Художественный стиль модерн
Содержание
Введение
.
Общая характеристика стиля
.
Развития стиля в архитектуре
.
Развития стиля в живописи и скульптуре
.
Художественный стиль в интерьере
Заключение
Список
использованной литературы
Приложение
Введение
В данной курсовой работе был рассмотрен один из
художественных стилей.
Каждый художественный стиль уникален и
появляется в определенную эпоху, в определенное время. Каждый художественный
стиль не имеет конкретных дат возникновения и исчезновения, и, как правило,
один стиль заканчивает свое существование, когда другой уже входит в силу. При
смене стилей не просто одни формы сменяются другими, а, пользуясь терминологией
Вельфлина, происходит постоянное перетекание тектонических и конструктивных
формообразований и наоборот.век принесший так много нового, неоднозначного,
трагичного; заставивший человека усомниться в своей разумности, человечности,
впервые в истории противопоставивший в такой степени друг другу достижения
культуры и цивилизации, служит и еще долго будет служить предметом исследования
для всего социогуманитарного знания.
Каждый период в истории культуры представляет
собой сложную мозаику событий и тенденций развития. В данной работе мы главное
внимание уделяем становлению и развитию в культуре образа современности
(модерна), его предпосылок и трансформаций, результатом которых является
состояние общества и культуры, называемое сейчас постсовременностью
(постмодерном). Добавим также, что иллюстративным материалом нам послужит в
основном искусство XX века.
1. Общая характеристика стиля
В конце XIX в начале XX в. в появляется
совершенно новый современный стиль - модерн. Основной признак - декоративность;
основной мотив - вьющееся растение; основной принцип - уподобление рукотворной
формы природной и наоборот. Появляется органическое слияние конструктивных и
декоративных элементов. Фасады домов были несимметричны. Выразительные
особенности интерьеров: изогнутые очертания карнизов, круглящиеся дверные и
оконные проемы, богатый декор из резного дерева, цветного стекла, металла.
Новейшие технико-конструктивные средства и свободная планировка были
использованы для постройки зданий с подчеркнуто индивидуализированным обликом.
Стиль "модерн" (франц. moderne - новейший, современный)
Модерн - cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм
иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты
иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы,
ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocтиОбъeктoм
cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe
тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx
кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний,
oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы. Тecнo cвязaн c
мoдepнoм - cимвoлизм <#"521420.files/image001.jpg">
Рисунок 1 - Картина в стиле модерн «Танец»
Художественный язык модерна был во многом
воплощением идей и образов символизма, сочетающихся со сложным стилизованным
растительным декором, ритмом гибких текучих линий и плоскостных цветовых пятен.
В этом духе выполнялись произведения декоративного искусства: панно, мозаики,
витражи, керамическая облицовка, декоративные рельефы, майоликовая скульптура,
фарфоровые и стеклянные вазы и др. Картинам и графическим листам тоже
придавались черты декоративной стилизации в духе модерн. С живописью модерна
связаны П. Гоген, М. Дени, П. Боннар во Франции, Г. Климт в Австрии, Э. Мунк в
Норвегии, М. Врубель, В. Васнецов, А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов в России. В
рамках модерна получила большое распространение книжная и журнальная графика
(О. Бердслей в Англии). Особое распространение получила афиша и плакат (А.
Тулуз-Лотрек во Франции, А. Муха в Чехии). В изобразительном искусстве стиля
модерн неразделенность жанров приводила к относительной несамостоятельности
живописи, графики и скульптуры. Целью архитектора, художника, скульптора
становится создание синтетического, целостного произведения искусства.
Скульптура модерна отличается динамикой и
текучестью форм , виртуозной игрой крупных или же хрупких линий и силуэтов.
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из
окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот
период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике,
книжной графике. Отличительными особенностями техники модерна являются: отказ
от прямых линий и углов в пользу более естественных, натуральных линий. Модерн
стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых
произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Яркими мастерами стиля модерн являлись скульпторы - Огюст Роден, Камилла
Клодель, Аристид Майоль, все - Франция; Франтишек Билек - Чехия; Герман Обрист
- Германия; Жан Минне - Бельгия.
4. Художественный стиль в интерьере
Модерн достаточно сильно поощрял развитие
прикладного искусства. поэтому в архитектуре в стиле модерн часто использованы
созданные в том же стиле интерьеры, мебель, витражи, и даже посуда (керамика
особенно сильно попала под влияние модерна). Интерьеры в стиле модерн прекрасно
вписываются в пространства современных квартир - ему прекрасно соответствуют
большие пространства, популярность оригинальных и не консервативных
дизайнерских решений, стремление к упрощению и рационализации без ущерба изяществу.
Все это как нельзя лучше воплотил в себе дизайн в стиле модерн. База интерьеров
сайта salon.ru - подоборка самых актуальных и наиболее интересных интерьеров в
стиле модерн. Здесь русский модерн представлен работами лучших дизайнеров,
архитекторов и декораторов. Помимо частных интерьеров в стиле модерн, в
подборке можно найти профессиональные решения для общественных интерьеров -
интерьеры ресторанов, ночных клубов, отелей и даже яхт.
Стилю Модерн свойственны кривые, округлые линии,
многоуровневость и ассиметрия. В интерьерах модерна изящные линейные плетения,
подвижные растительные узоры рассыпаны по полу, стенам, мебели, лестницам,
потолку. Стиль модерн стал выходом за рамки классики, внесением смелых идей и
нестандартных форм в интерьер, а также обращением к миру природы за счет
ненавязчивого вкрапления растительных орнаментов. Главная деталь дизайна
модерна (ар-нуво) - натуральное дерево, не менее популярны камень и гипс. В
декоре наилучшим образом сочетается функциональность и декоративность. Интерьеры
в стиле модерн прекрасно вписываются в пространства современных квартир. Стилю
модерн соответствуют оригинальные и неконсервативные дизайнерские решения,
стремление к упрощению без ущерба изяществу, а также большие пространства.
Рисунок 2 - Стены в стиле модерн
Стены в стиле модерн. В верхней части стена
может быть затянута шелком или выкрашена, а в нижней части монтируется
керамический или дубовый цоколь. На стенах в стиле модерн применяется все тот
же растительный орнамент стиля модерн. Стены как бы растут вверх от пола к
потолку. Главное не перегрузить стены сложными орнаментами и не превратить
квартиру в лес. В интерьере модерна отлично гармонируют между собой совершенно
разные материалы, в числе которых можно назвать металл и камень, дерево и
стекло, роспись и обои. Облегченной версией модерна могут стать обои
нейтральных мягких тонов с неярко выделенным растительным орнаментом.
Рисунок 3 - Потолок в стиле модерн
Потолок в стиле модерн. Гладкий, окрашенный
(либо натяжной) с изысканной свисающей люстрой, либо легкая лепнина в виде
лепестков и цветков. Можно выбрать тонкие линии, балки темного дерева,
обрамляющие белые гладкие кессоны. Также в интерьере в стиле модерн часто
применяют витражи с живописным рисунком. Витраж состоит из кусков стекла
всевозможных форм, фактур и цветов, которые соединены между собой, в
зависимости от технологии производства.
Рисунок 4 - Пол в стиле модерн
Пол в стиле модерн. В интерьере модерна
используются как классические приемы, например, паркет, уложенный елочкой или
квадратами, так и узорчатый пол (художественный паркет), рисунок которого
повторяет изгиб морской волны или переплетение стеблей цветов. Современная
фигурная резка также позволяет изготовлять полы из камня или керамогранита с
живым рисунком в стиле модерн.
Рисунок 5 - Стол в стиле модерн
Мебель в стиле модерн. В интерьере модерна это
мягкие и удобные диваны и кресла, шкафы, столики на витиеватых ножках, буфеты и
комоды. Главное, чтобы в них присутствовали художественные «излишества»:
матовое или цветное остекление, зеркала с фаской, изящная фурнитура,
перламутровая интарсия, вставки из слоновой кости и т. д. При выборе мебельного
гарнитура в стиле модерн достаточно обратить внимание на предметы с
преобладающей плавной линией, изогнутыми очертаниями и щедрой природной
фактурой. С учетом не такого большого временного разрыва, можно приобрести
предметы начала прошлого века.
Рисунок 6 - Ваза в стиле модерн
Предметы декора в стиле модерн. В дизайне
модерна предметы должны содержать природную тематику, будь то в фигурках,
вазах, диванных подушках, багете у зеркала, орнаменте штор или в живых
растениях. Под природой понимается также и животный мир (от миниатюрной
фарфоровой лягушки до кованой птицы в человеческий рост) и сказочные существа
(русалки, эльфы). Важным элементом стиля модерн является мозаика, которая также
встречается в разнообразных предметах декора. Безусловно, дополнят интерьер
модерна картины в духе модерна с их витиеватыми и смелыми штрихами.
Заключение
На рубеже ХІХ - ХХ веков в истории мировой
культуры и искусства возникло новое направление, получившее название модерн.
Его зарождение объясняется стремлением художников выйти за пределы замкнутого
классического искусства и создать стиль, который бы окружал людей эстетически
наполненной предметной средой. Возникнув на Западе, модерн вскоре был воспринят
передовыми слоями культурного общества и в других странах, в том числе в
Америке и России.
Характерными чертами нового стиля стало -
гармоническое соединение (как в природе) самых разных вещей и в этом его
прелесть и уникальность. Эпоха нуждалась в художниках универсального дарования,
которым бы можно было доверить воплощение самой заветной мечты о слиянии -
синтезе искусств.
1.
Липатов. Этюды по теории западноевропейского искусства. М., 1963.
.
История искусства зарубежных стран. Том 3. М., 1964.
.
История западноевропейского искусства III - XX вв. М., 1940.
.
www. wikipedia.org
Приложение