, S - площадь круга.этап - определение входных и выходных данных: в нашем случае R и π - входные данные; S - выходное данное.этап - описание алгоритма решения задачи: рассмотрим графический способ описания алгоритма в виде схемы. На рис.1 представлены два варианта схемы алгоритма: Схемы различаются способом задания значения радиуса R: в Варианте1 значение радиуса R вычисляется, а в Варианте2 значение радиуса R вводится с клавиатуры.

Рис.1. Два варианта схем алгоритма вычисления площади круга.

этап - кодирование алгоритма, т.е. составление программы на выбранном языке программирования (например, языки программирования Pascal, С++ и т.д.)этап - ввод, отладка и тестирование программы.этап - выполнение и сопровождение программы.

Замечание. I, II и III этапы не зависят от конкретной марки компьютера и конкретного языка программирования; реализация IV, V и VI этапов связана с конкретно выбранным языком и системой программирования.

Системы программирования

Системы программирования - это особый вид программного обеспечения. В основу каждой системы программирования положен свой язык программирования, что и отражено в названии системы.

Система программирования представляет собой интегрированную среду разработки программ, которая содержит:

редактор текста - для создания и редактирования текста программы на языке высокого уровня, т.е. формирования исходного модуля (при сохранении текста программы в файле каждая система программирования по умолчанию дает свое стандартное расширение имени файла, например, системы на основе языка Pascal дают расширение .pas , системы на основе языка С++ - расширение .cpp).

компилятор - для перевода текста программы с языка высокого уровня в машинные коды, т.е. формирование объектного модуля (например, в системе TurboPascal - файл с расширением tpu; в системе на основе языка С++ - файл с расширением obj);

компоновщик - для подключение объектных кодов стандартных команд и формирования загрузочного модуля (файл с расширением .exe)

загрузчик - для выполнение загрузочного модуля программы.

Интегрированная среда разработки программ позволяет:

создавать и редактировать исходные тексты программ;

сохранять исходные тексты программ в файлах;

считывать файлы с диска;

осуществлять поиск и исправление ошибок (отладка);

выполнять программу и просматривать результаты выполнения.

В данной работе рассмотрим реализацию IV, V, VI этапов в двух системах программирования: TurboPascal для Windows и Microsoft VISUAL C++6.0.

Программирование в системе TurboPascal

Структура программы на языке Pascal

Программа на языке Pascal состоит из заголовка, раздела подключения модулей, раздела описаний и раздела операторов:имя;

Uses < список модулей >;

раздел описаний

Begin

раздел операторов

End.

Заголовок программы начинается с зарезервированного слова Program и содержит имя программы, которое дает сам программист.

Подключение модулей начинается с зарезервированного слова Uses и содержит список модулей (библиотек внешних процедур и функций).

Раздел описаний состоит из подразделов, в которых объявляются все встречающиеся в программе объекты: метки (Label), константы (Const), типы (Type), переменные (Var), внутренние процедуры (Procedure), внутренние функции (Function). Описания отделяются друг от друга точкой с запятой.

Раздел операторов заключается в операторные скобки Begin и End, при этом после End ставится точка. Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой.

Примеры программ на языке Pascal

Рассмотрим два примера программ соответственно двум вариантам схем алгоритма (рис. 1).

Пример 1. Программа вычисления площади круга (схема алгоритма Варианта1) ( значение радиуса задается оператором присваивания)

{ Вариант 1: Вычисление площади круга }PRIM1; {заголовок программы}WinСrt; {подключение модуля управления экраном в текстовом режиме}{подраздел объявления констант}

Pi=3.14; {задание константы Pi}{подраздел объявления переменных}

R,S: Real; {переменные вещественного типа - радиус и площадь круга}

Begin {начало раздела операторов}

 Clrscr; {очистка экрана}

R:=1.5; {оператор присваивания переменной R значения 1.5}

S:=Pi*R*R; {оператор присваивания для вычисления S }

Writeln(‘S=’,S:7:3); {вывод на экран значения S}. {конец программы}

Пояснения к программе:

1.      Программа начинается с комментария, который заключается в фигурные скобки. Комментарии могут располагаться как вне, так и внутри программы. В комментариях разрешается указывать все символы клавиатуры.

2.      После комментария идет заголовок программы, содержащий ее имя PRIM1.

.        В разделе Uses указывается подключаемый к программе модуль WinCrt, содержащий средства работы с экраном (например, очистка экрана процедурой ClrScr).

.        В разделе описаний - два подраздела:

4.1.      подраздел констант (Const), где определена константа Pi;

4.2.      подраздел переменных (Var), где объявляются все переменные, используемые в разделе операторов и резервируются ячейки оперативной памяти; в нашем случае это переменные действительного типа - R и S.

5.      Раздел операторов заключается в операторные скобки (Begin и End.) и содержит:

5.1.      вызов процедуры ClrScr для очистки экрана во время выполнения программы;

5.2.      два оператора присваивания:

задание переменной R значения 1.5;

вычисление площади круга S (операция присваивания имеет вид “:=”);

5.3.      оператор вывода значения переменной S на экран: Writeln(‘S=’,S:7:3)

Пояснения к оператору вывода:

а) для оператора вывода есть два ключевых слова Write или Writeln

б) оператор Writeln(параметры) означает вывод параметров и последующий переход на новую строку (параметры записываются через запятую);

б) оператор Write(параметры) означает вывод параметров без перехода на новую строку

в) оператор Writeln без параметров означает переход на новую строку;

г) в списке параметров могут быть строки символов и имена переменных:

·   для вывода строки символов используются ограничивающие апострофы, например, ‘S=’ или ‘Результаты вычислений’

·        при выводе значение действительной переменной может иметь два представления:

-е - с фиксированной точкой: в этом случае указывается имя переменной, за которой через двоеточие стоят форматы (S:7:3), где первое число (7) обозначает общее поле выводимого значения, второе число (3) - поле дробной части. Общее поле включает:

отрицательный знак числа или пробел для положительного числа,

количество цифр в целой части,

десятичную точку,

количество цифр в дробной части.

Так в нашем случае вывод значения S в соответствии с форматом S:7:3 означает, что на изображение всего числа отведено 7 позиций, из них 3 позиции справа на дробную часть, 4-я позиция справа на десятичную точку, остальные - на целую часть. Результат будет иметь вид: S= 7.065

-е - с плавающей точкой: в этом случае указывается только имя переменной без форматов, например, Write(‘S=’,S). Результат будет иметь вид: S= 7.0650000000Е+00

Пример 2. Программа вычисления площади круга (схема алгоритма Варианта2)  ввод значения радиуса с клавиатуры)

{ Вариант 2: Вычисление площади круга }PRIM2;WinСrt;

Pi=3.14;

R,S: Real;

Clrscr;

Write(‘Введите радиус ‘); {вывод на экран текста запроса}

Readln(R); {ввод с клавиатуры значения R}:=Pi*R*R;(‘S=’,S:7:3);

End.

Пояснения к программе:

. Эта программа отличается от предыдущей только тем, что значение радиуса вводится с клавиатуры, а не присваивается в операторе присваивания. Операторы Write и Readln используются для организации диалога пользователя с компьютером:

оператор Write(‘ Введите радиус ‘) выводит на экран текст: Введите радиус

оператор Readln(R) служит для ввода с клавиатуры численного значения переменной R во время выполнения программы.

. Все остальные части программы работают так же, как и в предыдущей программе.

Реализация программы в системе Turbo Pascal для Windows

истема Turbo Pascal для Windows (TPW) включает в себя:

встроенный редактор текста;

компилятор с языка Pascal;

компоновщик;

загрузчик;

отладчик.истема Turbo Pascal хранится на жестком диске в общей папке TPW и занимает около 7,5Мб на диске.

Загрузочный файл системы Turbo Pascal имеет имя TPW.exe

. Запуск системы Turbo Pascal (TPW)

Запуск системы TPW можно осуществить несколькими способами:

-й способ: найти и запустить загрузочный файл TPW.exe (D:\ TPW);

-й способ: запуск ярлыка загрузочного файла TPW.exe

Задание 1. Создайте на Рабочем столе ярлык для запуска ТРW.

Задание 2. Запустите систему ТРW.

После запуска появится окно программы (рис.2):

Рис.2. Главное окно системы Turbo Pascal.

Ознакомьтесь со структурой окна ТРW

Структура окна программы Turbo Pascal (TPW).

Окно программы TPW - типичное окно программы в среде ОС Windows и содержит следующие элементы:

-я (верхняя) строка - заголовок окна программы.

-я строка - меню ТРW:

File -              операции с файлами,-        редактирование текста программы,-                                поиск текста и ошибок,-    компиляция программы,-     выполнение и отладка программы,-  выбор режимов,-         операции с окнами документов,

Help - вызов справки.

В центре окна программы - рабочее поле, в котором находятся одно или несколько окон документов (для создания исходных текстов программ).

Нижняя строка окна программы - статусная строка.

Структура окна документа:

-я строка - заголовок окна документа (по умолчанию окна называются noname00.pas, noname01.pas и т.д.).

В центре окна документа - поле для набора текста программы. Текст каждой программы создается в отдельном окне документа и сохраняется в отдельном файле.

Справа и внизу окна документа - соответственно вертикальная и горизонтальная полосы прокрутки текста.

Замечание. После запуска ТРW мы находимся в режиме встроенного редактора текста: текстовый курсор находится в левом верхнем углу окна документа.

Создание текста программы на языке Pascal.

Наберите текст программы Варианта1.

Рекомендации по набору текста программы:

1)      С целью рационального размещения текста не следует операторы программы писать сплошным текстом.

2)      Для чёткого выявления вложенности управляющих структур требуется особым образом располагать операторы в тексте, так что служебные слова, которыми начинается и заканчивается тот или иной оператор, записываются на одной вертикали, а все вложенные в него операторы записываются с некоторым отступом вправо.

)        При записи конструкций языка более глубоких уровней вложенности следует сдвигать их от начала строки вправо.

)        Каждое описание и каждый оператор следует писать с новой строки. Продолжение описаний или операторов на новой строке надо сдвигать вправо. Следует избегать длинных строк. Допускается пропуск пустых строк.

)        В тексте программы заглавные и строчные буквы не различаются.

Сохранение текста программы в файле на диске

Сохраните текст программы на диске (например, D:) с именем Prim1p.pas.

Для этого:

·    выполните команду меню File à Save as...

·        в диалоговом окне введите полное имя файла, например, D:\prim1p (расширение .pas присваивается по умолчанию)

·        сделайте щелчок на кн. ОК или нажмите кл. Enter.

После закрытия диалогового окна имя файла появится в заголовке окна документа.

Вид окна программы с сохраненным текстом программы представлен на рис.3.

Рис.3. Окно системы ТРW вместе с сохраненным текстом программы Варианта1.

Компиляция и компоновка программы

Назначение компилятора:

1) проверка текста программы на наличие синтаксических ошибок;

) в случае отсутствия ошибок перевод исходного текста программы с языка Pascal на язык машинных кодов, т.е. создание объектного кода программы.

Назначение компоновщика:

1) подключение к объектному коду программы объектных кодов внешних программных модулей (библиотек процедур и функций);

) создание загрузочного кода программы (имя файла с расширением exe).

Откомпилируйте программу Prim1p

Для этого:

·    установите текущий каталог D:\, чтобы загрузочный файл сохранился там же, где находится исходный файл, для этого:

o      выполните команду меню Options à Directories…

o   в поле EXE and TPU Directories введите с клавиатуры D:\

·    выполните команду меню Compile à Compile или нажмите клавиши Alt+F9

( если в программе имеются ошибки, то строка с первой ошибкой закрашивается черным цветом, место ошибки отмечается курсором, сообщение об ошибке появляется в статусной строке окна программы);

·    исправьте ошибки и повторите компиляцию и так до тех пор, пока не появится диалоговое окно с сообщением Successfully completed (компиляция завершена):


·    сохраните исправленный текст программы (команда меню File à Save).

Замечание. Команда Compile выполняет две функции - компилятора и компоновщика. В результате сформируется программный файл (в нашем случае Prim1p.exe).

·    проверьте местонахождение загрузочного файла.

Выполнение программы.

Выполните программу Prim1p.

Для этого:

·    выполните команду меню Run à Run или нажмите клавиши Ctrl+F9 (появится окно с результатами выполнения, см. рис.4.).

·        запишите результат и закройте окно выполнения.

Рис.4. Результат выполнения программы Варианта1.

Создание и выполнение новой версии программы

Создайте и выполните программу Варианта2.

Для этого:

·        создайте новое окно документа в окне ТРW (команда меню File à New);

·        скопируйте текст программы Prim1p.pas в новое окно, для этого:

активизируйте окно с файлом Prim1p.pas (кл. F6)

выделите весь текст и скопируйте его в Буфер обмена (команда Edit à Copy)

активизируйте новое окно (кл. F6)

вставьте текст из Буфера обмена (команда Edit à Paste)

·        в новом окне измените текст программы в соответствии с Вариантом2

·        сохраните текст программы в своей папке в файле с именем Prim2p.pas ( команда меню File à Save as…) (см. рис.5 )

Рис.5. Окно системы ТРW вместе с сохраненным текстом программы Варианта2.

·        откомпилируйте программу Prim2p до успешного завершения;

·        зафиксируйте правильный текст программы (команда File à Save);

·        выполните программу Prim2p (команда Run à Run или клавиши Ctrl+F9). Автоматически появится окно выполнения программы с приглашением к вводу значения радиуса круга (рис.6.);

Рис.6. Окно выполнения с приглашением ввода радиуса

·        в ответ на это приглашение наберите с клавиатуры число 1.5 и нажмите кл.Enter (в окне выполнения появится результат, см. рис.7);

·        запишите результат в тетрадь;

·        для продолжения работы закройте окно выполнения.

Рис.7. Окно выполнения с результатами работы программы Варианта2.

Закройте все окна на рабочем столе

Откройте программу Проводник и свою папку. Убедитесь в наличие исходных и программных файлов для каждого варианта.

Из окна Проводника запустите программный файл для Варианта1, затем для Варианта2. (Обратите внимание, что каждая программа выполняется в отдельном окне). Не закрывайте окна!

Запустите систему Turbo Рascal и откройте исходные файлы для Варианта1, затем для Варианта2 (команда меню File à Open).

В окне Turbo Рascal расположите окна мозаикой (команда Window à Tyle).

На Рабочем столе расположите каскадом все открытые окна.

Предъявите результаты работы преподавателю - окно Проводника, окно ТРW, два окна выполнения программ.

Часть2. Программирование в системе MS VISUAL C++6.0

программа pascal visual текст

Структура программы на языке С++

Программа на языке С++ состоит из директив препроцессора, описания глобальных объектов, функций написанных программистом и функции main() :

директивы препроцессора

описания глобальных объектов

функции, написанные программистом

void main()

{

операторы функции main

}

Директивы препроцессора включают в себя необходимые заголовочные файлы библиотек С++, определения констант, типов и макроопределений, используемых в программе.

Глобальные объекты - константы, типы, переменные используются во всех функциях программы, обеспечивая соответствие типов, значений констант и переменных во всей программе.

Функции - это особым образом оформленные части программы, которая выполняют действия необходимые программисту.

Функция main() - главная функция программы. Любая программа на С++ обязательно включает в себя функцию main(), с которой и начинает свое выполнение. Функция main() запускается операционной системой. Слово void перед именем функции main() означает, что функция main() не возвращает операционной системе никакой информации.

Тело функции заключено в фигурные скобки ‘ { } ’ . Фигурные скобки ‘ { } ’ обозначают начало и конец составного оператора (аналогично begin и end в TurboPascal). Точка с запятой ‘ ; ‘ завершает каждый оператор и каждое описание.

Программа может содержать комментарии, их можно вставлять в любое место программы, где допускаются пробелы или в конце строки. В С++ используются два вида комментариев:

/* многострочный

комментарий */

// однострочный комментарий до конца текущей строки

Примеры программ на языке С++

Рассмотрим два примера программ соответственно двум вариантам схемы алгоритма (рис. 1).

Пример 1. Программа вычисления площади круга (по схеме алгоритма Варианта1)

( значение радиуса задается оператором присваивания)

/* Вариант1: Вычисление площади круга */

#include <stdio.h> //директива препроцессора для подключения стандартной библиотеки

// ввода - вывода

main() // заголовок функции main()

{

const float Pi=3.14; // определение вещественной константы Pi равной 3.14

float R,S; // оператор описания вещественных переменных R и S

R=1.5; // оператор присваивания переменной R значения 1.5

S=Pi*R*R; // оператор присваивания S вычисленного значения

printf(“S=%f\n”,S); // оператор вывода на экран значения S

}

Пояснения к программе

1.      Первая строка - комментарий, который заключается в символы: /* комментарий */

Комментарии могут располагаться как вне, так и внутри программ. В комментариях разрешается указывать все символы клавиатуры.

2.      Следующая директива препроцессора #include <stdio.h> подключает к программе стандартную библиотеку ввода-вывода. Директивы препроцессора располагаются строго на одной строке и начинаются с символа ‘#’.

.        Далее идет заголовок функции main(): отсутствие параметров в круглых скобках означает, что функция main() не возвращает никаких значений операционной системе и не получает от нее никакой информации. В теле функции внутри фигурных скобок:

3.1.   Объявление и задание константы Pi .

3.2.   Оператор описаний - float R,S резервирует ячейки оперативной памяти под переменные - R (радиус круга) и S (площадь круга).

.3.     Два оператора присваивания:

задание переменной R значения 1.5;

вычисление площади круга S (операция присваивания имеет вид “=”).

3.4.   Оператор вывода значения S и соответствующих пояснений на экран

printf(“S=%f\n”,S);

Для вывода действительной переменной S указывается форматная спецификация - %f - соответствующая выводу вещественного значения с фиксированной точкой. Управляющий символ ‘\n’ используется для перевода курсора на начало следующей строки экрана.

Пример 2. Программа вычисления площади круга (по схеме алгоритма Варианта2)

( ввод значения радиуса с клавиатуры)

/* Вариант2: Вычисление площади круга */

#include <stdio.h> main()

{

const float Pi=3.14;

float R,S;

printf(“R= “); //оператор вывода текста приглашения к вводу значения радиуса

scanf(%f”.&R); // оператор ввода с клавиатуры значения переменной R

S=Pi*R*R;

printf(“S=%f\n”,S);

}

Пояснения к программе:

. Эта программа отличается от предыдущей только тем, что значение радиуса R вводится с клавиатуры, а не присваивается в операторе присваивания. Операторы printf и scanf используются для организации диалога пользователя с компьютером:

оператор printf(“R= “) выводит на экран текст: R=

оператор scanf(“%f”,&R) служит для ввода в соответствии с форматной спецификацией %f численного значения переменной R во время выполнения программы. Символ & (амперсанд) используется для того, чтобы введенное значение было записано по адресу переменной R.

. Все остальные части программы работают так же, как и в предыдущей программе.

Реализация программы в системе Microsoft VISUAL C++6.0

истема Microsoft VISUAL C++6.0 (MVC++) включает в себя:

встроенный редактор текста;

компилятор с языка С++;

компоновщик;

загрузчик

отладчик.истема MVC++ хранится на жестком диске в общей папке MS Visual Studio и занимает около 50 Мб на диске.

Загрузочный файл системы MVC++ имеет имя MSDEV.exe

Понятие проекта

1.      Основным объектом в системе MVC++ является проект.

2.      Проект (project) - это набор файлов, которые совместно используются для создания одной программы. Обычно для каждой отдельной программы создается свой проект.

.        Проекты размещаются в рабочих областях. MVC++ автоматически создает рабочую область для каждого нового проекта.

.        В среде MVC++ можно строить различные типы проектов. Проекты создаются с помощью специальных средств - мастеров проектов. В данной работе рассмотрим создание проекта с помощью мастера Win32 Console Application.

Запуск системы MVC++

Запуск системы MVC++ можно осуществить несколькими способами:

-й способ: кн. Пуск à Программы à MS Visual C++ 6.0 à MS Visual C++ 6.0

-й способ: найти и запустить загрузочный файл MSDEV.exe;

-й способ запуск ярлыка MVC++ на Рабочем столе

На Рабочем столе создайте ярлык MVC++.

Запустите систему MVC++.

После запуска появится первое окно системы MVC++ (рис.8)

Рис.8. Главное окно VISUAL C++ 6.0

Структура окна программы MVC++

Окно программы MVC++ - типичное окно программы в среде Windows и содержит следующие элементы:

-я (верхняя) строка - заголовок окна программы MVC++.

-я строка - меню MVC++:

File -              операции с файлами-         редактирование текста программы-       -                                -     компиляция, выполнение и отладка программы из текущего окна; -                                выбор режимов-       операции с окнами документов

Help - вызов справки.

3,4-е строки - панели инструментов.

В центре окна программы - рабочее поле, которое разделено на три .части

Слева от горизонтальной полосы прокрутки - закладки, где будут отображаться сообщения компилятора.

Нижняя строка окна программы - статусная строка.

Создание проекта

Создание проекта происходит в два этапа:

сначала создается заготовка проекта,

затем набирается текст конкретной программы, который компилируется и выполняется.

Создайте заготовку проекта с именем Pr1.

Для этого:

·        выполните команду File à New… (появится диалоговое окно New )

Рис.9. Диалоговое окно New среды VISUAL C++ 6.0

·        в окне New активизируйте вкладку Projects :

- выберите тип проекта - Win32 Console Application;

в поле Location установите нужную папку для расположения проекта, например, H:\

в поле Project name введите имя проекта, например, Pr1 (имя проекта отобразится и в поле Location - H:\Pr1)

щелкните на кнопке ОК (появится окно мастера проекта Win32 Console Application (рис.10)

Рис.10. Окно первого шага создания проекта в среде VISUAL C++ 6.0

·        в окне Step1:

-         выберите тип проекта: An empty application (пустой проект)

-        нажмите кнопку Finish (проект в виде заготовки создан; появится информационное окно с характеристиками нового проекта (рис.11)

Рис.11. Информационное окно с характеристиками нового проекта

·        в окне New Project Information для подтверждения характеристик щелкните на кн.ОК (появится окно нового проекта; см.рис.12)

Рис.12 Окно нового проекта PR1 в среде VISUAL C++

·       
выполните команду Project à Add àTo Project à New… (появится диалоговое окно New, рис.13):

·        выберите режим С++ Source File

·        в поле File Name введите с клавиатуры имя будущего исходного файла, например, 111 (файл получит стандартное расширение .cpp )

·        щелкните на кнопке ОК.

Рис.13 Окно добавления исходного файла в проект PR1.

·        в левой области окна среды VISUAL C++ активизируйте вкладку FileView, откройте последовательно папки Pr1 files, Source Files и активизируйте 111.cpp

Рис.14. Окно среды Visual C++, готовое к набору исходного текста программы.

·        Распахните окно документа и наберите текст программы Варианта1 на языке С++ (рис.15)

Обратите внимание! В тексте программы на языке С++ (в отличие от языка Pascal) заглавные и строчные буквы различаются.

Рис.15. Окно среды VISUAL C++ c текстом программы Варианта1 на С++

Компиляция программы.

Назначение компилятора:

1) проверка текста программы на наличие синтаксических ошибок;

) в случае отсутствия ошибок перевод исходного текста программы с языка С на язык машинных кодов, т.е. создание объектного кода программы.

Откомпилируйте программу 111.cpp

Для этого:

·    выполните команду меню Build à Compile или используйте клавиши Ctrl+F7

- если в программе нет ошибок, то в нижней части окна появится сообщение:

.obj - 0 error (s), 0 warning (s) (см. рис.16);

если есть ошибки:

в нижней части окна появится сообщение о ошибках;

исправьте ошибки и повторите компиляцию (типичные ошибки и их диагностику см. в Приложении1).

Рис.16. Окно среды VISUAL C++ c результатами успешной компиляции программы Варианта1.

Обратите внимание! В результате успешной компиляции в папке Pr1\Debug появится файл с расширением obj ( в нашем случае 111.obj, см. рис.17).

Рис.17. Окно программы Проводник с содержимым папки Debug.

Компоновка программы (или создание загрузочного модуля)

Назначение компоновщика:

1) подключение к объектному коду программы объектных кодов внешних программных модулей (библиотек процедур и функций);

) создание загрузочного кода программы (имя файла с расширением exe).

Сформируйте загрузочный модуль для программы Варианта1.

Для этого:

·    выполните команду меню Build à Build Pr1.exe (или клавиша F7). Окно с результатами работы компоновщика представлено на рис.18.

Рис.18. Окно среды VISUAL C++ c результатами успешной компоновки программы Варианта1.

Обратите внимание! В результате успешной компиляции в папке Pr1\Debug появится файл с расширением exe ( в нашем случае Pr1.exe, см. рис.19).

Рис.19. Окно программы Проводник с содержимым папки Debug.

Выполнение программы

Выполните программу Варианта1.

Для этого:

·    выполните команду меню Build à Execute (или клавиши Ctrl+F5). В результате появится новое окно выполнения программы с результатами (см. рис.19)

·        запишите результат и закройте окно выполнения.

Рис.19. Окно выполнения программы Варианта1.

Закрытие проекта

Закройте проект Pr1 вместе с Рабочей областью.

Для этого:

·    выполните команду меню File à Close Workspace

·        ответьте Да на вопрос о закрытии всех окон проекта.

Создание и выполнение новой версии программы

Создайте и выполните программу Варианта2.

Для этого:

·        создайте новый проект (команда меню File à New); проекту дайте имя Pr2; исходному модулю программы - имя 222.cpp (см. Задание2);

·        в пустое окно 222.cpp скопируйте текст программы 111.cpp, для этого:

o      выполните команду File à Open… и откройте файл 111.cpp

o   скопируйте текст программы 111.cpp в окно 222.cpp

o   закройте окно с текстом программы 111.cpp

·        измените текст программы в окне 222.cpp в соответствии с Вариантом2 (см. рис. )

·        откомпилируйте программу

·        сформируйте загрузочный модуль

·        выполните программу (окно выполнения на рис.20)

Рис.20. Окно выполнения программы Варианта1.

·        введите с клавиатуры значение радиуса и нажмите кл.Enter(окно с результатами выполнения на рис.21)

Рис.21. Результат выполнения программы Варианта2.

Лабораторное задание

1.      Изучить технологию создание программ на языках программирования.

2.      Изучить структуру программы на языке Pascal

.        Изучить примеры программирования на языке Pascal, приведенные в разработке.

.        Изучить структуру программы на языке С++.

.        Изучить примеры программирования на языке С++, приведенные в разработке.

.        Изучить функции систем программирования.

.        Изучить процесс создания и выполнения программ в системе Тurbo Pascal и выполнить задания из разработки.

.        Изучить процесс создания и выполнения программ в среде VISUAL C++6.0

.        Выполнить в среде VISUAL C++6.0 программы, приведенные в разработке.

.        Написать на языках ТurboPascal и С++ программы, приведенные в вариантах заданий и выполнить их в соответствующих средах. Причем один вариант программы должен предусматривать задание исходных данных с помощью операторов присваивания, другой должен использовать операторы ввода данных с клавиатуры.

.        Подготовить отчет в редакторе Word по своему варианту, в который включить описание всех 6 этапов решения задачи (окна с результатами компиляции, формирования загрузочного модуля и выполнения программы вставить в виде рисунков).

Таблица вариантов заданий

Номер варианта

Задание

1 , 14

По заданной стороне квадрата вычислить его площадь

2 , 15

По заданной стороне квадрата вычислить его периметр

3 , 16

По заданной стороне куба вычислить его объем

4 , 17

По заданной стороне куба вычислить площадь его боковой поверхности

5 , 18

По заданной стороне куба вычислить площадь его поверхности

6 , 19

По заданным сторонам прямоугольника вычислить его площадь

7 , 20

По заданным сторонам прямоугольника вычислить его периметр

8 , 21

По заданной длине, ширине и высоте параллелепипеда вычислить площадь его боковой поверхности

9 , 22

По заданной длине, ширине и высоте параллелепипеда вычислить площадь его поверхности

10, 23

По заданной длине, ширине и высоте параллелепипеда вычислить его объем

11, 24

По заданному радиусу вычислить длину окружности 2*π*r

12, 25

По заданному радиусу вычислить объем шара 4/3*π*r3

13, 26

По заданному радиусу вычислить площадь поверхности сферы 4*π*r2


Приложение1. Примеры ошибок и их диагностика

) Пример диагностики, когда отсутствует переменная R в операторе описаний, а в операторе присваивания переменная R присутствует, тогда в нижнем окне возникают сообщения об ошибках (рис.22)

Рис.22. Окно VISUAL C++ с ошибками отсутствия описания переменной

Здесь:

в 10 строке программы предупреждение о том, что инициализирующее значение типа double приписывается константе типа float.

в 14 строке программы ошибка -“неописанная переменная R”;

в 14 строке программы предупреждение о том, что константу1.5 типа double пытаются присвоить необъявленной переменной R предположительно типа int.

Рис.23. Окно среды VISUAL C++ с диагностикой ошибок.

) Пример диагностики, когда пропущено подключение библиотеки ввода-вывода (рис.24)

Рис.24. Окно с диагностикой отсутствия подключения библиотеки stdio.h

Приложение 2. Описание среды Visual C++ и пунктов меню

Интегрированная среда Visual C++ используется для разработки, изменения и сопровождения проектов разной сложности c использованием возможностей всех библиотек языка С++ , а также специализированных библиотек Visual C++.

С помощью Visual C++ можно работать со следующими типами проектов:

·   ATL COM Wizard ();

·   Cluster Resource Type Wizard ();

·   Custom APPWizard ();

·   Database Project ();

·   DevStudio Add-in Wizard ();

·   ISAPI Extension Wizard ();

·   Makefile ();

·   MFC ActiveX Control Wizard ();

·   MFC AppWizard (dll) ();

·   MFC AppWizard (exe) ();

·   Utility Project ();

·   Win32 Application ();

·   Win32 Console Application ();

·   Win 32 Dinamic-Link Library ();

·   Win 32 Static-Link Library ().

Каждый из проектов содержит разное количество файлов. Это могут быть файлы с исходным текстом программы, заголовочные файлы библиотек, файлы с характеристиками рабочей области проекта и другие.

Интегрированная среда Visual C++ позволяет создавать и использовать следующие виды файлов:

·   Active Server Page ();

·   Binary File ();

·   Bitmap File ();

·   C/C++ Header File ();

·   C++ Source File ();

·   Cursor File ();

·   HTML Page ();

·   Icon File ();

·   Macro File ();

·   Resource Script ();

·   Resource Template ();

·   SQL Script File ();

·   Text File ().

Кроме того, Visual C++ позволяет работать с другими видами документов;

·   CorelDRAW9.0 Graphic ();

·   Powersim Simulation Project ();

·   Trellix Document ();

·   VISIO 5 Drawing ();

·   Диаграмма Microsoft Excel;

·   Документ Microsoft Word;

·   Лист Microsoft Excel;

·   Презентация Microsoft PowerPoint.

Главное меню среды системы VISUAL C++6.0 содержит следующие команды

-        File -

-        Edit -

         View -

         Insert -

         Project -

         Build -

         Tools -

         Window -

         Help -

Пункт меню File предназначен для работы с файлами, проектами, рабочими областями и содержит следующие команды:

-        New - создать проект/файл/документ других приложений;

-        Open - открыть файл;

         Close - закрыть файл, содержимое которого находится в окне;

         Open Workspace - открыть рабочую область существующего проекта;

         Save Workspace - сохранить рабочую область активного проекта;

         Save - сохранить файл, содержимое которого находится в окне;

         Save As - сохранить файл под другим именем;

         Save All - сохранить все;

         Page setup - параметры страницы;

         Print - вызов диалогового окна печати;

         Recent Files - список последних пяти файлов, с которыми Visual C++ работал недавно;

         Recent Workspaces - список последних пяти рабочих областей, с которыми Visual C++ работал недавно;

         Exit - выход.

Пункт меню Edit предназначен для удобства редактирования текста файла (работы с проектом) и содержит следующие команды:

·   Undo - отменить действие;

·   Redo - повторить действие;

·   Cut - вырезать выделенный фрагмент и поместить его в буфер обмена;

·   Copy - копировать выделенный фрагмент в буфер обмена;

·   Paste - вставить содержимое буфера обмена в указанное место;

·   Delete - удалить выделенный фрагмент;

·   Select All - выделить все;

·   Find -искать (слово, текст, фрагмент);

·   Find in Files - искать в файлах, список которых находится в диалоговом окне;

·   Replace - заменить;

·   Go to - перейти к ;

·   Bookmarks -

·   Advanced -

·   Breakpoints -

·   ListMembers -

·   Type Info -

·   Parameter Info -

·   Complete Word -

Команды меню Edit полностью аналогичны соответствующим командам других приложений.

Пункт меню View используется для изменения способа отображения информации в окнах и содержит следующие команды:

-        Class Wizard -

-        Resource symbols ();

         Resource includes ();

         Full Screen ();

         Workspace ();

-        Output ();

-        Debug Windows ();

         Refresh ();

         Properties ()

Пункт меню Insert используется для и содержит следующие команды:

-        New Class -

-        New Form -

         Resource ()

         Resource Copy ()

         File As Text -

         New ATL Object -

Пункт меню Project используется для управления проектами и содержит следующие команды:

-        Set Active Project -установить проект, с которым нужно работать в настоящее время;

-        Add to Project - добавить файл в проект;

         Dependencies -

         Setting - настройки проекта;

         Export MakeFile -

         Insert Project into Workspace - вставить проект в рабочую область.

Пункт меню Build используется для компиляции проекта, т.е. проверки правильности текста файлов проекта, перевода текста проекта с языка высокого уровня (С++) в язык объектных кодов (последовательности нулей и единиц), компоновки файлов проекта с файлами используемых библиотек. Пункт меню Build содержит следующие команды:

-        Compile - компиляция файла проекта (проверка правильности текста файлов проекта и перевод на язык объектных кодов). При этом производится компиляция текстов проекта, находящихся в оперативной памяти и если никаких изменений не проводилось, то компиляция не осуществляется.

-        Build - компиляция содержимого файлов проекта (и если были изменения) текстов, находящихся в оперативной памяти. В случае отсутствия каких-либо изменений все равно производится компиляция файлов проекта;

         Rebuild All - принудительная компиляция всех файлов проекта;

         Batch Build -

         Clean -

         Start Debug - запуск режима отладки;

         Debugger Remote Connection -

         Execute - запуск проекта на выполнение;

         Set Active Configuration -

         Configuration -

         Profile -

Пункт меню Tools используется для задания режима работы Visual C++ и содержит следующие команды:

-        Source Browser -

-        Close Source Browser File

         Register Control

         Error Lookup

         ActiveX Control Test Container

         OLE/COM Object Viewer

         MFC Tracer

         Customize

         Options

         Macro

         Record Quick Macro

         Play Quick Macro

Пункт меню Window используется для работы с окнами Visual C++ и содержит следующие команды:

-        New Window создание нового окна;

-        Split

         Docking View

         Close - закрыть окно

         Close All - закрыть все окна

         Next - переход к следующему окну;

         Previous - переход к предыдущему окну;

         Cascade - размещение всех окон каскадом;

         Tile Horizontaly размещение окон горизонтальной мозаикой;

         Tile Vertically - размещение окон вертикальной мозаикой

         Windows


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!