Агрессия и влияющие на неё факторы

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,88 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Агрессия и влияющие на неё факторы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА"

Факультет дефектологический

Кафедра психолого-педагогического образования и дефектологии






Контрольная работа

по социальной психологии

АГРЕССИЯ И ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕЁ ФАКТОРЫ


Михайлова Елена Николаевна

Научный руководитель:

канд. пед. н.,

Максимова Н.Д..





Чебоксары 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. ПРИРОДА АГРЕССИИ

Глава II. ФАКТОРЫ АГРЕССИИ

2.1 Социально-психологические факторы

2.2 Биолого-психологические факторы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Пожалуй, мало где в современном мире вопросы, связанные с понятием агрессии, ее качественным определением и измерением так актуальны сегодня, как в России. Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом и другой личностью, - все это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном российском обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжелое экономическое положение страны привело общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространенности и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов деструктивного, отклоняющегося поведения. статистика свидетельствует об интенсивном росте такого поведения среди лиц различных социальных и демографических групп.

Не только статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой наши соотечественники ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим близким. Не возможно представить себе такую газету, журнал, программу радио или телевидения, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии и насилия. И хотя, чаще всего, взаимодействуя с другими людьми и обществом мы не ведем себя намеренно жестоко и агрессивно, наше поведение все равно нередко оказывается источником физических и душевных страданий других членов социального общества. Таким образом, невозможно не признать, что насилие, агрессия, конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество.

Обратим внимание на то, что как в мире вообще так и в нашей стране в частности по сравнению с недавним прошлым резко возросло число тяжких преступлений, и даже обыденное сознание фиксирует увеличение числа конфликтов и факторов агрессивного поведения всей социальной структуре общества, интенсивных процессов расслоения населения страны по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных и экономических противоречий закономерно возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Особенно тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в социальных действиях (алкоголизм, наркомания и токсикомания, нарушения общественного порядка, вандализм, хулиганство и проч.). Участилось и усилилось вызывающее по отношению к взрослым поведение. Жестокость и агрессивность стали проявляться в крайних формах, преступность в молодежной среде значительно возросла. Появляются все новые виды отклоняющегося поведения: подростки вступают в военизированные формирования политических организаций экстремистского толка, участвуют в рэкете, сотрудничают с мафиозными структурами, занимаются проституцией и сутенерством.

Глава I. ПРИРОДА АГРЕССИИ

Различными исследователями предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.

Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). В качестве синонимов к понятию агрессии используются понятия "деструктивность", "напористость", "нападение", "насилие", "разрушительность", "жестокость". Термином "агрессивность" обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Н.Д.Левитов (1990) описал состояние агрессивности как стеничное переживание гнева с потерей самоконтроля.

По форме; агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение, изнасилование) и вербальную (оскорбление, распространение клеветы, отказ общаться); прямую и косвенную.

А.Басе ввел понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намерением причинить зло. При инструментальной агрессии, агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения. В случае инструментальной агрессии страдания жертвы обычно не попадают в поле внимания субъекта.

Додж и Койе выделили реактивную и проактивную агрессию. Реактивная агрессия является ответом на кажущуюся или реальную атаку, угрозу. Проактивная агрессия (запугивание, принуждение) инициируется зачинщиком для удовлетворения собственных потребностей. Проактивная агрессия часто направлена на более слабое, беззащитное существо. Проактивная агрессия может быть враждебной (месть за неудачи случайно встретившемуся человеку) и инструментальной (преследование для достижения власти в группе; наемное убийство).

Э.Фромм разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. Так, доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. Работники милиции, военнослужащие во время боевых действий, а также ряд других специалистов нередко прибегают к агрессивным действиям, имеющим целью выполнение профессионального и гражданского долга. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а также псевдоагрессия, при которой ущерб наносится ненамеренно. Псевдоагрессия включает в себя несчастные случаи, игровую агрессию (фехтование, борьба) и агрессию как социально приемлемое самоутверждение в условиях конкуренции.

Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Так, в состоянии физиологического аффекта сознание сужается, резко снижается самоконтроль, и личность может совершить опасные агрессивные действия, не отдавая себе полного отчета в происходящем. Отдельно следует упомянуть о патологической агрессии, которая может быть следствием психотического состояния и требует медицинского вмешательства.

А.Басе и А.Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии:

. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо).

. Раздражение (вспыльчивость, грубость).

3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.).

4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.).

. Негативизм (оппозиционное поведение).

В педагогической, клинической практике под агрессией понимается преднамеренное причинение ущерба другому человеку, т.е. приближено к прикладному пониманию этого термина: "Агрессивное действие - это намеренное поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда" [1]. Такая агрессия может контролироваться личностью, а склонность к ней - снижаться благодаря социальным мерам и психолого-педагогической работе с населением.

Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий:

негативные - позитивные (деструктивные - конструктивные);

явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия - скрытая агрессия);

вербальные - физические (словесное нападение - физическое нападение);

прямые - косвенные (непосредственно направленные на объект - смещенные на другие объекты);

враждебные - инструментальные (с целью причинения вреда/боли другому человеку - с иными целями);

эго-синтонные (принимаемые личностью) - эго-дистонные (чуждые для "Я", осуждаемые самой личностью).

Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются: злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары), применение оружия. Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Агрессия может быть направлена:

на окружающих людей вне семьи (например, на врачей, педагогов или сверстников);

только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку или на сибсов);

на животных (птиц, кошек, насекомых);

на себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей, отказа от еды в подростковом возрасте);

на внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества и т.д.);

- на символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, коллекционирования оружия, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).

Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия).

Наиболее распространенными целями агрессивного поведения, не связанного с психическим расстройством, в переходе от враждебности к манипулятивности могут быть:

причинение боли жертве, ее страдания;

месть за перенесенное страдание;

причинение ущерба;

доминирование, власть над другим человеком;

получение материальных благ (например, денег);

аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;

самоутверждение (повышение самооценки, сохранение самоува-жения);

защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;

отстаивание автономии и свободы;

завоевание авторитета в группе сверстников;

удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;

привлечение внимания.

Растормаживают поведенческий самоконтроль любые стимуляторы, а также виды деятельности, вызывающие возбуждение на фоне измененного состояния сознания. Это могут быть препараты и деятельность, меняющие восприятие действительности и повышающие уровень активности. Наиболее изученным в данной группе является влияние алкоголя на агрессивность.

Наиболее сильной детерминантой агрессии является провокация. Обвинения, издевки, насмешки пробуждают интенсивный гнев. Люди обычно отвечают на атаку контратакой. Месть служит не только самозащите, но и является средством не уронить свое достоинство, особенно в глазах окружающих. Нередко только предположение о враждебных намерениях вызывает "ответную" агрессию.

Спорт создает редкую возможность выражения межличностной агрессии, разрешенной обществом. Болельщики, наблюдавшие за спортивными состязаниями, проявляют более высокую агрессивность после игры. Это объясняется возбуждением, растормаживанием, деиндивидуа-лизацией, заражением агрессией игроков. Футбол особенно массовый вид спорта, вызывающий враждебное поведение зрителей. Однако агрессивные виды спорта не только подкрепляют склонность к разрушению, но и служат средством разрядки напряжения и злости посредством катарсиса от наблюдения насилия.

Навязывание моделей агрессивного поведения реализуется в масс-медиа и референтными группами. Сцены насилия в средствах массовой информации провоцируют агрессивность зрителя, если выглядят реальными и захватывающими, если зритель отождествляет себя с агрессором или ассоциирует враждебную персону с жертвой агрессии из фильма. Особенно сильно влияние фильмов на рост агрессивных настроений у раздраженной личности.

Раздражение и, как следствие, разрушительное поведение усиливается вследствие таких физических характеристик среды, как теснота, жара, холод, духота, неприятные запахи, шум, вызывающие физический дискомфорт. Чем больше внимания человек придает неприятным условиям, чем сильнее желание избавиться от них, тем выше его раздраженность. При отвлечении на другие стимулы и занятия, несовместимые с агрессией, гневливость не проявляется. Личность, не склонная переживать чувство враждебности, на дискомфортные условия реагирует подавленностью и снижением агрессивности. Так, Р.Бэрон выявил, что слишком дискомфортные условия снижают агрессию у большинства испытуемых вследствие упадка сил [12].

Таким образом, умеренно трудные условия среды обычно вызывают раздражительность, а при усилении негативных воздействий происходит снижение возбуждения, активности и агрессивности. В самые жаркие годы и месяцы совершается значительно больше насильственных преступлений, т.е. количество агрессивных преступлений существенно более связано с жарким климатом города по сравнению с холодными местностями, чем даже с безработицей, доходами, средним возрастом и образованием.

Глава II. ФАКТОРЫ АГРЕССИИ

Факторы агрессивного поведения - совокупность причин и условий, инициирующих агрессию или определяющих ее характер и отдельные черты. В современной литературе преобладающим становится подход, согласно которому предпочитается многофакторное понимание причин агрессии и учитываются различные ее детерминанты. Среди факторов агрессивного поведения рассматриваются социально-психологические и биологические.

2.1 Социально-психологические факторы

деструктивный поведение агрессия негативизм

Социально-психологические факторы, т.е. формирующиеся на уровне социальных групп и оказывающие влияние на агрессивность индивида. Микросоциальные - это влияние различных семейных факторов.

На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы, например, конфликтность или неадекватный стиль семейного воспитания. Так, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей. Также существует мнение, что выраженное негативное влияние на ребенка оказывает агрессия отца по отношению к матери (физическое насилие или моральное унижение).

Данные исследований (А.Бандура, Р.Уолтере) показывают, что родители агрессивных подростков предъявляли меньшие требования к их достижениям и меньше ограничивали их в детстве [2]. В то же время рассматриваемые подростки сильнее сопротивлялись воздействиям родителей. Мальчики с агрессивным поведением были более привязаны к матерям, чем к отцам. Родители агрессивных подростков чаще опираются на методы принуждения, в то время как родители детей с нормальной агрессией шире используют методы развития внутреннего самоконтроля, например убеждение. Отцы агрессивных мальчиков нередко характеризуются резкостью и тенденцией часто наказывать детей, тогда как матери - нетребовательностью при низкой общей согласованности требований и недостаточной сердечности взаимоотношений. Агрессивные мальчики меньше идентифицируются со своими отцами, они чаще отвечают им критичным и враждебным отношением. Все это затрудняет усвоение родительской системы ценностей и выполнение их требований.

Макросоциальные факторы, обеспечивающие связь агрессии с наиболее общими тенденциями развития популяции в целом (социальными, экономическими, демографическими процессами). Ландо (1984) предполагает, что агрессия в обществе тесно связана с эффективностью социальных институтов и социальной системы в целом. Изучив соотношение инфляции, браков и разводов он установил прямую связь между этими индексами социальной дисфункции и количеством тяжких преступлений в 11 из 12 стран. Кроме того, предполагается, что на макросоциальном уровне важную роль в развитии агрессивности играют различные групповые атрибуции. Например, считается установленным, что предубежденные люди склонны приписывать дурные намерения членам той группы, к которой сами испытывают неприязнь. Этот процесс получил название "предвзятая атрибуция враждебности" и, как указывают некоторые исследователи, он играет немаловажную роль в формировании расовой и межнациональной ненависти. Помимо упомянутых, к макросоциальным факторам относят экономическую и политическую ситуацию в стране, состояние войны или мира, характеристики демографических процессов, экологическую обстановку и проч.

Личностно-психологические факторы, т.е. качества личности, формирующиеся в процессе социализации на уровне отдельного индивида и так или иначе связанные с его агрессивностью. К таковым могут быть причислены когнитивные, эмоциональные, волевые, качества личности, особенности её бессознательной сферы.

Среди эмоциональных факторов рассматривают склонность к эмоциям злости и гнева, мотивирующим агрессивные действия; повышенную аффективную возбудимость в ситуации фрустрации, тревожность, аффективные расстройства (мания, депрессия, дисфория) и эмоциональную неустойчивость.

Волевые факторы, как предполагается, обеспечивают определённый уровень контроля эмоциональных реакций и поведения в целом, способность противостоять стрессовым ситуациям.

Вероятно, личностно-психологические факторы могут быть как присущие в целом здоровому человеку без каких-либо явных психических отклонений, так и клиническими, патологическими. К последним обычно относят психические, психопатические, психопатоподобные и поведенческие расстройства, алкоголизм и наркоманию.

2.2 Биолого-психологические факторы

Биолого-психологические факторы, т.е. формирующиеся в процессе онтогенеза (индивидуального развития человеческого организма) и определяющие поведение индивида на биологическом уровне. К ним относятся генетические, гормональные, нейромедиаторные, нейроанатомические и половые факторы.

Среди генетических факторов рассматривают, например, физиологические особенности организма потенциальных агрессоров-мужчин, связанную с наличием у них дополнительной Y-хромосомы. Выявление зависимости между такой хромосомной патологией и преступными наклонностями приписывают П.Джекобс, обследовавшей в 1965 г. заключённых в одной из шотландских тюрем. В результате исследования она пришла к выводу о том, что у людей, не совершавших уголовных преступлений, комбинация XVV встречается гораздо реже, чем у преступников.

Сторонники гормональной теории придерживаются положения о решающем влиянии на агрессивность индивида его гормонального статуса. Так, установлено, что избыточное выделение тестостерона у мужчин вызывает повышенную и неконтролируемую агрессивность. По другим сведениям, у женщин решающую роль играют гормональные нарушения в предменструальный и менструальный периоды, это может приводить к излишней раздражительности, вспышкам гнева и неконтролируемым действиям.

В ряде научных источников отражена существенная роль нейромедиаторов, касающаяся как генеза, так и подавления агрессии. Имеющийся ныне научный материал подтверждает гипотезу о том, что такие нейромедиаторы, как норэпинефрин, ацетилхолин, допамин, серотонин, гаммааминобутировая кислота (GABA) определённым образом связаны с уровнем агрессии у животных и человека. При изучении нейроанатомических факторов исследуются влияние патологий гипоталамуса, миндалевидной области, и орбитальной префронтальной коры на человеческую агрессию. Первоначально такие исследования проводились в экспериментах на животных. Частично сделанные выводы подтверждаются клиническими наблюдениями, согласно которым пациенты с опухолью в средней части гипоталамуса и поражениями лобной коры чаще ведут себя агрессивно. К половым факторам агрессии относят половые и полоролевые особенности человека. Выдвигается предположение о высокой врожденной предрасположенности к агрессии лиц мужского пола. Соответствующие факты получены в наблюдениях, согласно которым агрессия начинает проявляться уже в первые годы жизни именно мальчиков и значительно реже это наблюдается у девочек. Сами по себе перечисленные факторы агрессивного поведения не являются фатальными, то есть не указывают на неизбежность проявления агрессии индивидом. Прямо или косвенно они проявляют своё воздействие лишь в определённом контексте, например, в конкретной ситуации, в констелляции обстоятельств и условий, создающих специфические отношения между агрессором и жертвой. Такие ситуации - события в окружающей среде, внешние обстоятельства - действуют не сами по себе, а только в том случае, если индивид, исходя из собственного жизненного опыта, стереотипов, своих убеждений и установок, интерпретирует как угрозу его безопасности. Тем самым утверждается, что важным условием реализации агрессивности являются когнитивные особенности индивида. Вообще говоря, признавать определяющее влияние ситуации на агрессивное поведение было бы не совсем правильно ещё и потому, что в таком подходе индивиду отказывают в свободной воле, а вместе с тем и в праве на ответственность за своё поведение. Последовательное проведение в практику теории детерминации агрессии некими внешними обстоятельствами неизбежно влечёт вседозволенность, произвол, ничем не ограниченную свободу действий и отказ от сложившейся многовековой уголовной практики. Напротив, представляется более вероятным, что индивид, предрасположенный к агрессии, может проявлять её как в объективно сложившихся и удобных для него ситуациях, делать это в специально созданных им и благоприятствующих агрессии обстоятельствах, но главное состоит всё же в том, что он может и должен контролировать проявления собственной агрессивности, если только не страдает серьёзным психическим и поведенческим расстройством. Таким образом, решающую роль в агрессивном поведении индивида играют социально-, личностно- и биолого-психологические факторы, но не каждый из них в отдельности и не арифметическая их сумма, а действующие в контексте целостной личности и в связи с конкретной жизненной ситуацией. Удельный вес той или иной группы факторов статистически рассчитывается отдельно для каждого случая применения насилия, но при этом чаще всего исходят из того, что определяющую роль в агрессивном поведении играет единство личностно-психологических детерминант.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Агрессия живо интересует специалистов самого разного профиля: социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов.

Агрессивное поведение - один из центральных вопросов понимания человеческой природы. Многие вопросы в контексте исследований агрессии еще ждут своего разрешения, например - агрессия и право, юридическое оформление агрессии со стороны государства по отношению к правонарушителю.

Или вопрос, является ли угроза и месть упреждающей реакцией на угрозу, актом агрессии. Важной является проблема антиципации правовых последствий агрессии - "контрагрессия" и ее воздействие на индивидуальное и общественное сознание. Настоящая работа представляется актуальной, так как именно объективные, инструментальные методы исследования агрессии из арсенала психодиагностики позволят найти надежные пути снижения ее уровня и канализации агрессивного потенциала в социально приемлемые формы.

Конрад Лоренц язвительно заметил, что человек, видимо, произошел от хорька, а не от обезьяны, имея в виду репутацию этого зверька, как самого злобного животного. Только за 20 век насильственной смертью погибло около 200 млн. человеческих существ. Есть печальная ирония в том, что хотя сегодня мы понимаем человеческую агрессию лучше, чем когда-либо, "человеческая бесчеловечность" едва ли уменьшилась. Однако, не стоит терять надежды и активное внедрение прогрессивных научных методов психодиагностики и психометрии дают к тому все основания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алфимова, М.В. Трубников, В.И. Психогенетика агрессивности /М.В.Алфимова, В.И.Трубников //Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С.112-121.

2.Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия /А.Бандура, Р.Уолтерс. - М., 1999. - 512с.

.Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. - 512с.

.Бэрон, Р. Ричардсон, Д. Агрессия. - СПб., 1997. - 336с.

.Вельдер, Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности /Р.Вельдер //Общественные науки и современность. - 1993. - №3. -С.183 -190.

.Кернберг, О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. - М., 1998. - 368с.

.Ковалев, П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб., 1996. -358с.

.Крысько, В.Г. Социальная психология. - М., 2001. - 208с.

.Лалаянц, И. Энергия агрессивности //Семья и школа. - 1995. -№6. -С.20-21.

.Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). - М., 1994. -269с.

.Психология человеческой агрессивности /К.В.Сельченок. - Мн., 1999. - 656с.

.Реан, А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности //Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2. - С. 13-16.

.Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - 1996. - №5. - С.3-18.

.Реан, А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков //Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 1999. - №3. - С.6-7.

.Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль //Вопросы психологии. - 1992. - №5/6. - С.35-40.

.Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М., 1996. -254с.

.Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 1996. - 192с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!