Построение модели кузова автомобиля

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,17 Mb
  • Опубликовано:
    2011-11-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Построение модели кузова автомобиля

1.      Постановка задачи

Названия основных силовых элементов кузова автобуса.


Схема расположения опор и прикладываемой внешней нагрузки.


2. Теоретические основы метода конечных элементов

Идея метода:

.        Исследуется конструкция представленная в виде дискретной модели состоящей из определенного количества узлов.

.        Узлы соединяются между собой элементами, каждый из которых имеет свои характеристики и определенное математическое описание.

.        Модель конструкции закрепляется в отдельных узлах. К определенным узлам конструкции прикладывается нагрузка.

.        Анализируя поведения каждого элемента в отдельности по определенным зависимостям можно получить напряженно-деформированное состояние конструкции.

Уравнение равновесия:

Система находится в равновесии в обоих случаях. При этом полная потенциальная энергия равна:


где - энергия внутренней деформации, - энергия внешних сил.

В данном случае нам необходимо минимизировать полную потенциальною энергию:


Тогда решение сводится к нахождению частной производной от полной потенциальной энергии и приравнивания ее к нулю:

;

После минимизации(дифференцирования) потенциальной энергии можно получить уравнение равновесия системы:

,

модель деформация сечение нагрузка

где {qe} - матрица-вектор степеней свободы системы;

[K]-1 - матрица жесткости, зависящая от параметров Ех lx Ax;

{р} - матрица-вектор нагрузки.

Далее матрица-вектор {qe} перемножается с матрицей формы [N], зависящей от координат x, y, z:

;

где {U}- матрица-вектор перемещения узлов.

Далее матрица-вектор перемножается с матрицей градиентов [B], определяемой типом элементов:


получим матрицу-вектор деформации {ε}. Затем полученную матрицу-вектор перемножаем с матрицей упругости [Д]:


полученная матрица-вектор {σ} - является матрицей напряжений.

3. Подготовка исходной информации по конечно-элементной модели

Схема конструкции с номерами стержней и выбранной системой координат представлена на рисунке 1.


Геометрические параметры сечений силовых элементов представлены в таблице 1.

Таблица 1.

N сечен

Геометрия

Размеры

1

 

6х4х0,3

2

 

4х4х0,25

3

 

8х6х0,3

4

 

4х2,8х0,2

5

 

8х6х0,5

6

-

0,1


Координаты узлов представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Nузла

X

Y

Z


34

75

202,5

250

1

0

0

0


35

75

94

250

2

0

47

0


36

75

47

250

3

0

94

0


37

75

0

250

4

0

202,5

0


38

75

0

163

5

0

242,5

10


39

75

0

87

6

0

242,5

67,5


40

90

0

206,5

7

0

242,5

95


41

90

0

125

8

0

242,5

155


42

90

0

43,5

9

0

242,5

182,5


43

105

0

0

10

0

242,5

240


44

105

40

0

11

0

202,5

250


45

105

40

250

12

0

94

250


46

105

0

250

13

0

47

250


47

105

40

163

14

0

0

250


48

105

0

163

15

0

0

163


49

105

0

87

16

0

0

87


50

105

40

87

17

37,5

47

0


51

135

74

0

18

41

242,5

95


52

135

94

0

19

41

242,5

155


53

135

202,5

0

20

37,5

47

250


54

135

242,5

10

21

37,5

0

206,5


55

135

242,5

67,5

22

37,5

0

125


56

135

242,5

95

23

37,5

0

43,5


57

135

242,5

155

24

75

0

0


58

135

242,5

182,5

25

75

47

0


59

135

242,5

240

26

75

94

0


60

135

202,5

250

27

75

202,5

0


61

135

94

250

28

75

242,5

10


62

135

74

250

29

75

242,5

67,5


63

135

74

163

30

75

242,5

95


64

135

0

163

31

75

242,5

155


65

135

0

87

32

75

242,5

182,5


66

135

74

87

33

75

242,5

240







Топология стержневых элементов представлена в таблице 3.

Таблица 3.


N

Н

K

ТО


 

55

1

23

16

Сечен.1

1

1

2

14


 

56

23

39

22

2

2

3

13


 

57

39

22

38

 

3

3

4

11


 

58

22

15

21

 

4

14

13

1


 

59

15

21

14

 

5

13

12

3


 

60

21

37

38

 

6

12

11

4


 

61

43

42

49

 

7

24

25

37


 

62

42

39

41

 

8

25

26

35


 

63

39

41

38

 

9

37

36

24


 

64

41

48

40

 

10

36

35

26


 

65

38

40

37

 

11

43

44

46


 

66

40

46

48

 

12

51

52

62


 

67

4

5

27

 

13

52

53

61


 

68

5

6

28

 

14

46

45

44


 

69

6

7

18

 

15

62

61

52


 

70

7

8

31

 

16

61

60

53


 

71

8

9

19

 

17

49

50

48


 

72

9

10

32

 

18

48

47

50


 

73

10

11

33

 

19

65

66

64


 

74

18

19

30

 

20

64

63

65


 

75

27

28

53

сечен 2

21

1

24

14


 

76

28

29

54

 

22

24

43

37


 

77

29

30

56

 

23

44

51

45


 

78

31

32

58

 

24

3

26

12


 

79

32

33

59

 

25

26

52

61


 

80

33

34

60

 

26

4

27

11


 

81

53

54

27

 

27

27

53

34


 

82

54

55

28

 

28

14

37

15


 

83

55

56

29

 

29

37

46

48


 

84

56

57

30

 

30

12

35

3


 

85

57

58

31

 

31

35

61

26


 

86

58

59

32

 

32

45

62

47


 

87

59

60

33

 

33

11

34

4


 

88

5

28

6

 

34

34

60

27


 

89

28

54

29

сечен 3

35

1

16

24


 

90

6

29

18

 

36

16

15

39


 

91

29

55

30

 

15

14

38


 

92

7

18

8

 

38

24

39

43


 

93

18

30

19

 

39

39

38

50


 

94

30

56

31

 

40

38

37

48


 

95

8

19

7

 

41

43

49

65


 

96

19

31

18

 

42

49

48

65


 

97

31

57

30

 

43

48

46

64


 

98

9

32

8

 

44

44

50

66


 

99

32

58

31

 

45

47

45

63


 

100

10

33

9

 

46

51

66

44


 

101

33

59

32

 

47

65

64

49


Сечен 5

102

16

39

15

 

48

63

62

47


 

103

39

49

38

Сечен 4

49

1

17

14


 

104

49

65

48

 

50

17

26

20


 

105

50

66

47

 

51

44

26

45


 

106

15

38

16

 

52

14

20

1


 

107

38

48

39

 

53

20

35

17


 

108

48

64

49

 

54

45

35

44


 

109

47

63

50


Топология оболочечных элементов представлена в таблице 4.

Таблица 4.

1

2

3

4



треугольники

 

прямоугольники


130

1

24

26

110

43

24

44

25


131

26

3

1

111

27

4

28

5


132

25

44

26

112

53

27

54

28


133

44

51

26

113

28

5

29

6


134

51

52

26

114

54

28

55

29


135

62

61

35

115

29

6

30

7


136

45

62

35

116

55

29

56

30


137

36

45

35

117

18

7

19

8


138

37

35

14

118

31

8

32

9


139

14

35

12

119

57

31

58

32


140

1

24

39

120

32

9

33

10


141

39

16

1

121

58

32

59

33


142

24

43

39

122

59

33

60

34


143

43

49

39

123

33

10

34

11


144

16

39

15

124

46

37

45

36


145

39

38

15

125

43

49

44

50


146

39

49

48

126

44

50

51

66


147

48

38

39

127

49

48

65

64

15

37

14

128

48

46

47

45


149

15

38

37

129

47

45

63

62


150

38

46

37







151

38

48

46







152

49

65

50







153

50

65

66







154

48

64

47







155

47

64

63


Таблица 5 - Нагрузки на секцию.

Fz, кгс

53

400

4

400


Определяем граничные условия и заносим их в таблицу 6.

Таблица 6 - Закрепления секции.

X

Y

Z

15

+

+

+

16

+

+

+

48

 

+

 

49

 

+

 

65

+

+

+

64

+

+

+


Также из начальных условий известно:

   

Толщина листов обшивки секции составляет 1 мм.

. Последовательность ввода данных.

Ввод информации в программу GIFTS:

1)      Задание характеристик сечений:

BEAMCS: Savina

*       srcon ( начало записи в текстовый файл)

>Savina1 (имя текстового файла)

*       RECTH (ввод характеристик тонкостенных прямоугольных сечения)

> 1 (сечение №1)

? 6,4 (указание высоты и ширины)

? 0.3,0.3 (указание толщины)

>2

? 4,4

? 0.25,0.25

>3

? 8,6

? 0.3,0.3

>4

? 4,2.8

? 0.2,0.2

*       CHANNEL

>5

? 8,6

? 0.5,0.5

>ENTER

*       END

*       SRCOFF

*       QUIT

2)      Создание конечных элементов модели:: Savina

*       srcon

>Savina2

*       ETH,1 (задание толщины оболочных элементов)

>6

? 0.1

>enter

*       ELMAT, 4 (задание характеристики материала)

>1

? 2100,2.1Е+6,0.3,7.3Е-3

>enter

*       POINT (ввод координат узлов )

>1 (узел №1)

? 0,0,0

>2

? 0,47,0

>3

? 0,94,0

. . .

>66

? 135,74,87

>enter

*       PTRM (вызов номера материала)

>1

*       PTRTH (вызов номера свойства)

>1

*       BEAM2 (задание стержневых элементов)

>1,2,14

>2,3,13

>enter

*       PTRTH

>2

*       BEAM2

>1,24,14

>24,43,37

>enter

… ( и так далее по всем сечениям)

*       PTRTH

>6 (Оболочки)

*       QB4 (ввод четырех узловых элементов)

>43,24,44,25

>27,4,28,5

>enter

*       TB3 (ввод трех узловых элементов)

>1,24,26

>26,3,1

>47,64,63

>enter

*       END

*       SRCOFF(конец записи в файл)

*       PLOT (отображение результатов)

*       ROTV/65,50,50 (радиус просмотра)

*       QUIT

В результате ввода данных на экране появится рисунок конечно-элементной модели секции


)        Связь элементов модели:

 BULKF

Name: Savina

>enter

4)      Задание нагрузки и закрепления:

LOADBC

Name: Savina

*       SRCON

>Savina3

*       SUPP,1 (закрепление по оси х)

>15

>16

>65

>64

>enter

*       SUPP,2 (закрепление по оси y)

>15

>16

>48

>49

>65

>64

>enter

*       SUPP,3 (закрепление по оси z)

>15

>16

>65

>64

>enter

*       LOADP,1 (нагрузка по оси х)

>enter

*       LOADP,2 (нагрузка по оси у)

>enter

*       LOADP,3 (нагрузка по оси z)

>53

?400

>4

?400

>enter

*       END

*       SRCOFF

*       PLOT

*       MASS (расчет массы конструкции)

*       SUM

*       QUIT

Таблица 7.

Ось

x

y

z

Результат

сила

0.000Е+00

0.000Е+00

8.000Е+02

8.000Е+02

момент

1.620Е+05

 -5.400Е+04

0.000Е+00

1.708Е+0.5

масса

2.827Е+02

2.827Е+02

2.827Е+02

 


5)      Проверка ошибок:

MCHECK: Savina

? NO (отказ от изменений)

)        Оптимизация:

OPTIM: Savina

>1

?1,10

>enter

7)      Выделения места на жестком диске под матрицу жесткости:

ADSTIF: Savina

>enter

8)      Вычисление матрицы жесткости отдельных элементов:

ELSTFF: Savina

>enter

9)      Формирование глобальной матрицы жесткости:

STASS: Savina

>enter

10)    Разложение матриц жесткости в ленту:

DECOM: Savina

>enter

11)    Вычисление перемещений узлов:: Savina

>enter

)        Вычисление перемещений:: Savina

>enter

)        Просмотр результатов:: Savina

*       PLOT

>enter

.        Обработка и анализ результатов расчета

Заходим в программу RESULT:

*       PLOT

*       CONTOUR

>TDR Изолинии деформации в оболочечных элементах

*       PLOT

В результате на экране появится рисунок .

Рисунок - Распределение изолиний деформаций в оболочечных элементах.


Из рисунка видно, что три наиболее нагруженных элемента под номерами: 5, 8, 9.

*       CONTOUR

> VONM Изолинии напряжений в оболочечных элементах

*       PLOT

В результате на экране появится рисунок .

Рисунок - Распределение изолиний напряжений в оболочечных элементах.


*       FC

> VONM Показатели критериев прочности по всем элементам

*       PLOT

В результате на экране появится рисунок .

Рисунок - Распределение эквивалентных напряжений по всем элементам.


Из рисунка увидим распределение эквивалентных напряжений по критерию прочности во всех элементарных конструкции (в процентах от предела текучести)

*       экране появится FCRANGE,10 (отображение наиболее нагруженных элементов)

>a

?2264.8,4529.7

Так как 215%*2100кг/см2=4529,7 кг/см2

,7 кг/см2/2=2264,8 кг/см2

*       Plot

В результате на рисунок.

Рисунок - Распределение эквивалентных напряжений в наиболее нагруженных элементах.


*       Ext (отображение критических значений)

В результате на экране появится сводная таблица результатов


Из рисунка следует, что наиболее нагруженным элементом является элемент № 67, а наименее нагруженным - №145.

*       INFDN(Информация по перемещению узлов)

Таблица -Значение наибольших деформаций.

№ элемента

x, см

y, см

∆z, см

5

-0,939

0,257

7,952

8

0,133

0,954

7,95

9

0,339

0,952

7,949

Заходим в программу POSTBM:

*       PLOTST (Просмотр внутренних усилий и напряжений)

?67 (Наиболее нагруженный элемент)

?0 (Просмотр нормальных и касательных напряжений в начале элемента №67)

В результате на экране появится два рисунка:

Рисунок - Эпюры внутренних усилий в элементе №67.


Рисунок - Эпюры нормальных и касательных напряжений в элементе №67.


6.Выводы и практические указания

Вывод: рассматриваемая конструкция кузова автобуса МАЗ -103 имеет недостаточную прочность, поскольку напряжение созданное нагрузкой больше предельно допустимого на 215%.

Рекомендации: с целью увеличения прочности и несущей способности секции автобуса возможно за счет увеличения толщины стенок сечения №4, или дополнительных укрепляющих элементов.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!