стоимости основных промышленно-производственных комплексов.
В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.
К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относят: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническую промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительную и инструментальную промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.
Химико-лесной комплекс
Химико-лесной комплекс играет важную роль в расширении ассортимента производства товаров народного потребления. Его отрасли связаны со всеми другими отраслями. Химизация хозяйства позволяет успешно решать крупные технические и экономические проблемы, постоянно увеличивать выпуск новых видов химических материалов для удовлетворения нужд народного хозяйства. Химический комплекс имеет сложную структуру, включающую различные отрасли основной химии и органического синтеза.
Основные виды производства входящие в химико-лесной комплекс:
сернокислотная промышленность;
содовая промышленность;
производство минеральных удобрений;
азотная промышленность;
производство синтетического каучука и резиновых изделий, пластмасс и химических волокон;
лесозаготовительная промышленность;
целлюлозно-бумажная промышленность;
лесопильная промышленность;
Легкая промышленность
Легкая промышленность входит в комплекс отраслей, производящих товары народного потребления. Отрасль выпускает свыше 40% всех непродовольственных товаров этой группы.
Легкая промышленность - комплексная отрасль, включающая в себя более чем 20 подотраслей, которые могут быть объединены в три основные группы:
текстильная;
швейная;
кожевенная, меховая, обувная.
Наибольший удельный вес в структуре легкой промышленности занимает продукция швейной и текстильной подотраслей.
.2 Территориальная структура промышленного производства
Основным объектом изучения региональной экономики является территориальная организация хозяйства. Для анализа и синтеза территориальных экономических пропорций развития хозяйства, выявления главных направлений размещения производительных сил по территории страны на перспективный период выделяют крупные экономические зоны.
В состав крупных экономических зон входят промышленные районы. Они представляют крупные территории с относительно однородными природными условиями, с характерной направленностью развития производительных сил, с соответствующей сложившейся материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой.
Крупнейшими промышленными агломерациями являются Московская, Нижегородская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская и др.
Промышленный узел - это группа производств, компактно размещенных на небольшой территории. Главным его признаком являются участие в системе территориального разделения труда страны, наличие производственных связей между предприятиями, общность системы расселения, социальной и технической инфраструктуры.
В отличие от промышленных узлов промышленные центры в большинстве своем имеют набор промышленных предприятий, не имеющих между собой технологических связей. Такое размещение снижает возможности развития кооперации, а следовательно, и эффективность роста промышленного центра. Примером выступают областные центры.
Комбинирование производства является одной из прогрессивных форм территориальной организации промышленности. Комбинирование производства получило широкое развитие в тяжелой индустрии (металлургия, химическая, лесная) и в легкой промышленности (текстильная), пищевой. Создание комбинатов обеспечивает сокращение капитальных вложений до 30-35% и снижение себестоимости выпускаемой продукции на 20-25%.
Одной из новых форм является холдинг. В состав холдинга могут входить совместные предприятия и иностранные фирмы. Промышленная холдинговая компания представляет собой группу технологически взаимосвязанных предприятий, расположенных на конкретной территории.
Еще одной новой формой являются финансово-промышленные предприятия, которые объединяют промышленные производства и банки. ФПП - это добровольный производственно-финансовый союз самостоятельных хозяйствующих объектов.
Новая система инвестирования промышленности привела к образованию финансово-промышленных групп. Основная задача их создания - технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест, рост конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг.
В системе ФПГ интегрируются финансовые, производственные и коммерческие структуры, при этом сохраняется юридическая самостоятельность каждого из участников группы.
Создание новых форм промышленной организации хозяйства способствует дальнейшему развитию рыночных отношений, производству конкурентоспособной на мировом рынке продукции и повышению эффективности развития всего хозяйственного комплекса России.
промышленный территориальный трудовой занятость
2. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
.1 Понятие занятости граждан
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее заработок).
Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
Занятыми считаются граждане:
работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов;
проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
Вопросы занятости носят ярко выраженный региональный характер, ставится задача развивать потенциал местного самоуправления, в том числе за счет подключения активных общественных сил, способных повлиять на стабилизацию местных рынков труда. Согласованное решение вопросов регионального экономического развития и создания новых рабочих мест, повышения качества рабочей силы будет более успешным при активном участии государственных и негосударственных структур, работодателей, как основных "потребителей" рабочей силы, профсоюзов, которые представляют интересы работников.
Закон о занятости, а также подзаконные и ведомственные правовые акты, принятые в его развитие, в первую очередь, направлены на реализацию правовыми средствами республиканских и территориальных программ содействия занятости населения. Центр занятости может оказывать финансовую помощь на организацию дополнительных рабочих мест предприятиям, организациям и учреждениям (работодателям) независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности. Основные результаты оказания финансовой помощи работодателям, организующим дополнительные рабочие места, должны выражаться в увеличении численности трудоустроенных безработных граждан по направлениям центра занятости, в смягчении социальной напряженности на местном рынке труда, повышении экономической активности региональных предприятий.
.2 Государственная политика в области содействия занятости населения
. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей - инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения относятся:
) разработка и реализация государственной политики, принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере занятости населения;
) разработка и реализация федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;
) установление норм социальной поддержки безработных граждан;
) разработка и реализация мер активной политики занятости населения, за исключением мер, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
) мониторинг состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда;
) формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
) определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
) информирование о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
) формирование средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан и контроль за целевым использованием указанных средств;
) координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости;
Правительство Российской Федерации в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отраслевая структура - это совокупность отраслей народнохозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями.
Под территориальной структурой понимается деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям - зонам, районам разного уровня, промышленным центрам, узлам.
Базовые комплексы промышленности - это комплексы топливно-энергетический, металлургический и лесостроительных материалов.
Топливно-энергетический комплекс имеет большое районообразующее значение, он создает предпосылки для развития топливоемких производств и служит базой для формирования промышленных комплексов, в том числе электроэнергетических, нефтехимических, углехимических, газопромышленных. Металлургический комплекс - это основа индустрии. Он является фундаментом машиностроения, обеспечивающего вместе с электроэнергетикой и химической промышленностью развитие научно-технического прогресса во всех звеньях народного хозяйства страны. Химико-лесной комплекс играет важную роль в расширении ассортимента производства товаров народного потребления. Его отрасли связаны со всеми другими отраслями.
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее заработок).
В области решения проблем занятости населения приоритетной задачей является реформирование трудового законодательства с целью повышения мобильности рабочей силы, сокращения латентных процессов на рынке труда, обеспечения устойчивого баланса интересов работников, работодателей и государства. Материальная помощь может оказываться не только в виде денежных выплат, но и в виде оплаты за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами учреждений здравоохранения и общественного питания. Порядок и условия оказания материальной помощи определяются законодательством субъектов Федерации.
В рамках реформирования трудового законодательства Правительство Российской Федерации предпримет необходимые усилия по принятию Трудового кодекса Российской Федерации, а также подготовит законопроекты о трудовых договорах, формировании институтов досудебного урегулирования трудовых споров, о добровольных объединениях работодателей и ряд других. Предусматривается также совершенствование механизма страхования от несчастных случаев на производстве.
Для повышения эффективности государственных программ содействия занятости населения необходимо осуществить переход к финансированию выплаты пособий по безработице из федерального бюджета, а активных программ занятости населения - из федерального и региональных бюджетов. Одновременно будет происходить внедрение эффективных механизмов профилирования безработных и уточнение условий и порядка выплаты пособий по безработице, а также осуществление мер в области активной занятости населения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Власов, В.И. О занятости населения в Российской Федерации. - М.: Фонд, 2003. - 254 с.
. Денисова, И.А., Савватеев, А.В. Эффективность активных программ содействия занятости населения в России. / Препринт. - М.: ЦЭФИР, 2002. - 321 с.
. Логвинов, С.А. Макроэкономическое стратегическое планирование: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 178 с.
. Рощин, С.Ю., Разумова, Т.О. Экономика труда. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 211 с.
. Экономическая география России: Учебник. - Изд. перераб. И доп./ Под общей ред. акад.В.И. Видяпина, д - ра экон. наук, проф. М.В. Степанова. - М.: ИНФРА - М: Российская экономическая академия, 2005. - 568 с.
. Экономическая география России. Учебник для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой - 2 - е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ - Дана. 2004.- 471 с.