Т. Солера - либреттист и авантюрист
Т. Солера -
либреттист и авантюрист
Паоло Патрицци
Существуют
персонажи, которые, помимо того, что испускают собственный свет, блестят еще и
светом отраженным. В том смысле, что их слава связана с произведениями и событиями,
которые не являются самой значительной частью их собственной жизни,
художественной и личной. Именно таков случай Темистокле Солеры, родившегося в
Ферраре в день Рождества 1815-го года. Его помнят почти исключительно потому,
что он был либреттистом Набукко,
а его известность связывается с авторством слов хора Va pensiero sull’ali dorate (Лети, мысль, на золотых
крыльях), который, не будет преувеличением сказать, приобрел
прямо-таки всемирную популярность. В действительности Солера был более, чем либреттист,
и, в особенности, более, чем кто угодно.
Поэт, а не
только сочинитель стихов для опер, дирижер и сам автор опер (он написал их
пять, все на собственный текст), Солера прожил жизнь, похожую на
приключенческий роман. Сын патриота, участника революционных движений 1812-ого
года и заключенного в крепость Шпильберг маленький Темистокле по велению
императора был послан в школу Марии Терезии в Вене: в привычках Франца Йозефа I
было беспокоиться о судьбе членов семей приговоренных. Но этот мир должен был быть
ему тесен. Юношей он сбежал из школы и присоединился к бродячей цирковой труппе
(ходили разговоры о любовной истории между мальчишкой-беглецом и зрелой
директрисой цирка). И если его карьера жонглера и канатоходца завершилась очень
скоро, она была только первым этапом в длинной серии приключений.
Тридцатые годы
принесли ему первый литературный успех: поэтические произведения Молодой поэт, Веселые письма и Микелина,
сцены из жизни холерного Милана 1836-ого года. Очень важный год 1839-й, год
встречи с Верди. После того, как к либретто Оберто,
графа Сан Бонифачо приложили руку несколько авторов, Солера должен
был придать ему окончательный вид. Сотрудничество между Верди и Солерой
принесет следующие плоды: романс Изгнанник
для голоса и фортепиано, и, кроме Набукко,
оперы Ломбардцы в первом крестовом походе,
Джованна д’Арко и Аттила. Сотрудничество не обходится без
инцидентов (в либретто Ломбардцев
известный в то время комедиограф и поэт Риккардо Кастельвеккио обнаружил прямые
заимствования из одного своего либретто и обвинил Солеру в плагиате), но
продолжается и приносит плоды вплоть до 1845-ого года. В этот год поэт бросает
неоконченное либретто Аттилы
(его завершит Франческо Мария Пьяве), чтобы последовать за своей женой в
Мадрид.
Жена Солеры,
сопрано Тереза Розмини, была певицей, выступавшей с переменным успехом. В Ла
Скала она с таким треском провалилась в Джемме
ди Верджи Доницетти, что решила оставить Италию и попытать счастья
в Испании. В Мадриде Солера не ограничился ролью «мужа сопрано», но стал одной
из значительных фигур местной музыкальной жизни: был даже импресарио Театра
Реал, открытого в 1850-ом году. Он пробил себе дорогу и при мадридском дворе,
быстро завоевав расположение королевы Изабеллы II и посвятив ей поэму на
испанском языке, Завоевание Йоло.
В кровавой
политической атмосфере тех лет, характеризуемой карлистскими заговорами (1),
Солера становится доверенным лицом королевы и ее информатором (услуги, которые
королева оказывала итальянцу, при дворе стали предметом двусмысленных выводов).
Однако, когда наступает момент разоблачения одного дворцового заговора, земля
начинает гореть у него под ногами: ему удается избежать покушения от рук
карлистов и он из осторожности возвращается в Италию. И все же он вернется в
Испанию во второй раз, в 1858-ом году, чтобы оказать новые услуги королеве и
принять на себя миссию посла в Лиссабоне, которая, однако, останется
безрезультатной. С завершением этой миссии навсегда закончится испанский период
Солеры. Что касается королевы Изабеллы, она будет низвергнута десять лет
спустя.
Вновь в Италии,
Солера - человек расточительный вне всякой меры (если не сказать, что у него
«дырявые руки») - оказывается в нищете. После того, как он оставил неоконченным
либретто Аттилы, мосты,
связывавшие его с Верди, сожжены. Более того, между поэтом и музыкантом
происходит обмен обидными высказываниями. Попытка воссоздать их союз,
предпринятая дирижером Анджело Мариани, оказывается неудачной. И все же Верди
ценил Солеру-писателя настолько высоко, насколько не доверял Солере-человеку.
Композитор даже утверждал (возможно, преувеличивая), что Солера «мог бы стать
первым поэтом эпохи, если бы у него голова была на месте». Остается фактом,
что, без Верди Солера, хотя и возвратился к деятельности либреттиста, а также
сохранял некоторую репутацию в качестве композитора (из его опер Ильдегонда и Крестьянин из Альяте
некоторое время оставались в репертуаре), начал приближаться к закату.
Постоянно
одолеваемый денежными трудностями, Солера находит способ использовать свой опыт
homo politicus, приобретенный
при испанском дворе. В 1859-ом году к нему обращается Наполеон III, который
находит в Солере идеальную фигуру для оказания тайной помощи многим итальянцам.
Так Солера превращается в тайного агента. Это приносит ему выгоду, так как
Кавур и Ла Мармора (2) также пользуются услугами этого агента 007 мелодрамы,
проявившего незаурядные способности в деле передачи и расшифровки тайных
донесений. Все же мирный договор, подписанный в Виллафранке Наполеоном III с
Австрией на следующий день после побед при Сольферино и Сан Мартино, вызывает у
итальянцев чувство возмущения. Возмущен и Солера, который внес свой - непрямой
- вклад в эти успехи. В любом случае, он продолжает свою шпионскую
деятельность. Его принимают на службу в органы общественной безопасности южных
провинций и бросают на борьбу с разбоем в Базиликате (3). Именно здесь он
реализует самое значительное предприятие этой новой фазы своей жизни: человека
закона и порядка (хотя и не в ортодоксальном смысле), а не литературы и музыки.
В устроенной им засаде он собственными руками убивает, после яростной
рукопашной схватки, бандита Серравалле, наводившего ужас на Луканию (4),
известного под прозвищем Дон Паоло, и предстает перед начальством с отрезанной
головой бандита, прикрепленной к стволу ружья.
Всего этого
достаточно, чтобы вокруг Солеры образовался почти мифический ореол, которому,
однако, суждена короткая жизнь. Благодаря делу Серравалле он становится
комиссаром полиции: сначала во Флоренции, где развивает также бурную
деятельность торговца антиквариатом, а потом в Палермо, Болонье и Венеции. В
1868-ом году он переезжает в Египет, в Александрию: хедив Измаил Паша (тот
самый, который заказал Верди Аиду)
приглашает его реорганизовать местную полицию. Беспокойство и авантюрный дух
побуждают Солеру к непрерывной перемене мест и деятельности. Он живет в
Лондоне, Париже, Вене. До тех пор, пока неудачные коммерческие операции снова и
на этот раз окончательно не приводят его к нищете.
Cолера
заканчивает свою жизнь в Милане, в мрачном одиночестве. Забытый всеми. Он
умирает на заре 21 апреля, в день Пасхи 1878-ого года. Его последнее
произведение, найденное после смерти - гротескная поэма Медиум.
Примечания:
1. Карлисты -
последователи претендента на испанский престол Карлоса Марии Исидро.
Традиционалисты и реакционеры, они были побеждены либералами в Первой
гражданской войне (1833-1839). После смерти своего претендента боролись за
возведение на трон его потомков. Потерпели поражение во Второй (1847-1848) и
Третьей (1870-1875) гражданских войнах.
2. Ла Мармора
Альфонсо Ферреро (1804-1878) - генерал и политический деятель. Реорганизовал
армию Пьемонта и командовал Крымской экспедицией (1855-1856). Командующий
армией в войне за Независимость (1866). Потерпевший поражение в битве при
Кустоце, удалился от политической жизни.
3. Базиликата -
одна из южных областей Италии. Главный город - Потенца. Лукания - древнее
название Бвзиликаты.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/