Милий Алексеевич Балакирев
Милий Алексеевич Балакирев
(1837–1910)
Русский
композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» –
«Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков),
которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре
19 в.
Балакирев
родился 21 декабря (2 января 1837) в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской
семье. Привезенный в Москву в возрасте десяти лет, он некоторое время брал
уроки у Джона Фильда; позже большое участие в его судьбе принял А.Д.Улыбышев –
просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о
Моцарте. Балакирев поступил на физико-математический факультет Казанского
университета, но в 1855 встретился в Петербурге с М.И.Глинкой, который убедил
молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе, с опорой на
русскую музыку – народную и церковную, на русские сюжеты и тексты.
«Могучая
кучка» сложилась в Петербурге между 1857 и 1862, и Балакирев стал ее
руководителем. Он был самоучкой и черпал знания главным образом из практики,
поэтому отвергал принятые в то время учебники и методы преподавания гармонии и
контрапункта, заменив их широким знакомством с шедеврами мировой музыки и
подробным их анализом. «Могучая кучка» как творческое объединение просуществовала
сравнительно недолго, однако оказала огромное влияние на русскую культуру. В
1863 Балакирев основал Бесплатную музыкальную школу – в противовес
Петербургской консерватории, направление которой Балакирев оценивал как
космополитическое и консервативное. Он много выступал как дирижер, регулярно
знакомя слушателей с ранними произведениями своего кружка. В 1867 Балакирев
стал дирижером концертов Императорского Русского музыкального общества, но в
1869 был вынужден оставить этот пост. В 1870 Балакирев пережил сильнейший
духовный кризис, после которого он в течение пяти лет не занимался музыкой. Он
вернулся к композиции в 1876, но к этому времени уже утратил в глазах
музыкальной общественности репутацию главы национальной школы. В 1882 Балакирев
снова стал руководителем концертов Бесплатной музыкальной школы, а в 1883 –
управляющим Придворной певческой капеллы (в этот период им создан ряд церковных
композиций и переложений древних распевов).
Балакирев
сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, но сам
сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии,
несколько увертюр, музыка к шекспировскому "Королю Лиру" (1858–1861),
симфонические поэмы "Тамара" (ок. 1882), "Русь" (1887, 2-я редакция
1907) и "В Чехии" (1867, 2-я редакция 1905). Для фортепиано он
написал сонату си-бемоль минор (1905), блистательную фантазию
"Исламей" (1869) и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют
романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с
одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой – на
опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена,
Берлиоза. Умер Балакирев в Петербурге 16 (29) мая 1910.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/