Основы управления территориальной системой противодействия терроризму: сущность, содержание, особенности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    86,16 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы управления территориальной системой противодействия терроризму: сущность, содержание, особенности















КУРСОВАЯ РАБОТА

Основы управления территориальной системой противодействия терроризму: сущность, содержание, особенности

 

Содержание


Введение

. Особенности терроризма

.1 Терроризм как социально-политический феномен

.2 Объекты террористической деятельности: Международная и российская практика

.3 Основные формы и способы террористической деятельности

. Система управления противодействием терроризму

.1 Система противодействия терроризму в Российской Федерации

.2 Государственная стратегия противодействия терроризму в Российской Федерации

. Проблемы управления системЫ противодействия терроризму

Заключение

Список литературы

Введение


Сегодня среди важнейших факторов, влияющих на состояние международной обстановки, на первый план выходят феномен, который во всех его многообразных проявлениях мы называем "международный терроризм", и борьба с этим явлением, которая развернулась в национальных, региональных и мировом масштабах. Представляется, что от результатов этого противостояния во многом зависит, в каком мире мы будем жить уже в ближайшем будущем.

Российская Федерация в своей внешней и внутренней политике всегда придавала и придает принципиально важное значение участию в деятельности многосторонних институтов по регулированию международных отношений (ООН, НАТО, "большой восьмерки", Шанхайской организации сотрудничества и др.). В настоящее время в этой области наметились положительные сдвиги, получен новый позитивный импульс, благодаря консолидации мирового сообщества в рамках антитеррористической коалиции, достигнутым между Россией и США договоренностям о сокращении ядерного потенциала, углублению диалога с Европейским Союзом и ОБСЕ, что является солидной и обнадеживающей основой для выхода на новый качественный уровень отношений нашей страны с ведущими промышленно развитыми государствами мира.

Актуальность. Одной из важнейших задач для обеспечения стабильного и мирного будущего для членов мирового сообщества Россия считает создание системы, которая в новых условиях не только позволит обеспечивать международную безопасность, но и будет способствовать сближению и интеграции государств, построению открытого мира на основе взаимопонимания и сотрудничества, общепризнанных ценностей и норм.

Совершенно очевидно, что терроризм, как крайняя форма проявления экстремизма, окончательно превратился в одну из самых серьезных мировых проблем, с которыми человечество вошло в новое тысячелетие. Преступления террористического характера все больше угрожают безопасности стран и их населению, влекут за собой весьма существенные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое воздействие на большие массы людей, политику государств, наносят значительный ущерб, уносят жизни ни в чем не повинных граждан.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема терроризма как насильственного метода борьбы за преобразование общества всегда интересовала политиков, юристов, политологов, философов, социологов, широкие слои общественности.

В разные периоды истории терроризм использовался для достижения определенных целей - устранения политических противников, замены правительства, удовлетворения национальных, религиозных амбиций, достижения экономических, политических, социальных интересов. Государственный терроризм или террор «сверху» применялся с целью устрашения и подчинения граждан.

Объект исследования: территориальная система противодействия терроризму.

Предмет исследования: система противодействия терроризму.

Целью данной работы является изучение развития теории защиты населения и территории от террористической опасности, определение проблемных вопросов управления противодействием терроризму, поиск направлений и путей их решения.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

. Характеристика основных форм террористической деятельности

. Объекты террористической деятельности и последствия

. Роль и место Российской Федерации в противостоянии терроризму.

 

1. Особенности терроризма

 

.1 Терроризм как социально-политический феномен


Прежде всего, следует определиться с терминологией, ибо если в чем и сходятся авторы многочисленных исследований, посвященных феномену терроризма, так это в том, что дать четкое и исчерпывающее определение терроризма чрезвычайно сложно. "Что считать, а что не считать "террором", - пишут современные российские исследователи, - каждый решает сам, в зависимости от идеологических установок, опираясь на собственную интуицию. Единого определения сущности "террора" пока нет. Его еще предстоит ввести". В литературе термины "террор" и "терроризм" используются для определения явлений разного порядка, схожих друг с другом в одном - применения насилия по отношению к отдельным личностям, общественным группам и даже классам. Историки пишут об "опричном терроре", терроре якобинском, красном и белом терроре эпохи гражданской войны и т.д.; современные публицисты пишут об уголовном терроре; к терроризму относят угоны самолетов и захват заложников и т.п.

В то же время очевидно, что при внешней схожести применения насилия речь идет о явлениях разного порядка. Для историка очевидна разница между убийством императоров Павла I и Александра II. Во втором случае мы имеет дело с террористическим актом, в первом же - с чем-то сходным с тираноубийствами в Древней Греции. Однако сформулировать отличие этих двух цареубийств на теоретическом уровне не так просто.

"Никого не должен сдерживать тот факт, что не существует "общей научной теории" терроризма, - пишет один из крупнейших современных исследователей терроризма У.Лакер. - Общая теория a priori невозможна, потому что у этого феномена чересчур много различных причин и проявлений". Лакер справедливо отмечает, что терроризм - это очень сложный феномен, по-разному проявляющийся в различных странах в зависимости от их культурных традиций, социальной структуры и многих других факторов, которые весьма затрудняют попытки дать общее определение терроризма.

Российские исследователи В.В. Витюк и С.А. Эфиров полагают, что выработать общую дефиницию терроризма вполне возможно, если "соблюсти несколько элементарных логических условий". Во-первых, надо четко различать употребление понятия "терроризм" в прямом и переносном смысле". В данном случае Витюк и Эфиров имеют в виду жонглирование такими словосочетаниями, как "экономический террор", "информационный террор" и т.п. Во-вторых, необходимо отличать терроризм от других "форм и методов вооруженного насилия, террористический характер которых сам по себе не доказан". В-третьих, "определение терроризма должно быть принципиально полным", включая признаки, объединяющие его с другими формами насильственных действий, но главное - те "специфические характеристики, которые отделяют террористическое насилие от нетеррористического". В-четвертых, "надо учитывать, что действия, составляющие специфику именно терроризма, в рамках других форм вооруженного насилия носят частный или вспомогательный характер". К примеру (добавим от себя немножко исторической конкретики к политологическим построениям Витюка и Эфирова), выстрел П.Г. Каховского в генерала М.А. Милорадовича 14 декабря 1825 года носил "вспомогательный" характер в рамках вооруженного восстания. Еще более характерны в данном случае планы осуществления цареубийства (А.И.Якубович) именно в момент восстания.

Авторы приводят ряд определений терроризма: "Терроризм есть мотивированное насилие с политическими целями" (Б. Крозье, Великобритания); "Терроризм - это систематическое запугивание правительств, кругов населения и целых народов путем единичного или многократного применения насилия для достижения политических, идеологических или социально-революционных целей и устремлений" (Г. Дэникер, Швейцария); терроризм - это "угроза использования или использование насилия для достижения политической цели посредством страха, принуждения или запугивания" (сборник под ред. И. Александера (США) "Терроризм: теория и практика"). Сочтя, что эти определения, с одной стороны, отражают некоторые сущностные черты терроризма, а с другой - оказываются чересчур широкими и формальными, что позволяет распространить их на другие формы вооруженной борьбы, Витюк и Эфиров предлагают свою дефиницию терроризма.

"Терроризм, - пишут они, - это политическая тактика, связанная с использованием и выдвижением на первый план тех форм вооруженной борьбы, которые определяются как террористические акты." Террористические акты, которые ранее сводились к убийствам "отдельных высокопоставленных лиц", в современных условиях могут носить форму угона самолетов, захвата заложников, поджогов предприятий и офисов и т.д., но объединяет их с терроризмом прежних времен то, что "главной угрозой со стороны террористов остается угроза жизни и безопасности людей". Террористические акты направлены также на нагнетание атмосферы страха в обществе и, разумеется, они должны быть политически мотивированы. Для нагнетания страха террористы могут применять действия, которые не угрожают людям непосредственно - например, поджоги или взрывы магазинов, штаб-квартир политических партий в нерабочее время, издание манифестов и прокламаций угрожающего характера и т.п.

Нетрудно заметить, что дефиниция, предлагаемая Витюком и Эфировым, также не носит универсального характера и привязана, прежде всего, к терроризму 1970-1980-х годов на Западе. Достаточно приложить ее к "дезорганизаторской" деятельности землевольцев 1870-х годов, рассматривавших террор, прежде всего, как орудие самозащиты и мести, и становится очевидным, что современная политологическая терминология "не срабатывает" применительно ко многим конкретно-историческим ситуациям.

По-видимому, дать некое всеобщее определение терроризма весьма затруднительно (если вообще возможно), хотя очевидно, что его неотъемлемыми чертами действительно являются угроза жизни и безопасности людей и политическая мотивировка применения насильственных действий. Терроризм, с одной стороны, явление универсальное - по крайней мере для Европы и Северной Америки, начиная со второй половины XIX века, - то обостряющееся, то исчезающее на десятилетия, с другой - возникновение и деятельность террористических организаций в разных странах были обусловлены конкретно-историческими причинами и имели весьма различные последствия.

Среди историков и политологов нет единства мнений по этому вопросу. "Как современники и свидетели террористических актов во всех уголках мира, - пишет американский историк Н. Неймарк, - мы можем оценить гипнотизирующее воздействие терроризма на Российское государство. Структура террористических нападений, реакция публики и властей и типология поведения преступников не изменились сколь-нибудь существенно". Иного и, на наш взгляд, более близкого к истине мнения, придерживается У. Лакер. "Сопоставлять народовольцев 1870-х с бандой Баадера-Майнхоф было бы напрасной тратой времени, - справедливо пишет он, - однако сравнительное изучение групп "городской герильи" в Латинской Америке или сопоставление националистических террористических групп в прошлом и настоящем, таких, как ИРА, баскская ЭТА и, возможно: хорватских усташей, представляло бы определенный интерес".

Таким образом, говоря о терроризме в России, следует, по-видимому, не опираться на универсальные дефиниции, а попытаться выработать (или подобрать) то определение, которое наиболее адекватно отражает российскую (шире - европейскую и североамериканскую) ситуацию второй половины XIX - начала ХХ веков (мы солидарны с теми историками и политологами, которые относят возникновение терроризма именно к этому времени, о чем речь пойдет ниже).

По-видимому, наиболее исчерпывающее и краткое определение терроризма было дано американским историком Дж. Хардманом в статье "Терроризм", впервые опубликованной в четырнадцатом томе "Энциклопедии социальных наук" в 1934 году. "Терроризм, - писал Хардман, - это термин, используемый для описания метода или теории, обосновывающей метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Террористические акты направляются против людей, которые как личности, агенты или представители власти мешают достижению целей такой группы". Хардман добавлял, что "уничтожение собственности и оборудования, опустошение земель может в особых случаях рассматриваться как дополнительная форма террористической деятельности, представляя собой разновидность аграрного или экономического терроризма как дополнение к общей программе политического терроризма".

Существенным и весьма важным является положение, сформулированное Хардманом, что "терроризм как метод всегда характеризуется не только тем фактом, что он стремится вывести из равновесия законное правительство или нацию, но и желанием продемонстрировать массам, что законная (традиционная) власть больше не находится в безопасности и без вызова. Публичность террористического акта является кардинальным моментом в стратегии терроризма. Если террор потерпит неудачу в том, чтобы вызвать широкий отклик в кругах за пределами тех, кому он напрямую адресован, это будет означать, что он бесполезен как орудие социального конфликта. Логика террористической деятельности не может быть вполне понята без адекватной оценки показательной природы террористического акта".

Любопытно, что один из самых знаменитых русских террористов и 'певцов террора', С.М. Степняк-Кравчинский, 'казнивший', по терминологии революционеров, 4 августа 1878 г. средь бела дня в центре Петербурга шефа жандармов Н.В. Мезенцова, по-видимому, намеревался придать своему теракту максимально символическое значение. По свидетельству Л.А. Тихомирова, он первоначально собирался отрубить Мезенцову голову, для чего заказал особую саблю, "очень короткую и толстую". Учитывая огромную физическую силу Кравчинского, в его плане не было ничего невероятного. Однако такой способ убийства был признан товарищами Кравчинского непрактичным и он в конце концов был вооружен более традиционным, хотя и вполне символичным оружием - кинжалом.

Более века спустя современные арабские террористы избрали объектами своих атак символы западной цивилизации и американской военной мощи - Мировой торговый центр и Пентагон.

Чтобы избежать терминологической путаницы, в литературе принято разделять понятия "террор" (насилие, применяемое государством; насилие со стороны "сильного") и "терроризм" (насилие со стороны оппозиции, со стороны "слабого"). В качестве синонима понятия "терроризм" в литературе используется также словосочетание "индивидуальный террор", хотя последний термин не всегда точно отражает исторические реалии.

Целесообразно выделить три вида терроризма: уголовный, политический и патологический.

Уголовный терроризм представляет действия, совершаемые в целях получения выгоды, неполитические покушения на жизнь, свободу, неприкосновенность личности, собственности и т.п.

Политический терроризм в своей основе имеет политическую мотивацию, т.е. оппозицию существующему строю, конфликты с органами власти и т.п. Согласно статистики данным этот вид преступлений составляет около 20% от всех видов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Патологический терроризм является следствием умственных расстройств, психических аномалий.

Как показывает практика, до недавнего времени объектами террористических актов, в основном, были самолёты. Однако события последних лет свидетельствуют о том, что терроризм не стоит на одном месте. Примерами могут служить события, которые произошли в Будённовске, Кизляре, Первомайском, а также взрыв в Москве и т. п.

Опыт борьбы с терроризмом на воздушном транспорте, применение новейшей техники и приборов обнаружения взрывчатых веществ и оружия значительно сократили такого рода преступления в данной области. Поэтому не исключено, что объектами террористических актов могут стать важные и особо важные объекты, а также объекты повышенной опасности и жизнеобеспечения.

Терроризм любой окраски, какими бы мотивами он не обусловливался, как бы политизирован ни был, следует рассматривать как явление криминальное, подлежащее обстоятельному криминологическому анализу. Не исключено, что террористом может оказаться человек, непосредственно работающий на этом объекте. Поэтому важным является исследование социальной базы терроризма, изучение социальных слоёв и групп, из которых выходят организаторы и участники террористических формирований, в том числе групп, тяготеющих к политическому радикализму, ориентирующиеся на экстремистские методы политической борьбы.

Практика показывает, что при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с разбойным нападением на объект, совершением террористического акта или диверсии, необходимо верно определить вид преступного посягательства, собрать реальные данные о складывающейся оперативной обстановке, участниках преступных групп, количестве потерпевших, их состояние, о масштабах разрушений (если это сооружения). Отсутствие таких данных исключает возможность принятия правильного решения, что, в свою очередь, может повлечь необоснованные жертвы, утрату следов на месте преступления, уход преступников от ответственности.

 

1.2 Объекты террористической деятельности: Международная и российская практика


Хотя структурирование терроризма как общественного явления на два основных блока - субъект террористической деятельности и объект террористических устремлений - не вызывает особых споров в академических кругах, выделение защиты объектов террористических устремлений (ОТУ) как элемента системы мер по борьбе с терроризмом до сих пор сталкивается с недопониманием и даже с явным сопротивлением как ученых, так и оперативных сотрудников правоохранительных органов, непосредственно занимающихся борьбой с терроризмом.

Данная ситуация объясняется рядом причин, имеющих как объективный, так и субъективный характер. К причинам объективного характера следует отнести схему борьбы с преступностью, заложенную в федеральных законах “Об органах федеральной службы безопасности в РФ”, “О борьбе с терроризмом”, “О милиции”, “Об оперативно-розыскной деятельности”. В этих законах борьба с конкретными видами преступлений рассматривается в виде системы элементов, которую можно охарактеризовать как “причинно-временную” - выявление, предупреждение, пресечение преступной деятельности и расследование совершенных преступлений (в т.ч. террористического характера). В субъективном плане нежелание выделять защиту ОТУ как отдельный элемент системы антитеррористических мер связано с ошибочным представлением о том, что данный элемент сводится к традиционным охранным мерам и находится в компетенции руководителей защищаемых объектов. Кроме того, защита ОТУ ассоциируется с оборонительными мерами и носит в некотором смысле пассивный характер, тогда как правоохранительные органы традиционно ориентируются на активные действия.

При рассмотрении как понятия “объект террористических устремлений”, так и понятия “защита ОТУ” может быть выбран подход на основе либо узкой, либо широкой их трактовки, что определяется уровнем конкретизации объекта, скорее даже - уровнем его “материализации”.

Общим объектом террористических посягательств являются международная безопасность, внутренняя и внешняя безопасность и пр., то есть такие объекты, которые имеют социально-политический (нематериальный) характер и защищаются законодательными актами высшего уровня (например, международными договорами, конституцией, конституционными законами), а также общими мероприятиями государства и его органов по снижению политической и социально-экономической конфликтности.

К конкретным объектам террористического воздействия отнесены жизнь, здоровье, свобода людей, существование и нормальное функционирование различных материальных объектов. Фактически это материальные объекты, на которые оказывается непосредственное насильственное (физическое) террористическое воздействие или же которым угрожают таким воздействием. От террористических посягательств такого сорта и их угроз эти объекты защищаются законодательными актами, имеющими характер уложений о наказаниях (в первую очередь, уголовным и уголовно-процессуальным кодексами). Защита этих объектов реализуется преимущественно в рамках деятельности правоохранительных и правоприменительных органов.

Содержание понятия “защита ОТУ” определяется, главным образом, диапазоном предусматриваемых стратегий защиты объектов. При широкой трактовке понятия “защита ОТУ” выбор стратегий защиты не ограничен и может варьировать от преимущественно защитных до преимущественно наступательных (по принципу “лучшая защита - это нападение”) стратегий через промежуточные стратегии, включающие их различные сочетания. При узкой трактовке понятия защитные меры рассматриваются именно как защитные (оборонительные, организованные в режиме “ожидания”).

В целях структурирования и четкого разграничения различных элементов системы антитеррористической деятельности, а также исходя из потребностей научного исследования вопроса, представляется предпочтительным рассмотреть как понятие “объект террористических устремлений”, так и понятие “защита ОТУ” в узком смысле. При таком рассмотрении появляется возможность выделить и описать признаки, присущие именно данному элементу системы мер по борьбе с терроризмом. Такой подход в большей степени соответствует задачам и практическим функциям правоохранительных органов, позволяет избежать политизации вопроса и, кроме того, будучи предельно предметным, в максимальной степени приближен к восприятию проблемы рядовыми гражданами, что позволяет рассчитывать на их понимание и содействие.

В этом случае под “защитой ОТУ” подразумевается вид деятельности органов безопасности и других заинтересованных структур, для которого характерны следующие особенности: реализация ограждения защищаемого объекта по отношению к неопределенному кругу лиц и организаций (включая превентивные меры по затруднению доступа потенциальных террористов к средствам совершения террористических акций); ограждение объекта защиты мерами, силами и средствами, которые максимально снижают уязвимость объекта к рискам террористического воздействия и функционируют в режиме “ожидания” (т.е. в штатном режиме пассивны и активируются при совершении террористической акции или при ее угрозе).

Напротив, меры по выявлению, предупреждению и пресечению деятельности субъектов террористических устремлений характеризуются следующим образом: действия в отношении относительно четко установленного круга лиц и организаций, являющихся членами террористических организаций или, возможно, причастных к ним (в т. ч. изъятие у потенциальных террористов средств совершения террористических акций); активные действия, выполняемые постоянно, имеющие характер поиска (в частности, розыска) и направленные на выявление, предупреждение и пресечение намерений организаторов и исполнителей террористических акций).

Следует признать, что данный подход является в определенной степени условным, поскольку комплекс мер по защите ОТУ включает в себя режимно-проверочную и оперативно-розыскную работу среди персонала объекта и в его окружении.

Терроризм может анализироваться с различных позиций. Так, его можно оценивать как социально-политическое явление, и в этом случае он определяется как система использования насилия для достижения политических целей посредством принуждения государственных органов, международных и национальных организаций, государственных и общественных деятелей, отдельных граждан или их групп к совершению тех или иных действий в пользу террористов во избежание реализации последними угроз по отношению к определенным лицам и группам, а также к объектам жизнеобеспечения общества, источникам повышенной опасности для людей и окружающей среды.

Для развития заявленного выше прагматичного подхода к структурированию антитеррористической деятельности, на наш взгляд, плодотворным является рассмотрение терроризма, распространенное в западной террорологии, в виде особой разновидности социального конфликта. Для выработки конкретных мер защиты объектов должны быть реконструированы и обобщены типовые схемы планирования и реализации террористических акций, и на их основе распределены обязанности правоохранительных органов по выявлению и пресечению террористических акций на различных этапах.

Имеющийся опыт показывает, что систему защиты объектов террористических устремлений целесообразно структурировать в виде комплекса мер органов исполнительной власти и мер самозащиты объектов.

Самозащита объектов предполагает повышение бдительности персонала объектов потенциальных террористических устремлений и рядовых граждан, осознание ими характера террористических угроз, а также реализацию ряда установленных защитных мер подразделениями ведомственной и вневедомственной охраны, службами безопасности объектов, негосударственными охранными и детективными структурами и пр. При этом, учитывая беспрецедентный размах террористической деятельности, правомерен вопрос о расширении полномочий и возможностей субъектов борьбы с терроризмом, а также о повышении активности граждан. Соответствующие тенденции уже прослеживаются на практике. В частности, постановлением Правительства РФ подразделениям ведомственной охраны разрешено использование боевого оружия, находящегося на вооружении силовых и правоохранительных органов (под контролем органов внутренних дел). Есть и другие примеры. Так, московские УФСБ и ГУВД подготовили и массовым тиражом издали и распространили инструкции, в которых разъясняется порядок действий сотрудников подразделений безопасности и граждан в условиях угрозы террористических акций различных типов (например, при обнаружении взрывных устройств; при получении почтовых отправлений, подозреваемых на наличие взрывчатых веществ, и пр.).

Правоохранительные органы должны внести вклад в совершенствование системы защиты объектов террористических устремлений, используя как свои традиционные методы, так и возможности, проистекающие из их статуса как органов исполнительной власти. В последнем случае подразделения правоохранительных органов должны реализовать предоставленные им контрольно-надзорные функции и участвовать в разработке и осуществлении комплекса мер, направленных на совершенствование защиты объектов террористических устремлений. В качестве таких мер, в первую очередь, следует предусмотреть: разработку показателей и критериев важности объектов террористических устремлений с точки зрения государственной и общественной безопасности и проведение категорирования объектов в пределах выделенных типов; изучение практики обеспечения безопасности и устойчивости объектов террористических устремлений приоритетных категорий к умышленным физическим воздействиям, а также к воздействиям через компьютерные сети путем соответствующей паспортизации объектов; определение типа и характера угроз диверсионно-террористических устремлений и доведение их до структур, ответственных за организацию и создание систем защиты объектов; разработку практических рекомендаций по мерам защиты объектов террористических устремлений (в т.ч. техническим, финансовым, охранным, режимным) в соответствии с их типом и категорией; изучение технической и технологической устойчивости потенциально опасных производственных объектов к диверсионно-террористическим акциям, распространение процедуры декларирования безопасности опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений и выдачи лицензии на вид деятельности на вопросы физической защиты объектов; периодический вневедомственный контроль эффективности систем защиты объектов (в том числе путем проведения учений по отражению диверсионно-террористических угроз), разработку рекомендаций по внутреннему контролю состояния систем защиты объектов; подготовку предложений по взаимодействию органов безопасности и органов внутренних дел с системами защиты объектов в штатных и чрезвычайных ситуациях, участие в разработке и утверждение планов взаимодействия по отражению диверсионно-террористических угроз.

В конце ХХ века и в начале нынешнего столетия проблема терроризма приобрела особое значение. Терроризм стал многоликим по своему характеру. Он совершается не только экстремистскими организациями и преступниками-одиночками, но и в ряде тоталитарных государств - их спецслужбами. Наибольшую угрозу для мирового сообщества представляет международный терроризм без границ, стремительный рост которого принес страдания и гибель людей. Число жертв международного терроризма, по данным печати с 1968-1995-х гг. составило 9 тыс. человек, тогда как только 11 сентября 2001 г. в результате скоординированных терактов в США погибло более 5000 человек.

Рост незарегистрированного оружия, увеличение количества незаконных вооруженных формирований, группировок и банд, распространение литературы с описанием приготовления взрывчатых веществ создают предпосылки для возрастания террористических актов.

Число проявлений терроризма в России неуклонно растет, и не исключено, что это способствовало обогащению ряда лиц, появлению олигархов и иных выгод, в том числе и для организаторов и покровителей этих событий.

Статистика террористических акций (1993-1997 гг.) в России свидетельствует, что максимумы их проявлений приходятся на периоды антитеррористических военных действий Российской армии в Чеченской республике и Дагестане.

Проявление терроризма продолжается. Так, например: 4 сентября 1999 г. - взрыв жилого дома в г. Буйнакске (Дагестан) - погибли 62 человека, ранены 146; 8 сентября 1999 г. - взрыв жилого дома на улице Гурьянова в Москве - погибли 92 человека, ранены 72; 13 сентября 1999 г. - взрыв жилого дома на Каширском шоссе в Москве - погибли 118 человек, ранены 20.

В 2001 г., кроме того, было совершено 14 крупных террористических актов, которые унесли жизни 47 человек.

В 2002 г. взрывы на рынке во Владикавказе, во время парада 9 Мая в Каспийске погибло 42 человека и ранены 130 человек.

Взрывчатку в Москву привезли на автобусе из Грозного. По версии телекомпании НТВ, она была доставлена в российскую столицу на рейсовом автобусе “Икарус” Грозный - Москва.

Телекомпания сообщила, что чеченский ОМОН совместно с российскими спецслужбами провел операцию, в результате которой был задержан Ахьяд Ичиев. По мнению оперативников, именно он причастен к переправке в Москву взрывчатки для группы Мовсара Бараева, захватившей в заложники зрителей мюзикла “Норд-Ост”.

Ахьяд Ичиев, занимавшийся вместе с братом Ахмедом продажей оружия и в первую чеченскую кампанию, пересылал оружие и взрывчатку рейсовым автобусом в Москву. В интервью НТВ командир чеченского ОМО-

На Муса Газимагомадов сообщил, что взрывчатку упаковывали и с “челноками” на автобусе увозили в Москву. При этом он сослался на подтверждение этой информации из Москвы.

Ахмед Ичиев, объявленный в розыск, в последнее время жил в Москве недалеко от вещевого рынка в Лужниках, куда приходили автобусы с “челноками” из Грозного. “Здесь он встречал груз”, - передает “Интерфакс”.

В доме братьев Ичиевых, по данным телеканала, оперативники нашли остатки взрывчатки, огромное количество скотча, уксуса, которым боевики поливают взрывчатку, чтобы ее не нашли специально обученные собаки, фотографию Джохара Дудаева. Ахъяд Ичиев в настоящее время находится во временном отделе внутренних дел, где дает показания.

По данным ФСБ России, количество взрывчатки, изъятой в театральном центре на Дубровке, в тротиловом эквиваленте составило 120-130 кг. Командир чеченского ОМОНа Муса Газимагомадов выразил удивление в связи с тем, что рейсовые автобусы, следующие из Грозного, не подвергаются тщательному досмотру. “Данный транспорт сотрудники ГИБДД по всей дороге не подвергают определенному досмотру, хотя прекрасно понимают, что на Кавказе идет война, - сказал Газимагомадов в интервью НТВ. - Если в ГИБДД думают, что эта война идет только в Чеченской республике, они ошибаются, потому что террористы, которые тут есть, считают, что эта война всеобщая, всероссийская”.

Между тем начальник УВД Чечни Сайд Селим Пешхоев назвал всего лишь предположением информацию о том, что оружие и взрывчатка, которые использовали террористы при захвате и минировании театрального центра на Дубровке, были завезены в Москву из Грозного. Он подчеркнул, что теракт в Москве организовывался из-за рубежа: “Я уверен, что этот теракт готовился за пределами Чечни и за пределами России”.

Основная часть террористов, захвативших заложников в Театральном центре на Дубровке 23-26 октября текущего года, прибыла в Москву через Дагестан автобусными чартерными рейсами из Махачкалы и Хасавюрта под видом “челноков” с хорошо сделанными паспортами, без оружия и взрывчатки.

Сам Бараев прибыл в Москву поездом из Минеральных Вод. В Москве террористов и террористок-смертниц поселили в снятой заранее квартире, запретив им выходить на улицу.

Оружие и взрывчатка, которыми были оснащены террористы, в течение полугода доставлялись в Москву в тайниках на легковых и грузовых автомобилях. Ранее оно применялось в ходе боевых действий в Чечне.

Террористы были разбиты на десятки и тройки. Они знали только своих непосредственных начальников, а главных организаторов увидели лишь в момент захвата здания. Командирами террористов были трое молодых мужчин, одетых в камуфляжную американскую форму. Один из них - Абубакар (он же Хунов, Алиев, Эльмурзаев).

Идеологом террористов был человек по кличке Ясир, по паспорту - Идрис Алхазуров. По некоторым данным, он обучался в Саудовской Аравии, проходил боевую подготовку в Ливане и Афганистане, а в Чечню был заброшен из Панкисского ущелья. Как сообщил Владимир Кольчук, Ясир, вероятно, не был чеченцем. Он знал турецкий и арабский языки, а с боевиками разговаривал на русском. У него был не характерный для чеченцев акцент. Женщинами-смертницами командовала вдова чеченского полевого командира Арби Бараева Зура.

По некоторым данным, во время проведения операции на Дубровке около ДК находились несколько пособников террористов, которые ин- формировали их обо всем, что происходило вокруг здания. В штаб под видом добровольного помощника проник человек, который по телефону сообщал Бараеву сведения обо всех передвижениях спецназовцев. Задержать его удалось почти случайно.

Летальные исходы заложников в театральном центре на Дубровке связаны как с применением состава производных фентанила, который относится как анестетик к лекарственным средствам, так и условиями кислородного голодания, в которых находились заложники, обезвоживания, голода, обездвижения, в антисанитарных условиях и сильнейшего психологического стресса в течение 2,5 суток. Большие нарекания при спасении заложников были в адрес медицинских служб и спасателей.

Необходимо привести хронику захватов заложников, совершенных террористами в России и в мире. 26 мая 1994 г. в районе селения Кинжал (Ставропольский край) четверо вооруженных чеченцев захватили рейсовый автобус “Владикавказ - Ставрополь” со школьниками и учителями. В заложниках оказались около 30 человек. Террористы потребовали вертолет, 10 млн. дол. И оружие. После переговоров с властями они отпустили всех детей и несколько взрослых. 27 мая на территории ЧеЧНИ бандиты были обезврежены. 28 июня 1994 г. трое террористов (два чеченца и один калмык) захватили рейсовый автобус “Ставрополь - Моздок” близ Минеральных Вод, в котором находились около 40 человек. Преступники потребовали оружие, самолет, а также 5,8 млн. дол. 29 июня в районе чеченского села Брагуны была успешно проведена операция по задержанию террористов. 28 июля 1994 г. в районе Пятигорска четверо террористов захватили рейсовый автобус “Пятигорск - Советский” с 40 пассажирами и потребовали 15 млн. дол. 29 июля в аэропорту “Минеральные Воды” в ходе операции по освобождению заложников погибли четыре человека. Все террористы были захвачены. 14 июня 1995 г. группа вооруженных боевиков во главе с Шамилем Басаевым захватила в городе Буденновске Ставропольского края больницу и ряд других объектов. В заложниках оказались 1100 человек. Операция по их освобождению продолжалась в течение пяти дней. Общее число погибших составило 128 человек. 9 января 1996 г. чеченские террористы во главе с Салманом Радуевым вошли в дагестанский город Кизляр, захватили здание родильного дома и городскую больницу. В заложниках оказались более двух тысяч человек. В ходе операции по вытеснению боевиков из города погибли 24 местных жителя и девять военнослужащих. 10 января боевики, захватив с собой около 160 заложников, покинули Кизляр и направились в сторону Чечни. Прикрываясь заложниками, террористы захватили дагестанское село Первомайское. В ходе операции под Первомайским были освобождены 82 заложника; погибли 13 заложников и 26 военнослужащих, 121 человек получили ранения; 150 боевиков были уничтожены; 30 взяты в плен; оставшиеся боевики вместе с Радуевым, захватив с собой 64 заложника, ушли в Чечню. 16 января 1996 г. группа чеченских террористов во главе с турецким гражданином Мухаммедом Токчаном захватила в турецком порту Трабзон греческое судно “Аврасия” с 226 пассажирами и членами экипажа. Террористы требовали освобождения 200 задержанных в Дагестане чеченцев, угрожая взорвать теплоход. 19 января террористы сдались властям. 16 сентября 1996 г. в Махачкале террорист захватил автобус с заложниками. Он потребовал вертолет и 100 тыс. дол. В аэропорту депутату народного собрания Дагестана Гаджи Махачеву удалось уговорить террориста отпустить 27 заложников в обмен на обещание доставить его в Чечню. После того, как террористу были переданы 60 млн. р., он скрылся на территории Чечни. 15 марта 2001 г. чеченские террористы Супьян Арсаев, Ирисхан Арсаев и Магомед Реэаев захватили в воздухе российский пассажирский самолет Ту-154 “Внуковских авиалиний”, выполнявший рейс Стамбул - Москва. На борту лайнера находились 162 пассажира и 12 членов экипажа. Террористы требовали предоставить им воздушный коридор для пролета в Афганистан, угрожая взорвать самолет. ТУ-154 приземлился в городе Медина (Саудовская Аравия). Спецназ Саудовской Аравии, по согласованию с российским руководством, взял штурмом самолет и освободил заложников. В ходе операции три человека погибли, в том числе стюардесса Юлия Фомина. 23 апреля 2001 г. в Стамбуле группа террористов в составе 13 человек во главе с Мухаммедом Тохчаном захватила около 60 постояльцев гостиницы “Соисотель Босфорус”. Через несколько часов террористы сдались властям, заявив, что хотели добиться прекращения антитеррористической операции российских федеральных войск в Чечне. 31 июля 2001 г. на автовокзале города Невинномыск вооруженным преступником захвачен рейсовый автобус, следовавший по маршруту Невинномыск - Ставрополь, в котором находились 35-41 человек. Были выдвинуты требования: освободить пятерых преступников, осужденных за теракт в июле 1994 г. в аэропорту “Минеральные Воды”. В результате переговоров были отпущены 10 заложников. В тот же день сотрудники групп “Альфа” захватили автобус, террорист Саид-Султан Иднев был убит. 4 мая 2002 г. в Стамбуле 29-летний турок чеченского происхождения Мустаф Иылдырым захватил в заложники около 10 иностранцев - постояльцев пятизвездного отеля “Мармара”. Через полтора часа террорист сдался властям, заявив на допросе, что своей акцией хотел привлечь внимание мировой общественности к положению в Чечне. 27 июня 1976 г. двое палестинских террористов и двое немецких экстремистов захватили самолет компании “Эр Франс”, выполнявший рейс Тель-Авив - Париж. Через несколько часов лайнер приземлился в угандийском аэропорту Энтеббе. В заложниках оказались 268 человек. 4 июля израильский спецназ провел успешную операцию по освобождению заложников. Все террористы и 35 угандийских солдат были убиты. Во время штурма здания аэропорта в Энтеббе погиб командир группы Йонатан Нетаньяху. 4 ноября 1979 г. иранские студенты захватили американское посольство в Тегеране. В заложниках оказались 52 дипломата. Никаких требований студенты не предъявляли. Попытки освободить людей, используя дипломатические каналы, успеха не имели. Пентагон сформировал специальное подразделение коммандос. В ночь на 25 апреля США начали спецоперацию. С авианосца “Нимиц” в Оманском заливе взлетели восемь вертолетов. Однако по дороге произошла авария - восемь спецназовцев погибли, и миссия была свернута. Дипломаты провели в заложниках 444 дня. 17 декабря 1996 г. боевики перуанской экстремистской группировки “Революционное движение имени Тупак Амару” захватили резиденцию японского посла в Лиме, где по поводу национального праздника собрались сотни людей. 30 партизан требовали освобождения соратников и в случае невыполнения требований пригрозили расстрелять заложников - 600 человек. Среди них - министр иностранных дел Перу Франсиско Тудела, послы Бразилии, Боливии, Кубы, Венесуэлы, Южной Кореи и других стран. Террористы удерживали заложников более четырех месяцев, во время штурма здания все преступники были уничтожены. Теракты со взрывами домов в Москве, Волгодонске, Буйнакске, захват судна и самолета с российскими гражданами, следующими из Турции, в 2000 г., взрыв на рынке в Минеральных Водах в 2001 г., теракты палестинских боевиков и смертников из бригад “Исламский джихад”, “Хамас”, “Хезболлак” и мученики “Аль-Каиды” - все это еще не полный перечень возрастающих проявлений терроризма в конце ХХ - начале XXI в.

1.3 Основные формы и способы террористической деятельности

терроризм насилие защита население

Терроризм включает в себя идеологию насилия и террористическую деятельность в различных формах. К террористической деятельности относятся планирование создания и (или) создание террористических структур, вовлечение в террористическую деятельность, финансирование и иное содействие данной деятельности, пропаганда насильственных методов достижения социально-политических целей, а также собственно совершение террористических актов.

Терроризм - многообъектное преступление, главной целью которого является общественная безопасность, равно как посягательства на:

·        жизнь и здоровье граждан;

·        объекты критической инфраструктуры;

·        природную среду;

·        информационную среду;

·        органы государственного управления;

·        государственных и общественных деятелей.

Эксперты - террологи выделяют около 200 видов современной террористической деятельности. Основными из них являются: политический терроризм, националистический терроризм, религиозный терроризм, криминальный терроризм.

Основной метод террористическойдеятельности - шантаж (запугивание) органов власти и населения опасностью гибели людей, причинением значительного имущественного ущерба либо наступлением иных общественно опасных последствий, осуществляемый в целях нарушения общественной безопасности и оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам.

Политический терроризм - это тактика политической борьбы, заключающаяся в применении (или в угрозе применения) субъектами политики организованного насилия в целях коренного или частичного изменения конституционного строя либо экономических порядков в стране.

Направлен на предотвращение или принятие каких-либо решений, относящихся к государственному устройству.

Политический терроризм может существовать только при опоре хотя бы на минимум поддержки и сочувствии со стороны общественного мнения. В условиях полной социально-политической изоляции он обречен на скорое поражение. При этом террористы основную ставку делают на прессу.

Субъектами политического терроризма, как правило, выступают радикальные политические партии, отдельные группировки внутри партий или общественных объединений, экстремистские организации, отрицающие легальные формы политической борьбы и делающие ставку на силовое давление.

Религиозный терроризм проявляется в крайней нетерпимости к представителям различных конфессий либо непримиримом противоборстве в рамках одной конфессии.

Зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одного из вероучений.

Наиболее ярые экстремисты ставят своей целью создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населении религии.

С начала 80-х годов XX в. религиозный терроризм связывается в общественном сознании, прежде всего с радикальным исламизмом. Терроризм, прикрывающийся исламскими лозунгами, стал результатом исламизации социального и национального терроризма на Ближнем и Среднем Востоке.

Сегодня он представляет собой мощное интернациональное сообщество, охватывающее все исламские регионы планеты.

С религиозным терроризмом тесно ассоциирован ряд сепаратистских движений - в штате Кашмир (Индия), на Филиппинах, в Чеченской Республике.

Примеры: «Аль-Каида», движение «Талибан» (Афганистан). «Братья-мусульмане» (Египет) и др.

Националистический терроризм выражается в утверждении превосходства определенной нации или расы, направлен на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию представителей иных нардов и преследует цель путем устрашения вытеснить другую нацию, избавиться от ее власти. Националистический терроризм органически связан с сепаратизмом, направленным на изменение существующего государственного устройства, правового статуса национально-государственных или административно-территориальных образований, нарушении территориального единства страны, выход тех или иных территориальных единиц из состава государства, образование собственного независимого государства.

Осуществляется организациями этносепаратистской направленности с целью ликвидации экономического и политического диктата инонациональных государств (например: Ирландская республиканская армия (Северная Ирландия), Рабочая партия Курдистана (Турция), «Батасуна», «ЭТА» (Испания), «Фронт национального освобождения Корсики» (Франция), «Фронт освобождения Квебека» (Канада) и др.

Наиболее опасен технологический терроризм, заключающийся в применении или угрозе применения ядерного, химического и бактериологического оружия, радиоактивных и высоко токсичных химических , биологических веществ, а также угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей.

Как правило, технологический терроризм имеет под собой политические цели.

По степени разрушительности выделяется ядерный терроризм, состоящий в умышленных действиях отдельных лиц, групп или организаций и даже некоторых государств, направленных на создание чувства страха у людей, появление недовольства властями или другими субъектами, связанными с использованием (угрозой использования) сверхопасных свойств ядерного оружия, ядерных материалов, радиоактивных веществ.

Такие действия проводятся в интересах достижения политических, военных, экономических, социальных и других целей террористов.

Отмечается рост опасности кибертерроризма - действий по дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба или наступления иных общественно опасных последствий.

Основной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, иные составляющие информационной структуры, что позволяет проникать в атакуемую систему, перехватывать управление или подавлять средства сетевого информационного обмена, осуществлять другие деструктивные воздействия.

Наиболее опасны атаки на объекты энергетики, телекоммуникации, авиационные диспетчерские системы, финансовые электронные системы, правительственные информационные системы, а также автоматизированные системы управления войсками и стратегическим оружием.

Кибертерроризм представляет серьезную угрозу для человечества, сравнимую с ядерным, бактериологическим и химическим оружием, причем степень этой угрозы в силу своей новизны до конца еще не осознана и не изучена.

Криминальный терроризм заключается в использовании уголовными преступниками методов насилия и устрашения, заимствованными из практики террористических организаций.

Основными субъектами криминального терроризма являются организованные преступные сообщества национального характера, которые используют устрашение и насилие как главное средство воздействия на представителей власти, на своих конкурентов по бизнесу с целью перераспределения сфер влияния, собственности и финансовых потоков.

Формы проявления: заказные умышленные убийства, разборки между основными конкурирующими группировками, насильственное вымогательство и т.п.

Со своей стороны террористические организации все чаще обращаются к преступной деятельности как к альтернативному источнику для финансирования политического терроризма.

Политическая организация, взявшая на вооружение террористические методы борьбы, со временем перерождается в преступную группировку, прикрывающуюся политическими лозунгами.

Новой тенденцией стало сращивание уголовного терроризма с политическим, националистическим и религиозным. Как правило, руководители всех современных террористических группировок, помимо достижения национальных, религиозных, территориальных, политических целей, стремятся к получению материальных выгод или обеспечению доступа к власти.

В последнее время происходит политизация криминального терроризма, что проявляется в стремлении преступных авторитетов влиять на принятие государственных решений в целях ослабления деятельности правоохранительных органов, торможения законодательных инициатив, которые не выгодны преступной среде, и даже в действиях, направленных на вхождение преступных авторитетов или их покровителей в органы законодательной и исполнительной власти. В результате проявилась тенденция сращивания властных и криминальных структур.

Основными тенденциями развития современного терроризма являются:

·        расширение географии терроризма в мире и его интернационализация;

·        усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма;

·        повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой;

·        усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности;

·        рост финансового и материально-технического обеспечения террористических структур;

·        стремление субъектов терроризма овладеть средствами массового поражения людей;

·        попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;

·        использование субъектами терроризма международных неправительственных организаций;

·        разработка и совершенствование новых форм и методов терроризма, направленных на расширение масштабов последствий террористических акций и увеличение количества жертв.

Степень опасности угроз террористических актов обуславливается уровнем совершенствования форм, методов, сил и средств террористической деятельности, тактики ее осуществления, а также эффективностью антитеррористических мер национальных и международных систем противодействия терроризму.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О противодействии терроризму» терроризм- это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Террор как способ достижения целей в политической борьбе посредством физического насилия и морально-психологического устрашения известен с момента зарождения человеческой цивилизации. Однако сегодня терроризм превратился в одну из опаснейших глобальных проблем современности, серьезную угрозу безопасности всего мирового сообщества. К сожалению, Россия оказалась в числе стран, столкнувшихся с наиболее агрессивными его проявлениями.

Как криминальное явление терроризм - противоправные, уголовно наказуемые деяния, выражающиеся в совершении взрывов, поджогов или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в этих целях.


2.2 Государственная стратегия противодействия терроризму в Российской Федерации


Стратегическая цель государственной политики. Основная цель государственной стратегии противодействия терроризму - обеспечение надежной защиты граждан, общества и государства от террористических угроз путем упреждения террористических акций и максимально эффективного их пресечения.

Замысел государственной стратегии противодействия терроризму - формирование комплексной эффективной системы, объединяющей силы и средства борьбы и противодействия терроризму на национальном и международном уровнях, предусматривающей его ликвидацию либо минимизацию его общественно-опасных последствий на территории России и других стран, в которых действуют террористические организации, угрожающие безопасности России, создание условий по устранению причин терроризма.

Стратегическая цель государственной политики - создание эффективной государственной системы противодействия терроризму на основе:

·        создания единой государственной системы управления в кризисных ситуациях, предусматривающей выработку адекватных мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций в любой форме и соответствующей складывающейся оперативной обстановке и тенденциям развития терроризма;

·        координации деятельности федеральных органов исполнитель ной власти по предотвращению и пресечению террористических актов, в том числе на ядерных объектах, а также с использованием средств массового поражения.

Достижение указанной стратегической цели государственной политики возможно на основе результатов соответствующей корректировки существующей нормативно-правовой базы и разработки новых законодательных актов, отвечающих требованиям современных реалий. Нормативно-правовая база должна обеспечить необходимые условия для последовательной и эффективной борьбы с терроризмом.

Действующие на территории нашей страны незаконные вооруженные формирования тесно связаны с зарубежными экстремистскими кругами, а сохранение террористической угрозы как фактора нестабильности в нашей стране отвечает интересам ряда мировых держав, стремящихся под предлогом ведения «глобальной войны против терроризма» получить односторонние геополитические и геоэкономические преимущества. Таким образом, цели рассматриваемой государственной стратегии могут быть достигнуты только при условии адекватного воздействия на зарубежные политические, идеологические, пропагандистские, финансовые, материально-технические и кадровые источники террористической угрозы и силы, заинтересованные в сохранении этой угрозы в качестве средства давления на Российскую Федерацию и ее ослабления.

В рамках реализации замысла и достижения основной цели государственной стратегии противодействия терроризму необходимо проделать значительную превентивную работу.

Следует развить общегосударственную систему мер профилактики терроризма - превентивную систему, охватывающую структуры исполнительной власти и правоохранительные органы, общественные организации и конфессиональные институты.

Превентивная система должна включать:

·        доктрину безопасности, одновременно являющуюся определенной идеологией или системой целей, способной объединить общество;

·        систему законов, позволяющих защитить интересы общества на ранних стадиях подготовки наиболее опасных преступлений;

·        общественную систему безопасности, включающую совокупность государственных органов, общественных институтов и организаций, которая базируется на активности населения и способности общества противостоять террористической угрозе, иным криминальным вызовам.

Приоритетные задачи государства в борьбе с терроризмом. Необходимо создание соответствующего комплекса мер правового характера. Важнейшей задачей укрепления международной правовой базы антикриминальной деятельности является формирование единого международного организационно-правового поля борьбы с организованной преступностью и терроризмом, включающего:

·        ясное и общепризнанное определение современных криминальных вызовов, в том числе и терроризма;

·        адекватную юридическую основу для проведения практических мер по розыску и наказанию исполнителей, организаторов террористических акций;

·        создание глобальной системы противодействия терроризму и другим угрозам и вызовам;

·        налаживание практического сотрудничества региональных организаций;

·        развитие взаимодействия внешнеполитических ведомств и непосредственно правоохранительных органов разных стран на много- и двустороннем уровнях;

·        осуществление комплекса мер по нейтрализации политики «двойных стандартов» в оценке фактов борьбы с терроризмом (это необходимо сделать как в рамках деятельности Европарламента и ОБСЕ, так и в практике деятельности Конгресса США);

·        формирование единого для всех стран списка террористов, международных террористических организаций, контроль за перемещением их членов, движениями средств на банковских счетах;

·        тесное информационное взаимодействие правоохранительных органов разных стран.

На законодательном уровне должны быть приняты правовые решения, обеспечивающие органам исполнительной и судебной власти возможность эффективно противодействовать легализации («отмыванию») доходов, полученных в результате преступной деятельности, а также направляемых на финансирование терроризма.

Необходимо создание системы организационных и практических мер. В борьбе с организованной преступностью и терроризмом основу должна составлять глубокая, активная и наступательная работа правоохранительных органов.

Деятельность федеральных органов исполнительной власти должна стать более целенаправленной и скоординированной по следующим направлениям:

·        перекрытие каналов финансирования, снабжения продовольствием, оружием и боеприпасами лагерей и баз бандформирований;

·        проведение единой для всех органов государственной власти информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование негативного отношения общества к радикальным религиозным течениям;

·        создание сети информационных источников, обеспечивающей получение достоверной информации о Местонахождении или передвижении любого лидера бандгруппы;

·        поддержание физической защиты объектов и систем, обеспечивающих сохранность опасных материалов в состоянии, исключающем проведение террористического акта, хищения материалов с целью последующего использования для совершения террористического акта.

Приоритетные задачи государства в борьбе с терроризмом: формирование основ политики в этой борьбе; совершенствование правовых механизмов профилактики разных видов терроризма и пресечения его проявлений; разработка методологии выявления и устранения социальных источников, причин и условий, способствующих развитию террористических проявлений, мониторинга текущего состояния и прогнозирования развития терроризма.

Кардинальная борьба с терроризмом только силами органов государственной власти и органов правопорядка невозможна. Это - задача общегосударственного масштаба. Для ее решения необходимо вовлечение всех государственных институтов, общественных объединений, партий, религиозных организаций, средств массовой информации, законопослушных граждан. Наконец, успех в противодействии терроризму может быть достигнут только при наличии всесторонне развитого гражданского общества.

Органы государственной безопасности должны формировать условия, препятствующие несанкционированным действиям в отношении опасных объектов и материалов, неконтролируемому использованию и распространению опасных материалов и технологий, контролировать выполнение требований в этой области, принимать меры к устранению нарушений.

Основная цель государственной стратегии противодействия терроризму достигается в результате решения соответствующих основных задач, которые можно разделить на три группы.

Первая группа задач:

·        противодействие зарубежным террористическим и экстремистским структурам, инспирирующим экстремизм и терроризм в России;

·        недопущение переноса на территорию Российской Федерации их деятельности;

·        борьба с эмиссарской деятельностью, проводимой с легальных и нелегальных позиций на территории России;

·        «предотвращение и срыв попыток действующих в России структур экстремистского толка по установлению контактов и взаимодействия с зарубежными экстремистскими и террористическими структурами;

·        выявление, предупреждение и пресечение деятельности зарубежных экстремистских и террористических структур, а также российских преступных организаций (сообществ) по финансированию, материально-техническому обеспечению и вооружению действующих на территории России экстремистских и террористических структур;

·        недопущение формирования на территории Российской Федерации устойчивых очагов диверсионно-террористической деятельности и распространения их влияния на другие регионы страны;

·        предупреждение, пресечение, расследование и раскрытие преступлений террористического характера на территории России;

·        обеспечение антитеррористической и противодиверсионной защищенности важных стратегических объектов оборонно-промышленного, ядерно-энергетического, химико-биологического и топливно-энергетического комплексов, а также других особорежим-ных объектов экономики, высокорисковых производств, Вооруженных сил Российской Федерации, транспорта и связи, критически важных элементов информационной инфраструктуры России, важных объектов жизнеобеспечения страны, государственного управления и объектов массового сосредоточения людей (массовых общественно-политических мероприятий);

·        участие во взаимодействии с иностранными государствами в борьбе с международным терроризмом.

Вторая группа задач:

·        совершенствование общегосударственного механизма противодействия терроризму, предусматривающего выработку общегосударственной системы мер борьбы с ним, создание адекватного антитеррористического законодательства, эффективное взаимодействие в этой области различных субъектов антитеррористической деятельности, а также целенаправленное руководство ими со стороны органов государственной власти;

·        участие в создании и реализации действенной системы социального, криминологического и специального предупреждения терроризма на ранней стадии, проведение профилактических мер в отношении организаций, групп лиц в связи с обоснованными подозрениями о наличии у них замыслов (устремлений) террористического характера;

·        содействие качественному увеличению и целевому использованию социально-экономического и информационно-пропагандистского потенциала страны для предупреждения и сокращения масштабов экстремизма и терроризма;

·        выявление причин и условий, порождающих терроризм и способствующих его проявлениям на территории России, а также своевременное принятие мер по их устранению.

Третья группа задач:

·        развитие и совершенствование научно-технического, материально-технического и кадрового обеспечения антитеррористической деятельности;

·        развитие и совершенствование нормативно-правовой базы взаимодействия субъектов антитеррористической деятельности в Российской Федерации; разработка целевых программ по наиболее важным направлениям противодействия терроризму, наставлений и методик по проведению антитеррористических мероприятий и их пропагандистскому обеспечению;

·        развитие и совершенствование механизмов взаимодействия субъектов антитеррористической деятельности на межведомственном и международном уровнях.

Основные принципы борьбы с терроризмом. Основные принципы борьбы с терроризмом в Российской Федерации и противодействия его проявлениям:

·        обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

·        законность;

·        неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

·        единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций и ответственности за ее результаты;

·        приоритет мер предупреждения терроризма;

·        комплексное использование профилактических, правовых политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

·        приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;

·        минимальные уступки террористу;

·        минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций;

·        соответствие мер противодействия и борьбы с терроризмом международно-правовым актам;

·        обеспечение права общественности и граждан на широкое участие в противодействии терроризму в форме предупреждения и пресечения террористических проявлений.

Вывод:

Основная цель системы противодействия терроризму - обеспечение надежной защиты граждан, общества и государства от террористических акций, максимально эффективное их пресечение.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в области борьбы с терроризмом Российская Федерация избрала наиболее верный путь. Именно консолидация усилий различных министерств и ведомств, а также гражданского общества является залогом нашей общей победы над терроризмом.

3. Проблемы управления систему противодействия терроризму


Российское руководство намерено решительно укреплять суверенитет своего государства, единство страны, ее народа для противостояния террору, для обеспечения безопасной и достойной жизни граждан в условиях свободы и демократии.

Объявленные Президентом России меры по достижению этих целей будут осуществляться на основе Конституции страны и не через конфронтацию, а посредством равноправного диалога, взаимодействия и партнерства. При этом одним из ключевых критериев российских отношений с любым государством является готовность к честному, без двойных стандартов сотрудничеству в борьбе с терроризмом. Российская Федерация на основе анализа имеющегося опыта выступает с рядом конкретных предложений и инициатив (табл. 1).

Таблица 1 Предложения и инициативы Российской Федерации

Предложения и инициативы по их решению

Террористические угрозы имеют глобальный характер, потому безопасность в современном мире неделима, следовательно, ответственность за ее обеспечение - дело коллективное. Борьба с терроризмом должна сплачивать государства, а не противопоставлять их

Задачу укрепления антитеррористической коалиции Россия считает одной из важнейших. Особого внимания требует наращивание взаимодействия спецслужб, которое должно быть поднято на качественно новый уровень доверия и координации действий

Успех в борьбе с терроризмом немыслим без ясной стратегии и общепринятой правовой основы. Такая основа заложена в Резолюции 1373 и других решениях Совета Безопасности ООН

Требуются дополнительные усилия по развитию и совершенствованию национального и международного права в борьбе с терроризмом

Необходимо отказаться от двойных стандартов по отношению к террору. Предоставление террористам убежища подрывает единство и взаимное доверие, служит оправданием для действий террористов, фактически поощряя их на совершение преступлений в других странах

Решения ООН обязывают государства при предоставлении политического убежища изучать досье конкретной личности, не связана ли она с терроризмом. Весьма опасны попытки использовать борьбу с терроризмом в разного рода геополитических играх

Бесчеловечность террористических актов говорит о необходимости обеспечить надежные гарантии против доступа террористов к оружию массового поражения. Россия готова к самому тесному международному партнерству в этой области

Россия является участником Инициативы по безопасности в борьбе с распространением оружия массового поражения, соавтором Плана действий «Группы восьми» в области его нераспространения. Эти инициативы взаимно дополняют одна другую и призваны повысить их действенность

С терроризмом тесно срастается наркоторговля. Глобальный характер приобрел поток наркотиков из Афганистана. Все более неотложной становится реализация комплекса социально-экономических и правоохранительных мер внутри этой страны и за ее пределами

Для решения проблемы борьбы с наркотиками необходимо формирование антинаркотических «поясов безопасности», разработка конкретных мер в рамках Шанхайской организации сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности

Международные террористы не имеют ни национальности, ни религии. Напротив, именно религия и национальная культура нуждаются в защите от разрушительного воздействия экстремизма любого толка. Россия, развернутая как на Запад, так и на Восток, готова сыграть свою роль в этом процессе

Необходимы уважительный диалог между разными конфессиями и цивилизациями, объединение усилий для спасения от экстремистов памятников мировой культуры. Важно наладить сотрудничество в этой области между ООН и ее специализированными учреждениями, прежде всего ЮНЕСКО

Россия исходит из того, что \ центральная роль в объединении усилий мирового сообщества в борьбе с терроризмом должна и впредь принадлежать ООН. В качестве председателя Контртеррористического комитета она намерена активно способствовать ускорению его реформы

Предлагается разработать новую резолюцию Совета Безопасности ООН, которая обеспечивала бы максимально эффективную деятельность Контртеррористического комитета и в том числе в наращивании практического взаимодействия с международными и региональными организациями

По инициативе России на 57-й и 58-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН были приняты резолюции о разработке под эгидой ООН глобальной политики противодействия современным вызовам и угрозам террористов. В них намечены конкретные ориентиры продвижения международного сообщества к новой модели безопасности, адекватной характеру глобальных вызовов XXI в.

В целях реализации единой государственной стратегии противодействия террористической деятельности и иным формам экстремизма, угрожающих основам конституционного строя Российской Федерации, обеспечения согласованного функционирования государственного механизма борьбы с терроризмом, эффективной координации в сфере противодействия терроризму, контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений в указанной сфере формируется система органов и сил по предотвращению и ликвидации проявлений терроризма на территории Российской Федерации.

Заключение


Необходимость противодействия терроризму во всех его многообразных проявлениях превратилась к началу XXI в. в одну из главных проблем современного этапа развития человеческой цивилизации на Земле. Наряду с природными и антропогенными, включая техногенные, рисками возникновения катастроф и чрезвычайных ситуаций с тяжелыми последствиями, нарастающие угрозы террористических воздействий на общество подтверждают представления о том, что человеческая цивилизация - это цивилизация риска.

Риск стать жертвой террористического акта интегрален и имеет социальную основу и социальное содержание во всех аспектах: в источниках и наборе опасностей, в динамике перерастания опасности в угрозу; в оценке и управлении уязвимостью объекта угрозы; в оценке и реализации риска и, наконец, в обеспечении противодействия террористическому воздействию. Этот риск, цена которого определяется его степенью, проявляется в нескольких «модификациях»: как товар, как социопсихологическая основа для появления страха - здесь проявляется триггерный эффект, когда даже не очень высокий уровень риска становится сигналом для средств массовой информации СМИ к пиаровской раскрутке представлений о нем, неадекватному восприятию и нагнетанию страха. В результате возможны поспешные, несвоевременные, а подчас и просто ошибочные решения, приводящие в итоге к капитуляции перед террористами, которые именно так, манипулируя общественным восприятием риска, решают свои задачи. Упомянутый риск и его динамика, в частности, в масштабе реального времени служат основой процедуры и системы принятия и реализации решений, направленных на противодействие терроризму.

Очевидно, что противодействие терроризму становится в XXI в. одной из основных задач обеспечения национальной безопасности для любой страны вне зависимости от ее географического положения, размеров территории, численности населения, экономического состояния. Наиболее подвержены террористическим воз действиям демократические страны с развитой общественной инфраструктурой, со СМИ, в погоне за прибылью манипулирующими общественным мнением, с высоким уровнем оснащения объектов экономики и структур управления современными информационными технологиями.

Для успешного противодействия терроризму в любой стране не достаточно антитеррористической деятельности спецслужб (в России в борьбу с терроризмом вовлечены в пределах их компетенции Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Министерство обороны Российской Федерации). Каждый ее гражданин должен быть вооружен антитеррористическими знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения личной и общественной безопасности в современных условиях.

Современная система образования и СМИ обладают возможностями для обеспечения необходимого уровня грамотности населения России в области противодействия терроризму, достаточного для гарантии безопасности общества и государства.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что достижение стабильности и устойчивого прогресса в мире возможно только на основе долгосрочной международной стратегии обеспечения безопасности.

 

Список литературы


1.      Авдеев Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление // Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2000

.        Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности: Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие. 2007.

.        Алексеев В.С., Давыдов И.С., Мурадова Е.О. Безопасность жизнедеятельности в вопросах и ответах. - М.: «Проспект», 2006.

.        Антонян Ю.М. Терроризм. М, 2008

.        Бакунин М.А. «Анархия и Порядок» Эксмо-Пресс М. 2000

.        Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (Я.Д. Вишняков и др.). Учебное пособие. - М.: 2007.

.        Белобородов В.Н., Дайнов М.И. Защита населения и территорий от чрезвы-чайных ситуаций. - М.: «Гражданская защита», 2003.

.        Борьба с преступностью за рубежом. М., 2008, № 6

.        Босхолов С.С, Литвинов Н.Д. Проблемы нормативного регулирования борьбы с терроризмом в современной России //Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью. Калининград, 2007

.        Брасс А. Терроризм: история и современность. Палестинские истоки. М. 2004

.        Васильев В.А. Совершенствование деятельности органов внутренних дел и борьба с терроризмом. // Информационная подборка к парламентским слушаниям. М., 2004

.        Виктюк В.В., Эсфиров С.Ф. «Левый» терроризм на Западе: история и современность. М., 2007

.        Герасимов А.В. На лезвии с террористами. М., 2007

.        Кожушко ЕЛ. Современный терроризм: Анализ основных направлений. Минск, 2000

.        Конституция Российской Федерации. - М.: Теис. - 1994.

.        Кошель П.А. История российского терроризма. М., 2005

.        Ляхов Е. Г. Терроризм и межгосударственные отношения. - М.: Международные отношения, 2001

.        Малашенко А.В. Россия: внутриполитические аспекты борьбы с терроризмом. М., 2002

.        Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. - М.: 2004.

.        Мельгунов С.П. Красный террор в России. М., 2000

.        Моджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел. М., 2003

.        Одесский М.Ф., Фельдман Д.М. Поэтика террора и новая административная ментальность: очерки истории формирования М.: Рос. гос. гуманит. ун-т. 2007.

.        Организация работы по антитеррористической защищенности образователь-ного учреждения (учебно-практическое пособие) // Ответственный редактор Е.С. Кушель. - М.: Центр «Школьная книга», 2007.

.        Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая пол. XIX - начало ХХвв.) // Сборник документов и материалов под. ред. Е.И. Щербаковой, академия федеральной службы безопасности РФ, Федеральная архивная служба России, М., 2000.

.        Проблемы борьбы с терроризмом на современном этапе. Владимир, 2006

.        Савинков Б. Воспоминания террориста. М., Слово, 2008

.        Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2008

.        Учебное пособие для самостоятельного изучения (дополнения к основной программе для слушателей УМЦ по ГО и ЧС города Москвы) // Под ред. С.М. Алексеева. - М.: Изд-во УМЦ по ГО и ЧС, 2003.

.        Экономическая и национальная безопасность. Учебник. // Под ред. Е.А. Олейникова. - М.: «ЭКЗАМЕН», 2005.

Похожие работы на - Основы управления территориальной системой противодействия терроризму: сущность, содержание, особенности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!