Проблемы социальной психологии и их междисциплинарное значение

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,66 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы социальной психологии и их междисциплинарное значение

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ ГОУ ВПО «ИГУ» в г. Братске











КУРСОВАЯ РАБОТА

Проблемы социальной психологии

и их междисциплинарное значение










г. Братск, 2008

Содержание

Введение. Предмет социальной психологии, её теоретические и прикладные задачи

Глава 1. История развития методологии социальной психологии

.1 Этапы становления социальной психологии на Западе

.2 Особенности развития социально-психологических идей в России

.3 Методы социальной психологии

.4 Классификация социально-психологических методов

.5 Методы социально-психологического воздействия

Глава 2. Социальная психология и смежные дисциплины

.1 Социально-психологические вопросы политики

.2 Социальная психология и экономика

.3 Социальная психология и промышленное производство

.4 Социальная психология, армия и спорт

.5 Социальная психология и медицина

.6 Социальная психология и образование

Заключение. Современное состояние социальной психологии

Список литературы

Введение

Предмет социальной психологии, ее теоретические и прикладные задачи

Предмет исследования современной социальной психологии можно определить следующим образом.

Социальная психология - это наука о психологических явлениях, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом. Соответствующие явления относятся или к личности в ее взаимоотношениях с другими людьми, или к малым и большим социальных группам людей.

Социальная психология представляет собой одну из фундаментальных областей психологических знаний, она ставит и решает проблемы, имеющие принципиальный характер для познания психологии и поведения людей, ведет поиск решения практических проблем, возникающих в сфере общения и взаимодействия людей.

Здесь выделяются и изучаются:

üявления, характеризующие общение и взаимодействие людей;

üфеномены, относящиеся к малым социальным группам;

üвопросы взаимодействия и взаимовлияния индивида и группы;

üмассовидные явления психики (феномены, возникающие в больших социальных группах);

üмежличностные отношения;

üсоциальное поведение людей;

üвосприятие и понимание людьми друг друга;

üсоциальные установки;

üлидерство;

üмежгрупповые взаимоотношения.

Названные проблемы и вопросы, конечно, никоим образом не исчерпывают предмета современной социальной психологии. Она, естественно, не стоит на месте и представляет сегодня собой динамичную, быстро развивающуюся науку, предмет которой систематически изменяется, дополняясь новыми задачами, которые открывают для себя ученые и которые перед ними ставит стремительно меняющаяся жизнь.

Обратим внимание на то, что проблематику этой области психологического знания в основном определяет общество, а не придумывают сами ученые, и, как только ситуация в обществе меняется, перед социальными психологами встают новые исследовательские задачи. К примеру, в последние годы в России социально-психологические знания и методы оказались особо востребованными в сфере экономики и политики, в частности в рекламном деле, при организации и проведении выборов. Соответствующая проблематика пока что не вошла в область фундаментальных научных психологических исследований, но в ближайшее время это, наверное, произойдет.

Глава I. История развития методологии социальной психологии

.1 Этапы становления социальной психологии на Западе

В истории социальной психологии можно отметить две даты ее возникновения. Одна из них обращает нас к древнейшим временам в истории человечества - тем эпохам, когда люди впервые задумались над проблемами, волнующими современных ученых. Другая относится к сравнительно недавнему прошлому, когда зародилась и стала развиваться современная теоретическая, экспериментальная и практическая социальная психология. Если наукой считать только ту систему знаний, которая отвечает новейшим научным требованиям, то древнейшую историю человечества в лучшем случае можно рассматривать лишь как предысторию научной социальной психологии, а XX век - как возникновение и начало развития современной социальной психологии.

Знания о человеческих взаимоотношениях возникали по мере накопления опыта совместной деятельности и общения людей. В древнейших государствах они уже не только существовали, но и широко использовались в практике. В частности, правители и представители религий того времени умело манипулировали массами людей, их сознанием и поведением с помощью знаний о закономерностях поведения людей в группе.

Относительно времени возникновения научной социальной психологии ученые придерживаются более определенного мнения, хотя и оно, конечно, не является единым. Большая часть специалистов говорит о том, что как самостоятельная наука социальная психология возникла во второй половине XIX века. Ее появление и признание связывают с двумя немецкими учеными, философами и лингвистами - М. Лацарусом (1824-1903) и Г. Штейнталем (1823-1893). Именно они первыми выступили с заявкой на создание новой науки под названием «психология народов», проблематика которой близка к содержанию современной социальной психологии. Определенный вклад в развитие психологии народов своими трудами внес известный немецкий психолог В. Вундт (1832-1920). Он написал и опубликовал в начале XX века (1900 год и далее) десятитомный труд под названием «Психология народов».

Таким образом, история социальной психологии началась с выделения особой науки под названием «психологии народов» («этническая психология», «психическая этнография», «культурно-историческая психология»), которую в XIX веке почти одновременно стали разрабатывать представители разных наук: историки, философы, лингвисты, этнографы, и лишь позднее, уже к концу века, к ним присоединились психологи (в лице, например, В. Вундта и Г.Г. Шпета).

Развитие социальной психологии в Европе и Америке уже в конце XIX века - первые десятилетия XX века пошло различными путями. В центре внимания европейских ученых - социологов и социальных психологов - оказалась проблематика психологии масс и толпы. Ею в Европе почти одновременно занялись ученые из разных стран: Г. Тард, Г. Лебон во Франции, С. Сигеле в Италии, В.М. Бехтерев в России. Важным событием для социальной психологии стала публикация в 1895 году книги Г. Лебона «Психология народов и масс».

Своеобразной вехой в истории социальной психологии (образно говоря, «ласточкой, не сделавшей погоды») стало появление в этот период ряда работ, в название которых впервые вошло словосочетание «социальная психология»:

·«Исследования по социальной психологии» американского философа и психолога Дж. Болдуина;

·«Введение в социальную психологию» английского ученого У. Макдугалла;

·«Социальная психология» американского социолога Э. Росса.

Считается, что именно с этого времени за данной наукой закрепляется не только ее современное название, но и она сама получает признание как вполне самостоятельная область научных психологических знаний.

Хотя социально-психологические идеи, как следует из сказанного выше, зародились еще в середине XIX века, однако до начала XX столетия экспериментальные исследования в области социальной психологии фактически не проводилось, за исключением, пожалуй, единственного эксперимента, осуществленного американским ученым Н. Тринплетом еще в 1897 году. В современную, экспериментальную науку социальная психология стала по-настоящему превращаться лишь в десятые-двадцатые годы XX века благодаря исследованиям, проведенным в это время немецким ученым В. Меде (1913), русским ученым В.М. Бехтеревым (1918-1920) и американским ученым Ф. Оллпортом (1920).

Отметим, что только в тридцатые годы XX века социально-психологическая проблематика впервые начинает привлекать к себе повышенное внимание. Волей судьбы это произошло в США и было связано, с одной стороны, с прагматической ориентацией науки, господствовавшей в этой стране, а с другой, с тем, что в эти годы в США эмигрирует немало известных европейских психологов, большая часть из которых была из Германии и бежала от фашизма. Немаловажную роль сыграло и то, что в самих Соединенных Штатах огромное количество людей стало в это время нуждаться в активной социально-психологической помощи (это были годы экономического кризиса, социальной депрессии и развития в этой стране так называемого «дикого» капитализма).

Именно в это время К. Левин и Я. Морено практически одновременно приступают к разработке социально-психологической проблематики малых групп и методов групповой психотерапии. Вместе они в середине 30-х годов также создают и первую социально-психологическую теорию малых групп. В это время зарождается первое теоретически и экспериментально обоснованное направление в социальной психологии, получившее позже название «групповая динамика».

Вторая мировая война переключила внимание ученых на другие социально-психологические проблемы, например на психологическое обеспечение ведения пропаганды и агитации в военное время. После ее окончания к проблематике малых групп добавляются вопросы, порожденные социально-политическими событиями, произошедшими накануне и во время войны (зарождение и распространение фашизма, агрессивности, авторитаризма, проявлений жестокости и беспомощности в социальных и человеческих взаимоотношениях и т. п.).

Позже интересы исследователей вновь возвращаются в «мирное» русло. Вспомним, что социальная психология как наука возникла и стала разрабатываться за рубежом в то время, когда, преодолев кризис начала XX века, психология разделилась на ряд направлений: бихевиоризм, гештальтпсихологию, психоанализ и другие. Это, естественно, сказалось и на подходах к пониманию и изучению социально-психологических явлений, характерных для представителей этих направлений.

Бихевиористы в социальной психологии (Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Дж. Тибо, Г. Келли, А. Бандура и другие) сосредоточили свое внимание на изучении социального поведения человека, на его объяснениях в соответствии со схемой «стимул - реакция» и с использованием понятия «подкрепление».

Психоанализ (Э. Фромм, Г. Салливан, Л. Байон, В. Беннис, Г. Шепард, Л. Шутц и другие) обратился к «глубинным» групповым процессам, имеющим бессознательный характер.

Идеи гештальтпсихологии, давшей начало когнитивной психологии в США (К. Левин, С. Аш, Р. Кратчфильд, Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер и другие), нашли отражение в понимании групповых процессов и в практике социально-психологического тренинга (Т-группы и гештальтгруппы). Естественно, что именно эти направления преобладали в социальной психологии первой половины XX века.

В последней четверти XX века зарубежные социальные психологи, пытаясь осмыслить путь, пройденный их наукой за несколько десятилетий, отмечали, что этот процесс шел в соответствии со сложившимися в психологии к этому времени ведущими направлениями и школами. Однако далеко не все они внесли одинаковый вклад в развитие социально-психологических знаний.

В одной из немногих исторических работ на эту тему, опубликованных на русском языке, выделяют следующие ведущие направления социальной психологии первой половины XX столетия: необихевиористское, когнитивное, психоаналитическое и интеракционистское.

Необихевиористское направление возникло в русле последнего варианта бихевиоризма, который сейчас принято называть неонеобихевиоризмом или социальным бихевиоризмом. Оно было в основном представлено в работах Б. Скиннера, А. Бандуры, Н. Миллера, Д. Долларда, Р. Уолтерса и ряда других американских ученых.

Общей мотивационной концепцией социального поведения в данном направлении считался гедонизм, а главным объяснительным принципом - оперантное (по Скиннеру), или викарное (по Бандуре), социальное научение. В качестве внутреннего источника социального поведения в первоначальном варианте социального бихевиоризма, как и бихевиоризма в целом, выступал «драйв», а внешние стимулы трактовались как «социальные подкрепления». Затем акцент оказался смещенным с биологического (внутреннего) на социальное (внешнее) объяснение поведения.

Работа Д. Тибо и Г. Келли «Социальная психология групп» (1959) стала одной из немногих попыток применения необихевиористских принципов к анализу процессов, происходящих в малых группах. Эти процессы, по мнению авторов, основаны на обмене социальными подкреплениями или социальными «вознаграждениями и наказаниями» между участниками группового процесса.

Главной проблемой социально-психологического анализа в работах необихевиористов стал поиск объяснения агрессивного поведения, социальной привязанности и беспомощного поведения. К примеру, Ш. Миллер, Р. Доллард и другие сформулировали и обосновали фрустрацонную теорию агрессии и вместе с А. Бандурой заложили основы общей теории социального научения, в которой основная роль была отведена наблюдению и подражанию другим людям. В своих работах А. Бандура, труды которого стали особенно популярными в последней четверти XX века, когда в США сложилась и стала ведущим направлением когнитивная психология, пытался также учесть и когнитивно-психологические факторы в объяснении социального поведения человека.

Когнитивистская ориентация в социальной психологии, в свою очередь, отличалась стремлением объяснить социальное поведение с использованием понятий, относящихся к познавательным процессам. Принципиальная схема объяснения, характерная для данного направления, выглядела следующим образом: знания и представления человека о мире, его отношении, социальные установки организуются в некоторую систему, которая затем используется для управления его поведением.

К теориям, представляющим это направление, относятся:

·концепции когнитивного соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и другие);

Концепции когнитивного соответствия основаны на идее того, что когнитивная структура человека и ее актуальное состояние определяют поведение человека. В норме данная структура должна быть сбалансированной, и если этого нет, то возникает стремление человека (социальной группы) изменить ее таким образом, чтобы она стала сбалансированной (теории структурного баланса Ф. Хайдера, коммуникативных актов Т. Ньюкома, когнитивного диссонанса Л. Фестингера, конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума).

Основная идея Ф. Хайдера, например, заключалась в утверждении, что люди склонны формировать и сохранять в своем сознании упорядоченный и связный взгляд на мир.

По мнению Т. Ньюкома, тенденция к балансу характеризует не только внутренний, психологический мир человека, но и сферу межличностных отношений.

Концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера стала наиболее популярной в рамках когнитивистской ориентации в социальной психологии. Она получила широкое распространение, и ее приложения оказались настолько значительными, что соответствующие идеи проникли во многие области социальной психологии, включая малые группы, социальные установки, межгрупповое взаимодействие, массовые коммуникации и другие.

Кратко охарактеризуем основные идеи теории когнитивного диссонанса.

Нормальное состояние когнитивной системы (или системы когниций группы взаимодействующих людей) - консонанс, или соответствие. Такое состояние является устойчивым, и к нему когнитивная система, в конечном счете, стремится. Оно, кроме того, вызывает у людей положительные эмоции.

Аномальное состояние когнитивной системы - диссонанс. Данное состояние связано с неприятными эмоциональными переживаниями, и от него люди стараются избавиться.

Стремясь к устранению когнитивного диссонанса (к достижению когнитивного консонанса), люди могут менять или свои знания, или свое поведение.

Внутри когнитивной системы индивида (или социальной группы) всегда имеется определенное несоответствие. Оно является источником динамических, в том числе прогрессивных изменений данной системы.

Среди социально-психологических концепций выделяются взгляды Д. Креча и Р. Кратчфилда, которые несколько отличаются от тех, которые характеризуют теорию Фестингера. Эти ученые включили в процесс объяснения социального поведения такие когнитивные переменные, как «образ», «ожидание», «идея» и ряд других.

Психоаналитическая ориентация в социальной психологии вначале исходила из учения 3. Фрейда, которое в США получило широкое признание. Однако более глубокий анализ данной ориентации показывает, что в действительности она оказалась связанной не столько с ортодоксальным психоанализом, сколько с глубинной психологией в том ее виде, который сложился во второй половине XX века. Поэтому эту научную ориентацию правильнее называть не психоаналитической, а глубинной или неофрейдистской. Она, в частности, представлена в теориях развития и функционирования группы В. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, а также в теории межличностных отношений В. Шутца.

В рамках психоаналитической ориентации проводится аналогия между малой социальной группой и семьей. Точно так же, как в свое время Фрейд трактовал семейные отношения, социальные психологи более позднего времени, относящиеся к данной ориентации, понимают любую малую группу и характерные для нее взаимоотношения. При этом роль отца в семье переносится, соответственно, на роль лидера группы, а взаимоотношения между лидером и остальными членами социальной группы рассматриваются по аналогии с взаимоотношениями между главой и членами семьи.

Многие современные ученые признают, что глубинная психология оказала существенное влияние на «движение человеческого потенциала», в частности на теорию и практику работы Т-групп. Приемы, используемые в них, ориентированы, к примеру, на осознание участниками группы того, что находится вне их сознания.

К психоаналитической ориентации в социальной психологии можно также отнести теории, в которых с социально-психологической точки зрения рассматривается понятие «личность» и дается объяснение межличностным отношениям.

К примеру, в основе понимания В. Шутцем интерперсонального поведения лежит одно из фундаментальных положений теории 3. Фрейда, согласно которому социальная жизнь взрослого человека однозначно предопределяется его детским опытом. Сферой продолжения этого опыта становятся отношения с окружающими людьми уже ставшего взрослым человека.

В эту же группу теорий можно включить концепцию авторитаризма и авторитарной личности Т. Адорно. Такая личность, по мнению этого автора, воспитывается авторитарными родителями, которые используют в семье суровые, жесткие формы наказания но отношению к ребенку. Став взрослым, человек, воспитанный подобным образом в семье, начинает проявлять свои авторитарные склонности по отношению к другим, зависящим от него людям.

Интеракционистская ориентация рассматривает практически все социально-психологические феномены как результат взаимодействия внутриличностных (психологических) и внеличностных (социальных) факторов. Она, в отличие от рассмотренных выше направлений, возникла не в психологии, а в социологии и затем была перенесена в социальную психологию. Ее главным идейным и методологическим источником стала система взглядов Д. Мида.

Предмет анализа в интеракционистском подходе - взаимодействие индивидов, групп и общества, процессы массовых коммуникаций и социальные роли. Здесь решается задача, в некотором смысле слова противоположная той, над которой размышляли психоаналитики и бихевиористы. Если психоаналитики и бихевиористы пытались понять социальные процессы исходя из индивида, то интеракционисты, наоборот, пытались объяснить личность исходя из социальных процессов.

Внутри интеракционистской традиции выделяются три частных направления:

·символический интеракционизм;

·теория социальных ролей;

·теория референтной группы.

Концепция символического интперакционизма представлена в трудах Г. Блумера, Н. Дензииа, М. Куна, А. Роуза, Т. Шибутани и других. Здесь утверждается, что взаимодействие людей друг с другом происходит в символической форме. Под символом в данном случае понимается все, что в культуре имеет определенное значение (смысл) для людей и что выражается с помощью разнообразных средств общения, как вербальных, так и невербальных. Основными источниками символов могут выступать личность, социальная роль и референтная группа.

Большое значение для понимания социального поведения человека в интеракционизме имеет анализ ролей, которые предписываются человеку или которые он сам берет на себя. Референтная группа также присутствует в сознании взаимодействующих друг с другом индивидов как своеобразная точка отсчета - критерий оценок, суждений и образец для подражания. С ней индивид соотносит то, что происходит в процессе его взаимодействия с другими людьми и социальными группами. Таким образом, референтные группы (их на самом деле может быть у одного и того же человека несколько) выполняют нормативную и сравнительно-оценочную функции в процессе социального взаимодействия людей.

Оценивая в целом представленные выше ориентации в зарубежной социальной психологии первой и начала второй половины XX века, необходимо отметить, что они отчетливо выделялись в основном только в социальной психологии США. К концу XX века различия между ними и теми направлениями в психологии, на которые они в свое время опирались, сгладились и стали менее заметными. Кроме того, в Европе и России (бывшем Советском Союзе) социально-психологические исследования во второй половине XX века пошли иными путями, чем в США.

.2 Особенности развития социально-психологических идей в России

Рассматривая историю развития отечественных социально-психологических идей, следует обратить внимание на следующее:

)еще до революции 1917 года и, отчасти, в первые годы советской власти социальная психология в России развивалась в русле тех же тенденций и направлениях, что и за рубежом;

)после революции развитие социальной психологии в России пошло иными путями. Были подвергнуты острой критике идеи об отрицательной роли неорганизованных масс людей в истории, высказанные В.М. Бехтеревым в «Коллективной рефлексологии»;

)в связи с тем, что существовавшая в то время зарубежная и дореволюционная российская психология масс, представлявшая социальную психологию в целом, не соответствовала ни идеологии, ни политике советской власти, в течение почти полувека социальная психология в Советском Союзе фактически не разрабатывалась. Она была заменена частью марксистско-ленинского учения под названием «исторический материализм»;

)к концу 60-х годов XX века, во время «хрущевской» оттепели, ситуация в стране стала меняться. В практике управления страной к этому времени появились проблемы, которые надо было решать с позиций конкретных наук, что способствовало активизации деятельности ученых и практиков в направлении решения социально-психологической проблематики. В первую очередь нужно было решить вопрос о предмете социальной психологии и его отличии от предметов других социальных и гуманитарных наук, разрабатывавшихся в стране. Этот вопрос, как известно, на протяжении всех лет существования советской власти дискутировался дважды: в 20-е и в конце 50-х - начале 60-х годов XX века.

После последней дискуссии социально-психологическая проблематика разделяется между двумя науками: социологией и психологией. К социологии отходят большие социальные группы, массовые коммуникации и массовидные явления психики, к психологии - личности в группе, проблематика малых групп, человеческих взаимоотношений и восприятия людьми друг друга.

Социально-психологические исследования в нашей стране хотя и начинаются, но поначалу приобретают характер, соответствующий еще господствовавшей в то время «марксистско-ленинской» идеологии. В психологии эти исследования ограничиваются социальной психологией малых групп и восприятия людьми друг друга, не касаясь, например, объяснения социальных процессов и явлений. В свою очередь, социально-психологическая проблематика малых групп оказывается соответствующим образом «подправленной» и противопоставленной «буржуазной» социальной психологии, по-прежнему «неприемлемой» для советских ученых. Это, в частности, проявилось в следующем. Понятие «малая группа» заменяется на понятие «коллектив». Он, соответственно, трактуется в русле понимания «социалистического» коллектива в марксистско-ленинской философии, научном коммунизме и в педагогической теории А.С. Макаренко. В публикациях на тему о психологии коллектива считается обязательным непременно критиковать «западную» или «буржуазную» социальную психологию малых групп, противопоставлять ей «более правильную» советскую социальную психологию коллектива. В этом ключе были выполнены многие исследования коллектива, организованные и проведенные с конца шестидесятых годов под руководством А.В. Петровского, Л.И. Уманского, Е.В. Шороховой и других.

Одновременно с этим разворачиваются теоретические и экспериментальные исследования, посвященные восприятию и пониманию людьми друг друга (А.А. Бодалев и другие ученые), психологическому климату коллектива (Б.Д. Парыгин и другие), стилю руководства (А.Л. Журавлев и другие), социальной перцепции (Г.М. Андреева и другие), эффективности групповой деятельности (Н.Н. Обозов и другие).

-80-е годы XX века можно назвать годами расцвета, подъема и широко признания социальной психологии в нашей стране. Она стала не только весьма популярной наукой, социально-психологические знания проникли и стали широко применяться во многих других отраслях психологии и непсихологических науках. Среди них можно назвать психологию личности, детскую, клиническую, военную, юридическую, спортивную и другие отрасли психологии, а также психологию управления, рекламы, политическую и экономическую психологию. Иными словами, социальная психология превратилась в одну из самых актуальных, активно разрабатываемых и востребованных психологических наук.

Одновременно с этим разворачиваются теоретические и экспериментальные исследования, посвященные восприятию и пониманию людьми друг друга (А.А. Бодалев и другие ученые), психологическому климату коллектива (Б.Д. Парыгин и другие), стилю руководства (А.Л. Журавлев и другие), социальной перцепции (Г.М. Андреева и другие), эффективности групповой деятельности (Н.Н. Обозов и другие).

Наступившая в конце восьмидесятых годов горбачевская перестройка и последовавшее за ней прекращение существования Советского Союза в начале девяностых годов XX века вдохнули новую жизнь в развитие социальной психологии в России. Были сняты идеологические барьеры и ограничения на развитие данной науки, действовавшие на протяжении всего времени существования советской власти, открыты возможности для перевода и публикации на русском языке зарубежной социально-психологической литературы, расширилась проблематика научных и прикладных исследований. Российская социальная психология стала превращаться в.естественную часть мировой социально-психологической науки, а российские ученые активно включились в разработку тех социально-психологических проблем, которые стали в наши дни актуальными для всех стран мира.

Научные и прикладные задачи социальной психологии

Под научными задачами (их иногда также называют теоретическими, хотя это не вполне правильно, так как наука только к теории не сводится) социальной психологии понимают вопросы, связанные прежде всего с разработкой и обоснованием научных теорий, объясняющих перечисленные выше группы социально-психологических явлений. В свою очередь, теоретические задачи, если их рассматривать отдельно, включают в себя решение следующих частных вопросов, характерных для современной науки в целом и социальной психологии в частности:

·поиск и нахождение точных определений изучаемых явлений;

·классификация этих явлений с уточнением специфики тех из них, которые включаются в ту или иную классификационную группу;

·научное объяснение природы соответствующих явлений;

·изучение происхождения (генезиса) соответствующих явлений;

·исследование динамики этих явлений (их формирования и изменения в процессе развития);

·выяснение связей, существующих между различными социально-психологическими и другими, психологическими и не психологическими, явлениями.

Точные определения изучаемых в социальной психологии явлений необходимы, как и в любой другой науке, но, к сожалению, не всегда возможны по следующим причинам:

·психология - гуманитарная, а не естественная (то есть по своей природе не точная) наука;

·большинство явлений, изучаемых в социальной психологии, сложны, и их суть трудно полностью выразить в единственном предложении или кратком определении;

·среди самих ученых не существует установки на поиск и признание единственно правильного определения того или иного явления;

·сегодня отсутствуют общепринятые критерии правильности или неправильности того или иного определения, помимо, разумеется, чисто формальных (не содержательных) логических требований.

По указанным выше причинам многие социально-психологические феномены имеют не одно, а несколько различных определений.

Примерно так же, как с определением понятий, в социальной психологии обстоит дело и с классификацией изучаемых явлений, которая также возможна только в точных науках. Главная методологическая проблема, связанная с научной классификацией социально-психологических явлений, заключается в том, что не всегда можно выбрать нужное основание, доказать, что именно оно является самым главным, и добиться того, чтобы выделяемые классы явлений между собой не пересекались.

Непросто в социальной психологии дело обстоит с научным объяснением природы изучаемых в ней явлений. Этому есть несколько причин. В частности, предлагаемые здесь объяснения:

·могут быть как психологическими, так и социальными;

·могут выступать как редукционистские (сведение сложных явлений к более простым) или дедукционистские (выведение простых явлений из более сложных), элементарные (объяснение одного явления на основе другого, частного явления) или системные (объяснение явления как порождаемого взаимодействием множества факторов);

·также могут существовать только на уровне умственных рассуждений, гипотез или предположений и экспериментально проверяемых, достоверных (не вызывающих сомнения) фактов.

Специфика современного социально-психологического знания такова, что оно допускает все указанные выше виды научных объяснений, но, к сожалению, не предлагает точного критерия: какое из них в том или ином случае следует предпочесть.

Выяснение связей, существующих между различными социально-психологическими и другими явлениями, - это теоретическая задача, которая предполагает ориентацию в данной науке на системный подход к изучению социально-психологических явлений. Такой подход соответствует природе социально-психологических явлений, так как они имеют множественные, системные связи с другими социальными и психологическими феноменами.

К прикладным задачам социальной психологии (их называют практическими, поскольку речь идет об использовании социально-психологических знаний в практике) в первую очередь относят:

·выявление проблем социально-психологического характера, с которыми люди сталкиваются в их повседневной жизни;

·разработка методов диагностики этих проблем;

·создание и апробация методов социально-психологического воздействия;

·поиск, обоснование и разработка способов практического решения соответствующих проблем;

·квалифицированная оценка успешности решения соответствующих проблем;

·подготовка практических социальных психологов (психологов, работающих в социальной сфере) в высших учебных заведениях;

·взаимодействие социальных психологов с другими специалистами в решении практических проблем.

Как и другие фундаментальные психологические науки, социальная психология «страдает» общим для них недостатком: «чистые» научные знания, в которых прежде всего заинтересованы ученые, не всегда полезны для практики. Поэтому задача поиска научного обоснования и разработки способов решения практических социально-психологических проблем людей была и остается актуальной для современной социальной психологии.

Проблемы социально-психологического характера сравнительно редко возникают у людей изолированно от других их жизненных проблем. Оказывая практическую помощь людям, социальному психологу приходится взаимодействовать со специалистами разных профилей, например со служащими госучреждений, социальными работниками, педагогами, юристами и врачами. Это требует от практического социального психолога соответствующей подготовки, отличающейся от профессиональной подготовки психолога-исследователя или преподавателя психологии. Будущего практического социального психолога необходимо специально учить взаимодействию с другими специалистами в решении конкретных проблем людей.

.3 Методы социальной психологии

Общая характеристика методов современной социальной психологии

·аппаратурные методы, предназначенные для изучения взаимодействий и взаимоотношений в малых группах;

·стандартизированные методы наблюдения за групповой деятельностью.

Многие социальные психологи, особенно в нашей стране, стали создавать специальные приборы для проведения групповых экспериментальных исследований. В конечном счете, арсенал способов, используемых в современной социальной психологии, оказался весьма разнообразным. Он включает в себя такие основные группы методов, как: теоретические, опытные и экспериментальные. Вместе взятые, они отражают особое положение, занимаемое социальной психологией среди других наук, а также специфику тех проблем, которые в ней изучаются.

Следует также иметь в виду, что социальная психология - это не только наука, но и разнообразная практика. Поэтому в ней используется большое количество методов практического воздействия на людей, социальные группы и массовидные явления психики. Такие практически ориентированные методы часто называют методами социально-психологического воздействия. Они также будут кратко обсуждены в конце этой главы.

.4 Классификация социально-психологических методов

Г.М. Андреева предлагает делить все методы социальной психологии на две основные группы: исследовательские методы и методы воздействия. Первые характеризуют социальную психологию как фундаментальную науку, а вторые представляют практическую социальную психологию.

Общая классификация методов, составленная с учетом сделанных в предыдущем разделе данной главы замечаний, выглядит следующим образом. Все методы исследования делятся на две основные группы: теоретические и эмпирические.

К теоретическим методам относят все способы, которые применяются при разработке и обосновании научных теорий. Сюда можно отнести такие методы, как:

) обзорно-аналитический;

) критический;

) конструктивный.

Пользуясь первым, ученый изучает литературу по интересующему его вопросу, проводит обзор и анализ полученных другими учеными данных, имеющихся в опубликованной научной литературе, с целью их систематического описания и представления состояния дел в данной области научных знаний. При этом критический анализ сделанного другими учеными им не проводится, и вместо того, что уже сделано, ничего нового не предлагается, за исключением, возможно, новой классификации уже известных явлений!

Пользуясь вторым, специалист подвергает критическому анализу то, что сделано в науке, с целью выявления недостатков, имеющихся в проведенных исследованиях. Итогом критического анализа становится аргументированный перечень замечаний к проведенным исследованиям, к установленным в них фактам (закономерностям) и их общая критическая оценка.

Пользуясь третьим, ученый предлагает новое решение какой-либо проблемы и дает его теоретическое и/или экспериментальное обоснование.

Эмпирические методы включают в себя такие способы исследования, как:

·наблюдение;

·опрос;

·метод анализа документов и продуктов деятельности отдельно взятого человека или социальных групп;

·экспериментальные методы;

·математические методы.

В свою очередь, метод наблюдения включает в себя такие разновидности, как:

·открытое наблюдение;

·скрытое наблюдение;

·свободное наблюдение;

·стандартизированное наблюдение;

·стороннее наблюдение (наблюдение со стороны или внешнее наблюдение);

·включенное наблюдение.

Также и метод опроса включает в себя такие разновидности, как:

·устный опрос;

·письменный опрос;

·свободный опрос;

·стандартизированный опрос;

·открытый опрос;

·закрытый опрос;

·анкетный опрос.

К методам анализа документов или продуктов человеческой деятельности относят разнообразные способы, позволяющие изучать результаты человеческого труда, представленные либо в виде текстов (документов), либо в виде конкретных продуктов, принадлежащих людям или группам людей. В частности, контент-анализ - это метод специального, целенаправленного, стандартизированного и содержательного изучения текстов (документов), в процессе которого выделяются и оцениваются признаки, характеризующие психологию того, кто создал данный текст (документ), или того, кто в нем упоминается.

Математические методы исследования - это такие средства работы специалиста, которые позволяют представлять изучаемые в социальной психологии явления в численной форме или производить соответствующие количественные (математические) расчеты. Данные способы являются одними и теми же и в социальной, и в других областях психологии и, в свою очередь, делятся на две основные группы: методы математической статистики и методы математического моделирования.

.5 Методы социально-психологического воздействия

К методам социально-психологического воздействия относятся те способы, посредством которых оказывается воздействие на психологию и социальное поведение отдельных людей или групп. Наиболее часто они применяются в СМИ, в процессе организации и проведения публичных выступлений, в рекламе, пропаганде, агитации, в промышленности, индивидуальной и групповой психотерапии.

В частности, в средствах массовой коммуникации, в практике организации и проведения публичных выступлений, рекламе, пропаганде, агитации применяются специальные способы воздействия, позволяющие формировать и изменять социальные установки людей.

В политической пропаганде и коммерческой рекламе применяют процедуры формирования образа политика - имиджмейкерство; методы внушения и убеждения людей, их побуждения к покупке, приобретению того или иного товара.

В промышленности - способы, направленные на оптимальную организацию совместной работы людей: групповая дискуссия, брейнсторминг (мозогвая атака).

Широкое применение в практике нашли методы индивидуальной и групповой психотерапии (психокоррекции). Среди них можно назвать различные способы модификации поведения (поведенческая психотерапия), «промывание мозгов», а также разнообразные способы групповой работы, к которым относят разновидности социально-психологического тренинга, включая тренинг ассертивности, Т-группы, группы встреч, гештальтгруппы, психодраму, группы телесной психотерапии и многие другие.

Глава 2. Социальная психология и смежные дисциплины

.1 Социально-психологические вопросы политики

В сферу политических отношений социально-психологические знания стали активно внедряться с тех пор, как были организованы и проведены первые эксперименты, показавшие, что с помощью соответствующей информации можно оказывать определенное влияние на сознание и поведение людей. Такие эксперименты были проведены еще в годы Первой мировой войны, когда с помощью авиации стали разбрасывать пропагандистские и агитационные листовки в тылу противника. Это было фактическое начало так называемой психологической войны, то есть войны с использованием специальных средств воздействия на психологию противника.

Вскоре после окончания Первой мировой войны начинаются экспериментальные исследования процессов формирования и изменения социальных установок людей:

проверяется влияние восприятия людьми источников информации и их отношения к данным источникам на социальные установки;

зависимость социальных установок от порядка передачи информации, от представления аргументов и от аудитории.

Данные, полученные в этих экспериментах, в скором времени нашли применение в практике пропаганды и агитации, которая с особой килой развернулась накануне Второй мировой войны в разных странах мира. С особым размахом эта пропаганда действовала, например, фашистской Германии и в бывшем Советском Союзе. Ею активно занимались специальные люди и органы, которые широко использовали соответствующие социально-психологические знания.

После окончания Второй мировой войны, в ходе которой, как известно, велась не только вооруженная борьба, но и психологическая война, повышенный интерес к использованию психологии в политических целях не только сохранился, но еще более укрепился.

Психологическая подготовка современных юристов включает в себя краткое изучение общей психологии как базовой научной дисциплины, необходимое для освоения других областей современной психологии, а также обстоятельное изучение курсов социальной и юридической психологии. Иногда в качестве дополнительных дисциплин на факультативной основе юристам преподаются также медицинская психология и другие, в том числе специальные, области психологии.

Психологическое обеспечение судопроизводства включает в себя использование социально-психологических знаний в практике проведения дознания (расследования совершенных преступлений). Этими знаниями прежде всего должны владеть следователи, поскольку им приходится непосредственно иметь дело с людьми, причастными к преступлениям: подозреваемыми, свидетелями, потерпевшими и другими. К таким людям необходим особый подход, рассчитанный на получение от них объективной и достоверной информации о совершенном преступлении. Здесь практически полезными могут оказаться социально-психологические знания, касающиеся восприятия и понимания людьми друг друга, оказания влияния на людей и другие.

Кроме того, нуждается в социально-психологических знаниях и сама практика организации и проведения суда. Здесь важно обеспечить условия, которые гарантируют установление истины, защиту свидетелей, объективность рассмотрения дела и принятие судом справедливого решения. Известно, к примеру, что на судей может оказать впечатление личность выступающего (прокурора, защитника, обвиняемого, потерпевшего, свидетелей), поэтому важно свести к минимуму всякого рода субъективные влияния на решение, принимаемое судом. Как следователям, так и судьям важно знать, какое влияние эмоции, установки и предубеждения людей могут оказывать на их суждения, уметь распознавать на практике, когда человек говорит правду, а когда скрывает ее, когда он искренен и когда лукавит.

Достаточно широки возможности социальной психологии в деле формирования правосознания людей. Правовые нормы являются одной из разновидностей социальных норм. Они, в свою очередь, изучаются в социологии и социальной психологии. Социальные психологи исследуют процесс становления и изменения социальных норм, рассматривают социальные нормы, их включение в структуру личности и в регуляцию ее поведения. Знания и методы, касающиеся социально-психологических закономерностей формирования и изменения социальных норм, могут использоваться в практике работы с людьми с девиантным поведением, склонными к правонарушениям, а также с теми, кто уже нарушил соответствующие социальные и правовые нормы. Па основе этих знаний может строиться, например, практика правового воспитания детей, формирование правосознания взрослых людей.

С вышеуказанной сферой деятельности смыкается и работа психологов, которые непосредственно трудятся в местах лишения свободы, работают как с осужденными, так и с персоналом пенитенциарных учреждений. Здесь могут быть использованы знания и методы, заимствованные из самых разных областей социальной психологии: психологии личности, психологии малых групп, психологии лидерства, психологии общения, психологии восприятия и понимания людьми друг друга. Кроме того, здесь могут быть задействованы многие методы собственно практической психологии, включая приемы индивидуальной и групповой психологической работы с людьми.

.2 Социальная психология и экономика

Экономика также стала областью широкого применения социально-психологических знаний и методов работы. В ней с помощью соответствующих знаний и методов решаются следующие основные вопросы:

·организация эффективного управления;

·психологическое обеспечение принятия оптимальных решений;

·изучение рынка сбыта выпускаемых товаров (покупательского спроса);

·реклама выпускаемых товаров;

·подготовка управленческих кадров в.сфере экономики.

·Под организацией эффективного управления предполагается решение с помощью социальной психологии следующих частных вопросов, имеющих отношение к экономике:

·подбор управленческих кадров;

·организация и проведение конкурсов на замещение вакантных должностей управленцев;

·подготовка управленческих кадров, руководителей разного уровня к практической работе с людьми.

Важной сферой приложения социально-психологических знаний в экономике является обеспечение эффективной деятельности управленческих и производственных групп и коллективов. Здесь весьма полезными могут оказаться знания из области научных исследований эффективности групповой деятельности, включая определение оптимальной величины, композиции, каналов коммуникаций в группе, установление распределения ролей, стиля руководства и регуляции межличностных отношений. По всем этим и другим вопросам социальная психология эффективной групповой деятельности располагает конкретными рекомендациями, которые могут быть использованы в управленческой практике.

Немало социально-психологических проблем и вопросов возникает в области принятия экономических решений. Данная тема волнует экономистов, начиная с XVIII века, однако социально-психологические знания в этой области стали использоваться только с двадцатого столетия. Еще в первой половине этого века были предложены основанные на социально-психологических знаниях способы организации групповой работы, рассчитанные на принятие оптимальных решений. Это, прежде всего, техника брейнсторминга и синектика, о которых мы уже говорили выше. Здесь напрямую применяются знания, касающиеся социальной психологии личности и малых групп. С их учетом осуществляется подбор специалистов в дискуссионные группы и проведение их практической работы. Жизнь показывает, что экономическая отдача от такой работы достаточно большая.

Изучение рынка сбыта выпускаемых товаров, в частности покупательского спроса, также предполагает использование социально-психологических знаний. Это прежде всего знания, касающиеся мотивации социального поведения людей, так как приобретение тех или иных товаров, пользование теми или иными услугами в обществе выступает как одна из форм социального поведения человека. Здесь также могут оказаться полезными сведения из области общения и восприятия людьми друг друга, а также касающиеся научных исследований психологии масс, включая процессы взаимовлияния людей, такие, например, как заражение, подражание и внушение. Наконец, известно, что по мере роста или психологического развития человека меняются его духовные интересы и материальные запросы. С их учетом должно строиться производство тех или иных товаров, разрабатываться область научных исследований, которые касаются социально-экономического прогнозирования.

·изучение особенностей реагирования разных групп людей на коммерческую рекламу;

·выработка рекомендаций рекламодателям и рекламистам по учету этих особенностей в производстве рекламы;

·выбор времени представления и места размещения рекламы;

·использование в рекламе таких средств воздействия на людей, как внушение, подражание и убеждение;

·обсуждение и решение вместе с рекламодателями и рекламистами морально-этических и других вопросов, связанных с рекламой.

Что касается подготовки управленческих кадров в сфере экономики, то здесь социально-психологические знания и методы используются следующим образом.

Во-первых, будущие руководители экономики получают определенные социально-психологические знания еще в то время, когда они обучаются в высших учебных заведениях.

Во-вторых, значительный объем дополнительных психологических знаний они приобретают в процессе повышения своей профессиональной квалификации будучи руководителями.

В-третьих, для управленческих кадров написано немало научно-популярной литературы, позволяющей им повышать уровень психологической подготовки.

В-четвертых, с ними проводится немало социально-психологических тренингов, в ходе которых их обучают правильному восприятию людей, общению с ними и многим другим вещам, предполагающим знание социальной психологии.

.3 Социальная психология и промышленное производство

В последние несколько десятков лет из социальной психологии выделились две области прикладных научных знаний, имеющие отношение к промышленному производству: психология управления и промышленная психологии. В их основе лежат именно социально-психологические знания.

Психология управления использует, например, знания о стилях лидерства. Здесь они интерпретируются как стили управления или стили руководства, и на их основе вырабатываются практические рекомендации, касающиеся совершенствования стилей управления людьми. Кроме того, в психологии управления ставятся и решаются вопросы, касающиеся подбора управленческих кадров по социально-психологических характеристикам людей, организации и проведения их тестирования. Эта область включает в себя также процедуры принятия управленческих решений с учетом рекомендаций психологов.

Если взять чисто практический, прикладной аспект психологии управления, то в нем имеются рекомендации, касающиеся различных моментов работы с управленческими кадрами, начиная с подбора кандидатов на управленческие должности и кончая проверкой профессиональной пригодности уже работающих управленческих кадров, а также повышением их квалификации. Все эти вопросы решаются с ориентацией на социально-психологические знания и методы.

Промышленная психология касается использования психологических знаний в организации производства. Здесь возникают и решаются следующие типичные вопросы:

·организация совместного (коллективного) труда людей непосредственно на их рабочих местах;

·оптимизация системы стимулирования работы людей (мотивация их совместной трудовой деятельности с применением социально-психологических методов);

·подбор новых работников в уже действующие или вновь создаваемые трудовые коллективы;

·повышение уровня социально-психологического развития (сплоченности, работоспособности) трудовых коллективов;

·повышение эффективности производственной и иной деятельности трудовых коллективов;

·оптимизация руководства и лидерства в трудовых коллективах;

·налаживание межгрупповых отношений и межгруппового взаимодействия первичных трудовых коллективов и промышленных организаций.

.4 Социальная психология, армия и спорт

Современная армия и профессиональный спорт не только опираются на социально-психологические знания, но давно уже располагают собственными и достаточно разветвленными психологическими службами. Их основной задачей является решение социально-психологических проблем, которые возникают в этих современных сферах деятельности людей. В частности, таких как:

)социально-психологическая подготовка молодых людей призывного возраста к их будущей жизни в армейских коллективах;

)социально-психологическая подготовка командиров к их работе с подчиненными;

)предупреждение и разрешение конфликтов, которые могут возникнуть в армейском коллективе;

)индивидуальное психологическое консультирование и решение проблем личного характера, возникающих у военнослужащих.

Помощь психолога в обеспечении подготовки молодых людей к службе в вооруженных силах касается прежде всего социально-психологической адаптации новобранцев к строгим условиям армейской жизни, которые отличаются от жизни гражданской. Это и строгая армейская дисциплина, и специфический режим жизни, и длительная изоляция от гражданского общества, долгое нахождение на территории соответствующей воинской части, полное самообслуживание и многое другое. Во всех этих и других вопросах службы в армии есть немало собственно социально-психологических аспектов, поскольку военнослужащим срочной службы постоянно необходимо находиться в армейском коллективе и взаимодействовать с его участниками, командирами и сослуживцами.

Психологическая подготовка самих командиров к работе с подчиненными также необходима. Она включает в себя решение немалого количества социально-психологических вопросов. Это, в частности, выбор оптимального стиля руководства армейским коллективом. Хотя в армии по уставу официально принят авторитарный стиль управления, (однако он не только допускает демократические отношения командире с подчиненными, но и предполагает наличие таких взаимоотношений, поскольку только авторитарными методами руководства немногого можно добиться даже в условиях армии. Кроме того, в армейских коллективах между людьми нередко возникают весьма напряженные отношения, и, для того чтобы их разрешить, командир должен знать психологию межличностных конфликтов.

В воинских подразделениях могут возникать и проблемы личного характера. К армейскому психологу за консультацией по вопросам, касающимся личных проблем, могут обратиться и военнослужащие, состоящие в штатах воинского подразделения, и военнослужащие срочного призыва. Этих проблем у них, как показывает практика, довольно много. Они могут касаться и адаптации к условиям воинской службы, и взаимоотношений в первичных воинских подразделениях, и сугубо личного - того, что осталось после «гражданки» или возникло во время воинской службы. Эти проблемы не принято выносить на публичное обсуждение, и они в армии решаются конфиденциально с помощью консультаций со стороны армейских психологов.

Немало проблем и вопросов социально-психологического характера возникает и в области спорта. Основные из них следующие:

·психологическое обеспечение тренировок спортсменов и повышения их профессионального мастерства;

·обеспечение оптимальной психологической готовности спортсменов к соревнованиям, в частности их психологической устойчивости;

·сплочение спортивной команды, обеспечение четкого взаимодействия всех ее участников;

·предупреждение и снятие межличностных конфликтов между всеми участниками спортивной деятельности: спортсменами, тренерами, руководителями спорта.

Все эти задачи решаются с помощью социально-психологических знаний и при участии спортивных психологов. Например, во время тренировок в одном и том же спортивном зале может находиться немалое количество спортсменов, особенно если речь идет не об индивидуальных, а об игровых видах спорта. Между ними как командами или личностями складываются определенные отношения. Если эти отношения благоприятные, то это способствует проведению тренировочных занятий, а если неблагоприятные, то может создавать серьезные препятствия для тренировок. Общая психологическая атмосфера, царящая в спортивном зале во время тренировок, безусловно, сказывается на их качестве и результатах. Поэтому и сам тренер, и его помощник - социальный психолог - должны владеть соответствующими социально-психологическими знаниями и приемами, позволяющими им создавать во время тренировок благоприятный социально-психологический климат. Иногда в сложных видах спорта, таких, например, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки на батуте, прыжки в воду и ряде других, спортсменам приходится разучивать новые и опасные для их жизни упражнения. В этом время им особенно необходима психологическая поддержка со стороны тех, кто в данный момент времени находите» в спортивном зале. Здесь также есть широкое поле для практического использования разнообразных социально-психологических знаний.

Тем, кто занимается спортом, особенно профессиональным, хорошо известна проблема психологической готовности и психологической устойчивости спортсменов во время соревнований. Из-за этого многие известные и талантливые спортсмены не могут добиться высоких результатов/Общепризнанно, что хорошую психологическую готовность и психологическую устойчивость спортсменов можно обеспечивать во время тренировок и с помощью соответствующих социально-психологических методов укреплять во время соревнований, например, при помощи коллективной поддержки того или иного спортсмена или за счет создания на тренировках обстановки, приближенной к условиям соревнований.

Чрезвычайно важную роль в командных игровых видах спорта играют взаимоотношения и взаимопонимание, сложившиеся в команде. Достаточно в команде возникнуть конфликту всего лишь между двумя игроками, и вся команда может не справиться с поставленной перед ней задачей. Поэтому здесь возникает немало вопросов социально-психологического характера, связанных со сплочением спортивной команды, с ее превращением в высокоразвитый спортивный коллектив.

Многие, кто интересуется спортом, хорошо знают, что в этом виде деятельности между людьми нередко возникают острые конфликты. ; Они объясняются не только тем, что данная сфера деятельности высоко-конкурентная по своей природе и, следовательно, потенциально конфликтная, но также и тем, что здесь (особенно в спорте высших достижений) на кон поставлены значительные материальные интересы, И люди трудятся на пределе своих физических и психологических возможностей. Конфликты, которые возникают в спорте, мешают его [участникам добиваться высоких результатов. Здесь профессиональная работа психологов должна быть направлена на предупреждение и эффективное разрешение межличностных конфликтов.

2.5 Социальная психология и медицина

Психологические знания в области медицины стали использоваться еще с конца XIX века. В то время, однако, социальная психология как развитая наука не существовала, она делала только первые шаги. Поэтому в возникшей в те годы клинической психологии главным образом применялись общепсихологические знания и методы.

В первой половине XX века шло активное развитие самой социальной психологии, а к сороковым-пятидесятым годам она достигла уже такого уровня развития, что стало возможным широкое использование социально-психологических знаний и методов в медицинской практике. Примерно в тридцатые - сороковые годы XX века берет свое начал «движение человеческого потенциала», зародившееся в США и затем распространившееся во всем миру (в России оно становится популярным в восьмидесятые годы XX века). Основу этого движения составили группы социально-психологического тренинга (у нас в стране их по началу называли группами активного обучения), собиравшие людей у которых возникли какие-либо жизненные проблемы психологически го характера. С этими людьми под руководством ведущего (тренера проводилась специальная работа в группах, направленная на уточнении решение проблем, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.

Считается, что начало движению человеческого потенциала было положено американскими социальными психологами Я. Морено и К. Левином, которые в середине сороковых годов выступили с идеей организации специальных психотерапевтических групп, рассчитанных н' оказание помощи людям в решении их личных проблем. Это движение быстро набрало силу и стало весьма популярным по окончании Второй мировой войны. Оно привлекло в свои ряды немалое количество творческих людей, среди которых оказались психологи, психотерапевты и специалисты иного профиля. Они создали много различных вариантов групп, отличающихся друг от друга по целям, содержанию работы, применяемым методам работы с клиентами, но преследующих общие цели: оказание психологической помощи людям.

К последней четверти XX века существовало уже более десятка разновидностей психотерапевтических групп:

·группы социально-психологического тренинга (Т-грунпы);

·группы тренинга сенситивности (группы встреч);

·группы психодрамы;

·гештальтгруппы;

·группы телесной терапии;

·группы игровой психотерапии;

·группы терапии искусством.

Круг типичных проблем социально-психологического характер с которыми сталкиваются люди, чаще всего становящиеся участниками психотерапевтических групп, является следующим:

·неудовлетворенность собой в общении (и во взаимоотношениях) с окружающими людьми;

·отсутствие взаимопонимания;

·неуверенность в себе;

·повышенный уровень тревожности;

·низкая самооценка;

·конфликты с людьми;

·неумение вступать в контакты с людьми, общаться с ними.

Хотя эти проблемы больше относятся к личностным и межличностным, большинство из них решается с помощью методов социально-психологического тренинга в условиях специальным образом организованного группового психотерапевтического общения.

Тесная связь социальной психологии с медициной возникла именно благодаря «движению человеческого потенциала». Те методы работы с людьми, которые были в нем предложены, оказались созвучными задачам психотерапии неврозов и, когда они возникли в практической психологии, сразу же стали применяться и в психотерапии. Неслучаен тот факт, что они получили название методов групповой психотерапии и с тех пор часто упоминаются в трудах психотерапевтов. К примеру, в психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского (1998 год) в качестве психотерапевтических называются множество методов психологического воздействия, первоначально предназначенных для решения не медицинских задач. Среди них отметим такие, как: ассертивный тренинг (тренинг уверенности в себе), группы встреч.

Если характеризовать конкретно медицинские задачи, которые решаются при помощи указанных методов, то они выглядят следующим образом.

Тренинг ассертивности (тренинг уверенности в себе) обеспечивает, по мнению психотерапевтов, свободу от так называемого «социального страха» и торможения, редукцию агрессивного поведения, предопределяет исчезновение поводов для агрессии.

Группы встреч с психотерапевтической точки зрения обеспечивают оказание содействия росту личности через самоактуализацию. Психотерапевты считают, что участие в работе групповых встреч усиливает чувствительность человека к важным оттенкам межличностных отношений, повышает его самооценку, уменьшает отчужденность.

.6 Социальная психология и образование

Еще одна область применения социально-психологических знаний - современное образование. Здесь можно назвать следующие основные области практического использования этих знаний:

·воспитание человека как личности в группе (в коллективе);

·групповые методы обучения;

·управление педагогическим процессом;

·преподавание социальной психологии в школе и других учебных заведениях.

Традиции воспитания, сложившиеся в России, всегда имели коллективные формы. Они нашли отражение в работах известных отечественных педагогов, например в трудах А.С. Макаренко. Его педагогическое учение возникло и развивалось в годы советской власти, и это не могло не сказаться на нем. Вместе с тем, в учении Макаренко о воспитании личности в коллективе и через коллектив есть немало ценного и для современности. В Японии, например, до сих пор специально изучают педагогическое наследие этого великого ученого для того, чтобы им воспользоваться в национальной практике воспитания детей.

Сам Л.С. Макаренко в своих трудах, как известно, широко применял понятие «коллектив» и трактовал его как высокоразвитую в социально-психологическом отношении группу. Не будучи социальным психологом, он интуитивно постиг многие групповые процессы и умело использовал их в своей педагогической системе. Начавшиеся впоследствии социально-психологические исследования коллектива перекинули своеобразный мостик между педагогической теорий и практикой применения групповых процессов в целях воспитания. Эта практика, незаслуженно забытая в наши дни, к счастью, постепенно возвращается и открывает широкие возможности для применения социально-психологических знаний о малых группах и коллективах в сфере воспитания. В качестве примера можно назвать научные труды и практическую работу в этом направлении, развернувшиеся по инициативе Л.И. Уманского и А.Н. Лутошкина.

Групповые методы обучения, основанные на социально-психологических знаниях, нашли широкое применение в средней и высшей школе. В средней школе они используются в практике организации и проведения уроков. Например, класс разделяется на подгруппы, каждая из них получает свое задание, справляется с ним, а затем проводится коллективное обсуждение того или иного вопроса всем классом. Дети в этих условиях могут брать на себя роли лидеров и руководить процессом группового или коллективного обсуждения соответствующей задачи.

Такие методы организации и проведения школьных занятий стали настолько популярными, что родилось специальное направление в школьной педагогической практике, получившее название социально-педагогическая психология. Ее создатель В.В. Рубцов не без оснований утверждает, что социальные взаимодействия играют решающую роль в процессе обучения и развития, в частности - в развитии мышления детей.

В высшей школе групповые методы обучения нашли широкое применение в практике преподавания иностранных языков. Между студентами во время занятий распределяются роли, формируется сценарий совместной групповой работы, который реализуется участниками группы в непосредственном общении на изучаемом языке. К примеру, широкое распространение в нашей стране получила система группового обучения иностранным языкам, разработанная Г.А. Китайгородской и основанная на использовании разнообразных социально-психологических знаний.

Психология управления педагогическими коллективами касается примерно тех же вопросов, которые обсуждаются в тех случаях, когда речь идет об управлении или руководстве вообще. Однако педагогические коллективы или группы людей, работающие в сфере образования, имеют свою специфику, которую необходимо учитывать в руководстве такими коллективами. Особенность здесь состоит в том, что стиль и методы руководства должны выбираться с учетом тех задач, которые стоят перед такими группами и коллективами. Это образовательные и воспитательные задачи, и они в деятельности таких социальных формирований находятся на первом месте.

Взаимодействие и взаимоотношения участников педагогического процесса происходят в таких же социально-психологических условиях, как взаимодействие и взаимоотношения участников любого другого социального процесса. Поэтому все, что касается взаимодействия людей в других социальных группах, их восприятия друг друга и взаимоотношений, распространяется и на педагогический процесс (с учетом сделанной выше оговорки о его специфике).

Особая прикладная психолого-педагогическая задача социальной психологии - ее преподавание в педагогических учебных заведениях разного типа. Так сложилось, что в нашей стране социальная психология как отдельная наука до семидесятых годов XX века практически не разрабатывалась, однако как только она оказалась признанной и получила официальную «прописку», ее почти сразу же стали преподавать во многих вузах. Это, прежде всего, педагогические, юридические, военные, спортивные и другие высшие учебные заведения. Кроме того, элементы социальной психологии, как обязательные, проникли в интегрированные курсы психологии, изучаемые в средних специальных учебных заведениях и в школах.

В связи с этим возникло сразу несколько вопросов, касающихся преподавания и изучения социальной психологии, в том числе такие:

)В каких учебных заведениях следует изучать данную дисциплину?

)Какой должна быть программа и количество часов, отводимых на ее изучение?

)На каких курсах (в каких классах школы) целесообразнее всего ее изучать?

)Каким должно быть соотношение теории и практики в содержании учебного курса социальной психологии?

Пока что на эти вопросы специалисты отвечают по-разному. Более того, разнятся и государственные стандарты, на основе которых строится преподавание социальной психологии в тех высших учебных заведениях, где готовят профессиональных психологов. Эти стандарты, как показывает практика, не включают в себя многого из того, что в последние годы нашло отражение в опубликованной в нашей стране и за рубежом научной и учебной литературе по социальной психологии. Все это объясняется бурным развитием данной науки и ее прикладных областей, которое, естественно, опережает любые формы стандартизации образовательных программ.

социальная психология дисциплина

Заключение

Современное состояние социальной психологии

В социальной психологии последней четверти XX века произошли заметные изменения. Они характеризуются активной разработкой социально-психологической проблематики и выходом ее на одно из первых мест в научных и прикладных психологических исследованиях. Произошла дифференциация самой социальной психологии. Она превратилась в одну из наиболее развитых фундаментальных психологических наук, и внутри нее выделились отдельные специальные науки (частные направления исследований). Среди них можно назвать психологию малых групп, общения, межличностных отношений, восприятия и понимания людьми друг друга, семьи, управления, конфликтов, социальных установок, масс и ряд других отраслей.

Вместе с тем, психологические знания проникли в другие психологические науки: общую, дифференциальную, возрастную, клиническую, экономическую, военную, юридическую, спортивную и т. д. Они стали широко использоваться в политологии, экономике, социологии, праве, истории и ряде других наук. На базе социально-психологических знаний в настоящее время строятся многие методы практической психологии, в том числе различные виды социально-психологических тренингов (активного группового обучения).

Шестидесятые годы XX века можно считать временем нового подъема и ускоренного развития социальной психологии во всем мире. В это время в ней не только появились новые направления научных и прикладных исследований, но социальная психология вышла на одно из первых мест среди психологических наук, стала одной из наиболее интересных и быстро развивающихся областей научных знаний. Ею занимается большое количество ученых, представляющих не только социальную психологию, но и другие отрасли психологической науки.

Основные тенденции развития мировой социальной психологии, начиная с шестидесятых годов XX века и до конца этого века, отразились и на состоянии отечественной социальной психологии. Эти тенденции можно определить следующим образом:

)Началась внутренняя дифференциация традиционной социальной психологии. В ней появились относительно самостоятельные направления научных исследований, в том числе: психология малых групп, социальных установок, эффективности групповой деятельности, восприятия и понимания людьми друг друга.

)Появились новые отрасли психологии, в которых ключевую роль стали играть именно социально-психологические знания. Это юридическая, экономическая, политическая психология, психология рекламы, управления и многие другие.

)Расширилась практика применения социально-психологических знаний в реальной жизни, сопровождающаяся возникновением и развитием новых направлений прикладной и практической психологии, в том числе группового психотерапевтического движения и PR-движения, психологии рекламы, имиджмейкерства и других.

В Европе, включая и Россию, возникли новые направления социально-психологических исследований, отличающиеся от традиционной американской социальной психологии. В Англии и во Франции, например, начиная с конца шестидесятых годов, появляется психология межгрупповых отношений и по-новому трактуются многие процессы, происходящие в малых группах. В России (бывшем СССР) на первый план вышла проблематика психологии управления и коллектива.

Проблематика малых групп стала постепенно отходить на второй план, а на первое место вышли другие проблемы социальной психологии, связанные, например, с отношениями, существующими в обществе, или взаимодействием между большими социальными группами.

Произошло заметное сближение социологических и социально-психологических исследований в таких пограничных областях, как экономика, политика, право, межэтнические, межгосударственные и внутриполитические отношения.

В социальной психологии стали намного меньше проявляться тенденции, характеризующие отдельные направления психологии: бихевиоризм, гештальтпсихологию, психоанализ, гуманистическую психологию и другие. Она стала превращаться в единую, не разделенную на отдельные направления науку.

Список литературы:

1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2006. - С. 47-68.

.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические ориентации). - М.,2002.

.Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб., 2004. - С. 52-79.

.Бехтерев В.М; Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. - М., 1994.

.Битянова Н.Р. Социальная психология. - М., 2001. - С. 46-54.

.Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. - М., 1992.

.Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М., 1997. -С. 230-365.

.Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. - М., 1987.

.Жуков Ю.M., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. - М., 1977.

.Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - М., 1980.

.Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. - М., 2001. - С. 98-115,148-152,192-204.

.МайерсД. Социальная психология. - СПб., 1997. - С. 46-62.

.Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. - М., 1995.

.Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. - М., 1995. - С. 13-45.

.Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М., 1971.- С. 26-51.

.Социальная психология в трудах отечественных психологов. - СПб., 2000. - С. 7-68.

.Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М., 2000. - С. 26-39,181-199,355-391.

.Чаядини Р., КенрикД, Нейберг С. Агрессия. - СПб., 2002. - С. 221-229.

.Щибутани Т. Социальная психология. - Ростов-на-Дону, 2002. - С.17-23.

Похожие работы на - Проблемы социальной психологии и их междисциплинарное значение

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!