Проектный подход к управления муниципальным образованием

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    273,03 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектный подход к управления муниципальным образованием

Оглавление

Введение

Глава 1. Теория и практика проектного подхода в управлению.

.1 Теоретическая основа проектного подхода

.2 Проектный подход в управлении муниципальным образованием.

Глава 2. Национальный проект «Образование.»

.1 Теоретическая основа национального проекта «Образование».

.2 Реализация проекта «Образование»

Глава 3. Основные проблемы реализации проекта «Образование»

.1 Проблемы реализации национального проекта на местном уровне.

.2      Перспективы реализации Национального проекта «Образование»

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Отличительной особенностью развития образования в мире в настоящее время является повышенное внимание правительства большинства стран к проблемам его качества и эффективности. У многих отечественных и зарубежных специалистов, изучающих динамику современных обществ, уже достаточно давно сложилось убеждение, что главным ресурсом развития в XXI веке станет «человеческий капитал». Высокий уровень знаний, культуры, информационной оснащённости граждан сейчас по праву рассматривается как важнейшее конкурентное преимущество одних государств перед другими.

Политика сохранения за собой лидирующих позиций в области образования, приводящаяся практически во всех развитых странах, опирается на мощную инвестиционную поддержку и координируется на общенациональном уровне в рамках специальных проектов. Положение России на этом фоне достаточно драматично, не смотря на то, что не так давно отечественная система образования считалась одной из лучших в мире.

Однако сочетание единой федеральной и региональной политики, направленной на повышение качества образования, ориентированного на экономику знаний, позволит обеспечить качественное развитие образования в нашей стране.

Исследованием данной темы занимались такие ученые как А. И. Адамский, Немова Н. В., Гершунский Б. С., Шматков Р. Н., Аванесов В. И и многие другие.

Объектом исследования является национальный проект «Образование».

Предметом исследования является основные проблемы реализации национального проекта «Образование» в муниципальных образованиях.

Целью исследования является изучение особенностей реализации национального проекта и выявление проблем в ходе его применения на местах.

Цель исследования предопределяет постановку следующих задач:

1.      Изучить теоретическую базу проектного подхода в управлении.

2.      Рассмотреть основные задачи, цели и направления национального проекта «Образование».

.        Выявить основные проблемы реализации проекта в муниципальных образованиях.

Глава 1. Теория и практика проектного подхода в управлению

 

.1 Теоретическая основа проектного подхода


Проектирование- это процесс разработки, составления проекта.

Под проектом понимается комплекс организационно-технических и финансовых мероприятий, осуществляемых в оговоренные сроки начала и окончания работ и направленных на достижение заданной цели.

Проект представляет собой самостоятельную деятельность, не являющуюся продолжением ранее принятых программ и не являющуюся изначально частью какой-либо действующей программы, но финансируемую за счет средств, выделяемых в рамках программ. Большинство проектов становятся элементами той или иной долгосрочной программы после прохождения конкурса.

Позиционирование проекта по отношению к структуре организации (рис.1)

Рис. 1 Позиционирование проекта по отношению к структуре организации.

Признаки проектов:

—      направленность на достижение конкретных целей;

—      координированное выполнение взаимосвязанных действий;

—      ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом;

—      неповторимость и уникальность.

Для того, чтобы создать качественный проект, очень важно правильно определить цель проекта. Основные требования к формулированию целей проекта для членов команды (таблица 1):

Таблица 1.

Характеристика цели

Вопросы, которые помогают правильно сформулировать цель.

Конкретность

Достаточно конкретная поставлена цель? Насколько правильно понимает ее сотрудник?

 

Измеримость

Как будет оцениваться степень достижения результатов?

 

Согласованность

Согласны ли члены с постановленной целью?

 

Реальность

Насколько достижимой является цель? Есть ли у членов команды ресурсы для достижения поставленной цели? Находится ли она в сфере их компетенции?

 

Ограниченность во времени

Когда цель должна быть достигнута?

 


Планирование проекта:

—      Подготовить детализированный план, определив мероприятия (действия) и задачи, необходимые для выполнения проекта

—      Утвердить команду проекта;

—      Распределить обязанности по проводимым мероприятиям и задачам, которые должны быть выполнены ;

—      Определить конкретные параметры временных рамок, затрат, показателей качества и ресурсов, необходимых для выполнения проекта ;

—      Определить контрольные параметры по проекту (контрольные характеристики проекта) ;

—      Сформулировать исходные положения и предполагаемые трудности (ограничения) ;

—      Зафиксировать оценку рисков и план руководства.

Ответственность за проект (таблица 2)

Таблица 2.

Сфера ответственности Область управления

Ответственность начальника подразделения(административное управление)

Ответственность руководителя проекта (управление проектами)

Планирование и контроль

Формирование бизнес-плана отдела Планирование бюджета отдела Контроль "по вехам" Отчетность перед руководством предприятия

Детальный календарный план проекта Планирование бюджета проекта Оперативный контроль кода проекта Отчетность перед руководством

Человеческие ресурсы

Прием на работу и увольнение Централизованное выделение ресурсов Контроль дисциплины Организация обучения

Формирование команды проекта Анализ и оценка работы сотрудников Применение санкций и поощрений Регулирование конфликтов

Реализуемые продукты (на примере информационных систем)

Методология создания ИС Инструментарий разработки ИС Авторский надзор


Реализация проекта:

—      Выполнять проект в соответствии с планом

—      Отслеживать развитие проекта относительно его плана

—      Осуществлять корректировки в случае необходимости, чтобы не выходить за пределы согласованных временных рамок, бюджета и качества

Причины неудач проекта (рис.2):

Рис.2. Причины неудач проекта

Завершение проекта

—      Подвести проект надлежащими образом к закрытию (завершению);

—      Провести оценку и составить отчет о времени, затраченном на проект, об издержках, качестве/реализации и использованных ресурсах;

—      Оценить процесс руководства проектом ;

—      Дать оценку членам команды проекта, расформировать команду;

—      Провести проверку соответствия проекта намеченному ;

—      Подготовить документацию и отчетность по проекту.

Отдельные проекты, как правило, группируются в программы, утверждаемые и финансируемые в рамках бюджета, либо среднесрочного планового документа. Международный опыт показывает, что включение в бюджет большого количества небольших и средних проектов, либо нескольких стратегически важных проектов в бюджеты небольших государств, как правило, затрудняет работу с бюджетом и поэтому нежелательно. Министерству финансов и правительству значительно удобнее работать с проектом бюджета либо среднесрочным плановым документом, в котором нет детализации отдельных проектов (детализация проекта на уровне его разработки и выполнения осуществляется соответствующими министерствами).

Проекты, осуществляемые с участием бюджетных инвестиций, обычно делятся:

—      на социальные проекты;

—      некоммерческие инфраструктурные проекты;

—      коммерческие проекты.

К социальным проектам относятся проекты по созданию и развитию бюджетных учреждений, оказывающих бюджетные социально значимые услуги (больниц, школ, детских садов, культурных учреждений и т. д.). Это проекты, которые связаны с выполнением функций региональных и местных органов власти и ни при каких условиях не могут финансироваться на коммерческой основе.

К группе некоммерческих инфраструктурных проектов относятся проекты, направленные на развитие экономической инфраструктуры, в том числе:

—      строительство и реконструкция коммунальных сетей (канализация, водо- и теплоснабжение, газопровод ипр.);

—      развитие общественного транспорта;

—      строительство и реконструкция средств коммуникации (телефонная связь ипр.);

—      строительство и обновление муниципального жилья;

—      создание единых информационных банков данных, имеющих общественный доступ;

—      внедрение современных информационных технологий в сфере государственного управления на региональном уровне;

—      развитие инфраструктуры поддержки бизнеса, в том числе:

Ø  создание/развитие систем повышения квалификации менеджеров, аналитико-консультационных центров в зависимости от специфики региона и т. д.;

Ø  создание центров по переподготовке и обучению кадров;

—      инвестиционная поддержка прикладных научно-технических центров.

Отличительная особенность всех перечисленных проектов состоит в том, что хотя их реализация далеко не всегда может привести к получению коммерческой выгоды, они, тем не менее, могут и, при достаточной степени развитости рыночных институтов, должны реализовываться за счет негосударственных источников.

Как показывает мировая практика, проекты по вышеперечисленным направлениям могут быть реализованы на условиях самоокупаемости и не требуют дополнительного финансирования за счет бюджетных средств. Решение о финансировании подобных проектов из бюджетных средств должно носить временный характер до создания и отработки временем альтернативных рыночных механизмов и проведения серьезных инфраструктурных изменений.

К группе коммерческих проектов относятся проекты, направленные на стимулирование экономической и инвестиционной активности в регионах и муниципальных образованиях:

—      прямые инвестиции в крупные коммерческие предприятия (например, инвестиционная поддержка крупных градообразующих предприятий);

—      субсидирование ставок по коммерческим кредитам для коммерческих предприятий с целью стимулирования притока инвестиций в регион (муниципальное образование);

—      предоставление государственных гарантий для реализации наиболее эффективных инвестиционных проектов.

Как показывает мировая практика, включение данных проектов в область принятия решения об использовании бюджетных средств регионов и муниципальных образований содержит высокий риск потери общественных финансовых ресурсов и непосредственно противоречит функциям органов публичной власти. В связи с этим в законодательстве некоторых стран введен прямой запрет на участие в этой деятельности муниципалитетов.

 

.2 Проектный подход в управлении муниципальным образованием


«Мы должны просто переориентировать экономику и создать готовые для реализации проекты. Причём речь должна идти именно о проектах, а не только об адресной поддержке отдельных предприятий, что на самом деле тоже важно и что нам до сих пор пока удавалось не блестяще».

Д.А. Медведев, Президент РФ

Проекты муниципально-частного партнерства (МЧП-проекты) являются одной из форм развития государственно-частного партнерства с иерархическим разделением уровня ответственности, рисков по реализации проектов и экономических выгод, которые могут быть получены при реализации проектов муниципально-частного партнерства.

Среди нормативных правовых актов, определяющих принципы и основы реализации муниципально-частного партнерства можно выделить следующие:

—      Положение об участии городского округа «город Махачкала» в муниципально-частных партнерствах;

—      Положение об общих принципах организации муниципально-частного партнерства в городе Набережные Челны;

—      Постановление Главы города Махачкалы от 05.03.2008 № 430 «О муниципально-частных партнерствах»;

—      План мероприятий по развитию частно-муниципального партнерства в городе Иркутске на 2010 год;

—      План действий по развитию частно-муниципального партнерства в муниципальном образовании "город Черемхово" [Иркутская область] на 2009 год.

Отсутствие комплексного нормативно-правового документа, способного интегрировать инструменты государственно-частного и муниципально-частного партнерства значительно усложняет процесс создания и управления проектами подобного плана, что в свою очередь затрудняет экономическое и социальное развитие муниципальных образований.

Отдельный вопрос - это регулирование МЧП-проектов. Как термин «муниципально-частное партнерство» представляет собой взаимовыгодное сотрудничество муниципального образования (сельского поселения, городского поселения, муниципального района, городского округа) с российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц в реализации значимых инфраструктурных, инвестиционных проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных.

Участие в муниципально-частных партнерствах осуществляется в целях создания (строительства, реконструкции) и (или) эксплуатации объектов соглашения, к которым можно отнести следующие основные направления:

—      транспортная инфраструктура и транспорт общего пользования;

—      система коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, а также объекты обеспечения функционирования и благоустройства жилищного и нежилого фонда на территории муниципального образования;

—      объекты энергоснабжения, включая энергогенерирующие системы, а также системы передачи и распределения энергии;

—      объекты подвижной и стационарной связи и телекоммуникаций муниципальной собственности;

—      объекты, используемые для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе муниципального здравоохранения;

—      объекты образования, воспитания, культуры и иные объекты социально-культурного и социально-бытового обслуживания;

—      объекты, используемые для осуществления туризма, рекреации и спорта.

Подобные МЧП-проекты способных обеспечить на длительную перспективу стабильный экономический рост муниципальных образований через увеличение показателей занятости населения, развития торговли, увеличение спроса на бытовые услуги и т.п.

Первым этапом в системе организации и управления МЧП-проектом является этап выбора альтернатив и основных направлений создания МЧП-проекта. Регламент работы по подготовке и реализации проектов МЧП-проектов включает закрепление технических процедур инициации и реализации проекта (конкурсных процедур, процедур формирования программы проектов МЧП, взаимодействия с органами местного самоуправления и т.д.); обозначение условий, требований и механизмов инициации и реализации проектов (требования к разработке проекта, формы документов, критерии отбора проектов для реализации на основе МЧП).

Для проведения первого этапа необходимо выявить проблемы и определить потенциал территории. Схема проведения данного этапа представлена на рисунке 3.

Рис.3. Схема формирования инвестиционной политики МО по реализации МЧП-проектов

Наиболее распространенной формой создания МЧП- и ГЧП-проектов в России является концессия. Концессия подразумевает, что концедент (государство или муниципалитет) передаёт концессионеру право на эксплуатацию природных ресурсов, объектов инфраструктуры, предприятий, оборудования. Взамен концедент получает вознаграждение в виде разовых или периодических (роялти) платежей. Концессионные соглашения реализуются на основе публичного имущества, в том числе с использованием бюджетных средств. В случае отсутствия вовлечения в партнёрство публичного имущественного ресурса имеет место наделение частного партнёра правом ведения определённого бизнеса, исключительные или монопольные права на ведение которого принадлежат публично-правовому образованию.

Схема организации концессионного соглашения в рамках муниципального образования представлена на рисунке 4.

Рис.4. Экономико-правовая схема реализации МЧП-проектов через форму концессии

Управлением МЧП-проектом подразумевает целенаправленную деятельность по созданию нового продукта, новой услуги или достижению нового результата, а также расширению имеющихся возможностей по оказанию услуг, реализации товаров в условиях ограниченных ресурсов и за определенное время для целей удовлетворения потребности в определенных благах. При этом природа самого создаваемого «продукта» не имеет особого значения: это может быть строительство нового здания или реструктуризация какого-либо объекта, разработка новой услуги.

В структуре управления МЧП-проектом можно выделить ряд основных структурообразующих элементов, их взаимосвязь представлена на рисунке 5.

Рис. 5. Взаимосвязь управления МЧП-проектами и функционального управления

Основу концепции составляет взгляд на проект как на изменение исходного состояния любой системы, связанное с затратой времени и средств. Процесс этих изменений, осуществляемых по заранее разработанным правилам в рамках бюджета и временных ограничений, и составляет сущность этой синтетической дисциплины. Такой подход позволяет свести все изменения в экономике и управлении, к системе инвестиционных проектов, а управление ими - к управлению инвестициями, формировании инвестиционной политики муниципального образования, субъекта федерации и, в конечном итоге, государства в целом.

В современных условиях совокупность методов и средств управления МЧП-проектами представляет собой сложную методологию управления инвестициями в рамках территории, позволяющую: осуществить анализ инвестиционного рынка и сформировать инвестиционный портфель МО с его оценкой по критериям доходности, риска и ликвидности; оценить эффективность инвестиций с учетом факторов риска и неопределенности в рамках обоснования инвестиций и сформированного бизнес-плана реализации МЧП-проекта; разработать стратегию формирования инвестиционных ресурсов МО с оценкой общей потребности в инвестиционных ресурсах, целесообразности использования привлеченных и заемных средств; произвести отбор и оценку инвестиционной привлекательности конкретных МЧП-проектов; оценить инвестиционные качества отдельных финансовых инструментов и отобрать наиболее эффективные из них; осуществить планирование и оперативное управление реализацией конкретных инвестиционных проектов и программ; организовать процедуру закупок и поставок, а также управление качеством МЧП-проекта; обеспечить эффективное осуществление инвестиционного процесса, включая управление изменениями и подготовку решений о своевременном закрытии неэффективных МЧП-проектов как с экономической, так и с социальной стороны; организовать завершение проекта.

Организационная схема управления МЧП-проектом представлена на рисунке 6.

Рис.6 Управлением МЧП-проектом

Грамотное и эффективное управление МЧП-проектами несомненно позволит реализовать те преимущества, которые имеются у муниципальных образований. Комплекс преимуществ реализации МЧП-проектов можно разделить на два уровня и представить следующим образом:

—      Для муниципального образования:

Ø  положительный бюджетный и социально-экономический эффект (возможность ускоренной реализации инвестиционного проекта);

Ø  привлечение частного капитала для строительства объектов общественного пользования;

Ø  перевод части рисков за адекватное вознаграждение на частных инвесторов;

Ø  оплата предоставляемых частным сектором услуг с возможностью сокращения денежных выплат в случае невыполнения требований по качеству;

Ø  привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора (управление проектом);

Ø  отсутствие бюджетных затрат на эксплуатацию объекта.

—      Для частного бизнеса:

Ø  административное и политическое содействие государства в реализации проекта;

Ø  разделение рисков с государством;

Ø  гарантии со стороны государства: минимальной доходности; возврата вложенных средств в виде права на получение доходов от платной эксплуатации объекта; частичного или полного возврата средств инвестора государством при неудачной реализации проекта;

Ø  возможность привлечения долгового финансирования;

Ø  затраты на проект в установленной доле;

Ø  сохранение стратегического контроля за создаваемыми активами путем передачи управленческих функций специальной проектной или управляющей компании.

Глава 2. Национальный проект «Образование.»

 

.1 Теоретическая основа национального проекта «Образование»


Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед .

Приоритетный национальный проект «Образование» представляет собой современную и эффективную форму решения в масштабах страны многих острых проблем развития образовательной отрасли. Одна из основных причин этих проблем долгое время заключалась в отсутствии единого, скоординированного по всей вертикали власти механизма финансового и материального обеспечения системы образования России, ориентированного на достижение определенных качественных показателей, характеризующих уровень предоставляемых образовательных услуг и их доступность для граждан.

Значение приоритетного национального проекта «Образование» заключается, прежде всего, в комплексности охваченных им плановых мероприятий, детально определяющих технологию взаимодействия субъектов на всех уровнях власти и обеспечивающих реальную консолидацию бюджетных средств, направленную на выполнение проектных мероприятий.

При разработке и реализации приоритетного национального проекта «Образование» использован так называемый проектный подход в управлении, в связи с чем представляет интерес общая характеристика признаков, качественного своеобразия данного подхода, отличие его от других механизмов управления и программно-целевого планирования.

Специфика проектов заключается в особенностях применяемых при их реализации методов (средств, способов, приемов) и форм (совокупности документов, актов) государственной деятельности и управления финансами, т. е. в особенностях как содержательных, так и формально-юридических.

Федеральным нормативным правовым актом, в котором определены основные содержательные контуры всех четырех приоритетных национальных проектов, является Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р. Однако в программе содержание приоритетных национальных проектов определено лишь в самом общем виде, путем перечисления основных направлений и мероприятий проектов. Количественные и качественные показатели этих мероприятий, источники и объемы их финансирования, за редкими исключениями, не указываются.

Более предметно содержание приоритетного национального проекта «Образование» было определено нормативными правовыми актами, разработанными в соответствии с Планом подготовки первоочередных актов по реализации приоритетных национальных проектов, решения по которым необходимо принять в 2005 году и в I квартале 2006 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 14 ноября 2005 г. № 1926-р. План в целях оперативного формирования юридической базы реализации приоритетного национального проекта «Образование» предусмотрел разработку и принятие в его рамках 13 актов (указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ).

В частности, постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ» определены условия выплаты дополнительного денежного вознаграждения, в том числе конкретизированы типы образовательных учреждений, работники которых пользуются данным правом, зависимость размера денежного вознаграждения от наполняемости класса и т. д.

Основополагающие плановые документы, комплексно закрепляющие всю систему целевых и финансовых показателей приоритетных национальных проектов, утверждаются президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (далее также - Совет).

Первым комплексным документом планирования реализации приоритетного национального проекта «Образование» стали «Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование», утвержденные президиумом Совета 21 декабря 2005 г. и определявшие плановые значения на 2006 г. Решением президиума Совета от 21 февраля 2007 г. утверждены плановые значения на 2007 г.

Другим важным документом, регулирующим отношения в сфере реализации приоритетного национального проекта «Образование», является Типовая инструкция о порядке составления и представления отчетности о реализации приоритетных национальных проектов, одобренная 28 февраля 2006 г. президиумом Совета.

Проектный подход предопределил концентрацию проектных мероприятий на ограниченном круге наиболее важных и вместе с тем предельно конкретных вопросов в соответствующих сферах, что позволило избежать одной из распространенных проблем в управленческой практике - стремления «объять необъятное». Несмотря на общее наименование («Образование»), проект имеет целью решение не всех существующих в этой отрасли проблем, а лишь наиболее значимых, ресурсоемких, требующих существенных затрат.

Первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование» это дать стимул системе образования к движению вперед.

Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи - то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, - это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики - образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.

При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием - вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.

Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

Основные направления национального проекта «Образование»:

Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Для осуществления дополнительных выплат классным руководителям общеобразовательных учреждений из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ перечисляются средства из расчета 1 тыс. руб. в месяц в классе наполняемостью 25 человек для городской местности и 14 и более человек для сельской местности, в классе с меньшей наполняемостью - с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.

Поощрение лучших учителей. Ежегодно начиная с 2006 года путем открытых региональных конкурсов на основе общественной экспертизы отбираются 10 тыс. учителей, достигших востребованного и признанного обществом уровня педагогической работы. Они получают денежное вознаграждение в размере 100 тыс. руб.

Стимулирование общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Ежегодно 3 тыс. школ, отобранных в субъектах Российской Федерации на конкурсной основе, получают государственную поддержку в размере 1 млн руб. каждая.

Информатизация образования. До конца 2007 года все российский школы, в том числе сельские, не имеющие доступа к сети Интернет, получат качественное подключение к глобальной сети со скоростью не менее 128Кбт/с.

Оснащение российских школ учебным оборудованием. В рамках этого направления в российские школы производится поставка интерактивных аппаратных комплексов, нового учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов физики, химии, географии и биологии, а также аппаратно-программного комплекса (интерактивные доски). В 2007 году, объявленном Годом русского языка, этот перечень дополнен кабинетами русского языка и литературы.

Поставка школьных автобусов в сельские территории. Для облегчения доставки сельских школьников к местам обучения проводится закупка школьных автобусов за счет средств федерального и региональных бюджетов.

Поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В рамках этого направления в 2007 году на конкурсной основе государственная поддержка будет оказана 76 образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО). Каждое из учреждений-победителей получит от 20 до 30 млн руб. из федерального бюджета, в зависимости от объемов софинансирования, которое оно сможет привлечь.

Стимулирование учреждений высшего профессионального образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы. На конкурсной основе инновационным вузам предоставляются субсидии из федерального бюджета на закупку лабораторного оборудования, приобретение и разработку программного и методического обеспечения, повышение квалификации. В настоящее время по итогам федеральных конкурсов 2006 и 2007 годов производится государственная поддержка 57 инновационных вузов-победителей.

Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ. Цель создания национальных университетов - комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов. В 2006 году путем объединения региональных вузов было начато создание двух новых крупных университетов в Сибирском и Южном федеральных округах - Сибирского федерального университета и Южного федерального университета. Сверхзадача новых бизнес-школ - подготовка современных управленческих кадров мирового уровня. В рамках этого направления ведется работа по созданию двух бизнес-школ: Высшей школы менеджмента в Санкт-Петербурге на базе факультета менеджмента федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» и Московской школы управления «Сколково». С начала 2007 года в школах сформированы попечительские советы, избраны руководители (деканы), прошли выборы в ученый совет Высшей школы менеджмента СПбГУ.

Государственная поддержка талантливой молодежи. Ежегодно начиная с 2006 года 1250 молодых людей - победителей международных и всероссийских олимпиад и конкурсов получают индивидуальные премии по 60 тыс. руб., а 4100 победителей и призеров всероссийских олимпиад и конкурсов, а также победителей региональных и межрегиональных олимпиад поощряются премиями в размере 30 тыс. руб.

Организация профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту. В течение 2006-2007 годов в 24 воинских частях организованы учебные центры, в которых проводится эксперимент по расширению возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими службу по призыву. В его рамках военнослужащие во время службы по призыву помимо диплома по военно-учетной специальности образца Министерства обороны РФ смогут также получить дипломы государственного образца о начальном профессиональном образовании. Кроме того, в рамках данного направления в 2007 году за счет средств федерального бюджета будет организовано обучение на подготовительных отделениях вузов 5 тыс. человек, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах РФ в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.

Государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. В 2007 году на конкурсной основе отобран 21 субъект РФ, который в 2007-2009 годах получит субсидии из федерального бюджета. Эти субсидии будут предназначены для введения новой системы оплаты труда работников образования, целями которой являются повышение доходов учителей, переход на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений регионов и расширение общественного участия в управлении образованием.

Успешная реализация национального проекта позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества.

образование бюджетный инвестиция национальный проект

2.2 Реализация проекта «Образование»


«В 2007 году продолжена реализация Национального проекта "Образование", являющегося катализатором системных изменений в отрасли. В ходе реализации мероприятий ПНПО в 2006-2007 годах достигнуты следующие результаты:

. По итогам конкурсных мероприятий поддержано 3 тыс. школ и 57 вузов, внедряющих инновационные образовательные программы (в том числе 40 вузов-победителей конкурса в 2007 году), 10 тыс. лучших учителей, 5350 победителей и призёров всероссийских и региональных олимпиад и конкурсов;

. Около 800 тыс. классных руководителей выплачено вознаграждение за воспитательную работу;

. Подключено к сети Интернет свыше 52 тыс. общеобразовательных учреждений;

. В школы поставлено 3,2 тыс. автобусов (в том числе 1,4 тыс. - централизованно), свыше 17 тыс. комплектов современного учебного оборудования (в том числе 9 тыс. - централизованно);

. Открыто 24 учебных центра начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы;

. Организованы 2 федеральных университета - Южный федеральный университет и Сибирский федеральный университет, продолжены работы по созданию бизнес-школ мирового уровня.

Начата реализация новых направлений ПНПО:

. Поддержаны инновационные образовательные программы по подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств 76-ти учреждений начального и среднего профобразования; региональные комплексные проекты модернизации образования в 21 субъекте Российской Федерации.

. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Путина В.В. по вопросам развития российского здравоохранения и образования от 28 марта 2006 г. № Пр-488 в приоритетный национальный проект "Образование" включено мероприятие по государственной поддержке субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (КПМО). В январе-марте 2007 года Минобрнауки России проведен первый конкурс субъектов Российской Федерации, внедряющих КПМО.

Принята необходимая региональная нормативная правовая база, заключены соглашения с муниципальными органами управления образования. Разрабатываются программы обучения соответствующих специалистов органов управления образованием и образовательных учреждений.

. Разработано 66 проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения по уровням "бакалавриат", "магистратура". Начата разработка государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения.

. С 1 сентября 2007 г. осуществлено повышение заработной платы работников сферы образования на 15 процентов.

. В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы и федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 годы)" достигнуты запланированные целевые индикаторы и показатели, утвержденные на 2007 год.

. В соответствии с комплексом мер по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года для популяризации русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, а также для поддержки программ изучения русского языка за рубежом Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2007 г. N 796 создан фонд "Русский мир".

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минобрнауки России в ноябре 2007 г. переведено фонду "Русский мир" 15 млн. рублей на проведение Ассамблеи фонда. Министерство осуществило имущественный взнос в фонд "Русский мир" в размере 485 тыс. рублей за счет ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2007 год.

. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 534 Министерством подготовлен эксперимент по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования. Эксперимент рассчитан на 4 года - с 2007 по 2010 год.

. В целях нормативного правового урегулирования стипендиального обеспечения обучающихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования и усиления мер социальной поддержки обучающихся данных учреждений принято постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 533 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 г. N 487".

Глава 3. Основные проблемы реализации проекта «Образование»

 

.1 Проблемы реализации национального проекта на местном уровне


Ø  Во - первых, можно обозначить слабую заинтересованность преподавателей общеобразовательных учебных заведений во внедрение инновационных программ и технологий в образовательный процесс. Таким образом, основной проблемой является отсутствие информационной культуры у педагогов и управленцев.

Ø  Во - вторых, выявлены проблемы, связанные с развитием экономической самостоятельности образовательных учреждений в области таких как:

) недостаточность научно-методического обеспечения и сопровождения процессов нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений и реструктуризации сети ОУ;

) ограниченность ресурсов, необходимых для осуществления полноценной оптимизации сети образовательных учреждений;

) неготовность административно-управленческого персонала к работе в условиях нормативного бюджетного финансирования и хозяйственной самостоятельности учреждений и, как следствие, неготовность изменять подведомственную образовательную сеть;

) межмуниципальные барьеры, ведущие к отказу от рациональных структурных решений, связанных с перевозкой учащихся к ОУ;

5) консервативность взглядов населения в оценке цели нормативного бюджетного финансирования и реструктуризации сети ОУ.

Ø  Следующая проблема заключается в том, что в направлении перехода к новым финансово-экономическим механизмам возникла проблема в проведения бюджетных средств с уровня муниципалитетов на уровень образовательных учреждений. Новосибирская область столкнулась со следующей ситуацией: каждый месяц направляются деньги муниципалитетам в качестве субсидий, а там в свою очередь начинаются проблемы связанные с перерасходом денежных средств, также муниципалитеты начинали в первую очередь ориентироваться на нужды директоров школ, не связанные с модернизацией.

Ø  Еще одна проблема, которую можно отметить, связана с необходимостью систематизации опыта работы региона по модернизации системы оценки качества образования. В части повышения качества образования система остается достаточно ригидной, урочная нагрузка учителя по-прежнему остается главным показателем, влияющим на оплату труда. В новой школе часовая нагрузка учителя не может быть основным измерителем качества его работы, необходимо ориентироваться на другие формы работы учителя.

Ø  Существует проблема связанная и с обеспечением материальной базы школ. Нельзя построить «новую школу» в ветхом здании. Сейчас возникла проблема, связанная с тем, что отдельные кабинеты оснащены по последнему слову техники, вплоть до ноутбука на каждой парте, однако здание школ в целом находится в ветхом неудовлетворительном состоянии.

Ø  Также острой проблемой на сегодняшний день, является тот, факт, что система образования недостаточно гибко реагирует на изменения требований рынка труда. Рынок труда и рынок образовательных услуг функционируют обособленно. Количество учебных мест в вузах и ссузах планируется в зависимости от социального спроса на данную услугу и не учитывается востребованность будущих специалистов по многим специальностям на рынке труда. Отсутствует система общественно-государственных служб, содействующих трудоустройству и занятости выпускников образовательных учреждений, неразвита региональная сеть аналитико-информационных образовательных центров прогнозирования, мониторинга и маркетинга образовательных услуг.

Ø  Проблемной остается ситуация в сельской местности: высокие темпы «старения» квалифицированных педагогических кадров, слабо представлены предметная и внутрипредметная специализация, малочисленны методические объединения, ниже процент педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию.

Таким образом, данные проблемы свидетельствуют о недоработке некоторых моментов программы модернизации образования, а также и о не учете некоторых особенностей старой сложившейся системы образования.

3.2    Перспективы реализации Национального проекта «Образование»


Качество образовательных процессов определяется следующими критериями:

ü  уровнем успешности прохождения обучающимися государственной (итоговой) аттестации по сравнению с предшествующими периодами и результатами в других субъектах Российской Федерации;

ü  уровнем сбережения здоровья обучающихся (воспитанников) и педагогических работников;

ü  субъективной удовлетворенностью участников образовательного процесса его результативностью и условиями;

ü  соответствием образовательного процесса государственным стандартам условий его организации и ведения;

ü  технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития обучающихся и на уровни продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией и пр.);

ü  соответствием содержания образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг.

Эффективность образования обеспечивается за счет:

ü  его доступности и равенства образовательного старта вне зависимости от социальных факторов и психофизиологических особенностей развития    детей;

ü  создания системы непрерывности образовательного процесса от дошкольного образования до профессионального образования;

ü  форм и методов ведения образовательного процесса, ориентированных на личностные потребности обучающихся;

ü  внедрения в образовательный процесс развивающих педагогических технологий, ориентированных на формирование компетенций,

ü  создания системы поиска и отбора содержания, адекватного консолидированному заказу на оказание образовательных услуг;

ü  психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образовательного процесса;

ü  соблюдения стандартных условий безопасности образовательной среды;

ü  открытости для общественного участия в определении приоритетов развития образования и управлении образовательными учреждениями;

ü  обеспеченности в соответствии с потребностями профессиональными кадрами;

ü  управления, ориентированного на результат и основанного на прогнозировании, проектировании и программировании;

ü  повышения инвестиционной привлекательности.

Также определяющим для перспективного дальнейшего развития образования становится формирование единого банка данных, объединяющего в себе программный и ресурсный потенциал инновационных школ и педагогов, работающих по инновационным программам. Таким образом, с учетом интеграции образовательных ресурсов будут заложены основы для формирования единого инновационного образовательного пространства.

Перспективным является и развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающее объединение ресурсов и реализацию индивидуальных образовательных программ. Это - действенный механизм для выявления одаренности у детей и поддержки талантливой молодежи.

Также в перспективном направлении продолжится переход на новые экономические и управленческие механизмы, что позволит установить зависимость величины зарплаты педагогов, руководителей от результатов и качества труда; сбалансировать штатные расписания образовательных учреждений, сократить избыточный персонал, расширить самостоятельность учреждения образования в расходовании бюджетных средств, повысить статус учителя в   обществе.

Заключение


Изучив теоретическую основу проектного подхода и рассмотрев национальный проект «Образование», мы достигли поставленной цели, а именно увидели особенности применения на практике данного проекта и выявили ряд проблем, полученных в ходе его реализации.

Основными проблемами является:

—      слабая заинтересованность преподавателей общеобразовательных учебных заведений во внедрение инновационных программ и технологий в образовательный процесс;

—      проблемы развития экономической самостоятельности образовательных учреждений;

—      еще одна проблема в том, что система образования недостаточно гибко реагирует на изменения требований рынка труда. Рынок труда и рынок образовательных услуг функционируют обособленно;

—      необходимость модернизации оценочной системы качества образования; высокие темпы «старения» квалифицированных педагогических кадров.

Перспективы:

—      разработанные критерии новой оценки качества образовательного процесса;

—      повышение эффективности образования;

—      формирование единого банка данных, объединяющего в себе программный и ресурсный потенциал инновационных школ и педагогов, работающих по инновационным программам;

—      развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающее объединение ресурсов и реализацию индивидуальных образовательных программ;

—      продолжить переход на новые экономические и управленческие механизмы.

Список использованной литературы


1.      Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

.        Закон РФ Об образовании (в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (с изменениями на 31 декабря 2005 года)

.        Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций

.        Указ Президента РФ «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов» от 7 октября 2008г.

.        Указ Президента РФ №324 «О денежном поощрении лучших учителей» от 6 апреля 2006 г.

.        Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2007 г. №799 « О мерах государственной поддержки в 2008 - 2009 годах реализации в субъектах Российской Федерации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях»

.        Воропаев В.Н., Гальперина З.М., Разу М.Л., Секлетова Г.И., Якутии Ю.В. и др. Управление программами и проектами. М.: Инфра-М. 1999. - С.392

.        Управление проектами: Основы профессиональных знаний, национальные требования к компетентности специалистов. - М.: Издательство «Консалтинговое Агентство «КУБС Групп Кооперация, Бизнес- сервис», 2001.- 265 с.

.        Ревзина О.В., Минскова М.Г. Государственно- частные партнерства в России- правовое регулирование/ Государственно- частное партнерство: пути совершенствования законодательной базы.// Сборник статей под общей ред. Зверева А.А. - М. - 2009.

.        Кольчугина М., Нацпроект «образование»: инноватизация подготовки кадров // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 9. - С. 64 - 72

.        Аванесов В., Приоритетный национальный проект «Образование» как форма перехода к общ. - гос. управлению образовательной сферой // Юрист ВУЗ. - 2008. - № 10. - С. 22 - 26

12.    Мин. Фин. РФ, принципы проектного подхода к управлению общественными инвестициями и ограничения сферы бюджетных инвестиционных проектов.// Электронный ресурс. [Режим доступа: <http://geoims.com/upravlenie-byudzhetnymi-investiciyami/principy-proektnogo-podxoda-k-upravleniyu-obshhestvennymi-investiciyami-i-ogranicheniya-sfery-byudzhetnyx-investicionnyx-proektov>]

.        Матненко А.С. Приоритетный национальный проект «Образование»: сущность и проблемы реализации. // Электронный ресурс. [Режим доступа: http://www.lexed.ru//pravo/theory/ezegod2/?matnenko.html <http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod2/?matnenko.html>]

.        Т. Н. Рыжкова, В. В. Багин. ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕГИОНЕ. // Электронный ресурс. [Режим доступа: <http://regionsar.ru/node/144?page=0,0>]

.        Глоссарий.// Электронный ресурс [Режим доступа: http://rumanager.com/terms/]


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!