Доменико Чимароза (Cimarosa)
Доменико Чимароза (Cimarosa)
(17. XII. 1749, Аверса - 11. I. 1801,
Венеция)
Итальянский
оперный композитор, один из ведущих представителей подлинно итальянской оперы.
Чимароза родился 17 декабря 1749 в Аверсе. Он был сыном бедного каменщика и
прачки. В 1756 семья Чимарозы поселилась в Неаполе. Вскоре скончался отец, и
Доменико отдали в монастырскую школу в Пендино. В 1761 он получил доступ в
консерваторию «Санта Мария ди Лорето» (старейшую из четырех прославленных
неаполитанских консерваторий). Здесь Чимароза учился музыке, преимущественно
игре на скрипке, клавесине и пению. В 1772 женился на Гаэтане Палланте, дочери
богатого музыкального импресарио. Гаэтана умерла год спустя, и о дальнейших
событиях в жизни Чимарозы почти ничего не известно. По-видимому, он почти сразу
же вступил во второй брак. Во всяком случае его новая подруга (возможно, вторая
жена) родила двух детей и вскоре после этого скончалась. Третья жена Чимарозы
умерла в 1796, подарив ему сына Паоло.
Первая
опера Чимарозы "Причуды графа" (Le stravaganze del conte) была
поставлена в Неаполе в 1772. После этого он жил попеременно в Риме и Неаполе,
совершая иногда путешествия на север; писал и ставил оперы и вскоре был признан
главным соперником Паизиелло, в ту эпоху корифея итальянской оперы.
В
1787 Чимароза был приглашен придворным композитором ко двору русской
императрицы Екатерины II. Первым заказом, который он получил по прибытии в
Петербург, стал реквием на смерть жены неаполитанского посла. В течение четырех
лет, проведенных Чимарозой в России, он сочинил пять больших опер и много произведений
в других жанрах. В 1791 испросил разрешения вернуться на родину ввиду
расстроенного здоровья, однако из России поехал не в Италию, а в Вену, где
занял должность придворного капельмейстера (сменив А. Сальери). В Вене
появилась наиболее известная опера Чимарозы "Тайный брак" (Il
matrimonio segreto, 1792).
В
1793 Чимароза наконец добрался до Неаполя, где провел в нищете последние годы
жизни. Вдохновленный идеями Великой французской революции, композитор с
восторгом встретил провозглашение в Неаполе республики, осуществленное при
поддержке французской армии, и даже сочинил по этому случаю Патриотический
гимн. Когда через несколько месяцев монархия была восстановлена, композитора
обвинили в сотрудничестве с оккупантами, посадили в тюрьму, а его портрет был
символически сожжен. Король Фердинанд помиловал его, но условием был
немедленный выезд из Италии. Чимарозе пришлось вновь отправиться в Петербург,
где он некогда блистал, но в дороге музыкант скоропостижно скончался. Слух о
том, что Чимароза был отравлен, распространился настолько широко, что
неаполитанские власти послали специального врача для составления официального
отчета о смерти композитора.
В
наследии Чимарозы 66 опер, 10 кантат, 4 политических гимна, 40 сонат для
клавесина, концерт для двух флейт, 8 дуэтов, 3 оратории, реквием, заупокойная
месса, Credo и много иных произведений в церковных жанрах.
Важнейшими
достоинствами музыки Чимарозы являются ее живость, изобретательность,
искрящееся веселье и блестящая инструментовка. Главный вклад композитора в
развитие оперного жанра – введение заключительных ансамблей, подытоживающих
развитие действия в картине или акте.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/