Социология и политология

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,94 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социология и политология

Девиантное и делинквентное поведение. Основные формы девиации

Девиантность - это необычное, но при этом устойчивое отклонение от статистических норм. Девиантным считается устойчивый образ действий, поведения или мышления, который не типичен для общей популяции.

Девиантное поведение (от. англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию. Таким образом, это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами.

Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряются в одних обществах и недопустимы в других. Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей. Например, если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания. Однако ведь в обоих случаях в места погребения вторгаются посторонние и выносят оттуда какие-то предметы. Еще один пример. Общительность, современная одежда и открытое лицо европейской женщины недопустимы во многих традиционных мусульманских странах.

Эти примеры свидетельствуют о том, что отклонения не могут быть объективной характеристикой человеческого поведения. Общество само решает, считать или не считать какое-то поведение девиантным. Это не означает, что такие явления, как убийство, воровство, половые извращения, психические отклонения, алкоголизм, азартные игры и жестокое обращение с детьми и т.п., могли бы не иметь места, если бы им не были даны социальные определения. Просто решающее значение имеет то, как люди определяют поведение и каким конкретным образом реагируют на него.

Одно и то же поведение может рассматриваться одной группой как отклонение, а другой - как норма. Более того, многое зависит от социального контекста, в котором наблюдается такое поведение. Например, появление в нетрезвом виде на работе вызывает недовольство окружающих, однако на новогодней вечеринке именно такое поведение ее участников вполне естественно. Добрачные сексуальные отношения и разводы, всего одно поколение назад вызывавшие сильное осуждение в обществе, сейчас в целом считаются нормой. Большинство людей рассматривают девиантное поведение как плохое, как поведение, представляющее собой источник социальных проблем. Причина таких оценок - результат негативных или разрушительных последствий, которые влечет за собой большинство отклонений от нормы.

Девиантное поведение - это такое поведение, которое не является нарушением уголовного законодательства, то есть не является противоправным, а просто не совпадает с принятыми в обществе стандартами. Например, гомосексуализм - это чисто девиантное в узком смысле слова поведение. В недавнем прошлом гомосексуализм рассматривался как преступное поведение и соответствующим образом наказывался, однако в настоящее время общество стало терпимее к таким отклонениям.

Особенности девиантного поведения: 1) его относительность (то, что для одной группы является девиацией, для другой - норма (например, интимные отношения в семье - норма, в трудовом коллективе - девиация);

) исторический характер (то, что считалось девиацией прежде, теперь - норма, и наоборот; например, частное предпринимательство в советское время и в наши дни);

) амбивалентность (девиация бывает положительной (героизм) и отрицательной (лень)).

Негативные последствия девиации очевидны. Если отдельные индивиды не в состоянии выполнять те или иные социальные нормы или считают их выполнение необязательным для себя, то их действия наносят обществу урон (приносят вред другим людям, искажают и даже прерывают значимые социальные связи и отношения, вносят разлад в жизнь группы или общества в целом).

В основу классификации видов и форм девиантного поведения могут быть положены различные основания. В зависимости от субъекта (т.е. кто нарушает норму) девиантное поведение может быть индивидуальным или групповым. С точки зрения объекта (т.е. того, какая норма нарушена), девиантное поведение подразделяется на следующие категории:

-это аномальное поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья и подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии;

- это асоциальное или антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями.

К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

Преступность. Преступность - отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. К факторам, воздействующим на преступность можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор. Большое влияние на состояние преступности оказал переход к рыночным отношениям: появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция.

Алкоголизм. Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако эта ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством.

Последствиями пьянства и алкоголизма являются экономический, материальный ущерб от преступлений и от несчастных случаев, издержки на лечение больных алкоголизмом, содержание правоохранительных органов. Не поддается материальному учету ущерб духовным и нравственным отношениям в обществе, семье.

Наркомания. Термин происходит от греческих слов narke -- «оцепенение» и mania - «бешенство, безумие». Это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма. Наркомания (наркотизм) как социальное явление характеризуется степенью распространенности потребления наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний, куда входит как злоупотребление наркотиками, так и болезненное (привычное) их потребление. Долгие годы наркомания считалась явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни.

Результаты социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков - жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. А поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием. Потребление наркотиков в молодежной среде очень часто носит групповой характер. Многие наркоманы принимают наркотики в общественных местах (на улицах, во дворах, в кинотеатрах, в кафе, на пляжах), некоторые могут это сделать в «любом месте».

Большая часть наркоманов в какой-то степени осознает угрожающую им опасность и критически относится к своему пристрастию. Не видят в потреблении наркотиков ничего плохого в основном начинающие молодые курильщики гашиша, нередко даже бравирующие этим. Наступающее после приема наркотика возбуждение, приподнятое настроение многие по неопытности и невежеству принимают за благотворное влияние этого вещества на состояние здоровья. Но на определённой стадии физической и психической деградации большинство наркоманов отчетливо осознают, что ждет их дальше, хотя уже не в силах отказаться от этой привычки.

Суицид. Суицид - намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.

Мировой опыт исследования самоубийств выявляет основные закономерности суицидного поведения. Суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция увеличения их числа.

Наконец, несомненна связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например с пьянством. Судебной экспертизой установлено: 68% мужчин и 31% женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения. На учете как хронические алкоголики состояли 12% совершивших самоубийство мужчин и 20,2% всех, покушавшихся на свою жизнь.

Наиболее социально опасной формой девиации является преступное поведение, которое в социологии называют делинквентным. Важнейшей особенностью делинквентного поведения является то, что в отличие от девиантного оно является абсолютным (то есть недопустимым во всех социальных группах общества)

Термином "делинквентное поведение" обозначается совокупность противоправных поступков, не подпадающих под уголовное наказание, но уже являющихся незначительным правонарушением.

Если поведение, не одобряемое общественным мнением, называется девиантным, то поведение, которое не одобряется законом, - делинквентным. Грань между делинквентным и преступным поведением находится там, где кончается сфера административной ответственности и начинается область уголовно наказуемых поступков. Например, если подросток стоит на учете в детской комнате милиции, не посещает школу, появляется в пьяной компании в общественных местах, его поведение является делинквентным, но не преступным. Преступным оно станет тогда, когда он совершит деяние, расцениваемое законом как уголовное преступление, и будет осужден по закону как преступник.

Наиболее податливую к делинквенции группу населения составляет молодежь, прежде всего вырастающая и проходящая социализацию в преступной или девиантной среде. Такую среду или семью в обыденной терминологии называют неблагополучной. Чаще всего склонность к делинквентному поведению возникает под влиянием пьющих родителей, нередко побывавших в местах лишения свободы.

К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.

Дисциплинарный проступок как вид делинквентного поведения - это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.

Особую общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения, как преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения - наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф, арест, лишение свободы и др.).

Итак, в данной работе мы рассмотрели наиболее важные теоретические проблемы, возникающие при изучении психологии отклоняющегося поведения.

Мы постарались выяснить, что же такое отклоняющееся поведение, каковы его причины. Рассмотрели, что понимается под отклоняющимся поведением сегодня.

Как было сказано выше, под девиантным (отклоняющимся) поведением можно понимать:

) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

Отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.

Значение изучения этих проблем очевидно: отклоняющееся поведение представляет собой социальное и психологическое явление, которое имеет некоторые отклонения от признанных норм и законов, а иногда связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Сами отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д.

Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения можно только при глубоком изучении психологии отклоняющегося поведения.

Проанализируйте меры социальных институтов на отклоняющееся поведение личности

социальный девиантный политология республиканский

Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии. Под социальным контролем в широком социологическом смысле понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их элиминирования или минимизации.

Основные механизмы социального контроля: 1) собственно контроль, осуществляемый извне в том числе путем наказаний и иных санкций; 2) внутренний контроль, обеспечиваемый интериализацией социальных норм и ценностей; 3) косвенный контроль, вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой; 4) «контроль», основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Лишь в самом общем виде можно определить стратегию социального контроля:

  • замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными и/или нейтральными
  • направление социальной активности в общественно одобряемом, либо нейтральном русле
  • легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) «преступления без жертв» (гомосексуализм, проституция, бродяжничество, потребление алкоголя, наркотиков)
  • создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологической, наркологической, геронтологической
  • реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур
  • либерализация и демократизация режима содержания в тюрьмах и колониях при отказе от принудительного труда и сокращении доли этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности
  • безусловная отмена смертной казни.

В общественном сознании еще очень сильна вера в запретительно-репрессивные меры как наилучшее средство избавления от этих явлений, хотя весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности жестких санкций со стороны общества. Положительный эффект дает работа по следующим направлениям: 1. Отказ от уголовного или административного преследования «преступников без жертв» (проституция, бродяжничество, наркомания, гомосексуализм и пр.), имея в виду, что только социальные меры позволяют снять или нейтрализовать данные формы социальной патологии, 2. создание системы служб социальной помощи: суицидологической, наркологической, специфически возрастной (геронтологической, подростковой), социальной реадаптации.

Политология как наука

Политология, как следует из буквального перевода самого этого слова, - наука о политике. Такая ее общая трактовка обычно не вызывает особых возражений, хотя вопрос о том, в каком объеме политология изучает политику, является дискуссионным. Исследователи трактуют эту проблему по-разному.

Политология - наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений.

Политическая наука занимает видное место в современном обществознании. Это объясняется первостепенной ролью политики в жизни общества. С древних времен политика выделяется как одна из важных сфер человеческой деятельности и оказывает огромное воздействие на судьбы стран и народов, а во многом и на повседневную жизнь каждого конкретного человека. Поэтому закономерно в человеческом знании зародилась и сформировалась особая отрасль научных исследований, занимающаяся изучением политики.

Термин "политология" образован на основе двух греческих слов: роlitike- общественные, государственные дела и logos - учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго - Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология - это учение, наука о политике.

Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности с возникновением первых государственных образований. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка. Судя по сохранившимся источникам, у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического порядка.

Примерно с середины 1 тысячелетия усиливается процесс рационализации политических взглядов, появляются первые политические концепции, носящие философско-этическую форму. Начало собственно теоретических исследований политики связано с именами Конфуция, Платона, Аристотеля и др. Цель политики и политических исследований они видели в достижении высшего блага человека и государства.

Значительный вклад в развитие политической мысли внес выдающийся итальянский ученый Н.Макиавелли (ХV-ХVI вв). Он уподобил политические процессы естественным, природным фактам, освободил политические исследования от религиозно-этической формы, подчинив их решению реальных, практических задач. В новое время политические идеи и концепции разрабатывались Т.Гоббсом, Д.Локком, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, И.Кантом, К.Марксом и др.

Однако ни в период античности, ни в более поздние времена политология еще не выделилась как самостоятельная наука. Политические исследования развивались в рамках философии, юриспруденции, истории.

Политология как самостоятельная дисциплина

Собственно политология как самостоятельная научная дисциплина в современном ее понимании сложилась в конце XIX начале XX вв. Это стало возможно в результате развития публичной политики как относительно автономной сферы жизни общества; утверждения в промышленно развитых странах важнейших государственных и политических институтов, составивших в совокупности современную политическую систему (утверждение парламентаризма, разделение властей, избирательные системы, возникновение партий); развития научно-рационалистической методологии исследований, в частности, появление и широкое распространение бихевиористских, эмпирических методов.

В 1857 г. в Колумбийском колледже США создается кафедра "История и политическая наука", а в 1880 г. - первая школа политической науки. В 1903 г. была образована Американская ассоциация политических наук, что свидетельствовало о признании данной науки на национальном уровне. Широкая сеть политических научных и учебных центров возникает и в странах Западной Европы. Так, в 1871 г. во Франции создается свободная школа политической науки, ныне - Институт политических исследований Парижского университета. В 1895 г. основана Лондонская школа экономической и политической науки. Существенный вклад в становление современной политологии внесли М.Вебер, Р.Михельс, В.Парето, Г.Моска и др.

В XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину завершился, выделились ее важнейшие национальные школы и направления. Активизации политических исследований способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая плодотворно действует и сегодня. Курс политологии был рекомендован для изучения в учебных заведениях стран-членов ЮНЕСКО. В настоящее время на Западе политология относится к числу наиболее престижных общественных наук, занимая первое место по числу проводимых исследований и количеству публикаций.

Что касается бывшего СССР и ряда других социалистических стран, то здесь политология как самостоятельная наука не признавалась и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Отдельные политические исследования осуществлялись в рамках научного коммунизма, исторического материализма, истории КПСС, теории государства и права, однако их познавательные возможности были крайне ограничены. Развитию подлинной политической науки препятствовали догмы официального марксизма, идеологизация политики, изолированность советского обществоведения от мировой общественно-политической мысли.

Ситуация начала меняться лишь со второй половины 80-х годов по мере демократизации общества и трансформации политической системы. В настоящее время официально признан статус политологии как научной отрасли знаний и учебной дисциплины. Созданы институты и центры политических исследований, ведется подготовка профессиональных политологов. С 1989 г. курс политологии преподается в высших и некоторых других учебных заведениях Беларуси.

Таким образом, общество осознало необходимость и объективную потребность в развитии научной теории политики и ее практическом применении. Несмотря на определенные, вполне объяснимые трудности роста, политология постепенно занимает подобающее ей место в системе общественных наук и оказывает все более заметное влияние на реальные политические процессы.

Предмет и объект политологии

Понимание сущности и специфики политологии невозможно без определения объекта и предмета этой науки. Объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Предметом исследования конкретной науки является та часть, сторона объективной реальности, которая определяется спецификой данной науки. Предмет науки является воспроизведением эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с точки зрения этой науки закономерных связей и отношений данной реальности.

Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований.

В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей - классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или примирения этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма.

Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. Он рассматривал политику как форму общения, способ коллективного существования человека. Согласно Аристотелю, человек - существо по своей природе общественное и реализовать себя он может только в обществе - в семье, селении (общине), государстве. Государство выступает как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи или "общения" людей.

Позднее антропологические трактовки политики обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными определениями. Они акцентируют внимание на противоречиях интересов, которые лежат в основе политики, определяя ее динамику. Формами взаимодействия субъектов политики могут быть борьба, столкновение, соперничество, конкуренция, компромисс, сотрудничество, консенсус и др.

Предназначение и роль политологии находят свое проявление, прежде всего в выполняемых ее функциях. В обобщенном виде эти функции можно подразделить, прежде всего, на три основные, находящиеся в достаточно тесном взаимодействии и в то же время сохраняющие свою специфику: теоретико-познавательную, практически-управленческую и идейно-воспитательную. В основе реализации всех функций политологии лежит правильное и глубокое отражение политологией политической жизни, ее закономерностей, путей форм и механизмов развития. Поэтому успешная реализация второй и третей из указанных функций политологии находится в прямой и решающей зависимости от выполнения ею первой функции.

Теоретико-познавательная функция политологии направлена на обеспечение и совершенствование научно-обоснованного методологического подхода к изучению политической реальности, на расширение и конкретизацию знаний о политике и политическом. Но политология, как и другие науки, обогащается не только на собственной основе и ради самосовершенствования, но и в тесной связи с политической жизнью и ради ее совершенствования. Это означает, что политология призвана не ограничиваться познанием политической реальности, а, опираясь на научное знание, вырабатывать обоснованные предложения и рекомендации, планы и прогнозы для политики и политической практики, направленные на рационализацию и оптимизацию управления политическими явлениями и процессами. В этом находит свое выражение практическо-управленческая функция политологии. И, наконец, поскольку изменение политической жизни общества зависит непосредственно от политического поведения людей, а это последнее определяется их политическими взглядами, формируемыми политической наукой, поскольку политологии принадлежит немаловажная роль в идейном воспитании членов общества, особенно в повышении их политической культуры.

долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе;

представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым их выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия;

рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты.

Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях.

Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политологических исследований вырабатываются критические выделения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная и оборонная политика правительства. Предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.

Политику по-своему исследуют не только политология, но и другие науки.

Сначала рассмотрим соотношение политологии с науками, носящими более общий характер, предварительное изучение которых создает общетеоретическую и методологическую базу для изучения проблематики политологии. Поэтому и соотношение между этими науками определяется, прежде всего, тем, что предмет, законы и категории философии и социологии значительно шире, нежели предмет, законы и категории политологии, а также тем, что знание законов и категорий более общего порядка является важнейшим условием правильного подхода к изучению явлений и процессов более частного порядка.

Политология, философия и социология

Философия и социология не могут не исследовать политическую жизнь, поскольку она представляет собой неотъемлемую и важную составную часть и всего мироздания и общества как целого. Но подход этих наук, а также политологии к изучению политического мира далеко не одинаков. И это определяется своеобразием предмета каждой из этих самостоятельных наук. Рассмотрим соотношение политологии с политической философией и политической социологией как составными частями соответственно философии и социологии, наиболее тесно примыкающими к политологии.

Политическая философия непосредственно изучает политику, политическую реальность не как таковые, взятые сами по себе, как это делает политология, а как составные части, элементы, формы проявления мира в целом и их взаимоотношения с экономической, социальной и духовной реальностями. Непосредственным предметом политической философии являются не законы политики, не законы организации, функционирования и развития политической жизни общества, а особенности проявления и действия значительно более общих, философских законов в сфере политического. В политической философии находит свое выражение общемировозренческий подход и уровень изучения политики и политического, включая выяснение соотношения здесь объективного и субъективного бытия и сознания; причинно-следственных связей, источника движения и развития и т.д. Но поскольку сущность и содержание законов одной из областей общественной жизни далеко не сводится лишь к специфическому проявлению в ней философских по своей природе законов, поскольку политическая философия не подменяет и не поглощает другие политические науки, в частности, политическую социологию и политологию.

Менее общей, чем политическая философия, но вместе с тем более широкой наукой, чем политология, выступает социология и ее составная часть - политическая социология. Она изучает политическую жизнь под углом зрения проявления в ней социальных законов развития общества как целого. В центре внимания политической социологии находятся проблемы взаимосвязи политического и социального, особенно социальной обусловленности политической власти, отражение в ней интересов различных социальных групп, политических отношений в связи с их социальным статусом, ролью и сознанием личности и социальных групп, социального содержания в политике и властвования, влияние социальных конфликтов на политическую жизнь и пути достижения социально-политического согласия и порядка и др. Все это и многое другое составляет суть и содержание социологического подхода, уровня изучения политики, который особенно близок к собственно политологическому, ибо правильное изучение политических явлений и процессов просто невозможно вне исследования органично связанных с ними соответствующих социальных явлений и процессов. Тем более, что политическое нередко выступает как специфическое проявление социального в широком смысле.

Такая тесная связь между политологией и политической социологией обусловлена рядом моментов. Во-первых, личности, социальные группы, общности институты и организации являются важнейшими субъектами и объектами политики. Во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности людей и их объединений, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе. В-третьих, политика как специфическое социальное явление не только определяет функционирование и развитие одной ( политической) из сфер общественной жизни, но и обладает особым свойством глубокого проникновения и серьезного влияния на другие сферы жизни общества - экономическую, социальную и духовную - и тем самым во многом определять жизнь общества в целом.

Но смежный характер и особо тесная связь социологии, включая политическую социологию, и политологии не означает их отождествления. Одно дело теснейшее взаимодействие и даже взаимопроникновение этих наук, опора на общие категории и их совместное широкое использование, а другое - стирание граней между предметами этих наук. Так, понятие "гражданское общество" - общая, стыковая категория обеих наук, но это не означает, что они одинаково исследуют и используют ее. Социология изучает проблему гражданского общества в связи с исследованием социальной реальности, а политология - в аспекте изучения политической деятельности. Можно сказать, что социология идет от общества к государству, политической власти, а политология - от государства, политической власти к обществу. Для социологии важно выяснить социальную структуру гражданского общества, социальный статус личности, социальных групп и общностей, их взаимодействие в нем и т.д. В отличие от этого, политологию при изучении гражданского общества интересует, прежде всего, политическая система такого общества, политический статус личности, права, свободы и обязанности граждан, их политическая ориентация и активность, соотношение и уровень развития управления и самоуправления, место, роль и функции политических институтов, организаций и их взаимоотношения и т.д.

Итак, философия, изучающая мир в целом, и социология, изучающая общество как целостный социальный организм, выступают как науки более высокой степени общности, чем политология (как одна из многих частных или специальных наук, исследующих ту или иную часть, сферу, область, сторону окружающего мира и общества). Они играют роль общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. Вместе с тем развитие политологии расширяет и углубляет связь философии и социологии с жизнью, содействует проверке правильности их широких и общих положений и выводов, способствует накоплению теоретического и эмпирического материала, необходимого для философских и социологических общностей.

Политология и история

Соотношение политологии и исторической науки - это соотношение теории и истории, теории общественно-политического развития и его истории. С одной стороны политология опирается на исторический опыт политической жизни и осуществления политики, включает в себя соответствующий раздел, посвященный истории политической мысли. А с другой, представляя собой, теоретическое обобщение политической истории, политология способствует более глубокому политическому анализу исторических фактов и исторического процесса, в котором политические субъекты играют далеко не последнюю роль. В этом находит свое выражение взаимосвязь и взаимодействие политологии и истории.

Вместе с тем между этими науками есть и немало различий. Главное из них состоит в подходе к изучению даже одних и тех же явлений. История по самой своей природе не может отображать исторические события и процессы вне конкретно-хронологического хода и неповторимо индивидуального своеобразия их развития. Политология, как общая теория политики и политической жизни, наоборот, абстрагируется и от конкретной хронологии событий, и от их персоналии, и от неповторимых исторических особенностей. Задача политологии - научно-теоретическое обобщение исторического прошлого, выделение повторяющегося, сущностного, типического, закономерного в ряду политических событий.

Политология отличается от истории и в ряде других отношений. История охватывает изучение развития всего общества, а политология - лишь его политическую сторону. И в этом смысле объект политологии уже, чем истории. Другое отличие связано с тем, что история изучает только то, что уже свершилось и вошло в историю, в то время как политология переносит центр тяжести на изучение современной, текущей политической жизни и, кроме того, включает в качестве своего необходимого элемента политическое планирование и прогнозирование.

Политология и частные политические науки

Теперь рассмотрим кратко основы соотношения и взаимодействия политологии и большого числа более частных или специальных политических наук, среди которых можно выделить государствоведение и правоведение, политическую антропологию, политическую психологию, политическую географию. В принципе здесь имеет место такое же соотношение, как и между общеэкономической теорией и другими, частными отраслевыми экономическими науками, между общей социологией и специальными социологиями, между теорией государства и права и другими, сравнительно частными юридическими науками (например, государственным, административным, уголовным, гражданским и иным правом).

Главное здесь состоит в том, что политология, как наука более общего порядка, выполняет роль общетеоретической и методологической основы для частных политических наук, изучающих мир политики не как целое, а ту или иную его часть или сторону. Так даже такая достаточно широкая политическая наука, как теория государства и права, выступает по отношению к политологии как сравнительно более частная политическая наука, ибо она призвана исследовать не всеобщие, универсальные формы проявления политического, а лишь его государственные и правовые формы. Политическая психология также изучает не всю политику, а только ее психологические основы (место и роль убеждений, установок, чувств, ориентаций и мотиваций в политической деятельности и политическом поведении и пр.). Ясно, что необходимым условием успешного изучения этих и других частных проблем в указанных науках является овладение достижениями политологии. С другой стороны, развитие специальных политических наук служит надежной основой творческой разработки общей теории политики и политологии.

Работая над данной темой, я постаралась выявить особенности и сущность науки политологии, составить представление о ее предмете и функциях, взаимодействии со смежными общественными дисциплинами, ответить на ряд вопросов, поднятых в водной части работы, уяснить для себя то, какие общественные функции выполняет политология и какова ее роль в общественной жизни, то, как важно изучать эту науку, особенно на современном этапе развития белорусской действительности.

В начале 90-х годов XXв. в мире было 127 республик, а сегодня их число превысило 140. Означает ли это, что нет альтернативы республиканской формы правления?

Республиканская форма правления возникла в древности, но наибольшее распространение она получила в периоды Новой и Новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.

При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. При этом различают т. н. президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделен очень большими полномочиями (США, ряд стран Латинской Америки), и парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр (ФРГ, Италия, Индия и др.). Особая форма государственного правления - социалистическая республика (которая возникла в XXв. в ряде стран в результате победы социалистических революций). Социалистическими республиками и поныне остаются Китай, Вьетнам, КНДР, Куба.

Монархическая форма правления возникла в давние времена в условиях рабовладельческого общества. При феодализме эта форма правления стала основной. В более поздние времена сохранились лишь традиционные, в большинстве формальные черты монархического правления. В настоящее время на политической карте мира имеется 30 монархий. При этом нет ни одной в Америке, 14 находятся в Азии, 12 - в Европе, 3 - в Африке и одна - в Океании. Среди них есть империя, королевства, княжества, герцогство, султанаты, эмираты и папское государство Ватикан.

Подавляющее большинство существующих ныне в мире монархий - конституционные. Реальная законодательная власть в них принадлежит парламенту, а исполнительная- правительству (Великобритания, Норвегия, Швеция и др.).

Наряду с конституционными сохранилось еще несколько абсолютных монархий. В этих государствах правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом (Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Кувейт и др.). К абсолютным монархиям относятся и так называемые теократические монархии. Кроме Ватикана, это еще Саудовская Аравия и Бруней (глава светской и духовной власти в них - одно лицо). Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но, например, в Малайзии и ОАЭ монархов избирают на пятилетний срок.

Форма государственного устройства отражает административно-территориальное устройство государств, национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения. Различают две главные формы административно-территориального устройства - унитарную и федеративную.

Унитарное государство - это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире - подавляющее большинство.

Федерация- форма устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Характерными признаками федерации, отличающими ее от унитарного государства, являются следующие: территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (например, штатов - в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Индии, США; кантонов - в Швейцарии; земель- в ФРГ и Австрии; республик, а также других административных образований - в России); субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией; каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы.

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц. Федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет. В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы ее членов.

Федерации строятся по территориальному (США, Канада, Австралия и др.) и национальному признакам (Россия, Индия, Нигерия и др.).

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах). Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США, где из конфедерации, учрежденной в 1781 г. была образована федерация штатов).

Я считаю, что альтернатива республиканской формы правления есть, но какая форма правления будет в данном государстве решает путем проведения референдума население государства.

Список использованной литературы

1.Введение в политологию: книга для учащихся старших классов. Гаджиев К.С. // "Просвещение". М. 1993.

.Политология: курс лекций под редакцией Радугина А А // "Центр". М. 1997.

.Политология: учебное пособие под редакцией профессора Клементьева Д С // "Знание". М.1997.

.Политология: учебное пособие для студентов ВУЗов/Н.П.Денисюк,Т.Г.Соловей,Л.В.Старовойтова и др./Мн,1996-384с.

. Политология: учеб.3-е изд.,испр.-Мн.:Выш. шк.,1999.-495с.

.Актуальные проблемы суицидологии под ред. Портнова А.А. М., 1978.

.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.: Центр, 1997

.Ворошилов С., Гилинский Я. Военная девиантология // РЖ,1995,№3.

.Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. - 1995. - № 2.

.Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. - 1993. - № 4.

.Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. - 1998. - № 9.

.Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения//Социология сегодня. - М., 1965

.Новые направления в социологической теории. - М., 1978


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!