Расчет привода технической системы
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САРАТОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
БАЛАКОВСКИЙ
ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ
МЕХАНИЧЕСКИЙ
КАФЕДРА
«ПСМ»
Пояснительная
записка
по
дисциплине: ТСАУ
РАСЧЕТ
ПРИВОДА ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Выполнил:
студент группы
УИТ-33
Олокин Д.В.
Принял:
Преподаватель
кафедры ПСМ
Швецова
С.Н.___________
«____»___________2010
г.
2010
Содержание
Техническое задание
Введение
. Кинематический расчет
привода
. Расчет клиноременной
передачи
. Расчет зубчатой конической
передачи
. Расчет соединений деталей
механизмов
Список литературы
Техническое
задание
Задание
№10, Вариант №7
1. Рассчитать привод технической системы с
выбором электродвигателя по ГОСТу.
. Определить P,
ω, n,
T.
. Выполнить расчет передаточных
механизмов привода и соединений деталей передач с валом.
. Выполнить 3 листа чертежей формата А1
или А2: 1. - схема привода и спецификация; 2. - деталь первой передачи в 2-х
проекциях; 3. - деталь второй передачи в 2-х проекциях.
Исходные данные:
Мощность ведомого
вала привода:
P₃=8кВт;
Угловая частота
вращения ведомого вала привода:
ω₃=4π
=4·3,14=12,56с-1.
Введение
Ременная передача относится к передачам трения с
гибкой связью и может применяться для передачи движения между валами,
находящимися на значительном расстоянии один от другого. Она состоит из двух
шкивов (ведущего и ведомого) и охватывающего их ремня. Для нормальной работы
передачи необходимо предварительное натяжение ремня, обеспечивающее
возникновение сил трения на участках контакта ремня со шкивом. Для создания и
регулирования натяжения ремней предусматриваются натяжные устройства.
Основные достоинства ременных передач следующие:
простота конструкции, эксплуатации и малая стоимость; возможность передачи
движения на значительные расстояния; возможность работы при высоких частотах
вращения; плавность и бесшумность работы вследствие эластичности ремня;
смягчение вибраций и толчков вследствие упругости ремня; предохранение
механизмов от перегрузок за счет возможности проскальзывания ремня.
Основными недостатками являются большие
радиальные размеры; малая долговечность ремня в быстроходных передачах; большие
нагрузки на валы и подшипники от натяжения ремня; необходимость применения дополнительных
натяжных устройств; непостоянное передаточное число из- за неизбежного упругого
скольжения ремня..
Плоскоременные передачи просты по конструкции и
могут работать при весьма высоких скоростях (до 100 м/с), а также
при больших межосевых скоростях (до 15 м). Они обладают сравнительно высокой
долговечностью вследствие большой эластичности ремня. Рекомендуемые
передаточные числа u
≤
6. Шкивы изготавливают из чугуна марки СЧ10, СЧ15, СЧ25. Для ремней используют
прорезиненную, хлопчатобумажную ткань, синтетические материалы, кожу.
Клиноремённые передачи применяют при малых
межосевых расстояниях и относительно небольших скоростях (до 30 м/с).
Максимальное допустимое число клиновых ремней для одной передачи равно 8.
Рекомендуемые передаточные числа u
≤
10. Шкивы изготавливают из чугуна марки СЧ15, СЧ18. Клиновые резинотканевые
приводные ремня выпускают семи типов: О, А, Б, В, Г, Д, Е. Тип ремня выбирают в
зависимости от передаваемой мощности при заданной частоте вращения малого
шкива. Размеры ремня стандартизированы.
Критериями, определяющие работоспособность
зубчатой передачи редуктора, являются контактная прочность работы поверхностей
зубчатых колес, а также прочность зубьев при изгибе.
Зубчатые колеса изготавливают из углеродистых и
легированных сталей.
Зубчатые конические передачи применяют для
передачи вращательного движения между валами, оси которых пересекаются.
Зубчатые конические передачи бывают с прямыми и круговыми зубьями.
Основные достоинства зубчатых передач следующие:
высокий КПД компактность, надежность, простота эксплуатации, постоянство передаточного
числа, большой диапазон передаваемых мощностей (от тысячных долей до десятков
тысяч киловатт).
Основными недостатками являются сложность
изготовления с применением специального оборудования инструментов, шум в
работе при неточном изготовлении и при высоких окружных скоростях.
привод электродвигатель передача
деталь
Кинематический
расчет привода
1. Требуемая
мощность электродвигателя.
Ртр.= Р3/ŋобщ.,
где ŋобщ.
- общий коэффициент полезного действия.
ŋобщ. =
ŋ1·ŋ2·ŋ32,
ŋ1-
коэффициент полезного действия клиноременной передачи,
ŋ2
- коэффициент полезного действия конической закрытой передачи,
ŋ3 -
коэффициент полезного действия двух подшипников качения.
ŋ1
= 0,94…0,97, [1, т.5,4];
ŋ2
= 0,95…0,97, [1, т.5,4];
ŋ3 =
0,99…0995, [1, т.5,4].
ŋобщ. =
0,955·0,96·0,99252 = 0,903.
Ртр. = =
8,86кВт.
. Выбор
электродвигателя по ГОСТу
Рдв. ≥
Ртр.,
Синхронная частота
вращения nс
= 1000мин-1,
Мощность Рдв. =
11кВт,
Типоразмер
двигателя 4А160S6, [1,
т.5,1; 5,3].
Скольжение 2,7%,
=
2;
=
1,2.
Для ведущего вала
привода Р1 = Рдв. = 11кВт.
Для промежуточного
вала привода Р2 = Р1·ŋ1·ŋ3,
Р2 =
11·0,955·0,9925 = 10,426кВт.
Для ведомого вала
привода (уточненное значение) Р3 = Р2·ŋ1·ŋ3,
Р₃
= 10,426·0,96·0,9925 = 9,934кВт.
. Передаточные
числа привода
Общее передаточное
отношение
Uобщ.
=
ω1/ω3,
ω1
-
угловая частота вращения ведущего вала привода.
ω1
=
,
n1
-
число оборотов ведущего вала привода,
n1
= nc·(1-S),1 =
1000·(1-0,027) = 973об/мин,
где S
- скольжение.
ω1
=
=101,84с-1,
Uобщ.
=
101,84/12,56=8,108.
Разбиваем общее передаточное отношение по
ступеням привода.
Uобщ.
=U1·U2,
где U1
-
передаточное число клиноременной передачи, U2
-
передаточное число конической закрытой передачи.
U2
= 2,5 , [1,
т.5,6].;
U1
=
,
U1
=
=
3,243.
. Угловая
частота вращения каждого вала привода
Для ведущего вала
привода
ω1
=
101,84с-1.
Для промежуточного
вала привода
ω2
=
,
ω2
=
=
31,403с-1.
Для ведомого вала
привода (уточненное значение)
ω3
=
,
ω3=
=
12,561с-1.
6. Частота
вращения каждого вала привода
Для ведущего вала
привода
n1
=
973об/мин.
Для промежуточного
вала привода
n2
=
,
n2
=
=
300,03об/мин.
Для ведомого вала
привода
n3
=
,
n3
=
=
120,012об/мин.
. Вращающие
моменты на каждом валу привода
Для ведущего вала
привода
Т1 = ,
Т1 = =
108,01Н·м.
Для промежуточного
вала привода
Т2 = ,
Т2 = =
332Н·м.
Для ведомого вала
привода
Т3 = ,
Т₃
= =
790,86Н·м.
2.
Расчет клиноременной передачи
Исходные
данные
Исходные данные для
расчета ременной передачи выбираем из кинематического расчета привода
Мощность на валу
ведущего шкива Р₁=11кВт;
Угловая частота
вращения ведущего шкива ω₁=101,84с⁻1;
Число оборотов
ведущего шкива n₁=973об/мин;
Вращающий момент
вала ведущего шкива Т₁=108,01Н·м;
Мощность на валу
ведомого шкива Р₂=10,426кВт;
Угловая частота
вращения ведомого шкива ω₂=31,403с-1;
Число оборотов
ведомого шкива n₂=300,03об/мин;
Вращающий момент
вала ведомого шкива Т₂=332Н·м;
Передаточное число
ременной передачи up=3,243.
Расчет передачи
. Назначаем
материал шкивов.
Чугун марки СЧ15.
. Диаметр
малого ( ведущего) шкива
D1
= 3,5·,
мм,
где Т1 ,
Н·мм.
D1
= 3,5·=
166,68мм.
По ГОСТу принимаем
ближайшее значение D1
= 160мм, [2, т.1].
Ремень типа Б, [2,
т.2].
. Диаметр
большого (ведомого) шкива
D2
= D1·up,
мм,
D2
= 160·3,243=518,88мм,
По ГОСТу принимаем D2
= 500мм, [2, т.1].
. Уточняем
передаточное отношениеp
= D2/D1
( отклонение от заданного значения не должно превышать 5%).p
= =
3,125мм, отклонение от заданного значения 3,5%.
. Предварительно
принимаем межцентровое расстояние
amin
= D2
= 500мм.
. Длина
ремня
L
= 2·amin+·(D2+D1)+,
мм.
L
= 2·500 +·(500+160)+
= 2036,37мм.
Принимаем по ГОСТу
ближайшее значение L = 2000мм,
[2, т.3].
8. Уточняем
межцентровое расстояние
a
= ,
мм.
При этом должно
выполняться условие a
≥
amin.
a
= =
449.77мм.
a
< amin,
увеличим длину ремня.
Принимаем по ГОСТу L
= 2240мм, [2, т.3].
a
= =
576,89мм.
a
> amin,
условие выполняется.
9. Скорость
ремня
ν = ,
м/с,
где D1,
м,
ω₁,
с-1,
ν = =
8,147м/с,
10. Окружное
усилие
Fокр.
= ,
Н,
где Р₁,
Вт,
ν, м/с.
Fокр.
=
= 1350,19Н,
11. Допускаемое
приведенное полезное напряжение
[k]
= 1,88МПа, [2, т.4].
12. Угол обхвата
малого шкива
α₁
= 3,14- ,
рад,
α₁
= 3,14- =
2,55рад,
где α₁
= =
146,18град.
13. Допускаемое
полезное напряжение
[kп]
= [k]·сα·сν·ср,
МПа,
где ср =
1,1 - коэффициент режима работы, [2, т.5], который выбирают в зависимости от
вида исполнительного механизма, указанного на схеме привода;
сα
- коэффициент угла обхвата малого шкива,
сα
= 0,93 , [1, т.6];
сν
-
коэффициент скорости ремня,
сν
=
1,00, [1, т.7];
[kп]
= 1,88·0,93·1,00·1,1= 1,923МПа.
14. Площадь
поперечного сечения ремня
А = 133мм2,
[2, т.8].
15. Число ремней
z
≥
где Fокр.,
Н,
[kп],
МПа,
А, мм2.
z
≥
≥
5,28.
Принимаем z
= 6 (должно выполняться условие z
≤
8).
≤ 8, условие
выполняется.
. Расчет на
долговечность по числу пробегов ремня в 1 секунду
U
= ν/L
≤
[U],
где U
- действительное число пробегов ремня за 1 сек;
ν - скорость
ремня, м/с;
L
- длина ремня, м;
[U]
- допускаемое число пробегов ремня за 1 сек (должно выполняться условие [U]≤10с-1
U
= =
3,637с-1,
3,637 ≤
10, условие выполняется.
. Конструктивные
размеры ведущего шкива.
Размеры канавок
определяем по типу ремня, [2, т.9].
tр
= 14,0 мм;
h
= 10,8 мм;
h0 = 4,2 мм;
f
= 12,5 мм;
e
= 19,0 мм;
Рабочий диаметр
шкива
dp
= 160-2·4,2 = 151,6мм.
Ширина обода шкива
B
= (z-1)·e+2f,
мм.
B
= (6-1)·19,0 +2·12,5 = 120мм.
Угол профиля
канавок выбираем в зависимости от dp
и от типа ремня, [2, т.10].
α = 340.
Диаметр вала под
шкивом
dв
≥ ,
мм,
где Т₁,
Н·мм,
[τк]
= 25МПа-допускаемое напряжение при кручении.
dв
≥ ≥
27,85 мм,
Принимаем ближайшее
большее целое число: dв
= 28
Длина ступицы шкива
Lст
= (1,5ч2,0)dв,
Lст
= (1,5ч2,0)·28 = 42ч56мм.
принимаем Lст
= 45мм.
Должно соблюдаться
условие Lст
≤ В.
< 120, условие
соблюдается.
Диаметр ступицы
шкива
Dст
= (1.7ч2.0)dв,
Dст
= (1.7ч2.0)·28 = 47.6ч56мм.
принимаем Dст
=50мм.
Толщина диска
с = (0,2ч0,3)В ,
с = (0,2ч0,3)·120 =
24ч36мм.
принимаем с = 30мм.
Размеры фасок
принимаем в зависимости от диаметра вала dв
n
= 2 ; 2,5 , [2, т.12].
Диаметр впадин
канавок ремня
D
= dp - 2h,
мм,
D
= 151,6-2·10,8 = 130мм.
Толщина обода δ,
[2, т.11].
принимаем δ
= 8мм.
Диаметр
расположения облегчающих отверстий
D0
= ,
D0
= =
82мм,
принимаем D0
= 82мм,
Диаметр облегчающих
отверстий d0
d0
=
,
d0
= =
16мм,
принимаем d0
= 16мм.
Количество
облегчающих отверстий принимают конструктивно
i
= 4.
.
Расчет зубчатой конической передачи
Мощность на валу
шестерни Р₂=10,426кВт;
Угловая частота
вращения шестерни ω₂=31,403с⁻1;
Число оборотов
шестерни n₂=300,03об/мин;
Вращающий момент
вала шестерни Т₂=332Н·м;
Мощность на валу
ведомого колеса Р₃=9,934кВт;
Угловая частота
вращения ведомого колеса ω₃=12,561с-1;
Число оборотов
ведомого колеса n₃=120,012об/мин;
Вращающий момент
вала ведомого колеса Т₃=790,86Н·м;
Передаточное число
зубчатой конической передачи uк=2,5.
Расчет передачи
. Назначаем
материал зубчатых колес.
для шестерни -
сталь 40Х, улучшение, твердостью 270 НВ, для которой допускаемое контактное
напряжение [σк]1=555МПа,
допускаемое напряжение при изгибе [σu]1=235МПа,
[3, т.1].
для колеса - сталь
40Х, нормализация, твердостью 235 НВ, для которой [σк]2=540МПа,
[σu]2=225МПа,
[3, т.1].
Общее допускаемое
контактное напряжение для зубчатых колес: в прямозубой передаче [σк]=[σк]2=540МПа.
. Внешний
делительный диаметр большего (ведомого) конического колеса
de2
=99· , мм,
где Т₃,
Н·мм,
,
МПа.
кβ
-
коэффициент распределения нагрузки по длине зуба принимают в зависимости от
коэффициента
ψbd=
,
где ψba-
коэффициент ширины венца зубчатых колес, назначаем ψba=0,5
, [3, т.2].
ψbd=
Принимаем кβ
=1,03,
[3, т.3].
de2
=99·
= 145,49мм.
3. Назначаем
число зубьев шестерни z₁=30
.
z₂=30·2,5=75
.
5. Внешний
окружной модуль зацепления колес
m=
de2/z₂
, мм,
m=
145,49/75=1,94мм,
Принимаем по ГОСТу m=5мм,
[3, т.5].
6. Уточняем
значение внешнего делительного диаметра колеса и округляем его по ГОСТу
de2
=m· z₂
, мм,
de2
=5·75=375мм,
Принимаем ближайшее
значение по ГОСТу de2
=355мм,
[3, т.4].
. Основные
геометрические параметры конической зубчатой передачи.
Конусное расстояние
R=,
мм,
R=
= 202мм.
Длина зуба (ширина
зубчатого венца) для шестерни и колеса
b=0,3·R,
мм,
b=0,3·202=60,6мм
по ГОСТу принимаем b=55мм,
в зависимости от диаметра de2
и
передаточного числа uк, [3, т.10].
Внешний делительный
диметр шестерни
de1
=m·
z₁
, мм,
de1
=5·30=150мм.
Углы при вершинах
начальных конусов δ, для шестерни
угол δ₁
находят из условия
ctg
δ₁=uк,
отсюда δ₁=21,48’град;
для колеса δ₂=90⁰-δ₁
, δ₂=90⁰-21,48’=68,12’град.
Средние
делительные диаметры шестерни
для
шестерни d1=2·(R-0,5b)·sin
δ₁,
мм,
d1=2·(202-0,5·55)·sin
21,48’=129,47мм.
для колеса
d₂=2·(R-0,5b)·sin
δ₂,
мм,
d₂=2·(202-0,5·55)·sin
68,12’=323,87мм.
Диаметры
выступов зубьев
для
шестерни da1
=de1+2·m·cos
δ₁,
мм,
da1 =150+2·5·cos
21,48’=159,28мм.
для
колеса
da2 =de2+2·m·cos δ₂,
мм,
da2
=355+2·5·cos 68,12’=358,7мм.
Диаметры
впадин зубьев
для
шестерни df1
=de1-2,5m·cos
δ₁,
мм,
df1
=150-2,5·5·cos
21,48’=138,45мм.
для колеса
df2 =de2-2,5m·cos
δ₂,
мм,
df2
=355-2,5·5·cos
68,12’=350,37мм.
8. Средняя
окружная скорость
ν=π·d1·n₂/60
, м/с,
где d1,
м;
n₁,
об/мин.
ν=3,14·129,47·10⁻і·300,03/60=2,032м/с.
. Степень
точности передачи
Принимаем степень
точности передачи S в
зависимости от окружной скорости ν
S=9
, [3, т.6].
10. Проверочный
расчет передачи на контактную прочность
σк=487·
≤[σк], МПа,
где Т₃,
Н·мм;
d₂,
b, мм.
σк=487·
=281,12≤540МПа.
. Эквивалентное
число зубьев
для шестерни zν1=z1/cosδ₁,
zν1=30/cos21,48’=32,32;
для колеса zν2=z2/cosδ₂,
zν2=75/cos
68,12’=201,61.
. Коэффициент
формы зуба
для шестерни Yf1=3,8;
для колеса
Yf2=3,6 , [3, т.9].
. Находим
отношения
для шестерни [σu]1/Yf1=235/3,8=61,84
,
для колеса [σu]2/Yf2=225/3,6=62,5
. Проверочный
расчет на изгиб
σu=
≤
[σu]₁,
где Yβ
-
коэффициент наклона зуба,
для
прямозубых колес Yβ
=1;
ка
- коэффициент нагрузки между зубьями,
для
прямозубых колес ка =1;
Т₂,
Н·мм;
b,
мм;
σu=
=59,68≤235МПа.
15. Конструктивные
размеры ведомого зубчатого колеса
Толщина зубчатого
венца
δ=(2,5ч4)·m
,
δ=(2,5ч4)·5=12,5ч20мм,
принимаем δ=16мм.
Толщина диска
с=(0,2ч0,3)·b
,
с=(0,2ч0,3)·55=11ч16,5мм,
принимаем с=14мм.
Диаметр вала под
зубчатым колесом
dв≥
, мм,
где Т₃,
Н·мм;
[τк]=25МПа-допускаемое
напряжение при кручение.
dв≥
≥54,08 мм,
Принимаем ближайшее
большее целое значение: dв=55.
Диаметр ступицы
колеса
dст=1,6·dв
мм,
dст=1,6·55=88мм.
Длина ступицы
колеса
Lст=b₂+10,
мм,
Lст=55+10=65мм.
Размер фаски под
вал
n=3мм,
[3, т.8].
Диаметр
расположения облегчающих отверстий
D0=0,5·(df2
-4δ+dст),
мм,
D0=0,5·(350,37
-4·16+88)=187,18мм, принимаем D0=187мм.
Диаметр облегчающий
отверстий
d0=(D0-dст)/4,
мм,
d0=(187-88)/4=24,75мм,
принимаем d0=25мм.
Количество
облегчающих отверстий i=4.
.
Расчет соединений деталей механизмов
1. Расчет
призматической шпонки со скругленными торцами для клиноременной передачи
Исходные данные:
dв
=
28мм - диаметр вала;
b
= 8мм - ширина шпонки, [1, т.4,1];
h
= 7 мм - высота шпонки, [1, т.4,1];
t₁
= 4,0мм - глубина паза вала, [1, т.4,1];
t₂
= 3,3мм - глубина паза втулки, [1, т.4,1].
Радиус закруглений:
r
= ,
r
= =
4мм.
Рабочая длина
шпонки:
lр
= l
-
b, мм,
l
=
Lст -
10, мм,
где l
-
длина шпонки,
l
=
45 - 10 =35мм,
Принимаем по ГОСТу l
=
36мм, [1, т.4,1].
lр
= 35 - 8 = 27мм,
Рассчитываем шпонку
на смятие боковых граней:
σсм
= ≤
[σсм], МПа
где σсм
- напряжение при смятии
Fсм
- сила приложенная на смятие
Aсм
- площадь поперечного сечения при смятии
[σсм]
- допускаемое напряжение при смятии
принимаем [σсм]
= 60ч100МПа.
Сила приложенная на
смятие:
Fсм
= ,
Н,
Fсм
= =
7715Н.
Площадь поперечного
сечения при смятии:
Асм = lр(h
- t₁),
мм2,
Асм =
27(7 - 4) = 81мм2.
σсм
= =
95,2МПа,
Условие прочности
на смятие выполняется:
σсм
= 95,2МПа < 100МПа.
Вывод: условие
прочности выполняется, следовательно, шпонка рассчитана правильно.
2. Расчет
шлицевого прямобочного соединения зубчатой конической передачи
Исходные данные:
dв
=
55мм - диаметр вала;
D
= 54мм - наружный диаметр зубьев шлицевого соединения, [1, т.4,3];
b
= 9мм - ширина зуба, [1, т.4,3];
z
= 8 - количество зубьев, [1, т.4,3];
h
- высота зуба,
h
= ,
мм
h
= =
4мм.
Радиус закруглений:
r
= 0,5 мм, [1, т.4,3];
Рабочая длина
шлица:
lр
= Lст=65мм,
где Lст
-
длина ступицы детали,
Рассчитываем шлицы
на смятие:
σсм
= ≤
[σсм], МПа
где σсм
- напряжение при смятии
Fсм
- сила приложенная на смятие
Aсм
- площадь поперечного сечения при смятии
[σсм]
- допускаемое напряжение при смятии принимаем [σсм]
= 80МПа.
Сила приложенная на
смятие:
Fсм
= ,
Н,
dср
=
,
мм,
dср
=
=
50мм.
Fсм
= =
31634,4Н.
Площадь поперечного
сечения при смятии:
Асм = φ·h·lр·z,
мм2,
φ - коэффициент
неравномерности распределения нагрузки по шлицам,
φ = 0,7 ч
0,8
принимаем φ
= 0,7
Асм =
0,7·4·65·8 = 1456мм2.
σсм
= =
21,72МПа,
Условие прочности
на смятие выполняется:
σсм
= 21,72МПа < 80МПа.
Вывод: условие
прочности выполняется, следовательно, шлицы рассчитаны правильно.
Список
литературы
1. Кузьмин
А.В. и др., Расчеты деталей машин,/ А.В. Кузьмин - Минск: Высшая школа, 1986, -
400 с.
. Козлова
С.Н., Расчет ременных передач, / С.Н. Козлова - Саратов: СГТУ, 2007, - с.
3. Козлова
С.Н., Расчет конической зубчатой передачи, / С.Н. Козлова - Саратов: СГТУ,
2007, - с.