СЕЗАР ФРАНК (Franck)
СЕЗАР ФРАНК
(Franck)
(1822–1890)
Французский композитор, уроженец Бельгии.
Сезар Огюст Франк родился 10 декабря 1822 в Льеже (ныне Бельгия). Он учился в
Льежской, а затем в Парижской консерватории. По воле отца, который хотел, чтобы
сын стал концертирующим пианистом-виртуозом, Франк в возрасте 11 лет принял
участие в конкурсе в Льеже и получил первую премию. В студенческие годы сочинил
несколько циклов фортепианных вариаций; они не представляют интереса с
художественной точки зрения, но демонстрируют разнообразие технических приемов
фортепианной игры. К тому же периоду относятся Большие сонаты (Grandes Sonatas)
и Первая симфония для большого оркестра, по-видимому, исполненная в Орлеане в
1841.
В 1835 семья Франка переехала в Париж, и
поскольку Сезар был слишком молод для поступления в консерваторию, он брал
частные уроки у А.Рейхи. Однако вскоре Рейха умер, и Франк продолжил занятия с
Леборном и с П.Циммерманом. В 1837 он в порядке исключения был принят в
Парижскую консерваторию. Как известно, в 1823 директор консерватории Л.Керубини
отказал в приеме Ф.Листу как иностранцу, а Франк к моменту поступления тоже не
имел французского гражданства. В конце первого своего консерваторского года
Франк получил вторую премию по классу фуги. В 1838 он получил первую премию по
классу органа.
Первые серьезные композиторские опыты
Франка относятся к 1842 и 1843: это Три концертных трио (Trois trio
concertants) для скрипки, виолончели и фортепиано – официальный «первый опус»
музыканта. Трио были напечатаны по подписке, причем в начале подписного листа
стояли имена Дж.Мейербера, Д.Обера, Г.Доницетти, Ж.Галеви и Ф.Шопена. Лист, с
которым Франк завязал дружеские отношения, был настолько поражен цельностью
последней части третьего трио, что убедил автора издать ее как отдельное
законченное произведение.
В 1843 Франк создал свое первое крупное
сочинение – ораторию Руфь (Ruth), которая получила высокую оценку Мейербера и
Г.Спонтини. Примерно тогда же он получил место органиста в церкви
Нотр-Дам-де-Лоретт.
Первыми значительными сочинениями Франка
стали органные Шесть пьес (Six pieces pour grande orgue, 1860–1862). К этому
времени он перебрался в церковь Сен-Жан-Сен-Франциск в Маре, а оттуда в церковь
Сен-Клотильд, где и исполнял обязанности органиста до конца своих дней. Среди других
произведений этого периода – симфоническая поэма Что слышно на горах (Ce qu'on
entend sur la montagne) по В.Гюго (около 1846), комическая опера Батрак с фермы
(La valet de ferme, 1851–1852) и оратория Вавилонская башня (La tour de Babel,
1865). Все они остались в рукописях, но Что слышно на горах – несомненно,
хронологически первый образец жанра симфонической поэмы (любопытно, что позже
Лист написал поэму на тот же сюжет). В 1869 Франк создал произведение, которое
часто считают лучшим в его творчестве – ораторию в восьми частях для солистов,
хора и оркестра Заповеди блаженства (Les Beatitudes, 1869–1879).
В 1872 Франк получил место профессора
органа в Парижской консерватории. Так было положено основание тому, что позднее
получило название «великой традиции». Консерватория ориентировалась прежде
всего на оперный жанр; органный класс Франка стал по существу композиторским
классом, который посещали не только официальные ученики Франка, но все, кто
готов был воспринять новые принципы обучения, основанные на изучении творчества
Баха и Бетховена.
Молодое окружение Франка, в котором царил
дух творчества, стимулировало созидательную деятельность композитора,
формирование его собственной эстетики. В 1879 он закончил прекрасный
фортепианный квинтет (1878–1879). Весьма плодотворными оказались и следующие
несколько лет (1882–1886), когда появился ряд сочинений: симфоническая поэма
"Проклятый охотник" (La chasseur maudit, 1882) – дань композитора
романтизму и влиянию Г.Берлиоза; "Джинны" для фортепиано с оркестром
(Les Djinns, 1884); прелюдия, хорал и фуга для фортепиано (1884);
"Симфонические вариации" для фортепиано с оркестром (Variations
symphoniques, 1885); скрипичная соната ля мажор (1886 – подарок к свадьбе
великому скрипачу Э.Изаи); прелюдия, ария и финал для фортепиано (1886–1887).
Симфония ре минор (1886–1888), впервые
исполненная в 1889 Обществом концертов консерватории, была встречена публикой
недоброжелательно, однако Франк продолжил работу над струнным квартетом ре
мажор (1889). Исполненный в 1890, квартет имел оглушительный успех – это был
долгожданный триумф композитора. Следующим опусом стали величественные Три
органных хорала (Trois chorals, 1890), превосходные, вдохновенные образцы его
вариационной техники. Жизнь композитора оборвалась внезапно: он попал в уличную
катастрофу и скончался в Париже 8 ноября 1890.
Значение творчества Франка трудно
переоценить. Он не только создал собственную школу, но и кардинально обновил
французскую музыкальную традицию. Он доказал, что национальный дух не
замыкается в стенах оперного театра и что во Франции может создаваться
симфоническая музыка высочайшего европейского класса. Он поднял органные жанры
из трясины благополучного сенсуализма на уровень, сопоставимый с творениями
Баха; то же самое относится и к фортепианным жанрам – два больших цикла Франка
можно поставить рядом с любыми бетховенскими фортепианными сонатами. Он был
очень талантливым педагогом, и среди учеников Франка немало выдающихся
музыкантов – В. д'Энди, Э.Шоссон, П. де Бревиль, Г.Ропарц, А.Дюпарк; мнение
Франка много значило для таких разных композиторов, как Ж.Бизе, Э.Шабрие,
П.Дюка. С огромным уважением к личности и творчеству Франка относился Дебюсси.
Следует особенно выделить хроматическое письмо, свободное употребление Франком
нонаккордов и выразительность его модуляций – гармонический язык композитора
указал его последователям путь преодоления шаблонов; много нового внес Франк и
в область циклических форм.
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/