обличения властей. Техническим секретарем Петербургского комитета РСДРП была Екатерина Шорникова, одновременно подрабатывавшая платным агентом Петербургского охранного отделения. Разумеется, полицейское начальство было в курсе всех акций подпольщиков еще на стадии их подготовки.
июня 1907 г. председатель Второй Государственной думы Ф.А. Головин получил от Председателя Совета министров письмо, в котором тот уведомлял его, что требует предоставить ему слово для срочного заявления. В своем выступлении Столыпин заявил, что полиция раскрыла заговор социал-демократической фракции с целью организации восстания в воинских частях и потребовал отстранить от заседаний в Думе 55 подозреваемых депутатов, причем 16 из них лишить депутатской неприкосновенности. Это был ультиматум. Вечером 2 июня несколько кадетских депутатов приехали в Елагин дворец к первому министру, чтобы найти какой-нибудь компромисс.
Таким образом, 3 июня 1907 г. Вторая Государственная дума была распущена и одновременно с этим было опубликовано новое Положение о выборах. Обычно с этой датой условно связывают окончательное подавление революции.
2. Столыпинская программа и ее связь с современностью
2.1 Столыпинская программа модернизации России
Столыпинская программа представляет из себя совокупность проектов законодательных и нормативных актов, подготовленных министерствами и ведомствами в начале ХХ века. Проекты предполагали существенные, а нередко коренные изменения во всех без исключения сферах жизни российского общества. Часть из них вступила в силу, другая часть осталась нереализованной. Не все из этих проектов были инициированы и подготовлены командой Столыпина - некоторые достались ему «по наследству». Однако именно Столыпин объединил их в цельную систему, в их основе лежало целостное представление Столыпина о том, какой должна быть Россия, чтобы, сохранив уникальность своей культуры, не проиграть в мировой конкурентной борьбе.
Столыпин прекрасно осознавал масштабность переживаемой Россией в начале XX в. Трансформации. Понимая всю сложность ситуации, сложившейся в условиях системного кризиса в стране, Столыпин предлагал решить в рамках переходного периода две взаимосвязанные проблемы. Первая (так называемая отрицательная задача) состояла в оперативном прекращении революции. Вторая (так называемая положительная задача) сводилась к проведению системных реформ, позволявших, в конечном счете, создать динамично развивающуюся Россию. Как известно, с отрицательной задачей Столыпин справился и фактически обеспечил России 12-летнюю паузу между революцией 1905 г. и революциями 1917 г.
Решая положительную задачу, Столыпин считал важнейшим фактором российский исторический опыт формирования и функционирования государственности, социокультурные традиции русского народа.
Руководящая идея Столыпина состояла в том, что реформы в своей совокупности должны непременно способствовать укреплению государственного единства и целостности России. При этом такое укрепление должно было осуществляться на основе «исторического ядра» государственности - русского народа и православия.
Столыпин обращал внимание не только на необходимость внутренней политической стабильности в стране, но и на упрочение международного престижа России. Являясь противником силовых методов разрешения внешнеполитических конфликтов, особенно в условиях сохранявшейся внутренней кризисной ситуации, Столыпин, вместе с тем, прекрасно осознавал возможность втягивания страны в войну и понимал важность обладания мощным оборонным потенциалом.
Внутриполитическая стабилизация и благоприятная международная обстановка должны были стать, по мысли Столыпина, главными факторами, обеспечивающими эффективность трансформационных процессов на протяжении всего переходного периода.
Ведущим «маховиком» трансформации Столыпин считал исполнительную ветвь власти в лице сильного правительства, назначаемого монархом и действующего под его личным контролем. Правительству следовало взять на себя всю тяжесть ответственности за судьбы страны и создать стройный и эффективный центральный и региональный аппарат управления.
В условиях переходного периода огромное значение приобрела проблема сотрудничества между исполнительной и представительной ветвями власти. Столыпин неоднократно подчеркивал, что Дума является важнейшим фактором «воссоздания государственных устоев порядка».
Нам представляется, что столыпинские реформы можно условно структурировать по трем направлениям: формирование основ гражданского общества, реформирование государственного устройства и модернизация экономики.
Один из важнейших элементов столыпинской программы - реальное обеспечение гражданских и политических свобод личности. В этом плане ключевое значение имел Указ 5 октября 1906 г. «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий», который непосредственным образом касался миллионов крестьян. Указ, с одной стороны, ликвидировал архаичную систему разного рода ограничительных мер, свидетельствовавших о вопиющей гражданской и политической неполноправности, а также об ущемлении личного достоинства крестьян, а с другой - предоставлял крестьянам широкий круг прав, уравнивающих их в положении с другими категориями населения, в том числе и с дворянством (в отношении государственной службы). Он стал важным шагом в процессе перехода от сословного общества к гражданскому.
Проектом «О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции». Столыпин ставил и решал две взаимосвязанные задачи: во-первых, личность, получив права, включалась в единое правовое пространство и воспитывалась в духе правопорядка и законности; во-вторых, фиксируемые в проекте права личности сопрягались с ее ответственностью перед законом.
Консолидирующую политическую и социальную функцию выполнял комплекс законопроектов конфессионального характера. Также ему принадлежит важная роль в практической реализации положений Манифеста 17 октября о свободе совести. Предоставление старообрядцам и сектантам права открыто исповедовать свою веру, а также гражданских прав имело огромное значение для вовлечения в единый модернизационный процесс большого числа активных граждан.
Принципиально важный шаг был сделан Столыпиным в снятии разного рода национальных ограничений и, прежде всего, относительно еврейского населения.
Реализация столыпинских проектов о правах и свободах граждан, безусловно, способствовала формированию в России нового типа личности - свободной, творчески активной, целеустремленной в выборе жизненной позиции и профессиональной ориентации. Именно такая личность и обеспечила динамизм экономического роста в стране, создала основу социальной мобильности и политической стабильности.
Одной из важнейших составляющих столыпинской программы реформ была задача обеспечения социального партнерства между различными слоями населения. Столыпин предлагал законодательно закрепить право рабочих на экономические стачки, считая естественным их стремление к самоорганизации и борьбе за улучшение своего материального положения. Реформа рабочего законодательства мыслилась Столыпиным в двух взаимосвязанных направлениях: с одной стороны, планировалось постепенное ограничение административного вмешательства в отношения рабочих и предпринимателей, предоставление тем и другим необходимой свободы действий, а с другой - оказание реальной материальной помощи рабочим путем страхования, а также организации врачебной помощи и пересмотра нормирования труда подростков и женщин.
Когда Столыпин возглавил правительство, то впервые в России была разработана и внедрена система социального страхования, выразившаяся в десяти законопроектах. Страховое законодательство явилось одним из тех элементов столыпинской модели модернизации, в нем выпукло и ярко отражен характер реформ, их направленность на расширение прав личности и, вместе с тем, на приобретение этой личностью еще и обязанностей, обусловленных нахождением в обществе. Рабочий должен был платить страховые взносы, но в то же время был уверен, что в случае болезни или несчастного случая он или его семья не останутся вовсе без средств к существованию. Также характерно для столыпинских реформ особое внимание государства к инициированным им процессам. Обоснованно не доверяя промышленникам и не наблюдая правового сознания у рабочих, правительство бралось контролировать каждый их шаг в страховом деле.
Возглавив правительство, Столыпин планировал совместно с общественными учреждениями (земствами и городскими управами) создать единую и общедоступную образовательную сеть, включающую начальное, среднее и высшее образование. При этом подчеркивалась мысль о необходимости именно «законченного круга знаний» на каждой ступени образовательного цикла. Правительство Столыпина прилагало массу организационных усилий к тому, чтобы «становящаяся личность» была грамотной.
Прекрасно осознавая, что декларирование прав и свобод личности само по себе важно, но явно недостаточно, Столыпин считал необходимым реализовать всеобъемлющую судебную реформу. Огромное значение имела реформа местного суда, поскольку ее целью было обеспечить действительное равенство всех перед законом, независимо от сословной принадлежности. Этот аспект, а также принцип независимости суда от администрации и единые правила устройства судебной части создавали необходимые предпосылки для перехода к правовым основаниям функционирования государства.
На фоне пересмотра в общественном сознании значимости и самоценности проблемы гражданских прав и свобод Столыпин большое внимание уделил реформированию охранительного судопроизводства - системы судебной защиты гражданских прав личности. Законопроект «Об учреждении военно-полевых судов» намертво прикрепил к Столыпину ярлык «обер-вешателя».
Столыпин выступал последовательным и решительным сторонником укрепления военно-стратегической мощи России. Помимо того, что сильная, укомплектованная по понятным принципам армия была необходима государству для защиты внешних границ, она являлась и мощнейшим социальным фактором.
Важным структурным компонентом столыпинских реформ являлись преобразования в области управления, которые должны были обеспечить усиление исполнительной вертикали власти. В ряду планируемых мер принципиально важное значение приобретала реформа местного управления. Стратегическая задача Столыпина заключалась в том, чтобы максимально снять имевшие место противоречия, порождавшие земскую оппозицию правительству, и направить усилия на решение задач общегосударственного и регионального масштаба.
Предложенные им реформы были направлены на четкое разделение функций местных землевладельцев, независимо от сословной принадлежности, и представителей государства. Последнее усиливало свое присутствие на низовом уровне, «опускалось» не только до уезда, но и до его составной части - участка. Вместе с тем многие управленческие функции и соответствующие им источники дохода передавались в фактически вновь создаваемую мелкую земскую единицу.
Столыпинским правительством был разработан ряд законопроектов, направленных на стимулирование экономического роста, в том числе, составлявших аграрную реформу.
В частности, был открыт широкий доступ крупному частному капиталу к разработке угольных и нефтяных месторождений, к добыче золота и платины, к освоению новых территорий в Сибири, Приморье, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и Закавказье.
Планировалось дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры: строительство железных дорог, шоссейных и грунтовых дорог, морских портов и торговых гаваней, развитие средств телефонного и телеграфного сообщения и т.д.
В соответствии с потребностями экономики правительство Столыпина изменило устаревшую нормативную базу деятельности промышленных и финансовых структур. Была предложена явочная система учреждения акционерных промышленных обществ и банков. Правительство выработало проект устройства и открытия заведений фабрично-заводской и ремесленной промышленности, который централизовал и унифицировал порядок открытия промышленных предприятий, тем самым упростив эту процедуру и одновременно оградив интересы населения от «вреда и беспокойства», которые могло принести соседство с промышленными заведениями. Ряд проектов был направлен на совершенствование кредитно-финансовой системы, упорядочение налогов и сборов, совершенствование таможенных тарифов, предоставление тех или иных прав и льгот российским и иностранным промышленникам и предпринимателям, что способствовало экономическому росту, деловой активности среднего класса.
Судьбоносное значение для России имела предложенная Столыпиным аграрная реформа. Указ 9 ноября 1906 г. ликвидировал насильственное прикрепление к общине и раз и навсегда уничтожил закрепощение личности, несовместимое с «понятием о свободе человека и человеческого труда». Помимо этого указа правительством Столыпина был разработан пакет документов, направленных на создание благоприятных условий для раскрепощения личности крестьянина и превращения его в личного собственника.
В целом ряде землеустроительных проектов намечалась программа первоочередных мер правительства по содействию крестьянам в улучшении условий землевладения и порядка землепользования. Ставилась задача создать на малозаселенных землях эффективное частное крестьянское землевладение, что позволило бы постепенно изменить общинный менталитет крестьянского сознания, способствовать сознательному выбору между традиционными и новыми системами земледелия и хозяйствования. Осуществляя переселенческую политику, правительство Столыпина преследовало и задачу геостратегического характера. Ее суть состояла в том, чтобы на окраинах империи создать из переселенцев надежный «русский оплот», что позволило бы воспрепятствовать проникновению на Дальний Восток мигрантов из сопредельных азиатских стран.
Большое значение придавалось финансовой поддержке всего переселенческого дела. В целом ряде проектов были разработаны условия отпуска средств на общеполезные надобности переселенцев, на выдачу льготных ссуд на сельскохозяйственные улучшения, а также льготные ссуды и пособия при землеустройстве. Вводился дифференцированный подход к предоставлению ссуд в зависимости от труднодоступности местности и от общегосударственных планов заселения пригодных к переселению земель.
Рациональное и конкурентоспособное частное крестьянское хозяйство становилось базой товарно-рыночного производства сельскохозяйственной продукции, что стимулировало динамичный рост экономики России в целом.
В заключении отметим, что Столыпин, являясь рационально мыслящим политиком, вынужден был учитывать «коридор возможностей», который ему предоставила конкретная российская действительность. Как реальный политик он не мог не учитывать расстановку социальных и политических сил, накал партийной борьбы в обществе. Вместе с тем он не мог игнорировать наличие материальных ресурсов, а также возможностей адаптации общества к системным преобразованиям.
Столыпин оставил потомкам богатое наследие. Он предложил российскому обществу структурированную национальную идеологию, базовыми компонентами которой являлись: законность и правовой порядок, раскрепощение личности, единое и неделимое государство, сильная и исполнительная власть, частная собственности и свободный труд, патриотизм и внешнеполитический авторитет великой державы. Вместе с тем он предложил обществу и технологии реализации своей программы системных реформ.
Таким образом, проблема, которая стоит перед современным обществом и современными политическими элитами, состоит в том, сумеют ли они творчески распорядиться богатым столыпинским наследием.
Вопреки всем трудностям, возникшим на пути столыпинских реформ в 1906-1911 гг., Россия сделала качественный скачок в своем развитии. Буквально во всех сферах жизни - материальной, культурной и духовной - стали просматриваться контуры нового облика страны, которая с каждым новым годом набирала темпы роста, крепла и преображалась.
В годы столыпинских реформ продолжала динамично расти численность населения. В городах проживало 15%, а в сельской местности - 85% населения.
За пять лет пребывания на посту премьер-министра Столыпину удалось вывести Россию из кризиса, преодолеть период экономической депрессии и войти в длительный цикл устойчивого экономического роста. Перед Первой мировой войной Россия по темпам экономического роста вышла на пятое место в мире. Так, приток инвестиций в промышленность возрос на 1,5 млрд. рублей. Прирост народного богатства в 1911-1913 гг. составил в среднем в год 3331,4 млн. руб. или 5,2%. Заслуживает внимания динамика роста стоимости основных фондов, которые в 1908-1913 гг. выросли соответственно: в промышленности на 41%, на железнодорожном транспорте - на 18,6%, в торговле - на 31,3% в жилищном строительстве - на 26%, в сельском хозяйстве - на 10,3%. Причем эти фонды в городах возросли в среднем на 31%, а на селе - 20,8%. В 1909-1913 гг. объем промышленного производства вырос почти в 1,5 раза. При этом тяжелая промышленность по темпам роста превосходила легкую: соответственно 174,5% против 137,7%. Доля России в мировом промышленном производстве с 1900 по 1913 г. выросла на 5,3%.
Благодаря реализации столыпинской аграрной реформы достаточно быстрыми темпами росло производство сельскохозяйственной продукции. Причем это происходило не только за счет расширения площади сельскохозяйственных угодий, но прежде всего за счет перехода крестьян на новые рациональные формы и методы хозяйствования. В процесс землеустройства вовлекались все новые массы, которые сделали свой выбор в пользу перехода к новым формам землепользования и ведения рационального хозяйства.
Для наращивания темпов земельной реформы правительство Столыпина использовало все имеющиеся у него ресурсы, начиная от передачи казенных, удельных и кабинетских земель. Правительство ввело для хуторян дополнительные льготы: ссуда им выдавалась на полную стоимость земли; отрубники должны были вносить сразу лишь 5% наличными, а товарищества - 20%. При отсутствии у покупщиков свободных денег для немедленного взноса задатка Крестьянский банк сдавал ему участок в аренду сроком до 3-х лет. Кроме выдачи ссуд на покупку земли из своих запасов, Крестьянский банк выдавал ссуды на покупку земли по сделкам, заключенным крестьянами при его участии; ссуды под залог земель, ранее купленных крестьянами без участия банка; ссуды под залог надельных земель. Банк также оказывал содействие в разбивке продаваемой частным собственникам земли на единоличные участки.
Правительство оказало финансовую поддержку переселенцам за Урал. В 1906-1914 гг. желающих попытать свое счастье за Уралом оказалось 3 772 151 человек. Идя навстречу потребностям рационализации частного крестьянского хозяйства, правительство за семь лет земельной реформы подготовило в специальных землемерных училищах до 6500 землеустроителей. На агрономическую помощь населению и распространение сельскохозяйственного образования правительство в 1908-1912 гг. увеличило ассигнования. Правительство отпускало льготные ссуды для покупки сельскохозяйственной техники, удобрений, новейших сортов семян и племенного скота, организовывало специальные прокатные станы, проводило обучение желающих ведению образцового хозяйства, финансировало выезды крестьянских групп за границу для обмена опытом. Если даже принять во внимание благоприятную экономическую конъюнктуру, нельзя не признать, что рост объема сельскохозяйственного производства, его товарности, урожайности, а также масштабы использования сельскохозяйственных машин, применения искусственных удобрений, распространения многопольной системы, проведения мелиоративных работ - значительно опережали темпы предшествовавшего столыпинским аграрным реформам периода.
Динамичное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспортных коммуникаций и средств связи способствовали устойчивому росту бюджета, который, начиная с 1910 г., стал профицитным.
Но главное, что развивалась частная финансовая инициатива. Развитие получили кассы мелкого кредита.
За период столыпинских реформ в России увеличилось число торговых предприятий, товарных бирж, возрос объем ярмарочной торговли. Возросли объемы внешней торговли. Наметилась устойчивая тенденция к повышению уровня жизни всех слоев населения, увеличилось потребление важнейших продуктов питания, изменилась и его структура, возросли заработки промышленных и сельскохозяйственных рабочих, определенные сдвиги наметились в области здравоохранения. Весьма внушительны позитивные изменения в области начального, среднего, общего и специального образования.
Темпы экономического и культурного развития страны привели к качественным изменениям всего социально-культурного облика России. Правительством Столыпина была разработана и реализована система мер по благоустройству городов и поселков городского типа (проведение канализации, водопровода, телефонизации, электрического освещения, трамвайных линий). Стал меняться облик российской деревни.
Однако все же главным, определяющим условием успешности преобразований стал человеческий фактор. Раскрепощенная личность, получив право делать свой выбор, могла приложить свой ум и талант, трудолюбие и сноровку в любых сферах жизнедеятельности. Столыпинские реформы создавали иные ценностные ориентиры. Пробуждался интерес к получению образования - общего и специального, желание попробовать свои силы в инновационных отраслях экономики, и в целом в материальном производстве, выбрать такую профессию, которая больше всего отвечала бы природным склонностям и способствовала дальнейшему раскрытию потенциальных возможностей личности. Усилилась тяга к интеллектуальным формам творчества. Возросло число тех, кто хотел участвовать в общественной и политической жизни в столице, губернском и уездном городе, поселке и в деревне. Все это свидетельствовало о том, что преобразования дали мощный энергетический импульс и уже больше никто не мог остаться равнодушным и индифферентным. По сути, в период столыпинских реформ закладывались основы новой модели поведения личности, не равнодушной к дальнейшим судьбам своей страны и искренне желавшей ей успеха.
Статистические показатели и экспертные оценки однозначно свидетельствуют о том, что реализация столыпинских реформ дала весьма и весьма значительные позитивные результаты. Они стали преображать Россию в своих основаниях, превращать ее в подлинно великую мировую державу. Столыпинские реформы проложили грань между старой и новой Россией. По сути, это были два принципиально различных качественных состояния одной и той же страны. Столыпину удалось уловить ведущие тенденции пореформенной модернизации, придать им новый импульс, что позволило с оптимизмом смотреть в будущее. Столыпин был убежден в том, что предложенный им тип модернизации позволит вывести страну на качественно новые рубежи развития.
Анализируя и сопоставляя плюсы и определенные минусы столыпинских реформ, следует со всей определенностью сказать, что их позитивные итоги многократно превосходили имевшиеся при их реализации издержки. Столыпин не просто обозначил контуры «новостроящейся» России, но и заложил прочный фундамент для качественных изменений. В этом, прежде всего, состоит его огромная историческая заслуга. Долг перед любимой им Россией он выполнил сполна. Пуля террориста могла убить Столыпина как человека, но она не могла убить его идеи, его реформы, которые продолжали укореняться на русской почве вплоть до Первой мировой войны. К сожалению, в России не нашлось второго Столыпина - последователя и продолжателя деяний первого.
Таким образом, проблема реформ - одна из острейших проблем российской истории. Они способствовали мобилизации огромных людских, материальных ресурсов, влекли за собой значительные издержки, даже людские потери и тем не менее не решали ключевую стоящую перед ними задачу: не способствовали выходу России на качественно новый уровень развития, когда в центре всей социально-политической системы оказывался человек. Реформаторы России зачастую оказывались заложниками собственных преобразований, которые плодили конфликты и социальные противоречия. Ведь всякий раз изменению подлежала не вся система политических, правовых отношений, а лишь некоторые из ее элементов. Уникальность П.А. Столыпина как реформатора как раз и заключается в том, что он впервые в отечественной истории предложил программу системного реформирования России, которая позволила бы стране выйти из этого заколдованного круга и решить проблему конкурентоспособности России на международной арене.
2.3 Современный взгляд на преобразования Столыпина
Начало столыпинских реформ пришлось на годы, отмеченные острейшими социальными конфликтами, широким размахом революционного движения. Реформы призваны были не допустить революционного пути развития России и повернуть ее на рельсы цивилизованных эволюционных перемен. К тому же русско-японская война с необычайной силой обнажила глубочайшие пороки в самой системе власти и управления государством, некомпетентность и коррумпированность в высших ее эшелонах, включая военные.
В таких непростых условиях развертывалась политическая и государственная деятельность Столыпина, суть которой сводилась к двум принципиальным положениям. Приступая к осуществлению реформ, он отдавал себе отчет в том, что у Российской империи это был последний шанс сохранить свою государственность и выйти на качественно новый виток развития, способный обезопасить ее от всякого рода случайностей. Он прекрасно понимал также, что провал реформ может оказаться гибельным для России, не говоря уже о его собственной судьбе. Риск был слишком велик, но он не дрогнул и смело пошел на него. Возможно, именно тогда явственно проявилась главная черта характера этого мужественного человека - глубокое понимание им своего долга перед Россией и острое чувство личной ответственности за ее будущее. Столыпин не питал никаких иллюзий относительно сложности той задачи, за которую он взялся, вполне осознавал он и личный риск. Но он верил, что его политика будет сочувственно встречена, как он говорил, «благомыслящими элементами российского общества». И в самом деле, к Столыпину и его реформам российское общество относилось с большим сочувствием и доверием, чем к, например, Витте и его реформам.
Вот поэтому именно сегодня мы вновь обращаемся к историческому наследию и памяти этого последнего крупного реформатора той старой, настоящей России. И вглядываясь назад, сквозь пелену пройденных лет, мы хотим понять нечто такое, что, как нам кажется, поможет сегодня отстроить заново великую Россию.
Весь порядок в каждой стране - политический, гражданский - всегда связан с характером в стране. А как показывает современная история - вопрос землевладения так и не решен в нашей стране до конца. Столыпин был тем самым высшим государственным чиновником, который выступил инициатором самой либеральной по сути аграрной реформы в архиконсервативной и отсталой стране. Еще будучи Саратовским Губернатором, в своем всеподданнейшем отчете на имя государя-императора Николая II за 1904 год он напишет, по сути ставшие программными, слова: «Мелкий собственник представляет из себя ту ячейку, на которой покоится устойчивый порядок в государстве».
В проведении аграрных преобразований Столыпин и его правительство делали ставку не на «пьяных, слабых и убогих, а на разумных и сильных» крестьян. Именно таким представлялся им тот новый слой российского крестьянства, который своим личным трудом на принадлежавшей ему земле поднимет обнищавшую и истощенную землю и превратит Россию в процветающую державу.
Если обобщить законодательные шаги правительства П.А. Столыпина в сфере экономики, можно с уверенностью сказать, что их либеральная направленность могла заложить определенную социально-экономическую базу в дело стабильного развития России по пути буржуазных реформ и формирования сильного, развитого, рыночного аграрного сектора экономики. И это в стране, где большая часть социально активного населения проживало в сельской местности.
Выступая с думской трибуны с призывом поддержать указ, Столыпин заявил, что «правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода.
Поэтому, «все силы и законодателя и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния - земли. Применением к ней личного труда, личной собственности, приложением к ней всех, всех решительно народных сил необходимо поднять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощенную землю, так как земля - это залог нашей силы в будущем, земля - это Россия».
В России, где пропасть между властью и остальным обществом всегда была, приличных размеров, именно Столыпин понял необходимость формирования массовой социальной прослойки - в качестве политической базы под те либеральные реформы, необходимость в которых остро осознавала часть правящего класса российской империи в начале ХХ веке. Россия остро нуждалась в масштабной социально-экономической и политической модернизации. Вместе с тем, страна остро нуждалась и в усмирении полыхающего революционерного пожара… И эта миссия была поручена Столыпину. Он смог в кратчайшие сроки не только принести стране успокоение и порядок, но и приступить к формированию проправительственной социально-политической базы. Это была смелая и абсолютно новая для традиционного представителя российского правящего класса линия поведения. Обычно, и до него и после, правительства ориентировались на желания и капризы первого лица государства, ища опору то в «придворных» кругах, то в лице олигархических группировок. Столыпин впервые в политической практике высшей российской бюрократии поставил вопрос о формировании широкой социально-классовой поддержки правящего режима в самом обществе. Но он хотел видеть средний класс не только базой политической стабильности, но и основой его демократического развития.
И поэтому сто раз прав наш Президент Д. Медведев, когда сегодня путем гибкой налоговой политики и давления на осмелевшую при Ельцине от бесконтрольности бюрократию пытается вновь возродить этот, ключевой для дальнейшей судьбы России, самостоятельный, крепкий и инициативный класс - мелких и средних отечественных собственников, бизнесменов и производителей.
В их укреплении - залог нашего национального прорыва в XXI веке. А такому классу нужна партия - для выражения политических и экономических требований и представления своих интересов во всех институтах государства. На данный момент вопрос заключается в следующем - кто сегодня займет ту политическую нишу, которую при Столыпине занимали Октябристы.
Столыпин выступал в Государственной Думе - этом своеобразном органе народного представительства, который с 1906 года ограничил самодержавие Романовых. Но именно он плотно работал с Думой и как политик, и «как патриот», и как крупный государственный деятель раскрылся именно в Думе. Именно со Столыпина российская правящая элита и берет начало своего осмысленного сотрудничества с парламентскими институтами правового государства. И хотя этот процесс, даже при Петре Аркадьевич, не всегда был последователен - у него было особое обостренное чувство государственного долга и свое понимание национальных интересов, но и все же именно Председатель Совета министров России Столыпин был искренним сторонником народного представительства. И это в стране, где даже сегодня не все из представителей ее правящей элиты признают необратимость демократических преобразований и конституционного права на разделение и независимость всех трех ветвей власти.
Но вся непростая и трагическая история нашей страны за последние сто лет доказала, что иного пути, кроме как построения правого государства у нашей страны нет.
Вместе с тем, власть как исполнительная, так и законодательная еще долго будут персонифицированы, так как это наша специфика - верим не правильным и умным мыслям, а их конкретным носителям - и чем жестче будет себя позиционировать такой политик - тем скорей в наших условиях он будет «мил» широким электоральным массам.
Петр Аркадьевич, наверное, как никто иной из его предшественников понимал, что значение просвещения и всеобщей системы образования необычайно велико в стране, где подавляющее большинство ее граждан было абсолютно неграмотными. И эта проблема еще более обострялась там, в российской глубинке, в деревнях, где проживали основные действующие лица его знаменитой аграрной реформы - простые российские крестьяне. Именно ради них и во имя все той же генеральной идеи - формирования класса крестьян-собственников - была задумана и начата им реформа образования - именно Столыпин положил начало системе всеобщего доступного, т.е. бесплатного среднего образования в России. Он свято верил в опыт других народов - ведь от того, как будет расти культурно-образовательный уровень сельского населения и особенно его активной части - крепких крестьян-собственников, будет расти и крепнуть уровень их благосостояния. Грамотный человек уже не захочет быть бедным, а значит его путь к эффективному «собственному делу» будет необратимым. Он очень хотел видеть своих соотечественников энергичными, предприимчивыми и достойно живущими.
Реформы Столыпина шли гораздо дальше и глубже, чем те, что осуществлялись до него, включая и реформы Витте. В случае их осуществления в полном объеме это значительно подорвало бы основы самодержавного строя. Именно это больше всего страшило царя и его ближайшее окружение. Они сознавали вполне реальную опасность, которую несли им реформы, и поэтому боролись с ними всеми доступными средствами. В провале столыпинских реформ были заинтересованы и социал-демократы, для которых успех реформ означал бы неизбежный откат революционного движения и обернулся бы для них серьезным политическим поражением.
Российский государственный деятель, а тем более реформатор общенационального уровня в наших условиях обязательно должен быть патриотом. А для этого нужно очень любить и самое главное уважать и понимать свою страну и свой российский народ! А это как показывает и наша история и наша повседневная практика не всегда получается, как на федеральном, так и на региональном политическом пространстве. Вот для этого и надо хотя бы хорошо знать отечественную историю, разбираться и чтить национальные особенности, традиции и наследие.
Всеми своими помыслами, делами и речами Столыпин представляет нам самый характерный пример «российского государственника». Наши политические вожди и высшие федеральные и региональные бюрократы понимают, что реформы «для того, чтобы быть жизненными, должны черпать свою силу в русских национальных началах». Столыпин это хорошо понимал и поэтому был не «министром от общества», а министром «от народа» и уж конечно не реформатором «по газетной полосе», а устроителем по «государственному полю». Он был предан России до самого конца… К сожалению, сегодня именно в этом мы наблюдаем самый большой дефицит. Председатель Совета министров России П.А. Столыпин - был, без сомнения, патриот и, без сомнения, либеральный реформатор. Но он явил России совершенно новый тип государственного деятеля - реформатора с ясной, конкретной программой, в основу которой был положен системный подход и политический прагматизм. В отличии от самых известных своих коллег по российской истории Сперанского и Витте, свои реформы он начинал «снизу», подкрепляя созданием социально-политической базы и формированием материально-технических и правовых предпосылок. Он первый среди высших российских бюрократов соединил, проектно-управленческую функцию правительства с контрольно-исполнительной функцией премьер-министра. Именно Столыпин после опубликования своих известных переселенческих законов предпринял беспрецедентную инспекторско-ознакомительную поездку вглубь России, в Сибирь, в Поволжье и на Алтай. Там на месте он и сопоставил официальные отчеты губернаторов со своими личными наблюдениями и выводами, которые легли затем в основу новых правительственных решений. Вместе с тем Петр Аркадьевич принципиально выступал за скорейшую передачу губернаторам дополнительных властных полномочий с целью их конкретного вклада в дело создания благоприятных условий для социально-экономического развития территорий и дальнейшего укрепления политической необратимости начатых преобразований. Его формула: социально-широкое и финансово наполненное местное самоуправление в сочетании с негромоздкой, но управленчески эффективной и политически властной губернаторской вертикалью сегодня особенно актуальна для нашей страны.
Сила Столыпина в его неуемном стремлении делать дело и при этом бесстрашно идти до конца. И этот поистине сокрушительный напор напугал российскую элиту. А за страхом пришел и политический раскол. За расколом - закономерный финал - октябрь 1917 года.
Хочется верить и надеяться, что и в современной России есть еще представители нашей национальной элиты, для которых не пустым символом являются слова, сказанные великим российским гражданином Петром Столыпиным незадолго до своей смерти: «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать».
Правительство чествует Петра Столыпина, как непревзойденного реформатора, с которого надо брать пример. Как заявил Дмитрий Медведев, многие идеи этого реформатора остаются, актуальны и используются нынешним правительством - например, при реализации нацпроекта в сфере сельского хозяйства.
По словам Дмитрия Медведева, сейчас перед Россией стоят задачи, во многом схожие с теми, с которыми пришлось столкнуться правительству сто лет назад. «Столыпин сумел предложить и реализовать целостную программу модернизации нашего государства. Прежде всего, известна его аграрная реформа, но это было не все. Речь шла и о перестройке промышленности, о перевооружении армии, об укреплении Российского государства в целом». По мнению Д. Медведева, «главное, что показали столыпинские реформы, это то, каким огромным созидательным потенциалом обладает народ России, ведь ставка при их проведении была сделана в первую очередь на тех, кто хочет трудиться, на тех, кто обладает инициативой и предприимчивостью».
Но не только у Дмитрия Медведева вызывает восхищение Петр Столыпин и его реформы. Им восторгается и министр сельского хозяйства, который поведал, что нашей стране только в 2002 году удалось повторить те рекордные показатели по экспорту зерна, которые были зафиксированы в 1912 году благодаря аграрной реформе Столыпина.
Таким образом, возвращаясь к дням сегодняшним, можно действительно отметить сходство проводимых реформ с реформами Столыпина. Во-первых, такое же урезание избирательных прав народа, а, во-вторых, проведение приватизации государственной собственности в интересах партийно-хозяйственной номенклатуры, современных помещиков.
Если же сравнивать реформы Столыпина и современные преобразования последних пятнадцати лет по содержанию, то столыпинские реформы выглядят куда предпочтительней. Столыпин ломал феодальные ограничения, расчищал путь капиталистическому способу хозяйствования, и в этом была их прогрессивность. Наши же реформаторы, сплошь реакционеры, так как двинулись от развитого монопольного капитала, к дикому и необузданному капитализму, и тем самым вытащили наружу все пороки капиталистического хозяйствования, не создав ничего положительного.
Заключение
Из изложенного материала можно сделать следующие выводы:
Российский государственный деятель, министр внутренних дел и председатель Совета министров Российской империи Петр Аркадьевич Столыпин родился в 1862 г. и умер в 1911 г.
В 1906 г. с разгоном Думы была проведена реорганизация правительства. И.Л. Горемыкин был отправлен в отставку, Председателем Совета министров был назначен Столыпин. Он же стал и главой правительства.
Столыпинская программа представляет из себя совокупность проектов законодательных и нормативных актов, подготовленных министерствами и ведомствами в начале ХХ века. Проекты предполагали существенные, а нередко коренные изменения во всех без исключения сферах жизни российского общества. Столыпин предлагал решить в рамках переходного периода две взаимосвязанные проблемы. Первая состояла в оперативном прекращении революции. Вторая сводилась к проведению системных реформ, позволявших создать динамично развивающуюся Россию. Столыпинские реформы можно условно структурировать по трем направлениям: формирование основ гражданского общества, реформирование государственного устройства и модернизация экономики.
Столыпинским правительством был разработан ряд законопроектов, направленных на стимулирование экономического роста, в том числе, составлявших аграрную реформу. В соответствии с потребностями экономики правительство Столыпина изменило устаревшую нормативную базу деятельности промышленных и финансовых структур.
Темпы экономического и культурного развития страны привели к качественным изменениям всего социально-культурного облика России. Однако все же главным, определяющим условием успешности преобразований стал человеческий фактор.
Уникальность П.А. Столыпина как реформатора как раз и заключается в том, что он впервые в отечественной истории предложил программу системного реформирования России, которая позволила бы стране выйти из этого заколдованного круга и решить проблему конкурентоспособности России на международной арене.
Именно со Столыпина российская правящая элита и берет начало своего осмысленного сотрудничества с парламентскими институтами правового государства. И хотя этот процесс, даже при Петре Аркадьевич, не всегда был последователен - у него было особое обостренное чувство государственного долга и свое понимание национальных интересов, но и все же именно Председатель Совета министров России Столыпин был искренним сторонником народного представительства. И это в стране, где даже сегодня не все из представителей ее правящей элиты признают необратимость демократических преобразований и конституционного права на разделение и независимость всех трех ветвей власти.
Но вся непростая и трагическая история нашей страны за последние сто лет доказала, что иного пути, кроме как построения правого государства у нашей страны нет.
Вместе с тем, власть как исполнительная, так и законодательная еще долго будут персонифицированы, так как это наша специфика - верим не правильным и умным мыслям, а их конкретным носителям - и чем жестче будет себя позиционировать такой политик - тем скорей в наших условиях он будет «мил» широким электоральным массам.
Всеми своими помыслами, делами и речами Столыпин представляет нам самый характерный пример «российского государственника». Наши политические вожди и высшие федеральные и региональные бюрократы понимают, что реформы «для того, чтобы быть жизненными, должны черпать свою силу в русских национальных началах».
Правительство чествует Петра Столыпина, как непревзойденного реформатора, с которого надо брать пример. Как заявил Дмитрий Медведев, многие идеи этого реформатора остаются, актуальны и используются нынешним правительством.
столыпин реформа модернизация правительство
Список литературы
1.Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: В 3 т. М. 2008. С. 191.
2.Безымянский Л.П.А. Столыпин и его реформы // Вопросы истории. 2006. №9. С. 15-19.
3.Бобылев П.Н. Программа модернизации Столыпина // Отечественная история. 2005. №5. С. 20-26.
.Борозняк А.И. Столыпин и его Правительство // Отечественная история. 2004. №1. С. 12-18.
5.Быстрова И.В. Государство и экономика в 1900-е годы: борьба идей и реальность // Отечественная история. 2003. №3. С. 8-11.
6.Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М. 2007. С. 478.
7.Верт Н. История советского государства. 1900-1991. М. 2002. С. 216.
8.Гомаюнов С.А. О сущности кризиса вотчинной промышленности в конце XVIII - червой половине XIX века // История Отечества. 2002. №3. С. 3-7.
9.Горьков Ю.А., Семин Ю.Н. Итоги столыпинских реформ. // Новая и новейшая история. 2007. №5. С. 21-29.
10.Гусейнов Р. История экономики России. Новосибирск. 2006. С. 302.
11.Данилов В.Д. Столыпинская стратегия: планы и реальность // Отечественная история. 2005. №3. С. 18-26.
12.Денисов Ю.П. Аграрная политика 18-19 вв. // Общественные науки и современность. 2006. №1. С. 15-19.
13.Запрудин А.Г. История России. М., 2004. С. 512.
14.История мировой экономики. Хозяйственные реформы. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 2005. С. 117.
15.История России. Учебное пособие/ Под. ред. Ю.С. Кукушкина. М. 2005. С. 560.
17.Лютов Л. Идея государственного управления экономикой // Вопросы экономики. 2007. №6. С. 14-15.
18.Маркова А.Н., Скворцова Е.М., Андреева И.А. История России. М. 2008. С. 320.