Особенности работы медсестры Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов с нарушениями оппорно-двигательного аппарата

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    367,53 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности работы медсестры Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов с нарушениями оппорно-двигательного аппарата












Курсовая работа

Особенности работы медсестры Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов с нарушениями оппорно-двигательного аппарата

Введение

В третьем тысячелетии население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создать для них нормальные условия жизни. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями.

По официальной статистике, в Китае насчитывается более 60 млн. инвалидов, что составляет 5% от численности населения, в США их - 54 млн. (19%), в России сейчас 10 млн. инвалидов (около 7% населения). По оценке Агентства социальной информации, их не меньше 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей в общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%, женщины - более 44%, 65-80% - это люди пожилого возраста.

Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава. В обществе вызывает озабоченность увеличение числа инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют 45% от числа граждан, первично признанных людьми с ограниченными возможностями.

За последнее десятилетие опережающими темпами увеличивалось число детей-инвалидов: если в РСФСР в 1990 г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 155 100 таких детей, то в Российской Федерации в 1995 г. этот показатель возрос до 453 700, а в 1999 г. - до 592 300 детей. Вызывает тревогу и то, что, по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в нашей стране рождается 50 000 детей, которые признаны инвалидами с детства. (<#"522189.files/image001.gif">

К заболеваниям, которые приводят к нарушению опорно-двигательного аппарата, относятся: сколиозы, врожденный вывих бедра, болезнь Пертеса, а так же последствия травм, ампутационные дефекты, компрессионные переломы позвоночника, последствия хронических остеомиелитов и др. При этом, ведущим среди подобного рода нарушений, является детский церебральный паралич /ДЦП/, который занимает значительное место в структуре болезней нервной системы у детей. ( Комплексная реабилитация детей инвалидов в условиях детского реабилитационно-восстановительного центра им Г.А.Альбрехта И.А.Кешишев, Л.Ю.Евдокимова, В.Н.Денисова спбнцэпр им Г.А.Альбрехта, спбиувэук, Санкт-Петербург 2006г) (Реабилитация детей с детским церебральным параличом. Р.И.Лупанова, Л.Ю.Евдокимова, Т.Е.Шулаева, О.В.Жунко СПб НЦПЭР им Г.А.Альбрехта, спбиувэук, Санкт-Петербург 2006г)

Диаграмма 2. Распределение поступивших за 2006- 2008 год больных и инвалидов по нозологическим группам.

 

Как видно из этой диаграммы количество детей с диагнозом ДЦП становится с каждым годом все больше и больше.(см. диаграмму2).

ДЦП - не этиологический диагноз, а клинический описательный термин - обозначает нарушения развития движений и положения тела, вызывающих ограничение активности, произошедших из-за непрогрессирующего поражения развивающегося мозга плода или ребёнка.

Типы церебрального паралич

Существуют три основных типа церебрального паралича:

·        Спастический (spastic) - у больного большая скованность и затруднения движения;

·              Атетоидный (athetoid) - наличие непроизвольных, неконтролируемых движений (гиперкинезы);

·              Атаксический (ataxic) - нарушение равновесия, наличие глубинных умственных отклонений.

·              Возможен смешанный тип ( из вышеуказанных). Существуют и другие типы церебрального паралича, хотя они встречаются редко

В отечественной литературе принята другая классификация (Семенова К.А.): двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гиперкинетическая форма ДЦП и атонически-атаксическая форма ( с целым рядом симптоматических синдромов, отягощающих заболевание)

ДЦП является самой распространенной причиной детской инвалидности, среди которых на первом месте - заболевания нервной системы. Церебральный паралич является вторым из наиболее распространенных неврологических нарушений в детстве; первым является задержка психического развития у детей. На третьем месте - врожденные аномалии.

Последние публикации в международном научно-исследовательском журнале Эволюционная медицина и детская неврология и Научно-исследовательского Фонда Ассоциаций больных церебральным параличом (UCPA, США) дают представление о статистике рождения детей, страдающих ДЦП.

Среди детей с нормальным весом при рождении, ставшими инвалидами в связи с ДЦП:

примерно 70% стали инвалидами вследствие факторов, имевших место до рождения (пренатальный период);

около 20% - благодаря факторам, проявившимся либо во время родов (перинатальный период), либо сразу после рождения (первые четыре недели жизни); 10% - вследствие факторов, проявившихся в течение первых двух лет жизни (постнатальный период);

Заболеваемость ДЦП в различных странах колеблется от 1 до 8 случаев на 1000 детского населения. А точнее:

в СССР - 2,5 ( 1974 г);

в США. - 1,5 ( 1975 г);

в Англии. - 1,0 (1966г);

в Швейцарии. - 6,0 (1966 г);

во Франции - 8,0 (в 1966 г.).

По данным Научно-исследовательского Фонда Ассоциаций больных церебральным параличом (UCPA), в США насчитывается приблизительно 550 тысяч больных этим заболеванием и у 9750 детей и новорожденных ежегодно ставится этот диагноз. Из них 1,2-1,5 тысячи - дети дошкольного возраста

Количество рождений больных с признаками ДЦП в США за десять лет возросло на 25%: от 1,5 - 1,8 . на 1000 младенцев родившихся живыми приходилось в 1990г. до 2,0 - 2,5 младенцев с этой патологией в 2000. На данный момент в США насчитывается от 550 до 760 тысяч инвалидов с ДЦП, что составляет 2,8 человека на 1000.

В Москве, по данным профессора Е.Г. Сологубова, отмечается рост заболеваемости ДЦП. За 20 лет (c 1967 по 1987гг.) количество рождений на 1000 детей возросло с 1,71 до 1,88 (что противоречит вышеприведенным данным за 1974г. - 2,5). В 1992 году в России было 62 тысячи, а по территории бывшего СССР - 122 тысячи пациентов с ДЦП (учитывались больные до 15 лет). Частотность появления в 2001 году составляла (по разным данным) 5,0-6,0 на 1000 новорожденных.

Точных данных о количестве инвалидов с последствиями ДЦП в России нет. (<#"522189.files/image003.gif">

Из данной диаграммы можно сделать заключение, что работающие в Центре медицинские сестры - это женщины зрелого возраста с богатым жизненным опытом, что в свою очередь положительно сказывается на установлении контакта и взаимопонимания с детьми.

Высшую квалификационную категорию имеют (37%)медицинских сестер, которую подтвердили или повысили в течение последних 5 лет, (32%) медицинских сестер имеют высшее или неполное высшее образование. (См. диаграмму 4, 5)

Диаграмма 4


Диаграмма 5

Большинство медицинских сестер имеют стаж работы по специальности более 15 лет (62%), опыт работы в реабилитации менее 5 лет имеют (44%), от 5 до15 лет работают в реабилитации (45%) и (6%) имеют опыт работы в реабилитации 15-20 лет.

Диаграмма 6


Опыт работы с детьми до 10 лет имеют (50%) медсестер, (24%) работают с детьми более 15 лет.

На вопрос «Испытываете ли Вы трудности в общении с детьми и родителями?»

большинство медицинских сестер ответили отрицательно, (6%) признались, что испытывают трудности в общении с родителями. (См. диаграмму 7)

Все медсестры считают, что в работе с детьми необходимо к медицинскому образованию иметь базовые знания по таким дисциплинам, как психология, педагогика, социология. И все проявляют к этим дисциплинам интерес в той или иной степени. (См. диаграммы 8,9)

Диаграмма 7


Диаграмма 8


Диаграмма 9

Для повышения уровня знаний медсестры чаще всего используют самообразование (100%), а полученные знания активно используют в работе с детьми и родителями детей. (См. диаграммы 10,11)

Диаграмма 10


Диаграмма 11

Большой процент медсестер хотели бы получить дополнительное образование - по психологии (82%), социологии (37%), педагогике (63%), медицине (75%). При этом, (50%) опрошенных хотели бы получить высшее образование в рамках профессии. (См. диаграмму 12,13)

Диаграмма 12


Диаграмма 13


В тоже время, (81%) опрошенных назвали разные причины, мешающие дальнейшему повышению уровня образования, а (19%) уже обучаются в различных учебных заведениях. (См. диаграмму 14)

Диаграмма 14


В процессе опроса медсестры Центра ответили, что по их мнению является особенностью сестринской деятельности в условиях работы с пациентами Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей с поражением ЦНС и нарушением опорно-двигательного аппарата

2.4 Особенности работы медсестры Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов с поражение ЦНС и нарушениями опорно-двигального аппарата

Для того чтобы проанализировать особенности работы медсестры Детского реабилитационно-восстановительного Центра была составлена оригинальная анкета. (приложение №3)

Среди особенностей работы медсестры было названы:

·    Отсутствие дежурного врача в вечернее и ночное время.

·        Психологическая поддержка детей-инвалидов и их родителей.

·        Обучение пациентов и их родителей.

·        Поступление одних и тех же пациентов.

·        Совмещение профессий .

В процесс анкетирования медсестер просили указать положительные и отрицательные стороны в работе.

К положительным рабочим моментам были отнесены:

·    Психологическая помощь пациентам и их родителям.

·        Результаты обучения пациентов (приобретенные навыки).

·        Поступление одних и тех же пациентов.

·        Коллектив.

·        Организация труда.

·        Условия труда.

·        Руководство.

·        Работа сутками/днем .

·        Отпуск в летнее время.

К отрицательным моментам медсестры указали следующие факторы:

·    Отсутствие врача в вечернее и ночное время.

·        Высокая загруженность.

·        Совмещение профессий.

·        Отсутствие младшего медицинского персонала (буфетчиц).

·        Недостаточная оплата труда.

·        Отсутствие курсов повышения квалификации по восстановительной медицине. реабилитация медицинский сестра детский

Работа среднего медицинского персонала в Центре отличается определенной спецификой. При выполнении функциональных обязанностей медсестра помимо навыков общего ухода и выполнения обычных процедур, должна иметь некоторые специфические навыки. Необходимо уметь осуществить психологическую поддержку пациентов и их членов семьи в процессе реабилитации, разъяснить ему необходимость процедур, обучать пациентов, закреплять приобретенные навыки, что требует внимательность, доброжелательности, терпения.

Эти особенности требуют всесторонней подготовки медицинских сестер в областях медицины педагогики, психологии, четкого выполнения своих профессиональных обязанностей, организации труда и планирования всего распорядка дня.

Для того, что бы выяснить, как оценивают работу медсестер врачи Центра, была создана анкета . (Приложение 5). Врачи Центра высоко оценивают работу медицинских сестер, считают медсестру как помощником врача, так и самостоятельным специалистом.

Глава 3. Анализ факторов, влияющих на эффективность проводимой реабилитации в детском реабилитационно-восстановительном центре

Медицинская помощь населению на современном этапе подразделена на три направления: профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная. Несмотря на успехи лечебно-диагностической помощи, роль реабилитационного направления в последние годы становится все более значимой. Роль реабилитации в настоящее время настолько велика, что о культуре государства, о качестве медицинской помощи можно судить по уровню развития в нем реабилитационной помощи.

Медицинская реабилитация - система мероприятий, направленная на выздоровление больного, компенсацию и восстановление нарушенных функций органов и систем больного, профилактику рецидивов заболевания, его осложнений, развитие навыков самообслуживания и трудовой деятельности.

Современные принципы реабилитации

Своевременность

Непрерывность

Комплексность

Преемственность

Партнерство

Своевременность - раннее начало и непрерывное проведение реабилитационных мероприятий в зависимости от динамики клинико-функционального состояния и социальных возможностей больного.

Непрерывность - осуществление реабилитационного процесса во всех звеньях.

Комплексность - обеспечение медицинского, профилактического, социального аспектов на всех этапах реабилитационного процесса.

Преемственность - наличие четкой системы взаимодействия (в том числе информационного) между всеми элементами системы реабилитации.

Партнерство - взаимодействие врача и родителей больного ребенка, самого ребенка, обеспечивающее максимальную степень интеграции больного в общество, достижение человеком с ограниченными возможностями оптимального качества жизни и относительно независимой жизнедеятельности.

На эффективность реабилитации влияют многие факторы, в том числе:

·    Время начала реабилитации

·        Продолжительность

·        Непрерывность

·        Комплексность

·        Заинтересованность родителей

·        Выбранные методики

·        Возраст пациента

·        Выбор оптимального ежедневного объема мероприятий для больного

·        Месторасположения проводимой реабилитации

·        Последовательность и преемственность реабилитационных мероприятий в течение дня, всего проводимого курса и т.д.

Для того чтобы проанализировать факторы, влияющие на эффективность реабилитации проводимой в Детском реабилитационно-востановительном центре была составлена анкета для родителей и для пациентов без родителей в возрасте (13-17лет). (см.приложение № 2,3,4)

Фактор месторасположения. В процессе опроса было выяснено, что пациентами центра являются дети из разных регионов России, но больше всего в Центре проходит курс реабилитации пациенты из Санкт-Петербурга и Ленинградской области (73%).(См.диаграмма №15)

Диаграмма 15


Это пациенты разного возраста, но больше всего детей в возрасте от 4 до 10 лет. (46,5%)

Диаграмма 16


И как видно из диаграммы ранее в других Центрах реабилитации не бывавшие. (см.диаграмму 16)

Диаграмма 17

Фактор информированности врачей (лечащих, участковых) и родителей пациентов. На вопрос «Вы поступили Центр впервые или повторно?», родители и пациенты ответили немного по разному. Это объясняется тем что, анкеты заполняли родители имеющие детей младшего возраста, и о Центре узнали относительно недавно, в отличие от подростков проходящих реабилитацию в этом Центре в течении нескольких лет.(диаграммы 18,19)

Диаграмма 18


Диаграмма 19


Большинство пациентов Центра поступает из больниц нашего города, после различного стационарного лечения (52%). (см.диаграмму 20)

Диаграмма 20


Чаще всего о существовании Центра и возможной дальнейшей реабилитации узнают от лечащих (участковых) врачей (61%).

Диаграмма 21


Из опроса видно, что существует отдельная категория родителей, которые не получили всесторонней информации у участковых врачей о возможной реабилитации в СПб и других регионах России. Эти родители самостоятельно занимались изучением и сбором информации , используя для этого СМИ и опрашивая родителей, имеющих детей-инвалидов со схожими проблемами.

На вопрос: «Есть ли в Вашей поликлинике школа для родителей детей-инвалидов, где бы Вы могли получить своевременную помощь психолога, социолога; информационную и правовую поддержку; познакомиться с другими родителями имеющими детей с похожими проблемами?» все родители (100%) ответили отрицательно, и все хотели бы, чтобы такая школа была.

Т.о. все выше изложенное дает основание предполагать , что отсутствии информации на местах является фактором влияющим на реабилитацию в более раннем возрасте.

На вопрос «Заметили ли улучшение в процессе реабилитации?» пациенты и родители ответили по разному. Родители чаще указывали на улучшение в состоянии детей (70%), чем подростки(44%). Возможно, родители более ответственно подошли к самому процессу и выполняли упражнения ЛФК, ношение ортопедических изделий, укладки не только в Центре, но и дома, т.о. из поступления к поступлению улучшая результат. (См.диаграммы 22,23)

Диаграммам 22

Диаграмма 23


Фактор активности родителей как участников реабилитационного процесса. На вопрос: «Знаете ли Вы комплект упражнений, применяемый при заболевании Вашего ребенка?»

Диаграмма 24


Пока родители и их дети находятся в Центре, выполнение упражнений имеет высокие показатели, но оказываясь дома активность родителей падает. Можно предположить, что на это влияют факторы загруженности работой, домашние заботы, наличие в семье других детей, отсутствие помощи со стороны родственников.

Диаграмма 25


Возраст пациентов и наличие мотивации как факторы эффективности реабилитационного процесса, оказывают несомненное влияние. Как видно из диаграмм в Центре при участии высококвалифицированного медицинского персонала дети всех возрастов активнее участвуют в процессе реабилитации. В дальнейшем, дома, помимо тех факторов, которые указывались выше, присоединяются возрастные особенности ребенка. Ситуация улучшается при появлении мотивации в более старшем возрасте.

Диаграмма 26

Диаграмма 27


Т.о. именно активность родителей играет большую роль в жизни ребенка, т.к. от их заинтересованности зависит будущее.

Ключевое слово «ИНФОРМАЦИЯ», т.к. информация решает много. Сталкиваясь с проблемой инвалидности, родители сами нуждаются в поддержке (психологической, социально-правовой). При опросе на вопрос «Есть ли у Вас в поликлинике школа для родителей детей инвалидов, где бы Вы могли получить консультацию у специалистов, познакомится с родителями детей, имеющими схожие проблемы» 100% родителей ответили отрицательно, и все хотели бы чтобы такая школа была.

Более (50%) родителей отметили, что профессионализм и компетентность отличают персонал Центра.

Диаграмма 28

Так же как видно из диаграммы №14 35% родителей чаще со своими проблемами родители обращались к медсестре. Следует отметить, что это в основном родители пациентов, которые в период реабилитации находятся на стационарном отделении.

Диаграмма 29


Чаще всего именно эти родители (28%) указывали, что медсестра это - самостоятельный специалист. (58%) пациентов, находящихся в Центре без родителей - называют медсестру «самостоятельным специалистом», видимо в потому, что в период реабилитации находясь на стационарном отделении имеют возможность наблюдать за работой медсестры. (см диаграмму 26)

Диаграмма 30

В целом все и пациенты и родители пациентов положительно оценили работу Центра.(см.диаграмму 27)

Но при анкетировании были указаны такие недостатки как излишняя загруженность, совмещение профессий, плохая организация труда, причиной которых является недостаток медицинского персонала.

Диаграмма 31


В целом родители высоко оценивают работу Центра. Многие родители как в устной, так и в письменной форма выражают благодарность всем сотрудникам Центра, за помощь в решении их нелегких проблем и надеются и будущем регулярно проходить реабилитацию

Выводы

Таким образом, в работе были проанализированы медико-социальные характеристики пациентов Детского реабилитационно-восстановительного центра:

это жители со всех регионов России, но большая часть из Санкт-Петербурга и ЛО; основные профильные заболевания отделения - ДЦП, сколиозы, врожденный вывих бедра.

пациентами Центра являются дети поступившие из поликлиник и больниц города, что говорит о преемственности лечебных учреждений различной ведомственной принадлежности.

в основном это пациенты поступившие повторно, большая часть пациентов не имеет опыта реабилитации в других центрах, что говорит о недостаточной информированности родителей детей-инвалидов.

Проведено анкетирование по структурированию персонала Центра: возраст, стаж работы, категория, семейное положение: В Центре работают в основном опытные квалифицированные медсестры, средний возраст медсестер Центра составляет 40-45 лет; большинство медсестер работают в реабилитации относительно недавно (10-15 лет), 81% медсестер является высококвалифицированными специалистам, сестринским персоналом довольны врачи, пациенты и родители пациентов. Родители пациентов в целом Центру дали самые высокие оценки.

Выявлены особенности деятельности сестринского персонала: Отсутствие дежурной службы требует от медсестры опыта, высокой профессиональной подготовки. Обучение, психологическая поддержка пациентов и членов их семей, - требует глубоких знаний в области медицины, педагогики, психологии, социологии и права. Полное отсутствие младшего медицинского персонала (буфетчиц) требует от медсестры собранности, четкой организации труда и рабочего времени.

Выявлены факторы, влияющие на эффективность реабилитации, проводимой в Центре. Основные:

фактор активности родителей детей-инвалидов, как участников реабилитационного процесса;

фактор информированности врачей и родителей -основная информация о реабилитационном Центре исходила от лечащих (участковых) врачей;

фактор преемственности - большинстве случаев пациентами Центра становятся дети, которые поступили из больниц, поликлиник, где они лечились или наблюдались.

Заключение

Эффективно восстанавливать здоровье населения, и детей в частности, возможно только при условии хорошей подготовленности высококвалифицированных кадров, хорошей организации труда, преемственности не только между лечебными учреждениями, но между специалистами, т.к отсутствие нацеленности на конечный результат в целом негативно влияет на комплексную медико-психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию ребенка-инвалида.

Для того чтобы быть высококвалифицированным, компетентным специалистом, эффективно восстанавливающим состояние здоровья взрослых и детей, необходимо постоянно развиваться в профессиональной деятельности, используя для этого самообразование, курсы повышения квалификации, высшие учебные заведения, опыт работы коллег-специалистов.

Родители детей-инвалидов нуждаются в информационно-правовой поддержке. Эту проблему могло бы решить создание школ для родителей детей с ограниченными возможностями, основными задачами которых являлось бы: психологическое сопровождение родителей детей-инвалидов, информационно-правовая поддержка, обучение родителей детей- инвалидов уходу за ребенком, упражнениям ЛФК, ФТ, в соответствии с особенностью заболевания ребенка, что помогло бы еще на раннем этапе положительно повлиять на эффективность реабилитации и как следствие - улучшение качества жизни как самого ребенка, так и родителей в частности.

Список литературы

1. Комплексная реабилитация детей инвалидов в условиях детского реабилитационно-восстановительного центра им Г.А.Альбрехта И.А.Кешишев, Л.Ю.Евдокимова, В.Н.Денисова спбнцэпр им Г.А.Альбрехта, спбиувэук, Санкт-Петербург 2006г

. Реабилитация детей с детским церебральным параличем. Р.И.Лупанова, Л.Ю.Евдокимова, Т.Е.Шулаева, О.В.Жунко спбнцэпр им Г.А.Альбрехта, спбиувэук, Санкт-Петербург 2006г

.Депрессии у детей и подростков. Н.М.Ивчук, А.А.Северный Москва 1998г

.. Педагогика в сестринском деле. Пшеничная Л.Ф - М.: Феникс, 2002 - 354 с. (Среднее профессиональное образование)

. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 0406 Сестринское дело (Базовый уровень среднего профессионального образования) 21 января 2002 г.N 02-0406-Б

. Критерии оценки медицинской реабилитации в условиях детской поликлиники Т.Б.Ненашева, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе МУЗ «Детская поликлиника №1» г. Архангельска

Похожие работы на - Особенности работы медсестры Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов с нарушениями оппорно-двигательного аппарата

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!