Детское движение на современном этапе

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,28 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Детское движение на современном этапе

Департамент общего и профессионального образования Брянской области

ГБОУ СПО Новозыбковский профессионально-педагогический колледж







РЕФЕРАТ

Детское движение на современном этапе


Цурган Артем Николаевич

Специальность 050202

Информатика

курс 45 группа

Научный руководитель:

Шаповалова Татьяна Александровна





Новозыбков 2011

Содержание

Введение

1. Понятия детских общественных движений

. Принципы устройства и функционирования детских общественных объединений

Заключение

Введение

Наблюдения за общественной жизнью детей и взрослых, проведенные исследования, многочисленные встречи и беседы с организаторами, руководителями детских общественных объединений, лидерами - участниками Всероссийского конкурса «Лидер XXI века» свидетельствуют, что в России до настоящего времени потребности и стремления детей и подростков, их реальные возможности далеко не всегда принимаются во внимание органами власти, государственными и общественными деятелями, родителями и педагогами. Требуется еще очень большая работа.

Развитие детского общественного движения - процесс длительный. И это время - не время ожидания активности детей, а постепенное включение их в деятельность.

Детское общественное движение надо создавать, строить. Для этих целей нужен национальный проект с таким названием, который бы учитывал не только федеральные масштабы, но и особенности региональных.

Гражданская позиция и ментальность не возникают сами по себе. Это в определенной мере производные культурного, экономического, политического контекста. Для развития движения и активного участия в нем детей и подростков необходимо создать условия, предоставляющие в распоряжение координаторов и организаторов конкретные ресурсы и умения, которые делают активное участие возможным.

Действительное детское движение необходимо детям для проявления инициативы, самостоятельности, для посильного и реального участия в жизни общества, для обустройства собственной жизни, для реализации стремления к взрослости и утверждения своей личности в значимой для общества деятельности. Оно нужно обществу и демократически устроенному государству, поскольку действительное детское движение способствует рождению гражданина, т.е. «человека, который судит обо всем, как глава правительства». Новое Российское государство уже продемонстрировало свою заинтересованность в таком детском движении, приняв Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Аналогичный интерес выявили многие субъекты Российской Федерации, принявшие подобные законодательные и нормативные акты на своих территориях. Дело теперь за немногим: за появлением новых Баден Пауэллов, Аркадиев Гайдаров, Владиславов Крапивиных, Игорей Ивановых, которые смогут увлечь детей социально значимыми идеями и вместе с ними взяться за их осуществление.

Цель реферата описать особенности детского движения на современном этапе.

Задачи:

1.Обосновать понятие детских общественных движений

2.Раскрыть принципы устройства и функционирования детских общественных объединений.

1.Понятие детских общественных движений

Детское движение - 1. Совокупность действий и деятельностей всех детских (в том числе подростковых и юношеских) общественных объединений и организаций, существующих в регионе (крае, области) или территориальной единице (городе, районе).

Детское движение - процесс возникновения, становления, развития и распада детских группок и групп, созданных на добровольной основе самими детьми или с участием взрослых, без установленного членства, единой цели и общих задач, единых законов и обычаев, символов и ритуалов, программ и формы одежды. (Т. В. Трухачева)

Детское движение - особым образом организованная деятельность самих детей - социально обусловленная, общественно и лично значимая; самодеятельность определенной направленности (индивидуальная и коллективная). Это форма проявления и выражения, реализации естественных, природных данных ребенка, его потребностей в самостоятельности, общении, проявлении своего «я»; форма самореализации, самоорганизации, саморазвития растущего человека.

Спектр детского движения - многообразие общественных, общественно-государственных структур федерального, международного, межрегионального, регионального, местного уровней.

Сегодня детское движение России представляют:

- международные, федеральные, межрегиональные, региональные детские организации, различающиеся по формам, - союзы, федерации, лиги, ассоциации, школы и т. д.;

- разнообразные ветви, направления, виды движения - гражданской, профессиональной, социально значимой и личностно-ориентированной направленности (экологическое, юнармейское, юнкоровское, туристско-краеведческое, движение милосердия, возрождения национальной культуры, спортивное и т. д.);

- самодеятельные детские клубные объединения, удовлетворяющие интересы, запросы детей, заполняющие их досуг;

- социально ориентированные детские общественные объединения;

- инициативы детей разных регионов страны, связанные с празднованием знаменательных исторических дат: 50-летия Победы, 300-летия Российского флота, 850-летия Москвы и др.;

- временные детские объединения участников международных, российских, региональных фестивалей, конкурсов, смотров, экспедиций в рамках программ, разработанных СПО - ФДО, ФДО «Юная Россия».

Детское общественное объединение - общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.

Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70,0%) граждан до 18 лет от общего числа членов. Общественным считается такое объединение, которое:

- создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

- осуществляет социально-творческую деятельность;

- не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений.

Детское общественное объединение - основа движения, организации, это сообщество детей, направляемое взрослым - членом этого объединения, участником его деятельности.

Детское общественное объединение - это:

- форма социального воспитания детей, в которой интегрируются «составные» процесса развития личности: обучение, воспитание, социализация и саморазвитие (самовоспитание, самообразование, самореализация); создаются условия «цельного» развития личности;

- разумно организованный досуг детей - среда их жизнедеятельности, социум, в котором ребенок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях (от рядового, заинтересованного, ответственного участника до лидера-организатора; в индивидуальной и коллективной, исполнительской и творческой деятельности); как личность, проявляя социальную гражданскую позицию (пусть в стадии зарождения), принадлежность к государственным и общественным структурам (не случайно дети в своих объединениях, организациях часто стремятся подражать взрослому обществу, играют в «парламенты», «республики», «министров», «президентов»);

- эффективное средство приобретения личного жизненного опыта, самостоятельности, опыта человеческого общения, отношений коллективной совместной деятельности со

-сверстниками и взрослыми; эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлеченных, неравнодушных;

- мир игры, фантазии, свободы творчества. Детские объединения создаются и функционируют:

- как самостоятельные, самоорганизующиеся, самоуправляемые структуры - формы детского движения (временные и постоянные; разновозрастные и одновозрастные; многопрофильные и однопрофильные); базой их, деятельности могут быть школы, внешкольные учреждений, предприятия, воинские части, редакции газет, журналов, телевидения, клубы по месту жительства, летние оздоровительные лагеря;

- как структуры детских организаций, способствующие реализации цели, задач, содержания деятельности организации;

- как объединения взрослых общественных структур (партий, движений, ассоциаций, союзов и т. д.);

- как временные объединения - участники мероприятий, проводимых СПО - ФДО, ФДО «Юная Россия», региональными республиканскими детскими организациями (в рамках разрабатываемых ими программ, акций, посвященных знаменательным событиям в мире, стране);

- как органы детского самоуправления, формы детской самодеятельности в образовательных системах школ, учреждений дополнительного образования. (Л. В. Алиева)

Детская организация - самодеятельное, самоуправляемое общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. (Е. В. Титова)

Детская организация является особым типом общественного объединения и характеризуется следующими признаками:

- наличие ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность детей и взрослых;

- добровольное вступление в организацию и свободный выход из нее;

- организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество;

- четко выраженная структура, определяющая положение в организации каждого;

- установленные для всех нормы и правила;

- гарантированные для всех членов организации права субъектов совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности). (Г. В. Сабитова)

Пионерская организация - это общественная организация детей и взрослых, призванная помочь подросткам в их гражданском становлении, ориентирующая их на активную созидательную деятельность, направленную на познание мира и улучшение окружающей жизни, самосовершенствование, заботу о людях, родной природе, Отечестве.

Пионерское содружество - форма объединения республиканских, краевых, областных пионерских, а также «смешанных» объединений и организаций в Российской Федерации.

Пионерское содружество не является в настоящее время самостоятельной общественной организацией, это лишь шаг на этом пути.

Позиция взрослого в детском движении есть выраженное определенным образом (словом, действием или бездействием) мотивированное отношение к ребенку, группе подростков, объединению в целом или коллеге (другому взрослому), которым руководствуется взрослый в объединении и за его пределами в процессе взаимодействия, направленного на достижение целей, зафиксированных уставами или иными документами, регулирующими как его (взрослого) деятельность, так и деятельность детского объединения. При этом в качестве показателей отношения могут и должны быть использованы нормы отношения к ребенку, установленные Конвенцией о правах ребенка. (Т. В. Трухачева)

Позиция взрослого к детскому общественному объединению - это система его отношений к детской организации, ее деятельности, ее ценностям, к детям - членам детского общественного объединения, к своим коллегам и к самому себе в объединении.

Наиболее распространенные позиции (не учитывая возможные «полутона»): «сторонний наблюдатель», «диктатор», «товарищ».

детский общественный объединение

2.Принципы устройства и функционирования детских общественных объединений

«Принцип (лат. principium - основа, начало) - 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т. д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения; 3) основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки» (Словарь иностранных слов. М: Рус. язык, 1985. С. 400).

Принципы устройства и функционирования детских общественных объединений могут быть сформулированы следующим образом:

Самореализация как смысл включенности личности в объединение.

Самоорганизация механизм, образующий общественное объединение детей и подростков.

Самодеятельность как способ существования объединения.

Самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения.

Социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности.

Участвующая и поддерживающая функция взрослых. Ответственность взрослых за педагогические последствия организованной детской самодеятельности.

Возрастающая включенность детей в общественные отношения как способ становления личности в детском объединении. (А. Г. Кирпичник)

Программа - документ, отражающий последовательную систему действий, направленных на достижение социально-педагогической цели.

В новейшей истории детского движения СССР и России мощный программный бум был связан с решениями IX Всесоюзного слета пионеров (1987 г.), отменившего единую пионерскую программу - Всесоюзный марш юных ленинцев.

В ноябре 1988 года в Москве состоялась научно-практическая конференция «Программы в пионерской организации: назначение, научно-методические основы разработки и внедрения», на которой были представлены программы практиков из различных регионов страны - Челябинска, Харькова, Красноармейска Донецкой области и др. Журнал «Вожатый» опубликовал ряд программ, ориентированных на личностный рост ребенка в пионерской организации: «Помни! Узнай! Научись! Участвуй! Действуй!» (автор доктор педагогических наук А.П. Шпона), «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!» (автор доктор педагогических наук М.Г. Казакина), «Компас» (авторский коллектив - Г. Иващенко, Е. Титова, Е. Бойко и др.).

В 1991 году научно-практическим центром СПО-ФДО на основе программно-вариативного подхода к социализации личности ребенка в деятельности детских объединений (авторы М.М. Рожков, А.В. Волохов) создан первый пакет программ, включающий такие программы, как «Детский орден милосердия», «Школа юных парламентариев» («Школа демократической культуры»), «Каникулы», «Свой голос», «Дети есть дети», «Древо жизни», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Игра - дело серьезное», «Мир красотой спасется», «Алые паруса>>. В разработке этого пакета программ приняли участие 57 ученых и практиков из 15 регионов страны.

Стратегия программно-вариативного подхода ориентировала ЦС СПО-ФДО на поддержку различных региональных программ, гибкость в отношении к перспективам их развития, на учет социально-экономических, политических изменений окружающей среды, на предоставление каждому ребенку реальной возможности попробовать себя в различных социальных ролях (участник, мастер, лидер) и выбрать вид деятельности в соответствии со своими потребностями и опытом.

Многие из программ стали основой либо для создания профильных детских объединений, либо для разработки разнообразных территориальных профильных программ самых различных коллективов, объединений, организаций.

Программы Федерации детских организаций «Юная Россия» проникнуты идеями выживания и защиты детей и подростков, имеют нетрадиционный характер, обусловлены привлечением к сотрудничеству специалистов в различных областях: «Возрождение» (главная идея программы - сберечь себя для России, Россию - для себя), «Я сам» (позже - «Школа социального успеха»), «Четыре плюс три» (цель - качественный рост ребенка в детском объединении), «Маленький принц Земли», «Коллеги» (программа кадрового обеспечения деятельности федерации).

Как и в Международной федерации детских организаций, программы ФДО «Юная Россия» носят концептуальный характер, оставляя технологические аспекты исполнителям.

В деятельности многих детских организаций (как отечественных, так и зарубежных) существует иной подход к программам. Так, программы скаутов носят прагматический характер и имеют целью получение конкретного результата.

В деятельности детской образовательной организации «4-Ц» (США) программы разрабатываются специалистами университетов на уровне штата в зависимости от результатов социологического исследования интересов и потребностей детей и подростков, которое проводится раз в пять лет. Базовые программы обеспечиваются мощнейшим методическим оснащением. Ребенок считается участником программы. (М.Р. Мирошкина)

Ритуал детского объединения - вид обряда, сложившаяся форма символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные ценности коллектива, организации.

Ритуалы в детском движении можно разделить на две группы:!) ритуалы, принадлежащие всей организации; 2) ритуалы, созданные внутри первичного детского объединения (отряда, группы, бригады, звена и т. п.).

Примеры: ритуал вступления в организацию, ритуал торжественных линеек, ритуал подъема флага, выноса знамени и т.д. (И.И. Волкова).

Ритуалы детского общественного объединения - действия, совершаемые в торжественных случаях в строго определенной последовательности, ярко и положительно эмоционально окрашенные.

В своей жизнедеятельности детские общественные объединения используют ритуалы приема, присвоения отряду или дружине почетного имени героя, караул у знамени или памятника, отдание почестей государственным символам.

Четкое и красивое выполнение ритуалов способствует формированию у подростков чувства причастности к детскому общественному объединению и его традициям, позволяет укрепить единство объединения. (Д.И. Лебедев)

Символика детского объединения - совокупность знаков, опознавательных примет, образов, выражающих значимую для коллектива идею, указывающих на принадлежность к объединению, организации, значимому событию. (Н.И. Волкова)

Символы детского общественного объединения - предметы и действия, имеющие условный (символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно связанные по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями и принципами жизнедеятельности объединения и используемые объединением в практической деятельности для их постижения.

Чаще всего детскими общественными объединениями используются в качестве символов девиз организации, знамя, флаг, галстук, значки и эмблемы.

В случае, когда детское общественное объединение имеет разветвленную структуру, первичный коллектив может в дополнение к общей иметь и свою собственную символику, но не противоречащую и не диссонирующую с ней.

Символы - важное средство формирования у участников объединения чувства гордости за принадлежность к нему. (Д.Н. Лебедев)

Традиции детского объединения - правила, нормы, обычаи, сложившиеся в детском объединении, передающиеся и сохраняющиеся в течение длительного срока. Условно их можно разделить на традиции-нормы (например, законы коллектива, «орлятский круг» и др.) и традиции-события.

Например, в июне, когда время собирать мед, организация «Пионеры Башкирии» проводит традиционный праздник, посвященный символу организации, - «Праздник Золотой Пчелки». Для Союза детских объединений Санкт-Петербурга и области стало традицией проведение тематических смен в лагере, посвященных дню рождения своей организации. (Н.И. Волкова)

Заключение

Оценки состояния детского общественного движения в современной жаждущей гражданского общества и подлинной демократии России весьма противоречивы. Приводимые цифры, характеризующие долю детского населения, которое участвует в детских объединениях, разнятся порядками.

К сожалению, слово «общественное» в названии детского объединения редко воспринимается как обязывающее, а постановка вопроса о соответствии часто встречает непонимание. Обеспечение воспитательных влияний и занятости детей, расширение их знаний, формирование дополнительных умений считается многими руководителями достаточным основанием для идентификации с детским общественным движением.

Для оценки перспектив развития детского общественного движения в России названная проблема симптоматична. Дальнейшее продолжение господствующей в настоящее время ориентации на воспитывающе-обучающие приоритеты делает детские объединения, формально, а не по сути называемые общественными, дополнительным или параллельным звеном уже существующей системы дополнительного образования.

Иной вектор развития российского детского движения - его разворачивание не в воспитательном пространстве «управления взрослением несовершеннолетних», а в социальном пространстве реальной жизнедеятельности современников. В этом пространстве дети объединяются для солидарного (коллективного) обустройства обстоятельств своей актуальной жизни, для «улучшения окружающей жизни», и поэтому действующие здесь детские формирования не могут не быть общественными в полном смысле этого слова. Действуя сообща для достижения конкретных осязаемых результатов, такие объединения не дублируют деятельность образовательных учреждений, оказываются интересными и значимыми, а поэтому принимаются в качестве партнеров государственными органами и общественными организациями взрослых.

Общественная жизнь детей не была обойдена вниманием научного осмысления ни в прошлом веке, ни в начавшемся новом. Запросы практики привлекали и привлекают к изучению этого явления отдельных исследователей, стимулируют возникновение неформальных объединений, актуализируют создание научных коллективов. В разные временные периоды в стране возникали своеобразные центры, аккумулирующие разработку актуальных аспектов деятельности общественных организаций детей и подростков, развития детского движения.

Эта традиция, как нам представляется, будет продолжена и в деятельности Ассоциации исследователей, отмечающей свое двадцатилетие, выросших вместе с ней ее участников, утвердившихся в высоких научных статусах, в работе многих молодых энтузиастов, выбирающих свой путь в науке.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!