Фактические браки в Республике Дагестан

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,85 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Фактические браки в Республике Дагестан

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН





ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

"Фактические браки в Республике Дагестан"













Махачкала - 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. История развития законодательства о фактическом браке в России с 1917 года до наших дней

Глава 2. Фактические браки: понятие, правовое регулирование и социально-правовая характеристика

2.1 Понятие фактического брака

2.2 Имущественные правоотношения фактических супругов

.3 Социально-правовая характеристика фактических браков

Глава 3. Зарубежный опыт регулирования фактических брачных отношений

Заключение

Список использованных источников

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Темой дипломной работы я выбрала: "Фактические браки в Республике Дагестан". Думается, что выбранная мною тема является очень злободневной. Актуальность вышеобозначенной проблемы на сегодняшний день обусловлена необходимостью выявления анализа различных аспектов такого социально-исторического явления как фактический брак. Подобная форма брака приобретает все больший размах как в стране в целом, так и в Республике Дагестан в частности. Данная проблема проявляется по мере социального прогресса. Границы моего исследования определяются изучением субъективных и объективных факторов развития фактического брака в Дагестане. Повышенный интерес к изучению этой темы вызван тем, что в такой многонациональной республике в основном все браки заключаются по шариату и только после этого регистрируются в органах ЗАГСа. Немаловажную роль в развитии фактического брака в нашей республике сыграл институт многоженства. Самой распространенной является ситуация, когда мужчина уже состоящий в зарегистрированном браке, вступает в фактические брачные отношения, как правило, выбирая себе более молодую партнершу.

Как раз в такой ситуации мы и можем говорить о фактическом браке, поскольку отношения, в которые мужчина вступает во второй раз, чаще всего оформляются лишь по шариату. Здесь считаю необходимым отметить, что в Дагестане, учитывая менталитет, положение женщины в обществе, отношение общества к браку, в фактические отношения выступают лица мужского пола за редким исключением.

Проблема фактических браков широко обсуждается в научной литературе.

Теоретической базой исследования послужили труды современных ученых-правоведов, затрагивающих различные аспекты проблемы фактических браков. Их рассматривают такие авторы, как М.В. Антокольская, О.Ю. Косова, Л.П. Корткова, Л.B. Толстая и многие другие.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральное законодательство, основные законы (конституции, уставы) и законы субъектов Российской Федерации.

Целью дипломной работы является выявление причин возникновения такого социального явления как фактический брак, а также перспективы его правового развития.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

изучить и обобщить имеющийся теоретический и эмпирический материал по данной проблеме, критически осмыслить его с учетом тенденций развития современного семейного права;

определить степень и уровень теоретической разработанности темы;

- изучить понятийно-категориальный аппарат по исследуемой теме;

провести сравнительный анализ зарубежного опыта регулирования фактических брачных отношений и т.д.

В ходе реализации дипломного проекта было проведено социологическое исследование, посвященное вопросам фактических брачных отношений. Социологической базой выступило анкетирование молодежи от 18 до 25 лет, методом случайно-бесповоротного отбора.

Результаты социологического опроса приводятся в работе в качестве демонстрации отношения молодежи нашей республики к фактическим брачным отношениям.

Исходя из актуальности темы, ее цели, структура дипломной работы состоит из введения трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первой главе описывается история развития законодательства о фактическом браке в России с 1917 г. до наших дней.

Глава вторая раскрывает понятие фактического брака, имущественные отношения фактических супругов, а также социально-правовая характеристика фактических браков.

Глава третья рассматривает зарубежный опыт регулирования фактических брачных отношений.

В заключении делаются выводы.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ФАКТИЧЕСКОМ БРАКЕ В РОССИИ С 1917 Г. ДО НАШИХ ДНЕЙ

Семья - это, прежде всего явление социальное, а потому уже правовое. В социологическом смысле семья - малая социальная группа людей, объединенных кровнородственными и иными, приравненными к ним связями, а также взаимными правами и обязанностями.

С юридической точки зрения существует следующее понятие семьи: семья - это объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью.

Именно с моментом заключения брака законодатель связывает возникновение у супругов общей собственности, взаимных прав и обязанностей. Именно при заключении брака закладывается равенство сторон.

Заключение брака - важный шаг в жизни любого человека. Однако для его заключения не достаточно только желания брачующихся. Государство устанавливает ряд условий, специальный порядок, государственную регистрацию заключения брака.

Традиция связывать брак с соблюдением определенной процедуры его оформления, характерная для российского права восходит, как это принято считать, к праву Византии, когда в конце IX столетия (около 893г.) император Лев Мудрый издал закон, предписывающий вступать в брак не иначе, как посредством церковного венчания. Только такой брак получал государственную поддержку; соблюдение же формы, предписываемой государством, и канонами государственной религии, вело к признанию заключенного союза незаконным. Спустя два столетия требование узаконения брака было распространено и на низшие слои общества - рабов и крепостных.

В дореволюционном русском праве действительным признавался только религиозный брак. Однако и становлению религиозного брака предшествовали иные формы заключения брачных отношений. До Октябрьской революции 1917 г. браком считался союз, оформленный по религиозным канонам конфессий, к которым принадлежали лица, вступавшие в брак. Исключение составляли лишь браки раскольников, получавшие юридическое признание после их регистрации в полицейских органах. Именно эти браки представляли уже в то время не что иное, как "гражданские браки", т.е. браки, оформленные в органах государственных, а не в церкви.

Введение гражданской формы брака, заключаемого посредством его регистрации в государственных органах, и, соответственно, отмена церковной формы были произведены в России Декретом ВЦИК и СНК РСФСР 19 декабря 1917г. "О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния". Принятие этого декрета - это одна из важнейших реформ семейного законодательства. Согласно этому декрету, единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных органах. Брак, заключенный по религиозному обряду после декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении.

Вслед за первым декретом 19 декабря 1917г. был принят второй не менее значительный акт - декрет "О расторжении брака". На основании этого декрета бракоразводные дела были изъяты из компетенции судов Духовных консисторий.

Уже 21 октября 1918 года было издано постановление ВЧК, которое объявляло, что "пометки в паспортах о церковном венчании, присвоение на основании церковного венчания женщине фамилии лица, с которым она венчана, отметка милицией таких лиц как состоящих в браке и выдача венчавшейся паспорта на фамилию гражданина, с которым она венчалась, является саботажем декрета о гражданском браке, присвоением чужой фамилии и звания мужа или жены, то есть срывом декретов рабоче-крестьянского правительства, а для служащих милиции - преступлением по должности".

Однако еще долгое время регистрации "де факто" не была обязательна. Причину такого пренебрежения к действовавшей норме можно понять из контекста заявления Я.Н.Бранденбургского: "Регистрации - пережиток, со временем она, конечно, исчезнет, но сейчас она сохраняется, главным образом, как средство борьбы с церковным браком". Идея эта не нова. Еще в 1918г. при принятии КЗАГСа гражданский (зарегистрированный) брак понимался в НКЮ как средство борьбы с браком церковным.

октября 1918г. был принят первый отдельный кодифицированный семейно-правовой акт - "Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве". Найти какое либо объяснение появлению в этот период кодекса, регулирующего семейные отношения отдельно от гражданских, на первый взгляд, совершенно невозможно. Дело в том, что какого-либо теоретического обоснования необходимости выделения семейного права в самостоятельную отрасль на этом этапе еще не было. Почему же все-таки был принят отдельный кодекс? Ответ на этот вопрос окажется очень простым, если вспомнить, что представляла из себя Россия в 1918 году. В период военного коммунизма практически вся собственность была национализирована, а гражданского оборота почти не существовало, его заменили административные распределительные отношения. Гражданское право считалось отмершим, и никто не собирался его возрождать. Семейное же отношение необходимо было урегулировать по- новому, поэтому при отсутствии гражданского законодательства и был принят отдельный семейный кодекс.

Подтверждением этого вывода служит и свидетельство наркома юстиции П.И. Стучки о том, что во время принятия декретов и первого Семейного Кодекса гражданского права не существовало. Принятие отдельного Семейного Кодекса он не считал связанным с решением вопроса о самостоятельности семейного права и об отделении его от права гражданского.

Первый Гражданский Кодекс появился только в 1922 году, в период НЭПа, когда произошло некоторое возрождение гражданских отношений.

Если первые декреты затронули только некоторые аспекты семейных отношений, то кодексом 1918г. они были урегулированы практически полностью.

Статья 52 закрепила, что только "гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе ЗАГСа, порождает права и обязанности супругов".

Стоит заметить, что введение гражданского брака было воспринято населением отрицательно. Однако жесткая политика государственной власти повсеместное распространение гражданской формы брака на фоне широких репрессий против церкви дала результаты: к середине 20-х годов наступил следующий этап реформирования брачно-семейного законодательства.

Разработка нового кодекса началась в 1923 году. Проект с первого раза был принят, и в 1925 году его вынесли на всенародное обсуждение. В этого обсуждения в "Еженедельнике советской юстиции" и в других зданиях появилось довольно много статей, в которых в основном обсуждалась проблема придания юридической силы фактическим брачным отношениям. В 1926 году Кодекс законов о браке, семье и опеке (КЗиБСО), наконец, был принят. В проекте нового Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926г. содержалось правило о признании регистрации брака факультативной, о признании правовой силы и за внебрачным сожительством. Новый Кодекс был введен в действие с 1 января 1927г. В Постановлении "О введении в действие Кодекса", он принимался в целях регулирования правовых отношений, вытекающих из брака, семьи и опеки на основе нового революционного быта для обеспечения интересов матери и, особенно, детей и уравнивание супругов в имущественном отношении и в отношении воспитания детей.

Новый Кодекс внес значительные изменения в ранее действовавшее законодательство. Прежде всего, он признал фактические браки и распространение на них права и обязанности супругов, состоящих в зарегистрированном браке. Фактический брак можно было в любое время оформить в ЗАГСе с указанием его начального срока. Для признания фактического брака требовалось совместное проживание мужчины и женщины, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, либо выявление супружеских отношений перед третьими лицами в переписке и иных документах. Дети от фактического брака пользовались теми же правами, что и родившиеся от родителей, состоящих в зарегистрированном браке.

Признание силы законного брака за фактическими брачными отношениями привело к изменениям в трактовке самого значения регистрации брака. Например, С.И. Раевич писал, что регистрация по кодексу 1926 года не является уже моментом совершения брака. "Брак, - по его мнению, - не совершается а оформляется регистрацией".

Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 года (КЗоБСО), как считают юристы, "уникальный с позиции мирового права". Фактические браки, согласно этому Кодексу, признавались наряду с зарегистрированными. И это стало главной новеллой этого нормативного акта.

В Кодексе законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО) 1926г. определение брака основывалось на наличии между мужчиной и женщиной таких фактических отношений, как совместное сожительство, ведение при этом сожительстве общего хозяйства, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей (ст. 12 Кодекса). Регистрация брака рассматривалась в качестве бесспорного доказательства наличия брака. Особое значение придавалась ведению общего хозяйства. Брачные отношения рассматривались как нечто производное от трудового союза двух материального обеспечения собственного существования и существования воспроизводимого ими потомства. При последовательном проведении этого принципа в жизнь, все более очевидной становилась его извращенная нравственная природа.

Судебная практика даже фактически признавала и оправдывала "многоженство", когда подтверждала права на наследование за несколькими фактическими сожительницами умершего, но еще не решаясь согласиться с оправданием многомужества.

Такое положение сохранялось до 1944 года. 8 июля 1944 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства", где придавалось значение только зарегистрированному браку. Всем лицам, вступившим в фактические брачные отношения с 1926 по 1944 год, предписывалось зарегистрировать брак, указав при этом дату фактического вступления в фактические брачные отношения и общих детей. В противном случае их брак терял юридическое значение. Однако указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. "О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести одного из супругов" допускалось в виде исключения судебное установление фактических брачных отношений, если они возникли до 8 июля 1944г. и не могли быть зарегистрированы вследствие смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов.

Чем были вызваны такие установления государства? Дело в том, что, не признавая фактические браки, государство освобождало себя от обязанности выплачивать пенсию детям погибших военнослужащих, состоявших до призыва на военную службу в фактических брачных отношениях, но не сумевших оформить их в ЗАГСе. Соответственно, мать признавалась одинокой и могла рассчитывать только на получение пособия, которое было намного меньше пенсии по случаю потери кормильца-военнослужащего.

Подчеркнем еще раз, что с 8 июля 1944 г. законодатель признал имеющим юридическую силу на территории Советского Союза только брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа. Указ от 10 ноября 1944г. не внес изменений в это правило, определив лишь порядок признания отношений, сложившихся до издания Указа от 8 июля 1944г., которые не могут быть зарегистрированы в органах ЗАГСа. Если первоначально возможность судебного признания фактических брачных отношений допускалась только в отношении лиц, погибших или пропавших без вести на фронте, то в дальнейшем судебная практика пошла по пути расширительного толкования Указа, распространив его и на отношения, когда смерть или пропажа одного из супругов произошла хотя и после войны, но фактические брачные отношения, возникшие до 8 июля 1944г., продолжались до момента смерти супруга и объективные обстоятельства (тяжкая болезнь и другие обстоятельства, препятствовавшие регистрации брака) не дали возможности супругам впоследствии зарегистрировать брак.

Очевидно, что столь резкая переориентация государственной политики в области семьи и брака, которая начала осуществляться во время войны, могла быть вызвана не только обстоятельствами военного времени. Вполне возможно, что деструктивное влияние на матримониальные процессы норм, приравнивающих внебрачное сожительство к зарегистрированному браку было выявлено и осознано ранее. Военное же время до предела обострило складывающуюся ситуацию, с одной стороны, заставляя, а с другой - делая возможным и политически удобным принятие немедленных правовых мер, вполне обоснованно "дезавуирующих" прежний подход.

Как бы то ни было, но в правоведении была дана переоценка приоритетов брачно-семейной политики. Основным аргументом в пользу состоявшихся перемен была названа необходимость в интересах семьи, в интересах будущего подрастающего поколения обеспечить устойчивый, стабильный брак. "А таковым является брак зарегистрированный, ибо фактические брачные отношения лишены того характера постоянства и устойчивости, который присущ бракам зарегистрированным". Кроме того, к этому времени было достигнуто реальное равноправие мужчины и женщины, "отпала... необходимость охранять интересы женщины признанием за ней определенных имущественных прав при фактических брачных отношениях". Ранее высказываемые утверждения об отмирании семьи были названы не иначе как "вредительскими".

Принятый в 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР подтвердил осуществившееся в законодательстве признание юридической силы только за зарегистрированным браком.

Устанавливалось, что "права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ст. 17), предписывалось заключать брак в органах ЗАГСа (ст. 13). Вместе с тем возможно, что прежнее именование внебрачного сожительства "фактическими брачными отношениями" и ранее признаваемые за ним правовые последствия сказались на редакции ст. 17 КоБС. Ее буквальное толкование давало основание утверждать о возможности существования браков, не зарегистрированных в органах ЗАГСа, и, следовательно, не порождающих супружеских прав и обязанностей.

Кроме того, ст.48 КоБС допускала установление отцовства в общеисковом порядке на основании доказательственных фактов, которые во многом совпали с перечнем доказательственных фактов, которые учитывались ранее судами для установления фактических брачных отношений согласно ст. 12 КЗоБСО. К их числу были отнесены: совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка; совместное воспитание или содержание ребенка; доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком своего отцовства.

Семейный кодекс 1969г. отличался от прежних более четкими и одновременно емкими формулировками. Намного меньше стало белых пятен, затрудняющих регулирование семейных отношений. Сложившийся в дореволюционный период подход к браку как оформленному в установленном порядке союзу был сохранен и развит в работах отечественных юристов последующего времени.

Для сравнения приведем лишь одно определение, которое нашло отражение в монографической работе Н.В. Орловой "Правовое регулирование брака в СССР". Она определяет брак как добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый с соблюдением условий и порядка, предусмотренных законом, направленный на создание семьи и порождающий личные и имущественные права и обязанности супругов.

В современной России происходит резкое понижение числа заключаемых браков, хотя Семейный кодекс РФ 1995г. (далее - СК РФ) содержит в целом сходные с КоБС общие положения, касающиеся брака. В п.2 ст.1 указано: "Признается брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния". Согласно п.п.1, 2 ст. 10 СК РФ, "брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния".

Как и в формулировках КоБС, при буквальном толковании этих норм возникает некоторое смысловое противоречие: с одной стороны, брак всегда заключается в органах ЗАГС, а с другой - за рамками права остается "брак", заключенный не в соответствующих органах и потому не признаваемый, не получающий правовой поддержки государства. Более оптимальным решением было бы отразить в ст. 1 или лучше в ст. 10 доктринальный подход к определению брака. Редакционно это могло бы выглядеть следующим образом: "Браком признается союз мужчин и женщины, направленный на создание семьи и оформленный в установленном порядке" и далее - "Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака".

Хотя действующее законодательство однозначно предоставляет правовую охрану лишь брачному союзу, оформленному в установленном порядке, а в разделах втором и третьем СК РФ под браком имеется в виду именно такой союз, возможно, что смысловая неопределенность, допущенная в редакции ст.1 СК РФ, привела к тому, что в п. 18. Постановления Пленума Верховного Суда РФ №15 от 5 ноября 1998г. указывается о "незарегистрированных" и "зарегистрированных" браках.

Более того, здесь допущена еще одна неточность, когда утверждается, что "в соответствии с действовавшим до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944г. законодательством незарегистрированный брак имел те же правовые последствия, что и зарегистрированный".

Как и КоБС РСФСР, СК РФ избегает использования терминов "фактический брак", "фактические брачные отношения". Для обозначения лиц, состоящих или состоявших какое-то время во внебрачных отношениях, здесь используется словосочетание "лица, не состоящие в браке между собой".

Резкое понижение числа заключаемых браков, говорит не столько об изменении возрастной структуры брачности или мотивов вступления в брак, сколько об отказе значительной части населения от официальной регистрации брака.

Таким образом, в новом Семейном кодексе нашли свое отражение как сложившиеся веками добрые традиции и опыт государственного регулирования семейных отношений, так и то новое, без чего уже нельзя было использовать Кодекс как инструмент помощи нуждающимся в этом гражданам.

ГЛАВА 2. ФАКТИЧЕСКИЕ БРАКИ: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

.1 Понятие фактического брака

Тенденция изменения традиционных правовых институтов коснулась практически всех отраслей права, в том числе и института брака в семейном праве, до этого казавшегося непоколебимым.

В настоящее время теория семейного права различает социологическое и юридическое определение семьи.

В социологическом смысле семья есть союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни и взаимной поддержкой. В данном случае во главу угла ставятся фактические семейные отношения, забота, внимание. Семья в социологическом смысле может существовать и тогда, когда в юридическом понимании таковой не образуется, например, фактическое сожительство мужчины и женщины, не состоящих в зарегистрированном браке. В качестве примера социологического понимания семьи можно привести определение видного дореволюционного ученого-юриста Г.Ф. Шершеневича: "Семья есть постоянное сожительство мужа и, жены и детей, т.е. представляет собой союз лиц, связанных с браком, и лиц, от них происходящих".

В юридическом понимании семья - это союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, свойства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Другими словами семья понимается как правоотношение.

Семейное право придает юридическое значение прежде всего брачным и родительским отношениям, а также категории степени родства (ребенок и бабушка с дедушкой, брат и сестра), свойства (отчим, мачеха и пасынок, падчерица), отношениям, вытекающим из усыновления, опеки, попечительства принятия, детей в приемную семью. Юридическая семья в социальном плане уже распалась или вообще никогда не существовала.

Основываясь на положениях законодательства, можно выделить следующие признаки брака.

Во-первых, брак - это союз мужчины и женщины. Слово "союз" шире, чем слово "сделка" или "договор". Помимо распределения обязанностей в семье (если в семье такое производится точно и определенно) союз мужчины и женщины предполагает некую духовную общность. Предрасположенность их друг к другу, предпочтение другим.

Во-вторых, брак - это единобрачный союз, т.е. союз, в котором предпочтение отдается лишь одному партнеру. Однако в мусульманских странах существуют полигамные браки (многоженство)

В-третьих, брак - это свободный союз. Вступление в брак свободно и добровольно. Равно как в принципе свободно и расторжение брака.

В-четвертых, брак - это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности.

В-шестых, брак - это такой союз, который зарегистрирован в органах ЗАГСа. Фактические (незарегистрированные) брачные отношения. Сколько бы они не продолжались, не могут перейти в брачные отношение которые поддерживает и защищает государство.

Фактическим браком именуются отношения между состоящими в них лицами, удовлетворяющие всем требованиям и условиям вступления в брак, но не зарегистрированные в установленном законом порядке. Фактический брак не может породить тех. правовых последствий, которые возникают из зарегистрированного брака. Никакой законодательный запрет не может исключить из обычной жизни внебрачные связи длительного характера, которые сами стороны, желая того или нет, признают фактическим браком. Законодательства многих европейских стран и США не проводят жестких различий между зарегистрированным и фактическим браком в части порождаемых ими последствий. Например, в Шотландии признаются равнозначными и гражданская и религиозная церемония бракосочетания, признается также действительным брак, возникший вследствие фактического совместного проживания. В России молодые пары не всегда спешат узаконить свои отношения, предпочитая лучше узнать друг друга, присмотреться к поведению своего избранника в повседневной жизни и лишь впоследствии либо зарегистрировать брак, либо отказаться от его регистрации.

Общественная мораль в отношении фактических браков также претерпела определенные изменения, все более и более смягчая ту нетерпимость в отношении фактических браков, которая господствовала в 70-80-е годы. Тем не менее законодательство России жестко стоит на позиции признания юридической силы только за браком, зарегистрированным в органах загса.

Так называемые "фактические браки" редко становились объектом самостоятельных правовых исследований. В современной семейно-правовой литературе и комментариях действующего законодательства в той или иной мере упоминается о фактических брачных отношениях. Высказаны различные взгляды относительно, того, как воздействуют нормы права на "фактические браки". В частности С.И. Реутов считает, что хотя регистрация брака является, безусловно необходимой и с общественных позиций целесообразной, незарегистрированные фактические браки не могут находиться вне правового регулирования.

Л.П. Коротнова и А.П. Вихров, напротив, полагают, "что семья изначально образовывается и пребывает только в рамках закона... Сожительство как брачное состояние без регистрации, не порождает семейно-правовых последствии свидетельствует о легкомыслии в брачных отношениях, об аморфности и ненадежности их, о безответственности перед семьей и обществом, а в конечном счете - о неприятии признаваемости законом и государством семьи".

Е.С. Гетман указывает, что с "фактическими брачными отношениями мужчина и женщина, независимо от их продолжительности каких-либо правовых последствий закон не связывает. Аналогичное мнение высказано М.В. Антокольской, которая также считает, что "незарегистрированный брак по-прежнему не порождает никаких правовых последствий, но это "следует признать не отвечающим современным потребностям общества".

Я считаю, что в условиях нашей республики складывается немного иная ситуация. Очень характерным является то, что браки заключаются по шариату, и только после этого регистрируются в органах ЗАГСа. В условиях сельской местности количество браков, заключенных по шариату гораздо больше чем в городе. Поэтому я считаю, неправильным то, что государство, а в частности, законодательство нашей республики не предоставляет правовую защиту фактическим бракам, т.е. бракам, заключенным по шариату, и не оформленным в органах ЗАГСа.

.2 Имущественные правоотношения фактических супругов

Одной из современных тенденций в сфере брачно-семейных отношений является увеличение числа семейных союзов, не регистрирующих брак. Достаточно широкое распространение получило так называемые "предбрачное сожительство".

Урегулированность имущественных отношений в таких союзах также важна, как и в семьях, зарегистрировавших брак в установленном порядке.

Прежде чем выяснять особенности регулирования имущественных отношений членов таких союзов, необходимо определиться в основных понятиях", характеризующих подобные союзы. Многие авторы полагают, что "сожительство без регистрации свидетельствует о легкомысленности в брачных отношениях, об аморфности и их ненадежности..."

В любом союзе имущественные отношения играют важную роль, поэтому отсутствие правовых норм, регулирующих такие отношения в фактической семье на наш взгляд не верно.

Европейские страны столкнулись с ростом количества семейных союзов, нерегистрирующих официально свои отношения гораздо раньше, чем наша страна, поэтому, там уже давно разрабатываются методы правового регулирования отношений в таких семьях, в том числе и имущественные.

В этих странах прослеживается тенденция к сближению институтов легального и фактического брака.

В настоящее время ни законодательство нашей республики, ни законодательство Российской Федерации не содержит специальных норм регулирующих отношения партнеров в таком союзе. Все их отношения регулируются нормами гражданского законодательства. Это может привести к ущемлению интересов одной из сторон, например, женщины, имеющей маленького ребенка и нуждающейся в материальной помощи от его отца.

Некоторые юристы считают, что нет необходимости разрабатывать правовое регулирование имущественных отношений сожителей, так как "не регистрируя брак по разным причинам, они не стремятся получить те правовые гарантии своих интересов, которые предоставляются супругам.

По нашему мнению, это неверно. Утверждать, что сожители не стремятся выйти за рамки правового регулирования, предложенного гражданским законодательством, можно только проведя специальное статистическое исследование и получив преимущественно такой ответ от фактических супругов или видя невостребованность на практике соответствующей правовой нормы.

Поэтому, на наш взгляд, должен быть разработан правовой механизм, позволяющий фактическим супругам в соответствии с их волеизъявлением реализовать возможность распространения на их отношения норм семейного права, путем заключения соответствующего договора или соглашения.

В плане конструктивного решения этой проблемы интерес представляет исследование К. Бартона. Он предлагает использовать для регулирования отношений фактических супругов договор о семейном товариществе. Этот договор призван способствовать равноправию сторон в таком союзе, так как позволит каждому из партнеров уяснить собственные требования и требования партнера и составить более полное представление о видах каждого на совместную жизнь, предусмотреть способы урегулирования конфликтов.

СК РФ определяет совместную собственность супругов как имущество, нажитое ими в период брака, имея в виду брак, заключенный в установленном порядке в органах ЗАГСа. Фактическая семейная жизнь, даже длительная, но без соответствующей регистрации брака не создает совместной собственности на имущество. В подобных случаях может возникнуть общая долевая собственность лиц, которые общим трудом или средствами приобрели какое-то имущество. Их имущественные отношения будут регулироваться не семейным, а только гражданским законодательством.

В совместной собственности супругов может находиться любое имущество, не изъятое из оборота. Термин "имущество" употребляется в широком смысле. Он охватывает как вещи, так и различные имущественные права.

Семейный кодекс перечисляет основные объекты совместной собственности супругов. Это денежные доходы и иные выплаты, полученные каждым супругом в результате его трудовой, предпринимательской, интеллектуальной деятельности, а также пенсии и пособия.

Поскольку все эти виды выплат начисляются на имя одного лица, возникает вопрос: с какого момента они преобразуются в совместную собственность супругов. Возможны три решения. Это может быть: а) момент начисления заработка или приобретения одним из супругов права на этот доход; б) момент фактического получения им дохода или в) момент, когда имущество передано в семью. Естественно, что каждое из этих решений определяет различные права супругов на доходы, полученные одним из них. Большинство авторов, которые комментируют это положение, полагают, что имущество становится совместной собственностью супругов с момента его фактического получения управомоченным лицом. Некоторые склоняются к мнению, что к нажитому имуществу следует отнести в отношении доходов, от полученных супругами от трудовой, предпринимательской и иной деятельности, СК РФ сохраняет не очень определенную формулировку ранее действовавшего КоБС, применяя для этого термин "имущество, нажитое супругами", который нужно понимать как заработанные средства. Однако в силу законного режима общности имущества супруг приобретает право на вознаграждение, причитающееся другому супругу, даже если эти средства еще не получены в силу задержки их выплаты или по иным причинам. Ведь между правом на доходы от предпринимательской, интеллектуальной деятельности и их получением может пройти значительный срок. Иное решение этого вопроса предоставляет широкие возможности для злоупотребления правом, позволяя супругу задержать до расторжения брака получение доходов, чтобы исключить их из возможных объектов раздела.

Право принципиально отказывает внебрачным союзам в признании за ними характера правовых отношений и тем самым лишает их правовой защиты. Такая, казалось бы малость как штамп в паспорте защищает имущественные и прочие права супругов и их детей.

Считаю нужным еще раз повторить, незарегистрированные семейные отношения - это огромный юридический риск. Если что-то случиться с одним из супругов, второй в одночасье лишится всей недвижимости и собственности.

В отношении имущества супругов, зарегистрировавших брак, установлен законный режим, суть которого сводится к следующему.

Имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. К такому имуществу относятся все виды доходов, приобретенное за счет этих доходов движимое и недвижимое и любое другое нажитое супругами в период брака имущество, независимо от того, на чье имя оно приобретено, либо кем из супругов внесены деньги.

Если граждане не являются супругами с точки зрения закона, на них не распространяется действие указанных норм о законном режиме имущества супругов, то есть об общей совместной собственности на нажитое имущество.

Поэтому имущество лиц, состоящих в фактических брачных отношениях, не может признаваться принадлежащим им на праве совместной собственности только на том основании, что оно нажито ими во время совместной жизни. При заключенном браке общая собственность на имущество предполагается, а в случае с "гражданским браком" ее придется доказывать.

Вот тут и начинаются проблемы. По сложившейся практике приобретаемое как супругами, так и не супругами имущество оформляются на одного из них, хотя средства используются общие. И если при зарегистрированном браке, это не имеет юридического значения, то при фактических брачных отношениях - имеет и существенное.

Имущество, оформленное на одного из участников сводных отношений, является исключительно его имуществом, и вторая половина прав на такое имущество не имеет. Пока не докажет, что оно общее, а доказывать, скорее всего придется в суде.

Даже если в последующем заключается брак, имущество будет считаться приобретенным до брака и принадлежать тому из супругов, на кого оно было оформлено.

А в случае, если пробный союз не оправдал желания партнеров и мирных способов раздела имущества не найдено, тот из них, на имя которого имущество не было оформлено, попадает в незавидную ситуацию. В случае раздела имущества в судебном порядке (при недостижении согласия) каждый их фактических супругов будет доказывать, что та или иная вещь куплена именно на его деньги либо на общие деньги. Невозможно не согласиться с тем, что сделать это довольно сложно. Самый простой, но не самый действенный способ доказывания - свидетельские показания.

Необходимо доказывать, что ремонт, преобразование, перестройка жилья производились для общего пользования фактических супругов, что с рабочими делавшими ремонт жилья одного из фактических супругов, договаривался и расплачивался другой фактический супруг, что один супруг в период совместного проживанием не имел достаточных средств для приобретения или улучшения имущества без привлечения средств другого.

Большей доказательной силой будут обладать документы, подтверждающие наличие заработка и иных доходов, получение кредита в банке на имя одного или обоих фактических супругов, договоры о займе, дарении денег, документы, подтверждающие расходы на общее имущество.

Скорее всего, без помощи квалифицированного юриста при таком споре не обойтись.

При этом из-за отсутствия регистрации брака труд по ведению домашнего хозяйства не учитывается в обязательном порядке, а заработная плата и иные доходы фактических супругов от трудовой, предпринимательской деятельности, интеллектуальной собственности не являются их общим имуществом.

Для признания имущества находящимся в общей долевой собственности требуется доказать не сам факт состояния в фактических брачных отношениях, а приобретение данного конкретного имущества на средства или при трудовом участии обоих фактических супругов. Само по себе совместное проживание без регистрации брака не имеет юридического значения и не создает общности имущества.

К отношениям лиц, состоящих в фактическом браке, по поводу совместно нажитого имущества применяются нормы гражданского законодательства общей долевой собственности. Но проблема в том, что такой режим собственности на имущество, требующее регистрации (например, недвижимость или транспорт) должен быть отражен в правоустанавливающих документах на имущество.

Как же поступить "гражданским супругам", чтобы избежать подобных ситуаций? Выход на удивление прост. Все имущество, приобретаемое на совместные деньги, следует оформлять "на двоих" - в общую долевую собственность. В договоре купли-продажи (например, квартиры) должно быть указано два покупателя. В свидетельстве о праве собственности на автомобиль - два собственника. Каждому из них будет принадлежать соответствующая доля имущества. При этом в договоре можно определить размер доли каждого из "гражданских супругов". Если размер долей не указан, то они считаются равными, то есть по 1/2 у каждого, право каждого из гражданских супругов на долю нажитого имущества будет закреплено в документах (договорах, свидетельствах о праве собственности). В случае спора дополнительных доказательств не потребуется.

Такого же характера проблемы могут быть при возникновении вопроса о наследовании имущества. Люди могут прожить долгое время вместе в полном согласии, на общие средства, приобретая имущество. В случае смерти фактического супруга, на имя которого оформлено имущество, другой супруг не приобретает право наследования, если только в его пользу не было составлено завещание либо он не находился на иждивении у умершего. Распространена ситуация, когда человек, который прожил в фактическом браке не один десяток лет, не получает никаких прав на совместно нажитое имущество, а наследство переходит к наследникам умершего по закону (например, к детям от первого брака). Такая ситуация возникает часто, когда люди, уже имевшие свои семьи, обзаводятся новой и не считают нужным регистрировать свои отношения. В этом случае необходимо следовать приведенным выше рекомендациям, касающимся вопроса общей долевой собственности. Хотя фактический брак и не порождает тех же юридических последствий, что и зарегистрированный брак, однако в сфере отношений этических, нравственных, отношения фактического брака приравниваются к состоянию в зарегистрированном браке.

.3 Социально-правовая характеристика фактических браков

Для определения отношения современной молодежи к фактическому браку, мною был проведен социологический опрос молодежи в возрасте от 18 до 25 лет. Опрос проводился методом случайно-бесповоротного отбора.

Сейчас наблюдается увеличение положительных взглядов на добрачные отношения среди молодежи. Хотя в нашей республике иное отношение и к заключению брака и к семейным отношениям в целом, современная молодежь относится к фактическому браку, как к новому этапу жизненного цикла семьи, который непосредственно предшествует юридически оформленному браку. Мне кажется, что это объясняется ранним психофизиологическим развитием семьи в последние годы, также в последние годы нет особых ограничений в трансляции этих идей в средствах массовой информации, и кроме того нет социальных программ семейного воспитания молодежи.

На вопрос о том, по какой причине молодые люди не хотели бы официально оформлять свои брачные отношения, были получены следующие ответы: указывается отсутствие средств на содержание семьи, в меньшей степени - неготовность к ответственности, именуемой браком.

На вопрос о том, что в настоящее время препятствует образованию семей, были получены следующие ответы:

на первое место отведены трудности с устройством на работу (65%); на второе - низкий уровень экономического развития республики (25%); на третье - карьера (10%).

Для современной молодежи существуют различные причины, по которым они не хотят вступать в брак:

,9% не готовы психологически (считают, что еще рано создавать семью, есть желание больше времени уделять себе, не считают это необходимым);

,3% - не встретили кандидата, с которым бы хотели бы связать свою судьбу;

,3% - связывают откладывание брака с проблемами жилищно-материального характера.

В последние годы сокращается количество семейных пар, где оба супруга являются студентами. По данным исследования, среди состоящих в браке респондентов полная студенческая семья только у 15,1% из 150 семейных респондентов. У большинства оставшихся - супруг (а) либо уже закончили Вуз ранее, а теперь работают, либо только работают.

На снижение числа заключаемых браков и, как следствие, последующее снижение рождаемости оказывают непосредственное влияние такие факторы, как снижение уровня жизни, социальные потрясения, ухудшение качества общедоступной медицинской помощи, неуверенность в завтрашнем дне и др. Однако, на вопрос о том, согласны ли жить в фактических брачных отношениях 75% молодых людей отвечали положительно. Среди девушек положение совершенно иное. Положительно ответили лишь 10%.

Все опрошенные юноши считают, что, зарегистрировав свой брак, можно вступить в фактические брачные отношения, так называемый брак по шариату или многоженство. Однако мнение девушек коренным образом отличается. Заставляет задуматься следующий факт: 10% девушек согласны не оформлять свой брак официально, но ни одна из всех опрошенных не выразила согласия находится в "гражданском браке", при наличии у "супруга" другого зарегистрированного официально брака.

Из вышесказанного следует сделать вывод, что молодое поколение не стремится создавать семью. Особенно это прослеживается у мужской части населения.

Таким образом, изучение вопроса о возможности регулирования отношений, возникающих при внебрачном сожительстве, приводит к следующим выводам.

Внебрачное сожительство представляет собой одну из форм семейных образований в обществе, как социальное явление оно объективно, а, значит, любые правовые запреты в его отношении социально малоэффективны. От случайных межполовых контактов сожительство отличает относительная стабильность взаимоотношений, складывающихся между сожителями, возможная реализация социальных функций семьи - рождение и воспитание детей, общее домашнее хозяйство и др.

Государство заинтересованно в упорядочивающем воздействии на матримониальную сферу, что находит отражение в привнесении публично правовых начал в регулировании межполовых взаимоотношений.

Действие таких начал проявляется в установлении основных требований к сожительству мужчины и женщины: условия вступления в брак и препятствия к этому, основные рамки поведения по отношению друг к другу (определенный объем прав и обязанностей), процедуры оформления вступления и выхода из правоотношения (заключение и прекращение брака). Естественно, что гарантии защиты личных и имущественных интересов предоставляются лишь тем сожителем, которыми соблюдены все требования, предъявляемые государством. Для ограничения законного, признанного со стороны государства сожительства от иных его разновидностей используется термин "брак".

Учитывая, что семейной право последовательно отказывается от регулирования и личных имущественных отношений между сожителями, предоставляя правовую защиту лишь супругам, недопустимо распространять на внебрачное сожительство по аналогии нормы, имеющие отношение и регулированию брака, в частности, устанавливать режим совместной собственности на имущество, нажитое во время сожительства, предоставлять право на материальное содержание, а также право заключать брачный контракт.

Предоставление соответствующих правовых гарантий противоречит существу этих отношений, "размывает" правовую границу, отделяющую в настоящее время брак от внебрачного сожительства.

Распространение правоустановлений на взаимоотношения внебрачных сожителей без их согласия является грубым вмешательством в частную жизнь этих лиц, которые, не регистрируя брак, по разным причинам не стремятся получить те правовые гарантии своих интересов, которые предоставляются супругам. Это противоречило бы существу семейных отношений и уже сложившиеся в соответствии с их спецификой правовой традиции вступления в семейные правоотношения и приобретения соответствующего семейного статуса по воле соответствующих лиц через регистрационные процедуры ЗАГС. Отказ от приобретения супружеских прав и следовательно, решения имущественных вопросов на основе семейного права, очевидно, может расцениваться как основание для использования в регулировании имущественных взаимоотношений внебрачных сожителей гражданско-правовых сделок.

Предоставление сожителям определенных прав до регистрации их союза означало бы дискриминацию брака, лишало бы смысла последующее оформление брака, тем более что, по-видимому, в большинстве случаев (особенно в связи с предполагаемым или фактическим рождением общего ребенка) межполовые взаимоотношения, которые переросли в сожительство, регистрируются и становятся браком.

Определяя возможности влияния семейного права на взаимоотношения лиц, не состоящих между собой в зарегистрированном браке, уместно было бы не игнорировать сложившееся на протяжении веков половые традиции, а также (хотя об этом редко упоминается), и нравственные чувства, этические ориентиры людей, легализирующих свои браки. Несмотря на социальные потрясения, постигшие Россию в XX, негативные тенденции в развитии матримониальных процессов в нашей стране, которые сказались на демографическом, положении в Республике Дагестан коэффициент брачности выше, чем во многих странах Европы.

Разумеется, это имеет значение, если законодатель поставит целью правового регулирования брачно-семейных отношений стабилизацию демографических процессов, а не проведение очередных "революционных экспериментов.

Распространение на отношения между внебрачными сожителями правового регулирования, адресованного супругам, неизбежно приведет к утрате юридических критериев для ограничения браков, соответствующих требованиям государства и вследствие этого приобретающих его правовую охрану.

Тем самым, лишается смысла использование института признания брака недействительным, проблематичной становится реализация принципа моногамности брака, судебная практика вынуждена будет столкнуться со значительными трудностями юридического и этического порядка при разрешении споров, связанных с последствиями "фактического брака".

Наконец, без сбора и обработки социально значимой информации о реальном распространении внебрачных сожительств в обществе, об их участниках, о длительности существования, объективных причинах их образования и распада, о наличии детей и других сведений, невозможно осуществлять эффективную государственную политику в отношении правового регулирования брака, нельзя допускать необоснованного вмешательства в столь деликатную область взаимоотношений между людьми.

ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФАКТИЧЕСКИХ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ценность семьи и ее особая роль в общественном развитии и формировании каждого человека признается всем мировым сообществом. Так, в принятой 10 декабря 1948 года ООН Всеобщей декларации прав человека закрепляется фундаментальное для определения приоритетов социальной политики положение о том, что "семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства" (ст. 16).

Основополагающие положения относительно признания семьи нравственной, первичной, основной ячейкой общества и необходимости в связи с этим обеспечения ее всеми возможными видами защиты и помощи содержатся также в принятых ООН 19 декабря 1966 года Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 23).

Признание права семьи как основной ячейки общества на соответствующую социальную, правовую и экономическую защиту, с тем, чтобы обеспечить полное ее развитие, содержится в принятой 18 октября 1961 года Европейской социальной хартии. История общества в те или иные периоды его развития свидетельствует, что браком, точнее сказать союзом, влекущим правовые последствия и получающим общественную поддержку, могло считаться и простое и оформленное в установленном государственном порядке сожительство. Однако тенденция такова, что к настоящему времени практически во всех государствах действует общее правило,- чтобы считаться браком и получить правовую защиту, сожительство должно пройти официальную процедуру признания чисто светского или религиозного характера. Это могут быть исключительно светские процедуры, когда брак оформляется в особых государственных органах (ФРГ, Франция, Бельгия и др.). Допускается признание и церковного, и светского брака (Англия, Австрия и др.). Наконец, соблюдение канонических правил может требоваться для лиц определенной конфессиональной принадлежности (Андорра, Лихтенштейн, Израиль и др.).

Одна из отличительных характеристик развития семейного права на Западе в течение последних 20 лет состоит в признании правовых последствий за фактическими брачными отношениями. Это реакция на широкое распространение устойчивых семейных союзов, в которых стороны по тем или иным причинам предпочитают не регистрировать брак. Фиксируется так называемый демографический переход, который заключается в снижении рождаемости, в увеличении числа разводов, в заключении брака в более позднем возрасте и расширении возможностей выбора брачного поведения.

Несколько десятилетий назад зарегистрированный брак был, по существу, единственной признанной обществом формой супружеского союза. Однако, в течение последнего времени семья претерпевает серьезные изменения. В частности это проявляется в распространении и признании различных видов союзов, не являющихся зарегистрированным браком.

Совместное проживание становится все в большей степени возможным "без заключения брака, деторождение далеко не всегда происходит в браке, и на место стандартной последовательности событий в индивидуальных биографиях приходит разнообразие индивидуальных жизненных путей".

Некоторые из новых форм организации семейной жизни в большей, а иногда в меньшей степени "соответствуют понятию гражданский брак". Так, в Дании в 1998 году 21% пар, проживающих совместно, составили внебрачные сожители. В Норвегии из всех пар 25 % - не зарегистрированы. В Канаде к 1996 году из всех семейных пар 14% не состояли в браке по сравнению с 6% в 1981 году. В Великобритании количество незамужних женщин в возрасте от 18 до 49 лет, состоящих в фактических брачных отношениях, утроилось за период с 1979 по 1989г.

Во Франции в настоящее время 20% семейных пар не зарегистрировали брак; в 1975 году количество таких пар составляло всего 3,6%. Высокая степень распространения незарегистрированных союзов и одновременно большой процент расторжения официальных браков в западных странах вынудили законодательные и судебные органы этих стран реагировать на феномен фактического брака и идти по пути признания правовых последствий за такими союзами.

Лица, состоящие в фактических брачных отношениях, все активнее заявляли о своем праве на получение содержания от фактического супруга, (супруги), о праве на долю в его (ее) имуществе, на выплату пособия в случае смерти партнера, на его посещение, если он находится в медицинском учреждении, а также на получение информации о состоянии здоровья партнера - в общем, на все то, что традиционно связывается со статусом мужа или жены. Следует отметить, что существенным катализатором процесса правового признания внебрачных сожительств, наряду с настоятельными требованиями гетеросексуальных пар, состоящих в фактических брачных отношениях, о легализации их союзов, стали также движения гомосексуальных сожителей. Однополые пары требовали прекращения дискриминации прав по признаку пола и признания за ними равных прав на личную жизнь, равного права на создание семьи. Результатом таких требований в целом ряде стран стало юридическое признание фактических союзов, альтернативных браку, в которые могли вступать как разнополые, так и однополые пары.

Так, соответствующие законы приняты в Дании в 1989 году, в Норвегии в 1993 г., в Швеции в 1994 г., в Голландии в 1997 и 2000 гг., в Бельгии в 1998 и 2003 гг., во Франции в 1999 г., в Германии в 2001 г., в Португалии в 2001 г, в Хорватии в 2003 г.

В западных странах право отреагировало на изменение традиционной семейной структуры по-разному. Некоторые государства признавали правовые последствия за фактическими брачными отношениями, принимая специальное законодательство, другие - внесли поправки в действующее.

Аналогичные процессы наблюдались в странах "общего права", в США, Канаде, Австралии, Англии. Подобные вопросы разрешались там преимущественно судебной практикой.

Способы решения проблемы распространения фактических брачных отношений, предложенные в зарубежном законодательстве, также различны. В скандинавских странах и в Голландии - это введение института "зарегистрированного партнерства"; в Германии - "пожизненного партнерства"; в Канаде - "регионального партнерства"; во Франции введение такой своеобразной формы, как "пакт гражданской солидарности". При этом в некоторых странах наряду с браком и "зарегистрированным партнерством" самостоятельно выделяют так называемых "незарегистрированных сожителей" - пары, которые не оформляют своих семейных отношений ни браком, ни партнерством, но для которых их сожительство также порождает определенные правовые последствия.

Несмотря на некоторые различия в степени правового сближения фактических и зарегистрированных браков, общей целью правовых новелл, внесенных законодательством и судебной практикой, стало предоставление фактическим семейным парам возможности легализовать свои семейные союзы, признать правовые последствия фактического брака для регулирования имущественных отношений, вопросов, связанных с воспитанием детей, а также вопросов предоставления или, наоборот, лишении незарегистрированных пар определенных льгот и привилегий.

В Норвегии разнополые пары, не зарегистрировавшие брака, которые имеют детей или проживают совместно в течение двух лет, располагают такими же правами в области социального обеспечения, пенсий и налогообложения, как и супруги. Одинокие родители, которые проживают вместе более одного года с партнером, не являющимся биологическим родителем ребенка, не будут иметь право на дополнительное ежемесячное пособие на ребенка, выплачивающееся в течение трех лет. Такие изменения в законодательстве основываются на предположении, что мужчина и женщина, которые живут вместе и ведут совместное хозяйство, объединяют свои усилия, что уменьшает их потребности в государственной поддержке.

Закон Норвегии о совместном домашнем хозяйстве 1991 г. Предлагает решение возможных конфликтов сожителей по поводу совместного жилья, предметов домашнего обихода в случае прекращения совместного проживания, длившегося не менее двух лет при наличии общих детей.

В Испании, в Каталонии действует Закон о стабильных парных союзах 1998 г., регулирующий права и обязанности сожителей. В соответствии с ним сожителю предоставляется преимущественное перед другими лицами право быть опекуном своего партнера в случае его недееспособности. Сожитель в Каталонии обязан приоритетно перед другими лицами обеспечивать содержание своего партнера. Ни один сожитель не имеет права распоряжаться совместным жилищем без согласия другого.

Во Франции с 1999г. введена гражданско-правовая форма регулирования совместного проживания - пакт гражданской солидарности. Это договор, заключаемый между двумя совершеннолетними физическими лицами разного или одного пола для ведения совместной жизни. В момент его заключения ни один из партнеров не должен состоять в браке или другом пакте гражданской солидарности. Невозможность вступления в брак после заключения пакта также свидетельствует об особой природе договора, заступающего на территорию семейного права, хотя юридически таковым не являющемся.

Пакт предоставляет партнерам возможность урегулировать, например, условия оплаты жилья, вопросы режима приобретаемого имущества, зафиксировать собственность каждого на момент заключения договора.

Помимо пакта гражданской солидарности, ГК Франции также содержит понятие сожительства - "фактического союза, характеризуемого совместным ведением хозяйства на стабильной и непрерывной основе, заключенного между двумя лицами разного или одного пола, живущими в паре".

Признание правовых последствий за незарегистрированными отношениями проявляются в самых различных областях. Так, в Дании при решении вопроса о предоставлении права на бесплатную юридическую помощь средства фактических супругов, аналогично средствам официальных, оцениваются в совокупности. В Финляндии сожители рассматриваются как супруги в иммиграционных целях. Предварительным условием на право проживания лица совместно со своим сожителем, например, является подлинность и продолжительность фактических отношений не менее одного года до подачи заявления на право проживания.

Работодатель во Франции, принимая положительное решение о служебной необходимости перемены места работы гражданского служащего, должен учитывать его семейное положение, отдавая предпочтение неженатым служащим. В данной ситуации лица, проживающие совместно со своими сожителями, рассматриваются как лица, состоящие в браке.

Аналогичные правовые процессы наблюдаются и на американском континенте. В Канаде суды выступают за расширительное толкование термина "супруги" с целью охвата отношений незарегистрированных сожителей. Еще с конца 70-х - начала 80-х гг. прошлого века большинство канадских юрисдикции утвердило законы, которые предоставили сожителям ограниченное признание в качестве супругов, например, в вопросах материального содержания. Критерии признания разнятся в зависимости от того, какие требования предъявляют законодатели провинций к сроку совместного проживания и наличию общих детей у сожителей.

В 1995 г. Верховный Суд Канады в деле Miron v. Trudel постановил, что закон не предусматривающий права незарегистрированного партнера противоположного пола на получение вознаграждения по страхованию автомобиля, предусмотренного для "супруга", нарушает Хартию о Правах, так как дискриминирует право внебрачного сожителя на основании его семейного положения.

В апреле 2000 г. по делу Walsh v Bona, Апелляционный суд канадской провинции Новая Шотландия признал конституционные имущественные притязания женщины при разделе собственности, проживавшей с мужчиной в течении 10 лет во внебрачных отношениях и воспитывающей с ним двух детей. Судебное решение подкреплено нормами Акта о правовой реформе, который вступил в силу на территории Новой Шотландии в 2001 г. Акт предусмотрел за зарегистрированными партнерами "практически все права супругов, предоставление которых находится в компетенции властей провинции.

В частности, партнер вправе принимать медицинские решения за другого партнера, иметь доступ к медицинским данным и информации о нем. Партнеры получают льготы по страхованию, право наследования имущества без завещания, право на льготы по пенсионному обслуживанию и налогообложению, в частности, подоходному налогу. Акт закрепляет процедуры раздела собственности при расторжении отношений, а также права на поддержку супруга и ребенка.

В Новой Шотландии в настоящий момент право признает три формы семейных отношений:

брак - для мужчины и женщины;

зарегистрированное партнерство;

незарегистрированное сожительство.

Брак - по сути, форма признания государством такого социального явления, как семейное сожительство мужчины и женщины. Брак определяет способы установления и прекращения сожительства, нормы поведения и состав его участников. Пару фактических супругов объединяют те же цели, что и супругов, зарегистрировавших свой брак, - это совместное проживание, сексуальные отношения, общее хозяйство, воспитание детей. Вследствие отсутствия установленной государством формы регистрации отношения фактических супругов становятся видимы для государства и их жизнь оказывается вне правового поля, освобождая партнеров от определенных обязанностей и, соответственно, лишая их определенных прав. При этом содержание института сожительства, его функции и социальная значимость, при отсутствии установленной государством регистрации, не меняются и не отличаются от тех, которые присущи союзам, оформленным посредством брака.

Проблема признания фактических брачных отношений в Российской Федерации не так остра, как в зарубежных государствах. Это связано с особенностями культурных, социальных, экономических условий. Западные социологи и демографы заявляют об отмирании брака как социального института во всех скандинавских странах. Так, например, в Швеции "как и везде, шестидесятые годы принесли контрацепцию, аборты и растущий индивидуализм. Секс был отделен от процесса деторождения, таким образом, сокращая количество скорых свадеб (по причине беременности невесты). Такие изменения, вместе с растущим вовлечением женщин в трудовой процесс, подтолкнули и сделали возможным заключение браков в более позднем возрасте. Поскольку пары стали планировать позднее деторождение, разводы несли меньше негативных последствий для детей. Это ослабило общественное табу в отношении разводов. Появление детей в более позднем возрасте привело к замене института брака сожительством до момента рождения детей. Постепенно факт рождения ребенка также перестал быть поводом для регистрации сложившегося фактического брака. Отмечается, что культурные традиции скандинавских государств, их налоговая система только закрепили предпочтение сожительства браку. Страны с большим числом государственных служащих и высокими налогами создали наиболее развитую систему государственного обеспечения. Такая система делает общество более индивидуалистичным, постепенно вытесняя институт семьи, ранее считавшийся основным источником обеспечения. В таких условиях развод перестает угрожать ухудшением финансового положения благодаря развитой системе государственной поддержки.

Высокие налоги, необходимые для поддержания системы обеспечения, приводят к обширному вовлечению женщин в трудовой процесс. Это, в свою очередь, приводит к расширению системы детских садов и яслей, позволяя женщинам работать.

Существенную роль на Западе играют также популярные радикальные феминистические идеи о том, что брак препятствует равенству полов. В Швеции, например, активно поддерживаются идеи антиклерикализма, которые ослабляют влияние церкви на жизнь общества и лишают брак ореола святости. Такие тенденции в большей или меньшей степени присущи всем скандинавским странам, но они не характерны для России.

Помимо этого, в российском обществе отсутствуют и другие тенденции, повлиявшие на формирование правового регулирования фактических супружеских отношений в зарубежных государствах. Так, многие европейские страны признают фактические браки для предупреждения стратегических сожительств, при которых пары осознанно не регистрируют брака для получения дополнительных государственных льгот, предусмотренных, например, одиноким матерям. С другой стороны, законодатели, судебная практика вырабатывают решения для защиты при фактическом браке имущественных интересов слабой стороны. Помимо этого, незарегистрированные партнеры, ощущая отсутствие льгот, режимов, применяемых к отношениям законных супругов, требуют равного правового подхода к фактическим и брачным союзам.

Российское право не содержит правовых норм, которые создавали бы дополнительные экономические стимулы, мотивирующие сожителей зарегистрировать брак. Например, налоговые льготы для супругов при совместной уплате с подоходного налога. Многие пары предпочитают проживать в незарегистрированных союзах, поскольку не ощущают существенных правовых преимуществ зарегистрированного брака перед фактическим. Особенно это касается имущественных отношений, вопросов установления отцовства, алиментных обязательств родителей в отношении детей. Такие условия будут способствовать увеличению числа фактических браков в России.

Действующие правовые нормы, применяемые к брачным отношениям, в основном становятся актуальными для супругов при расторжении брака, например такие, как институт общего имущества супругов, законный режим наследования, возможность заключения брачного договора для защиты имущества в случае расторжения брака. Выбирая для своей семьи фактический брак, одинокая мать может рассчитывать на льготы от государства, не подозревая, какие отрицательные имущественные последствия в состоянии вызвать распад длительных отношений, а именно - невозможность раздела совместно нажитого имущества или отсутствие права наследования после смерти фактического супруга. Другая проблема, которая, по всей видимости, будет острее ощущаться в будущем с развитием рынка недвижимости, - отсутствие необходимости получения письменного согласия сожителя при продаже совместно нажитого имущества или приобретения имущества на совместно нажитые средства.

Вместе с тем высокий процент лиц, состоящих в фактических брачных отношениях, не позволяет оставлять без внимания данное социальное явление в современной России. Любому государству выгодно, чтобы граждане состояли в семейных союзах, которые вне зависимости от их регистрации, объединяют "в единое целое основные четыре функции семьи, фундаментальные для всей общественной жизни человека: сексуальную, экономическую, репродуктивную и образовательную"30. Не обеспечив осуществление первой и третьей функции, общество вымрет; без второй прекратится сама жизнь; без четвертой функции исчезнет культура.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя это небольшое исследование, хочется отметить, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие "фактический брак". Органами внутренних дел для таких отношений чаще всего применяется термин сожительство. В бытовом общении, в разговорной речи для описания таких отношений зачастую применяется понятие гражданский брак, что тоже не совсем верно. Фактический брак, или незарегистрированный брак, или неформальный брак (в быту также - сожительство) - это отношения между партнёрами по совместному проживанию (сожительству), не оформленные в установленном законом порядке как брак <#"justify">Е.С. Гетман указывает, что "с фактическими брачными отношениями мужчины и женщины, независимо от их продолжительности каких-либо правовых последствий закон не связывает". Предлагается частично распространить на отношения сожителей действие правовых норм института брака, например, относительно возможности заключения соглашений о предоставлении содержания, режиме имущества.

Думается необходимо признать внебрачное сожительство как явление объективной социальной действительности. Стабильный внебрачный союз способен выполнять основные социальные функции семейного образования и может, несмотря на несоблюдение процедур заключения брака, считаться одной из форм семейных образований.

Конечно же социальный институт брака не может быть отождествлен с правовым институтом брака. Но именно значимость этого социального института заставляет государство вносить публично-правовые, упорядочивающие начала в регулирование соответствующих межполовых взаимоотношений людей, то есть формировать правовой институт брака. Эти начала проявляются в требованиях к публично признаваемому и пользующемуся государственной защитой сожительству в виде условий и препятствий к браку, установления процедур заключения и прекращения брака. Признаваемое государством, "законное", сожительство мужчины и женщины и именуется в праве "брак". По своей правовой природе это ни что иное, как особое семейное правоотношение.

На современном этапе фактические браки в Российской Федерации (а особенно в Республике Дагестан, Чеченской Республике и др. субъектах Северного Кавказа) приобретают все больший размах, и все сложнее становится регулирование этого института.

Правовую защиту государства представляет лишь зарегистрированным брак и анализируя законодательство становится очевидным, что предоставление сожителям определенных прав до регистрации их союза означает дискриминацию брака. Однако фактическое супружество, как социальное явление объективно, а значит любые правовые запреты в его отношении малоэффективны.

В условиях, нашей республики довольно сложно говорить о каком-либо правовом регулировании отношений фактических супругов. Хотя семейное право в соответствии со статьей 72 пунктом "к" Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поэтому даже при попытке дать какую либо правовую защиту фактическим супругам нарушаются нормы СК РФ. Кроме того, пунктом "ж" вышеуказанной статьи защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита также относятся к предметам совместного ведения. Нельзя не учитывать то, что коэффициент фактических браков в республике довольно велик. В первую очередь, следует заметить, что вмешательство права в столь деликатную область взаимоотношений между людьми без проведения соответствующих предварительных социологических исследований: сбора информации о реальном распространении "фактических браков" в обществе, социальном статусе их участников, причинах образования и распада, длительности существования, недопустимо. Но именно специфика объекта исследования чрезвычайно затрудняет получение необходимых сведений.

Первым шагом к решению проблемы фактических браков, по нашему мнению, может быть Интернет-конференция с участием широкого круга лиц, тематические выступления в старших классах муниципальных школ, в колледжах, ВУЗах.

Я считаю, что необходимо обобщение мнения всех специалистов (юристов, психологов, социологов и др.) при решении вопроса о правовом регулировании фактических браков. Высказывая свою точку зрения, хочу отметить, что фактические браки это явление негативное, предотвратить его, или как-то бороться с ним невозможно. Поэтому во избежание нарушений необходимо усовершенствовать законодательство, как это сделали уже в Европе и на Западе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации.1993 г.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации.

4.СУ РСФСР. 1917. №1.

5.СУ РСФСР. 1917. №10.

6.СУ РСФСР. 1926. №82.

7.Постановление Пленума Верховного Суда СССР " О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение" от 21.06.1985г. №9 // Сборник действующих постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924-1957. - М., 1957.

8.Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1969. № 32.

9.Сборник документов по курсу международного права. - Ч.1. - М., 1996.

10.Об актах гражданского состояния: Федеральный закон от 15.11.1997 г. № 143-Ф3 // Российская газета. 20.11.1997.

11.Российская газета. 1998. 8 ноября.

12.Алексеев Н.А. Гей-брак. Семейный статус однополых пар в международном, национальном и местном праве. - М.: БЕК, 2002.

13.Антокольская М.В. Семейное право. - М., 2007.

14.Авдеев А.А. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. - М.: Наука, 1990.

15.Бартон К. Современные тенденции развития семейного права: научно-аналитический обзор. - М., 1987.

16.Бранденбургский Я.Н. Брак и его правовые последствия. - М., 1926.

17.Бранденбургский Я.Н. Семейное, брачное и опекунское право РСФСР. - М., 1927.

18.Брагинский М.И. Договорное право: Общие положения. - М., 1997.

19.Борисов В.А. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. - М.: Научно исследовательский институт семьи, 1996.

20.Безуглов А. Фиктивный брак и похоронный фрак // Неделя. 1987. №10.

21.Боснац М. Внебрачная семья. - М.,

22.Волжина О.И. О положении семей в РФ. 1994-1996 гг.

23.ГенкинД.М., Новицкий И.Б., Рабинович Н.В. История советского права.

24.Ежова А.А. Основные методы социологического опроса. Университет МВД России. - СПб., 2002.

25.Комментарий к Семейному кодексу РФ / Отв. ред. И.М. Кузнецова. - М

26.Комментарий к Семейному кодексу РФ / Общ. ред. П.В. Крашенинникова

27.Косова О. Ю. Фактические браки и семейное право // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1999. №3.

28.Короткова Л.П., Вихров А.П. Семья - только в рамках закона // Правоведение. 1994. №55.

29.Медков В.М. Демография. - М., 2003.

30.Нечаева A.M. Семейное право. - М.: Юристъ, 1998.

31.Орлова Н.В. Правовое регулирование брака в СССР. - М.: Наука, 1971.

32.Раевич С.И. Брачное и семейное право // Основы советского права / Цит. по: Магеровскому. - СПб., 1999.

33.Реутов С.И. Внебрачная семья. - М., 2000.

34.Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М., 1993.

35.Орлова Н.В. Правовое регулирование брака в СССР. - М.: Наука, 1971.

36.Стучка П.И. Курс советского гражданского права. - М., 1931.

37.Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: Учебник. - М., 2001.

38.Dr Caroline Forder. National report on Denmark. Fifth European Conference on Family Law ( Strasburg, 12.02.1999);

39.Gillian Douglas. An Introduction To Family Law. Oxford., 2001.;

40.Jacqueline Rebelling- Devichi. France: International Survery of Family Law

41.#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ

фактический брак супруг правоотношение

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Отношение современной молодежи к фактическому браку

Вопрос 1. У Вас полная студенческая семья?

Вопрос 2. Что в настоящее время препятствует образованию семьи?

Вопрос 3. Согласны ли Вы жить в фактических брачных отношениях?

ДА-НЕТ-

Примечание:

Отметьте пожалуйста свой возраст и пол

Возраст:

Пол: __________________

муж. / жен.

Спасибо


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!