Основные этапы организации производственного учета на предприятии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    415,80 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные этапы организации производственного учета на предприятии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Учёт затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной деятельности

на тему: Основные этапы организации производственного учета на предприятии










Москва 2011

Содержание

Введение

Раздел 1 Теоретическая часть

.1 Выбор метода учета затрат и его влияние на производственный учет

.2 Группировка производственных затрат

Раздел 2 Расчётно-аналитическая часть

.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Вереск»

.2 Методы оценки затрат в производственном учете, возможности применения их в ООО «Вереск»

.3 Этапы формирования производственного учета

.4 Объекты учета затрат и объекты калькулирования, отвечающие целям управления себестоимостью

.5 Незавершенное производство как особый объект учета

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение А Бухгалтерский баланс (форма № 1)

Приложение Б Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) за 2010г.

Приложение В Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) за 2009г.

Введение

Многие считают, что управленческий учет в производстве и производственный учет это одно и то же. Однако это заблуждение.

Производственный учет - это учет, который отражает все процессы, связанные с производством. Его задача - учесть затраты:

по видам, т.е. какие группы издержек возникли в процессе производства (материальные затраты, амортизационные отчисления, расходы на оплату труда и т.д.);

по местам возникновения, т.е. все затраты должны быть распределены по Центрам ответственности;

по носителям, т.е. затраты должны быть отнесены на конкретный вид продукции или заказ (изделие, полуфабрикат, группу или серию одноименных изделий, виды работ и т.д.).

Производственный учет формирует основную массу первичных документов, которые наполняют информационную базу в синтетическом и аналитическом разрезе: начиная от складских документов и заканчивая технологическими картами. Этих данных должно быть достаточно для расчета производственной себестоимости и для бухгалтерского учета, так как бухгалтерский учет строится на базе производственного.

Одновременно производственный учет формирует базу первичной документации и для управленческого учета. Управленческий учет использует данные производственного учета для анализа и планирования.

Управленческий учет обрабатывает данные производственного учета, группирует их, детализирует, выявляет тенденции и т.д. Итогом является информация для принятия управленческих решений.

Но производственный учет не в состоянии полностью заменить управленческий, так как он лишь база данных.

Кроме того, широко распространена ситуация, когда производственный учет «заточен» под бухгалтерский и не всегда имеет необходимую глубину детализации. Все затраты распределяются максимум по видам продукции.

Бухгалтерский учет не может заменить управленческий учет. Одно из главных отличий управленческого учета от бухгалтерского заключается в том, что бухгалтерский учет ведется в разрезе юридических лиц, а управленческий - по Центрам ответственности без привязки к юридическим лицам.

Бухгалтерский учет фиксирует то, что уже случилось, а управленческий позволяет говорить о том, что будет, т.е. планировать и прогнозировать.

Кроме того, бухгалтерский учет регламентирован различными Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые организация не имеет права игнорировать при разработке учетной политики бухгалтерского учета.

Таким образом, производственный учет не заменяет ни бухгалтерский учет, ни управленческий учет.

Себестоимость продукции рассчитанная бухгалтерией отличается от себестоимости продукции в производственном учете.

Себестоимость продукции бухгалтерская и себестоимость продукции производственная крайне редко имеют одинаковый подход к исчислению.

Бухгалтерская себестоимость рассчитывается для налога на прибыль, а производственная - для принятия управленческих решений.

Бухгалтерская себестоимость жестко регламентирована законодательством. ПБУ 10/99 «Расходы организации», предусмотрен перечень затрат, которые могут быть включены в себестоимость продукции.

Производственная себестоимость регламентируется исключительно менеджментом предприятия.

Предприятие одновременно может иметь несколько вариаций себестоимости для различных целей:

себестоимость, рассчитанная по переменным издержкам «директ-костинг». Используется при ценообразовании, планировании ассортимента продукции, анализа безубыточности производства;

себестоимость, рассчитанная по прямым затратам. Используется для оценки эффективности использования трудовых и материальных ресурсов, для сравнительного анализа однотипных видов продукции и т.д.

Кроме этого, при расчете производственной себестоимости учитывается структура предприятия, взаимодействие его подразделений и степень их участия в производственном процессе.

Производственная себестоимость дает собственнику наиболее точную информацию о произведенных в процессе производства затратах, о местах их возникновения, она наиболее гибкая и содержательная для анализа.

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов производственного учета на примере исследуемого предприятия ООО «Вереск» и разработка на основании полученных результатов предложений по совершенствованию системы учета предприятия.

Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:

охарактеризовать значение управления производством (выбор метода учета затрат и его влияние на управление производством);

изложить методы оценки затрат на предприятии;

рассмотреть объекты учета затрат и объекты калькулирования, отвечающие целям управления себестоимости;

незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления;

разработка предложений по совершенствованию системы учета на предприятии.

Объектом исследования явились материалы управленческого и бухгалтерского учета предприятия ООО «Вереск», занимающегося производством мягкой игрушки в Московской области.

Раздел 1 Теоретическая часть

.1 Выбор метода учета затрат и его влияние на производственный учет

Для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений необходимо знать свои затраты. В течении продолжительного времени затраты выявляли и учитывали так называемым "котловым" методом. В едином бухгалтерском регистре в течении всего отчетного периода учитывали все средства, израсходованные на производство, независимо от места их приобретения и их целевой направленности. В результате выходили на общую сумму затрат за период без учета ассортимента и структуры выпущенной продукции.

К сожалению. этим методом пользуются до сих пор на многих малых отечественных предприятиях.

Для предприятия все более актуальной становится не столько задача точного и полного определения себестоимости, сколько предотвращение неоправданных затрат, которых можно было бы избежать. Основными задачами производственного учета являются:

своевременное и правильное отражение фактических затрат производства по соответствующим статьям;

предоставление информации для оперативного контроля за использованием производственных ресурсов и сравнения с существующими нормами, нормативами, сметами;

выявление резервов снижения себестоимости продукции, предупреждение непроизводственных потерь и расходов.

В зависимости от способа оценки используемых ресурсов выделяют методы учета затрат по фактической, нормативной и плановой (прогнозной) себестоимости.

При использовании метода учета затрат по фактической себестоимости величина фактических затрат отчетного периода определяются по формуле:

Зф = Кф х Цф, (1)

где, Зф - фактические затраты; Кф - фактическое количество использованных ресурсов; Цф - фактическая цена использованных ресурсов.

Нормативный метод учета затрат по сравнению с фактическим учетом затрат, позволяет оценить не только то, какими были затраты, но и какими они должны были быть.

Под нормативными понимают текущие нормы затрат с поправками на изменение технологии. В практической деятельности используют различные нормативы: только по количеству, только по ценам, по количеству и по ценам одновременно. При использовании нормативов только по количеству применяется следующая формула:

З=Цф х (Кн (+ -) Ок), (2)

где, Ок - отклонение фактических затрат от норматива. вызванное изменением количества использованных ресурсов.

При использовании нормативов только по цене использованных ресурсов применяется следующая формула:

З=(Цн (+ -) Оц) х Кф, (3)

где, Оц - отклонение фактических затрат от норматива, вызванное изменением цен.

При использовании нормативов и по количеству и по ценам использованных ресурсов применяется следующая формула:

З = (Цн (+ -) Оц) - (Кн (+ -) Ок), (4)

Нормативный метод учета затрат предполагает обязательное предварительное составление по каждому изделию нормативных калькуляций, которые рассчитываются на базе действующих на начало отчетного периода норм затрат. По мере внедрения организационных и научно-технических мероприятий, обновления норм и нормативов нормативные калькуляции также обновляются.

При нормативном методе учета затрат ведется в пределах установленных норм и по отклонениям от них. Информация об имеющихся отклонениях имеет огромное значение для принятия управленческих решений с целью оперативного воздействия на процесс формирования себестоимости продукции.

При этом методе фактическая себестоимость продукции определяется путем прибавления (вычитания) к нормативной себестоимости доли отклонений от норм по каждой статье по следующей формуле:

Сф = Сн (+ -) Он, (5)

где, Сф - фактическая себестоимость продукции; Сн - нормативная себестоимость продукции; Он - отклонение фактической себестоимости продукции от ее нормативной себестоимости.

Нормативный метод требует также правильной организации складского хозяйства: обеспечение складов весоизмерительным оборудованием, а производственных цехов - приборами для учета потребления воды, газа, пара, электроэнергии; разработки номенклатуры ценников; качественного оформления первичной документации и других организационно-технических мероприятий.

Нормативный метод в целом по сравнению с методом затрат эффективно решает задачу управления затратами. Основные достоинства этого метода заключаются в следующем:

возможность контроля над затратами путем составления нормативных калькуляций;

возможность выявления и анализа мест, причин и виновников возникших отклонений фактических затрат от нормативных;

возможность контроля затрат путем сопоставления фактических значений с нормативными;

возможность оперативного принятия мер в ходе производственного процесса, а не только в конце отчетного периода.

К недостаткам этого метода можно отнести увеличение трудоемкости учетно-вычислительных работ и необходимость организации учета как в пределах норм затрат, так и по отклонениям от них.

При учете затрат с использованием метода плановой себестоимости за основу берутся допустимые затраты на продукцию и единицу изделия исходя из прогрессивных норм расходов материалов, топлива, энергии, заработной платы и других затрат с учетом передового опыта технологии и организации производства, а также имеющихся резервов. Главное преимущество этого метода состоит в том, что плановые затраты основаны не на достигнутом уровне, а на прогнозе будущего. При этом используется технологическая документация, сведения о ценах поставщиков на следующие периоды, экспертные оценки.

В практической деятельности в качестве плановых норм затрат можно использовать несколько вариантов:

идеальные (теоретические) стандарты достижимы при наивысшей производительности труда, отсутствии каких либо сбоев в работе предприятия;

оптимальные стандарты достижимы при средней производительности труда и допуске некоторых незначительных сбоев в работе предприятия;

опытно-статистические стандарты строятся на основе фактически достигнутых результатов деятельности за прошедшие периоды и содержат в себе часть неиспользованных резервов экономии.

Стандарты затрат предприятия рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы достичь их было не слишком легко, но возможно. Стандарты затрат устанавливаются на относительно длительный период, чтобы менеджеры могли опираться на них в принятии решений. Но чтобы стандарты не теряли актуальности, их необходимо периодически пересматривать. На практике чаще всего это делают в процессе разработки годового бюджета.

Стандарты устанавливаются на все виды затрат. Формула расчета затрат аналогична формуле, используемой в учете по нормативной себестоимости:

З = (Цп (+ -) Оц) х (Кn (+ -) Ок), (6)

где, n - индекс планового значения соответствующих величин.

Метод учета затрат по плановой себестоимости сохраняет все положительные черты нормативного метода, но по сравнению с ним обладает дополнительным преимуществом: более глубокая обоснованность плановых величин по сравнению с нормативными, обеспечивает увеличение точности прогнозов и эффективности контроля.

По отношению к производственному процессу учета затрат можно организовать попередельным (попроцессным) и позаказным методами.

Попередельный (попроцессный) метод учета затрат применяется на предприятиях с такими производствами, где готовый продукт получается в результате последовательной обработки исходного материала на отдельных технологически выделенных стадиях, фазах или переделах.

Переделом называется такая совокупность технологических операций, которая завершается выработкой промежуточного продукта (полуфабриката) или же получением законченного готового продукта.

Сущность попередельного метода состоит в том, что учет затрат ведется по переделам (процессам), а внутри них - по статьям калькуляции и видам продукции. При этом прямые затраты учитываются по каждому переделу, а косвенные - по цеху, производству предприятия в целом с последующим распределением между себестоимостью продукции переделов согласно принятым базам распределения.

Существуют два варианта попередельного метода учета затрат, полуфабрикатный и бесполуфабрикатный. При полуфабрикатном варианте продукция каждого предыдущего передела является полуфабрикатом для последующих переделов или может реализовываться на сторону. Это определяет необходимость оценки полуфабрикатов по фактической, нормативной или плановой себестоимости, либо по расчетным или отпускным ценам.

При бесполуфабрикатном варианте по каждому переделу учитываются, главным образом, только затраты на обработку. Себестоимость готовой продукции исчисляется суммированием затрат на сырье и исходные материалы, расходов всех переделов на обработку и общепроизводственных расходов. При этом калькулируют лишь себестоимость готовой продукции. Учет затрат по этому методу осуществляется по заказам на изготовление одного изделия или небольшой партии одинаковых изделий. Для этого на каждый заказ в бухгалтерии открывается карточка, в которой учитываются затраты по заказу в течении всего срока его выполнения.

Прямые затраты учитываются в разрезе цехов и заказов на основании первичных документов. Первичная документация по учету таких затрат оформляется на каждый заказ отдельно. Косвенные затраты включаются в себестоимость заказов путем распределения пропорционально принятой базе распределения.

В течении срока выполнения заказа затраты учитываются как незавершенное производство. После окончания заказа он закрывается и подсчитываются затраты на его выполнение, которые за вычетом возвратных отходов, окончательного брака и возврата неиспользованных материалов на склад становятся фактической себестоимостью произведенной по заказу продукции. Если в соответствии с заказом изготавливалось несколько одинаковых изделий, себестоимость единицы определяется делением суммы затрат по статьям калькуляции на количество выработанной продукции.

В большинстве случаев в практической деятельности предприятия используют гибридные (смешанные) системы, сочетающие элементы как попередельного (попроцессного), так и позаказного методов. Такие системы эффективно используются в серийном и поточном производствах. В частности, одной из наиболее перспективных гибридных систем является пооперационный метод, при использовании которого основным объектом отнесения затрат является операция. Затраты на каждую операцию распределяют по единицам продукции, прошедшим данную операцию, пропорционально средней величине добавленных затрат. Затраты на основные материалы относят на определенный вид продукции аналогично позаказному методу. Преимущество пооперационного метода состоит в "привязке" калькуляции к технологическому процессу.

Области применения методов учета затрат производственного характера представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Области применения методов учета производственных затрат

Методы

Отрасли применения

1

2

Попередельный

В производствах с комплексным использованием сырья, а также в отраслях массового и крупносерийного производства (химической, нефтеперерабатывающей, текстильной, пищевой, стекольной, металлургической промышленности)

Позаказный

Единичные, мелкоаерийные, опытно-экспериментальные производства и на ремонтных работах (строительная и издательская деятельность, мебельное производство. проектно-исследовательские работы, машиностроение)

Гибридный (пооперационный)

Серийное и поточное производство (кондитерское, швейное и т.д.)


В зависимости от полноты включения затрат в себестоимость продукции можно организовать учет и калькулирование полной или сокращенной себестоимости.

При методе учета затрат по полной себестоимости в себестоимость продукции включаются все издержки предприятия, независимо от их деления на постоянные и переменные, прямые и косвенные. Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, распределяют сначала по центрам ответственности, где они возникли, а затем переносят на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе. Чаще всего в качестве базы распределения выступает заработная плата производственных рабочих, производственная себестоимость.

Метод учета затрат по полной себестоимости позволяет получить представление обо всех затратах, которые несет предприятие в связи с производством и реализацией одного изделия.

Следует отметить, что этот метод широко распространен в нашей стране и соответствует сложившимся в России традициям и требованиям нормативных актов по финансовому учету и налогообложению. Однако данный метод не учитывает одно важное обстоятельство - себестоимость единицы изделия изменяется при изменении объема выпуска продукции. Если предприятие расширяет производство и продажу, то себестоимость единицы продукции снижается, если же предприятие сокращает объем выпуска - себестоимость растет.

Все вышеперечисленные методы выбираются предприятиями самостоятельно. Главное, чтобы выбранный предприятием метод осуществлял возможность группировки затрат по объектам учета, текущим контролем над затратами и управление себестоимостью по отклонениям.

учет затрата калькулирование себестоимость

1.2 Группировка производственных затрат

Для правильной организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат по определенным признакам.

Важнейшими из них являются: состав и экономическое содержание затрат, места их возникновения и носители; роль и назначение в технологическом процессе изготовления продукции; способ включения в себестоимость продукции; отношение к объему производства и т.д.

По составу затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные. Одноэлементные называются затраты, состоящие из одного элемента - материалы, заработная плата, амортизация. Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов, например общепроизводственные и общехозяйственные затраты, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.

По экономическому содержанию затраты классифицируются по статьям калькуляции и экономическим элементам. Экономическим элементом принято называть первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части. Поэлементная группировка затрат показывает, сколько произведено тех или иных видов затрат в целом по предприятию за определенный период времени независимо от того, где они возникли и на производство какого конкретного изделия они использованы. Данная группировка дает возможность устанавливать потребность в основных и оборотных фондах, определять фонд оплаты труда. В свою очередь, в технологическом процессе на изготовление разнообразных изделий электроэнергия может расходоваться в разных количествах: на одно изделие - больше, а на другое - меньше. Для решения этих задач применяют классификацию затрат по статьям калькуляции.

Калькуляционной статьей принято называть определенный вид затрат, образующий себестоимость как отдельных видов, так и всей продукции в целом. Группировка затрат по калькуляционным статьям позволяет определять назначение расходов и их роль, организовать контроль над расходами, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и ее отдельных подразделений, устанавливать по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения издержек производства. На основании этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции.

По способу включения затрат в себестоимость продукции затраты предприятия подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми являются затраты по производству конкретного вида продукции. Поэтому они могут быть отнесены на объекты калькуляции в момент их совершения или начисления прямо, на основании данных первичных документов, без совершения каких-либо предварительных расчетов. Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например затраты по управлению и обслуживанию производства (накладные). Эти затраты сначала собираются на соответствующих счетах, а затем включаются в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обуславливается особенностями предприятия и технологии конкретного вида производства. Важное значение в учете имеет группировка затрат по отношению к объему производства. По данному признаку затраты подразделяются на переменные и условно-постоянные.

Разделение затрат на переменные и условно-постоянные имеет большое значение для планирования, учета и анализа себестоимости продукции. Условно-постоянные расходы, оставаясь относительно неизменными по абсолютной величине при росте производства, становятся важным фактором снижения себестоимости продукции, как их величина при этом уменьшается в расчете на единицу продукции. Переменные же расходы возрастают в прямой зависимости от роста производства продукции, но, рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. Экономия по этим расходам может быть достигнута за счет осуществления организационно-технических мероприятий, обеспечивающих снижение их в расчете на единицу выпускаемой продукции. Кроме того данную группировку затрат можно использовать при анализе и прогнозировании безубыточности производства и в конечном счете при выборе экономической политики предприятия.

В производственном учете немаловажное значение имеет группировка затрат исходя из их роли в технологическом процессе изготовления продукции и целевого назначения. По данному признаку затраты предприятия подразделяются на основные и накладные.

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции.

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Они состоят из комплексных общехозяйственных и коммерческих расходов. Их величина зависит от организации производственно-коммерческой деятельности, деловой политики администрации, продолжительности отчетного периода, структуры предприятия и других факторов.

Важное значение при калькулировании и оценке готовой продукции имеет группировка затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимость продукции. По данному признаку затраты предприятия подразделяются на текущие, будущих периодов и предстоящие. К текущим относятся расходы по производству и реализации продукции данного периода. Расходы будущих периодов - это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды (например, расходы на освоение вводимых в эксплуатацию цехов, производств, на подготовку и освоение новых видов продукции, расходы на аренду помещения, выписка газет и журналов).

К предстоящим относят затраты, которые в данном отчетном периоде еще не произведены, но для правильного отражения фактической себестоимости подлежат включению в затраты производства за данный отчетный период в плановом размере (расходы на оплату отпусков рабочих, выплату единовременного вознаграждения за выслугу лет и другие затраты, имеющие периодический характер).

На организацию учета затрат и калькулирование себестоимости продукции существенное влияние оказывает специализация предприятия и массовость выпуска продукции. При этом производства делятся на единичные, серийные и массовые. Направления учета производственных затрат и классификация их по целям управления приведена в таблице 2.

Таблица 2 - Направление учета производственных затрат

Направления учета производственных затрат

Классификация затрат

1

2

Затраты, используемые для калькулирования и оценки готовой продукции

- основные и накладные - входящие и истекшие - отчетного периода и включаемые в себестоимость

Затраты на производство, данные о которых являются основанием для принятия решений

- постоянные, переменные, условно-постоянные, условно-переменные - принимаемые и непринимаемые в расчет при оценках - безвозвратные затраты

Затраты, используемые в системе планирования, контроля и регулирования

- регулируемые и нерегулируемые - места возникновения затрат - нормативные (сметные) затраты


Для целей полного учета затрат производства и определения себестоимости отдельных видов продукции с учетом организации и технологии производства, необходимо правильно установить объекты учета затрат и объекты калькулирования. Под объектами учета затрат принято понимать места возникновения расходов, то есть отдельные цехи, производства, участки и другие структурные подразделения в разрезе которых должны группироваться затраты по изготовлению продукции. Под объектами калькулирования понимают выпускаемые отдельные виды продукции, выполняемые виды работ и услуг. Учет производственных затрат и порядок исчисления фактической себестоимости продукции во многом зависят от организации и технологии производства и технологии производства и видов выпускаемой продукции, характера производства, его организации и технологии. К этому следует добавить, что на организацию учета затрат оказывает влияние структура управления производством. уровень автоматизации учетных работ, а также методы калькулирования себестоимости продукции. Но несмотря на эти особенности, очень важно, чтобы затраты по производству и реализации продукции группировались в учете по видам производства (основное и вспомогательное), местам возникновения и объектам калькулирования (видам продукции).

Раздел 2 Расчетно-аналитическая часть

.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Вереск»

Общество с ограниченной ответственностью «Вереск» зарегистрировано в 2004 году. Учредителем общества является физическое лицо. Место осуществления деятельности - Московская область, г. Подольск, ул. Орджоникидзе, дом 5.

В соответствии с Уставом ООО «Вереск», основными видами деятельности являются:

производство мягкой игрушки в ассортименте;

коммерческо-посредническая и торгово-закупочная деятельность;

другие виды деятельности, не противоречащие законодательству.

Как следует из выше перечисленного перечня разрешенных видов деятельности, ООО «Вереск» может реализовать значительный спектр работ, услуг. Тем не менее, некоторые виды деятельности предприятием не используется, так как ООО «Вереск» сосредоточило в настоящее время основные усилия на пошив мягкой игрушки.

ООО «Вереск» применяет общий режим налогообложения. В настоящее время на предприятии постоянно работает 150 человек.

Вся хозяйственная деятельность в компании планируется, организуется и контролируется его аппаратом управления.

Исполнительным органом ООО «Вереск» является директор, который реализует свои обязанности на принципе единоначалия, несет персональную ответственность за деятельность предприятия.

Работа экономического отдела, главным образом, заключается в проведении экономического и финансового контроля, анализа и учета деятельности предприятия. Помимо этого важным в работе данного отдела являются финансовое планирование, проведение маркетинга финансового рынка с целью поиска источника дешевых кредитов и ссуд.

Основной функцией отдела снабжения является бесперебойное и своевременное обеспечение дешевым и качественным сырьем для производства, осуществляется заключение договоров с предприятиями и частными предпринимателями по поставке наиболее качественного и безопасного сырья, не содержащего вредных примесей в составе.

Отдел продаж проводит активную работу, направленную на увеличение рынков сбыта. Основными задачами отдела является: формирование спроса на выпущенную продукцию, создание гибких финансовых схем работы с потребителями.

Задачами производственного отдела являются разработка плана производства продукции, создание механизма финансирования новых видов продукции.

Главный бухгалтер руководствуется Положениями о бухгалтерском учете и отчетности, нормативными документами, утвержденными в установленном законом порядке, несет ответственность за соблюдение содержащихся в них методологических принципов бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет ведется согласно утвержденной учетной политике предприятия. Главный бухгалтер организует и контролирует работу специалистов бухгалтерии с сфере бухгалтерского и налогового учета. Ведет учет экономического анализа деятельности по управленческому учету.

.2 Методы оценки затрат в производственном учете, возможности применения их в ООО «Вереск»

Рассмотрим динамику основных экономических показателей хозяйственной деятельности ООО «Вереск», которая сформирована на основании балансов (Приложение А, В) за период с 2008 - 2010 годы и представим ее в таблице 3.

Таблица 3 - Динамика экономических показателей хозяйственной деятельности

Показатели

Единица измерения

Года

Абсолютные отклонения (+,-)

Относительные отклонения  (+,-)



2008

2009

2010

2010  к  2008

2010  к  2009

2010  к  2008

2010  к  2009

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Выручка от продажи продукции

тыс.руб.

11424648

12141648

12424888

+1000240

+283240

108,8

102,3

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

тыс.руб.

9533086

9429803

9815660

+282574

+385857

103,0

104,1

Чистая прибыль (убыток)

тыс.руб.

576604

467406

210076

-366528

-257330

36,4

44,9


Из данных таблицы 3 следует, объем продаж в 2010 году составил 12424888 тыс. рублей, возрос по сравнению с прошлым годом на 283240 тыс.рублей, или 2,3%. По сравнению с 2008 годом объем продаж возрос на 1002240 тыс.рублей, или на 8,8%.

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг в 2010 году составила 9815660 тыс.рублей, и возросла по сравнению с прошлым годом на 385857 тыс. рублей, или 4,1%. По сравнению с 2008 годом себестоимость возросла на 282574 тыс.рублей, или на 3%. Рост себестоимости проданных товаров, работ, услуг объясняется ростом закупочных цен на сырье, услуги и коммунальные платежи.

Рассмотрев особенности деятельности предприятия согласно бухгалтерского баланса за 2010 год можно отметить, что ООО "Вереск" является финансово стабильным предприятием.

В управлении затратами предприятия важная роль отводится методике оценки затрат. На исследуемом предприятии ООО "Вереск" расходы на производство продукции за период 2008 - 2010 годы характеризуется данными формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" (Приложение С) и представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Расходы на производство продукции ООО "Вереск"

Элемент затрат

Года

Абсолютные отклонения (+,-)

Относительные отклонения (+,-)


2008

2009

2010

2009 к 2008

2010 к 2008

2009 к 2008

2010 к 2008

1

2

3

4

5

6

7

8

Себестоимость проданных товаров. работ, услуг

9533086

9429803

9815660

-103283

+282574

98,9%

103,0%

Коммерческие расходы

735648

864335

1249179

+128687

+384844

117,5%

144,5%

Управленческие расходы

929947

912767

892947

-17180

-19820

98,2%

97,8%

Прочие расходы

385490

258094

461676

-127396

+203582

67,0%

178,9%


В общем объеме расходов за 2010 год себестоимость проданных товаров, работ, услуг составила 9815660 тыс.рублей, которая возросла по сравнению с 2008 годом на 282574 тыс.рублей, или на 3%. Коммерческие расходы составили в 2010 году 1249179 тыс.рублей, и выросли они по сравнению с 2008 годом на 384844 тыс.рублей или на 44,5%. Управленческие расходы составили в 2010 году 892947 тыс.рублей, они снизились по сравнению с 2008 годом на 19820 тыс.рублей или 2,2%. Прочие расходы составили 461676 тыс.рублей, они возросли по сравнению с 2008 годом на 203582 тыс.рублей или 78,9%.

.3 Этапы формирования производственного учета

При формировании производственного учета номенклатурные позиции сортируются по приоритетам заказов. Номенклатурно-количественный состав производственного учета служит основанием для контроля фактического выпуска готовой продукции, сборочных элементов и полуфабрикатов.

После создания основного производственного плана, который содержит сборные модули и элементы заказов, в обязательном порядке производится расчет оценки для выполнения производственного плана. Данный расчет направлен на анализ состава моделей и сравнение с актуальными складскими остатками тканей и фурнитуры. Если анализ показывает отрицательное количество, то формируется дополнительный производственный план на закупку необходимых тканей и фурнитуры. Оценка потребностей выполняется также и для производственного учета, поскольку для производства изделий необходимо рассчитать количество необходимого материала или полуфабрикатов, сравнить с актуальными складскими остатками и в случае отрицательной разницы сформировать заявку на снабжение.

Потребности производства

 

 

 

 





 

Собственные изделия



 

 





 

 


ЗАЯВКА НА СНАБЖЕНИЕ


 

 

Артикул

Наименование

Ед. изм.

Потребности

 

 

ПШ-001-02

Левый бок (плюш)

шт.

35

 

 

ПШ-010-02

Правый бок (плюш)

шт.

20

 

 

МХ-020-45

Уши (серединка)

шт.

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Образец заявки в снабжение

На основании исходных данных производственного учета, а также последовательности выполнения производственных операций на участках и рабочих местах формируется журнал производственных нарядов-заданий по цехам, сменам и рабочим местам. Исходные данные для формирования заданий-нарядов:

указание цехов, рабочих мест и операций, производимых над номенклатурными позициями, с указанием норм трудозатрат;

календарь работы смен с указанием графика работы, праздничных и выходных дней.

Результатом формирования производственных заданий-нарядов является журнал документов на день и рабочее место.







                                                          Параметры оптимизации

                    Корректировка

             производственного учета

Рисунок 2 - Типовая производственная структура

При формировании первичных документов в цеха необходимо учитывать, что производственные операции, выполняемые в этих цехах, имеют определенные технологические характеристики, по которым осуществляется оптимизация производственных нарядов-заказов. Оптимизация заключается в формировании расписания последовательности выполнения производственных нарядов-заданий, которые минимизируют время перенастройки оборудования, смены инструментов или время подготовки для выполнения операции на рабочем месте.

Раскрой. Оптимизация производится по базовому материалу раскроя, который задается в дополнительных свойствах номенклатурных групп для составных деталей. При формировании производственных нарядов-заданий вначале отбираются заказы с наибольшим приоритетом по дате выполнения, затем рассчитывается общий метраж расхода материала по цвету, фактуре и для операций раскроя с наибольшим метражом наряды формируются в первую очередь.

Участок:

Участок раскроя

 

 

 

 

 






 Раскрой полотна

 

Станок:

 

 

 

 



 

 








 

Задание на раскрой:

№ 2.3.1


Дата:

22.08.2010


 

 








 

Заказ №:

625

 

 



 

 

Материал/изделие:

Плюш коричневый

 

 

 

 

 

Наименование

Размер

Кол-во деталей

По заказу

Примечание

 

 


Длина

Ширина

План

Факт



 

 

ПШ-001-02 Левый бок (плюш)

652

522

1

 

45

 

 

 


952

582

2

 

 

 

 

 

ПШ-010-02 Правый бок (плюш)

652

522

1

 

45

 

 

 


952

582

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

 


Итого, шт:

6




 

 

Нач. участка _____________________

Исполнит/Дата:_____________________

 

Рисунок 3 - Образец наряд-задания

Швейный цех. Параметрами оптимизации являются базовый материал раскроя, фактура, толщина детали, которые используются для графического обозначения на детали игрушки. Аналогично операции раскроя первым параметром оптимизации является базовый материал, так как на детали одного и того же материала используются нити одного цвета и толщины.

Набивочный цех. Мягконабивные игрушки относятся к игрушкам для детей в возрасте до 3 лет и предназначены для держания в руках ребенком. В игрушках не допускается применять: полимерные недублированные пленки, полимерные недублированные пленки, гранулированные набивочные материалы с размером гранул 3 мм и менее, применяемые без внутренней оболочки, не являющейся внешней оболочкой игрушки; целлулоид (нитрат целлюлозы) или аналогичные легковоспламеняемые материалы, за исключением применения указанных материалов в лакокрасочном покрытии.

ООО "Вереск" в качестве набивки использует поролон.

Цех упаковки. Готовые мягкие игрушки поступая в цех упаковки подвергаются влажно-тепловой обработке для придания им товарного вида. Затем на участок отделки, где мягкой игрушке придают окончательный готовый вид и упаковывают. Затем каждую упакованную игрушку укладывают в транспортировочную тару (картонные коробки), и отправляют на склад готовой продукции.

В производственных цехах ООО "Вереск" работают бригадиры и каждый из них представляет отчет в бухгалтерию по истечении рабочей смены.

ООО "Вереск" в соответствии с учетной политикой использует позаказный метод учета затрат на производство. Учет ведется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

2.4 Объекты учета затрат и объекты калькулирования, отвечающие целям управления себестоимостью

Объектом учета затрат и объектом калькулирования при позаказном методе является отдельный производственный заказ.

Объект калькулирования - это продукт производства данного предприятия, его подразделений, технологических фаз, стадий, то есть продукция разной степени готовности.

В ООО «Вереск» под заказом понимается заявка клиента на определенное количество специально изготовленных для него партии изделий. Вид заказа определяется договором, в нем же оговаривается стоимость, оплачиваемая заказчиком, порядок расчетов, передача продукции, срок выполнения заказа.

Рисунок 4 - Образец бланка заявки клиента

Заказ - изделие или группа взаимосвязанных изделий, партий продукции, изготовление которых обусловлено предварительным договором между покупателем и изготовителем.

Бухгалтерия для учета затрат по заказам для каждого заказа открывает ведомость. По мере прохождения заказа в ведомости накапливается информация о затратах по материалам, по прямым трудозатратам и общепроизводственными расходами, связанными с его изготовлением. Следовательно, ведомость является основным учетным регистром в условиях позаказного метода калькулирования.

Учет затрат на производство продукции по заказам за август месяц 2010 года представлен в таблице 5.

Таблица 5 - Учет затрат на производство позаказно

Статьи затрат

Заказы в тыс.рублей


№ 265 АО «Мануфактура»

№ 260 Завод «Вымпел»

ИТОГО

1

2

3

4

Материальные затраты: Основное сырье и материалы

33896,00

45286,00

79182,00

Заработная плата производственным рабочим

75,65

79,25

154,90

Отчисление страховых взносов во внебюджетные фонды

25,87

27,10

52,97

Всего прямых затрат

33997,52

45392,35

79389,87


Косвенные затраты (амортизация, арендная плата, отопление, электроэнергия и др.) группируются по принадлежности к определенному месту затрат. Согласно учетной политике ООО «Вереск» косвенные затраты распределяются между заказами пропорционально основной заработной плате рабочих. Также для распределения косвенных затрат между отдельными заказами в течении одного отчетного периода (месяца), когда еще неизвестна фактическая сумма косвенных расходов, на предприятии используется бюджетная ставка распределения ожидаемых косвенных затрат. Бюджетная ставка распределения ожидаемых косвенных затрат рассчитывается путем деления суммы ожидаемых косвенных затрат на ожидаемую величину заработной платы основного производства, расчеты приведены в таблице 6.

Таблица 6 - Расчет бюджетной ставки распределения ожидаемых косвенных затрат

Наименование затрат

Косвенные затраты, тыс.рублей


Ожидаемая величина общепроизводственных расходов

Ожидаемая величина общехозяйственных расходов

1

2

3

Амортизация производственного оборудования

35

Х

Затраты на ремонт основных производственных средств

5,5

Х

Арендная плата за помещения

150

Х

Оплата труда работников, занятых обслуживанием производства

25

Х

Отчисления во внебюджетные фонды

8,6

Х

Потери от порчи материальных ценностей в цехах

2,6

Х

Оплата труда управленческому аппарату

Х

85

Затраты по выплате компенсаций за использование личных автомобилей для служебных целей

Х

6,7

Отчисления во внебюджетные фонды

Х

29,4

ИТОГО ожидаемых расходов

226,7

121,1

База распределения (производственная заработная плата )

154,9

154,9

Бюджетные ставки распределения ожидаемых косвенных затрат

1,463

0,782


Узнав бюджетную ставку, рассчитаем распределение производственных и не производственных косвенных затрат ООО «Вереск» и представим их в таблице 7.

Таблица 7 - Расчет распределения косвенных затрат

Наименование затрат

Заказы, тыс.рублей


№ 265 АО «Мануфактура»

№ 260 Завод «Вымпел»

ИТОГО

1

2

3

4

Производственная заработная плата

75,65

79,25

154,9

Косвенные производственные затраты, отнесенные на заказ

110,7

116,0

226,7

Косвенные непроизводственные затраты, отнесенные на заказ

59,1

62,0

121,1

ИТОГО косвенные затраты

169,8

178,0

347,8


Распределив косвенные затраты по заказам согласно таблице 7, можно рассчитать себестоимость. С момента открытия заказа себестоимость одного изделия формируется путем суммирования производственных затрат. Рассчитаем себестоимость каждого заказа и представим это в виде таблицы 8.

Таблица 8 - Расчет себестоимости заказов ООО «Вереск»

Наименование затрат

Заказы, тыс.рублей


№ 265 АО «Мануфактура»

№ 260 Завод «Вымпел»

ИТОГО

1

2

3

4

Материальные затраты

33896,0

45286,0

79182,0

Производственная заработная плата

75,65

79,25

154,9

Отчисления во внебюджетные фонды

25,87

27,1

52,97

Косвенные общепроизводственные затраты

110,7

116,0

226,7

Косвенные общехозяйственные затраты

59,1

62,0

121,1

Условно-фактическая себестоимость заказа

34167,32

45570,35

79737,67

Количество единиц изделий в заказе (шт.)

800

650


Условно-фактическая себестоимость единицы изделия заказа

1,2

1,05

Х

Выручка

41000,78

54684,42

95685,2

Прибыль

6833,46

9114,07

15947,53

Порядок отражения производственных затрат на счетах бухгалтерского учета ООО «Вереск» представлен в таблице 9.

Таблица 9 - Порядок отражения производственных затрат на счетах бухгалтерского учета

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма, тыс.рублей


Дебет

Кредит


1

2

3

4

Списаны материалы на производство

20

10

79182,0

Начислена заработная плата основного производства

20

70

154,9

Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды

20

69

52,97

Включены в себестоимость продукции основного производства общепроизводственные затраты согласно бюджетной ставке

20

25

226,7

Включены в себестоимость продукции основного производства общехозяйственные затраты согласно бюджетной ставке

20

26

121,1

Отражен выпуск готовой продукции по условно-фактической себестоимости

43

20

79737,67

Реализована продукция (заказ № 625 АО «Мануфактура»)

62

90

41000,78

Списана себестоимость по фактически-условной себестоимости (заказ № 625)

90

43

34167,32

Реализована продукция (заказ № 620 Завод «Вымпел»)

62

90

54684,42

Списана себестоимость по фактически-условной себестоимости (заказ № 620)

90

43

45570,35


По истечении отчетного периода предприятию удалось завершить выполнение заказов (№ 625, № 620). Продукция отгружена заказчикам, о чем в бухгалтерии имеются соответствующие документы (Товарная накладная, счет/фактура).

В соответствии с заключенным договором право собственности на продукцию перешло покупателю. Собраны и обработаны все документы подтверждающие расходы отчетного периода (месяца), что позволяет выяснить фактическую сумму общепроизводственных и общехозяйственных затрат. Фактическая сумма общепроизводственных затрат составила 225,98 тыс.рублей, что оказалось ниже суммы предварительно распределенной между заказами. Разница составила 0,72 тыс.рублей, эти расхождения обусловлены уменьшением расходов на ремонт основных производственных средств.

Таким образом, затраты распределены с избытком, себестоимость готовой продукции в бухгалтерском учете оказалась завышенной, финансовый результат занижен. В бухгалтерском учете производится корректировка фактической себестоимости. Представим корректировку в виде таблицы 10.

Таблица 10 - Отражение корректировочных бухгалтерских записей

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма, тыс.рублей


Дебет

Кредит


1

3

4

Сторнируется излишне списанная себестоимость заказов

90

25

- 0,72

Сторнируется дополнительно выявленный финансовый результат

90

99

0,72


Из таблицы 9 видно, что основные затраты ООО «Вереск» собираются на счете 20 «Основное производство», а в конце месяца списываются в дебет счета 43 «Готовая продукция». Сальдо по счету 20 «Основное производство» показывает сумму незавершенного производства на конец месяца.

.5 Незавершенное производство как особый объект учета

Под незавершенным производством понимается продукция, не прошедшая всех стадий (фаз, переделов) обработки, предусмотренных технологическим процессом, и не принятая техническим контролем. Однако материалы, которые не начали обрабатывать, покупные полуфабрикаты, не прошедшие первой стадии обработки, окончательный брак деталей и других полуфабрикатов в незавершенное производство не включаются.

Для уточнения учетных данных о незавершенном производстве нужно ежемесячно по состоянию на первое число проводить инвентаризацию с целью установления фактического наличия полуфабрикатов и материалов, выявлению брака и определению себестоимости товарной продукции. Следует отметить, что инвентаризация незавершенного производства проводится, к сожалению, не так часто, как того требуют интересы правильного оперативного планирования и управления. Это в основном связано с трудоемкостью необходимых работ.

Инвентаризация незавершенного производства ООО «Вереск» проводит один раз в квартал.

При инвентаризации незавершенного производства описание или снятие натуральных остатков проводится по всем рабочим местам, в минимально короткое время, по каждой операции в от дельности, а не только по изделиям.

Подсчитав с необходимой достоверностью сумму незавершенного производства, выявляют, на основании данных инвентаризации, недостачи, излишки, на величину которых корректируют сумму незавершенного производства.

На основании инвентаризационных описей составляются ведомости оценки остатков незавершенного производства в целом по организации и раздельно по местам их нахождения и видам продукции. Данные этих ведомостей служат основанием для распределения затрат между выпущенной готовой продукцией и незавершенным производством, с одной стороны, и между отдельными видами продукции - с другой.

Незавершенное производство в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации может отражаться в бухгалтерском балансе: по фактической или нормативной производственной себестоимости; по прямым статьям затрат; по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

По ООО «Вереск» незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактической производственной себестоимости. По состоянию на отчетную дату объем незавершенного производства в ООО «Вереск» составил 197382 тыс.рублей.

Информация о себестоимости незавершенного производства группируется в том же порядке, в котором ведется учет затрат на производство, т.е. по заказам.

Остатки незавершенного производства в зависимости от специфики деятельности и производственной мощности конкретного предприятия отражаются в виде дебетового сальдо на счете 20 «Основное производство».

Завершающим этапом производственного учета является ведение сводного учета затрат на производство, с помощью которого обобщаются данные аналитического учета и проверяется правильность его ведения.

Сводный учет затрат на производстве ведется в точном соответствии с организацией текущего учета затрат на производство и прежде всего в разрезе отдельных цехов, а внутри их - в разрезе отдельных заказов, видов выполненной продукции и полуфабрикатов. При этом итоговые данные сводного учета затрат должны совпадать с данными счета 20 «Основное производство».

Заключение

Важнейшим поставщиком информации для управления производственным процессом в настоящее время выступает управленческий учет.

Подведя итоги в изучении производственного учета в производственной деятельности на примере анализа явились материалы ООО «Вереск».

В результате проведенного анализа установлено:

- бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», другими нормативными документами, а также учетной политикой предприятия;

учет расходов производится в соответствии с действующими нормативными документами;

аналитический учет, организован с применением вычислительной техники. Выбрана бухгалтерская программа «1С: Бухгалтерии 7.7»;

- на предприятии используется позаказный метод учета затрат. Учет затрат ведется в разрезе каждого заказа по калькуляционным статьям;

учет и оценка готовой продукции производится по фактической себестоимости. Счет 40 «Выпуск продукции» в учете не используется.

По результатам произведенного анализа, можно порекомендовать руководству ООО «Вереск»:

осуществить внедрение автоматизированной версии бухгалтерского учета «1С: Бухгалтерии 8.1 - Предприятие» нового релиза, которая позволит сократить трудоемкость, затраты времени, повысить качество контроля, обеспечивает быстрый доступ к информации;

- рассмотреть внедрение в практику предприятия системы «стандарт-кост», которая позволит эффективно управлять затратами, снизить непроизводственные затраты, выявить возможные резервы снижения затрат, установить минимально необходимый размер производства, своевременно выявить и устранить отклонения и оперативно принять необходимые управленческие решения;

разработать нормативы затрат на предприятии и осуществлять систематический мониторинг затрат на предприятии;

принять меры по сокращению расходов, в том числе ликвидация перерасхода материалов при производстве изделий, устранение сверхплановых отходов;

разработать план мероприятий по переработке брака производства.

Список использованных источников и литературы

1.  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. - М: Проспект, 2010г.

2.      Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2.

.        Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ, в редакции № 243-ФЗ от 28.09.2010г. с измен. от 01.01.2011г.

.        Приказ МФ РФ от 31 октября 2000 г. №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», в ред. Минфина РФ №142н от 08.11.2010г.

.        Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ9\99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №32н, в ред. Приказа Минфина РФ №144н от 08.11.2010г. с измен. от 01.01.2011г.

.        Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10\99. Утверждено приказом МФ РФ от 06.05.99 г. №33н, в ред. Приказа Минфина РФ №144н от 08.11.2010г. с измен. от 01.01.2011г.

.        Артеменко В.Г. Беллендир М.В. Финансовый анализ. М.: Дис, 2006.

.        Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент М.: Финансы и статистика, 2006.

.        Велебникова Н.В, Василевич И.П. Современные тенденции управленческого учета. Бухгалтерский учет. 2008.

.        Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. М.: КНОРУС, 2010.

.        Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М.: Аудит, 2010.

.        Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий. // Бухгалтерский учет. - 2009.

.        Карпова Т.П. Учет производства как начальный этап управленческого учета. Бухгалтерский учет. 2007.

.        Керимов В.Э, Епифанов А.А., Селиванов П.В., Крятов М.С. Управленческий учет производственной деятельности М.: Экзамен, 2007.

35

15. Мюллер Г., Хернон Х., Миик Г. Учет: международная перспектива. М.: Финансы и статистика, 2008.

16.    Палий В.Ф. Управленческий учет - система внутренней информации. // Бухгалтерский учет. - 2007.

.        Риполь-Сапаноси Ф.Б. Основы финансового и управленческого анализа. М.: Юнити, 2007.

.        Соколов Я.В. Управленческий учет: миф или реальность. // Бухгалтерский учет. - 2006.

.        Сысоев Н.И. Отражение затрат в управленческом учете. // Бухгалтерский учет. - 2010.

.        Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учет: международный опыт. М.: Финансы и статистика, 2009.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!