Уровень и качество жизни, их показатели

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    135,94 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уровень и качество жизни, их показатели

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Белорусский государственный экономический университет»

Кафедра экономической теории и истории экономических учений










КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Уровень и качество жизни, их показатели»











МИНСК 2009

Содержание

Введение

. Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения

.1 Методологические подходы к определению понятий «уровень жизни» и «качество жизни» населения

.2 Взаимосвязь и различия между понятиями уровня и качества жизни населения

. Показатели уровня и качества жизни в современных условиях

.1 Общее представление о показателях уровня и качества жизни населения

.2 Характеристика основных показателей уровня и качества жизни в современных условиях

.2.1 Характеристика показателей качества жизни населения

.2.2 Характеристика показателей уровня жизни населения

. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Введение

Современный этап радикальных экономических реформ сопровождается координальными преобразованиями социальной структуры белорусского общества.

В основе современного развития стран мирового сообщества лежит принцип, согласно которому экономика существует для людей, а не люди для экономики. Приоритетом устойчивого развития общества, главным фактором воспроизводства является сам человек. В этих условиях возрастает роль и значение прогнозирования уровня, качества жизни населения как важнейшего инструмента государственного регулирования социальных процессов в стране, направленных на развитие человеческого потенциала. Повышаются требования к научной обоснованности и эффективности социальных прогнозов на различные временные периоды.

Необходим мониторинг социальной сферы, представляющий собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социальной сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию различных очагов социальной напряженности, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере. Одним из основных направлений мониторинга является мониторинг уровня жизни населения. Он призван стать важным инструментом разработки государственной социальной политики.

Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информации и на сколько она полно показывает проблемы в современном обществе.

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ показателей уровня и качества жизни населении в современных условиях.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Дать определение уровню и качеству жизни населения.

Найти взаимосвязь и различия между понятиями уровня и качества жизни населения.

Иметь общее представления о показателях уровня и качества жизни населения.

Охарактеризовать основные показатели уровня и качества жизни населения.

Выяснить необходимость и пути повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь.

Данная курсовая работа имеет следующую структуру:

введение;

основная часть;

заключение;

приложения.

1. Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения

.1 Методологические подходы к определению понятий «уровень жизни» и «качество жизни» населения

В мировой практике накоплен определенный опыт выработки методологических и методических подходов к оценке и прогнозированию показателей уровня жизни населения. Однако при анализе, оценке и прогнозировании показателей, характеризующих качественную сторону жизни человека, появляются определенные сложности. Между тем с переходом стран мирового сообщества к оценке населения, исходящей из степени развития человеческого потенциала, именно эти показатели приобретают особую значимость.

Определенный опыт изучения категорий «образ жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «благосостояние населения», «качество населения», их сущности и соподчиненности накоплен учеными советской школы. Среди основных разработчиков данных категорий наиболее известны экономисты и социологи И.В. Бестужев-Лада, И.Т. Левыкин, Я.В. Рейзема, Н.М. Римашевская, Я.И. Рубин, А.Я. Шевяков, Н.П. Федоренко и др.

В многочисленных публикациях Федоренко Н.П., Римашевской Н.М., Шевякова А.Ю. категория «благосостояние» определяется как многомерная структура, включающая образ, уровень и качество жизни. Благосостояние населения - это «обеспеченность всего населения, социальной группы, семьи, отдельной личности материальными, духовными, социальными благами, необходимыми для жизнедеятельности». [9, с. 37] Иными словами, в данной категории наблюдается пересечение отдельных составляющих элементов, но это еще не дает права на их отождествление. Народное благосостояние - сложное социально-экономическое состояние, интегрирующее характеристики уровня, образа и качества жизни, каждая из которых отражает лишь определенный срез единого, многомерного и объемного общественного организма. Если уровень жизни характеризует благосостояние с количественной стороны, то качество и образ жизни являются качественными определениями.

В 70-80-х годах среди российских ученых существовали определенные разногласия в вопросах соподчиненности категорий «образ», «уровень», «качество» жизни. И.В. Бестужев-Лада выдвигал на первый план понятие «образ жизни» как социальное явление, поддающееся формированию, прогнозированию и управлению. Данная категория характеризовалась им как совокупность типичных наиболее существенных форм (видов) жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества, взятых в единстве с условиями этой жизнедеятельности. Уровень, качество, стиль, уклад, стандарт жизни квалифицировались как составляющие образа жизни. Под уровнем жизни автором понималась экономическая категория, характеризующая одну из сторон условий жизни и ориентированная на оценку степени удовлетворения потребностей, которые поддаются непосредственному количественному измерению (уровень денежных доходов и заработной платы на душу населения, потребление продовольственных и промышленных товаров и т.п.). Категория «качество жизни» характеризовалась как социологическая, определяющая другую важную сторону условий жизни и ориентированная на оценку степени удовлетворения потребностей, которые не поддаются прямому количественному измерению (показатели содержательности труда и досуга, условий комфорта в труде и быту, качества питания, одежды, предметов обихода, жилья и окружающей среды, функционирования социальных институтов и т.п.).

Собственный аргументированный подход к вопросу соподчиненности категорий «уровень жизни», «качество жизни» и «качество населения» имеет Я.И. Рубин, он указывает на тесную взаимосвязь уровня жизни и качества среды обитания. Если население, проживающее в сильно загрязненных районах чернобыльской зоны, было бы обеспечено самыми высокими материальными и духовными благами, его уровень жизни все равно никак нельзя было бы считать высоким. Понятие «уровень жизни» в сугубо узком смысле (т.е. как доход среднестатистического жителя страны) уже не более чем составная часть качества жизни.

Анализ и оценка существующих в научной практике теоретико-методологических подходов к определению понятия «уровень жизни» позволяют подразумевать под данной категорией достигнутый уровень потребления и накопления населением материальных и духовных благ, а также степень удовлетворения общественно признанных потребностей, соответствующих данному социально-экономическому развитию страны.

Термин «качество жизни» в мировом обиходе появился в середине 50-х годов, когда стало очевидным, что категория «уровень жизни» не отражает в достаточной мере степень благосостояния людей в условиях прогрессирующего загрязнения окружающей среды, кризисов и других негативных явлений.

Одним из первых к изучению качества жизни приступили американские специалисты. По мнению разработчиков доклада Президентской комиссии США по качеству жизни, это способность различать индивидов посредством отображения динамических факторов восприятия ими благополучия и удовлетворенности жизнью. Качество жизни связано с интерпретацией высших потребностей личности, таких, как достоинство, свобода, наслаждение человеческим общением. [9, с. 40]

1.2 Взаимосвязь и различия между понятиями уровня и качества жизни населения

В литературе понятия “качество жизни” и “уровень жизни” нередко переплетаются и подменяют друг друга, что не вполне корректно.

Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Концепция качества жизни - это современное продолжение интеллектуальных поисков, начатых Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским, которые ввели в научный обиход понятие “ноосфера”, ставшее ныне одним из терминов словаря по социально-экономической статистике: “Ноосфера - сфера разумно организованного взаимодействия общества и природы. Биосфера превращается в ноосферу при целенаправленной деятельности человечества путем реализации мер по рациональному природопользованию”. [4, с. 14]

В концепцию качества жизни, принятую в постиндустриальных обществах, включены ограничения на удовлетворение потребностей людей, обеспечивающие гармоничное развитие ноосферы. К этим ограничениям относятся: охрана окружающей среды, забота о безопасности производств и продукции, поддержание ресурсного потенциала страны.

В то же время центральными задачами в концепции качества жизни провозглашаются:

обеспечение физического и морального здоровья общества;

расширение употребления населением экологически чистых продуктов питания;

гармонизация условия труда и т.д.

Говоря о качестве жизни, нередко легко переходят к таким количественным характеристикам уровня жизни, как потребительская корзина. Данное понятие в современном словаре рыночных терминов означает набор товаров-представителей в заданных количествах с фиксируемыми ценами. Определяя уровень жизни, к потребительской корзине добавляют показатели смертности населения, общеобразовательный уровень и т.п., решая фактически частные проблемы качества жизни, и не давая четкого определения самому понятию.

Категория качества становится символом прогресса и выживаемости цивилизации. При этом происходит преодоление традиционных представлений о качестве товара, качестве труда, качестве работы и качестве продукции, широко используемых в системах управления качеством. Появляются понятия качества человека, качества жизни, качества общественного интеллекта, качества управления, качества систем “человек-техника”, качества информации.

ООН ежегодно проводит исследования с целью ранжирования стран мира по индексу “качества жизни” (глобальный уровень управления качеством). В качестве главных индикаторов используются: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования и покупательная способность населения.

Уровень жизни населения представляет собой сложную и многогранную социально-экономическую категорию. Весьма распространенным является определение уровня жизни как совокупности продуктов и услуг, которые потребляет отдельный человек, семья или социальная группа населения.

Уровень жизни - это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан. [7, c. 142]

Социальные гарантии - система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода.

Социальная защита - система мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого материального и социального положения граждан.

Эти компоненты характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателя уровня жизни.

Таким образом, можно сказать, что понятия уровня и качества жизни связаны между собой, но и имеют свои особенности. Основным различием является то, что качество жизни ориентировано на оценку степени удовлетворения материальных потребностей, не поддающуюся прямому количественному измерению. А уровень жизни - это категория, характеризующая одну из сторон условий жизни и ориентированная на оценку степени удовлетворения потребностей, которые поддаются непосредственному количественному измерению.

2. Показатели уровня и качества жизни в современных условиях

.1 Общее представление о показателях уровня и качества жизни населения

Показатель - это численная характеристика отдельных сторон деятельности. Различают абсолютные показатели (численность населения, объем промышленной продукции, оборот различной торговли и т.д.) и относительные (соотношение доходов и расходов, среднедушевого дохода и прожиточного минимума и др.).

Классификация показателей уровня и качества жизни населения являются необходимым условием его измерения.

Найти относительную меру уровня и качества жизни чрезвычайно сложно в силу сложности и многогранности самого объекта измерения, поскольку потребности людей в материальных и духовных благах находятся в постоянном изменении и развитии, зависят от системы внешних (экономико-географическое положение, природно-климатические условия, финансовая обеспеченность и т.д.) и внутренних (доходы населения, потребление и расходы населения, соотношение уровня доходов и стоимости жизни и др.) факторов.

Для анализа уровня жизни населения как сложной экономической категории предлагается система статистических показателей, которые можно сгруппировать в следующие основные блоки:

показатели доходов населения;

показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;

сбережение;

показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;

показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;

обобщающие оценки уровня жизни населения.

Для характеристики качества жизни населения необходимо использовать показатели демографической и социальной статистики. К ним относятся:

показатели естественного движения населения (рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни, брачность, разводимость);

показатели миграционного движения населения;

показатели трудовых ресурсов;

показатели занятости и безработицы;

показатели уровня образованности (доля населения со средним и высшим образованием, средняя продолжительность срока обучения). [8, с.42]

Эти показатели используются в международной статистической практике для более полной характеристики благосостояния населения.

Систему показателей качества жизни населения, отраженную в количественном измерении, следует дополнить такими характеристиками, как: состояние здоровья, качество питания, качество жилья, условия и характер труда, качество свободного времени и условия отдыха, благополучие семейной жизни.

С помощью системы показателей качества и уровня жизни населения:

Разрабатывается система нормативов, связанных с доходами и расходами населения (минимальная заработная плата, минимальные трудовые и социальные пенсии, минимальные стипендии прочие минимальные потребительские бюджеты, минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и т.д.).

Существующие нормативы отражают современные представления о потребностях людей в минимальных благах и услугах или в минимальных личных потребностях.

Личные потребности делятся на:

физиологические (пища, одежда, жилье);

интеллектуальные (образование, квалификация, творческая деятельность);

социальные (общественно-политическая деятельность, обеспечение социальных прав).

Изучаются процессы расслоения населения по уровню доходов и потребления. Определяется влияние различных социально-экономических факторов на их динамику.

Проводятся международные сопоставления уровня и качества жизни населения по странам и территориям.

Осуществляется комплексное изучение динамики и структуры показателей уровня и качества жизни как в целом по населению, так и по отдельным социальным группам, домохозяйствам с различными доходами.

Разрабатывается социальная политика государства и определяются первоочередные направления социальной поддержки отдельных групп населения. [3, с.46]

Для единой количественной оценки динамики уровня и качества жизни и проведения их сравнительного анализа необходимы обобщающие показатели.

Определяющим фактором благосостояния общества является уровень экономического развития страны, поэтому основные показатели, характеризующие состояние экономики, часто используются в качестве обобщающих показателей уровня и качества жизни. К ним относятся валовой внутренний продукт, национальный доход и чистый национальный располагаемый доход.

В современной статистической теории и практике остается актуальным вопрос о построении единого агрегатного показателя уровня жизни. В качестве такого показателя можно использовать разработанный специалистами Программы развития ООН (ПРООН) индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он отражает как благосостояние, так и качество жизни населения страны. Этот индекс рассчитывается как простая средняя арифметическая из трех наиболее наглядных индикаторов уровня жизни:

ИРЧП = 1/3 * (ΣIxi),

где Ix1 - индекс средней продолжительности предстоящей жизни населения; Ix2 - индекс уровня образования населения (комбинированный показатель, рассчитываемый как средняя арифметическая взвешенная из двух субиндексов: индекса грамотности среди взрослого населения (ix21) удельным весом 2/3 и индекса совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (ix22) удельным весом 1/3, т.е. Ix2 = ix21 * 2/3 + ix22 * 1/3; Ix3 - индекс реального ВВП на душу населения, исчисляемого по паритету покупательной способности (ППС) валют разных стран в долларах США. [7, с.143]

2.2 Характеристика основных показателей уровня и качества жизни в современных условиях

.2.1 Характеристика показателей качества жизни населения

Как отмечалось выше основными показателями качества жизни населения являются: показатели естественного движения населения; показатели миграционного движения населения; показатели трудовых ресурсов; показатели занятости и безработицы; показатели уровня образованности.

Естественное движение населения - процессы рождаемости и смертности, которые обеспечивают естественный прирост населения, а также процессы брачности и разводимости.

Исходной характеристикой данного показателя являются абсолютные величины. Абсолютные числа рождений и смертей, браков и разводов получают на основе данных текущего учета. К данной группе показателей относятся:

число родившихся, (N);

число умерших (M);

естественный прирост населения (Δe);

число зарегистрированных браков (Sбр);

число зарегистрированных разводов (Sр).

Если число родившихся превышает число умерших, естественный прирост положительный, а если число смертей больше числа рождений, естественный прирост отрицательный.

Миграционное (механическое) движение - перемещение населения через границы страны и ее территориальных подразделений, связанное с переменой места жительства на более или менее продолжительный период.

Абсолютные показатели миграционного движения населения - это число прибывших (иммигрантов) в данный населенный пункт (Sпр) и число выбывших (эмигрантов, Sвыб).

Абсолютные показатели движения населения - это интервальные показатели, они рассчитываются за определенные периоды времени (за месяц, за год и т.д.).

Для характеристики воспроизводства и миграции населения исчисляют ряд относительных показателей интенсивности. Это демографические коэффициенты: рождаемости, смертности, естественного прироста, брачности, разводимости, прибытия, выбытия, миграционного и общего приростов. Они рассчитываются как отношение соответствующего числа демографических событий (числа родившихся, умерших, естественного прироста, числа зарегистрированных браков, разводов, числа прибывших, выбывших, миграционного и общего абсолютного прироста населения) в течение календарного периода к соответствующей средней численности населения.

Коэффициент естественного прироста может быть получен также как разность общих коэффициентов рождаемости и смертности, а коэффициент миграционного прироста - как разность общих коэффициентов прибытия и выбытия. Коэффициент общего прироста в свою очередь можно рассчитывать как сумму коэффициентов естественного и миграционного приростов.

Демографические коэффициенты исчисляются в промилле, т.е. в расчете на 1000 человек, и обозначаются «‰». Чтобы они были сопоставимы во времени, их исчисляют в расчете на год.

Среднегодовая численность всего постоянного населения (S) определяется как численность населения на начало и конец года, деленная на 2.

Так, среднегодовая численность населения Республики Беларусь в 2007 году составляла 9690 тыс. чел., а коэффициент естественного прироста - -29,4 тыс. чел. или -3,0‰. [2]

Показатель средней продолжительности предстоящей жизни (e0х) рассчитывается путем деления табличного числа человеко-лет, которые предстоит прожить дожившим до данного возраста до предельного (Tx), на табличное число доживших до этого возраста (lx), т.е.

х = Tx / lx

Этот показатель является одним из важнейших обобщающих показателей жизненности населения.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, квалификацией и профессиональными знаниями для работы в народном хозяйстве.

Трудовые ресурсы включают следующие категории:

население в трудоспособном возрасте;

трудоспособное население в трудоспособном возрасте;

трудовые ресурсы.

Для их изучения и анализа используется система показателей, характеризующих численность трудовых ресурсов, их состав по различным признакам, коэффициенты нагрузки, замещения, естественного и миграционного движений и др.

В Республике Беларусь в соответствии с Конституцией трудоспособным считается возраст: для мужчин - 16-59 лет и для женщин - 16-54 года. В соответствии с этим возрастным критерием все население подразделяется на население в возрасте:

моложе трудоспособного (добрачный возраст);

трудоспособным (рабочий возраст);

старше трудоспособного (послерабочий возраст).

В Республике Беларусь численность всего населения в 2007 году составляла 9690 тыс. чел., из них численность населения в добрачном возрасте - 1547 тыс. чел., в рабочем - 6053 тыс. чел., в послерабочем возрасте - 2090 тыс. чел. [2]

По определению Министерства статистики и анализа Республики Беларусь экономически активное население - это часть населения, представляющая свой труд для производства товаров и услуг. К экономически активному населению относится все занятое население, безработные и женщины, находящиеся в отпусках по уходу за ребенком до 3 лет.

Для характеристики степени вовлечения населения в народное хозяйство страны рассчитывают удельный вес экономически активного населения в общей численности населения. Если же численность экономически активного населения разделить на численность населения в трудоспособном возрасте, получается коэффициент экономической активности населения.

К занятым в экономике Министерство статистики и анализа Республики Беларусь относят лиц, работающих в учреждениях и организациях всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства; в кооперативах всех видов; в фермерских хозяйствах; занятых предпринимательской деятельностью, а также самозанятое население.

Так, среднегодовая численность населения, занятая в экономике, в 2007 году составляла 4445 тыс. чел. [2]

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. В соответствии с законодательством Республики Беларусь о занятости безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на территории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях, не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. [6, с. 11]

Обобщающим показателем, характеризующим уровень официальной зарегистрированной безработицы, служит коэффициент (уровень) безработицы, который рассчитывается как отношение численности безработных к численности экономически активного населения и выражается в процентах.

В 2007 году в Республике Беларусь коэффициент безработицы составил 1,0 % против 3,0 % в 2002 году. Таким образом, коэффициент (уровень) безработицы снизился на 66,7 % (1,0% : 3,0% = 0,333 или 33,3%). (см. Приложение А) [2]

Важными качественными характеристиками населения являются показатели образовательного уровня. В связи с этим изучается состав населения по грамотности и уровню образования. Степень грамотности характеризуется коэффициентом грамотности, который рассчитывается как отношение численности лиц, умеющих читать или писать на каком-либо языке обычно в возрасте 9-49 лет, ко всей численности населения в этом же возрасте. Этот показатель в нашей республике близок к 100%, т.е. в республике достигнута практически полная грамотность. Уровень образования характеризует образовательную структуру населения и рассчитывается двумя методами как число лиц, имеющих тот или иной уровень образования:

в расчете на 1000 жителей в возрасте 10 лет и старше (а по последней переписи - в возрасте 15 лет и старше);

в расчете на 1000 человек занятого населения.

В Республике Беларусь выделяют следующие уровни образования:

высшее профессиональное (высшее);

среднее профессиональное (среднее специальное);

начальное профессиональное (профессионально-техническое);

среднее общее;

базовое общее (неполное среднее);

начальное общее;

неграмотный (-ая).

Для изучения образовательного состава населения старше 15 лет рассчитываются абсолютные и относительные величины структуры (удельные веса) и координации как в целом по республике, так и по городскому и сельскому населению, по полу, по отдельным отраслям и др. Основные показатели образования, а также численность обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования отображены в приложениях Б и В. [7, с. 124-126]

2.2.2 Характеристика показателей уровня жизни населения

Основными показателями уровня жизни населения являются:

показатели доходов населения;

показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;

сбережение;

показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;

показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;

обобщающие оценки уровня жизни населения.

В современных условиях перехода к рынку большое значение имеет изучение и анализ доходов населения. Принято определение дохода, предложенное английским экономистом Дж. Хиксом: доход - это максимальная сумма, которая может быть израсходована в течение определенного периода на потребление при условии, что собственный капитал хозяйствующего субъекта за этот период не уменьшится. [1, с. 11]

Согласно концепции Дж. Хикса исчисляются показатели доходов домашних хозяйств, отражающие различные этапы процесса распределения доходов:

первичные доходы;

располагаемые доходы;

скорректированные располагаемые доходы.

Первичные доходы домашних хозяйств - это доходы, полученные данным сектором экономики в результате первичного распределения добавленной стоимости. Сюда входят: оплата труда, смешанные доходы, чистые доходы от собственности, а также прибыль и приравненные к ней доходы от жилищных услуг, оказываемых для собственного потребления владельцем занимаемого им жилья. Чистые доходы от собственности определяются как разница между суммами полученного и выплаченного дохода. Следует также отметить, что показатель оплаты труда в данном случае включает валовую заработную плату наемных работников и отчисления работодателей на социальное страхование.

При изучении уровня жизни населения страны необходимо учитывать только первичные доходы, полученные ее резидентами, сумма которых за определенный период в рыночных ценах представляет собой национальный доход.

Первичные доходы, скорректированные на сальдо текущих трансфертов, образуют располагаемые доходы домашних хозяйств.

РД = ПД + ТТ,

где ПД - первичные доходы, ТТ - сальдо текущих трансфертов, определяемая как разница между текущими трансфертами, полученными и уплаченными другими секторами экономики.

Национальный доход, исчисленный с учетом сальдо текущих трансфертов, полученных и переданных за границу, представляет собой располагаемый национальный доход - макроэкономический показатель, который наряду с показателями национального дохода может использоваться при проведении комплексного анализа уровня жизни населения и состояния экономики страны (бесплатных услуг учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д.). Если сумму таких поступлений, именуемых социальными трансфертами, прибавить к располагаемому доходу, то можно получить скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств:

СРД = РД + СТ,

где СТ - социальные трансферты в натуральной форме, получаемые домашними хозяйствами от органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Структура денежных доходов населения в период с 1995 по 2007 год отображены в приложении 4.

Баланс денежных доходов и расходов населения является одним из основных источников информации об объеме и структуре денежных доходов, расходов и сбережений населения. [8, с. 79-83]

Доходы от оплаты труда рабочих и служащих:

оплата за отработанное и неотработанное время;

стимулирующие доплаты и надбавки;

компенсирующие выплаты;

премии и единовременные выплаты;

выплаты за питание, жилье и топливо, носящие регулярный характер.

Данный вид доходов имеет наибольший удельный вес (более 50%) в их общей сумме. Оплата труда является основным средством, побуждающим индивидуума к высокопроизводительному и качественному труду. Следует отметить низкий уровень средней заработной платы в Республике Беларусь. (см. Приложение Д). Ставится задача довести ее в 2010 году до 500 дол. США в месяц. Величина оплаты труда за 2007 год в ведущих странах ЕС была выше в 10 и более раз, и даже в государствах, недавно вступивших в сообщество (Польша, Литва, Латвия, Эстония), она выше в 2-3 раза. При относительно небольшом в розничных ценах на товары и оказываемые услуги это обусловливает более низкий уровень жизни населения Республики Беларусь.

Причин такой ситуации много. Некоторые из них имеют как объективный характер, так и во многом обусловлены проводимой политикой в области регулирования заработной платы.

Придание приоритетной роли в экономическом развитии материальным, топливно-энергетическим ресурсам, средствам производства, изделиям оборонного назначения, другим предметам материального характера. Человеческий фактор рассматривался как менее существенный, не требующий особого внимания при формировании и функционировании.

Низкий уровень оплаты труда не стимулирует научно-технический прогресс - основной фактор развития, поскольку нанимателям целесообразнее экономически содержать дополнительную численность, чем осуществлять внедрения современных технологий, проводить научные разработки и т.д. Это в существенной мере снижает конкурентоспособность производимой продукции, которая, к тому же, нередко реализуется на внешних ранках по заниженным ценам. Излишняя численность работающих, ограниченное поступление средств от внешнеэкономической деятельности также являются существенными факторами уменьшения доходов персонала.

Сохранения чрезмерной роли органов госуправления в регулировании оплаты труда.

Неоднозначная роль показателя «производительность труда», когда исходя из темпов ее прироста делается заключение и об уровне оплаты труда. При исчислении производительности труда в натуральной или трудовой форме такой подход, при определенных условиях (стабильный уровень цен), можно считать достаточно обоснованным. Но когда показатель выражается через стоимостной измеритель, и при высоких темпах инфляции его применение не позволяет дать объективную оценку эффективности труда.

Доходы от собственности определяются наличием и возможностями ее реализации как у субъектов хозяйствования, так и населения страны. По мере развития процессов приватизации и в целом экономической ситуации следует ожидать и роста поступления доходов по данному направлению. Доходы от собственности включают в себя: проценты по вкладам, дивиденды по акциям, выплаты по долевым паям; сдачу в наем собственности или недвижимости.

Поступления из финансовой системы - это ссуды банков, возмещение по государственному страхованию, проценты по вкладам и др. Размеры таких выплат будут тем больше, чем богаче станет государство и его население, когда больший удельный вес в расходах граждан займут сбережения, т.е. в определенной мере эти выплаты зависят от массы финансовых ресурсов, осуществляющих оборот в национальной экономике.

Социальные трансферты - имеют самый широкий спектр видов поступлений, в том числе из бюджета, специальных фондов, спонсорской помощи и др. Как правило, выплачиваются гражданам, которые в силу тех или иных обстоятельств не могут самостоятельно зарабатывать себе доходы или их размер является недостаточным для приемлемого, по принятым стандартам, существования. Это, прежде всего, пенсии, стипендии, пособия и другие специальные выплаты, которые составляют сравнительно большой удельный вес в общей величине доходов населения. (см. Приложение Д) В Республике Беларусь неоднократно пересматриваются размер и порядок таких выплат как в сторону либерализации, так и ужесточения. Однако, как и применительно к доходам от заработной платы, их абсолютный уровень остается низким. Например, размер пенсий существенно меньше, чем в развитых странах.

Прочие доходы носят разнообразный характер. За последние годы среди них возрос удельный вес доходов от трудовой деятельности за пределами страны и прежде всего в Российской Федерации, ведения приграничной торговли. Учитывая большую возможность получения доходов от работы за границей, чем в Республике Беларусь, от ведения полунелегальной торговой деятельности, их величина, скорее всего, будет иметь тенденцию к росту. [1, с. 11-16]

На практике рассчитывают номинальные (валовые - начисленные или чистые - полученные на руки) доходы и реальные. Обычно рассчитывается индекс реальных доходов (Iр.д):

р.д = Iн.д / Iр,

где Iн.д - индекс номинальных доходов; Iр - сводный индекс потребительских цен.

Этот индекс можно рассчитать и через индекс покупательной способности денег (Iп.с):

р.д = Iн.д * Iп.с

Индекс покупательной способности денег в настоящее время характеризует изменение объема товаров и услуг, которые можно приобрести на одинаковую сумму денег в отчетном периоде по сравнению с базисным. (см. Приложение Е)

При сравнительном анализе доходов населения часто используют показатели душевых денежных доходов населения (отношение денежных доходов на среднегодовую численность населения), а также рассчитывают индекс реальных доходов на душу населения (Iр.д на д.н):

р.д на д.н = Iр.д / I S

где I S - индекс среднегодовой численности населения.

Кроме того, исчисляют средний размер начисленной заработной платы и средний размер месячной пенсии с учетом компенсации. [1, с.11-16]

Составной частью системы показателей уровня жизни является потребление населением продуктов и услуг. Оно характеризуется показателями объема. Состава, динамики потребления в натуральном и стоимостном выражении, по классам, социальным группам, территории, отраслям, типам потребления и т.д.

Объем потребления продуктов и услуг определяется по ценам фактического потребления, т.е. при покупке в розничной сети - розничным, при покупке на колхозном рынке - по ценам рынка, при поучении «бесплатных» услуг - по затратам.

Кроме общего объема потребления, рассчитывается душевое потребление продуктов и услуг всего и по видам как по отношению ко всей среднегодовой численности населения, так и по отдельным его социальным группам.

При стоимостной оценке потребления в динамике используют текущие и сопоставимые цены.

При изучении потребления населения по территории страны часто используют коэффициент локализации - это отношение удельных весов фонда потребления и объема производства или доходов населения и численности населения по отдельным территориям. Если L<1, то на данную территорию приходится меньший фонд потребления по сравнению с пропорциональным для нее объемом факторного признака.

Существуют определенные особенности в расчете показателей потребления продовольственных и непродовольственных продуктов.

Сумма расходов на продукты питания равна объему потребления населением продовольственных товаров. Показатели потребления продуктов питания рассчитывают на душу населения (как правило за год) в стоимостном, натуральном и условно-натуральном выражении. (см. Приложение Ж) Пересчет в условно-натуральные измерители осуществляют на основе коэффициентов перевода. Например, мясо и мясопродукты в пересчете на мясо, молоко и молочные продукты в пересчете на молоко.

Расчет показателей потребления непродовольственных товаров имеет свои особенности. При характеристике потребления товаров краткосрочного пользования (одежды, обуви, тканей, чулочно-носочных изделий) рассчитывают показатели в натуральном выражении в расчете на душу населения.

Для характеристики потребления предметов длительного пользования используют показатели обеспеченности ими на 1000 человек или 100 домашних хозяйств. В отличие от потребностей в продуктах питания, которые имеют определенные пределы уменьшения и роста, потребности в непродовольственных товарах являются более изменчивыми и возрастают значительно быстрее. [7, с. 157-162]

3. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь

качество уровень жизнь миграционный движение

Главной целью социально-экономического развития Беларуси было и остается повышение уровня и качества жизни. Для этого была разработана «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы», в которой дается оценка положения Беларуси за 2001-2005 годы и прогноз на 2006-2010 годы.

Важнейшими целями социальной политики должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

В качестве ориентиров государственной политики, направленной на увеличение доходов населения, предусматриваются:

рост реальных денежных доходов - 149-156 процентов;

повышение реальной заработной платы как основного источника формирования доходов и важного стимула трудовой активности работников - 152-158 процентов;

снижение уровня малообеспеченности в два раза;

совершенствование государственной адресной социальной помощи, поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;

дальнейшее развитие системы пенсионного обеспечения, повышение реальной пенсии по возрасту не менее чем в 1,5 раза.

Государственная политика в области оплаты труда предполагает превращение заработной платы в надежный источник доходов, повышение ее роли в стимулировании трудовой активности работников и будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов ее регулирования. Постепенно будут расширяться права субъектов хозяйствования в части формирования и начисления заработной платы.

Важнейшей функцией государства останется обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда. Для этого необходимо обеспечить:

создание экономических предпосылок для роста заработной платы, легализации всех трудовых доходов;

опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;

поэтапное повышение размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета;

предотвращение необоснованной дифференциации по уровню заработной платы в разных сферах деятельности и на региональном уровне;

развитие рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы.

В бюджетном секторе будет сохранено государственное регулирование оплаты труда на основе изменения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

Основные задачи государственной политики в области трудовых отношений и занятости населения - повышение эффективности использования ресурсов труда, формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки временно не занятого населения.

На рынке труда предусматривается реализовать систему мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятости населения, преодолению дефицита рабочих мест путем повышения инвестиционной активности за счет всех источников, снижению напряженности и поддержанию стабильности в сфере социально-трудовых отношений, своевременному устранению дисбаланса между профессионально-квалификационным составом кадров и обновляющейся структурой рабочих мест, удержанию регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня.

В области социальной защиты населения предполагается повышение ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения. Это будет достигаться путем:

оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, имеющим доходы ниже установленного гарантированного минимума;

социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями;

повышения эффективности социальной помощи малообеспеченным гражданам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе принципов адресности и индивидуального подхода;

совершенствования государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей;

решения социальных проблем одиноких пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах.

Совершенствование пенсионной системы будет направлено на повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста и нетрудоспособных на основании сочетания обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования. Последовательное проведение преобразований позволит без коренной ломки адаптировать пенсионную систему к изменяющимся социально-экономическим и демографическим условиям и обеспечить выполнение возложенных на нее задач.

В 2006 - 2010 годах будет обеспечен реальный рост пенсий, сопоставимый с темпами роста реальной заработной платы. К концу прогнозируемого периода реальная пенсия по возрасту увеличится в 1,5 - 2 раза. Намечается сохранить тенденцию роста покупательной способности средней минимальной пенсии по возрасту по отношению к бюджету прожиточного минимума пенсионера. В комплексе с другими мерами, в том числе в рамках государственной адресной социальной помощи, предусмотренные мероприятия позволят существенно повысить уровень жизни пенсионеров.

Для улучшения демографической ситуации предусматриваются мероприятия по обеспечению охраны материнства и детства, повышению рождаемости и снижению смертности, укреплению семьи и ее престижа в обществе. Это потребует разработки механизма стимулирования рождаемости на основе совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, государственной поддержки молодых семей в решении жилищных и других социальных проблем и т.д. Будет ужесточена ответственность тех родителей, которые оставили своих детей.

Развитие системы образования предусматривает приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов для перехода к информационному обществу, опережающему развитию новых наукоемких технологий.

Ее основными направлениями станут:

развитие новых форм дошкольного образования, повышение качества образования, и прежде всего на селе;

расширение использования технологий обучения, сберегающих здоровье учащихся;

создание эффективных механизмов взаимодействия систем профессионального образования с организациями - заказчиками кадров, укрепление связи высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой.

Будет проводиться целенаправленная работа по обновлению структуры и содержания образования, учебных программ, систем научно-методического обеспечения во всех его звеньях, материально-технической и учебной базы, внедрению новых информационных образовательных технологий и компьютеризации. Предусматривается обеспечение широкого выбора образовательных программ и услуг, повышение их качества и конкурентоспособности.

В стране будет проводиться дальнейшая работа по приведению объемов и квалификационной структуры подготовки специалистов со средним специальным и высшим образованием в соответствие с требованиями национальной экономики.

В области здравоохранения предусматривается повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения на основе:

внедрения передовых медицинских технологий и создания научно-практических центров;

совершенствования системы социальных стандартов, а также территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи;

расширения доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирования комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан;

совершенствования системы управления качеством медицинской помощи, стандартизации медицинских технологий, развития профилактических и реабилитационных технологий.

Планируется разработать и внедрить систему стандартов для медицинских информационных систем, передовые медицинские технологии, в том числе телемедицину, с широкой компьютеризацией медицинских организаций, созданием в них локальных вычислительных систем, введением в действие электронных версий медицинских карт пациентов. [5, с. 7-12]

Заключение

Изучив и проанализировав показатели уровня и качества жизни населения, мы выявили их значение в современных условиях.

В главе 1 «Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения» мы выяснили, что существует множество подходов к определению уровня и качества жизни. Из всех заключений можно дать обобщающие определения.

Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Уровень жизни - это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.

В главе 2 «Показатели уровня и качества жизни в современных условиях» отображены и охарактеризованы основные показатели уровня и качества жизни населения, а именно:

. Показатели качества жизни населения:

показатели естественного движения населения;

показатели миграционного движения населения;

показатели трудовых ресурсов;

показатели занятости и безработицы;

показатели уровня образованности.

. Показатели уровня жизни населения:

показатели доходов населения;

показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;

сбережение;

показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;

показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;

обобщающие оценки уровня жизни населения.

В главе 3 «Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь» отображены основные аспекты «Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы», где рассматриваются пути решения демографической ситуации, пенсионной системы, доходов населения, системы образования, здравоохранения и др.

Таким образом, учитывая и выполняя все пункты, предложенные в данной программе, Республика Беларусь сможет выйти на значительно новую ступень по сравнению с другими странами в области уровня и качества жизни населения.

Список литературы

1.    Борисевич В.И. Источники роста доходов и уровня жизни населения в современных условиях развития страны. Журнал «Вестник БГЭУ», 2008 г., №4, с.11-16.

2.      Данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь за 2007 год.

.        Мясникович М.В., Дедков С.М. Макроэкономические аспекты повышения благосостояния и качества жизни населения. Журнал «Экономический бюллетень», 2007 г., с.45-58.

.        Наука - образованию, производству, экономике. / Редколлегия: Б.М. Хрусталев, Ф.А. Романюк, А.С. Калиниченко. Мн. 2007 г. - 520 с.

.        «Основные положения. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы».

.        Пилуй М.П. Проблемы социальной защиты безработных и возможные пути их решения. Журнал «Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование» 2004 г., №12, с.11-16.

.        Под ред. Нестерович С.Р. «Социально-экономическая статистика» Уч. пособие. Минск БГЭУ 2003 г. - 239 с.

.        Политика доходов и качество жизни населения. Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: Питер, 2003. - 652 с.

.        Проблемы повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь./ Науч.-исслед. экон. ин-т М-ва экономики Республики Беларусь. - Мн.: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2002. - 167 с.

Приложение 1

Численность и естественный прирост населения


2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Численность населения (на конец года), тыс. чел.

9990

9951

9899

9849

9800

9751

9714

9690

Естественный прирост (-), убыль населения: тыс. чел. на 1000 населения, человек

  -41,2 -4,1

  -48,6 -4,9

  -57,9 -5,9

  -54,7 -5,5

  -51,1 -5,2

  -51,4 -5,2

  -41,7 -4,3

  -29,4 -3,0

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек

4441

4417

4381

4339

4316

4350

4402

4445

Численность безработных, зарегистрированных органами государственной службы занятости (на конец года), тыс. человек в процентах к экономически активному населению

  95,8 2,1

  102,9 2,3

  130,5 3,0

  136,1 3,1

  83,0 1,9

  67,9 1,5

  52,0 1,2

  44,1 1,0

Приложение 2

Основные показатели образования (на начало учебного года)


1995/ 1996

2000/ 2001

2001/ 2002

2002/ 2003

2003/ 2004

2004/ 2005

2005/ 2006

2006/ 2007

2007/ 2008

Число учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования

5007

4772

4543

4408

4298

4187

4063

3927

В них учащихся, тыс. чел.

1582,2

1547,6

1488,9

1430,0

1369,0

1303,4

1240,9

1179,3

1134,9

Число учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования

149

156

156

201

204

206

204

205

204

В них учащихся, тыс. чел.

122,4

150,3

155,4

160,9

162,3

158,4

154,1

152,5

155,0

На10000 человек населения, учащихся

120

150

156

163

165

162

158

157

160

Число учреждений, обеспечивающих получение высшего образования

59

57

58

58

59

55

55

55

56

В них студентов, тыс. чел.

197,8

281,7

301,8

320,7

337,8

362,9

383,0

396,9

413,7

На 10000 человек населения, студентов

194

282

303

324

343

370

393

409

427

Приложение 3

Численность обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, на 10 000 человек населения (на начало учебного года; человек)

Приложение 4

Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу)

Приложение 5

Основные социально-экономические показатели уровня жизни


1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Денежные доходы на душу населения, тыс. руб.

6188

5571)

1154

1722

2309

3009

3951

5002

6047

Реальные денежные доходы населения,в процентах к предыдущему году

66,4

114,1

128,1

104,1

103,9

109,8

118,4

117,8

113,2

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

65,1

113,8

128,1

104,0

100,7

109,3

118,1

115,9

113,1

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб.

755,1

58,91)

123,0

189,2

250,7

347,5

463,7

582,2

694,0

Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году

95,0

112,0

129,6

107,9

103,2

117,4

120,9

117,3

110,0

Средний размер назначенной пенсии(на конец года), тыс. руб.

387,2

36,41)

65,0

89,6

113,9

172,6

211,0

277,6

328,2

Реальный размер назначенной пенсии, в процентах к предыдущему году

130,3

143,2

122,1

102,3

101,4

132,4

113,2

123,4

105,4

Приложение 6

Покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения (продукты питания, которые можно было приобрести на величину среднедушевого располагаемого денежного дохода, кг в месяц)


1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Хлеб пшеничный

137

150

189

236

254

228

257

294

346

Картофель

194

351

498

304

332

670

618

498

655

Капуста свежая

138

334

304

214

242

569

352

477

455

Морковь

125

226

233

188

217

454

350

383

469

Яблоки

65

104

122

159

107

131

149

163

162

Сахар-песок

56

107

133

159

135

166

209

214

260

Масло растительное

25

45

67

58

57

70

88

109

124

Маргарин

24

48

73

70

67

70

75

92

110

Говядина

24

36

45

41

47

46

48

55

62

Свинина

18

27

33

37

45

45

45

53

63

Рыба свежая

21

26

34

38

43

51

66

80

84

Молоко, л

220

294

310

284

306

317

377

439

496

Масло животное

15

25

36

31

31

32

40

46

55

Яйца, шт.

583

874

1058

1072

1177

1293

1480

1774

2122

Приложение 7

Потребление основных продуктов питания в 2007 году (на душу населения в год; килограммов)



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!