Общие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,30 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра конституционного и международного права







Курсовая работа

Общие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

Выполнила студентка

курса, 355 группы

Касихина Е.В.

Научный руководитель:

доцент Молотов А.В.


Барнаул 2009

Содержание

Введение

Глава 1. Гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие, классификация

.1 Понятие категории «гарантии прав и свобод человека и гражданина»»

.2 Классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина

Глава 2. Общие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие, содержание

.1 Понятие и классификация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина

.2 Содержание общих конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение

Введение

Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.

Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в открытых, демократических обществах - права и свободы человека считаются самыми важными.

Начиная с принятия в декабре 1948 года Всеобщей декларации прав человека, происходит непрерывный процесс кодификации прав человека как на международном, так и на национальном уровнях, совершенствование институтов и процедур их воплощения и защиты. Более чем полувековой опыт движения человечества по этому пути доказал, что без обеспечения прав и свобод человека невозможны достижение демократии и построение правового государства.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, провозглашает Конституция РФ. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека - обязанность государства» (ст.2). «Основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст.17). Эти положения о принадлежности прав от рождения, о естественном характере прав человека впервые так определенно нашли отражение в российском праве, что свидетельствует о радикальном повороте общественно-политической мысли, приобщение современной России к всеобщим ценностям.

Но провозглашение этих прав было бы декларативным, не будь в Конституции указаний на гарантии их осуществления и защиты. Поэтому не менее важное значение приобретает рассмотрение гарантий провозглашенных в Конституции РФ прав и свобод. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно же к конституционным правам и свободам это обязанность государства.

Правовой статус личности во многом зависит от того, в какой степени обеспечены ее права и свободы. Именно наличие гарантий позволяет считать те или иные права действующими, включать их в статус личности.

Актуальность темы исследования обусловливается тем, что в современных условиях, когда полным ходом осуществляется реформа правовой системы, с особой остротой встают вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина в обществе, формирование механизма их гарантированной защиты. Эти вопросы в решающей степени зависят от функционирования и наличия юридических гарантий. Недостаточная эффективность их действия, либо попросту отсутствие, несомненно, влекут за собой ущемление прав и свобод личности, что никоим образом не сопоставимо с идеей правового государства.

Несмотря на то, что теоретическое изучение прав и свобод человека представлено большим количеством работ (Лукашева Е.А., Воеводин Л.Д., Тиунов О.И., Головистикова А.Н., Лукашук И.И., Мордовец А.С. и др.), многие вопросы и понятия остаются спорными.

Объектом исследования являются общественные отношения обеспечивающие реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Целью данной работы является анализ понятия «общие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина» и выявления его содержания.

Эта цель достигается посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

исследование общетеоретического понятия « гарантии прав человека»;

анализ понятие «конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина»

выявление общих классификаций гарантий прав человека

анализ конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, в структуре работы можно выделить две главы: глава первая - «Гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие, классификация» и глава вторая - «Общие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие, содержание». Первая глава подразделяется на два параграфа: «Понятие категории «гарантии прав и свобод человека и гражданина»» и «Классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина». Вторая - на два параграфа: «Понятие и классификация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина» и «Содержание общих конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина».

При решении поставленных задач, в интересах достижения цели исследования, автор опирался на современные методы познания, выявленные юридической наукой и апробированные практикой. Работа основана на методах исторического, нормативного и сравнительно-правового анализа. При изучении общетеоретических основ понятия гарантий прав и свобод человека, а также конституционных гарантий, производилось исследование учебной, научной и публицистической литературы по затронутой теме.

Правовую основу работы составляют Конституция и законодательные акты Российской Федерации, Всеобщая декларация прав и свобод человека, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и другие международно-правовые документы.

Глава 1. Гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие, классификация

.1 Понятие категории «гарантии прав и свобод человека и гражданина»

В толковом словаре В.И. Даля термин «гарантия» определяется как: «Гарантия (в пер. с фр. garantie) - ручательство, обеспечение, заверение».

В современной юридической науке существуют различные взгляды на понятие гарантий прав и свобод человека и гражданина и составляющие их систему. Еще в советские годы В.М.Чхиквадзе определял их, как совокупность специальных правовых средств и способов, при помощи которых реализуются, охраняются и защищаются права и свободы, пресекаются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права.

М.В. Баглай, рассматривая конституционные гарантии прав и свобод под гарантиями, понимает правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина, считая, что каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Применительно конституционным правам и свободам гарантии есть обязанность государства считает он. Определяя систему гарантий в конституционном праве М.В. Баглай условно разбивает гарантии на две группы: общие гарантии, понимая под ними сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права и гарантии правосудия.

Профессор В.Д.Перевалов определяет гарантий прав и свобод человека и гражданина как систему условий, средств и способов, обеспечивающих все всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. В систему гарантий он включает международно-правовые гарантии (закрепленные в международных пактах, Всеобщей декларации прав человека и других документах), гарантии в рамках региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Содружество Независимых Государств и т.п.), внутригосударственные гарантии (закрепленные в конституциях и иных законодательных актах государств) и автономные (получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств: штатов, областей, республик и т.п.). Также он подразделяет их по содержанию и видам деятельности на экономико-правовые (свобода экономической деятельности, равенство собственности), политико-правовые (народное представительство, разделение властей, многопартийность), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной розни, социальные гарантии) и правовые (защита закона, независимый суд, право защищать свои права, юридическая ответственность за нарушения).

А.Н. Головистикова и Л.Ю. Грудцына понимают под понятием «гарантии прав человека», в широком плане, совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неосуществления. Отмечая, что хотя эти факторы и весьма разнообразны, но по отнощению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве: условий; средств; способов; приемов; методов правильного его осуществления. Большинство гарантий в виде условий служат обеспечению благоприятной обстановки, в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, ибо они имманентно присущи общественному и государственному строю.

Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных прав и свобод создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом, государством, и используются ими для претворения в жизнь этих прав и свобод. Наряду с этим существуют и такие условия и средства охраны конституционных прав и свобод граждан, формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли и желания.

Несмотря на различные трактовки изучаемого понятия, тем не менее, большинство автором под гарантиями прав и свобод человека понимают совокупность специальных правовых средств и способов направленных на полную реализацию и всестороннюю охрану и защиту прав и свобод человека.

Можно выделить ряд признаков, присущие гарантиям прав и свобод человека и гражданина:

закрепление в правовых актах (гарантии имеют в основном общий характер и опираются в большей части на специальные нормы, закрепленные в законодательных актах различных отраслей права);

обеспеченность нормотворческой и правоприменительной деятельностью государственных органов;

правовая регламентация способ их применения.

1.2 Классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина

Многообразие конституционных прав и свобод, а соответственно и гарантий их обеспечения, требует соответствующей классификации. Существуют различные классификации гарантий прав и свобод человека и гражданина. Классификация гарантий позволяет лучше проследить и раскрыть их сущность и содержание. А также упрощает ориентирование в их многообразии.

Прежде всего все гарантии прав и свобод человека и гражданина можно разделить на общие (материальные) и юридические.

Общие гарантии представляют собой совокупность экономических, политических и других условий, делающих права реальными; совокупность разнообразных факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государства условий и предпосылок для реализации прав и свобод. Нередко употребляется выражение «материальные гарантии прав». К числу общих гарантий можно отнести следующие:

Социально-экономические гарантии предполагают специальную среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод (социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности). В Конституции России не существует специального раздела об экономической основе государства и общества, не установлена какая-либо форма собственности в качестве основной, равно как и не предусмотрено ограничений для других форм собственности. Конституция обязывает государство обеспечивать свободу законной экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту (ст. 8, ст. 34 Конституции РФ). Социальные гарантии создают равные условия для реализации своих потенциальных возможностей всем гражданам, принадлежащим к различным социальным группам.

Политические гарантии предполагают демократическую характеристику государства, направленность политики государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур; должный уровень политической культуры граждан; борьбу с бюрократизмом государственного аппарата, взяточничеством и другие политико-организационные факторы. Политические гарантии это всестороннее развитие и совершенствование политической системы общества, всей общей системы демократии.

Идеологические гарантии, - это деятельность государства и общества, направленная на создание и поддержание условий, посредством которых устанавливается свобода мировоззрения личности, осуществляется выбор духовных и нравственных ориентиров.

Идеологические гарантии отражают правовую идеологию, царящую в обществе, формируют мировоззрение личности.

Иногда выделяют и другие материальные гарантии (например, организационные гарантии, которые воплощаются в деятельности государственных органов и общественных организаций; культурные гарантии, обеспечивающие сохранение культурных ценностей, основанных на любви к отечеству, вере в добро и справедливость: это общественная сознательность и образованность человека.).

Юридические гарантии представляют собой закрепленные в законе средства, которые являясь правовыми условиями выражения общих условий, непосредственно обеспечивают возможность правомерной их реализации и охраны прав человека в обществе.

Если «материальные» гарантии являются предпосылкой реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, то юридические гарантии направлены на их непосредственное осуществление и охрану от противоправных посягательств и нарушений.

Юридические гарантии конституционных прав и свобод многочисленны и весьма разнообразны. Но их объединяет одно присущее всем им свойство. Все они выражены, закреплены в законодательстве. Юридические гарантии выражаются, прежде всего, в нормах федерального законодательства, которые раскрывают и конкретизируют указанные права и свободы и в, особенности, устанавливают порядок их осуществления. Однако отнюдь не все без исключения правовые нормы являются юридическими гарантиями прав и свобод граждан, а лишь те из них, которые содержат определенные средства и способы, при помощи которых достигается беспрепятственное пользование правами, защита прав и свобод и восстановление их в случае нарушения. Поскольку все отрасли права имеют нормы, закрепляющие те или иные средства и способы охраны, обеспечения и защиты прав и свобод, представляется целесообразной классификация юридических гарантий в соответствии с делением системы права на отдельные отрасли; конституционные, административные, административно-процессуальные, гражданско-процессуальные, гражданско-правовые, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, финансовые, трудовые, семейно-правовые, земельно-правовые, экологические, международные и др.

Необходимо отметить, что классификация гарантий прав и свобод является достаточно условной. Как, например, определить, к какой группе отнести гарантии социальной защиты? Наличие специальных государственных органов и материальная поддержка отдельных социальных групп могут рассматриваться как экономические гарантии. Наличие соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих эти гарантии, возможность обжаловать в суд действия или бездействие государственных органов - как гарантии юридические.

Сущность следующей классификации заключается в том, что все конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина можно разделить на следующие виды:

·        обеспечительные гарантии;

·        стимулирующие гарантии;

·        охранительные гарантии;

·        гарантии защиты.

Конституционные гарантии-принципы - например принцип равноправия форм собственности (ст. 8 Конституции РФ), принцип политического плюрализма (ст. 13 Конституции РФ) и др. - обращены, прежде всего, к законодателю, а затем к правоприменителю, поскольку для деятельности последнего нужен конкретный механизм, где содержались бы условия, порядок осуществления, виды юридически значимых действий. В законотворческой деятельности такие гарантии-принципы позволяют создать качественно однородный закон, отвечающий всем необходимым в демократическом обществе потребностям и интересам человека. Нередко используются они и в практике Конституционного Суда РФ, особенно при восполнении каких-либо пробелов в законодательстве.

Обеспечительные конституционные гарантии в ряде случаев подразумевают обязанность государства материально обеспечить необходимый минимум бесплатных для граждан социальных благ. Так согласно п. 2 ст. 43 Конституции РФ "гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях". Иногда под обеспечительной гарантией следует понимать обязанность государства не устанавливать какие-либо не обусловленные природой и назначением прав и свобод препятствия и запреты в их реализации. Например, в соответствии п.1 ст. 44 Конституции РФ «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания».

Стимулирующая функция конституционных гарантий проявляется в поощрении какой-либо деятельности людей, осуществляемой в общих с государством интересах. Например, ч.3 ст. 39 Конституции РФ устанавливает что «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

Все охранительные конституционные гарантии по своему функциональному назначению имеют упреждающее действие и содержат государственные меры, направленные на предотвращение нарушения прав и свобод граждан. Такие меры иногда имеют многоцелевое, комплексное воздействие, и охрана прав и свобод граждан в системе этих мер выступает как один из объектов правового воздействия наряду с другими объектами. Так, запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ), наряду с экономическими целями преследует охрану прав каждого конкретного потребителя, в том числе гражданина, поскольку, как известно, экономический монополизм ведет к ликвидации нормальной рыночной конкуренции, а значит, и повышению стоимости, и, снижению качества продукта, производимого монополистом. Существуют и более предметные охранительные гарантии прав и свобод человека и гражданина, которые выражаются в недопущении должностными лицами таких действий, которые повлекли бы нарушение или иное ущемление прав, свобод и интересов граждан. Так ч.3 ст.41 Конституции РФ устанавливает ответственность за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Такого рода предупреждения в ряде случаев оказывает сдерживающее воздействие на поведение таких лиц и позволяет сформировать законопослушное поведение должностных лиц.

Необходимость в конституционных гарантиях защиты возникает тогда, когда факт нарушения прав человека уже имеет место либо существует его угроза такого нарушения. В свою очередь, все гарантии защиты можно условно разделить на компенсационные, пресекательные и восстановительные. Некоторое сходство усматривается между компенсационными и восстановительными гарантиями, поскольку и в том, и в другом случаях имеют место потеря принадлежащего человеку блага и возврат его эквивалента. Однако если в первом случае речь идет о правомерном, вынужденном изъятии принадлежащего человеку блага государством (например, п.3 ст. 35 Конституции РФ гласит, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения»), то во втором случае причиной потери принадлежащего человеку блага являются неправомерные действия должностных и иных лиц (ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». Реализация восстановительных гарантий прав, как правило, не обходится без судебной процедуры. Выделение пресекательных гарантий обусловлено фактором продолжительности действия, направленного на нарушение прав и свобод граждан. Необходимость и ценность такого рода гарантий связана с возможностью как остановить (пресечь) неправомерное деяние, так и не допустить причинение вреда(либо его увеличения), человеку чьи права и свободы подвергаются нарушению. В качестве пресекательных гарантий можно, в частности, расценивать право самого человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п.2 ст.45 Конституции РФ). Имеется в виду право судебного обжалования действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (п.2 ст.46 Конституции РФ).

Глава 2. Общие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие, содержание

2.1 Понятие и классификация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина

Если обратиться к словарям юридических терминов и, в частности, к определению «конституционных гарантий прав человека», то большинство из них определяют данный термин как совокупность установленных конституцией процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека; правозащитных институтов вместе с основными принципами их деятельности; особых правил, устанавливающих пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека.

В юридической литературе выделяют конституционные гарантии в широком и узком понимании. В широком смысле конституционные гарантии - это «определения закона, образующие составную часть конституции, которые обеспечивают население от произвольного нарушения или изменения основных законов страны». В узком смысле под конституционными гарантиями понимаются правовые средства реализации и защиты гражданами своих прав.

Используемый в части 1 ст. 45 Конституции РФ термин «гарантируется» звучит более весомо, нежели «каждый имеет право», и чаще встречается в тех случаях, когда государство берет на себя обязательство обеспечить то или иное право или свободу индивидов. Например, Конституция России устанавливает в части 1 ст. 39: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности...» И с целью реализации провозглашенной гарантии принимается блок законов и иных нормативных правовых актов, направленных на улучшение жизни людей.

Формулировки конституционных положений в рассматриваемой области разнообразны. Они закреплены непосредственно в форме гарантии, например, «гарантируется свобода массовой информации» (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ), «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту» (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ). Другие определяют объекты охраны или защиты со стороны государства или закона, например, «право частной собственности охраняется законом» (ч. 1 ст. 35 Конституции РФ), «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое действие, и само по себе закрепление конкретного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае, невозможность его отрицания.

В целях максимальной охраны прав и свобод личности их основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне.

Большинство ученых-правоведов условно подразделяют конституционные гарантии на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия. (см. табл. №1.)

2.2 Содержание общих конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина

Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод. Основная тяжесть работы по защите прав и свобод граждан ложится на суды общей юрисдикции и прежде всего на районные суды. Особое место в судебной защите прав и свобод принадлежит Конституционному Суду РФ. Он не рассматривает жалобы на неправильное применение закона, приведшее к ущемлению прав граждан, не разрешает гражданско-правовые и экономические споры, не рассматривает уголовные дела. Его назначение - проверять конституционность самих законов, в том числе тех, которые затрагивают права и свободы граждан.

Конституционный суд РФ (согласно ст. 1 ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации») - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В соответствии со ст.2 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» полномочия, порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и данным Законом.

Защита Конституционным Судом конституционных прав и свобод граждан осуществляется косвенно, при рассмотрении следующих категорий дел:

при проверке конституционности актов и договоров, указанных в пунктах «а» - «д» ч.2 ст. 125 Конституции РФ;

при разрешении споров между органами государственной власти, определенные пунктами «а» - «в» ч.3 ст. 125 Конституции РФ;

при толковании Конституции (ч.5 ст. 125 Конституции РФ).

Рассмотрение конституционных жалоб граждан в конституционных судах - особая категория дел. Во-первых, заявитель должен отчетливо выразить в жалобе свое мнение о том, что нарушено его конкретное конституционное право или свобода. Во-вторых, конституционные суды - это не кассационная, апелляционная или надзорная судебные инстанции, рассматривающие дела, связанные с нарушением прав и свобод граждан в судах общей юрисдикции. Конституционный Суд лишь оценивает конституционность закона или подзаконного акта, действия (бездействие) должностных лиц. Процедура рассмотрения конституционной жалобы не означает замену юрисдикции иных судов в защите конституционных прав и свобод личности. Защита гражданами своих прав посредством конституционного судопроизводства способствовала утверждению свободы передвижения и запрету института прописки, защите избирательных прав, права частной собственности, всем видам прав человека и гражданина. Таким образом, полномочия Конституционного Суда, порядок обращения и общие правила производства являются реализацией конституционной гарантии права граждан на судебную защиту его прав и свобод. Этот способ защиты индивидами своих прав особенно важен, поскольку определения и постановления Конституционного Суда при удовлетворении жалобы отдельной личности или группы лиц обеспечивают в то же время соответствие действующего законодательства Конституции.

На основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин, который считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, вправе обратиться с жалобой в Конституционный Суд и просить проверить конституционность такого закона. Жалоба гражданина считается допустимой, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Признание закона или отдельных его частей неконституционными означает, что они перестали действовать и не могут более применяться. Таким образом, судебную защиту получает не только лицо, обратившееся с жалобой в Конституционный Суд, но и другие граждане, права которых законом нарушались или могли быть нарушены. Так же происходит защита гражданина в процессе правоприменения: от нарушения его основных прав и свобод неконституционным законом, применяемым или подлежащим применению судом или иным правоприменительным органом. Кроме того, решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены.

Таким образом, данный институт, защищающий общепризнанные права человека является неотъемлемым атрибутом демократического государства.

Судебная защита прав и свобод. В ряду прав и свобод человека и гражданина, закрепленных гл. 2 Конституции РФ, можно выделить группу прав, обеспечивающих гражданам судебную защиту. Эти права составляют часть общего правового статуса человека и гражданина и в то же время служат гарантиями этого статуса. Человек и гражданин обладают этими правами независимо от того, есть ли у них конкретный повод требовать защиты своих прав и свобод или нет, а могут воспользоваться только в том случае, если повод этот есть.

В доктрине эти права называются процессуальными, поэтому для более детального рассмотрения данной конституционной гарантии нужно обращаться не только к конституционному, но и к процессуальному законодательству.

Российская Конституция содержит ряд положений, которые обеспечивают как пользование правами и свободами, так и порядок их восстановления. Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Из данной формулировки можно сделать два вывода.

Каждый, чьи права, свободы или законные интересы нарушены, имеет право подать жалобу в соответствующий суд для восстановления этих нарушенных прав.

Суд обязан по требованию гражданина рассмотреть эту жалобу по существу и разрешить спор, приняв законное, справедливое и обоснованное решение согласно действующему законодательству.

Провозглашенное ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту представляет собой сложное, многофункциональное и многовариантное явление, что обусловливает наличие различных взглядов на понятие судебной защиты. В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, вид государственной защиты прав и свобод личности, как общественное отношение и государственную функцию. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием или рассматривается как гарантия доступа к нему. В уголовно-процессуальной науке судебную защиту освещают как «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов». В теории права судебная защита рассматривается как составная часть правоохранительной функции государства.

В ряде случаев судебная зашита является единственным средством правовой зашиты человека (например, реабилитация незаконно осужденного или привлеченного к уголовной ответственности лица, установление отцовства, признание без вести пропавшим или объявление умершим). Судебная защита выступает наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности. Уровень судебной защиты прав граждан рассматривается как основной показатель места судебной власти в обществе, показатель демократичности самого общества.

В соответствии с ч.1 ст.120 Конституции РФ, судьи в своей деятельности руководствуются только Конституцией РФ и федеральными законами. Соответственно на принятие судебного решения не может оказываться административное давление со стороны других бюрократических структур. Именно независимость суда в процессе постановки и принятия решения, а также обязательность этого решения для всех без исключения субъектов обуславливают рассмотрение права на судебную защиту в качестве важнейшей гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Среди основных характеристик судебной защиты можно выделить следующие:

Всеобщность судебной защиты. Судебная защита является универсальной, поскольку основной чертой ее является всеобщность. Она распространяется на неограниченный круг лиц, поскольку правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения, а также иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Возможность защищать свои права через представителя получают и недееспособные физические лица. Конституция РФ применительно к субъекту, права и свободы которого обеспечиваются судебной зашитой, употребляет термин «каждый», подчеркивая тем самым неперсонифицированность судебной защиты, отсутствие каких-либо ограничений на использование этого способа защиты субъективного права всеми и каждым. Указание на защиту прав, свобод и законных интересов каждого человека и гражданина отражает стремление восстановить те общечеловеческие ценности, которые не зависят от принадлежности к государству, но являются естественными, принадлежащими человеку от рождения.

Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений.

Гарантированность судебной защиты установлением системы судов. Обеспечение судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, образованных в соответствии с требованиями, указанными в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», в четком определении их компетенции по защите прав и свобод граждан и других лиц, в установлении гарантий их самостоятельности, независимости, в определении видов и принципов судопроизводства, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений и т. п.. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных названным Законом, не допускается. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему РФ. Эти суды имеют разные полномочия и осуществляют правосудие в различных процессуальных формах, но все они в пределах своих полномочий призваны стоять на страже законных прав и свобод человека и гражданина.

Невозможность ограничения права на судебную защиту. Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах (ч.3 ст.56 Конституции РФ), поскольку ограничение этого права не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей, среди которых такие, как защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Непосредственность действия права на судебную защиту. Судебной защите подлежат и те права и свободы, которые принадлежат индивиду в силу прямого указания Конституции РФ (основные, конституционные) и иных законов, нормативных актов, индивидуальных правовых актов или договоров, и те, которые не имеют нормативного закрепления в соответствующих законах, но не противоречат Конституции РФ. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим (ст. 15 Конституции РФ) вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.

Именно поэтому Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» обязывая суды обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина, рекомендовал в ряде случаев непосредственно применять Конституцию РФ, в том числе при отсутствии федерального закона, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения. Отсутствие прямых указаний в законе не может служить основанием для отказа в праве на обжалования в суд любых действий и решений, в том числе органов расследования и прокуроров.

Возможность обжалования любых решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Немалое значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности имеет закрепление данного положения в ч. 2 ст. 46 положение Конституции РФ. В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными решениями, действиями или бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Этот Закон нацелен на повышение ответственности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, всех государственных служащих за ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

Ни Конституция, ни иное законодательство не дают конкретного исчерпывающего перечня действий (решений) органов и должностных лиц, которые могут быть обжалованы, поскольку исходят из того, что в суд можно обжаловать любые действия и решения. Исходя из действующего законодательства и практики его применения судами в контексте содержания ст. 46 Конституции РФ, следует признать, что объектами обжалования в суд могут быть решения и действия органов и должностных лиц всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц.

Основания для обжалования указанных выше актов, решений и действий (бездействия) могут быть различными: прямое нарушение прав и свобод, создание препятствий для осуществления прав и свобод, незаконное возложение обязанностей либо установление запрета, незаконное привлечение к юридической ответственности, а также предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий или их несовершения.

Отраслевое законодательство также содержит соответствующие нормы, посвященные судебной защите прав человека. Так, например, в гражданском и гражданско-процессуальном законодательстве в ст. 11 ГК РФ говорится, что «защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд»; «защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд». В ГПК РФ также подчеркивается, что «заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов» (п. 1 ст. 3 ГПК РФ). Трудовой кодекс РФ также содержит положения о судебной защите по трудовым спорам (ст. 383ТК РФ). В арбитражно-процессуальном законодательстве говорится, что «заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом» (п. 1 ст. 4 АПК РФ). Защита прав и свобод граждан осуществляется и в уголовном судопроизводстве. Так, в УПК РФ сказано, что «правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом» и «никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном настоящим Кодексом» (ч. 1,2 ст. 8УПК РФ).

Судебная зашита - сложное правовое явление, не принадлежащее конкретной отрасли права. Содержащаяся во множестве правовых норм судебная защита не может быть правильно понята, если считать ее выражением только норму ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Согласно ст. 52 «права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба». В ст. 53 Конституции РФ говорится: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц (ч. 2 ст. 46), а также право на личное участие в отстаивании своих прав и свобод. Право на защиту в связи с этим может рассматриваться как совокупность правомочий, обеспечивающих лицу возможность добиваться восстановления в правах. Ограничение одного из названных прав может рассматриваться как ограничение права на судебную защиту. Поэтому судебную защиту необходимо рассматривать как институт, включающий совокупность всех приведенных правовых норм. Только в совокупности они создают гарантию судебной защиты прав и свобод индивида.

Законная самозащита прав и свобод. Традиционно сложилось, что нарушенные права и свободы должно защищать государство в лице его компетентных органов (суд, прокуратура и т.д.). Но ни общество, ни законодатель не выработали такого эффективного механизма защиты от правонарушений, который бы позволил обеспечивать оперативную и адекватную охрану прав и законных интересов лица во всех случаях. Поэтому государственная их защита не исключает самостоятельных активных действий каждого по их защите всеми способами, не запрещенными законом. Такой поход расширяет возможности граждан, которые могут проявлять инициативу, использовать различные способы отстаивания своих прав. Часто возникают ситуации, в которых наибольший эффект в защите прав и свобод достигается посредством действий самого заинтересованного лица. Причем, эти действия зачастую являются весьма результативными. Таким образом, наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту личных прав и свобод человека и гражданина существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Хотя применение способов самозащиты не препятствует ему в дальнейшем обратиться за защитой в компетентные органы.

В Российской Федерации с началом реформ самозащита впервые признана конституционным правом человека (ст. 30 Декларации прав и свобод человека и гражданина, ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). В 1994 г. в Гражданском кодексе РФ (ст. 14) было закреплено право на самозащиту гражданских прав, в 2001 г. в Трудовом кодексе РФ (гл. 59) были урегулированы формы самозащиты работниками трудовых прав. Правовой основой включения данной категории в законодательство стала ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, где указывается, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Под правом на самозащиту подразумеваются способы защиты прав, которые не предполагают обращение за помощью ни к административным, ни к судебным государственным органам. Здесь имеются в виду ситуации, когда защита прав осуществляется гражданами самостоятельно или с помощью структур гражданского общества. К таким структурам можно отнести общественные организации и объединения, в том числе профсоюзы, а также неинституционализированные инициативные группы и средства массовой информации. Они реализуют данное право, используя различные средства, допустимые в соответствии с действующим законодательством: собрания, митинги, демонстрации, пикетирования, забастовки и т. п., направленные на привлечение общественного внимания и мобилизацию общественного мнения для отстаивания определенных интересов и защиты нарушенных прав.

Подобный способ защиты прав обычно не предполагает участия государства. Напротив, государство должно воздерживаться от чрезмерного вмешательства в деятельность институтов гражданского общества. В то же время от государства требуется создание такой правовой системы, в которой эти институты могут беспрепятственно функционировать.

Способы самозащиты многообразны. Условно их можно разделить на правовые и неправовые. Правовые способы самозащиты - это действия урегулированные нормами права; неправовые способы самозащиты - это действия прямо не предусмотренные в законодательстве, но не противоречащие ему. В качестве правового способа может выступать использование таких прав, как: право на забастовку, право на объединение, право на собрание и мирные публичные мероприятия и др. К неправовым способам самозащиты прав можно отнести, например, голодовку и др.

В целом, можно выделить следующие способы самозащиты:

Право участвовать в управлении делами государства. Рассматриваемое право осуществлять в различных формах, как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами является участие в референдуме, а также реализация права граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Только гражданам принадлежит инициатива проведения референдума. При выборах обеспечиваются выдвижение кандидатов непосредственно избирателями, возможность самовыдвижения, свободное проведение предвыборной агитации; установленные законом формы участие в формировании избирательных комиссий, в подсчёте голосов.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности в общественных делах и защиты ими своих прав. Обращения граждан могут быть в форме заявления, жалобы, петиции. Наибольшее распространение в практике получили заявления (с требованиями об удовлетворении каких-либо прав, предоставления льгот, услуг), а также жалобы (о нарушениях прав граждан с требованием восстановления).

Важным правом является закрепления за каждым, право на объединения, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Это право даёт гражданам возможность использовать, в указанных целях, различные формы совместной организованной, общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Общественные объединения способствуют развитию самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Вступление в члены объединения осуществляется на добровольной основе, в соответствии с условиями, записанными в его уставе. Общественные объединения в праве участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления, в порядке и объёме, предусмотренных законодательством. Общественные объединения могут выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти, представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов в органах государственной власти. Учитывая разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, федеральный закон предусматривает пять различных организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством, является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование.

Право обращаться в средства массовой информации.

Обжалование действий должностных лиц; каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом. Пересмотр приговора - необходимая гарантия против судебных ошибок, он предусмотрен уголовно-процессуальным кодексом.

Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. предоставил гражданам возможность приобретения определённых видов оружия (охотничьё оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности, в пределах необходимой обороны крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооружённого или группового нападения). Обо всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определёнными условиями обставлено и право на приобретение оружия.

За каждым человеком признается право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости.

Административно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется нормами Конституции России, федеральных конституционных законов и федеральных законов, в том числе Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих областях взаимоотношения органов публичной власти индивидами, о6язанностити соответствующих органон и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц .

Так как административно-правовые отношения по своей сущности являются властеотношениями иерархического типа, так как одна из сторон всегда представлена органом государства (должностным лицом), наделенным государственными полномочиями, соответственно граждане всегда оказываются в положении тех, на кого эти полномочия распространяются, в роли зависимых от волеизъявления вышестоящих. Именно поэтому вопросу об административно-правовых гарантиях и защите их прав должно уделяться особое внимание.

Среди административно-правовых форм защиты прав человека и гражданина можно выделить следующие:

законодательные гарантии в сфере исполнительной власти;

административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти;

специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента России за законностью и целесообразностью действий и актов Правительства страны, федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти субъектов Федерации; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жилищных и иных прав человека;

прокурорский надзор за соблюдением законов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Факультативный протокол № 1 и Факультативный протокол № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в статус человека, переместив это понятие в разряд международных5. Так, согласно статье 2 Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах, «лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, могут предъявить на рассмотрение Комитета письменные сообщения».

Действующие универсальные и региональные международно-правовые акты можно разделить на четыре группы, отражающие определенные стандарты:

договоры, закрепляющие сотрудничество государств в сфере установления базовых - основных прав и свобод ( Пакты о правах человека 1966г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.);

договоры, касающиеся сотрудничества государств в борьбе с массовыми нарушениями прав человека (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. и др.);

договоры о сотрудничестве в области защиты отдельных прав человека (регламентация вопросов трудовых отношении в конвенциях МОТ и др.);

договоры, регулирующие сотрудничество по защите прав отдельных категорий индивидов (Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др.)6

Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.

Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.

Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.

Европейский Суд по правам человека. Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от Российской Федерации.

Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо. Признается, что обращение может быть подано только после того, как исчерпаны все внутренние средства решения спора. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончательный, и государства обязаны ему подчиняться. Потерпевшему от нарушения прав может быть назначено «справедливое возмещение».

конституционный гарантия право административный

Заключение

Каждая личность, каждое государство и все мировое сообщество в целом не могут не проявлять постоянный интерес к вопросу прав человека. Признание достоинства, присущего всем членам человеческого рода, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Именно поэтому права человека и все, что связанно с их осуществлением приобрело большое значение для международного сообщества. Но не меньшее значение приобретают гарантии этих прав. Ведь необходимо не только провозгласить те или иные права, важно создать необходимые условия, обеспечивающие их реализацию.

Как видно из первой главы единого понимания гарантий прав и свобод человека нет. И дело не только, и не столько в разнообразии подходов и субъективного взгляда того или иного ученого на их природу. Многообразие гарантий прав и свобод человека, их различное содержание и направленность на обеспечение различных, в сущности, прав не могло не оказать своего влияния. На каждом этапе развития человеческой истории существуют различные концепции прав человека, что во многом зависит от политики государства (примат государственных интересов над индивидуальными либо признание за правами и свободами высшей ценности), соответственно со стороны государства устанавливаются и различные гарантии этих прав.

Несмотря на различные трактовки изучаемого понятия, тем не менее, большинство авторов под гарантиями прав и свобод человека понимают совокупность специальных правовых средств и способов направленных на полную реализацию и всестороннюю охрану и защиту прав и свобод человека.

Многообразие прав и свобод порождает и многообразие гарантий, обеспечивающих их реализацию. Наличие различных критериев деления прав на группы как раз и объясняется огромным количеством и разнообразием самих прав и свобод человека и их гарантий. Но, разделяя гарантии права и свободы человека и гражданина на различные группы, нужно всегда помнить, что в итоге вся их совокупность представляет собой систему. И только во взаимосвязи и взаимодействии гарантий права и свободы человека и гражданина возможно полное осуществление обеспечиваемых ими прав. Рассматривая во второй главе общие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина можно заметить, что в целях максимальной охраны прав и свобод личности основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне. И это не случайно, именно Конституция, как акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна обеспечивать полную реализацию и всеобъемлющую охрану прав и свобод человека и гражданина. Существование различных средств защиты основных прав и свобод (от самозащиты до международного механизма защиты) обусловлено, прежде всего, необходимостью предоставить возможность полностью реализовать человеку предоставленные ему права, а в необходимых случаях и должным образом их защитить. Государство, признав права человека естественными и неотъемлемыми, наделило индивида правом не просить, а требовать такой защиты.

Список использованных источников и литературы

1)      Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993г.// Российская газета, - 1993.- 25 декабря

)        Всеобщая Декларация прав человека Генеральной Ассамблеи ООН: принята 10 декабря 1948г//Российская газета. 1995. 5 апреля.

3)      Международный пакт о гражданских и политических правах: принят 16 декабря1966г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 32 - 53.

4)      Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят 16 декабря 1966г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 20 - 32.

)        Декларация независимости США: принята 4 июля 1776 г.//К.Е. Ливанцев. Сборник документов по всеобщей истории государства и права. Издательство Ленинградского университета. 1977. С.59-60

)        Декларация прав человека и гражданина 1789 г.// К.Е. Ливанцев. Сборник документов по всеобщей истории государства и права. Издательство Ленинградского университета. 1977. С.74-76

)        Адо А. В. Словарь по этике /Авт. кол. : А. В. Адо, М. И. Андриевская, Л. М. Архангельский и др.; Под ред. И. С. Кона. -5-е изд. -М. :Политиздат,1983. -445 с.

)        Абов Т. Е. Российская юридическая энциклопедия /Авт. кол. : Т. Е. Абова, С. А. Авакьян, Г. Д. Алексеев ; Гл. ред. А. Я. Сухарев. -М. :Инфра - М,1999. -1100 с.

9)      Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации / В М Баглай. - М.: НОРМА. 2005. - 769с.

)        Баглай М. В., Габричидзе Б. Л. Конституционное право Российской Федерации. М., 2005.

11)    Бахин, С. В.О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях /С. В. Бахин.//Правоведение. -1991. - № 2. - С. 41-51

12)    Витрук Н.В. Конституционное правосудие: Учебное пособие. - М., 1998. - С. 177.

13)    Гасанов, К. К., Стремоухов, А. В. Абсолютные права человека и ограничения прав /К. К. Гасанов, А. В. Стремоухов.//Правоведение. -2004. - № 1 (252). - С. 164-173

14)    Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. /Права человека: учебник.- М.: Эскмо, 2006. - 586 с.

15)    Занкина Ю.А. Понятие и сущность прав человека // Адвокатская практика. - 2005. - №1 - С. 10-15

)        Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. - М.: Юрид. лит., 2002. - 432 с.

)        Карпович В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации/ Под общ. ред. В.Д.Карповича. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Юрайт-М, Новая Правовая культура, 2002. - 959 с.

18)    Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп. - М. 2005г. - 585с.

19)    Котляр И.И. Права человека: Учеб. Пособие./А. Д. Гусев, Я. С. Яскевич, Ю. Ю. Гафарова и др. ; Под общ. ред. А. Д. Гусева, Я. С. Яскевича. -учеб. изд. -Минск :ТетраСистемс, 2002. -304 с.

)        Лазарев В.В. Конституционное право. Учебник/Отв. ред. В.В. Лазарев. - 2-е изд., доп. и перераб., М.: Юритъ, 2004. - 605 с.

)        Лазарев М. Сущность и юридическая природа прав человека: вопросы теории. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 40 с.

)        Ледях И. А. Проблема свободы и прав человека в современной идеологической борьбе /Авт. кол. : В. М. Чхиквадзе, Е. А. Лукашева, Г. В.

)        Лукашева Е.А. Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. Москва: Изд-во НОРМА, 1996. - 509 с.

)        Лукашева Е.А. Права человека: Учебник для вузов/ Отв. ред. чл.-корр. РАН, д.ю.н. Е.А. Лукашева - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФА М), 2002. - 573 с.

)        Мальцев Г.В. Права и свободы человека // Теория нрава и государства: Учебник. М„ 1995. -336 с

26)    Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 8, 9; Международная жизнь. 1990. № 9. С. 135.

)        Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина.- Саратов, 1996

)        Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации // Право и жизнь. - 2000. - № 25. - С. 12

)        Перевалов В.Д. Гарантии прав человека и гражданина // Теория государства и права. М., 2003.С.545-548.

)        Похлебенина Ю.В. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере правосудия: теоретический и сравнительно-правовой анализ. // История государства и права. 2006. №9. С. 12-14.

31)    Пронин А. А. Проблемы прав человека. Курс лекций. -М.: Изд-во МГУ, 1998. - 682 с.

)        Рассказов Л.П., Упоров И.В. Естественные права человека: Учеб. Пособие. СПб. Лексикон. 2001. -96 с

)        Рудинский Ф.М. Понятие и содержание прав человека// Право и жизнь. 2000. №27. С.74

)        Рудинский Ф.М. Сущность универсальной концепции прав человека// Ф.М. Рудинский Сущность универсальной концепции прав человека// Марксизм и Современность (электронный журнал). - 2000. - №1. Режим доступа к журн.: #"522427.files/image001.gif">














Похожие работы на - Общие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!