Развитие мотивационной сферы личности учащегося

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,13 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие мотивационной сферы личности учащегося

Введение

Отечественная система школьного образования в последние годы находится в сложном положении. Увеличивается перегрузка учеников, растёт их отчуждение от предлагаемого школой содержания образования, падает качество образования. В связи с этим требует переосмысления вся практика подготовки школьников. Ведь от этого зависит в будущем путь страны, её место в современной культуре.

Большие надежды в разрешении проблем возлагают на профильное обучение. Профильное обучение «выросло» из классов с углублённым изучением предметов. Именно на базе школ с такими классами в конце 80-х годов прошлого века и были созданы школы нового типа: гимназии, лицеи. Если говорить о гимназиях, то они, в большинстве своём, многопрофильные: естественно-математическое и гуманитарное направление специализации обеспечивается, как правило, классами физико-математического, технического и филологического профилей. В последнее время к ним прибавились классы экономического профиля.

Развитие мотивации учащегося

Наличие однотипных профильных классов в различных гимназиях - позитивный фактор. В этом случае создаётся база для достаточно полного удовлетворения запроса учащихся на качественное непрерывное образование, а в дальнейшем - на социальную успешность школьника в соответствии с его запросами и возможностями. С другой стороны, большое количество однотипных профильных классов приводит к «перенасыщению» тех или иных отраслей народного хозяйства будущими специалистами, что впоследствии может помешать трудоустройству молодёжи. В этой связи руководителям образования всех уровней (регионального, областного, городского) необходимо знать ситуацию в народном хозяйстве и регулировать открытие того или иного профиля в школах.

Некоторые подвижки в этой ситуации способна дать специализация, вводимая в рамках определённого профиля. Разрешится в какой-то мере и проблема «неоднородности» в подборе учащихся профильных классов. Дело в том, что отбор в профильные классы осуществляется сейчас в основном по следующим критериям: любимые предметы, будущая профессия, желание родителей.

Анализ современной ситуации позволяет утверждать необходимость систематического формирования направленности личности учащегося, включающей в себя систему ведущих потребностей, интересов, идеалов, ценностных ориентации, которые в итоге формируют цель и смысл жизни человека.

Совместные усилия всех участников образовательно-воспитательного процесса должны быть направлены на организацию рациональной учебной деятельности школьников на старшей ступени школы.

Учебная деятельность характеризуется определенной структурой, включающей мотивационную сферу, операционный механизм и конечный результат процесса усвоения - новые знания и умения. С самого начала направленность на школу имеет неоднозначный характер, что обусловлено, с одной стороны, самой учебной деятельностью, имеющей социальный и познавательный смысл, с другой - многообразием форм психической активности ребенка, реализуемой в данной деятельности. Школьная направленность включает как познавательные, так и социальные мотивы учения. В исследованиях, посвященных различным видам мотивации школьника, рассматриваются их динамические и содержательные характеристики в различных возрастных группах. Нами проводилось систематическое изучение социальных мотивов среди учащихся естественнонаучной гимназии № 62 РЦНО КемГУ.

Учебная деятельность и мотивация

Распределение учащихся по классам в отношении указываемого ими социального мотива учебной деятельности показывает преобладание той или иной социальной ориентации на различных этапах обучения и развития. Для учащихся первых-третьих классов характерным является стремление к положению школьника (73% ответов). В более старших классах этот вид социальной мотивации встречается лишь в 18% случаев. У школьников четвертых-седьмых классов происходит смена ведущей мотивации. У них начинает преобладать стремление занять определенное место в группе сверстников (75% ответов). Затем этот вид мотивации теряет лидирующее положение и встречается в восьмых - десятых классах лишь у 24% школьников. Учение ради будущего, когда учебная деятельность стимулируется складывающейся у учащихся жизненной перспективой, наиболее часто, в 60% случаев, называется в качестве мотива старшими школьниками девятых - десятых классов. В четвертых - восьмых классах положение в будущем осознавалось в качестве мотива учения лишь в 22% случаев. Радикальная смена мотивов происходит, таким образом, дважды: при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту и затем при переходе к юношескому периоду развития.

Последовательная ориентация школьника на достижение своего социального положения и последующее его изменение, превращение статусной ориентации в побуждающий стимул учения является необходимым условием для развития личности школьника. Б.Г.Ананьев считал, что «статус личности, по существу говоря, не только положение личности в обществе, но и основа ее образа жизни, совокупности тех обстоятельств жизни и событий, которые детерминируют ее деятельность и преобразуются в процессе этой деятельности. Осознание статуса, как и осознание бытия вообще, невозможно вне и без деятельности человека... тем более, что многие компоненты статуса не заданы общественной средой, а производятся в самом процессе человеческой деятельности. Однако деятельность в целом и в отдельном своем акте (действии) осуществляется в соответствии с ролью человека в данной системе отношений». Другими словами, своеобразие развития в школьном периоде состоит в том, что ученику необходимо проявлять активность в учебной деятельности, чтобы достигнуть определенного социального статуса.

Итак, отчетливо выраженное разнообразие и разнородность познавательных мотивов обусловлены чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, многопредметностью ее содержания и многообразием форм активности учащегося. Как показали исследования, практически все основные структурные элементы учения, включая его оценочную часть, могут становится мотивами, побуждающими к усилению познавательной деятельности, что является психологической основой управления учебным процессом.

Рассмотрение познавательной мотивации у школьников

познавательный мотивация учебный психологический

Мотивационно-потребностная сфера соотносится с другими структурными компонентами учебно-познавательной деятельности. Так Г.И. Щукина, изучая познавательные интересы и успеваемость учащихся в пятых-шестых классах, выявила 3 группы интересов (аморфные, широкие, стержневые). Уровень развития познавательного интереса, по данным наблюдений автора и интервью с учителями, соответствует, как правило, уровню знаний. К примеру, элементарным знаниям соответствует и низкий уровень интереса, который побуждается внешними эффектами. Знаниям глубоким соответствует интерес к активному поиску существенных связей и объективных закономерностей.

Рассмотрение познавательной мотивации у школьников позволило М.В. Матюхиной сделать вывод о том, что различные виды данной мотивации не в одинаковой степени связаны с успеваемостью. Весьма тесные связи обнаруживаются между стремлением к творческой деятельности и успеваемостью. Коэффициент их корреляции равен 0,507 (на уровне значимости 0,01). Коэффициент корреляции между стремлением к выбору трудных заданий на уроке и успеваемостью равен 0,537. Согласно данному исследованию, высокий уровень стремления к напряженной умственной деятельности характерен для более успевающих (3,9 балла), а высокий уровень стремления к разнообразию и новизне встречается у детей с более низкой успеваемостью (3,3 балла).

Для выяснения роли психофизиологических факторов учения представляют интерес результаты сопоставления показателей мотивации, нейродинамики, успеваемости и мышления, полученные в данной работе. У детей с сильной нервной системой высокий и средневысокий уровни мотивации могут обеспечивать высокую продуктивность даже при сравнительно низком уровне мышления. У детей со слабой нервной системой высокий и средневысокий уровни мотивации не всегда обеспечивают высокую продуктивность даже при достаточно высоком уровне мышления. Школьники со средненизкой или низкой мотивацией и слабой нервной системой не имеют высокой и средневысокой успеваемости при условии сравнительно высокого уровня мышления, а часть детей с сильной нервной системой даже со средненизкой активностью, низким и средненизким уровнем мышления, напротив, добивается сравнительно высокой продуктивности. Исходя из полученных данных, М.В.Матюхина приходит к выводу о том, что ситуация учебной деятельности, видимо, является довольно напряженной в первую очередь для детей со слабой нервной системой, и, несмотря на сравнительно высокий уровень активности и мотивации, продуктивность их учебной деятельности при прочих равных условиях ниже, чем у детей, обладающих более сильной нервной системой. В работе была показана более тесная связь учебно-познавательной мотивации с мышлением и успешностью (0,701 и 0,700) и связь мышления с успеваемостью (0,593). Этот факт свидетельствует о важном значении развития в период школьного обучения именно мотивационно - потребностной сферы.

Другим основным компонентом учебно-познавательной деятельности являются разнообразные способы и приемы овладения учебным материалом, которые должны быть усвоены школьником, в процессе его обучения и воспитания.

Рассматривая различные подходы к изучению умственных действий, Б.Ф.Ломов писал о том, что любой из перечисленных путей овладения умственными действиями (через предметно-практическое действие, слово, наблюдение, через действие с информационной моделью) может быть эффективным в определенной области, и их соотношения на разных этапах умственного развития (и обучения) складываются по-разному.

1.В процессе овладения понятиями осуществляется переход от функциональных, конкретных и наглядных признаков к абстрактным свойствам.

2.Наблюдается переход от несущественных признаков к существенным.

3.На протяжении школьного обучения происходит формирование все более сложных систем понятий разного рода.

Итак, формирование субъекта учебной деятельности, направленное на приобретение новых знаний и умений, предполагает развитие и включение в его структуру трех основных блоков: функционального, операционного и мотивационного. Нарушения в развитии любого из этих блоков приводят к разным типам неуспеваемости. Учебный процесс ввиду его систематического и многосложного характера также требует формирования у школьника определенных качеств субъекта деятельности, таких, как целенаправленность, усидчивость, самоконтроль, трудолюбие, организованность, обеспечивающих длительное и успешное усвоение знаний. Благодаря развитию этих качеств и структуры субъекта в целом уже в процессе овладения знаниями у школьника формируется общая психологическая готовность к будущей трудовой и образовательной деятельности.

Заключение

Итак, единство общения и познания в их многообразных формах в соответствии с целями и задачами обучения и развития определяют формирование субъекта учебно-познавательной деятельности в школьный период.

Сегодня профильная школа может стать движущей силой образовательной реформы. Её роль связана с принципиальной сменой позиции ученика в образовательном процессе и в обществе. Но при этом необходимо создать условия, позволяющие учащимся раскрыть свои способности к тому или иному виду трудовой деятельности.

В заключение хотелось бы остановиться на условиях, способствующих, на наш взгляд, эффективному переводу на профильное обучение старшей ступени общего образования. Чтобы профильное обучение не стало очередным пафосным шагом реформы образования, а обеспечило образовательное пространство для раскрытия способностей учащихся к тому или иному виду деятельности и их личностный рост, необходимо:

  • формировать профильные классы с учётом инфраструктуры города и рынков труда, в расчёте на необходимые в ближайшей перспективе профессии;
  • стремиться обеспечить запросы выпускников основной школы на повышенный уровень образования;
  • иметь сквозные (комплексные) учебные программы профильных предметов, дополненные элективными курсами с обоснованием значения каждого для данного профиля.

Список литературы

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 2007.
  2. Артемова, Л. Профиль обучения диктует рынок труда / Л. Артёмова // Народное образование. - 2008.
  3. Артюхов, М.В. Теоретические и практические подходы к формированию идеала выпускника образовательного учреждения в условиях инновационных процессов в образовании / М.В. Артюхов // Формирование модели выпускника в условиях инновационных процессов в образовании / под ред. М.В. Артюхова. - Новокузнецк: ИПК, 2008.
  4. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологических исследований / АГ. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 2004.
  5. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. -М.: Наука, 2010.
  6. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В.Матюхина. - М.: Педагогика, 2009.
  7. Машбиц, Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью: дис.... доктора психол. наук. / Е.И. Машбиц. - Киев, 2008.

Похожие работы на - Развитие мотивационной сферы личности учащегося

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!