Особенности работы медсестры Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов с нарушениями оппорно-двигательного аппарата
Курсовая
работа
Особенности
работы медсестры Детского реабилитационно-восстановительного центра для
детей-инвалидов с нарушениями оппорно-двигательного аппарата
Введение
В третьем тысячелетии население планеты должно осознать наличие инвалидов
и необходимость создать для них нормальные условия жизни. По данным ООН, каждый
десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от
физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения
страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех человек имеет
в своем составе человека с ограниченными возможностями.
По официальной статистике, в Китае насчитывается более 60 млн. инвалидов,
что составляет 5% от численности населения, в США их - 54 млн. (19%), в России
сейчас 10 млн. инвалидов (около 7% населения). По оценке Агентства социальной
информации, их не меньше 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых
людей и детей в общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%,
женщины - более 44%, 65-80% - это люди пожилого возраста.
Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции
качественных изменений их состава. В обществе вызывает озабоченность увеличение
числа инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют 45% от числа
граждан, первично признанных людьми с ограниченными возможностями.
За
последнее десятилетие опережающими темпами увеличивалось число детей-инвалидов:
если в РСФСР в 1990 г. на учете в органах социальной защиты населения состояло
155 100 таких детей, то в Российской Федерации в 1995 г. этот показатель возрос
до 453 700, а в 1999 г. - до 592 300 детей. Вызывает тревогу и то, что, по
информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в нашей
стране рождается 50 000 детей, которые признаны инвалидами с детства.
(<#"522189.files/image001.gif">
К заболеваниям, которые приводят к нарушению опорно-двигательного
аппарата, относятся: сколиозы, врожденный вывих бедра, болезнь Пертеса, а так
же последствия травм, ампутационные дефекты, компрессионные переломы
позвоночника, последствия хронических остеомиелитов и др. При этом, ведущим
среди подобного рода нарушений, является детский церебральный паралич /ДЦП/,
который занимает значительное место в структуре болезней нервной системы у
детей. ( Комплексная реабилитация детей инвалидов в условиях детского
реабилитационно-восстановительного центра им Г.А.Альбрехта И.А.Кешишев,
Л.Ю.Евдокимова, В.Н.Денисова спбнцэпр им Г.А.Альбрехта, спбиувэук, Санкт-Петербург
2006г) (Реабилитация детей с детским церебральным параличом. Р.И.Лупанова,
Л.Ю.Евдокимова, Т.Е.Шулаева, О.В.Жунко СПб НЦПЭР им Г.А.Альбрехта, спбиувэук,
Санкт-Петербург 2006г)
Диаграмма 2. Распределение поступивших за 2006- 2008 год больных и
инвалидов по нозологическим группам.
Как
видно из этой диаграммы количество детей с диагнозом ДЦП становится с каждым
годом все больше и больше.(см. диаграмму2).
ДЦП - не этиологический диагноз, а клинический описательный термин -
обозначает нарушения развития движений и положения тела, вызывающих ограничение
активности, произошедших из-за непрогрессирующего поражения развивающегося
мозга плода или ребёнка.
Типы
церебрального паралич
Существуют три основных типа церебрального паралича:
· Спастический (spastic) - у больного большая скованность и
затруднения движения;
· Атетоидный (athetoid) - наличие непроизвольных,
неконтролируемых движений (гиперкинезы);
· Атаксический (ataxic) - нарушение равновесия, наличие
глубинных умственных отклонений.
· Возможен смешанный тип ( из вышеуказанных). Существуют и
другие типы церебрального паралича, хотя они встречаются редко
В отечественной литературе принята другая классификация (Семенова К.А.):
двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гиперкинетическая форма ДЦП и
атонически-атаксическая форма ( с целым рядом симптоматических синдромов,
отягощающих заболевание)
ДЦП является самой распространенной причиной детской инвалидности, среди
которых на первом месте - заболевания нервной системы. Церебральный паралич
является вторым из наиболее распространенных неврологических нарушений в
детстве; первым является задержка психического развития у детей. На третьем
месте - врожденные аномалии.
Последние публикации в международном научно-исследовательском журнале
Эволюционная медицина и детская неврология и Научно-исследовательского Фонда
Ассоциаций больных церебральным параличом (UCPA, США) дают представление о
статистике рождения детей, страдающих ДЦП.
Среди детей с нормальным весом при рождении, ставшими инвалидами в связи
с ДЦП:
примерно 70% стали инвалидами вследствие факторов, имевших место до
рождения (пренатальный период);
около 20% - благодаря факторам, проявившимся либо во время родов
(перинатальный период), либо сразу после рождения (первые четыре недели жизни);
10% - вследствие факторов, проявившихся в течение первых двух лет жизни
(постнатальный период);
Заболеваемость ДЦП в различных странах колеблется от 1 до 8 случаев на
1000 детского населения. А точнее:
в СССР - 2,5 ( 1974 г);
в США. - 1,5 ( 1975 г);
в Англии. - 1,0 (1966г);
в Швейцарии. - 6,0 (1966 г);
во Франции - 8,0 (в 1966 г.).
По данным Научно-исследовательского Фонда Ассоциаций больных церебральным
параличом (UCPA), в США насчитывается приблизительно 550 тысяч больных этим заболеванием
и у 9750 детей и новорожденных ежегодно ставится этот диагноз. Из них 1,2-1,5
тысячи - дети дошкольного возраста
Количество рождений больных с признаками ДЦП в США за десять лет возросло
на 25%: от 1,5 - 1,8 . на 1000 младенцев родившихся живыми приходилось в 1990г.
до 2,0 - 2,5 младенцев с этой патологией в 2000. На данный момент в США
насчитывается от 550 до 760 тысяч инвалидов с ДЦП, что составляет 2,8 человека
на 1000.
В Москве, по данным профессора Е.Г. Сологубова, отмечается рост
заболеваемости ДЦП. За 20 лет (c 1967 по 1987гг.) количество рождений на 1000
детей возросло с 1,71 до 1,88 (что противоречит вышеприведенным данным за
1974г. - 2,5). В 1992 году в России было 62 тысячи, а по территории бывшего
СССР - 122 тысячи пациентов с ДЦП (учитывались больные до 15 лет). Частотность
появления в 2001 году составляла (по разным данным) 5,0-6,0 на 1000
новорожденных.
Точных
данных о количестве инвалидов с последствиями ДЦП в России нет.
(<#"522189.files/image003.gif">
Из данной диаграммы можно сделать заключение, что работающие в Центре
медицинские сестры - это женщины зрелого возраста с богатым жизненным опытом,
что в свою очередь положительно сказывается на установлении контакта и
взаимопонимания с детьми.
Высшую квалификационную категорию имеют (37%)медицинских сестер, которую
подтвердили или повысили в течение последних 5 лет, (32%) медицинских сестер
имеют высшее или неполное высшее образование. (См. диаграмму 4, 5)
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Большинство медицинских сестер имеют стаж работы по специальности более
15 лет (62%), опыт работы в реабилитации менее 5 лет имеют (44%), от 5 до15 лет
работают в реабилитации (45%) и (6%) имеют опыт работы в реабилитации 15-20
лет.
Диаграмма 6
Опыт работы с детьми до 10 лет имеют (50%) медсестер, (24%) работают с
детьми более 15 лет.
На вопрос «Испытываете ли Вы трудности в общении с детьми и родителями?»
большинство медицинских сестер ответили отрицательно, (6%) признались,
что испытывают трудности в общении с родителями. (См. диаграмму 7)
Все медсестры считают, что в работе с детьми необходимо к медицинскому
образованию иметь базовые знания по таким дисциплинам, как психология, педагогика,
социология. И все проявляют к этим дисциплинам интерес в той или иной степени.
(См. диаграммы 8,9)
Диаграмма 7
Диаграмма 8
Диаграмма 9
Для повышения уровня знаний медсестры чаще всего используют
самообразование (100%), а полученные знания активно используют в работе с
детьми и родителями детей. (См. диаграммы 10,11)
Диаграмма 10
Диаграмма 11
Большой процент медсестер хотели бы получить дополнительное образование -
по психологии (82%), социологии (37%), педагогике (63%), медицине (75%). При
этом, (50%) опрошенных хотели бы получить высшее образование в рамках профессии.
(См. диаграмму 12,13)
Диаграмма 12
Диаграмма 13
В тоже время, (81%) опрошенных назвали разные причины, мешающие
дальнейшему повышению уровня образования, а (19%) уже обучаются в различных
учебных заведениях. (См. диаграмму 14)
Диаграмма 14
В процессе опроса медсестры Центра ответили, что по их мнению является
особенностью сестринской деятельности в условиях работы с пациентами Детского
реабилитационно-восстановительного центра для детей с поражением ЦНС и
нарушением опорно-двигательного аппарата
2.4 Особенности работы медсестры Детского
реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов с поражение ЦНС и
нарушениями опорно-двигального аппарата
Для того чтобы проанализировать особенности работы медсестры Детского
реабилитационно-восстановительного Центра была составлена оригинальная анкета.
(приложение №3)
Среди особенностей работы медсестры было названы:
· Отсутствие дежурного врача в вечернее и ночное время.
· Психологическая поддержка детей-инвалидов и их родителей.
· Обучение пациентов и их родителей.
· Поступление одних и тех же пациентов.
· Совмещение профессий .
В процесс анкетирования медсестер просили указать положительные и
отрицательные стороны в работе.
К положительным рабочим моментам были отнесены:
· Психологическая помощь пациентам и их родителям.
· Результаты обучения пациентов (приобретенные навыки).
· Поступление одних и тех же пациентов.
· Коллектив.
· Организация труда.
· Условия труда.
· Руководство.
· Работа сутками/днем .
· Отпуск в летнее время.
К отрицательным моментам медсестры указали следующие факторы:
· Отсутствие врача в вечернее и ночное время.
· Высокая загруженность.
· Совмещение профессий.
· Отсутствие младшего медицинского персонала (буфетчиц).
· Недостаточная оплата труда.
· Отсутствие курсов повышения квалификации по восстановительной
медицине. реабилитация медицинский сестра детский
Работа среднего медицинского персонала в Центре отличается определенной
спецификой. При выполнении функциональных обязанностей медсестра помимо навыков
общего ухода и выполнения обычных процедур, должна иметь некоторые
специфические навыки. Необходимо уметь осуществить психологическую поддержку
пациентов и их членов семьи в процессе реабилитации, разъяснить ему
необходимость процедур, обучать пациентов, закреплять приобретенные навыки, что
требует внимательность, доброжелательности, терпения.
Эти особенности требуют всесторонней подготовки медицинских сестер в
областях медицины педагогики, психологии, четкого выполнения своих
профессиональных обязанностей, организации труда и планирования всего
распорядка дня.
Для того, что бы выяснить, как оценивают работу медсестер врачи Центра,
была создана анкета . (Приложение 5). Врачи Центра высоко оценивают работу
медицинских сестер, считают медсестру как помощником врача, так и
самостоятельным специалистом.
Глава 3. Анализ факторов, влияющих на эффективность
проводимой реабилитации в детском реабилитационно-восстановительном центре
Медицинская помощь населению на современном этапе подразделена на три
направления: профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная.
Несмотря на успехи лечебно-диагностической помощи, роль реабилитационного
направления в последние годы становится все более значимой. Роль реабилитации в
настоящее время настолько велика, что о культуре государства, о качестве
медицинской помощи можно судить по уровню развития в нем реабилитационной
помощи.
Медицинская реабилитация - система мероприятий, направленная на
выздоровление больного, компенсацию и восстановление нарушенных функций органов
и систем больного, профилактику рецидивов заболевания, его осложнений, развитие
навыков самообслуживания и трудовой деятельности.
Современные принципы реабилитации
Своевременность
Непрерывность
Комплексность
Преемственность
Партнерство
Своевременность - раннее начало и непрерывное проведение реабилитационных
мероприятий в зависимости от динамики клинико-функционального состояния и
социальных возможностей больного.
Непрерывность - осуществление реабилитационного процесса во всех звеньях.
Комплексность - обеспечение медицинского, профилактического, социального
аспектов на всех этапах реабилитационного процесса.
Преемственность - наличие четкой системы взаимодействия (в том числе
информационного) между всеми элементами системы реабилитации.
Партнерство - взаимодействие врача и родителей больного ребенка, самого
ребенка, обеспечивающее максимальную степень интеграции больного в общество,
достижение человеком с ограниченными возможностями оптимального качества жизни
и относительно независимой жизнедеятельности.
На эффективность реабилитации влияют многие факторы, в том числе:
· Время начала реабилитации
· Продолжительность
· Непрерывность
· Комплексность
· Заинтересованность родителей
· Выбранные методики
· Возраст пациента
· Выбор оптимального ежедневного объема мероприятий для
больного
· Месторасположения проводимой реабилитации
· Последовательность и преемственность реабилитационных
мероприятий в течение дня, всего проводимого курса и т.д.
Для того чтобы проанализировать факторы, влияющие на эффективность
реабилитации проводимой в Детском реабилитационно-востановительном центре была
составлена анкета для родителей и для пациентов без родителей в возрасте
(13-17лет). (см.приложение № 2,3,4)
Фактор месторасположения. В процессе опроса было выяснено, что пациентами
центра являются дети из разных регионов России, но больше всего в Центре
проходит курс реабилитации пациенты из Санкт-Петербурга и Ленинградской области
(73%).(См.диаграмма №15)
Диаграмма 15
Это пациенты разного возраста, но больше всего детей в возрасте от 4 до
10 лет. (46,5%)
Диаграмма 16
И как видно из диаграммы ранее в других Центрах реабилитации не бывавшие.
(см.диаграмму 16)
Диаграмма 17
Фактор информированности врачей (лечащих, участковых) и родителей
пациентов. На вопрос «Вы поступили Центр впервые или повторно?», родители и
пациенты ответили немного по разному. Это объясняется тем что, анкеты заполняли
родители имеющие детей младшего возраста, и о Центре узнали относительно
недавно, в отличие от подростков проходящих реабилитацию в этом Центре в
течении нескольких лет.(диаграммы 18,19)
Диаграмма 18
Диаграмма 19
Большинство пациентов Центра поступает из больниц нашего города, после
различного стационарного лечения (52%). (см.диаграмму 20)
Диаграмма 20
Чаще всего о существовании Центра и возможной дальнейшей реабилитации
узнают от лечащих (участковых) врачей (61%).
Диаграмма 21
Из опроса видно, что существует отдельная категория родителей, которые не
получили всесторонней информации у участковых врачей о возможной реабилитации в
СПб и других регионах России. Эти родители самостоятельно занимались изучением
и сбором информации , используя для этого СМИ и опрашивая родителей, имеющих
детей-инвалидов со схожими проблемами.
На вопрос: «Есть ли в Вашей поликлинике школа для родителей
детей-инвалидов, где бы Вы могли получить своевременную помощь психолога,
социолога; информационную и правовую поддержку; познакомиться с другими
родителями имеющими детей с похожими проблемами?» все родители (100%) ответили
отрицательно, и все хотели бы, чтобы такая школа была.
Т.о. все выше изложенное дает основание предполагать , что отсутствии
информации на местах является фактором влияющим на реабилитацию в более раннем
возрасте.
На вопрос «Заметили ли улучшение в процессе реабилитации?» пациенты и
родители ответили по разному. Родители чаще указывали на улучшение в состоянии
детей (70%), чем подростки(44%). Возможно, родители более ответственно подошли
к самому процессу и выполняли упражнения ЛФК, ношение ортопедических изделий,
укладки не только в Центре, но и дома, т.о. из поступления к поступлению
улучшая результат. (См.диаграммы 22,23)
Диаграммам 22
Диаграмма 23
Фактор активности родителей как участников реабилитационного процесса. На
вопрос: «Знаете ли Вы комплект упражнений, применяемый при заболевании Вашего
ребенка?»
Диаграмма 24
Пока
родители и их дети находятся в Центре, выполнение упражнений имеет высокие
показатели, но оказываясь дома активность родителей падает. Можно предположить,
что на это влияют факторы загруженности работой, домашние заботы, наличие в
семье других детей, отсутствие помощи со стороны родственников.
Диаграмма
25
Возраст
пациентов и наличие мотивации как факторы эффективности реабилитационного
процесса, оказывают несомненное влияние. Как видно из диаграмм в Центре при
участии высококвалифицированного медицинского персонала дети всех возрастов
активнее участвуют в процессе реабилитации. В дальнейшем, дома, помимо тех
факторов, которые указывались выше, присоединяются возрастные особенности
ребенка. Ситуация улучшается при появлении мотивации в более старшем возрасте.
Диаграмма
26
Диаграмма 27
Т.о. именно активность родителей играет большую роль в жизни ребенка,
т.к. от их заинтересованности зависит будущее.
Ключевое слово «ИНФОРМАЦИЯ», т.к. информация решает много. Сталкиваясь с
проблемой инвалидности, родители сами нуждаются в поддержке (психологической,
социально-правовой). При опросе на вопрос «Есть ли у Вас в поликлинике школа
для родителей детей инвалидов, где бы Вы могли получить консультацию у специалистов,
познакомится с родителями детей, имеющими схожие проблемы» 100% родителей
ответили отрицательно, и все хотели бы чтобы такая школа была.
Более (50%) родителей отметили, что профессионализм и компетентность
отличают персонал Центра.
Диаграмма 28
Так же как видно из диаграммы №14 35% родителей чаще со своими проблемами
родители обращались к медсестре. Следует отметить, что это в основном родители
пациентов, которые в период реабилитации находятся на стационарном отделении.
Диаграмма 29
Чаще всего именно эти родители (28%) указывали, что медсестра это -
самостоятельный специалист. (58%) пациентов, находящихся в Центре без родителей
- называют медсестру «самостоятельным специалистом», видимо в потому, что в
период реабилитации находясь на стационарном отделении имеют возможность
наблюдать за работой медсестры. (см диаграмму 26)
Диаграмма 30
В целом все и пациенты и родители пациентов положительно оценили работу
Центра.(см.диаграмму 27)
Но при анкетировании были указаны такие недостатки как излишняя
загруженность, совмещение профессий, плохая организация труда, причиной которых
является недостаток медицинского персонала.
Диаграмма 31
В целом родители высоко оценивают работу Центра. Многие родители как в
устной, так и в письменной форма выражают благодарность всем сотрудникам
Центра, за помощь в решении их нелегких проблем и надеются и будущем регулярно
проходить реабилитацию
Выводы
Таким образом, в работе были проанализированы медико-социальные
характеристики пациентов Детского реабилитационно-восстановительного центра:
это жители со всех регионов России, но большая часть из Санкт-Петербурга
и ЛО; основные профильные заболевания отделения - ДЦП, сколиозы, врожденный
вывих бедра.
пациентами Центра являются дети поступившие из поликлиник и больниц
города, что говорит о преемственности лечебных учреждений различной
ведомственной принадлежности.
в основном это пациенты поступившие повторно, большая часть пациентов не
имеет опыта реабилитации в других центрах, что говорит о недостаточной
информированности родителей детей-инвалидов.
Проведено анкетирование по структурированию персонала Центра: возраст,
стаж работы, категория, семейное положение: В Центре работают в основном
опытные квалифицированные медсестры, средний возраст медсестер Центра
составляет 40-45 лет; большинство медсестер работают в реабилитации
относительно недавно (10-15 лет), 81% медсестер является высококвалифицированными
специалистам, сестринским персоналом довольны врачи, пациенты и родители
пациентов. Родители пациентов в целом Центру дали самые высокие оценки.
Выявлены особенности деятельности сестринского персонала: Отсутствие
дежурной службы требует от медсестры опыта, высокой профессиональной
подготовки. Обучение, психологическая поддержка пациентов и членов их семей, -
требует глубоких знаний в области медицины, педагогики, психологии, социологии
и права. Полное отсутствие младшего медицинского персонала (буфетчиц) требует
от медсестры собранности, четкой организации труда и рабочего времени.
Выявлены факторы, влияющие на эффективность реабилитации, проводимой в
Центре. Основные:
фактор активности родителей детей-инвалидов, как участников реабилитационного
процесса;
фактор информированности врачей и родителей -основная информация о
реабилитационном Центре исходила от лечащих (участковых) врачей;
фактор преемственности - большинстве случаев пациентами Центра становятся
дети, которые поступили из больниц, поликлиник, где они лечились или
наблюдались.
Заключение
Эффективно восстанавливать здоровье населения, и детей в частности,
возможно только при условии хорошей подготовленности высококвалифицированных
кадров, хорошей организации труда, преемственности не только между лечебными
учреждениями, но между специалистами, т.к отсутствие нацеленности на конечный
результат в целом негативно влияет на комплексную
медико-психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию
ребенка-инвалида.
Для того чтобы быть высококвалифицированным, компетентным специалистом,
эффективно восстанавливающим состояние здоровья взрослых и детей, необходимо
постоянно развиваться в профессиональной деятельности, используя для этого
самообразование, курсы повышения квалификации, высшие учебные заведения, опыт
работы коллег-специалистов.
Родители детей-инвалидов нуждаются в информационно-правовой поддержке.
Эту проблему могло бы решить создание школ для родителей детей с ограниченными
возможностями, основными задачами которых являлось бы: психологическое
сопровождение родителей детей-инвалидов, информационно-правовая поддержка,
обучение родителей детей- инвалидов уходу за ребенком, упражнениям ЛФК, ФТ, в
соответствии с особенностью заболевания ребенка, что помогло бы еще на раннем
этапе положительно повлиять на эффективность реабилитации и как следствие -
улучшение качества жизни как самого ребенка, так и родителей в частности.
Список литературы
1. Комплексная реабилитация детей инвалидов в условиях
детского реабилитационно-восстановительного центра им Г.А.Альбрехта
И.А.Кешишев, Л.Ю.Евдокимова, В.Н.Денисова спбнцэпр им Г.А.Альбрехта, спбиувэук,
Санкт-Петербург 2006г
. Реабилитация детей с детским церебральным параличем.
Р.И.Лупанова, Л.Ю.Евдокимова, Т.Е.Шулаева, О.В.Жунко спбнцэпр им Г.А.Альбрехта,
спбиувэук, Санкт-Петербург 2006г
.Депрессии у детей и подростков. Н.М.Ивчук, А.А.Северный
Москва 1998г
.. Педагогика в сестринском деле. Пшеничная Л.Ф - М.: Феникс,
2002 - 354 с. (Среднее профессиональное образование)
. Государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания
и уровня подготовки выпускников по специальности 0406 Сестринское дело (Базовый
уровень среднего профессионального образования) 21 января 2002 г.N 02-0406-Б
. Критерии оценки медицинской реабилитации в условиях детской
поликлиники Т.Б.Ненашева, заместитель главного врача по клинико-экспертной
работе МУЗ «Детская поликлиника №1» г. Архангельска