Влияние художественной литературы на сохранение здорового образа жизни

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,97 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние художественной литературы на сохранение здорового образа жизни















«Влияние художественной литературы на сохранение здорового образа жизни»

литература оздоровительный пришвин писатель

Учащийся 11 класса Астахов Александр Иванович

Руководитель: Мокроусова Надежда Алексеевна






Понятие «здоровый образ жизни» появилось совсем недавно, в семидесятые годы прошлого века. Интерес к этой теме связан с существенным увеличением продолжительности жизни. Человек утратил важные жизненные ценности, которые определяли уклад его жизни до середины прошлого столетия (семья, вера), и приобщился к новым бездуховным «ценностям» (материальные блага, успех, свобода и личности и совести). Современный человек стал долго жить, мало двигаться, много есть, приобрёл множество вредных привычек, утратил духовность, в результате этого он начал болеть и тосковать. Человек начал терять совесть. Современный человек, «чтобы совесть не мучила», прибегает к порочной практике нейтрализации совести при помощи алкоголя, наркотиков, ложной идеологии, вместо того, чтобы, чтобы изменить свою жизнь и «жить по совести». «Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали бы одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом», - писал Лев Толстой. Разумный человек вынужден ограничивать свои желания ради сохранения здоровья.

В самой главной книге христиан - Библии много внимания уделяется вопросам физического и духовного здоровья. Православная церковь благословляет здоровый образ жизни, понимая под этим не только правильное питание, достаточную двигательную активность, отсутствие вредных привычек и закаливание, но и духовно-нравственное благополучие. Нравственность - обязательное условие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это обычный путь христианина, которому свыше предписано заботиться как о своей душе, так и о своём теле и пребывать в здоровом состоянии духа. Средства заботы о душе изложены в Святом Писании, и они не требуют корректировки. Такие цели, как долгая жизнь, отсутствие болезней, богатство, простому смертному ставить не следует. Это мало зависит от человека. «…человек смертен, …он иногда внезапно смертен… и не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер»,- точно сформулировал дьявол из известного романа М. Булгакова.

Существует несколько сложившихся версий здорового образа жизни. Всё дело в системе жизненных ценностей и мотиваций к самоограничению. Здоровье-состояние ответственности за свою судьбу и близких людей. Формирование основ сохранения здоровья на уроках литературы средствами художественного слова - действенный инструмент в воспитании здоровой во всех отношениях личности. В начальной школе и в 5-ом классе обучающиеся брали пример со сказочных героев, хотелось быть похожим на сильного Ивана Царевича, храброго Финиста Ясна сокола. Девочкам нравилась красота царевны Лягушки, Василисы Прекрасной. Для сказок очень важна идея сотрудничества человека с человеком, человека с животными. Через сказку происходит выражение ментальности народа, формируются узнаваемые национальные образы. И, наконец, человеку свойственно жить, надеясь на лучшее, поскольку сказка всегда заканчивается хорошо и внушает тем самым уверенность человеку в своих силах. Каждый раз, обращаясь к сказкам, мы вновь и вновь приобщаемся к истинно человеческим ценностям. В сказках практически всегда добро побеждает зло. Положительный сказочный герой - добрый, справедливый, честный, смелый и, естественно, здоровый человек. Но если герой попал в беду, на помощь ему приходит матушка-природа. Волшебно-целительными свойствами в сказках наделяются растения: корни, травы, плоды т.д. В одном случае их надо найти и доставить издалека. Герои целого ряда сказок отправляются на поиски молодильных яблок: Один царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за девять девятин, в десятом царстве, есть сад с молодильными яблоками, а в нем колодец с живою водою, если съесть старику это яблоко, то он помолодеет, а водой этой помазать глаза слепцу - он будет видеть. (Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде). Но все мы помним, что все волшебные средства помогают только положительным героям, злодеев же наказывают. Разнообразные функции в сказках выполняет вода, В случае болезни или, чаще, временной смерти героя, в его спасении, как правило, главную роль играет живая и мертвая вода. Этот мотив непосредственно связан с древнейшими представлениями о жизни и смерти. Приведенный материал позволяет сделать следующие выводы. В сказках ярко отразились древнейшие народные представления о связях природных сил со здоровьем и жизнью человека. Разнообразные причины болезней и способы исцеления, фигурирующие в сказках, объединены магической, сверхъестественной природой. Болезнь воспринимается как вторжение злых сил в тело человека с помощью магических средств. Донесенные до нас сказкой из глубин веков заговоры и ритуальные действия - свидетельства первых шагов лечебной магии.

Здоровый образ жизни пропагандирует известный писатель М. Пришвин, изучаемый в 5-ом классе. Язык Пришвина-язык народный, точный и образный, он мог сложиться только в тесном общении русского человека с природой, в труде, великой простоте, мудрости и спокойствии народного характера. Пришвин был человеком народа. В своих произведениях он показал, что земля нам дана для жизни. На ней человек должен быть здоров и счастлив. Здоровый образ жизни - это система разумного поведения человека (умеренность во всём, закаливание, правильное питание и т. д.). Всё это обеспечивает человеку душевное и физическое и социальное благополучие (то есть здоровье) в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках земной жизни. Вспомним Настю, которая так увлеклась сбором ягоды клюквы, что забыла о брате. Её охватил азарт собирателя и жадность, и в этой жадности она перестала быть человеком. Автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества. Человечество всегда стоит перед выбором, что выбрать, как жить. В этом глубокий философский смысл сказки. Автор был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием науки. Пришвин в «Кладовой солнца» не просто писатель, а просветитель. Целебная клюква, деревья и травы - это кладовая солнца. Природа-это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, не теряя человеческие качества. Вспомним советы Антипыча: будьте, как дети, ходите по земле босиком и тогда вы познаете истин.

Много в нашей жизни всякой мерзости. «Свинцовыми мерзостями» называл их М. Горький. Они встают перед нами со страниц «Детства». Но не они побеждают в жизни. Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт всё-таки победно вырастает яркое, здоровое и творческое, растёт доброе и человеческое, возбуждая несокрушимую надежду на возвращение наше к светлой и человеческой жизни. «Детство» - рассказ о русской жизни конца 19 века, о судьбе поколения, к которому принадлежал писатель Максим Горький, о трудных и радостных поисках верного пути в жизни. Широкий мир, окружавший Алёшу, не озлобил мальчика, а вызвал в нём горячее стремление помочь людям, сделать их лучше, красивее, умнее и свободнее.

Мы изучаем произведения Чехова на протяжении 5-9 классов.

Учился А.П.Чехов на медицинском факультете Московского университета. Не просто так будущий писатель выбрал этот факультет. Биограф Чехова, А. Измайлов, пишет по этому поводу следующее: …это решение, по-видимому, явилось не случайно, оно было обдуманно: еще в списке учеников, удостоившихся аттестата зрелости, в графе - в какой университет, и по какому факультету или в какое специальное училище желаете поступить - против имени А.П.Чехова значится: В Московский университет по медицинскому факультету.

Сам Чехов в своей краткой биографии, переданной Г.И. Россилимо, пишет, что не помнит, по каким соображениям он выбрал медицину, но в выборе никогда не раскаивался. Годы пребывания Чехова-студента в Московском университете на медицинском факультете были насыщены учебными занятиями, работой в клиниках. У Богданова, Снегирёва и Склифосовского Чехов получил отличные оценки (за всё время обучения у него было только две тройки). Он внимательно следит за новейшими открытиями в медицине: Я верю и в Коха, и в спермин, и славлю Бога... Будучи уже известным писателем, Чехов дважды принимает участие в спасении журнала Хирургия. Почитатель Пирогова, ученик Захарьина, Склифосовского, Остроумова, Чехов не простит позднее писателям третирования медицины или недостаточной осведомлённости. В своих же произведениях (Именины, Припадок и других) он стремился к сочетанию жизненной правды и научных данных. Не сомневаюсь, - писал доктор Чехов в автобиографии, - что занятия медицинскими науками... значительно расширили область наблюдений, обогатили меня знаниями. Что особенно запомнил будущий врач? Когда Чехов учился на втором курсе, русская и зарубежная общественность отмечала юбилей Пирогова, произнёсшего обращение к молодёжи: Быть, а не казаться - девиз, который должен носить в своём сердце каждый гражданин, любящий родину. Служить правде - как в научном, так и в нравственном смысле этого слова. Быть человеком. Это, по всей видимости, стало нравственным мерилом всей жизни Чехова.

Медицинская практика начинающего доктора развернулась ещё в университетские годы, когда Чехов работал студентом у земского врача Архангельского. Жизненному опыту и наблюдениям Чехова-студента обязаны появлением такие литературные произведения, как Беглец, Мёртвое тело, Сельские эскулапы, Хирургия, Неприятность, По делам службы и другие. Современники Чехова отмечали, что он ревниво относился к своему званию доктора, а в паспорте жены, по словам И.А. Бунина, написал: жена лекаря.

В 1884 году А.П. Чехов, окончив медицинский факультет Московского университета, решил посвятить себя врачебному искусству. Гражданским подвигом (помимо поездки на остров Сахалин с инспекцией) стала деятельность А.П. Чехова в 1892 году, когда в средней полосе России свирепствовала эпидемия холеры. Доктор Чехов счёл своим долгом организацию врачебного пункта и оборудование его на личные средства. Впоследствии Чехов вспоминал: Летом трудненько жилось, но теперь мне кажется, что ни одно лето я не проводил так, как это. Несмотря на холерную сумятицу и безденежье, мне нравилось и хотелось жить. Переехав из-за болезни в Ялту (писатель был уже тяжело болен туберкулёзом), Антон Павлович оставил врачебную практику, но продолжал активно интересоваться достижениями медицины. Медицина теперь прочно вошла в художественное творчество доктора Чехова, дав прозе замечательного новеллиста объективность и точность, научно достоверное изображение различных оттенков душевного состояния героев: хорошее или подавленное настроение, чувство тревоги и страха, радости и удовольствия... Таким образом, и в жизни, и в творчестве Чехов всегда оставался врачом. В письме к писателю Д.В. Григоровичу он писал: …Я врач и по уши втянулся в свою медицину, так что поговорка о двух зайцах никому другому не мешала так спать, как мне. Врачу И.И. Островскому Чехов писал из Лопасни: Медицина - моя законная жена, литература - незаконная. Обе, конечно, мешают друг другу, но не настолько, чтобы исключить друг друга.

Врачи в рассказах А.П. Чехова - это труженики, верные клятве Гиппократа, самоотверженно борющиеся с людскими недугами, страданиями, а порой с ограниченностью ума и сердца. Таков доктор Старченко (По делам службы), который в страшную вьюгу едет исполнять свой служебный долг, только теперь он никого, к сожалению, не спасёт: человек кончает жизнь самоубийством, и доктор выезжает только для вскрытия. Таков ординатор Королёв, приехавший вместо профессора (Случай из практики) к дочери госпожи Ляликовой, владелицы фабрики. Для Чехова врач - это прежде всего профессионал, человек высокого интеллекта, уникальной работоспособности и заинтересованности своим делом, чья жизнь - самопожертвование во имя науки; это человек щедрой души и золотого сердца, это настоящий интеллигент.

Сам А.П.Чехов является ярким примером для подражания, и, несомненно, как завещание звучат сегодня его слова: Я хотел бы быть свободным художником и - только, и жалею, что бог не дал мне силы, чтобы быть им. Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах…Фарисейство, тупоумие и произвол царят не в одних только купеческих домах и кутузках; я вижу их в науке, в литературе, среди молодежи... Потому я одинаково не питаю особого пристрастия ни к жандармам, ни к мясникам, ни к ученым, ни к писателям, ни к молодежи. Фирму и ярлык я считаю предрассудком. Моя святая святых - это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником. Чехов утверждает идеалы равенства, свободы творчества, самовыражения, физического и нравственного здоровья, интеллекта, любви и свободы. "Мы высшие существа, и, если бы в самом деле мы познали всю силу человеческого гения, мы стали бы как боги" - пишет Чехов в одном из своих дневников.

Примером здорового образа жизни служит документальный образ героя Алексея Мересьева из книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Главный герой - военный летчик Алексей Мересьев. В одном из воздушных боев его самолет был подбит, однако упал в лесу, верхушки сосен облегчили падение, летчик уцелел, но при падении был тяжело ранен: ему перебило ноги. Этот лес был в глубоком немецком тылу. Алексей Мересьев обладал незаурядной силой воли, он принял решение двигаться в сторону фронта (направление подсказали далекие глухие взрывы). Прошло 18 суток - без воды, еды, спичек... Вдобавок к ранам он отморозил ноги. Затем его нашли партизаны, базировавшиеся в этом лесу, спасли от смерти (даже зарезали для него последнюю курицу по имени Партизанка) и на санитарном самолете отправили на Большую землю. Там Мересьев попал в госпиталь, где ему ампутировали ноги. Жизнь потеряла для него смысл... В госпитале он стал привыкать к мысли уйти из жизни, но все перевернула встреча с замечательным человеком, комиссаром. Комиссар возродил в летчике не только желание жить, но и уверенность, что он сможет вернуться в строй (комиссар нашел для него материал о русском летчике, который, потеряв ступни, продолжал летать). И Мересьев стал тренироваться на протезах - бегал, прыгал, даже танцевал, превозмогая страшную боль. Продолжил тренироваться в санатории. И, когда подошло время проходить комиссию, которая решала дальнейшую судьбу раненых, врачи даже не могли поверить, что у него нет ног. В виде исключения Мересьева направили в учебный полк. Он приехал туда и пришел на свой первый вылет с легкой палочкой в руках, чем вызвал гнев командира (его приняли за франта). Во время полета у него текли слезы, командир решил побольше узнать об этом странном парне, и когда прочитал в личном деле, что у Алексея нет ног, даже не поверил, а потом только и смог сказать: "Ты сам не знаешь, какой ты замечательный человек!"

Здоровый образ жизни - это система разумного поведения человека. Умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек на фундаменте нравственных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное и социальное благополучие (то есть здоровье) в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках отпущенной человеку жизни. Пример здорового образа жизни подают знаменитые личности, такие как поэт А. С. Пушкин, А. Суворов, писатель Л. Н. Толстой. А. С. Пушкин был отлично сложен, с хорошо развитой мускулатурой, был прекрасным гимнастом, конькобежцем, боксёром, стрелком, шахматистом, считался лучшим фехтовальщиком. Пушкин стал лучшим пловцом Петербурга. По примеру полководца Суворова он принимал холодные ванны, зимой натирался снегом. Герои его произведений учат своим примером беречь честь смолоду ( Гринёв «Капитанская дочка»), любить своих родителей (Дуня «Станционный смотритель»), никогда не завидовать («Моцарт и Сальери»).

На протяжении 5-8 классов мы изучаем жизнь и творчество Л. Н. Толстого. Писатель даже в 82 года каждый день делал гимнастику, ездил верхом на лошади ежедневно до 20 километров, зимой катался на коньках, в 70 лет обгонял на льду молодёжь. В 65 лет научился ездить на велосипеде. Примером своей жизни Толстой утверждал культ здоровой трудовой жизни. Его отказ от вредных привычек носил принципиальный характер. Первую часть жизни он посвящал физическим упражнениям и зарядке. Его зарядка больше напоминала тренировку спортсмена и продолжалась не меньше часа. Зарядку сменяла прогулка, неизменная в любое время года: пешая - когда расстояние в пять - шесть километров покрывалась быстрыми толстовскими шагами или верхом на лошади. Утро продолжал полезный физический труд. Толстой был убеждён, что труд - самая важная нравственная обязанность человека. Полезный физический труд сменялся трудом творческим.

Толстой освоил все основные виды спорта. Причём в каждом из них преуспел. Он был замечательным спортсменом: отлично плавал, блестяще ездил верхом, с молодых лет владел виртуозной джигитовкой. В круг его интересов входили велоспорт, гимнастика и, конечно, шахматы. Отправная посылка знаменитой толстовской теории «надо быть ближе к природе». Вредно любое излишество, придуманное цивилизацией. Согласно этой теории в жизни писателя возникло вегетарианство как культ простой пищи: пристрастие к естественным тканям: полотну, холстине, батисту; особый ритм жизни, её по-крестьянски трудовой настрой. Герои Толстого в повестях «Детство», «Отрочество», «Юность» имеют представление о здоровье, режиме дня, физических нагрузках, нравственном воспитании. Прав писатель, что состояние человека нельзя разделить на физическое и нравственное. Духовная подавленность, грусть, печаль вызывают болезни. Для того чтобы сберечь свои нравственные и физические силы, необходима постоянная деятельность.

Примером здорового образа жизни служит документальный образ героя Алексея Мересьева из книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Главный герой - военный летчик Алексей Мересьев. В одном из воздушных боев его самолет был подбит, однако упал в лесу, верхушки сосен облегчили падение, летчик уцелел, но при падении был тяжело ранен: ему перебило ноги. Этот лес был в глубоком немецком тылу. Алексей Мересьев обладал незаурядной силой воли, он принял решение двигаться в сторону фронта (направление подсказали далекие глухие взрывы). Прошло 18 суток - без воды, еды, спичек... Вдобавок к ранам он отморозил ноги. Затем его нашли партизаны, базировавшиеся в этом лесу, спасли от смерти (даже зарезали для него последнюю курицу по имени Партизанка) и на санитарном самолете отправили на Большую землю. Там Мересьев попал в госпиталь, где ему ампутировали ноги. Жизнь потеряла для него смысл... В госпитале он стал привыкать к мысли уйти из жизни, но все перевернула встреча с замечательным человеком, комиссаром. Комиссар возродил в летчике не только желание жить, но и уверенность, что он сможет вернуться в строй (комиссар нашел для него материал о русском летчике, который, потеряв ступни, продолжал делать). И Мересьев стал тренироваться на протезах - бегал, прыгал, даже танцевал, превозмогая страшную боль. Продолжил тренироваться в санатории. И, когда подошло время проходить комиссию, которая решала дальнейшую судьбу раненых, врачи даже не могли поверить, что у него нет ног. В виде исключения Мересьева направили в учебный полк. Он приехал туда и пришел на свой первый вылет с легкой палочкой в руках, чем вызвал гнев командира (его приняли за франта). Во время полета у него текли слезы, командир решил побольше узнать об этом странном парне, и когда прочитал в личном деле, что у Алексея нет ног, даже не поверил, а потом только и смог сказать: «Ты сам не знаешь, какой ты замечательный человек!» Алексей Мересьев не отчаялся, он продолжал жить, как живут здоровые люди.

Русский философ И. А. Ильин очень верно заметил, что здоровье есть нечто большее, чем люди обычно думают. Здоровый образ жизни есть гармония между личною природою и личным духом. Каждый человек создан для здоровья или, как писал К. Паустовский: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Вести здоровый образ жизни, безусловно, важно, но вторично по отношению к здоровью души и духа. Без достижения душевного благополучия, здоровье человека невозможно в принципе. Таким образом, на уроках литературы мы изучаем произведения, где герой стремится к идеалу, стремится избавиться от пагубных пристрастий и привычек, иметь спокойную совесть, достигнуть морального, психического и физического благополучия. Для этого надо изучать такие произведения:

.Библия.

.Русские народные сказки.

.М Пришвин «Кладовая солнца»

.М. Горький «Детство»

.А П. Чехов «Случай из практики», «Хирургия»

.Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество». «Юность».

.М Булгаков «Зелёный змий»

. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Изучение отношения учащихся к художественной литературе, пропагандирующей здоровый образ жизни.

Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, анкету. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

Книги, которые повлияли на твоё мировоззрениеПричинаКоличество учащихся1 Библия.В Библии много внимания уделяется духовному и физическому здоровью людей142. Русские народные сказкиВ сказках положительный сказочный герой - добрый, справедливый, честный, смелый и, естественно, здоровый человек.123. М. Пришвин «Кладовая солнца»В произведении показана система разумного поведения человека на земле174 М. Горький «Детство»Широкий мир, окружавший Алёшу, не озлобил мальчика, а вызвал в нём горячее стремление помочь людям, сделать их лучше, красивее, умнее и свободнее185. А Чехов «Случай из практики»,«Хирургия»Чехов утверждает в своих произведениях идеалы равенства, свободы творчества, самовыражения, физического и нравственного здоровья, интеллекта, любви и свободы166. Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»Герои Толстого в повестях «Детство», «Отрочество», «Юность» имеют представление о здоровье, режиме дня, физических нагрузках, нравственном воспитании.197. М. Булгаков «Зелёный змий»Михаил Булгаков-человек, подчинивший порывы и капризы сознанию и воле.148. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»Алексей Мересьев не отчаялся, он продолжал жить, как живут здоровые люди.19

Заключение

В 21 веке проблема чтения стала едва ли не самой острой. Дети, увлечённые поголовно телевизором, компьютером, не читают вообще, равнодушны к литературе. Русская литература пробуждала «души прекрасные порывы, учила видеть хорошее в героях, подражать им. Русский философ И. А. Ильин очень верно заметил, что здоровье есть нечто большее, чем люди обычно думают. Здоровый образ жизни есть гармония между личною природою и личным духом. Каждый человек создан для здоровья или, как писал К. Паустовский: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Вести здоровый образ жизни, безусловно, важно, но вторично по отношению к здоровью души и духа. Без достижения душевного благополучия, здоровье человека невозможно в принципе. Таким образом, на уроках литературы мы изучаем произведения, где герой стремится к идеалу, стремится избавиться от пагубных пристрастий и привычек, иметь спокойную совесть, достигнуть морального, психического благополучия.

Практическая значимость:

Заинтересовать чтением художественной литературы, осознать великое предназначение литературы;

Научить использовать произведения литературы в жизни;

Способствовать успешному вхождению в социум;

Обрести набор качеств, которыми должна обладать здоровая личность


1. «Прозрение», Н.Н. Острожная, О.П. Мазурова.

. Все о здоровом образе жизни. Ридерз Дайджест 1998г

. Шаталова Г.С. Философия здоровья. М, 1997.

.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976.

.Богданов Г.П. Школьникам - здоровый образ жизни. - М, 1989г.

.Васильева О.С., Филатов Ф.Р. «Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки»: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: издательский центр «Академия», 2001 - 352 с.

.Виноградов Д.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. -М,1990г.

Похожие работы на - Влияние художественной литературы на сохранение здорового образа жизни

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!